Меню Рубрики

Как определяют зрение у новорожденных детей

Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем. Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки. Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.

У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.

Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.

Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год. Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.

Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно учится различать цвета: сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.

Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета. Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.

Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.

Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

  • зрачки малыша разного диаметра;
  • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
  • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
  • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
  • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
  • наблюдается повышенная светочувствительность;
  • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
  • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
  • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
  • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
  • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.

Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

  • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
  • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
  • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
  • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
  • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
  • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

источник

Зрение у новорождённых во многом отличается от обычной способности видеть окружающий мир взрослыми. Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода. После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру. Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

Важная особенность младенческого возраста – отсутствие слёз. Эта жидкость не вырабатывается организмом в первый месяц жизни.

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Специалисты утверждают – на начальном этапе жизни младенец воспринимает мир в чёрно-белых тонах, а все окружающие объекты видятся новорождённому в виде нечётких пятен.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

К возникновению проблем с глазами также способны приводить иммунодефицитные состояния, бактериальные инфекции, поражающие детский организм на первом году жизни.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Чтобы выяснить, насколько развито зрительное восприятие у малыша, можно провести несложное исследование в домашних условиях. При этом необходимо учесть, что полученные результаты не станут на 100% достоверными – составить точную картину о состоянии глаз ребёнка способен только детский офтальмолог.

Для проверки зрения под рукой необходимо иметь:

  • большую карточку, на которой изображён крупный предмет (квадрат, круг и т. д.);
  • игрушку, которую больше всего любит младенец (погремушку).

В комнате должен присутствовать источник света, который не будет отбрасывать тени.

Удерживая в правой руке карточку, её помещают на расстоянии 40–60 см от глаз ребёнка. После того как малыш полностью сосредоточится на изображении, его начинают медленно двигать в различные стороны. Когда зрение малыша пребывает в норме, он следит за перемещением картинки. Если после нескольких попыток ребёнку не удаётся отследить движение объекта, могут иметь место зрительные нарушения.

Игрушку располагают напротив малыша. Прикрыв один глаз ребёнка, погремушку медленно убирают из поля зрения, наблюдая за детской реакцией. Если после того как игрушка исчезнет, младенец никак не реагирует, подобное говорит о возможной патологии в одном из органов зрения.

При наличии любых явлений, способных указывать на имеющиеся нарушения в области глаз, рекомендуется показать новорождённого специалисту.

Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:

  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

источник

Рождение ребенка важный этап в жизни каждого человека, и у всех новоиспеченных родителей много вопросов о состоянии здоровья своего малыша. Многие родители задаются вопросом о том, какое зрение у их малыша и видит ли он вообще.

ВАЖНО!
Посетите наш инстаграм персональных подарков и сувениров ХочуДарю

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Острота зрения и зрительные функции

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Основной стимул для развития зрения — это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для Mirmam.pro

источник

Причина такого раннего осмотра – выявление аномалий глазного яблока, которые могут в дальнейшем помешать формированию полноценного зрения. Ведь зрение в таком возрасте очень низкое: ребенок видит лишь то, что находится на близком расстоянии, и со временем зрение малыша должно совершенствоваться. А для этого нужно, чтобы был доступ для проникновения изображения по маршруту: прозрачные роговица – хрусталик – стекловидное тело – внутренняя оболочка глаза – и зрительные нервы. По ним нервные импульсы идут в головной мозг. Если серьезные нарушения не будут выявлены в самом раннем возрасте, то для восстановления зрения возможности уже не будет, так как не будет сформирована связь между глазом и отделами головного мозга, отвечающими за восприятие информации.

Во время осмотра малыш не должен спать и быть в хорошем настроении. Для многих родителей, конечно, условия эти кажутся взаимоисключающими, ведь абсолютно доволен младенец тогда, когда он покушает, но тут же его тянет и ко сну. Поэтому оптимальным для осмотра врачом считается время через 40 минут после кормления (в это время ребенок сыт, и минимальна вероятность срыгивания). Если есть какие-то выделения из глазок, не нужно их промывать перед самым осмотром: их внешний вид для врача более ценен, чем ваше, даже самое подробное, описание. Соблюдайте дни, назначенные для диспансерного приема, когда принимают здоровых малышей, а значит, риск инфицирования в поликлинике минимален.

