Меню Рубрики

Определение остроты зрения что это такое

Острота зрительного восприятия (ОЗ) — это способность глаза различать мелкие детали с определенного расстояния. Она зависит от того, насколько точно свет фокусируется на сетчатке, целостности нервных элементов глаза и способности мозга к интерпретации.

Центральная ОЗ является ключевым признаком общей функции глаза. Отличная острота указывает на то, что роговица и хрусталик не повреждены, изображение четко сфокусировано на сетчатке.

В норме человек способен рассмотреть две точки на удалении 6 метром, расстояние между которыми составляет 1,45 мм.

Норма зрительного восприятия у человека — 1 единица (20/20), пациент способен прочитать 8 строку таблицы Сивцева. Показатели ОЗ ниже 1,0 говорят о наличии прогрессирующей патологии.

Единицы ОЗ (слева указаны значения из таблицы Сивцева, посередине — угловое расстояние равное угловой минуте, справа — ОЗ соответствующая этим показаниям):

  • 20/630 — 0,032 — +1,5;
  • 20/500 — 0,04 — +1,4;
  • 20/400 — 0,05 — +1,3;
  • 20/320 — 0,06 — +1,2;
  • 20/250 — 0,08 — +1,1;
  • 20/200 — 0,1 — +1,0;
  • 20/160 — 0,125 — 0,9;
  • 20/125 — 0,16 — 0,8;
  • 20/100 — 0,2 — +0,7;
  • 20/80 — 0,25 — +0,6;
  • 20/63 — 0,32 — +0,5;
  • 20/50 — 0,4 — +0,4;
  • 20/40 — 0,5 — +0,3;
  • 20/30 — 0,63 — +0,2;
  • 20/25 — 0,8 — +0,1;
  • 20/20 — 1,0 — 0;
  • 20/16 — 1,25 — -0,1;
  • 20/12,5 — 1,6 — -0,2;
  • 20/10 — 2,0 — -0,3.

Знак «+» означает наличие дальнозоркости, «-» — близорукость. Цифры после знака означают степень нарушения рефракции.

Одна из форм проверки ОЗ была использована 1000 лет назад, когда пустынные бедуины использовали способность идентифицировать двойные звезды для оценки зрения. Разработка таблицы Сивцева стала важной вехой в стандартизации измерения ОЗ.

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.

Диагностика проводится оптиками, офтальмологами, учеными, медсестрами.

Тест Сивцева представляет собой таблицу букв или символов, обычно используемых в школах и кабинетах окулистов . Он включает 11 строк заглавных букв. Каждая строка имеет увеличивающееся количество букв, которые становятся все меньше по размеру. Человек просматривает диаграмму сидя или стоя, с расстояния 6 метров.

В кабинете окулиста диаграмма спроецирована или показана в виде зеркального отражения . Один глаз закрывают простым окклюдером, картой или тканью. Буквы читаются вслух открытым органом зрения, сверху диаграммы вниз до тех пор, пока человек не сможет их точно различить. Затем тест повторяют другим глазом.

Проверка осуществляется с помощью колец Ландольта, таблицы Снеллена или Орловой.

Основными нарушениями ОЗ являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и состояние, известное как кератоконус.

Близорукость, также известная как миопия — это состояние, при котором человек может видеть близкие объекты более ясно, чем удаленные . Световые лучи фокусируются перед сетчаткой. Это приводит к размытому зрению. Близорукость может быть унаследована от родителей.

На ее развитие влияет частая или длительная работа за компьютером на близком расстоянии. Обычно обнаруживается у детей школьного возраста, ухудшается в подростковом, и обычно стабилизируется в 20–40 лет.

Дальнозоркость — состояние, при котором человек видит удаленные предметы лучше, чем расположенные на близкой дистанции . Гиперметропия подразумевает фокусирование световых лучей в задней части глаза. По мере роста и удлинения глаза дальнозоркость уменьшается. Симптомы:

  • размытое видение;
  • неспособность различать объекты, расположенные вблизи.

Астигматизм развивается в сочетании с близорукостью и дальнозоркостью. Роговица и хрусталик глаза, как правило, имеют шаровидную форму. Когда один или оба более круто изогнуты в одном меридиане, ставят диагноз астигматизм . Объекты вблизи и вдали кажутся размытыми из-за неравномерной кривизны, которая не позволяет лучам света, попадающим в глаз, фокусироваться в одной точке сетчатки.

Симптомы — размытое зрение на близком и дальнем расстоянии. Напряжение глаз и усталость.

К возрастным изменениям глаза относят:

Основная трудность в оценке ОЗ у младенцев заключается в том, что они не могут быть проверены с помощью стандартных способов диагностики, которые используются для взрослых. Вторая трудность заключается в том, что норма остроты у младенца и взрослого отличаются. Третья — их зрение не статично, как правило, быстро улучшается первый год жизни.

Ввиду незрелости зрительной системы младенца и динамического характера зрительного развития в первые месяцы любая программа оценки зрительного статуса у младенцев должна признавать два важных момента:

  • Результаты визуальной оценки должны быть сопоставлены с нормативными данными от младенцев того же возраста, протестированных тем же методов диагностики. Сравнение результатов с нормами, основанными на данных взрослых или детей старшего возраста, или младенцев, обследованных с помощью другой процедуры, приводит к неправильной диагностике нарушений зрения.
  • Результаты визуальных оценок, проведенных в младенчестве, не обязательно предсказывают визуальный статус в более позднем возрасте. У ребенка, чье зрение кажется нормальным в первые месяцы после рождения, может позже проявиться нарушение, если оптическая система не претерпевает значительного развития, которое обычно происходит между младенчеством и взрослым возрастом.

Между младенчеством, которое обычно считается оконченным в возрасте 1 года, и вступлением ребенка в школьную систему в возрасте 5–6 лет, существует период, в течение которого ребенок демонстрирует значительное развитие как в зрении, так и в когнитивных навыках. В результате, инструменты, которые могут быть использованы для оценки зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, отличаются в зависимости от возраста и когнитивных способностей.

Для измерения ОЗ в дошкольном возрасте подойдут таблицы с изображенными животными или фигурами.

В целом, дети с нормальным интеллектом, достигшие 5–6 лет, могут быть проверены с помощью тех же процедур, которые используются для оценки зрительных функций у взрослых. Однако их результаты, как правило, ниже, чем у взрослых, и поэтому важно сравнить результаты детей школьного возраста с данными детей того же возраста.

Визуальные скрининговые тесты для младенцев и детей дошкольного возраста:

  • реакция на свет;
  • реакция зрачка;
  • способность глаз следовать за пальцем или игрушкой.

Зрение ребенка влияет на его успеваемость в школе. У них могут возникнуть серьезные проблемы в развитии. Плохая ОЗ влияет на способность школьника к обучению, адаптации в классе. Дети школьного возраста проводят много времени в оздоровительных комплексах для улучшения зрительного восприятия, это влияет на отношения с ровесниками из класса.

Размытое зрение не только влияет на обучение, но и вызывает другие проблемы. Например, головные боли, повышенную усталость.

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, расстройства ОЗ влияют на психику ребенка. Психическое состояние нарушается у 1 из 10 школьников.

У детей развивается синдром дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ).

Если ребенок переворачивает буквы во время чтения или письма, имеет плохой почерк, не любит читать или испытывает трудности при чтении сказок, ведет себя неадекватно в обществе, возможно у него проблема со зрением.

Плохое зрение значительно ухудшает качество жизни, лишает возможности видеть мир таким, каким он есть. Не говоря о прогрессировании патологий и полной слепоте.

МНТК «Микрохирургии глаза» опубликовал статью о безоперационном восстановлении зрения до 90%, это стало возможно благодаря.

источник

Острота зрения – это возможность глаза видеть раздельно две точки при максимальном их сближении. Размер изображения зависит от угла зрения, который образуется между узловой точкой глаза и 2 крайними точками рассматриваемого предмета. Остроту зрения обеспечивают колбочки, находящиеся в центральной ямке желтого пятна сетчатки.

Эталоном нормальной остроты зрения принят угол зрения в одну минуту (Неаполь, 1909 год, Международный конгресс офтальмологов), которому соответствует величина равная 0,004 мм и соответствующая диаметру одной колбочки. Для раздельного восприятия 2 точек надо, чтобы в глазном дне между двумя колбочками была хотя бы одна промежуточная, она и будет препятствовать слиянию изображений.

В чем же выражается разница в остроте зрения? Главное отличие — расстояние, с которого человек одинаково хорошо видит один и тот же объект. К примеру, люди имеющие зрение 1,0, могут прочитать номер машины приблизительно с сорока метров. В офтальмологии существует такое понятие, как диоптрии. В них выражают оптическую силу контактных линз и очков. Поэтому следует знать, что острота зрения и диоптрии (рефракция) — это разные показатели.

Для выявления остроты зрения применяются специальные таблицы, которые состоят из отдельного ряда символов, различных по размерам. Ширину каждой буквы или знака видно с расстояния под углом зрения в одну минуту, а всю букву — под углом зрения в пять минут. В таблицах остроты зрения напротив каждого ряда стоят цифры. Ты, что справа она указывает остроту зрения читающего этот ряд. Цифра слева указывает расстояние, с которого данная строка видна под углом в 1 минуту. В таблицах Головина-Сивцева есть 12 рядов букв и разрезанных колец Ландольта.

Для обследования детей дошкольного возраста применяется таблица остроты зрения Орловой, состоящая из рисунков знакомых детям предметов. К таблицам предъявляются определенные требования, чтобы исследование остроты зрения было наиболее правильным. Знаки (оптотипы) должны быть черного цвета и напечатаны на чистой белой бумаге. Освещение должно быть постоянным с яркостью 700 люксов, что достигается с помощью лампочки 40 Вт, которая распологается на расстоянии 25 см и прикрывается от больного непрозрачным щитком в осветительном аппарате Рота. Таблица остроты зрения должна быть размещена на стене напротив окна, на высоте 1,2 м от пола (для взрослых).

Определение остроты зрения проводится с расстояния пять метров. Пациент садится спиной к окну напротив таблиц. Каждый глаз обследуется отдельно — сначала исследуется правый глаз, затем — левый. По очереди, начиная с первого ряда, окулист показывает буквы, предлагая больному их называть. Принято считать, что если при проверке человек видит предмет размером 1,4 мм при освещении 700 лк, то у него зрение 1,0. Т. е. это нормальный показатель для среднестатистического человека. Десятый ряд под углом зрения в 1 минуту видно с расстояния пять метров, что подтверждается цифрой напротив этого ряда, расположенной слева. Определение остроты зрения записывают так: VIS OU = 1,0. Если левым глазом больной видит только первый ряд, показатель записывается так: VIS = 0,1. Вместо букв первого ряда можно показывать на фоне черного щитка широко расставленные пальцы, предлагая больному перечесть. Если больной видит их ближе 0,5 м, то его остроту зрения записывают так: VISUS = пересчета пальцев.

В таких случаях когда пациент не видит их количество ближе 0,5 м, проводится движение руки перед глазом в разных направлениях напротив источника света. Если больной правильно называет направление движения руки, показатель записывают так: VISUS = движения руки. Когда обследуемый не способен определять направление движения руки, то проводится исследование светоощущения. Для этого настольную лампу ставят слева и немного позади от больного на уровне его головы. Зеркальным офтальмоскопом наводят на глаз яркий пучок света. Наводя в глаз это луч с разных направлений (справа, слева, сверху, снизу), определяют способность отдельных участков сетчатки воспринимать яркость. Когда больной правильно указывает направление пучка света, то это записывается так: VISUS = 1 / ∞ P. L. C. Отсутствие правильной проекции записывается: VISUS = 1 / ∞ P. L. IC. Полное отсутствие светоощущения записывается так: VISUS = 0 (ноль).

Фазовая динамика формирования понятий здоровыми учениками и учениками, имеющими нарушения остроты зрения, одинакова. Но понятия детей с нарушением зрения количественно и качественно отличается от понятий детей массовой школы. Острота зрения (норма 1) в пределах 0,05-0,2 резко влияет на формирование зрительных представлений. Эти ученики ограничены в восприятии предметов, удаленных от глаз на расстоянии больше 5 метров. Это приводит к тому, что у них формируются понятия на основе словесного описания, которые не подкреплены зрительным образом. Это приводит к схематичности, бедности понятий. Есть серьезные нарушения в представлении величин отдельных предметов, пространственных соотношений. Дети с остротой зрения более 0,2 не относятся к тем, у кого есть строгая закономерность между остротой зрения и формированием понятий. С возрастом влияние остроты зрения на формирование представлений уменьшается. В 4-м, 5-м, 6-м классах она оказывает существенное влияние, а с 7-го класса уже ее роль ослабевает. Если острота зрения больше 0,2, она не влияет прямо на сохранение представлений. В основном причина, вызывающая понижение зрения, не влияет на формирование понятий. У учеников с дефектами зрения установлена предметная бедность, фрагментарность понятий, недостатки в отображении формы и величины объектов. Серьезные нарушения понятий влияют на мысленные операции в сложных ситуациях.

С первого дня рождения зрение человека дает ему познавать все окружающее. Глаз имеет форму шара, он защищен плотной оболочкой, которая называется склерой. Передняя ее часть — радужная оболочка, под радужной оболочкой размещен хрусталик. В роговице имеется отверстие — зрачок, диаметр которого в зависимости от освещенности может изменяться от 2 мм до 8 мм. Задняя часть склеры покрыта сетчатой оболочкой. Способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета называют инерцией зрения. Новорожденный с первой недели жизни считается зрячим, если у него есть реакция зрачка на свет и общая подвижная реакция. Со второй недели младенец способен на кратковременное наблюдение за движением предмета. Со второго месяца жизни малыш реагирует на грудь мамы. На третьем узнает мать и фиксирует глазами предметы. Слепой младенец может реагировать только на звук. Для обследования детей 3-5 лет применяются таблицы Орловой, которые состоят из рисунков разных размеров.

У детей в раннем возрасте зрительные функции пластичны и поддаются влиянию, поэтому коррекция зрения, а именно специальные упражнения, во многих случаях позволяет восстановить нормальное зрение. Но подходить к этому надо достаточно серьезно не только в детском саду, но и в домашних условиях. Упражнения выполнять систематически и последовательно, правильно чередовать различные виды деятельности ребенка с отдыхом для глаз. Использовать яркие игрушки, предметы, чтобы ребенку было интересно заниматься полезным делом. Такая коррекция зрения начинается с выполнения упражнений по расслаблению скелетных мышц. Самая удобная для этого — «поза кучера». Ребенок сидит на стульчике, кисти висят свободно, ноги на ширине плеч, плечи немного сгорблены, голова лежит на груди. В такой позе расслабляется самое большое количество мышц. Очень эффективным и полезным упражнением для достижения максимальной степени расслабления глаз является «пальминг» (прогревание зрительного тракта теплом руки).

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Больной и окулист располагаются друг против друга на расстоянии 70-100 см и закрывают глаза: пациент — левый, окулист — правый, либо наоборот. В разных направлениях врач перемещает руку с растопыренными пальцами, предлагая пациенту сказать о появлении пальцев, как только он их увидит. Рука при этом должна перемещаться в плоскости, находящейся на середине расстояния между ним и обследуемым.

Если больной и окулист одновременно замечают появление пальцев, то это свидетельствует о нормальном поле зрения. Обследование поля зрения с помощью периметра называется «периметрия». Основное преимущество периметрии в том, что проекция поля зрения осуществляется на вогнутую сферическую поверхность сетчатки, что позволяет получить точную информацию о функции сетчатки на периферии.

Периферическое зрение — это зрение человека периферическими участками сетчатки. Обследование проводится при помощи проекционных периметров, в которых световой объект проецируется на внутреннюю поверхность дуги или гемисферу. Периферия дополняет центральное зрение, улучшает возможности ориентирования в пространстве. Набор светофильтров и диафрагм, позволяет быстро и дозировано менять размер, яркость и цвета объекта.

Сферопериметрия — дневное, сумеречное и ночное поле зрения.

Кинетическая периметрия характеризуется простотой исполнения и сопоставляется с периметрией по Lister и по Goldman.

Кампиметрия — способ обследования поля зрения на плоскости. Она позволяет определить центральные границы в пределах 30-40 °. Широко применяется для определения скотомы — слепого участка в поле зрения. Это область сетчатой оболочки глаза с частично изменённой или полностью выпавшей остротой зрения, окружённая относительно сохранными или нормальными световоспринимающими элементами глаза («колбочками» и «палочками»).

Решетка Амслера — один из методов проверки особенности зрения, возможность протестировать мельчайшие изменения центрального и периферического зрения. Техника проведения:

1. При необходимости надеть очки.

3. Смотреть на точку в центре и сфокусировать взгляд на ней в течение всего периода исследования.

4. Смотреть только в центр, убедиться, что видно только прямые линии, а все квадраты имеют одинаковый размер.

По методике периметрии каждый глаз исследуется отдельно. Больному закрывают один глаз (сначала левый) и сажают спиной к окну перед периметром, который должен быть освещен и находиться напротив окна. Подбородок больной ставит на подставку периметра, упираясь в ее выступ нижним краем орбиты обследуемого глаза. Медсестра становится напротив пациента, наблюдает за ним, чтобы больной все время фиксировал центральную метку периметра. Больному объясняется, что он должен сказать о моменте появления предмета, который перемещается по дуге от периферии к центру, в поле зрения.

Можно делать движения от центра к периферии. В таких случаях пациент должен немедленно сказать о моменте исчезновения объекта. Движение объекта должно быть плавным, без рывков, примерно 2-3 см/с. Для большей точности движение объекта можно повторить несколько раз. Отсчет проводят на дуге периметра, когда больной указывает момент исчезновения или появления объекта. Возвращая дугу периметра вокруг оси, постепенно исследуют поле зрения по 8-12 меридианам с промежутками 30-45°. Увеличение количества меридианов обследования увеличивает точность периметрии, но одновременно затягивается время исследования. На современных проекционных периметрах регистрация полученных данных осуществляется автоматически. При отсутствии такой возможности запись результатов периметрии проводится на чистом листе бумаги, где от руки заготавливается схема из 8 меридианов и против каждого записывают данные периметрии.

При использовании комбинированных очков с микропризменными линзами не происходит значительного уменьшения освещенности и остроты образа, который наблюдает пациент через линзу. Очень эффективным для лечения амблиопии при анизометрии и косоглазия является методика с использованием оптических элементов, которые влияют на снижение остроты зрения фиксирующего или доминирующего глаза. Для этого используются соответствующие нормированные ослабители остроты зрения, которые представляют собой прозрачную пластинку диаметром 30-40 мм и толщиной 0,5-2,0 мм, изготовленную из оптического стекла или пластмассы. На нее нанесен соответствующий микрорельеф таким образом, что интенсивность света уменьшается на строго определенную величину. Офтальмологическая практика показывает, что целесообразно иметь градуированные степени уменьшения: 10, 20, 30, 40, 50, 60 и 80%. Пластинки могут непосредственно закрепляться на внутренней поверхности сферической линзы или стекла в форме сферической линзы, которая затем устанавливается в очную оправу и используется пациентом при постоянном ношении очков.

Так называемый «компьютерный синдром» все чаще приводит к потере остроты зрения в современном мире. Согласно статистике, 80% пользователей страдает этим недугом. Не так давно появились новые проблемы зрения под названием «компьютернозависмый синдром», то есть синдром усталости глаз у тех, кто работает с электронными гаджетами. А это не только компьютеры, но и вся современная техника. Уже доказано пагубное влияние синего спектра излучения, которое получает человек при работе с такими устройствами. Для лучшего понимания, синий спектр — это наиболее короткая волна, которая негативно влияет на зрительный аппарат.

К тому же изображение на экране монитора состоит из пикселей, которые сразу не увидишь глазами. Но наш мозг воспринимает их, что в конечном итоге его утомляет: столько мелких точек надо собрать в голове и подать в аппарат зрения, как некий объект! Получается, что такие действия — постоянный стрессовый фактор, в результате которого появляются раздражительность и бессонница. В группу риска входят люди в возрасте от 15 до 34 лет, потому что они больше связаны с электронными приборами, переходя от одного к другому: от монитора компьютера к телевизору, от телевизора до планшету, затем к мобильному телефону. Такое непрерывное изменение не позволяет человеку оторвать взгляд.

источник

Центральное зрение — зрение, которое обуславливает восприятие объекта, фиксируемого взглядом. Центральное зрение осуществляется сенсорами области центральной ямки жёлтого пятна сетчатки и характеризуется наибольшей остротой зрения. Импульс от каждой колбочки центральной ямки сетчатки проходит по отдельным нервам через все части зрительного пути, что гарантирует высшую остроту зрения.

Пространственная острота зрения — способность различать отдельные элементы объекта или воспринимать его целиком. Количественно эквивалентна минимальному углу различения, рассчитанному от узловой точки глаза между двумя объектами, позволяющему увидеть их отдельно. Минимальный угол различения составляет 1 дуговую минуту или менее, что соответствует строке 6/6 по оптотипам Snellen с расстояния 6 м.

Острота зрения — чувствительность зрительного анализатора, которая отображает способность отличать составные части и границы заметных объектов; ориентируется по минимальному угловому расстоянию между 2-мя точками, при котором они воспринимаются по отдельности. Наименьшее угловое расстояние примерно соответствует одной минуте, при этом значении величина изображения на сетчатке равна 0,004 мм, что соответствует поперечнику колбочки. Зрительный анализатор способен улавливать объекты, которые имеют размер больше поперечника колбочки. Составные части объекта различаются, когда возбуждённые колбочки разделены даже одной невозбуждённой.

Для исследования остроты зрения используют специальные таблицы, содержащие различной величины оптотипы (буквы, цифры, знаки).

Жалобы больного на снижение зрения. Остроту зрения также определяют при профилактических осмотрах.

Оснащение: аппарат Рота, таблица Головина-Сивцева (детские визометрические таблицы), указка, яркий источник света (для определения светопроекции).

Перед процедурой определения остроты зрения больному изъясняют порядок проведения исследования.

Больной садится на дистанции 5 метров от таблицы. Исследование остроты зрения проводят попеременно: вначале для правого (OD), потом для левого (OS) глаза. Глаз, который не принимает участие в исследовании, закрывают щитком (листом бумаги, ладонью). Символы таблицы предъявляют в течение 2-3 с и просят обследуемого назвать их. Наблюдают за тем, чтобы указка не мешала читать символы. Остроту зрения определяют символы минимального размера, которые распознаёт больной. При чтении первых 7 строчек погрешностей быть не может; начиная с 8-й строчки, одной ошибкой в строчке пренебрегают (острота зрения указана в любом ряду справа от оптотипов).

Пример регистрации данных: Visus OD=1,0; Visus OS 0,6.

При остроте зрения меньше 0,1 (пациент не видит с расстояния 5 метров 1-й строчки таблицы) следует подвести его на дистанцию (d), с которого у него появится возможность назвать символы 1-го ряда (обычный глаз распознаёт символы данного ряда с 50 м; D=50 м). Расчёт по формуле Снеллена:

где Visus (Vis, V)- острота зрения;

d — расстояние, с которого пациент читает 1-й ряд:

D — расчётное расстояние, с которого составные части символов этого ряда заметны под углом зрения в 1 (указано в любом ряду слева от оптотипов).

В случае если больной не распознаёт символы 1-го ряда с расстояния 50 сантим., то остроту зрения характеризуют по расстоянию, с которого у него есть возможность сосчитать предъявленные доктором раздвинутые пальцы руки (пример: Visus OD = счёту пальцев с расстояния 15 сантим. от лица). В случае если пациент не имеет возможности сосчитать пальцы, хотя видит перемещение руки у лица, то данные об остроте зрения записывают так: Visus OS = перемещению руки у лица.

Самая низкая острота зрения — способность глаза различать свет от темноты; это проверяется в затемнённом помещении при освещении глаза ясным световым пучком. В случае если пациент видит свет, то острота зрения равна светоощущению (Visus OD= 1/*, либо perceptio lutis). Наводя на глаз пучок света с различных сторон (сверху, снизу, справа, слева), проводят проверку, как сохранилась способность отдельных участков сетчатки улавливать свет. Верные ответы показываю на верную проекцию света (Visus OD=1/* proectio lucis certa). При помутнении оитических сред глаза (роговицы, хрусталика, СТ) острота зрения может быть снижена до светоощущения, но проекция света практически всегда определяется верно. При ошибочной проекции света нужно показывать, с какой стороны пациент видит свет(к примеру, светоощущение со стороны виска, сверху и снизу).

Отсутствие у обследуемого верной проекции света (perceptio et proectio lucis incerta) либо абсолютное отсутствие светоощущения (Visus=O) указывает на поражение сетчатки либо зрительного нерва.

В англоязычных государствах острота зрения традиционно определяется с расстояния 20 футов или 6 м (в одном футе 30,5 см) и записывается по формуле Снеллена в виде дроби.

Сравнительную оценку зрения обоих глаз осуществляют простым наблюдением за ребенком.

  1. Прикрывание одного глаза, негативно воспринимаемое ребенком, указывает на низкую остроту зрения парного глаза.
  2. Фиксационный тест проводят следующим образом:
    • призму в 16 Д основанием книзу помещают перед одним глазом, другой глаз прикрывают;
    • глаз за призмой отклоняется кверху, удерживая фиксацию;
    • наблюдают за глазом, находящимся за призмой;
    • фиксацию оценивают как центральную или не центральную, стабильную или нестабильную;
    • открывают другой глаз и определяют способность сдерживать фиксацию;
    • если приоткрытый глаз становится фиксирующим, то острота зрения снижена;
    • если после моргания фиксация остается, острота зрения высокая;
    • если фиксация альтернирует, острота зрения в обоих глазах одинакова;
    • тест повторяют, помещая призму перед другим глазом;
    • монокулярная фиксация должна быть центральной, стабильной и поддерживаться каждым глазом.
  3. Тест «Сотни и тысячи сладостей» — это большой тест, который проводят редко. Обычно ребенок в состоянии увидеть и подобрать мелкие сладости на расстоянии 33 см при остроте зрения минимум 6/24.
  4. Ротационный тест — количественный, оценивает способность ребенка фиксировать взор двумя открытыми глазами. Проводят следующим образом:
    • обследующий держит ребенка лицом к себе и быстро вращает его на 360;
    • при нормальном зрении взор ребенка направлен в сторону ротации под влиянием вестибулярно-окулярного рефлекса. Глазные яблоки прерывисто возвращаются в первичное положение, что сопровождается ротационным нистагмом;
    • когда вращение прекращается, нистагм исчезает при супрессии постротационного нистагма восстановлением фиксации;
    • если зрение снижено значительно, индуцированный нистагм не исчезает после прекращения вращения, поскольку вестибулярно-окулярный рефлекс не блокируется по принципу обратной зрительной связи.
  5. Методы предпочтительной фиксации взора можно применять с младенчества. Младенцы, как правило, реагируют на паттерн, а не на гомогенный стимул. Младенцу показывают стимул, и обследующий наблюдает за фиксационными движениями глаз. Примерами стимула могут служить карты Teller для исследования остроты зрения, которые состоят из черных полос различной толщины, и карты Cardiff, состоящие из форм с различными контурами. Толстые полосы или формы с толстыми контурами (с низкой пространственной частотой) видны лучше, чем с тонкими, в соответствии с этим и проводят оценку остроты зрения. При амблиопии острота зрения, определяемая по решеткам, чаще выше, чем оцененная с помощью оптотипов Snellen; в свою очередь, острота зрения, определяемая по картам Teller, также может быть завышенной.
  6. Зрительные корковые потенциалы, вызванные паттерн-стимуляцией, отражают пространственную контрастную чувствительность. Их используют, в основном, для диагностики оптической иейропатии.
  7. Оптокинетический нистагм может указывать на остроту зрения в зависимости от размера полос.
  1. В возрасте 2 лет большинство детей обретают достаточные языковые навыки для называния картинок-оптотипов, например по Кау.
  2. В возрасте 3 лет большинство детей могут распознавать отдельные оптотипы теста Sher >

Стереопсис измеряют в дуговых секундах (1 = 60 дуговых минут; 1 дуговая минута = 60 дуговых секунд). Нужно помнить, что нормальная пространственная острота зрения составляет 1 дуговую минуту, а нормальная стереострота — 60 секунд (что соответствует 1 минуте). Чем ниже значение, тем выше острота.

Это трехмерный поляроидпый вектограф в форме буклета, состоящий из двух таблиц, рассматриваемых пациентом через поляроидные очки. На правой стороне буклета — большая муха, на левой — круги и животные. Тест проводят на расстоянии 405 мм.

  1. «Муха» — тест на грубый стереопсис (3000 дуговых секунд), особенно информативен для маленьких детей. Муха должна выглядеть объемной, и ребенку предлагают «поднять» ее за одно из крыльев. При отсутствии грубого стереопсиса муха выглядит плоской, как на фотографии (если перевернуть буклет, изображение становится плоским). Если пациент настаивает, что крылья мухи выступают, оценка стереоскопического зрения неверна.
  2. «Круги» — серия ступенчатых тестов для оценки стереозрения. Каждый из У квадратов состоит из 4 кругов. Каждый из кругов обладает определенной степенью дисиаратности и при нормальном стереопсисе выступает перед плоскостью. Острота стереоскопического зрения рассчитывается по таблице, прилагающейся к тесту. Угол диспаратиости составляет от 800 до 40 дуговых секунд. Если пациент видит сдвиг круга в сторону, он не обладает стереоскопическим зрением, а ориентируется монокулярно.
  3. «Животные». Тест похож на тест с кругами и состоит из 3 рядов животных, одно из которых выступает впереди плоскости. Степень дисиаратности составляет от 400 до 100 дуговых секунд.
Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Тест «Случайные точки» состоит из 7 таблиц, рассматриваемых через красно-зеленые очки. На каждой таблице представлены различные фигуры (квадраты, кресты и т.п.), сформированные из случайных точек комплементарных цветов. Некоторые фигуры видны без красно-зеленых очков, а другие — «спрятаны» и видны только при наличии стереоскопического зрения в красно-зеленых очках. Первые 3 таблицы предназначены для выявления стереоскопического зрения, а последующие — для его количественной оценки. Поскольку монокулярных «намеков» тест TNO не содержит, он более точно измеряет стереопсис, чем тест Tiimus. Диспаратность составляет от 480 до 15 дуговых секунд.

Для проведения этого теста не требуется особых очков. Объекты визуализируются отдельно каждым глазом через встроенные элементы с цилиндрическими линзами. Смещение точек создает диспаратность. От пациенту гребустся назвать или показать простую фигуру на карточке, например звезду. Тест Lang особенно информативен для оценки стереопсиса у маленьких детей и младенцев, поскольку они инстинктивно протягивают руки и указывают на картинки. Обследующий может наблюдать за движениями глаз ребенка от одной картинки к другой. Диспаратиость составляет от 1200 до 600 дуговых секунд.

Тест состоит из 3 прозрачных пластиковых пластин различной толщины. На поверхности каждой пластины напечатаны 4 квадрата с мелкими случайными фигурами. В одном из квадратов присутствует «Спрятанный» круг, в пределах которого фигуры напечатаны с обратной стороны пластины. От пациента требуется выявить этот спрятанный круг. Тест не требует особых очков, поскольку диспаратиость создается за счет толщины пластины и может варьироваться приближением и удалением пластины. Диспаратиость составляет от 600 до 15 дуговых секунд.

Быстрый в исполнении и простой способ выявления бинокулярного зрения у детей, у которых не могут быть проведены стереотесты. Тест проводят следующим образом: призму в 20 Д помещают основанием кнаружи перед глазом (в данном случае, правым). Это смещает ретинальное изображение к виску, индуцируя диплопию. Обследующий наблюдает за установочным движением:

  • движение правого глаза влево для восстановления фиксации (аддукция справа) с соответствующим движением левого глаза влево (абдукция слева) в соответствии с законом Hering;
  • левый глаз производит установочное движение вправо (реаддукция слева);
  • убрав призму, наблюдают движение обоих глаз вправо;
  • левый глаз производит движение вправо для восстановления фузии.

Большинство детей с хорошим бинокулярным зрением должны преодолевать призму силой в 20 Д. в противном случае нужно применять более слабые призмы (16 Д или 12 Д).

  • пациенту ставят красную линзу перед правым глазом, которая отсекает все цвета, кроме красного; перед левым глазом ставят зеленую линзу, которая отсекает все цвета, кроме зеленого;
  • пациенту демонстрируют барабан с 4 кружками: 1 — красный, 2 — зеленых и 1 — белый.
  • Все фигуры видны — нормальная фузия.
  • Видимость всех фигур при наличии манифестной формы косоглазия свидетельствует об АКС.
  • Пациент видит 2 красные фигуры — супрессия левого глаза.
  • Пациент видит 3 зеленые фигуры — супрессия правого глаза.
  • Пациент видит 2 красные и 3 зеленые фигуры — наличие диплопии.
  • Если зеленые и красные фигуры альтернируют, то присутствует альтернирующая супрессия.

Ha каждую линзу нанесены тончайшие полоски, и просматриваемый через них точечный источник света становится линией, аналогично палочке Maddox.

  • две линзы иод углом в 45 и 135 помещают перед каждым глазом, и пациент фиксирует точечный источник света;
  • каждый глаз воспринимает косую линию света, перпендикулярную линии, воспринимаемой парным глазом;
  • различные изображения предстают перед каждым глазом в условиях бииокулярности.

Результаты не могут быть интерпретированы корректно, пока не известен факт существования манифестного косоглазия.

  • Две полосы пересекаются в центре, формируя косой крест («Х») — у пациента ортотропия или АКС.
  • Две линии видны, но не в форме креста — у пациента диплопия.
  • Если видна только одна полоса, то одновременного восприятия не происходит.
  • В одной из полос виден небольшой разрыв — существует центральная супрессионная скотома.

Тест демонстрирует зрительное направление фовеа.

  • одну фовеа стимулируют вертикальной полосой яркого света, а другую — горизонтальной;
  • вертикальную полосу труднее подавить, поэтому ее проецируют на фовеа косящего глаза.

Результаты. Пациент рисует относительное положение последовательных образов.

  • Два последовательных образа пересекаются в виде креста — корреспонденция сетчаток нормальная.
  • Если два последовательных образа не пересекаются, то диагностируют АКС.
  • Если при эзотропии с АКС горизонтальный последовательный образ проецируется на правую фовеа, то он виден левее вертикального образа.
  • Обратные результаты получаются при экзотропии.
  • Пациент с эксцентричной фиксацией также увидит крест. Эксцентричная фиксация — это одностороннее состояние, при котором для фиксации используется экстрафовеальная часть фовеа в бинокулярных и монокулярных условиях. Реориентация сенсорных п моторных функций происходит таким образом, что эта область узурпирует основное зрительное изображение, принадлежащее фовеа. На фовеа доминантного глаза последовательный образ проецируется прямо из зрительного пространства. Последовательный образ на эксцентричную область косящего глаза будет проецироваться также прямо из зрительного пространства, поскольку область «потеряла» основное зрительное направление.

[1], [2], [3], [4]

источник

Практические навыки

По офтальмологии

ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ

Адаптация: латинский (лат.) адаптаре настраивать, приспособлять – изменение чувствительности глаза при изменении освещения.

Аккомодация: лат. аккоммодаре приспособлять – приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях.

Аметропия: греческий (гр.) аметрос несоразмерный – аномалия рефракции (), для которой характерно несоответствие между длиной оптической оси и силой преломляющих сред глаза.

Астигматизм (А): гр. а частица отрицания + стигме точка – аномалия рефракции, при которой преломляющая способность роговой оболочки или (реже) хрусталика, или и роговицы и хрусталика различна в различных меридианах, вследствие чего падающие в глаз лучи не совпадают в одной и той же точке на сетчатке.

Гетерофория: гр. гетерос другой + феро стремлюсь – скрытое косоглазие.

Гиперметропия: (Н) гр. гипер над, сверх, по ту сторону + метрон мера + опс глаз, взгляд, зрение – дальнозоркость.

Дейтеранопия: гр. дейтерос второй + а отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно зеленого цвета.

Диоптрия (Д): гр. диоптер видящий насквозь – единица преломляющей силы линзы; преломляющая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 метру.

Диплоскоп: гр. диплоос двойной + скопео смотрю – прибор для исследования бинокулярного зрения.

Кампиметрия: гр. кампус поле, равнина + метрон мера – способ определения поля зрения на плоскости.

Миопия (М): гр. мио прищуриваю + опс глаз – близорукость.

Окклюдор: лат. окклюзус запертый – устройство для выключения глаза из акта зрения при лечении амблиопии.

Ортофория: гр. ортос- прямой + ферро- стремлюсь – правильное положение зрительных осей обоих глаз.

Офтальмология: гр. офтальмос глаз + логос учение – наука об органе зрения, его болезнях, методах диагностики, лечения и профилактики.

Периметрия: гр. пери около, вокруг + метрон мера – определения границ поле зрения при помощи периметра (прибор).

Пресбиопия: гр. пресбис старик + опс глаз – старческое зрение; возрастная недостаточность аккомодации глаза.

Проекция: лат. проекцио бросание вперед – изображение предмета на плоскости.

Протанопия: гр. протос первый + а-отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно красного цвета.

Синоптофор: гр. синопсис обозрение + феро стремлюсь – прибор для исследования и развития бинокулярного зрения, лечения косоглазия.

Скотома: гр. скотос темнота – слепое пятно.

Стереоскоп: гр. стереос пространственный + скопео смотрю – оптический прибор, в котором изображенный на двух рисунках предмет ощущается в виде одного рельефного перспективного изображения. Применяется для исследования и восстановления глубинного и стереоскопического зрения.

Тританопия: гр. тритос-третий + а-отрицание + опс глаз – врожденное расстройство ощущения преимущественно синего цвета.

Эмметропия (Е): гр. эмметрос-соразмерный + опс-глаз – соразмерная рефракция глаза.

concav: сокращение (сокр.) лат. concavus-вогнутый

convex: сокр. лат. convexus выпуклый, сводчатый

O.D.: сокр. лат. oculus dexter глаз правый

O.S.: сокр. лат. oculus sinister глаз левый

sphaer.: сокр. лат. sphaericus сферический

OU: сокр. лат. oculorum utriusque – одинаково на оба глаза

V= 1/∞ p.l.c. – острота зрения (v-visus) равна светоощущению (1/∞) с правильной (c-certa) или неправильной (incerta) проекцией (p-proectio) света.

Определение остроты зрения.

Остроту центрального зрения определяют, в основном, по специальным таблицам. Эти таблицы разработали С.С. Головин и Д.А. Сивцев, взяв за основу предложение Снеллена (1862 год) строить знаки таблицы таким образом, чтобы с определенного расстояния деталь знака (штрих) различалась под углом зрения в одну минуту, а вся буква была видна под углом зрения в 5 минут.

Имеющиеся в продаже таблицы для определения остроты зрения состоят из 12 рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. Левая половина таблицы строится из знаков русского алфавита. Вторая ее половина состоит из знаков в виде незамкнутых колец (кольца Ландольта).

Знаки первого сверху ряда таблицы при нормальном зрении видны с расстояния 50 метров. Каждый последующий ряд букв и колец в два, три, четыре и т.д. раза меньше знаков первого ряда. Знаки десятого ряда видны человеком с нормальной остротой зрения с расстояния 5 м, а знаки самого мелкого, 12-го ряда таблицы,- с расстояния 2,5 м.

В таблице у каждого ряда справа нанесена цифра, указывающая остроту зрения глаза, рассматривающего этот ряд с расстояния 5 м. Слева на таблице против ряда знаков указано расстояние, с которого этот ряд должен различаться глазом, если его острота зрения равна 1,0.

Таблицу для определения остроты зрения помещают в специальный осветитель, представляющий собой открытый спереди ящик, боковые стенки которого облицованы зеркалами. Поверхность таблицы освещается лампой в 40 вт, закрытой со стороны исследуемого щитком. Нижний край осветителя должен находится на уровне 1,2 м от пола. Расстояние между исследуемым и осветителем 5м. Общее освещение помещения, где производится исследование зрения, должно быть не ниже 100 люкс на высоте 0,8 м от пола.

Исследуется зрение каждого глаза отдельно, начиная с правого глаза. Не исследуемый глаз при этом закрывается щитком из белого, непрозрачного, легко дезинфицируемого материала. Во время исследования глазные щели обоих глаз должны быть открытыми. Прищуривание глаз не допускается.

Оптотипы на таблицах показывают указкой. Длительность экспозиции каждого знака до 2-3 секунд. Целесообразно вначале исследуемому предъявлять знаки 10-го ряда таблицы. Если они не различаются глазом, показываются оптотипы в 9,8 и т.д. рядах. При различении всех знаков 10-го ряда следует предъявить знаки 11-го ряда, а при свободном их различии – и знаки 12 ряда. Остроту зрения оценивают по тому ряду, где были правильно названы все знаки. Допускается неправильное распознавание одного знака в рядах, соответствующих остроте зрения 0,3 – 0,6 и двух знаков в рядах 0,7 – 1,0, но тогда после записи остроты зрения в скобках пишут слово “неполная”.

Если острота зрения исследуемого меньше 0,1 , то определяют расстояние, с которого он различает оптотипы 1-го ряда. Вместо этих оптотипов можно использовать пальцы руки на темном фоне. Остроту зрения при этом вычисляют по формуле:

V (visus) = d/Д , где d – расстояние, с которого исследуемый различает оптотип, а Д – расстояние, с которого должен различаться этот оптотип при нормальном зрении. При остроте зрения ниже 0,005 (глаз не способен различать пальцы на расстоянии 25 см) для ее характеристики указывают, с какого расстояния глаз различает пальцы, например: Vis OD= счет пальцев у лица на расстоянии 10 см. При невозможности различать пальцы, расположенные перед лицом, определяют способность определять свет. Пользуются для этого офтальмоскопом, направляя на исследуемый глаз пучок света с разных сторон. Для этой цели может быть использовано и устройство типа карманного электрического фонаря.

Если исследуемый видит свет и правильно определяет его направление, то остроту зрения оценивают равной светоощущению с правильной проекцией и обозначают сокращенно: Vis OD = 1/∞ p.l.c. При неправильном определении глазом направления света хотя бы с одной стороны, острота зрения оценивается как светоощущение с неправильной светопроекцией и обозначается: Vis OD = p.l.in.c. Если исследуемый не ощущает света, его острота зрения равна нулю (Vis OD=0).

Различают абсолютную и относительную остроту зрения. Под относительным зрением понимают зрение глаза, не корригированного очковым стеклом. Абсолютная острота зрения – зрение с коррекцией.

В амбулаторных картах или других документах должны быть отражены сведения как об относительной, так и абсолютной остроте зрения каждого глаза в отдельности. Наряду с этим указывается тип и степень клинической рефракции, а также знак и сила оптического стекла, с которым получено абсолютное зрение. Запись имеет вид: Vis OD= 0,1 RH 3,0Д ; Vis abs c + 3,0Д = 1,0. В последнее время выпускаются проекторы оптотипов, позволяющие ускорить процесс исследования остроты зрения.

Необходимо: аппарат Рота табли­ца Сивцева-Головина или таблица с дистанционным управлением (форроптр) указка
Аппарат Рота с таблицей Сив­це­ва-Головина (форроптр) устанавли­вается на расстоянии 5 м от обследуемого (10 строчка таблицы должна находиться на уровне глаз обследуемого)
Исследование проводят для каждого глаза отдельно закрыв при этом один глаз заслонкой
Определение остроты зрения начинают с показа оптотипов 10 ряда (vis=10) демонстрируя их в разбивку снизу вверх
У людей с пониженным зрением допустимо начинать исследование с 1 ряда показывая сверху вниз
Остроту зрения оценивают по тому ряду в котором были правильно названы все знаки (1 ряд = 01; 2 ряд = 02 и т.д.)
Если пациент не различает опто­типы 1 строки острота зрения про­веряется с помощью показа паль­цев кисти и вычисляется по фор­муле Снеллена d где d – расстояние с Vis= –– которого пациент раз- D личает количество пальцев кисти; D= 50 м
При отсутствии предметного зре­ния исследуется светоощуще­ние путем направления света. Светоощущение может быть правильным и неправильным
При отсутствии светоощущения острота зрения равно «0»
Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

2. Определение остроты зрения у детей.

Исследование зрения у детей в возрасте 3-7 лет осуществляют по детской таблице. В нее включены знаки, знакомые детям по книгам и игрушкам. Предварительно ребенка знакомят с этими знаками с близкого расстояния. Вначале ребенку предлагают посмотреть на таблицу двумя глазами. Когда он начинает ориентироваться, проверяют зрение на лучшем глазу, а затем на худшем. Не исследуемый глаз выключают наложением повязки.

Н.А. Пучковская и И.В. Клюка предложили исследовать остроту зрения в дошкольном возрасте с помощью обычной таблицы для определения остроты зрения у взрослых. Ребенок, рассматривая знаки такой таблицы с расстояния 5 м, не должен называть их, а показывать пальцем на такие же знаки в таблице, которая находится перед ним вблизи. На этом же принципе построен прибор для исследования остроты зрения у детей проф. Е.И. Ковалевским.

Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1-2 лет Э.С. Аветисов рекомендует пробу с шариками белого цвета диаметром 40, 30, 22, 15, 7 мм. Если ребенок видит шарик с расстояния 5 м, его зрение соответственно будет равно 0,18; 0,24; 0,33; 0,5; 1,0.

Выполняют эту пробу следующим образом. Ребенку завязывают один глаз и вводят в светлую комнату, где на расстоянии 5 м от него лежит шарик. Такой же шарик ему показывают вблизи и просят принести тот шарик, который находится на расстоянии 5 метров.

Об остроте зрения у детей в возрасте до одного года судят по прямой и содружественной реакциях зрачка на свет, общей двигательной реакции на яркий свет, кратковременному слежению (с первых дней жизни), кратковременной фиксации (со 2-ой недели), устойчивой фиксации и слежении (с 6-8 недели), условному рефлексу смыкания век (со 2-3 месяца), узнаванию (2-3 месяц), предметному зрению (6-й месяц). Более сложными методами, применяемыми для определения остроты зрения у детей, являются фотопупиллография, реакция оптокинетического нистагма и электроретинография.

Определение остроты зрения объективными методами базируется или на появлении непроизвольного нистагма при рассматривании движущихся объектов в приборе, названном нистагм аппаратом, или излучении характера энцефалограммы при взгляде глазом на поверхность, напоминающую пульсирующую шахматную доску. Как в нистагм аппарате, так и на рисунке “шахматной доски“ наносятся квадраты различного размера. В зависимости от реакции на движение объектов того или иного размера судят об остроте зрения. Объективный способ определения остроты зрения имеет важное значение для решения экспертных вопросов, вопросов научно-исследовательского характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8992 — | 7237 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Испытуемого усаживают на расстояние 5 м от визометрической таблицы (Головина-Сивцева, Орловой и т.п.).

Левый глаз его прикрывают непрозрачным щитком (глаз за щитком не зажмуривать!). Нельзя разрешать пациенту наклонять и поворачивать голову, прищуриваться.

3. После определения остроты зрения правого глаза приступают к аналогичному исследованию левого глаза

Врач указкой демонстрирует оптотипы таблицы по левому ее вертикальному столбцу сверху вниз до первой ошибки, после чего уточняет строку, на которой различимы все знаки. Эта строка и определяет остроту зрения (V) испытуемого, которая записана на таблице справа от данной строки.

Запись результатов: V (Vis) OD = 0.6 (если обследуемый различает все знаки на шестой строке) Примечание: при исследовании остроты зрения в экспертных целях в 7-10 строках таблицы допустима одна ошибка

Если с расстояния 5 м обследуемый не различает даже первую строку таблицы, то острота зрения у него меньше 0.1. В таких случаях его просят приближаться к таблице, пока знаки первой строки не начнут опознаваться. Расчет остроты зрения при этом ведут по формуле Снеллена: Vis = d /D, где d — расстояние, с которого обследуемый увидел первую строку таблицы, a D — расстояние, с которого эта строка видна при нормальной остроте зрения (50м). Например, если обследуемый распознал оптотипы первой строки таблицы с 2 м, то Vis OD = 0.04. Примечание: если пациенту трудно ходить, то врач может заменить это исследование показом с различных расстояний пальцев своей ркит на темном фоне (соответствуют оптотипам первой строки таблицы). Расчеты те же.

При утрате обследуемым способности считать пальцы даже у самого лица он еще может различать направление движения руки врача перед глазом. Такая острота зрения регистрируется как Vis OD — движение руки у лица или Vis OD = 0.001.

Если обследуемый не различает тень от движения руки улица, но отличает свет от темноты, то остроту зрения обозначают как светоощущение: Vis OD = 1/ . Определяют светоощущение с помощью офтальмоскопического зеркала, которым направляют свет от лампы, расположенной слева к сзади от больного, на исследуемый глаз с разных сторон. (Левый глаз в этом случае плотно прикрыт ладонью пациента!) Если обследуемый видит свет и кроме того, правильно определяет место, откуда он направлен, то остроту зрения оценивают равной светоощущению с правильной проекцией света и обозначают Vis OD = l/ proectio lucis certa. или сокращенно 1/ . pr. certa. Если обследуемый не определяет направление света хотя бы с одной стороны, то его остроту зрения оценивают равной светоощущению с неправильной проекцией света и обозначают Vis OD = 1/ ; proectio lucis incerta (1/ ; pr. incerta).

Если обследуемый не способен отличить света от темноты, его острота зрения определяется равной нулю: Vis OD = 0 (ноль).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕФРАКЦИИ

Обследуемого усаживают на расстоянии 5 м перед визометрической таблицей.

Обследуемому одевают пробную очковую оправу, перед левым глазом в которой устанавливают непрозрачную заслонку. После завершения исследования правого глаза приступают к определению клинической рефракции левого глаза.

При исследовании используют сферические стекла из пробного набора очковых стекол: собирающие (+) и рассеивающие (-).

Определяют остроту зрения по правилам, изложенным выше. В том случае, если острота зрения (Vis) оказалась равной 1.0, возможно с большой вероятностью исключить лишь миопию, но остается возможность наличия у обследуемого как эмметропической, так и гиперметропической рефракции.

Для диагностики эмметропии перед исследуемым глазом ставят собирающую линзу +0.5 D. Если обследуемый отмечает ухудшение зрения, у него эмметропия (Em).

Если зрение при приставлении линзы +0.5 D не изменилось или улучшилось, то рефракция гиперметропическая. В таком случае для определения степени гиперметропии под контролем остроты зрения постепенно меняют стекла, усиливая их с интервалом +0.5 D. При этом высокая острота зрения может быть получена с помощью нескольких стекол разной силы вследствие самокоррекции зрения напряжением аккомодации.

Если исходная острота зрения у гиперметропа была ниже 1.0, возможны следующие результаты:

источник

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проверял у офтальмолога свое зрение с помощью таблиц, на которых изображены буквы, цифры или очертания предметов. А задумывались ли вы, что означают цифры, указанные на них: 0.1, 0.2, 0.3, . 1.0, 1.5, 2.0?

При проведении диагностики зрения обязательно определяют его остроту. При этом под ней подразумевается способность глаза рассмотреть два различных предмета, находящихся на очень малом расстоянии друг от друга. То есть с помощью специальных таблиц определяют именно остроту зрения.

Острота зрения зависит от множества таких факторов, как размер и форма роговицы, прозрачность хрусталика, ширина зрачка, состояние сетчатки, целостность зрительного нерва и т. п.

В теории, для ее вычисления необходимо определить расстояние, на котором расположены два рассматриваемых предмета относительно друг друга. Полученный показатель будет соответствовать определенному значению угла зрения, который находится в обратной зависимости от остроты зрения.

Визуально это выглядит следующим образом:

При нормальной остроте зрения угол равен 1 минуте. Это значит, что на расстоянии 100 м глаз способен различить раздельно две точки (предмета), если промежуток между ними не меньше 3 см. Такая острота зрения называется средней нормальной и в условных единицах равна значению 1.0.

Теперь мы знаем, что 1.0 или 100% — это норма хорошего зрения, но не максимально возможный уровень. В истории зафиксирован уникальный случай, который стал мировым рекордом.

В 1972 году немецкая студентка продемонстрировала остроту зрения, которая выше средней нормальной в 20 раз. При этом она смогла идентифицировать человека по лицу на расстоянии более 1600 метров. Зрение от 2.0 и выше называется телескопическим. Люди с такой остротой зрения могут видеть невооруженным глазом кольца Сатурна, лица людей и надписи, находящиеся в километрах от них. Хорошим примером телескопического зрения может стать орел. Он может выслеживать мелкую добычу, пролетая над ней на огромном расстоянии. Возможно и вы тоже обладаете зрением выше 100%, ведь это не такая редкость.

На практике остроту зрения определяют с помощью специальных таблиц. На них изображены строки с оптотипами — буквами, символами или очертаниями узнаваемых предметов. Самые известные офтальмологические таблицы для проверки зрения: Сивцева-Головина, Снеллена, Бейли-Лоуви и Орловой.

Общая суть всех перечисленных систем одинакова: оптотипы располагаются в специальных таблицах на светлом фоне. Пациент должен распознавать знаки различного размера на определенном расстоянии, от этого будет зависеть уровень остроты его зрения.

Этот принцип можно также описать формулой Снеллена V=d/D, где V — острота зрения, выраженная простой или десятичной дробью (в зависимости от выбранной системы); d — расстояние, с которого проводится исследование и отмечается наименьшая строка таблицы; D — расстояние, с которого эту же строку видит пациент со средней нормальной остротой зрения.

Знаки для определения остроты зрения, так называемые оптотипы, делятся по своему виду на две группы : знаки различия (простые) и знаки узнавания (сложные).

  • Кольцо Ландольта
    Черное кольцо с разрывом, который может размещаться в 4-х (вверху, внизу, справа и слева) или 8-ми (добавляются четыре положения по диагонали) позициях. В 1909 г. на Международном офтальмологическом конгрессе в Неаполе кольцо приняли за стандартный знак определения остроты зрения.
  • Крючок Снеллена
    Буква «Ш», которая располагается в таблице в 4-х позициях, когда свободные края обращены влево, вправо, вниз или вверх. Если средняя полоска в «Ш» укорочена, то в этом случае символ называется крючком Пфлюгера.
  • Буквы и цифры
    Буквы латинского и русского алфавита, вероятность узнавания которых одинакова, те есть эти символы возможно спутать между собой. Например, в российской офтальмологии принято использовать буквы Н, К, И, Б, М, Ш, Ы. Также для проверки зрения могут применять цифры от 1 до 9.
  • Очертания узнаваемых предметов
    Подобные простые картинки используют для проверки зрения у детей, так как их просто назвать и описать, даже не зная алфавита и цифр.

Теперь рассмотрим подробнее самые популярные таблицы для проверки зрения. Для большего понимания уточним, что при исследовании человек располагается от таблицы на расстоянии 5 метров, оно считается достаточным для расслабления аккомодации. А самая мелкая строка, которую пациент с нормальным зрением видит отчетливо, считается базовой. Рядом с ней можно увидеть значения десятичной или обычной дроби: 1.0, 20/20 или 0.0.

На территории России для проверки зрения уже почти сотню лет используют таблицу Сивцева-Головина.

На ней в 12-ти строках размещены оптотипы различного размера — буквы русского алфавита и кольца Ландольта. Чем ниже пациент видит строку, тем выше уровень остроты его зрения. При этом буквы используются максимально схожие между собой, чтобы не было интуитивного узнавания.

Самой же распространенной в мире является таблица Снеллена. Принцип действия остается подобным предыдущей диагностической системе.

Данная таблица состоит из 11 строк оптотипов — прописных букв латинского алфавита. Каждая из последующих строк уменьшается, но уровень сложности узнавания знаков при этом сохраняется.

Наиболее точной системой для проверки зрения считают таблицу Бейли-Лоуви (ETDRS). На сегодняшний день эта методика является золотым стандартом для измерения остроты зрения во всем мире. Ученые Бейли и Лоуви рассчитали необходимые промежутки между буквами и строками таким образом, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на глаза при чтении самых мелких нижних строк и более корректно определять остроту зрения пациента. В нашей стране некоторые клиники используют модифицированный вариант этой таблицы с буквами русского алфавита.

Последней представим таблицу Орловой для проверки зрения у детей. Она рассчитана для маленьких пациентов, так как акцент сделан на незнании ими алфавита и цифр, поэтому в таблицы присутствуют только легкоузнаваемые символы предметов и кольца Ландольта.

Вне зависимости от выбранной системы проверки зрения порядок ее проведения остается одинаковым: сначала определяется монокулярное зрение, затем бинокулярное. Специалисты отмечают, что обычно зрение обоих глаз примерно на 20% выше, чем одного. Поэтому после проведенной проверки в своей медицинской карточке или выписке вы можете увидеть следующие записи: Vis OD и Vis OS со значениями 1.0, а также ниже или выше этого показателя. При этом Vis OD — острота зрения правого глаза, а Vis OS — левого. Чаще всего их показатели различаются. Если они ниже 1.0, то требуется коррекция зрения, если выше, то, поздравляем, ваше зрение превосходно.

Для пациентов с миопией , гиперметропией и астигматизмом у нас есть хорошая новость. Учитывая знания о том, что острота зрения зависит от многих факторов, соответственно, если вы предрасположены к возможности иметь зрение выше 100%, то после лазерной коррекции вы его и получите. Предварительный прогноз результата можно обсудить с офтальмохирургом перед операцией.

источник