Меню Рубрики

Коррекционные упражнения по зрению в школе

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

— Рассматривание предметных картинок.

— Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

— Игра в лото с крупными картинками.

— Игра в домино с яркими крупными картинками.

— Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

— Выкладывание узора из цветных палочек.

— Распутывание лабиринтов ( линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

— Обведение изображений по контуру.

— Выкладывание узора из магнитной мозаики.

— Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.

Рекомендации по играм для детей со сходящимся косоглазием

— Рассматривание в калейдоскоп.

— Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

— Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

— Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

— Магнитная мозаика (на подставке).

— Соединение точек на бумаге в клетку.

— Рассматривание далеких и высоких предметов.

— Обведение 4-х клеточек в тетради.

— Рисование орнамента – бордюра.

— Перерисовка узоров через прозрачную бумагу (калька).

— Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

— Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

— Игры на совмещение контура и предмета.

Рекомендации по играм для детей с расходящимся косоглазием

— Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

— Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

— Обведение изображений по контуру.

— Штриховка и раскрашивание шаблона.

— Перерисовка изображений через кальку.

— Рассматривание в калейдоскоп.

— Выкладывание узора из цветных палочек.

— Рассматривание предметов, их описание.

— Составление целого из частей – кубики.

— Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

— Вырезание фигур, их деталей.

— Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

— Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Игры на развитие одновременного и бинокулярного зрения

— Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

— Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

— Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

— Составление целого из частей.

— Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

— Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

— Работа с книжками – раскрасками.

— Работа с разрезными картинками.

— Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.

Игры на развитие стереоскопического зрения

— «Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

— «Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

— Упражнения с кольцебросами.

Какие игры способствуют развитию зрения?

Уважаемые родители! Дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет.

Прищепки
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает зрительное внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает зрительное внимание.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
Игра развивает внимание, мышление.

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Раскрась вторую половинку»

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести

и т.д.) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву «а» и т.д. Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика.

источник

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  • Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  • Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  • Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  • Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
  • Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

    Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

    Зрительные маршруты и гимнастики.

    В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

    В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

    Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

    Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

    Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

    Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

    Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

    Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

    Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
  • источник

    В статье можно найти описание упражнений для сохранения хорошего зрения, для профилактики нарушений, для снятия усталости глаз, а также советы для педагогов и родителей.

    Влияние коррекционных упражнений на улучшение зрения.

    Наши глаза – два окошечка в окружающий мир. И от того, как эти окошечки работают, зависит виденье действительности. Глаза отображают наше самочувствие. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Чтобы глаза были здоровые, их нужно любить, им нужно помогать, когда они устают, нужно заботиться о них. Тогда они будут служить нам долго – долго, будут здоровыми до глубокой старости.

    Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зрения. Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных результатов.

    Первый закон хорошего зрения – это движение. Если глаз движется, значит, он видит.

    Нормальный глаз часто мигает, чтобы равномерно распределить слезную жидкость известно, что слезы не только увлажняют роговицу, но и дезинфицируют глаз, защищают их от микробов.

    Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

    Прежде чем выполнять упражнения для коррекции зрения, нужно уметь расслабить мышцы. Удобная поза для этого – поза “ Кучера”: сидя, ноги на ширине плеч, кисти висят свободно, плечи, немного опущены, голова висит на груди. В такой позе расслабляется максимальное количество, мышц (10-15сек.).

    Одно из упражнений, при котором можно достичь наибольшего расслабления для глаз пальминг.

    “Пальминг” (в анг. palm) – это самобиофорез глаз (прогревание энергией руки). Еще философ Кант отмечал, что “Рука – это мозоль выведенная наружу”. Люди всегда неосознанно использовали свою ладонь для облегчения состояния глаз. Энергией руки можно целенаправленно влиять на зрительную систему, расслаблять мышцы и подпитывать их энергией.

    Трем ладони до тех пор, пока не почувствуем тепло, складываем их под углом одну на одну. Ладони выравниваем, так, чтобы посредине осталась ямка, и “одеваем” их на глаза. Центр ладони должен быть над центром глазного яблока, основание мизинца на переносице, как мостик очков. Ладони должны плотно закрывать глаза, чтобы наступила полностью темнота. Локти поставьте на стол, сядьте удобно, спина прямая, голову не наклонять.

    Обязательно расслабьтесь! Через секунду – две почувствуете, как приятное тепло проникает с ладонь в глаза все глубже и глубже. Теперь можно представить себе что-нибудь очень приятное.

    После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

    Во время пальминга необходимо добиваться виденья абсолютно черного цвета. Этого достичь можно лишь тогда, когда психика человека находится в покое.

    “Пишем носом” . Сядьте поудобней, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос, как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на доске свое имя. Этим движением обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза. Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

    “Точки и крестики ”. Закройте глаза, прикройте их ладонями и представьте черное поле. Теперь нарисуйте носом маленькую букву “о”. В центре нее – еще меньше, а в центре этой еще меньше и т. д. пока не получится точка. А посреди точки поставьте маленький крестик, в центр крестика поставьте точку. Легонько помигайте ресницами.

    “Массаж для глаз” . Двумя пальцами массажируем лоб, брови, виски, под глазами, нос (указательным пальцем), ухо и за ухом, шею сзади (так, как большая часть напряжения припадает на заднюю часть шеи возле основания черепа). Сделайте “китайские” глазки, улыбнитесь друг другу!

    “Секретное письмо” . Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ученик попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание можно предложить написать ученику.

    “Сквозь пальцы” . Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя.

    Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут «проплывать» мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.

    Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем «не задерживаться» взглядом). Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.

    “Дальше — ближе” . Лучше выполнять там, где есть далекая перспектива. Посмотрите вдаль. Затем медленно переведите взгляд на кончик носа. Затем снова переведите взгляд вдаль, а затем вернитесь чуть выше на переносицу. Опять медленно вдаль, а затем на пространство между бровями. Снова вдаль и потом на темечко. Затем снова повторите. Посмотрев вдаль, зажмурьте глаза для снятия напряжения. Затем быстро-быстро поморгайте, не жмурясь, пытаясь расслабиться. Движения должны быть очень легкими расслабляющими. Переходим к следующему упражнению, взглянув на контрольную таблицу проверки зрения.

    Упражнения для профилактики нарушений зрения

    1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

    2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой
    стрелки.

    3. Глазами напишите цифры от 0 до 9.

    4. Глазами напишите свое имя и фамилию.

    5. Глазами напишите число, месяц и год рождения.

    6. Глазами нарисуй пружинки.

    7. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных восьмерок.

    8. Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников против часовой стрелки.

    9. Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9.

    10. Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.

    11. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.

    12. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник)
    сначала по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки.

    Упражнения для снятия усталости глаз.

    • Крепко зажмурить глаза на 5 — 7 сек., затем открыть.

    • Быстро моргать глазами в течение 30 — 60 сек.

    • Поставить указательный палей левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 — 5 сек., затем опустить руку.

    • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть руку и приблизить палец к глазам (в течение 3 — 5 сек.).

    • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.

    • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать руку и перевести взгляд на кончик носа. С закрытыми глазами переводить взгляд вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

    • Смотреть вдаль прямо перед собой 2 — 4 сек., затем перевести взор на кончик носа на 3 — 5 сек.

    • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30 — 50 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

    Общие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз.

    1. Упражнения лучше всего начинать с простых движений, постепенно увеличивая их сложность и скорость.

    2. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.

    3. При выполнении упражнений следует помнить о том, что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.

    4. Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.

    5. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывайте об этом!

    6. Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимайте очки. Помните, что обычно люди, не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому старайтесь либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно меняйте очки на более слабые. Конечно, не всем людям удается избавиться от очков, но все получат большую или меньшую пользу от упражнений.

    7. Ваше правило — делать упражнения понемногу, но чаще. При этом помните, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.

    8. Если один глаз у Вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше работы при помощи прикрытия более сильного глаза повязкой или ширмочкой.

    9. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения зрения будет разным для разных людей.

    10. Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их прогресс более заметен. Любой метод, который не дает видимых результатов после проведенного курса, должен быть исключен из Вашей программы или заменен другим.

    11. Помните: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.

    12. Старайтесь, чтобы в Ваш личный комплекс входили упражнения всех типов. Составляйте себе комплексы упражнений на неделю и меняйте их, чтобы избежать скуки. Не смотрите на приведенные упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в упражнениях, Вы можете без особых усилий придумать новые, не менее (а может быть и более) полезные упражнения.

    13. Мы не возражаем, если в конце концов в результате Ваших комбинаций и фантазий Вы остановитесь на определенном, свойственном только Вам, комплексе, который по Вашим субъективным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

    14. Чем больше и чаще Вы будете уделять время своим глазам, тем быстрее Вы ощутите эффект от домашнего лечения. Считается, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2-3 тренировки в день.

    15. Один раз в неделю перечитывайте приведенные выше правила и технику упражнения.

    16. По возможности воспользуйтесь помощью офтальмолога для проверки Вашего зрения в динамике. Обязательно осуществляйте самоконтроль в домашних условиях.

    Советы для педагогов и родителей.

    • Учитывая то, что процесс коррекции нарушений зрения весьма продолжительный, родителям необходимо постоянно следить за выполнением всех предписаний и поддерживать интерес ребенка к лечению.

    • Как правило, дети с патологией зрения нуждаются также в квалифицированной логопедической помощи, т.к. дефекты зрения влекут за собой различные нарушения речи.

    Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

    • Обращайте внимание детей на разнообразные звуки (как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.п.), на различия в тембре голоса и мелодии речи разных людей, интонациях речи у одного и то же человека. Это поможет им ориентироваться в окружающем мире, опираясь на слух.

    • Для слабовидящих и слепых детей особенно важным является обучение их определённым действиям, которые необходимо повторять многократно «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно постоянно поддерживать.

    • Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей настройки на оценку глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. При помощи таких настольных игр, как бильярд, футбол, хоккей дети смогут тренироваться в удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.

    • Под контролем взрослых для детей с нарушенным зрением вполне допустимым является даже катание на велосипеде.

    • Всем детям с нарушениями зрения полезно играть с разнообразными крупными конструкторами (с целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического зрения).

    Как видно из приведенных выше примеров, основная цель гимнастики для глаз – профилактика глазных болезней, а также их постепенная коррекция. Основными её принципами являются: расслабление мышц, уставших от концентрации зрения на мелких предметах, и тренировка всех мускул глазного яблока, достигаемая совершением комплекса вращательных и поступательных движений.

    источник

    90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

    За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

    Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

    Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

    Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

    Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

    Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

    Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

    1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

    Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

    Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

    При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

    2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

    — Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

    — Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

    — Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

    — Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

    3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

    Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

    Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».

    Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

    5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

    Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

    6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

    Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

    Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

    Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

    7. Упражнение со стереотренером.

    Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

    8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

    Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

    При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

    9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

    Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

    1. Слежение глазами по заданной траектории;

    2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

    Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

    На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

    1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

    2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

    3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

    4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

    5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

    10. Метка на стекле (По Аветисову).

    Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

    Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

    Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

    12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

    Особый интерес вызывают следующие упражнения:

    Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

    Так приятно расслабляются. (2 раза)

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    « Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

    Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

    • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
    • Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

    1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990

    2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

    3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

    4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

    5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

    6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

    7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

    источник

    Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зрения. С целью сбережения и улучшения зрения детей – работаем с ними индивидуально, в зависимости от диагноза и остроты зрения, организации режима дня в целом.

    Чтобы иметь хорошее зрение, я обучаю своих ребят саморегуляции эмоций и чувств (методами релаксации, диафрагмально-релаксационного дыхания), чтобы ребята умели пользоваться этими знаниями в любых ситуациях, чтобы эти умения приходили на помощь независимо от их состояния и настроения, а также обучаю любить природу, людей и себя, ко всем быть “толерантными”. Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных результатов.

    Упражнение для профилактики нарушений зрения

    1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
    2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой
      стрелки.
    3. Глазами напишите цифры от 0 до 9.
    4. Глазами напишите свое имя и фамилия.
    5. Глазами напишите число, месяц и год рождения.
    6. Глазами нарисуй пружинки.
    7. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных
      восьмерок.
    8. Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6
      треугольников против часовой стрелки.
    9. Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9. Зажмурив
      правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.

    10. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.

    11. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник)
    сначала по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки.

    Упражнение для активизации работы мышц глаза.

    1. Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с
      интервалом в 30 с. Повторите 5-6 раз.
    2. Вращайте глазами по кругу по 2-3 с. Повторите 3-4 раза.
    3. Быстро моргайте в течении 1-2 мин.
    4. Смотрите вдаль 30-40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25-30 см от
      глаза и смотрите 3-5 с. Повторите 3-5 раз.
    5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко
      соответствующего глаза и подержите 1-2 с. Повторите 3-5 раз.
    6. Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки,
      расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не
      сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
    7. Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно
      передвигайте игрушку справа на лево и следите за ней глазами, верните
      игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполнение упражнение
      для левой руки.
    8. Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глаза в правую сторону.
      Поверните глаза в левую сторону. Повторите 3-4 раза.
    9. Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся
      сзади. Выполните упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.

    10. Возьмите мяч в руку. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.

    11. Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мечом. Повторите 5-8 раз.

    Упражнения для восстановления зрения

    1. Лягте на спину. Ноги согните в коленях. Изобразите «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнитесь пяткой одной ноги, затем другой. Включите спину, бедра, руки на затылок. Похлопайте веками, представьте, что это крылья бабочки. Продолжайте,
    начиная рисовать руками зеркально-симметрические узоры. Смотрите на
    руки, потом сквозь них.

    1. Встаньте, согните колени. Ладони заведите за уши, большие пальцы касаются
      нижней челюсти. Массируйте пальцами голову. Глаза широко открыты.
      Поднимите голову вверх. Потяните шею. Сморщите рот, имитируя рыбу.
      Посмотрите вокруг и сымитируйте разговор с другими рыбами, как будто вы
      находитесь в воде.
    2. Сядьте, расслабьте тело. Наклонитесь и обхватите ноги, держась за
      подушечки пальцев. Нажмите на большие пальцы, выдохните, расслабьте
      область таза. Поднимаясь, выдохните. Снова наклонитесь, нажимая теперь на
      пятки. Повторите несколько раз до полного расслабления тазовой области.
    3. Глубоко дышите, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные,
      вертикальные и диагональные восьмёрки вокруг предмета, на которой
      смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.
    4. Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами
      так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите
      на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь
      представьте темноту и расслабьтесь.
    5. Сложите руки вместе перед лицом. Моргните и посмотрите на ладони. Пусть
      глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторите в другую сторону. Отдохните.
      Затем моргайте и смотрите только на одну ладонь, затем на другую. Теперь
      глазами «копайте» пространство слева, потом справа, затем внизу.
    Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

    источник

    Кто такой тифлопедагог?

    Как помочь детям с нарушенным зрением?

    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА «СОВЕТЫ ТИФЛОПЕДАГОГА»

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АМБЛИОПИИ

    1.И.П. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть на 3 – 5 сек. (6 – 8 раз).

    Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

    2.И.п. – сидя быстро моргать в течение 1 – 2 мин.

    Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

    3. И.п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной на уровне средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см. от глаз, и смотреть на него 3 – 5 сек., затем опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.

    Упражнение способствует снятию утомления, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    4. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на уровне средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнет двоиться. (6 – 8 раз).

    Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    5. И.п. – стоя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца (1 мин).

    Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРОТЫ ЗРЕНИЯ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА И УЛУЧШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

    Дети забрасывают в корзину цветные шарики, в процессе лечения размер, а также цветовая насыщенность и яркость этих шариков уменьшаются.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОНОКУЛЯРНОГОГЛУБИННОГО ЗРЕНИЯ ПО ВТОРИЧНЫМ ФАКТОРАМ ГЛУБИНЫ, УВЕЛИЧЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.

    Ребенок должен указать форму предмета, его расположение в пространстве по отношению к идентичным предметам. Дистанция между предметами постоянно сокращается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.

    Описание детьми времен года устно (с использованием наглядных иллюстраций или наблюдения на улице) и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТАКТИЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Ощупывание в мешочке предметов, нахождение идентичных по форме предметов, извлечение их, сортировка по цвету, размеру, распределение предметов по группам. («Волшебный мешочек»).

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРОТЫ ЗРЕНИЯ И АНАЛИТКО – СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Дети выкладывают треугольник из трех цветных палочек, из четырех – квадрат, из шести – прямоугольник и т. д. В ходе занятий производится постепенное уменьшение размера, цветовой насыщенности и яркости палочек.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.

    Ребенку дают три рисунка в различном цветовом оформлении. Нужно назвать цвет детали рисунка, подобрать соответствующий эталон (форма, цвет…)

    В настоящее время считается, что лечение дисбинокулярной амблиопии должно проводиться с широким использованием цветных объектов. Это позволяет добиться более высоких результатов

    АСТИГМАТИЗМ

    Фактически астигматизм – наиболее часто встречающееся отклонение при преломлении лучей, он бывает у 90% людей.

    Однако, астигматизм, нуждающийся в исправлении, обычно связан с близорукостью.

    Ни один глаз не имеет совершенную форму шара, но глаз, который видит отлично, имеет гладкую круглую роговицу. Она сводит лучи света вместе так же, как лупа фокусирует луч солнечного света.

    Астигматизм возникает потому, что прямые мышцы глаза растягиваются неравномерно, заставляя роговицу искривляться неодинаково по всей поверхности.

    Обычно роговица изгибается по более крутой кривой относительно горизонтальной или вертикальной оси.

    Это неравномерное искривление заставляет часть лучей, проникающих в глаз, фокусироваться перед сетчаткой, а часть – позади нее.

    Изображение кажется искаженным из – за нескольких точек пересечения лучей.

    Расслабляя глаз можно уменьшить астигматизм.

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АМБЛИОПИИ

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АМБЛИОПИИ.

    1.И.П. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть на 3 – 5 сек. (6 – 8 раз).

    Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

    2.И.п. – сидя быстро моргать в течение 1 – 2 мин.

    Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

    3. И.п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной на уровне средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см. от глаз, и смотреть на него 3 – 5 сек., затем опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.

    Упражнение способствует снятию утомления, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    4. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на уровне средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнет двоиться. (6 – 8 раз).

    Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    5. И.п. – стоя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца (1 мин).

    Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРОТЫ ЗРЕНИЯ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА И УЛУЧШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

    Дети забрасывают в корзину цветные шарики, в процессе лечения размер, а также цветовая насыщенность и яркость этих шариков уменьшаются.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОНОКУЛЯРНОГОГЛУБИННОГО ЗРЕНИЯ ПО ВТОРИЧНЫМ ФАКТОРАМ ГЛУБИНЫ, УВЕЛИЧЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.

    Ребенок должен указать форму предмета, его расположение в пространстве по отношению к идентичным предметам. Дистанция между предметами постоянно сокращается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.

    Описание детьми времен года устно (с использованием наглядных иллюстраций или наблюдения на улице) и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТАКТИЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Ощупывание в мешочке предметов, нахождение идентичных по форме предметов, извлечение их, сортировка по цвету, размеру, распределение предметов по группам. («Волшебный мешочек»).

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРОТЫ ЗРЕНИЯ И АНАЛИТКО – СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Дети выкладывают треугольник из трех цветных палочек, из четырех – квадрат, из шести – прямоугольник и т. д. В ходе занятий производится постепенное уменьшение размера, цветовой насыщенности и яркости палочек.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.

    Ребенку дают три рисунка в различном цветовом оформлении. Нужно назвать цвет детали рисунка, подобрать соответствующий эталон (форма, цвет…)

    В настоящее время считается, что лечение дисбинокулярной амблиопии должно проводиться с широким использованием цветных объектов. Это позволяет добиться более высоких результатов.

    источник

    Татьяна Ефремова
    Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»

    В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

    Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

    Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

    Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

    Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

    В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

    Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

    1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

    Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

    2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

    Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

    3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.

    4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

    Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

    5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

    Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

    Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

    6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.

    7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

    Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

    При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

    8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

    Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

    1. Слежение глазами по заданной траектории;

    2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

    На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

    9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

    1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

    2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

    3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

    4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

    5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

    10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

    Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.

    Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

    11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)

    Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

    Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

    12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

    Особый интерес вызывают следующие упражнения:

    Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

    Так приятно расслабляются. (2 раза)

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз — рука» и коррекцию ее недостатков.

    Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

    «Собери картинку из геометрических фигур»

    Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

    • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

    • Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

    1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990

    2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

    3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

    4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

    5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

    6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

    7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

    Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

    Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет). Месяц № игр.

    Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

    Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является.

    Описание опыта работы «Безопасность детей в окружающем мире» Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения дошкольников.

    Описание опыта работы «Организация труда детей в природе» Описание опыта работы на тему: «Организация труда детей в природе». Воспитатель ДОУ Давыдова Елена Ивановна Описание.

    Описание опыта работы по теме «Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет: значение, актуальность» Введение Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения,.

    Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы) Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в.

    Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» 1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме: «Коррекционная направленность обучения рисованию детей.

    Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

    источник