Малыша при этом обычно укладывают на пеленальный столик, но если ребенок беспокойный, допустимо и чтобы мама держала его на руках. Окулист должен визуально оценить симметричность глазных щелей, определить, нет ли выбухания или западения глазных яблок, нормально ли расположены веки (нет ли птоза – опущения верхнего века), смыкаются ли они полностью, нет ли покраснений, помутнений или выделений из глазок, чистые ли слизистые оболочки глаз. Также доктор измерит размер роговицы и оценит состояние слезных точек.

Офтальмолог оценивает реакцию зрачков на свет: закрывает ладонями глазки ребенка и наблюдает – уменьшаются ли зрачки при убирании ладоней. То же нужно сделать и с каждым глазом по очереди. Врач водит перед ребенком яркой игрушкой и наблюдает за реакцией – к этому возрасту ребенок уже должен фокусировать взгляд на предмете. По движению глазных яблок можно представить, не ли у ребенка грубых нарушений зрения.

В месячном возрасте очень важно не пропустить у ребенка заращение носослезного канала. Часто при такой проблеме мамы сами жалуются на выделения из глазок (в большинстве случаев из одного), но порой не замечают никаких проявлений неблагополучия.

Это факт
Расширенный зрачок – это вход для осмотра офтальмологом глазного дна. В раннем возрасте значение информации, которую можно при этом получить, переоценить невозможно. Для осмотра доступны сетчатка глаза, кровеносные сосуды глазного дна и место выхода зрительного нерва.

Для исключения этой патологии офтальмолог проводит специальную пробу: делает надавливающие движения в направлении снизу вверх в области между переносицей и внутренним углом глаза и смотрит, нет ли при этом выделений из слезных точек (их можно увидеть на слизистой оболочке нижнего века, под ресницами у внутреннего края века). Надавливание умеренное, это безболезненно для ребенка, и относятся детишки к нему спокойно. Если выделения появляются – значит, они скапливаются в носослезных каналах, то есть проходимость каналов нарушена. Родителям будут даны подробные рекомендации и назначен дополнительный осмотр малыша (обычно через неделю), чтобы оценить их эффективность. В подавляющем большинстве случаев в течение 1—2 недель все нормализуется. Изредка, если эффекта не наблюдается, офтальмолог будет направлять ребенка для бужирования – разрыва сращений в каналах специальным инструментом — в офтальмологическое отделение стационара, так как в условиях поликлиники такое вмешательство не предусмотрено.

Детальное исследование глазного яблока можно провести с помощью специального офтальмологического зеркала – офтальмоскопа. Ребенок при осмотре находится на руках у мамы, а врач посылает в глаз ребенку луч света в затененной комнате и много чего узнает.

Нет ли косоглазия? Детям раннего возраста часто присуще косоглазие, которое замечают даже окружающие. Но какое оно – может выявить лишь офтальмолог. Бывает косоглазие ложное: глазки выглядят косящими лишь за счет специфики детского лицевого скелета, в первую очередь за счет широкой переносицы, а также иногда и за счет излишне развитого участка слизистой оболочки у внутреннего угла глаза (так называемое третье веко). Врач направляет в глазки малыша луч света, отраженный от настольной лампы, и наблюдает, с какого участка глаз по отношению к зрачку происходит отражение: в норме, естественно, это должно происходить на обоих глазках симметрично. Если так и есть – значит, косоглазие, наблюдаемое при наружном осмотре ребенка, ложное. С возрастом за счет изменения черт лица – увеличения носика и изменения формы глазной щели – оно совершенно нивелируется. Если же и при осмотре в темной комнате диагноз косоглазие подтверждается, за ребенком нужно будет внимательно наблюдать. Конечно, поводов для паники в таком раннем возрасте нет: согласование в работе мышц, управляющих движениями глазных яблок, вполне может еще произойти и без каких-либо вмешательств, — но наблюдение понадобится очень тщательное.

