Меню Рубрики

Классный час на тему как сохранить хорошее зрение

Классный час «Как сохранить хорошее зрение»

Цель: Знакомство с правилами сохранения хорошего зрения.

  • Научить обучающихся выявлять причины и последствия ухудшения и потери зрения.
  • Развивать умения соблюдать правила сохранения зрения.
  • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: плакат «Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений», плакат «Правильная посадка во время занятий», секатор, шило, деревянный метр, телевизор, монитор, настольная лампа, карточки с указанием причин ухудшения и потери зрения, карточки с правилами сохранения зрения, индивидуальные карточки (10 шт.), памятки по сохранению хорошего зрения (10 шт.), на партах карандаши и бумага .

Ход классного часа.

1. Определение темы и сообщение цели занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости.

Ну, а мы с вами продолжаем тему «Азбука здоровья». Для того, чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужно знать причины возникновения заболеваний и правила их предупреждения. И сегодня мы поговорим…

А о чем? Вы мне скажите сами. Тема написана на доске. Прочитайте слоги, написанные в квадратах, в соответствии с их порядковыми номерами.

Правильно, тема нашего занятия «Как сохранить хорошее зрение».

А теперь давайте эти слоги развернем в одну линию, чтобы у нас на доске была написана тема классного часа. Кто затрудняется, может слоги записывать на листочек.

КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ

Сегодня мы с вами выясним причины, приводящие к ухудшению и даже к потере зрения, а также составим памятку с правилами сохранения хорошего зрения. Эти правила позволят вам вести здоровый образ жизни.

2. Значимость органа зрения.

Ребята, назовите, пожалуйста, орган зрения. (Глаза).

С помощью глаз мы видим. Мы видим предметы, которые нас окружают, различаем цвета, видим восходы и закаты солнца, синеву неба, зеленую траву. Благодаря глазам мы видим, как распускаются почки на деревьях, как солнечный луч пробивается сквозь тучи, ползет маленькая божья коровка. Мы можем посмотреть любимый фильм. Благодаря глазам мы видим лица родных и друзей.

Нам с вами, ребята, очень повезло в жизни — мы можем видеть. А ведь есть люди, которые лишены этой возможности. Представьте на минутку, что чувствует человек, потерявший зрение. Закройте глаза. И вас в тот же миг обступила темнота. Попробуйте, не открывая глаз, дотронуться до соседа по парте, поздороваться с ним за руку. Взять карандаш, который лежит у вас на парте, и написать тему нашего сегодняшнего занятия. Можете вы это сделать? Представьте, что вам нужно как-то выйти из школы, идти домой, переходить улицу? А как? Откройте глаза. Какие чувства вы испытывали? (Ответы детей: беспомощности, безнадежности).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: зрение – бесценный дар, данный нам природой и его нужно сохранять.

3. Причины, приводящие к ухудшению зрения.

Чтобы знать, как сохранить хорошее зрение, необходимо выяснить причины,

приводящие к ухудшению зрения. Давайте с вами посмотрим на рисунки.

Причины ухудшения или потери зрения: (выясняем причины и прикрепляем на доску карточки)

Попадание в глаза краски, извести.

Чтобы вывести следующую причину я попрошу вас подать друг другу предметы, которые я сейчас положу на парты. (Раздаю секатор, ножницы, шило. Комментирую ситуацию. Выявляем причину ухудшения зрения.)

Неосторожное обращение с острыми режущими и колющими предметами.

Близкое расположение к телевизору или компьютеру.

Длительный просмотр телепередач или работа за компьютером.

Чтение и работа при плохом освещении.

Чтение на эскалаторе, в движущемся транспорте, чтение лежа.

4. А сейчас мы с вами составим памятку по сохранению хорошего зрения.

Правила сохранения хорошего зрения : (ребята прикрепляют на доску карточки с правилами)

Избегать попадания в глаза краски, извести. Почему?

Осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Почему?

Следующая причина – близкое расположение к телевизору или к компьютеру.

Ребята, а вы знаете на каком расстоянии нужно располагаться от экрана телевизора? (2-3м). (Ребенок отмеряет от телевизора расстояние 2м, ставит стул). А от компьютера? (50см – это расстояние вытянутой руки). (Другой ребенок ставит стул).

Убрав стулья, предлагаю другим двум воспитанникам занять место перед телевизором и компьютером в соответствии с правилами.

Удобно ли смотреть телевизор сбоку? Или нужно сидеть прямо перед экраном? Какое правило запишем в памятку?

Расстояние до экрана телевизора 2-3м, до монитора 50 см, сидеть прямо перед экраном, а не сбоку. Почему?

Просмотр передач не более 2 часов в сутки, с перерывом через 30 минут. Почему?

