Меню Рубрики

Как повысить зрение ребенку дошкольного возраста

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

источник

Когда у детей есть проблемы со зрением, врачи часто назначают им так называемое аппаратное лечение. Родители, в свою очередь, частенько стараются пройти эти процедуры в летний период, чтобы к началу учебного года появились уже первые результаты. Однако далеко не каждая методика дает положительную динамику, более того, есть процедуры, которые только обещают быстрый эффект, а на деле пациенты теряют драгоценное время: на результаты рассчитывать не приходится.

Виктория Баласанян, кандидат медицинских наук, офтальмолог сети клиник «Ясный взор», объяснила «Летидору», как назначают детям аппаратное лечение и какие методики, увы, не работают вовсе.

Амбулаторное, консервативное лечение, которое в народе принято называть аппаратным, назначается детям при таких патологиях, как амблиопия, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм.

Это популярные заболевания, поэтому лечение на аппаратах назначают многим детям. Но важно, чтобы в каждом конкретном случае, к каждому конкретному пациенту применялся индивидуальный подход. Иначе ребенка можно залечить так, что станет хуже.

Поэтому мамам нужно обращать внимание на то, как и какое аппаратное лечение проходит их ребенок.

1. Как определяют тактику лечения

На выбор тактики лечения влияет несколько факторов:

— степень развития заболевания;

— возраст, когда заболевание появилось;

И это не должно вас смущать.

2. Как отслеживают динамику

Есть разные способы лечения миопии, но все они были основаны на методике снятия зрительной нагрузки по Аветисову — Мац.

Выполнение данной методики должен строго контролировать доктор. Но часто бывает так, что врач посмотрел ребенка в начале и конце курса, а все остальное время за лечением следила медсестра.

Мы каждый день проверяем у пациентов показатели аккомодации и вносим корректировку в лечение.

Также мы работаем на синоптофоре — это аппарат для лечения косоглазия. Врач ежедневно должен следить за углом косоглазия у ребенка.

Если на синоптофоре изначально поставить не тот режим и пациент будет заниматься так все время, то к концу курса можно увидеть ухудшение. То же самое на аппаратах по лечению близорукости: когда не следишь за динамикой, то эффекта лечения не будет.

Делайте вывод: если вы решились пройти полный курс, то нужно учитывать, что врач будет наблюдать пациента регулярно в течение определенного времени. Не дело, если вы привели ребенка на два сеанса, потом уехали на месяц отдыхать, а после снова решили пройти еще пару сеансов до следующего отъезда.

Заранее обговорите с врачом длительность лечения и уже под него стройте планы на отдых.

3. Какие обследования нужно пройти заранее

Прежде чем начать лечение, ребенок должен пройти диагностику всех зрительных функций, а также дополнительные обследования.

Например, одно из важных обследований — это энцефалография. У внешне здорового ребенка могут быть функциональные изменения в мозге, которые никак не проявляются. И очень важно увидеть эти очаги до начала лечения, потому что среди аппаратов есть многообразные «светелки» — те, которые излучают свет, мелькают разными огнями. Эти огоньки, как катализаторы, стимулируют мозг, и у ребенка могут возникнуть судороги.

Также важно провести исследование зрительно вызванных потенциалов. У маленьких детей не так-то просто проверить остроту зрения: в один день у ребенка есть настроение, и он назовет все строчки или рисунки, в другой день назовет первые две, а больше не захочет. Это субъективное исследование.

Более того, выявляем те нарушения, которые могут быть не видны при обычном осмотре.

А когда офтальмолог еще и наблюдает за показателями в динамике, то это дает возможность предсказать, каких результатов можно добиться во время лечения, оценить перспективу повышения остроты зрения. То есть заранее сделать прогноз.

Еще одна важная диагностика — ультразвуковое А-сканирование. Это исследование, которое позволяет оценить изменение длины глазного яблока. Если глазное яблоко растет, это значит, что у ребенка прогрессирующая близорукость. А для врачей это показатель того, как нужно корректировать тактику лечения.

Все эти исследования — показатель грамотного и индивидуального подхода.

4. Как сочетать аппаратное лечение с медикаментозным

При некоторых глазных заболеваниях, например близорукости, амблиопии, частичной атрофии зрительного нерва, офтальмологи используют не только консервативное лечение, но и медикаментозное. Очень важно, чтобы препарат попал непосредственно в зрительную систему.

источник

Здравствуйте уважаемые читатели. Никогда не думал, что меня коснется эта тема восстановление зрения. Произошло это год назад, при обследовании перед школой у нашего ребенка обнаружилось плохое зрение. Сейчас уже наверное этим никого не удивишь , но мне все же стало немного неприятно, что не уследил за дочерью. Когда это произошло, я имею в виду нарушение зрения, я еще работал, а у Елены хватало забот с младшим. И чтобы больше уделять внимания новорожденному, приходилось включать телевизор для дочери, чтобы мультфильмы не давали ей скучать. Но я думаю не только мультфильмы дали ухудшение зрения. Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы избежать таких неприятностей в дальнейшем.

Я думаю вы со мной согласитесь, но на первое место я бы поставил телевизор и компьютер. Когда зрачок фокусируется на одном предмете долгое время, при этом происходит застаивание глазных мышц и они устают. Мышцы должны работать, если конечно вы не спите. Возьмите проведите эксперимент, например просто перед собой вытяните руку. Вы не будете совершать никаких упражнений, но рука у вас быстро устанет. Вот так и глазные мышцы, они тоже устают.

К этому же застаиванию можно также отнести и читание книг. Опять зрение фокусируется на одной точке. И пусть даже ваши зрачки и двигаются, но они находятся постоянно на одном расстоянии от книжки, и не все глазные мышцы работают.

Следующая причина это переутомление. В детском возрасте наши дети слишком активные, и очень часто мы не обращаем на это внимание. Например мы укладываем детей днем спать, но не всегда. Иногда мы сами в этом виноваты. Проводим с детьми слишком активный день, и вместо того чтобы дать ребенку вечером отдохнуть, разрешаем еще посмотреть мультик или поиграть на компьютере.

Общее переутомление тоже очень негативно влияет на зрение, и нам об этом всегда надо помнить. Например у моего сына зрачки становятся мутные, когда он устает. И я стараюсь его в обед ложить спать.

Но не всегда мы виноваты в ухудшении зрения у ребенка. Это также может быть вызвано заболеваниями, как инфекционными так и обыкновенными, и часто венерическими. Заболевания могут дать осложнения, и здесь нам надо быть всегда готовыми к этому. Особое внимание стоит обращать на зрачки во время заболевания. Они сразу становятся красные, как будто кто красной паутиной глаза обтянул. Причем эти заболевания касаются не только головы, а и всего тела. Но чаще всего те, которые затрагивают нервные центры нашего организма.

Также стоит обратить внимание на загрязнения детского организма шлаками. Раньше таких проблем не было. Но сейчас, если посмотреть что едим мы и едят наши дети, то это ни в одну таблицу по здоровому питанию не «влазит».

Дети часто просят купить поп-корн, сухарики, чипсы, и всякую другую «полезную» еду. То же касается и питья. Дети редко пьют хорошую воду, им больше по вкусу различного вида напитки и соки, в которых из натуральных добавок только вода, и та не очень хорошего качества.

Поэтому надо думать о том, чтобы прежде всего был функционален именно кишечник. У нас на блоге уже была написана статья на тему восстановление работы кишечника «Как нормализовать работу кишечника«.

Еще одна очень важная в этом понимании причина, это нарушение кровообращение. Либо при травме произошло ущемление нерва. Особенно если была травма позвоночника. Любая травма позвоночника может привести к ухудшению зрения. Причем травма может быть и родовая.

И конечно же на зрение ребенка может повлиять стресс. Здесь вам уж придется постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций.

Но какова бы ни была причина, перед нами стоит теперь задача, как же восстановить зрение ребенку. Что для этого нужно, можно ли восстановить самостоятельно, или с минимальным вмешательством докторов.

Пройдемся по тем же пунктам, мы уже определили что может вызвать ухудшение зрения у детей. Теперь посмотрим как этого избежать. Начнем с телевизора, компьютера и книг. В наш век невозможно от всего этого отказаться совсем, но ограничить можно. Прежде всего просмотр телепередач можно сделать дозированным, это же касается и всего остального.

Сейчас, когда я могу больше уделять внимание детям, и зная о слабом зрении дочери, я заставляю её после просмотра телевизора идти на балкон и смотреть в окно. Смотреть надо в разные места, но не просто смотреть. Я показываю объект на расстоянии 1.5 километра, и прошу смотреть на него не менее одной минуты. Затем на расстоянии 50 метров, и опять таки не меньше минуты. Затем на расстоянии 0.3 километра, и опять не меньше минуты ребенок должен фокусироваться на одном объекте.

Расстояния могут быть любыми, но обязательно должны быть дальние расстояния, постоянным должно быть время. Постоянным не в смысле одинаковым, а в смысле на каждый новый объект должен ребенок смотреть не менее одной минуты. За минуту ребенок полностью успевает сфокусировать свое зрение. Так нам посоветовал доктор.

А если эти упражнения сделать быстро, не по одной минуте, а по 10 секунд на дальние расстояния и 5 секунд на палец своей руки вытянутой перед собой, то вы еще и расслабите глазные мышцы. Но делать это надо не менее 10 раз за упражнение.

Таким простым упражнением можно восстановить свое зрение. Конечно это делается не за один месяц, и возможно даже и не за год. Но если после каждого просмотра телевизора или игры на компьютере ваш ребенок будет делать такую гимнастику, то ухудшение зрения точно не будет.

Кстати о компьютере. После того как мы вторично пошли к доктору через пол года, он не обнаружил у нас улучшения, и прописал нам ходить на гимнастику для глаз. И эта гимнастика была в большинстве своем на компьютере. Я водил туда дочь, а сам заинтересовался этой гимнастикой. Дело в том что это не очень дешевое удовольствие, а компьютер дома есть.