Какое оно – глазное дно? Так называется внутренняя часть глаза, доступная осмотру врача с помощью офтальмоскопа – это сетчатка, сосуды (артерии и вены) и место выхода из глаза зрительного нерва – так называемый диск зрительного нерва. Для полноценного осмотра глазного дна малыша осмотр нужно проводить через расширенный зрачок. Для этого в глазки закапывают специальные капельки, расслабляющие мышцы и сужающие зрачок. Иногда это настораживает родителей, но совершенно напрасно! Без этой процедуры можно осмотреть лишь малую часть глазного дна – только то, что находится в центре, а значит, есть вероятность упустить массу важных моментов. Переносят детишки такое закапывание спокойно, осложнений препарат не вызывает, так как глаз устроен таким образом, что всасывание и попадание в общий кровоток при закапывании чего-либо в глазки крайне невелико. Для полного расширения зрачка потребуется около 30-40 минут. В это время врач обычно принимает другого пациента, а когда эффект будет достигнут (это могут заметить родители и самостоятельно – зрачки расширяются, и глазки из голубых или серых превращаются в черные), опять займется уже подготовленным к дальнейшему осмотру малышом.

Есть заболевания, при которых время буквально «на вес золота»: они несут опасность не только для зрения, но и для жизни ребенка. Так, крайне опасна ретинобластома – злокачественная опухоль сетчатки, доступная офтальмологу для выявления, но долго не проявляющая себя для окружающих. Лишь на поздних стадиях родители могут увидеть зеленоватое или белое свечение зрачка. А ведь при своевременном ее выявлении можно сохранить не только жизнь ребенка, но и глаз с остаточным зрением.

Это факт
Офтальмолог может первым обнаружить некоторые особенности, которые позволят заподозрить наличие у ребенка проблем совершенно не офтальмологического профиля – обменные нарушения, неврологическую патологию, последствия врожденных инфекций.

Опасно промедление и при врожденной катаракте (помутнении хрусталика) – необходимо выявить и удалить ее до 9-месячного возраста. Это дает шанс в дальнейшем пусть не полного, но достаточно высокого зрения. Если же операция сделана к этому возрасту не будет, то на восстановление зрения, к сожалению, надеяться будет невозможно: глаз сформируется без своей главной функции – видения окружающего.

Врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление) также требует раннего выявления, так как в этом случае необходимо неотложное хирургическое лечение. В случае своевременно проведенной операции вмешательство менее травматично, и зрение сохраняется более чем у 75% детей. При запоздалой диагностике на восстановление зрения могут рассчитывать менее 25% детей, а без вмешательства прогноз неблагоприятен – зрение утрачивается необратимо уже в первые годы жизни.

Обратитесь к офтальмологу, если заметили:

  • слезотечение и выделения из глазок;
  • раздражения и покраснения век или глазных яблок;
  • помутнения роговицы (бельмо) или хрусталика (белый зрачок);
  • опущение верхнего века;
  • косоглазие;
  • «плавающие» глазки – дрожание глазных яблок;
  • расширение глаз.

Какой-либо специальной подготовки ребенку проводить не нужно.

Наружный осмотр. Врач оценит расположение глаз, чистоту слизистых оболочек, наличие или отсутствие слезотечений, выделений, выбухания или западения глазных яблок, измерит размер роговицы и оценит прирост ее за год, проверит реакцию зрачков на свет и объем движений глазных яблок (с помощью слежения малышом за двигающимся предметом).

Осмотр в темной комнате. Если 1-месячные малыши в темной комнате чувствовали себя вполне комфортно, то годовички уже вполне способны оценить такой антураж — иногда, к сожалению, это их настораживает или пугает. Так что хорошо бы мамам иметь с собой в резерве что-то необычное, привлекающее внимание – например, игрушки с подсветкой или звуковыми эффектами.

Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

Определение косоглазия. Если у ребенка в более раннем возрасте было выявлено «ложное косоглазие», в годовалом возрасте визуально оно обычно сглаживается.

Определение рефракции. Это одна из главных характеристик органа зрения. Этот термин означает соответствие оптической способности глаза его размеру и форме. Именно от этого в первую очередь зависит острота зрения. Ведь глаз – это система линз (роговица и хрусталик), которые должны фокусировать лучи именно на сетчатке – задней оболочке глаза. Только тогда изображение будет выглядеть реалистично, и острота зрения будет достаточной. У офтальмолога есть специальные так называемые скиаскопические линейки – это линейки с встроенными в них линзами различной силы и характеристиками (выпуклые и вогнутые). Врач прикладывает эти линзы поочередно к глазу ребенка, посылает одновременно в глаз с помощью офтальмоскопа (зеркальца) луч света и добивается отсутствия преломления – значит, сила линзы такова, как и преломляющая способность глаза малыша. В результате такого обследования офтальмолог, скорее всего, выявит, что у ребенка дальнозоркость. Пусть это ни в коем случае вас не пугает – такова возрастная норма!

