Меню Рубрики

Менеджмент с точки зрения социологии является

Источник: реферат по дисциплине «Социология»

Социология менеджмента

Рассматривая проблемы социальной организации общества, необходимо учитывать развитие таких его структурных элементов, как менеджмент, поскольку все чаще лидирует точка зрения, согласно которой вся дальнейшая судьба человеческой цивилизации ставится в прямую зависимость от развития социального института менеджмента, выражающего «веру в возможность контроля над средствами жизни человека путем систематической организации экономических ресурсов. в то, что экономические изменения могут быть превращены в самый мощный двигатель улучшения жизни человека и социальной справедливости. » [1, с 4]. Именно поэтому менеджмент является объектом исследования социологической науки, в первую очередь, как социальный институт, поскольку с содержательной стороны представляет собой совокупность принципов, форм и методов управления, социальных ролей и статусов, возникающих в целях наиболее эффективной организационной деятельности.

Актуальность проблем менеджмента очевидна. Данный элемент общества в последние десятилетия развивается все интенсивней, издается литература, меняются подходы, принципы. Проблемы, связанные с экономикой с позиции социальной теории, начали изучать еще Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм. Время шло, экономика как и социология развивалась, появлялись новые проблемы, новые теории, новые взгляды. Огромный вклад в современное изучение менеджмента (не только с точки зрения социологии) внес американский ученый Питер Фердинанд Друкер. В 2007 переизданы 2 книги – «Задачи менеджмента в 21ом веке» и «Практика менеджмента».

Целью данной работы является рассмотрение современного менеджмента на примерах разных стран, с небольшим экскурсом в историю для проведения аналогий. Т.к. менеджмент является в большей степени экономическим термином, рассмотрим его социально-экономические функции и цели, а также обсудим аспекты социологического исследования менеджмента.

Социология современного менеджмента

Социология современного менеджмента — социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела — управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть — индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда (гуманизацией труда), экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Союз двух дисциплин, или двух направлений мысли, — социологии и менеджмента — порожден и востребован самой жизнью. Цивилизованные рыночные страны, скажем США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом прогрессе, потому что прежде всего очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общества и философию своего менеджмента. Они попытались ответить на главные вопросы, прежде чем взялись за решение второстепенных — какой тип управления лучше всего соответствует национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации.

Решая первостепенные задачи, передовые нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное. В самой развитой стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления и психологии человека. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. В Западной Европе, Японии и США самым перспективным является не естественное, а гуманитарное образование.

Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е годы XX в. Сегодня в 600 школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, несколько поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей, руководства, превышает если не миллионы, то многие сотни тысяч — и не только на прикладном, но и на фундаментальном уровне знания. Будущие управленцы изучают не только право и экономику, но и социологию, психологию, антропологию.

Спрашивается: зачем нужно американцам или японцам тратить миллиарды долларов на подобное образование? Окупаются ли расходы? Социальные науки изучают структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения людей. Их цель — помочь людям создать стабильное и процветающее общество. И в этом США преуспели, как ни одна страна мира. Вес ныне живущие американцы изучили в школе или вузе основы строения своего общества и правила управления поведением людей. Это единственное государство, не знавшее в XX и. войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX — начале XX вв. была предпринята попытка создать высокоэффективную систему преподавания общественных наук, но по ряду причин из этого ничего не получилось. На протяжении более 70 лет вместо социальных наук в школе и вузе молодое поколение снабжали абстрактными знаниями о закономерностях мировой революции и законах классовой борьбы. В результате мы больше знаем о том, как разрушать, а не как сохранять общество. На территории нашей страны прошло несколько войн и революций, создана самая тоталитарная за всю историю человечества политическая система и самый неэффективный механизм социальной защиты населения.

Наши руководители и политические лидеры, не получившие фундаментальных знаний по социальным наукам, не могут построить процветающую экономику и эффективную систему управления. Они просто не знают, что это такое. Да и профессиональных школ менеджмента для них не было создано. В соответствующих вузах и на курсах повышения квалификации руководителей в советское время больше изучали принципы марксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, демократическом централизме и гораздо меньше о структуре организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении людей нововведениям, а уж о мафии, закрытых группах и вырождении управленческих элит и речи не было.

Таким образом, за многие годы существования административной системы советского типа социология менеджмента не сформировалась. Руководителям не говорили правду о поведении подчиненных, и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиантное поведение, злоупотребления служебным положением, рестрикционизм и саботаж считались чертами, присущими капитализму и его системе управления. Сегодня и России тоже капитализм, стало быть, у нас существует такая система управления, которая свойственна ему. Называется она менеджментом, и законы его функционирования сильно отличаются от законов административной системы, свойственной нерыночному обществу. Надо знать нс только светлую, но и темную сторону управления, не только то, что разные его формы дают людям, но и то, что они отбирают у них.

Менеджмент — очень емкое понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в самых разных организациях — коммерческих и некоммерческих. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Менеджмент — область знания, самостоятельная дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, менеджмент — это социальный институт и специфическая субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.

В основу положено разграничение трех фундаментальных категорий: управления, менеджмента и административной системы.

Менеджмент относится к западной культуре и описывает управление в рыночном обществе. Административная система, напротив, присуща скорее восточной культуре и характеризует нерыночное общество. Наконец, понятие управления, понимаемое в узком и широком смысле, характеризует всякое человеческое общество независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада.

Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях и должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочии.

Управление как универсальное явление находит свое техническое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейной, линейно-штабной, матричной, на которые накладывается социальная и культурная специфика общества. Техническая машина, назовем так тип организационной структуры, призванная двигаться по наиболее эффективному маршруту, вдруг начинает отклоняться в сторону, сползать на обочину, крениться в кювет. Когда специалист начинает анализировать ситуацию, то оказывается, что в предписанные наукой рецепты управления человек со свойственным его национальности менталитетом вносит множество нарушении, приспосабливает безличное орудие под свои личные, часто корыстные интересы.

Самый древний тип структуры управления — линейный. В XX в. появился новый тип — линейно-штабная структура, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями еще и штаб специалистов-консультантов. Во второй половине XX в. появляется еще один тип структуры управления — адхократия (матричная структура). Она состоит из временных рабочих групп, которые после решения конкретной задачи переформировываются.

На Западе назначение работника на должность — нечто производное от его функциональных и профессиональных качеств. Независимо от того, имеется у кандидата базовое образование или он является всего лишь практиком, деловые качества ценятся в первую очередь. Ни родственные связи, ни знакомства не защитят от увольнения, если менеджер не наладил производства или отношений с людьми.

Рыночная система сортирует качественный и некачественный продукт, вознаграждая труд по конечным результатам. Так происходит в Менеджменте, но не в Административной системе. Руководитель — лицо при должности. Его можно назвать «власть предержащим», а если учитывать круг выполняемых обязанностей, то — функционером. Но менеджером в точном смысле этого слова назвать его нельзя.

Руководитель — составная и неотъемлемая часть «бюджетной экономики». Это понятие впервые употребил Макс Вебер. С его помощью он обозначал самые разные формы хозяйствования — от первобытного домовладения (семейное хозяйство), феодального поместья лорда, ремесленных цехов в средневековье, античных эргастерий (государственных ремесленных мастерских) до современной социалистической экономики. У столь разных форм есть общее свойство: отсутствие свободного, т.е. наемного, труда. Производители здесь не являются собственниками, но в то же время они не находятся в собственности у других лиц. У них особый статус — они на службе. Долгое время, с XV по XX вв., в России формировалась и крепла административная система. Руководящие посты давали за службу и по распоряжению свыше. Хотя кормились управленцы, будь то дворянство, чиновники или низшие и исполнительские чины, за счет местного населения. Налог и поборы составляли ту часть государственного бюджета, которая шла на оплату их жалованья. Руководящие посты так и назывались «жалованными».

Западные менеджеры — лица наемного труда, восточные руководители — так называемые служилые люди. Судьба и благосостояние первых зависят от экономического положения фирмы, а судьба вторых от них самих не зависит, их судьба и благосостояние зависят скорее от судьбы социальной группы, руководящей бюрократии в целом. Только изменение роли бюрократии в обществе способно как-то повлиять на судьбу отдельных ее представителей. Бюрократ уходит с исторической сцены вместе с уходом всего класса или группы. А до тех пор групповая солидарность держит его на плаву.

«Евразийский» тип бюрократа, сочетающий в себе черты западноевропейского предпринимателя и стереотипы провинциального обывателя, жадного до власти и престижа, пережил все исторические катаклизмы. После Октябрьской революции к нему добавились черты идеологического доктринера. Сильна»идеологическая рутина» — ехать в Москву за чинами и теплой должностью. В «старый насиженный центр» со всех концов России и в XIX, и в XX вв. слетались люди, чтобы познакомиться с влиятельными персонами, по дружбе выбить себе хорошее назначение или какие-то субсидии, поступить в университет пли, наконец, выгодно жениться. «Чиновничья культура» густо замешена на наших давних традициях «попрошайничества у государства», традициях, которые особенно активно развивались купечеством и прослойкой городских мещан.

Времена меняются. Ныне сформировался одноликий тип управленца, лишенный социальных и географических различий. Хотя остались различия исторические, типовые. Социологи выделяют так называемые «поколенческие» типы руководителей:

Первое поколение советских управленцев (20-е годы) составляли профессиональные революционеры, бывшие рабочие-подполыцики и кадровый пролетариат дооктябрьского периода, уволенные в запас из рядов Красной Армии, сельские активисты.

Второе поколение (30-50-е годы) — это «борцы за выполнение директив», «командиры производства», выдвиженцы партийных органов и комсомола. Их характеризуют среднее образование, инициативность, компетентность, практический опыт, дисциплинированность. Их жизненное кредо: «знать дело до последней мелочи, знать дело лучше всех, не доверять ни слову, ни бумаге». Именно второе поколение заложило фундамент Административной системы.

Современное поколение советских руководителей 60-80-х годов, поколение, если можно так выразиться, «доперестроечное», отличается особой психологией, в которой к утраченным в юности романтическим иллюзиям примешан пафос ничегонеделания и привкус горького сарказма. Старые и молодые бюрократы от управления едины в том, что у них как бы нет возраста.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

К потере регионально географической специфики сейчас добавилась также историческая, или возрастная, безликость. Идеология запретомании создастся благодаря именно таким управленцам, они не умеют или не хотят критиковать «значимых других» (свое начальство) и не любят, когда их критикуют «незначимые другие» (подчиненные сослуживцы).

