Меню Рубрики

Курсовая на тему инвалиды по зрению

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

Факультет «Информатика и системы управления»

Кафедра «Компьютерные системы и сети»

д.т.н., проф. _____________Сюзев В.В.

«____» _________________ 2013 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

«Научная организация инженерного труда»

Технические средства реабилитации инвалидов — это устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В данном аналитическом обзоре будут рассматриваться технические средства для реабилитации инвалидов по зрению, слепых и слабовидящих. Специалисты всего мира работают над созданиями устройств, позволяющих сделать жизнь этих людей более комфортной и приспособленной к современному миру.

ДЗ 20с., 5 рис., 7 источников

ЗРЕНИЕ, ГЛАЗ, ИНВАЛИД, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОРИЕНТИРОВАНИЯ, ТИФЛОТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, УСТРОЙСТВО, НАУКА, ПРОБЛЕМА

В данной работе рассмотрены современные технические средства для реабилитации инвалидов по зрению, тенденции их развития, принципы работы и их конкретное предназначение. Целью данной работы является выявление основных технических средств, помогающих людям с нарушением зрения.

Целью данного обзора является рассмотрение основных устройств, с помощью которых люди с ограниченными возможностями по зрению – могут комфортнее и уверенней себя чувствовать в современном мире, осуществлять профессиональную и трудовую деятельность. Специалисты разрабатывают различные по сложности технические устройства и технические средства: от простых приспособлений для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, приборы для ручного’ письма по системе Л. Брайля до «говорящей» бытовой техники, которые будут рассмотрены в данной работе.

Обзор разделен на 4 раздела. Первый посвящен обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов согласно федерльному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ, второй – техническим средствам ориентирования, помогающим перемещаться слепым и слабовидящим людям. Третий раздел содержит информацию о тифлотехнических средствах реабилитации инвалидов по зрению(очки, лупы, видеоувеличители и др). В последнем, четвертом разделе рассматриваются различные технические средства, в том числе спортивные, бытовые и тд. В обзоре приведены примеры применения данных технологий в современном мире, указав принципе их функционирования.

1 Технические средства реабилитации7

2 Технические средства ориентирования 9

2.1 Классификация основных направлений развития технических средств ориентирования 10

2.2 Сравнительные результаты реализации различных систем замещения зрения 10

2.3 Практическое внедрение 11

3 Тифлотехнические средства реабилитации 13

3.2 Специальные устройства для чтения «говорящей книги»14

3.3 Оптические средства для коррекции слабовидения14

3.4 Медицинские приборы с речевым выходом16

3.5 Собаки-проводники с комплектом снаряжения17

4 Различные приборы для инвалидов по зрению18

Список используемых источников20

Основание для данного обзора является учебный план кафедры ИУ6. Целью данного обзора является рассмотрение основных устройств, с помощью которых люди с ограниченными возможностями – инвалиды по зрению – могут комфортнее и уверенней себя чувствовать в современном мире.

К задачам данного обзора можно отнести рассмотрение следующих вопросов:

  1. Какие существуют современные технические средства для реабилитации инвалидов по зрению, в чем их полезность?
  2. Какие из них самые распространенные, широко применяемые, перспективные и почему?

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

    • глубокое нарушение зрения обоих глаз;
    • глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
    • среднее нарушение зрения обоих глаз;
    • глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный. [1]

Незрячие люди могут быть самостоятельными и независимыми. Эта мысль уже никого не удивляет. Быть независимыми, незрячим во многом помогают технические средства реабилитации. Из всего разнообразия технических средств реабилитации для слепых и слабовидящих мы остановимся на тех, которые созданы для облегчения ориентирования в пространстве и помощи в свободном передвижении.

Если обратиться к истории, то мы с удивлением увидим, что только в первой половине XX века появилась белая трость как инструмент свободного и самостоятельного передвижения. Примерно в тоже время появилась и собака- проводник, в задачу которой входило сопровождение слепого человека. С официальным появлением приспособлений для самостоятельного и независимого передвижения людей с нарушением зрения стали появляться различные школы, разрабатывающие научно- методическую базу ориентирования и мобильности. К этому процессу подключились и конструкторы, придумывающие и разрабатывающие более совершенные средства для ориентирования и мобильности с учётом последнего слова техники. [2]

На сегодняшний день мы имеем в арсенале множество технических и высокотехнологических средств для обеспечения жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями в связи с проблемами зрения. В данном обзоре будут рассмотрены различные технические средства, включая средства ориентирования, бытовые приборы и тд.

  1. Технические средства реабилитации

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется обеспечение техническими средствами реабилитации, рекомендованных индивидуальными программами реабилитации, за счет средств федерального бюджета.

27 декабря 2010 года распоряжением Правительством Российской Федерации №2423-р принято решение о передаче Правительству Московской области полномочий по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

С 01.01.2011 года в соответствии с заключенным Соглашением между Правительством Московской области и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации данные полномочия возложены на Министерство социальной защиты населения Московской области.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно. К ним относятся:

  • Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  • Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  • Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
  • Ортопедическая обувь.
  • Противопролежневые матрацы и подушки.
  • Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  • Специальная одежда.
  • Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  • Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  • Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  • Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  • Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  • Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  • Телефонные устройства с текстовым выходом.
  • Голосообразующие аппараты.
  • Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  • Абсорбирующее белье, подгузники.
  • Кресла-стулья с санитарным оснащением.
  • Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
  • Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
  • Предоставление услуг по сурдопереводу.[3]
  1. Технические средства ориентирования

В течение десятилетий незрячие возлагали большие надежды на изобретение электронных устройств, которые помогали бы в ориентировке.

Появляются все более сложные, казалось бы, более умные технологии, которые призваны облегчить быт и самостоятельное передвижение слепых в пространстве. Из таких приспособлений можно привести пример: ультразвуковой локатор (рисунок 1), лазерная трость, фотофон.

Рисунок 1 — ультразвуковая трость для слепых Tacit

Автором разработки стал инженер по имени Стив Хофер (Steve Hoefer), устройство Tacit представляет собой компактный сонар, который закрепляется на левой или правой руке. При помощи ультразвука он «ощупывает» все окружающие предметы и сообщает о них при помощи системы тактильной обратной связи. Сенсоры определяют расстояния до внешних объектов, транслируют данные на процессор, который обрабатывает информацию, интерпретирует ее и отдает управляющие команды закрепленным на запястье сервомоторам. А сервомоторы создают на запястье давление соответствующей величины, и владелец устройства всегда знает, что и где находится. В качестве источника питания используется стандартная батарейка на 9 В.[4]

Передвижение из одного пункта в другой состоит из двух аспектов. Первое — это непосредственно сама ориентировка, то есть человек должен знать направление движения, представлять пространство вокруг себя, представлять сам маршрут. Второе — это мобильность, то есть, возможность безопасно и эффективно передвигаться в пространстве, не подвергая себя и других людей опасности.

Но дело в том, что электронные приспособления есть, однако в большинстве они не оправдывают все ожидания, так как либо не могут полноценно заменить зрение или имеют очень высокую себестоимость.

    1. Классификация основных направлений развития технических средств ориентирования

По способу получения пространственной информации известные технические средства ориентирования можно разделить на:

  • системы со световой локацией в инфракрасном диапазоне частот;
  • системы с ультразвуковой локацией;
  • телевизионные системы.

По способу представления информации в технических средствах ориентирования делятся на устройства, использующие:

источник

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 5

1.1 Виды социальной реабилитации 5

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 10

2.1 Методы социальной реабилитации 10

2.2 ВОС и ее роль в социальной реабилитации 12

На рубеже XIX и XX веков инвалидами считали военнослужащих, неспособных к службе из-за ран, болезней и дряхлости. Их социальное обеспечение было организовано впервые во Франции при Франциске I (1515-1547 гг.), в виде выдачи пенсий и размещения по замкам. В России Пётр I в 1720 году указал определять их в монастыри и богадельни. Затем, при Екатерине, инвалидов размещали по назначенным городам, с отводом им квартир и определенного содержания. В 1796 году для них были учреждены инвалидные роты при гарнизонных батальонах (с 1811 г. – инвалидные команды), упраздненные в 1864 году. С 1874 г. правом на социальное обеспечение пользуются нижние чины, сделавшиеся вследствие увечий, ран и болезней, полученных на службе, неспособными к труду. Инвалиды получали по 3 рубля в месяц, а те, которые нуждались в постороннем уходе, помещались в богадельни и благотворительные заведения. Более позднее определение трактует понятие «инвалид» шире: Инвалид (латин. invalidus – бессильный) – «человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости. Военно-служащий, искалеченный на войне или состарившийся на службе до поте-ри трудоспособности».

Инвалидность сегодня является проблемой не одного человека, а всего общества в целом. Постоянный рост численности инвалидов – с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, независимо от его физических, психических, интеллектуальных способностей, – с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права – все это предопределяет важность анализа социальной реабилитации инвалидов.

Повышенной значимостью обладает тема социальной реабилитации инвалидов по зрению. Врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефект у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Достижение основной цели реабилитации инвалидов по зрению – восстановления человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции,  возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитаци-онных мероприятий.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс со-циально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов  реконвалесценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации .

Реконвалесценция  это этап выздоровления с восстановлением нару-шеного зрения. Но это не всегда удается. Это влечет за собой дезадаптацию, парциальную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни и деятельности  работу, образование, от-ношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и социальной деза-даптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстано-вительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям су-ществования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации  обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению  это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта. Цель социальной реабилитации  ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

В социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида по зрению и общества. Их принято называть «моделями инвалидности», которые в целом можно разбить на две группы. В первом случае инвалидность понимается как личная проблема (медицинская модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема (так называемая «социальная» модель). Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (в том числе обществом).

Основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных связен, то есть социально-психологическая адаптация (у поздно ослепших – реадаптация). Целенаправленное формирование установки на общение, овладение, способами восприятия и понимания партнеров по социальным контактам позволяет существенно расширить сферу коммуникаций слепых и таким путем осуществить их социально-психологическую адаптацию и реадаптацию.

Социальная реабилитация включает в себя психологическую реабилитацию, педагогическую реабилитацию, а также допрофессиональную подготовку. Важную роль в социальной реабилитации инвалидов играет Всероссийское (ранее – Всесоюзное) Общество Слепых (ВОС).

1. Андреева О.С. Организационно-функциональная модель професси-ональной реабилитации инвалидов / / Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / В.А. Сидоров, C.А. Мельников и др. – М., 1996.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – М., 2004.

3. Неумывакин А.Я. Основные направления деятельности Всероссийского общества слепых и предложения по совершенствованию законодательства в области их социальной защиты. // Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. 2008. №4.

4. Основы модернизации социального знания: Учебник / Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006.

5. Старобина Е.М, Стеценко С.А., Свистунова Е.Г. и др. Психологи-ческие аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации. – М., 2002.

источник

Слепота и другие нарушения зрения – важнейшая социальная проблема, поскольку через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. К слепым относят людей с полным отсутствием отсутствие зрения, т.е. способности воспринимать при помощи зрения форму предметов, их очертания и свет. К слабовидящим причисляют с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Такие люди регулярно используют оптический анализатор для чтения и письма и других зрительных работ в особо благоприятных условиях. В мире более 20 миллионов людей являются слепыми. Это 1 % всего населения планеты. 42 миллиона человек имеет тяжелый уровень снижения зрения. Их острота зрения 0,1. Они неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. В России инвалидов по зрению насчитывается около трех сотен тысяч человек, из них большинство – абсолютно слепые.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Главными причинами роста инвалидности по зрению являются:

· осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний;

· низкий уровень материально-технического обеспечения больниц;

· неблагоприятные условия труда;

Все дефекты зрения могут быть разделены на две группы:

1) прогрессирующие, к которым относятся заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки;

2) стационарные, к которым относятся пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта.

Ослепшие люди, как правило сталкиваются со стандартным кругом проблем, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

· резкое снижение способности видеть;

· снижение способности идентифицировать людей и объекты;

· ухудшение умения соблюдать личную безопасность;

· сложности с пространственной ориентировкой;

· сложности в понимании исходного положения рук и ног;

· сложности в понимании положения тела;

· сложности понимания места положения в пространстве;

· сложности понимания направления движений;

· снижение способности к самообслуживанию,

· снижение способности к участию в домашних и общественных делах;

· низкие возможностями в сфере образования и трудоустройства;

· низкие возможности получения доходов;

· потребность в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание;

· потребность в лечебном и медицинском обслуживании;

· трудности в передвижении на улице и в транспорте;

· трудности в общении, сужение круга общения;

· предвзятое и неадекватное отношение к ним со стороны зрячих;

· крайняя ограниченность видов досуговых мероприятий;

· крайняя ограниченность занятий культурой и спортом;

С другой стороны, имеется множество проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению, среди которых особенно выделяются следующие:

· дефицит специальной методической литературы по вопросам социальной реабилитации инвалидов по зрению;

· нехватка специалистов-реабилитологов, специализирующихся в данной области;

· трудности обучения слепых в обычных учебных заведениях, связанные с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами;

· отсутствие возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома и по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить;

· отсутствие такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании и реабилитации;

· низкий процент участие слепых в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, низкий уровень потребления товаров длительного пользования, неприемлемые жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Поэтому среди приоритетных направлений социальной защиты инвалидов по зрению следует выделить:

· улучшение медицинского обслуживания и реабилитации;

· решение проблем трудоустройства и профессионального обучения;

· улучшение материального положения инвалидов и их семей;

· укрепление сети реабилитационных центров;

· укрепление сети специализированных учебных заведений и предприятий;

· увеличение материальных дотаций;

· расширение социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью;

· расширение социальных льгот по уплате налогов и других привилегиях.

Долгое время вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях Всероссийского общества слепых и в территориальных первичных организациях. На сегодняшний день эти предприятия не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты территориальных первичных организаций оказывают человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку. Сегодня для слепых строятся реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых – Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина и др., 2005, С. 257 – 258):

· медицинская – направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

· медико-социальная – комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

· социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;

· психологическая – психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;

· педагогическая – обучение и воспитание;

· профессиональная – профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

· разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.

Итак, социальная реабилитация инвалидов по зрению – это важнейшая задача современного государства и общества, которая может быть решена только с помощью комплексных мер и объединенных усилий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8808 — | 7524 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Понятие и проблема инвалидности. Критерии установления инвалидности без срока переосвидетельствования. Медико-социальная экспертиза в системе реабилитации инвалидов. Теоретические основы реабилитации инвалидов. Права инвалидов по зрению на реабилитацию.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

1.2 Медико-социальная экспертиза в системе реабилитации инвалидов

2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

2.1 Теоретические основы реабилитации инвалидов

2.2 Права инвалидов по зрению на реабилитацию

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность темы работы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

В основе эффективной реализации любой социальной технологии — концепция деятельной модели личности. Деятельная, т. е. творческая, энергичная личность, — главное условие успешной реабилитации в самьж сложных социально-биологических вариантах ограничений.

Проблема социальной реабилитации — масштабное понятие высокоинтегративного смысла. В этой связи раскрытие ее — процесс многоступенчатый, поэтапный.

В методическом плане разработана система изучения проблемы, включающая органично взаимосопряженные разделы концептуального плана и совокупности частных технологий решения многочисленных частных аспектов проблемы инвалидности.

Начиная с основ реабилитации инвалидов, программа представляет последовательную схему разделов: основы адаптации и реабилитации детей-инвалидов, основы адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями, основы адаптации подростков-инвалидов, содержание и методы социальной работы с инвалидами, содержание и методы социальной работы с пожилыми.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально — экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздрава и Минтруда, регламентирующих деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и службы реабилитации инвалидов зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

Как видим, выбранная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество.

Целью данной работы является анализ вопросов по реабилитации инвалидов с нарушением зрения.

Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.

— привести понятие инвалидности;

— опеределить роль медико-социальной экспертизы в системе реабилитации инвалидов;

— рассмотреть теоретические основы реабилитации инвалидов;

— изучить права инвалидов по зрению на реабилитацию.

1. ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».

Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных принц роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной» Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М.Панов, Е.И.Холостова. — М.: Инфра, 1997. — С.55..

Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. А вместе с тем, инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

В начале 90-х годов положение в области социальной политики, и в частности в области социального и медицинского обслуживания трудоспособного населения и инвалидов было более чем плачевное. Поэтому нужно было срочно создавать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция РФ, провозгласила, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41).

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно — гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно — диагностическую, реабилитационную, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.

Как отмечают авторы, комментария к Конституции РФ, социальное обеспечение — это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию. Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 — 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др Теория и методика социальной работы / Под редакцией П.Д.Павленка. — М.: Инфра, 1993. — С. 54.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, нашла дальнейшее отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее закон о Социальной защите).

Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Этот закон устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ряду этих мер — медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением и др.

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии со статьей 1. Закона о Социальной защите, — инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Расшифровка данного определения происходит через его структурные элементы:

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Читайте также:  Стильные очки для зрения для девочки 10 лет

Ограничение жизнедеятельности (далее по тексту ОЖД) — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Степень ограничения жизнедеятельности — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная защита — система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Эти структурные элементы позволяют раскрыть сущность причин инвалидности и понятие реабилитации инвалидов.

Признание лица инвалидом в Российской Федерации осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ Желудков А.В. Право социального обеспечения. — М., 2008. — С. 34.

В соответствии с пунктом 21 «Положения о признании лица инвалидом», Утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965, причинами инвалидности являются:

— трудовое увечье. Устанавливается при несчастном случае и в зависимости от обстоятельства, при котором он произошел. Должен быть составлен акт о несчастном случае;

— инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет, у учащихся до 18 лет).

— инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,

— военная травма или заболевание, полученные в период военной службы,

— инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС (документом, подтверждающим вышеуказанное обстоятельство, является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС),

— инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством РФ.

В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

1.2 Медико-социальная экспертиза в системе реабилитации инвалидов

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза (далее — МСЭ) — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И.Холостовой. — М.: Инфра, 2008. — С.49.

МСЭ гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно — профилактическому учреждению здравоохранения (далее — учреждение здравоохранения). В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, МСЭ может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующим деятельность учреждений Государственной службы МСЭ, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 «О порядке признании лица инвалидом» (вместе с «Положение о признании лица инвалидом «, «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы»).

На Государственную службу МСЭ возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ (далее — бюро) и главное бюро МСЭ (далее — главное бюро).

Основными задачами этих учреждений являются:

— определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

— разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 — 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 — 2 тыс. человек в год Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И.Холостовой. — М.: Инфра, 2008. — С. 86.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля и смешанного профиля. Для проведения МСЭ лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

Бюро во время осуществления своей деятельности:

— определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;

— устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;

— определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

— определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

— формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

— оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим МСЭ, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

— формирует банк данных о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;

— принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

— предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

В штатный норматив Главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально — средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно — статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно — реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи. В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

— проводит МСЭ лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

— проводит МСЭ граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;

— формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

— оказывает первичную реабилитационно — психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим МСЭ;

— формирует банк данных субъекта РФ о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта РФ, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта РФ;

— принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

— предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право:

— направлять лиц, проходящих МСЭ, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно — профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

Гражданин направляется на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на МСЭ по направлению органа социальной защиты населения.

Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И.Холостовой. — М.: Инфра, 2008. — С. 134.

Орган социальной защиты населения может направлять на МСЭ лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

МСЭ лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.

Руководитель учреждения назначает состав специалистов учреждения, проводящих МСЭ лица и принимающих экспертное решение о признании лица инвалидом. Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения МСЭ. Гражданин либо его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении МСЭ с правом совещательного голоса.

Специалисты учреждения, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально — бытовые, профессионально — трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю. В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро МСЭ, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.

В случаях, требующих применения сложных видов экспертно — реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно — профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро МСЭ, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально — бытового положения лица и другие меры.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты учреждения принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.

В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими МСЭ, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Программа утверждается руководителем учреждения и в 3-дневный срок после ее разработки направляется в орган социальной защиты населения. Данные индивидуальных программ реабилитации инвалидов вводятся в банк данных главного бюро МСЭ Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И.Холостовой. — М.: Инфра, 2008. — С.167.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.

В 1976 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла международную классификацию нарушений снижения трудоспособности и социальной недееспособности. Она была принята в дополнение в Международной классификации болезней. Суть в том, что последствия болезней рассматриваются в виде последовательных состояний (болезнь — нарушения здоровья — ограничение жизнедеятельности — социальная недееспособность). Эта классификация была положена в основу следующего нормативно-правового акта «Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минздрава РФ № 30, Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29.01.1997 Желудков А.В. Право социального обеспечения. — М., 2008. — С. 72.

К этому документу есть методические рекомендации по применению классификации и временных критериев, используемых при осуществлении МСЭ, которые были выпущены в 1997:

Болезнь — внутреннее давление;

Нарушение — внешнее проявление болезни в виде расстройств организма или анатомической структуры;

Ограничение жизнедеятельности — невозможность выполнять основные компоненты повседневной жизни (или возможность выполнять их лишь частично);

Социальная недееспособность — это недостаток, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для него роль в обществе.

Эта классификация обстоятельств, которые ставят инвалида в невыгодное положение по сравнению со здоровым человеком и, таким образом, это есть проявление болезни на социальном уровне.

В свою очередь каждый из этих структурных элементов данной классификации, имеет свою классификацию.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Так, нарушением здоровья, считается — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Классификация нарушений основных функций организма человека:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

— нарушения статодинамической функции (стояния, равновесия, передвижения);

— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции (висцеральные и метаболические расстройства);

Классификация основных категорий жизнедеятельности.

Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве, воспринимать сигналы посредством зрения, слуха, обоняния, осязания и реакция на эти сигналы.

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.

Классификации нарушений функций организма по степени выраженности. Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:

1 степень — незначительные нарушения функций;

2 степень — умеренные нарушения функций;

3 степень — выраженные нарушения функций;

4 степень — значительно выраженные нарушения функций.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Степень ограничения жизнедеятельности — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Приведем классификацию ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.

1. Ограничение самообслуживания:

1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

3. Ограничение способности к обучению:

1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

3 степень — неспособность к обучению.

4. Ограничение способности к трудовой деятельности:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к трудовой деятельности.

5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация).

6. Ограничение способности к общению:

1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;

2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к общению.

7. Ограничение способности контролировать свое поведение:

1 степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;

2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение.

Таким образом, в основе определения группы лежит три фактора: Степень нарушения функции. Ограничение жизнедеятельности. Социальная недееспособность, которая приводит к необходимости социальной защиты.

Они должны быть отражены в акте, медицинской карте больного.

Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».

При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениями:

Клиническая диагностика, которая включает

клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;

стадии патологического процесса;

характер нарушения функций;

степень нарушения функций;

клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)

Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.

Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.

Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:

Развернутый клинико-функциональный диагноз

Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)

Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);

ОЖД с указанием категорий и степеней

Потребность в мерах социальной помощи или защиты.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию третьей степени;

— способности к передвижению третьей степени;

— способности к ориентации третьей степени;

— способности к общению третьей степени;

— способности контроля за своим поведением третьей степени.

Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию второй степени;

— способности к передвижению второй степени;

— способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;

— способности к обучению третьей, второй степеней;

— способности к ориентации второй степени;

— способности к общению второй степени;

— способности контроля за своим поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.

Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

— способности к самообслуживанию первой степени;

— способности к передвижению первой степени;

— способности к обучению первой степени;

— способности к трудовой деятельности первой степени;

— способности к ориентации первой степени;

— способности к общению первой степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820).

2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

2.1 Теоретические основы реабилитации инвалидов

инвалидность реабилитация социальный зрение

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек, — семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам — взрослым или детям — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам.

Данная проблема следующим образом определяется Всемирной организацией здравоохранения: структурные нарушения (impairments), видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности (disability), что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации (handicap). Инвалидность — это не состояние, но процесс ограничения возможностей, процесс, где нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограниченных возможностей может стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.

Социологические научные исследования показали, что уровень и качество жизни инвалидов в РФ значительно ниже, чем в среднем у населения, их многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно, что определяет необходимость формирования оптимально функционирующей системы социальной защиты инвалидов, отвечающей международным нормам, политике государства в отношении инвалидов и современной концепции инвалидности. Приоритетным направлением социальной защиты этих граждан должна стать реабилитация инвалидов.

Реабилитация инвалидов — сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, социальные и профессиональные аспекты. Вместе с тем особое место должна занимать профессиональная реабилитация инвалидов. Обусловлено это тем, что экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан.

Одно из главных условий — обеспечение права человека на труд. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог — трудовое устройство инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности.

Проблеме реабилитации посвящены многочисленные научные программы, разрабатываемые в рамках ООН такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная организация труда (МОТ) и др.

Первое определение сущности реабилитации было дано ВОЗ следующим образом: «. не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Данное определение отражало сугубо функциональный подход, при котором приоритет реабилитации виделся в психофизиологическом восстановлении человека, что представлялось достаточным для достижения его благополучия. Однако практика показала, что само по себе улучшение и даже полное восстановление здоровья далеко не всегда обеспечивает возвращение человека в тот биосоциальный ритм жизни, в котором он пребывал до развития болезни и инвалидности. Болезнь и инвалидность существенно изменяют человека, его биосоциальные связи с внешним миром становятся иными, и только лишь мерами, направленными на восстановление физических и психических функций, не удается добиться должного успеха.

Очевиден масштабный подход к решению проблем реабилитации и стремление рассматривать реабилитацию через систему разноплановых мероприятий. В этом определении четко очерчены цели реабилитации:

предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности;

возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.

Обращает на себя внимание тот факт, что особое значение придавалось лишь одному ограничению жизнедеятельности человека — утрате трудоспособности. Признавая безусловную прогрессивность данной дефиниции реабилитации, нельзя не видеть ее ущербности. Жизнь человека не может и не должна рассматриваться только через призму его способности или неспособности трудиться. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное для человека значение имеют: самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением, способность к обучению и трудовой деятельности.

В 1981 году Комитет экспертов ВОЗ дал целевое трактование реабилитации инвалидов: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает интеграцию его в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации». В этом определении не уделено внимания роли естественных процессов восстановления за счет компенсаторно-адаптационных механизмов организма и усилий личности, не учтена необходимость направить реабилитационные мероприятия не только на сокращение последствий возникшей непригодности, но и на поддержание и развитие потенциальных способностей личности.

источник