Меню Рубрики

Нужно ли отдавать вещи умершего до 40 дней с точки зрения церкви

Многие люди, которые совсем недавно потеряли близкого человека, задаются вопросом — что делать с его вещами? В этой статье мы попытаемся максимально подробно рассказать, когда можно раздавать вещи умершего и можно ли это делать вообще.

Люди в таких ситуациях поступают по-разному: кто-то относит их в церковь или в приют сразу после смерти, кто-то советуется со священником, прежде чем предпринимать какие-либо действия, а кто-то хранит и не раздает до тех пор, пока вещи не истлеют. Последнее представляется не совсем разумным, хотя и очень естественным – близким хочется сохранить хотя бы что-то в память об ушедшем человеке, и его вещи становятся символом, иллюзией того, что с ним ничего не случилось, он всего лишь вышел из дома ненадолго. Однако все же не рекомендуется хранить то, что принадлежало человеку, а выяснить, когда после смерти можно раздавать вещи умершего. Существует поверье, что эти вещи сохраняют энергетику человека, которой тот обладал при жизни. Поэтому большинство религий (православие в том числе) не советует сохранять такие предметы.

Теперь уточним, можно ли раздавать вещи умершего. Как мы уже сказали, хранить их не рекомендуется. Дело в том, что со смертью близкого человека, естественно, связаны боль и страдания как его самого, так и оставшихся наедине с самими собой родственников. Эти переживания перемешиваются и создают вокруг вещей покойного мощную негативную энергию, которая со временем накапливается в помещении, где они хранятся, все больше и больше. Особенно это касается всего того, что соприкасалось с телом непосредственно, например драгоценности или бижутерия, одежда, а тем более постельное белье. Впрочем, всегда можно отнести драгоценности в церковь и уточнить у священника, можно ли носить их. Вполне вероятно, что он посоветует освятить их, и после этого украшения спокойно можно будет надевать, вспоминая при этом покойного и молясь за его душу.

Кстати, священники говорят, что можно носить крестик, принадлежавший ранее умершему, несмотря на то что существуют совершенно противоположные мнения на этот счет. Бытует суеверие, что, надевая крестик покойного, человек тем самым принимает на себя его прижизненные грехи, но это действительно всего лишь суеверие.

Что касается писем, рукописей, дневников, то здесь все зависит от самих родственников, хотят ли они оставлять бумаги покойного на память или нет. Кто-то может посчитать это неэтичным – хранить и, возможно, вчитываться в тексты пусть даже умершего человека, для кого-то это будет единственным предметом, который он сохранит, и самой лучшей памятью о покойном. Но если родственники решат избавиться от его бумаг, ни в коем случае не надо выбрасывать их на помойку, гораздо лучше будет сжечь их, чтобы посторонние глаза не смогли их прочесть.

Однако в целом священники придерживаются мнения, что память о человеке должна сохраняться не в вещах, а в умах. Поэтому наилучшим ответом на вопрос, когда можно раздавать вещи после умершего человека, будет: как можно скорее, и при этом не стоит оставлять много вещей. Гораздо лучшим решением будет избавиться от них, о чем мы поговорим позднее.

В православной традиции считается, что вещи покойного необходимо раздать до сорокового дня после его смерти. Поэтому ответ на вопрос, можно ли раздавать вещи умершего человека, будет утвердительным. На это благое дело у родственников есть достаточно долгое время. Поэтому, в принципе, неважно, на какой день можно раздавать вещи умершего. В течение сорока дней после ухода души из тела она, как считают православные, проходит мытарства, чтобы попасть в итоге в рай или в ад. Поэтому любое доброе дело, свершенное на земле от ее имени, пойдет ей на пользу. Чем больше родственники будут милостивы к нуждающимся, тем более будет милостив Бог к душе ушедшего человека. Предполагается, что люди, которые получили вещи, будут поминать покойного и тем самым воздействовать на то, куда в итоге попадет его душа (поэтому можно просить их напрямую, чтобы они не забыли помянуть его).

Однако, согласно другому мнению, вещи лучше не трогать до того самого сорокового дня, поскольку энергетика умершего слишком негативна, чтобы распространять ее на посторонних. Вещи можно спокойно раздавать только по истечении этого срока. К тому же, сторонники этой позиции полагают, что все эти сорок дней душа находится дома, рядом с близкими, и ей будет банально неприятно смотреть, как быстро раздают ее бывшие вещи. Впрочем, мнение достаточно сомнительное.

Но в Библии не сказано ни слова о том, через сколько дней можно раздавать вещи умершего, поэтому, если не прислушиваться к тому, что говорят батюшки, можно полагать на сей счет все, что только угодно.

После того, как истекут сорок дней после смерти человека, в его комнате стоит произвести масштабную уборку. Выбросить все объективно ненужные вещи, в том числе и старую мебель, которую совсем ни к чему хранить, ведь она пропиталась страданиями человека. В случае, если выбрасывать ее нет резона, можно окропить святой водой, тем самым очистив ее. Личные вещи, которые родственники решили сохранить, лучше убрать на какое-то время подальше в шкаф, чтобы не натыкаться на них постоянно, каждый раз испытывая боль от утраты. О том, на какой день можно раздавать вещи умершего, мы уже поговорили. Если перед смертью покойный тяжело болел, то лучше на всякий случай сделать в комнате ремонт, чтобы очистить пространство от негативной энергии, если есть такая возможность.

Вместе с вопросом о том, когда можно раздавать вещи умершего, родственники задумываются и о том, как очистить те вещи, которые все же решили оставить. Один из самых удачных вариантов – кропление святой водой. Говорят также, что соль хорошо впитывает в себя негатив, поэтому можно выстирать вещи в соленой воде. Кроме того, можно перешить вещи покойного, сделать из них что-то новое, одним словом, подарить им новую жизнь, а следовательно, зарядить новой энергией.

Вариантов на самом деле очень много. Какие-либо памятные вещицы можно оставить в семье, что-то можно раздать близким. Если говорить не о семье, то в первую очередь вещи лучше отдать тем, кто действительно в них нуждается. В случае, если таких людей в окружении не наблюдается, можно отдать вещи в ближайшее отделение Красного креста, ближайшую же церковь или любой пункт приема вещей для бедных. Сейчас подобным занимаются бюро похоронных услуг, забирая вещи покойного и точно так же раздавая их нуждающимся. Совсем негодную одежду можно оставить у мусорных баков или попросту сжечь, последнее даже лучше. В любом случае важно не пытаться выжать выгоду из вещей покойного, а сделать с их помощью доброе для других дело. В противном случае, по уверению некоторых суеверных личностей, вас могут ожидать всевозможные кары и болезни. Однако дело даже не в карах: это просто не слишком этично — наживаться на смерти. Еще стоит добавить, что существует негласное правило – вещи умершего лучше не отдавать в одни руки, а распределить как минимум среди нескольких людей.