Постсоветский тип руководителей, рожденный экономическими реформами 90-х годов, можно назвать кризисным. В социокультурном плане это поколение самое разношерстное, его ряды пополняют старые кадры советской номенклатуры, разночинцы — выходцы из разных слоев постперестроечной интеллигенции демократического толка, прежде не имевшие высоких должностей, криминальные и полукриминальные элементы, молодое поколение (до 30 лет) российского среднего класса.

Сегодня можно говорить только о культуре кризисного общества, в которой происходит ломка всех старых ценностей и активный, часто безуспешный, поиск новых идеологических ориентиров. Помочь разобраться в непростой ситуации и призвана в том числе социология менеджмента. Мы уже познакомились по многочисленным учебникам, изданным в стране и представляющим часто механическую копию зарубежных аналогов, с тем, как подбирать и оценивать персонал, как заполнять резюме и устраиваться на работу, как беседовать с работодателем и лучше рекламировать себя, как составлять сплоченный коллектив и многими другими западными премудростями. Осталось дело за малым — внедрить западные рецепты на родную почву, где они почему-то не очень успешно приживаются. Вероятнее всего, эта малость имеет не технический, организационный или экономический, а какой-то более глубинный характер, кроющийся и в нашем историческом прошлом, и в нашей культуре.

Являясь причиной социального и экономического развития, менеджмент постепенно принимает институциональную форму. Менеджмент — это не только определенная социальная группа людей, занятых управлением, но и важнейший общественный институт, поэтому он встроен в политическую систему, включен в механизм распределения власти и занимает в нем ключевое место. Менеджмент, наконец, обладает сильной, можно сказать, исключительной укорененностью в национальной и культурной почве.

Социально-экономические функции и цели менеджмента

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии и т. д.). Теория институциональной экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание взаимозависимости разных сторон общественного и индивидуального производства привело к современному пониманию системной природы экономики, в том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций его институционализации как определяющего фактора социального взаимодействия в процессе экономического развития.

Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию идей теории систем и системного анализа применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые рассматриваются как составные и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. Системные функции взаимообусловлены и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включённости в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе. Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств, определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

Исходя из того, что функции подсистем социально-экономической системы реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента, как институциональной структуры, можно представить следующими концепциями:

а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;

б) реализация его системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и наличием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества;

в) менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, осуществляемый посредством управленческих решений, результатом которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и создание материальных благ и услуг — с другой.

В общесистемном понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.

Таким образом, вышеперечисленные положения и схема анализа системных функций менеджмента позволяют структурно и функционально отразить место и роль менеджмента в обществе и их институциональную взаимосвязь. Менеджмент, как подсистема общественного производства, имеет родовое значение и видовые характеристики. Родовое значение сформировано субъектно-объектными свойствами: функции менеджмента определяются институциональными факторами социально-экономической системы и вместе с тем его действия направлены на изменение состояния производства, а результаты в экономическом отношении атрибутивно удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.

Системный подход к проблемам менеджмента неизбежно приводит к необходимости поиска значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят выживание коммерческих предприятий, эффективность их и всего общественного производства. Столь же необходимо и выявление структур, формирующих эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической системы в целом. Ведь развитие данной социально-экономической системы обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику. Из этого следует, что явно или неявно в каждой социально-экономической системе устанавливаются уникальные системные функции менеджмента, играющие не последнюю роль в достижении целей общественного производства.

Системное рассмотрение организации определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому исследование организации должно предусматривать анализ трёх уровней целей: самой системы, её частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость учёта такого большого количества целей одновременно формирует и императив цели, и проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента. Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента.

Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;

цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;

миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Четких границ между этими тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная реакция на нужды и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму.

Теоретико-методологические аспекты социологического исследования менеджмента

Ранее практически не употребляемые термины «менеджмент» и «менеджер» сегодня вошли в нашей стране в повседневный словарный обиход, нередко полностью заменив используемые прежде термины. В связи с этим, дискуссионным моментом является семантика понятий «менеджмент» и «управление», поскольку они очень близки по смыслу. Прослеживается тенденция отождествления этих двух категорий. Тем не менее, термин «менеджмент» не имеет однозначной трактовки, поскольку включает в себя определенную функцию, социальный статус людей, ее выполняющих, учебную дисциплину, область научного исследования и социальный институт. Представление о том, что менеджмент представляет собой лишь управление в сфере бизнеса, устарело, поскольку в последнее время его терминология все чаще применяется в отношении непредпринимательских, общественных и даже государственных организаций, поскольку менеджмент, проникая в некоммерческие организации, полностью перестраивает основы управления. Еще большие изменения происходят, когда менеджмент охватывает все сферы общества, становясь, таким образом, социальным институтом.

В соответствии с этими представлениями об универсальном характере менеджмента осуществляется его типологизация. Как правило, типы менеджмента выводятся авторами из конкретных видов человеческой деятельности. Наиболее характерной представляется следующая классификация:

1. Правительство. Хотя обычное понятие «менеджмент» и не применяется к деятельности правительства, его деятельность во многих отношениях соответствует общему понятию менеджмента.

2. Государственный менеджмент. Организация любого государственного учреждения и осуществление власти над служащими в учреждении.

3. Военный менеджмент. Особый вид государственного менеджмента. Организация и командование вооруженными силами.

