Меню Рубрики

Какие 2 точки зрения на характер французской республики были в центре

Подробное решение параграф § 24 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти тут

1. Какие две точки зрения на характер Французской республики были в центре политической борьбы во Франции после освобождения? Как де Голль объяснял свой уход в отставку в 1946 г.?

Сталкивались две позиции и их сторонники: парламентская республика или президентская республика. Принятая в 1946 г. конституция учредила парламентскую республику с пропорциональной системой выборов и многопартийностью. Де Голль был против возрождения предвоенной парламентской республики. Он придерживался авторитарных, правореформистских и националистических идей, названных впоследствии голлизмом.

Причина отставки де Голля – разногласия с парламентом из-за бюджета страны.

2. Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвертой республики и возвращению де Голля к власти?

Кризис Четвертой республики нарастал вследствие расхождений в путях реформирования страны и не в последнюю очередь из-за раскола французского общества на сторонников колониальной политики (колониалистов) и сторонников активной европейской политики (европеистов).

К внешним факторам относятся войны во Вьетнаме и Алжире, которые истощали страну экономически и раскалывали общество политически.

3. Каким образом де Голль пытался воплотить идею «величия Франции»? Удалось ли это ему?

Во внешней политике де Голль отстаивал самостоятельность и добивался равноправного участия в тройке западных лидеров (США, Франция, Великобритания). В военно-политической стратегии политика Франции опиралась на ядерное оружие. Французские войска, дислоцированные в Германии, были выведены из военной организации НАТО.

4. Подумайте о роли личности в истории на примере Шарля де Голля.

Можно говорить, что Шарль де Голль человек, который творил историю. Он мог предвидеть будущие события. Был непреклонным, упорным и бескомпромиссным политиком. Под его руководством, длившимся вплоть до 1969 года. Франция вернула себе утраченные позиции ведущей мировой державы.

5. Каковы причины майского кризиса 1968 г. и отставки Шарля де Голля?

В мае 1968 г. забастовали студенты, требуя повышения мизерных стипендий и реформы университетов. От критики университетских порядков волнения перешли к критике общества и его моральных ценностей. Левацкие группировки («гошисты» — от французского «левый») спровоцировали захват университетских административных зданий, стали выдвигать революционные лозунги свержения правительства. Полиция избила студентов. За них вступились рабочие. В мае бастовало 10 млн рабочих. Де Голль после майских событий обещал провести реформы и создать «новый социальный порядок». Тем не менее время режима «личной власти» истекло. Предложенный де Голлем на референдуме вопрос о реформе местного управления не получил поддержки большинства французов. Президент счел это своим личным поражением и в 1969 г. подал в отставку.

6. Почему не удался левый эксперимент после прихода к власти социалистов в начале 1980-х гг.?

Политика левого эксперимента натолкнулась на объективные трудности экономического кризиса, которые заставили правительство с 1983 г. перейти к режиму «жесткой экономии».

7. Дайте характеристику личности президента Ф. Миттерана и объясните причины его длительного пребывания у власти.

Это человек, который твердо идет к поставленной цели, проявляя выдержку и характер. Учитывал допущенные ошибки при про принятии решений.

Его 14-летнее президентство (2 срока по 7 лет) — самое продолжительное в истории Франции. В начале каждого своего президентского срока Миттеран распускал парламент и объявлял досрочные выборы, чтобы в первые 5 лет президентского срока иметь большинство в парламенте, и оба раза после этого его партия проигрывала следующие выборы, из-за чего в последние 2 года обоих сроков Миттеран вынужден был мириться с консервативными премьер-министрами.

8. Способствовало ли сосуществованию у власти правых и левых сил во Франции сближение их позиций? В чем оно выразилось?

В первый период президентства был наполнен конфронтациями президента и правительства.

В последующие годы президентства Миттерана (1993—1995) сосуществование с правительством правых партий было уже менее драматичным. Президент учитывал сокрушительное поражение социалистов на парламентских выборах 1993 г. и не вмешивался в деятельность правительства правых, оставив за собой лишь вопросы обороны и внешней политики. Ушло в прошлое и жесткое идеологическое противостояние французских социалистов и правых. Французская социалистическая партия заметно «поправела». Социалисты отказались от стратегии «разрыва с капитализмом» и выступили за смешанную экономику.