Это факт
У трети новорожденных встречается заращение носослезного канала. Как следствие развивается воспаление слезного мешка – дакриоцистит.

В медицинской карточке запись об этом будет выглядеть так:

ОД + 3,5 Д (OD – это oculus dextra – правый глаз)

ОS +3,5 Д (OS — это oculus sinistra — левый глаз)

Если у ребенка выявлены астигматизм (когда по разным осям глаза рефракция различна), высокая степень близорукости, различные рефракции правого и левого глаза, и если на фоне дальнозоркости развивается косоглазие, нужно будет проводить очковую коррекцию. Иначе постепенно будет развиваться амблиопия – утрата глазом способности видеть, хотя все условия для нормального его функционирования есть – нужна лишь коррекция. Лечение уже развившейся амблиопии (так называемого «ленивого глаза») сложное, и поэтому важно не допустить ее развития.

Исследование глазного дна. Отсутствие врожденных аномалий уже было установлено при предыдущем осмотре, сейчас врача интересует состояние сосудов глазного дна и зрительных нервов – чтобы убедиться, что условия для функционирования глаз оптимальны.

В этом возрасте есть возможность оценить, как сформировалась макулярная область сетчатки – ее центральная зона, которая будет определять остроту зрения и способность различать цвета. Нередко на глазном дне детей годовалого возраста выявляются застойные явления – расширенные вены, отечный диск зрительного нерва. Это признаки повышенного внутричерепного давления, что требует либо обращения к невропатологу, либо пересмотра им терапии. Редкие, но крайне опасные опухолевые заболевания, выявляющиеся при осмотре глазного дна, требуют неотложного выявления их природы и выработки дальнейшей тактики лечения – таких детей направляют в офтальмологический стационар.

Иногда и такие врожденные патологии, как катаракта и глаукома, выявляются только в годовалом возрасте. Лечение также проводится в условиях стационара.

источник

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги. В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже. Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами. Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство. При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались. Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками. Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут. Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом. Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Глаз — один из самых важных органов чувств. Благодаря зрительной функции человек познаёт окружающий мир, исследует объекты и предметы. Некоторые заболевания и врождённые патологии, негативно сказывающиеся на способности людей видеть, можно диагностировать в первые несколько дней после рождения. Именно поэтому важно знать, как должно формироваться зрение у новорождённого ребёнка, уметь различать норму и патологию, чтобы вовремя обратиться к специалисту и избежать возникновения осложнений.

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста. Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения.

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).
Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Сетчатка, палочки и колбочки, воспринимающие световую и цветовую информацию, формируются на сороковой неделе внутриутробного развития. Дети, рождённые на сроке до тридцати пяти недель, нередко имеют серьёзные проблемы со зрительным аппаратом, что чревато отставанием в психомоторном развитии.

Функция Время окончательного формирования
Ощущение света С шестого месяца внутриутробного развития
Фиксация взора На третьем или четвёртом месяце внеутробной жизни ребёнок начинает фокусировать взгляд на больших и ярких предметах (игрушки, погремушки)
Цветовосприятие На пятом месяце малыш начинает реагировать на красные, жёлтые, зелёные и оранжевые краски. К двум годам формируется окончательная способность узнавать и различать цвета
Узнавание лиц родителей Начинается с четвёртого месяца жизни
50%-я острота зрения В возрасте двух лет малыш может более или менее чётко различать предметы
Стопроцентная острота зрения при отсутствии других патологий Достигается к пяти годам
Сочетанное зрение обоими глазами Около трёх-четырёх лет

Патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев и даже дней жизни. Многие врачи связывают это с общей динамикой ухудшения состояния здоровья населения за последние двадцать лет, но другая часть специалистов выделяет целые группы факторов, в связи с которыми появляется та или иная патология.

Возможные причины возникновения проблем со зрением:

  • генетическая предрасположенность;
  • наследственные заболевания соединительной ткани;
  • воздействие радиационных, химических, химико-биологических и физических загрязнений;
  • внутриутробное инфицирование плода;
  • синдром задержки роста и развития плода;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя, никотина, наркотиков, запрещённых лекарственных препаратов с тератогенным эффектом;
  • присоединение бактериальных инфекций на первом году жизни;
  • первичный и вторичный иммунные дефициты.