Поэтому я стал искать в интернете эти программы для улучшения зрения, такие как «Крестики», «Цветок». Нашел я почти все, не все конечно в свободном доступе. Скачал те которые смог. И теперь даже мой младший сын иногда сам включает эти программы. Сделаны то они в игровой форме, специально для детей.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Но не пытайтесь сами лечить детей, даже с помощью разных программ, с первого взгляда безобидных. Я нашел те программы, которые ребенку прописал доктор. Каждая программа рассчитана на определенные действия, и приносит она определенный эффект. Некоторые программы должны идти даже в определенной последовательности.

Так что моя дочь теперь перед тем как посидеть за компьютером,(почему я говорю посидеть, потому что большого количества игр там нет, и дочь осваивает Paint и блокнот). У нас дочь ходит во второй класс, и уже есть информатика. Ей интересно писать буквы и цифры, решать примеры, придумывая их самой. И я уже не боюсь, что это повлияет на её зрение. Потому что начинает она с гимнастики.

Еще не стоит забывать о переутомлении ребенка. Вы должны следить, чтобы ребенок отдыхал. Например моя дочь, сама может попросить уложить её спать пораньше. Дети всегда чувствуют предел своих сил. Просто надо им объяснить, что переутомление может привести к ухудшения здоровья и в частности зрения. Например младшему это я пока не смог объяснить, ему 4 года, и уложить его спать, особенно днем, не совсем легко. А вот дочери смог, ей уже 7 лет. И она сама уже может отказаться не только от мультиков, но даже и от вредной еды.

Существует также и гимнастика для глаз, на первый взгляд очень простая, но очень эффективная. Попросите ребенка посмотреть вдаль, для этого перед вами должно быть открытое пространство, чтобы ребенок мог смотреть далеко. Это можно сделать например стоя или сидя у окна, откуда открывается вид вдаль.

Затем попросите ребенка следить за вашим пальцем и поднесите палец к носу. Смотреть надо не долго, чтобы глаза не устали. Затем пусть опять посмотрит вдаль, а вы поднесите палец к переносице ребенка, потом опять вдаль, и третий раз поднесите палец уже к бровям, опять вдаль. Четвертый раз поднесите палец к макушке, и пусть ребенок образно смотрит на ваш палец, и последняя точка будет на бороде.

Сделайте это упражнение два раза. Движения вашей руки не должны быть резкими, так как и ребенок не должен совершать быстрых движений глазами. Затем пусть ребенок зажмурит глаза, немного расслабит мышцы глаз и быстро поморгает около 5 раз. После любого упражнения ребенок должен расслабится и расслабить мышцы глаз.

После любого упражнения, когда ребенок закрывает глаза, он не должен резко открывать глаза, только с быстрым морганием. Тогда упражнение пойдет ребенку на пользу. Если же ребенок просто откроет глаза, то это будет стресс для глаз, и упражнения не будут иметь желаемый эффект.

Есть еще один не сложный комплекс упражнений на улучшение зрительной функции. Я про подобный набор упражнений еще в юношестве слышал. У меня двоюродный брат носил очки, не знаю кто ему это посоветовал, но об этих упражнениях я по моему от него узнал.

А сейчас я нашел описание этих упражнений. Для начала надо посмотреть слева направо — налево — направо… так от 5 до 10 раз. Если вы первый раз делаете упражнение, то 5 раз, и с каждым разом наращивая на один круг. Второе упражнение вверх — вниз — вверх … опять же от 5 до 10 раз.

Третье направление по диагонали, снизу слева — вверх вправо — вниз влево и так 5 — 10 раз. Затем вторая диогональ снизу справа — вверх влево — вниз вправо и так 5 — 10 раз.

Четвертое направление это круговое движение глаз по часовой стрелке 5 — 10 раз и против часовой стрелке 5 — 10 раз.

Последнее пятое направление. Очертить глазами восьмерку 5 — 10 раз, а затем знак бесконечности(∞) тоже 5 — 10 раз. И как любое упражнение заканчивать надо расслабляющей гимнастикой. Например можно такой, голову вверх вниз несколько раз и влево вправо несколько раз, затем быстро поморгать около 8 — 10 раз.

Еще глазные мышцы можно расслабить так. Зажмурить крепко глаза на 5 секунд, затем открыть глаза на 5 секунд. Проделать упражнение 6 — 8 раз. Это упражнение улучшает кровообращение и способствует расслаблению глазных мышц.

А вот кстати о еде. Нам надо уделять особое внимание что едят наши дети, чтобы не было зашлакованности детского организма. Обязательно надо давать продукты содержащие полезные витамины не только общего направления, но и для глаз.

Сразу хочу предупредить, что все продукты которые я здесь представлю, не являются панацеей для зрения. Они лишь содержат витамины полезные для зрения, но ни как не могут заменить полноценный комплекс витаминов. На эти продукты просто стоит обратить особое внимание при ослабленном зрении.

Приведу пример. Многие из вас слышали, что черника очень полезная ягода для зрения. Однако чтобы обеспечить наши глаза полноценным лечение только черникой, то в день необходимо съедать около 3 килограмм черники в течении месяца. Так что продуктами лечится не получится. А вот поддержать и улучшить состояние наших глаз вполне возможно.

