Меню Рубрики

Как объяснить ребенку что такое орган зрения

В повседневной жизни мы с вами часто используем устройство, которое по своему строению очень похоже на глаз и работает по такому же принципу. Это фотоаппарат. Как и во многом другом, изобретя фотографию, человек просто сымитировал то, что уже существует в природе! Сейчас вы убедитесь в этом.

Глаз человека по форме — неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется СЕТЧАТКОЙ. Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву.


Строение глаза

Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза — ХРУСТАЛИК. Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским.

Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется АККОМОДАЦИЕЙ.


Принцип аккомодации

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока — стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие — зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (РАДУЖКЕ). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.


Радужная оболочка

Понаблюдайте за своими глазами в зеркало, и вы увидите, что если на глаз направить яркий свет, то зрачок сужается, а в темноте он, наоборот, становится большим — расширяется. Так глазной аппарат защищает сетчатку от губительного действия яркого света.

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм — СКЛЕРОЙ. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют РОГОВИЦЕЙ. В роговице происходит первичное преломление лучей света

Под белковой оболочкой находится СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в ЦИЛИАРНОЕ, или РЕСНИЧНОЕ, ТЕЛО. В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.

Защиту глаза обеспечивают также веки — верхнее и нижнее — и ресницы. В толще век находятся слезные железы. Жидкость, которую они выделяют, постоянно увлажняет слизистую оболочку глаза.

Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.

Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.

Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми.


Близорукость и дальнозоркость

При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими («минусовыми») линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.

Дальнозоркость развивается, если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие — «плюсовые» очки.


Коррекция близорукости (А) и дальнозоркости (Б)

Суммируем всё, что было сказано выше. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело, и в конечном итоге попадает на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток

А теперь вернемся к устройству фотоаппарата. Роль светопреломляющей системы (хрусталика) в фотоаппарате играет система линз. Диафрагма, регулирующая размер светового пучка, который поступает в объектив, играет роль зрачка. А «сетчатка» фотоаппарата — это фотопленка (в аналоговых фотоаппаратах) или светочувствительная матрица (в цифровых фотоаппаратах). Однако важное отличие сетчатки от светочувствительной матрицы фотоаппарата состоит в том, что в ее клетках происходит не только восприятие света, но и начальный анализ зрительной информации и выделение наиболее важных элементов зрительных образов, например направления и скорости движения объекта, его размеров.

Принцип работы фотоаппарата

На сетчатке глаза и светочувствительной матрице фотоаппарата формируется уменьшенное перевернутое изображение внешнего мира — результат действия законов оптики. Но вы видим мир не перевернутым, потому что в зрительном центре мозга происходит анализ полученной информации с учетом этой «поправки».

А вот новорожденные видят мир перевёрнутым примерно до трех недель. К трём неделям мозг обучается переворачивать увиденное.

Известен такой интересный эксперимент, автор которого — Джордж М. Стрэттон из Калифорийского университета. Если человеку надеть очки, которые переворачивают зрительный мир вверх ногами, то в первые дни у него происходит совершенная дезориентация в пространстве. Но уже через неделю человек привыкает к «перевернутому» миру вокруг него, и даже все меньше осознает, что окружающий мир перевернут; у него формируются новые зрительно-двигательные координации. Если после этого снять очки-перевертыши, то у человека снова происходит нарушение ориентации в пространстве, которое вскоре проходит. Этот эксперимент демонстрирует гибкость работы зрительного аппарата и мозга в целом.

источник

  1. Способствовать валелогически грамотной личности.
  2. Доступно познакомить учащихся с органом зрения.
  3. Познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Оборудование: презентация, памятки с изображениями для глаз, листочки с текстами разного размера шрифта.

I. Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть?

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

— С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту?

Тема нашего занятия: Глаз – орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает – смотреть, видеть.

Сегодня мы будем говорить о том, как сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

II. С помощью глаз мы можем различать предметы по … (форме, размеру и цвету).

III. Посмотрите на следующее изображение.

Как вы думаете, что здесь изображено? (изображение глаза и фотоаппарата).

Они рядом, значит, у них есть что-то общее. Что? (рассуждения детей).

— У фотоаппарата есть маленькое круглое отверстие, через которое проходят лучи света и попадают внутрь фотоаппарата на пленку. На пленке рисуется то, на что был направлен фотоаппарат.

Примерно также устроен и наш глаз.

— Посмотрите на него в зеркальце. Вы видите цветное круглое пятнышко. У людей оно разного цвета. Какого цвета у вас?

В центре этого пятнышка черная точка. Но это не просто точка, это маленькое круглое отверстие, называется зрачок. Через него проходят лучи света и попадают внутрь на дно глаза. И там получается рисунок предмета, который мы рассматриваем.

IV. Наш глаз двигается или нет? Подвигайте в разные стороны. А с помощью чего двигается глаз? (мышц – 6).

От того, как работают эти мышцы, зависит наше зрение.

Здесь вы видите изображения глаз с разным настроением. Почему? Первый глазик видит прекрасно и у него прекрасное настроение. Второй глазик печален, он видит плохо, часть мышц у него ослаблены и изображение не попадает на дно глаза. Следующий то же удивлен, он тоже не видит изображения, т.к. некоторые мышцы у него не работают. Последнему глазику очень плохо. Вместо одного изображения он видит два.

А почему не работают мышцы? (они устали).

Конечно, устали. Если на уроках русского языка мы долго пишем, что происходит с рукой? Что мы делаем? (отдыхаем). Если много бегаем, то устаем, что делаем? (отдыхаем).

Вот так и мышцы глаз. Они устают, если долго читать, смотреть.

Значит, что нужно делать, чтобы мышцы стали хорошо работать?

V. Какие упражнения вы уже знаете, чтобы глазки отдыхали?

Физминутка по офтальмологическому тренажеру Базарного.

Сейчас я покажу вам еще несколько упражнений, которые можно делать, чтобы сохранить зрение.

  1. Посмотреть близко, а затем вдаль. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А затем посмотрите на доску. Повторить несколько раз.
  2. Когда глазки устанут, можно закрыть их и сделать глубокий медленный вдох, и глубокий медленный выдох. Все вместе. А зачем мы так дышим? (обогащаем кислородом все клеточки нашего организма, а значит и клетки глаз).
    Сделаем дыхательную гимнастику. (По системе Нарбекова).
  3. Крепко-крепко зажмурить глаза и открыть их.
  4. Поморгать глазками, как бабочка машет своими крылышками. Быстро-быстро.

Для чего я познакомила вас с этими упражнениями?

VI. Если мы не будем заботиться о наших глазах, то что может произойти? (потерять зрение). Придется носить очки.

— Что такое костыли, вы знаете?

— Вот и очки не лечат глаза, а только помогают видеть.

Значит, какой вывод мы должны сделать? (беречь глаза).

Я приготовила вам памятки, где записаны упражнения для глаз. Не забывайте о них. Познакомьте с ними своих родственников.

