Меню Рубрики

Органы зрения конспект урока 2 класс

Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.

Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности заключаются в том, что работа проводится в парах. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы, присутствуют методы самопроверки и взаимопроверки.

1. Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по программе Л.В. Занкова с применением интерактивного оборудования.

3. Тема урока: «Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух».

4. Продолжительность: 1 урок – 30 минут.

6. Технологии: ЭОР, мультимедийная презентация, экспериментирование, задания для интерактивной доски.

7.Описание работы: настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности заключаются в том, что работа проводится в парах. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы, присутствуют методы самопроверки и взаимопроверки.

Сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств человека.

ознакомить с новым понятием «органы чувств» и подкрепить его примерами из реальной жизни.

1.Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

2. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

3.Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

4.Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Оборудование: интерактивная доска, экран, проектор, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2-й класс , оборудование для экспериментов.

Тихо – тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши ушки на макушке (массаж ушей),

Глазки зоркие глядят (легкие поглаживания век),

В путь за новыми открытиями

2.Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.

Слышен звук приближающегося космического аппарата. (Работа с интерактивной доской). На доске появляется изображение НЛО, который перемещается (зрительная гимнастика) и приземляется. Из аппарата появляется инопланетянин (пустое лицо).

-Ребята, к нам сегодня в гости прилетел житель другой планеты. Зовут его Урри. Он очень хотел поближе познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится? Почему нет?

-Просто Урри решил, что глаза, уши, рот, нос и кожа ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ним согласны?

-Но, чтобы все это доказать нашему новому знакомому, нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете что мы будем исследовать? Давайте определим объект . Правильно, мы будем исследовать человека, а вернее некоторые из его органов и их назначение.

  • Исследование органа зрения.
  • — Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (были закрыты глаза, с закрытыми глазами объект не увидеть)

Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

— Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз: Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) Примерно 70% информации человек получает при помощи зрения.

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой — изображением глаз.

— У глаз есть защита? Посмотрите на глаза своего соседа по парте. Для чего нужны веки, брови, ресницы? (Защищают наши глаза от пыли, сильного ветра, брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.)

  • Распределить объекты (барабан, часы, елка, шляпа — цилиндр, конфета, клюв, сумка, термос, тюльпан, фонтан, подушка) на группы по форме. ( работа в группе) Самопроверка на правильность выполнения задания.

-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

Физминутка для глаз ( презентация Глаза и витамины со слайда №25)

  • 2. Исследование органа слуха.

— Приступаем к следующему исследованию.

  • С закрытыми глазами определить, какой предмет как звучит ( учитель опускает на стол ручку, карандаш, тетрадь) Открыть глаза. Правы ли были?
  • Звучит разная музыка ( звук ветра и звук дождя), определить что звучит. Как слух помогает нам в жизни? (предупреждает об опасности, помогает ориентироваться в разнообразном мире звуков)
  • -Поиграем в игру «Веришь — не веришь »: я скажу на ухо лаборантам фразу ( с каждого ряда по одному ученику) Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

(Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)

-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой — изображением ушей. Рассмотреть строение уха.

– активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» — расслабление позвоночника)

  • Объясни значение выражений (работа по 4 человека, первые парты поворачиваются ко второй, третьи парты к четвертым)
  • Слушать во все уши (очень внимательно)
  • Пропустить мимо ушей (оставить без внимания)
  • За уши не оттащить ( что-то очень понравилось)
  • У стен есть уши (здесь могут подслушивать)
  • И ухом не ведет (не обращает никакого внимания)

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)

2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

Так кто же они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств)

— Как вы думаете, мы доказали Урри, что он был не прав?

-Урри очень рад тому, что теперь он может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания.

— А чего пока еще не может Урри? (почувствовать тепло ваших рук, вместе с вами побеседовать). Об этих органах чувств вы побеседуете на следующем уроке окружающего мира.

Урри говорит вам спасибо и прощание с вами.

6. Решение социальной проблемы .

Результатом наших исследований является утверждение, что органы чувств играют большую роль: без них мы бы не ощущали все прелести жизни. Природа щедро наградила человека органами чувств, с помощью которых он познает мир. Но человек должен осознавать, что этот подарок надо беречь.

Работа с «цветком здоровья».

-Для этого я предлагаю поработать с «цветком здоровья» Работать будете в парах. Напишите на лепестках цветка то, что вы будете делать для сохранения здоровья ваших глаз и ваших ушей. И наш «Цветок здоровья» расцветет на нашей доске. (Дети рисуют под красивую музыку. Лепестки прикрепляются к сердцевине, вывешиваются на доску.

Высказывания детей. Продолжи предложение.

Дома вам необходимо подобрать пословицы и поговорки об органе зрения и органе слуха. Прочитать текст учебника страницы 25 – 29.

Спасибо за работу. До свидания.

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у.

Урок по Образовательной системе «Школа 2100″Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн.

Разработка урока окружающего мира «Наши помощники — органы чувств», 2 класс.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф.

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе «Начальная школа XXI век» с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа.

На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают.

источник

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 121

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХ I век»

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Разработка учителя начальных классов

Цель: уточнить представления об органах чувств.

Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;

Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Проверка готовности к уроку.

Объявление темы и целей урока.

На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… ( Кожа )

4.Меж двух озер стоит утес,

5. Первым пробовать привык

-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.

Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

3. Работа с учебником. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Работа в рабочей тетради.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________

нос — ____________ кожа — __________

— Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

Вы хорошо работали. Молодцы.

Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

источник

План-конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе.

Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие).

закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;

расширение знаний учащихся об органах чувств;

запоминание элементарных правил сохранения и укрепления органов зрения, правил бережного отношения к органам слуха;

обучение способам сохранения и укрепления зубов.

воспитание навыков здорового образа жизни;

воспитание культуры общения.

знай об уходе за глазами, ушами, зубами;

применяй правила для сохранения и улучшения зрения;

научись бережно относиться к ушам;

запомни способы сохранения и укрепления зубов;

умей рассказывать и выслушивать своего товарища.

Углубить знания учащихся о человеке как части природы

Убедить учащихся о необходимости беречь глаза, слух, зубы

Дать детям советы по уходу за глазами, ушами, зубами

Побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье органов чувств.

Оборудование: рисунок глаза человека, фотографии, несколько видов зубной пасты с различным содержанием, зубные щётки, зубочистки, жидкость для полоскания, магнитофон, записи песен, учебники, тетради.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие по необычной стране

Метод практических действий;

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы отправимся в загадочную страну, в которой три необычных города.

Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы отправимся сначала.

«Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной». (Глаза)

Путешествие по «Глазограду».

Учитель: Верно, это глаза и город называется «Глазоград».

— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орёл, сова)

— Зачем нужны глаза человеку? (помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму)

Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зелёные)

(Открывается рисунок глаза)

— Что можно увидеть, рассматривая глаз?

— Да, мы видим цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается.

Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза.

-Что произошло в темноте со зрачком? (Он расширился)

— А при свете? (Зрачок сужается)

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи. Кто знает, какие? (Веки, ресницы, брови)

Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними.

Учитель: Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

— Как же нужно беречь зрение?

При письме свет должен падать слева.

Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.

Нельзя читать книги в транспорте.

Нельзя читать лёжа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.

Расстояние до телевизора 2-3 м и ещё телевизор нельзя долго смотреть.

Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.

Если нужно, то не стесняться носить очки.

По утрам и вечерам надо умывать глаза.

Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.

Учитель: Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «Гимнастика для глаз». Давайте, выполним её все вместе. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте.

(Включается музыка для релаксации)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5-ти. Повторить 405 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3-х ), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5-ти). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 1-2 раза.

ту гимнастику нужно повторять каждый день.

Сообщение детей по теме «Зрение»

Больше всего информации (9/10) человек получает через зрение. Благодаря этому чувству мы узнаём о размерах и форме предметов, об их расположении в пространстве, о движении и цвете. Орган зрения – это глаза. Они воспринимают солнечный, а также искусственный свет, который отражается от предметов и, попадая в глаза, даёт нам представление о ни х. когда рядом нет источника света, человек видеть не может. Не нужно смотреть на солнце и электрические лампы прямо – это вредно для глаз! У человека два глаза – благодаря этому он может видеть мир объёмным, а не плоским, определять расстояния до предметов.

Проведите опыт – закройте один глаз, а потом попросите вашего товарища показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам. Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе.

Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами.

Веко — это подвижный кожный покров глаза. Ресница – волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пыли и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слёзы, которые потекут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.

Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нём есть радужная оболочка, именно её цвет определяет цвет глаз.

В центре радужной оболочки находится зрачок – отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, и на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей – прозрачной оболочкой.

Учитель: А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится ваша память, внимательность, и конечно же, слух. Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу – предложение.

— Я читаю интересную книгу вечером…

— Я читаю интересную книгу вечером брату (сестре)…

— Я читаю интересную книгу вечером маленькому брату… (и т.д.)

Учитель: Поиграв со мною в игру, вы, наверное, догадались, что мы с вами отправились в город Ухоград.

— О чём поведём беседу? (Об ушах)

— Верно об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга.

— Зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? (Плохо слышно)

— Что такое слух? (Ответы учеников)

Ученик1. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатывается там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Ученик 2. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

— Выбираем «лису». Все остальные будут «зайцами», и они по очереди должны пройти мимо «лисы» в «огород»

Условия игры: Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться в огород.

— А следующую игру мы проведём наоборот громко, хотя в ней опять понадобится ваше внимание и хороший слух. Я предлагаю вам слово «сом». Вы по очереди должны назвать слово, заменяя первый звук.

СОМ – ДОМ – КОМ – ТОМ – ЛОМ – и т.д.

Учитель: А кто скажет, что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.

Нельзя слушать очень громкую музыку.

Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Учитель: Что опаснее всего для слуха?

Учитель: Верно. Запомните это и соблюдайте правила ухода за органами слуха.

Сообщение детей по теме «Органы слуха».

— Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, человеческая речь. Благодаря слуху человек узнаёт об опасности, которую он не видит, например о приближающемся автомобиле.

-Орган слуха – уши. Воспринимаемые звуки – это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них – наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки.

— Какое из названных слов в данной «цепочке» лишнее? Почему?

Хищница рысь, кровожадная акула, злая собака, дождевой червь. (Дождевой червь – у него нет зубов)

Красавец лев, быстроногий гепард, медлительная улитка, трусливый заяц, спокойный медведь. (Медлительная улитка – у неё нет зубов)

— Если вы были внимательными, то должны догадаться, о чём пойдёт речь. (О зубах)

Путешествие по городу Зубоград

«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбкой)

-Посмотрите, на доске висит фотография, на которой люди улыбаются. Давайте и мы улыбнемся, друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент. (Зубы)

Учитель: Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляется 20 зубов. Эти зубы называются молочными.

С возраста 6-7 лет и до 12 –ти происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется (?) 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.

— Чем покрыты наши зубы? (Зубы покрыты эмалью)

— Какую роль играет эмаль для зубов?

Придаёт зубам красивый блеск.

Предохраняет от повреждений и заболеваний.

Учитель: Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?

От резкой смены горячей и холодной пищи.

Кто грызёт орехи, ручки, карандаши.

Учитель: А что надо делать, если заболел зуб?

Ученики: Срочно идти к врачу.

Учитель: Как нужно ухаживать за зубами?

Учитель: А вы чистите зубы? Покажите, как?

— Давайте поиграем в очень полезную игру. Я несколько раз прочту вам три закона жителей Зубограда, а вы движением рук должны показать этот закон в действии.

Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен (верхних и нижних). Движения – сверху вниз, затем снизу вверх.

Чистить жевательную поверхность каждого зуба. (Движения щётки вперёд – назад)

Кончиком щётки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями.

— А если между зубами застряла пища, пользуйся зубочисткой.

Сообщение детей «Полезные советы».

— Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

Ученик: Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока. В нашем возрасте надо выпивать не менее 3-4 стаканов молока в день. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые минеральные вещества и витамины.

Витаминов в продуктах не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет в рационе витамина «А» – ты начнёшь хуже видеть; не будет витамина «С» — станешь слабым, выпадут зубы; а когда в пище нет Витамина «В» — человек плохо спит и много плачет.

Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки овощей и фруктов. В нашем меню обязательно должны быть салаты из овощей.

Учитель: Послушайте рассказ:

— Вот какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.

— И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.

— Ой! Ой! Ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал … зуб.

— Что неправильно сделал мальчик?

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Дырка в каждом, каждом зубе.

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Кто даст правильный совет?

Нельзя грызть предмет железный.

— А сейчас заканчиваем наш урок. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Глаза – наши главные помощники.

Цель: способствовать осознанию детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.

Задачи: закрепить представления детей о мозге, об органах зрения; уточнить, какое значение для человека имеют глаза при восприятии им окружающего мира; развивать зрительные ощущения; воспитывать потребность быть здоровым; способствовать развитию уверенности в себе, творческих способностей, развивать умение устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей.

Материалы и оборудование: платок для игры в «Фотограф», , рисунки, стереокартинки для тренировки глаз, лупа, микроскоп, таблица «Строение глаза», плакат «Гимнастика для глаз», таблица «Головной мозг», половинка грецкого ореха, спичечный коробок, маленький шарик, наборы геометрических фигур для игры «Разбей на группы», лист со словом «мама», лист с 7 точками, видеопрезентация «Зрение у животных», листы бумаги и цветные карандаши

Психогимнастика — оздоровительная минутка «Сотвори в себе солнце»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь наша звездочка становится большой, как солнце. И мы можем поделиться со всеми лучиками тепла и добра.

Для игры выбирается водящий. Водящий внимательно смотрит на сидящих детей («фотографирует» глазами), а затем отворачивается. В это время один ребенок выходит. Водящий, поворачиваясь к детям, должен узнать, кого не стало. В другой раз водящий поворачивается к детям, но глаза его завязаны.

— Как ты себя чувствуешь, когда глаза завязаны? Ты можешь узнать, что изменилось? Тебе комфортно? Почему?

Предположите, о чем мы сегодня узнаем, чему будем учиться?

Что интересного вы знаете о глазах? А хотите еще больше узнать о них?

Сегодня наш кабинет превратился в лабораторию, в которой имеются таблицы, рисунки, приспособления (дети рассматривают)

— Как вы думаете, кого или что из увиденного можно назвать командиром? Почему? (Головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Руки, ноги, все органы выполняют команды головного мозга)

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

— Ребята, покажите, где у каждого из вас находится головной мозг.

— Мозг надежно спрятан в черепной коробке. Мозг сложно устроен, но самая главная его часть – это кора мозга. На что она похожа?

(Дети смотрят на картинку с изображением мозга и выбирают из предложенных предметов половинку грецкого ореха без скорлупы)

— Кора головного мозга имеет сложный узор – извилистые, спутанные бороздки. У каждого человека извилины различные. Поэтому все люди думают и чувствуют по-разному.

— А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет. Хотите, я вам его открою?

У нашего «командира» — мозга есть память. Мозг может запоминать на долгие-долгие годы множество запахов, картин, звуков, вкусов, людей и не забывать их, т.е. запоминать различную информацию. Но одному мозгу не справиться со всей информацией. У него есть верные помощники, с помощью которых он познает мир.

— Какие? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

— Как вы думаете. Какой из этих органов является самым главным помощником? (глаза)

— Закройте один глаз ладошкой. Вам хорошо видно?

— Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить.

— Что вы чувствуете? (глаз круглый и плотный)

— Как его еще называют? (глазное яблоко)

— Посмотрите друг другу в глаза. Как можно сказать о глазах, чтобы передать их красоту?

( дети перечисляют: ясные, чистые, прекрасные, умные, блестящие и т.д.)

Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка. А середина яблока уже не белая, а окрашенная. Это радужная оболочка, или радужка. Какого цвета радужка у вашего напарника?

— Да, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зеленые, карие, черные, серые.

— А теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка. Какого она цвета? Это не точка, а отверстие.

— Кто знает, как оно называется? (зрачок)

Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света проходят через хрусталик, раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Глаз и мозг работают дружно.

Наши глаза очень нежные, хрупкие. А как же защищены они? Посмотрите друг на друга. Что защищает глаза?

Веки, брови, ресницы. Даже слезы защищают наши глаза от сухости и пыли.

— Найдите здесь таблицу «Строение глаза». Что знакомое вы на ней видите?

А еще у глаза есть мышцы, и их надо тренировать.

Гимнастика для глаз. ( выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты; плакат находится впереди вверху)

(С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

— Скажите, дети, а что умеют различать наши глаза? (перечисляют)

Давайте проверим. Смотрите, на столах лежат конверты. Сколько их? (3 стола, на каждом по 1 конверту). А нас много. Как нам можно разделиться? (предлагают)

— Подключайте помощников! Посмотрите на значки. (значки трех разных видов, поэтому дети разделились на 3 группы)

Сейчас с помощью эксперимента мы выясним, правильно ли мы предположили, что умеют различать глаза.

( первая группа детей разбивает геометрические фигуры по величине, вторая – по форме, а третья – по цвету)

Вывод: с помощью зрения мы различаем величину, форму, цвет, расположение предметов.

— А что еще умеют наши глаза?

Посмотрите, что вы увидели на листе бумаги?( написано слово»мама», дети читают)

Вывод: глаза помогают нам читать.

— А что вы видите здесь? (точки)

— Сколько их? ( дети считают, точек 7)

Вывод: И считать помогают глаза. Вот какие помощники!

— Посмотрите, что вы видите на этих картинках? (двойные картинки)

Их нарисовал художник. Предлагаю и вам порисовать, но необычно: двумя руками и закрытыми глазами.

(Дети рисуют различные линии обеими руками одновременно простым карандашом)

— Откройте глаза и посмотрите. Красивые рисунки получились?

— Давайте мы их дорисуем цветными карандашами.

Вывод: Глядя на мир открытыми глазами, всё становится ярче, красивее и интереснее.

Чтобы сохранить зрение на долгие годы, нужно выполнять следующие правила:

Глаза поранить очень просто — не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть – упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!

И смотри не всё подряд, а передачи для ребят,

Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!

И над партой каждый раз не сгибайся, как от ветра,

От стола до наших глаз – ровно 40 сантиметров!

Глаз в темноте не напрягай, их здоровья не лишай!.

Дети, как вы думаете, глаза помогают только людям? (все живые существа наделены зрением)

Презентация ребенка о зрении у животных «Кто как видит?» (подготовлена совместно с родителями)

Ученик: У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

«Глазные пятна», воспринимающие свет есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. Но «глазные пятна не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.

Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных антенках — стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.

А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте.

Орел очень зоркий. Он способен с огромной высоты рассмотреть свою добычу.

Во время работы на компьютере, просмотра телевизора, чтения книг глаза устают. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз. Гимнастика может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения.

Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Потом открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает кровоснабжение)

Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону, затем в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

Смотреть прямо вдаль 1 минуту.

Игра «Полезно-вредно» (дети выполняют её стоя)

Я называю предложение, а вы хлопаете в ладоши, если это полезно для глаз, и топаете, если нет.

— смотреть близко телевизор

— оберегать глаза от ударов

— тереть глаза грязными руками

— читать при хорошем освещении

— телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

— долго сидеть за компьютером

— употреблять в пищу витамины

Но иногда человек рождается со слабым зрением. Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?

Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

Трудно встречных узнавать.

Скажите, дети, что нового вы узнали о глазах? Чему научились?

источник

1. Урок по теме «Органы чувств».
2. Данный урок проводится во 2 классе в разделе «Как изучают окружающий мир»
3. Уровень образования школьников: начальные классы, 2 класс.
4. Форма учебной работы — классно-урочная.
5. Полное описание разработки:
• приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.
• особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.
• технологические особенности: перед проведением урока необходимо приготовить предметы для опытов: мяч, лист бумаги, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, шишки, кубик, ложку. Необходимо распечатать на листе бумаги в увеличенном размере изображение глаза, уха, задания на внимательность. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.
• организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.
7. Приложение (графические материалы: карточки, рисунки находятся в Приложении к конспекту урока.

Цели:
1. Формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
2. Развитие умений сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст; а также развитие внимания и наблюдательности;
3. Воспитание бережного отношения к своему организму.

Оборудование:
— проектор;
— учебник;
— рабочая тетрадь;
— карточки:
— для опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
— для опыта: часы;
— для опыта: мешочек с мячом, ножницами, ложка, кубик.

II. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей.

— Ребята, закройте глазки. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас почувствуете. (Звучит трель соловья, в воздухе запах хвойного леса)

— Откройте глаза и скажите, что вы представили.
— Что помогло вам в этом? (органы чувств)

— Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня у нас не обычный урок, а урок КВН.
Это значит, что сегодня на уроке мы не только закрепим свои знания. Но и посоревнуемся. В ходе работы за правильно выполненные задания вы получите фишки, по которым в конце урока будут выставлены отметки.

III. Изучение нового.
1) К нам сегодня на урок прилетел необычный гость.
( Урок КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ № 1, 2 и 3 этапы)
№ 1 Загадки об органах чувств.(по одной каждой команде)
№ 2 Подписать картинки соответствующие каждому органу чувств.

2) Работа по слайдам.
— Назовите ещё раз все органы чувств. (слайд № 1)
— Посмотрите на картинку.(слайд № 2)
На ней изображены все органы чувств.
— Почему в центре расположен головной мозг?
( Головной мозг руководит работой наших органов чувств. Органы чувств получают сведения об окружающем мире, эти сведения по нервам попадают в наш мозг. Мозг проделывает с ними огромную работу. Он сортирует их, отбирает важные, хранит в памяти, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает выводы и диктует нам наше поведение. Непосредственное познание человеком окружающего мира происходит именно таким путём.)

— Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?
— Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.
— Что происходит?
(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)
— Почему так произошло?
— У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

3) Сейчас я предлагаю вам распределить свойства предметов окружающего мира в соответствии с органом чувств, который распознаёт эти признаки.
У детей карточки с названиями признаков предметов окруж. мира. Распределит их. Проверяем при помощи слайдов №
(дети выходят на каждый слайд)

4) Сейчас мы выполним очень ответственное, секретное задание.
1 команда Отгадать не развязывая мешка, что за предметы находятся в нём.
— Какой орган чувств вам при этом помог?
2 команда Определить в каком из стаканов находится солёная, сладкая и пресная вода.
— Какой орган чувств вам при этом помог?
3 команда Определить в каком стаканчике находятся часы, не заглядывая в стаканчик.
— Какой орган чувств вам при этом помог?

5) В разговорной речи мы используем очень много выражений со словами «ГЛАЗА» и «УШИ».
Объясните их значения.
( командам выдаются карточки с выражениями, через некоторое время объясняем вслух, используя слайды № )

6) — Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?
— Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?
— А если кожа перестала быть органом осязания?
— А если нос перестал быть органом обоняния?

Когда у человека хорошо развиты все органы чувств, когда они здоровы, человек может хорошо учиться, работать, быстро замечать происходящее вокруг него, вовремя избегать опасности. Берегите органы чувств. Как сохранить их здоровыми. Что для этого нужно делать?
Давайте попробуем составить памятки, которые помогут нам сохранить наши органы чувств здоровыми.

(Составление памяток, чтение памяток у доски. Слайды №

Проведение зарядки для глаз при работе по памятке № 1)

7) Мы с вами хорошо потрудились и теперь пришло время отдохнуть.
Вы все с самого детства знаете где у вас расположены органы чувств.
— Знаете?
— А вот мы сейчас проверим.
По одному человеку от каждой команды. (с закрытыми глазами рисуем человека)

IV. Итог.
— Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
• Какие органы чувств есть у человека?
• Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
• Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

V. Рефлексия.
— О чём было интересно узнать?
— Что понравилось больше всего?
— Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

VII. Оценивание.
— Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

источник

Урок по ознакомлению с окружающим миром 2 класс (по программе Плешакова А.А.)

Тема: Забота о глазах. Главные помощники человека.

Оборудование: (см. приложение 1,2)

О чем важном мы говорили на прошедшем уроке? (о режиме дня школьника)

Что вам особенно запомнилось? О чем надо помнить всегда?

Проверка домашнего задания

· (по рабочей тетради на печатной основе)

· Кому сложно было отвечать на вопросы? Какую помощь вам оказали родители?

(собрать анкеты «Быть здоровым для меня означает..» для дальнейшей обработки и обсуждения в классе»)

— Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств — осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса) . Какие внешние органы человека за это отвечают?

— Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми.

— А о чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку:

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла) . Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы) . А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие) . Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза»)

— Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Проведение опыта с зеркалом

Яркий свет-зрачок сужается, слабый — расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.

— Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)

— Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем — соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза) . Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы? (рассуждения детей, вывод – защита от пыли) . Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза.

На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.

Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз. (см. приложение )

В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?

Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,

От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:

Давайте посоветуем людям в очках следующее:

— О чём сегодня шла речь? Что интересного, важного для вас узнали? С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач — окулист). Что они означают? О чём расскажете дома?

Прочитать в учебнике по теме урока, пересказать родителям, выполнить задание в тетради на печатной основе по теме урока. По желанию, найти дополнительный материал о бережном отношении к зрению.

2. Думаешь ли ты, что о человеке можно сказать «здоров», если он:

Курит сигареты, пьет спиртное, не занимается физкультурой, плачет из-за всякого пустяка, переедает Оли недоедает, постоянно жалуется, употребляет наркотики, ходит с насморком, оцарапал коленку, спит на уроках, редко смеётся, угрюмый, боится сказать «нет», прочитает строчку 3 раза и не может запомнить. Нужное подчеркни.

3. Как ты думаешь, в каком из этих случаев о человеке нельзя сказать, что он болен, зато можно сказать, что ему пора заботиться о своём здоровье?(см. вопрос 2)

Физические упражнения для отдыха глаз, предложенные томскими врачами-реабилитологами Я.А. Доровских и Р.Я. Шифановой.

(Дидактический материал к междисциплинарной программе «Здоровье», Томск, 2004г.)

«Глаза устали» (выполняются стоя или сидя).

источник

наталья бигбашева
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств»

Окружающий мир 1 класс

Тема: Наши помощники – органы чувств.

Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств.

2 Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит.

3 Различные органы чувств показывают нам разные свойства и признаки предметов и позволяют отличать их.

Оборудование: рисунки органов чувств, цветная бумага (синяя, красная); рисунок с фигурами; мячи (большой, маленький); бумага (бархатная, гладкая); предметы (духи, апельсин); продукты (соль, сахар).

— Что такое органы чувств? (предположения детей)

— К вам сегодня пришла одна зверушка. Узнайте её. (лиса)

— Что вам помогло узнать героиню? (на доске появляется рис. глаз)

— Послушайте что она вам скажет.

— Что она про себя рассказала?

— Чем вы услышали? (на доске появляется рис. ушей)

— А как она пахнет? Понюхайте…

— Что вам помогло почувствовать запах? (на доске появляется рис. носа)

-Ребята, потрогайте гостью. Какая она?

-Что вам помогло ощутить её мягкость? (на доске появляется рис. пальцев)

-Почему у лисы это любимая еда?

— Чем она ощущает вкус? (на доске появляется рис. языка)

—Как их называют одним словом? (органы чувств)

Постановка проблемной ситуации.

— Нам нужно узнать, какова «профессия» этих органов и почему их называют органами чувств?

1 – Ребята, назовите предметы, находящиеся в классе.

— Почему, закрыв глаза, вы не видите этих предметов?

Вывод: Мы видим различные предметы благодаря глазам.

Демонстрация цветных бумаг: синей и красной.

— Что различается с помощью глаз? (цвет)

Демонстрация мячей большой и маленькой.

— Что различается с помощью глаз? (величина)

-Какие фигуры одинаковой формы?

— — Что различается с помощью глаз? (форма)

(на доске появляется орган зрения)

Какое значение имеют органы зрения?

(орган зрения определяет форму, цвет, величину)

Вывод: Благодаря глазам мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор. Глаза надо беречь, потерянный глаз ничем не заменить.

На партах лежат 2 полоски: бархатная и гладкая.

Перед ребятами на тарелках лёд.

2 — Ребята у вас на столе две полоски.

— С помощью чего смогли описать?

Вывод: На коже нашего тела разбросано множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму и величину предмета, их поверхность.

(на доске появляется орган осязания)

3 – Можем ли мы с помощью глаз и кожи различать запахи?

-Какой орган это позволяет нам делать?

— В носовой полости расположены особые обонятельные клетки, они воспринимают различные запахи.

Учащиеся закрывают глаза, подносятся к носу лук, духи, апельсин.

Вывод: благодаря этому мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запахи предупреждают об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. То что мы не видим и не слышим, мы различаем по запаху.

(на доске появляется орган обоняния)

4 — По телефону слышится квакание лягушки.

— Эти звуки часть окружающей природы.

-Какой орган нам позволяет слышать?

(на доске появляется орган слуха)

Перед ребятами 3 посуды с: солью, сахаром, водой.

— Как определить, что находится в стаканах?

Вывод: на языке расположены вкусовые сосочки, благодаря им человек ощущает вкус пищи.

(на доске появляется орган вкуса)

— Ребята, сейчас мы выполним с вами проверочную работу.

— На партах у вас лежат листочки, переверните эти листочки, взяли карандаши и начинаем выполнять.

Итог урока.

— Что такое органы чувств?

-Для чего нам нужны органы чувств?

Применение ИКТ в начальном образовании. Фрагмент урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Великая Отечественная война» Авторы: Платонова Екатерина. Студентка 3 курса «Дошкольное образование» и «Начальное образование» Предмет: Окружающий мир Класс: 4 класс.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.

Конспект урока-открытия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь» Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс (А. Плешаков»Школа России) Тема: Зона арктических пустынь. Цели урока: 1. Познакомить.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Города России» Предмет: Окружающий мир Класс 2 Тема: Города России Цели урока: Обучающие: • Сформировать у детей представления о городах-миллионерах, старинных.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия» Конспект урока по «Окружающему миру» Класс: 3 ТЕМА: «Многоликая Россия». Ход урока: 1. Организационный момент • Готовность к уроку.

«Как путешествует письмо». Конспект урока по окружающему миру в первом классе по программе «Школа России» 1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Организует ситуацию самооценки учащихся, готовности к предстоящей деятельности -Посмотрите,.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний» Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» Учитель: Т. М. Захарченко Школа: МБОУ СОШ № 77 Методическая цель урока:.

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России» Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России». Тема: Как путешествует письмо? Тип: открытие новых знаний,.

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Свойства воздуха» Предмет: окружающий мир Класс: 2 «б» Учитель: Мильцен Валентина Николаевна Автор учебника: Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков Тема урока: «Свойства.

источник

II. Формулирование темы и целей урока

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

— Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Открытие детьми нового знания

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1. Исследование органа зрения.

Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

-Каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.

Задание:1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам.

— Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите),

(Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).

Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз

-После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза– это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой — изображением глаз.

-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

2. Исследование органа слуха.

Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

-Поиграем в игру «Веришь — не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

(Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)

-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

— Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой — изображением ушей.

– активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» — расслабление позвоночника)

3. Исследование органа обоняния.

— Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Оборудование: 4стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока. 4)лука.

Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

-Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.

Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями.

Правила работы в группе.(Памятка)

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.

ФормулируютВывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы

Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать

Глаза– это часть организма, то есть орган.

Орган зрения Проговаривают правила охраны зрения

Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.

Выполняют Физминутку для глаз

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

— использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

— строить монологическую речь в устной форме.

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков

Ответственно относиться к собственному здоровью

— использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

— строить монологическую речь в устной форме.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

-В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

источник