Меню Рубрики

Объяснение связи между параметрами с точки зрения мкт изобарный

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: установление зависимости между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем и экспериментальная проверка справедливости газовых законов».

Наглядные пособия и оборудование, необходимые для проведения данного урока:

  • таблица «Идеальный газ»;
  • таблица «Температура. Шкалы температуры»;
  • проект в электронном виде «Идеальный газ. Температура»;
  • оборудование и программа лаборатории «L-Микро».

1. Проверка домашнего задания

Сдать лабораторные работы на проверку и письменно ответить на вопросы физического диктанта:

  • Что понимают под уравнением состояния идеального газа?
  • Какие процессы называют равновесными?
  • Какие процессы называют неравновесными?
  • Кем и когда был установлен закон для изотермического процесса?
  • Нарисовать схему исторического опыта для изотермического процесса.
  • Сформулировать закон для изотермического процесса.
  • Начертить изотермы в PV, VT, PT координатах.

2. Объяснение нового материала

Сообщение об открытии закона, определяющего зависимость объёма газа от температуры при постоянном давлении (и неизменной массе), установленного французским учёным Гей-Люссаком, было опубликовано лишь в 1802 году. Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном давлении называют изобарным (от греческих слов: isos – равный и baros – тяжесть, вес). Исследуемый газ находится в стеклянном баллончике, соединённом с длинной стеклянной трубкой. Газ заперт небольшой капелькой ртути в трубке. Так как трубка расположена горизонтально, то давление в баллончике всё время остаётся равным атмосферному. Температура газа увеличивается от 0 до 100 о С. За изменением объёма можно следить по перемещению капельки ртути. Гей-Люссак измерял объём газа в интервале температур от 0 до 100 о С. При исследовании различных газов он получил для них следующие значения температурного коэффициента объёмного расширения = (V – V0 )/V0 · t:

Таблица 1. Температурный коэффициент объемного расширения газов.

Газ

Температурный коэффициент объёмного расширения, 1/ о С Воздух 0,003671 Водород 0,003661 Окись азота 0,003720 Циан 0,003877 СО2 0,003710
Газ Температурный коэффициент объёмного расширения, 1/ о С
СО 0,003669
SO2 0,003903

Анализ полученных результатов позволил Гей-Люссаку сделать следующие выводы:

  • все газы и пары одинаково расширяются при одном и том же повышении температуры;
  • для всех газов увеличение объёма в интервале температур от температуры таяния льда до температуры кипения воды равно 100/26666 первоначального объёма.

Таким образом, на основании наблюдений Гей-Люссак установил закон: относительное изменение объёма газа данной массы при постоянном давлении прямо пропорционально изменению температуры t. (V – V)/V = at, где a – температурный коэффициент объёмного расширения, численно равный относительному изменению объёма газа при изменении его температуры на 1 градус. Опыт показывает, что при малых плотностях коэффициент объёмного расширения одинаков для всех газов: a = 1/273 1/ о C. С точки зрения МКТ этот факт объясняется тем, что молекулы газа находятся в среднем на больших расстояниях друг от друга, и особенности межмолекулярных сил для различных газов в этих условиях не сказываются. Закон можно записать в виде: V = V(1 + t). Объём данной массы газа при постоянном давлении меняется линейно при изменении температуры. [4]

2.2. Опыт №1 «Экспериментальное определение зависимости объёма газа от температуры при постоянном давлении. Определение температурного коэффициента объёмного расширения газа» [3]

Запустить программу L-физика. Выбрать раздел «Газовые законы и свойства насыщенных паров», а в нём – эксперимент «Изобарный процесс». Поместить гофрированный полиэтиленовый резервуар в горячую воду (t = 70 о C), извлечь и подождать 2 минуты. Измерения проводить в течение 10-15 минут. На первом экране будет получена зависимость
V = V(t). Аппроксимировать экспериментальные результаты в виде прямой, уравнение прямой имеет вид: У= к Х + b, где к = V, b = Vo. На основе данных эксперимента получить значение температурного коэффициента объёмного расширения газа и сравнить его с теоретическим значением(1/273 = 0,0037)

2.3. Ввести понятие идеального газа.

Если продолжить изобару в область низких температур, где измерения не проводились, то прямая пересекает ось температуры в точке, соответствующей объёму, равному нулю. Но, это не означает, что объём газа действительно обращается в ноль. Ведь все газы при сильном охлаждении превращаются в жидкости, а к жидкостям ни закон Бойля – Мариотта, ни закон Гей-Люссака не применимы. Реальные газы подчиняются основным газовым законам лишь приближённо и тем менее точно, чем больше плотность газа и ниже его температура. Газ, который в точности подчиняется газовым законам, называют идеальным.
В молекулярно-кинетической теории модель «идеальный газ» удовлетворяет следующим требованиям:

  • объём всех молекул газа много меньше объёма сосуда;
  • силы притяжения между молекулами малы, и ими пренебрегают;
  • молекулы взаимодействуют только при соударении (удар упругий), при этом действуют силы отталкивания;
  • время столкновения много меньше времени между столкновениями.

2.4. Ввести понятие газовой шкалы температур.

Тот факт, что численное значение температурного коэффициента объёмного расширения в предельном случае малых плотностей одинаково для всех газов, позволяет установить температурную шкалу, не зависящую от вещества, – идеальную газовую шкалу температур.
Приняв за основу шкалу Цельсия, можно определить температуру из соотношения: t = (V – V)/ V, где V – объём газа при 0 о С, а V – его объём при температуре t. Так осуществляется определение температуры, не зависящее от вещества термометра.

2.5. Ввести понятие абсолютной температуры.