4. Менеджмент ассоциаций или клубный менеджмент. Так же как и в государственных учреждениях, здесь необходимы организация и руководство деятельностью группы служащих.

5. Бизнес-менеджмент. Особый вид менеджмента, существующий в сфере предпринимательских отношений.

6. Менеджмент в сфере государственной собственности — особый вид бизнес-менеджмента. В отличие от функций обычного частного предприятия здесь на характер менеджмента влияют государственные и социальные задачи и условия.

С точки зрения социологической науки представляется допустимым рассматривать менеджмент в широком, универсальном смысле, отождествляя его с любым типом организационно гибкого, мотивационного управления, осуществляемого исключительно на профессиональной основе, управлением, в котором ведущую роль играет достижение максимальной эффективности деятельности и полной реализации экономических и социальных потребностей. Профессиональный менеджмент — это универсальный институт общества, наиболее оптимально обеспечивающий процессы производства и распределения благ и услуг, представляющий собой организованную социальную систему, которая характеризуется устойчивой связью между личностью, коллективом и управленческими структурами, интегрированностью своих элементов, гибкостью, способностью перестраиваться в связи с изменяющимися условиями, многообразием и динамичностью функций, направленных на выработку и реализацию управленческих решений. Менеджмент помогает людям в достижении намеченных целей, которые не могут быть реализованы вне совместной коллективной деятельности. Его социальная роль заключается в поощрении и содействии преобразованию усилий многих людей в общие достижения, в передаче знаний и жизненного опыта от одного поколения к другому.

К объективным причинам институционализации менеджмента следует отнести существование в начале XX века общественной потребности в разработке новой управленческой парадигмы, инновационных форм и методов, способствующих профессионализации административной деятельности, в связи с распространением рыночных социально-экономических отношений и технологических нововведений. Кроме того, процесс институционализации происходил одновременно с первыми попытками применения научных методов познания проблем управления и постепенным выделением менеджмента в качестве самостоятельного предмета исследования социологической науки.

Тем не менее, несмотря на то, что менеджмент в настоящее время является одним из ведущих социальных институтов общества и включен практически во все сферы человеческой практики, многие исследователи склонны полагать, что он «до сих пор не достиг достаточной степени зрелости и в теоретическом, и в эмпирическом аспекте»[3, с 49]. Чаще всего, это качество связывается с полидисциплинарностью, которая вызвала информационный взрыв в сфере управления. Информационное перенасыщение менеджмента оказало, как позитивное, так и негативное влияние на его развитие, результатом чего является исчерпывающий охват современными исследованиями основных проблем управления, что способствует возникновению объективных трудностей, связанных с методологическим обобщением научных результатов. Сложившуюся ситуацию в социологии менеджмента, ввиду большого количества концепций, школ, несовместимых друг с другом теорий, начиная с 60-х гг. ХХ в. стали характеризовать как «настоящие джунгли».

Полидисциплинарность менеджмента, таким образом, способствовала перенасыщению его теории, возрастанию вариативности анализа, создавала известные трудности в формировании единого понятийного аппарата социологии менеджмента, общих методологических основ исследования управленческих проблем. Это привело к тому, что единая теория менеджмента не сложилась в законченном виде.

В связи с этим, возможность проведения широкого социологического анализа проблематики менеджмента существует лишь в случае представления его теории с точки зрения действия системы нескольких взаимосвязанных исследовательских подходов, позволяющих рассматривать как институциональные основания менеджмента, так и содержание управленческих процессов, происходящих в его рамках. Современная ситуация характеризуется сосуществованием и взаимодействием нескольких основных аналитических подходов, которые исторически сформировались как теоретические направления исследования различных аспектов функционирования и развития социального института менеджмента, содержания его теории, а также понимания сущности процесса управленческой деятельности. Наибольшее влияние на развитие теории менеджмента уже на протяжении длительного времени оказывают исторический, комплексный, сравнительный, функциональный, технический, политический, критический и практический исследовательские подходы. Современное состояние теории менеджмента характеризуется доминированием системного и ситуационного подходов. Кроме того, наблюдается постепенный отход от функционалистских принципов в сторону процессного управления. Также, в последние десятилетия в связи с возникновением концепции информационного общества, в социологии распространилось понимание менеджмента как информационного процесса.

Каждый из этих подходов приобрел популярность в определенном интеллектуальном и социальном контекстах, отвечая специфическим культурным ценностям и идеологическим предпочтениям. Данные теоретические подходы имеют особое значение для социологии менеджмента, поскольку они обеспечивают конкретизацию предмета исследования и предлагают объяснительные модели для оценки феномена, описание его в категориях той или иной научной традиции. Эти подходы направлены на синтез и дальнейшее развитие разработанных ранее взглядов основных школ управления, а также на создание принципиально новых представлений о менеджменте. Собственно, появление различных управленческих концепций происходило в рамках этих подходов, имеющих не только историческое значение, но также характеризующих особенности современного состояния теории управления.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Выделяемые в социологии менеджмента исследовательские подходы представляют собой идеально-типические характеристики научных обозначений, позволяющих лучше представить сущность и природу описываемых с их помощью процессов. Таким образом, они обеспечивают методологию и понятийный аппарат, необходимые для дальнейшего развития социологической теории, а также выработки практических рекомендаций.

Менеджмент долгие годы характеризовался специализацией и дезинтеграцией знаний. Но детальные знания с точки зрения социологической науки сами по себе не имеют большого значения и такой ценности, как синтетические знания, являющиеся результатом не анализа конкретных ситуаций, а восхождения частных областей знаний к общим принципам. Совокупность фактов и различных методологических принципов, пусть даже и весьма многочисленных, не составляет, сама по себе, единой интегрированной теории. Поэтому процесс взаимопроникновения разнообразных научных фактов и методов, в том числе, из других дисциплин, ставит перед социологией менеджмента проблему теоретического осмысления и методологического обобщения всех доступных знаний об управлении и тенденций их развития. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных знаний в сочетании с результатами эмпирических исследований могут дать целостное представление о менеджменте и помочь при дальнейшей разработке управленческой теории, оказать содействие в ее практическом применении. Преодолеть научный эклектизм современной теории менеджмента возможно только путем дальнейшего углубления фундаментальных исследований, создания общих социологических концепций, разработки более универсального понятийного аппарата и поиска единой методологической основы проводимых исследований.

Времена бурных политических перемен порождают новые социальные проблемы для организаций, но наиболее непосредственно воздействуют на людей. От руководителя во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться действовать с большей ответственностью за свою судьбу и за судьбу своего коллектива. Осознание этой взаимозависимости, входящее, как известно, в компетенцию менеджмента как определенной научной дисциплины (воплощение этой компетенции зависит от менеджмента как определенного института), прямо связано с карьерой и потенциалом начальника и подчиненного, с могуществом и способностью сохранения коллектива. И не только того или иного трудового коллектива — целых социальных слоев и даже государств. Вот почему проблемы менеджмента — научные и институциональные — являются в равной степени актуальными вопросами для социологии. Они касаются сферы социального действия и сферы политики, гражданского общества и государства.

Мы видим, что проблемы управления и менеджмента, особенно в период кризиса, становятся крайне актуальными. Социология не может оставить без внимания такой огромный структурный элемент общества, как менеджмент. В данной работе мы рассмотрели современные менеджмент, цели, задачи, затронули историю, обговорили аспекты социологического исследования.

1) П.Друкер, P.F. The Practice of Management. New York: Harper&Row, 2007.

2) М. Рид, The Sociology of Management. Hernel Hempstead. Harvester Wheatsheat, 1992.

3) Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

4) Конспект Лекий «Социология»

5) Материалы из свободной энциклопедии Wikipedia

источник

Изучение понятия социология управления — отрасли, которая изучает группы в системе социального управления. Ознакомление с историей развития социологии менеджмента. Разработка рекомендаций по совершенствованию социологии управления в исследуемом магазине.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Кафедра коммерции и маркетинга

на тему «Роль социологии в развитии менеджмента»

1.1. Понятие и содержание социологии менеджмента

1.2. История развития социологии менеджмента

2.1. Характеристика организации

2.2. Характеристика социологических аспектов управления в магазине «Пчелка»

2.3. Рекомендации по совершенствованию социологии управления в магазине «Пчелка»

Список используемых источников

Актуальность проблем менеджмента очевидна. Данный элемент общества в последние десятилетия развивается все интенсивней, издается литература, меняются подходы, принципы. Проблемы, связанные с экономикой с позиции социальной теории, начали изучать еще Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм. Время шло, экономика как и социология развивалась, появлялись новые проблемы, новые теории, новые взгляды. Огромный вклад в современное изучение менеджмента (не только с точки зрения социологии) внес американский ученый Питер Фердинанд Друкер.

Целью данной работы является рассмотрение современного менеджмента на примере организации. Т.к. менеджмент является в большей степени экономическим термином, рассмотрим его социально-экономические функции и цели, а также обсудим аспекты социологического исследования менеджмента.

Социология как самостоятельная сфера деятельности возникла в середине XIX столетия во Франции в связи с усложнением структуры и функций гражданского общества. Основными задачами социологии тогда были изучение общества в целом, социальных отношений в обществе, социальных общностей и групп и их деятельности. С появлением на рубеже XIX-XX столетий менеджмента в современном понимании этого термина социология также стала заниматься взаимодействием групп и отдельных личностей в процессе функционирования организаций. Так стала складываться социология менеджмента.

Интересы социологии менеджмента определялись в первую очередь самим менеджментом, его задачами и функциями. Пока менеджмент осуществлялся путём участия в деятельности (это было в эпоху профессиональных гильдий, когда каждый мастер и одновременно владелец мастерской имел несколько подмастерий и учеников и сам непосредственно участвовал в изготовлении изделий) социология менеджмента рассматривала, главным образом, процессы функционирования и управления, а фактически стабилизации маленькой почти семейной группы, занятой в течение многих лет монотонной работой.

На современном этапе развития социология менеджмента (управления) занимается изучением становления, функционирования и развития закономерностей социальных отношений (поведения людей) в процессах управления.

Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной в наши дни.

Цель курсовой работы — проведение исследования роли социологии в развитии менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты роли социологии в развитии менеджмента

— провести анализ социологических аспектов менеджмента в магазине «Пчелка»

— дать рекомендации по совершенствованию социологии управления в магазине «Пчелка»

Объект исследования — магазин тканей «Пчелка».

Предмет — социология менеджмента в магазине «Пчелка».

Информационной базой для написания курсовой работы послужили: учебная и периодическая литература, а также интернет-источники.

Социология управления — отрасль социологической науки, изучающая группы и общности в системе социального управления. Объектом социологии управления являются социальные группы и общности, выполняющие совместную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, нуждающиеся в организации и управлении. Субъектами являются руководители, группы административных работников и другие носители тех или иных социальных функций управления 10, с. 8.

Особую группу проблем социологии управления представляют вопросы отношений руководителя и подчиненных, взаимосвязи социальных факторов и стиля деятельности руководителя. Другая группа проблем связана с социальными факторами стимулирования труда, развития трудовой и общественной активности; третья — с организацией совместной деятельности, выработкой оптимальных форм социальных отношений в процессе коллективной работы.

Как прикладная отрасль науки, социология управления разрабатывает рекомендации, направленные на практическое использование достижений социологии для оптимизации управленческих функций, деятельности институтов управления, учета социальных факторов управления, предвидения социальных последствий управленческих решений и действий.

Теория социального управления — наука о закономерностях функционирования и развития деятельности людей по организации жизни общественной системы, ее отдельных составляющих. В теории социального управления человек предстает как субъект управленческой деятельности вообще, а ее конкретное содержание рассматривается как предметное выражение самореализации человека в данной сфере. Теория социального управления представляет собой теорию деятельности субъекта в управленческой сфере.

Предмет теории социального управления — управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности как особого вида взаимодействий и связей между людьми — субъектами этой деятельности, осуществляющими процесс социальной организации. Такой подход к управлению позволяет рассматривать его в наиболее общих и в то же время конкретных существенных моментах. Данный социальный аспект управленческих отношений присутствует везде, где осуществляется управленческая деятельность, возникает взаимодействие индивидов, социальных групп, общностей. С этой точки зрения теория социального управления является общей наукой, выводы и положения которой используются другими науками управления применительно к специфике своей области исследования, для организации социального субъекта и объекта управления в соответствующей сфере общественной жизни 15.

Теория социального управления рассматривает общество, составляющие его общности в целом как сложные самоуправляющиеся системы, в основе существования которых лежит многообразие взаимодействующих интересов. Сама система социального управления анализируется как определенные способы совместной деятельности людей, реализующих управленческие функции в целях самоорганизации, обеспечения саморазвития общественного организма и самих себя. Теория социального управления выявляет объективные закономерности функционирования и развития системы социального управления, т.е. ее существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на развитие общества. Это — закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления, кадрового обеспечения, информационного обслуживания и т.п. Данные связи выражаются в отношениях интересов субъектов управления, которые формируются в зависимости от положения, роли людей в процессе осуществления управленческих решений и определяют характер, направленность этих решений.

В числе наиболее общих признаков социального управления могут быть названы следующие:

— признание групп и общностей в качестве основного компонента и первичного объекта социальной системы (управление людьми — основной вид социального управления);

— целенаправленное, сознательное воздействие на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе реализации стоящих перед обществом целей и задач;

— разработка и выбор методов искомого воздействия на основе познания и использования объективных закономерностей общественных отношений, а также информации о состоянии объекта управления и внешней по отношению к нему среды;

— отражение в концепции социального управления его специфики, особого характера взаимосвязей всех сфер общественной деятельности.

Руководствуясь этими соображениями, можно было бы предложить следующее определение рассматриваемой категории: социальное управление — в широком смысле — органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. Социальное управление в узком смысле представляет собой осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели 5.

Социальное управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Социальное управление охватывает все те объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей. менеджмент социология управление

По своей сущности социальное управление упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации. Социальное управление есть регуляция социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. Социальное управление воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных, индивидуальных и т.п.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов.

Субъект социального управления — управляющая система; организационно оформленные общности людей, наделенные функциями по осуществлению управленческого воздействия. Специфика субъекта социального управления определяется характером его воздействия, которое направлено на людей и выполняется людьми. Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей 11, с. 152.

Объект социального управления — управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. С точки зрения элементарно-структурной объект социального управления — это люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы. С точки зрения функциональной объект социального управления составляет деятельность, поведение человека и социальных групп.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который еще в 1745 г. ввел термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат. Это было связано с потребностью анализа функционирования правительственных учреждений, которые в то время приобрели громоздкие формы. В политических и научных кругах ряда стран активно обсуждались проблемы эффективности администрирования. В результате были разработаны законодательные акты о государственной службе, что положило начало правовому оформлению данного института, систематическим исследованиям административной деятельности 13.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону (1856-1924), выдвинувшему принцип разграничения государственной длительности на политическую и административную. Он полагал, что суть такого разделения выражают отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающий законы. Познание администрирования как разновидности государственной деятельности, требующей специальных знаний, означало, что для его осуществления необходимы профессионалы. Таким образом, бюрократия обретала статус важной социальной группы, как для государства, так и для общества, ибо сфера ее компетенции включала управление общими делами граждан.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу (1864-1920). Он провел систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Известный социолог определяет бюрократию как организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу, действия универсальных правил, что обеспечивает высокий уровень предсказуемости результатов. Государственные служащие представлялись высококвалифицированными специалистами с присущим им корпоративным духом и сословной честью, гарантирующей безупречность и неподкупность. Подлинной профессией настоящего чиновника, по мнению Вебера, не может быть политика. Он призван «управлять» беспристрастно. Чиновник не должен делать именно того, чем занимается политик — бороться.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» (рациональной организации управления) была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале XX века. Под влиянием идей Ф. Тейлора (научная организация труда), Г. Эмерсона (эффективность управления), А. Файоля (принципы администрирования) и др. формируется функциональный подход к управлению, опирающийся на две аксиомы:

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

— основу менеджмента составляет процесс, одинаковый для всех организаций, т.е. имеющий универсальный характер;

— процесс менеджмента складывается из ряда действий, т.е. основных функций управления, выделенных в результате специализации труда 7.

Основное достижение этой школы — признание менеджмента важным социальным явлением, а менеджеров — существенным элементом общественной структуры. Особое значение имеет выделение функций управления, осознание того, что отношения между людьми в организации поддаются измерению, анализу и рационализации. Недостаток функционального подхода к управлению заключается в упрощенном понимании человека и отношений между людьми. Вместо человека, занятого в организации, рассматривалась лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.

Фактически социология входит в теорию и практику управления в 30-е годы XX века. Концепции Э. Мейо (неформальных отношений), А. Маслоу (трудовой мотивации), Д. Мак-Грегора (стиля управления) и др. были положены в основу школы «человеческих отношений», утверждающей поведенческий подход к управлению. Такой подход дает не экономическую, а социальную трактовку человека. Управление рассматривается как процесс взаимодействия людей. Выделяются неформальные отношения, влияющие на нормы организационного поведения работников. В центре внимания — проблемы мотивации персонала, стилевые характеристики действий руководителя.

Позитивный вклад бихевиористов в теорию управления состоит в том, что они включили в предмет исследования неформальную организацию, открыв тем самым явления самоорганизации и самоуправления. Вместе с тем, практические выводы поведенческого подхода о смещении акцентов в управлении с производства на людей оказались ошибочными.

Интеграция науки управления (школа «научного менеджмента») и социологии (школа «человеческих отношений») происходит в середине XX в. на базе системного подхода к управлению. В исследованиях П. Блау, Р. Мертона, Г. Парсонса, Г. Саймона и др. любая совокупность взаимодействующих людей рассматривается как система, состоящая из ряда компонентов: формальной и неформальной структур, статусов и ролей, внутренних и внешних условий 1.

Оживление исследований в области управления начинается в 60-е годы ХХ века, в годы хрущевской оттепели, а термин «социология управления» вошел в научный обиход лишь в середине 80-х годов. Создание социолого-управленческих концепций в этот период происходило на фоне критического освоения западных концепций, развития общей социологии и кибернетики.

Разработками теоретико-методологических проблем управления занимались В.С. Афанасьев, Н.И. Лапин, Ю.Е. Волков, В.Н. Иванов, А.И. Пригожин, Д.М. Гвишиани, В.А. Ядов, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко и др. Под руководством Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной была создана новосибирская модель управления. Управление в ней рассматривалось как взаимодействие интересов в деятельности руководителей и подчиненных, а поведение управленческих кадров рассматривалось в соответствии с занимаемой ими должностью. Результат деятельности управленцев оценивался с двух позиций, так как он отражает собственную деятельность руководителя (стиль руководства, затраты времени на разные виды деятельности) и выражает эффективность деятельности подчиненных (выполнение ими плана, получение прибыли и т.п.) 12.

Заводская социология как прикладная отрасль индустриальной социологии продолжила разработки ученых 20-30-х годов и решала конкретные прикладные задачи. Ученые академических институтов занимались фундаментальными теоретическими разработками и проводили, как правило, всероссийские исследования на больших выборочных массивах.

В целом, в этот период управление рассматривалось на уровне личности, организации и на уровне города (составлялись планы социального развития городов) с позиций системного подхода, уточнялась предметная область социологии управления, изучались модели управления и управления организацией в конфликтной среде, разрабатывались инновационные подходы.

Последний этап развития социологии управления определяется началом перестройки с середины 80-х годов ХХ века. Он знаменуется смещением исследовательских интересов с исследования управленческих процессов в социально-экономической сфере на социально-политическую сферу жизни общества. Отечественными социологами разрабатываются нормативные аспекты социального управления, анализируются социальные функции государственного и муниципального управления, изучается роль общественного мнения в социальном управлении и разрабатываются социальные технологии в управлении.

Магазин тканей сети «Пчелка».

Адрес: Иркутск, Софьи Перовской, 13а.

Организационная структура магазина в упрощенном варианте представлена на рисунке 2.1.

Рис.2.1. Организационная структура магазина «Пчелка» в г. Иркутске

Директор магазина контролирует все его операции. По совместительству он же является и главным бухгалтером.

Важную роль в реализации кадровой политики играет отдел кадров, в том числе менеджер по персоналу. Перед менеджером по персоналу стоит задача подбора кадров, соответствующих определенным требованиям, а также оптимизации их распределения по индивидуальным рабочим местам различной сложности.

При отборе сотрудников служба персонала определяет, кто из претендентов должен быть принят на работу. Получение соответствующих сведений о каждом претенденте на работу сводится к следующему: заполнение формы заявления (анкеты), проведение беседы, тестирование, медицинское освидетельствование, проверка рекомендаций, принятие решения.

Следующей ветвью в организационной структуре является товаровед. Товаровед непосредственно подчиняется директору магазина. Товаровед по закупке товаров принимает на себя ответственность за закупку товаров определенных категорий и качества или групп товаров.

Администратор торгового зала также непосредственно подчиняется директору, он организовывает деятельность продавцов — консультантов.

Продавец — консультант непосредственно подчиняется администратору магазина. В его обязанности входит красивая выкладка товаров, наличие и соответствие ценников, чистые витрины, помощь покупателям в выборе того или иного товара.

Рассмотрим динамику численности персонала магазина «Пчелка» (см. табл. 2.1 и рис. 2.2).

Таблица 2.1 — Динамика численности персонала магазина «Пчелка»

источник

Социология современного менеджмента — социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела — управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть — индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда (гуманизацией труда), экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Союз двух дисциплин, или двух направлений мысли, — социологии и менеджмента — порожден и востребован самой жизнью. Цивилизованные рыночные страны, скажем США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом прогрессе, потому что прежде всего очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общества и философию своего менеджмента. Они попытались ответить на главные вопросы, прежде чем взялись за решение второстепенных — какой тип управления лучше всего соответствует национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации.

Решая первостепенные задачи, передовые нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное. В самой развитой стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления и психологии человека. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. В 19ЯО г. и США было 200 тыс., а в СССР — только 5 тыс. психологов. В Западной Европе, Японии и США самым перспективным является не естественное, а гуманитарное образование.

Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е годы XX в. Сегодня в 600 школах бизнеса преподают социолог 1ю, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, несколько поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей, руководства, превышает если не миллионы, то многие сотни тысяч — и не только на прикладном, но и на фундаментальном уровне знания. Будущие управленцы изучают не только право и экономику, но и социологию, психологию, антропологию.

Спрашивается: зачем нужно американцам или японцам тратить миллиарды долларов на подобное образование? Окупаются ли расходы? Социальные науки изучают структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения людей. Их цель — помочь людям создать стабильное и процветающее общество. И в этом США преуспели, как ни одна страна мира. Вес ныне живущие американцы изучили в школе или вузе основы строения своего общества и правила управления поведением людей. Это единственное государство, не знавшее в XX и. войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX — начале XX вв. была предпринята попытка создать высокоэффективную систему преподавания общественных наук, но по ряду причин из этого ничего не получилось. На протяжении более 70 лет вместо социальных наук в школе и вузе молодое поколение снабжали абстрактными знаниями о закономерностях мировой революции и законах классовой борьбы. В результате мы больше знаем о том, как разрушать, а не как сохранять общество. На территории нашей страны прошло несколько войн и революций, создана самая тоталитарная за всю историю человечества политическая система и самый неэффективный механизм социальной защиты населения.

Наши руководители и политические лидеры, не получившие фундаментальных знаний по социальным наукам, не могут построить процветающую экономику и эффективную систему управления. Они просто не знают, что это такое. Да и профессиональных школ менеджмента для них не было создано. В соответствующих вузах и на курсах повышения квалификации руководителей в советское время больше изучали принципы марксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, демократическом централизме и гораздо меньше о структуре организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении людей нововведениям, а уж о мафии, закрытых группах и вырождении управленческих элит и речи не было.

Таким образом, за многие годы существования административной системы советского типа социология менеджмента не сформировалась. Руководителям не говорили правду о поведении подчиненных, и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиантное поведение, злоупотребления служебным положением, рестрикционизм и саботаж считались чертами, присущими капитализму и его системе управления. Сегодня и России тоже капитализм, стало быть, у нас существует такая система управления, которая свойственна ему. Называется она менеджментом, и законы его функционирования сильно отличаются от законов административной системы, свойственной нерыночному обществу. Надо знать нс только светлую, но и темную сторону управления, не только то, что разные его формы дают людям, но и то, что они отбирают у них.

Менеджмент — очень емкое понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в самых разных организациях — коммерческих и некоммерческих. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Менеджмент — область знания, самостоятельная дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, менеджмент — это социальный институт и специфическая субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.

В основу концепции настоящей книги положено разграничение трех фундаментальных категорий: управления, менеджмента и административной системы.

Менеджмент относится к западной культуре и описывает управление в рыночном обществе. Административная система, напротив, присуща скорее восточной культуре и характеризует нерыночное общество. Наконец, понятие управления, понимаемое в узком и широком смысле, характеризует всякое человеческое общество независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада.

Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях и должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочии.

Управление как универсальное явление находит свое техническое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейной, линейно-штабной, матричной, на которые накладывается социальная и культурная специфика общества. Техническая машина, назовем так тип организационной структуры, призванная двигаться по наиболее эффективному маршруту, вдруг начинает отклоняться в сторону, сползать на обочину, крениться в кювет. Когда специалист начинает анализировать ситуацию, то оказывается, что в предписанные наукой рецепты управления человек со свойственным его национальности менталитетом вносит множество нарушении, приспосабливает безличное орудие под свои личные, часто корыстные интересы.

Самый древний тип структуры управления — линейный. В XX в. появился новый тип — линейно-штабная структура, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями еще и штаб специалистов-консультантов. Во второй половине XX в. появляется еще один тип структуры управления — адхократия (матричная структура). Она состоит из временных рабочих групп, которые после решения конкретной задачи переформировываются.

источник