Меню Рубрики

Какими душевными качествами с точки зрения монтеня должен обладать

1. Выберите правильный ответ.

1.1. Книга Николая Коперника «О вращении небесных тел» была напечатана в:
а) 1428 г.; б) 1543 г.; в) 1589 г.; г) 1644 г.
1.2. Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане расписал:
а) Франсуа Рабле; б) Диего Веласкес; в) Исаак Ньютон; г) Микеланджело Буонарротти.

2. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1. Леонардо да Винчи называл живопись «царицей искусств» (да; нет).
2.2: Сонет — стихотворение из 14 строк (да; нет).
2.3. Рембрандт ван Рейн изобрел паровой двигатель (да; нет).

3. Задание с развернутым ответом.

Прочитайте отрывки из книги Мишеля Монтеня «Опыты» и ответьте на вопросы.
О праздности. Как пустующая земля, если она жирна и плодородна, зарастает тысячами видов сорных и бесполезных трав, и, чтобы заставить ее служить в наших целях, необходимо сначала подвергнуть ее обработке и засеять определенными семенами. так же и с нашим умом. Если не занять его определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону, то туда, то сюда, по бескрайним полям воображения.
О лжецах. . Лживость — гнуснейший порок. Только слово делает нас людьми, только слово дает нам возможность общаться между собой.
О воспитании детей. . Знать наизусть еще вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент.
Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной в своем рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их — свойства весьма обыденные, присущие чаще всего низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам.
. Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, неприхотливость в питье и пище. умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
О существующем среди нас неравенстве. Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано?
О пьянстве. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
О суетности. В истинной дружбе — а она мне известна до тонкостей я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне; и больше всего добра он делает мне тогда, когда делает его самому себе.

3.1. Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XX—XXI веках и находит своих читателей?
В книге затронуты вопросы нравственности, размышления о природе человека и человеческих взаимоотношений. Те вечные ценности, которые востребованы в любые времена.

3.2. Какие ценности, по мнению, автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей?
Ум, рассудительность, справедливость, терпение, не быть упрямым, искренность, только поступки человека отражают его содержание.

3.3. Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора.
Быть деятельным и трудолюбивым, никогда не лгать, избегать пороков, в особенности пьянства, быть бескорыстным в дружбе, добрым, умным и рассудительным, справедливым и искренним, заботиться о своем внутреннем «со-держании» больше, чем о «нарядах».

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

источник

Определить, порядочный ли человек ваш парень можно, смотря на его поступки. Слова затмевают глаза, и человек кажется достойным, но пелена спадает и перед вами предстает эгоистичный человек, умеющий красиво рассказывать сказки.

Так как определить порядочность парня еще в начале отношений? Какими качествами он обладает? Это слово емкое и включает в себя массу добродетельных качеств и положительных характеристик.

Разберемся, где та грань, которая отделяет порядочный поступок от непорядочного. Какими чертами характера, личными свойствами должен обладать парень, чтобы его действия не вызывали и тени сомнения в том, какой он человек.

Несмотря на то, что уже психологи, деятели и прочие трактовали порядочность, ориентируясь на поле занятий человека, это понятие весьма субъективное.

Каждый может охарактеризовать порядочность человека, исходя из собственных взглядов, жизненного опыта, личных качеств.

Основной характеристикой понятия является честность человека, которая идет вровень с общепринятыми общественными нормами поведения. Иными словами, такой человек соблюдает все установленные моральные, государственные и прочие законы общества. Он не позволяет себе свершать порочные, низкие поступки, идущие вразрез с принятыми нормами.

Это не врожденное качество человека, а приобретенное. На его развитие влияет окружающий социум, родители, учителя. Не последнюю роль играют телевидение, прочтенные книги, друзья и знакомые.

Но даже, если жизненные обстоятельства сложились так, что у взрослеющего человека не было примера поведения перед глазами, он может сам, по желанию, стать таким человеком. Работа это не из легких, потому что недостаточно контролировать поступки, нужно научиться контролировать эмоции, а главное мысли.

Рассмотрим черты, присущие такому парню. Список далеко не полный, многое зависит от характера, ситуаций и прочих аспектов жизни.

  1. Честность. Логично, что бесчестный парень априори не может быть порядочным. Ведь честность характеризует человека с положительной стороны. Эта черта – залог доверительных отношений. Зная, что парень честный ему, не опасаясь, доверяют сокровенное. Те, кто обладает этим качеством, становятся крепкой опорой в семье, создавая счастье и уют вокруг себя.
  1. Благородство. Эта черта наделяет парня светлыми порывами и чистыми помыслами. Во все времена великие дела свершались благородными людьми. Благородные парни – добрые натуры, которым присуще служба благим побуждениям и намерениям. Такие парни доблестны и честны, они, не задумываясь о собственной выгоде и благополучие, идут на помощь, если уверены, что цель отвечает моральным нормам.
  1. Великодушие. Парень не жадный и не корыстный. Великодушие позволяет людям, вне зависимости от материального положения, протягивать руку помощи обездоленным, незащищенным и одиноким людям. И если кто-либо нуждается в благотворителе, он станет для него точкой опоры.
  1. Справедливость. Эта черта характера способствует пониманию любой ситуации. Парень не обидит угнетенных людей, докопается до сути, чтобы понять позицию человека. Положительное это качество или отрицательное – судить сложно. Часто справедливым людям сложно увидеть правду, нередко их водят за нос. Но, если уж парень уверен в правоте пострадавшей стороны, то он сделает все, чтобы помочь ему.
  1. Оптимизм. Да, такие парни знают об оптимизме не понаслышке, они живут по совести, верят в светлое и хорошее будущее и знают, что зло будет наказано. Благодаря оптимизму такие парни свободны от негативной стороны жизни, эта черта помогает им быть честным, открытым, целеустремленным.
  1. Скромность. Даже если парень обладает только положительными качествами, нравится всем без исключения, он не хвастается этим. Эта же черта характера может стать неким тормозом в достижение цели, потому что она не присуща упорным людям, которые идут по головам ради достижения желаемых результатов.
  1. Верность. Парень обязан обладать этой чертой. Это означает и верность девушке, и делу, людям, всему тому, чем и кем он занимается. У парня даже не возникает мысли о том, хранить ему верность или нет, это само собой разумеющееся.
  1. Заботливость. Человек живет в социуме и его окружают люди, такой парень заботится о близких людях. Если же он не способен протянуть руку помощи, проявить заботу, отзывчивость – это эгоизм, желание казаться хорошим парнем, не более.
  1. Жизнерадостность. Человек, любящий людей и жизнь во всех ее проявлениях, априори не может быть не жизнерадостным. И, для ощущения счастья парню вовсе не нужны внешние проявления, это его сущность. Он способен наслаждаться не только материальными благами, успехами любимых им людей, но и восприятием жизни, жизнью. Находясь рядом с жизнерадостным парнем, вы ощутите, как и в вашей душе просыпается любовь ко всему, что вас окружает. У таких людей много друзей, они всегда находятся в центре компании, но в то же время не кичатся этим.
  1. Смелость. Положительные качества парня были бы не полны без смелости. Разве можно трусливого человека назвать достойным? Смелый человек не способен предать в сложной ситуации, спасая свою шкуру. Смелый способен добиться поставленной цели, не причиняя ущерб окружающим его людям.
  1. Пунктуальность. Такой парень не опаздывает без причин. И даже если возникли неотложные обстоятельства, он решит их или хотя бы предупредит о своем опоздание заблаговременно. Эта черта характера помогает много добиться в жизни, это гарантирует четкий распорядок дня, благодаря чему все дела решаются легко и непринужденно.
  1. Вежливость. Парень не общается, как «гопник». Он вежлив и обходителен. Он не позволяет себе грубых выражений, злых высказываний, ему не составляет труда просить и разговаривать со всеми людьми вежливо, вне зависимости от ситуации.

Если у вашего парня есть эти качества, если слова не расходятся с поступками. Если вы видите, что вокруг него всегда много людей, которые его любят, которые ему доверяют. Знайте, вы нашли редкий экземпляр – порядочного парня.

источник

1. Заполните пропуски в схеме

1) Раннее (начало XVI — последняя четверть XV вв.)

2) Высокое (конец XV — начало XVI вв.)

2. Каковы особенности эпохи Возрождения?

А) Все большее распространение религиозного взгяла на мир

Б) Опора на достижения культуры Античности

В) Распространение научныз знаний

Г) Провозглашение отказа от прославления земной жизни, радости и удовольствия

Д) Внимание к человеческой личности, вера и силы самого человека

Е) Провозглашение смирения и аскетизма

3. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения

1) Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Запишите свои размышления

На картинах можно заметить элементы одежды, которые относятся к моде эпохи Возрождения

2) Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т.д.

На картине изображена девушка из зажиточной семьи. Скорее всего она итальянка из Венеции. Венецианки считались самыми образованными в Европе, могли музицировать, сочиняли стихи, вели философские беседы, знали несколько языков и были законодательницами моды

4. Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания и выполните задания

1) Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения

Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Человек измеряет небо и землю, и мог бы создать светила, если бы имел орудия труда и небесный материал. аш век столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, ибо он породил людей выдающихся в познаниях и науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими

2) Одной линией подчеркните в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, двумя линиями — с чем вы хотите поспорить. Обсудите свою точку зрения с одноклассниками

Одной линией: «Человек одарен от природы, . если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах»; «Каждый человек всегда находится в центре мира»; «. мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь»; «Наш век. богат великими и блистательными умами. «

Двумя линиями: «. гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал»; «Люди. станут почти всемогущими»

5. Начните заполнение таблицы «Культура эпохи Возрождения»

Области культуры Деятель культуры, страна Произведения, идеи
литература Эразм Роттердамский, Роттердам «Похвала глупости», «Разговоры запросто»
литература Томас Мор, Англия «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове. Утопия»
литература Франсуа Рабле, Франция «Гаргантюа и Пантагрюэль»
живопись Леонардно да Винчи, Франция «Мадонна с младенцем», портрет Моны Лизы
поэзия, скульптуры Микеланджело Буанаротти, Флоренция скульптура «Давид», стихи, посвященные возлюбленной
живопись Рафаэль Санти «Мадонна Конастабиле», «Сикстинская Мадонна»

1) Установите соответствие между произведением и его автором: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: не все произведения, находящиеся в первом столбце, принадлежат указанным авторам

А) «Гаргантюа и Пантагрюэль»

2) Соотнесите авторов с краткими сведениями о них, вписав в квадрат рядом с именем соответствующую цифру. Будьте внимание: краткие сведения об авторах превышают их число

1) Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XXI в. и находит своих читателей?

В книге затронуты вопросы, которые акутуальны во все времена

2) Какие ценности, по мнению автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей?

Умение красиво говорить, умение рассуждать

3) Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора

Быть деятельным и трудолюбивым, никогда не лгать, избегать пьянства и других пороков, быть бескорыстным в дружбе, добрым, умным, рассудительным

источник

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).

Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.

Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.

Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.

В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.

Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.

Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.

Эразм Роттердамский – будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.

Томас Мор – политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.

Франсуа Рабле – врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.

Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.

Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.

Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Эразм Роттердамский – http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php

Читайте также:  Сужение полей зрения и боль в глазах

Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php

Мишель де Монтень – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php

Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.

Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность

Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.

Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.

Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья – резиденции Папы Римского.

источник

Задание № 1.
Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.
О принадлежности этих людей к эпохе Возрождения говорят их костюмы.

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увле-чения и т. д.
На картине изображена девушка из зажиточной семьи. Скорее всего она -итальянка, из Венеции. Одним словом можно выразить весь смысл — венецианка. Венеция всегда стояла особняком в итальянской и европейской истории и культуре. Она была центром вольнодумства, свободы, раскованности и, конечно, чувственности. Все эти качества отражены в характере девушки. Венецианки считались самыми образованными женщинами в Европе, могли музицировать, сочинять стихи, вести философские беседы, знали несколько языков и долгое время были законодательницами моды.

Задание № 2.
Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.
«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным., ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю. Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век (XV. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).
Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения.

«Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Чечовек измеряет небо и землю и мог бы создать светила, если бы имел орудия и небесный материал. Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими».

Задание № 3.
В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин. » Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?
Ответ на вопрос:
Напоминает о сюжете праща, которую юноша держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. Противоречия: а) библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу, б) Библейский Давид был обрезан по традиции своей веры, в) Микеланджело изобразил итальянца 16 века, в традициях изобразительного искусства своего времени.

Задание № 4.
Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.
Ответ на вопрос:
Географические открытия раздвинули границы восприятия мира, подтвердили многие научные гипотезы. Последовавшее за открытиями бурное развитие экономики и общества привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни. Все это, вместе с опровержением догматов церкви, дшо толчок к изучению окружающего мира, как к единственному способу познания.

Задание № 5.
Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.
Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

Архитектура Возрождения вообще разделяется на три периода. Микеланджело считается основоположником самого позднего направления, названного маньеризмом. Первым же образцом архитектуры возрождения считают флорентийский собор Санта-Мария-делла-Фьоре, спроектированный Брунелески.
С собором Св. Петра можно сравнить базилику Сан-Лоренцо (Микеланджело, Флоренция), Темпьетто (Брамаите, Рим), палаццо день Те (Романо, Ман-туя), собор Сан-Джорджо Маджоре и церковь Иль Реденторе и театр Олим-пико (Палладио. Виченца).
Образцом для Вероккио, как и для других скульпторов, послужила древнеримская статуя Марка Аврелия. Сравнить можно с памятником кондотьеру Гат-тамелате работы Донателло, установленному в Венеции. Работа Донателло стала первой статуей подобных размеров.

Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения.
А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»
Ответ:
Монументальность, пластичность, точное знание анатомии, перспективы, композиции, светотени, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, выразительность, драматизм и жизненная ста образов.

Задание № 6.
В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст закрались ошибки, которые нам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.
«Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди. » — писал знаменитый биограф Джорджо Ва-зари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний, например, Конклавов). Но сегодня это возможно.

Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е п. (Капелла была построена в 1473-14Н1 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.

Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Вла Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (Виа Аппия была пригородной дорогой, которая не использовалась по прямому назначению). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции па берегу Тибра (Ватикан не примыкает к Тибру).

Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (упоминаемые далее термы К ар а каллы, если идти в город, находились слева от Аппиевой дороги) памятники Средневековья (термы и Колизей — памятники античности) : гермы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида (термы -это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.

Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева (наоборот, излучина слева и Капитолий справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле ( Пантеон появил ся много позднее (Пантеон построен задолго до описываемых событий при императоре Адриане во II веке н.э.,) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV резиденцию пап (Ватиканский дворец стаг постоянной резиденцией римских пап в 1377 году при папе Григории XI). Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (мост был отреставрирован в 1450 году при папе Николае К когда убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).

Минуем мост— и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста Щ папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет . (более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (на своде размещены 9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.»

Задание № 7.
Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в 16-18 веках, не потеряли своего значения и в наше время? Какими из этих открытий и изобретений пользуетесь вы? Ответ запишите.
Ответ на задание:
Практически все открытия в механике, физике, химии, биологии и многих других отраслях науки актуапьны по сей день или дат начало новым открытиям и изобретениям. Из повседневных, чем пользуется каждый, достаточно назвать электричество, карандаши, ручные часы, в оптике очки и микроскоп, фарфор, ртутный термометр, воздушный насос, зеркала, книгопечатание.

Задание № 8.
Перед вами гравюра знаменитого художника XX в. Пабло Пикассо. Она изображает героев романа Сервантеса «Дон Кихот». Как вам кажется, какой эпизод странствий Рыцаря Печального Образа запечатлел автор гравюры? Что в произведении помогает вам найти ответ? Запишите выводы в тетрадь.
Выводы:
Возможно, увиденные дон Кихотом на холмах мельницы перед вторым выездом, как символ предстоящих ему испытаний. «Сражаясь неустанно. Вперед, только вперед! Подвиг за подвигом — вот и не узнать мир.»

Задание № 9.
На суде Джордано Бруно воскликнул, обращаясь к судьям: «Вы с бóльшим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» Кто были судьи? Почему Джордано Бруно считал, что они испытывают чувство страха? Ответ запишите.
После этих слов он несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть». Пожалуй, эти слова ключевые в понимании слов. Возможно, Джордано Бруно считал, что инквизиторы, отправляя его на костер, понимали, что уже не в силах противостоять свободомыслию и развитию науки, а догматы церкви рушатся один за другим.

Задание № 10.
Заполните таблицу «Основные положения учения о строении Вселенной Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея».

Задание № 11.

Установите соответствие между автором и его суждением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.1. Фрэнсис Бэкон А. «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру»
2. Рене Декарт Б. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»
3. Исаак Ньютон В. «Я мыслю — следовательно, существую»
4. Джордано Бруно Г. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна»
5. Николай Коперник

Ответ на задание: 1-Б, 2-В, 3-, 4-Г, 5-А.

Задание № 12.
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.
1. Ученый-астроном XVII в., которого Ньютон назвал великим. 2. Ученый-астроном XVI в., сожженный по приговору инквизиции. 3. Великий голландский художник XVII в. 4. Великий художник итальянского Возрождения. 5. Французский гуманист XVI в.. 6. Польский астроном, первый отказавшийся от учения о неподвижности Земли. 7. Публичный спор или обсуждение научной темы. 8. Великий английский ученый, физик, математик, астроном.
Ответы: I. Галилей. 2. Бруно. 3. Рембрандт. 4. Рафаэль. 5. Монтень. 6. Коперник. 7. Диспут. 8. Ньютон.
Выделенное слово — Гуманист — просвещенный, свободомыслящий человек, придерживающийся мировоззрения, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Тестовые задания к параграфам 7-10.

Задание № 1.
Выберите правильный ответ.
1.1. Книга Николая Коперника «О вращении небесных тел» была напечатана в:
Ответ б) 1543 г.
1.2. Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане расписал:
Ответ г) Микеланджело Буонарротти.

Задание № 2.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1. Леонардо да Винчи называл живопись «царицей искусств» (да).
2.2: Сонет — стихотворение из 14 строк (да).
2.3. Рембрандт ван Рейн изобрел паровой двигатель (нет).

Задание № 3.
Задание с развернутым ответом.
Прочитайте отрывки из книги Мишеля Монтеня «Опыты» и ответьте на вопросы.
О праздности. Как пустующая земля, если она жирна и плодородна, зарастает тысячами видов сорных и бесполезных трав, и, чтобы заставить ее служить в наших целях, необходимо сначала подвергнуть ее обработке и засеять определенными семенами. так же и с нашим умом. Если не занять его определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону, то туда, то сюда, по бескрайним полям воображения.
О лжецах. . Лживость — гнуснейший порок. Только слово делает нас людьми, только слово дает нам возможность общаться между собой.
О воспитании детей. . Знать наизусть еще вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент.
Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной в своем рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их — свойства весьма обыденные, присущие чаще всего низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам.
. Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, неприхотливость в питье и пище. умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
О существующем среди нас неравенстве. Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано?
О пьянстве. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
О суетности. В истинной дружбе — а она мне известна до тонкостей я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне; и больше всего добра он делает мне тогда, когда делает его самому себе.

3.1. Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XX—XXI веках и находит своих читателей?
3.2. Какие ценности, по мнению, автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей?
3.3. Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора.

3.1. В книге затронуты вопросы нравственности, размышления о природе человека и человеческих взаимоотношений. Те вечные ценности, которые востребованы в любые времена.
3.2. Ум, рассудительность, справедливость, терпение, искренность, не быть упрямым, и только поступки человека отражают его содержание.
3.3. Быть деятельным и трудолюбивым, никогда не лгать, избегать пороков, в особенности пьянства, быть бескорыстным в дружбе, добрым, умным и рассудительным, справедливым и искренним, заботиться о своем внутреннем «содержании» больше, чем о «нарядах».

источник

Сгруппируйте по определенным признакам.

а) Франциск I; б) Генрих VIII; в) парламент; г) Людовик XIV; д) Генеральные штаты; е) Яков I Стюарт.

Читайте также:  Суждений с точки зрения конфуцианства является неверным

Вариант А (монархи — представительская власть): А,Б,Г,Е — В,Д
Вариант Б (Франция — Англия): А,Г,Д — Б,В,Е

Задание с развернутым ответом.

Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы.

Кольбер мэру и эшевенам Оксерра

Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали.

Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы. докажете народу, что это является его подлинным интересом.

6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?
«Когда работаешь для государства — работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого» (Людовик XIV).

6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста.
При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовала идея меркантилизма, убежденным сторонником которой был Кольбер.

6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?
«Прав у подданных нет, есть одни обязанности» (Людовик XIV).

Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.

На картине изображена девушка из зажиточной семьи. Скорее всего она — итальянка, из Венеции. Одним словом можно выразить весь смысл — венецианка. Венеция всегда стояла особняком в итальянской и европейской истории и культуре. Она была центром вольнодумства, свободы, раскованности и, конечно, чувственности. Все эти качества отражены в характере девушки. Венецианки считались самыми образованными женщинами в Европе, могли музицировать, сочинять стихи, вести философские беседы, знали несколько языков и долгое время были законодательницами моды.

Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным., ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю. Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век (XV. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).

Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения.

«Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Человек измеряет небо и землю и мог бы создать светила, если бы имел орудия и небесный материал. Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательны-ми умами, ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими».

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим — с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с товарищами.

В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин. » Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?

Напоминает о сюжете праща, которую юноша держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. Противоречия: а) библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу, б) Библейский Давид был обрезан по традиции своей веры, в) Микеланджело изобразил итальянца 16 века, в традициях изобразительного искусства своего времени.

Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.

Географические открытия раздвинули границы восприятия мира, подтверди-ли многие научные гипотезы. Последовавшее за открытиями бурное развитие экономики и общества привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни. Все это, вместе с опровержением догматов церкви, дало толчок к изучению окружающего мира как к единственному способу познания.

Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.
Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

Архитектура Возрождения вообще разделяется на три периода. Микеланджело считается основоположником самого позднего направления, названного маньеризмом. Первым же образцом архитектуры возрождения считают флорентийский собор Санта-Мария-делла-Фьоре, спроектированный Брунелески.
С собором Св. Петра можно сравнить базилику Сан-Лоренцо (Микеланджело, Флоренция), Темпьетто (Браманте, Рим), палаццо дель Те (Романо, Мантуя), собор Сан-Джорджо Маджоре и церковь Иль Реденторе и театр Олимпико (Палладио, Виченца).
Образцом для Вероккио, как и для других скульпторов, послужила древнеримская статуя Марка Аврелия. Сравнить можно с памятником кондотьеру Гаттамелате работы Донателло, установленному в Венеции. Работа Донателло стала первой статуей подобных размеров.

Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения.
А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Монументальность, пластичность, точное знание анатомии, перспективы, композиции, светотени, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, выразительность, драматизм и жизненная сила образов.

В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст закрались ошибки, которые нам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

«Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди. » — писал знаменитый биограф Джорджо Вазари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний, например, Конклавов). Но сегодня это возможно.

Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (Капелла была построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.

Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (Виа Аппия была пригородной дорогой, которая не использовалась по прямому назначению). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции на берегу Тибра (Ватикан не примыкает к Тибру).

Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (упоминаемые далее термы Каракаллы, если идти в город, находились слева от Аппиевой дороги) — памятники Средневековья (термы и Колизей — памятники античности): термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида (термы — это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.

Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева (наоборот, излучина слева и Капитолий справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее (Пантеон построен задолго до описываемых событий при императоре Адриане во II веке н.э.,) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV резиденцию пап (Ватиканский дворец стал постоянной резиденцией римских пап в 1377 году при папе Григории XI). Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (мост был отреставрирован в 1450 году при папе Николае V, когда убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).

Минуем мост — и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста IV, папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет.(более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (на своде размещены 9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.»

источник

Н. Рыкова. МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533 — 1592)

«Писатели Франции.» Сост. Е.Эткинд, Издательство «Просвещение», Москва, 1964 г.

«МОЯ ПОТРЕБНОСТЬ В СВОБОДЕ»

В Перигоре у дворянина Пьера Эйкема, сеньера де Монтень, в 1533 году родился сын, названный Мишелем, которому предстояло стать автором знаменитых «Опытов», одним из самых блестящих писателей и знаменитых философов, когда-либо писавших на французском языке. Семья Эйкемов пе принадлежала к знати: еще не так давно, во второй половине XV века, Эйкемы были всего-навсего богатыми бордоскими купцами. Но уже прадед Мишеля получил дворянство, приобрел на торговлей нажитые деньги замок с его апанажами и стал сеньером де Монтень. Впрочем, Эйкемы не стыдились своего буржуазного происхождения: отец писателя, Пьер Эйкем, женился не на родовитой девице, а на дочери купца из португальских евреев, принявших католичество, но вынужденных покинуть родину, где свирепствовала инквизиция.