Для чего перерыв? (Чтобы дать глазам отдохнуть ). Для этого необходимо сделать гимнастику для глаз. Какие упражнения нужно выполнять, давайте посмотрим на плакат.

(Вывешиваю плакат «Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений». Выполняем упражнения стоя). Какое правило мы запишем в памятку?

Хорошее освещение рабочего места (общее освещение, настольная лампа слева). Почему слева?

Следующая причина ухудшения зрения: чтение на эскалаторе, в движущемся транспорте, чтение лежа. А как же нужно читать? Читать нужно сидя за столом. Посмотрите, какая должна быть осанка при чтении (плакат «Осанка при чтении»). Сядьте правильно. Какое должно быть расстояние между глазами и текстом? (30-35 см). Это расстояние равняется расстоянию от локтя до кончиков пальцев. (Показываю). Проконтролируйте наклон головы. Какое правило мы запишем в памятку?

Читать сидя за столом, расстояние между глазами и книгой 30-35см (длина руки от локтя до кончиков пальцев).

Следующее правило сохранения хорошего зрения вы прочтете из карточек. (Раздаю карточки с напечатанным текстом: Правильное питание (употребление в пищу продуктов содержащих витамин А: морковь, томат, черная смородина, черника).

(Читаем, соблюдая правила: осанка, расстояние до глаз). Какое правило запишем в памятку?

Правильное питание (употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А)

Назовите продукты, которые содержат витамин А.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому доктор прописал очки. А почему вы их не носите?

Есть еще одно правило, которое необходимо занести в памятку. А вот какое, вы узнаете, посмотрев небольшую сценку (стихотворение С.Маршака «Четыре глаза»)

Автор: Глаза у Саши велики,

Ребята: «Зачем тебе четыре глаза?»

Автор: Заплакал Саша от стыда,

Мальчик: -Нет,- говорит он, — никогда

Автор : Но мать утешила его:

Девочка: Очки носить не стыдно.

Так, какое же еще правило, мы занесем в нашу памятку?

5. Закрепление усвоенного материала.

Вот мы с вами и составили памятку по сохранению хорошего зрения. Вам все понятно? Все усвоили эти правила? Ну, а как вы их усвоили, вы оцените сами. Итак, перед вами кроссворд. Вам нужно вписать слова по горизонтали, по вертикали появиться оценка ваших знаний по правилам сохранения зрения.

источник

Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!

«Береги глаза» или «Как сохранить хорошее зрение»

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

  1. содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  2. краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  3. показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.
  1. Плакат «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».
  2. Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

— » Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

— О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят»? (глаза)

-Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

— Тема «Береги глаза» или «Как сохранить хорошее зрение». Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!

— Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

-У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

-Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

-Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока . а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко — зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий — зрачок сужается, если слабый — расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка — именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем «цветных рыб», то есть различные цвета ловят одни ячейки, а «черно-белых» — другие.

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет — колбочки. И мы видим цветные картинки.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.

Чтение стихотворения учениками:

Глаз—волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.

Впереди кружочек тонкий—
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло—
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз—домок.

В центре радужки —зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло—зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

— Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

-Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на «пять».

-Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

— Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

— Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

— А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею — в общем, дайте организму возможность подвигаться.

-Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

-Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

-Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

-Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

-Не играйте в опасные для глаз игры.

-Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

-Занимайтесь при хорошем освещении.

-Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

-При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

— Не играйте со взрывоопасными предметами.

— Не смотрите на солнце без темного стекла.

-Не смотри долго телевизор,

Читайте также:  В элитные войска с плохим зрением

-Не играй долго в компьютерные игры.

— А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в «догонялки» между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

5. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

— Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: «Спасибо!»

-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? ( Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

-Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: — Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

-Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!

Презентация «Берегите глаза!» рекомендуется как дополнительный материал для проведения класснога часа по теме «Берегите глаза!». На слайдах имеются изоброжения о том, кто самый зоркий; упражнени.

Конспек открытого классного часа по теме «Берегите глаза!».

Цель: научить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Закрепить знания о правилах гигиены. Обсудить с детьми вопрос о том, почему глаз – глав.

Цели: -формирование необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья;-активизировать деятельность обучающихся по выполнению правил здоровьесбережения;-развитие умений использования полученных зн.

Конспект беседы содержит информацию о причинах снижения зрения учащихся, знакомит родителей с приемами профилактики близорукости и правильной организации зрительного режима детей.

Цели:- формирование необходимых знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья- развитие умений использования полученных знаний в повседневной жизниЗадачи: сформировать смысловые п.

КЛАССНЫЙ ЧАС«Береги глаза» или «Как сохранить хорошее зрение»Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.Задачи:содействовать воспитанию у детей чувст.