Если родственники малыша имели какое-либо генетическое заболевание со стороны зрительных органов, вероятность развития подобных осложнений у ребёнка увеличивается в полтора раза.

Косоглазие представляет собой изменённое положение глазного яблока, которое возникает из-за слабости глазодвигательных мышц, выполняющих функцию фиксации. Косоглазие — не только косметический, но и функциональный дефект: при этой патологии у младенца формируется неправильное бинокулярное зрение. В будущем это может послужить серьёзным препятствием для дальнейшего психоэмоционального и моторного развития, поэтому болезнь рекомендуется устранять на самых ранних сроках.

Косоглазие может быть как врождённым, так и приобретённым в первые дни жизни

При косоглазии малыш не может воспринимать мир объёмно: один глаз его видит правильное положение предметов, в то время как другой направлен в совершенно противоположную сторону. Это может привести к серьёзным нарушениям объектно-пространственного мышления. Врождённое косоглазие является результатом гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, недоношенности или болезней соединительной ткани.

Приобретённая патология возникает после перенесённых воспалительных заболеваний мышечной и нервной ткани. Глазодвигательные мышцы больше не могут сохранять нужное положение яблока, что ведёт к изменению его позиции в глазнице. Лечение патологии может быть как консервативным (массажи, гимнастика), так и оперативным.

Более тридцати лет назад миопия, или близорукость, считалась заболеванием преимущественно детей более старшего возраста (от пяти до семнадцати лет). В настоящее время есть множество научных трактатов и исследований, которые доказывают существование врождённой близорукости.

У близоруких родителей с 40%-й вероятностью может появиться малыш с врождённой миопией

При врождённой миопии малыш появляется на свет с изменённой формой глазного яблока: оно более длинное, чем нормальное. Это приводит к тому, что лучи естественного и искусственного света, попадающие в глаз, не доходят до сетчатки, где располагаются палочки и колбочки, воспринимающие зрительную информацию. Такие дети гораздо позже начинают фиксировать взгляд на предметах, не узнают родителей и часто пугаются собственных конечностей.

Благодаря средствам современной офтальмологии миопия у младенцев диагностируется и лечится сразу же после рождения. Правильно подобранная терапия облегчит процесс становления и формирования зрительного аппарата, благодаря чему ребёнок сможет полноценно обучаться и развиваться.

При дальнозоркости дети очень хорошо видят вдаль, но практически не ориентируются в предметах, которые расположены от них на расстоянии вытянутой руки. Все младенцы изначально рождаются дальнозоркими, но это явление не носит патологический характер: к шести месяцам глазное яблоко приобретает правильную форму, увеличивается в размерах, а фокус нормализуется и устанавливается на сетчатке.

Врождённую дальнозоркость иначе именуют гиперметропией, что связано с повышением способности глаз младенца фокусироваться на далеко расположенном предмете.

В случаях с аномальной дальнозоркостью этого не происходит. Недоразвитое глазное яблоко не может преломлять лучи света с нужным интервалом, за счёт чего приспособительная способность органа зрения очень сильно страдает. Родителям следует насторожиться по поводу возможной дальнозоркости у младенца, если он:

  • не рассматривает свои ручки, что свидетельствует о нарушении нормальной для детей реакции на собственные конечности;
  • не обращает внимания на лежащие рядом или висящие в непосредственной близости от него игрушки;
  • не реагирует на близкорасположенные лица родителей;
  • фиксирует взор на предметах, находящихся на расстоянии более шестидесяти — семидесяти сантиметров от его глаз.

Слепота — это самое тяжёлое нарушение зрения врождённого или приобретённого характера, в результате которого человек теряет способность видеть окружающий мир. Она может быть как односторонней, так и двусторонней. Причиной формирования врождённой слепоты у детей могут быть как патологии зрительного нерва, аномалии развития глазного яблока, сетчатки и её клеток, так и некоторые атрофические инфекционно-воспалительные процессы, перенесённые в утробе матери.

