Меню Рубрики

Как с экономической точки зрения так и

Земля с экономической точки зрения — это все естественные ресурсы, или «даровые» блага природы, которые приемлемы в производственном процессе

В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы и т. д.

Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые, которые, в свою очередь, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на состояние здоровья человека и его хозяйственную активность, называется окружающей средой. Это — атмосферный воздух, вода, растительный и животный мир. Статистика окружающей среды является информационной базой для создания кадастров природных ресурсов (земельного, водного, лесного). Она необходима для осуществления экологического регулирования развития экономики. Именно в этой связи появляются экологические затраты и платежи. Без них невозможно проведение государством эффективной долгосрочной экономической политики.

В состав экологических затрат входят расходы государства и других субъектов хозяйственной деятельности, имеющие целевое природоохранное значение. Сюда входят как целевые инвестиции и текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных объектов, так и бюджетные расходы на содержание государственных структур, непосредственно занимающихся вопросами охраны природы. Экологические платежи представляют собой в основном выплаты различных агентств за выброс вредных веществ в окружающую среду, а также утилизацию отходов производства и потребления.

Капитал — это произведенные человеческим трудом средства производства (станки, машины, оборудование, фабрично-заводские и складские помещения, транспортные средства и т. д.), используемые в производстве и доставке товаров и услуг конечному потребителю.

Подробнее остановимся на характеристике капитала с позиции марксовой теории воспроизводства.

Капитал в стоимостной форме представляет собой накопленную прибавочную (добавочную) стоимость, используемую на накопление капитала.

Капитал в натуральной форме представляет собой созданные человеком средства производства.

Средства производства — это совокупность средств труда и предметов труда.

Средства труда — все то, с помощью чего создается товар (продукт) или услуга. В свою очередь, средства труда представляют собой совокупность: 1) орудий труда — станки, машины, оборудование или костно-мускульная система производства; 2) сосудистая система — трубы, цистерны, бочки и т. д. и 3) производственная инфраструктура, или общие условия, непосредственно не участвующие в процессе создания продукта, но без которых производство невозможно. Это информация, линии электропередач, дороги, здания и сооружения и т. д.

Предметы труда — все то, из чего непосредственно создается продукт — сырые материалы, или сырье: сталь, хлопок, зерно и т. д.

Итак, все произведенные средства производства: компьютеры, машины, оборудование, добытая нефть, сталь, здания, транспортные средства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю, — это и есть реальный капитал.

Отметим два момента. Во-первых, инвестиционные товары, или средства производства, отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производительное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, ресурсом не являются.

Итак, экономические ресурсы — это все природные, людские и произведенные человеком капитальные блага, которые используются для производства и реализации товаров и услуг. Все они включает большой круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее, но не менее важное — землю и всевозможные полезные ископаемые. Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг, необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал — инструменты и машины, а также землю и природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных общественных производственных отношений, называется способом производства, или экономической системой. Эти четыре большие группы экономических ресурсов часто называются ФАКТОРАМИ производства. Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они РЕДКИ, или ограниченны.

Ресурсы часто называют факторами производства. Все они обладают одним общим признаком — они редки. Это важно понять, чтобы ответить на вопрос: почему одна страна процветает, а другая — нет. Сначала ответ прост: чем больше ресурсов, тем благоприятнее экономическое развитие. Но так ли это? Начнем с исходной позиции: каждая страна располагает определенными ресурсами. Но главное не в их количестве, а в качестве. Земля земле — рознь. Она может быть плодородной и неплодородной. Это, во-первых. А во-вторых, а может быть, это и есть главное, — насколько эффективно используются ресурсы. Например, в Японии нет природных (материальных) ресурсов. А она относится к высокоразвитым странам, таким как США, Германия, Франция и др. Возникает вопрос: за счет каких ресурсов развивается Япония? Ответ: за счет эффективного использования единственного своего ресурса — людского. Другой пример: Россия. Имеет много ресурсов, но экономически отстает от высокоразвитых стран.

Именно поэтому экономическая теория должна постоянно искать пути эффективного использования ограниченных производственных ресурсов, чтобы искоренить такие проблемы всемирного характера, как инфляция, безработица, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды и пр., с целью насыщения общества материальными потребностями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Перевод с немецкого: Холоднов А. С.

Экология с точки зрения экономики.

Экологическая экономика, как часть учения о народном хозяйстве, основывается на анализе результатов внешних воздействий. Ее появление обязано достижениям тех разделов экономики, которые занимаются изучением критериев повышения благополучия общества или оптимальными условиями для благополучия.

Задачей экономики является показать экологические проблемы при помощи моделей, разработать общеэкономические механизмы воздействия и, проанализировав расходы и прибыль, предложить ответные меры, например, в форме экономико-политических инструментов (см. ниже). При этом необходимо стремиться к гармонизации различных экологических целей, а также поставленных экологических и других общественно-политических и экономико-политических целей и задач.

Принципиальное противоречие между экономикой и экологией, на которое часто необоснованно закрывают глаза, существует только тогда, если «экономику» приравнять к стремлению сохранить современную структуру производства и занятости, в которой ради производственно-экономических интересов часто пренебрегают мероприятиями по охране окружающей среды.

Проблема нехватки ресурсов.

В последние десятилетия загрязнение воздуха, воды и почвы показало, что окружающую среду нельзя, как предполагалось все время в течение столетий, использовать безгранично. Никогда еще ущерб, нанесенный окружающей среде, не принимал таких больших масштабов, и никогда еще региональные отклонения не были столь малы. Характер современного производства, который рассматривает лишь самые первые непосредственные успехи и постоянно не обращает внимание на последующие результаты, долгое время игнорировал проблему истощения ресурсов. Природа все еще используется как бесплатный ресурс. При этом среди используемых природных ресурсов необходимо различать истощаемые (например, железная руда, нефть) и возобновимые (например, лес, животный мир). То, что ресурсы окружающей среды небесконечны, также показывает ее использование в качестве «мусорного ведра» при ее ограниченной способности принимать отходы, вредные вещества и т. д.

Ограниченность – понятие относительное, точно так же, как и проблема ограниченности ресурсов в окружающей среде. Таким образом, возникает вопрос, либо необходимо снизить уровень требований либо поставить в качестве цели достижение определенного уровня обеспечения чистой окружающей средой при данном уровне требований. Занимаются последним вариантом, так как с экономической точки зрения исходят из того, что необходимо достигнуть максимального удовлетворения потребностей.