VII. Чтобы сохранить зрение, надо не только выполнять специальные упражнения, но и знать правила. Их вы знаете с первого класса. Давайте вспомним.

  1. Свет падает с левой стороны.
  2. Расстояние от книги до глаз равно длине руки от локтя до пальчиков.
  3. Книгу надо держать на подставке.
  4. Не читать лежа.
  5. Не смотреть долго телевизор и не играть долго на компьютере.
  6. Расстояние до телевизора рано 2 – 2,5 метра.

Есть еще одно правило, которое вы должны знать. У вас на столе листочек с двумя текстами. Прочитайте их. Какой текст читать легче? (крупный шрифт и мелкий шрифт).

VIII. Все упражнения для вас по силам?

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица!

источник

Амблиопия, или ленивый глаз (от греч. amblyos – слепое и opia – зрение) – состояние, при котором отмечается не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз снижение зрения, нарушение контрастной чувствительности и аккомодационных способностей одного или реже обоих глаз при отсутствии каких-либо патологических изменений органа зрения. Исследованием, проведенным Национальным институтом глаза США, установлено, что функциональная амблиопия является ведущей причиной монокулярного снижения зрения среди возрастной группы от 20 лет и старше, опередив такие серьезные заболевания, как диабетическая ретинопатия, глаукома, макулярная дегенерация и катаракта.

В раннем возрасте существует критический период, когда факторы, препятствующие развитию нормального бинокулярного зрения (напр., постоянное косоглазие или анизометропия), могут вызвать амблиопию. При этом в течение довольно длительного времени этот процесс можно обратить вспять. Многочисленные клинические исследования доказывают, что улучшение остроты зрения у пациентов с функциональной амблиопией возможно вплоть до пожилого возраста. Однако такие случаи редки, а продолжительность лечения дольше, чем в молодом возрасте, и требует значительных усилий со стороны пациента.

Споры относительно того, какое снижение остроты зрения можно расценивать, как амблиопию, вызвали путаницу в отношении определения её встречаемости среди населения. В среднем, можно считать, что распространенность амблиопии составляет в среднем около 2% среди всех жителей планеты. У здоровых детей эта патология выявляется в 1-3,5%, а среди детей с патологией органа зрения – в 4-5,3% случаев. Заболеваемость в дошкольном возрасте составляет 0,4% в год. Рефракционная и дисбинокулярная амблиопия считаются самыми распространенными. Вместе они составляют около 90% от числа всех случаев амблиопии.

К факторам риска развития амблиопии относят наличие в возрасте до 6-8 лет косоглазия, высокой степени аметропии, состояний, способствующих депривации (в данном случае депривация означает недополучение органом зрения зрительных стимулов). Кроме этого, к факторам риска относятся:

  • недоношенность;
  • дефицит веса новорожденного;
  • ретинопатия недоношенных;
  • церебральный паралич;
  • задержка умственного развития;
  • отягощенный семейный анамнез в отношении анизометропии, изоаметропии, косоглазия, амблиопии, врожденной катаракты.

Курение матери во время беременности, применение лекарственных средств и алкоголя может повышать риск развития амблиопии и косоглазия.

Риск слепоты у пациентов с амблиопией сравнительно выше, чем среди здорового населения в силу того, что на протяжении жизни всегда присутствует риск потери зрения на здоровом глазу, и при амблиопии это может привести к инвалидности. Лечение амблиопии оправдано также тем, что благодаря способности к фузии, создаются условия для правильного положения глаз, а нормальное бинокулярное зрение и его высокая острота требуются во многих профессиях.

Наиболее значительные проблемы вызывает нарушение стереозрения, которое может осложнить осуществление профессиональной деятельности, вождение автомобиля, координацию движений.

Типичными симптомами амблиопии являются ухудшение зрения одного или обоих глаз, затруднение восприятия объемных предметов, оценки расстояния до них, трудности при обучении. При наличии косоглазия могут предъявляться жалобы на отклонение глаза в одну из сторон от направления взора, двоение при взгляде двумя глазами и его исчезновение при закрытии косящего глаза. 27% пациентов с изогиперметропической амблиопией имеют сопутствующий дефицит навыков зрительного восприятия, что может вылиться в затруднения при обучении. Он приблизительно в 3 раза больше у детей, пользовавшихся оптической коррекцией с 4-х лет, чем у детей, начавших делать это раньше.

Монолатеральная амблиопия обычно не вызывает значительно затрудняющих зрение симптомов, так как хорошая острота зрения обеспечивается здоровым глазом.

Амблиопию можно предотвратить и излечить тем эффективнее, чем раньше она была выявлена. Первый осмотр, позволяющий выявить возможные причины депривационной амблиопии, должен проводиться в течение 4-6 недель после рождения, а оценка рефракции — в первый год жизни. Детям, находящимся в группе риска, необходим ежегодный осмотр в течение первых 6-8 лет жизни.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Основным методом диагностики является визометрия. Дополнительно исследуются рефракция, фиксация глаз пациента, движения глаз и их содружественность, способность к сенсомоторной фузии, аккомодация. Для установления причины амблиопии могут быть полезными электрофизиологические методы обследования, а также иные методы, позволяющие установить возможную органическую или психическую этиологию понижения остроты зрения.

Наилучшим методом достижения и сохранения высокой остроты зрения является выработка нормального бинокулярного зрения. Для успешного лечения необходимо определить вид и устранить основную причину амблиопии. Чаще всего таковыми являются депривация и угнетение бинокулярного зрения. Система методов, направленных на устранение амблиопии, называется плеоптическим лечением.

Основным принципом прямой окклюзии является закрытие лучшего глаза, что стимулирует зрение амблиопичного. Однако психологические трудности при ее использовании, особенно у детей до 8 лет, могут приводить к отсутствию желаемого результата.

Перед ее применением важно исправить эксцентрическую фиксацию, так как она будет препятствовать достижению желаемого эффекта.

Окклюзия может вызывать следующие побочные эффекты:

  • снижение остроты зрения лучше видящего глаза, как результат плохого контроля со стороны врача и родителей;
  • появление или увеличение степени косоглазия;
  • появление диплопии;
  • косметические проблемы;
  • кожная аллергия и раздражение в местах прикрепления окклюдера.

Основной проблемой, приводящей к неэффективности окклюзии, является отсутствие приверженности к лечению (комплайенса) у детей. Они могут отказываться от ношения заклейки по разным причинам, а родители, в свою очередь, не могут или не желают заставить их это делать. Исследования показали, что при 3-х часовом ношении окклюдера комплайенс составляет около 58%, а при 6-часовом — уже 41%.

Завершение лечения нужно проводить постепенно, уменьшая время ношения окклюзии. В противном случае риск рецидива амблиопии значительно повышается.

В некоторых исследованиях было отмечено, что прием препарата Леводопа вызывает временное улучшение зрения амблиопичного глаза, однако механизм эффекта в настоящее время не выяснен.

Выделяют функциональную, органическую и истерическую амблиопии. Потенциально функциональная амблиопия поддается лечению, в то время, как органическая в большинстве случаев является необратимой.

Функциональную амблиопию, в свою очередь, подразделяют на депривационную, рефракционную и анизометропическую. Она развивается в возрасте до 6-8 лет и является следствием депривации (лишения внешнего светового воздействия на сетчатку), косоглазия или анизометропии.

Следующие два вида понижения остроты зрения часто неправильно классифицируют как амблиопию, так как в их основе лежат психические или органические процессы, происходящие в глазу или головном мозге.

Истерическая амблиопия – ухудшение зрения в результате тревожного или эмоционального расстройства. Причиной его считается нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения в головном мозге.

Органическая амблиопия – ухудшение зрения вследствие заболеваний глаза или зрительного тракта.

Функциональная амблиопия часто сопутствует приобретенным заболеваниям или врожденным аномалиям. Такое сочетание можно назвать взаимосвязанной амблиопией.

Также выделяют монолатеральную, когда отмечается снижение зрения одного глаза, и билатеральную амблиопию.

Степень понижения остроты зрения может быть слабой (0,4-0,8), средней (0,3-0,2), высокой (0,1-0,05) и очень высокой (менее 0,04).

Наиболее часто амблиопия развивается в результате неадекватной световой стимуляции центральных или периферических отделов сетчатки и/или аномального бинокулярного взаимодействия, приводящего к тому, что глаз воспринимает изображение, отличное от воспринимаемого другим глазом. Более подробно механизм изложен в подразделах, посвященных каждой из форм.

Причиной рефракционной амблиопии является высокая степень аметропии обоих глаз ( изоаметропия) или клинически значимая разница в рефракции глаз ( анизометропия) у пациентов, не использующих оптическую коррекцию на момент обследования. В основе этого вида лежит активное торможение в проводящих путях зрительного тракта с целью устранить нарушение восприятия зрительной информации из-за дефокусировки. Изоаметропия реже является причиной амблиопии, несмотря на то, что может затормаживать нормальное развитие зрительных путей и корковых центров головного мозга. Тяжесть амблиопии у пациентов с анизометропией напрямую зависит от разницы в рефракции глаз.

Основные принципы лечения изоаметропической амблиопии. Изоаметропическая амблиопия встречается только в 1-2% случаев рефракционной амблиопии. Лечение начинается, в первую очередь, с назначения полной коррекции аметропии. При непереносимости или иных факторах, препятствующих ее применению, может назначаться неполная коррекция, а через 4-6 недель оптическая сила очков или контактных линз может быть скорректирована с целью максимального исправления нарушений рефракции. Иногда, несмотря на это, наилучшая возможная острота зрения не достигается даже после 1-2 лет от начала использования коррекции. В таких случаях амблиопии часто сопутствует аккомодативная недостаточность, для лечения которой может быть назначена активная зрительная терапия.

Основные принципы лечения анизометропической амблиопии. Как и в случае с изоаметропической амблиопией, начальным методом лечения является полная оптическая коррекция. У некоторых пациентов нужно постепенно увеличивать силу линз для облегчения привыкания к ним и во избежание диплопии. Иногда этого этапа достаточно для повышения остроты зрения. Чаще это происходит у молодых пациентов или при анизометропии до 2 дптр. По результатам исследований, у 27% пациентов в возрасте 3-6 лет амблиопия была излечена полностью, а у 48% наблюдалось улучшение остроты зрения спустя 5 недель после начала ношения коррекции.

Детям до 6 лет рекомендуется сначала назначать оптическую коррекцию на 4-6 недель, а затем оценить необходимость дополнительного лечения. При отсутствии положительной динамики таким пациентам, а также пациентам старшего возраста могут быть назначены частичная окклюзия и активная зрительная терапия. Сопутствующее косоглазие в свою очередь может потребовать дополнительных мер, и, как следствие, увеличить сроки лечения.

Крайне важно наблюдение за пациентами с анизометропической амблиопией, так как, по разным данным, у 25-87% отмечается снижение остроты зрения после лечения. Чаще всего причиной тому является нарушение бинокулярного зрения и нежелание носить оптическую коррекцию в дальнейшем. Рекомендуется проводить повторные осмотры спустя 2, 4, 6 и 12 месяцев после лечения, даже если оно было успешным.

Депривационная (обскурационная) амблиопия развивается в случае, когда имеется врожденное или возникшее в раннем детском возрасте физическое препятствие зрению, затрудняющее фокусировку, снижающее четкость изображения на сетчатке. В результате этого задерживается развитие зрительного анализатора и нарушается формирование различных структур органа зрения. Диагноз устанавливается после того, как, несмотря на удаление препятствующего фактора, сохраняется снижение остроты зрения. Данная форма амблиопии развивается только в возрасте до 6-8 лет, в период формирования зрительной функции у ребенка. Степень ее напрямую зависит от возраста начала и продолжительности депривации. Наиболее частой причиной обскурационной амблиопии является врожденная катаракта.

Основные принципы лечения депривационной амблиопии. При раннем выявлении заболевания, препятствующего попаданию света на сетчатку (напр. врожденная катаракта), необходимо стремиться к наиболее раннему (в течение первых двух месяцев жизни) его лечению. В случае двухстороннего поражения промежуток между вмешательствами должен быть по возможности минимальным (1-2 недели). В дальнейшем для коррекции значимой аметропии может быть назначена оптическая коррекция. Иногда применяются частичная окклюзия и различные приборы, стимулирующие зрение. Рекомендуется наблюдение за развитием остроты и бинокулярности зрения с интервалом 2-4 недели в течение года. При удовлетворительном результате кратность осмотров может снижаться до 2 раз в год.

У пациентов старше 1 года при наличии заболевания, обусловливающего депривацию, прогноз в отношении восстановления зрительных функций неудовлетворительный. Целесообразность оперативного лечения должна подтверждаться с помощью ЭРГ.

Причиной дисбинокулярной амблиопии является постоянное монолатеральное косоглазие, развившееся в возрасте до 6-8 лет. Альтернирующее косоглазие также может приводить к снижению остроты зрения, но в гораздо меньшей степени. В норме изображение, воспринимаемое каждым глазом, проецируется на корреспондирующие (идентичные) точки на сетчатке в фовеальной области. Головной мозг обрабатывает их таким образом, что эти две картинки воспринимаются как единое целое, обеспечивая пространственное зрение. Отклонение одного из глаз приводит к тому, что на одинаковые участки сетчатки проецируются разные изображения (нарушается бифовеальная фиксация). В результате попытка мозговых центров обработать их влечет за собой конфузию (совмещение двух разных изображений, попадающих на макулу ведущего и косящего глаза) и диплопию (двоение). Для устранения этих проблем зрительная система подавляет поступающее от отклоненного глаза изображение, что с течением времени приводит к снижению остроты его зрения. Таким образом, развивающаяся при этом состоянии эксцентрическая фиксация, когда изображение предмета фокусируется на разных участках сетчатки глаз – основная проблема, связанная с дисбинокулярной амблиопией. Именно проекция и устойчивость фиксации является определяющим фактором в выборе тактики лечения.

Основные принципы лечения дисбинокулярной амблиопии. Первым шагом является назначение по возможности наиболее полной оптической коррекции. Однако этот метод редко приводит к улучшению остроты зрения, и его необходимо дополнять окклюзией и активной зрительной терапией. Полная окклюзия рекомендуется при постоянном косоглазии, частичная – при непостоянном. Немаловажное значение в лечении этого вида амблиопии имеет хирургическое лечение, так как угол косоглазия более 10° делает безрезультатными все усилия, направленные на повышение остроты зрения. В некоторых случаях улучшение остроты зрения приводит к улучшению фузионных возможностей и уменьшению косоглазия.

В случае, когда прогноз в отношении бинокулярного зрения неудовлетворительный, значительное повышение остроты зрения может вызвать диплопию. Это нужно учитывать при определении целевого показателя остроты зрения при лечении. Безусловно, амблиопия осложняет прогностическую оценку бинокулярного зрения. В таком случае при сомнительном прогнозе рекомендуется достичь некой определенной остроты, позволяющей оценить перспективы в отношении бинокулярности, а затем решать вопрос о необходимости дальнейшего лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Продолжительность лечения с применением оптической коррекции и окклюзии может занимать от 6 до 11,5 месяцев, при этом максимальный эффект окклюзии достигается в первые 3-4 месяца. Взрослым пациентам с косоглазием могут потребоваться более длительный период времени на лечение и дополнительные методы для исправления косоглазия и создания условий для бинокулярного зрения.

Прогноз восстановления остроты зрения и улучшения зрительных функций зависит от следующих факторов:

  • строгого выполнения всех рекомендаций пациентом;
  • вида амблиопии;
  • правильности фиксации глаза;
  • возраста манифестации амблиопии;
  • исходной остроты зрения;
  • возраста пациента, в котором было начато лечение;
  • методов лечения.

Обскурационная амблиопия, проявившаяся монолатерально, лечение которой не проводилось на протяжении 3 месяцев после рождения ребенка, значительно влияет на развитие остроты зрения. Шансы получить в результате зрение 0,4 и более высоки в том случае, если в первые 2 месяца после рождения было проведено оперативное лечение. При этом прогноз в отношении бинокулярного зрения все же пессимистичный. Двухсторонняя же форма имеет схожие последствия, но по прошествии 6 месяцев жизни ребенка. Если лечение не будет начато в течение критического периода развития, то прогноз в отношении зрения неудовлетворительный.

Некорригированная анизометропия или изоаметропия в течение периода развития также может оказывать значительный эффект на развитие зрения. Так, у 67% пациентов с некорригированной гиперметропией встречается косоглазие. Однако при адекватном лечении шансы улучшить остроту зрения более 0,5 при обоих видах рефракционной амблиопии велики.

Косоглазие, оставленное без лечения, может приводить к развитию сенсомоторных аномалий, наиболее значимыми из которых является эксцентрическая фиксация. Именно она ухудшает прогноз и значительно увеличивает продолжительность терапии. Ключевым фактором в борьбе с дисбинокулярной амблиопией является строгая приверженность пациента к назначенному лечению. Важное место также занимают ранняя диагностика и начало лечения. Так, у пациентов старше 5 лет шансов перевести имеющуюся форму косоглазия в альтернирующую с целью получения относительно одинаковой остроты зрения на оба глаза значительно меньше. Отсутствие положительной динамики в лечении косоглазия значительно затрудняет лечение амблиопии. При этом нет никакой гарантии, что амблиопия не будет рецидивировать после окончания лечения, в связи с чем рекомендуется проводить повторные осмотры в 2,4,6 и 12 месяцев.

В течение года наблюдения после окончания лечения у 21% пациентов отмечалось снижение остроты зрения более 2 строк, определяемых по таблице для дали, из них у 40% это выявлялось в первые 5 недель после завершения курса терапии.

источник

Организм человека изучают три науки — анатомия, физиология и гигиена. Анатомия изучает строение организма. Физиология изучает функции органов и всего организма в целом.

Гигиена изучает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Среди трех этих наук самой трудной для понимания, что в школах, что в высших учебных заведениях, традиционно считается анатомия. Бытует мнение, что анатомию можно одолеть только зубрежкой. Зубрить, зубрить и еще раз зубрить! Иначе никак! На самом же деле это не так. Если рассматривать человеческий организм как единую систему, а не набор отдельных органов, то сразу становится ясно, насколько логично он устроен. Нужно не зубрить, а думать — понимать назначение каждого органа, видеть взаимосвязь между органами и системами и т. п. При таком подходе зубрить ничего не придется.

Орган зрения самый важный анализатор у человека. Посредством зрения мы получаем около 70 % информации об окружающем мире. Около 70 %! Больше двух третей! Кроме важности, орган зрения является весьма чувствительным анализатором.

Давайте перечислим, какую именно информацию дает нам зрение. Посмотрите на какой-нибудь предмет и начинайте перечислять. А после читайте дальше и проверяйте — все ли вы перечислили.

Итак, зрение дает нам информацию о:

4. Положении предмета в пространстве (удаленности от нас).

Зрению принадлежит первостепенная роль в трудовой деятельности людей. Профессии, в которых можно обойтись без зрения, можно без преувеличения пересчитать по пальцам.

Строение зрительного анализатора

Зрительный анализатор человека состоит из пары глаз, пары зрительных нервов, идущих от глаз к зрительной зоне коры больших полушарий и самой зрительной зоны (зрительного центра), расположенной в затылочной доле коры.

Зрительная зона присутствует в каждом из полушарий головного мозга. На пути в мозг зрительные нервы перекрещиваются, поэтому зрительная зона левого полушария получает сигналы от правого глаза, а зрительная зона правого полушария — от левой половины.

Человеческий глаз имеет сложное строение.

Глаз расположен в глазнице черепа — специальном углублении. Анатомически (то есть по-научному) считается, что глаз человека состоит из глазного яблока (это та часть, которую в быту и называют «глазом») и зрительного нерва.

Глазное яблоко получило такое название из-за своей формы. Глаз действительно похож на яблоко. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра, окруженного тремя оболочками: наружной, средней и внутренней.

Наружная оболочка, называемая «склерой», представляет собой плотную соединительнотканную капсулу, которая прозрачна только в передней части, которая называется «роговицей». Именно через роговицу в глаз проникает свет (световые раздражители). Склера выполняет защитную и формообразующую функции. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы, которые участвуют в поворотах глаз. У каждого глаза шесть таких мышц. Сокращаясь, глазодвигательные мышцы поворачивают глазное яблоко, изменяя тем самым направление взгляда

Под склерой находится богатая кровеносными сосудами сосудистая оболочка глаза, которая обеспечивает питание глаза и выведение продуктов обмена. Сосудистая оболочка образована радужкой, ресничным телом и собственно сосудистой оболочкой. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок, через которое лучи света проникают внутрь глазного яблока. Величина зрачка изменяется в зависимости от интенсивности освещения. На свету зрачки сужаются, предохраняя глаза от чрезмерного раздражения, а в темноте расширяются, чтобы пропустить как можно больше лучей (чуть позже об этом будет сказано подробнее). Изменение величины зрачка обеспечивают гладкие мышечные волокна которые расположенные в радужке. Радужка содержит некоторое количество пигмента, обуславливающего ее окраску (то, что в быту называется «цветом глаз»). Пигментирована в целом вся сосудистая оболочка, а не только радужка. Это своеобразное «затемнение» глаза, препятствующая проникновению света через склеру. Свет должен идти только через зрачок.

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

Часть сосудистой оболочки, расположенная за зрачком, называется «ресничным телом». К ресничному телу на круглой связке подвешен хрусталик — прозрачное тело, играющее в глазу роль линзы. Он и выглядит как двояковыпуклая линза. В толще ресничного тела находятся гладкие мышечные клетки, образующие ресничную мышцу. Эта мышца выполняет очень важную работу — она регулирует кривизну хрусталика.

За счет изменения кривизны хрусталика обеспечивается аккомодация зрения — «настройка» глаза на определенное расстояние до рассматриваемого объекта. Благодаря ресничной мышце мы можем смотреть далеко и близко. Когда ресничная мышца сокращается, то кривизна хрусталика увеличивается и его преломляющая способность возрастает. Глаз получает возможность рассматривать предметы, находящиеся вблизи. Когда ресничная мышца расслабляется, кривизна хрусталика и его преломляющая способность уменьшаются и глаз получает четкое изображение удаленных предметов.

Внутренняя оболочка глазного яблока называется «сетчатой оболочкой» или «сетчаткой». Сетчатка содержит светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки, преобразующие энергию света в импульсы, передающиеся по зрительному нерву в зрительную долю коры больших полушарий. Колбочки располагаются в центре задней части сетчатки, прямо напротив зрачка. Они обеспечивают дневное зрение. Колбочки воспринимают цвета, форму и детали предметов. В периферической части сетчатки есть только палочки, которые раздражаются сумеречным светом. Мы уже знаем, что в темноте зрачок расширяется. Он расширяется для того, чтобы в глаз попадало больше световых лучей и еще для того, чтобы сумеречный свет попадал бы именно на чувствительные к нему палочки.

Палочки нечувствительны к цвету. Поэтому ночью все кошки серы. В темноте мы не различаем цветов.

А знаете ли вы, что преломившиеся в хрусталике лучи света от рассматриваемого предмета, попадая на сетчатку, образуют на ней обратное изображение предмета? Проще говоря — мы видим все вверх ногами!

Мы должны видеть все вверх ногами, но, тем не менее, видим нормально. Что за парадокс? В чем дело? Дело в том, что вскоре после рождения наше зрение, образно говоря, «становится на ноги». Новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами, но благодаря повседневной тренировке зрительного анализатора и постоянной проверке зрительных ощущений у них вырабатывается условный рефлекс, позволяющий видеть предметы в нормальном, «прямом» виде.

Под оболочками глаза находится стекловидное тело — студнеобразное прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой.

Место выхода из глазного яблока зрительного нерва называется «слепым пятном» поскольку в нем нет никаких световых рецепторов — ни палочек, ни колбочек.

Но почему в нашем зрении нет слепого пятна?

Дело в том, что слепые пятна в обоих глазах находятся симметрично, смещенными в отношении центра.

Изображения, получаемые от обоих глаз накладываются друг на друга, делая «провалы» в области слепых пятен незаметными. Помимо этого наш мозг способен поправлять (корректировать) воспринимаемое изображение.

Для обнаружения слепых пятен нужны специальные приемы.

Закройте левый глаз ладонью и смотрите на крестик правым глазом. Приближайте и отдаляйте книгу до тех пор, пока вы не обнаружите, что черный кружок исчез. Это произошло потому что он попал в область слепого пятна глаза.

Кроме основного аппарата, который мы только что рассмотрели, в глазу есть и вспомогательный аппарат. Он состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппарата. С двигательным аппаратом мы тоже уже знакомы.

К защитному аппарату глаза относятся брови, ресницы и веки.

Брови представляют собой дугообразные выпуклости кожи над глазницами, имеющие волосяной покров и особую двигательную мышцу. Брови защищают глаза от стекающих по лбу капель пота.

Веки — это подвижные кожные складки вокруг глаз, покрытые с внутренней стороны слизистой оболочкой, которая переходит на глазное яблоко. Различают верхнее и нижнее веко.

Ресницы представляют волосы, окаймляющие сверху и снизу разрез глаза. Ресницы расположены в 2 или 3 ряда на краях обеих век.

Ресницы и веки защищают глаза от попадания инородных частиц (пыли, мошек и др.). Веки также способствуют смачиванию глаз слезной жидкостью — секретом парных слезных желез (по одной у каждого глаза). Слезная жидкость омывает глазное яблоко, увлажняя его и тем самым предохраняя от высыхания. Кроме того, слезная жидкость очищает глаз от инородных предметов. Образуясь постоянно, слезная жидкость стекает по особому каналу — носослезному протоку в носовую полость. Повышенное отделение слезной жидкости может происходить во время эмоциональных напряжений — плача или смеха. Когда слезной жидкости выделяется много, она не успевает полностью стечь по носослезному протоку и переливается через края нижних век — по лицу текут слезы.

источник

Зрение является каналом, посредством которого человек получает примерно 70% всех данных о мире, который его окружает. И возможно это только по той причине, что именно зрение человека представляет собой одну из самых сложных и поражающих воображение зрительных систем на нашей планете. Если бы не было зрения, все мы, скорее всего, просто жили бы в темноте.

Человеческий глаз обладает совершенным строением и обеспечивает зрение не только в цвете, но также в трёх измерениях и с высочайшей резкостью. Он обладает способностью моментально менять фокус на самые разные расстояния, осуществлять регуляцию объёма поступающего света, различать между собой огромное количество цветов и ещё большее количество оттенков, производить коррекцию сферических и хроматических аберраций и т.д. С мозгом глаз связывают шесть уровней сетчатки, в которых ещё перед тем, как информация будет отправлена в мозг, данные проходят через этап компрессии.

Но как же устроено наше с вами зрение? Как посредством усиления цвета, отражённого от предметов, мы трансформируем его в изображение? Если подумать об этом серьёзно, можно сделать вывод, что устройство зрительной системы человека до мельчайших подробностей «продумано» создавшей его Природой. Если же вы предпочитаете верить в то, что за создание человека ответственен Создатель или некая Высшая Сила, то эту заслугу можете приписать им. Но давайте не будем разбираться в тайнах бытия, а продолжим разговор об устройстве зрения.

Строение глаза и его физиологию можно без обиняков назвать действительно идеальными. Подумайте сами: оба глаза находятся в костных впадинах черепа, которые защищают их от всевозможных повреждений, однако выступают из них они именно так, чтобы обеспечивался максимально широкий горизонтальный обзор.

Расстояние, на котором глаза находятся друг от друга, обеспечивает пространственную глубину. А сами глазные яблоки, как доподлинно известно, обладают шарообразной формой, благодаря чему способны вращаться в четырёх направлениях: влево, вправо, вверх и вниз. Но каждый из нас воспринимает всё это, как само собой разумеющееся – мало кому приходит в голову представить, что было бы, если бы наши глаза были квадратными или треугольными или их движение было бы хаотичным – это бы сделало зрение ограниченным, сумбурным и малоэффективным.

Итак, устройство глаза предельно сложно, но как раз это и делает возможным работу примерно четырёх десятков его различных составляющих. И даже если бы не было хоть одного из этих элементов, процесс зрения перестал бы осуществляться так, как ему следует осуществляться.

Чтобы убедиться в том, насколько сложно устроен глаз, предлагаем вам обратить своё внимание на рисунок ниже.

Давайте же поговорим о том, как реализуется на практике процесс зрительного восприятия, какие элементы зрительной системы в этом участвуют, и за что каждый из них отвечает.

По мере приближения света к глазу световые лучи сталкиваются с роговицей (иначе её называют роговой оболочкой). Прозрачность роговицы позволяет свету проходить сквозь неё во внутреннюю поверхность глаза. Прозрачность, кстати, является важнейшей характеристикой роговицы, и прозрачной она остаётся по причине того, что особый протеин, который в ней содержится, сдерживает развитие кровеносных сосудов – процесс, происходящий практически в каждой из тканей человеческого тела. В том случае если бы роговица прозрачной не была, остальные компоненты зрительной системы не имели бы никакого значения.

Помимо прочего, роговица не даёт попадать во внутренние полости глаза сору, пыли и каким-либо химическим элементам. А кривизна роговой оболочки позволяет ей преломлять свет и помогать хрусталику фокусировать световые лучи на сетчатке.

После того как свет прошёл сквозь роговицу, он проходит через маленькое отверстие, расположенное посередине радужки глаза. Радужка же представляет собой круглую диафрагму, которая находится перед хрусталиком сразу за роговицей. Радужка также является тем элементом, который придаёт глазу цвет, а цвет зависит от преобладающего в радужке пигмента. Центральное отверстие в радужке – это и есть знакомый каждому из нас зрачок. Размер этого отверстия имеет возможность изменяться, чтобы контролировать количество поступающего в глаз света.

Размер зрачка изменятся непосредственно радужкой, а обусловлено это её уникальнейшим строением, ведь состоит она из двух различных видов мышечных тканей (даже здесь есть мышцы!). Первая мышца является круговой сжимающей – она располагается в радужке кругообразно. Когда свет яркий, происходит её сокращение, вследствие чего зрачок сокращается, как бы втягиваясь мышцей внутрь. Вторая мышца является расширяющей – она расположена радиально, т.е. по радиусу радужки, что можно сравнить со спицами в колесе. При тёмном освещении происходит сокращение этой второй мышцы, и радужка раскрывает зрачок.

Многие специалисты-эволюционисты до сих пор испытывают некоторые затруднения, когда пытаются объяснить, каким же всё-таки образом происходит формирование вышеназванных элементов зрительной системы человека, ведь в любой другой промежуточной форме, т.е. на каком-либо эволюционном этапе работать они просто не смогли бы, но человек видит с самого начала своего существования. Загадка…

Минуя названные выше этапы, свет начинает проходить через хрусталик, находящийся за радужкой. Хрусталик является оптическим элементом, имеющим форму выпуклого продолговатого шара. Хрусталик абсолютно гладок и прозрачен, в нём нет кровеносных сосудов, а сам он расположен в эластичном мешочке.

Проходя сквозь хрусталик, свет преломляется, после чего происходит его фокусировка на ямке сетчатки – самом чувствительном месте, содержащем максимальное количество фоторецепторов.

Важно заметить, что уникальное строение и состав обеспечивают роговице и хрусталику большую силу преломления, гарантирующую короткое фокусное расстояние. И как же удивительно, что такая сложная система вмещается всего в одном глазном яблоке (подумайте только, как бы мог выглядеть человек, если бы для фокусировки световых лучей, идущих от предметов, требовался бы, например, метр!).

Не менее интересно и то, что совместная преломляющая сила этих двух элементов (роговицы и хрусталика) находится в прекрасном соотношении с глазным яблоком, а это можно смело назвать ещё одним доказательством того, что зрительная система создана просто непревзойдённо, т.к. процесс фокусирования слишком сложен, чтобы говорить о нём, как о чём-то, что произошло лишь благодаря пошаговым мутациям – эволюционным стадиям.

Если же речь идёт о предметах расположенных близко к глазу (как правило, близким считается расстояние менее 6 метров), то здесь всё ещё любопытнее, ведь в этой ситуации преломление световых лучей оказывается ещё более сильным. Обеспечивается же это увеличением кривизны хрусталика. Хрусталик соединён посредством цилиарных поясков с ресничной мышцей, которая, сокращаясь, даёт хрусталику возможность принимать более выпуклую форму, тем самым увеличивая свою преломляющую силу.

И здесь снова нельзя не упомянуть о сложнейшем строении хрусталика: составляют его множество ниточек, которые состоят из соединённых друг с другом клеточек, а тонкие пояски связывают его с цилиарным телом. Фокусировка осуществляется под контролем головного мозга крайне быстро и на полном «автомате» — осуществить такой процесс осознанно для человека невозможно.

Результатом фокусировки становится сосредоточение изображения на сетчатке, представляющей собой многослойную ткань, чувствительную к свету, покрывающую заднюю часть глазного яблока. В сетчатке содержится примерно 137 000 000 фоторецепторов (для сравнения можно привести современные цифровые фотоаппараты, в которых подобных сенсорных элементов не более 10 000 000). Такое громадное количество фоторецепторов обусловлено тем, что расположены они крайне плотно – примерно 400 000 на 1 мм².

Здесь не будет лишним привести слова специалиста по микробиологии Алана Л. Гиллена, говорящего в своей книге «Тело по замыслу» о сетчатке глаза, как о шедевре инженерного проектирования. Он считает, что сетчатка является самым удивительным элементом глаза, сравнимым с фотоплёнкой. Светочувствительная сетчатка, расположенная на задней стороне глазного яблока, намного тоньше целлофана (её толщина составляет не более 0,2 мм) и гораздо чувствительнее, чем любая, созданная человеком фотоплёнка. Клетки этого уникального слоя способны обрабатывать до 10 миллиардов фотонов, в то время как самый чувствительный фотоаппарат способен обработать лишь несколько их тысяч. Но ещё удивительнее то, что человеческий глаз может улавливать единицы фотонов даже в темноте.

Всего сетчатку составляют 10 слоёв фоторецепторных клеток, 6 слоёв из которых являются слоями светочувствительных клеток. 2 вида фоторецепторов имеют особую форму, по причине чего их называют колбочками и палочками. Палочки крайне восприимчивы к свету и обеспечивают глазу чёрно-белое восприятие и ночное зрение. Колбочки, в свою очередь, не так восприимчивы к свету, но способны различать цвета – оптимальная работа колбочек отмечается в дневное время суток.