А теперь предлагаю посмотреть таблицу продуктов полезных для зрения.

Таблица довольно таки объемная, но вы должны помнить, что продуктами надо не лечиться а питаться, причем правильно. Дело в том, что например морковь она является полезной только в том случае, когда вместе с ней вы съедаете немного жиров, и не важно каких, растительных или животных.

Если вы добавите в тертую морковь ложку сметаны или растительного масла, то каротин и витамин А намного эффективней будет усваиваться вашим организмом.

А вот если брать черный шоколад, который также полезен нам для укрепления сосудов, то не любой шоколад подойдет. Необходимо брать только чистый черный шоколад без добавок и примесей.

А вообще доктора, после многих лет исследований, рекомендуют для поддержания нашего зрения витаминами, есть фрукты зеленого и оранжевого цвета. И маленький совет от меня лично. Перед тем как что нибудь съесть, подумайте о том, что этот фрукт или овощ, и не важно прошел он термическую обработку или вы его в салат покрошили, принесет вам только пользу, даст вашему организму максимально возможное количество витаминов.

источник

Швыркова Ирина Владимировна
Консультация для родителей в старшей группе. «Как сохранить и повысить ребенку зрение»

Цель: познакомить родителей с методами сохранения зрения ребенку.

Орган зрения — играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды, та как он один из главных органов чувств. В разнообразной деятельности человека, в выполнении разных работ, этому органу принадлежит первостепенное значение.

Орган зрения взрослеет и развивается вместе с ребенком, поэтому необходима профилактика нарушения зрения у детей. Воспринимая световые раздражения от напряжения и больших нагрузок, глаза снижают эффективность своей работы и утомляются. Офтальмологи всегда предупреждают о том, что возможны спазмы глазных мышц из — за регулярного перенапряжения, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Также одной из причин нарушения зрения у детей – наличие различных хронических заболеваний, наследственная предрасположенность, неправильное питание, длительное статическое напряжение, высокая зрительная нагрузка, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, проблемы с позвоночником, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях.

Телевизор, является первоочередной причиной нарушения зрения у дошкольников. Также большую нагрузку дает чтение. Как это происходит? Процесс нагрузки на органы зрения заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. В настоящее время наиболее актуальной проблемой, с которой сталкиваются дети и подростки является работа с компьютером и его воздействие на зрение. Дискомфорт в виде пелены перед глазами, неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что через 30 мин непрерывной работы за компьютером у каждого второго ребенка 6-9 лет развивается переутомление. Те дети у кого пониженная острота зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Что необходимо делать для предупреждения нарушения зрения у детей: исключить бесконтрольный просмотр детьми телепередач детей до 2-х лет, а дошкольников, к компьютерным играм и просмотру телепередач. Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже; расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран; не смотреть ТВ в полной темноте; обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров. Соблюдать гигиенический регламент проведения нод: продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. — от 3 до 4 лет; 20 мин. — — от 4 до 5 лет; 25 мин. — от 5 до 6 лет; 30 мин. — от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением. Также необходимо использовать комплексы упражнений для профилактики зрительного утомления.

Немаловажную роль для сохранения зрения играет и правильное питание. В рационе должны обязательно присутствовать творог, отварная рыба, говядина, морковь, крольчатина. Необыкновенно полезны для глаз и ягоды (черника, брусника, клюква, земляника, а также зелень петрушка, укроп.

Полезно также проводить с ребенком игры, которые помогут сохранить и улучшить остроту зрения вашего малыша.

Для этой игры подойдет любая раскраска, во время раскрашивания также можно закрепить цвета с ребенком, поспрашивайте его какие цвета он использовал при раскрашивании, почему он выбирает именно эти цвета.

Лабиринт можно сделать самостоятельно, например, нарисовать или наклеить сказочного героя и от него провести много дорожек, на другой конец поместить его друзей и отправится к ним в гости, следите за тем, чтобы ребенок не наклонялся слишком низко.

Для этой игры вы можете разрезать любую картинку на 4 ровные части, если ребенок справляется, то можно усложнять добавлять части и резать не только прямо, но и по диагонали.

«Собери мозаику» (построение мелких рисунков из мозаики).

«Лепка из пластилина» лепить можно все, фантазируйте вместе с ребенком лепите сказочных персонажей, животных, цветы. «Сделай бусы для мамы» (нанизывание бусинок на леску).

Также благоприятное влияние на состояние зрения оказывает прогулки на свежем воздухе. Ребенок должен как можно больше гулять, не лишним станет и закаливание, которое, кстати, укрепит и общее состояние маленького организма.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Мероприятия Время проведения

Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч

Упражнение: «Просыпайся глазок»

Комплекс упражнений «Все больного навещают»

Упражнение на снятие зрительного напряжения (метка Аветисова)

Упражнения для коррекции зрения Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее.

Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких

«Насос» Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога

Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения

Упражнения для мышц шеи «Гуси-Лебеди»

Веселый тренинг: «Цапля», «Мостик», «Колобок», «Ножницы» Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка)

Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови

«Муха-Горюха» – самомассаж ушей

Массаж биологически-активных точек

Точечный массаж по Уманской Ежедневно после сна или как физ. минутка

Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц

«Стряхиваем воду» Ежедневно

Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч

«Солнечный зайчик» (по методике йогов)

Комплекс упражнений для глаз «Зайка»

Игровое упражнение для глаз «Муха»

Комплекс упражнений для глаз «Смотрим вправо – смотрим влево»

Гимнастика для глаз по технологии В. Базарнова Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее.

Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких

Упражнения по А. Стрельниковой «Ладошки»

«Большой маятник» Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога

Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения

Упражнения для мышц шеи «Слон»

Веселый тренинг: «Потягивание», «Карусель», «Мостик», «Медвежата», «Птица». Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка)

Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови

«Чтобы уши не болели» – самомассаж ушей

Массаж биологически-активных точек

Точечный массаж по Уманской

Массаж головы Ежедневно после сна или как физ. минутка

Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц

Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч

Комплекс упражнений «Все больного навещают»

Упражнение на снятие зрительного напряжения (метка Аветисова)

Упражнения для коррекции зрения Гимнастика для глаз по технологии В. Базарнова

Игровое упражнение «Муха» Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее.

Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких

Упражнения по А. Стрельниковой Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога

Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения

Упражнения для мышц шеи «Гуси-Лебеди»

Веселый тренинг: «Цапля», «Качалочка», «Велосипед», «Гусеница», «Колобок» Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка)

Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови

«Муха-Горюха» – самомассаж ушей

Массаж биологически-активных точек

Точечный массаж по Уманской Ежедневно после сна или как физ. минутка

Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц

«Деревянная и тряпичная кукла»

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребенка» Правило 1. Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался, бегал, прыгал. Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог,.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивновые дети и как им помочь? Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный».

Консультация «Как повысить иммунитет ребенку» Как повысить иммунитет ребенку! Иммунитет — это ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни.

Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?» Консультации для родителей: «Как научить ребенка общаться с людьми?», «Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?» Как научить.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку учиться?» Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками.

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет? Весенние правила для родителей» Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте,.

Консультация для родителей «Как повысить самооценку ребенка» Начнём, пожалуй, с самых истоков. Ваш ребенок родился, и по началу не то что оценивать — осознавать себя не может. Его границы и чувства.

Консультация для родителей «Как сохранить доверие ребенка: «правило трех минут» Как сохранить доверие ребенка: «правило трех минут» для родителейей У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.

Все упражнения условно можно разделить на несколько групп: упражнения для активации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения, упражнения для активизации двигательной функции; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Рассмотрим каждую из этих групп.

Упражнений для активизации работ мышц глаза

Комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической «сухостью» глаз.

6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.

2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.

3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.

4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем — в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.

5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения — две — три минуты.

6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения — 1 -2 минуты.

Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Релаксация глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.

Мы отдыхаем (лежа на спине)

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Упражнение «Большие повороты» (стоя)

Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение «Цветовые пятна»

На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах)

красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);

оранжевый или жёлтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость) и

синий, голубой или зелёный – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.

Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор, пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг

Упражнения для активизации двигательной функции глаз

Лабиринты активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Веселый контур для повышения остроты зрения.

Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

Тренажеры «Бабочка», «Маршруты глаз» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Методика и упражнения работы с данными тренажерами у вас есть в листочках.

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д.И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

Профилактика сколиоза у дошкольников

Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр управления всеми функциями организма. Искривление позвоночника – это сколиоз.

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Своевременное правильное питание;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Следить за собственной походкой.

Как же выяснить правильная осанка у ребёнка или нет?

Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены.

Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены,

То осанка может быть признана в основном правильной.

Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперёд (затылок не касается спины), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются спины — имеются признаки нарушения осанки.

К нарушению осанки приводит:

Мебель, не соответствующая росту ребёнка; неправильное положение тела, которые ребёнок принимает в различных видах деятельности:

— за столом (низко наклоняется, туловище наклонено вправо или влево);

— привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение таза;

— во время игр ребёнок сидит, поджав одну ногу под себя;

— во время сна сворачивается «калачиком;

-ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунитета;

• Высокий процент рождаемости ослабленных детей;

• Частые простудные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие ребёнка;

• Ограничение двигательной активности (дети много времени проводят у экранов телевизора, компьютера);

• Слабость мышечных групп, обеспечивающих поддержание позы;

• Ношение груза в одной и той же руке;

• Несоблюдение гигиенических условий;

• Травмы опорно-двигательного аппарата (переломы);

Основные меры профилактики сколиоза

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей дошкольного возраста. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Проблемы, связанные с позвоночником, всегда негативно влияют на организм. Поэтому профилактика сколиоза является и профилактикой многих заболеваний.

Основные меры профилактики сколиоза у дошкольников сводятся к двум правилам:

необходимо обеспечивать физическую активность ребёнка, во время которой совершаются движения,

предотвращающие искривление позвоночника;

во время нагрузки — сна, занятий — позвоночник должен находится в наиболее благоприятном физиологическом положении.