Ко всем ресурсам относится то, что их нужно использовать настолько интенсивно, насколько это возможно, это значит, что количество товаров, предназначенных для конечного потребления, нужно довести до максимума. Имеющееся в наличии ограниченное количество ресурсов должно использоваться эффективно. В этом смысле любые отходы есть растрачивание ресурсов, особенно, если для устранения свалки вновь необходимо использовать ресурсы. Но так как количества сами по себе неинтересны, необходимо в качестве осмысленной цели включить также структуру предложения товаров. Например, товары, в которых нет срочной необходимости, не должны производиться, чтобы впоследствии избежать доснабжения. Эта проблема существует особенно в отношении истощимых ресурсов, которые должны быть оптимально распределены на длительный период времени. Целью в обращении с возобновимыми ресурсами должно стать обеспечение сохранения существующего равновесия.

Цена, которую платит общество за загрязнение окружающей среды.

Уже в 1912 году Пижу в своей книге «Wealth and Welfare» («Богатство и благосостояние») указал на возможные различия между личными и социальными расходами или выгодой/прибылью. Так не все расходы (или доходы) включаются в частный баланс, однако они отчасти перекладываются на других. Следовательно, благополучие отдельных людей или социальных групп может быть обусловлено действиями других сторон. Это происходит, например, в том случае, когда стоимость бесплатных (см. общедоступных) благ, таких как воздух и чистая вода не входит в расчет производственных затрат при производстве товаров (экологическая бухгалтерия). Общество в целом из-за подобного производства товаров обременяется расходами, которые несут не производители, причинившие ущерб. Таким образом, эти расходы не включаются в цены и избегают рыночного механизма, так как растущий спрос, связанный с истощением ресурсов, невозможно уменьшить за счет одновременного роста цен. Дилемма этой экологической проблемы существует собственно потому, что с природными богатствами обращаются как с бесплатными ресурсами, хотя они тем временем стали ограниченными.

Растущий дефицит некоторых ресурсов негативно сказывается не только на потреблении, но и на производстве. Если нет достаточно хорошего качества окружающей среды как фактора производства, то затраты на проведение дорогих мероприятий по ее очистке могут быстро превысить кажущиеся прибыли от отказа от использования превентивных экологических мероприятий. В худшем случае загрязнение окружающей среды определенными отраслями может поставить крест на других отраслях, вспомним в такой взаимосвязи между химической промышленностью и рыболовством на Рейне.

Такие так называемые негативные результаты внешнего воздействия существуют тогда, если человек или группа несет ущерб, который не может быть возмещен причинившей стороной. Это воздействие потому и названо внешним, что благополучие человека часто обусловлено не только добровольными рыночными отношениями (внутренними), но и действиями, которые не зависят от рынка (внешними).

Внешнее воздействие может происходить от производства и от потребления в виде загрязнения окружающей среды. Анализ результатов внешнего воздействия производства показывает, что оно, как правило, негативно, и при загрязнении воздуха, воды, почв или шуме наносит вред окружающей среде или истощает незаменимые в потреблении природные ресурсы. Негативное внешнее воздействие проявляется в причинении ущерба окружающей среде, например, в вырубке лесов и влиянии этого на животный и растительный мир, на качество почв, но к этой взаимосвязи относится также и раздражение от ужасной мусорной электростанции.

Предпосылки для ресурсосберегающего производства.

Нехватка природных ресурсов приводит к возникновению вопроса об их аллокации, то есть об их эффективном определении и использовании: Какие факторы производства применяются, в каких комбинациях и при каких производственных процессах, и какие товары, кем и в каких количествах производятся? Критерием для ответа является техническая, экономическая и экологическая эффективность применения различных факторов производства. Таким образом, загрязнение окружающей среды представляет собой с экономической точки зрения неоптимальное использование ресурсов. Чтобы решить проблему аллокации требуется устранить несоответствие между личными и социальными затратами. Если бы затраты на устранение негативного внешнего воздействия ложились на потребителей, то ресурсы могли бы найти другое применение. Если бы, например, водители должны были оплачивать не только приобретение, содержание и эксплуатацию своих автомобилей, но и также тот ущерб, который они наносят окружающей среде (см. гибель лесов, несчастные случаи, загрязнение воздуха, увеличение вредного воздействия шума и т. д.), то тогда бы водить автомобиль стало бы существенно дороже (см. налоги, плата за автобаны, налог на сырую нефть). Это привело бы к сокращению количества пройденных километров на одного автовладельца и к более интенсивному использованию систем альтернативного (общественного) транспорта. Однако перераспределения последующих расходов не происходит, и ресурсы расходуются на отдельные потребительские цели иначе, нежели это происходило бы при точном распределении затрат. Это обстоятельство описывает ошибочную аллокацию, это значит, что рыночные процессы приводят в результате к неоптимальному решению. Окружающая среда, как ресурс, является слишком «дешевой» и поэтому используется в больших объемах и слишком быстро.

Аллокация в понимании природопользования также использует и оценивает альтернативные цели потребления. Окружающая среда может быть использована как в целях производства, так и в целях отдыха (см. пригородный отдых, экологический туризм). При этом существует соперничество в потреблении ресурсов, то есть эти виды природопользования взаимно исключают друг друга. Так, в качестве побочных продуктов промышленного производства возникают мусор, выбросы и т. д., которые приводят к усилению вредного воздействия на окружающую среду, поскольку не принимюется никакие противодействующие меры. Если использовать окружающую среду в целях отдыха, то предпосылкой к этому, по возможности, является ее освобождение от влияния производства. При конкуренции в области потребления задача экономики состоит в том, чтобы найти основы для решения, которое принесет обществу максимальную прибыль или минимизирует затраты. Частью этой задачи является составление графиков доходов и расходов различных видов природопользования. Затраты при использовании окружающей среды в целях производства заключаются в уменьшении ее использования в целях отдыха. Затраты на отдых в свою очередь должны равняться расходам на отказ от производства. Чем чище окружающая среда, тем и выше, однако, уходящее производство.

Существуют два варианта поведения графика затрат как комбинации альтернативного природопользования. Оптимальное природопользование осуществляется тогда, когда изменение комбинации в направлении на вид использования приводит к увеличению затрат (оптимальная аллокация ресурса окружающая среда). При помощи экономических аргументов, нельзя требовать нетронутой окружающей среды, так как друг с другом конкурируют различные бессмысленные виды природопользования. Ликвидация ущерба, причиненного окружающей среде приводит к расходам (см. расходы на окружающую среду). Эти затраты тем больше, чем более интенсивна борьба с причиненным ущербом. Оптимально достижимое качество окружающей среды достигнуто при минимизации затрат на общие расходы (сумма ущерба, причиненного окружающей среде в результате внешнего воздействия и затрат на устранение этого ущерба). Дальнейшее улучшение окружающей среды привело бы к растрате ресурсов, так как дополнительные расходы были бы выше, чем дополнительная прибыль из устранения вреда, причиненного окружающей среде. Только если прибыль при использовании окружающей среды будет бесконечно выше (отдых) и прибыль от конкурирующего вида природопользования примерно равнялась бы нулю, тогда бы с экономической точки зрения необходимо было бы требовать полной очистки окружающей среды. Так как это нереально, экономически одобряется количественно ограниченное увеличение или уменьшение оптимального подчинения природного ресурса.