Предельную температуру, при которой объём идеального газа становится равным нулю, принимают за абсолютный нуль температуры. Найдём значение абсолютного нуля по шкале Цельсия. Приравнивая объём V к нулю и учитывая, что = 1/273 1/ о С, получим: 0 = V(1 + 1/273t). Отсюда абсолютный нуль температуры равен: t = – 273 о C. Это предельная, самая низкая температура в природе, та «наибольшая или последняя степень холода», существование которой предсказал Ломоносов.
Английский учёный Уильям Кельвин ввёл абсолютную шкалу температур. Нулевая температура по шкале Кельвина соответствует абсолютному нулю, и единица температуры по этой шкале равна градусу по шкале Цельсия, поэтому абсолютная температура Т связана с температурой по шкале Цельсия формулой: Т = t + 273 о , причём 1 о С = 1К. С точки зрения МКТ при Т = 0К тепловое движение молекул прекращается.
Применяя шкалу Кельвина, закон Гей-Люссака можно записать в более простой форме: 1 + t = 1 + 1/273(T – 273) = T . Тогда V = VT.
Объём газа данной массы при постоянном давлении прямо пропорционален абсолютной температуре.
Отсюда следует, что отношение объёмов газа одной и той же массы в различных состояниях при постоянном давлении равно отношению абсолютных температур: V1/V2 = T1/T2.[1]

2.6. Результаты эксперимента позволят продолжить работу с таблицей. [2]

Таблица 2. Характеристики изобарного процесса

Постоянный параметр Название изопроцесса Связь между другими параметрами Объяснение связи Между параметрами с точки зрения МКТ Графики изопроцесса
Р = const
При m = cost.
Изобарный процесс (закон Гей-Люссака, 1802 год). V/T = const;
V1/T1 = V2/T2;
V1/V2 = T1/T1.
Рост температуры означает увеличение средней кинетической энергии теплового движения молекул газа. Чтобы поддерживать давление постоянным, необходимо не допустить увеличения числа ударов о единицу площади поверхности стенки Изобары:

Авогадро в 1811 году высказал смелую гипотезу: в равных объёмах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое число молекул.
В настоящее время гипотеза Ампера строго доказана и носит название закона Авогадро. Согласно закону Авогадро различные газы, взятые в количестве 1 моль, имеют одинаковые объёмы при одинаковых давлениях и температурах, так как число молекул в них одинаковое. При нормальных условиях, т.е. при температуре 0 o С и атмосферном давлении 101325 Па, этот объём, как показывают измерения, равен Vµ = 0,0224 м 3 /моль = 22,4 л/моль. Объём Vµ называют молярным.

Давление, которое имел бы каждый из газов, составляющих смесь, если удалить из сосуда остальные газы, называют парциальным (т.е. частным) давлением.
Английский химик Дальтон установил, что для достаточно разряжённых газов давление смеси газов p равно сумме парциальных давлений всех газов p1, p2, p3 … : p = p1 + p2 + p3
С точки зрения МКТ закон Дальтона выполняется потому, что взаимодействие между молекулами идеального газа пренебрежимо мало. Поэтому каждый газ оказывает давление на стенки сосуда независимо от присутствия других газов.

2.9. Уравнение состояния идеального газа

Используя законы Бойля – Мариотта и Гей-Люссака, можно получить уравнение, связывающее все три параметра p, V и T, то есть уравнение состояния идеального газа:

Итак, произведение давления данной массы газа на его объём, делённое на абсолютную температуру, есть величина постоянная, не зависящая от состояния, в котором находится газ: PV/T=const (Уравнение Клапейрона).

2.10. Опыт № 2.Экспериментальная проверка уравнения состояния идеального газа. [3]

Запустить программу L-физика, выбрать эксперимент «Уравнение состояния идеального газа», использовать установку для демонстрации изотермического процесса. Сосуды с водой различной температуры готовятся заранее. Резервуар с газом попеременно погружается в сосуд с горячей или холодной водой. В целях оптимизации эксперимента следует сначала записать параметры газа в 2-3 состояниях при одном значении температуры, затем при другом. На экране данные представляются в координатах (T, PV). Из уравнения состояния идеального газа следует, что произведение PV прямо пропорционально абсолютной температуре газа T. Именно это и демонстрируется при нажатии кнопки «прямая».

2.11.Универсальная газовая постоянная [1]

Возьмём газ в количестве 1 моль. При нормальных условиях Vµ = 0,0224м 3 /моль. Следовательно, для моля любого газа pV/T = 8,31 Дж/(моль·К). Таким образом, для одного моля газа произведение давления на объём, отнесённое к абсолютной температуре, является постоянной величиной для всех газов. Эту постоянную величину называют универсальной газовой постоянной и обозначают буквой R : R = 8, 31 Дж/(моль·К).

2.12. Уравнение Менделеева – Клапейрона

Для 1 моль идеального газа p · Vµ = RT. Если взять газ в количестве молей v = m/M, где m – масса газа, а М – его молярная масса, то объём этого количества вещества при тех же значениях давления и температуры равен V = vVµ. Умножим обе части уравнения состояния для 1 моля газа на v и получим уравнение состояния идеального газа, то есть уравнение Менделеева – Клапейрона: pV = (m/M)RT. Единственная величина в уравнении состояния, зависящая от рода газа, это его молярная масса.

С помощью уравнения состояния можно найти зависимость давления газа от температуры при постоянном объёме: Р = mRT/MV. Эту зависимость экспериментально установил французский физик Жак Шарль (1746-1823) в 1787 году (Шарль – в 1787 г., то есть раньше, чем Гей-Люссак, установил и зависимость объёма от температуры при постоянном давлении, но он своевременно не опубликовал своих работ).

Закон Шарля: давление данной массы газа при постоянном объёме прямо пропорционально абсолютной температуре. Следовательно, отношение давлений данной массы газа при постоянном объёме равно отношению его абсолютных температур: p1/p2 = T1/T2.
Процесс изменения давления газа, вызванный изменением температуры при постоянном объёме, называют изохорным (от греческих слов isos – равный и – занимаемое место). [4]

2.14. Заполним таблицу для изохорного процесса [2]

Таблица 3. Характеристики изохорного процесса.

Зависимость давления газа от температуры графически изображается прямой линией – изохорой. Большему объёму соответствует нижняя изохора.
Убедитесь самостоятельно, что р = р · · Т, где р – давление газа при Т = 273К, а коэффициент , называемый температурным коэффициентом давления газа, равен температурному коэффициенту объёмного расширения = 1/273 1/К, = (р – р) /рt

3. Домашнее задание

  1. Учить теоретический материал.(§ 3.1-3.11 из учебника для углублённого изучения физики для 10 класса «Молекулярная физика. Термодинамика.» Г.Я.Мякишева и А.З.Синякова);
  2. Подготовиться к первичной проверке степени знаний, то есть к теоретическому зачёту. по теме «Газовые законы».
  3. Подготовить краткий конспект по теме «Газовый термометр постоянного объёма», «Применение газов в технике».

Список использованной литературы:

  1. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учебник для углублённого изучения физики. – М: Дрофа, 2001.
  2. Г.В.Маркина. Физика. 10 класс (поурочные планы). – Волгоград: Учитель, 2002.
  3. Методические рекомендации к лаборатории «L-Микро».
  4. Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс. – М.: Бином, 2005.

источник

Основные положения:

Раздел физики, изучающий зависимость строения и физических свойств тел от характера движения и взаимодействия между частицами, из которых состоят тела, называют молекулярной физикой.

Основные положения МКТ:

1. Все тела состоят из атомов (молекул).

2. Атомы и молекулы вещества находятся в непрерывном хаотичном движении, которое называют тепловым движением.

3. Между частицами любого вещества существуют силы взаимодействия – притяжения и отталкивания.

Атомом называется наименьшая частица данного химического элемента. Каждому химическому элементу соответствует вполне определенные атомы, сохраняющие химические свойства данного элемента. Атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, движущихся в поле ядра. Электрический заряд ядра равен абсолютной величине суммарного заряда всех электронов атома, поэтому атом является электрически нейтральным.

Молекулой называется наименьшая устойчивая частица данного вещества, обладающая его основными химическим свойствами. Молекула состоит из одного или нескольких атомов одинаковых или различных химических элементов. Атомы соединяются в молекулу за счет химических связей, основанных на различных взаимодействиях внешних (валентных) электронов. Молекула также электрически нейтральна.

Количеством вещества называется физическая величина, определяемая числом молекул, атомов или ионов, из которых состоит вещество. Единицей количества вещества является 1 моль. Число атомов, молекул или ионов, содержащихся в одном моле вещества, называется числом Авогадро. Na = 6.02 ·10 23 1/моль. Такое количество вещества содержится в углероде массой 12 г.

Объем одного моля вещества называется молярным объемом, молярная масса – это масса одного моля вещества.

Размеры атома определяются тем расстоянием от центра, на котором находятся валентные электроны или внешние заполненные электронные оболочки атома.

Доказательством основных положений МКТ являются диффузия и броуновское движение.

Броуновское движение – тепловое движение взвешенных в газе или жидкости частиц. Английский ботаник Роберт Броун (1773 – 1858) в 1827 г. обнаружил беспорядочное движение видимых в микроскоп твердых частиц, находящихся в жидкости. Это движение не прекращается; с увеличением температуры его интенсивность растет. Броуновское движение – результат флуктуации давления (заметного отклонения от средней величины).

Для объяснения свойств вещества в газообразном состоянии вместо реального газа используется его физическая модель — идеальный газ. В модели предполагается:

— расстояние между молекулами намного больше их диаметра;

— между молекулами не действуют силы притяжения;

— при соударении молекул друг с другом и со стенками сосуда действуют силы отталкивания;

— движения молекул подчиняется законам механики.

Изотермический процесс – процесс изменения состояния газа при неизменной температуре для данной массы газа, подчиняется закону Бойля-Мариотта: для данной массы газа при постоянной температуре давление газа изменяется обратно пропорционально объему. .

Изобарный процесс – процесс изменения данной массы газа при неизменном давлении, подчиняется закону Гей-Люссака: для данной массы газа при постоянном давлении объем газа изменяется линейно с температурой. .

Изохорный процесс– процесс изменения состояния газа данной массы при неизменном объеме, подчиняется закону Шарля: для данной массы газа при постоянном объеме давление газа изменяется линейно с температурой. , где γ – термический коэффициент давления газа.

Между термодинамической шкалой, или шкалой Кельвина, и шкалой по Цельсию существует связь: Т = t + 273.

Парциальным давлением газа, входящего в газовую смесь, называют давление, которое создавал бы этот газ, если бы он занимал весь объем, предоставленный смеси.

Закон Дальтона: давление газовой смеси равно сумме парциальных давлений всех газов смеси: р = р1 + р2 + р3… + рn + …

Уравнение Менделеева-Клапейрона: .

Уравнение Клаузиуса: Давление газа прямо пропорционально средней кинетической энергии поступательного движения молекул, содержащихся в единице объема.

, где n – концентрация молекул, Еk – средняя кинетическая энергия молекул. Одним из основных понятий в молекулярной физике является понятие температуры.

ТемператураТ – это мера содержащейся в теле теплоты, особой формы энергии, обусловленной тепловым движением молекул. Температура является мерой средней кинетической энергии хаотического движения молекул. Связь между температурой и средней кинетической энергией устанавливает уравнение Больцмана:

kT, где k – 1,38 ·10 -23 Дж/К.

Кельвин предложил принять температуру t = -273°C за абсолютный ноль новой шкалы температуры, называемой термодинамической шкалой Кельвина.Т = t + 273.

Прибор для измерения температуры – термометр основан на тепловом расширении тел (газов и жидкостей).

Контрольные вопросы:

1. Какими величинами (параметрами) характеризуется состояние газа?

2. Чем обуславливается давление газа на стенки сосуда?

3. Дайте определение абсолютной температуры.

4. Назвать основные положения МКТ.

3. Что называют парциальным давлением смеси газов?

4. Сформулируйте закон Дальтона.

5. Сформулируйте законы, которыми описываются изотермический, изобарный, изохорный процессы.

Выполните задания:

1. Объясните с точки зрения МКТ:

а) возможность сжатия тел под давлением;

б) невозможность бесконечного сжатия тел;

в) расширение тела при нагревании.

2. Почему в горячей воде сахар растворяется быстрее и в большом количестве, чем в холодной?

3. Почему броуновское движение является тепловым, также ка движение молекул?

Постоянный параметр Название изопроцесса Связь между другими параметрами Объяснение связи между параметрами с точки зрения МКТ График изопроцесса (изохоры)
V = const
При m = const.
Изохорный (закон Шарля) р/Т = const
p1/T1 = p2/T2
Увеличение температуры газа означает увеличение средней кинетической энергии теплового движения частиц. При постоянном объёме это приводит к увеличению числа ударов частиц о единицу площади поверхности стенки в единицу времени, то есть к увеличению давления.
Основные законы, определение величин Формулы
1. Основное уравнение МКТ
2. Закон Бойля-Мариотта
3. Закон Гей-Люссака
4. Закон Шарля
5. Уравнение Менделеева-Клапейрона
6. Закон Дальтона

1) Найти массу одной молекулы вещества

Вариант Вещество Вариант Вещество
Аргон Хлор
Кислород Фтор
Ксенон Оксид азота (II)
Углекислый газ Оксид азота (I)
Неон Оксид азота (IV)
Угарный газ Азот

2) Сколько молекул спирта (метанола) содержится в капле массой m?

3) Кислород массой m находится под давлением р при температуре t. После нагревания при постоянном давлении газ занял объем V. Найти начальный объем и конечную температуру газа.

Вариант
m, г
р, МПа 1,1 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,2 2,4
t, °С
V, л

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8997 — | 7242 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 с.Орловки Буденновского района»

Урок физики в 10 классе по теме: «Изопроцессы»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ (10 класс)

Форма урок комбинированный

Оборудование: доска, проектор, экран, ПК.

Цель урока: изучить связь между тремя макроскопическими параметрами газа, а конкретнее – их взаимосвязь в газовых процессах, протекающих при постоянном значении одного из этих трёх параметров, или изопроцессах: изотермических, изохорных и изобарных .

— Ввести понятие об изопроцессе;

— Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);

— Сформировать умения выделять и описывать изопроцессы.

-Научить учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.

— В ырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ;

— Научить описывать состояние и изопроцессы идеального газа, в том числе определять микро — и макропараметры; давать и объяснять графическое изображение процессов.

— Сформировать умение самостоятельно добывать знания, применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач;

-Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;

-Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.

— Формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы.

• сформировать понятия о изопроцесс, изотермический, изобарный, изохорный, закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, изотерма, изохора, изобара;

• выработать умения выделять и описывать изопроцессы;

отработать навык решения аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы

• Регулятивные: фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии; самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

• Познавательные работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по образцу; использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

• Коммуникативные: развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе; развивать умение принимать коллективное решение.

— О сознание необходимости учения и бережного отношение к своему здоровью;

— Осознать роль газовых законов в жизни человека;

— Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

— Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности (выдвигать гипотезу, проверять ее опытным путем, делать выводы);

— Работать над осознанием ответственности за общее дело; учиться выражать свое мнение.

Место урока в разделе «Основы МКТ»: урок проводился в 10 классе после изучения основ молекулярно-кинетической теории газов и понятия температура.

Организационный этап (1минута).

Постановка темы, цели и задачи урока (5 минут).

Этап изучения нового материала (3 минут).

Валеологическая пауза (1мин)

Этап изучения нового материала (10 минут).

Применение газовых законов (4 минут)

Рефлексия, подведение итогов (1 минут).

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка подготовленности школьников к уроку.

Организация внимания школьников.

Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.

Здравствуйте, гости дорогие! Добрый день, учащиеся! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами совершим увлекательное виртуальное историческое путешествие, и, надеюсь, вы откроете для себя что-то новое. Для нормальной работы нам потребуются хорошие знания законов физики, поэтому сейчас мы с вами их повторим.

2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.

Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях) «Мозговой штурм».

Определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления.

Это ведь для нас привычно.

Игра « Мозговой штурм» на время (3минут).

Учащиеся отвечают на вопросы каждому правильному ответу , присвоена определенная буква. В результате из букв составляется ключевое слово — тема урока «Изопроцессы».

Вы хорошо поработали над предыдущей темой (мотив достижений).

Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы (мотив относительной неудовлетворенности).

А между тем, это будет необходимо: например, в таких ситуациях – видеоролик «Воздушное огниво» (1мин) (мотив ориентации на деятельность).

Итак, мы знаем уравнение, которое характеризует состояние идеального газа. . Мы видим, что если масса постоянна, то между оставшимися параметрами есть определённое соотношение.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с газами. Откроем тетради, напишем число и запишем тему урока «Изопроцессы».

Надо сказать, что изопроцессами называются такие процессы, которые протекают при неизменно одном из параметров газа. Другими словами изопроцесс это процесс, который протекает при постоянном давлении, или процесс который протекает при постоянном объеме, или процесс который протекает при постоянной температуре. Уравнение описывающий изопроцесс, его закономерности — газовым законом. Цель нашего урока: познакомится с законами изопроцессов иначе газовыми законами.

