Меню Рубрики

Каковы с точки зрения права действия совершенные наемниками

Ситуация № 2.

Ситуация № 1.

Защита жертв немеждународного вооруженного конфликта

В стране происходит немеждународный вооруженный конфликт. Самолет, принадлежащий повстанцам, пролетает над городом, контролируемым правительственными войсками, и сбрасывает листовки, в которых жителей города и солдат призывают расправиться со своими офицерами и присоединиться к повстанцам. На обратном пути самолет сбивают. Летчик выпрыгивает с парашютом и попадает в руки правительственных сил. Поскольку вы работали судьей в гражданском суде до призыва в армию, комендант города приказывает вам создать военно-полевой суд и безотлагательно наказать пленного. Комендант уточняет: несмотря на то, что Дополнительный протокол II от 1977 г. к Женевским конвенциям запрещает подобную процедуру, его не следует соблюдать, так как он не был ратифицирован.

Вопросы:Каков будет ваш ответ? Какие меры должны быть приняты?

Освободительное движение, база которого находится в соседней стране, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе наемников удается проникнуть на борт гражданского самолета, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другой самолет и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

Вопросы: Идет ли речь о немеждународном вооруженном конфликте? Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными? Рассматриваются ли в гуманитарном праве вопросы наемничества? Каковы, с точки зрения права, действия, совершенные наемниками?

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.

Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.

Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1989.

Пикте Ж. Основополагающие принципы Красного Креста. МККК. 1997.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.

Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997.

Свинарский К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как системы защиты человека. МККК. 1997.

Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

Юридические советники в вооруженных силах. Статьи. МККК. 1999.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 958 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Освободительное движение, база которого находится в соседней стране, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе наемников удается проникнуть на борт гражданского самолета, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другой самолет и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

1. Идет ли речь о немеждународном вооруженном конфликте?

2. Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

3. Рассматриваются ли в гуманитарном праве вопросы наемничества?

4. Каковы с точки зрения права действия, совершенные наемниками?

X. Тематика рефератов, семестровых работ

1. Понятие и система международного гуманитарного права.

2. Источники международного гуманитарного права.

3. Основные принципы международного гуманитарного права.

4. Действие норм международного гуманитарного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Виды вооруженных конфликтов, их международно-правовая характеристика.

6. Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий.

7. Порядок введения и содержание режима военного положения.

8. Порядок введения и содержание режима чрезвычайного положения.

9. Особенности применения норм международного гуманитарного права во внутригосударственных вооруженных конфликтах.

10. Защита культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

11. Защита окружающей среды в период вооруженных конфликтов.

12. Защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов.

13. Режим военной оккупации. Общие правила действий войск на оккупированной территории.

14. Субъекты международного гуманитарного права.

15. Основные цели и задачи Международного Комитета Красного Креста.

16. Понятие и международно-правовой статус державы-покровительницы.

17. Международно-правовой статус комбатантов. Основные правила поведения комбатантов.

18. Международно-правовой статус наемников.

19. Международно-правовой статус раненых и больных.

20. Международно-правовой статус медицинского персонала.

21. Международно-правовая защита журналистов.

22. Международно-правовой статус военнопленных.

23. Международно-правовой статус гражданского населения.

24. Средства ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

25. Запрещенные средства ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

26. Методы ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

27. Запрещенные методы ведения боевых действий: понятие и классификация.

28. Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации.

29. Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами флота.

30. Международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы.

31. Понятие и основные черты «серьезных нарушений» международного гуманитарного права.

32. Уголовная ответственность физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества (ПМБЧ). Правовая квалификация преступлений ПМБЧ.

33. Преступления против мира.

35. Преступления против человечности.

36. Законодательство РФ об уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.

37. Международные военные трибуналы: порядок создания и организация деятельности.

38. Обязанности государственных служащих по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права.

39. Юридические советники в вооруженных силах и их роль в предупреждении нарушений международного гуманитарного права.

40. Формы и методы распространения знаний о международном гуманитарном праве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8392 — | 8017 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Наемничество — преступление против международного права: проблема урегулированности в международном и национальном праве

Хабачиров Муаед Лялюевич, кандидат юридических наук, руководитель Аппарата Конституционного Суда Кабардино — Балкарской Республики.

Сегодня на планете полыхает около 40 т.н. локальных вооруженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждународный характер; более 13 остаются латентными, или неурегулированными. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория бывшего Советского Союза, где признаки таких вооруженных конфликтов отмечены в Азербайджане и Армении, Узбекистане, Молдове и Грузии, Таджикистане и Киргизии. В России же ситуации наиболее активного применения вооруженной силы отмечены в Северо — Кавказском регионе.

Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000. С. 37.
В данной работе умышленно употребляется подобный термин, так как характер применяемой силы в этом регионе толкуется различно. Так, встречаются мнения о вооруженном конфликте немеждународного характера, о вооруженном конфликте международного характера, о т.н. конфликте «низкой интенсивности», о наведении конституционного порядка, о контртеррористической операции. Но такое терминологическое различие не играет особенной роли для существа рассматриваемой проблемы.

Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, ведущую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооруженной силы в Северо — Кавказском регионе Российской Федерации сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя в пределах вооруженных конфликтов, активизирует последние; «требует» появления такого рода конфликтов, способствует поддержанию военного психоза не только в так называемых «горячих точках», но и в целых регионах цивилизации».

Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова и др. М., 1998. С. 754.

Наемничество представляет собой деятельность, которая нарушает такие основополагающие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств, самоопределение народов, а нарушение указанных принципов, являющихся нормами jus cogens, является международным преступлением. Но парадокс ситуации в том, что это опасное явление с формально — юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого права». В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычными нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов и, на наш взгляд, не является неоспоримым, как бы сильно нам этого не хотелось.

См., например, акты, принятые Организацией африканского единства (ОАЕ), среди которых — резолюция о наемниках, одобренная Ассамблеей ОАЕ в г. Киншаса 14 сентября 1969 г., резолюция VII Чрезвычайной сессии Совета министров ОАЕ, состоявшейся в Лагосе в 1970 г. В этих документах наемничество квалифицируется как орудие преступления колониалистской политики, указывается на то, что наемники представляют собой серьезную угрозу миру и безопасности, территориальной целостности. (См.: Сборник документов. 1970 — 1977 гг. Вып. 3. М., 1976.)

К международно — правовым актам, принятым ООН, следует отнести резолюцию ГА N 2465 «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (1968); Резолюцию об основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973); Декларацию о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (1981) и некоторые др. Из указанных актов вытекает лишь обращение к государствам: а) принять законы, объявляющие набор, финансирование и обучение наемников на территории государств преступлением; б) запретить своим гражданам службу в качестве наемников; в) воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества и участия в действиях, связанных с наемничеством.

Впервые правовое содержание понятия «наемник» появляется в статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977), но ни одна норма этого документа, ни любого иного, принятого до него и имеющего обязательный для государств характер, не содержит квалификации наемничества как преступления. В связи с этим обращает на себя внимание, что в литературе, анализирующей это явление, приводятся ошибочные (необоснованные) выводы, как, например: «В ДПI указано, что наемник не имеет прав комбатанта, а является военным преступником и подлежит наказанию». К сожалению, такой вывод является выдачей желаемого за действительное по одной простой причине: ДПI не содержит нормы, которая относила бы наемничество к серьезным нарушениям международного права, «военным преступлениям». Лишь в 1989 году, с принятием Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , это явление было объявлено международным преступлением (ст. 2 и 3 Конвенции). Таким образом, положения о преступности наемничества являются несамоисполнимыми и требуют введения их в национальное уголовное законодательство государств.

См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 549.
Принята резолюцией 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН — Рез. 44/34. Текст см.: Действующее международное право: В 3-х томах / Составители: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Т. 2. М., 1997. С. 812 — 819.
В силу настоящая конвенция еще не вступила, следовательно, ее положения пока обязательны лишь для стран, должным образом ратифицировавших или присоединившихся к ней.
Так, знаменитое дело о наемниках в Анголе (июнь 1976 г., единственное в истории) рассматривалось национальным судом, специально созданным на основе национального закона Анголы, принятого уже после захвата наемников в плен. См. подробнее: Блищенко И.П., Дориа Ж., Прецеденты в международном публичном и частном праве. Издание 2-е, дополненное. М., 1999. С. 280 — 285.

Сегодня перед Россией как никогда актуально стоит вопрос о борьбе с наемничеством, а эффективность ее зависит от правового обеспечения деятельности по пресечению этого явления и наказанию виновных, с учетом серьезного характера этих преступлений. В рамках данной статьи представляется совершенно необходимым проанализировать международное и российское уголовное законодательство на предмет его адекватности в противодействии этой преступной деятельности. Результат такого анализа сегодня чрезвычайно актуален как в научно — теоретическом, так и в практическом плане для правоприменительной деятельности. При этом в рамках этой работы не ставится задача построения стройной законченной концепции противодействия наемничеству, а предпринимается попытка обратить внимание научной общественности на необходимость обсуждения и решения указанной проблемы.

В российском уголовном законодательстве противоправность и наказуемость наемничества закреплены в ст. 359 Уголовного кодекса. Но рассмотрение определения наемника, предложенное российским законодателем, без связи с нормами международного права невозможно, ибо согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как уже указывалось выше, правовое содержание понятия «наемник» впервые появляется в ст. 47 Дополнительного протокола I, ч. 2 которой определяет наемника как «. любое лицо, которое:

Подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. (См.: Международное гуманитарное право в документах / Составители Ю.М. Колосов, И.И. Котляров. М., 1996. С. 361.)

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».

Положения Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников воспроизводят определение наемника, данное в ст. 47 ДПI, и, кроме того, закрепляют положения, несколько расширяющие уже имеющееся определение. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Конвенции 1989 термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или подрыв территориальной целостности государства (речь идет о разовых насильственных действиях).

Таким образом, перечень критериев отнесения лица к категории наемника является исчерпывающим и принципиальным при квалификации является то, что для признания лица наемником непременно необходимо наличие всей нижеследующей совокупности критериев:

  • материальное вознаграждение (оно может быть и лишь обещано) такого лица должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга или функций, входящим в личный состав вооруженных сил стороны;
  • такое лицо специально вербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте либо для участия в насильственных акциях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства, или подрыв территориальной целостности государства (для государств, признавших нормы Международной конвенции 1989 г.);
  • такое лицо фактически принимает непосредственное участие в боевых действиях;
  • такое лицо не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • такое лицо не послано государством, которое не участвует в вооруженном конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил;
  • такое лицо не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.

В российском уголовном законодательстве интересующее нас определение наемника содержится в примечании к ст. 359 УК. Согласно ему «наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Казалось бы, это определение «основано на определении этого понятия в ДПI», но достаточно ли этого? Такое определение не может быть лишь «основано», оно должно соответствовать (не противоречить) определению, которое содержится в международном договоре России. Ведь, как известно, в противном случае применяется именно определение, содержащееся в международном договоре (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), и тогда фиксация в национальном уголовном законе России определения, не соответствующего (противоречащего) международному, является пустой, так как не может быть применима.

Именно такая формулировка присутствует практически во всех комментариях к УК РФ и в большинстве учебников по уголовному праву России. См. например: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 805; Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова и др. М., 1998. С. 755; Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 551.

В связи с этим некоторое удивление вызывают комментарии этой статьи, предлагаемые в учебной и вспомогательной для правоприменительной практики литературе. Эти комментарии прямо не соответствуют тексту комментируемой статьи Закона. Так, например, в учебнике под редакцией Б.В. Здравомыслова, рекомендованном для изучения в юридических вузах, говорится: «Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, — специальный: ЛИЦО ЗАВЕРБОВАННОЕ В КАЧЕСТВЕ НАЕМНИКА. Это понятие определено законодателем в примечании к ст. 359 УК. » (курсив наш. — М.Х.). В комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией А.В. Наумова говорится, что «не являются наемниками и лица ПРИ УСЛОВИИ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВОЮЮЩЕЙ СТОРОНЫ» (выделение наше — М.Х.). Подобные комментарии содержатся и в других источниках.

См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С. 551.
См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. С. 805.
А в комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева прямо указывается, что «определение понятия «наемник» в уголовном праве России полностью соответствует ст. 47 ДПI к ЖК 1949 г. и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.». (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996. С. 794.)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

Безусловно, эти комментарии верны, но применительно к определению, содержащемуся в международных актах. В примечании же к ст. 359 УК РФ таких критериев отнесения лица к категории наемников нет.

Диспозиция ст. 359 УК РФ и примечание к ней не проводят различия между участвующими в вооруженном конфликте вообще и фактически принимающими непосредственное участие в военных (боевых) действиях. Это позволяет считать наемником, как справедливо отмечал В.В. Алешин, не только лицо, непосредственно принимающее участие в боевых (военных) действиях, но и лицо, чья деятельность не связана с участием в боевых операциях; ими могут быть врачи, повара, техники, механики, специалисты по радиосвязи, переводчики.