Читайте также:  Причины депрессии с точки зрения психологии

источник

Значение доходов и расходов в современной рыночной экономике огромно. Показатели доходов и расходов являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. При сравнении доходов с расходами предприятия за тот же период определяется прибыль — показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена важностью анализа доходов и расходов для предприятий всех форм собственности как способа определения путей и резервов повышения прибыли и рентабельности.

Важность качественного проведения анализа доходов и расходов и необходимость выявления факторов их оптимизации предопределила выбор темы, круг исследуемых вопросов и логическую схему построения данной работы.

Главной целью работы является исследование проблемы учета доходов и расходов организации.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:

· раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации;

· изучить структуру доходов и расходов в организации;

· определить, как правильно планировать доходы и расходы;

· разобраться, что такое маржинальный доход.

Объектом исследования в данной работе является закрытое акционерное общество «Вестлайн», занимающееся продажей и организацией туров, как внутри страны, так и за ее пределами.[1]

Предмет исследования. Предметом исследования являются доходы, расходы и финансовые результаты деятельности ЗАО «Вестлайн» за 2009 — 2010 г.г.

Объект исследования. Объектом исследования являются доходы и расходы организации.

В ходе исследования использовались общенаучные методы, методы сравнений, группировок, наблюдение, обследование, комплексной оценки, аналитические процедуры и др.

Все финансовые предприятия включают в себя две группы — это доходы и расходы.

Доходы и расходы — это те факты хозяйственной жизни, которые влияют на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Я рассмотрю и истрактую их с экономической и юридической точек зрения.

С экономической точки зрения, доход — это поступление средств в распоряжение (хозяйственный оборот) предприятия, т.е. это те средства, благодаря которым реализуется цель фирмы.

Средства — это имущество, которое может участвовать в хозяйственных операциях предприятия, принося ему прибыль, которая при этом трактуется как увеличение объема средств фирмы. Возможность распоряжения средствами в этом случае означает не вечное право распоряжения, которое создает право собственности, а возможность использовать средства в своей экономической деятельности (хозяйственном обороте). Так, получая оборудование в аренду, предприятие может вырабатывать на нем продукцию точно так же, как и на оборудовании, принадлежащем ей на праве собственности. Как пример, в турагентстве это можно отнести к помещению, где осуществляется вся его деятельность. В основном турагентства создаются на арендованной площади, а не на принадлежавшей в собственность. И наш «Вестлайн» не исключение. Отсюда, с этой точки зрения, арендованное оборудование полностью приравнивается к собственному. Иными словами, с экономической точки зрения доход — это любой факт увеличения актива. И первый доход, который получает предприятие — это вклады учредителей в его уставный капитал.

Далее, с экономической точки зрения доходом признается и любое увеличение актива, связанное с ростом кредиторской задолженности. Не случайно Эйген Шмаленбах (1873-1955) определял кредиторскую задолженность как доходы предприятия, которые еще не стали расходами. А еще раньше — Ф.В. Езерский (1836-1916) всю кредиторскую задолженность полностью включал в кредит счета «Капитал», трактуя возникновение долга как рост средств, находящихся в распоряжении фирмы. Т.е. в турагентстве любое имущество — компьютеры, мебель, различные канцелярские товары, взятые в кредит — можно назвать доходом фирмы.

Расход — в экономической трактовке — это любое выбытие средств (активов) из распоряжения предприятия, т. е. расход — это уменьшение актива, но и в тоже время необходимость для функционирования фирмы.

При этом здесь абсолютно не важно, в результате каких операций такое уменьшение происходит. Средства выбывают из хозяйственного оборота и этого уже достаточно для того, чтобы признать данный факт расходом. Так, с экономической точки зрения продажа товаров, работ или услуг предприятия (в данном случае продажа турпакетов) и возникновение долга покупателей до его оплаты — это не что иное, как расход. Предприятие передает в собственность покупателя товары (уменьшается объем средств предприятия), а денег взамен до определенного времени не получает. Отсюда, в этой ситуации, с экономической точки зрения это есть расход (товары отданы), но нет дохода (деньги не получены). Турагент забронировал тур и взял предоплату с туриста. Туроператор, в свою очередь, быстро подтвердил путевку, но от туриста еще не была получена оставшаяся сумма денег, что на данном этапе для турагентства является расходом.

С юридической точки зрения доходом признается поступление вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств дебиторов, не связанное с возникновением обязательств перед кредиторами.

Иными словами, с юридической точки зрения, доходы — это возникновение прав предприятия на что-либо, не связанное с утратой аналогичных прав или возникновением обязательств.

Данное определение базируется, прежде всего, на двух таких понятиях как имущество и обязательства. Под имуществом следует понимать объекты гражданских прав, к которым относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иные объекты, в том числе имущественные права; работы и услуги, информация(повышение комиссии от туроператора, право пользоваться важной информацией на сайтах туроператоров); результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

По аналогии, с юридической точки зрения расходы определяются как выбытие вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств перед кредиторами, не связанное с возникновением обязательств дебиторов перед предприятием.

Таким образом, с юридической точки зрения имеет значение не реальное движение средств, находящихся в хозяйственном обороте предприятия, а динамика его прав и обязательств, связанных с этими средствами (понижение комиссии от туроператора в связи с маленьким количеством проданных туров, например, в Турцию).

Отсюда, если с экономической точки зрения продажа товаров до получения оплаты от покупателей — это расходы — отвлечение средств из хозяйственного оборота, то с юридической точки зрения этот факт означает получение дохода в виде обязательства покупателя заплатить деньги.

Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами положительного влияния являются:

· рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;

· более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;

· стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.

Факторами отрицательного влияния на туризм являются:

· экономические кризисные явления;

· рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;

· нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.

Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами.

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.

Туристские расходы включают оплату:

пакетов услуг на отдых и туры;

рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

медицинского обслуживания и др.

Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.

Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

источник

Государство — это машина по выкачиванию ресурсов из работающего населения, использующая пропаганду, чтобы внушать этому населению, что оно само этого хочет. Вы уже знаете о двух способах отъёма ресурсов представителями государства: налоги и инфляция.

Когда Россия ввязывается в очередную войну, люди начинают говорить: Чего мы туда полезли? Нам-то это зачем? Нам же это не выгодно!

Чтобы что-то понять, нужно сначала прочистить себе мозги и перестать называть «их» (политическое руководство страны) «нами» (работающим населением). На вопрос, зачем «нам» воевать на Украине или в Сирии, невозможно ответить: непонятно, кому «нам». Зачем — это про цель, она может быть только у инициаторов, и это не «мы».

Государства не существует, существуют только отдельные люди. Иногда удобно использовать слово «государство», но это совершенно бесполезно, когда мы хотим проанализировать действия людей или говорим о выгоде. Это — основы экономики. Поэтому даже фраза «Россия ввязывается в войну» не имеет смысла. Правильно говорить: «представители власти силой отправляют людей в другую страну убивать или умирать».

Разумеется, если спросить у самих представителей власти, они скажут, что делают это для защиты граждан от какой-нибудь угрозы. Но вы уже знаете, что это брехня.

Высокие мотивы кажутся неубедительными скептикам, они ищут скрытый интерес. Зачем, например, Америка воюет в Ираке? Наверное, ей нужна нефть! А зачем Россия воюет на Украине? Наверное, она хочет захватить территорию! Все эти гипотезы не подтверждаются. А когда начинается Сирия, скептики совсем теряются: «ну там-то что нам надо»?

Есть такая мысль, что не нужно объяснять злым умыслом то, что можно легко объяснить некомпетентностью. Типа, просто у власти идиоты, вот и делают фигню.

Однако когда люди последовательно совершают одни и те же, кажущиеся «необдуманными» со стороны, но удивительным образом способствующие укреплению их власти и обогащению действия, глупо списывать это на некомпетентность.

Когда представители власти слишком увлекаются отбиранием ресурсов, люди перестают видеть отдачу от своего труда, и у них опускаются руки. Показатели экономики начинают падать. Когда эта точка пройдена, повышение налогов и инфляция перестают работать: они настраивают работающих людей против политиков, ставя их власть под угрозу. Чтобы экономике стало лучше, нужна либерализация, но, снова, если точка невозврата пройдена, власть не может себе позволить либерализацию, потому что понимает, что её тут же сметут.

И вот, если с экономикой всё плохо, нет возможности повышать налоги, потому что граждане возмутятся и не станут платить, а либерализация тоже невозможна, поскольку это несёт угрозу власти, остаётся только одно — начать войну.

Война — прекрасный предлог для продолжения извлечения ресурсов из населения, полезнейший инструмент для пропаганды. Когда война, жаловаться на плохую жизнь как бы неудобно: война же, что ты хотел. В военное время народ молча терпит куда большие лишения, чем в мирное. В войну можно как угодно закручивать гайки. Это очень эффективный способ заткнуть собственное население, чтобы не вякало, когда ему не очень сладко живётся.

Война, как правило, затевается в каком-то относительно слабом государстве, которое не может ответить. Когда у Америки был «враг» — СССР, война почему-то была во Вьетнаме. У нас сейчас «враги» — Америка и Европа, но воюем мы с с Украиной и Сирией. Война с серьёзными ребятами грозит ответом, который может попасть по самим политикам, а война в Сирии — совершенно абстрактная, безопасная для них вещь. А если из-за этого устроят какой-нибудь теракт в метро, то и ладно: политики на метро не ездят, а зато будет лишний повод ужесточить законодательство без заметного сопротивления.

Америка воюет в Ираке, потому что американское правительство хочет выжимать больше ресурсов из собственного населения. Россия воюет на Украине, потому что российское правительство хочет выжимать больше ресурсов из собственного населения. Ирак и Украина — вообще случайные участники этой истории. Что «нам» надо в Сирии? Ни-че-го.

Оружие направлено не наружу, а внутрь страны.

источник

На более высоких ступенях развития роль денег повсеместно выполняют драгоценные металлы. Относительно высокая ценность, прочность, пригодность для посредничества как при крупных, так и при мелких сделках — вот необходимые свойства для всякого товара, который становится Д. В этом отношении драгоценные металлы — и в особенности золото — превосходят все до сих пор известные предметы хозяйственного оборота. Физические свойства драгоценных металлов — их однородность, неизменяемость или слабая изменяемость от обыкновенного воздействия окружающей среды, привлекательность для глаза, годность как пластический материал для украшения — придают драгоценным металлам высокие качества потребительной ценности. Рядом с этим редкость месторождений драгоценных металлов, несмотря на легкость и дешевизну их получения, и дешевизна транспорта обусловливают высокую меновую их ценность и малое различие в определении относительной ценности их в самых отдаленных странах. Золото и серебро во всякое данное время в пределах всего цивилизованного мира имеют приблизительно одинаковую ценность, как в странах, обладающих богатыми месторождениями драгоценных металлов, так и в тех государствах, которые удовлетворяют свои потребности чужим золотом и серебром. Вследствие пригодности золота служить материалом для украшений и т. д. даже в самых ничтожных количествах (золочение мелких серебряных и медных украшений) потребительный рынок золота не ограничивается одними богатыми, но может обнимать и самые недостаточные слои населения. Количество золота, добытого из недр земли и находящегося в распоряжении человека, далеко не покрывает поэтому потребности в нем. Это обеспечивает за ним высокую ценность и легкую повсеместную обращаемость. А тот факт, что количество золота, которое поступает вновь из месторождений на рынок, составляет обыкновенно ничтожный % во всей сумме обращающегося на международном рынке золота, обеспечивает за ним наименее колеблющуюся ценность сравнительно со всеми другими предметами товарного обращения. Если к этому прибавить еще экономическую дробимость, т. е. строгую пропорциональность ценности количеству или весу металла, будет ли он в одном куске или в нескольких, а также относительную легкость отличать драгоценный металл по цвету, звуку и удельному весу от неблагородных металлов — то мы получим все свойства золота и серебра, которые обеспечивают за ними наивысшую обращаемость на товарном рынке и тем самым закрепляют за ними функцию Д. С той поры, когда обычным фактором меновых отношений становятся Д., натуральная мена, выражающаяся формулой: Т — Т (товар одного рода за товар другого рода), заменяется куплей-продажей по формуле Т — Д — Т, и система так наз. натурального хозяйства сменяется системой денежного хозяйства.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

Д. в народном хозяйстве служат посредником или орудием мены, мерилом ценности, платежным средством и средством накопления частных капиталов. К этому присоединяется в развитом денежно-кредитном хозяйстве функция Д. как наиболее удобной формы займов. Заем или ссуда капиталов в денежной форме, будет ли то для потребления или производства, обеспечивает наибольший простор и свободу в осуществлении целей, для которых делается заем. Драгоценные металлы в своем естественном виде и в виде произвольных слитков представляют некоторые неудобства при выполнении означенных функций Д., а потому условное количество их в чистом виде обыкновенно принимается за денежную единицу, которой усваивают определенную пробу, определ. внешний вид и проч. Таким образом получается монета (см.). Настоящими Д. может служить только полноценная монета. Она представляет слитки определенной формы (чекана), за вес и пробу которых ручается государственная власть; этой же власти обыкновенно и принадлежит прерогатива чеканки монеты. Наблюдая этот всеобщий факт в истории Д., необходимо, однако, помнить, что денежные функции какого бы то ни было товара, а на более высоких ступенях экономического развития — денежные функции золота и серебра, вытекают не из санкции правительства, а из экономических свойств самих товаров. По одной только воле государственной власти ни одного товара нельзя превратить в Д., если по его физической и экономической природе ему не присущи денежные свойства, от государственной власти зависит только принятие той или другой монетной системы, выбор удачной денежной единицы, улучшение чеканки монеты и т. п.

От Д. в тесном смысле, или металлических Д., которые сами по себе представляют самостоятельную ценность или товар, имеющий значение и по выходе из сферы обращения, необходимо отличать денежные знаки. Сюда относятся главным образом разменные монеты (см.), банкноты (см. Банковые билеты) в бумажные Д. в тесном смысле.

Д. бумажные. Под бумажными Д. в тесном смысле (некоторые распространяют термин бумажный Д. на всякого рода бумажные денежные знаки, что нельзя считать правильным) разумеются денежные знаки (обыкновенно беспроцентные), выпускаемые как платежное средство. Бумажные Д. представляют обыкновенно один из видов платежных средств для государственного казначейства. Но история бумажноденежного обращения знает и частные бумажные Д. Не говоря уже о тех случаях, когда крупные предприниматели вопреки закону производят расчет с рабочими своими платежными знаками, которые находят обращение в узком местном районе, — иногда ограниченный выпуск бумажных денежных знаков разрешается и правительством. Самый любопытный примр в этом отношении представляет Германия, где общество Лейпцигско-дрезденской жел. дор. имело привилегию выпускать на полмиллиона талеров бумажных Д., обеспечиваемых лишь обязательным приемом в кассы общества. К частным бумажным Д. относятся и те бумажные Д., которые выпускаются местными общественными союзами, как это нередко имеет место в С.-А. С. Шт.

Государственные бумажные Д. распадаются на две группы: 1) бумажные Д. без принудительного курса, т. е. такие, которые не обязательны для приема при платежных расчетах частных лиц между собой, и 2) бумажные Д. с принудительным курсом, т. е. такие, прием которых по номинальному курсу обязателен во всех денежных расчетах внутреннего обращения. Первая группа заключает в себе следующие виды бумажных Д.: а) разменные и сполна покрытые металлическим фондом (американские серебряные сертификаты 1878 г.); б) разменные с частичным покрытием или без специального покрытия (германские билеты казначейства 1874 г.); в) неразменные по предъявлению, но подлежащие изъятию и покрытые особыми обязательствами (прусские билеты ссудных касс); г) неразменные или разменные только в определенный срок и не имеющие особенного покрытия (австрийские Münzscheine 1849 и 1860 г.).

К группе бумажных Д. с принудительным курсом относятся: а) разменные сертификаты с полным металлическим покрытием (американские билеты казначейства по закону 14 июля 1890 г.); б) разменные бумажные Д. с неполным покрытием или вовсе без покрытия (американские greenbacks с 1879 г., итальянские госуд. билеты по закону 1881 г.); в) неразменные процентные бумажные Д. с принудительным курсом (Америка и Австрия); г) неразменные и беспроцентные бумажные Д. с принудительным курсом.

Последняя категория бумажных Д. является самой типичной; все прочие виды бумажных Д. могут рассматриваться как переходные формы, через которые правильное денежное хозяйство превращается в бумажно-денежное и обратно. Самое существенное отличие типичных бумажных Д. от всех прочих видов состоят в том, что они, выполняя функцию платежного средства, вместе с тем становятся и мерилом ценности. С водворением их в стране денежное хозяйство превращается поэтому в бумажно-денежное. Таким образом, когда речь идет о специфических особенностях бумажно-денежного хозяйства, о его влиянии на народное хозяйство и в частности на государственные финансы, то при этом имеется в виду господство в стране неразменных бумажных Д. с принудительным курсом.

Бумажные Д. в новейшее время являются почти неизбежным чрезвычайным ресурсом для удовлетворения платежной потребности государств в эпохи кризисов, связанных с крайне дорогими в наше время войнами. Ввиду громадного расстройства, какое происходит в народном хозяйстве с упрочением в нем бумажно-денежной валюты, заботы государства, вынужденного прибегнуть к выпуску бумажных Д., направлены к тому, чтобы как можно скорее освободить страну от этого гнета путем более нормальных форм государственного кредита. Этого требуют даже чисто эгоистические финансовые соображения. Восстановление нормального денежного обращения опять освобождает для государства на случай крайности этот чрезвычайный ресурс; в стране с металлической валютой на кратковременное обращение к бумажным Д. правительство может опереться в случае нужды, не производя глубокого экономического расстройства. Это видно на примерах Англии, С.-А. Соед. Штат., Франции.

Принудительный курс устанавливается государством с целью искусственно удержать излишек бумажных Д. в обращении и тем поддержать их ценность. Но эти меры приводят обыкновенно к совершенно иным последствиям. Принудительный курс бумажных Д. прежде всего ведет к тому, что золото и серебро исчезают из внутреннего обращения, делаются обыкновенным товаром и обмениваются на бумажные Д. с более или менее значительным лажем (приплатой). Таким образом, если принудительный курс и удерживает излишек бумажных Д. в обращении, искусственно усиливая потребность в них для населения, то он во всяком случае не в состоянии удержать их ценность на какой-нибудь определенной высоте. Колебание курса хотя и находится в связи с количеством бумажных Д., выпущенных в обращение, но испытывает вместе с тем влияние многих других причин, которые нередко перекрещиваются между собой и дают неожиданные для поверхностного наблюдателя результаты. Относительно большая или меньшая избыточность бумажных Д. обусловливается, прежде всего, потребностями торгово-промышленного оборота в стране. При застое экономического оборота то же количество выпускаемых бумажных Д. может вести к большему падению их курса, чем при более благоприятных условиях народного хозяйства. Это можно выразить еще иначе: в стране с бумажно-денежным обращением всегда большая часть бумажных Д. находится в связанном состоянии (т. е. по карманам и текущим кассам населения), а меньшая — в свободном состоянии. Последняя сокращается в бойкое время и увеличивается в период застоя. Колебание курса зависит главным образом от перемены в величине свободной части бумажных Д. Если мы представим себе, что из миллиарда бумажных Д. в обыкновенное время 800 млн. связаны, а 200 млн. свободны, то выпуск новых 200 млн. увеличит свободные бумажные Д. вдвое; если же выпуск совпадет с временным обращением 200 млн. свободных Д. в связанные, то за выпуском не последует немедленного заметного понижения курса, пока оборот не придет в норму 800 млн. связанных Д., и свободных окажется не 200 млн., как прежде, а 400 млрд., которые, конечно, будут давить на курс. Далее, курс бумажных Д. зависит от колебаний спроса на денежный металл для иноземных платежей, т. е. от состояния платежного баланса данной страны относительно других государств. Наконец, элемент доверия к прочности экономического и политического положения страны с бумажной валютой всегда играет большую роль в колебании курса бумажных Д. Указывают еще нередко на спекуляции иностранных бирж как на причину колебания курса бумажных Д. Но в общем биржи, в сущности, лишь стараются учесть те причины колебания курса, которые перечислены выше. Биржевое влияние должно быть отнесено к числу производных причин, а не основных, а потому и борьбу с неблагоприятным воздействием бирж целесообразнее вести на почве улучшения главных условий, колеблющих курс, а отнюдь не на почве биржевых же оборотов. Вообще бумажные Д. подвержены весьма сильным колебаниям в своем действительном курсе, т. е. по оценке их на золотую или серебряную монету. Падение ценных бумажных денег ведет за собой повышение цен на все товары, или, что то же, — уменьшение покупательной силы бумажных Д. От обесценения бумажных Д. и вздорожания товаров прежде всего страдают те, кто получает определенное содержание в бумажных Д., так как оно не меняется с каждым новым падением их курса. Далее, постоянное понижение ценности бумажных Д. крайне невыгодно отражается на всех тех, кому приходится получать срочные платежи. Изменения ценности бумажных Д. влияют также на все внутреннее обращение. Дело в том, что цены на товар внутреннего производства хотя и повышаются с течением времени вследствие обесценения бумажной единицы, но вовсе не следуют немедленно за изменением курса; покупательная сила бумажных Д. внутри страны хотя и понижается вследствие падения их курса, но не тотчас; в своем приспособлении к изменениям курса она отстает от него и притом неравномерно по местностям и различным отраслям промышленности и торговли. При этом выигрывают лишь некоторые торговцы и предприниматели, в особенности те, которые ведут обширные обороты, так как им легче применяться к колебаниям курса. Но случайная выгодность их оборотов почти всегда связана с потерями для остального населения. В сфере международных торговых отношений потери несет страна с бумажным денежным оборотом, к выгоде иностранных государств. Иностранный покупатель, обменивая золото и серебро по биржевому курсу на бумажные Д. для расплаты ими за вывозимые товары, в действительности покупает последние дешевле, чем если бы в данной стране счет велся на металлическую валюту, а не на бумажную. При закупке же иностранных товаров стране с бумажными Д. приходится дороже платить при каждом падении курса, так как иностранцам легко следить за этим и ставить на счет всякое малейшее изменение в курсе. Постоянное колебание курса бумажных Д. вносит элемент неопределенности и азарта во все срочные сделки. При заказах на срок исполнитель должен рассчитывать на худшие условия в момент будущего платежа, а потому стоимость таких заказов за границей всегда будет выше при господстве бумажной валюты, чем при металлическом обращении в стране.

Таким образом, бумажные Д. с принудительным курсом представляют крайне ненормальное и вредное явление в народном хозяйстве — а все, что вредит народному хозяйству, не может быть выгодно для финансов. Вследствие обесценения бумажных денег казна несет потери не только по причине общего экономического расстройства страны, но и оттого, что валовая сумма дохода государства не стоит в той непосредственной связи с курсом бумажных Д., в какой находится значительная часть расходов, в особенности всякого рода заграничные платежи. Это сознается или, по крайней мере, чувствуется всеми правительствами, которые под давлением обстоятельств прибегают к выпуску бумажных Д. Отсюда меры к поднятию курса, которые в конечном результате сводятся к тому, чтобы уничтожить принудительный курс бумажных Д. или, доведя их до al pari с металлическими Д., открыть свободный размен на звонкую монету, т. е. придать им характер обыкновенных банковых билетов.

Предварительные меры, к которым прибегают для осуществления такой задачи, обыкновенно состоят в изъятии из обращения части бумажных Д. и в накоплении достаточного металлического фонда для свободного размена остающихся в обращении бумажных Д. В крайнем случае решаются на девальвацию, т. е. на узаконение пониженного курса бумажных Д. в связи с заменой прежних, упавших в цене, денежных знаков другими, соответствующими по своей номинальной цене полноценной монете и беспрепятственно обмениваемыми на нее. Так например, если курс бумажных Д. упал на 33 1 /3%, т. е. если за бумажный рубль дают только 66 2 /3 к. металлических или 3 р. бумажных приравниваются 2 р. звонкой монетой, то при девальвации вместо каждых 3 бумажных руб. выдается по 2 р. бумажками нового образца, соответствующими 2 р. металлическим и разменными на полноценную монету. Девальвация не без основания считается крайней финансовой мерой. Многие смотрят на нее как бы на объявление государственного банкротства (см.). Так как во внутреннем обращении курс бумажных Д. обыкновенно стоит несколько выше биржевого или международного и масса населения не в состоянии сразу приспособиться к изменению денежной единицы, то девальвация не может не вести к более или менее значительным потрясениям в сфере обращения ценностей. В стране, где бумажные Д. пустили глубокие корни, восстановление металлического обращения каким бы то ни было способом — задача крайне сложная и трудная. Единственный способ ее решения, который не может оставить каких-либо вредных следов в государственном организме, состоит в упорядочении налоговой системы и в сокращении количества бумажных Д. в связи с накоплением металлического фонда на счет превышения доходов государства над расходами. Это вовсе не невозможно, как доказывает наглядно история, напр., бумажных Д. в Америке.

Бумажные деньги в иностранных государствах. Первообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах, бывших в употреблении карфагенян. Подобные же кожанные Д. появляются в Англии еще до прихода туда англосаксов, в Италии — в XII столетии, во Франции — при Людовике IX, и т. д. Они представляли как бы обязательство на будущий платеж. Настоящие бумажные Д., как полагают, впервые появляются в Китае уже с начала IX в. С этого времени и до конца XV в. здесь неоднократно прибегают к выпуску бумажных Д., которые приходят в конце концов к их полному обесцениванию, вследствие чего при манчжурской династии бумажные Д. запрещаются. В Европе в средние века при слабом развитии государственного кредита государи не могли в значительных размерах прибегать к выпуску бумажных Д. и довольствовались вместо того порчей монеты. Впервые с бумажно-денежным хозяйством Европу познакомила Франция благодаря системе Джона Ло (1716-1720), которая была связана с выпуском банкнот, имевших характер настоящих бумажных Д. Сперва это были разменные бумажные Д. с принудительным курсом (в Париже и в городах, где были отделения банка, даже воспрещалось при платежах принимать серебра более, чем на 600 ливров); но в 1720 г., перед катастрофой, сначала размен был ограничен законом, а затем вышло запрещение частным лицам иметь у себя золотом или серебром денег на сумму свыше 500 ливров. Опыт Ло надолго отбил во Франции охоту прибегать к бумажным Д. Тем не менее, во время революции правительству пришлось обратиться к этой крайней мере. Выпуск ассигнаций был сделан в ужасающем размере и вызвал совершенное обесценивание бумажных Д. (см. Банки, Ассигнации, Государственное банкротство). Еще ранее, чем в Европе, к бумажным Д. стали прибегать различные штаты С. Америки. Первый выпуск был сделан Массачусетсом в 1690 г., сначала в весьма умеренном размере и без дурных последствий; но затем, с повторением выпусков, пошло обесценивание бумажных Д. По вексельному курсу на Лондон в 1702 г. лаж на золото составлял уже 33%, в 1717 г. — 125%, в 1730 г. — 280%, 1741 г. — 450% и в 1749 г. — 1000%. Общая сумма бумажных Д., выпущенная в обращение, составляла в этом году 2200000 фн. ст., которые и были обменены на серебр. доллары в одну одиннадцатую часть их номинальной стоимости. Аналогичные явления наблюдались в XVIII ст. и в других штатах. Во время войны за независимость были выпущены «континентальные Д.» (приблизительно на 360 млн. дол. номинально). Ценность их в конце 1777 г., выражалась отношением как 1:4, в конце 1778 г. — 1:6, в конце 1780 г. — как 1:45 и в мае 1781 г., как 1:500. Бумажно-денежное обращение прекращено было в мае 1781 г., причем только часть бумажных Д. была обменена на новые процентные сертификаты, в отношении 1:20.

Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

В Германии бумажные Д. появляются в начале нынешнего столетия: так, в Пруссии впервые под именем билетов казначейства (Tresorscheine) по закону 4 апреля 1806 г. К выпуску бумажных Д. прибегала Пруссия и позже (1824, 1848, 1866 и 1867 гг.: Darlehenskassenscheine и Kassenanweisungen); но при относительно умеренных выпусках и открытии впоследствии размена бумажного денежного хозяйства в тесном смысле в Пруссии не было. Выпускали бумажные Д. и др. германские государства.

Австро-Венгрия. Эпоха революционных и наполеоновских войн положила основание для бумажно-денежного хозяйства Австрии. По окончании наполеоновских войн сумма выпущенных австрийским правительством бумажных Д. (Wiener Währungsgeld) составляла 675 млн. гульд. (при 1350 млн. гульд. процентных долгов). С наступлением мирного времени тотчас стали думать о поправке дела. С этой целью учрежден был Привилегированный австрийский национальный банк (1816 г.), в надежде, что при посредстве его как частного учреждения легче будет возбудить доверие к выпускаемым им банкнотам и восстановить правильное денежное обращение. Акционерный капитал национального банка подлежал оплате на 1 /11 серебром, а на 10 /11 бумажными деньгами, причем изъятые таким образом бумажные Д. заменены были для банка 2 1 /2% облигациями, которые постепенно должны были быть выкуплены правительством серебряной монетой, считая 200 гульд. бумажных в облигациях за 100 сер. гульд. Банку предоставлено было выпускать разменные на металл банкноты и таким образом устранять из обращения неразменные бумажные Д. Определенного покрытия банкнот металлическим фондом установлено не было. Прием их частными лицами не был обязателен, но они принимались во все казенные кассы наравне с наличными Д. и должны были по требованию беспрепятственно размениваться банком на серебро. В период с 1818 по 1848 г. банк строго выполнял обязательство размена, хотя в некоторые неблагоприятные моменты его металлический фонд понижался очень сильно. До конца 1848 г. баланс банка хранился в тайне от публики. В 1848 году политические затруднения привели к увеличению долга правительства банку, к уменьшению металлического фонда и, наконец, к приостановлению размена банкнот. Вместе с этим банкнотам национального банка был придан обязательный курс (22 мая 1848 г.), т. е. они превратились в настоящие бумажные Д. В том же 1848 г. австрийское правительство выпустило от себя процентные австрийские государственные бумажные Д. (сперва 5%, а позднее 3%: Kassenanweisungen и Anweisungen auf die ungarischen Landeseinkünfte). Сначала они были обязательны к приему только в казенные кассы, а затем им также был придан принудительный курс. В Венгрии также начались непокрытые выпуски бумажных Д. на основании постановления венгерского парламента, без санкций императора (42 млрд. гульд.), а затем во время революции временное правительство еще выпустило на 63 млн. гульд. бумажных Д. (названные впоследствии Kossuthnoten). Последствием наводнения Австрийской монархии бумажными деньгами было исчезновение металлических денег, даже разменной монеты. В конце 1848 г. революционному правительству пришлось выпускать государственные билеты по 30 и 15 крейцеров; банкноты австрийского национального банка в 1 гульден нередко просто разрезывались на четыре части и считались по 1 /4 гульд. каждая. Все это вызвало страшное расстройство денежного обращения. В 1849 г. бумажные Д., выпущенные в Венгрии в смутное время, были объявлены не имеющими значения; выпуск частных бумажных денежных знаков и разрезывание банкнот запрещены. По закону 15 мая 1851 г. предельная сумма государственных бумажных Д., находящихся в обращении, пока они будут иметь принудительный курс, была устаноновлена в 200 млн. гульд., причем было предположено постепенное изъятие их из обращения. Размен банкнот (в австрийской валюте) был открыт в сентябре 1858 г., но в конце апреля 1859 г. вновь приостановлен, вследствие итальянской войны. Увеличение бумажных денег в обращении и быстрый рост лажа на серебро вновь вытеснили звонкую монету, даже разменную, из обращения, и правительство вынуждено было в 1860 г. выпустить на 12 млн. гульд. мелких бумажн. денег (Münzscheine, по 10 крейцеров). К началу 1866 г. положение дела значительно улучшилось. Лаж на серебро не превышал 5%, и все было, по-видимому, готово для открытия размена. Австро-прусская война уничтожила все эти результаты. Несмотря на торжественные протесты банка, которому одному было предоставлено право выпускать банкноты, правительство само начало выпускать бумажные Д. Государственные имущества, служившие обеспечением банкнот, были возвращены в казну. Банкноты с банковым покрытием стали ходить вследствие этого по тому же курсу, как и непокрытые государственные бумажные Д. В 1878 г. Австрийский национальный банк был преобразован в Австрийско-венгерский банк, получивший исключительную привилегию выпуска банкнот для всей Австро-Венгрии. В 1887 г. было установлено, что из всей суммы выпущенных в обращение банкнот 40% ( 2 /5) должны быть покрыты золотом или серебром, а остальные — иметь банковое покрытие. С 1879 г. бумажные Д. стояли наравне с серебром и даже поднимались выше их номинальной стоимости. В настоящее время в Австро-Венгрии приняты решительные меры к восстановлению металлического обращения в связи с переходом к золотой валюте и изменением денежной единицы. В 1892 г. австрийскому и венгерскому парламентам с этой целью был представлен целый ряд проектов, которые и были приняты с некоторыми изменениями. Сущность реформы денежного обращения состоит, однако, пока не в фактическом восстановлении размена, а в переходе к золотой валюте и к установлению новой, вдвое меньшей денежной единицы (вместо прежнего гульдена — крона) и в допущении расчетов на золото. При этом для бумажного гульдена принят узаконенный курс в 170 пф. применительно к среднему курсу, установившемуся за последние годы. Новый порядок служит подготовительной мерой для восстановления металлического обращения, которое предполагается осуществить в 1895 году.

О бумажных деньгах в Италии см. ст. Банки.

В Сев.-Ам. Соед. Шт. в начале междоусобной войны (июль 1861) выпущены были правительством Союза беспроцентные разменные во всякое время билеты казначейства на 50 млрд. долл. В 1862 г. количество выпущенных билетов возросло до 150 млн. долл., и фактически разменность их прекратилась, хотя на них печаталось «payable to bearer»; но суммы свыше 50 долл. можно было обменивать на 6% госуд. облигации. Чрезвычайные воен. потребности заставили в июле того же года выпустить еще билетов на 150 млн. долл., а в янв. 1863 г. — на 100 млн. долл. Тогда же впервые выпущены билеты в один доллар, и им придан вполне характер бумажных денег с принудительным обращением (legal-tender-notes). Падение ценности этих бумажных денег обнаружилось уже в 1862 г., а в 1864 г. лаж на золото равнялся 185%. Всего к 1 авг. 1865 находилось в обращении бум. денег на 432 млн. долл. (на золото 144 млрд.), в 1875 г. — 382 млн. долл. (зол. 112 м.), в 1878 г. 349 млн. (зол. 102 м.). Уже с 1865 г. правительство союза было озабочено восстановлением металлич. обращения. Попытка воспретить сделки на срок и на разницу и иностранные векселя в золотой валюте ни к чему не привела. Законом 1866 с постановлено исключать из обращения не менее 4 млн. долл. бум. денег ежемесячно; но в 1868 г. противодействовавшая введению металл. валюты партия приостановила до 1874 г. дальнейшее изъятие из обращения бумажных денег. Законом 1875 г. был назначен крайний срок (1 янв. 1879 г.) для полного восстановления разменности бумажных денег, причем максимальная сумма их обращения установлена в 300 млн. долл., а билеты мелких купюров заменены серебряной монетой. С 1878 г. дальнейшее изъятие из обращения бумажных денег приостановлено, и количество их — 346681016 долл. — остается постоянным, причем курс их еще до начала 1879 г., когда восстановлена их разменность, стал ал-пари, хотя фонд их покрытия равен всего 100 млн. долларов.

Бумажные деньги в России. Бумажно-денежное обращение в России ведет свое начало с царствования императрицы Екатерины II, с учреждения в 1768 г. ассигнационных банков (см. Ассигнации). Однако с выпуском малоценных денежных знаков как ресурсом казны Россия была знакома и раньше, в форме чеканки и выпуска медных монет вместо серебряных (см. Русские монеты). Падение курса бумажных Д., начавшееся вследствие усиленного их выпуска уже в эпоху Екатерины II, особенно резко выразилось к концу наполеоновских войн. Некоторые государственные люди уже в начале нынешнего столетия ясно сознавали гибельные последствия для России от бумажно-денежного обращения. Так, в своих рассуждениях и предположениях по этому поводу дпт. государственной экономии, признав, что финансы наши приведены в расстройство «наипаче от безмерного умножения ассигнаций», предлагал (в 1810 г.) остановить выпуск ассигнаций, рассрочить их платеж и произвести действительную уплату (см. Гурьев). Первая мера нашла свое приложение в манифесте 2 февраля 1810 г., которым приостановлены на будущее время дальнейшие выпуски ассигнаций. Под «рассрочкой ассигнаций» дпт. экономии разумел восстановление их курса путем постепенного изъятия их из обращения до той суммы, которая соответствовала бы нуждам оборота. Как на средствах для осуществления этой мысли, дпт. остановился на постепенной продаже части казенных имуществ и «займе тех самых ассигнаций, коих количество уменьшить предполагается». «Займы сего рода, — пояснял департамент, — весьма различны от тех, кои устанавливаются в пособие ежегодным доходам». А именно: «когда заем открывается не металлическими капиталами, но теми же самыми ассигнациями, кои уменьшить предполагается, и открывается для того, чтобы их истребить, тогда заем не составляет нового долга, но устанавливает только рассрочку в прежнем долге». Признавая тесную связь между увеличением количества вкладов в казенных кредитных учреждениях и количеством ассигнаций, выпущенных в обращение, департамент экономии признавал необходимым прекратить прием бессрочных вкладов в эти учреждения, чтобы не ставить их в затруднительное положение при усиленном требовании вкладчиками своих денег обратно. Все рассуждения департамента экономии в 1810 г. по вопросу о бумажных Д. отличаются глубоким пониманием дела и далеко оставляют позади себя современные теории некоторых русских экономистов-финансистов. К сожалению, внешние события помешали выполнению намеченного департаментом экономии плана, и вместо 286 млн. ассигнаций, которые он считал нужным изъять из обращения и уничтожить, в том же 1810 г. необходимость принудила выпустить вновь около 45 млрд. руб., а затем, с 1812 г. до конца борьбы с Наполеоном, выпущено было новых ассигнаций на сумму около 250 млн. руб. По окончании наполеоновских войн министерство финансов возвратилось к планам 1810 г., но при условиях гораздо менее благоприятных. В видах повышения курса ассигнаций в 1817 и 1818 гг. были заключены два 6% займа, в ассигнациях и на металлические рубли, а в 1820 и 1822 г. — два 5% металлич. займа. Займы при реализации их доставили госуд. казначейству около 322 млн. руб., из которых 236,3 млрд. пошло на изъятие и уничтожение ассигнаций. С прибавлением к этой сумме 3917210 р., не предъявленных к обмену при произведенной в 1820 г. замене прежних ассигнаций ассигнациями нового образца, в 1817-1822 г. количество ассигнаций уменьшилось на 240223690 р., а в обращении осталось 895776310 р. — сумма, которая не изменялась затем вплоть до обмена ассигнаций на кредитные билеты, т. е. до реформы (1838-1843) графа Канкрина, представлявшей девальвацию обесцененных ассигнаций (см. Ассигнации). С конца 50-х годов, когда вследствие Крымской войны правительство вынуждено было прибегнуть к чрезвычайным выпускам кредитных билетов, размен их был прекращен и они, по существу, превратились в такие же бумажные деньги, какими были прежние ассигнации (см. Кредитные билеты).

источник