Получить уравнение состояния, используя те знания, что у вас уже есть достаточно просто, и вы сможете в этом убедиться. А зная это уравнение, можно вывести все три газовых закона всего за 10 минут.

Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет: около 420 г. до н.э.- Атомная теория строения вещества, 1662 — 1802гг – экспериментально установлены газовые законы, 1811 — Закон Авогадро, 1827 — Броуновское движение, 1834 — Уравнение состояния идеального газа, 1849 — Молекулярно-кинетическая теория , а более общая форма уравнения состояния идеального газа – в 1874 году Д.И.Менделеевым.

Ваша задача на уроке: повторить путь известных физиков и получить формулировки газовых законов. По сравнения с 17-18 в., для вас эта задача значительно упрощена. Но, выступая в роли исследователей, вам придется анализировать увиденное, делать выводы, объяснять результаты. Ведь как говорил Майкл Фарадей “Искусство экспериментатора состоит в том, чтобы уметь задавать природе вопросы и понимать ее ответы”.

По ходу урока вы будете весь новый материал систематизировать и заносить в таблицу:

Связь между другими параметрами

ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Образовательная задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

Организация внимания учащихся.(Создание содержательных и методических условий для философского осмысления детьми изучаемого материала).

Итак, прейдем с вами к изучению газовых законов и изопроцессов.

Посмотрите следующую анимацию и определите, какие параметры постоянные, а какие не постоянные (Анимация_Изотермический процесс 14с.) ( Т- const., P и V не постоянны)

Вопрос: какая зависимость между P и V (с уменьшением объема, растет давление – обратная пропорциональная связь давления и объёма P

Первый газовый закон был открыт английским ученым Робертом Бойлем(1627–1691гг.) в 1662г. Работа называлась «Новые эксперименты, касающиеся воздушной пружины». Бойль изучал изменение давления газа в зависимости от объема при постоянной температуре. Данный процесс называется изотермическим процессом.

Независимо от Роберта Бойля несколько позднее французский ученый Эдмо Мариотт пришел к тем же выводам. Поэтому газовый закон получил название закон Бойля-Мариотта.

Изотермическим называется процесс, протекающий при постоянной температуре, Т- const.

Из уравнения состояния идеального газа следует, что при постоянной температуре произведение давления газа на его объем должно оставаться постоянным, т. е. PV – const.

Изотермический процесс: При постоянной температуре давление, производимое данной массой газа, обратно пропорционально объёму газа: Р 21 = V 1 \V 2 или РV = const, Т = const

ЗАКОН БОЙЛЯ–МАРИОТТА – при неизменной температуре произведение объема данной массы газа на его давление является величиной постоянной.

Из закона Бойля–Мариотта следует, что при постоянной температуре газа его давление обратно пропорционально объему. При увеличении объема газа в 2 раза его давление уменьшается тоже в 2 раза.

График этого уравнения в системе координат, где по оси абсцисс отложен объем V, а по оси ординат – давление Р представляет собой гиперболу и называется изотермой.

Объясним этот процесс с точки зрения молекулярно – кинетической теории: при разрежении газа, то есть увеличении объема, молекулы располагаются дальше друг от друга, уменьшается их концентрация в сосуде. Поэтому они реже ударяют о стенки сосуда, и от этого давление газа уменьшается. А при сжатии газа, то есть уменьшении его объема, молекулы располагаются ближе друг к другу, увеличивается их концентрация в сосуде. Поэтому они чаще ударяют о стенки сосуда, и от этого давление газа увеличивается.

Результат изучения данного этапа:

Связь между другими параметрами

Изотермический — это процесс изменения системы при постоянной температуре Т = const

1662г. Р.Бойль (Англия), Э.Мариотт (Франция). Газ неизменной массы подвергали сжатию и расширению при постоянной температуре, измеряя его объем и давление.

Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.

Поршень легко подвижен
V↓ → р↑
p↓ → V↑

Спринцовка, вакумная медицинская банка или обычная пипетка являются практическими иллюстрациями закона Бойля.

Закон Бойля-Мариотта начинает «работать на человека» (как, впрочем, и на любое млекопитающее) с момента его рождения, с первого самостоятельного вздоха. При дыхании межреберные мышцы и диафрагма периодически изменяют объем грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких падает ниже атмосферного, воздух идет из окружающей среды в легкие самотеком до тех пор, пока величины давления в легких и в окружающей среде не выровняются — происходит вдох. Выдох происходит аналогично за счет обратного перепада давлений.

Величина отрицательного давления на вдохе составляет около 0,9 кПа, на выдохе— около 0,3 кПа.

Задумывались ли вы над тем, что сердце работает подобно насосу, который гонит кровь через кровеносные сосуды человеческого тела. Во время сжатия, или так называемой систолы, кровь выжимается из сердца в артерии. Затем сердце расслабляется, и в продолжение этого времени оно наполняется кровью из вен. Этот период наполнения называется диастолой.

Одним из величайших достижений современной медицины было открытие методов измерения кровяного давления. При наполнении воздухом манжета расширяется и она сдавливает руку до тех пор, пока ток крови в главной артерии не прекращается. Когда давление в трубке станет меньше, чем давление крови в артерии, врач услышит снова пульсацию крови в артерии. Давление во время систолы — максимальное давление в артерии. Врач выпускает еще больше воздуха из трубки и прекращение звука показывает, что манжета перестала препятствовать течению крови. Это давление во время диастолы, которое поддерживает течение крови между биениями сердца, когда сердце расслабляется и снова наполняется кровью. Для здоровых молодых людей, школьников старших классов, систолическое давление должно быть около 120 мм рт. ст., диастолическое около 75 мм рт.ст. Кровяное давление у человека измеряют обычно на уровне сердца.

Двое учащихся измеряют давления, используя тонометр.

1. Ученики по группам измеряют артериальное давление и пульс у своих одноклассников в различных положениях.

а) на уровне сердца: (109 мм рт. ст., -75 мм рт. ст., -72)

а) на уровне сердца: (122 мм рт. ст., -79 мм рт. ст., -82)

а) на уровне сердца: (131 мм рт. ст., -90 мм рт. ст., -92)

2. Ученики объявляют о своих измерениях и соответствующих выводах: кровяное давление имеет разную величину и зависит от того, стоит, сидит на стуле или сидит на корточках человек.

В это время учитель с остальными детьми решают задачу №1 «При давлении 9 МПа объем воздуха в цилиндре под поршнем 5л.Найти объем газа при давлении 3 МПа, если температура тела постоянна».

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения. Выполняют упражнения по команде учителя. Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение №1 .Голову наклонить вправо. Голову наклонить влево. (Упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №2. Голову повернуть направо. Голову повернуть налево. (Упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. Левая рука – вперёд, правая – вверх. (Упражнение повторяется 6 раз ).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Посмотрите следующую анимацию и определите, какие параметры постоянные а какие не постоянные ( Анимация_ Изохорный процесс 14с. ) (V — const., P и Т не постоянны)

Какая зависимость между P и Т (с уменьшением температуры, уменьшается давление – прямая пропорциональная связь давления и температуры P

Второй газовый закон был открыт французским физиком Шарлем Жаком Александром Сезаром. В 1787г., исследуя свойства газов, установил зависимость объема идеального газа от температуры. В 1802 этот закон был вновь открыт Ж. Л. Гей-Люссаком. Данный процесс называется изохорным.

Изохорным называется процесс, протекающий при неизменном объеме, V — const.

Из уравнения состояния идеального газа следует, что при постоянном объеме отношение давления газа к его температуре должно оставаться постоянным, т. е. уравнение изохорного процесса есть P/Т=const.

П ри постоянном объеме давление, производимое данной массой газа, прямо пропорционально температуре газа: P 1 /T 1 =P 2 /T 2 или Р\Т = const, V=const.

ЗАКОН ШАРЛЯ – при неизменном объеме отношение давления данной массы газа к его температуре является величиной постоянной.

Из закона Шарля следует, что при постоянном объеме газа его давление прямо пропорционально температуре.

Зависимость Р от Т имеет вид прямой, которая называется изохора. Изохора, соответствующая большему объему, располагается ниже изохоры, соответствующей меньшему объему.

Объясним этот процесс с точки зрения молекулярно – кинетической теории: при нагревании газа увеличивается скорость движения молекул, которые сильнее ударяют о стенки сосуда, что приводит к увеличению давления. А при охлаждении скорость движения молекул уменьшается, следовательно они реже и слабее ударяют о стенки сосуда, что приводит к уменьшению давления.

Результат изучения данного этапа:

Связь между другими параметрами

Изохорный- это процесс изменения системы при постоянном давлении V =const

1787 г. Ж.Шарль (Франция). Нагревая газ при постоянном объеме, заметил, что при изменении температуры газа постоянной массы его давление изменяется одинаково для всех газов.

Для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем не меняется.

Поршень закреплен

T↓ → р↓
T↑ → p↑

Увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании является изохорным процессом. Чтобы проиллюстрировать этот процесс посмотрим видеоролик “Кипение при пониженном давлении» (1мин40с).

Если мы рассмотрим два графика изохоры, то заметим, что большему значению Р соответствует меньшее значение V, при фиксированной температуре.

А теперь рассмотрим случай, когда давление в газе постоянно. Анимация_Изобарный процесс 14с.

Какая зависимость между V и Т (с уменьшением температуры, уменьшается давление – объём газа изменяется прямо пропорционально абсолютной температуре V

Третий газовый закон был открыт французским химиком и физиком, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1829) Жозефом Луи Гей-Люссаком. В 1802г. независимо от Джона Дальтона Гей-Люссак открыл один из газовых законов – закон теплового расширения газов, позже названный его именем. Данный процесс называется изобарным.

Изобарным называется процесс, протекающий при неизменном давлении, Р-const.

Из уравнения состояния идеального газа следует, что уравнение изобарного процесса имеет вид: V/Т = const или V = constТ.

П ри постоянном давлении производимое массой газа объем газа, прямо пропорционально температуре газа: V 1 \ T 2 = V 2 \ T 2 или V \ T = const , P = const

ЗАКОН ГЕЙ-ЛЮССАКА – при неизменном давлении отношение объема данной массы газа к его температуре является величиной постоянной.

Из закона Гей-Люссака следует, что при постоянном давлении газа его объем прямо пропорционален температуре. При увеличении температуры газа в 4 раза, его объем увеличится тоже в 4 раза.

Зависимость Р от Т имеет вид прямой, которая называется изобара. Изобара соответствующая более высокому давлению, лежит ниже изобары, соответствующей более низкому давлению.

Объясним этот процесс с точки зрения молекулярно – кинетической теории: при нагревании газа увеличивается скорость движения молекул, которые при столкновении друг с другом разлетаются на большие расстояния, то есть увеличение объема газа, а при понижении температуры, уменьшается скорость движения молекул — уменьшение расстояния между молекулами, так как они уже не могут разлетаться на большие расстояния и объем газа уменьшается.

Результат изучения данного этапа:

Связь между другими параметрами

Изобарный- это процесс изменения системы при постоянном давлении P=const

1802г. Ж.Гей-Люссак (Франция). Нагревая газ при постоянном давлении, заметил, что при изменении температуры газа постоянной массы его объем изменяется одинаково для всех газов.

Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется

Т↓ → V↓, т.к. n=p/kT или , то V

Поршень легко подвижен
T↓ → V↓
T↑ → V↑

Изобарным можно считать расширение газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем. Чтобы проиллюстрировать этот процесс посмотрим видеоролик “Яйцо в бутылке” (2мин).

Рассмотрим семейство графиков для разных давлений. При зафиксированной температуре большему значению Р соответствует меньшее значение V.

. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЕ ГАЗОВЫХ ЗАКОНОВ

Образовательные задачи этапа

Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

Выявить пробелы в осмыслении изученного материала, неверные представления школьников.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Проверка учителем понимания учащимися того, что является сущностью основного содержания.

Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися знаний и способов действий.

Выявление пробелов осмысления учащимися изученного материала.

Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.

А)УЧАЩИЕСЯ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС: Объясните для чего, перед использованием медицинской банки внутрь ее вносят горящий, смоченный спиртом, ватный тампон? (В результате нагревания давление внутри банки увеличивается, а в приложенной к телу остывающей медицинской банке давлении воздуха становится меньше атмосферного и поэтому нагретая медицинская банка «присасывается» к телу согласно закону Шарля.)

Б) Тестовая работа с самопроверкой(тексты заданий на экране)

Образовательные задачи этапа

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Содержание этапа учебного занятия

Мобилизация учащихся на рефлексию.

Подведение итогов учебного занятия.

Однажды журналисты задали Ричарду Фейману, Нобелевскому лауреату и самому экстравагантному физику, необычный вопрос: если бы в результате мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям перешла бы только одна фраза, то какое утверждение принесло бы наибольшую пользу. Фейман назвал атомную гипотезу: все тела состоят из атомов, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются и отталкиваются друг от друга. Такой ответ был вызван непростой судьбой атомной теории. Слово «атом» было внесено в физику древнегреческим ученым Демокритом две с половиной тысячи лет назад и только сотню лет назад ученые окончательно приняли эту гипотезу на веру. Как вы думаете, почему так произошло? Правильно. Потому что эти частицы очень малы, а человек пока не увидит что – либо своими глазами, не верит в существование. Десятки физиков добывали все новые и новые знания об атомах, а сотни других ученых продолжали считать их удобной выдумкой. Так англичанин Джон Дальтон ввел понятие химического элемента (1804г), австриец Лошмидт рассчитал массу атомов (1865г), итальянец Авогадро посчитал количество частиц, немец Штерн сумел измерить их скорость, а русский химик Менделеев объединил все атомы в Периодическую систему. Ну а первым ученым, который заявил: «Теперь я знаю, как устроен атом!» стал англичанин Резерфорд.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: § 71, построить графики изопроцессов в координатах РV, VТ, РТ.

Измерьте кровяное давление и сделайте выводы:

источник

Разработка конспекта урока 10 класс на тему «Газовые Законы»

МБОУ “АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Учитель физики :Садыкова Сирина Давлетгараевна Урок физики в 10-м классе по теме «Газовые законы «

Цели урока : образовательная – закрепить основные положения молекулярно-кинетической теории идеального газа; выяснение теоретической зависимости макроскопических параметров и их условий изменения; развивающая – продолжить развитие творческих способностей, умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; воспитывающа я – воспитание личностных качеств: взаимопомощи, организованности, удовлетворения от проделанной работы. Продолжить формирование познавательного интереса учащихся; В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён; Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач. Формы и методы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, лекция с использованием презентации, решение графических задач. Тип урока – урок изучения нового материала. Ход урока Организационный момент – 1 мин.

Постановка цели и задач урока – 2 мин.

Повторение пройденного материала – 10 мин.

Изучение нового материала – 15 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

Объяснение домашнего задания – 1 мин. Ход урока І. Организационный этап .

-Формулировка темы и целей урока. Мотивация урока І. Мотивационный этап.

  1. На прошлом уроке , используя те знания, что у вас уже есть, достаточно просто получили уравнение состояния идеального газа. И теперь зная это уравнение можно вывести все три газовых закона на сегодняшнем уроке . Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы , и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200лет.
  2. Сегодня мы попробуем повторить путь известных физиков и самостоятельно получить формулировки газовых законов . II. Актуализация знаний. На интерактивную доску проецируются вопросы на повторение. Повторение и закрепление основных понятий и формул молекулярно- кинетической теории.

1..Какая физическая идеализированная модель используется в МКТ? Дайте характеристику этой модели.

2.Получите формулу связи давления и средней кинетической энергии молекул газа.

3.Какая макроскопическая величина характеризует состояние теплового равновесия?

4.Каковы преимущества абсолютной шкалы температур?

5.Что такое абсолютный нуль температуры?

6.Запишите основное уравнение МКТ идеального газа. 7.Запишите уравнение состояния идеального газа. Дать понятие идеального газа; 8. Перечислить параметры, характеризующие состояние идеального газа. 9. Как называются эти параметры? 10. Какое уравнение связывает между собой эти параметры? 11. Каким образом газ оказывает давление на стенки сосуда ?

12.Как объём связан с микроскопическими параметрами Изучение нового материала.

Постановка проблемы Как установить закономерности между макроскопическими параметрами газа одной и той же массы.
Вопрос: Какие параметры газа называются макроскопическими?
Если одновременно меняются все характеристики состояния газа. То трудно установить какие-либо закономерности.
Вопрос: Как можно упростить решение данной проблемы?
Проще изучить процессы, в которых масса и один из трех макроскопических параметров остаются неизменными.
Определение : Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров называются изопроцессами .
Они происходят в природе и осуществляются в технике при постоянной массе, m – const. . Вопрос : Сколько процессов нам предстоит изучить сегодня на уроке?
По ходу урока вы будете весь новый материал систематизировать и заносить в таблицу:

Название процесса остоянный параметр

Связь между другими параметрами

Объяснение связи между параметрами с точки зрения МКТ

Первый газовый закон был открыт английским ученым Р. Бойлем. (1627 – 1691 г.г.) в 1662 г. Работа называлась «Новые эксперименты, касающиеся воздушной пружины». Бойль изучал изменение давления газа в зависимости от объема при постоянной температуре. Данный процесс называется изотермическим.

Независимо от Бойля несколько позднее французский ученый Э. Мариотт пришел к тем же выводам. Поэтому закон получил название Бойля-Мариотта.

Изотермическим называется процесс, протекающий при постоянной температуре, Т- const.
Из уравнения состояния идеального газа следует, что при постоянной температуре произведение давления газа на его объем должно оставаться постоянным, т. е. PV – const.
График этого уравнения в системе координат, где по оси абсцисс отложен объем V, а по оси ординат – давление Р представляет собой гиперболу и называется изотермой.
Если мы будем брать изотермы для разных температур, то мы получим систему или семейство изотерм, где изотермы располагаются все выше и выше по мере возрастания температур
При одном и том же объеме V, чем выше температура, тем больше величина давления Р.
Изотермическим процессом приближенно можно считать процесс медленного сжатия воздуха или расширение газа под поршнем насоса при откачке его из сосуда.
Второй газовый закон был открыт французским физиком Шарлем Жаком Александром Сезаром. Он в 1787 году установил зависимость давления идеального газа от температуры. Данный процесс называется изохорным.
Закон получил название закона Шарля.
Изохорным называется процесс, протекающий при неизменном объеме, V — const.
Из уравнения состояния идеального газа следует, что при постоянном объеме отношение давления газа к его температуре должно оставаться постоянным, т. е. уравнение изохорного процесса есть P деленная на Т = const или же Р равно константа умноженная на Т.
Зависимость Р от Т имеет вид прямой, которая называется изохора.
При низких температурах эта зависимость не линейная, так как при определенной температуре газ превращается в жидкость.
Если мы рассмотрим два графика изохоры, то заметим, что большему значению Р соответствует меньшее значение V, при фиксированной температуре.
Увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании является изохорным процессом.
Третий газовый закон был открыт французским химиком и физиком, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1829) Гей-Люссаком Жозефом Луи. Он в 1802 году установил зависимость объема идеального газа от температуры. Данный процесс называется изобарным.
Закон получил название закона Гей-Люссака.
Изобарным называется процесс, протекающий при неизменном давлении, Р — const.
Из уравнения состояния идеального газа следует, что уравнение изобарного процесса имеет вид: V/Т = const или V = constТ.

Отсюда видно, что график зависимости V от Т имеет вид прямой, которая называется изобара.
При низких температурах эта зависимость не линейная, так как при определенной температуре газ превращается в жидкость.
Рассмотрим семейство графиков для разных давлений. При зафиксированной температуре большему значению Р соответствует меньшее значение V.
Изобарным можно считать расширение газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем.
После изучения каждого закона проводится фронтальный эксперимент – исследование справедливости закона.

Эксперимент 1: Вставьте воронку в горлышко бутылки и укрепите ее пластилином так, чтобы не проходил воздух. Быстро влейте в воронку полстакана воды. Опустите сквозь воронку в бутылку длинную соломинку и выпустите воздух из бутылки. Теперь вся вода, которая держалась в воронке, выльется в бутылку, заняв место воздуха. Эксперимент 2: Налейте в плоскую тарелку немного воды. Возьмите стакан, нагрейте воздух внутри стакана с помощью зажженной бумаги и опрокиньте стакан на тарелку. Вода входит в стакан. Эксперимент 3: Возьмите пробирку и плотно закройте трубкой малого диаметра, в которую налейте небольшое количество подкрашенной жидкости. Опустите пробирку в стакан с теплой водой. Следите за изменением давления по манометрической трубке. Обратите внимание на то, что основные газовые законы (Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля) представляют собой частные случаи уравнения Клапейрона-Менделеева. Учащиеся записывают понятия ,формулировки законов, формулы, рисуют графики у себя в тетрадях. Слайд :. Вывод

III .Физминутка для глаз I V. Решение задач. Задача 1 . На рисунке изображены две изобары: р 1 =const u p 2 =const. Какое давление больше?

Решение . Проведем на графике изотерму. Она пересечет изобару р 2 = сопst при большем значении объема V 2 , , изобару p 1 = const. При одной и той же температуре давление газа тем больше, чем меньше его объем, что следует из закона Бойля – Мариотта: ; значит, Р 2 1 .

Задачи решаются с обсуждением у доски

1. Какой изопроцесс изображен на каждом участке графика?
2. Как изменяются параметры?

1>2 T = const, V, р Изотермическое сжатие
2>3 р = const, V, Т Изобарное охлаждение
3>1 V = const, p, Т Изохорное нагревание

Задача 3.
Воздух под поршнем насоса имел давление 10 5 Па и объем 200 см 3 . При каком давлении этот воздух займет объем 130 см 3 , если его температура не изменится? (Ответ: Р = 1,5*10 5 Па)

Задача 4.
Газ занимает объем 2 м при температуре 273 ºС. Каков будет его объем при температуре 546 ºС и прежнем давлении? (Ответ: V = 3 м 3 .)

Задача 5
Газ занимал объем 12,32 л. Его охладили при постоянном давлении на 45 К, и его объем стал равен 10,52 л. Какова была первоначальная температура газа? (Ответ: Т = 308К)

  1. Итоги урока и домашнее задание.

Учитель завершает урок, подводя итоги, выставляет оценки за решение задач. §54, упражнение №4,5 на стр. 264. Простроить графики изопроцессов в других координатных осях.

  1. Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. Профильный уровень — Дрофа, 2006.
  2. Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова. — Просвещение, 1998-2002.
  3. В.А. Буров, Б.С. Зворыкин Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. – М: Просвещение, 1971

Урок-путешествие с элементами исследования, театрализации, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных качеств, толерантности.

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме «Атомная физика. Физика атомного ядра».

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок — игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап.

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл.

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

источник

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это