Меню Рубрики

Определение остро ты зрения у детей

Л. А. Кожушко, М. И. Разумовский

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА В ЦЕЛЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Одной из главных особенностей детей раннего возраста является наглядно-чувственная способность определения пространства, времени, движения, цвета, окружающей действительности и других явлений.
В этот период происходит развитие психологии восприятия, ориентированного на познание принципов, закономерностей и свойства чувствительного отражения материальной действительности в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с окружающей средой.
В связи с этим зрительные функции у ребенка развиваются постепенно, вместе с ростом и развитием его глаза и мозга, следовательно, для каждого возрастного периода развития ребенка требуются адекватные возрасту методики оценки зрительной функции, которые необходимо использовать при проведении медико-социальной экспертизы.

О наличии зрения у ребенка первых дней жизни судят по исследованию зрачковых реакций на свет. Оценку зрительных возможностей новорожденного проводят по наличию или отсутствию у него поведенческих двигательных реакций в ответ на световой раздражитель.
К их числу относят: защитное смыкание век и отклонение глаз кверху, феномен Пейпера, рефлекторный поворот головы ребенка и глаз к источнику света, кратковременное слежение глазом за медленным перемещением источника света.
С 2 мес оценивается устойчивая центральная фиксация двумя глазами, с 4 мес — направленный взгляд на предъявляемый предмет, с 6 мес — реакция на узнавание близких лиц и знакомых фигур, с года — координация движений глаза и рук.
Е. И. Ковалевский отмечает, что у детей грудного возраста о наличии зрения можно судить по появлению натурального пищевого рефлекса — активной реакции на грудь матери. С 2 мес, когда у ребенка появляются элементы форменного зрения, с помощью изучения его реакции на предъявление предметов разной величины и формы можно ориентировочно определить остроту зрения.
Так, Э. С. Аветисов и соавт. предлагают для этих целей у детей 2—5 мес использовать красный шарик диаметром от 4 см до 0,7 мм, подвешенный на нитке на фоне окна. Ребенка на руках у матери приближают к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает за ним следить. Затем по специальной таблице рассчитывают остроту зрения.

В ясельном возрасте (от 1 года до 3 лет), когда у ребенка развивается концепция пространства и он уже умеет координировать движения конечностей, Э. С. Аветисов и соавт. для исследования остроты зрения предлагают использовать следующую методику: ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату, где начерчены концентрические круги на расстоянии 1 м друг от друга. На дуге с отметкой 5 находится белый шарик диаметром 4 см, ребенку показывают аналогичный шарик и предлагают найти взглядом и принести лежащий на полу шарик. При низком зрении шарик перемещают на другие дуги от пятой до первой. Остроту зрения рассчитывают по специальной таблице. Л. Хювяринен у детей в этом возрасте определяет остроту зрения с помощью разработанных ею тестов: предъявления специальных картинок (Леатестов), трехмерной головоломки, игральных карт Лea и карточек низкоконтрастного домино. Все они имеют вид черно-белых картинок, которые размещены по одной на отдельных картонках, так называемые карты, либо по две — домино и более
— головоломка. Д. Тейлор и К. Зойт в качестве тестов предлагают предъявлять оптотипы Снеллена.

Однако все методы исследования остроты зрения, основанные на оценке поведения ребенка, являются субъективными и позволяют получить только ориентировочные показатели. Кроме того, тесты, предложенные Э. С. Аветисовым, Л. Хювяринен и другими учеными, позволяющие судить о форменном зрении, как показали наши исследования, применимы в большинстве случаев у детей с остротой зрения выше 0,1.

Количественно оценить остроту зрения у детей ясельного возраста можно с помощью методов нистагмометрии и исследования зрительных вызванных потенциалов. Метод нистагмометрии основан на появлении непроизвольного оптокинетического нистагма при рассмотрении движущихся объектов.
Метод зрительных вызванных потенциалов использует структурированные символы для оценки ответов коры головного мозга. Несмотря на то, что объективные методы исследования позволяют получить наиболее точные показатели скорости созревания зрительных функций и, следовательно, дают точные значения остроты зрения, их применение требует наличия специального оборудования и обученных этим методам кадров.
Оценить поле зрения у детей этого возраста, по данным большинства исследователей, можно только ориентировочно по реакции слежения за движущимися предметами и на основании их ориентации в пространстве.

У детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) остроту зрения исследуют в соответствии с методическими указаниями «О единообразии при исследовании остроты зрения». Для этих целей используют стандартизированные таблицы Снеллена, Сивцева, Орловой, Монуайе, Егоровой, Коскина, Бойко и др., содержащие несколько рядов оптотипов.
В них в качестве физиологического принят угол зрения, равный 1 мин, а острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена.

Н. А. Пучковская и И. В. Крюкова для оценки остроты зрения предложили показывать ребенку куб, на грань которого нанесены 3 знака — квадрат, круг и треугольник, при этом в руках у него находятся карточки с изображением этих же фигур и во время исследования ребенок может, не называя фигуры, показывать эти карточки.
Наибольшее распространение в настоящее время получили проекторы испытательных знаков ПЗ-1, ПЗ-01 и др. Они более удобны в работе офтальмолога, так как снабжены дистанционным пультом, что упрощает процесс обследования, позволяет при необходимости демонстрировать знаки отдельными строчками, вращать тест-объект и плавно изменять его размеры.

Однако их можно использовать, как и большинство перечисленных методик, только для обследования детей с остротой зрения выше 0,1—0,3, в то время как у детей с более тяжелыми нарушениями наиболее приемлемы оптотипы Поляка, состоящие из 6 кольцевых и 6 трехлинейных знаков, которые предъявляют с разных расстояний. Ориентировочно об остроте зрения у детей в этом возрасте можно судить по величине и виду клинической рефракции, исследованной с помощью скиаскопии и рефрактометрии.

Для объективного исследования остроты зрения применяют методы нистагмометрии и зрительных вызванных потенциалов. При отсутствии форменного зрения у ребенка исследуют реакции зрачка на свет и определяют светоощущение с помощью офтальмоскопа.

Поле зрения у детей в возрасте от 4 до 7 лет определяют ориентировочно по контрольному методу Дондерса. Метод основан на примерном сравнении полей зрения врача, проводящего исследование, и больного. Необходимое условие — нормальное поле зрение врача. При этом необходимо учитывать, что в норме границы у детей на 10° уже, чем у взрослых. Для выявления гемианопсий и центральных скотом также используют ориентировочные методы исследования: пробу с карандашом и тест Амслера соответственно.

Исследовать поле зрения методами периметрии и кампиметрии в этом возрасте еще затруднительно, так как при их проведении требуются длительное общее внимание, зрительное сосредоточение и понимание тонкостей техники исследования, которые развиваются у большинства детей только к школьному возрасту. По этой же причине затруднительно исследовать у детей этого возраста зрительную работоспособность и электрофизиологические показатели.

Многие ученые оценивают зрительную работоспособность путем исследования процесса развития зрительного утомления.
Для этих целей наиболее часто используют корректурные тесты, основу которых составляет методика Вестона. Суть данной методики заключается в опознании колец Ландольта с определенным направлением разрыва.
В качестве выборки другими учеными предложены лист цифр с различной контрастностью и при различном освещении (Будмен), буквы из ряда других букв, передвигающиеся по таблице в течение 1 ч, разноцветные шарики, которые необходимо сортировать и нанизывать на нитку, буквы в перевернутом тексте, которые необходимо вычеркивать в течение 25 мин.

Т. Н. Никитина модифицировала тест Вестона специально для детей дошкольного возраста, заменив оптотипы теста на хорошо знакомые детям картинки из таблицы Орловой.
В процессе корректурных проб оценивают продуктивность зрительной работы во времени. Однако недостатком этих тестов является то, что снижение зрительной работоспособности может наблюдаться как при нарастании утомления, так и при пониженном внимании обследуемого, кроме того, при их выполнении не учитывается острота зрения, работа аккомодации, конвергенции и состояние некоторых других важных функций глаза.

У некоторых детей этого возраста (в зависимости от типа нервной системы и темпов ее развития) многим исследователям удалось определить такие электрофизиологические показатели, как порог электрической чувствительности (ЭЧ) и лабильность, позволяющие судить о состоянии проводящей зрительной системы глаза, а также биоэлектрическую активность глаза, определяемую методом электроокулографии.

Необходимо отметить, что процессы исследования ЭЧ и лабильности требуют от ребенка словесных ответов и поэтому их оценка также является субъективной.

Для исследования остроты зрения у детей старше 7 лет в стандартизированных условиях используют те же методы, что и у взрослых: таблицы с оптотипами, проекторы испытательных знаков, а также при необходимости нистагмометрию, исследование ретинальной остроты зрения и метод зрительных вызванных потенциалов.
Для измерения рефракции у детей школьного возраста, кроме скиаскопии, используют такие методы, как рефрактометрия и офтальмометрия. Исследование полей зрения проводят методами периметрии (кинетической и статической) и кампиметрии.

Для оценки зрительной работоспособности у детей старше 7 лет используют большое количество методик: эргографию, аккомодометрию, профтестирование, электрофизиологические методы исследования.
Однако, несмотря на высокую информативность данных методик, большинство из них неприемлемы для исследования в условиях бюро МСЭ, так как они требуют больших затрат времени и наличия дорогостоящего оборудования.

Как показали наши исследования, наиболее достоверным и простым в использовании методом, который в целом отражает закономерности, происходящие при развитии зрительного утомления, является исследование методом аккомодометрии на серийном приборе АКА-01.
Этот прибор малогабаритный, а длительность исследования, включая зрительную нагрузку, составляет не более 10—20 мин.

С достаточно высокой точностью у детей в этом возрасте можно оценить такие электрофизиологические показатели, как порог ЭЧ, лабильность, состояние биоэлектрической активности глаза, а с 12 лет и критическую частоту слияния мельканий.
Исследования данных показателей у детей, так же как и у взрослых, проводятся по стандартным методикам.

Таким образом, результаты анализа литературы и собственных исследований показали, что у детей до 3 лет при проведении медико-социальной экспертизы можно использовать только качественную оценку состояния зрительных функций, основанную на изучении поведения ребенка в ответ на предъявляемые тесты.
В связи с этим не представляется возможным достоверно оценить степень нарушения зрительных функций, а следовательно, и тяжесть ограничения категорий жизнедеятельности.

У детей в возрасте от 4 до 7 лет с достаточной точностью можно оценить только остроту зрения. О состоянии поля зрения можно судить ориентировочно: в норме оно или сужено. О состоянии зрительной работоспособности судят по развитию зрительного утомления в процессе корректурных проб. На основании электрофизиологических показателей можно ориентировочно оценить порог ЭЧ, лабильность и биоэлектрическую активность глаза.

У детей в возрасте от 8 до 12 лет с достаточно высокой достоверностью можно определить остроту зрения, периферические границы, зрительную работоспособность, ЭЧ, лабильность и биоэлектрическую активность глаза.
Начиная с 12 лет при нормальном развитии ребенка можно определить количественно основные характеристики зрительной функции: остроту зрения, поле зрения, а также все офтальмоэргонометрические и электрофизиологические характеристики и, следовательно, дифференцировать 4 степени тяжести нарушения зрительной функции.

источник

Читать медицинскую статью, новость, лекцию по медицине: «Определение остроты зрения у детей разных возрастов» размещена 7-07-2016, 14:44, посмотрело: 3 998

Определение остроты зрения у детей разных возрастов

В детском возрасте определять остроту зрения очень сложно из-за особенностей психики ребенка. В современных офтальмологических клиниках с этой целью используется авторефкератометр от компании Ravita, благодаря которому за считанные секунды можно определить остроту зрения даже у самого неусидчивого ребенка. Но как выполняются измерения в клиниках где нет новейшего оборудования?

Расстояние до шарика, м
1 2 3 4 5
4 0,03 0,07 0,11 0,15 0,18
3 0,05 0,1 0,15 0,2 0,24
2,2 0,07 0,13 0,2 0,26 0,33
1,5 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
0,7 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

Э.С. Аветисов предложил свой авторский способ определения остроты зрения у детей первых двух лет жизни. Суть его в следующем.

Ребенка с завязанным одним глазом вводят в светлую комнату глазного кабинета. В пяти метрах от пациента кладут шарик белого цвета. Точно такой же шарик ребенку показывают с расстояния 25 см и просят последнего принести шарик, лежащий в отдалении. Если ребенок не может увидеть расположенный на пятиметровом расстоянии шарик, его передвигают ближе — на 4; 3 м и т. д. — до тех пор, пока пациент не справится с поставленной задачей. Можно использовать шарики разного диаметра. Остроту зрения у детей 1-2 лет далее определяют по таблице Э.С. Аветисова.

Детская таблица для определения остроты зрения

В старшей возрастной группе детей (3-4 лет) трудности в определении остроты зрения связанны прежде всего с неустойчивостью детского внимания. Острота зрения определяется по специальной детской таблице для детей с 3 до 7 лет, в которую включены изображения.

Перед исследованием необходимо познакомить ребенка с картинками, нарисованными на таблице. Иногда для этого используют изолированные картинки.

Вначале зрение обоих глаз проверяют одновременно, а затем по очереди: первым проверяется глаз с лучшим зрением, вторым — с худшим. При исследовании ребенку на непроверяемый глаз накладывается монокулярная повязка, так как пользовании ширмой ребенок может подглядывать вторым глазом.

У этой категории пациентов определение остроты зрения надо проводить без поспешности. Нельзя требовать от детей точных ответов, приходится учитывать близкое к рисунку название. Нужно постараться без родителей установить контакт с исследуемым ребенком. Понижение остроты зрения, установленное при первом исследовании, надо проверить повторно.

Понравилась медицинская статья, новость, лекция по медицине из категории
«Медицинские статьи / Офтальмология»:

источник

Практические навыки

По офтальмологии

ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ

Адаптация: латинский (лат.) адаптаре настраивать, приспособлять – изменение чувствительности глаза при изменении освещения.

Аккомодация: лат. аккоммодаре приспособлять – приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях.

Аметропия: греческий (гр.) аметрос несоразмерный – аномалия рефракции (), для которой характерно несоответствие между длиной оптической оси и силой преломляющих сред глаза.

Астигматизм (А): гр. а частица отрицания + стигме точка – аномалия рефракции, при которой преломляющая способность роговой оболочки или (реже) хрусталика, или и роговицы и хрусталика различна в различных меридианах, вследствие чего падающие в глаз лучи не совпадают в одной и той же точке на сетчатке.

Гетерофория: гр. гетерос другой + феро стремлюсь – скрытое косоглазие.

Гиперметропия: (Н) гр. гипер над, сверх, по ту сторону + метрон мера + опс глаз, взгляд, зрение – дальнозоркость.

Дейтеранопия: гр. дейтерос второй + а отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно зеленого цвета.

Диоптрия (Д): гр. диоптер видящий насквозь – единица преломляющей силы линзы; преломляющая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 метру.

Диплоскоп: гр. диплоос двойной + скопео смотрю – прибор для исследования бинокулярного зрения.

Кампиметрия: гр. кампус поле, равнина + метрон мера – способ определения поля зрения на плоскости.

Миопия (М): гр. мио прищуриваю + опс глаз – близорукость.

Окклюдор: лат. окклюзус запертый – устройство для выключения глаза из акта зрения при лечении амблиопии.

Ортофория: гр. ортос- прямой + ферро- стремлюсь – правильное положение зрительных осей обоих глаз.

Офтальмология: гр. офтальмос глаз + логос учение – наука об органе зрения, его болезнях, методах диагностики, лечения и профилактики.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Периметрия: гр. пери около, вокруг + метрон мера – определения границ поле зрения при помощи периметра (прибор).

Пресбиопия: гр. пресбис старик + опс глаз – старческое зрение; возрастная недостаточность аккомодации глаза.

Проекция: лат. проекцио бросание вперед – изображение предмета на плоскости.

Протанопия: гр. протос первый + а-отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно красного цвета.

Синоптофор: гр. синопсис обозрение + феро стремлюсь – прибор для исследования и развития бинокулярного зрения, лечения косоглазия.

Скотома: гр. скотос темнота – слепое пятно.

Стереоскоп: гр. стереос пространственный + скопео смотрю – оптический прибор, в котором изображенный на двух рисунках предмет ощущается в виде одного рельефного перспективного изображения. Применяется для исследования и восстановления глубинного и стереоскопического зрения.

Тританопия: гр. тритос-третий + а-отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно синего цвета.

Эмметропия (Е): гр. эмметрос-соразмерный + опс-глаз – соразмерная рефракция глаза.

concav: сокращение (сокр.) лат. concavus-вогнутый

convex: сокр. лат. convexus выпуклый, сводчатый

O.D.: сокр. лат. oculus dexter глаз правый

O.S.: сокр. лат. oculus sinister глаз левый

sphaer.: сокр. лат. sphaericus сферический

OU: сокр. лат. oculorum utriusque – одинаково на оба глаза

V= 1/∞ p.l.c. – острота зрения (v-visus) равна светоощущению (1/∞) с правильной (c-certa) или неправильной (incerta) проекцией (p-proectio) света.

Определение остроты зрения.

Остроту центрального зрения определяют, в основном, по специальным таблицам. Эти таблицы разработали С.С. Головин и Д.А. Сивцев, взяв за основу предложение Снеллена (1862 год) строить знаки таблицы таким образом, чтобы с определенного расстояния деталь знака (штрих) различалась под углом зрения в одну минуту, а вся буква была видна под углом зрения в 5 минут.

Имеющиеся в продаже таблицы для определения остроты зрения состоят из 12 рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. Левая половина таблицы строится из знаков русского алфавита. Вторая ее половина состоит из знаков в виде незамкнутых колец (кольца Ландольта).

Знаки первого сверху ряда таблицы при нормальном зрении видны с расстояния 50 метров. Каждый последующий ряд букв и колец в два, три, четыре и т.д. раза меньше знаков первого ряда. Знаки десятого ряда видны человеком с нормальной остротой зрения с расстояния 5 м, а знаки самого мелкого, 12-го ряда таблицы,- с расстояния 2,5 м.

В таблице у каждого ряда справа нанесена цифра, указывающая остроту зрения глаза, рассматривающего этот ряд с расстояния 5 м. Слева на таблице против ряда знаков указано расстояние, с которого этот ряд должен различаться глазом, если его острота зрения равна 1,0.

Таблицу для определения остроты зрения помещают в специальный осветитель, представляющий собой открытый спереди ящик, боковые стенки которого облицованы зеркалами. Поверхность таблицы освещается лампой в 40 вт, закрытой со стороны исследуемого щитком. Нижний край осветителя должен находится на уровне 1,2 м от пола. Расстояние между исследуемым и осветителем 5м. Общее освещение помещения, где производится исследование зрения, должно быть не ниже 100 люкс на высоте 0,8 м от пола.

Исследуется зрение каждого глаза отдельно, начиная с правого глаза. Не исследуемый глаз при этом закрывается щитком из белого, непрозрачного, легко дезинфицируемого материала. Во время исследования глазные щели обоих глаз должны быть открытыми. Прищуривание глаз не допускается.

Оптотипы на таблицах показывают указкой. Длительность экспозиции каждого знака до 2-3 секунд. Целесообразно вначале исследуемому предъявлять знаки 10-го ряда таблицы. Если они не различаются глазом, показываются оптотипы в 9,8 и т.д. рядах. При различении всех знаков 10-го ряда следует предъявить знаки 11-го ряда, а при свободном их различии – и знаки 12 ряда. Остроту зрения оценивают по тому ряду, где были правильно названы все знаки. Допускается неправильное распознавание одного знака в рядах, соответствующих остроте зрения 0,3 – 0,6 и двух знаков в рядах 0,7 – 1,0, но тогда после записи остроты зрения в скобках пишут слово “неполная”.

Если острота зрения исследуемого меньше 0,1 , то определяют расстояние, с которого он различает оптотипы 1-го ряда. Вместо этих оптотипов можно использовать пальцы руки на темном фоне. Остроту зрения при этом вычисляют по формуле:

V (visus) = d/Д , где d – расстояние, с которого исследуемый различает оптотип, а Д – расстояние, с которого должен различаться этот оптотип при нормальном зрении. При остроте зрения ниже 0,005 (глаз не способен различать пальцы на расстоянии 25 см) для ее характеристики указывают, с какого расстояния глаз различает пальцы, например: Vis OD= счет пальцев у лица на расстоянии 10 см. При невозможности различать пальцы, расположенные перед лицом, определяют способность определять свет. Пользуются для этого офтальмоскопом, направляя на исследуемый глаз пучок света с разных сторон. Для этой цели может быть использовано и устройство типа карманного электрического фонаря.

Если исследуемый видит свет и правильно определяет его направление, то остроту зрения оценивают равной светоощущению с правильной проекцией и обозначают сокращенно: Vis OD = 1/∞ p.l.c. При неправильном определении глазом направления света хотя бы с одной стороны, острота зрения оценивается как светоощущение с неправильной светопроекцией и обозначается: Vis OD = p.l.in.c. Если исследуемый не ощущает света, его острота зрения равна нулю (Vis OD=0).

Различают абсолютную и относительную остроту зрения. Под относительным зрением понимают зрение глаза, не корригированного очковым стеклом. Абсолютная острота зрения – зрение с коррекцией.

В амбулаторных картах или других документах должны быть отражены сведения как об относительной, так и абсолютной остроте зрения каждого глаза в отдельности. Наряду с этим указывается тип и степень клинической рефракции, а также знак и сила оптического стекла, с которым получено абсолютное зрение. Запись имеет вид: Vis OD= 0,1 RH 3,0Д ; Vis abs c + 3,0Д = 1,0. В последнее время выпускаются проекторы оптотипов, позволяющие ускорить процесс исследования остроты зрения.

Необходимо: аппарат Рота табли­ца Сивцева-Головина или таблица с дистанционным управлением (форроптр) указка
Аппарат Рота с таблицей Сив­це­ва-Головина (форроптр) устанавли­вается на расстоянии 5 м от обследуемого (10 строчка таблицы должна находиться на уровне глаз обследуемого)
Исследование проводят для каждого глаза отдельно закрыв при этом один глаз заслонкой
Определение остроты зрения начинают с показа оптотипов 10 ряда (vis=10) демонстрируя их в разбивку снизу вверх
У людей с пониженным зрением допустимо начинать исследование с 1 ряда показывая сверху вниз
Остроту зрения оценивают по тому ряду в котором были правильно названы все знаки (1 ряд = 01; 2 ряд = 02 и т.д.)
Если пациент не различает опто­типы 1 строки острота зрения про­веряется с помощью показа паль­цев кисти и вычисляется по фор­муле Снеллена d где d – расстояние с Vis= –– которого пациент раз- D личает количество пальцев кисти; D= 50 м
При отсутствии предметного зре­ния исследуется светоощуще­ние путем направления света. Светоощущение может быть правильным и неправильным
При отсутствии светоощущения острота зрения равно «0»

2. Определение остроты зрения у детей.

Исследование зрения у детей в возрасте 3-7 лет осуществляют по детской таблице. В нее включены знаки, знакомые детям по книгам и игрушкам. Предварительно ребенка знакомят с этими знаками с близкого расстояния. Вначале ребенку предлагают посмотреть на таблицу двумя глазами. Когда он начинает ориентироваться, проверяют зрение на лучшем глазу, а затем на худшем. Не исследуемый глаз выключают наложением повязки.

Н.А. Пучковская и И.В. Клюка предложили исследовать остроту зрения в дошкольном возрасте с помощью обычной таблицы для определения остроты зрения у взрослых. Ребенок, рассматривая знаки такой таблицы с расстояния 5 м, не должен называть их, а показывать пальцем на такие же знаки в таблице, которая находится перед ним вблизи. На этом же принципе построен прибор для исследования остроты зрения у детей проф. Е.И. Ковалевским.

Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1-2 лет Э.С. Аветисов рекомендует пробу с шариками белого цвета диаметром 40, 30, 22, 15, 7 мм. Если ребенок видит шарик с расстояния 5 м, его зрение соответственно будет равно 0,18; 0,24; 0,33; 0,5; 1,0.

Выполняют эту пробу следующим образом. Ребенку завязывают один глаз и вводят в светлую комнату, где на расстоянии 5 м от него лежит шарик. Такой же шарик ему показывают вблизи и просят принести тот шарик, который находится на расстоянии 5 метров.

Об остроте зрения у детей в возрасте до одного года судят по прямой и содружественной реакциях зрачка на свет, общей двигательной реакции на яркий свет, кратковременному слежению (с первых дней жизни), кратковременной фиксации (со 2-ой недели), устойчивой фиксации и слежении (с 6-8 недели), условному рефлексу смыкания век (со 2-3 месяца), узнаванию (2-3 месяц), предметному зрению (6-й месяц). Более сложными методами, применяемыми для определения остроты зрения у детей, являются фотопупиллография, реакция оптокинетического нистагма и электроретинография.

Определение остроты зрения объективными методами базируется или на появлении непроизвольного нистагма при рассматривании движущихся объектов в приборе, названном нистагм аппаратом, или излучении характера энцефалограммы при взгляде глазом на поверхность, напоминающую пульсирующую шахматную доску. Как в нистагм аппарате, так и на рисунке “шахматной доски“ наносятся квадраты различного размера. В зависимости от реакции на движение объектов того или иного размера судят об остроте зрения. Объективный способ определения остроты зрения имеет важное значение для решения экспертных вопросов, вопросов научно-исследовательского характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9438 — | 7438 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

О наличии зрения у новорожденного можно судить по прямой и содружественной реакции зрачков на свет, а также возникновению при резком и внезапном освещении глаз феномена Пейпера, который выражается в сужении зрачка, смыкании век и сильном откидывании головы ребенка назад.

В первые 2—3 нед жизни ребенок реагирует на появление в поле зрения ярких предметов поворотом глаз в их сторону и может в течение небольшого периода времени следить за движением этих предметов. Ребенок 1—2 мес уже способен достаточно длительно фиксировать обоими глазами движущийся предмет. Для того чтобы получить представление о наличии форменного зрения у ребенка 2—5 мес, предлагают пользоваться ярко-красным шариком, диаметром 4 см, висящим на нитке на фоне окна. Ребенка постепенно приближают к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за шариком глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачивать шарик.

Аналогичную методику применяют также при обследовании детей 6—12 мес, однако при этом пользуются шариком диаметром 0,7 см. Если ребенок начинает различать шарик (появляются следящие движения) с расстояния 5 м, то острота зрения у него равна примерно 1,0, с 1 м — 0,2, с 50 см — 0,1.

Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1—2 лет рекомендуется использовать следующую методику. Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты начерчены концентрические дуги. расстояние между которыми равно 1 м. На дуге с отметкой 5 м находится белый шарик диаметром 4 см. Ребенку показывают аналогичный шарик и просят его найти взором и принести тот шарик, который лежит на отметке 5 м. Если ребенок не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м и т. д., пока он не будет обнаружен. После того как ребенок находит шарик диаметром 4 см, его заменяют шариком меньшего размера. Для того чтобы судить о степени остроты зрения, пользуются данными, представленными в табл. 12.

Таблица 12. Острота зрения при определении с помощью шариков

У детей в возрасте 3 лет и старше остроту зрения определяют с расстояния 5 м по таблице с буквенными знаками или картинками (для дошкольников). Наибольшее распространение получили детские таблицы Орловой. Таблицу помещают на стенке осветительного аппарата на такой высоте, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Его просят сидеть прямо и спокойно, не прищуривая глаза и не нагибаясь вперед.

Неисследуемый глаз выключают из акта зрения с помощью пластинки из пластмассы, металла или картона, поместив ее так, чтобы внутренний край этой пластинки находился на средней линии носа.

Если до обращения к врачу ребенок уже пользовался очками, то остроту зрения каждого глаза необходимо определять без очков и в очках. При исследовании очень важно применять одну и ту же методику и тщательно выполнять все правила, перечисленные в инструкции, которая прилагается к каждому аппарату для освещения таблиц. Правильно определить остроту зрения у детей дошкольного возраста не так просто, как кажется.

Целесообразно до исследования подвести ребенка к таблице и попросить назвать изображенные на ней картинки, чтобы он мог освоиться с тем, что от него потребуют. Вначале определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза (если он заранее известен). Авторы, утверждающие, что при этом ребенок может запомнить расположение картинок, в результате чего будет установлена более высокая острота зрения хуже видящего глаза, явно переоценивают возможности детей.

Следует учитывать, что во время исследования дети устают, поэтому его лучше проводить следующим образом:
начиная с верхней строки таблицы, показывать ребенку в каждой строке только по одной картинке. Если он не сможет назвать ее, то следует предъявить для распознания все остальные картинки данной строки, выше расположенной строки и т. д., пока не будет правильно названо большинство картинок в одной строке. По этой строке определяют величину остроты зрения у обследуемого ребенка.

При остроте зрения ниже 0,1 рекомендуют определять ее не с помощью счета пальцев на разном расстоянии от глаз, а приближая обследуемого к таблице и вычисляя затем остроту зрения (V) по формуле:

где d — расстояние, с которого велось наблюдение, м; D расстояние, с которого виден данный знак при нормальном зрении, м (обычно отмечено на левой стороне таблицы). Однако и это не лучший способ исследования: два знака верхней строки больные, действительно, легко запоминают, что затрудняет правильную оценку остроты зрения. В таких случаях удобно пользоваться набором оптотипов Поляка или таблицами с переставленными строками.

Набор состоит из 6 кольцевых и 6 трехлинейных оптотипов различных размеров.

Следует отметить, что таблицы для определения остроты зрения у детей имеют существенные недостатки. Степень узнаваемости знаков одного и того же ряда в этих таблицах заметно варьирует и во многом зависит от уровня развития ребенка. Положенный в основу таблиц для взрослых принцип, согласно которому соотношение между деталью знака и самим знаком равно 1: 5, в детских таблицах не соблюдается.

В связи с этим остроту зрения у детей предлагают исследовать с помощью иной методики. Так, некоторые офтальмологи предпочитают при исследовании остроты зрения у детей 3—6 лет пользоваться таблицами, содержащими один разнонаправленный знак, например букву Е с укороченной средней полосой или силуэт кисти руки человека с растопыренными пальцами. Испытуемый должен указать направление знака.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Можно использовать три знака — квадрат, круг и треугольник, нанесенные по одному на каждую грань куба. Кроме того, ребенку предъявляют объемные изображения тех же знаков. Во время определения остроты зрения он может, не называя фигур, показывать на эти изображения. Н. А. Пучковская и И. В. Клюка (1966) предлагают давать ребенку в руки листы картона с изображением знаков испытательной таблицы. При показе того или иного знака ребенок поднимает лист картона с соответствующим изображением.

В последнее время еще больше, чем испытательные знаки, изменяет способы их предъявления. Так, за рубежом значительное распространение получили транспарантные приборы, в которых испытательный знак изображен на молочном стекле, за которым находится источник света. Для предъявления испытательных знаков используют и так называемый коллиматорный способ. При этом способе знак предъявляют с близкого расстояния, но с помощью оптических устройств его изображение как бы переносится в бесконечность.

Наибольшее распространение получили проекторы испытательных знаков. Использование ярких источников света и хороших объективов позволяет получать вполне удовлетворительное изображение даже с расстояния 5—6 м. Однако для того чтобы повысить контрастность и резкость изображения, располагать проекторы предпочитают как можно ближе к экрану. В практической работе чаще всего используют приборы типа ПЗ-1, ПЗ-01 и нистагм-аппарат.

При отсутствии форменного зрения важно выяснить, сохранилось ли у ребенка ощущение света или он абсолютно слеп. Это определяют по наличию или отсутствию прямой реакции зрачка на свет.

Существуют объективные и субъективные методы определения рефракции. К первым относятся скиаскопия и исследование рефракции с помощью приборов рефрактометров, ко вторым — определение рефракции с помощью очковых линз и лазеррефрактометрия.

Определить рефракцию у детей в возрасте до 4 лет можно только с помощью скиаскопии, которая является основным методом объективного определения рефракции и у детей более старшего возраста. У детей 4—5 лет и старше обычно удается исследовать рефракцию с помощью приборов, а также на лазерном анализаторе рефракции. Во всех случаях, когда позволяет возраст больного, целесообразно уточнить рефракцию с помощью оптимальной корригирующей линзы. При определении рефракции у старших школьников этот метод может быть использован как самостоятельный.

Точно определить статическую рефракцию глаза у детей можно только в условиях медикаментозного паралича аккомодации. Следует иметь в виду, что у новорожденных из-за недостаточной иннервации ресничной мышцы и ее неадекватной реакции на освещение глаза трудно вызвать расслабление аккомодации даже с помощью сильных циклоплегических средств.

Вследствие этого при скиаскопии у новорожденных «миопическую» рефракцию выявляют значительно чаще, чем это имеется в действительности. При повторном скиаскопическом исследовании, которое проводят у тех же детей спустя несколько месяцев после рождения, часто устанавливают другие, более точные показатели рефракции. «Игра аккомодации» и некоторая ее заторможенность затрудняют определение рефракции также у детей грудного возраста, у них нередко даже в условиях циклоплегии получают показатели рефракции, несколько сдвинутые в сторону миопии.

При первом исследовании рефракции с целью назначения очков в качестве циклоплегического средства лучше применять раствор сульфата атропина (детям до 2 лет включительно 0,3%. раствор, 3—7 лет — 0,5%, 8—14 лет — 1%). Его впускают по одной капле в оба глаза 2 раза в день утром и вечером на протяжении 3 дней и утром 4 дня. В этот день проводят скиаскопическое исследование. При наличии псевдомиопии или подозрении на нее инстилляции раствора сульфата атропина проводят в течение 7 дней и скиаскопическое исследование выполняют на 4-й и 7-й день после начала атропинизации.

Если полученные показатели скиаскопии совпадут, то атропинизацию прекращают. При различии в скиаскопических показателях, полученных при исследованиях, проведенных на 4-й и 7-й день, в 1,0 дптр и больше атропинизацию продолжают до 10 дней. Если по каким-либо причинам (например, в связи с занятиями в школе) многодневная атропинизация нежелательна, то можно применить метод дробной инстилляции раствора сульфата атропина: три капли его впускают в глаз с 5-минутными интервалами и через 45 мин проводят скиаскопическое исследование.

Родителей ребенка, которому назначены инстилляции раствора атропина, необходимо ознакомить с правилами его применения и возможными токсическими проявлениями. Атропин целесообразно выписывать на специальных рецептурных бланках с отпечатанной на обороте памяткой для родителей «Как пользоваться раствором атропина».

При выраженной светобоязни на время атропинизации можно рекомендовать носить затемненные очки. Если появились признаки отравления атропином (резкое покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, возбуждение, сухость во рту), то следует прекратить инстилляции раствора атропина и произвести скиаскопию в условиях его неполного циклоплегического действия.

При повторных определениях рефракции с целью назначения очков, а также при исследовании ее с другими целями (табл. 13) можно использовать 1—2% раствор циклоборина, 1% раствор гоматропина, 0,5—1% раствор амизила или 0,25% раствор скополамина. Раствор скополамина инстиллируют по 1 капле 1 раз, растворы других препаратов — по 1 капле 2 раза с интервалом 10 мин. Рефракцию определяют через 45 мин.

Таблица 13. Целевое назначение и методика применения циклоплегических средств

Таким способом определяют вид рефракции. Для установления ее степени обычно пользуются методом нейтрализации движения пятна. При миопии больше 1,0 дптр к исследуемому глазу приставляют скиаскопическую линейку с отрицательными линзами, начиная со слабых и переходя к более сильным, пока движение пятна на зрачке не прекратится. Степень миопии определяют, прибавляя к силе нейтрализующего стекла 1,0 дптр (поправка на расстояние). При гиперметропии, эмметропии и миопии меньше 1,0 дптр аналогичную процедуру проводят с положительными линзами и степень рефракции определяют, отнимая 1,0 дптр от силы линзы, при которой прекращается движение пятна на зрачке.

При астигматизме делают то же по отдельности в двух главных меридианах. При исследовании с расстояния 67 и 50 см к силе стекла прибавляют или от нее отнимают 1,5 и 2,0 дптр соответственно.

В общем виде эти вычисления производят по формуле:

где Р — рефракция исследуемого глаза в дптр (миопия со знаком —, гиперметропия со знаком +); С — сила нейтрализующей линзы в дптр; D — расстояние, с которого производится исследование, в метрах.

Для того чтобы при скиаскопии получить более точные данные, можно рекомендовать:

1) по возможности использовать электроскиаскоп, а при его отсутствии — плоское зеркало и лампу накаливания с прозрачным баллоном (меньше площадь источника света); при исследовании с помощью плоского зеркала (в сравнении с вогнутым) тень более резкая и гомогенная, движения ее легче оценить, для перемещения тени требуются меньшие повороты зеркала;
2) проводить скиаскопию с расстояния 67 см, которое практически легче соблюдать в течение всего времени исследования,, особенно при определении рефракции у детей младшего возраста, когда держать скиаскопическую линейку перед исследуемым глазом приходится самому врачу;
3) просить обследуемого при исследовании глаза в условиях циклоплегии смотреть на отверстие зеркала, а при исследовании в тех случаях, когда аккомодация не расслаблена, — мимо уха врача на стороне исследуемого глаза;
4) держать линейку вертикально и на стандартном расстоянии от глаза (примерно 12 мм от вершины роговицы), при использовании дополнительной насадки 10,0 дптр поворачивать ее к исследуемому глазу;
5) в том случае, если пятно остается неподвижным при смене ряда линз, то за показатель скиаскопии принимать среднеарифметическое силы этих линз.

При проведении скиаскопии в условиях циклоплегии могут встретиться следующие трудности. Световое пятно движется в различных направлениях и нейтрализуется разными линзами на разных участках зрачка — так называемый симптом ножниц. При этом имеется неправильный астигматизм, чаще всего обусловленный несферической формой роговицы. Диагноз в этом случае уточняют с помощью офтальмометра и щелевой лампы. Если имеется какая-либо закономерность в движении пятна, например различный его характер в центре и на периферии зрачка, то следует нейтрализовать его движение в центральной зоне.

Отмечается неустойчивый, меняющийся характер движения пятна во время исследования. Это свидетельствует о недостаточности циклоплегии; если она была кратковременной, то следует перейти к длительной, если длительной, то необходимо продолжить инсталляцию атропина.

Могут возникать трудности при монокулярном скиаскопическом исследовании глаза с низкой остротой зрения и неустойчивой нецентральной фиксацией. Вследствие постоянного перемещения этого глаза во время исследования будет определяться рефракция не области желтого пятна, а других нецентральных участков сетчатки. В таких случаях ведущему глазу предъявляют для фиксации какой-либо предмет, передвигают его и с помощью содружественных движений устанавливают плохо видящий глаз в положение, при котором световой блок офтальмоскопа или скиаскопа расположится в центре роговицы. Больного просят продолжать фиксировать предмет ведущим глазом и проводят скиаскопию другого глаза.

Рис. 38. Полосчатый скиаскоп и варианты движения световой полоски на зрачке: а — полоска вне главного меридиана; б — в главном меридиане; в — нейтрализация
движения полоски

Для уточнения рефракции глаз при астигматизме можно использовать штрих-скиаскопию или полосчатую скиаскопию. Исследование осуществляют с помощью специальных скиаскопов, имеющих источник света в виде полоски, которую обследуемый может устанавливать в разных положениях (рис. 38).

Установив световую полоску прибора в нужном положении (так, чтобы при переходе на зрачок ее направление не изменялось), скиаскопируют по общим правилам в каждом из найденных главных меридианов, добиваясь прекращения движения полоски; в этот момент полоска на зрачке исчезает, свечение всего зрачка сразу же сменяется чернотой.

Уточнить данные, полученные при скиаскопии, позволяет цилиндроскиаскопия. Вначале проводят обычную скиаскопию с линейками, ориентировочно определяют положение главных меридианов астигматического глаза и силу линз, при использовании которых прекращается движение пятна в каждом из них. Пациенту надевают пробную оправу и устанавливают в гнезде против исследуемого глаза сферическую и астигматическую линзы, которые должны обеспечить одновременное прекращение движения пятна в обоих главных меридианах. Проводят скиаскопию в обоих меридианах. Прекращение движения пятна в одном и другом направлениях свидетельствует о том, что скиаскопические показатели рефракции определены правильно.

Если движение пятна прекращается в направлении оси цилиндра и не прекращается в сторону его деятельного сечения, то цилиндр ослабляют или усиливают до тех пор, пока движение прекратится. При сохранении движения пятна в обоих направлениях сначала добиваются прекращения движения в направлении оси цилиндра, подобрав соответствующую сферу, а затем — в перпендикулярном направлении с помощью подобранного цилиндра. Если пятно движется не по направлению оси цилиндра или его деятельного сечения, а между ними (чаще всего примерно под углом 45° к ним), то, значит, ось цилиндра стоит неправильно. При этом поворачивают цилиндр в оправе до тех пор, пока направление движения пятна не совпадает с направлением оси.

Добиваются нейтрализации движения пятна в обоих главных сечениях. Затем уменьшают силу положительной или увеличивают силу отрицательной сферической линзы в зависимости от расстояния, с которого производили скиаскопию: при расстоянии 1 м — на 1,0 дптр, 67 см — на 1,5 дптр, 50 см — на 2,0 дптр. Полученная сфероцилиндрическая комбинация соответствует рефракции данного глаза.

Для объективного определения рефракции, степени астигматизма и направления главных меридианов у детей 4 лет и старше, особенно в тех случаях, когда скиаскопическое исследование не позволяет получить четкие результаты, можно применить специальный прибор рефрактометр или офтальмометр. Однако следует иметь в виду, что фиксация расположенной близко от глаза оптической части рефрактометра вызывает у обследуемого ребенка импульс к напряжению аккомодации. В связи с этим при исследовании с помощью этого прибора даже в условиях циклоплегии обычно определяется несколько более сильная рефракция, сдвинутая в сторону близорукости.

Не следует также переоценивать возможности офтальмометра. С помощью этого прибора можно определить только роговичный астигматизм, который, как правило, отличается от общего астигматизма глаза: общий прямой астигматизм обычно несколько меньше, а общий обратный несколько больше, чем роговичный астигматизм. Могут не совпадать, особенно при небольших степенях астигматизма (до 2,0—3,0 дптр), также направления главных меридианов для общего и роговичного астигматизма.

Из приборов, применяемых для объективного определения рефракции, наиболее совершенным и распространенным является рефрактометр совмещения Хартингера (рис. 39, 40). Пределы измерений рефрактометра Хартингера от —20,0 до +20,0 дптр, точность измерений до 0,25 дптр.

Рис. 39. Рефрактометр Хартингера и Рис. 40. Вид тестовой марки в окуляре рефрактометра Хартингера. Объяснение в тексте

Предложена призматическая насадка к рефрактометру. Одна сторона призмы обращена книзу, а вторая, перпендикулярная к ней, — к тубусу прибора. Это позволяет исследовать рефракцию у спящего ребенка, находящегося в горизонтальном положении.

Офтальмометр (рис. 41) основан на измерении расстояния между изображениями фигурок, отраженных от роговицы. Офтальмометрию проводят в темной комнате. Голову обследуемого фиксируют на специальной подставке. После включения осветительной системы прибора и правильной его установки на роговице исследуемого глаза получаются изображения двух фигурок — лесенки и прямоугольника, которые врач видит через окуляр оптической трубы. С помощью особого винта обе фигурки перемещают до соприкосновения друг с другом и совмещения линий, делящих каждую из них пополам.

Такая установка соответствует положению одного из главных меридианов, определяемого по шкале. Затем прибор поворачивают на 90С в положение второго главного меридиана. При этом фигурки либо расходятся, либо находят друг на друга. По степени совмещения лесенки и прямоугольника судят о величине роговичного астигматизма: каждая ступенька лесенки соответствует 1 дптр. В новых моделях офтальмометра степень астигматизма и направление главных меридианов определяют непосредственно по шкале.

В последнее время созданы приборы, которые позволяют производить автоматическое объективное определение рефракции. В одном из автоматических рефрактометров — офтальметроне — запись рефракции выдается в виде графика (рис. 42). Способ регистрации рефракции с помощью офтальметрона незаменим при обследовании больных со сложными нарушениями оптической системы глаза, например после операций на хрусталике и роговице.

Рис. 42. Кривая регистрации рефракции на автоматическом рефрактометре «Ophthalmetron» (фирма «Bauch-Lomb», США)

Для проведения массовых исследований более удобны другие типы автоматических рефрактометров — диоптронов (рис. 43) и ауторефрактометров.

Рис. 43. Автоматический рефрактометр «Dioptron» (фирма «Coherent», США)

Опыт применения диоптрона показывает, что это высокоэффективный прибор. Главное его достоинство состоит в том, что он экономит время врача и в большинстве случаев избавляет от необходимости проводить циклоплегию. Средняя продолжительность обследования одного пациента на приборе 2—3 мин, при обследовании детей младшего возраста она несколько больше.

В последнее время все шире применяют субъективное определение рефракции с использованием газового лазера.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

источник

При появлении первых признаков ухудшения зрительной функции следует срочно принимать меры, иначе можно потерять время и запустить болезнь. Глаза постоянно краснеют, быстро утомляются, появляется повышенная чувствительность к солнечному свету – все это тревожные знаки, свидетельствующие о начале заболевания.

Таблица для проверки зрения является самым простым способом офтальмологической проверки зрения, которая висит в кабинете любого окулиста. Несмотря на то, что в настоящее время появилось множество усовершенствованных технологий, табличный метод до сих пор не потерял своей актуальности. Согласно офтальмологическим терминам, острота представляет собой возможность глазных органов отчетливо различать 2 отдельные точки, которые располагаются на минимальном отдалении друг от друга. В идеале, человек способен увидеть их под угловым разрешением в одну минуту. В этом случае можно с уверенностью говорить о 100 %-ном зрении, это значит, что V= 1.0.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

С помощью таблиц можно получить ориентировочное представление о том, как видит человек, нет ли необходимости обращаться к врачу. Проверку зрения можно пройти онлайн, и все же, она не должна полностью заменить обращение к специалисту.

Приступать к проверке следует только при хорошем самочувствии. Если есть какое-либо недомогание: повысилась температура, появились головные боли, чувствуется слабость во всем теле, то от процедуры лучше пока отказаться. Не стоит проверяться и после длительного напряжения глаз, а также после приема некоторых лекарственных препаратов.

Для того чтобы начать обследование, необходимо создать определенные условия:

  • в комнате, где находится испытуемый, должно быть очень светло;
  • голову наклонять ни в коем случае нельзя;
  • рассматривая таблицу, глаза щурить не надо;
  • монитор должен стоять ровно.

Только при соблюдении всех правил, можно получить максимально точные результаты.

Таблица для проверки зрения Сивцева имеет нанесенные буквы черного цвета на белом фоне различной величины, назначение которых – определить остроту зрения. В таблице размещаются разнообразные варианты из 7 букв одинаковой высоты и ширины, но имеющих различные размеры. Согласно эталонным показателям, хорошо визуализируют 2 равноудаленные точки с угловым разрешением 1/60 градуса.

Таблица Сивцева помогает определить остроту в интервальном промежутке от 0,1 до 0,5 при расстоянии пять метров. Ряды представлены следующим образом:

  • первые десять рядов отличаются шагом в 0,1 (V = 0,1 – 1,0);
  • два ряда имеют отличие в 0,5 (V = 3,0 – 5,0);
  • три ряда в 0,1. (V = 3,0 – 5,0).

Есть дополнительная информация. В левой колонке указано расстояние, выраженное в метрах, с которого способен видеть пациент со стопроцентным зрением, а в правой – эталонные показатели, при просмотре с 5 м.

Чтобы получить максимально точные результаты, нужно соблюдать определенные правила. Табличное полотно помещают в пяти метрах от глаз пациента. Оно обязательно должно освещаться 2-мя люминесцентными лампами. Световой поток направляют на полотно, а не в глаза испытуемого.

Каждый глаз следует проверить отдельно, при этом их необходимо прикрыть ладонью или взять для этого какой-либо предмет. Сильно давить на закрытый глаз не надо, зажмуривать его тоже нельзя. Допустимо совершить не больше двух-трех ошибок. На все отводится не более трех секунд. Цифровое выражение находится в последней строчке, где были совершены ошибки, превышающие норму. Способность видеть все десять строк с расстояния в 10 метров нельзя назвать показателем дальнозоркости, в этом случае говорят о значительном превышении нормы, так называемом, «орлином зрении».

В нижней части находится специальная колонка, начинающаяся с «D = …», в этой области указывают расстояние, выраженное в метрах, с которого способен различать элементы человек с идеальной остротой зрения. Другая колонка «V = …» численные показатели при чтении с пяти метров.

Таблица для проверки зрения Головина состоит из нескольких оптотипов, с помощью которых выявляется качество зрения. В ней представлены четыре одинаковых по высоте и ширине кольца с разрывом. В соответствии с установленной нормой, пациент, обладающий стопроцентным зрением, визуализирует 2 отдельные лежащие точки, находящиеся на равноудаленном расстоянии с угловым разрешением в одну минуту, что составляет 1/60 градуса.

Оптотипы размещаются следующим образом:

  • 10 рядов имеют различие в 0,1 шаг;
  • два ряда – 0,5 шагов;
  • три добавочных – 0,1 шага.

Для расшифровки результатов используют дополнительные колонки: «D =» и «V =». В первой колонке предложено расстояние, выраженное в метрах с которого видит человек, имеющий идеальное зрение, а во второй даны результаты диагностики, соответствующие способности визуализировать предметы, находящиеся отдалении до пяти метров.

Таблицу потребуется подсвечивать, используя две люминесцентные лампы, освещенностью 700 лк. Ни в коем случае световой поток не должен быть направлен в лицо испытуемого.

Методика Головина используется для определения остроты зрения с пятиметрового расстояния: от 0,1 в верхнем ряду до 2,0 в нижнем. Если пациент с установленного отдаления не видит знаки, то исследование проводится с более близкого и дальнего расстояния, в этом случае в расчетах нужно использовать формулу: V = d/D, при этом V – это острота зрения, d – расстояние от пациента до таблицы зрения, D – расстояние, с которого обычный глаз визуализирует представленный ряд.

При идеальном качестве зрения все знаки в каждой строке будут названы точно. При неполной остроте, допустимо ошибиться один раз в рядах от 0,3 до 0,6 и два раза в рядах от 0,7 до 1,0. Нормальной считается острота зрения 1,0. Чтобы определить зрительную функцию в пределах менее 0,1, пациента нужно постепенно перемещать ближе к таблице через каждую половину метра и делать отметки на полу. Это делают, пока человек не сможет отчетливо распознать все знаки, которые есть в первом ряду. Затем применяя формулу, производят все необходимые подсчеты. Наиболее удобным вариантом для исследования остроты глаз 0,1 будут оптотипы Поляка.

Наиболее распространенным методом диагностики зрения является таблица для проверки зрения Снеллена, которая была составлена в 1862 году врачом-окулистом из Голландии Херманном Снелленом. Она имеет следующий вид: в несколько линий размещаются буквы, при этом их размер с каждой последующей строкой уменьшается, начиная сверху.

Самые большие буквы расположены вверху. Человек, имеющий идеальное зрение, с легкостью прочитает их с 60-метрового отдаления. Нижние строки прочитываются с 36, 24, 18, 12, 9, 6, 5 метров.

Если планируется проводить обследование на компьютере, то испытуемого отсаживают на шесть метров от экрана. Один глаз закрывают, не оказывая на него давления, вторым начинают считывать по порядку знаки. Если человеку удалось считать самый последний ряд, это говорит об отличном уровне зрения. В норме требуется прочитать одну из последних строчек, находясь от нее на расстоянии шести метров (6/6), некоторым это удается сделать с пяти метров. В случае, когда пациент способен распознать только строчки, которые находятся выше ряда, который в норме прочитывается с 12-метрового расстояния, остроту зрения отмечают 6/12.

Таблицу Орловой применяют для выявления остроты зрения у детей до семи лет. В строчках находятся картинки, которые уменьшаются о строки к строке, начиная сверху. С левой и правой сторон указываются показатели нормы: D – расстояние, выраженное в метрах, с него ребенок с идеальным зрением может визуализировать все строки, за эталон берутся показания: 50 м для первой строки и 2,5 м для последней; V – выражается в условных единицах, она показывает остроту зрения с расстояния пять метров, оценка производится следующим образом: 0,1 – если с 5 метров хорошо просматривается только первый ряд, 2,0 – если визуализируется последний ряд.

Идеальным фиксируют зрение 1,0 – это говорит о том, что дошкольник может отчетливо различать 10-ую строчку с пяти метров.
Если со стандартного отдаления ребенок не может видеть первый ряд, его нужно ставить ближе к таблице через каждые полметра до тех пор, пока он не будет способен увидеть предметы, напечатанные в самом верху.

Прежде чем начать процедуру, малыша нужно подвести к табличке и попросить назвать несколько изображений. Следует убедиться в том, что ребенок понимает, что нарисовано на картинках, в то же время, он должен точно осознавать, что именно от него требуется, только в этом случае, можно начинать исследование.

Чем младше по возрасту ребенок, тем быстрее он устанет, поэтому не следует показывать каждую картинку. Достаточно предложить ему назвать два или три изображения в каждой строчке. Но если малыш в одном из рядов не назвал картинку, его просят рассмотреть и попытаться назвать все предметы, которые есть в этой строке. Проблемный ряд укажет на качество зрения.

Звезда Сименса выполнена в виде фигуры диаметром 10 см, состоящей из 54 лучей, которые выделяются на белом фоне. Лучи направляются от края к центру.

Человек с хорошим зрением располагается на расстоянии пять метров от изображения и начинает прослеживать слияние лучей в единое целое на половинном участке длины, это находится в 2,5 см от центра. Размер одного луча составляет 5 см. Если отойти подальше то лучи соединятся в единое серое пятно. Это происходит потому, что сетчатка характеризуется ограниченной разрешающей функцией.

При дефектах рефракции лучики будут расплываться, и перекрывать друг друга. При приближении они могут даже слиться с общим фоном, но в центре будут отчетливо визуализироваться. Общий вид картинки станет напоминать негатив, то есть там, где пролегает черный луч появится светлый фон, и наоборот, на месте фона проляжет черная полоса луча. Такой процесс может наблюдаться нескольких участках, особенно, если фигуру поднести очень близко к лицу.

Цветовые таблицы для проверки зрения Рабкина позволяют определить наличие заболевания, которое называют дальтонизмом. Это значит, что человек не может адекватно воспринимать цвета и допускает ошибки в их определении. Используя данную таблицу, офтальмолог выявляет этот диагноз, кроме того, распределяет пациентов на три типа:

  • трихромант – это показатель нормы;
  • протоаноп – невозможность точно воспринимать красный цвет;
  • дейтераноп – невозможность точно воспринимать зеленый цвет.

Перед обследованием требуется подготовиться, пациент должен находиться в хорошем расположении духа. Плохое самочувствие может отразиться на результатах и исказить их. Одно изображение требуется просматривать в течение 10 секунд. Затем приступают к осмотру другой картинки. На картинках изображены цифры на полихроматическом фоне, он затрудняет визуализацию цифры. Если у пациента имеются проблемы с различением цветов, некоторые элементы он может не увидеть. По окончании процедуры специалист подсчитывает правильные ответы, на основе полученных данных он анализирует степень цветовосприятия пациента.

Методика имеет следующий вид: в таблице в виде геометрической прогрессии располагаются латинские буквы. Между знаками выдержан разный интервал, это усложняет восприятие. В первом ряду буквы имеют крупные размеры, они находятся на большом расстоянии друг от друга. В следующем ряду размер букв уменьшается, меньше становятся и пробелы между ними. Такой вариант диагностики часто применяется для аттестации пилотов и водителей.

Данная методика очень напоминает таблицу Сивцева, с той разницей, что в ней присутствует не 7, а 11 буквенных значков. Используют не только кириллицу, но также и латиницу. Система размещается на двух листах, на одном – четыре ряда, с большими буквами, на второй – 12 строк. Таким образом, можно выявить остроту зрения в пределах от 0,25 до 2,0.

В интернете имеется огромное множество разработок и программ, с помощью которых можно проверить зрение. Пройдя обследование и обнаружив отклонение от нормы, можно обратиться к врачу, но этот метод не должен заменить обследование у специалиста. Далеко не всегда подобным образом можно выявить отклонение о нормы, а это значит, пропустить начало заболевания. Чтобы этого не произошло, требуется регулярно в профилактических целях посещать окулиста.

Проверка зрения у водителей является обязательной процедурой, ее делают для того, чтобы выдать водителю медицинскую справку. Только при наличии такой справки можно получить права на вождение автомобилем. Для диагностики предлагают три табличных варианта: методику Сивцева, Головина и тест на цветовосприятие для водителей по таблице Рабкина. Обычно, достаточно одного из вариантов тестирования на цветовосприятие, другие предлагается, когда нужны дополнительные сведения. Основным методом диагностики является таблица Рабкина.

Порядок проведения процедуры – стандартный. Водителю предлагают просмотреть знаки поочередно одним и другим глазом. Затем врач интерпретирует результаты.

В случаях, если было зафиксировано отклонение от нормы, водитель должен будет предпринять меры для улучшения качества зрения. Потребуется пройти курс корректировки зрения, или нужно будет приобрести контактные линзы или очки, а возможно, сделать операцию – это решит врач.

Когда проблема будет устранена, последует повторная проверка, и если показатели будут хорошие, водителю выдадут справку. При плохом зрении справку не дадут, такой водитель представляет собой опасность на дороге и может стать причиной аварийной ситуации.

В случаях, когда испытуемый не может точно визуализировать оптотипы, находясь в двух метрах от них, исследование осуществляют с помощью движения пальцев перед лицом пациента. Условным обозначением метра берут параметр 0,2. Человеку предлагают назвать, что он видит. Если он не может это сделать, предлагают определить справа или слева от него совершается движение, при этом окулист делает взмахи руками поочередно с каждой стороны. Если больному и это не удается, то используют источник света. Когда человек не реагирует на свет, диагностируют нулевое зрение.

Некоторые люди, имеющие недостаточно хорошее зрение, желают запомнить данные таблиц для проверки зрения, чтобы пройти диагностику и получить справку, разрешающую ту или иную деятельность. Все методики, которые используют в своей практике врачи, есть в свободном доступе в интернете, они имеют стандартный вид. Любой желающий может запросто выучить и запомнить буквы или табличные символы и использовать их по своему усмотрению.

Воспользовавшись онлайн таблицами, человек получает возможность самостоятельно пройти проверку зрения на компьютере либо распечатать таблицы в формате А4. И все же, самостоятельная диагностика не заменит посещения врача. Максимально точные результаты можно получить, только обратившись к офтальмологу.

Конечно же, можно выучить все таблицы для проверки зрения, пройти диагностику и получить справку, но подобный подход не приветствуется, поскольку он предоставляет ложные результаты. Более того, если вовремя не предпринимать никаких мер, зрение начнет падать, болезнь затягиваться. Если водитель с заболеванием органов зрения получит справку на вождение обманным путем, он может создать аварийную ситуацию на дороге, в результате которой пострадает он сам и окружающие люди. Крайне не желательно прибегать к обману, желая получить справку. Такой вариант опасен. Необходимо своевременно обнаруживать проблему и предпринимать меры по ее устранению.

Чем раньше будет начато лечение, тем выше шанс на то, что качество зрения придет в норму, тогда можно будет получить справку честным путем.

Специалисты рекомендует своевременно проходить профилактический осмотр у офтальмолога во избежание многих проблем. Эта мера позволит человеку держать под контролем свое здоровье, при необходимости своевременно начинать лечение.

Даже если не наблюдается ухудшения зрения, требуется посещать окулиста:

  • после рождения;
  • в 6-месячном возрасте;
  • в 3 года;
  • при подготовке к поступлению в школьное учреждение;
  • ежегодно в период школьного обучения;
  • в возрасте от 20 до 65 лет врача нужно посещать раз в год.

Такие меры нужны для того, чтобы не пропустить начало болезни, проследить состояние глазных органов в случае их травмирования. Люди, по долгу своей трудовой деятельности, испытывающие повышенную нагрузку на глаза, могут посещать врача два раза в год и принимать меры устранению отрицательных последствий. Часто справка от офтальмолога необходима для выдачи разрешения на занятия тем или иным видом деятельности.

Одним лишь просмотром таблиц излечить и вернуть зрение не получится, в этом случае не помогут даже самые прогрессивные разработки. Это всего лишь диагностический метод, который поможет зафиксировать наличие патологии. На основе полученной информации специалист должен назначить курс лечения, чтобы избежать дальнейшего прогрессирования недуга. Именно с этой целью и следует регулярно ходить к офтальмологу на профилактический осмотр.

источник