Благодаря работе фоторецепторов световые лучи трансформируются в комплексы электрических импульсов и посылаются в мозг на невероятно большой скорости, а сами эти импульсы за доли секунд преодолевают свыше миллиона нервных волокон.

Связь фоторецепторных клеток в сетчатке очень сложна. Колбочки и палочки никак напрямую с мозгом не связаны. Получив сигнал, они переадресовывают его биполярным клеткам, а те перенаправляют уже обработанные собою сигналы ганглиозным клеткам, более миллиона аксонов (нейритов, по которым передаются нервные импульсы) которых составляют единый зрительный нерв, по которому данные и поступают в мозг.

Два слоя промежуточных нейронов, до того как зрительные данные будут отправлены в мозг, способствуют параллельной обработке этой информации шестью уровнями восприятия, находящимися в сетчатке глаза. Необходимо это для того чтобы изображения распознавались как можно быстрее.

После того как обработанная зрительная информация поступает в мозг, он начинает её сортировку, обработку и анализ, а также формирует цельное изображение из отдельных данных. Конечно же, о работе человеческого мозга ещё много чего неизвестно, однако даже того, что научный мир может предоставить сегодня, вполне достаточно, чтобы поразиться.

При помощи двух глаз формируются две «картинки» мира, который окружает человека – по одной на каждую сетчатку. Обе «картинки» передаются в мозг, и в действительности человек видит два изображения в одно и то же время. Но как?

А дело вот в чём: точка сетчатки одного глаза точно соответствует точке сетчатки другого, а это говорит о том, чтоб оба изображения, попадая в мозг, могут накладываться друг на друга и сочетаться вместе для получения единого изображения. Информация, полученная фоторецепторами каждого из глаз, сходится в зрительной коре головного мозга, где и появляется единое изображение.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

По причине того, что у двух глаз может быть разная проекция, могут наблюдаться и некоторые несоответствия, однако мозг сопоставляет и соединяет изображения таким образом, что человек никаких несоответствий не ощущает. Мало того – эти несоответствия могут быть использованы с целью получения чувства пространственной глубины.

Как известно, из-за преломления света зрительные образы, поступающие в мозг, изначально являются очень маленькими и перевёрнутыми, однако «на выходе» мы получаем то изображение, которое привыкли видеть.

Помимо этого в сетчатке изображение делится мозгом надвое по вертикали – через линию, которая проходит через ямку сетчатки. Левые части изображений, полученных обоими глазами, перенаправляются в правое полушарие, а правые части – в левое. Так, каждое из полушарий смотрящего человека получает данные только от одной части того, что он видит. И снова – «на выходе» мы получаем цельное изображение без каких бы то ни было следов соединения.

Разделение изображений и крайне сложные оптические пути делают так, что мозг видит отдельно каждым из своих полушарий с использованием каждого из глаз. Это позволяет ускорить обработку потока входящей информации, а также обеспечивает зрение одним глазом, если вдруг человек по какой-либо причине перестаёт видеть другим.

Можно заключить, что мозг в процессе обработки зрительной информации убирает «слепые» пятна, искажения из-за микродвижений глаз, морганий, угла зрения и т.п., предлагая своему хозяину адекватное целостное изображение наблюдаемого.

Ещё одним из важных элементов зрительной системы является движение глаз. Умалять значение этого вопроса никак нельзя, т.к. чтобы вообще иметь возможность использовать зрение должным образом мы должны уметь поворачивать глаза, поднимать их, опускать, короче говоря – двигать глазами.

Всего можно выделить 6 внешних мышц, которые соединяются с внешней поверхностью глазного яблока. К этим мышцам относятся 4 прямые (нижняя, верхняя, боковая и средняя) и 2 косые (нижняя и верхняя).

В тот момент, когда какая-либо из мышц сокращается, мышца, являющаяся для неё противоположной, расслабляется – это обеспечивает ровное движение глаз (в противном случае все движения глазами осуществлялись бы рывками).

При повороте двух глаз автоматически изменяется движение всех 12 мышц (по 6 мышц на каждый глаз). И примечательно то, что процесс этот является непрерывным и очень хорошо скоординированным.

По словам знаменитого офтальмолога Питера Джени, контроль и координация связи органов и тканей с центральной нервной системой посредством нервов (это называется иннервацией) всех 12 глазных мышц представляет собой один из очень сложных процессов, происходящих в мозге. Если же добавить к этому точность перенаправления взора, плавность и ровность движений, скорость, с которой может вращаться глаз (а она составляет в сумме до 700° в секунду), и соединить всё это, мы получим на самом деле феноменальную по части исполнения подвижную глазную систему. А то, что человек имеет два глаза, делает её ещё более сложной – при синхронном движении глаз необходима одинаковая мускульная иннервация.

Мышцы, которые вращают глаза, отличны от мышц скелета, т.к. их составляет множество всевозможных волокон, а контролируются они ещё большим числом нейронов, иначе точность движений стала бы невозможной. Данные мышцы можно назвать уникальными ещё и потому, что они способны быстро сокращаться и практически не устают.

Учитывая то, что глаз – это один из наиболее важных органов человеческого организма, он нуждается в непрерывном уходе. Именно для этого как раз и предусмотрена, если так можно назвать, «интегрированная система очистки», которая состоит из бровей, век, ресниц и слёзных желёз.

При помощи слёзных желёз регулярно производится липкая жидкость, с медленной скоростью движущаяся вниз по внешней поверхности глазного яблока. Эта жидкость смывает различный сор (пыль и т.п.) с роговицы, после чего входит во внутренний слёзный канал и затем стекает по носовому каналу, выводясь из организма.

В слезах содержится очень сильное антибактериальное вещество, уничтожающее вирусы и бактерии. Веки выполняют функцию стеклоочистителей – они очищают и увлажняют глаза благодаря непроизвольному морганию с интервалом в 10-15 секунд. Вместе с веками работают ещё и ресницы, предотвращая попадание в глаз любого сора, грязи, микробов и т.п.

Если бы веки не выполняли свою функцию, глаза человека постепенно бы засохли и покрылись рубцами. Если бы не было слёзного протока, глаза бы постоянно заливались слёзной жидкостью. Если бы человек не моргал, в его глаза попадал бы мусор, и он мог бы даже ослепнуть. Вся «очистительная система» должна включать в себя работу всех элементов без исключения, в противном случае она просто перестала бы функционировать.

Глаза человека способны передавать немало информации в процессе его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Глаза могут излучать любовь, гореть от гнева, отражать радость, страх или беспокойство, говорить о тревоге или усталости. Глаза показывают, куда смотрит человек, заинтересован он в чём-либо или же нет.

