Меню Рубрики

Общественные блага с точки зрения рыночного механизма

Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него или нет.

Чисто общественное благо характеризуется свойствами:

1. Неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других).

2. Неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за него платить).

3. Неделимость (не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям).

4. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага (рисунок 4).

Рисунок 4. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо

Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод по вертикали.

Чисто частное благо (pure private good) – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный попадает в категорию смешанных благ. Выделяют следующие категории смешанных благ:

1. Перегружаемые блага, для которых свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента (автомобильные дороги).

2. Исключаемые блага, для которых не выполняется свойство неисключаемости (общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход).

С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются:

1. Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К их числу относятся стандарты, сокращающие трансакционные затраты, результаты фундаментальных научных исследований и т.д.

2. Общенациональные (общегосударственные) общественные блага включают национальную оборону, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и судебных властей и т.д.

3. Местные общественные блага представляют собой любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Такая ситуация получила название проблема безбилетника, «зайца» (free – rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного.

В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы «зайцев». Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев: общественное благо должно предоставляться в парето – оптимальном объеме, выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов и, наконец, затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупными выплатам индивидов на эти цели. Различают два подхода:

1. Модель Линдаля показывает, каким образом, добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага.

2. Механизм действия налога Кларка, который предназначается для решения проблемы выявления предпочтений многих потребителей. Налог Кларка равен изменению благосостояния остального населения, которое произошло бы, если бы индивид не принимал участие в голосовании. Помимо налога Кларка каждый член общества платит налог, равный стоимости общественного блага, деленной на число членов общества. Этот налог никак не зависит от поведения индивида.

«Проблемы» рынка (market failures) — это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Выделяют следующие неэффективные ситуации:

2. Несовершенная (асимметричная) информация;

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9454 — | 7442 — или читать все.

источник

Виды несостоятельности рынков: рыночная власть, неполнота информации, внешние эффекты, общественные блага

В экономической теории сформулированы следующие формы несостоятельности: потенциальная возможность монополизации рынка; внешние эффекты, общественные блага, неполнота информации и материальной дифференциации участников рынка.

Закономерности развития рыночной экономики обусловили превращение рынка совершенной конкуренции в неконкурентный рынок.

Существуют три пути монополизации рынка: естественным путем (концентрация производства); компания поглощает себе подобных (насильственное поглощение, покупка акций); компании самостоятельно заключают негласные соглашения картельного типа.

Монополия, подавляя и устраняя реальных и потенциальных конкурентов, значительно уменьшает число последних и тем самым сужает свободу и диапазон выбора потребителя. К тому же она получает возможность определять общий объем предложения и даже диктовать рынку свои условия и прежде всего цены на предлагаемые ее товары и услуги. Монополия, будучи отрицанием принципа свободной конкуренции, ставит всю ситуацию в экономике с ног на голову. Реальностью становится приоритет не потребителя, а производителя. Последний диктует цены, не соответствующие конкурентным, манипулируя общим объемом предложения. В результате цены и прибыли становятся выше конкурентных, и, следовательно, наносится ущерб обществу вообще и конкретным категориям потребителей в частности, происходят рост безработицы и темпов инфляции. И как следствие, эффективность по Парето не достигается.

Таким образом, неэффективность рынков несовершенной конкуренции является одной из важнейших причин фиаско рынка. Поэтому в современной рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства.

2) Внешние эффекты (экстерналии).

Данная форма несостоятельности рынка проявляется тогда, когда действия участников рыка (продавцов и покупателей) приводят либо к издержкам (отрицательному эффекту), либо к выгодам (полезности), оказывающие влияние на других лиц или другие фирмы. Эти издержки или полезность не отражаются в рыночных ценах, то есть являются внешними по отношению к рынку. Экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимальному размещению благ в экономике.

Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны, или положительными, когда деятельность одной стороны приносит полезность другой.

Отрицательные внешние эффекты являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов — право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т. д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и завершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара.

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Необходимо подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.

Примером может служить сталепрокатный завод, сбрасывающий свои отходы в реку, ниже по течению которой расположен промысел рыбаков, зависящих от дневного улова. Чем больше стоков сбрасывают в реку завод, тем меньше рыбы остается в реке. Однако у фирмы нет стимула учитывать внешние издержки, которые она налагает на рыбаков, принимая собственные производственные решения. Более того, отсутствует рынок, на котором цена стали могла бы вобрать в себя эти внешние издержки.

Положительные внешние эффекты являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц.

Фактически они означают не выявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара. Поскольку получающие внешние эффекты выгоды третьи лица не сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были получены при таком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции. Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Например, когда владелец перекрашивает свой дом и окружает его замечательным садом. Все соседи получают выгоду от этой деятельности, даже если при решении землевладельца о ремонте и садовом ландшафте эти выгоды, возможно, не учитывались.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними издержками, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики.

Существует определенная категория товаров, которые не производятся, а если и производятся, то в недостаточном количестве. Общественные блага обладают двумя характеристиками они неконкурентные и неисключительны.

Пример, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключительность общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

Тот факт, что частные рынки не способны обеспечить достаточное количество общественных товаров, и служит основным мотивом экономической деятельности государства.

Если потребители не обладают точной информацией о рыночных ценах или качестве товара, рыночная система не может функционировать эффективно. Нехватка информации может побудить производителей выпускать некоторые товары в избытке, а остальные в избыточном количестве. Может быть и так, что некоторые потребители не покупают товар, хотя они получили бы выгоду, приобретя его, в то время как другие покупают продукцию, которая вводит их в убыток. Например, купив таблетки, гарантирующие потерю веса, покупатель может обнаружить, что они не имеет никакой медицинской ценности. Наконец, из-за недостатка информации на некоторых рынках иногда прекращается всякое развитие. К примеру, из продажи исчезают определенные виды страховки, поскольку у продавцов страховых полисов недостаточно информации о том, как потребители относятся к риску.

Каждая из этих информационных систем может привести к неэффективности конкурентного рынка.

5) Социальная дифференциация, неравенство.

Естественное явление на рынке — банкротство, разорение, колебание заработной платы, ее невыплаты. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Если рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема — безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

источник

Рассматривая различные рынки благ и услуг, мы утверждали, что любое благо может быть предоставлено посредством рыночного механизма, который через цены регулирует спрос и предложение благ. Однако существуют блага, обладающие такими качественными характеристиками, что их предоставление через рынок чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых способов. Этим благам и посвящена данная лекция.

1. Общественные блага. Особенности спроса и эффективный

2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.

3. Теория общественного выбора: способы принятия политических решений и проблема эффективности.

В основе классификации благ лежат два критерия:

1) тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении;

2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.

В соответствии с типом присвоениявыделяются два признака благ: исключаемость и неисключаемость благ в потреблении.Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность этого блага для других субъектов. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена.Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствования кому-либо участвовать в потреблении блага независимо от владельца блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

В соответствии с характером распределения полезностивыделяются такие признаки благ, как избирательность и неизбирательность (или конкурентность и неконкурентность).Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага.Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других субъектов. Такое благо является неконкурентным, и его потребление кем-либо в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других.

В соответствии с указанными признаками блага подразделяются на частные и общественные.

Чистое частное благо —благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости,то есть благо может приносить полезность только его владельцу. Например, Вы приобрели порцию мороженого, эта порция доступна только Вам и больше никому, иными словами, заключенная в ней полезность потребляется исключитель­но только Вами.

Чистое частное благо — благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.

Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, в этом смысле они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

Чистое общественное благо — благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости.Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезности для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.

Чистое общественное благо — благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща.

Чистым общественным благам присущи следующие специфические характеристики:

1) абсолютная неизбирательность— означает, что:

а) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим;

б) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями;

в) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (рис. 14.1);

2) полная неисключаемость— указывает на то, что:

а) данные блага неделимы, то есть не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления;

В силу указанных характеристик чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ — национальная оборона, пожарная служба, обеспечение правопорядка соответствующими органами, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, маяки, беспроводные радио- и телепередачи (не кабельное телевидение) и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства.

Однако нельзя делить все блага на чистые общественные и чистые частные, поскольку:

во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать этим признаком, но у одного из них оно будет проявляться в большей степени, а у другого — в меньшей;

во-вторых, характеризующие блага признаки могут сочетаться в разных комбинациях: избирательность-неисключаемость, исключаемость-неизбирательность. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага.

Блага совместного потребления (общие блага)— это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем. В этом смысле парковка — неисключаемое благо. Однако использование парковочного места одним лицом делает не возможным то же самое для других, это придает благу признак избирательности.

Специфика общих благсостоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещекоммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел — первый воспользовался».