Профилактику сколиоза нужно начинать с раннего возраста, так как из-за относительной мягкости костей, у малышей часто развивается искривление позвоночника.

В дальнейшем, при развитии моторики рук — при занятии лепкой, рисованием, аппликацией, а так же при подготовке к школе ребёнок проводит значительную часть времени за столом, что создаёт все предпосылки для нахождения позвоночника в неправильном состоянии, поэтому:

ребёнок дошкольного возраста должен неподвижно сидеть не более двадцати минут;

надо стараться, чтобы он как можно чаще вставал.

при неподвижном сидении необходимо, чтобы ребёнок менял положение ног: ступни назад, вперёд; поставить их рядом.

Сидеть на краешке стула, спина прямая. Колени должны быть согнуты под прямым углом. Как можно чаще класть локти на подлокотник, снимая тем самым часть нагрузки с позвоночника.

В перерывах делать специальные упражнения:

повиснуть на руках, подтянуть к груди колени, упражнение выполнить максимальное число раз;

на полу принять стойку на коленях, вытянуть вперёд руки, максимально прогнуться назад, а затем вперёд.

Очень важна мебель, которая находится в обиходе ребёнка.

Спать ребёнок должен не на диване, а на кровати с хорошим, упругим, плотным матрацем. Место, где ребёнок принимает пищу и занимается, необходимо оборудовать просторной и удобной мебелью.

Что ещё играет важную роль в профилактике сколиоза?

Важную роль в профилактике сколиоза у детей дошкольного возраста играет:

— Сбалансированное полноценное питание. В рационе ребёнка должны быть продукты, богатые витамины и кальцием, то есть фрукты, овощи, молоко, рыба;

— Пребывание на свежем воздухе.

— Закаливание свежим воздухом необходимо сочетать с физическими упражнениями, обливанием, обтиранием.

Все профилактические меры, которые приняты вовремя, помогут сохранить здоровье ребёнка. Ведь красивая и правильная осанка не только делает человека привлекательным, но и способствует нормальному.

Упражнения для профилактики сколиоза

Основные задачи формирования правильной осанки.

1. Воспитание правильной осанки.

Соблюдение всех правил помогающих сохранению правильной осанки.

2. Формирование мышечного корсета

Физические упражнения и массаж — которые являются основными средствами формирования правильной осанки и профилактики её нарушений. Чтобы ребёнок мог удерживать правильное положение тела необходимо развивать и укреплять крупные мышечные группы плечевого пояса, мышцы спины, ягодиц, мышцы брюшного пресса и ног, то есть формировать естественный мышечный корсет.

3. Тренировка системы дыхания.

Устранение дефекта в пределах возможного.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек. , расслабление — от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Правильная осанка играет большую роль в жизни человека, так как влияет на здоровье организма в целом. Формирование осанки происходит в детстве, поэтому очень важно следить за тем, чтобы осанка была именно правильной. От этого зависит здоровье каждого ребенка.

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Необходимо проводить профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.

Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия спортом; в теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, в сосновом лесу. Они могут ходить босиком по гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы и препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия.

Заключение о состоянии опорного свода стопы ребенка делается врачом — педиатром на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке (рисунке стопы).

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая — с основанием большого пальца. Если обе линии расположены внутри контура — стопа плоская, если контур находится между линиями — уплощенная, если линии проходят за контуром — нормальная.

В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте стопа еще не сформирована, при плоскостопии существует опасность отрицательной динамики.

Во время осмотра ребенка следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, в случае продольного плоскостопия образуют угол, открытый к внешней стороне (валь-гусная установка стопы). Это легко определить по детской обуви: при валь-гусном положении (низко опущен внутренний край) — стаптывается внутренняя часть подошвы, при варусном (уплощен наружный край) — сильнее деформируется наружная сторона подошвы.

В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой.

В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регулярные занятия по профилактике. Для этого необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.

Причины возникновения плоскостопия

врожденная патология — в результате пороков развития (в 2-3 случаях из ста), поэтому всех детей в возрасте 1, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия;

наследственность — если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает;

заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие);

травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц);

неадекватная статическая нагрузка;

Чрезмерная «гибкость». Суставы в этом случае не разгибаются, связочный аппарат быстро растягивается.

Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1—2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью. Требования к ним простые: температура воды +35— +40°С, длительность процедуры — 15—20 минут, а пропорции — указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Так же боли в ногах может уменьшить массаж мышц стопы и голени.

Основу же лечения составляет специальная гимнастика, которую больной проводит ежедневно. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими мышечно-связочный аппарат стопы.

Ребенок должен заниматься в спортивной форме босиком.

1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пяточной области, затем массирует голени — от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

2. Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

«Сборщик». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует повторить правой ногой.

«Художник». Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек. упражнение следует повторить правой ногой.

«Гусеница». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.

Упражнения с гантелями. Ребенок берет в каждую руку гантель (до 1 кг, в зависимости от возраста и физического здоровья ребенка), ставит ноги вместе, руки вниз. На счет 1 — приседает, вытягивает руки вперед. На 2 — встает, опускает руки. И так далее.