Алешин В.В. Понятие и противоправность наемничества // Московский журнал международного права. 1998. N 3. С. 67.

Примечание говорит о наемнике как о лице, действующем «в целях получения материального вознаграждения», тогда как международно — правовое определение говорит о материальном вознаграждении, существенно превышающем материальное вознаграждение комбатанта того же ранга и функций.

Примечание не содержит положения, согласно которому наемник должен быть специально завербован для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте.

Примечание не упоминает о том, что наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны.

Из примечания не следует, что наемником признается также лицо, завербованное для участия в насильственных действиях (разового характера), направленных на свержение правительства, иной подрыв конституционного порядка государства или нарушение его территориальной целостности.

Все это позволяет утверждать, что предлагаемое российским законодателем определение наемника противоречит определению зафиксированному в международных договорах Российской Федерации, так как, с одной стороны, неоправданно расширяет круг лиц, попадающих в категорию наемников, а с другой — не считает наемниками лиц, признаваемых таковыми нормами международного права (таблица 1).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЕМНИКА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И В НОРМАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова и др. М., 1998. С. 754.

Отсюда следует вывод о необходимости приведения нормы УК РФ в соответствие с международным договором Российской Федерации.

Международное право предлагает относить к преступлениям наемничества: непосредственное участие в военных (боевых) или совместных насильственных действиях (ст. 3 Конвенции 1989), вербовку, использование, финансирование и обучение наемников (ст. 2 Конвенции 1989), а также попытку совершить любое из указанных преступлений или соучастие в совершении или попытке совершения любого из указанных преступлений (ст. 4 Конвенции 1989).

Возвращаясь к ст. 359 УК РФ, следует заметить, что ее состав практически совпадает с перечнем преступлений наемничества, предлагаемым в нормах международного права. Объективная сторона анализируемого преступления также характеризуется совершением действий, которые могут выражаться в участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении, а равно в использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях.

Отличие в том, что статья 359 УК РФ не различает ситуаций участия и использования наемников в военных действиях (статьи 1 и 3 Конвенции 1989) и в вооруженном конфликте (таблица 2), что является одним из важных критериев определения наемника.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ДЕЯНИЙ, СЧИТАЮЩИХСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ НАЕМНИЧЕСТВА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И В НОРМАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Безусловно, вывод, содержащийся в части первой работы, о необходимости приведения нормы УК РФ в соответствие с международным договором России является очевидным. Однако анализ норм международного права и имеющейся практики позволяет утверждать, что этот вывод является верным лишь в тактическом плане, в целях сохранения алгоритма взаимодействия норм международного и национального права. В стратегическом же плане, уж если международное сообщество имеет намерение действительно покончить с наемничеством, необходимы шаги более глобального характера. В усовершенствовании нуждается сам международно — правовой механизм борьбы с наемничеством. Причем это касается как норм материального, так и норм процессуального права. В противном случае весь международно — правовой механизм борьбы с наемничеством будет оставаться декоративным. Представляется совершенно необходимым:

В литературе есть одно точное замечание: «Любой наемник, который не способен исключить себя из этого определения, заслуживает расстрела — вместе со своим адвокатом» (См.: Best G. Humanity in Warfare: the Modern History of the International Law of Armed Conflicts. 1980. P. 328. Цит. по: Давид Э. Указ. соч. С. 344.)

  1. Идентифицировать наемничество как международное преступление (мнение основано на общепринятом в науке международного права отграничении «международных преступлений» от «преступлений международного характера»). Это дало бы государствам основание договариваться о совместных скорых и эффективных мерах борьбы с ним, устранении «двойных стандартов», а также обязанности всего международного сообщества бороться с этим явлением: во-первых, обязанность государств обеспечивать борьбу с наемничеством в любой стране превращается в принцип международного права; во-вторых, серьезность таких преступлений требует принятия превентивных юридических мер, предусматривающих неотвратимость наказания, где бы, кем бы и с какими бы целями они ни совершались; в-третьих, появляется возможность наказывать лиц, совершивших это преступление, независимо от существования национальной уголовной нормы, на основании нормы международного права; в-четвертых, ввиду исключительности подобных актов, потребуется некоторая основа, которая обеспечит унификацию национального законодательства с точки зрения квалификации состава преступления, а также суровости наказания.
  2. Пересмотреть существующее международно — правовое определение наемника, несколько расширив его. Так как существующее определение настолько ограничительно, что «удовлетворить ему можно только при большом желании покончить жизнь самоубийством!» . За основу варианта такого расширения может быть взято и определение наемника, предлагаемое в примечании к ст. 359 УК РФ, при безусловном сохранении в объективной стороне критерия: участие лица именно в военных (боевых) действиях, а не в вооруженном конфликте.

Давид Э. Указ. соч. С. 344.

  1. В связи с тем что сегодня, на наш взгляд, невозможно выработать четких критериев отграничения наемников от добровольцев, имеет смысл отказаться от таких попыток и сосредоточиться на реалистичном определении наемника, для чего исключить из признаков наемника те, которые разграничивают его с добровольцем: критерий о невхождении наемника в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; критерий о существенном превышении материального вознаграждения.

Добровольчество как явление (но не правовое определение) сохраняется, но его отличие от наемничества должно зависеть от того, является ли законным или нет с точки зрения международного права поступление наемника на службу в вооруженные силы: в том случае, если лицо выступает на стороне, ведущей «справедливую войну», даже при удовлетворении всем иным условиям оно не должно нести ответственности за наемничество. В том же случае, если лицо выступает на противоположной стороне, и при наличии вышеизложенной совокупности критериев оно должно нести ответственность за наемничество.

Современное международное право признает правомерность использования силы в следующих случаях: а) как средства самообороны в порядке ст. 51 Устава ООН; б) применения мер коллективной безопасности, предусмотренных в главе VII Устав ООН; в) национально — освободительной войны как средства, вытекающего из принципа самоопределения народов.

В этом случае абсолютная сложность лежит в области квалификации вооруженных конфликтов, точнее, в определении стороны, которая ведет военные действия, отвечающие критерию допустимости. Здесь, на наш взгляд, следовало бы использовать потенциал Совета безопасности ООН.

источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:29, задача

В 1978 г. в Иране был свергнут шахский режим. Новое правительство Ирана заявило, что пересмотрит все договоры кабального, неравноправного характера, заключенные монархическим режимом с США и другими западными странами. Вскоре было заявлено о выходе Ирана из военного блока СЕНТО и ликвидации в Иране всех его военных органов. Затем был аннулирован ирано-американский договор 1955 г., по которому США предоставлялись широкие возможности по эксплуатации природных ресурсов Ирана. Вместе с тем правительство Ирана подтвердило свое участие во всех универсальных международных договорах.

На чем основано право нового правительства Ирана пересматривать международные договоры своего предшественника?

Чем можно объяснить различный подход к договорным обязательствам прежнего правительства?

Регулирует ли международное право вопросы правопреемства в случае социальной революции?

Согласно международному праву, в случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательства на свое право.

Исключение сделано лишь для случая, когда согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение положения внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры.

При этом нарушение должно быть явным и касаться нормы его внутреннего права особо важного значения. Государство может ссылаться на это обстоятельство как на основание недействительности его согласия (ст. 46 Венской Конвенции о праве международных договоров 1 ).

Кроме того, правительство Ирана в данном случае руководствовалось ст. 49 Венской конвенции, в соответствии с которой если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвовавшего в переговорах государства, то оно вправе ссылаться на обман как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора.

Что касается правопреемства, то в настоящее время имеются Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. 2 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. 3

Обе Конвенции весьма осторожно подходят к установлению жестких рамок. Они основаны на принципах «свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda». На первое место поставлено свободное согласие, подчиненное не конкретным правилам, а общему принципу добросовестности. Вместе с тем должны уважаться международные обязательства.

Конвенции касаются только случаев правомерного правопреемства, осуществляемого в соответствии с международным правом.

Конституция Испании 1978 г. в п. 1 ст. 96 устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в стране международные договора составляют часть ее внутреннего законодательства. В то же время в Конституции не содержится упоминания о международных обычаях как одном из источников обязательных для государства международно-правовых норм. В ходе судебного процесса, состоявшегося в Испании, одна из спорящих сторон сослалась на то, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Что должен применить суд при вынесении решения — внутренний закон или международный обычай?

В положениях каких международно-правовых актов содержится прямое указание на обязательность международного обычая для регулирования правоотношений, складывающихся между государствами и другими субъектами международного права?

Как соотносятся по степени их обязательности для субъектов международного права международный договор и международный обычай?

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН 4 определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют «законами и обычаями войны».

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

Однако, в нашем случае, Конституция Италии, как и любая конституция, является высшим законом государства, именно в ее нормах устанавливается какие именно акты международного права применяются в государстве и именно ее должен применять суд.

Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеривается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему.

Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников разных стран.

Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе удается проникнуть на борт гражданского воздушного судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот.

Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другое воздушное судно и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

Идет ли здесь речь о немеждународном вооруженном конфликте?

Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

Каковы с точки зрения международного права, действия совершаемые наемниками?

Речь о немеждународном вооруженном конфликте в данном случае идти не может. Немеждународным вооруженным конфликтом характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами — с другой. В противостоянии противоборствующих сторон участвуют правительственные войска, с одной стороны, а с другой — субъектами, входящими в состав вооруженных отрядов, могут быть повстанцы, мятежники, революционеры, сепаратисты, борцы за свободу, террористы. Целью их борьбы является стремление захватить власть, достичь большей автономии в пределах государства, или это борьба за отделение и создание собственного независимого государства.

Наемники не имеют статуса комбатанта и не могут требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными. Устав ООН 5 категорически запрещает наемничество и гласит, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

По своей сути действия наемников являются преступлениями. Наемник привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

Космический спутник сошел с орбиты, упал на территорию государства А и причинил существенный ущерб. Потерпевшее государство предъявило претензии о возмещении ущерба. Запускающее государство утверждало, что не совершило никаких противоправных действий, падение объекта произошло по объективным причинам, и поэтому отсутствует его вина в причинении ущерба.

Образуют ли действия запустившего спутник государства состав правонарушения?

Каковы особенности возникновения ответственности за невиновное причинение вреда?

Согласно статье 2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 6 запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

В соответствии со ст. II — IV означенной Конвенции в данном случае возмещению подлежит полная ответственность за причиненный ущерб.

Таким образом, государство А несет абсолютную ответственность за ущерб, который должен быть компенсирован в полном объеме, в соответствии с принципами международного космического права о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и Конвенцией 1972 г.

Гражданин России пенсионер Т. обратился в Европейский суд по правам человека в декабре 1999 г. с жалобой. В жалобе были приведены факты систематической неправомерной задержки пенсии Т. на протяжении 1995-1998 гг. В связи с этим истцу был причинен значительный материальный ущерб. Вину за несвоевременную выплату пенсии Т. возложил в жалобе на Пенсионный фонд РФ.

Многочисленные обращения Т. в российские судебные органы не увенчались успехом: во всех случаях заявителю было отказано в исковых требованиях.

Какие требования предъявляются к приемлемости обращений в европейский суд по правам человека?

Должен ли суд удовлетворить жалобу российского пенсионера?

Ратификация Россией Европейской конвенции по правам человека 7 позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации 8 , в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации ( глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В 1978 г. в Иране был свергнут шахский режим. Новое правительство Ирана заявило, что пересмотрит все договоры кабального, неравноправного характера, заключенные монархическим режимом с США и другими западными странами. Вскоре было заявлено о выходе Ирана из военного блока СЕНТО и ликвидации в Иране всех его военных органов. Затем был аннулирован ирано-американский договор 1955 г., по которому США предоставлялись широкие возможности по эксплуатации природных ресурсов Ирана. Вместе с тем правительство Ирана подтвердило свое участие во всех универсальных международных договорах.

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 31 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

2. Допустимо ли закрытие госпиталя в качестве ответной меры?

Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, являющимися участниками Женевских конвенций, одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать письмо ее родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо.

1. Может ли Красный Крест выполнять почтовые функции?

2. Как соответствующее должностное лицо Красного Креста должно поступить с письмом этой женщины?

3. Применяется ли в данном случае женевское право к гражданам этой страны?

4. Должен ли Красный Крест убедиться в том, что послание действительно носит семейный характер?