Например, когда люди закатывают глаза, беседуя с кем-то, это можно расценивать совершенно иначе, нежели обычный взгляд, направленный вверх. Большие глаза у детей вызывают у окружающих восторг и умиление. А состояние зрачков отражает то состояние сознания, в котором в данный момент времени находится человек. Глаза – это показатель жизни и смерти, если уж говорить в глобальном смысле. Наверное, именно по этой причине их называют «зеркалом» души.

В этом уроке мы с вами рассмотрели устройство зрительной системы человека. Естественно, мы упустили немало деталей (сама по себе эта тема очень объёмна и вместить её в рамки одного урока проблематично), но всё же постарались донести материал так, чтобы вы имели чёткое представление о том, КАК видит человек.

Вы не могли не заметить, что как сложность, так и возможности глаза позволяют этому органу многократно превосходить даже самые современные технологии и научные разработки. Глаз является наглядной демонстрацией сложности инженерии в огромном количестве нюансов.

Но знать об устройстве зрения – это, конечно же, хорошо и полезно, однако наиболее важно знать о том, как зрение можно восстанавливать. Дело в том, что и образ жизни человека, и условия, в которых он живёт, и некоторые другие факторы (стрессы, генетика, вредные привычки, заболевания и многое другое) – всё это нередко способствует тому, что с годами зрение может ухудшаться, т.е. зрительная система начинает давать сбои.

Но ухудшение зрения в большинстве случаев не является необратимым процессом – зная определённые методики, данный процесс можно повернуть вспять, и сделать зрение, если уж и не таким, как у младенца (хотя иногда возможно и это), то хорошим настолько, насколько вообще это возможно для каждого отдельно взятого человека. Поэтому следующий урок нашего курса по развитию зрения будет посвящён методам восстановления зрения.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

источник

Елена Каменских
Познавательная беседа «Глаза — окно в мир» (для детей подготовительной к школе группы)

Цель: закрепление знаний о роли глаз в жизни человека и животных.

1. Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных.

2. Познакомить со строение глаза – веки, ресницы, брови, белок, радужная оболочка, зрачок.

3. Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

4. Дать детям представления об очках и объяснить их назначение и применение.

5. Продолжать учить делать умозаключения, рассуждать.

6. Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению.

Образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация». «Познание», «Кругозор».

Оборудование: платок; картинки: орёл. сова, муравьи. филин,пчела, крот, глаза человека; мешочек с игрушками и предметами.

Ребята, отгадайте загадку «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят»? (Глаза.)

Для чего нужны человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? (Ответы детей.)

Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.

Пройти с закрытыми глазами по группе.

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Править быстрым самолётом.

Рассказ педагога.

Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов.

Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).

Вы знаете, у кого самое острое зрение? (Ответы детей.) Конечно, у орла. А вот другая птица – сова видит даже ночью. Она легко находит себе пищу в темноте, ловит мышей.

Зрительная гимнастика у окна «Что видят наши глаза далеко, близко?»

Известно, что животные видят не так, как человек. Вы помните песенку «Оранжевое небо, оранжевое море…»! Оказывается, сказочный оранжевый мир существует не только в песенке. В оранжевом свете видят мир ящерицы. Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте животного и скажите, чем отличается его зрение от нашего.

(Муравьи. Они даже днём видят звёзды.)

2. Живёт в лесу, ухает как разбойник.

Люди его бояться, а он людей боится.

(Филин. Он видит только в темноте.)

Золотистая….(пчела)

Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не опыляют красные цветы.)

4. Лабиринт подземный зная

Важный, гладкий, слепой… (крот).

У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете, что заменяет им глаза? (Ответы детей.) У них обостряются другие органы чувств. У слепого человека лучше развиты осязание, обоняние, слух. Попробуйте на ощупь узнать, что лежит в мешочке. (Вызывает по очереди несколько детей).

У человека зрачок круглый. А у козы – с поперечным прямоугольным зрачком. Словно коза всё время щурится! А зрачок кошки на свету превращается в узкую щель.

Люди видят своими глазами одно целое изображение, то есть в мозге у них отражается единая картина. У рыб глаза обычно расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки. Также по бокам головы расположены глаза зайца, кролик.

У человека зрение тоже очень острое. Но он не всегда заботится о нём, забывает ухаживать за глазами. Между тем, глаза напоминают строение фотоаппарата.

Игра «Что полезно и вредно для глаз?»

А теперь скажите, что полезно для глаз? (Ответы детей).

Для глаз полезно умывание, есть морковку, загорать на солнце в солнечных очках, летом носить бейсболку с большим козырьком, закрывающим глаза от солнца, играя в хоккей, прикрывать лицо маской и т. д.)

А что вредно для глаз? (Ответы детей.)

Для глаз вредно читать, лёжа в кровати, тереть глаза грязными руками, близко смотреть телевизор, долго играть в компьютерные или видеоигры, бегать с палками, карандашами и т. д.

Гимнастика для глаз.

Знаете ли вы о том, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было всегда хорошим? (Ответы детей.)

Умеете ли вы делать гимнастику для глаз?

Если чувствуете усталость в глазах, делай такие упражнения:

1. Зажмурь изо всех сил глаза, затем быстро открой их. Повтори это 4 – 6 раз.

2. Поглаживай в течение одной минуты веки кончиками пальцев.

3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх направо – вниз. Повтори упражнения 10 раз.

4. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом зак кончиком указательного пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно. Упражнение повтори 5 – 6 раз.

5. Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной минуты.

Дети с педагогом выполняют зрительную гимнастику.

Какой предмет, помогает людям, видящим плохо?

Для каких целей люди используют очки? ((При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т. д.)

А если вы получили травму – что делать? (Ответы детей.)

Правила первой помощи при травме глаз:

— если попала соринка, удалите её носовым платком от виска к переносице;

— при ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.

В заключении, хочу ещё раз напомнить вам правила, которые помогут вам сохранить зрение.

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги свои глаза».

Могли надолго сохраниться.

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто.

Не играй предметом острым!

На яркий свет смотреть нельзя –

Не рисуй, склонившись низко.

Должно быть сорок сантиметров.

Использованная литература

1. Александров Н. А. и др. Валеология. О том, как беречь здоровье. Учебник для 1 — х классов. – Йошкар – Ола: Марийский полиграфическо – издательский комбинат. 1997.

2. Васильева Т. М., Саво И. Л. План — конспект занятия «Роль зрения в жизни человека» (для детей младшей и средней групп) – Дошкольная педагогика/ Март – Апрель/ 2004.

3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2004, с. 334 — 338.

3. Паслион И. Л. Содержание валеологических знаний в дошкольном возрасте (младшая группа) — Дошкольная педагогика /январь – февраль/ 2004.

Составитель материала: Каменских Елена Викторовна, учитель – логопед МБДОУ д/с «Теремок», пгт. Уральский, Пермский край.

Дата проведения: 09. 10. 12.

Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.

Конспект занятия по валеологии: «Зоркие глазки», средняя группа Конспект занятия по валеологии «Зоркие глазки» Конспект разработала: Ярлыкова Е. Н. воспитатель II квалификационной категории. МАДОУ «Центр.

источник