Автор «Опытов» пишет об отце с любовью и уважением, которых тот, по-видимому, вполне заслуживал. Рачительный хозяин у себя в имении и отличный администратор в должности бордоского мэра: он и как гуманист оказался «практиком», решив гуманистические теории воспитания испробовать на собственном сыне.

В богатых семьях того времени не принято было, чтобы мать сама кормила детей,— для них всегда брали кормилиц. Отец писателя подчинился обычаю, но по-своему, и вложил в свой поступок особый смысл: он отправил ребенка в бедную крестьянскую семью, сделав это, по словам автора «Опытов», для того, чтобы тот с малых лет приучился к простоте жизненного обихода, более того — чтобы он сблизился с народом: «Отец мой,— говорит Монтень,— полагал, что мне лучше глядеть туда, откуда ко мне протягивают руки, чем туда, где мне поворачивают спину. По той же причине он избрал в качестве моих восприемников у купели людей самого скромного звания, чтобы между ними и мной возникли тесные отношения и привязанность» (1. М. Монтень, Опыты, изд. АН СССР, М., 1954-1960, т. III, гл. XIII, стр. 399. Далее ссылки на «Опыты» даются в тексте, в скобках.).

В XVI веке быть образованным человеком значило прежде всего в совершенстве знать латынь. Желая, чтобы язык древних классиков стал для маленького Мишеля таким же родным, как и французский, отец его и тут проявил оригинальность: в качестве воспитателя к мальчику был взят ученый немец, в совершенстве владевший латынью, но ни слова не говоривший по-французски, все же другие обитатели замка — и отец Мишеля, и мать, и даже слуги, которых специально обучили некоторым латинским фразам,— должны были обращаться к ребенку на латинском языке. Такой метод принес свои плоды. Когда, шести лет от роду, Мишель поступил в коллеж в городе Бордо, он оказался впереди своих товарищей и тринадцатилетним окончил курс всех наук, которые в нем преподавались.

Для Мишеля Монтеня, как дворянина, хотя и состоятельного, но не слишком знатного, в тогдашней Франции открыта была карьера по преимуществу гражданская. Такие молодые люди, как он, должны были изучать пpaвo.

Достигнув совершеннолетия, то есть двадцати одного года, Монтень занял должность (кстати сказать, купленную его отцом) советника счетной палаты в Периге, так как сам Пьер Монтень был к тому времени избран мэром Бордо. Потом учреждение это закрыли, и в двадцать пять лет Мишель Моптень оказался советником бордоского парламента (суда). Но карьера, которую можно было сделать в качестве юриста, не привлекала его, а то, чем ему приходилось заниматься, вскоре опротивело молодому человеку, у которого был ум самостоятельный и критический.

Франция XVI века не знала еще подлинного политического единства, не имела она и единого правового уложения наподобие того, каким в начале XIX столетия стал «Кодекс Наполеона». Феодальных законов было великое множество, часто они противоречили один другому, толковались в разных местах и разными чиновниками по-разному при величайшем нагромождении всяческого формализма, казуистики и, главное, злоупотреблений.

В «Опытах» Монтень неоднократно и с ярким темпераментом говорит о чрезмерно большом количестве французских законов, их неразумии и несправедливости с той точки зрения, которая составляет пафос Монтенева мышления — с точки зрения естественной человечности и здравого смысла, называя эти законы «больными органами и уродливыми членами самого тела, самого существа правосудия» (III, XIII).

Последователи Монтеня, мыслители французского Просвещения уже понимали, что их деятельность направлена против отживших феодальных порядков. Монтень, человек XVI столетия, и не думал о подобных вещах, но тем сильнее, тем жарче звучат вырвавшиеся у него слова в защиту «прав личности». «Моя потребность в свободе так велика, что если бы мне вдруг запретили доступ в какой-то уголок, находящийся где-нибудь в индийских землях, я почувствовал бы себя в некоторой мере ущемленным: и я не стал бы прозябать там, где вынужден был бы скрываться, если бы где-то в другом месте можно было обрести свободную землю и вольный воздух» (III, XIII).

ДРУЖБА. ПОЛИТИКА. ФИЛОСОФИЯ

Бордоский парламент был для Монтеня не только разочарованием и обузой. Именно там нашел он замечательного товарища, а затем и верного друга, гуманиста Этьена де Ла Боэси. Как и для многих мыслителей Ренессанса, идеалом для Ла Боэси был древний Рим эпохи Республики. Под влиянием несколько отвлеченных, но тем не менее юношески пылких республиканских чувств он написал свое знаменитое «Рассуждение о добровольном рабстве» в обличение тирании и в защиту свободы.

Люди Ренессанса как бы открыли дружбу, духовную связь двух зачастую самых различных индивидуальностей; открыли и в качестве литературной темы (Гаргантюа и брат Жан, Пантагрюэль и Панург, Дон-Кихот и Санчо Панса) и в жизни (Маргарита Наваррская и ее брат король Франциск I; Ронсар и Дю Бeллe). Но дружба между Ла Боэси и Монтенем, та дружба, о которой Монтeнь писал, что «судьба ниспосылает ее один раз в три столетия», длилась недолго: в 1563 году, не дожив и до тридцати трех лет, Ла Боэси был унесен чумой. Мужество друга перед лицом смерти произвело на Монтеня неизгладимое впечатление: он не покидал больного, завещавшего ему свои рукописи и книги, а после смерти друга издал кое-что из его литературного наследия.

Характерно, что неизданным осталось главное — публицистика Ла Боэси: «Рассуждение о добровольном рабстве» и две статьи, касавшиеся достаточно бурных событий французской политической жизни. Материал этот был слишком «взрывчатым». Но не следует думать, что Монтень отказался от его опубликования из трусости: тут проявились сформировавшиеся уже тогда убеждения автора «Опытов», позиция, которую он занял в период гражданских войн.

Франция тех лет бурлила, как кипящий котел. Между католиками и гугенотами вспыхивали стычки, сражения, из рук в руки переходили города, сжигались деревни, а перемирия, которые порой наступали между этими схватками, оказывались весьма хрупкими. Религиозные разногласия отнюдь не были какой-либо маскировкой, но за ними все же стояли вполне материальные интересы — борьба между крупнейшими феодалами, стремление не допустить усиления центральной власти и в то же время кровавое соревнование за то, в чьих же руках окажется эта верховная власть — сохранят ли ее слабые Валуа, завладеют ли ею предприимчивые «кузены» королевского дома — популярные в Париже и возглавляющие католиков герцоги Гизы или паладин гугенотства Генрих, король Наваррский.

У Монтеня не только не было ни малейшего вкуса к политике,— он испытывал к ней искреннее отвращение. В возрасте сорока лет это был ученый и книжник, любитель философских и литературных бесед и споров, общительный, иронический, остроумный, жизнерадостный, в разумную меру чувственный и, как подлинный представитель Ренессанса, до жадности любопытный к людям и вещам.

В 1570 году он оставил службу в бордоском парламенте и переселился в замок Монтень, где, после смерти отца, стал полным хозяином. Но и хозяйственной деятельности он уделял время лишь «постольку поскольку»: она не привлекала его, стимула обогащаться, организовывать и строить у него не было. К радостям семейной жизни Монтень тоже не был чрезмерно привержен: он женился, ибо так вообще полагалось, был, видимо, довольно хорошим мужем и отцом, но у себя в замке превыше всего ценил уединение в своей библиотеке. Это была комната в башне, заставленная книгами, удобная для работы и размышлений, комната, из которой можно было наблюдать и судить жизнь, пребывая немножко над жизнью. Здесь Монтень в течение десяти лет читал, думал, писал, и вот в 1580 году в Бордо вышли в свет две первые книги его «Опытов».

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ — МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ

«Опыты» — одно из самых удивительных и своеобразных произведений мировой литературы, В этом философском труде, в котором так легко обнаруживаются истоки Декарта, Паскаля, Вольтера, даже Руссо, который является как бы звеном между Ренессансом и Просвещением, нет ничего напоминающего философский трактат. Главы «Опытов» не связаны между собой, как бы смонтированы из отдельных кусков, возникавших из-под пера Монтеня по случайным и несущественным поводам.

Между рассуждением «О стойкости» и «О том, как наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления» которое мы имеем о них» вдруг возникает глава «Церемониал при встрече царствующих особ»; рядом с размышлениями «О ненадежности наших суждений», предшествуя исследованию «О старинных обычаях», появляется подборка сведений из античных и новых авторов «О боевых конях», после обстоятельного рассуждения «О родительской любви» Монтеня внезапно заинтересовал вопрос об оружии у разных народов разных времен, но свой «Опыт» об этом он почему-то озаглавил «О парфянском вооружении», хотя парфянам посвящен здесь один абзац. Но не будем слишком уж доверять названиям глав: придумывая их, Монтень играет с читателем.

В главе «О средствах передвижениям меньше всего говорится об этом именно предмете, главное ее содержание — проблема воспитания государей и возмущение Монтеня жестокостями испанских колонизаторов в Новом Свете. В самом многостраничном из «Опытов» — «Апологии Раймунда Себундского» — труд испанского богослова XIV столетия, который якобы защищается Монтенем от нападок неверующих,— предмет самый несущественный: он лишь повод для того, чтобы на самом деле развить философию неверия и скептицизма..

В «Опытах» — бездна гуманистической учености: Монтень бесконечно ссылается на античных авторов, щедро цитирует их и старательно комментирует свои цитаты. Но в обращении с этим «аппаратом» столько восхитительной легкости и непосредственности, столько живого личного интереса, что книга оказывается самым увлекательным чтением.

Язык «Опытов» плохо подчиняется правилам синтаксиса и педантической грамматики (впрочем, они и не были еще очень уж твердо установлены в эпоху Монтеня), это язык беседы, когда автор, начав говорить о чем-то и отвлекшись от своей темы, отклоняется в сторону, а потом подхватывает потерянную нить без логического перехода и читателю приходится угадывать, что же именно скрывается за местоимениями «он», «она», «этот», «эта». «Речь, которую я люблю,— говорит Монтень,— это бесхитростная, простая речь, такая же на бумаге, как на устах; речь сочная и острая, краткая и сжатая, не столько тонкая и приглаженная, сколько мощная и суровая. . . скорее трудная, чем скучная; свободная от всякой напыщенности, непринужденная, нескладная, смелая. » (I, XXVI). Монтень «беспорядочен» намеренно.

Вероятнее всего эта манера была для него своеобразным способом борьбы со схоластикой, с формально-логическим построением философско-богословских трактатов средневековья. Мало того: посреди своих рассуждений и размышлений Монтень по любому поводу начинает делиться с читателем своим личным жизненным опытом, откровенно и просто говорит о своих склонностях и привычках, о своих симпатиях и антипатиях, о своем поведении в различных жизненных обстоятельствах, он вспоминает о своем детстве и воспитании, о невзгодах и опасностях, которым ему приходилось подвергаться среди бедствий гражданской войны.

Личность Монтеня занимает в «Опытах» очень много места, это один из самых важных предметов, о которых в них идет речь. Ибо Монтень, говоря о себе, меньше всего противопоставляет себя миру — его вещам и обстоятельствам, он — по отношению к своей особе — спокойно-объективен: у него нет потребности обвинять себя в чем-либо или защищаться от возможных обвинений, предостерегать других от следования своему примеру или, наоборот, ставить себя в пример. Но с его точки зрения, Мишель Монтень — предмет, стоящий некоторого внимания наряду со многими другими столь же интересными предметами. А если он, как автор, и уделяет себе больше внимания, чем уделял бы ему другой писатель, то это вполне объяснимо и оправданно: ведь в этом предмете он исключительно компетентен, так как непрерывно познает его своим личным опытом, а делиться с читателем этим опытом его прямой долг, как писателя и мыслителя. Вот почему самооценка Монтеня свободна от какого бы то ни было лицемерия или самовлюбленности, а его откровенность — от малейшего налета цинизма.

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИЛ И ДЕЙСТВОВАЛ

«Опыты» писались в башне, где Монтень пытался обрести убежище от действительности, но действительность — эпоха, история, политика — властно вторгается в его произведение, на все бросая свой горячий, зловещий отблеск.

«Опыты» писал человек, который жил и действовал, а не только созерцал, который мог судить свое время, потому что участвовал в нем и терпел от него.

Позиция Монтеня ясна: упоминая о «гражданских распрях», он неизменно сокрушается и негодует. Не питая никаких симпатий к Реформации, но будучи католиком весьма прохладным, он смог опередить большинство своих современников в ясном понимании смысла и значения происходящих событий: он хорошо видел, что религиозные лозунги прикрывают борьбу за то, каким путем пойдет Франция — вернется ли она к феодальной раздробленности, или в ней укрепится единство на основе сильной королевской власти.

Гугенотским «новшествам», как называет он догматы сторонников Реформации и организацию, которую они пытались придать государству, Монтень дает решительный отпор, но одновременно пользуется любым поводом, чтобы осудить фанатизм и жестокость тех «честных и добропорядочных» католиков, «которых страсть увлекает порою за пределы разумного и заставляет принимать порою решения несправедливые, жестокие и вдобавок еще безрассудные» (II, XIX).При этом он осторожен, ибо его позиция навлекла на него раздраженные нападки и гугенотов и католиков: инвективы Монтеня сформулированы так, что с одинаковым основанием могут быть отнесены на счет фанатиков любой стороны.

Он с негодованием говорит о тех, кто «разрушает государственное управление, свергает предержащие власти, уничтожает законы. рассекает на части тело матери-родины и бросает их на съедение былым врагам» (III, XII).

Но кто эти злодеи? Гугеноты, рассчитывающие на Англию и германские государства, или католические лигисты, готовые признать во Францию испанцев? И те и другие. В разгар религиозных войн XVI века позиция средняя, умеренная, благоразумная оказывалась и подлинно передовой, и глубоко принципиальной, и даже героической, ибо нередко бывала весьма и весьма опасной. Монтень, верноподданный Генриха Валуа, возлагал все свои надежды на Генриха Наваррского.

Казалось бы, корыстное политиканство «и нашим и вашим», на самом деле — высокая верность родине, Франции, ее истинным нуждам и интересам, ее будущему.Несмотря на все свои выпады против богословской схоластики, Монтень, по-видимому, с полной искренностью считал себя добрым католиком и верным сыном церкви. Но, подобно многим гуманистам XV и XVI столетий, он страстно призывает философов и гуманистов оставить в покое «божественные основания» и не рассматривать их «в связи с рассуждениями о человеческом» (I, LVI).

Монтень настолько высоко ставит религию, веру, таинства, догматы церкви и признанные ею чудеса, что на грешной земле, в человеческих делах и отношениях для всего этого просто нет никакого места. Никаких чудес, кроме тех, о которых говорится в священном писании, он решительна не признает. «Насколько естественнее считать,— говорит он,— что разум наш помутился от причуд нашего же расстроенного духа, чем поверить, будто один из нас в своей телесной оболочке взлетел на метле из печной трубы по воле духа потустороннего!» (III, XI).

Однажды Монтеню были показаны несколько человек, обвинявшихся в колдовстве, и среди них оказалась старуха, убежденная в том, что она ведьма. Увы! Даже она сама не смогла доказать скептическому гуманисту, что существует такая вещь, как колдовство, «Должен со всей, прямотой заявить,— говорит Монтень,— что этим людям я прописал бы скорее чемерицу, чем цикуту», иными словами — он лечил бы их от душевной болезни (в те времена чемерица считалась подходящим для этого средством.—Я. Р.), вместо того чтобы приговаривать их к смертной казни.

Как мыслитель, Монтень — практически — атеист: в его мироощущении религия не занимает никакого места, она просто в стороне от него. Даже прославляя религию, он делает это — осознанно или неосознанно — с некоторым ироническим лукавством: «Какой поразительный пример,— умиленно восклицает он в одном месте,— оставила нам премудрость господня, которая, стремясь спасти род человеческий и осуществить свою славную победу над смертью и над грехом, пожелала совершить это. поставив достижение и осуществление этой великой и благостной цели в зависимость от слепоты и неправедности наших обычаев и воззрений, допустив, равным образом, чтобы лилась невинная кровь столь многих возлюбленных чад ее, и мирясь с потерей длинной череды годов, пока не созреет этот бесценный плод» (I, XXIII).

Стараясь отсидеться от событий в своей башне-библиотеке, Монтень. тем не менее умел померяться силами с этой эпохой, когда она вторгалась в его уединение. Лишь мужеству своему, душевному спокойствию и хладнокровию обязан он был тем, что дом его не разграбил некий «добрый знакомый» — командир воинского отряда, ничем не отличавшегося от банды разбойников, тем, что в другой раз он сохранил жизнь и даже свое добро, попав в лапы подобной же банды.

В 1584 году произошла вспышка чумы, заставившая Монтеня с семьей выехать из своего замка и довольно долго скитаться, меняя одно убежище на другое.

Монтень отнюдь не был отшельником. В 1581 году он совершил путешествие по Европе, побывал в Германии, в Швейцарии, а главное — в Италии, обетованной земле гуманистов.

Всюду он наблюдал, изучал, сравнивал, ведя путевой дневник; записи этого дневника были щедро использованы в последующих изданиях «Опытов».

Пришлось ему возвратиться и к жизни общественно-активной: два раза подряд он избирался мэром Бордо и провел в этой должности четыре года. В бытность мэром Монтень вынужден был на практике осуществлять свои политические воззрения — соблюдать верность законной власти, действуя и против гугенотов, которым надо было не давать распоясаться, и против лигистов, пытавшихся захватить бордоскую цитадель и сделать хозяевами города приверженцев герцога Гиза.

К работе над «Опытами» Моитень вернулся в 1586 году. Он сделал существенные дополнения к первым двум частям своего труда и написал третью. Пятое издание «Опытов» печаталось в Париже в 1588 году, и Монтень поехал туда наблюдать за выходом книги в самый разгар гражданской смуты, в самый жаркий накал событий.

13 мая 1588 года сторонники Гизов подняли восстание и захватили Париж. Генрих III и весь королевский двор выехали в Руан и Шартр; принятый при дворе Монтень последовал за королем, а возвратившись затем в Париж, был арестован лигистами и оказался узником Бастилии.Впрочем, его довольно скоро выпустили из тюрьмы; за автора «Опытов» ходатайствовала сама королева-мать, Екатерина Медичи, которая вела в Париже переговоры с мятежниками.

В том же 1588 году Монтень присутствует на собраниях Генеральных штатов, созванных в городе Блуа, потом возвращается домой.Дальнейший стремительный разворот событий — убийство герцога Гиза по приказанию Генриха III и смерть самого короля, заколотого фанатиком из лигистов,— Монтень наблюдал уже со стороны.

В последнее четырехлетие своей жизни он продолжал расширять и исправлять «Опыты» и вел переписку с Генрихом Наваррским, будущим королем Генрихом IV, стремившимся привлечь Монтеня на государственную службу. Эти два человека подходили друг к другу. К тому же, с точки зрения Монтеня, Генрих Наваррский на престоле являлся залогом того, что, по его мнению, для Франции было самым насущным: внутреннего мира и единства. Но второй поездке Монтеня в Париж не суждено было осуществиться: его здоровье все ухудшалось, и в 1592 году, на шестидесятом году жизни он умер.

«НЕЗНАНИЕ, ПОЛНОЕ СИЛЫ И БЛАГОРОДСТВА. »

Mонтень, автор «Опытов», был в высшей степени человеком и мыслителем французского XVI века, еще не скованного блистательной, но жесткой броней классицизма, которому предстояло восторжествовать через несколько десятилетий.

Писатели и мыслители века XVII отказывают человеку в праве на свободную игру чувств, на свободные искания путей, на ничем не вынужденные выборы и оценки. Они суровы и требовательны к человеку. У Монтеня же есть восхитительная свобода в отношении к вещам и явлениям мира, в оценке человека — и самого себя и окружающих.

Для него нет сомнения, что природа — благо, что естественные склонности — разумны и прекрасны, что правильно воспитывать человеческое существо — значит дать его душевным силам и качествам течь по некому бесспорно существующему естественному руслу. Сомневается же Монтень там, где безапелляционны и догматичны утверждения современных ему философов, ученых и, главное,— хотя он этого прямо не говорит — богословов.«Начинаешь ненавидеть все правдоподобное, когда его выдают за нечто непоколебимое. Я люблю слова, смягчающие смелость наших утверждений и вносящие в них некую умеренность: «может быть», «по всей вероятности», «несколько», «говорят», «я думаю» и тому подобные. В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание. Надо сказать, что существует незнание, полное силы и благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию, незнание, для достижения которого надо ничуть не меньше знания, чем для права называться знающим» (III, XI).

Здесь все дышит пафосом борьбы с догматизмом средневекового мышления, с научными претензиями невежества, все требует отмены рогаток, шлагбаумов и пограничных столбов, требует невозбраненного доступа куда угодно. Именно эта нескованность Монтеня позволяет ему подняться над всеми и всяческими предрассудками его времени, да и других времен, опередить своих современников, своих ближайших потомков и найти отклик у всех самых передовых мыслителей более поздних поколений вплоть до нашей современности.

«ОБРАТИМ СВОЙ ВЗОР К ЗЕМЛЕ. . .»

Аристократ и утонченнейший интеллигент, Монтень умел судить о народе так, как это не было и не могло быть доступно его современникам: «Обратим взор свой к земле, на бедных людей, постоянно склоненных над своей работой, не ведающих ни Аристотеля, ни Катона, никаких примеров, никаких философских поучений: вот откуда сама природа каждодневно черпает примеры твердости и терпения, более чистые и более четкие, чем те, которые мы так любознательно изучаем в школе. Сколько приходится мне видеть бедняков, не боящихся своей бедности! Сколько таких, что желают смерти или принимают се без страха и скорби! Человек, работающий у меня в саду, похоронил нынче утром отца или сына. Даже слова, которыми простой человек обозначает болезни, словно смягчают и ослабляют их тяжесть, О чахотке он говорит «кашель», о дизентерии — «расстройство желудка», о плеврите — «простуда», и, именуя их более легко, он и переносит их легче. Болезнь для него тяжела тогда, когда из-за нее приходится прекращать работу. Эти люди ложатся в постель лишь для того, чтобы умереть» (III, XII).

У Монтеня мы найдем такую оценку народной поэзии, какая стала возможной только в конце XVIII — начале XIX века. Народ в цивилизованных странах был для Монтеня воплощением человечества в его естественном состоянии со всеми прекрасными и великими возможностями, которые заложены в человеческой природе.

Нечего удивляться поэтому, что он воспылал таким страстным интересом к «дикарям», народам недавно открытых и захваченных европейцами стран Нового Света. Монтень прямо заявляет, что убийство и поедание военнопленных у так называемых дикарей ничуть не хуже (нет, он говорит даже «лучше»), чем пытки, поджаривание на медленном огне живых людей у его цивилизованных современников. Он весьма сочувственно цитирует слова того индейца, который, заметив резкий контраст между богатством и нищетой у европейцев, удивился, почему нуждающиеся не хватают богачей за горло и не поджигают их дома. Он с восхищением пишет о цивилизации Мексики и Перу, о мужестве и благородстве индейцев, сопротивлявшихся испанским конкистадорам.

Снисходительный и терпимый, он ничего не прощает завоевателям-европейцам, первым колонизаторам, истреблявшим целые народы.

В эпоху Монтеня зори Ренессанса догорали и во Франции, а в Италии Возрождение было уже историей. Однако автор «Опытов» хранит живое ренсссансное сознание: так, при всей его любви к кабинетным штудиям, для него еще не существует никакого противоречия между любовью к древности и интересом к современной жизни, к непосредственному жизненному процессу, к настоящему дню и его «злобам».

Поклонник Эпикура, он восхищался также стоиками, тем более, что стоицизму как моральному принципу его учили и превратности политической действительности и личные страдания. У него была хроническая болезнь почек с мучительными приступами болей. Он обстоятельно рассказывает об этом и пространно рассуждает о необходимости сохранять мужество, не злоупотреблять предписаниями врачей, не изменять жизнерадостности. Поэтому и стоицизм Монтеня звучит не как призыв мужественно мириться со страданием и смертью, а как стремление преодолеть страдание, утверждать жизнь и ее права.

Нас отделяют от Монтеня без малого четыреста лет. Но нам он ближе и понятнее многих писателей и философов более позднего времени даже из числа самых великих и славных.

У автора «Опытов» был широкий жизненный и исторический опыт, не слишком располагавший к оптимизму. И тем не менее мало у кого столько продуманного, прочувствованного, заражающего оптимизма. Даже в болезни, сведшей его в могилу, Монтепь находил то, из чего можно было черпать жизнерадостность.

У него, врага догматов и абсолютов, стихийного релятивиста, был свой непререкаемый абсолют: высокая оценка человека и отсутствие каких бы то ни было сомнений в том, что он — разумная, достойная и благая мера вещей.

источник

СИЯНИЕ Дата: Вторник, 20.01.2015, 16:23 | Сообщение # 18