В 1995 г. мэр Парижа и лидер ОПР Жак Ширак был избран президентом Франции. Он победил под лозунгом «Франция для всех», в его программу были включены «левые» тезисы о борьбе с социальным неравенством и безработицей. В 1997 г. Ж. Ширак объявил о досрочных выборах в Национальное собрание, рассчитывая на победу правых сил. Однако победила левая оппозиция (социалисты, коммунисты, «зеленые»). Сложилась ситуация, когда при правом президенте действовало правительство левых.

Правительство, сформированное в 1997 г. социалистом Л. Жоспеном, продолжило политику правых в области приватизации, которая сочеталась с активной социальной политикой.

Признание важности социальной политики со стороны правых и отказ от национализации со стороны социалистов привели к серьезному сближению позиций главных политических сил Франции. В прессе начали обсуждаться перспективы «третьего пути», когда меры по расширению частнохозяйственной инициативы в целях повышения конкурентоспособности французской экономики в условиях глобализации сопровождаются эффективной социальной политикой. Этот синтез имел во Франции успех и способствовал росту доверия инвесторов — к концу 1990-х гг. Франция вышла на первое место в Европе по привлеченным иностранным капиталовложениям. На выборах 2002 г. Ж. Ширак вновь был избран президентом, но уже на пятилетний срок (референдум 2000 г.).

9. Охарактеризуйте этапы внешней политики Франции.

Наученная горьким опытом двух мировых войн, Франция особое внимание уделяла вопросам обеспечения безопасности. В период голлизма страна создала собственную триаду ядерных сил (ракеты наземного базирования, подлодки с ядерными ракетами, авиация, способная нести ядерное оружие), французские войска были выведены из-под военного командования НАТО.

Главным приоритетом стало развитие стратегического партнерства с Западной Германией (Елисейский договор 1963 г.) и активизация европейской интеграции в рамках Европейского сообщества (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению Великобритании в ЕС, рассматривая Лондон в качестве троянского коня США в Европе. Франция не шла на сближение с США и развивала отношения с СССР, это стало характерной чертой политики страны на международной арене. Цель такого балансирования — обеспечение самостоятельной роли Франции в мире, или «величия Франции», как говорил де Голль.

После де Голля Франция пошла на сближение с США и НАТО. Париж выступил за расширение Европейского сообщества, стал главным инициатором углубления интеграции, создания Европейского союза и расширения партнерства с Германией.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Среди причин высокой безработицы среди молодежи — серьезные социальные гарантии, которых ранее добились трудящиеся Франции. По закону уволить работника не только невыгодно, но и почти невозможно. Поэтому молодого неопытного специалиста опасаются брать на работу. Эти социальные гарантии уменьшают конкурентоспособность французских товаров на мировых рынках в условиях глобализации. В современных условиях требуется гибкость рынка труда, чтобы предприниматели могли реагировать на изменение конъюнктуры рынка в информационном обществе (расширять или сокращать производство тех или иных товаров и услуг). Правительство правых во главе с Д. де Вильпеном подготовило «закон о первом найме», согласно которому облегчались условия приема на работу и условия увольнения с работы молодых людей до 26 лет. Однако эти изменения в законах о труде натолкнулись на массовое сопротивление профсоюзов и молодежи. Закон был отозван. Этот конфликт отразил важную проблему сочетания рыночных механизмов (гибкость рынка труда) и сохранения социальных гарантий.

Такая проблема стоит во всех странах Запада, вынужденных пересматривать в условиях глобализации прежние социальные завоевания трудящихся.

Внешняя политика. Наученная горьким опытом двух мировых войн, Франция особое внимание уделяла вопросам обеспечения безопасности. В период голлизма страна создала собственную триаду ядерных сил (ракеты наземного базирования, подлодки с ядерными ракетами, авиация, способная нести ядерное оружие), французские войска были выведены из-под военного командования НАТО.