Коллективные блага (исключаемые общественные блага)— это блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевидения. То же относится к такому благу, как образование. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.

В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для существующих потребителей (рис. 14.2). Такого рода общественные блага называют перегружаемыми.

Перегружаемые общественные блага — это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей.

Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.

В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей. Для этого создается особое объединение (клуб), которое обеспечивает совместное потребление блага ограниченным кругом лиц.

Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами.

Экономическое содержание клубного блага состоит в том, что его потребители имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах. Охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа — типичные примеры клубных благ.

Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и формирование индивидуального спроса на чистое частное благо. Это, прежде всего, касается действия принципа убывающей предельной полезности. Если предельная выгода (MB) от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривая индивидуального спроса на чистое общественное благо, как и в случае с чистым частным благом, — убывающая (рис. 14.3).

Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

Однако за этим внешним сходством скрываются существенные особенности этих благ.

Во-первых, чистое общественное благо потребляется всеми потребителями совместно и целиком, поскольку оно неделимо. И в данный момент времени все потребители чистого общественного блага потребляют одно и то же количество этого блага, тогда.

Во-вторых, объем потребления этого блага каждым отдельным потребителем (q n D) равен объему предложения блага (Qs), тогда

Если, предположим, речь идет о национальной обороне, то все граждане потребляют один и тот же объем данного блага, в точности равный тому количеству, который обеспечивается ядерными силами сдерживания.

В-третьих, при потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем, все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:

Размер получаемых предельных выгод оцениваться всеми по-разному. Например, женщины оценивают предельные выгоды (МВЖ) от уличного освещения выше (рис. 14.4а), чем мужчины (МВМ) (рис. 14.4а,б).

источник

Лекция №6. Несостоятельность рынка и государственное регулирование.

знать/ понимать:

— классификацию благ, доходы населения, Кривую Лоренца.

— определять доходы населения, источники доходов.

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Следует отметить, что понятия «рынок «и «рыночная экономика» не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты:

1. свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм);

2. свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества);

3. конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов 1 .

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений. Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.

К общественным относятся такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица. Независимо от того, платили они за эти блага или нет.

К общественным благам относятся: национальная оборона, законотворческая деятельность государства, общественный порядок, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага.

Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример – национальная оборона.

У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются частными и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.При производстве общественных благ возникает проблема «безбилетника», т.е. ситуация, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Специфика общественных благ, особенности спроса на эти блага. Эффективный объем общественного блага. Проблема «безбилетника». Предоставление общественных благ государством, границы предоставления. Перспективные тенденции в развитии общественных благ.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общественные блага и современная рыночная экономика

по дисциплине «Основы экономических знаний»

Студента II курса заочного отделения

факультета менеджмента и высшего

сестринского образования, группы 0821

Нуруллина Булата Раифовича

Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем

1.1 Специфика общественных благ

1.2 Особенности спроса на общественные блага

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

1.3 Эффективный объем общественного блага

Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства

2.2 Предоставление общественных благ посредством рынка

2.3 Предоставление общественных благ государством

2.4 Границы предоставления общественных благ

Перспективные тенденции в развитии общественных благ

общественный благо государство развитие

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков — Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары — это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1.Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем

1.1 Специфика общественных благ

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина — рыночная неэффективность (органические «зъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.

Крупномасштабным их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» — навигационные знаки (например, маяки).

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами — несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов (1,2,…s) следующим образом:

то для общественного блага в количестве у одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие — соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) — весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника — конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов — невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, — одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того, как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных).

Общественное благо — один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай — недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры — образование и здравоохранение).

Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.

Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

Одна из интерпретаций теории достойных теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления.

1.2 Особенности спроса на общественные блага

Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон.

1) Являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них, может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага

2) Поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей

MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ? Mbi

Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

Отсюда следуют два важных вывода. Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены. Второй — в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага. (рис. 1)

Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.

1.3 Эффективный объем общественного блага

Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей.

Эффективным является тот объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства.

На рис. 2 спрос на чистое общественное благо субъекта «А» отражен как ДА, а субъекта «Б» — как ДБ. При этом готовность субъекта «А» платить за дополнительную единицу блага, например, еще один канал общественного телевидения, при объеме Q* составит величину (а), а субъекта «Б» — (в).

Как следует из рисунка ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и спрос на него был бы нулевым. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей.

Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако как видно из рисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект «А» вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя «Б» готовность платить выше, и он будет продолжать предъявлять спрос. Однако он вынужден будет платить больше (в1 > в). Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев».

Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

Аналогия с «безбилетником» весьма полезна, ибо высвечивает принципиальную невыполнимость сентенций типа: «На наших улицах было бы чисто, если бы каждый из нас не сорил». Да, все мы выиграли бы, если б только каждый из нас …. Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным интересам.

Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты — это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование.

2.2 Предоставление общественных благ посредством рынка

Возможности рынка в предоставлении общественных благ — это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия — наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования — увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды — общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.

2.3 Предоставление общественных благ государством

Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство.

Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага — национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ — уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна — производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

Введение единой платы, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, т.к. будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.

2.4 Границы предоставления общественных благ

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

3. Перспективные тенденции в развитии общественных благ

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения — локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

Во-вторых, — интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ.

К их числу сегодня относят международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

Международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение проблем бедности, более равномерного распределения капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.

Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ — здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

Обеспечение производства общественных благ — первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции — главного двигателя общественного прогресса.

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник — М., 2000, гл.18.

2.Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория — СПб., 2002, гл.4.

3.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика — М., 2000, гл.1.

4.Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика — М., 2002, гл. 13.

5.Экономика /Под ред. А.С. Булатова — М., 2001, гл.2.

6.Экономика для инженера. В 2-х частях. Часть 1. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика /Под ред. Ю.А. Комарницкого, А.К. Сапора — М., 2001, гл.11.

7.Герасименко В. Современная рыночная экономика и общественные блага (материалы к лекциями и семинарам) — Российский экономический журнал — 1999, №9-10.

8.Петров Ю., Жукова М. Воспроизводство публичных благ: к концепции задействования конкурентного механизма — Российский экономический журнал — 2002, №7.

9.Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации — Вопросы экономики, 2002, №10.

10.Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала — Вопросы экономики, 2001, №2.

11.Черновец В.Н. Переход к рыночным системам и воспроизводство (проблемы политической экономики) — Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика, 2002, №4.

Сущность, содержание и значение общественных благ. Основные виды общественных благ и их специфика. Способы производства общественных благ и их особенности спроса. Проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благ.

курсовая работа [845,6 K], добавлен 13.10.2017

Свойства, виды общественных благ. Ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, изучение роли государства в их создании и предоставлении. Особенности формирования спроса на общественные блага, их эффективный объем предложения.

реферат [24,6 K], добавлен 13.12.2016

Сущность и значение общественных благ. Классификация общественных благ и их специфические черты. Производство общественных благ и особенности спроса на них. Предоставление общественных благ посредством рынка и государства в Республике Беларусь.

курсовая работа [239,6 K], добавлен 28.05.2015

Классификация экономических благ. Понятие чистого частного блага. Характерные особенности общественных благ. Виды общественных благ и их свойства. Общая характеристика частных благ. Проблема ограниченности благ. Роль экономических благ в настоящее время.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 15.04.2012

Понятие, сущность, классификация общественных благ. Их основные свойства. Проблемы финансирования общественных благ в РФ. Функции и роль государства в их создании. Особенности формирования спроса на общественные блага и эффективного объема предложения.

реферат [32,6 K], добавлен 06.08.2014

Сущность и свойства общественных благ. Характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. Классификация смешанных общественных благ. Специфика формирования совокупного спроса. Условие Парето-оптимума.

курсовая работа [316,3 K], добавлен 09.07.2015

Понятие «общественные блага», их классификация, основные механизмы их предоставления. Обеспечение производства общественных благ, повышение эффективности общественного сектора экономики. Проблемы их финансирования и перспективные тенденции развития.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 20.05.2012

Классификация общественных благ, способы их предоставления (возможности рынка и государства). Роль государственного регулирования общественных благ в Республике Беларусь. Экономические органы управления. Перспективы макроэкономического развития.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 01.05.2015

Общественные блага с позиции экономических отношений, их свойства и классификация. Национальные и частные интересы в экономических отношениях, бюджетные противоречия, специфика производства, пути повышения эффективности производства общественных благ.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 16.02.2010

Основные характеристики общественных и частных благ; особенности спроса на них. Ознакомление с проблемой «безбилетника». Рассмотрение специфики рынка образовательных услуг. Роль принципов исключительности и соперничества в создании медицинских услуг.

курсовая работа [171,5 K], добавлен 13.10.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник