Меню Рубрики

Органы зрения презентация для 4 класса

Цель: формирование у учащихся новых понятий о строении и роли органов зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения, профилактике болезней; обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса.

Оборудование и материалы: заготовки тестов, буклеты, компьютерная презентация, рабочие тетради.

— Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»?

Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!

— Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

-О каких органах чувств говорится в стихотворении?

-Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.

— Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

1. Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!

— Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!

— Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

— Какую же роль для человека играют органы зрения?

2. — Интересно, а животные видят так же как мы?

  • Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
  • У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвос­те, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
  • А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
  • А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
  • У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть — цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
  • У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
  • У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
  • У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти жи­вотные хорошо видят в темноте.
  • У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного — голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.

— У всех представителей животного мира разные глаза.

— С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).

— Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).

— Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)

3. – Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)

— Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?
(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её — вымоет).

— На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.

Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой — роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

— Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?
(Радужная – радуга – цветная. )

У разных людей она разная. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета ваша радужная оболочка?

— В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.

Заглянем во внутрь глаза! Кто подскажет , где роговица, радужка, зрачок? Внутри глазное яблоко заполнено стекловидным телом, похожим на желе. Роговица переходит в склеру – защитную оболочку.

— За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик.

Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.

— Тогда мы прищуриваем глаза, тем самым меняем положение хрусталика.

4. — А чтобы наши глаза не устали, мы сейчас сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

  • Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  • Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
  • Делай круговые движения глазами:
    Налево — вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
  • Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
  • Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.

5. — На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка.

Почему такое название? Сеточка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причём могут это делать только когда светло. А с наступлением темноты, их сменяют палочки. Палочки не обеспечивают цветное зрение. Поэтому ночью мы цвета не различаем.

— Посмотрите, можно ли определить, какого цвета эти кошки?

— Так мы видим ночью. Есть даже такая поговорка «Ночью все кошки серы»!

— Изображение на сетчатке мы получаем в перевёрнутом виде. По зрительному нерву сигналы от сетчатки идут в головной мозг, мозг обрабатывает изображение, переворачивает его, и мы воспринимаем то, что видим.

6. — В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая на­зывается дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в резуль­тате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказа­лось неожиданным. Машинисту показали мот­ки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета.

Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

7.- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?

— Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте пальчиком вытянутой руки изображение на доске. Закройте один глаз. Потом другой. Что заметили?

— Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу. Посмотрите на рисунок в учебнике, на стр.46.

-Какой вывод мы можем сделать?

Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.

8. — Вы слышали такое выражение «обман зрения»? Что оно обозначает?

Скорее, это ошибка мозга, а не глаз!

Проведём эксперимент. (Работа в тетради).

9. — Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.

— А вы любите свои глаза? (Тест)

Рядом с каждым утверждением теста вы поставьте себе плюс или минус.

Тест «Берегу ли я свое зрение?»

  1. Я всегда читаю и пишу сидя за столом.
    Да (+) нет (-)
  2. Я не читаю лежа.
    Да (+) нет (-)
  3. Я не читаю, когда еду в транспорте.
    Да(+)нет(-)
  4. Когда я рисую, то свет падает слева.
    Да (+) нет (-)
  5. Если у меня болят глаза, то я обращаюсь к врачу.
    Да (+) нет (-)

— Те ребята, у которых 5 плюсов, правильно, бережно относятся к своему зрению, остальным нужно заняться исправлением плохих привычек, чтобы не повредить свои глаза.

10. — А теперь посмотрите, что для глаз вредно, а что полезно.(Слайд)Зачеркните то, чего делать нельзя.

— А что же полезно для наших глаз?

11. -Какие правила гигиены зрения вы можете предложить?

Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книжку не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не всё подряд,
Лишь передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра-
От стола до ваших глаз
Должно быть 35-40 сантиметров.
В темноте нельзя читать,
Чтобы глаз не утомлять!
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.

— Ну, а чтобы вы всегда заботились и берегли своё зрение, я приготовила вам буклеты.

— Итак, почему же наши глаза можно назвать «окном в окружающий мир»?

Откуда пошла поговорка «Беречь как зеницу ока»? (Зеница – это центр глаза, зрачок, хрусталик. А бережёт его – веко.)

-Дома вы, прочитав параграф №13, подпишите в буклете части глаза. Узнайте, как оказать первую помощь при травме глаза.

А теперь, давайте решим ребус!

  1. Верхний защитный слой глаза (роговица)
  2. Природная линза (хрусталик)
  3. Цветная оболочка глаза (Радужка)
  4. Тёмное отверстие глаза, через которое попадает свет. (Зрачок).
  5. Слой клеток, на котором отражается изображение предмета (Сетчатка).

источник

Орган зрения. Окружающий мир 4 класс.

Глаз ( oculus ) — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. У человека через глаз поступает около 90 % информации из окружающего мира Глаз человека состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная (фиброзная), средняя (сосудистая) и внутренняя. Фиброзная оболочка глазного яблока, tunica fibrosa bulbi, выполняет защитную функцию. Передняя часть ее прозрачная и называется роговицей, а большая задняя часть из-за белесоватого цвета получила название белочной оболочки, или склеры. Границей между роговицей и склерой служит неглубокая циркулярная борозда склеры, sulcus s clerae. Роговица, cornea, является одной из прозрачных сред глаза и лишена сосудов. Периферический край (лимб) роговицы, limbus corneae, как бы вставлен в передний отдел склеры, в которую переходит роговица. В ней различают свободную переднюю поверхность, facies anterior, и заднюю поверхность, facies posterior, обращенную в переднюю камеру глазного яблока. Наиболее выступающая часть передней поверхности роговицы— вершина роговицы, vertex corneae. Периферические отделы роговицы имеют толщину 1,0—1,2 мм, центральный—0,8—0,9 мм. Горизонтальный диаметр роговицы равен 11—12 мм, вертикальный составляет 10,5—11,0 мм.

Ткань роговицы состоит из пяти слоев. 1. Передний эпителий роговицы сформирован многогранными плоскими неороговевающими клетками, содержит многочисленные нервные окончания. Обладает высокой регенераторной способностью. 2. Передняя пограничная пластинка или Боуменова мембрана — бесструктурная однородная передняя пограничная пластинка. Расположена под базальной мембраной. Имеет фибриллярное строение 3. Собственное вещество роговицы или строма. Она состоит из тонких, правильно чередующихся между собой соединительнотканных пластинок, отростки которых содержат множество тончайших фибрилл. Роль склеивающего вещества играет мукоид в состав которого входит сульфогиалуроновая кислота, обеспечивающая прозрачность роговицы. Она не содержит сосудов, восстанавливается медленно. 4. Задняя пограничная пластинка или Десцеметова мембрана. Она очень плотная, фибрилы ее состоят из вещества, идентичного коллагену. Особенностью ее является устойчивость к химическим агентам и литическому действию гнойного экссудата при язвах роговицы, хорошо регенерирует. 5. Задний эпителий роговицы или эндотелий. Это один слой плоских призматических шестиугольных клеток, плотно прилегающих друг к другу. Роговичный эндотелий ответственен за прозрачность роговицы. Роговичный эндотелий не восстанавливается.

Задний, больший, отдел наружной оболочки глазного яблока (5/6 всей оболочки) составляет склера, sclera. Она является непосредственным продолжением роговицы; наружной границей между склерой и роговицей служит борозда склеры, sulcus sclerae. В этой области располагаются элементы дренажной системы глаза — трабекулярная сеточка [зубчатая связка] , reticulum trabeculare [ligamentum pectinatum]. В отличие от роговицы склера образована волокнами плотной соединительной ткани с примесью эластических и коллагеновых волокон и непрозрачна. Склера переходит в роговицу постепенно. Коллагеновые волокна склеры, оканчивающиеся у эндотелия роговицы, образуют роговично-склеральную часть, pars corneoscleralis. На границе между ними имеется полупрозрачный ободок— лимб [край] роговицы, limbus corneae. Склеру составляют собственное вещество склеры, substantia propria sclerae, передняя поверхность которого покрыта эписклеральной пластинкой, laminaepiscleralis, а внутренняя — темной пластинкой склеры, lamina fusca sclerae.

Сосудистая оболочка (tunica vasculosa) является средним слоем глазного яблока. Она содержит сплетение кровеносных сосудов и пигментных клеток, темноокрашенная от содержащегося в ней пигмента оболочка, лежит под склерой. В ней различают три отдела: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку.

1. Собственно сосудистая оболочка , choroidea, является задним, большим отделом сосудистой оболочки. Благодаря постоянному передвижению choroidea при аккомодации здесь между обеими оболочками образуется щелевидное лимфатическое пространство, spatium perichoroideae. 2. Pесничное тело , corpus ciliare, — передняя утолщенная часть сосудистой оболочки, располагается в форме циркулярного валика в области перехода склеры в роговицу. Задним своим краем, образующим так называемый ресничный кружок, orbiculus ciliaris, ресничное тело непосредственно продолжается в choroidea. Место это соответствует ora serrata сетчатки. Спереди ресничное тело соединяется с наружным краем радужки. Corpus ciliare впереди от ресничного кружка несет на себе около 70 тонких, радиарно расположенных беловатого цвета ресничных отростков, processus ciliares.

3. Pадужка , или pадужная оболочка, iris, составляет самую переднюю часть сосудистой оболочки и имеет вид круговой, вертикально стоящей пластинки с круглым отверстием, называемым зрачком, pupilla. Зрачок лежит не точно в ее середине, а немножко смещен в сторону носа. Радужка играет роль диафрагмы, регулирующей количество света, поступающего в глаз, благодаря чему зрачок при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. Наружным своим краем, margo ciliaris, радужка соединена с ресничным телом и склерой, внутренний же ее край, окружающий зрачок, margo pupillaris, свободен. В радужке различают переднюю поверхность, facies anterior, обращенную к роговице, и заднюю, facies posterior, прилегающую к хрусталику. Передняя поверхность, видимая через прозрачную роговицу, имеет различную окраску у разных людей и обусловливает цвет их глаз. основа радужки, stroma iridis, состоит из соединительной ткани, имеющей архитектуру решетки, в которую вставлены сосуды, идущие радиально, от периферии к зрачку. Эти сосуды, являющиеся единственными носителями эластических элементов (так как соединительная ткань стромы не содержит эластических волокон), вместе с соединительной тканью образуют эластичный скелет радужки, позволяющий ей легко изменяться по величине. Сами движения радужной оболочки осуществляются мышечной системой, залегающей в толще стромы. Эта система состоит из гладких мышечных волокон, которые частью располагаются кольцеобразно вокруг зрачка, образуя мышцу, суживающую зрачок, m.sphincter pupillae, а частью расходятся радиарно от зрачкового отверстия и образуют мышцу, расширяющую зрачок, m.dilatator pupillae. Обе мышцы взаимно связаны и действуют друг на друга: сфинктер растягивает расширитель, а расширитель расправляет сфинктер. Благодаря этому каждая мышца попадает в свое исходное положение, чем и достигается быстрота движений радужки. Эта единая мышечная система имеет punctum fixum на ресничном теле. M.sphincter pupillae иннервируется парасимпатическими волокнами, идущими из добавочного ядра глазодвигательного нерва в составе n.oculomotorius, а m.dilatator pupillae — симпатическими из truncus sympathicus. Непроницаемость диафрагмы для света достигается наличием на ее задней поверхности двухслойного пигментного эпителия. На передней поверхности, омываемой жидкостью, она покрыта эндотелием передней камеры.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Сетчатка , или сетчатая оболочка, retina, — самая внутренняя из трех оболочек глазного яблока, прилегающая к сосудистой оболочке. Происходит из эктодермы (из стенок глазного бокала) и состоит из двух частей; наружной, содержащей пигмент, pars pigmentosa, и внутренней, pars nervosa, которая разделяется по своей функции и строению на два отдела: задний несет в себе светочувствительные элементы — pars optica retinae, а передний их не содержит. Волокна зрительного нерва, лишившись своей миелиновой оболочки, распространяются от диска во все стороны по pars optica retinae. Диск зрительного нерва, имеющий около 1,7 мм в диаметре, лежит несколько медиально (в сторону носа) от заднего полюса глаза. Латерально от него и вместе с тем немного в височную сторону от заднего полюса заметно в форме овального поля 1 мм в поперечнике так называемое пятно, macula, окрашенное у живого в красно-коричневый цвет с точечной ямкой, fovea centralis, посредине. Это место наибольшей остроты зрения. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, периферические концы которых имеют вид палочек и колбочек. Так как они расположены в наружном слое сетчатки, примыкая к пигментному слою, то световые лучи, чтобы достичь их, должны пройти через всю толщу сетчатки. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур, который придает розовый цвет свежей сетчатой оболочке в темноте, на свету же он обесцвечивается. Образование пурпура приписывают клеткам пигментного слоя. Колбочки не содержат зрительного пурпура. Нужно отметить, что в macula находятся только колбочки, а палочки отсутствуют. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет, вследствие чего это место не дает зрительного ощущения и потому называется слепым пятном.

Микроскопически в сетчатке различают 10 слоев 1. Пигментный эпителий, который простирается на всем протяжении оптической части сетчатки и имеет непосредственную связь со стекловидной пластинкой. Клетки пигментного эпителия имеют форму шестигранной призмы и расположены в один ряд. В них содержится пигмент фусцин. Пигментный эпителий поглощает и трансформирует лучи света, устраняя его диффузное рассеивание внутри глаза. 2. Слой палочек и колбочек — первый нейрон сетчатки. Палочка представляет собой правильное цилиндрическое образование длинной от 40-60 микрон, делится на два членика: наружный, имеющий цилиндрическую форму и внутренний, имеющий слегка вздутую форму. В наружном имеется концентрация зрительного пурпура (родопсина) и сосредоточены фотохимические процессы. Колбочки имеют форму бутылки — вытянутый тонкий наружный членик и брюшистый внутренний. Наружный членик колбочки содержит другое красящее вещество — иодопсин. Внутренние членики палочек и колбочек переходят непосредственно в нервное волокно, по ходу которого располагаются ядра зрительных клеток, составляющие наружный ядерный слой. Нервное волокно заканчивается синапсом, обеспечивающим функциональную связь первого нейрона со вторым — биполярными клетками. 3. Наружная пограничная пластинка образуется из концевых разветвлений мюллеровых волокон поддерживающей ткани сетчатки. Она нежная, тонкая и прозрачная. Через нее проходят отростки палочек и колбочек. 4. Наружный ядерный слой состоит из волокон и ядер палочковых и колбочковых клеток и разветвлений мюллеровых волокон между ними.

5. Наружный плексиформный слой — это слой, с которого начинается мозговой слой сетчатки. Здесь свободные окончания зрительных клеток соприкасаются с восходящими отростками биполярных клеток. В фовеолярной области этого слоя нет. 6. Внутренний ядерный слой — это биполярные клетки, которые содержат ядро и два отростка. Здесь находятся амакриновые клетки, горизонтальные ядра мюллеровых волокон. Биполяры объединяют от 1 до 30 колбочек или до 500 палочек, В этом слое начинается второй нейрон сетчатки. 7. Внутренний плексиформный слой состоит из клеток и волокон внутреннего ядерного слоя. В нем также встречаются единичные биполяры, амакриновые и горизонтальные клетки. В этом слое заканчивается второй нейрон сетчатки. 8. Слой ганглиозных клеток образован крупными клетками с двухконтурным ядром и большим ядрышком. Клетки отделены друг от друга мюллеровскими волокнами. Ганглиозная клетка вступает в контакт с группой биполяров, а один биполяр — с гроздьями палочек и колбочек. Лишь биполярная клетка, соединяющаяся с фовеолярной колбочкой, имеет свою ганглиозную клетку. Ганглиозная клетка — это третий нейрон сетчатки. 9. Слой нервных волокон состоит из осевых цилиндров ганглиозных клеток, которые образуют зрительный нерв. Эти осевые цилиндры сетчатки и соска зрительного нерва лишены миелиновой оболочки, которую они получают только после прохода через решетчатую пластинку склеры. Нервные волокна, идущие от фовеолярных ганглиозных клеток сетчатки, образуют так называемый папилломакулярный нервный пучок. В этом слое имеются также мюллеровые поддерживающие волокна, элементы нейроглии и сосуды. 10. Внутренняя пограничная мембрана — тонкая, прозрачная пластинка, образованная мюллеровскими волокнами, покрывает все глазное дно и отделяет сетчатку от стекловидного тела. Опорную ткань образуют мюллеровы волокна, которые представляют собой своеобразно измененные клетки глии и проходят через всю толщу сетчатки от внутренней до наружной пограничной пластинки. Промежутки между элементами заполнены межуточным белковым коллоидным веществом

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как человек воспринимает окружающий мир ЗРЕНИЕ

КАК УСТРОЕН ОРГАН ЗРЕНИЯ? ГЛАЗА — органы зрения, наши «окна» в мир. Мы смотрим вокруг и видим цвет, форму, размер предметов, их расположение в пространстве.

Глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Посередине глаза находится небольшое отверстие – зрачок. Через него внутрь глаза, как через объектив фотоаппарата, проходят лучи света.

ЛУЧИ СВЕТА ДОСТИГАЮТ ОСОБЫХ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК, КОТОРЫЕ УМЕЮТ РАЗЛИЧАТЬ СВЕТ И ТЕНЬ И РАЗНЫЕ ЦВЕТА

СИГНАЛ ОБ ЭТИХ РАЗЛИЧИЯХ ПОСТУПАЕТ ПО НЕРВУ В ГОЛОВНОЙ МОЗГ. В РЕЗУЛЬТАТЕ МЫ ВИДИМ ПРЕДМЕТ

НАШ ОРГАНИЗМ ХОРОШО ПОЗАБОТИЛСЯ ОБ ОХРАНЕ ЗРЕНИЯ: БРОВИ (ЗАЩИЩАЮТ ГЛАЗА ОТ ПОТА); РЕСНИЦЫ И ВЕКИ (БЕРЕГУТ ОТ ПЫЛИ). БЕРЕГИ ГЛАЗА!

ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ГЛАЗ ОТ БОЛЕЗНЕЙ И ТРАВМ:

УТРОМ И ВЕЧЕРОМ ПРОМЫВАЙ ГЛАЗА ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: ЕСЛИ В ГЛАЗ ПОПАДЕТ СОРИНКА, ОСТОРОЖНО ОТТЯНИ ВЕРХНЕЕ ВЕКО И НАЛОЖИ ЕГО НА НИЖНЕЕ. ЕСЛИ ЭТО НЕ ПОМОГЛО, ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЗРОСЛОМУ. НЕ ТРИ ГЛАЗ РУКОЙ ИЛИ ПЛАТКОМ

НЕ ТРОГАЙ ГЛАЗА ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ – ТЫ МОЖЕШЬ ЗАНЕСТИ ИНФЕКЦИЮ ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

ОСТОРОЖНО ОБРАЩАЙСЯ С ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, НЕ БЕГАЙ С ПАЛКОЙ, КАРАНДАШОМ, РУЧКОЙ. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЧАЙНО ПОРАНИТЬ ГЛАЗ СЕБЕ ИЛИ ДРУГОМУ РЕБЁНКУ ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ:

НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА И ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ, ЭТО УТОМЛЯЕТ ГЛАЗА И УХУДШАЕТ ЗРЕНИЕ; ВЫРАБАТЫВАЙ ПРИВЫЧКУ ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ И ПРЯМО ДЕРЖАТЬ ГОЛОВУ ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ ПРАВИЛО ПЯТОЕ:

ЧТОБЫ ГЛАЗА НЕ УСТАВАЛИ, НЕ СМОТРИ СЛИШКОМ ДОЛГО ТЕЛЕВИЗОР, НЕ САДИСЬ БЛИЗКО К ЭКРАНУ (НЕ БЛИЖЕ 3 М ОТ ЭКРАНА) ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:

ПОМОРГАЙ: ГЛАЗА ОМОЮТСЯ СЛЁЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ, И УСТАЛОСТЬ ПРОЙДЁТ ПОДОЙДИ К ОКНУ. НАЙДИ ВДАЛЕКЕ КАКОЙ-НИБУДЬ ПРЕДМЕТ, СОСРЕДОТОЧЬ НА НЁМ ВЗГЛЯД. ЗАТЕМ ОСТОРОЖНО ПОВРАЩАЙ ГЛАЗАМИ В ОДНУ СТОРОНУ, ПОТОМ В ДРУГУЮ ЛЯГ, ЗАКРОЙ ГЛАЗА, ПОЛОЖИ НА КАЖДЫЙ ГЛАЗ ВАТКУ, СМОЧЕННУЮ ЧАЕМ ИЛИ ОТВАРОМ РОМАШКИ. ПОЛЕЖИ ТАК 3-4 МИНУТЫ. ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ…

БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ! ВТОРОГО НЕ БУДЕТ!

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Зрение Учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской области» Дзюрич Елена Алексеевна

Зрение Строение глаза Свойства глаза Дефекты зрения Оптические обманы Зрение у животных

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

Знаете ли вы, что… По статистике, женщины плачут в четыре раза чаще мужчин, но это связано не с мужественностью или женственностью, а с содержанием гормона пролактина, который отвечает за выработку грудного молока и слёз.

Знаете ли вы, что… В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.

По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой. наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой.

Зрачок — отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

Свойства глаза Сетчатка Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , свет в этой области невидим) Палочки (чувстви- тельны к яркости) Колбочки (чувстви- тельны к cвету) Жёлтое пятно (место напротив зрачка с наибольшей плотностью зрительных клеток, место наивысшей остроты зрения)

Острота зрения – способность различать мелкие предметы. Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии. Адаптация – рефлекторное приспособление глаза к изменению яркости Цвет радужки — зависимость от количества пигмента меланина. Инерционность – среднее время сохранения светового ощущения. Цветоощущение – способность различать цвета. Бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект).

Дефекты зрения Близорукость и дальнозоркость Астигматизм Косоглазие Дальтонизм Куриная слепота

Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» — удлиняется, — и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).

Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Оптические обманы «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».

Зрение у животных А знаете ли вы, что… У самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике. У орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км.

У хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной плоскости. Это помогает оценивать расстояние до добычи. У травоядных – панорамное зрение, глаза расположены по бокам головы, из-за этого поле зрения намного шире, но изображение плоское, не стереоскопическое.

Некоторые животные (например, кошки) ночью видят лучше, чем днём. Внутри их глаза имеется большое количество клеток, способных улавливать свет. Кроме того, в них есть «светящийся коврик» — дополнительный слой клеток, отражающих даже самый слабый луч и посылающих их на сетчатку. Поэтому кошачьи глаза ночью светятся.

Чтобы видеть ночью, кобра снабжена специальной системой: между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, т. е. тепловые лучи. Поэтому кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

У насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В них нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости к такому глазу неприменимы.

источник

Человек на 90 % воспринимает окружающий мир при помощи глаз. Зрение – это великое богатство человека. На этом уроке мы узнаем о строении человеческого глаза, функциях его частей, о построении и передаче изображения и многом другом. Поговорим о правилах бережного отношения к глазам.

Один древний ученый заметил, что глаза человека – более надежный свидетель, чем уши. Это утверждение правдиво, ведь более 90 % информации об окружающем мире человек получает при помощи глаз (рис. 1).

В древности люди придавали глазам мистическое значение. Считалось, что глаза могут жить собственной жизнью и влияют на судьбы людей. Древние греки наносили изображения глаз на свои корабли, как обереги. Древние египтяне изображали огромное око божества Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Турецкий амулет «Глаз Фатимы»

Рис. 3. Древнегреческий корабль

Рис. 4. Древнеегипетское изображение глаза Ра

Глаз человека имеет круглую форму и называется глазным яблоком (рис. 5). Глаза расположены в специальных углублениях в черепе – глазницах (рис. 6).

Движением глаза управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Эти мышцы прикреплены к склере – твердой оболочке белого цвета, которая защищает те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока (рис. 7).

Внешняя сторона глаза защищена верхним и нижним веками. Веки человека – это складки кожи, которые поднимаются и опускаются специальными мышцами. Постоянно закрываясь и открываясь, они позволяют глазу оставаться чистым и увлажненным. Если в темной комнате резко включить яркий свет, человек обязательно зажмурится – сомкнутся его веки, защищая глаза от слепящего света и давая им возможность постепенно привыкнуть к смене освещения. Если поднести близко к лицу какой-либо предмет, веки автоматически закроются, защищая глаза от возможной опасности.

Брови тоже охраняют глаза: они препятствуют попаданию пота со лба в глаза.

Ресницы защищают глаза от пыли, дождя, снега и других помех. На обоих глазах человека примерно 80 ресниц, каждая из которых сменяется каждые 100 дней. Таким образов за жизнь человека сменяется 80 000–90 000 ресниц.

У людей, живущих в зоне степей, пустынь и полупустынь, узкий разрез глаз – так природа помогла приспособиться человеку к пыльным ветрам и песчаным бурям.

Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой, роговицей, которая состоит из клеток, легко пропускающих свет. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица нуждается в постоянном увлажнении, иначе она тускнеет (рис. 8).

Вверху наружного угла глаза есть слезная железа, в ней хранится жидкость – слезы (рис. 9). При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы моргаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн раз. Слезы солоноватые на вкус и прозрачные. Поэтому говорят: «Чистый, как слеза».

В составе слез есть белки, которые помогают защищать глаз от попавших на его поверхность микробов. Чтобы слезы не скапливались вокруг глаз, излишек выводится через слезный канал в носовую полость. Вот почему, поплакав, человек вынужден вытирать не только глаза, но и нос.

Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Радужка уникальна – на Земле нет даже 2 людей с одинаковыми радужными оболочками глаз (рис. 10).

Рис. 10. Радужная оболочка глаза (Источник)

Рис. 11. Ношение солнцезащитных очков (Источник)

Чтобы сберечь радужку, необходимо в яркую солнечную погоду носить солнцезащитные очки (рис. 1). Сзади к радужной оболочке прикреплены мышцы, которые позволяют ей менять форму в зависимости от освещения: чем меньше света, тем уже кольцо радужки. Таким образом, радужка контролирует, сколько света проникнет через зрачок – черный кружок, который находится в центре радужной оболочки. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый тусклый – расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим – в зависимости от сильного или слабого освещения (рис. 12).

В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Хрусталик прозрачный, бесцветный и эластичный. Для того чтобы сфокусировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Иногда в работе хрусталика происходит сбой, тогда некоторые люди нечетко видят предметы вблизи (дальнозоркость) или вдалеке (близорукость). Тогда люди носят очки, чтобы помочь хрусталику. Также хрусталик можно тренировать: для этого достаточно несколько раз перевести взгляд с дальнего объекта на ближний и обратно.

После хрусталика свет проходит через стекловидное тело, заполняющее всю полость глазного яблока. Стекловидное тело состоит из тонких волокон, между которыми находится бесцветная прозрачная жидкость, обладающая большой вязкостью; эта жидкость напоминает расплавленное стекло. Отсюда и произошло его название – стекловидное тело.

Сетчатка – та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка плотно покрывает заднюю часть глазного яблока. Она также важна, как пленка в фотоаппарате. Сколько бы мы ни зажимали на затвор, сколько бы света ни проходило сквозь линзу объектива, если в фотоаппарате нет пленки, все равно никакой фотографии не получится. То же самое происходит и с глазами. Если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели.

Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Хотя размер сетчатки невелик, на ее поверхности находится более 130 миллионов чувствительных к свету клеток. Эти клетки делятся на 2 типа: палочки (различают белый, черный и все оттенки серого цвета; помогают видеть в темноте) и колбочки (различают все цвета, но могут работать только при свете). Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому нерву (он называется зрительным нервом) в специальный отдел мозга. Изображение это уменьшено и перевернуто (рис. 13).

Рис. 13. Прием изображения глазом (http://ladativi.ru/assets/images/eye2.jpg)

А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.

2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.

3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.

4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.

5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

Зрение – огромное богатство человека. Слепым очень трудно. А дефекты зрения трудно исправить. Поэтому необходимо беречь глаза и заботиться о зрении (рис. 14).

Следуйте таким правилам:

1. Нужно промывать глаза утром и вечером.

2. Не трите глаза грязными руками, чтобы не занести микробы и сор.

3. Если в глаз попала соринка, обратитесь за помощью ко взрослым, промойте глаза водой.

4. Остерегайтесь попадания в глаза острых предметов.

5. Не читайте лежа, в транспорте, при плохом освещении.

6. Старайтесь держать книгу на расстоянии 30–35 см (чтобы определить это расстояние, поставьте локоть на стол и кончиками пальцев дотянитесь до виска – на таком расстоянии от глаз стоит держать книгу или тетрадь).

7. Помните, что при чтении и письме свет должен падать слева.

8. Смотрите телевизор не более 1–1,5 часов в день.

9. Сидите не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера.

10. Работайте на компьютере не более 15 минут подряд.

11. Ежедневно делайте гимнастику для глаз.

12. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, которые необходимы для правильной работы глаз: морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

На следующем уроке мы узнаем, сколько у человека на самом деле ушей, убедимся в том, что ухо помогает не только слышать и слушать, но и сохранять физическое равновесие, познакомимся с необычными фактами об этом слуховом органе.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Напишите соответствующие названия.

2. Углубление в лицевой части черепа, в котором помещается глазное яблоко. (Глазница)

3. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от ветра и пыли. (Веки)

4. Поднимание и опускание век. (Моргание)

5. Волоски на краях век. (Ресницы)

6. Дугообразные полоски волос над глазной впадиной. (Брови)

7. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное яблоко. (Роговица)

8. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)

9. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)

11. Заболевание глаз, при котором удаленные предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)

2. Зарисуйте строение глаза, сделайте подписи.

3. * Ответьте на вопрос: «Почему все кошки ночью серые?»

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Орган зрения человека
Выполнила Копырина Вера Владимировна учитель биологииМБОУ гимназия №2 «Квантор» г.о.Коломна

Содержание
Эволюция Краткие сведения о работе глаза Анатомия органа зрения Строение глаза Бинокулярное и Стереоскопическое зрение От чего зависит цвет глаз? Световая чувствительность человеческого глаза Острота зрения Дефекты хрусталика Дефекты сетчатки Способы улучшения зрения

Я выбрала тему «Орган зрения человека», потому что эта проблема очень актуальна в наши дни, так как большое количество людей и особенно школьников сейчас страдают от разных заболеваний глаз, вызванных зрительными перегрузками, а именно: излучение компьютера, телевизора, нагрузки при чтении и письме в школе, ну и конечно же, не соблюдение простых правил, чтобы сохранить здоровье своих глаз.

Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире специального органа зрения, organum visus, главной частью которого у всех животных являются специфические чувствительные клетки, происходящие из эктодермы, воспринимающие раздражения от световых лучей. Они по большей части окружены пигментом, значение которого состоит в том, чтобы пропускать свет по определенному направлению и поглощать лишние световые лучи.
Эволюция

Восприятие зрительных раздражений: Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы – их шесть – обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на её желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начинавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчиваются в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
Краткие сведения о работе глаза

Анатомия органа зрения
А – вспомогательный аппарат, мышцы глаза Б – схема строения зрительного анализатора В – строение сетчатки Г – схема строения глазного яблока Д – различение цветов глазными рецепторами

Зрительный анализатор человека в н.у. обеспечивает бинокулярное зрение, т.е. зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения – фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки (бинокулярная фокусировка). Физиологичное двоение (фокус) помогает оценивать удалённость предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.
Бинокулярное и Стереоскопическое зрение

Основную часть глаза составляет глазное яблоко. Оно включает в себя несколько оболочек. За прозрачной роговицей, самой верхней из оболочек, следует сосудистая, снабженная кровеносными сосудами и пигментными клетками. В передней части глаза она представлена радужной оболочкой, которая и отвечает за цвет глаза. Радужка в одном из своих глубоких слоев содержит особые клетки — хроматофоры, содержащие пигмент меланин, который и просвечивает сквозь роговицу. Все люди рождаются светлоглазыми, а окончательный цвет глаз формируется у ребенка к 2—3 годам, когда появляется фермент меланин. Чем больше его присутствует в клетках, тем темнее глаз. Голубоглазые нации, как правило, живут далеко от экватора, обладатели коричневых глаз — жители районов с умеренным климатом, а черные глаза указывают на близость к экватору.
От чего зависит цвет глаз?

Световая чувствительность человеческого глаза
Способность глаза воспринимать свет и распознавать, различать степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения – адаптацией глаза; Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.
Острота зрения

Рассмотрим различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке.
Нарушения в оптической системе.

Дефекты хрусталика Дефекты хрусталика
Дальнозоркость Большей частью наследственно обусловленное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки вследствие слабости цилиарной мышцы, нарушения кровообращения в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в переднезаднем направлении.
Близорукость Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения.
Астигматизм Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые.
Дефекты сетчатки Дефекты сетчатки
Дальтонизм Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет.
Скотома Скотома (греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой.

Регулярно делать упражнения для глаз; Периодически делать компрессы; Давать отдохнуть глазам (закрыть глаза на 3-4 минуты); В солнечный день носить солнцезащитные очки; Исключить для себя чтение книг, газет, журналов и т.д. в движущемся транспорте; Во время письма, чтения, занятием рукоделием необходимо обеспечить рабочее место хорошим освещением. Свет должен падать с левой стороны (если Вы правша), с правой стороны (если Вы левша) и немного сверху; Не носить солнцезащитные очки в пасмурные дни и вечером; Если уже есть проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость) необходимо носить очки соответствующие нарушениям Вашего зрения (в соответствии с рецептом на очки); Необходимо обеспечить свой рацион питания следующими витаминами, минералами и другими веществами – витамины А, С, Е, антоцианы (экстракт черники), лютеин, селен.
Как сохранить зрение

Итак, мы видим, что наш зрительный анализатор, наши глаза — это исключительно сложный и удивительный дар природы. Весьма упрощенно можно сказать, что глаз человека — это, в конечном счете, прибор для приема и переработки световой информации, и его ближайшим техническим аналогом является цифровая видеокамера. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!
Заключение

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

источник

  • Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза.
  • Радужка- похожа по форме на круг с отверстием внутри.
  • Зрачок- отверстие в радужке.
  • Хрусталик — «естественная линза» глаза.
  • Стекловидное тело- прозрачная жидкость, расположенная в заднем отделе глаза.
  • Сетчатка- задняя часть глаза .
  • Склера- непрозрачная внешняя оболочка глазногояблока.

Как мы видим окружающий мир?

  • Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв в определенные области затылочных долей головного мозга, где формируется картина внешнего мира, которую мы видим.

  • – светоощущение, – цветоощущение, – центральное или предметное зрение, – периферическое зрение, – стереоскопическое зрение.

  • Глаз следует оберегать от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаза). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости.
  • Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому рекомендуется носить темные защитные очки.
  • Нельзя читать лежа.
  • Нельзя долго работать за компьютером.

  • 1. Умываться по утрам и вечерам.
  • 2. Смотреть телевизор не более 1 часа.
  • 3. Не читать лежа.
  • 4. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  • 5. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см . 6. Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец. 7 . Делать гимнастику для глаз .

  • Быстро поморгайте глазами, закройте веки и посидите тихо 5-10 секунд.
  • Сильно зажмурьтесь на 5 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль и задержите взгляд на 5 секунд.
  • Вытяните правую руку перед собой, медленно поводите указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следя за движениями пальца взглядом.
  • Медленно вращайте глазами влево и вправо, несколько раз по кругу.
  • Осторожно нажимайте указательными пальцами на закрытые веки, бережно массируя их.

  • У стрекозы каждый глаз состоит из тридцати тысяч различных линз. Такие глаза дают насекомому очень широкое поле зрения, благодаря им, стрекоза может видеть даже то, что происходит сзади.
  • У гигантского кальмара самые большие глаза — каждый больше 30 см. У каждого глаза есть встроенная «фара», орган, который производит свет всякий раз, когда кальмар сосредотачивает глаза в одном направлении.

  • Тарантулы способны смотреть во все стороны одновременно, у них восемь глаз — 2 широких спереди, 4 маленьких внизу, и 2 еще меньше на задней стороне головы. Тарантулы видят движущееся небольшое насекомое на расстоянии 20-30 см, но не различают его форму.
  • У слона глаза сравнительно маленькие — чуть больше глаз взрослого человека. Лучше всего слоны видят в лесу, где свет не так ярок. Слон даже при солнечном свете замечает малейшее движение на расстоянии 45 метров.

6.Цветное кольцо в центре глаза.(радужка)

7. Отсутствие зрения.(слепота)

1.Специальное углубление в черепе для глаза.(глазница)

2.. Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет.(зрачок) 3.Часть глаза, находящаяся за зрачком.(хрусталик)

4. Подвижный кожный покров глазного яблока.(веко)

источник

Цели: объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека, сформировать представление о механизме их работы, обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Задачи: продолжить формирование умения сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям, к своим органам чувств; продолжить формирование навыков соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Оборудование: таблица «Строение глаз», предметы разной формы и размера для проведения наблюдений; презентация на компьютере по теме «Глаза – орган зрения»; энциклопедии; картинки животных, насекомых, рыб; магнитофон.

I. Мобилизующее начало урока.

II. Проверка домашнего задания.

Устно ответить на вопросы: 1. Рассказать о нервной системе человека.

2. Рассказать, как устроен мозг и как он управляет организмом?

Тестирование на компьютере по теме: Как беречь нервную систему?

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке познакомимся с интересной темой. Мы будем говорить о том органе чувств, от которого мозг получает больше всего информации.

— Как вы думаете, что это за орган чувств? (глаза)

— Тема урока: «Глаза – орган зрения». Узнаете строение глаза, механизм работы глаз, поговорим о соблюдении правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств, будем проводить разные наблюдения.

— Вы правильно сказали, что мозг от органа зрения получает наибольшую информацию.

Зрения дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем его мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размерах предмета, его цвете, движется предмет или нет, как далеко он расположен, где предмет находиться относительно нас – слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. Если заснять все на кинопленку, что человек видит в течении дня, то на это понадобилось бы 20 км. пленки. Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным, а не плоским, как на фотопленке.

— Давайте попробуем выяснить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Цель: путем собственных исследований выявить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Вывод: с закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и раз-мерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука).

Цель: убедить учеников в важности двух глаз.

Попросите учеников сначала закрыть глаза и не подглядывать. поставить на столе 2 разных предмета разного размера, но постарайтесь при этом сделать так, чтобы ученикам не был виден дальних от них край стола. Можно перед предметами положить заслоняющий край стола более низкие предметы (книги, тетради и т.д). более крупный из двух предметов поставьте чуть дальше от учеников, чем предмет поменьше. После этого попросите учеников прикрыть один глаз рукой, а другим посмотреть на стол и определить (напри-мер, голосованием), какой из двух предметов поставлен ближе, а какой дальше. Многие из учеников ошибочно посчитают, что более крупный предмет стоит ближе (это эффект обмана зрения при пользовании только одним глазом). После этого предложите ученикам открыть второй глаз и ответить еще раз на вопрос. Узнав правильный ответ, ученики на опыте убедятся, что именно с помощью пары глаз они умеют определять, что дальше и что ближе.

– Узнаем, а как же устроен глаз (показ по таблице).

— Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах. Поворачивают глаза в разные стороны глазные мышцы. Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищает глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробов.

— Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка. В ее центре находится отверстие – зрачок. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку. Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение.

— Давайте запишем строение глаза.

1. – ресницы, 2 – брови, 3 – веко, 4- радужная оболочка, 5 – зрачок, 6 – роговица.

VI. Гимнастика для глаз (использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают «глазами» под музыку).

На листе ватмана размером 1х2 м. изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты). По просьбе учителя дети начинают бегать глазами по заданной территории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнение выполняется стоя.

VII. Самостоятельная работа. Работа по учебнику, стр.

-А теперь проверим, как вы внимательно прочитали материал.

-Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них сори-нок).

— Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слеза-ми роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).

— Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).

— Когда мы щуримся? (Щуримся мы тогда, когда свет от рассматриваемых предметов через щур ярок – этим мы помогаем зрачку, который не всегда справляется с регулированием силы света, поступающего в глаз).

— Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ).

— Кто такие дальтоники? Можно ли им водить автомобиль? (Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их).

-Какие глаза можно называть внимательными? (Внимательными мы называем глаза, разглядывающие какой – то предмет или что-то разыскивающие взглядом).

— Какие приборы увеличивают возможности глаз? (Возможности глаз увеличивают изобретенные человеком приборы: очки, микроскопы, бинокли, телескопы, приборы ночного видения и другие.)

-Бывают ли глаза добрыми, злыми? (Глаза сами по себе не бывают добрыми или злыми, то или иное впечатление по выражению глаз создают расположенные вокруг них мышцы лица.)

— Связано ли зрение с мышлением? Предложите ученикам рассмотреть какой-нибудь предмет. Каждый ученик может увидеть больше или меньше, в зависимости от его знаний и напряжения ума. Предложите одному из учеников первым рассказать о том, что он видит, а потом другие ученики дополнят описание предмета.

VIII. Работа с компьютером.

Открыть презентацию «Глаза – орган зрения».

Дети читают вопрос, отвечают. Правильность ответа проверяют по компьютеру.

Вопрос 1: Для чего вокруг глаз ресницы?

Ответ: Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок.

Вопрос 2:Для чего мы моргаем?

Ответ: Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз.

Вопрс3: Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем?

Ответ: Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз.

Вопрос 4: Почему мы плачем, когда режем лук?

Ответ: Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества – ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ.

Вопрос 5: Можно ли им водить автомобиль?

Ответ: Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их.

IX. Правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

— Что же может навредить глазам?

-Плохое или недостаточное освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

— Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения – 25 – 30 см.

— Не трите глаза грязными руками.

-На следующем уроке мы более подробно остановимся на этом вопросе. Дома поищи-те интересный, познавательный материал по теме «Глаза – орган зрения».

Х. Подведение итогов урока. Вывод.

— Что нового узнали на уроке?

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: Глаза – орган зрения. От них мозг получает наибольшую часть информации. С закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука). С помощью пары глаз мы умеем определять, что дальше и что ближе. Ресницы, брови, веко, радужная оболочка, зрачок, роговица – таково строение глаза. Глаза нужно беречь!

-Чем понравилось заниматься на уроке?

Подобрать интересный материал по теме «Глаза – орган зрения», оформить сообщение на альбомном листе.

  • Цели: Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), обучение умению делать морфологически …

» >Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного»
Тип урока: знакомство с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с этапами развития летательных аппаратов. Задачи урока: Знакомство с осн …

» >Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного Соответствует ФГОС: да Технологии проблемно-диалогического обучения, интерактивного обучения Цели …

» >Сценарий выпускного в начальной школе «Кораблик детства моего»
Цели: проверить знания детей по теме « Путешествие по странам Европы», умение работать с картой, развивать устную речь учащихся, прививать интерес к и …

  • Тип урока: знакомство с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с этапами развития летательных аппаратов. Задачи урока: Знакомство с осн …

» >Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
Цель урока: формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма. Задачи урока: повторение правила проверки безударных окончаний имён …

» >Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи. Цели: Способствовать формированию новых терминов сложения «первое слагаемое», «второе слагаемое …

» >Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
Основные предметные цели: — помочь детям усвоить представление о числе 9, написании цифры 9, состав числа 9. — закрепить знания между частью и целым …

» >Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного Соответствует ФГОС: да Технологии проблемно-диалогического обучения, интерактивного обучения Цели …

  • Комарова Галина Владимировна Тренер-преподаватель ДЮСШ Цель: Развитие физических качеств Задачи Образовательные: — закрепление навыков ходьбы по …

» >Конспект занятия физкультурно–спортивной направленности: «Космическое путешествие».
Саюстова Ольга Валерьевна учитель физической культуры в начальных классах МБОУСОШ №2. 1.Построение. Сообщение задач урока ОСНОВЫ ЗНАНИЙ-10 мин. Че …

» >Конспект урока физической культуры во 2 классе «Гимнастика и строение тела человека».
Бондаренко С.А. учитель начальных классов МБОУСОШ № 25 Цели: — научить детей делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных зв …

» >Конспект урока литературного чтения в 1 классе: «Введение понятия слог».
Звозникова Н.А. учитель начальных классов Цель урока: Создать условия для совершенствования умения проверять написание безударных гласных в корне с …

» >Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слов».
Завадская Е.Н. учитель начальных классов МБОУСОШ №25 Цели деятельности педагога: научить проводить вертикальные параллельные линии; создать условия …

источник