Жак Ширак (родился в 1932 г.)

Французский государственный и политический деятель. Родился в семье банковского служащего. Окончил Институт политических наук в Париже и престижную Национальную школу администрации. Во время президентства Ж. Помпиду (1969— 1974) занимал различные министерские посты. Ж. Ширак возглавил группу молодых голлистов, которые на президентских выборах 1974 г. поддержали республиканца Жискар д’Эстена. После его победы Жак Ширак становится премьер-министром (1974—1976), В 1976 г. из-за разногласий с либеральным и проатлантическим курсом президента Жак Ширак, отстаивая идеи «дирижизма» и национальной независимости, уходит в отставку. В этом же году он преобразовывает голлистское движение в партию Объединение в поддержку республики (ОПР). С 1977 г. избирается мэром Парижа. В 1986 г. после победы правой оппозиции становится главой правительства (1986—1988), которое приватизирует практически все, что успели национализировать социалисты. Возглавляемая им партия отказывается от голлистских идей «дирижизма». В 1995 г. под лозунгом «Франция для всех» становится пятым президентом Пятой республики.

Главным приоритетом стало развитие стратегического партнерства с Западной Германией (Елисейский договор 1963 г.) и активизация европейской интеграции в рамках Европейского сообщества (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению Великобритании в ЕС, рассматривая Лондон в качестве троянского коня США в Европе. Франция не шла на сближение с США и развивала отношения с СССР, это стало характерной чертой политики страны на международной арене. Цель такого балансирования — обеспечение самостоятельной роли Франции в мире, или «величия Франции», как говорил де Голль.

После де Голля Франция пошла на сближение с США и НАТО. Париж выступил за расширение Европейского сообщества, стал главным инициатором углубления интеграции, создания Европейского союза и расширения партнерства с Германией.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

1. Какие две точки зрения на характер Французской республики были в центре политической борьбы во Франции после освобождения? Как де Голль объяснял свой уход в отставку в 1946 г.? 2. Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвертой республики и возвращению де Голля к власти? 3. Каким образом де Голль пытался воплотить идею «величия Франции»? Удалось ли это ему? 4. Подумайте о роли личности в истории на примере Шарля де Голля. 5. Каковы причины майского кризиса 1968 г. и отставки Шарля де Голля? 6. Почему не удался левый эксперимент после прихода к власти социалистов в начале 1980-х гг.? 7. Дайте характеристику личности президента Ф. Миттерана и объясните причины его длительного пребывания у власти. 8. Способствовало ли сосуществованию у власти правых и левых сил во Франции сближение их позиций? В чем оно выразилось? 9. Охарактеризуйте этапы внешней политики Франции.

источник

Какие политические силы во Франции во второй половине XX — начале XXI в. проводили политику национализации, а какие — политику приватизации?

Временный режим (1944—1946). Временное правительство в 1944 г. возглавил генерал де Голль, руководитель движения «Свободная Франция», признанный герой антигитлеровского Сопротивления.

Основной вопрос в политической борьбе этого периода — о характере государственного устройства. Сталкивались две позиции и их сторонники: парламентская республика или президентская республика. Принятая в 1946 г. конституция учредила парламентскую республику с пропорциональной системой выборов и многопартийностью. Де Голль был против возрождения предвоенной парламентской республики. Он придерживался авторитарных, правореформистских и националистических идей, названных впоследствии голлизмом.

Четвёртая республика (1946—1958). Режим Четвёртой республики оказался неустойчивым. Правительства формировались на основе традиционных партийных коалиций. С 1944 г. сменилось 26 кабинетов.

Кризис Четвёртой республики нарастал вследствие расхождений в путях реформирования страны из-за раскола французского общества на сторонников колониальной политики (колониалистов) и сторонников активной европейской политики (европеистов).

Шарль де Голль (1890—1970)

Французский государственный и военный деятель, первый президент Пятой республики (1958—1969). Шарль де Голль родился в Лилле, окончил привилегированное военное учебное заведение Сен-Сир. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен. Организатор движения «Свободная Франция», боровшегося против нацистской Германии (1940—1944). Возглавлял Временное правительство (1944—1946) и голлистскую партию. Будучи националистом по своим взглядам, отстаивал идею «величия Франции» и вёл политику укрепления авторитета и влияния Франции в Европе и мире.

Правительства Франции вели колониальные войны во Вьетнаме (1946—1954) и Алжире (1954—1962), усматривая в сохранении империи путь к возрождению национального престижа и величия Франции. Результат этой политики оказался полностью отрицательным. Войны истощали страну экономически и раскалывали общество политически. Во Вьетнаме под Дьен-Бьен-Фу в 1954 г. французская армия потерпела поражение.

Во Франции окончание войны в 1954 г. было встречено с облегчением. Но вскоре началась новая колониальная война в Алжире, которая вновь обострила политический кризис в стране. Среди генералов французской армии в Алжире и во Франции созрели соответственно две основные ветви антиреспубликанского заговора. Сторонники «сильной власти» требовали возвращения де Голля в политику. В сентябре 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля и больше не собиралось. Период Четвёртой республики закончился.

Пятая республика. Де Голль лично участвовал в разработке новой конституции. Она была принята на референдуме в 1958 г. Так началась Пятая республика. Де Голль был избран президентом.

Конституция наделяла президента широкими правами. Он имел право утверждать законы, распускать Национальное собрание и назначать парламентские выборы. С 1962 г. президент избирался всенародным голосованием, а Национальное собрание — по мажоритарной системе подачи голосов. Большие права президента де Голля вместе с его авторитетом позволили назвать время пребывания у власти де Голля (1958-1969) режимом «личной власти», а самого де Голля — национальным арбитром.

Де Голль проводил последовательный курс внутренней и внешней политики, главной идеей которого было восстановление «величия Франции», преодоление социальнопсихологических последствий национальной катастрофы 1940 г. и укрепление международных позиций страны. Голлизм — это обновлённый националистический реформизм с авторитарными тенденциями. «У Франции мировая ответственность. В этом моя философия», — говорил де Голль.

Де Голль добился прекращения колониальной войны в Алжире, подписав в 1962 г. с Фронтом национального освобождения Алжира соглашение о признании независимости вчерашней колонии. Но на этом пути ему пришлось силой подавить мятеж генералов в Алжире и нанести поражение колониалистам в стране. В социальной политике он исходил из идей «ассоциации труда и капитала» и представлял себя социальным реформатором.

Во Франции была осуществлена широкая программа экономической модернизации, глубокая структурная перестройка экономики, поднята эффективность и производительность труда выше среднего европейского уровня. Благодаря «большим проектам» Франция создала сверхзвуковой «Конкорд», «Аэробус», ракету «Ариан», скоростные поезда, а также современную космическую, ядерную и электронно-вычислительную технику.

Во внешней политике де Голль отстаивал самостоятельность и добивался равноправного участия в тройке западных лидеров (США, Франция, Великобритания). В военно-политической стратегии политика Франции опиралась на ядерное оружие. Французские войска, дислоцированные в Германии, были выведены из военной организации НАТО.

Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. В мае 1968 г. забастовали студенты, требуя повышения мизерных стипендий и реформы университетов. От критики университетских порядков волнения перешли к критике общества и его моральных ценностей. Левацкие группировки («гошисты» — от французского «левый») спровоцировали захват университетских административных зданий, стали выдвигать революционные лозунги свержения правительства. Полиция избила студентов. За них вступились рабочие. В мае бастовало 10 млн рабочих. Де Голль после майских событий обещал провести реформы и создать «новый социальный порядок». Тем не менее время режима «личной власти» истекло. Предложенный де Голлем на референдуме вопрос о реформе местного управления не получил поддержки большинства французов. Президент счёл это своим личным поражением и в 1969 г. подал в отставку. Со смертью в 1974 г. преемника де Голля на посту президента Жоржа Помпиду эпоха голлизма закончилась.

Франция после эпохи голлизма. Последняя четверть XX в. во Франции была борьбой политических курсов президентов: Валери Жискар д’Эстена (1974—1981), Франсуа Миттерана (1981—1995) и Жака Ширака (1995—2007).

В. Жискар д’Эстен оказался на посту президента как раз в период мировых экономических и структурных кризисов в 1974—1975 и 1980—1982 гг. и обострившейся международной конкуренции. Он возглавлял партию независимых республиканцев и блок радикалов, республиканцев и ряда других партий, объединённых в центристский Союз за французскую демократию.

Новый президент представлял либеральное течение во французской политической жизни. Он шёл на выборы с обещанием построить «передовое либеральное общество без революций, но путём реформ». Не отказываясь от свойственного для французской государственной политики «дирижизма» (от французского «дириже» — управлять), т. е. активного государственного регулирования экономики, В. Жискар д’Эстен был в то же время сторонником активизации рыночных механизмов. Президент провёл ряд реформ и неоднократно повышал минимум оплаты труда. Избирательный ценз при нём был снижен с 20 до 18 лет.

Ф. Миттеран, лидер социалистической партии, победил на президентских выборах в 1981 г. и вторично в 1988 г. В союзе с социалистами выступала Коммунистическая партия Франции (до 1984 г. имела своих представителей в правительстве). В 1972 г. компартия подписала с социалистами Совместную программу и проделала эволюцию вправо, отказавшись от идей диктатуры пролетариата.

Президент Миттеран занимал пост главы государства два срока — 14 лет. Он проявил большое политическое искусство и гибкость.

В 1981—1982 гг., осуществляя Совместную программу, правительства социалистов при участии нескольких министров от компартии национализировали 10 крупнейших промышленных и финансовых корпораций. Был проведён ряд социальных реформ: увеличен оплачиваемый отпуск до 5 недель, введена 39-часовая рабочая неделя, установлен налог на крупные состояния. Главными задачами считались борьба с безработицей, оживление экономики и расширение платёжеспособного спроса. Однако политика левого эксперимента натолкнулась на объективные трудности экономического кризиса, которые заставили правительство с 1983 г. перейти к режиму «жёсткой экономии».

Франсуа Миттеран (1916—1996)

Французский государственный и политический деятель. Президент Франции (1981—1995). Участник движения Сопротивления, был в германском плену, бежал. В период Четвёртой республики (1946—1958) 11 раз занимал различные министерские посты. Лидер Французской социалистической партии (с 1971 г.). Осуществлял свой политический курс в условиях, когда правительства возглавляли правые политические лидеры.

После 1986 г. победа правых партий на выборах в Национальное собрание создала своеобразную ситуацию: при президенте-социалисте правые партии формировали правительства, проводившие неоконсервативную политику приватизации и рыночные реформы, сходные с тэтчеризмом и рейганомикой. Миттеран отказывался подписывать законы о приватизации, правые проводили их без обсуждения — путём постановки на голосование вопроса о доверии правительству. В последующем при победе социалистов на выборах в Национальное собрание вновь восстанавливалась «гармония» президента-социалиста и правительства социалистов, которые осуществляли кейнсианский курс расширения платёжеспособного спроса в целях оживления экономики и серию социальных реформ, достроив французское общество благосостояния (35-часовая рабочая неделя и др.).

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

В последующие годы президентства Миттерана (1993—1995) сосуществование с правительством правых партий было уже менее драматичным. Президент учитывал сокрушительное поражение социалистов на парламентских выборах 1993 г. и не вмешивался в деятельность правительства правых, оставив за собой лишь вопросы обороны и внешней политики.

Главным оппонентом левых было созданное Жаком Шираком из правых и бывших голлистских группировок Объединение в поддержку республики (ОПР), которое выступало в блоке с Союзом за французскую демократию (СДФ).

В 1995 г. мэр Парижа и лидер ОПР Ж. Ширак был избран президентом Франции. Он победил под лозунгом «Франция для всех», в его программу были включены левые тезисы о борьбе с социальным неравенством и безработицей. В 1997 г. Ж. Ширак объявил о досрочных выборах в Национальное собрание, рассчитывая на победу правых сил. Однако победила левая оппозиция (социалисты, коммунисты, «зелёные»). Сложилась ситуация, когда при правом президенте действовало правительство левых.

Правительство, сформированное в 1997 г. социалистом Л. Жоспеном, продолжило политику правых в области приватизации, которая сочеталась с активной социальной политикой.

Признание важности социальной политики со стороны правых и отказ от стратегии «разрыва с капитализмом» со стороны социалистов привели к серьёзному сближению позиций главных политических сил Франции. В прессе начали обсуждаться перспективы «третьего пути», когда меры по расширению частнохозяйственной инициативы в целях повышения конкурентоспособности французской экономики в условиях глобализации сопровождаются эффективной социальной политикой. Этот синтез имел во Франции успех и способствовал росту доверия инвесторов — к концу 1990-х гг. Франция вышла на первое место в Европе по привлечённым иностранным капиталовложениям. На выборах 2002 г. Ж. Ширак вновь был избран президентом, но уже на пятилетний срок (референдум 2000 г.).

Правительство правых во Франции столкнулось с проблемами в межнациональной и социальной сферах. Безработица среди молодёжи во Франции составляет в начале XXI в. более 25%, это главным образом касается выходцев из арабских мусульманских стран. В начале 2006 г. в пригородах Парижа и других крупных городах страны арабская молодёжь устроила массовые беспорядки.

Среди причин высокой безработицы среди молодёжи — серьёзные социальные гарантии, которых ранее добились трудящиеся Франции. По закону уволить работника не только невыгодно, но и почти невозможно. Такая проблема стоит во всех странах Запада, вынужденных пересматривать в условиях глобализации прежние социальные завоевания трудящихся.

Проблема занятости была в центре кампании по выборам президента в 2007 г. Социалисты выступали за увеличение гарантий и выплат со стороны государства, либералы из СДФ высказывались за реформы, но с учётом поддержки малообеспеченных.

Правоцентристская партия «Союз за народное движение» (СНД), наследница партии де Голля (ОПР) и её лидер Николя Саркози выдвинули лозунг «Работать больше, чтобы добиваться большего». Предложения о снижении налогов, о сокращении выплат в социальные фонды для высвобождения частной инициативы, о сокращении госрасходов были соединены с требованиями патриотизма и солидарности, свободы и ответственности граждан за себя и за судьбу своих соотечественников.

Эту программу социалисты назвали неоконсерватизмом в духе Р. Рейгана. Но именно её поддержали французы. Саркози был избран президентом, а его партия в июне 2007 г. получила большинство мест в парламенте.

В июле 2008 г. Н. Саркози провёл важную конституционную реформу. Пребывание на посту президента ограничивается теперь двумя пятилетними сроками. Назначения на высшие посты осуществляются отныне президентом только после консультаций с парламентом. Чрезвычайное положение президент может ввести лишь при согласии Конституционного совета. Глава государства наделяется правом ежегодно выступать перед парламентом (впервые с 1875 г.); вводится общенациональная должность защитника прав человека; каждый гражданин может обратиться с просьбой о проверке конституционности любого закона. Таким образом, реформа расширила полномочия парламента, ограничила чрезмерную власть президента и обеспечила права граждан в контроле над властью.

В 2008 г. по инициативе Н. Саркози была осуществлена реформа социального обеспечения, отменена обязательность 35-часовой рабочей недели.

В целях минимизации государственных расходов начала действовать программа сокращения госслужащих. Сокращения коснулись также медсестёр, судей, учителей и военных. Марши протеста сотрясали страну.

Наибольшее сопротивление (общенациональные забастовки) вызвала пенсионная реформа, лишившая льгот по досрочному выходу на пенсию транспортников, энергетиков, служащих Банка Франции, рыбаков.

Н. Саркози сдержал предвыборное обещание — отменил налог на наследство для 95 % французов, оставив его лишь для владельцев особо крупных состояний.

Президентство Н. Саркози пришлось на время мирового финансового кризиса. Кризисные явления во французской экономике (безработица достигла почти 10 %, дефицит бюджета — 5 %) привели к росту недовольства политикой Саркози. Под лозунгом обеспечения справедливости — введения новых налогов на богатых и создания рабочих мест для молодёжи — на президентских выборах в мае 2012 г. победу одержал соперник Н. Саркози лидер социалистов Франсуа Олланд. После 17-летнего перерыва социалист вновь оказался президентом Франции.

В период президентства Ф. Олланда некоторые реформы Саркози были отменены, возвращено право получения пенсии с 60 лет для тех, кто начал работать с 18.

Был принят закон о 75-процентном налоге на доходы свыше 1 млн евро в год. Началось бегство капиталов из Франции, несколько тысяч богатых французов поменяли гражданство, для того чтобы не платить данный налог. В феврале 2015 г. решением конституционного суда Франции этот налог был отменён. Непоследовательность политики Ф. Олланда привела к тому, что он стал самым непопулярным президентом послевоенной Франции.

На президентских выборах в 2017 г. победу одержал центрист Э. Макрон.

Внешняя политика. Наученная горьким опытом двух мировых войн, Франция особое внимание уделяла вопросам обеспечения безопасности. В период голлизма страна создала собственную триаду ядерных сил (ракеты наземного базирования, подлодки с ядерными ракетами, авиация, способная нести ядерное оружие), французские войска были выведены из-под военного командования НАТО.

Жак Ширак (родился в 1932 г.)

Французский государственный и политический деятель. Во время президентства Ж. Помпиду (1969—1974) занимал различные министерские посты. Ж. Ширак возглавил группу молодых голлистов, на президентских выборах 1974 г. поддерживавших республиканца Жискара д’Эстена.

После его победы Жак Ширак становится премьер-министром (1974—1976). С 1977 г. избирается мэром Парижа. В 1986 г. после победы правой оппозиции становится главой правительства (1986—1988), которое приватизирует практически всё, что успели национализировать социалисты. Возглавляемая им партия отказывается от голлистских идей «дирижизма». В 1995 г. под лозунгом «Франция для всех» становится пятым президентом Пятой республики (занимал этот пост до 2007 г.).

Главным приоритетом стало развитие стратегического партнёрства с Западной Германией (Елисейский договор 1963 г.) и активизация европейской интеграции в рамках Европейского сообщества (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению Великобритании в ЕС, рассматривая Лондон в качестве троянского коня США в Европе. Франция не шла на сближение с США и развивала отношения с СССР, это стало характерной чертой политики страны. Цель такого балансирования — обеспечение самостоятельной роли Франции в мире, или «величия Франции», как говорил де Голль.

После де Голля Франция пошла на сближение с США и НАТО. Париж стал главным инициатором углубления интеграции и создания Европейского союза. В марте 2009 г. по инициативе Н. Саркози Франция вернулась в военную систему НАТО, войдя в состав военных командований.

1. Какие две точки зрения на характер Французской республики были в центре политической борьбы во Франции после освобождения? Как де Голль объяснял свой уход в отставку в 1946 г.? 2. Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти? 3. Каким образом де Голль пытался воплотить идею «величия Франции»? Удалось ли это ему? 4. Каковы причины майского кризиса 1968 г. и отставки Шарля де Голля? 5. Почему не удался левый эксперимент после прихода к власти социалистов в начале 1980-х гг.?

1. Выскажите своё мнение о роли личности в истории на примере Шарля де Голля. 2. Дайте характеристику личности президента Ф. Миттерана. С чем связано его длительное пребывание у власти? 3. Какими качествами, по-вашему, должен обладать лидер государства? Свои размышления представьте в виде эссе.

В. Жискар д’Эстен о французской политической истории

В ряду великих держав Франция стоит среди тех, кто хуже всего управлял своим общественным развитием: французское общество эволюционировало хаотически, преодолевая многочисленные препятствия и ограничения революционными рывками. Отсюда и постоянная смена режимов, конституций, отсюда и пять республик за то время, что у Соединённых Штатов была лишь одна.

источник