Исходное положение то же. На счет 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны. На счет 2 — исходное положение. На 3-4 — то же с левой ноги. Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.

Ходьба. В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

Укрепление мускулатуры ног и свода стопы

Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необходимо с детства. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.

Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять — пальцами правой ноги, пять — левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять — пальцами правой ноги, пять — левой.

Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).

Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая нарисована на полу мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно «упасть вниз».

Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе. Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин. Регулярное выполнение этих упражнений поможет ребенку всегда оставаться здоровым, активным, подвижным!

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы»
(Т.Карлейль)

инфекционных и простудных заболеваний у дошкольников

С наступлением холодов начинается бум простудных заболеваний. Они становятся настоящим бичом для работающих мам, особенно для тех, кто совсем недавно вышел из декрета или только устроился на новое место работы. Ведь ребенка с насморком или температурой в детский сад не отправишь. Значит, нужно укреплять детский иммунитет, чтобы избежать проблем с наступлением периода эпидемий. Поэтому не стоит забывать о профилактике, которая поможет избежать возникновения ОРВИ и ОРЗ, а также различных видов простудных заболеваний.

Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Для возникновения любой инфекции в семье или детском коллективе необходимы следующие условия: контакт здорового восприимчивого человека через окружающие факторы среды обитания (воздух, вода, почва, продукты питания, окружающие предметы) с инфекционным больным или носителем инфекционного агента (бактерионоситель).

Если нарушить эту связь, то заражение не произойдет, и инфекция не распространится среди членов семьи, а также в любом организованном детском коллективе.

Инфекционного больного изолировать на дому или в инфекционной больнице. Ограничить контакт с больным других членов семьи, пользоваться средствами защиты при уходе за больным (маски, перчатки, дезинфицирующие средства). После обслуживания больного тщательно мыть руки с использованием антисептиков.

Больной с температурой, жалобами на головную боль, кашель, боли в животе, рвоту, сыпь на теле – не должен идти в детский сад, в места скопления людей. Необходимо обратиться за медицинской помощью к врачу и выполнять все его рекомендации. Бактерионоситель должен строго выполнять правила личной гигиены и своевременно проходить профилактическое лечение.

Профилактика вредного воздействия факторов среды обитания:

Воздух. Постоянно соблюдайте режим проветривания. В образовательном учреждении, жилом доме проводите кварцевание воздуха в отсутствие детей в период эпидемиологического неблагополучия по заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом, ветряной оспой и другими вирусными инфекциями.

В эпидсезон ограничивайте посещение массовых мероприятий в закрытых помещениях (цирк, кинотеатр, дискотека). Держитесь на расстоянии не менее 1 метра от больного с явными признаками инфекции.

Почва. Соблюдайте правила личной гигиены. Постоянно мойте руки после работы, игр на улице, после посещения туалета, перед приемом пищи.

Это золотое правило профилактики острых кишечных инфекций, вирусных инфекций, паразитарных и заразных кожных заболеваний (чесотки и микроспории).

Вода. Для питья пригодна вода только из проверенных источников. Вода из открытых водоемов, родников и не редко из колодцев не соответствует требованиям санитарного законодательства и не пригодна для питья. В случае аварии на водопроводе или эпидемиологическом неблагополучии (рост кишечных заболеваний) рекомендуется употреблять бутилированную воду.

Продукты питания. Строго соблюдайте правила хранения и сроки реализации продуктов. При покупке продуктов требуйте сертификаты качества. Не приобретайте продукты в местах несанкционированной торговли.

Окружающие предметы — дверные ручки, лестничные перила, деньги, мобильные телефоны, домашние животные и птицы могут быть факторами передачи инфекций. После контакта с ними необходимо тщательно мыть руки с мылом. Домашние животные и птицы должны регулярно, не реже 1 раза в год, осматриваться ветеринарными специалистами.

Профилактика здоровья и поддержание иммунитета против инфекций.

Соблюдайте здоровый образ жизни — полноценно питайтесь; соблюдайте режим труда и отдыха; избегайте стрессовых ситуаций; активно занимайтесь физкультурой и спортом.

«Профилактика ОРВИ и гриппа»

Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – большая группа заболеваний, вызываемых более 140 возбудителями. Основной путь распространения вирусов любого гриппа и ОРВИ – это воздушно-капельный — при кашле или чихании больного человека. Имеет значение также и контактный путь передачи, когда выделения из дыхательных путей заболевшего попадают на руки здорового человека через различные предметы (посуда, игрушки, поручни в транспорте и т.д.), после чего человек касается руками своего рта или носа и заражает себя.

Симптомы заболевания хорошо известны всем – это насморк или заложенность носа, воспаленное горло, кашель, повышение температуры тела. У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.

У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие — беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 — 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание.

Но если большинство ОРВИ протекают относительно легко, то грипп зачастую дает тяжелую клиническую картину — уже в первый день заболевания резко повышается температура тела до 38-40градусов, появляются озноб, ломота во всем теле, головная боль и слабость, кашель, боль в горле, насморк или заложенность носа. При гриппе, как правило, обостряются и хронические заболевания, что утяжеляет течение гриппа.

Вакцинация против гриппа – самый эффективный способ защиты от тяжелого течения заболевания и возникновения осложнений, уменьшения риска заболевания ОРВИ.

Прививки проводятся ежегодно, предпочтительнее в предэпидемический сезон по гриппу – осенью (октябрь-ноябрь).

Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала заболевания.

С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необходимо проводить следующие мероприятия:

Рациональное питание – пища должна быть богата полноценными белками, витаминами и минералами. «Быстрые» углеводы (конфеты и другие сладости) следует ограничивать, так как злоупотребление ими приводит к резким колебаниям сахара в крови и повышенной возбудимости центральной нервной системы. Пища должна быть максимально натуральной, легко усвояемой и соответствовать возрасту ребенка (если десятилетний ребенок может на завтрак съесть бутерброд с натуральной колбасой, то для двух-трехлетнего малыша это недопустимо).

Вакцинация. Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Вакцина является наиболее эффективным средством профилактики.

Прием модуляторов, которые будут поддерживать иммунитет. Проведение неспецифической профилактики простудных заболеваний (с использованием препаратов арбидол, аскорбиновая кислота, анаферон, и др. (в соответствии с инструкцией по применению, при отсутствии противопоказаний). Комплексы витаминов, содержащие целый комплекс полезных веществ для детского организма. Не стоит забывать о фруктах и овощах, а также ягодах, которые станут настоящим кладезем.

— Для индивидуальной профилактики гриппа и ОРВИ можно использовать 0,25% оксолиновую мазь. Также с этой целью можно использовать вифероновую мазь. Ею смазывают слизистые оболочки носовых ходов несколько раз в день. Она снижает вероятность заболевания в 2 и более раз. Эффективность мази повышается, если ее наносить перед выходом из дома и непосредственно перед контактом с больным.

— Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.

— Проведение регулярного проветривания и влажной уборки помещения , в котором находится ребенок и помещения в целом.

— Обеспечение соблюдения правил личной гигиены , в том числе:

— соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

— избегать как переохлаждений, так и перегревания детей, особенно младшего возраста;

— регулярно и тщательно мыть руки с мылом в течение 20 секунд ;

— использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

— во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками.

Общеукрепляющие мероприятия: массаж, занятия физкультурой, дыхательная гимнастика, закаливание. Рекомендуются курсы общего массажа 2-4 раза в год. Дыхательная гимнастика повышает функциональную активность слизистой оболочки органов дыхания и местный иммунитет, способствует улучшению вентиляции легких и обеспечения организма кислородом. Закаливание должно проводиться с соблюдением двух главных принципов: систематическое выполнение процедур и постепенное наращивание нагрузки. Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой комнатной температуры на ночь; растирание влажным полотенцем; для детей младшего возраста — пребывание без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в течение нескольких минут перед кормлением) помогут укрепить иммунитет. З акаливающие мероприятия помогут избежать проблем с наступлением холодного времени года. Начинать закаливание необходимо по немного, постепенно приучать ребенка к умыванию холодной водой.

— Фитотерапия при грамотном применении очень хороший результат. Единственный случай, при котором ее следует использовать с осторожностью — отягощенный аллергический анамнез. Отвары и настои трав применяются как местно – для ингаляций, промывания полости носа, полоскания рта и зева, так и внутрь.

Настойки и отвары из растений. При всех простудных заболеваниях помогает настойка шиповника. Суточная доза 5-6 ст.л. ягод на литровый термос. Такой поливитаминный настой повышает сопротивляемость организма и ускоряет выздоровление.

Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора — два метра.

— Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).

— Конечно, не стоит забывать об одежде по сезону. Для самых сильных морозов стоит купить шапку ушанку, которая будет согревать голову и уши. Конечно, правильная обувь – это еще один шанс избежать заболеваний и простуды. Теплые и сухие ноги помогут избежать возникновения насморка и кашля, которые станут первыми симптомами простуды.

Режим дня. В соблюдении режима дня многое зависит от взрослого. Чтобы не заболеть гриппом, необходимо:

— соблюдать режим обучения и отдыха, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, спать достаточное время, регулярно и полноценно питаться;

— делать утреннюю гимнастику и обтирание прохладной водой, заниматься физкультурой;

— при заболевании родственников по возможности изолировать их в отдельную комнату.

— Воздержаться от посещения мест скопления людей.

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

— Изолировать ребенка от других детей (членов семьи).

— Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе.

Ну а если ребенок все-таки заболел, надо сразу уложить его в постель и вызвать врача на дом. До его прихода можно дать 1 таблетку парацетамола и чай с малиной, липовым цветом, медом или настоем шиповника. В период болезни, особенно если она сопровождается высокой температурой, рекомендуется обильное питье настоев и отваров из растений.

Соблюдая нескольких правил можно защитить хрупкий организм от простудных заболеваний. Главное – не правильное лечение, а своевременная профилактика, которая станет одним из факторов укрепления иммунитета любого ребенка. И он будет здоров даже в самый пик любой эпидемии, что позволит избежать проблем для родителей и даст возможность постоянно посещать детский сад.

источник