Вместе с вопросом, через сколько дней можно раздавать вещи умершего, многих интересует, можно ли их оставить себе – по этому поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что в этом нет ничего дурного, во времена, когда одежда, особенно верхняя, была в дефиците, многие еще при жизни покойного могли начать распределять его вещи между собой. Сейчас такая ситуация редка, но тем не менее родственники нередко склонны оставлять себе на память некоторые вещи, особенно совсем новые. Другое мнение гласит, что поступать так с вещами покойного – большой грех и непременно нужно раздать абсолютно все предметы, вплоть до мебели из комнаты, где обитал человек незадолго до своей смерти.

Что касается денег покойного, то это отдельный вопрос, но на него распространяются почти те же правила, что и на остальные вещи. Необходимо отделить какую-то сумму на милостыню. И конечно, поблагодарить покойного за такой невольный подарок, прежде чем стать полноценным хозяином или хозяйкой средств, вне зависимости от суммы.

Все вышеперечисленные советы не относятся к вещам детей. Их категорически не рекомендуют раздавать. Честно говоря, вряд ли найдутся такие родители, которые согласились бы принять вещи умершего ребенка и надеть их на своего собственного.

В случае гибели ребенка одежду лучше всего сжечь или выбросить, с игрушками стоит поступить точно так же, ни в коем случае не раздаривая их другим детям, чтобы не передавать отрицательную энергию. Да и просто не ставить других родителей в неловкое положение, в котором они не будут знать, как тактично отказать. Точно так же не надо надевать вещи на младшего ребенка в случае, если непоправимое случилось со старшим. Впрочем, можно оставить пару самых значимых и любимых игрушек, но доставать их лишь в минуту сильной скорби по малышу.

Если же вы сами оказались в такой ситуации, что кто-то отдал вам вещи, принадлежащие ранее ныне покойному ребенку, помолитесь за его душу, но не используйте вещи и даже не оставляйте их у себя дома. Не стоит хранить такие вещи, это может привести к самым разным последствиям.

В православии ответ на вопрос о том, когда можно раздавать вещи умершего, прям и однозначен — в течение сорока дней после смерти. В противопоставление язычникам, которые сжигали вещи, принадлежащие умершему человеку, вместе с ним на погребальном костре, в православии с этими вещами, как уже было сказано, поступают совсем по-другому. Их раздают как милостыню в течение сорока дней после смерти человека. Однако, как говорят православные священники, ничего страшного не случится, если по каким-то причинам родственники не успели раздать вещи покойного в течение этого срока. Этим спокойно можно заняться и позже, хотя лучше уложиться в сорок дней, которые по христианской традиции особенно важны для души умершего, посмертная судьба которой решается в это время. Наверняка уточнить, когда можно раздавать вещи после умершего, возможно также и у батюшки в ближайшей церкви.

В иудаизме, например, считается, что вещи человека можно раздавать совершенно спокойно, но это правило не распространяется на его обувь. Поверье гласит, что тот, кто ходит в обуви покойного, топчет его под землей, поэтому обувь традиционно утилизируют.

источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих людей, потерявших близкого и родного человека волнует вопрос что делать с вещами умершего. Кто–то решает эту проблему сразу после похорон, кто–то советуется со священником. А кто–то их хранит и никому не отдает. Но рано или поздно все же наступает момент, когда нужно с ними что–то решать и сделать выбор. Как известно, вещи каждого человека пропитываются особой энергетикой, которой обладает сам человек еще при жизни. Поэтому многие религии, в том числе и православная, рекомендует во избежание неприятностей избавляться от вещей усопшего. Помните, какие бы советы не давала религия или знакомые, как поступать с вещами умершего решать только родственникам, но при этом не лишним будет ознакомится с информацией, представленной ниже.

Вопрос можно ли хранить вещи умершего волнует многих людей, которые похоронили своих близких. Дело в том, что со смертью близкого человека связаны боль и страдания. Вокруг него собирается много негативной энергии, которая имеет свойство накапливаться в помещении, в котором жил усопший.

Особенно такая энергия накапливается на драгоценных украшениях, одежде и постельном белье. Именно по этой причине после смерти близкого человека с его вещами нужно попрощаться. Только для того, чтобы от них избавится необходимо знать некоторые правила и рекомендации православных верующих.

По традициям православной веры считается, что энергетика умершего на его одежде после 40 дней. Если вы все-таки решили отдать одежду, то необходимо ее раздавать не одному, а нескольким людям. Необходимо отметить, что во многих источниках можно встретить информацию о вещах умершего до и после 40 дней. Вот только эта информациях несет разную информацию об этой дате.

Одни утверждают, что делать это нужно до истечения этого времени, трактуя это тем, что тем самим вы поможете усопшем закончить его земные дела. Так как те, кто заберет эту одежду будет поминать его. Существует еще одно мнение. Согласно которого наоборот на протяжении 40 дней после смерти нельзя давать, а нужно хранить одежду дома, так как все эти дни душа еще находится дома.

В самой Библии ответа на вопрос можно ли хранить вещи умерших или их раздавать -нет. Но несмотря на это, в ней сказано, что, раздав одежду усопшего нуждающимся, вы делает доброе дело. Также по мнению многих священников вещи раздать нужно, при этом раздавая их нужно просить, чтобы поминали усопшего и молились о нем. Так душе будет легче попасть в рай.

Искренняя молитва поможет ему в ином мире. Поэтому раздайте все вещи, оставьте себе на память только несколько штук. И то это только при желании. В идеале лучше избавится от всех вещей. И так как видим, когда можно раздавать вещи умершего даже в самих традициях мнения расходятся. Конечно, наверное, все же это делать после 40 дней, когда душа усопшего в спокойствии отойдет в мир иной.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Вместе с вопросом можно ли хранить вещи умерших, многих также интересует можно ли их носить. Конечно во времена, когда одежда была дефицитом, особенно верхняя родственники еще при жизни усопшего начинали делить его вещи. Это большой грех. Такого делать нельзя. Так как считается, что душа человека наблюдает за всем происходящим в ее доме и может наказать за злодеяния родственников.

Даже биоэнергетики не рекомендуют трогать вещи первые 40 дней после смерти. Они даже не рекомендуют спать в комнате усопшего, чтобы он не снился. Но к сожалению, сегодня не у всех есть такая возможность. Спустя 40 дней вещи раздавать можно как родственникам, так и незнакомым людям. Такие вещи обязательно должны быть чистыми и опрятными.

В случаях, когда одежда уже заношена ее нужно сжечь. Если вы не знаете кому отдать тогда просто отнесите в церковь. Там обязательно ее разберут малоимущие. На протяжении не скольких последних лет также наблюдается тенденция, что сами ритуальные услуги забирают одежду усопших и сами раздают ее нуждающимся.

Особое внимание нужно уделить денежным средствам усопшего. Если у него при жизни была крупная сумма, то из нее обязательно нужно выделить средства на милостыню для нищих. А перед тем как тать полноправным хозяином этого имущества поблагодарить усопшего за такой подарок и вспомнить о нем что-то хорошее.

А вот что касается детских вещей, так их не рекомендуют раздавать. В случае смерти ребенка:

  • Его одежду необходимо утилизировать.
  • Ни в коем случае не передавайте любимые игрушки другому ребенку. Негативная энергетика передастся вместе с ними, и тот ребенок которому был подарены вещи может пережить такие же мучения как пережил усопший.
  • Также не рекомендуется в случае если у вас умер старший ребенок хранить и одевать его вещи младшему. Как утверждают многие это может принести не поправимый вред здоровью вашего малыша.

Подытожив нужно отметить что на вопрос «можно ли носить вещи после умершего человека?» православные традиции говорят, что да можно, главное перед тем как вы это будете делать их правильно очистить от энергетики предыдущего хозяина окропив одежду святой водой. Но это лишь касается одежды взрослых людей. Детские же вещи необходимо сжигать и никому не передавать. Даже малоимущим. Чтобы случайно не нанести еще большего вреда постороннему человеку.

источник

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Даже после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды трудов усопшего, через всякое свидетельство о различных сторонах его жизни. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Носить или отдать вещи близкого человека зависит от того, какова вещь. Ко всему надо с рассуждением подходить. Можно оставить себе что-то на память о дорогом человеке, и конечно, носить его вещь, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя в доме.

Даже в наше время и среди образованных людей существует поверье, что какие-то грехи переходят “вместе с вещами”, но это не имеет отношения к нашей вере.

К сожалению, возникают ситуации, когда среди родственников возникают споры о том, какие вещи достанутся тому или другому «наследнику». В выходе из такое нередкой внутрисемейной трудности необходимо руководствоваться следующим: сохранить добрую память об усопшем через мирные отношения между людьми, а значит уступать. Это будет по Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Пока человек жив, он идет покаянным крестным путем ко Христу. Когда он умирает, он не может ничего изменить в своей участи, но мы можем помочь ушедшим людям, то есть своей любовью поделиться с ними. Каким образом?

В первую очередь мы должны молиться за них, на что мы имеем прямое указание из Священного Предания Церкви. Мы можем молиться келейно (дома), заказывать обедни, панихиды. Мы можем кормить людей в воспоминание этого человека, чтобы они помолились о нем, и подавать за него милостыню нищим или нуждающимся. Как раз вещи, оставшиеся от умершего человека, могут послужить такое милостыне.

Вообще ответственность за вещи, оставшиеся от умершего человека, напрямую лежат на наследниках. И здесь он вольны поступать как им вздумается. Например, часть вещей, особенно памятных, они могут оставить себе. У меня, например, есть вещи, оставшиеся после моего папы, раб Божьего Георгия, Царствие ему Небесное, которые я с удовольствием ношу и вспоминаю часто о нем. Часть приличных вещей можно раздать нуждающимся, и лучше это сделать до 40 дней, потому что до 40 дней нужно особенное молитвенное поминовение усопших. Именно в этот срок решается предварительная посмертная участь человека. А если останутся какие-то вещи, которые непригодны уже даже для того, чтобы их раздать, то их можно утилизировать любым способом: выкинуть, сжечь или закопать.

Важно помнить и понимать, что смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель нашего существования – в стяжании этой любви внутри собственного сердца. И вся наша жизнь до смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Можно раздать вещи как до так и после 40 дней – в любое время. Можно отдать и в тот день, когда пришел человек, который нуждается в этих вещах. Надо с рассуждением подходить ко всему: если человек только что умер, то не надо тут же бросаться и срочно все раздавать. Это как-то слишком вызывающе. Но если вдруг кому-то конкретно нужны вещи усопшего – одна, две, пять, то можно и сразу же отдать.

До 40 дней со дня смерти обычно не принимают каких-то серьезных жизненных решений: в монастыре, если умер игумен, то до 40 дней не назначают нового наместника, хотя кто-то и исполняет его обязанности. В миру в память об усопшем не венчаются в этот период, не играют свадьбу. Но в том, что касается распоряжения вещами усопшего или каких-то необходимых действий, то этот срок не должен быть какой-то непреодолимой преградой. Ждать 40 дней для того, чтобы открыть комнату умершего и начать там уборку, наверное, не стоит.

Раздать можно все вещи усопшего за очень небольшим исключением. Например, нельзя отдавать елей после соборования. Это освященное масло связано с молитвой о спасении души человека, поэтому его нельзя передать другому. Обычно его передают священнику, и он после отпевания и прощания возлевает елей поверх покрывала.

Но большинство вещей совсем не так связаны с человеком. Даже если священник умирает, то его наградной крест остается в семье: может, кто-то из его сыновей будет священником и станет носить этот крест в память об отце или дедушке. Или родственники могут передать крест духовному чаду почившего священника в тот день, когда он смог приехать. Сроки не столь принципиальны и нет ничего плохого: до 40 дней произошла эта встреча и передали вещь или после.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Обычно стараются не принимать каких-то серьезных жизненных решений до 40 дней со дня смерти. В память об усопшем не играют свадьбу в этот период, не венчаются. Но в том, что касается распоряжением вещами усопшего или каких-то необходимых действий, то этот срок не должен быть камнем преткновения. Ждать сорок дней для того, чтобы открыть комнату умершего родственника или его квартиру и начать там уборку, наверное, не стоит.

Суеверие о том, что до сорокового дня нельзя вещи умершего раздавать, придумано неведомым мне людьми. Не стоит об это спотыкаться. Если практично оставить вещи себе или в своей семье, то можно оставить. Если кто-то в них нуждается, можно передать своим близким и даже далеким людям, которым эти предметы нужны. Сегодня не только в храмах можно найти пункты для приема вещей, которые затем передают сильно нуждающимся, погорельцам, беженцам, бездомным. Если вы не знаете лично таких людей, чтобы отдать им вещи, то в больших городах можно легко найти специальные пункты приема. Конечно, вещи должны быть постираны , помыты – это не просто “ненужный хлам”, который жаль вынести на помойку.

Грех не в том, что я выбросил вещи умершего человека, а в том, что я не смог их подготовить для того, чтобы других людей заинтересовать в их использовании. Мы знаем и верим, что после своей смерти человек продолжает жить. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств его труда и нашей памяти о нем. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.

Можно оставить себе что-то на память о дорогом и близком человеке, и конечно, носить его вещь: если она прилична, то почему ее не использовать по назначению? Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить вещи усопшего у себя в доме.

Бывает грустно, когда среди родственников возникают споры о том, какие вещи кому достанутся. Православным христианам важно сохранить добрую память об усопшем. Это возможно только через мирные отношения между людьми, а значит, лучше уступать.Так поступить будет по-Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Земная жизнь человека не прекращается после его смерти. Он продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды его трудов, через всякое свидетельство о различных сторонах жизни этого человека. И вещи, принадлежащие усопшему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем. То есть раздавать вещи умершего не только можно, но и необходимо. А дата 40-го дня не должна стать каким-то числом начала или завершения этого процесса. Когда необходимо человеку передать вещь усопшего, тогда и передавайте.

В наше время не только в храмах принимают вещи. В интернете можно найти информацию о благотворительных фондах, сортирующих и затем распределяющих вещи среди попавших в беду: нуждающихся, погорельцев, беженцев и бездомных.

Если ваш близкий человек умер, то что с ним происходит на 3, 9 или 40 дней после смерти? Откуда у нас особое отношение к этим датам?

Существует откровение о том, что происходит с душой человека после его ухода. По смерти на 3й день (это связано с тем, что Господь на 3й день воскрес) как правило совершается отпевание и погребение. И до третьего дня душа человека посещает не земле те места на земле, которые он желал или были любимы этим человеком. Нельзя сказать, что он прощается с землей, но Господь дает ему возможность посетить эти места. с 3го по 9й день душе человека показываются райские обители – то, что Господь уготовил каждому из нас. После 9го и по 40й день человек уже проходит ответ за свою жизнь. Фактически это не “встать – суд идет!”, а душа видит то, к чему она прилепилась в течение жизни своей. Поэтому на 40й день наступает частный суд до второго пришествия Спасителя – определяется то, где человеку редстоит ожидать окончатеьного суда: в раю или там, где Бога нет. Но фактически это решение не сам Господь выносит, не книгу открывает и ищет “статью/пункт”, а душа человека в течение этих 40 дней сама прилепляется к тому, что ей важно и дорого.

Господь не “карает” в нашем, земном смысле слова. Он не хочет человеку сделать зла, даже если тот не хочет быть с Ним. Если же ты хотел, но не мог – Господь покроет это своей любовь. А если ты мог, но не хотел, тогда и получаешь то, что искал.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

К этому нужно подходить с рассуждением и практичностью. Просто закрыть комнату усопшего родственника и оставить там все, “как было”? Но пыль все равно будет там собираться и это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все должно не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться как-то. Если вещи человека были сохранены любящими его людьми, то они должны поддерживаться в порядке и чистоте. Если это икона, то перед ней молятся. Если это молитвослов, то и он используется. То есть вещи не убираются “в закрома” и дальше там пылятся годами. Иногда они должны как-то доставаться, например, в памятные дни этого человека, пусть раз в год, но использоваться вещи должны.

Можно привести пример сохранения памяти о людях праведной жизни. Их кельи, комнаты, где они молились и жили, сохраняют, но их убирают, их посещают, там молятся. Я сам был свидетелем того, как келью отца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре к пасхе убирают: что-то подкрашивают, обновляют, когд-то требуется занавески подшить или поменять, постирать. Если живший здесь много лет человек ушел в мир иной, это не значит, что туда нельзя заходить или можно, но только на цыпочках и спиной к двери пятясь. Такое поведение как раз будет пренебрежение к памяти умершего.

Если вы не можете оставить у себя вещи усопшего и готовы передать их, но не знаете, кому, то в наше время легко найти информацию в интернете о благотворительных пунктах сбора вещей. Можно отнести вещи в храм – их передадут нуждающимся.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Если эти предметы вам дороги, напоминают ушедшего человека, то почему бы и нет? Например, крестик нательный. Можно его повесить в уголке среди икон, где вы молитесь. Это крест, который носил мой папа или дедушка, близкий мне человек. Не обязательно хоронить именно с этим крестиком – можно сохранить его в семье. Иногда отпевают человека с той иконой, перед торой он всегда молился, но после отпевания ее оставляют в семье, а хоронят с более “простой” иконой, соответственно, если женщина, то Божьей Матери, а если мужчина, то Спасителя.

После смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды трудов усопшего, через всякое свидетельство о различных сторонах его жизни. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.

К вопросу сохранения вещей умершего родственника нужно подходить с рассуждением и практичностью. Даже если запереть его комнату или квартиру и оставить там все, как было при его жизни, то все это со временем покроется пылью. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи должны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте. Если это икона, то перед ней молятся. Если это молитвослов, то и он используется.

Сохранить, носить или отдать вещи близкого человека зависит от того, какова эта вещь. Можно оставить себе что-то на память о дорогом человеке, и конечно, носить его вещь, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя в доме: суеверие о том, что “грехи переходят вместе с вещами”, не имеет отношения к нашей вере.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

После своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем: если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них. Оставить их вещи себе или отдать нуждающимся – к этому стоит подходить с практичностью и уважением к памяти усопших. Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то со временем пыль соберется там. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные и их никак нельзя использовать по назначению, то не грех их и выбросить в контейнер для мусора.

В восьмитомнике “Настольная книге священнослужителя” содержится подробное описание того, как нужно совершать службы в разные периоды церковного года. Там описаны и требы – крещения, венчания и в том числе есть подробное описание отпевания. Традиции подготовки к погребению мирян и монашествующих, изложенные там, – это самое подробное описание того, что существует в церкви непосредственно о самом обряде. Ничего более специального не существует.

Года два-три назад Синод принял специальное решение о том, кого можно или нельзя отпевать. Потому что в наше время часто возникает ситуация, когда родственники хотят проститься в храме со своим близким, отпеть его, даже если он не был крещен. Синод вынес разъяснение, подтверждение по этому поводу: если человек некрещеный, то и отпевать его нельзя. Но на этом забота Церкви о тех родственниках, которые переживают за некрещеного усопшего, не заканчивается: был принят молебный канон, суть которого – молитва о родных такого усопшего. Главное ядро этого канона – это молитва-утешение родных. Получается, что даже если Церковь не может молиться о людях, так и не ставших членами Церкви, то остается возможность для домашней молитвы: об облегчении участи некрещеных родственников можно и нужно молиться дома мученику Уару.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Сохранить или отдать, постирать или выбросить вещи умершего человека – к этим вопросам стоит подходить с рассудительностью и практичностью, с уважением к памяти усопшего человека. Земная жизнь человека не прекращается после его смерти. Он продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды его трудов, через всякое свидетельство о различных сторонах жизни этого человека. И вещи, принадлежащие усопшему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем. То есть раздавать вещи умершего не только можно, но и необходимо.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Если же нет представления о том, как можно использовать слишком старые вещи и кому их передать, то можно их вынести на улицу. Даже обычная помойка в наше время может быть не просто свалкой мусора, а некоторым местом передачи вещей. Безусловно, речь идет не о “хламе”, сваленном в кучу, а о чистых, опрятных предметах, постиранных, отмытых. Обычно рядом с контейнерами для мусора есть такая “площадка”, и там можно разложить такие вещи и их возьмут. Я знаю, что туда выставляют, например, мебель, и она вскоре исчезает, и забирает не мусоровоз, а именно люди, которые в ней нуждаются. Наши современные работники по дворам часто собирают металл и сдают его. Кто-то стекла вынимает, а кто-то рамы забирает. Вещи продолжают использоваться.

Грех не в том, что я выбросил вещи умершего человека, а в том, что я не смог их подготовить для того, чтобы других людей заинтересовать. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные, что их никак нельзя использовать по назначению, то выбросить их совершенно нормально и это не грех.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Любые вещи должны быть чистыми. И неважно, умершего человека или живого. Поэтому не то, что можно, а нужно держать вещи в чистоте и опрятности. Прошло девять дней со дня смерти или сорок – срок не имеет отношения к вопросу стирки.

Если же вещи настолько старые, сломанные, ветхие, что их никак не получается отстирать, отмыть, чтобы использовать по назначению, то выбросить их совершенно нормально и это не грех.

Могу привести пример сохранения памяти о людях праведной жизни: их кельи, комнаты, где они молились и жили, сохраняют, но их убирают, их посещают, там молятся. Я был свидетелем того, как келью архимандрита Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре к пасхе убирают: что-то подкрашивают, обновляют, когда-то требуется занавески подшить или поменять, постирать. Если живший здесь много лет человек ушел в мир иной, это не значит, что туда нельзя заходить или можно, но только на цыпочках и спиной к двери пятясь. Такое поведение как раз будет пренебрежение к памяти умершего.

По поводу стирки и ее меры есть у аввы Дорофея замечательная ремарка по поводу вещей монаха, о том, что излишняя стирка для монаха может быть грехом: он мог бы ходить в этой вещи год, а застирал так, что уже через месяц вещь стала ветхой.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Конечно, можно. То, как вы используете вещи родного вам человека после его смерти, зависит от вас. Если эти предметы будут напоминать о нем, станут поводом для молитвы о его душе, то конечно же, нужно оставить. Никаких строгих правил или предписаний на эту тему в Церкви нет. Кольцо обручальное, крестик нательный, например, можно поместить среди икон, в уголке, где обычно молишься.

Брать себе, оставлять в семье, носить самим или отдать нуждающимся, отнести в храм, выбросить вещи умерших – к этому стоит подходить с рассуждением, практичностью и, безусловно, уважением к памяти усопших. Ничего нет страшного в том, чтобы оставить вещи умершего у себя в доме: суеверие о том, что “грехи переходят” через вещи умершего, не имеет отношения к нашей вере.

Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то пыль там соберется рано или поздно. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте: перед иконой усопшего можно и нужно молиться, его молитвослов, книги не должны пылиться.

Могу поделиться личным, дорогим мне примером. У нас, у матушки моей, сохранился коврик, маленький, буквально полтора на метр, на котором венчалась еще ее бабушка. Когда венчальная пара стояла на этом коврике, на него капал воск. И в ковре это место было вырезано и сделана заплатка. Он висел у нас на стене – не на полу, конечно. Эта вещь сохранилась как память об ушедших родных. Он памятен для нас именно тем, что наши предки венчались на нем.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Вещи усопших донашивать можно. Если нуждаются родственники, то они оставляют вещи себе, а если нуждается в них больше кто-то вне семьи, значит, нужно передавать этим людям.

Возраст умершего человека не влияет на использование вещей по назначению. Одежда ребенка или бабушки остается одеждой. Если вещь носимая, то зачем бросать ее в тряпки или выкидывать? Это неправильно. Более того, проходит время и то, что казалось старым, старомодным, наоборот, начинает пользоваться спросом, входит в моду.

Важно понимать, что даже после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через плоды его трудов, через вещественное свидетельство о различных сторонах его жизни. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них.

Носить или отдать вещи умершего зависит от того, какова вещь. Можно носить вещь усопшего, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя: поверье, что какие-то грехи переходят “вместе с вещами”, не имеет отношения к духовной реальности.

К сожалению, случается, среди родственников усопшего возникают споры о том, какие вещи кому теперь принадлежат. Но важнее всего сохранить добрую память об усопшем. И это возможно через мирные отношения между людьми, а значит, в подобных спорах лучше уступать. Сохранять мир в семье ради доброй памяти об умершем родственнике – значит поступать по-Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Что действительно важно по церковным канонам перед погребением? Омыть тело человека, одеть в чистую одежду: у монашествующих она одна, у мирян – другая. После этого накрывают тело усопшего церковным покрывалом, в руку вкладывают крест, а на главу – венчик. После отпевания в руку дополнительно вкладывается разрешительная молитва. Если сохранился елей после таинства соборования (елеосвящения), то поверх покрывала возлевается этот елей, а уже после этого тело предается земле. Вот все, что остается с усопшим, когда он в гробу. А очки любимые или ботинки положить в гроб, платок в руку – это все не имеет отношения к спасению души человека.

Если ваш близкий человек умер, то для него не важно не то, что вы положите в гроб, а то, что с его душой происходит в это время.

Существует откровение о том, что происходит с душой человека после его ухода. По смерти на 3й день (это связано с тем, что Господь на 3й день воскрес) как правило совершается отпевание и погребение. И до третьего дня душа человека посещает на земле те места, которые он желал увидеть или были любимы этим человеком. Нельзя сказать, что он “прощается с этим миром”, но Господь дает ему возможность посетить эти места. С третьего по девятый день душе человека показываются райские обители – то, что Господь уготовил каждому из нас. После 9го и по 40й день человек уже проходит ответ за свою жизнь. Что такое этот “суд”? Фактически это не понятная нам ситуация “встать – суд идет!”. Это время, когда душа видит то, к чему она прилепилась в течение жизни своей. Поэтому на 40й день наступает частный суд до второго пришествия Спасителя – определяется то, где человеку предстоит ожидать окончатеьного суда: в раю или там, где Бога нет. Но на само деле это решение не сам Господь выносит, не книгу открывает и ищет “статью/пункт”, а душа человека в течение этих 40 дней сама прилепляется к тому, что ей важно и дорого.

Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва

Церковь высказывает общее свидетельство о том, что снам лучше не верить. Есть такое рассуждение, которое даже богословским назвать нельзя, о том, что сны бывают трех типов: обычные или повседневные (когда во сне всплывает что-то, о чем мы думаем в ежедневной суете), от сил зла (тем более им верить не надо), откровение от сил добра, от ангельского мира. Но мы с вами не святые, чтоб нам как Иосифу Обручнику являлся ангел и руководил действиями по спасению святого семейства. Кто мы такие для подобных явлений? Это первый признак состояния прелести, прельщенности бесами, – мысль о том, что мы достойны подобных откровений. Поэтому получается, что никаким снам верить не стоит.

Иногда человек все-таки смущается, предполагая, что Бог хочет достучаться до него посредством сна, что это Его воля. На этот случай святые отцы отвечают, что воля Божия проявляется не в чем-то одном, а в нескольких очень ясных обстоятельствах. Поэтому сон о том, что умершему нужна какая-то одежда – это же абсурд. Какая одежда ему может быть нужна сейчас, когда он телом-то не обладает? Ему нечего уже прикрывать. Поэтому безумен человек, который собирает что-то себе в пирамиды и пытается что-то с собой унести, пусть даже с запасом, на 5 лет. А дальше – что? У Бога тысяча лет как один день, а один день как тысяча лет. В вечности человек уже вне времени живет.

Поэтому, скорее всего, сам человек, которому этот сон приснился, очень озабочен вещами умершего. И во сне, при отсутствии сдерживающих систем, в его организме происходит такое. Медики говорят, что сами сны длятся какие-то доли секунд, а не всю ночь, как нам иногда кажется. Неполезно обращать на сны внимание.

Важно понимать, что после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем: если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них. Оставить себе или отдать нуждающимся – к этому стоит подходить с практичностью и уважением к памяти усопших. Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то со временем пыль соберется там. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте.

Если совершенно некому передать те или иные вещи усопшего, то можно их вынести на улицу. Даже обычная помойка в наше время может быть не просто свалкой мусора, а некоторым местом передачи вещей. Безусловно, речь идет не о “хламе”, сваленном в кучу, а о чистых, опрятных предметах, постиранных, отмытых. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные и их никак нельзя использовать по назначению, то не грех их и выбросить в контейнер для мусора.

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Душе усопшего человека особенно нужна частая и усердная молитва в первые 40 дней со дня смерти. Поэтому мнение, что до сорока дней нельзя трогать вещи новопреставленного, является предрассудком, который, к сожалению, часто мешает людям творить добрые дела. Вещи надо раздавать как можно раньше, чтобы за усопшего совершалась молитва сразу же после кончины, когда его душе предстоит пройти посмертные испытания. И здесь очень важны не только наши молитвы, но и добрые дела в память умершего с просьбой помолиться о нем. Накормить голодного, одеть неимущего человека – всегда благое дело и большая помощь нашим почившим родным и близким.

Нет строгих правил о том, когда убирать или стирать вещи умершего родственника. Минуло 40 дней или нет – вещи можно и нужно раздавать с просьбой молитвенно помянуть усопшего.

Сороковины, сорок дней – это особенное время не только для тех, кто переступает порог вечности, но и для их родственников. Не зря это время совпадает с числом дней, проведенным Спасителем в пустыне в посте и молитве. Это как бы напоминание и нам, что придет и наша посмертная встреча с Отцом, встреча с Тем, перед Кем умолкает всякое знание и обнажается суета века сего. Это время спросить себя честно: а каким я предстану перед Тем, Кто есть сама Любовь? И поэтому хорошо в это время позаботиться и о наших потрепанных мирской суетой душах, поисповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин. Это укрепит нас и для молитвы о тех, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Вещи наших усопших родных можно отдать нуждающимся семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, погорельцам, беженцам, малоимущим, бездомным. Эти люди будут рады таким вещам, если они чистые и могут быть использованы по назначению. Одновременно это будет вашей заботой об умершем родственнике: одеть неимущего человека, сделать доброе дело ради него – это всегда большая помощь душе усопшего.

Если вы не знаете нуждающихся лично, то можно передать вещи в благотворительный пункт сбора вещей. В наше время в большинстве православных храмов, несмотря на нехватку помещений, принимают вещи с тем, чтобы раздавать их нуждающимся прихожанами или тем, кто обращается за помощью.

Но перед тем, как паковать эти вещи для стариков или сирот в глубинке, благотворительного магазина или государственного пункта помощи бездомным, стоит внимательно ответить на вопрос о том, действительно ли одежда хороша настолько, что ее можно сразу надеть, или все-таки нужно сначала немного починить или молнию вставить? Потому что у тех людей и даже организаций, профессионально занимающимся помощью нуждающимся в вещах, вряд ли будет возможность отстирывать или оплачивать химчистку.

Нет строгих правил о том, как поступать с хорошими вещами умерших, что и куда нужно отдать. Какие-то вещи напоминают нам о наших почивших близких, были им в свое время дороги или даже были завещаны нам, их потомкам. Поэтому не стоит пренебрегать, брезговать ими. Ведь абсурдным будет высказывание: так как на этой земле жил покойный, я не буду по ней ходить… Вещи эти можно стирать, ремонтировать, обновлять. В русских семьях всегда почитали за честь хранить бабушкино подвенечное платье, награды прадеда, а некоторые вещи становились семейными реликвиями, не давая нам забыть, что Бог наш – “не есть Бог мертвых, но живых” ( Евангелие от Матфея, 22:32).

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Вещи умершего, с точки зрения верующего человека, ничем не отличаются от обычных. Можно их носить, дарить, продавать и делать все то, что делается с обычными вещами.

Однако для умершего будет очень хорошо, если эти вещи будут пожертвованы нуждающимся людям с просьбой помолиться о нем. Дар всегда выше продажи, так как через дар мы обретаем нетленное сокровище добродетели. Продажа же приносит нам лишь земное сокровище.

Сорок дней со дня смерти – это особенное время не только для умершего, но и для его родных. Этот период напоминает нам, живым, о нашей посмертной встрече с Отцом – с Тем, перед Кем умолкает всякое знание и обнажается суета века сего. Смерть близкого человека ставит острый вопрос: а каким я явлюсь перед Тем, Кто есть сама Любовь? Поэтому очень важно в течение этих 40 дней позаботиться и о собственной душе: подготовиться к исповеди и причаститься Святых Христовых Таин. Такой духовный подвиг укрепит нас и для молитвы о том, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Сжигать вещи умершего можно. Случается, что это обосновано санитарной необходимостью или же ветхостью вещей. Лучше сжечь вещи, оставшиеся после умершего, если он занимался магией и колдовством.

Просто же сжигать вещи, потому что человек умер, – это языческий пережиток, суеверное стремление избавиться от всего, что связано с напоминанием о смерти человека. Христианские святые, наоборот, не боялись умереть и часто оставляли себе для постоянной памяти прижизненный гроб или изречения о смерти.

Первые 40 дней после смерти человека – бесконечно важное время не только для умершего, но и для его родных и близких. Не случайно этот срок совпадает с числом дней, проведенным Спасителем в пустыне в посте и молитве. В эти дни мы невольно думаем и о нашей собственной посмертной встрече с Отцом. Смерть близкого человека поднимает сущностный вопрос: а каким я явлюсь перед Творцом, Кто есть сама Любовь?

Бытовые вопросы так или иначе решаются, но важнее всего в течение этих 40 дней найти сил и возможность позаботиться о собственной душе, подготовиться к участию в Таинствах: исповедаться и причаститься. Принятие Святых Христовых Таин укрепит нашу молитву об упокоении души того, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Носить вещи умершего МОЖНО. Ответственность за вещи, оставшиеся после умершего, напрямую лежит на наследниках, которые вольны поступать, как им вздумается. Например, часть памятных и дорогих сердцу предметов они могут оставить себе. Часть приличных вещей можно раздать нуждающимся, причем лучше это сделать до 40 дней: в этот период решается предварительная посмертная участь умершего.

Пока мы живы, мы учимся любить Бога и ближних своих. В чем смысл нашей жизни? В соединении Богом. А Бог есть Любовь. Поэтому смысл человеческой жизни в приобретении, росте этой любви внутри сердца. И пока наш путь не завершился, мы все идем покаянным крестным путем ко Христу.

Когда человек умер, он сам уже ничего не может изменить в своей посмертной участи. Помочь ушедшим можем мы, оставшиеся в живых. Своей любовью делиться с ними.

Каким образом это осуществить?

В первую очередь мы призваны молиться, как дома, так и в Церкви: заказывать обедни и панихиды. Можем кормить людей в воспоминание этого человека, чтобы о нем помолились. Подавать нищим или нуждающимся милостыню. Вещи, оставшиеся после умершего, могут послужить милостыней.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Можно трогать вещи умершего. Если они настолько ветхие и непригодные для дальнейшего использования, их можно выбросить. Вещи умершего могут послужить милостыней, поводом для молитвы о душе новопреставленного: их можно раздать нуждающимся, причем лучше это сделать до 40 дней, поскольку в этот период решается предварительная посмертная участь умершего.

Пока человек жив, он идет покаянным крестным путем ко Христу. Когда он умирает, он не может ничего изменить, но мы можем помочь ушедшим – своей любовью поделиться с ними.

В первую очередь мы должны молиться о упокоении их душ, на что мы имеем прямое указание из Священного Предания Церкви. Мы можем молиться келейно (дома), можем приходить в храм для молитвы церковной, заказывать обедни, панихиды. Милостыней будет и угощение людей в воспоминание этого человека, чтобы они помолились о нем.

Особенно памятные вещи наследники могут оставить себе. У меня, например, сохранились вещи после смерти моего папы, раба Божьего Георгия, Царствие ему Небесное, которые я с удовольствием ношу и вспоминаю часто о нем.

Важно помнить и понимать, что смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель нашего существования – в стяжании этой любви внутри собственного сердца. И вся наша жизнь до смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Можно сжигать вещи умершего. Если очевидно, что вещи настолько ветхие и непригодные, их можно сжечь.

После смерти близкого важнее другое: его покаянный крестный путь ко Христу закончился, он не может ничего изменить, но мы можем помочь ушедшему, своей любовью поделиться с ним. Смысл нашей с вами жизни в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель земного существования заключается в стяжании этой любви внутри своего сердца. И вся наша жизнь до самой смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.

Вещи умершего могут послужить милостыней, поводом для молитвы о душе новопреставленного – их можно раздать нуждающимся. Но в первую очередь Священное Предание Церкви призывает нас молиться о упокоении его души. Можно молиться келейно (дома), можно приходить в храм для молитвы церковной, заказывать обедни, панихиды.

Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы

Никогда не встречался с тем, что кто-то хочет продать вещи умершего. Наверное, речь идет о наследстве – квартира, машина, дача. Конечно, можно продавать. С вещами родственники поступают так, как считают нужным. Чаще, конечно, оставляют в семье или раздают как милостыню с просьбой о молитве.

Конечно, будешь поминать больше тех людей, от которых тебе что-то осталось на память. Вещи, причем любые, не только связанные с нашей верой, но и вполне утилитарные, могут служить таким молчаливым напоминанием. Когда скончался мой отец, мама раздала нам, его детям, иконы, которые он всю жизнь собирал, спасал с русского севера, где в 60е годы они погибали, ими заколачивали окна, выбрасывали. Папа привозил эти иконы в Москву, реставрировал. И после его смерти эти иконы оказались в семьях его детей, мы молимся перед ними и поминаем папу.

Если мы говорим по 40м дне, об особом к нему отношении нашего народа, то здесь важно совсем другое. С девятого до сорокового дня, по учению Церкви, душе показывается ад. На 40-й день человек предстает перед Богом и определяется место его пребывания до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об умершем. В нашей традиции поминки – это молитва родственников и друзей о упокоении души усопшего. Основной смысл поминок – сделать доброе дело в память об умершем. Если продать вещи умершего с тем, чтобы сотворить милостыню в память о нем и просить молитв тех людей, которым вы можете помочь, то, наверное, эти хлопоты могут быть оправданы и до 40 дня.

Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы

С вещами умершего родственника можно поступать так, как считаете нужным. Кто-то их раздает нуждающимся, кто-то оставляет на молитвенную память себе. В наше время, когда вещи бывают виртуальными – странички в соц.сетях, переписка посредством различных гаджетов – руководствуются тем же правилом, которое действует в отношении писем: если человек умер, то письма читать можно. Дневники, переписку известных людей даже публикуют, но так, чтобы не навредить тем живым людям, кто в них упомянут, в крайнем случае заменяют их на N, чтобы без имен.

Мне кажется, что вполне можно пользоваться вещами умершего человека, который был вам дорог. Хорошо иметь на память что-то, чтобы поминать человека в молитвах. За годы служения мне пришлось хоронить и отпевать очень многих людей, и по своему опыту могу сказать, что чаще поминаю именно тех, от кого мне осталось что-то, например, икона или подсвечник: смотришь на эту вещи и сразу вспоминаешь умершего Иоанна, Феодосию, которые были благочестивыми людьми. Но предметы могут быть и вполне утилитарного характера: от красивых картин, ваз до чего угодно. И пользоваться ими можно.

Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы

Самый плохой вариант – собрать все подряд и кого-то “осчастливить” тем, что стоило бы вынести на помойку. Если вещи пристойные, то их вполне можно раздать. Только важно помнить, что судьба таких вещей – это тоже особый труд, большая работа, даже специализированная. Если вы знаете тех, кто этим занимается, нужно понимать, какие требования есть к вещам: на всех благотворительным порталах, например, сайт православной службы “Милосердие”, есть подробное описание того, что нужно приносить, а что лучше не надо. Такие условия приема – не капризы, а результат многолетнего опыта работы с нуждающимися людьми. Те вещи, которые уже никому не нужны, можно выбрасывать со спокойной совестью.

Родственники, наследники умершего обычно сами решают, как поступать с его вещами. Не существует каких-то особых церковных правил. Думаю, будешь поминать больше тех людей, от которых тебе что-то осталось на молитвенную память. Когда скончался мой отец, мама раздала нам, его детям, иконы, которые он всю жизнь собирал, спасал с русского севера, где в 60е годы они погибали, ими заколачивали окна, выбрасывали. Папа привозил эти иконы в Москву, реставрировал. Теперь, после его смерти, эти иконы хранятся в семьях его детей, мы молимся перед ними и поминаем папу.

Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы

Выбросить вещи можно как до, так и после 40 дней. Это чистое суеверие и не имеет никакого отношения к православному вероучению. Единственное благочестивое объяснение этому правилу в том, что до 40 дней стоит меньше суетиться по бытовым вопросам, отвлекаться на материальные проблемы, а больше молиться об усопшем. На 40-й день умерший предстает перед Богом и определяется место его пребывания до Страшного Суда. В нашей традиции поминки – это молитва родственников и друзей о упокоении души усопшего. Основной смысл поминок – сделать доброе дело в память о близком человеке: можно накормить людей с просьбой о молитве, можно раздать на память его вещи,пожертвовать свои средства или время на дела милосердия.

Помню случай у нас на даче. Мимо наших с братом участков проходили приличного вида тетушки и увидев, что у нас много детей, спросили, не нужны ли нам вещи. Целая история была с тем, чтобы найти машину, а когда мы приехали к какому-то разваливающемуся дому, нам вынесли допотопный диван и два баула. Но как только мы открыли эти мешки, на нас пахнуло “ароматом”, который не поддается описанию. Сразу стало понятно, что все вещи вполне можно было бы отнести на помойку, но этим людям, очевидно, было жалко так поступить и они решили “помочь” многодетным. Вещи в таком плачевном состоянии – неважно, от живых они людей или от умерших, – конечно, никому не будут нужны и их можно смело выбросить.

источник

Вещи умершего до и после 40 дней обладают специфической энергетикой. Существует традиция отдавать их нуждающимся и бездомным. Как это правильно сделать, подскажут советы церковнослужителей.

Родня усопшего не знает как распорядиться принадлежавшим ему имуществом. Одни считают, что их следует беречь как память. Другие — что одежду стоит отнести в церковь, отдать бедным. Некоторые предпочитают выбрасывать такие предметы на помойку.

Лучше спросить совет у священнослужителя. Церковь придерживается мнения, что вещи умершего до 40 дней после смерти следует отдать на благотворительность, помогая добрым делом душе усопшего на Суде.

В народе распространено суеверие, что одежде покойника в доме не место. Предметы навлекают на живых болезни и беды.

Согласно православной традиции, раздают вещи покойного до 40 дней, отсчитываемых с момента кончины. Христианство поощряет желание родственников умершего отдать его одежду и личные предметы на благотворительность.

По церковным канонам душа усопшего 40 дней скитается, ожидая ухода на тот свет, чтобы оказаться в раю или в аду. Важно помочь ей достичь царствия небесного. Семье и знакомым следует говорить о покойнике только хорошее. Делать добро от имени умершего — откуп, очищение от грехов.

После кончины дух мертвого пребывает определенное время там, где жил. Родственники завешивают дома зеркала, отворяют калитку. Гроб ставится ногами к выходу. Раздавая вещи усопшего нищим в течение 40 дней с момента смерти, следует просить их помянуть покойника. Близким необходимо читать молитвы за умершего, посещать церковь, зажигать свечи за упокой.

Заказать панихиду, читаемую священнослужителями, нужно в течение сорока суток.

По завершении погребального обряда следует собраться за поминальной трапезой. За столом принято вспоминать умершего добрым словом. Раздавать вещи усопшего знакомым и приятелям допустимо по завершении похорон, когда проходит траурный обед на 9 или на 40 дней. Отказываться от дара не стоит. Принимая подарок, отдается дань уважения почившему. Следует избегать рыданий, причитаний — тягостно для присутствующих и для души покойного.

У мусульман существует традиция отдавать вещи близкого умершего нищим. Ислам рассматривает раздачу имущества усопшего в качестве милостыни (садаки). Делать это желательно в течение 40 дней.

Последователи иудаизма придерживаются обычая жертвовать одежду умершего. Вера позволяет носить предметы, принадлежащую покойнику. Донашивать обувь запрещено, чтобы не «топтать» усопшего.

Психологам свойственно придерживаться мнения, что 40 дней после смерти родственника следует меньше контактировать с вещами недавно умершего. Их раздают, убирают с видных мест. Они напоминают о горе, вызывают душевную боль.

Последователи эзотерического течения склонны верить, что одежде присуща негативная энергетика. Ее нельзя держать в доме. Хранение вещей чревато проблемами со здоровьем, могут притянуть в жизнь родственников умершего беды и несчастья. Эзотерики считают, что раздать имущество покойного следует в течение 40 дней с его кончины, как предписывает христианский обычай. Желательно отдать имущество раньше, до истечения девятидневного срока.

В народе распространено мнение, что с вещами недавно умершего запрещено контактировать первые 40 дней с момента отхода в мир иной. Они насыщены некротической энергетикой, которая вредна живым. Раздать их следует по прошествии траурного периода.

Существует суеверие, что душе покойного, которая находится до страшного суда с близкими, будет обидно видеть, как раздают принадлежавшее при жизни имущество. Религия подобных верований не одобряет.

Отдать вещи умершего на благотворительность можно в любой день. Их относят в храм или передают благотворительному фонду. Одежда достанется людям малообеспеченным семьям, нищим.

С точки зрения специалистов в области психологии, первые 40 дней после кончины близкого к его вещам не следует прикасаться. Желательно избегать болезненных напоминаний о трагедии – смерти родного человека. Заниматься имуществом умершего следует, когда утихнет скорбь, ослабнет боль утраты.

Библия не дает ответа, допустимо ли сохранять дома вещи усопшего и когда следует их раздать. Священнослужители говорят, что милостыней в виде одежды покойного, родственники творят добро. Помогают достичь душе умершего царствия небесного.

Запрет на раздачу имущества мертвеца касается одежды, которая была на человеке в момент его отхода в мир иной.

Отдавать вещи близкого умершего до 40 дней с точки зрения церкви, после сороковых суток можно. Священнослужители православных храмов советуют делать это всегда. Разрешено отдавать одежду, когда просит нуждающийся человек.

В траурный период после смерти родственника не стоит принимать решений, организовывать венчания, свадьбы.

Запрещено отдавать елей, оставшийся после соборования. Освященное масло взаимосвязано с молитвой о спасении человеческой души. Его отдают священнику. Батюшка после отпевания выльет елей сверху покрывала покойника.

Вопрос по поводу хранения вещей умершего до и после 40 дней волнует мирян, похоронивших родственников. С кончиной связны страдания и душевные муки. Покойник излучает отрицательную энергетику. Она накапливается в помещении, где пребывало мертвое тело.

Негатив накапливают драгоценные украшения, одежда и постельные принадлежности — веская причина, чтобы после гибели человека распрощаться его вещами. Чтобы избавиться от них, следует быть в курсе определенных правил православия.

Считается, что одежду следует пожертвовать нуждающимся. Отдать предметы умершего допустимо знакомым людям. Изношенные изделия следует придать огню. Родственники могут отнести вещи в церковь до 40 дней с момента кончины близкого.

Нежелательно использовать имущество умершего (в том числе мебель и книги), если при жизни с ним были враждебные отношения, чтоб оградить себя от неприятностей. Унаследованные ценные предметы очищают при помощи обряда с освященной водой, солевым раствором или пламенем.

Одежду (игрушки) покойного малыша сжигают или выбрасывают. Их недопустимо отдавать живым детям.

Однозначно ответить на вопрос, можно ли сберегать вещи покойника в доме после 40 дней невозможно. Допускается оставить имущество покойника, но предпочтительнее его отдать на благотворительность.

источник