источник

инга мирвис
Открытое занятие по здоровому образу жизни «Как сохранить хорошее зрение»

Цель: способствовать формированию положительного отношения к здоровью глаз, как величайшей ценности.

— обучающие: краткое знакомство со строением глазного яблока.

— развивающие: показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

— воспитательные: содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.

— наглядный (презентация, видеоролик, плакаты);

— практический (игра, физкультминутка, гимнастика для глаз).

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, мелодии для физкультминутки и гимнастики глаз «Волшебный луч»; презентация к занятию; видеоролик «Строение глаза» (You.Tube, указка с силуэтом бабочки на конце для концентрации внимания детей; плакат «Бег по дорожкам» по методике В. Ф. Базарного, плакат с изображением оздоравливающей дидактической игры «Скалодром для глаз»; карточки для ответов с изображением глаз зеленого и красного цвета.

Предварительная работа: занятия по программе «Воспитательный ориентир», буклет «Берегите глаза», разучивание наизусть стихотворений с детьми.

Сегодня у нас необычное занятие, а чтобы узнать, о чем оно, вам нужно отгадать загадку «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят?» (глаза). Правильно, ребята, сегодня на занятии я вам расскажу о зрении человека, о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых).

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят? Оказывается, все животные видят по-разному.

Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Пчелы – пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза

Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока.

А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны.

Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека.

У совы глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте.

У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку сориентироваться, когда тот пятится назад.

А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

Глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.

А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки, улитки? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – нам нужны здоровые глазки.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.

Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев.

Слайд №12 (видеоролик «Строение глаза»).

Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка — роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло. А это маленькое окошечко — зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий — зрачок сужается, если слабый — расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка — именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем «цветных рыб», то есть различные цвета ловят одни ячейки, а «черно-белых» — другие.

Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы? Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз проточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу.

Слайд № 16. Физкультминутка.

А сейчас давайте немножко отдохнем, я приглашаю вас на физкультминутку.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т. е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и ваши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,

Надо зелень есть и фрукты,

Не волнуйся, будешь сильным,

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось.

Морковь – содержит большое количество витамина А, который прекрасно питает и укрепляет глаза.

Сок петрушки очень полезен при заболевании глаз, способствует восстановлению остроты зрения.

Богата каротином, необходимым для ослабленных глаз, тыква.

Очень полезна для сохранения зрения черника. Съедайте ее за сезон не менее 10 стаканов.

Как вы думаете, гимнастика и упражнения для глаз влияют на сохранность зрения?

Это великий хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный. Офтальмолог – это врач, который занимается лечением глаз. Владимир Филиппович разработал очень много методик по сохранению здоровья глаз. Чтобы избежать проблем со зрением и сберечь свое здоровье мы сейчас с вами позанимаемся по одной из его методик и поможем нашим глазкам отдохнуть. Эта методика называется «Бег по дорожкам».

Слайд №24. Гимнастика для глаз «Бег по дорожкам» (По методике В. Ф. Базарного).

Вы почувствовали, как глазкам стало легче? Теперь такой плакат будет висеть у нас в игровой комнате, и мы будем заботиться о нашем зрении, а также вы сможете делать эту гимнастику самостоятельно в любое время, если вдруг почувствуете, что ваши глазки устали.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

Саша с Васей играют в «догонялки» между ветками деревьев. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.

Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: «Спасибо!»

А сейчас проверим, как вы заботитесь о своих глазах. При ответе «ДА» нужно показать зеленую карточку, а если ответ «НЕТ», красную.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу овощи и фрукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Молодцы, ребята, вы правильно заботитесь о своих глазках.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: — Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалёка видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

В глаз проходит свет от солнца.

Впереди пред белой склерой.

Коль светло — зрачок поуже,

Дидактическая игра-упражнение «Скалодром для глаз».

Перед ребёнком ставится задача, например, найти — какого цвета шарик у Кота в сапогах, или найти — кто держит красный шарик и т. д. (Данная игра

развивает зрительное восприятия и внимания детей, укрепляет глазные мышцы, развивает пространственную ориентировку).

Существуют правила, способствующие сохранению зрения, они записаны в памятке, которые я вам подготовила в подарок. Послушайте эти правила.

2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

4. Не играйте в опасные для глаз игры.

5. Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

6. Занимайтесь при хорошем освещении.

7. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

9. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

10. Не играйте с взрывоопасными предметами.

11. Не смотрите на солнце без темного стекла.

12. Не смотри долго телевизор,

13. Не играй долго в компьютерные игры.

Теперь, ребята, вы знаете, как сохранить хорошее зрение. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

1. С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина «Мой организм»

2. Дошкольное воспитание №1, 1995г.

3. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин «Природоведение 3-4 класс»

4. Видеоролик о строении человеческого глаза https://www.youtube.com/watch?v=k97vLqn7oJ0

5. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В. Ф. Базарного http://zrenieostro.com/blog/other-methods/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-po-metodike-bazarnogo.html

6. Дидактическая игра-упражнение «Скалодром для глаз» http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-uprazhnenie-skalodrom-dlja-glaz.html

7. Мелодия для гимнастики для глаз «Волшебный луч» http://poiskm.co/show/%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7

Читайте также:  В филипп келлер псалом 22 с точки зрения чабана

8. Физкультминутка http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/physical-culture-english/

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Картотека игр по обучению дошкольников здоровому образу жизни «Путешествие в страну здоровья». Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Оборудование:.

Конспект НОД по здоровому образу жизни «В гости к Крошу» Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой.

источник

Классный час для обучающихся 1-4 классов. Здоровьесберегающие технологии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИШУНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

«Здравствуй, хорошее зрение!»

начальных классов: Плахотникова Т.А.

Классный час «Здравствуй, хорошее зрение!»

Обучающая — расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; научить детей заботиться о своём здоровье, познакомить с новыми терминами и понятиями о строении и функции глаза и его частей, о пользе витаминов.

Развивающая – формировать активный и познавательный интерес к окружающему миру, знания о здоровом образе жизни и здоровьесбережении у младших школьников.

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, умение детей соблюдать правила гигиены зрения.

— объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:

— сформировать представление о механизме их работы:

— обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

— развивать интерес к познанию «самого себя»;

— знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

— воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Знания: строение глаза Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: — развитие интереса к познанию «самого себя».

Основные понятия: глаз, строение глаза, гигиена зрения

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы: — презентация к уроку

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

У.- Ребята, посмотрите какое сегодня великолепное тёплое утро.

Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)

Здравствуй, вольный ветерок (обмахивают кистями рук лицо)

Здравствуй, милый мой дружок ( поднимают руки вверх и машут ими)

У. -Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Записать прилагательные на доску, чтобы к ним можно было вернуться в конце урока)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.(Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: организовать формулирование и постановку темы урока учащимися;

Отвечают на вопросы учителя и отгадывают загадку.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У. — Какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

У.- Правильно. Это глаза и сегодня мы будем говорить о хорошем зрении и витаминах, узнаем как правильно заботиться о своем здоровье.

У. — Посмотрите друг на друга (работа в парах), одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Д. — Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д. В ваших глазах можно утонуть.

У. — Каким бывает цвет глаз?

У.- Какие глаза бывают по размеру?

У.- У кого еще есть глаза? (у животных, насекомых).

У.- Что хотели бы узнать на уроке? Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

У. -Верно, глаза есть у всех ,поэтому нам нужно знать, для чего же они нужны, как устроено зрение, как сохранить зрение.

У. -Закройте глаза. Расскажите о предмете, который я для вас принесла. Почему у вас не получилось? Что вам хотелось сделать в первую очередь? (открыть глаза и посмотреть на этот предмет)

У. –Глаз-это орган человека, который помогает ему воспринимать мир. С помощью глаза человек запоминает 70% информации.

III. Изучение нового материала.

Цели: — организовать обсуждение главных целей и задачи урока;

Вступают в диалог с учителем.

Проводит беседу, с опорой на жизненный опыт учащихся

Организует работу в парах

Почему так говорят? (ответы детей)

У.- Какие у вас разные глаза: серьезные и сосредоточенные веселые и пытливые, озорные и лукавые. Но все очень красивые. Просто замечательные у вас глаза.

Глаза – один из важнейших органов чувств. Зрением обладают и люди и животные и птицы – все живые существа.

Как вы думаете кто из животных самый зоркий? (орёл)

Рассматриваем иллюстрацию орла .

У. -Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает себе добычу.

Кто ночью лучше всех видит? (сова)

Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий и не очень хорошо видит в темноте. Но глаза являются главным помощником.

2)Знакомство со строением глаза.

У. -Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Попробуйте описать глаза своего соседа.

— Как говорят о глазах, чтобы описать их красоту? (ответы детей)

Вывешиваю карточки со словами: прекрасные, чистые, лучистые.

Работа по таблице «Строение глаза» .

У. -Всмотритесь в глаза друг другу.

Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза расположена черная точка Она то расширяется, то сужается- это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик собираясь на сетчатке глаза. Дальше по нервным сигналам передаются в мозг и человек видит, то на что смотрит.

У. -Как защищены наши глаза? (ответы детей)

Но этой защиты недостаточно. Зачем человеку слёзы? (ответы детей)

В течении жизни человек плачет 250 000 000 раз.

Когда слёзы текут без согласия? (дым, лук)

К глазам нужно относиться бережно, беречь их. Один из способов заботы о глазах – это офтальмологические минутки.

1. часто-часто поморгать (10-20 раз)

2. Двигать глазами вверх – вниз, влево — вправо, зажмурившись снять напряжение считая до 10.

3. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Нужно мысленно раскрасить его в зеленый цвет, желтый, свой любимый цвет

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.Умение слушать учителя и ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

Организуют проверку усвоения первичного материала,

выполнение самопроверки, самооценки.

Организует работу над первичным закреплением

У.-А как еще нужно заботиться о глазах мы выясним в игре «Полезно – вредно».

1)Игра «Полезно – вредно». Если я называю действие полезное для глаз, то вы хлопаете в ладоши, если вредное – поднимаете руки в верх.

делать гимнастику для глаз.

смотреть близко телевизор.

У. -Давайте прочитаем полезные советы от доктора Айболита (приложение 1)

Дети читают советы по очереди

У. -Я сейчас раздам вам памятки бережного отношения к зрению(приложение 2).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

2)Беседа о пользе витаминов.

У. -Витамины – это греческое слово (приложение 3). В переводе оно означает – носитель жизни. Если этих веществ в организме мало или нет совсем люди быстро заболевают. Витамины играют в жизни человека огромную роль. Каждый витамин играет вполне определенную задачу.

( по ходу беседы вывешиваю название витаминов и карточки овощей и фруктов). Приложение 3.

У. -Чтобы сохранить хорошее зрение необходимо знать, что при недостатке в организме витамина А происходит снижение остроты зрения, теряется стойкость к инфекциям и тогда начинают докучать частые ячмени и коньюктивиты. Чтобы такого не происходило регулярно ешьте морковь, тыкву, облепиху, абрикосы. Если человек продолжительное время ощущает недостаток витамина В он начинает путать цвета, видеть предметы расплывчато, затем может возникнуть воспаление роговицы глаз, её помутнение.

Витамин В содержится в сыре, кефире миндале, хлебе из необработанного зерна.

Витамин С – защищает сосуды глаз от ломкости и прозрачности, предотвращает кровоизлияние на сетчатку, улучшает кровоснабжение глаза.

Он содержится в цитрусовых: апельсинах, лимонах, черной смородине.

Учёные считают, что близорукость, в определенной степени, является следствием недостатка витамина D.

Богатые на витамин D — витаминизированное молоко, кефир, йогурты.

Витамин Е существенно снижает риск отслоения сетчатки глаза.

Он содержится в растительном масле орехах, семенах подсолнуха, злаковых.

Витамины необходимы для сохранения и улучшения зрения. Их особенно много в овощах и фруктах. Много витаминов можно найти летом на огороде .

У. -Ребята, а вы знаете как выглядят овощи и фрукты?

У.-Поиграем в игру «Угадай кто я?». У меня волшебный мешочек с овощами и фруктами. Вы должны закрыть глаза и вытащить наугад овощ или фрукт, ощупать его и назвать что это?

Как одним словом назвать яблоко, грушу?

Как одним словом назвать огурец, свеклу?

Правильно это овощи и фрукты. Они богаты витаминами, которые полезны для здоровья и помогают сохранить зрение.

У. -А вы умеете отгадывать загадки?

Кто правильно отгадает загадку, тот находит в классе этот овощ или фрукт.

Стоит дед, во сто шуб одет,

Нам зеленый хвост не нужен

— Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы детей)

А сможете ли вы по запаху определить какой это овощ или фрукт?

Раздаю всем детям по очереди разрезанные апельсины, яблоки, лук.

Дети определяют что это с закрытыми глазами.

— Чем полезны эти овощи и фрукты?

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

У. -Давайте подведем итог нашего урока. Для этого соединим слова так, чтобы получилось предложение.

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование содержания.

Организует самооценку учебной деятельности.

У. — Что нового вы узнали на уроке?

— Что для глаз вредно, а что полезно?

У. -Вспомните какой вы урок планировали вначале, получился ли он у нас? Почему? Что нужно было сделать по другому? Что бы вы еще хотели узнать о зрении?

— Чтобы вы хотели узнать ещё? Постановка перспективной цели урока. Например, узнать о других органах чувств?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Цели: познакомить учащихся с устройством органа зрения – глаза, причинами появления глазных заболеваний, способами их профилактики; разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний и утомляемости глаз.

О б о р у д о в а н и е: муляж глаза, плакаты с гимнастикой для глаз.

Классный руководитель. Молодые люди в очках… Это уже стало привычным для нашего времени. Не правда ли? Особая проблема – близорукость у школьников.

Близорукость – это дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. А ведь отличное зрение – важная составная часть здоровья. Всем необходимо заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста, не забывайте об этом.

Как же избежать ухудшения зрения?

II. Профилактика глазных заболеваний (советы специалиста – школьного врача, детского офтальмолога).

1. П р о с т е й ш и е с в е д е н и я о б у с т р о й с т в е г л а з а.

Школьный врач. В медицинской терминологии наш орган зрения – это глазное яблоко. Действительно, глаз имеет шаровидную форму, но на этом сходство и заканчивается. Его внутреннее строение представляет собой систему, принцип действия которой можно сравнить с работой фотоаппарата. Так, объектив с системой преломляющих линз представлен в глазном яблоке роговицей и хрусталиком, диафрагма – радужной оболочкой, а роль светочувствительной пленки играет сетчатка.

Если с помощью специальных приборов посмотреть внутрь глаза через зрачок, который является ничем иным, как отверстием в радужной оболочке, то на дне глазного яблока можно увидеть диск зрительного нерва, кровеносные сосуды, сетчатку. Даже простой осмотр глазного дна позволяет врачу диагностировать многие заболевания: гипертонию, сахарный диабет и др.

2. П р и ч и н ы п а т о л о г и и з р е н и я.

Школьный врач. Однако какие бы функции ни приписывались органу зрения, все-таки основная его задача – давать нам “картинку” того, что находится у нас перед глазами. А четкое изображение возможно только при условии, что лучи света, проникающие через глазные среды фокусируются на сетчатке. Вот здесь и начинаются проблемы большинства людей, страдающих плохим зрением.

Одной из причин нечеткого видения предметов является аномальная длина глазного яблока, при которой фокус света не может попасть на сетчатку. В зависимости от того, где непосредственно располагается главный фокус, различают следующие нарушения зрения – близорукость или дальнозоркость.

Дальнозоркость чаще всего проявляется во второй половине жизни, а вот близорукость может возникнуть в любом возрасте при невыполнении определенных правил. Дело в том, что при длительном разглядывании мелких деталей текста, фиксировании взгляда на странице книги или экране монитора постепенно изменяются хрусталик и роговица, что и приводит к близорукости.

3. П р е д у п р е ж д е н и е б л и з о р у к о с т и.

Читайте также:  В финансовом менеджменте предприятие рассматривается с точки зрения

Школьный врач. Можно ли бороться с причинами, вызывающими ослабление зрения? Да, можно. Нужно только выполнять определенные правила, которые помогут сберечь зрение:

 достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия); рекомендуется местное освещение (настольная лампа) с лампочкой мощностью 60 ватт и абажуром такой конструкции, чтобы свет был направлен на рабочую поверхность стола.

Во время работы за столом настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не ложилась тень от руки.

Помимо настольной лампы рекомендуется включать и общее освещение, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности;

 полноценное питание для сохранения хорошего зрения. Для этого рекомендуется придерживаться специальной диеты. Ешьте побольше овощей и фруктов красного, оранжевого и желтого цветов, например, тыкву, морковь, облепиху, абрикосы. Они богаты витаминами А, Е, С и бета-каротином, необходимыми для поддержания зрения. Летом очень хорошо употреблять в пищу чернику, так как в этой ягоде содержатся особые вещества, улучшающие зрение;

 не читайте лежа, а также в транспорте, идущем по тряской дороге;

 при выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге;

 делайте специальную гимнастику для глаз, она поможет вам сохранить зрение, а кому-то и улучшит его;

 при работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:

– делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;

– через каждые два-три минуты отводите взгляд от экрана и смотрите вдаль;

– старайтесь чаще моргать. Это улучшает естественную защиту глаз слезой.

4. Р а з у ч и в а н и е у п р а ж н е н и й г и м н а с т и к и для глаз.

– Подвигайте глазами вправо-влево и вверх-вниз, затем сведите взгляд к носу. Совершайте круговые движения глазами, словно выписывая “восьмерку”.

– Поставьте локти на стол, ладонями закройте глаза и постарайтесь почувствовать приятное тепло рук. Оставайтесь в такой позе в течение четырех-пяти минут.

– Расположите указательный палец на расстоянии 15–25 см от глаз и поводите им вправо-влево, фокусируя на нем взгляд. Одновременно старайтесь увидеть предметы, расположенные за ним.

Классный руководитель. К сожалению, ухудшить зрение, а то и вовсе потерять его можно не только во время чтения или работы с компьютером. Зрение можно потерять и в результате травмы, полученной во время игры или работы.

Неудачное падение, удар головой, ранение глаза – вот причины, вызывающие потерю зрения.

Как вы думаете, где мы можем получить такие травмы? Совершенно верно, во время спортивных игр или при несоблюдении правил безопасной работы с различными веществами (клеем, краской и т. д.) или инструментами (ножом, стамеской и др.).

С л е п о т а – это непоправимое горе, серьезно осложняющее жизнь. Слепому человеку недоступно многое в нашем мире. Поэтому я призываю вас: “Берегите зрение!”

IV. Игра “Ориентирование в пространстве”.

Классный руководитель. Насколько трудно ориентироваться в пространстве слепому человеку или человеку, имеющему слабое зрение, попробуйте оценить в предлагаемой игре.

З а д а н и е. С завязанными глазами пройдите от доски до своего места или же обойдите расставленные препятствия.

З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о классного руководителя.

Говорят, глаза – зеркало души. И не только: они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Берегите свое зрение. Помните, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы. Встречайте закаты и рассветы, внимательно рассматривайте цветы и листья. И, конечно, регулярно делайте гимнастику для глаз, соблюдайте правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать вас своей красотой.

источник

Название Классный час Тема: «Как сохранить хорошее зрение»
Дата 02.07.2014
Размер 83.19 Kb.
Тип Классный час
Классный час

Тема: «Как сохранить хорошее зрение»

Цели и задания классного часа:

— привитие навыков здорового образа жизни;

— знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;

— формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Разноцветные предметы (белые, черные, красные, зеленые и т. д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.

Электрическая лампа (настольная); чистые и за­копченные стеклышки. Вилка^ ножницы, ножик, игол­ка.

Картинки: летчик в кабине самолета, пограничник, шофер за руд ем автомобиля; набор картицок «Охрана зрения» (к фланелеграфу, изд. «Медучпособие»).

Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зре­ние», «Оберегайте глаза от заболеваний и поврежде­ний» («Берегите глаза»).

Сведения для учителя о сохранении зрения

Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близо­рукость среди школьников все еще имеет значитёльное распространение, что процент близоруких учащих­ся увеличивается по мере их перехода из класса в класс. Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7—11 лет) составляет 12,7%; сре­ди учащихся среднего школьного возраста (12— 14 лет) —21,7%; среди учащихся 15—18 лет — 27,9% (Е. М. Белостоцкая).

Согласно современным научным воззрениям, на раз­витие близорукости оказывает влияние комплекс при­чин. Решающую роль в этом играют так называемые внешние факторы, условия жизни и работы (напри­мер, работы, требующие длительного рассматривания мелких предметов на близком расстоянии), качество питания (в частности, содержание недостаточного ко­личества витаминов в пище). Большое влияние на раз­витие близорукости оказывают общее состояние здо­ровья, а также некоторые перенесенные заболевания.

Развитию близорукости способствует несоблюдение правил личной гигиены, имеющих важное значение для охраны зрения (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком рассто­янии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т. д.). Известную роль играет наследствен­ное предрасположение человека, которое может про­явиться в большей или меньшей степени или может вовсе не проявиться. Это зависит от того, насколько благоприятны или неблагоприятны для органа зрения и всего организма окружающие внешние условия и гигиеническое поведение человека.

Учебные занятия школьников сопряжены с уси­ленной работой глаз. В силу этого учитель в течение всего учебного процесса должен неослабно заботиться об охране зрения учащихся, в частности, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна (особенно это относится к верхней части окна). На подоконнике разрешается ставить только невысокие цветы. Не еледует завешивать окна занавесками или бумагой: это допускается лишь на то короткое время, когда необ­ходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Нелишне напомнить, что, когда окна ничем не заслонены, учащиеся имеют возможность время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отды­хом для глаз.

«Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения»

В начале беседы учитель может показать учащим­ся несколько предметов различного цвета, различной формы и длины (круглые, длинные и т. д.), а также предметы, расположенные на различном расстоянии от учащихся.

На вопросы учителя дети отвечают:

— При помощи глаз мы узнаем цвет предметов (красный, белый, черный, зеленый и т. д.), форму, размеры предметов, какие предметы находятся к нам ближе, а какие дальше.

Глазами мы наблюдаем за движением людей, животных, птиц , автомобилей и т. д. Глаза служат нам для того, чтобы видеть все, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, вы­полнять различные другие работы.

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

— Отчего может испортиться зрение?

— Зрение часто ухудшается оттого, что школьник или взрослый читает, пишет (или вышивает, масте­рит) при плохом освещении. От работы при таком ос­вещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью и книгой, при вышивании — над узором и в особенности — когда мы читаем лежа.

Если человек часто переутомляет свои глаза, то зре­ние его начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с пло­хим зрением труднее стать летчиком, шофером, мет­ким стрелком. Ему трудно хорошо играть в волейбол, футбол, городки. Близоруким людям приходится но­сить очки. Если у близорукого человека разобьются очки или он их потеряет, то ему трудно разглядывать людей, предметы, он не сможет посмотреть кинокар­тину, состязание футболистов.

Для того чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при доста­точном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать в сумерки или при слабом свете.

Для того чтобы тетрадь и книга были хорошо осве­щены, надо ставить стол поближе к окну. При заня­тиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение ком­наты.

— С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях? Если окно или лампа будут нахо­диться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, и* таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно. Если же лампа находится на столе спереди, то много света будет попадать прямо в глаза (а при отсутствии абажура яркий свет будет слепить их). Поэтому луч­ше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди.

Висячая лампа должна находиться над столом, немного впереди занимающегося школьника. Тогда тет­радь или книга будут освещены хорошо и ровно.

Учитель может предложить практическое задание.

В дневные часы можно провести следующие наблю­дения. Ученик садится за стол учителя (или за парту) сначала таким образом, чтобы свет из окна падал сле­ва или спереди. Затем ученик быстро перемещается так, чтобы свет падал сзади. Ученик убеждается, что во втором случае книга будет хуже освещена, чем в первом.

В вечерние часы лампа (с длинным шнуром) поме­щается поочередно то позади ученика, сидящего за столом учителя, то на столе справа, то на столе слева. Учащийся отмечает, что в первом случае книга и тет­радь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме падает на тетрадь тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно, без теней.

Учитель разъясняет, насколько важны для хоро­шего освещения комнаты в дневное время чистые стек­ла окон, а для хорошего освещения рабочего, места вечером — чистые ламповые стекла. Учитель пред­лагает учащимся рассматривать строчки в книге че­рез чистые и запыленные (или слегка покрытые ко­потью) стеклышки. Учащиеся отмечают, что через запыленные стеклышки буквы, слова, картинки вид­ны хуже.

— Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тет­радью. Если книга и тетрадь находятся на очень близ­ком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30—35 сантиметров от глаз, не ближе. Это расстоя­ние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев.

Учитель предлагает детям самим проверить этим способом на себе расстояние от глаз до книги.

Врачи установили, что на таком расстояния детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза мень­ше всего устают, зрение не портится.

Читать удобнее, когда книга имеет, небольшой на­клон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показать, как это делается).

Нельзя читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение все больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам. В более старшем возрасте можно делать перерывы реже.

«Как уберечь глава от заболеваний и повреждений»

Учитель разъясняет учащимся, что глаза необхо­димо беречь не только от переутомления, от ослабле­ния зрения. Еще важнее оберегать глаза от заболева­ний и повреждений.

Отчего могут заболеть глаза? Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда мы трем их пальцами, когда вытираем их носовым плат­ком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больны­ми глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Дети жалуются на резь в глазах. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу.

Чтобы уберечь глаза от заболеваний, надо пользо­ваться только своим и обязательно чистым полотен­цем, спать в отдельной чистой постели, не тереть гла­за руками, носовым платком (даже если он чистый на вид).

Некоторые дети теряют зрение — слепнут на один или оба глаза — при неосторожном обращении с ост­рыми предметами (перьями, карандашами, особенно химическими, вилками, ножами, ножницами, игла­ми и т. п.), во время озорных и опасных игр (напри­мер, игра в «чижики»), при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и т.д.

Когда держите перо, карандаш, вилку, ножницы (можно показать набор указанных предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с пером в руках, с вилкой, с ножиком. Если школьник поскользнется, споткнется и упадет, он может нанес­ти этими предметами тяжелое увечье себе и другим. Все эти предметы — не игрушки, ими нельзя забав­ляться.

Не ставьте карандаш и ручки острием кверху. Не пользуйтесь химическими карандашами. Не стойте слишком близко к человеку, который чинит каран­даш, строгает ножом, работает ножницами, шьет.

Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза. Удерживай­те товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших то­варищей.

При ознакомлении детей с этими правилами учи­тель может рассказать о некоторых несчастных слу­чаях с детьми, произошедших в данном городе, райо­не. При этом следует избегать излишнего запугива­ния детей.

^ Подведение итогов классного часа

В заключительной беседе по охране зрения учи­тель дает детям элементарное понятие о глазах как оргайе зрения (строение глаза на этом этапе обучения совершенно не затрагивается), затем он разъясняет им простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.

Для повторения и закрепления правил можно ис­пользовать следующую текстовую таблицу (написан­ную на листе бумаги или на доске).

Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений

1. Не трите глаза руками, носовым платком.

2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами.

4. Не играйте в опасные для глаз игры.

5. Если глаз засорился или заболел, немедленно об­ращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Как сохранить хорошее зрение:

1. Занимайтесь при хорошем освещении.

2. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 санти­метров от глаз, не подносите их близко к глазам.

4. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов»

источник