В некоторых случаях врождённую слепоту можно заметить не с первых дней жизни

К основным признакам, по которым можно заподозрить наличие слепоты у малыша, относят:

  • помутнение роговицы;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • нарушение основных рефлексов моргания при прикосновении к нижнему веку;
  • отсутствие зажмуривания при поднесении раздражителя;
  • хаотичные и беспорядочные движения глазных яблок.

В каждом отдельном случае необходимо рассматривать причину, повлёкшую за собой возникновение слепоты. Иногда малышу бывает необходима срочная операция, после которой становится возможным полностью восстановить утраченную функцию зрения в короткие сроки.

Многие родители замечают, что глаза ребёнка не всегда находятся в одном и том же положении: периодически можно наблюдать непроизвольные движения глазных яблок, которые возникают без действия каких-либо внешних факторов. Это может повлечь за собой определённые трудности при дальнейшем обучении: такие малыши хуже фиксируют взгляд и не могут длительное время сосредотачиваться на предметах.

Нистагм довольно часто встречается у людей с альбинизмом, что связано с недоразвитием глазодвигательных мышц, фиксирующих глазное яблоко.

Физиологический нистагм наблюдается у младенцев первых десяти дней жизни. Если после этого срока явление не прошло, стоит посетить врача. Таким детям назначается специальная гимнастика, чтобы укрепить мышечный каркас и восстановить нормальное положение глазного яблока.

Глаукома — это повышение внутриглазного давления, которое ведёт к формированию дегенеративных и дистрофических процессов в тканях глазного яблока, что может вызвать существенное снижение зрения. В настоящее время количество детей, появившихся на свет с врождённой глаукомой, неуклонно увеличивается. Учёные предполагают, что это может быть связано с большим количеством вредных факторов, действующих на женщину во время беременности.

Врождённую глаукому диагностируют в первые недели жизни

Патогенез глаукомы обусловлен нарушениями формирования во внутриутробном периоде угла передней камеры и выводящей системы глаза. Жидкость не оттекает, в результате чего давление внутри глаза повышается.

Клиническими проявлениями патологии у младенца служат:

  • отёчность и помутнение роговицы;
  • нарушения фиксации взора;
  • аномальные реакции зрачков;
  • появление слезотечения на свету;
  • повышенное давление внутри глазного яблока.

Врождённую глаукому лечат оперативными методиками. Длительность восстановления после данной операции составляет не более трёх месяцев. После этого зрение младенца возвращается в пределы допустимой нормы.

Опущение верхнего века, которое препятствует нормальному обзору, называется птозом. Эта патология довольно часто встречается у недоношенных детей первого года жизни. Птоз разделяют на врождённый, который сформировался в период внутриутробного развития организма плода, и приобретённый, возникший как следствие глазных инфекционно-токсических заболеваний воспалительного характера, неврологических патологий, парезов или параличей.

Опущение верхнего века встречается у детей разных возрастов

Верхнее веко опускается, нарушая обзор и затрудняя отхождение слёзной жидкости. Особенно важно диагностировать снижение остроты зрения на глазу, который опущенное веко прикрывает более чем наполовину: он развивается гораздо хуже. Симптоматика, которая выявляется при наличии птоза у новорождённых:

  • изменение размера глазной щели;
  • вялое, ригидное веко;
  • нарушения моргания;
  • скопление в уголке поражённого глаза большого количество белково-жировых отложений;
  • нарушение концентрации на объекте при просмотре его больным глазом;
  • отсутствие реакции на цветовые или световые раздражители.

Степень птоза определяется врачом-офтальмологом. Для коррекции лёгкого дефекта можно применять подклеивание верхнего века ко лбу с помощью лейкопластыря, специальные массажи и упражнения. Лечение тяжёлой и среднетяжелой степеней проводится с помощью хирургического вмешательства: врачи уменьшают объём века путём его подрезания и натяжения внутриглазных мышц.

Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.

Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора

Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:

  • большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
  • источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
  • любимая игрушка или погремушка ребёнка.

Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд. Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.

Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.

В первые дни и месяцы своей жизни малыши активно познают мир и пытаются фиксировать взгляд на лице родителей, игрушках, различных фигурках и рисунках. Чем больше всевозможной двигательной и зрительной информации получает ребёнок, тем более интенсивно происходит развитие больших полушарий головного мозга, активизируется пространственно-временное мышление и восприятие окружающей действительности.

Присутствие родителей при первых попытках ребёнка фиксировать взгляд особенно важно

Лучше всего на психоэмоциональное состояние растущего человека влияют лица самых близких людей — родителей. Если ребёнок регулярно видит перед собой маму и папу, он начнёт самостоятельно фиксировать взор, улыбаться и гулить при их появлении гораздо быстрее.

С момента появления на свет и до полугода особенно важно развивать зрительные навыки у малыша. В это время активно происходит процесс роста и развития глазных яблок, восходящих и нисходящих путей, которые переносят информацию от глаза в кору больших полушарий, где происходит её обработка и формирование ответных эмоциональных и двигательных реакций. Многие детские психологи отмечают этот этап как особенно важный период физиологического и нервно-психического развития, при грамотной стимуляции которого происходит улучшение многих зрительных функций.

Для занятий с малышом вам понадобится:

  • пеленальный столик или детская кроватка с твёрдым матрасом;
  • источник света в виде окна или лампы, который будет находиться за головой малыша;
  • карточки с чёрно-белыми фигурами;
  • цветные картинки.

Приобретите карточки с контрастными чёрно-белыми крупными изображениями различных предметов. Можно закрепить часть их над детской кроваткой. Упражнение заключается в постепенной медленной смене картинок. Через несколько недель тренировок можно добавлять в зрительный ряд чёрно-белые фотографии или рисунки.

Крупные контрастные предметы хорошо фиксируются взглядом

Если над кроватью ребёнка висит специальный детский мобиль, рекомендуется заменить цветные игрушки или висюльки на чёрно-белые крупные детали. Подсветка не должна быть мигающей или слишком яркой. Приобрести правильный мобиль можно в детском магазине, проконсультировавшись с продавцом. Игрушки достаточно легко изготовить самостоятельно.

Мобиль — универсальная игрушка для развития зрения и моторики

Для тренировки глазодвигательных мышц возьмите в руку карточку с чёрно-белым изображением и поднесите её на расстояние не более тридцати сантиметров к глазам малыша. Перемещайте картинку влево и вправо, не меняя основного расстояния от глаз ребёнка. Когда малыш начинает фиксировать взгляд и следить за интересующим объектом, совершайте медленные вращательные движения.

В период до трёх месяцев ребёнок уже умеет хорошо фиксировать взгляд на крупных изображениях, благодаря чему для него становится возможным изучать края предмета и его форму. Особенно хорошо в это время показывать малышу картинки различных животных, геометрических предметов и зданий.

Картинки с чёткими контурами стимулируют развитие пространственного мышления

Для тренировки зрения держите картинку на расстоянии не более сорока сантиметров от лица младенца. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на краях предмета, медленно отводите его вверх и остановите на расстоянии шестидесяти сантиметров от малыша. Чтобы усилить эффект от занятий, развесьте на стенках детской и других поверхностях квартиры чёрно-белые изображения. Когда младенец будет находиться на руках у взрослых, он сможет наблюдать за ними в течение всего игрового периода.

На этом этапе развития детям нравятся более сложные рисунки, они обращают внимание на яркие цвета и краски, более ломаные линии. Ребёнок лучше запоминает увиденное, у него появляются предпочтения. Это связано с активным формированием колбочек и палочек в сетчатке глаза: малыш начинает лучше воспринимать цвета и оттенки, переход от тёмных к более светлым тонам.

Яркие цвета нравятся детям больше, чем чёрно-белые изображения

Чтобы выполнить упражнение, возьмите две яркие карточки и поместите их перед малышом. Постепенно отодвигайте сначала одну из них, а потом сразу обе, дожидаясь, пока ребёнок зафиксирует взгляд. Для выполнения второго упражнения возьмите чистый белый листок и аккуратно закройте часть цветной картинки. Через несколько минут уберите его и оцените реакцию ребёнка.

Клинические признаки различных патологий глаз у грудничка имеют во многом сходную симптоматическую картину. В некоторых случаях врождённые заболевания остаются недиагностированными в течение долгих лет. Помните, что ежемесячные профилактические медицинские осмотры и посещения педиатра помогут выявить болезнь на ранней стадии: это значительно облегчит её лечение. Контрольный осмотр офтальмолога стоит проводить не реже одного раза в полгода, что позволит отследить динамику показателей зрения, а также выявить протекающие в организме процессы инфекционно-воспалительного характера с вовлечением глаз.

источник