Меню Рубрики

Объясните явление с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Значение нервной системы.Нервная система выполняет две важнейшие функции: 1) нормального взаимодействия организма с внешним миром, обеспечения его поведения в соответствии с ус­ловиями жизни и 2) объединения и регуляции всех функций орга­низма, жизнедеятельности всего организма, его органов, тканей, клеток и внутриклеточных структур. Первая функция нервной системы названа И. П. Павловым высшей нервной деятельностью, а вторая — низшей нервной деятельностью. Высшая нервная деятельность осуществляется высшим отделом нервной системы — большими полушариями головного мозга и ближайшими подкор­ковыми образованиями и состоит из нервных процессов, обуслов­ливающих единство условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов головного мозга. У людей деятельность головного мозга не исчерпывается нервными процессами, вызыва­ющими разнообразные условные и безусловные рефлексы, а про­является прежде всего в разнообразных психических процессах, определяющих их социальное поведение: ощущениях, восприятиях, внимании, представлениях, памяти, воображении и творчестве, эмо­циях, мышлении и сознании, волевых процессах.

У людей высшая нервная деятельность несравненно сложнее, чем у животных, и качественно от нее отличается. Она составляет материальную основу психических процессов, которые не , могут протекать без нервных процессов в головном мозге. Однако нельзя отождествлять поведение людей и поведение животных, отождест­влять физиологические нервные процессы высшей нервной дея­тельности, свойственные людям и животным, с психическими про­цессами людей и отрицать общественно-историческую сущность психики людей.

Низшая деятельность саморегулируется нервным и нервно-гу­моральным механизмами, изменяется под влиянием высшей нерв­ной деятельности. В единстве высшей и .низшей нервной деятель­ности ведущая роль принадлежит высшей нервной деятельности. Нервная система как регулятор обмена веществ определяет строе­ние, рост и развитие организма и всех его органов.

Свойства нервной системы.Основные свойства нервной систе­мы — возбудимость, проводимость и лабильность. Раздражение рецепторов трансформируется в них в нервные импульсы, или волны возбуждения, которые появляются во время раздражения

или через некоторое время после него. При длительном раздраже­нии в нервном волокне возникает серия нервных импульсов. Это ритмическое возникновение нервных импульсов зависит от его не­возбудимости во время абсолютной рефрактерной фазы и посте­пенного восстановления возбудимости во время относительной рефрактерной фазы. Следовательно, длительность интервала меж­ду отдельными нервными импульсами зависит от продолжитель­ности этих фаз. Экзальтационная фаза повышенной возбудимости является наиболее благоприятной для возникновения нового нерв­ного импульса. Нервные импульсы по центростремительным нерв­ным волокнам проводятся в центральную нервную систему.

Каждый нервный импульс представляет передвигающееся по нервному волокну изменение обмена веществ, которое сопровож­дается возникновением биотока действия (см. стр. 16). Поэтому, записывая биотоки нерва при проведении нервных импульсов, можно судить об информации, поступающей в нервную систему из рецепторов. Так как после достижения критической пороговой величины высота или амплитуда высоковольтного потенциала действия, или пика, а также его длительность не изменяются на всем протяжении нервного волокна, то, как предполагается, инфор­мация может осуществляться следующим образом. В течение нич­тожно малого отрезка времени нервное волокно может находиться в состоянии либо возбуждения, либо относительного покоя, т. е. нервный импульс может быть или не быть и пик будет либо появ­ляться, либо отсутствовать (правило «все или ничего»). Такое условное обозначение информации в виде цифр 1 (импульса) и 0 (паузы) применяется в электронных кибернетических вычисли­тельных машинах и называется двоичным кодом. Максимальный объем информации зависит от количества двоичных единиц (1 и 0), или бит, передаваемых в этих машинах в течение единицы времени. По-видимому, двоичный код используется также в нервных волок­нах. При этом различный характер информации будет проявляться: 1) в изменении количества импульсов и пауз, или промежутков времени, между отдельными импульсами и 2) в различной груп­пировке импульсов.

При проведении импульсов возбуждения лабильность может не только понижаться, но и повышаться, что приводит к усвоению более высоких ритмов (А. А. Ухтомский). Следовательно, в отли­чие от вычислительной машины, количество, амплитуда и длитель­ность нервных импульсов изменяются в зависимости от изменения физиологического состояния нервных волокон. Поэтому для объе­ма информации, передаваемой нервными волокнами, имеет зна­чение не максимальный, а оптимальный ритм импульсов, который зависит от скорости завершения в волокне восстановительного процесса после каждого импульса.

Интенсивность раздражителей передается не амплитудой им­пульсов, которая ,не изменяется, а их частотой; чем больше интенсивность раздражителя, тем чаще возникают импульсы. Однако в нервной системе зависимость между интенсивностью

раздражителя и частотой импульсов не линейная, а логарифмиче­ская, что зависит от свойств синапсов. Поэтому максимальная частота импульсов — не предел передачи информации о силе раз­дражителя. Как происходит в центральной нервной системе деко­дирование, или анализирование поступающей информации, еще не ясно.

Проведение нервных импульсов по нервным волокнам и через синапсы.Высоковольтный потенциал, возникающий при возбуж­дении рецептора в нервном волокне, в 5—10 раз больше порога раздражения рецептора. Проведение волны возбуждения по нерв­ному волокну обеспечивается тем, что каждый последующий его участок раздражается высоковольтным потенциалом предыдущего участка. В мякотных нервных волокнах этот потенциал распростра­няется не непрерывно, а скачкообразно; он перескакивает через один или даже несколько перехватов Ранвье, в которых усилива­ется. Продолжительность проведения возбуждения между двумя соседними перехватами Ранвье равняется 5—10% длительности высоковольтного потенциала.

Проведение нервного импульса по нервному волокну проис­ходит только при условии его анатомической непрерывности и нормального физиологического его состояния. Нарушение физио­логических свойств нервного волокна сильным охлаждением или отравлением ядами и наркотиками прекращает проведение нерв­ного импульса даже при анатомической его непрерывности.

Нервные импульсы проводятся изолированно по отдельным двигательным и чувствительным нервным волокнам, которые вхо­дят в состав смешанного нерва, что зависит от изолирующих свой­ств покрывающих их миелиновых оболочек. В безмякотных нерв­ных волокнах биоток распространяется непрерывно вдоль волокна и благодаря соединительнотканной оболочке не переходит с одного волокна на другое. Нервный импульс может распространяться по нервному волокну в двух направлениях: центростремительном и центробежном. Следовательно, существуют три правила проведе­ния нервного импульса в нервных волокнах: 1) анатомической непрерывности и физиологической целости, 2) изолированного про­ведения и 3) двустороннего проведения.

Через 2—3 дня после отделения нервных волокон от тела ней­рона они начинают перерождаться, или дегенерировать, и прове­дение нервных импульсов прекращается. Нервные волокна и мие­лин разрушаются и сохраняется только соединительнотканная обо­лочка. Если соединить перерезанные концы нервных волокон, или нерва, то после дегенерации тех участков, которые отделены от нервных клеток, начинается восстановление, или регенерация, нервных волокон со стороны тел нейронов, из которых они про­растают в сохранившиеся соединительнотканные оболочки. Реге­нерация нервных волокон приводит к восстановлению проведения импульсов.

В отличие от нервных волокон через нейроны нервной системы нервные импульсы проводятся только в одном направлении — от

рецептора к работающему органу. Это зависит от характера про­ведения нервного импульса через синапсы. В нервном волокне над пресинаптической мембраной есть множество мельчайших пузырь­ков ацетилхолина. При достижении биотоком пресинаптической мембраны часть этих пузырьков лопается, и ацетилхолин проходит через мельчайшие отверстия в пресинаптической мембране в синаптическую щель.

Рис. 100. Область контакта синаптической бляшки и тела нейрона под электронным микроскопом. Стрел­ками показана синаптическая щель. У пресинапти­ческой мембраны видны пузырьки ацетилхолина. Митохондрии, окрашенные темнее, находятся позади

В постсинаптической мембране имеются участки, обладающие особым сродством к ацетилхолину, который вызывает временное появление пор в постсинаптической мембране, отчего она стано­вится временно проницаемой для ионов (рис. 100). В результате в постсинаптической мембране возникает возбуждение и высоко­вольтный потенциал, который распространяется по следующему нейрону или по имнервируемому органу. Следовательно, передача возбуждения через синапсы происходит химическим путем посред­ством посредника, или медиатора, ацетилхолина,а проведение воз­буждения по следующему нейрону снова осуществляется электри­ческим путем.

Действие ацетилхолина на проведение нервного импульса через синапс кратковременно; он быстро разрушается, гидролизуется ферментом холинэстеразой.

Так как химическая передача нервного импульса в синапсе

происходит в течение доли мсек, то в каждом синапсе нервный импульс на это время задерживается.

В отличие от нервных волокон, в которых информация пере­дается по принципу «все или ничего», т. е. дискретно, в синапсах информация передается по принципу «больше или меньше», т. е. градуально. Чем больше до некоторого предела образуется медиа­тора ацетилхолина, тем выше частота высоковольтных потенциа­лов в последующем нейроне. После этого предела возбуждение переходит в торможение. Таким образом, цифровая информация, передаваемая по нервным волокнам, переходит в синапсах в изме­рительную информацию. Измерительные электронные машины,

в которых имеются определен ные соотношения межд у Р еально измеряемыми количествами и теми величинами, которые они представляют, называются аналоговыми, работающими по принципу «больше или мень­ше»; можно считать, что в си­напсах происходит аналогич­ный процесс и совершается его переход в цифровой. Следо­вательно, нервная система функционирует по смешанному типу: в ней совершаются и
цифровые и аналоговые процессы.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав

источник

участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

Альфа-ритм — периодические изменения электрической активности мозга с частотой 10 колебаний в секунду, регистрируемые в затылочной области.

Анализатор — сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие предложено И.П. Павловым.

Анимизм — воззрение, господствующее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхчувствительным «двойником» — душой.

Ассоциация — связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам (смежность в пространстве, во времени и др.).

Ассоциативная психология — направление, возникшее в XVII—XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа в а. п. используется ассоциация.

Афферентный нерв — нервное волокно, приводящее нервный импульс

органов чувств к центральной нервной системе.

дфферентация — передача нервного возбуждения от периферических ных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

Безусловный рефлекс — основное понятие рефлекторной теории психики И.М СеченоваИ.П. Павлова; врожденное инстинктивное реагирование на стимул.

Бихевиоризм — направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Основоположники — Д. Уот-сон, Э. Торндайк.

Гештальт-психология — одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).

Гиппокамп — извилина коры головного мозга, расположенная на нижней его поверхности. Участвует в физиологических механизмах ориентировочной реакции и научения.

Динамический стереотип — относительно устойчивая система услов-норефлекторных связей, выработанная в процесс жизни.

Дуализм — идеалистическое философское учение, рассматривающее Духовное и материальное как равнозначные начала.

Духовность — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Душа — понятие, употребляемое Для обозначения внутреннего мира Человека, его сознания и самосознания.

Душевность — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

Интроспективная психология — совокупность психологических направлений, рассматривающих интроспекцию в качестве основного метода психологического исследования.

Интроспективный метод — метод психологии, основанный на самонаблюдении.

Лабильность — способность нервных клеток быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот.

Обратная связь — важнейший принцип управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органам.

Ориентировочный рефлекс — вид безусловного рефлекса, первоначальная реакция на любой новый стимул.

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Парапсихология — обозначение области исследований по изучению форм восприятия, происходящих без участия органов чувств, а также форм воздействия живого существа на физические явления без мышечных усилий. Проблема п. дискуссионна.

Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.

Ретикулярная формация — нервная структура, расположенная в глубине центральных отделов головного

мозга. Основные ее функции — регуляция общего состояния возбудимости нервной системы и контроль рефлекторной деятельности спинного мозга. Связана с состоянием бодрствования, тревожности и активным вниманием.

Рефлекс — ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на составляющие рецепторы.

Рефлекс безусловный — врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Рефлекс условный — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Рефлексология — естественно-научное направление, возникшее в России в начале XX в., основоположником которого был В.М. Бехтерев. В противоположность субъективно-

идеалистической психологии, отрывающей психические процессы от работы мозга, рефлексология рассматривала психическую деятельность в связи с нервными процессами. Однако р. оставалась на позициях механицизма, по существу рассматривая психические процессы как сопутствующие актам поведения.

Рецепторы, — специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

Стимул — внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Теория отражения — философская основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Фрейдизм (психоанализ) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — австрийский психиатр 3. Фрейд.

Функциональная система — прижизненное нейродинамическое новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека.

Функциональная психология — направление, рассматривающее психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — запись биоэлектрической активности мозга, сделанная на специальном приборе — электроэнцефалографе.

Эффектор — исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей — рецептора.

Эфферентный нерв — волокно, проводящее нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу.

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche — «душа», logos — «учение»).

Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.д. Помимо

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

а льные особенности человека, управляющие действиями и поступками. л ним относятся — темперамент, характер, способности.

Основой возникновения психоло-

и как науки явился житейский эм- е Рический опыт людей. Психологи-

°кие знания помогли людям лучше

познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности.

Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.

Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.

Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.

Психология — сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельм-гольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен-

вопросу об отношении между приростом раздражения и ощуще-нием Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фех-нером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические Положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И и Менно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении пси-°логической науки. Наибольшую из-вестность из них получили три: би-°ховиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

совершается в процессе активной деятельности;

углубляется и совершенствуется;

преломляется через индивидуальность;

носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Рис. 1.2. Система и уровни основных форм отражения

Рис. 1.3. Основные функции психики

Рис. 1.4. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие — преобразование их в сигналы, третьи — планирование и регулирование поведения и т. д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее определенные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) — стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности — кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека.

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых — в височной, осязательных — в теменной и т.д.

В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной

источник

Принципиальная функциональная схема анализатора представлена на рисунке 4:

Рис.4. Механизм рефлекторной дуги (1–2–3–4–5).

Механизм рефлекторного кольца (1–2–3–4–5–6–7–I):

1 – рецептор, 2 – афферентный нервный путь, 3 – центральное звено, 4 – эфферентный нервный путь, 5 – эффектор, 6-7 – канал обратной связи

В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень (развития психики, тем совершеннее этот механизм. Он вводит понятие акцептора действия, под которым понимает аппарат, принимающий обратную аффектацию и сопоставляющий ее с тем, что должно составлять конечный результат действия.

Образование акцептора действия ученый рассматривает как выражение опережающего отражения внешнего мира. В результате этого формируется возможность отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем, т.е. с опережением только еще предстоящих явлений. Необходимым условием формирования акцептора действия является, согласно Анохину, афферентный синтез, представляющий собой обработку информации, поступающей из внешнего мира. Это открытие позволяет психологии глубже понять оценивающий результат поведения, механизмы возникновения образов воображения, творческого мышления и т.п.

Вопросы, близкие к освещаемым в работах П.К. Анохина проблемам, составили предмет исследования Н.А. Бернштейна в предлагаемом им принципе сенсорной коррекции. Сущность этого принципа заключается в том, что регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движения. Последующие психофизиологические исследования (Е.Н. Соколов и др.) имели важное значение для понимания двигательной активности и понимания механизмов отдельных психических закономерностей.

Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи. Среди которых особо следует отметить исследования А.Р. Лурия, посвященные проблеме локализации психических функций. Предметом исследований, проведенных им и его сотрудниками, являются, с одной стороны, нарушения психических процессов при тех или иных локальных поражениях мозга и, с другой, восстановление нарушенных функций. Объектом изучения были самые различные функции: сенсорные, двигательные, мнемические и т.д.

Обильный материал, собранный при исследовании больных с различными мозговыми поражениями, позволил опровергнуть существующее представление о строгом закреплении локализации отдельных психических функций за определенными участками мозга. Поражение какого-либо участка мозга практически никогда не ведет к выпадению какой-либо одной изолированной психической функции, а приводит к нарушению целой группы процессов. Это дало основание говорить о наличии сложной функциональной системы, включающей различные области коры головного мозга, ствола и подкорки.

Функциональная организация человеческого мозга, по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия), включает три основных блока: I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола), II – блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры), III — блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере чувствительности кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.п. Поражение III блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений.

Локальные поражения мозга дают богатый материал для изучения отдельных зон (исследования А.Р. Лурия). Установлено, что нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Такой больной может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт.

При поражении теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Следует отметить и то, что в функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у животных оба полушария равноценны, у человека левое является доминирующим (как правило), а правое – подчиненным, что можно связать с ведущей ролью правой руки (у левшей это доминирование или стирается, или переходит к правому полушарию). В левом полушарии располагаются речевые центры, причастные к регулированию сложных форм поведения и деятельности. Поражение их приводит к нарушениям логико-грамматических операций (семантическая афазия) и творческих форм мышления, в то время как поражение соответствующих зон правого полушария нарушает образные компоненты восприятия и эмоциональные процессы. На основании всей совокупности накопленных наукой данных можно предполагать, что работа левого полушария мозга человека более дифференцирована по сравнению с работой правого.

1.Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопр. психологии. 1966. №3. С. 10-31.

2.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1986. С. 79-101.

3.Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

4.Гроф С. За пределами мозга. М., 1992.

5.Данилова Н.Н., Крылова А.П. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989, С. 24-45,76-95.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

6.Естественно-научные основы психологии. М., 1978. С. 24-139.

7.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., С. 93-125.

8.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т. 1. С. 113-138.

9.Немов Р.С. Психология. М, 1992, Т.1.

10.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские и психологические произведения. М., 1952. С. 124.

11.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная и естественнонаучные основы психологии. М., 1987. С. 169-209.

12.Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981. С. 5-39.

13.Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. М., 1985. С. 16-62, 77-104.

План-задание для самостоятельной работы

1. Для закрепления материала по теме и овладения приемом самозачета проверьте уровень усвоения следующих понятий (см. гл. 1, п. 5): акцептор действия, анализатор, афферентация, «блоки» мозга, обратная связь, рефлекс, рецептор, функциональная система, эффектор.

2. Подготовьте реферат на тему «Психика как результат работы мозга», используя следующую литературу: 6, с. 24-139; 11, с. 169-209; 13, с. 16-62, 77-104.

3. Законспектируйте работы 7, с. 93-125; 8, с. 113-138 и письменно ответьте на вопрос «Что нового внес А.Р. Лурия в понимание мозговой организации психической деятельности человека?»

4. Изобразите графически психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических и психологических факторов в управлении жизнедеятельностью и поведением человека (1, с. 10-31; 2, с. 79-101; 4; 5, с. 24-45, 76-95; 12, с. 5-39).

5. Решите следующие психологические задачи:

а) Студентам 1 курса обычно говорят, что приветствовать лектора, когда он входит в аудиторию, полагается только один раз. Тем не менее некоторые из них встают и при вторичном появлении лектора. С течением времени это исчезает. Каков физиологический механизм данного факта?

б) Известно, что когда баскетболист начинает играть в футбол, то первое время он часто хватает мяч руками, нарушая тем самым правила игры. Через некоторое время спортсмен перестает совершать эту ошибку. Каков физиологический механизм этих явлений?

в) Согласно правилам поведения учащихся в школе они должны продолжить свою работу до тех пор, пока учитель скажет: «Урок окончен», даже если звонок прозвенел раньше. Однако. Очень часто звонок в конце урока сразу вызывает у школьников оживление, желание активно двигаться, они прекращают работу, пытаясь выйти из класса. Развитие какого физиологического процесса требуется для устранения этих нарушений дисциплины?

Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, выражающиеся в педагогической практике:

§ учащиеся на однообразные замечания не реагируют;

§ ученик теряется у доски, хотя знает материал;

§ увлеченные каким-либо делом учащиеся ничего не замечают вокруг;

§ после длительного сидения у телевизора трудно уснуть.

источник

Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой, которые вызывают раздражение. Последнее представляет собой процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека.

В свою очередь организм животного и человека (его нервные клетки-нейроны, являющиеся основными структурными и функциональными единицами нервной системы) обладает свойством раздражимости. Раздражимость — это способность внутриклеточных образований, клеток, тканей

й органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным (центростремительным) нервным окончаниям. (Когда этих сигналов нет, он находится в состоянии покоя. В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой.)

Возбуждение — процесс высвобождения!собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается равновесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды. Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов:

1) индукционного, влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние;

2) передачей возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов. Распространение возбуждения происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов.

Торможение — активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических процессов.

Возбуждение и торможение не ограничиваются тем пунктом нервной системы, в котором они возникли, а распространяются на другие участки и отделы нервной системы с тем, чтобы потом вернуться и сосредоточиться в месте первоначального возникновения. Кроме того, возникновение одного из процессов вызывает развитие другого. Очаг воз-

буждения, возникший в каком-либо пункте коры мозга, воздействуя на соседние его участки, вызывает там торможение. Может быть и так, что возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение переходит затем в торможение.

В настоящее время считается установленным, что в обычной жизни раздражители возникают не в качестве изолированных, единичных явлений, а в виде комплекса всевоз- j можных раздражителей. Кроме того, организм отвечает не | одной изолированной реакцией, а комплексной. Нервной системе, таким образом, присуща системная деятельность.

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать.

Иррадиация представляет собой способность нервных I процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И.П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности раздражения. Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Как показали исследования П.К. Анохина, ир-радиация торможения является следствием проявления до- * минантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.

Концентрация — это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения зависят от силы раздражителя и вызываемых ими нервных процессов, общего состояния коры головного мозга, а также от уравновешенности процессов возбуждения и тормо жения.

Индукция нервных процессов — возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в том месте по прекращении раздраже-ния, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздражению.

Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбуждения или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охвачены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространственной. Другая ее разновидность — последовательная (временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивается торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной.

Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных живых организмов является рефлекс. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды. Рефлексы отличаются следующими особенностями:

• всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;

• всегда заканчиваются определенной реакцией организма (например, движением или секрецией).

В целом рефлекторная деятельность представляет собой сложную анализирующую и синтезирующую работу коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей. Анализ раздражителей выполняется сложными нервными органами — анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического воспринимающего органа (рецептора);

2) проводящего афферентного, т. е. центростремительного, пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру;

3) корковой части анализатора.

Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к Центральным отделам нервной системы, а затем от них по эф-

ферентным, т. е. центробежным, путям обратно к рецепто- j рам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо) состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффекто- \ ра (мышцы или железы).

Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он носит элементарный характер и обусловлен степенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тонкий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий головного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов.

В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс дифференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, остаются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференци- \ ровочному торможению достигается очень тонкая диффе-ренцировка раздражителей. В силу этого оказывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раздражители. При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в его целом виде и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей.

Кроме того, различают еще внешнее безусловное торможение, которое может возникать во всех отделах нервной системы, и внутреннее условное, развивающееся только в коре больших полушарий головного мозга. Внешнее безусловное торможение возникает при действии постоянного раздражителя, под влиянием которого выработавшаяся раньше условная реакция прекращается. При действии внезапно возникшего внешнего раздражения достаточной силы выработанный условный рефлекс может проявиться слабо или даже вовсе исчезнуть (например, водители, разговаривающие по сотовому телефону во время движения, нередко попадают в аварии).

Внутреннее, или активное, торможение наступает при угасании условного рефлекса при многократном вызывании его условным раздражителем без подкрепления условным (например, этот эффект используется при лечении больного алкоголизмом с помощью кодирования или условно-рефлекторной терапии).

Безусловный рефлекс представляет собой врожденную, наследственно закрепленную форму реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И.П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов — основы пожизненного формирования условно-рефлекторных связей.

В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению организма к изменяющимся обстоятельствам, безусловные рефлексы имеют свои особенности и определяют приспособление к относительно постоянным факторам и не зависят от наличия подкрепления. Подкрепление представляет собой безусловный раздражитель, вызывающий значимую реакцию организма, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда).

Вершины дуг безусловных рефлексов лежат в стволе мозга и отчасти в спинном мозгу, поэтому они могут осуществляться без участия коры больших полушарий, т. е. непроизвольно. Но, поскольку работа нижележащих отделов контролируется корой, а процессы в ней влияют на процессы в других отделах, существует и возможность произвольного влияния на действие безусловных рефлексов.

Безусловный рефлекс имеет место, если:

• действует жизненно важный раздражитель;

• рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии.

Безусловные рефлексы прекращаются, если:

• получены сигналы достижения требуемого результата;

• выполнена врожденная программа действий;

• раздражитель прекратил свое действие;

• начал действовать более сильный (значимый) раздражитель.

Обычно различают следующие виды безусловных рефлексов:

а) вегетативные (слюноотделительный, изменения цвета кожи, потоотделения, болевой, реакций организма на затраты энергии в ходе деятельности, зрачковый, ра-

, боты сердца и органов дыхания и др.); б) поведенческие (ориентировочно-исследовательский, пищевой, оборонительный, гигиенический, продолжения рода, миграции, стадного (группового поведения).

Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Например, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т. е. раздражитель, обязательно вызывающий распространение возбуждения по определенной, врожденно организованной цепи или сети нейронов).

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком простой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большее значение в поведении условные рефлексы, временные связи между какими-то раздражителями и определенными ответами на них.

Условный рефлекс представляет собой врожденную или приобретенную (выученную) реакцию, автоматически (непроизвольно) следующую в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Всякий нейтральный внешний раздражитель, если он несколько раз совпадает по времени с действием на организм безусловного раздражителя, начинает вызывать свойственную этому безусловному раздражителю ответную реакцию. Например, вид пищи, при первом ее предъявлении не вызывавший слюноотделения, начинает его вызывать после

того, как появление пищи несколько раз совпадает с попаданием ее в рот, т. е. с безусловным раздражением.

Превращение того или иного индифферентного раздражителя в сигнал, т. е. в значимый, условный раздражитель, означает, что выработалась связь между центрами мозга, воспринимающими этот раздражитель, и другими центрами, содержащими информацию о его важном жизненном значении. Так формируется условный рефлекс. Благодаря такому превращению индифферентный раздражитель сам приобретает значение, становясь сигналом наступления важного события, поэтому человек начинает реагировать на факты, события, признаки, которые раньше были для него безразличны. Он начинает предвосхищать ход будущих событий, заблаговременно реагировать на признаки наступающих важных явлений, что повышает и успешность его поведения в окружающем мире.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Условные рефлексы имеют свои особенности, отличающие их от безусловных:

• все условные рефлексы предполагают образование в коре больших полушарий временных нервных связей, которые нуждаются в периодическом подкреплении (отдельные условные рефлексы у человека, выработанные на основе многосторонней связи нескольких раздражителей и постоянно подкрепляемые в процессе жизненной практики, часто практически не угасают — прием пищи, одевание, общение с людьми, речь на родном языке и пр. — и, наоборот, условные рефлексы, которые вырабатываются в видах деятельности, не являющихся повседневными (игра на музыкальном инструменте, чтение и письмо на иностранном языке, спортивная игра и др.), нуждаются в систематически проводимых подкреплениях путем повторения этих видов деятельности);

• безусловные рефлексы могут быть различными у отдельных представителей одного и того же вида животных (например, дрессированное животное имеет такие условные рефлексы, которыми не обладает недрессированное животное того же вида);

• совпадение во времени безусловного и нейтрального раздражителей — необходимое условие для того, чтобы нейтральный раздражитель оказался способным вызывать реакцию, ранее свойственную только безусловному раздражителю (благодаря такому совпадению нейтральный раздражитель как бы «сигнализирует» организму о предстоящем воздействии безусловного раздражителя, вследствие чего он и называется сигналом);

• на базе уже закрепленных условных рефлексов образуются новые, называемые условными рефлексами первого, второго порядка и т. д. У собак, например, были выработаны условные рефлексы третьего порядка, у человекообразных обезьян — четвертого порядка (человек же имеет выработанные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные рефлексы до девятого порядка, наслаивающиеся на многочисленные рефлексы, выработанные в предшествующем жизненном опыте).

Существуют разные условия формирования условного рефлекса, к которым можно отнести:

• осуществление его высшими отделами центральной нервной системы;

• наличие биологически нейтрального воспринимаемого органами чувств сигнала (биологическая нейтральность сигнала означает, что он сам по себе не вызывает сильной безусловной реакции);

• условный сигнал должен предшествовать по времени безусловному раздражителю (подкреплению);

• возбудимость безусловно-рефлекторного центра должна быть достаточно высокой;

• отсутствие помех со стороны других сигналов;

• повторное предъявление условного и безусловного сигналов до образования внутренней связи.

Условные рефлексы классифицируются по различным основаниям. Они могут быть:

• обонятельными, осязательными и т. д. в зависимости от того, в каком органе возникает реакция на раздражение;

• слюноотделительными, зрачковыми и т. д. в зависимости от безусловного рефлекса, на основе которого они образовались;

• активными и тормозными. Первые вызывают активную деятельность человека, вторые прекращают, тормозят, сдерживают, мешают ей. Те и другие могут иметь как положительное, так и отрицательное значение для решения человеком задач. Так, чрезмерно активная реакция на опасность — аффективный страх, паника — вредны, а тормозная реакция на команду «стой!» — полезна;

• рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздражители. Первые хорошо устойчивы и часто более значимы. Вторые могут быстро пропадать, если не подкрепляются часто повторяющимися ситуациями воздействия.

Высшая нервная деятельность протекает по определенным закономерностям, к которым обычно относят: анали-тико-синтезирующую деятельность коры головного мозга, динамическую стереотипию, первую и вторую сигнальные системы, функциональные системы психики, акцептор результатов действия.

1. Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга. Представляет собой высшую регуляцию взаимоотношений организма со средой, сложную деятельность коры больших полушарий головного мозга по тонкой дифференциации многочисленных раздражителей и установлению между ними самых различных связей.

2. Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга). Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения и торможения. Однако несмотря на это, мозг обеспечивает не хаотические и разобщенные, а целостные реакции организма на раздражения. Объясняется это тем, что нервные процессы в коре всегда протекают по определенной системе. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут иррадиировать и концентрироваться уже по проторенным нервным путям, что

и вызовет образование динамического стереотипа. Системность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды.

3. Сигнальная деятельность коры головного мозга. В работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители.

Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются слова, с помощью которых человек осознает предметы и явления. Она есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. При помощи второй сигнальной системы осуществляется человеческое мышление, оперирующее понятиями — основой всей человеческой деятельности, обусловливающее поведение людей. Именно эта система является способом связи человека с окружающей его социальной средой, средством «межчеловеческой сигнализации», допускающим известное абстрагирование от действительности, но вместе с тем позволяющим глубоко познавать окружающий мир, включая и социальную среду.

4. Функциональные системы психики представляют собой такое сочетание (согласованную деятельность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему эффективно выполнять определенные задуман ные действия, а также исправлять их результаты, если они выполнены неверно.

5. Акцептор результатов действия представляет собой расположенный в головном мозгу сложный психофизиологический механизм (аппарат) прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с

находящейся в памяти моделью предполагаемого результа-та в ходе его работы нервные процессы как бы опережают теЧение внешних событий. На основе прошлого опыта человек (да и животное) предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему.

Окружающая среда наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражителей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

Динамический стереотип — закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях. Термин «стереотип» говорит о закрепленности, целостности образования, тенденции к повторению, известной автоматичности протекания.

И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.

Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они:

• облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий (многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматическим. Одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы);

• обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, а также готовность действовать

максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут и в будущем;

• вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности;

• обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях, для выработки новых связей (взрослый человек, попав в новые условия, совсем не похож на новорожденного, в частности потому, что пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т. е. видоизменяет и динамические стереотипы, приспосабливая их к новым условиям);

• нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы, так как возникнув в результате какого-то одиночного возбуждения — «толчка», стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П.К. Анохиным.

Функциональная система — это такое сочетание (согласованная деятельность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему как эффективно выполнять определенные задуманные действия, так и исправлять их результаты (если они неверны), тем самым адаптируясь в j окружающей среде.

Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

• афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

• принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

• сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

• коррекция поведения в случае несогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В нее могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включенными в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой функциональной системы, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Функциональные системы характеризуются:

• степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их компоненты. Например, функциональная система, обеспечивающая дыхание, состоит преимущественно из врожденных структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время функциональная система, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти);

• индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы;

• способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте функциональной системы происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый’ результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы функциональной системы составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача данной стадии — собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, как и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мо-тивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать», и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

Необходимой частью функциональной системы является акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обес-печивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

Вопросы и задания для повторения

1. Что такое методология и какое значение она имеет для той или иной науки?

2. Какие уровни имеет методология каждой науки?

3. Что является общей и специальной методологией психологии?

4. Какую роль играет физиология высшей нервной деятельности в понимании психики?

5. Что лежит в основе психики?

6. Раскройте содержание рефлекторной деятельности нервной системы и головного мозга человека.

7. Назовите отличительные особенности безусловных и условных рефлексов.

8. Перечислите закономерности высшей нервной деятельности.

источник