У двух соседних государств совершенно различные политические системы. Диссиденты самых разных убеждений из одной страны находят пристанище в другой. Между государствами происходит вооруженный конфликт. Нормы национального законодательства в обеих странах требуют принятия в случае войны мер безопасности или контроля по отношению к лицам, прибывшим из другого государства. Власти могут потребовать от них регистрации, обязать их отмечаться в полиции и носить с собой удостоверение личности; могут запретить им поездки без соответствующего разрешения, въезд в определенные районы или смену местожительства. Иностранцам может быть предписано проживание в определенном месте, они могут подвергнуться интернированию. Одно из государств просто интернирует всех выходцев из соседнего государства, которые находятся в оппозиции к политической системе страны пребывания. Другое государство решает немедленно интернировать всех лиц, прибывших из противостоящего ему в конфликте государства.

К вам обратились иностранцы, которые хотя и не проявляют враждебного отношения к государству, где они нашли убежище, тем не менее пострадали от указанных мер. Они хотят знать, могут ли они выразить протест.

После того как разразился вооруженный конфликт между двумя державами, семья выходцев из государства, с которым страна их пребывания ведет войну, вынуждена спасаться бегством. При переходе границы они теряют свою дочь Зулейку; девочку подбирают таможенники, которые направляют ее в Бюро по делам молодежи, так как никто не знает, куда бежали ее родители. Вы являетесь представителем местной администрации; вам приходится заниматься этим делом, и Бюро по делам молодежи просит у вас совета, что следует предпринять в данном случае.

Девочка совершенно не говорит на языке страны, где она осталась; в ее родной стране говорят на двух разных языках, которые имеют равный статус. Какой из этих двух языков должен считаться ее родным языком? Следует ли продолжать ее обучение на третьем языке, например на языке страны, в которой она оказалась?

Выявляетесь гражданским лицом, интернированным на оккупированной территории, поскольку вы создавали угрозу безопасности оккупирующей державы, намеренно нарушая комендантский час. Комендант лагеря приказывает всем интернированным в возрасте от

18 до 60 лет принять участие в строительстве укрытия от воздушных налетов в данном лагере. Все лица, уклонившиеся от работы, понесут дисциплинарное взыскание, а именно, до 30 суток ареста. Вы не желаете участвовать в этой работе, так как она для вас непривычна.

1. Где в лагере можно найти документы, регулирующие вопросы интернирования?

2. Могут ли интернированные быть привлечены к труду в принудительном порядке?

3. Применимо ли какое-либо из положений трудового законодательства в данном случае?

Ваша страна находится в состоянии войны с соседним государством. Вы являетесь юридическим советником начальника лагеря, в котором содержатся интернированные военнослужащие противника и некоторые ваши соотечественники, интернированные как политические заключенные. Вас проинформировали о том, что делегат МККК собирается посетить лагерь.

Что вы ответите начальнику лагеря, который говорит, что:

1. Подчиняясь распоряжениям вышестоящего руководства, он позволит делегату МККК посетить «политических заключенных», хотя формально МККК не имеет таких полномочий. Действительно ли это так?

2. Предоставление МККК списка интернированных исключено.

3. По соображениям безопасности нужно присутствовать на беседах с заключенными; МККК не имеет права выдвигать какие-либо условия.

Захариас находится в лагере, который помечен буквами IC (internes civils — интернированные гражданские лица). Отношения его страны происхождения с державой, во власти которой он находится, соответствуют тем, которые описаны в ст. 2, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г. Захариас бежит из лагеря, но через четыре дня снова оказывается за колючей проволокой. После ареста он сообщил следующее: «Я выбрался из лагеря сразу после полуночи через подкоп под проволочным ограждением, сделанный мною вместе с другим заключенным, который, испугавшись, отказался от побега. До вечера следующего дня я скрывался у сестры Моники, которая приносила мне еду, она дежурит по ночам в больнице, находящейся неподалеку от лагеря. Ночью я проник в один дом, чтобы раздобыть одежду, но полиция меня арестовала. Мне сказали, что я и мои соучастники будем жестоко наказаны».

1. Какому наказанию подлежит сестра Моника?

2. Предстанет ли Захариас перед судом за кражу со взломом?

3. Будет ли второй заключенный наказан как соучастник побега?

Руководитель системы водоснабжения в городе, оккупированном неприятелем, испытывает угрызения совести: он считает своим долгом участвовать в обеспечении водой населения своего города, но не хочет работать на оккупирующую державу, так как опасается, что впоследствии его обвинят в сотрудничестве с врагом.

1. Вправе ли оккупирующая держава снимать государственных служащих с их постов?

2. Вправе ли оккупирующая держава принудить государственного служащего остаться на своем посту?

3. Если этот служащий будет продолжать работать, может ли его государство обвинить его по окончании военных действий в сотрудничестве с оккупирующей державой?

4. Если этот служащий покинет свой пост, на кого ляжет ответственность по обеспечению населения города водой?

5. Какие нормативные правовые акты предусматривают такую ответственность?

Два государства находятся в состоянии войны. Шатия является участником Женевских конвенций. Братия сделала заявление, что принимает эти Конвенции и будет их соблюдать. Братия оккупирует часть территории Шатии. Военная полиция Братии – оккупирующей державы – арестовывает государственного служащего, который еще до оккупации приказал интернировать всех выходцев Братии, проживавших в Шатии. Он обвиняется в незаконном содержании людей под стражей, и ему предстоит предстать перед судом оккупирующей державы.

1. Обладает ли этот государственный служащий правом на защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями?

2. Что будет иметь решающее значение в его освобождении?

Часть ведущего войну государства оккупирована вооруженными силами противника. При приближении армии противника регистратор отдела записи актов гражданского состояния небольшого городка бежал. Оккупирующая держава назначила на это место жителя этого же города, в обязанности которого входило составление всех документов, которые по закону требуются для регистрации рождений, браков и смертей. По окончании оккупации действительность официальных документов, составленных этим человеком, в особенности свидетельств о регистрации брака, оспаривается теми, кто полагает, что назначенный сотрудник не был уполномочен заниматься деятельностью такого рода.

1. Является ли в данном случае замещающий сотрудник фиктивным должностным лицом?

2. Действительны ли заключенные им браки?

3. Имеет ли данный сотрудник полномочия продолжать выполнять такую работу после ухода оккупирующих вооруженных сил?

Вы государственный служащий и проживаете на оккупированной территории. С целью обеспечения своей безопасности оккупирующая держава издала постановления, предусматривающие уголовную ответственность. Одного из ваших соотечественников арестовали, так как он преднамеренно нарушил эти постановления. Он должен предстать перед военным трибуналом, который по соображениям безопасности будет заседать на территории оккупирующей державы, а не на территории оккупированного государства. В соответствии с пожеланием задержанного оккупирующая держава назначает вас его защитником. Когда вы его посещаете, он передает вам обвинительный акт, составленный на языке оккупирующей державы, который он не понимает. Державе-покровительнице никак не удается получить от военного трибунала информацию о задержанном.

1. Вправе ли оккупирующая держава издавать на оккупированной территории собственные постановления, предусматривающие уголовную ответственность, которые действовали бы наряду с существующим уголовным правом?

2. Какие требования вы предъявите на первом слушании дела?

В стране происходит немеждународный вооруженный конфликт. Самолет, принадлежащий повстанцам, пролетает над городом, контролируемым правительственными войсками, и сбрасывает листовки, в которых жителей города и солдат призывают расправиться со своими офицерами и присоединиться к повстанцам. На обратном пути самолет сбивают. Летчик выпрыгивает с парашютом и попадает в руки правительственных сил. Поскольку вы работали судьей в гражданском суде до призыва в армию, комендант города приказывает вам создать военно-полевой суд и безотлагательно наказать пленного. Комендант уточняет: несмотря на то, что Дополнительный протокол II от 1977 г. к Женевским конвенциям запрещает подобную процедуру, его не следует соблюдать, так как он не был ратифицирован.

2. Какие меры должны быть приняты?

Идет немеждународный вооруженный конфликт. На территориях, находящихся под контролем одной или другой стороны, молодые члены национального общества Красного Креста обучаются оказанию первой помощи. С разрешения компетентных властей они намереваются осуществлять поиск раненых с обеих сторон, подбирать их, защищать их права и ухаживать за ними под покровительством эмблемы. Решимость молодых людей разрушить «стену ненависти» производит впечатление как на захватчиков, так и на жертвы.

1. Каковы права и обязанности таких добровольцев?

Генеральный прокурор заключил в тюрьму лидера мятежников. В качестве ответной меры мятежники назначили цену за голову генерального прокурора. Машина «скорой помощи», за рулем которой находится жена генерального прокурора – член национального общества Красного Креста – подбирает тяжело раненного человека, который оказывается сыном лидера диссидентов.

1. Следует ли о данном факте сообщить?

2. Поскольку этот раненый считается «преступником», должны ли ему отказать в медицинской помощи?

3. Как можно оправдать выбранную линию поведения?

4. Что говорится по данному вопросу в Дополнительном протоколе II?

Освободительное движение, база которого находится в соседней стране, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе наемников удается проникнуть на борт гражданского самолета, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другой самолет и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

1. Идет ли речь о немеждународном вооруженном конфликте?

2. Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

3. Рассматриваются ли в гуманитарном праве вопросы наемничества?

4. Каковы, с точки зрения права, действия, совершенные наемниками?

1. Понятие и система международного гуманитарного права.

2. Источники международного гуманитарного права.

3. Основные принципы международного гуманитарного права.

4. Действие норм международного гуманитарного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Виды вооруженных конфликтов, их международно-правовая характеристика.

6. Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий.

7. Порядок введения и содержание режима военного положения.

8. Порядок введения и содержание режима чрезвычайного положения.

9. Особенности применения норм международного гуманитарного права во внутригосударственных вооруженных конфликтах.

10. Защита культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

11. Защита окружающей среды в период вооруженных конфликтов.

12. Защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов.

13. Режим военной оккупации. Общие правила действий войск на оккупированной территории.

14. Субъекты международного гуманитарного права.

15. Основные цели и задачи Международного Комитета Красного Креста.

16. Понятие и международно-правовой статус державы-покровительницы.

17. Международно-правовой статус комбатантов. Основные правила поведения комбатантов.

18. Международно-правовой статус наемников.

19. Международно-правовой статус раненых и больных.

20. Международно-правовой статус медицинского персонала.

21. Международно-правовая защита журналистов.

22. Международно-правовой статус военнопленных.

23. Международно-правовой статус гражданского населения.

24. Средства ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

25. Запрещенные средства ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

26. Методы ведения боевых действий: понятие и общая характеристика.

27. Запрещенные методы ведения боевых действий: понятие и классификация.

28. Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации.

29. Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами флота.

30. Международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы.

31. Понятие и основные черты «серьезных нарушений» международного гуманитарного права.

16. Уголовная ответственность физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества (ПМБЧ). Правовая квалификация преступлений ПМБЧ.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

17. Преступления против мира.

19. Преступления против человечности.

20. Законодательство РФ об уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.

21. Международные военные трибуналы: порядок создания и организация деятельности.

22. Обязанности государственных служащих по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права.

23. Юридические советники в вооруженных силах и их роль в предупреждении нарушений международного гуманитарного права.

24. Формы и методы распространения знаний о международном гуманитарном праве.

источник

1. Понятие международного и немеждународного вооруженного конфликта. Принцип гуманитарного вмешательства.

2. Театр военных действий. Правовые последствия начала войны.

3. Запрещенные средства ведения войны: правовое регулирование, виды, примеры применения.

4. Запрещенные методы ведения войны: правовое регулирование, виды, примеры применения.

5. Защита интересов нейтральных государств в период вооруженных конфликтов.

1. Международно-правовой статус участников боевых действий. Наемники. Шпионы.

2. Понятие и международно-правовой статус жертв войны, «комбатанта», «некомбатанта», гражданского населения.

3. Международно-правовой статус военнопленных, раненных и больных.

4. Правовое положение медицинского персонала и духовенства.

1. Защита гражданских объектов в международном гуманитарном праве.

2. Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов.

3. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов.

Задание к занятию 1:

1. Дайте общую характеристику следующих конвенций:

1. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 09 декабря 1948 г.

2. Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа.1949 г.

3. Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949

4. Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18.10. 1907 г.

5. В феврале 1995 г. Государственная Дума РФ приняла постановление об амнистии лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. В постановлении давалось определение вооруженного конфликта как противоборства между вооруженными формированиями (вооруженными объединениями, отрядами самообороны, другими вооруженными группами), созданными и действующими в нарушение законодательства РФ (незаконными вооруженными формированиями), и органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД России, Вооруженных Сил РФ, других войск и формирований Российской Федерации; незаконными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей; лицами, не входящими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в вооруженном противостоянии в связи с территориальными притязаниями на этнической или религиозной почве.

Сравните определение вооруженного конфликта, данное российским законодательством, с определением по международному праву.

6. Вопрос о правомерности применения ядерного оружия в современном международном праве является одним из самых противоречивых и актуальных. Ознакомьтесь с Консультативным заключением Международного Суда ООН от 19 июля 1996 г. относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения.

Запрещает ли современное международное право применение ядерного оружия? Как формулирует ответ на данный вопрос Международный Суд? Какова ваша точка зрения на вопрос о применении ядерного оружия? Обоснуйте свой ответ со ссылками на нормы международного права.

7. В июле 1997 г. президент Австрии высказал идею о необходимости вступления Австрии в НАТО.

Как известно, Австрия является постоянно нейтральным государством. В то же время она осуществляла поставку оружия во время войны в Персидском заливе в начале 90-х гг. XXв.

В 1991 г. через Австрию прошли транзитом по пути в Персидский залив американские бронетранспортеры. В 1997 г. на территории Австрии прошли штабные маневры НАТО. А всего в 1997-1998 гг. австрийский военный контингент принял участие в 15 военных учениях НАТО.

Комментируя эту политику «нейтралитета» Австрии, некоторые газеты писали, что нейтралитет – дело сугубо внутреннее. И Австрия может легко с ним расстаться таким же путем, каким принимала, — с помощью принятия закона.

Противоречит ли политика Австрии, ее обязательствам по международному праву? Может ли быть ограничена правосубъектность государства?

8.Согласно данным ЮНИСЕФ, на территории Анголы, население которой составляет 10 млн. человек, установлено около 12 млн. противопехотных мин. Эти мины изготовлены в различных странах мира, в том числе и в России.

Каков статус противопехотных мин в современном международном праве?

9. В 1996 г. северокорейские военные вошли на территорию демилитаризованной зоны между двумя Кореями.

Раздел Корейского полуострова по 38-й параллели был предусмотрен Ялтинской конференцией 1945 г. как временная мера для облегчения разоружения японских войск.

После корейской войны 1950—1953 гг. 38-я па­раллель стала демилитаризованной зоной между двумя государствами (длина ее — 249 км, ширина — 4 км).

Согласно Договору о перемирии 1953 г. ни одна из сторон не имеет права вводить в демилитаризованную зону более 3,5 своих военнослужащих, вооруженных только легким стрелковым оружием. Северокорейцы несколько раз нарушали положения договора о пере­мирии: количество солдат Северной Кореи, вошед­ших в демилитаризованную зону, доходило до 180 человек, вооруженных артиллерией и минометами.

-Каков статус демилитаризованной зоны в между­народном праве?

-В чем отличие соглашения о перемирии и мирно­го договора?

10. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на территории Ирака началась военная операция. Контингент вооруженных сил, состоящий из военнослужащих различных государств, вошел на территорию Ирака и встретил сопротивление правительственных войск. На их стороне в вооруженное столкновение вступили также и мирные жители. В результате на территории Ирака до сих пор происходят вооруженные столкновения.

Можно ли сделать вывод о наличии на территории Ирака вооруженного конфликта? К какому виду его можно отнести? Могут ли международные вооруженные силы на территории Ирака иметь статус воюющей стороны? Применяются ли в данной ситуации Женевские конвенции 1949 г.?

11. В ходе боевых действий на море подводная лодка одной из сторон потопила транспортное судно нейтрального государства. По докладу командира подводной лодки, к транспортному судну подошел военный корабль противника и стал осуществлять погрузку каких-то ящиков, похожих на ящики с оружием и снарядами. Имеет ли права в данном случае командир подводной лодки атаковать транспортное судно нейтрального государства?

12. В ходе вооруженного конфликта воюющие стороны обратились к нейтральной стороне для организации обмена военнопленных. Однако в ходе обмена у одной стороны количество военнопленных оказалось больше, чем у другой. В связи с этим обмен был приостановлен. Нейтральная сторона предложила оставшихся военнопленных оставить на ее территории и дождаться дополнительного обмена пленными. Однако сторона, у которой находились военнопленные, отказалась оставлять их, ссылаясь на то, что такое не предусмотрено международными конвенциями и договоренностями с другой стороной. Как в этом случае должны поступить воюющие стороны и нейтральное государство?

13. Во время наступления противника военный юрист принял участие в отражении атаки. В ходе боя он попал в плен. На допросе он сказал, что является некомбатантом и соответственно ему должны быть представлены соответствующие привилегии. Однако командование противоположной стороны отказало ему в предоставлении каких-либо привилегий и он содержался на общих основаниях. Правомерны ли в данной ситуации действия командования противника?

14. Во время вооруженного конфликта на море воюющее государство установило на якорях морские мины, отметив район минирования на специальных картах, в ответ другая воюющая страна сбросило в море несколько свободноплавающих мин. Какая из сторон нарушила правила установки морских мин и каким образом будет осуществляться их разминирование после окончания вооруженного конфликта?

15. В ходе вооруженного конфликта одно из воюющих государств установило на одном из участков противотанковые мины и специальные мины-ловушки для недопущения разминирования противотанковых мин. Другая сторона конфликта установила на другом участке вблизи населенного пункта противопехотные мины. Допущены какие-либо нарушения норм гуманитарного права воюющими государствами?

16. Во время вооруженного конфликта нейтральное государство по соглашению с одним из участников конфликта направило на его территорию своего посредника для организации и участия в переговорах воюющих сторон. Однако непосредственно к переговорам посредник допущен не был. В связи с чем он не был допущен к переговорам, и каковы правила назначения посредника? Каковы права и обязанности посредника?

Задания к занятию 2:

1.Охарактеризуйте основные источники международно-правовой защиты гражданского населения в ходе вооруженного конфликта.

2. Основываясь на нормах международного права, определите основания и виды ответственности военнопленных при нарушении ими требований режима военного плена.

3. Происходит вооруженный конфликт между правительством колонии и национально-освободительным фронтом, представляющим интересы части местного населения. Обязательство проводить различие между комбатантами и некомбатантами не выполняется. Гражданских лиц – некомбатантов убивают, с ними жестоко обращаются, семьи разлучаются, жителей увозят из их деревень, дома поджигают, а детей депортируют. Какие Конвенции и нормы права предусматривают защиту некомбатантов? Как это обязательство должно соблюдаться и осуществляться на практике?

4. В ситуации вооруженного конфликта между двумя государствами-участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт армейский склад снабжения. На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры с целью маскировки обоих объектов. По соседству располагаются другие здания, на крышах которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки. Положения какой конвенции применяются к данной ситуации? Что вы думаете о расположении этих объектов? Какие средства, помимо маскировочных, могут использоваться для защиты медицинских формирований? Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это назвать военным преступлением? Ограничивается ли Дополнительный протокол I подтверждением принципов, изложенных в Конвенциях, или он их развивает?

5. Между двумя государствами-участниками Женевских конвенций 1949г. возникает вооруженный конфликт. В одном из лагерей для военнопленных набирают добровольцев для двухнедельной работы по эвакуации захваченного у противника склада боеприпасов. Добровольцем обещают улучшить питание. Во время проведения работ трое из них погибают в результате взрыва. Разрешают ли Женевские конвенции использовать военнопленных на опасных работах? Отказываются ли от некоторых прав, предоставляемых Конвенциями, те военнопленные, которые добровольно соглашаются на такие работы? Являются ли обещания держащей в плену державы улучшить условия содержания недопустимой формой оказания давления на пленных?

6. Вы являетесь гражданским лицом, интернированным на оккупированной территории, поскольку вы создавали угрозу безопасности оккупирующей державы, намеренно нарушая комендантский час. Комендант лагеря приказывает всем интернированным в возрасте от 18 до 60 лет принять участие в строительстве укрытия от воздушных налетов в данном лагере. Все лица, уклонившиеся от работы, понесут дисциплинарное взыскание, а именно, до 30 суток ареста. Вы не желаете участвовать в этой работе, так как она для вас непривычна. Где в лагере можно найти документы, регулирующие вопросы интернирования? Могут ли интернированные быть привлечены к труду в принудительном порядке? Применимо ли какое-нибудь из положений трудового законодательства в данном случае?

7.Освободительное движение, база которого находится в соседней стране, намеревается свергнуть правительство собственной страны и изменить ее политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе наемников удается проникнуть на борт гражданского самолета, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другой самолет и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения. Идет ли речь о немеждународном вооруженном конфликте? Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными? Рассматриваются ли в гуманитарном праве вопросы наемничества? Каковы, с точки зрения права, действия, совершенные наемниками?

8.Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963—1966 гг. 12 малайских китайцев, заброшенных на парашютах Индонезией в Малай­зию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малай­зии о безопасности, касающегося незаконного хране­ния оружия. Они были приговорены к смертной каз­ни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.

-Можно ли рассматривать данных лиц военно­пленными, если учесть, что они являются подданны­ми Малайзии?

9. В вооруженном конфликте участвуют вооружен­ные силы государств А. и В. Государство А., ссыла­ясь на тот факт, что оно не является участником Же­невских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и, следовательно, не связано обязательствами, вытека­ющими из них, нарушает правила обращения с воен­нопленными.

-Оцените действия государства А. с точки зрения их соответствия нормам международного права.

-Обязано ли государство В. соблюдать правила Же­невских конвенций в сложившейся ситуации при условии, что оно их ратифицировало?

10. Находящиеся в плену военнослужащие потребовали у руководства лагеря выдачу им денежного содержания и возможности открыть на территории лагеря торговый ларек. Однако ссылаясь на отсутствие денежных средств, руководство лагеря отказало военнослужащим. Правомерны ли требования военнопленных?

11. Руководство лагеря военнопленных приняло решение о привлечении их к выполнению хозяйственных работ. Часть военнопленных были направлены на работы за пределы лагеря, остальные привлекались для работ по благоустройству лагеря. При этом работы за пределами лагеря выполнялись по 10 часов в день, а в самом лагеря по 8 часов в день. Общим выходным днем было установлено воскресенье. Однако оплата работ была произведена только тем, кто работал за пределами лагеря. Правомерны ли действия руководства лагеря?

12. При наступлении на населенный пункт командование воюющей стороны обратилось к другой стороне с просьбой вывести из населенного пункта гражданское население. Однако другая сторона ответила отказом, ссылаясь на отсутствие транспортных средств для их вывоза. Во время наступления были разрушены гражданские объекты и несколько гражданских лиц погибли. Какая из сторон в этом случае будет нести ответственность за гибель гражданского населения и уничтожение объектов гражданского жизнеобеспечения?

13. Попавший в плен военнослужащий был вызван к командиру воинской части противоположной стороны на допрос. На нем командир части потребовал от военнопленного назвать свою фамилию, возраст, воинское звание и номер воинской части, а также где она расположена и ее боевую задачу. Однако военнопленный отказался отвечать на любые вопросы. правомерно повел себя военнопленный и как в таком случае должен поступить командир воинской части?

14. Захваченные в плен военнослужащие были помещены в одно из заброшенных промышленных строений. В течение нескольких дней они были задействованы на работы по отчистке здания, приведения его в порядок для проживания, а также на работы по поиску и переноске неразорвавшихся бомб. Допускается ли задействование военнопленных на такие виды работ?

Задание к занятию 3:

1.Охарактеризуйте основные источники международно-правовой защиты памятников искусства, культуры и науки в ходе вооруженного конфликта.

2.Дайте общую характеристику Пакта Рериха от 15.04.1935 года и его значение для международного гуманитарного права.

3.Японские граждане обратились в суд с иском к японскому правительству о возмещении вреда, причиненного атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки.

Аргументы истцов сводились к следующему:

1) применение атомной бомбы США является нарушением международного права;

2) нарушение международного права неизбежно приводит к нарушению внутреннего права в государстве;

3) индивиды имеют право требовать от своего имени возмещение ущерба, нанесенного в результате нарушения международного права;

4) японское правительство нарушило конституционные права истцов и права, гарантируемые текущим законодательством, когда оно согласилось на включение ст. 19 («Япония… отказывается от всех притязаний Японии и ее граждан к Союзным Державам») в мирный договор, и, следовательно, обязано выплатить компенсацию за ущерб, понесенный ими в результате неправомерных действий правительства.

Могут ли отдельные граждане обращаться с подобным иском? Оцените каждый из вышеизложенных аргументов истцов.

4. В ходе вооруженного конфликта по вине одной из сторон был уничтожен древний памятник архитектуры. Виновная сторона сняла с себя ответственность в связи с тем, что данный памятник не был обозначен как объект исторической ценности. Другая сторона в ответ потребовала выплаты крупной денежной компенсации или восстановления памятника в существовавшем до уничтожения виде. Правомерны ли требования стороны и как будет разрешена данная ситуация?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Международно-правовые акты в облас­ти универсальной и региональной защиты культурного наследия в ходе вооруженного конфликта.

2. Порядок соблюдения прав человека в условиях действия в Российской Федерации или отдельных ее регионах чрезвычайного и военного положения.

Темы рефератов и докладов:

1. Принцип военной необходимости в международном гуманитарном праве

2. Международно-правовые аспекты военного плена.

3. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 222 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник