Меню Рубрики

Как помочь ребенку с плохим зрением

Зрение. Устройство глаза
www.eye-focus.ru

Вопрос – можно ли восстановить зрение у ребенка волнует многих родителей. Чтобы понять это, следует иметь представления о заболеваниях зрительных органов.

Самыми распространенными недугами зрительной системы являются:

  • Спазм аккомодации, называемый ложной близорукостью. Это заболевание возникает в результате спазма мышц глаза, вызванного чрезмерным утомлением зрительной системы. Для устранения недуга достаточно дать глазам отдохнуть, расслабиться. Если не проводить профилактические мероприятия, заболевание может перерасти в близорукость;
  • Миопия (близорукость). Это заболевание характеризуется тем, что человек не может сфокусировать взгляд на объектах, расположенных вдали. Заболевание имеет три стадии. Его возможно приостановить на первой стадии;
  • Гиперметропия (дальнозоркость). У детей школьного возраста и подростков встречается реже. Человек плохо видит предметы, расположенные вблизи;
  • Астигматизм. Изображение выглядит размытым, поскольку лучи, проходящие через роговую оболочку, по-разному преломляются. Этот недуг обычно сопровождается миопией или гиперметропией;
  • Амблиопия (синдром «ленивого» глаза). Заболевание, при котором один глаз частично или полностью не работает. Если не принять вовремя мер, то дефектный глаз может перестать видеть вообще.

Причин падения зрения достаточно много.

Практически все новорожденные имеют физиологическую дальнозоркость (4-5 диоптрий).

Дальнозоркость у ребенка – это особенное строение глаза. Он короче нормы. Можно ли восстановить в этом случае зрение? Можно ли «дорастить» глаз? Восстановление зрения в младшем возрасте возможно, если речь идет о гиперметропии. Во многом положительный ответ на этот вопрос связан с генетикой ребенка.

В процессе роста строение глаза меняется – становится длиннее переднезадняя ось глазного яблока, увеличивается кривизна хрусталика и роговицы.

Например, если малыш в четыре года страдал дальнозоркостью в +4, то, возможно, к семи-восьми годам зрение восстановится. Если у ребенка зрение было +6 и выше, то стопроцентного зрения вряд ли можно ожидать.

При наличии близорукости перспективы менее радужные. Это заболевание не может исчезнуть в связи с взрослением ребенка. Близорукость характеризуется удлинением переднезадней оси глазного яблока. Меньше без хирургического вмешательства она стать не может. Это равносильно тому, что размер ноги с 37 сделать 34. Возможно ли восстановление зрения при миопии? Полностью это заболевание вылечить невозможно. Однако это не означает, что надо бездействовать. Родители должны приложить усилия, чтобы приостановить ухудшение зрения.

Во-первых, необходима корректировка зрения с помощью оптики (очки или линзы).

Во-вторых, можно приостановить прогрессирование близорукости. Скажем, при диагностировании миопии установлена острота зрения в -1. Можно постараться остановить заболевание на этом уровне, а не ждать ухудшения зрения до -3 или -4.

Наиболее часто встречаемое заболевание у детей – близорукость. Ее лечение должно проводиться комплексно. Наилучший результат достигается в сочетании физиотерапевтического лечения, специальной гимнастики для глаз, приема лекарственных препаратов, витаминов и микроэлементов.

При высокой стадии близорукости или быстром ее прогрессировании показано хирургическое вмешательство.

Первый шаг в лечении – подбор очков или линз (линзы — в старшем школьном возрасте). Это не лечение, а возможность скорректировать зрение. При близорукости слабой и средней степени офтальмолог назначает очки для дали. Их не требуется носить постоянно. Очки нужны для постоянного ношения при высокой степени миопии или при её прогрессировании.

В некоторых случаях врач назначает очки «расслабляющие», имеющие линзы с незначительным плюсом. За счет этого происходит расслабление аккомодации.

Положительный эффект достигается и при тренировке ресничной мышцы. Суть этого процесса: поочередно подставляются линзы с плюсом и минусом.

Для приостановления развития миопии возможно и медикаментозное лечение. Детский офтальмолог может назначить сосудорасширяющие препараты, глазные капли, которые улучшают питание глаз. Прием комплекса витаминов и микроэлементов также показан при миопии.

Аппаратное лечение безболезненно, поэтому оно особенно подходит для детей дошкольного возраста, но и показано школьникам и подросткам. Это физиопроцедуры, которые ребенок проходит на специальных приборах.

Воздействия аппаратов различно:

  • Электростимуляция;
  • Магнитостимуляция;
  • Лазерная стимуляция;
  • Фотостимуляция;
  • Тренировка аккомодации;
  • Тренировка зрительного нерва и мышц глаза;
  • Массаж;
  • Рефлексотерапия.

Серьезные заболевания (катаракта, глаукома) аппаратными методами не лечатся. Но дальнозоркость, близорукость, астигматизм поддаются коррекции.

При глазных заболеваниях и их профилактики офтальмологи рекомендуют ежедневное проведение гимнастики для глаз. Ею можно заниматься несколько раз в день по 10-15 минут. В гимнастический комплекс для глаз включены упражнения на осевые и круговые движения глазными яблоками, упражнения на расслабления органов зрения, рассматривание предметов, расположенных близко и вдали.

При высокой степени миопии или стремительно прогрессирующей проводится хирургическое лечение.

источник

Близорукость сейчас встречается у 30% выпускников средней школы, 10% дошкольников ставят диагноз «косоглазие». Причин этому множество, но большую часть ошибок, как считают эксперты, можно предотвратить. Если вы обнаружили у сына или дочери какие-то тревожные симптомы, не стоит терять время, незамедлительно записывайтесь на осмотр к окулисту. Квалифицированный доктор найдёт подход к ребенку, проведёт диагностику и назначит адекватное лечение.

Причин ухудшения зрения может быть несколько. Среди них выделим 3 основных:

  • Наследственность. Если у обоих родителей обнаружена близорукость, то есть вероятность, что болезнь разовьётся и у ребенка. Степень миопии при этом необязательно будет одинаковой у родителей и детей. Если, к примеру, у мамы слабая степень близорукости, то у ребёнка из-за неумеренной нагрузки на зрительный аппарат может развиваться высокая степень миопии. Чем в более раннем возрасте возникает близорукость или дальнозоркость, тем больше возможна её степень впоследствии. Риск передать болезнь по наследству велик, причём это касается склонности к её развитию;
  • Врожденная близорукость. Частое явление у недоношенных детей, вызванное слабостью и высокой растяжимостью склеры;
  • Приобретенная близорукость. Её чаще всего диагностируют в период от 9 до 12 лет. Причины этого явления: чересчур быстрый рост ребенка, в т. ч. вытягивание глазного яблока; интенсивные нагрузки (много домашних заданий, чтения, умственной работы, многочасовой просмотр ТВ, игры на смартфоне сверх меры и без перерывов); дефицит минералов и витаминов.

Если у ребенка (чаще в возрасте 7-9 лет, когда зрительная нагрузка возрастает) возникают жалобы на головную боль, трудности с фокусировкой взгляда, расплывчатое изображение перед глазами, то вероятно, у него проблемы со зрением. Если, кроме того, ребенок сутулится, испытывает сложности с обучением, а почерк оставляет желать лучшего, не тяните с визитом к офтальмологу для диагностики. Возможно, вашему сыну или дочери нужна коррекция зрения, аппаратное лечение и дальнейшее наблюдение врача-офтальмолога.

Какие ещё симптомы должны насторожить родителей? Ребенок может щуриться, часто тереть глазки, наклонять низко голову для рассмотрения предмета на более близком расстоянии, бояться смотреть на свет, быстро уставать во время чтения, периодически страдать от слезоточения. Если ваш малыш, дошкольник или подросток придвигается всё ближе к экрану телевизора при просмотра мультиков, не медлите с визитом к окулисту.

Офтальмологи советуют решать проблему системно, комбинируя оптические и физические процедуры с приёмом лекарств и закапыванием глаз. Хотя полное избавление от близорукости маловероятно, однако прогрессирующую миопию можно остановить или замедлить её рост.

Лечение назначается после диагностики, включающей исследование глазного дня, периферического зрения. Это необходимо, чтобы выяснить причину и механизм прогрессирования, наличие дистрофических изменений на сетчатке и глазном дне. Не помешает сделать энцефалографию. Если есть какие-то скрытые изменения в мозге, некоторые аппараты, издавая световые вспышки или мелькая огнями, могут стать причиной возникновения судорог.

Закапывание атропина 0,01% в глаза может остановить прогрессирование миопии. Атропин в такой низкой концентрации не приводит к расширению зрачка, а помогает расслабить аккомодационную мышцу. Для её тренировки также проводят аппаратное лечение. Этот метод действенен лишь в комплексе с другими процедурами. К примеру, при воздействии электрофореза доставка лекарства производится напрямую в нужный участок, в таком случае эффективность воздействия вырастает в несколько раз.

Правильно подобрав упражнения на различных аппаратах и длительность тренировки, можно создать запас аккомодации. Аппаратное лечение необходимо проводить 1 раз в квартал.

Прежде всего, необходимо, чтобы неонатолог в роддоме определил состояние зрительной системы новорожденного. Не пренебрегайте этим осмотром, зачастую именно эта отправная точка облегчает лечение в дальнейшем.

В 2-3-месячном возрасте младенцу можно демонстрировать погремушки (на расстоянии вытянутой руки), проверяя, задерживает ли он на них взгляд. Окулист может провести более полноценное обследование в этом возрасте, выявить врожденную близорукость или дальнозоркость, астигматизм, глаукому, катаракту или косоглазие.

Следующий осмотр у врача проводится, когда ребенку исполнится 3 года, затем – перед поступлением в школу. Если же у дошкольника зрительная нагрузка весьма интенсивна (включая просмотр ТВ, игры на смартфоне, развивающие занятия и др.), то приводить его на прием к окулисту следует ежегодно. Школьникам проверку зрения проводят также 1 раз в год.

Для предупреждения возникновения заболеваний зрительной системы важно, чтобы ребенок вёл подвижный образ жизни, часто гулял на свежем воздухе, занимался спортом, делал физкультминутки во время занятий. В классе и дома при чтении и выполнении домашних заданий нужно контролировать уровень освещения. Расстояние до книги или монитора не должно составлять менее 40 см, важно также контролировать осанку ребенка: сколиоз и близорукость – часто сопутствующие болезни.

  • Не стоит надеться на лечение с помощью аптечных препаратов и БАД с лютеином, черникой – это не влияет на зрительную систему. В рационе ребенка должны быть минералы и витамины в достаточном количестве, но в лечении миопии или амблиопии это не поможет. Если патология глаз у малыша наследственная, её невозможно вылечить БАДами.
  • Эксперты утверждают, что если школьник каждый день проводит на прогулке до наступления сумерек не меньше 2 ч, это снижает риск развития миопии почти вдвое.
  • Мало кто понимает, что развитие близорукости начинается не в школе, а дома. В школе есть перемены между уроками, взгляд в ходе занятия переключается с тетради на доску, что обеспечивает адекватную работу цилиарной мышцы на различном расстоянии. Дома зачастую школьник проводит за учебниками больше 2 часов, в перерывах возится со смартфоном, потому нагрузка на глаза у него серьёзная, следует уделять большое внимание организации его режима, контролю зрительной нагрузки.
  • Если родители не приводят ребенка на осмотр после первого приёма у окулиста и хороших результатов обследования, мол, зрение хорошее, не о чем беспокоиться, то делают ошибку. Лучше ежегодно убеждаться, что острота зрения нормальная, чем упустить начало болезни. Между приёмами окулиста можно самостоятельно проверять зрение ребенка, пользуясь таблицей Сивцева, которую можно найти в Интернет.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

источник

Вера в волшебные свойства гимнастики для глаз и увлечение ранним развитием могут стоить вашему ребёнку зрения.

Врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, главный врач сети детских глазных клиник «Ясный взор».

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок.

Мода на раннее развитие ребёнка часто губительна для его здоровья. Ни нервная, ни зрительная системы, которые формируются до 3–4 лет, не готовы к преждевременным чрезмерным нагрузкам. Таким образом, рано начатые с ребёнком занятия рисованием, чтением, правописанием могут привести к развитию заболеваний глаз.

«Не встанешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!» — многим из нас так говорили родители в детстве. Мы закончили школу, выросли и теперь говорим то же своим детям. И вроде бы всё правильно: приучаем их к трудолюбию, дисциплине… а заодно портим их зрение.

Мало кто осознает, что близорукость развивается не в школе, а дома за выполнением домашних заданий. В школе через каждые 40 минут бывают перемены, а во время уроков взгляд переключается то на доску, то на тетрадь, то есть цилиарные мышцы фокусируют глаза на разном расстоянии.

Дома же ребёнок сидит за учебниками и час, и два, а если прерывается, то на смартфон. В итоге — однотипная продолжительная нагрузка вблизи. А если ещё ребёнок работает не за столом, а на кровати или на полу, то зрительная система напрягается ещё больше, ведь расстояние между глазом и предметом постоянно меняется.

Поэтому родителям важно следить, чтобы ребёнок во время выполнения домашних задний делал перерывы через каждый час. И лучше в эти перерывы отвлекать его от смартфона — например, попросите помочь помыть посуду или накрыть на стол, предложите поужинать вместе. Пусть его глаза отдыхают.

Многим родителям свойственна гиперопека, и при малейшей жалобе они готовы затаскать ребёнка по врачам. Но на ухудшение зрения ребёнок обычно не жалуется. Ведь если зрение падает на одном глазу, а второй продолжает работать с прежней остротой, то ребёнок будет видеть как и прежде и не заметит изменений.

Тем более по внешним признакам не сделаешь выводы о таких заболеваниях, как астигматизм, амблиопия, анизометропия — это может увидеть только офтальмолог. Поэтому я настоятельно рекомендую проходить профилактические осмотры у офтальмолога ежегодно, даже если вам кажется, что всё нормально.

Для дошкольников свой режим посещения офтальмолога: 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года. Если никаких отклонений не выявлено, то на следующий приём можно прийти в 6 лет.

Зачем так часто ходить к офтальмологу? Дело в том, что большинство глазных патологий передаются по наследству, даже близорукость. Например, по статистике, если у одного из родителей снижено зрение, то с вероятностью 50% оно будет снижено и у ребёнка. А если близоруки оба родителя, то есть вероятность 80%, что и у ребёнка разовьётся близорукость. Лучше быть настороже и вовремя её «поймать». Грамотный офтальмолог должен не только поставить диагноз «миопия», но и стабилизировать её, остановить ухудшение зрения.

БАДы с черникой, таблетки с лютеином, морковка, очки в дырочку, гимнастика для глаз — всё это бесполезные средства, которые не оказывают никакого действия на зрительную систему.

Например, глазная патология ребёнку передалась по наследству. Так же, например, передаётся по наследству и сахарный диабет. Но люди ведь не лечат диабет БАДами и гимнастикой. Так почему же глаза, наш основной орган восприятия мира, должен страдать от шарлатанских способов «лечения»?

Если ваш ребёнок столкнулся с близорукостью, то нужно точно понимать последовательность действий. Сначала вам вместе с врачом близорукость нужно остановить, потом постараться её скорректировать. Современная офтальмология может это сделать с помощью аппаратного, медикаментозного лечения и лазерной коррекции зрения.

Родители склонны верить мифам, и нам на приёме очень часто приходится эти мифы развенчивать. Одно из таких заблуждений пришло ещё из советских времен: якобы очки наносят вред глазам, и если ты их один раз надел, то уже не снимешь. Глаза «обленятся», зрение продолжит падать, стёкла в очках будут становится всё толще — поэтому очки под запретом, даже если врач их прописал.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Однако в случае с детьми очки надевают не просто для того, чтобы лучше видеть. Это метод лечения, коррекции зрения. И важно понимать, что если вы наблюдаетесь у грамотного специалиста, то очки вам назначают временно. Как только удастся стабилизировать близорукость и избавиться от сопутствующих патологий, если они есть, тогда можно обсуждать варианты избавления от очков. Если близорукость остановилась и не растёт три года, то рекомендована лазерная коррекция зрения.

Напоследок — признаки, по которым можно понять, что у ребёнка портится зрение.

  • Изменился в худшую признаку почерк — стал более крупным, «корявым».
  • Ребёнок наклоняется слишком низко к тетради.
  • При просмотре телевизора ребёнок не сидит на диване, а подходит близко к экрану, щурится.

Если родители возьмутся за работу над своими ошибками и откажутся от губительных стереотипов, то, возможно, очень скоро мы зафиксируем снижение эпидемии близорукости.

источник

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

источник

Когда родители узнают, что их ребенок стал хуже видеть, они часто вместо того, чтобы отправляться к врачу, начинают копаться в причинах. Кто-то винит наследственность, мол, тут ничего не поделаешь, кто-то ругает школу — много читать приходится, другие просто отнимают планшет и думают, что проблема решится сама собой. Поступая так, родители теряют драгоценное время, когда еще можно не только сохранить зрение, но и избавить ребенка от необходимости носить очки в будущем.

О том, каких ошибок нужно избегать и как сохранить зрение ребенку, «Летидору» рассказал доктор медицинских наук, академик АМТН РФ, детский офтальмолог, офтальмохирург, руководитель объединения детских глазных клиник «Ясный Взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

Все дети рождаются дальнозоркими. Дальнозоркость при рождении составляет порядка +3,5–+3,0 диоптрии. По мере роста ребенка степень дальнозоркости уменьшается. И в 1 год ее значение должно составлять, как правило, + 1,25–+1,0 диоптрии, а в 3 года — +0,5–+0,25 диоптрии.

Серьезные отклонения от нормы говорят о предрасположенности к развитию той или иной глазной патологии.

При серьезных нарушениях (дальнозоркости, астигматизме и близорукости высоких степеней, косоглазии) уже в этом возрасте можно назначить ребенку первые очки, которые позволят ему четко видеть лица родителей и свободно ориентироваться в пространстве.

Если же нарушение рефракции выявлено в более старшем возрасте — как правило, это происходит, когда ребенка отдают в детский сад, — то или родители пропускали профилактические осмотры у детского офтальмолога, или диагностика была проведена некачественно.

Наследственность — одна из главных причин развития глазных заболеваний у детей.

Согласно статистике, близорукость наследуется в 80 % случаев, если близоруки оба родителя, и в 50 %, если один из них, астигматизм — в 66 % случаев, а дальнозоркость — в 50 %.

Если в семье есть родственники с глазной патологией, к визитам к детскому офтальмологу нужно подходить серьезно и не пропускать плановые осмотры.

Если патологии не будет выявлено, показывайте ребенка доктору раз в год с обязательным проведением обследования на узкий и расширенный зрачок. В том случае, когда врач диагностирует проблему, он определит индивидуальный режим визитов и тактику наблюдения и лечения.

Такие технологии разработаны и успешно применяются.

1. Попустительство и полумеры

Даже зная о глазном заболевании, некоторые родители либо не делают ничего, либо ограничиваются полумерами — надели на ребенка очки, и все. А ведь практическая любая глазная патология сейчас успешно лечится! И многих неприятных моментов, связанных с осложнениями, при правильном и своевременном лечении можно избежать.

В чем опасность

Не вовремя начали лечить, не обратили внимания на несоответствие остроты зрения возрастной норме? Тогда будьте готовы к тому, что к врожденной близорукости, дальнозоркости и/или астигматизму может добавиться амблиопия, частичная атрофия зрительного нерва, нистагм и косоглазие. Эти заболевания, кроме серьезных нарушений зрительной системы и сложности ориентации в пространстве, создадут психологические проблемы и ограничения в выборе профессии в будущем. А приобретенная близорукость может привести к резкому падению зрения и серьезным осложнениям, вплоть до отслойки сетчатки.

2. Вера в мифы и следование предрассудкам

Это самая распространенная причина, которая мешает сохранить отличное зрение или восстановить его.

«Само пройдет, перерастет, лечите, когда подрастет». Такое заблуждение популярно, пожалуй, не только среди родителей, но и, как ни парадоксально, среди специалистов.

Что мы слышим чаще всего? Близорукость вылечить нельзя, значит, и лечить не нужно. В корне неверно! От имеющегося минуса действительно без лазерной коррекции не избавиться. Лечение же при близорукости проводят исключительно для того, чтобы не допустить увеличение этого минуса.

Такая близорукость очень быстро прогрессирует. Глазное яблоко растет, это чревато растяжениями и разрывами сетчатки — самыми распространенными осложнениями близорукости. А терапевтическое лечение позволяет нам успешно избежать всех этих неприятностей.

«Терапевтическое лечение неэффективно, пройдет само». При дальнозоркости и астигматизме благодаря правильной терапии врачи добиваются фантастических результатов, вплоть до избавления от очков.

А при таких сложных, считавшихся ранее неизлечимыми патологиях, как амблиопия, косоглазие или нистагм, с помощью терапии не только повышается острота зрения и включается в работу плохо видящий (ленивый) глаз, но и восстанавливается бинокулярное и стереоскопическое зрение — способность воспринимать ребенком 3D-формат, которая отсутствует у 90 % детей с этими патологиями.

Разве такие серьезные нарушения в работе зрительной системы могут пройти сами?

В чем опасность

Следование мифам — потеря времени. Если вы знакомы с глазной патологией не понаслышке, нужно отдавать отчет в том, что лечение потребует времени и усилий. Курсы лечения нужно проводить несколько раз в год, как правило, 3-4 раза. А в случае с близорукостью, возможно, и чаще.

Зрительная нагрузка современных детей так велика, что запаса аккомодации (фокусировка глаз — ред.), которого удается достичь, едва хватает на два месяца, и лечение приходится проводить чаще (еще несколько лет назад достаточно было лечения раз в 4-6 месяцев).

Но пугаться не нужно. Вопрос всегда решают индивидуально. Между курсами лечения врач может рекомендовать медикаментозные процедуры на дому для закрепления достигнутого результата.

Все эти усилия, и детей, и родителей, окупаются с лихвой, когда каждый день благодаря лечению виден результат.

Ждать начала лечения, когда ребенок достигнет определенного возраста (кстати, встречали разные цифры — 7, 10, 18 лет) или полового созревания, — верх легкомыслия.

Нет, поправить будет можно, но процесс будет более длительным и более затратным. И операцию при глазодвигательных нарушениях (нистагме и косоглазии) нужно делать до достижения этого возраста.

Сколько пациентов до сих пор верят в силу «волшебных пилюль», которые нужно только пить и тем самым избавить себя от походов к офтальмологу.

Просто запомните раз и навсегда: нет таких таблеток!

В чем опасность

Черничные таблетки, таблетки с лютеином и витамины для зрения — это рекламный трюк. Не более. Пока родители пичкают ребенка бесполезными БАДами, уходит время, и когда они наконец доберутся до офтальмолога, многие возможности уже будут упущены.

Витамины, безусловно, полезны. Наступило лето, включите в рацион сезонные овощи и фрукты, больше времени проводите на свежем воздухе. Это полезно не только для глаз, но и для организма в целом. Но если глазная патология есть, лечить ее нужно у детского офтальмолога.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

источник

Распознать заболевания у детей бывает сложно, потому что они либо не жалуются, либо не могут точно сформулировать свои симптомы. Поэтому задача родителей – внимательнее следить за поведением ребенка и подмечать любые изменения в его поведении. Особенно это касается зрения. За чем следить и как не «проглядеть» снижение зрения у ребенка мы спросили у Игоря Азнауряна – доктора медицинских наук, офтальмохирурга, Президента Ассоциации офтальмологов страбизмологов, руководителя сети офтальмологических клиник «Ясный взор».

Часто мы сталкиваемся с тем, что к нам приводят детей уже с ярко развитыми глазными болезнями: близорукость, дальнозоркость, амблиопия и так далее. Многие из этих болезней можно было бы диагностировать еще на начальном этапе развития, но визуально родителям проблемы в большинстве случаев не видны невооруженным глазом. Более того, глаза детей обладают очень хорошими компенсаторными функциями, и, если на одном глазу начинает снижаться зрение, другой просто «подстраивается». Поэтому дети долгое время могут не жаловаться на проблемы со зрением: они их либо не замечают сами, либо, если заболевание врожденное – то привыкают так видеть с рождения.

Как часто нужно водить ребенка к офтальмологу?

Первое и самое главное правило – приводить ребенка на профилактические осмотры к офтальмологу. Первый прием обычно проходит в роддоме. Но что там можно увидеть? Ребенок еще совсем маленький, закрывает глазки, постоянно плачет. Поэтому в 2-3 месяца нужно прийти на более полноценный осмотр. Здесь уже можно определить врожденные близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, глаукому, катаракту.

Следующий прием проходит в 6 месяцев, малыша должны смотреть на специальном оборудовании. Потом прием офтальмолога должен состояться в 1 год, затем в 2 и в 3 годика. И если не выявлено никаких отклонений от нормы, то в следующий раз приходить к врачу нужно перед школой. А вот в школе уже нужны ежегодные осмотры.

Многие родители успокаиваются после первого осмотра и не приводят больше ребенка к врачу – мол и так зрение хорошее. И в этом их основная ошибка. Лучше каждый год убеждаться, что зрение не падает, чем пропустить начало заболевания.

Между приемами у офтальмолога можно и даже нужно самостоятельно «тестировать» зрение ребенка. Для этого можно использовать различные методы.

Если мы говорим о детях до года, то начиная с трехмесячного возраста можно показывать на расстоянии вытянутой руки какие-то предметы, яркие игрушки или огоньки и наблюдать останавливает ли малыш на них взгляд. В этом возрасте ребенок должен фокусироваться на предметах.

В 6 месяцев ребенок должен улыбаться вам в ответ и следить за движущимися предметами. Это признак того, что он вас видит и узнает. Но опять же на расстоянии вытянутой руки, потому что все дети рождаются дальнозоркими – это нормально, со временем это проходит.

Хочу предупредить всех родителей – до 6 месяцев ребенок может скашивать глаза – это считается нормой. А вот если в 6 месяцев глаза продолжают косить, тут врачи начинают следить за ребенком более внимательно. Обычно ждут 2 месяца и если косоглазие не уходит само, то назначают операцию. Не стоит удивляться, современные методики позволяют выполнять операции уже с полугода.

В том случае, если какой-то врач говорит, что косоглазие можно оперировать только после 7 лет, а то и 18 лет – не стоит верить ему. Медицина давно шагнула вперед. Я и мои коллеги стараемся прооперировать врожденное косоглазие до 3-х лет. Также поступают и во всем мире. Именно в этот период формируется зрительная система ребенка.

При косоглазии нарушается бинокулярное зрение, то есть объемное восприятие мира. И чем раньше мы уберем эту проблему, тем лучше мозг подстроится под новые условия. Современные методы позволяют провести операцию максимально точно и с минимальным травмированием тканей. А реабилитация занимает всего несколько дней.

Если ребенку больше 3 лет, то его тестируем иначе. К этому возрасту у него могут появиться привычки, которые тоже говорят о проблемах со зрением. Например, ребенок может щуриться, когда вглядывается, подходить ближе к телевизору при просмотре мультиков или наклоняться ниже к тетради на уроках, почерк может становиться более крупным и корявым – это может быть признаком того, что у ребенка портится зрение.

Если вы заметили у ребенка такие изменения, то не теряйте время и приводите ребенка на осмотр сразу. А дальше уже задача грамотного врача найти подход к ребенку, полноценно его осмотреть и назначить лечение.

источник

Обычно младенец фиксирует взгляд сразу после рождения или немного позже. Отсутствующий, плохой или заторможенный визуальный контакт — частая причина обращения родителей за помощью к офтальмологу. Они обеспокоены тем, что, кажется, их ребенок не видит и хотят знать причины этого и дальнейшие прогнозы.

Хотя часто это не требует неотложной медицинской помощи, но родители должны в короткие сроки показать малыша специалисту для диагностики, которая является непростой задачей. В некоторых случаях достаточно обычного медицинского осмотра, в других потребуются дополнительные исследования. Диагноз зависит от того, как протекали роды, наследственности, клинического анамнеза и результатов проведенного обследования. Специалисту необходимо определить причину и степень нарушения зрения, дать прогноз, составить план лечения и проконсультировать родителей по возникшим вопросам.

а) Сбор анамнеза если кажется, что новорожденный ребенок плохо видит. Очень важно собрать детальный анамнез у родителей, родственников или опекунов ребенка. Разговаривая с родителями, вы можете наблюдать за зрительным поведением ребенка. Необходимо выяснить, как протекала беременность, роды и послеродовое развитие малыша.

Доношен ли ребенок? Зрительная функция во многом зависит от постменструального возраста ребенка на момент родов. Недоношенные дети с внутрижелудочковым кровоизлиянием подвержены высокому риску атрофии зрительного нерва, гидроцефалии и церебрального нарушения зрения (ЦНЗ). Задержка развития зрительной функции у недоношенных детей может быть связана с патологией сетчатки или неврологическими нарушениями. Судороги, задержка развития и признаки дисморфизма могут свидетельствовать о поражении головного мозга.

Перенесенные матерью во время беременности инфекции, воздействие лекарств, родовая травма и гипоксия могут оказать значительное воздействие на зрительную функцию ребенка.

Важно понять, имеют ли место проявления заболевания или ребенок просто отличается от других? У некоторых здоровых детей может отмечаться ослабленная реакция на внешние раздражители.

Были ли изменения в зрительном поведении с момента рождения? Зрение может ухудшиться после возникновения судорог, прогрессирующего неврологического или глазного заболевания.

Наличие в семье наследственных заболеваний глаз или кровное родство родителей является явным признаком предрасположенности ребенка к определенным аномалиям. Например, ребенок, родившийся у двоюродных брата и сестры с блуждающими движениями глаз и гиперметропией, скорее всего, имеет врожденную дистрофию сетчатки (см. главу 44). Детский офтальмолог должен осведомиться о других членах семьи, опросить их и родственников первой степени родства.

Расспросив родителей или опекунов, как он реагирует на темноту или яркий свет, можно получить сведения, указывающие на диагноз. Светобоязнь или дневная слепота могут указывать на некоторые врожденные аномалии сетчатки, такие как ахроматопсия, дистрофия или врожденный амавроз Leber. У детей с церебральными нарушениями зрения свет может вызывать дискомфорт, или, напротив, у них может отмечаться пристальный взгляд на источник света. Помутнение хрусталика и роговицы, например, при врожденной глаукоме, альбинизме и аниридии могут сопровождаться светобоязнью.

Отмечали ли родители колебания глаз? Нистагм и «ищущие» движения глаз могут быть первым проявлением заболевания у многих детей, плохо видящих с рождения, но чаще эти симптомы проявляются в возрасте от двух до трех лет. Блуждающие или плавающие движения глаз часто наблюдаются у детей с очень плохим зрением.

Присутствуют ли специфические жесты руками? Невидящие дети, как правило, трут ручками глаза, нажимают на них. Малыши с низкими зрительными функциями вследствие патологии сетчатки часто машут руками между своими глазами и источником света .

Амавроз Leber: ребенок тычет пальцами в глаза (блиндизмы). Дети с ослабленным зрением из-за заболеваний сетчатки,
как правило, машут руками между глазами и источником света.

б) Осмотр новорожденного ребенка с плохим зрением. Во многих случаях достаточно сложно определить остроту зрения у ребенка, особенно у детей с плохим зрительным контактом. Родительские оценки остроты зрения и изменений зрения могут быть полезны, но все-таки необходимо определить состояние всех зрительных функций. Несмотря на достижения в научных исследованиях, поведенческие наблюдения имеют первостепенное значение в оценке зрительной функции в младенческом возрасте. В норме в два месяца ребенок должен следить взглядом за движущимися объектами и улыбаться в ответ на улыбку родителя.

В четыре месяца — тянуться к предметам. Контрастные стимулы должны заинтересовать бодрого и веселого малыша.

Наличие оптокинетического нистагма (ОКН) у ребенка исключает тяжелые нарушения зрения. При врожденной окуломоторной апраксии (дефект инициации саккад), во время вращения ребенка вокруг вертикальной оси глаза будут отклоняться, без развития быстрой фазы нистагма («замыкание»), В большинстве случаев при исследовании ОКН выявляется нормальный вертикальный ОКН. Измерить остроту зрения также можно при помощи динамического вестибуло-окулярного рефлекса (ВОР), оценивая «постнистагм», который гораздо дольше сохраняется у слепого ребенка.

За исключением обычной незрелости следящих и саккадических движений у новорожденных, причинами явно плохого зрительного контакта могут быть врожденная окуломоторная апраксия, синдром Mobius и двусторонний синдром Duane, потому что ребенок не может двигать глазами. Исключить глазодвигательные нарушения можно, вызвав вестибулоокулярный рефлекс поворачивая ребенка из стороны в сторону.

При внешнем осмотре глаз и исследовании движений глаз можно выявить нистагм и косоглазие. Клинически трудно различить различные формы волн нистагма. Некоторую полезную клиническую информацию может показать запись движения глаз. Высокочастотный, с малой амплитудой маятниковый нистагм, в противовес нормальной зрительной функции, характерен при колбочковых дистрофиях. Блуждающий взор в сочетании с плохим зрением наблюдаются при врожденном амаврозе Leber). Рано манифестирующий нистагм можно подразделить на три основные формы: сенсорный, обусловленный доказанным сенсорным дефектом; врожденный идиопатический нистагм (иногда называют моторный нистагм), при котором не удается выявить нарушений зрения или неврологическую патологию; нейрогенный нистагм, вызванный неврологической патологией.

Зрачковые реакции могут быть очень информативны и должны тщательно исследоваться. У большинства детей причину плохого зрения с рождения офтальмолог способен выявить при помощи клинического исследования. Структурная аномалия (например микрофтальм) часто очевидна с одного взгляда. Исследование красного рефлекса глазного дна для определения помутнения оптических сред является информативным, быстрым и безопасным методом исследования. Его легко оценить с помощью ретиноскопа. Ручная щелевая лампа поможет выявить такие заболевания, как катаракта, колобома, аниридия, альбинизм и т.д. Особенно важную роль обследование с помощью щелевой лампы играет у младенцев с нистагмом.

В случае альбинизма хорошо заметно просвечивание радужки. Без осмотра переднего отрезка глаза диагноз глазного альбинизма не столь очевиден. Исследование при помощи щелевой лампы следует повторить в состоянии мидриаза, чтобы лучше визуализировать помутнение хрусталика и его подвывих.

Двусторонний мидриаз с использованием 0,5% раствора циклопентолата необходим для выполнения прямой и непрямой офтальмоскопии и ретиноскопии. Офтальмоскопия позволяет оценить состояние стекловидного тела и сетчатки. С ее помощью можно выявить такие заболевания, как помутнение (haze) и кровоизлияние в стекловидное тело при нарушениях свертываемости крови, увеит, васкулит сетчатки, умышленно нанесенная травма, ретинопатия недоношенных, дисплазия сетчатки, аномалии стекловидного тела и ретинобластома. При непрямой офтальмоскопии выявляется патология сетчатки, в том числе хориоретинальные колобомы, макулярный токсоплазмоз, отслойка сетчатки, складки сетчатки, хориоретинальная дисплазия и иногда дистрофия сетчатки.

Тем не менее, зачастую врожденная дистрофия сетчатки может и не сопровождаться офтальмоскопическими изменениями.

Прямая офтальмоскопия наиболее информативна при диагностике тонких аномалий диска зрительного нерва, в том числе колобомы и гипоплазии или дисплазии ДЗН. Чтобы детально рассмотреть диск зрительного нерва может потребоваться седация или анестезия.

Крайне важным является определение рефракции. Высокая рефракция, в частности, дальнозоркость, может быть причиной слабого зрительного контакта с момента рождения. Коррекция близорукости средней и высокой степени у детей с явной задержкой созревания зрительной системы может привести к улучшению зрительного поведения. Выявление аметропий может указать на основной диагноз.

Если глаза ребенка с плохим зрительным контактом внешне выглядят нормально, независимо от того, имеется ли нистагм или нет необходимо дальнейшее обследование. Диагностика заболеваний сетчатки может осуществляться на основании результатов flash- электроретинографии. В первые месяцы жизни ребенка flash-ЭРГ и flash-ЗВП (зрительные вызванные потенциалы) имеют выраженные признаки незрелости и могут оказаться бесполезными для диагностики. Flash-ЭРГ будет более информативна у детей старшего возраста.

При необходимости проводятся консультация детского невролога и дополнительные исследования, в том числе биохимическое исследование и магнитно-резонансная томография головного мозга. Дети с ЦНЗ, как правило, имеют на вид нормальный глаз, без нистагма или косоглазия; у некоторых может наблюдаться атрофия зрительного нерва.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) также должна быть включена в план первичного обследования каждого ребенка с задержкой зрительного развития с целью диагностики поддающихся лечению сопутствующих эпилептогенных расстройств. «Задержка зрительного развития» — термин, используемый для описания здорового ребенка с транзиторной недостаточностью зрительных функций. Однако отсутствуют признаки, позволяющие при первичном обследовании определить, что зрительная система пациента отстает в своем развитии. Задержка зрительного развития является ретроспективным диагнозом, который может быть поставлен только после достаточно длительного наблюдения и исключения неврологической патологии.

Задержка зрительного развития это не отдельный диагноз, а, скорее, проявление неврологических нарушений различных областей головного мозга.

Неправильный или неточный диагноз нарушения зрения у ребенка может иметь катастрофические последствия для семьи. В большинстве случаев у детей с плохим зрительным контактом клинические признаки позволяют установить диагноз, но для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные исследования. Должно быть спланировано наблюдение офтальмологом и педиатром в течение достаточно длительного периода времени, и важно, насколько это возможно, ободрять и обнадеживать родственников больного, но нельзя быть категоричным, так как и диагноз, и прогноз могут меняться!

— Вернуться в содержание раздела «офтальмология» на сайте

источник

Иногда дети рождаются с какими-либо отклонениями, например — нарушением зрения. Данная патология может иметь различные причины для появления. Хорошо, если ее можно вылечить, в противном случае родителям приходиться находить особенный подход к воспитанию своего ребенка, и жить с надеждой, что когда-нибудь появится подходящее средство для исцеления. В семьях с ребенком, имеющим проблемы со зрением, должны особенно внимательно заниматься воспитанием. Следует учитывать, что он требует особого обращения и более тонкого подхода к обучению. Кроме того, желательно заранее определиться с дошкольным учебным заведением, в котором ребенку будет комфортно находиться.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Существует две основные группы причин, которые вызывают нарушение зрения – врожденные и приобретенные. Врожденные причины предполагают наследственный фактор, особые заболевания мамы во время вынашивания ребенка или вредное влияние внешних факторов на развитие плода. Например, у малыша в таком случае может развиться астигматизм, катаракта или пигментная дистрофия сетчатки. Приобретенные причины являются следствием того, что младенец получил травму головы при рождении или кровоизлияние – внутричерепное или внутриглазное. Кроме этого, у малыша может ухудшиться зрение при родах. Медики разделяют детей с проблемами зрения на слепых и слабовидящих, выделяя также малышей с косоглазием и амблиопией. Каждый конкретный случай предполагает особый вариант лечения и условия для адаптации ребенка.

Ребенок с плохим зрением требует особого подхода в воспитании, обучении и развитии основных навыков. Его родители обязаны с большим вниманием общаться с малышом, помогая ему адаптироваться к миру и обществу. Ребенок со слабым зрением будет изучать мир с помощью слуховых и осязательных ощущений, поэтому у него может возникнуть проблема с развитием речи. Дело в том, что ребенку сложно сопоставлять нечеткую зрительную картинку с соответствующим словом, поэтому желательно проконсультироваться у логопеда. Грамотный специалист порекомендует родителям другие альтернативы для развития малыша, делающие упор на слуховое и осязательное восприятие. Важно вовремя уделить внимание развитию речи, так как в будущем эта проблема может негативно влиять на развитие памяти и воображения.

Повышенное внимание следует уделить освоению навыка правильно ориентироваться в пространстве, который будет с трудом осваиваться ребенком с плохим зрением. В таком случае понадобиться консультация у врача, который научит ребенка определенным развивающим упражнениям. Физическая нагрузка в этот период будет весьма кстати – подвижные игры с соблюдением техники безопасности улучшат зрение, координацию движений и укрепят мускулатуру. Важно отметить, что все физические упражнения предварительно должен одобрить врач-офтальмолог. Кроме этого, необходимо правильно подбирать для малыша игрушки – они должны быть яркими и большими. Стоит отметить, что цвет лучше подбирать насыщенный, но не режущий глаза. Желательно приобрести для ребенка с плохим зрением как можно больше музыкальных и мягких игрушек — приятных на ощупь зверушек, а так же предметы, которые будут развивать тактильные ощущения.

Обучая ребенка какому-либо навыку или движению необходимо несколько раз повторять его, пока он не выработается до автоматизма. В это время желательно рассказывать малышу, что именно происходит, и почему он должен делать эти движения и упражнения. Конечно, обучение слабовидящего ребенка – задача не из легких, но родителям нельзя отчаиваться. Психологи рекомендуют вести себя с ребенком как с нормальным человеком, а не больным или неполноценным. Стоит внушить ему с самого раннего возраста то, что он является полноценным членом семьи и общества, приобщая малыша к домашним делам и проводя с ним время за полезными занятиями. Специализированное учреждение следует выбирать в зависимости от степени заболевания и личных взглядов родителей. Стоит отметить, что для ребенка с сильными нарушениями лучше выбрать специальный садик, чтобы он чувствовал себя комфортно среди таких же детей.

источник

Первый раз ребенок посещает офтальмолога в ходе плановой диспансеризации в возрасте одного месяца, затем в 6 месяцев и в 1 год. И в это время у 4-5% малышей выявляются врожденные патологии глаз, такие как миопия и астигматизм. Но уже к 11-13 годам этот процент радикально меняется: снижение остроты зрения, по данным Минздрава РФ, наблюдается у 15-17% школьников. И эти цифры растут с каждым годом.

Причин ухудшения зрения у детей дошкольного возраста множество, но первостепенную роль отводят физиологической усталости глаз и нарушению аккомодации. Насыщенная программа обучения в детском саду и школе, развивающие игры и просмотр мультфильмов на компьютере – все это способствует развитию близорукости.

Но насыщенный график ребенка лишь создает предпосылки, а истинными врагами хорошего зрения являются:

  • плохое освещение;
  • неверный подбор мебели для занятий;
  • наследственность;
  • дефицит витаминов и минералов в рационе;
  • отсутствие режима работы и отдыха.

Сыграть свою роль способны и некоторые заболевания – ОРВИ, сахарный диабет и другие.

Поэтому профилактика снижения зрения у детей сводится к организации рабочего пространства и режима отдыха, отслеживанию рациона и обогащению его витаминами и минералами. Кроме того, школьникам необходимо посещать офтальмолога не реже одного раза в год, а при выявлении симптомов миопии – каждые полгода.

Освещение, положение тела в пространстве во время чтения и работы с мелкими деталями, расстояние от глаз до книги – факторы, которые для детей чрезвычайно важны.

  • Парта и стул должны соответствовать росту ребенка. Расстояние между глазами и лежащей книгой обязано быть 30-35 сантиметров.
  • Во время чтения, рисования и письма важно обеспечить в меру яркое освещение, падающее на стол слева (для правшей).
  • Дети устают быстрее взрослых. Поэтому интервал их занятий должен чередоваться в соответствии с возрастом: для детей 2-5 лет оптимальный рабочий период – 15-20 минут, за ним следует 10 минут активной игры или разминки. Первоклашкам предписывается трудиться 35 минут с 15-минутным перерывом, и только в 9-10 лет нагрузка возрастает до академического часа.
  • Аналогичные временные рамки устанавливаются и для занятий на компьютере, просмотра мультфильмов и видов творчества, связанных с мелкой работой.

Для детей с нарушением зрения в 15-минутные перерывы будет полезным использование упражнений, тренирующих мышцы глаз. Идеальный комплекс поможет подобрать офтальмолог клиники «Оптик-центр», но вы всегда можете использовать действенные и простые приёмы:

  • Чередование взглядов вдаль и рассматривания предметов вблизи. У многих школьников миопия обусловлена нарушением аккомодации глаза, и это упражнение способно помочь в борьбе за сохранение остроты зрения.
  • Зажмуриваем глаза, а затем широко раскрываем их. Такая тренировка улучшит кровоснабжение и расслабит мышцы глаз.
  • Рисование картинок в воздухе. Попросите, чтобы ребенок следил за вашей рукой глазами и чертите ею геометрические фигуры, соблюдая максимальную амплитуду. Упражнение способствует улучшению аккомодации и помогает противостоять прогрессирующей близорукости.

Особое внимание следует уделить питанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно, если ребенок стал хуже видеть вдаль. Причины миопии нередко кроются в дефиците витаминов А и группы В, фолиевой кислоты, минералов – селена, цинка, марганца. Поэтому важно включать в рацион цельнозерновые продукты, зеленые овощи и фрукты, листовые культуры. Не забудьте и о знакомых с детства «лекарствах» – моркови и чернике.

Ребенок школьного возраста может сам пожаловаться, что плохо видит с доски. Способствует быстрому выявлению патологии и ежегодная диспансеризация. Намного сложнее распознать патологию у дошколят, которые не могут сами сообщить о проблеме. Тревожными симптомами для родителей должны стать следующие особенности поведения:

  • малыш часто мигает, трёт постоянно глаза;
  • ребенок плохо видит вдаль, щурится глядя в окно или рассматривая какой-то предмет;
  • быстро устаёт от рисования, лепки, теряет интерес.

У детей до года миопия сигнализирует о себе расходящимся косоглазием.

При выявлении этих симптомов нужно незамедлительно обратиться к врачу.

План обследования детей дошкольного возраста и учеников начальных классов включает в себя:

  • опрос и выяснение жалоб;
  • авторефрактометрию или скиаскопию с помощью офтальмоскопа, определение рефракции;
  • осмотр глазного дна после медикаментозного расширения зрачка;
  • определение характера движения с помощью четырехточечного цветотеста;
  • определение объема движения глазных яблок;
  • определение угла косоглазия;
  • измерения внутриглазного давления;
  • биомикроскопия (осмотр переднего отрезка глаза с помощью щелевой лампы);
  • рекомендации и назначение лечение.

При выявлении ухудшения зрения ребенку, как можно раньше подбираются очки. И родителям нечего опасаться: все современные детские модели изготавливаются из пластика, который не станет источником острых осколков в случае детских потасовок. Альтернативой очкам для детей от 6 лет может стать «ночная коррекция» – ортокератология. Суть ее заключается в использовании специальных линз только в ночное время, которые корректируют форму роговицы и восстанавливают зрение на весь следующий день.

У школьников миопия зачастую носит временный характер и обусловлена нарушениями аккомодации глаза. Поэтому офтальмолог нередко назначает два визита с разрывом в неделю и назначением капель. При временных нарушениях повторная проверка ухудшения зрения вдаль не выявит.

Радикальных методов лечения близорукости у детей нет. Лазерная коррекция допустима только с 18 лет. Поэтому основным методом борьбы с падением зрения становятся очки. Их постоянное ношение избавляет детские глазки от повышенной нагрузки, способствует стабилизации процесса.

Помимо очков детям назначается физиотерапия – электрофорез с дибазолом, магнитотерапия, электростимуляция и ряд других методов. Рацион ребенка обогащают витаминами – фолиевой и никотиновой кислотой, препараты кальция.

Ныне существует целый ряд способов коррекции и стабилизации зрения у детей. Врачи клиники «Оптик-Центр» помогут вам подобрать эффективные и надежные варианты.

источник

Зрение нужно проверять даже у самых маленьких детей

Основная часть всей информации об окружающем мире воспринимается человеком с помощью зрения. Но статистика оказывается неутешительной, она твердит, что почти у каждого четвертого ребенка в той или иной степени нарушено зрение. Страшным является тот факт, что большинство родителей не считают нужным, чтобы малыш посетил врача-окулиста. Это объясняется тем, что они попросту не догадываются, что у их ребенка проблемы.
Многим папам и мамам непонятно, как в месяц от рождения можно проверить, хорошо ли развито зрение ребенка. Но все намного просто. Многие обыватели просто незнакомы с медицинской стороной данного вопроса, поэтому и не считают важными визиты к врачу в этом возрасте. Он покажет ребенку табличку, разделенную горизонтально на две части, вверху можно заметить несколько полосок, внизу – ничего, чистый фон. Рефлекторно взгляд ребенка будет обращен на ту часть, где изображены полоски.На тот момент, когда ребенок рождается, его органы зрения являются полностью развитыми, но мир воспринимается им не так, как у взрослых. Блуждающий взгляд, неразличимые цвета, монокулярное зрение, младенец не видит того, что находится далеко от него и прочее. Через несколько недель, месяцев будет заметен прогресс: цвета станут четкими, взгляд перестанет блуждать, предметы вдали так же становятся различными. На тот момент, когда ребенку исполнится один месяц, родителям следует навестить офтальмолога, чтобы тот проверил зрение ребенка.

В том случае, когда ребенок перестанет отличать полоски от фона, ведь их толщина с каждой новой таблицей будет уменьшаться, тест будет считаться завершенным. Таким образом, будет проверена острота зрения малыша. Помимо этого, врач сможет сказать, соответствует ли качество зрения малыша его возрасту и может ли ребенок видеть двумя глазками одинаково. Также врач обращает внимание на то, как малыш следит за движущимися предметами и как его зрачки реагируют на свет.

Помимо этого, на зрение могут влиять различные травмы головы малыша. Большинство ухудшений в качестве зрения напрямую связаны с сотрясениями мозга. Поэтому старайтесь беречь своего ребенка от ударов головой и возможных сотрясений.Разумеется, основная причина для этого — наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением, как правило, они передаются и ребенку. Редко можно встретить малыша, которому бы не передались наследственные проблемы со зрением.

Перенесенные во время беременности заболевания также могут повлиять на зрение малыша. Говоря о приобретенных причинах ухудшения зрения, следует выделить родовые травмы, повышение глазного давления, внутричерепное кровоизлияние и другие причины.

В полгода острота зрения малыша практически приравнивается к остроте зрения взрослого человека. Однако, лишь в четыре-пять лет, зрительный аппарат будет полноценно функционировать.

Обязательно начинайте с тренировок!

Для поддержания остроты зрения ребенка в норме, необходимо сделать следующее: обзавестись подвесной погремушкой, игрушки которой будут черно-белыми, и повесить ее над кроваткой.

Вы удивитесь, но малышу интересны не столько яркие игрушки, сколько контрастные предметы. То есть полоски, клетки и прочее. В возрасте около двух месяцев у ребенка проявится цветоощущение. Начнется оно с восприятия красных тонов и оттенков. По достижении шести месяцев, малыш отчетливо сумеет различать красные, синие, желтые и зеленые цвета. К двум годам цветоощущение будет полностью сформировано.

Для эффективной тренировки зрения можно воспользоваться небольшой игрушкой в виде тренажера, которая делается самостоятельно. Из картона вырежьте улыбающееся лицо (смайлик). Оно должно быть достаточно крупных размеров. Нужно повесить его в поле зрения ребенка для того, чтобы он привлекал детское внимание. Не забывайте о том, что малыш в возрасте до одного месяца может четко видеть лишь те предметы, которые находятся на расстоянии не дальше, чем тридцать сантиметров от его личика.

Есть еще несколько видов недорогих пособий, которые помогут вам в развитии зрения вашего малыша. Идеальными вариантами станут деревянные и мягкие кубики, либо сделанные из белого картона, разрисованные черной краской. Также можно взять бутылочку и обернуть ее бумагой, с рисунком в черно-белую полоску или клетку. Черно-белые фотографии среднего размера так же отлично подойдут для тренировки зрения. Не забывайте о том, что в поле зрения ребенка не должно находиться большое количество предметов, ведь иначе он не сможет должным образом сконцентрироваться. Максимальное количество – три предмета.
Также мама ребенка может брать его на руки и смотреть малышу прямо в глазки, улыбаться, кивать и разговаривать с ним. Это станет полезным не только для эмоционального состояния маленького человечка, но и для его глазок.Кстати, даже самая обычная мамина или бабушкина кофта, с контрастным черно-белым рисунком станет лучшим тренажером, чем самая дорогостоящая цветная игрушка.

Если вдруг в раннем возрасте у вашего ребенка врач обнаружит проблемы со зрением, не паникуйте. Главное — вовремя принять необходимые меры. То, что вы уже заметили проблемы и стремитесь к их решению – большой шаг. Постоянные тренировки и другие необходимые действия окажут свое влияние. Со временем проблема будет решена.

Не думайте, что только ваш ребенок страдает от подобного недуга. Это не так. Многие родители на всей планете ежедневно сталкиваются с подобным.

Офтальмолог, выявивший проблему, обязательно даст вам наиболее подходящие рекомендации, которым следует неукоснительно следовать. Поверьте, что девять из десяти малышей, имеющих нарушение зрения, рано или поздно избавляются от этой проблемы. Если речь идет о наследственном факторе, то, как правило, основная коррекционная работа будет проводиться, на момент достижения ребенком семи лет. Будут выписаны специальные коррекционные линзы или очки.

А пока, вам остается только следовать рекомендациям и стараться вернуть ребенку остроту зрения традиционными способами.

источник