Меню Рубрики

Основные точки зрения на время возникновения науки

Проблема возникновения науки

Однозначного ответа на вопрос, когда и где возникла наука, не существует. Трудность ответа на данный вопрос состоит, прежде всего, в определении содержания понятия «наука». Тем не менее, современная наука уходит в своих истоках в глубинные пласты мировой культуры.

Определение даты и места рождения науки – это вопрос открыто дискуссионный, но можно выделить пять радикальных точек зрения.

1. Наука понимается как опыт практической и познавательной деятельности в целом. Тогда отсчет времени возникновения науки надо вести с каменного века, с первобытного общества.

2. Наука понимается как особый вид знания, которое является обоснованным. Тогда родиной науки является античная Греция. Именно здесь в V до н.э. на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. Античность дала миру имена выдающихся мыслителей и ученых: Демокрит, Пифагор, Аристотель, Зенон Элейский, Евклид, Гиппократ, Аристарх Самосский, Архимед и др.

3. Наука понимается как опытное знание, опирающееся на эксперимент, наблюдение, а не на авторитет предания или философские традиции. В таком случае наука возникла в XII-XIV вв. (позднее средневековье) в Западной Европе. Родоначальниками науки являются британские ученые монах Р. Бэкон (1214-1292) и епископ Р. Гроссет (1168-1253).

4. С наукой связывают достижения естествознания. Естественные науки умеют строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мыленного эксперимента. В таком случае наука возникла в XVI-XVII вв. в Западной Европе. Этот период в философии принято называть Новым временем. В этот период в Европе работают гениальные ученые: Р. Гук, Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт и многие другие.

Кроме того, именно в XVII в. наука начинает оформляться как социальный институт. В 1660 г. возникает Лондонское Королевское общество, а спустя шесть лет – Парижская Академия наук.

5. Данная точка зрения существенным признаком науки считает совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Происходит оформление науки в особую профессию. Эти процессы шли наиболее успешно в Берлинском университете под руководством В. Гумбольдта. Следовательно, наука возникла в Германии в середине XIX в.

Не все приведенные точки зрения одинаково авторитетны. Наиболее обоснованной и имеющей большинство сторонников является теоретическая позиция, согласно которой наука возникла в Новое время в Западной Европе[30].

Необходимо подчеркнуть, что великие цивилизации Азии, Вавилона, Египта, доколумбовой Америки также обладали познавательным опытом и внесли свой вклад в становление новоевропейской науки. По своему содержанию наука глубоко наднациональна и способна впитать завоевания любых эпох и народов.

Античная наука

Научные идеи в древней Греции развивались в составе ранних метафизических картин мира.

В истории античной философии и науки принято выделять несколько этапов:

— классический этап (VII-IV вв. до н.э.);

— эллинистический этап (IV – I вв. до н.э.);

Рассмотрим кратко особенности античной науки, исходя из данной периодизации.

Классический этап.

Первые философы одновременно являлись и первыми учеными. Что такое мир, как он устроен, каковы его первоначала – эти вопросы задавали все античные философы.

Проблема первоначал бытия стала центральной для философов Милетской школы: Фалеса (около 625-547 гг. до н.э.), Анаксимена (около 585-524 гг. до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.).

Определенный вклад в развитие античной науки, прежде всего математики, внесла Пифагорейская школа во главе с Пифагором (582-500 гг. до н.э.). Пифагор сформулировал учение о числе как основе Вселенной. Вселенная – это гармония чисел и их отношений. Он считал, что мир состоит из 5 элементов: вода, огонь, воздух, земля, эфир. Пифагор был сторонником геоцентрической модели мира, согласно которой центром мироздания является Земля.

В Афинах, центральном полисе древней Греции, работали такие мыслители, как Эмпедокл, Платон, Сократ. Сократа (469-399 гг. до н.э.) называют первым философским антропологом, потому что его, в отличие от других античных мыслителей, интересовали не онтологические проблемы, а вопросы, связанные с сущностью человека.

Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.) ввел понятие «атом» (греч. – «неделимый») и полагал, что все тела состоят из атомов и пустоты. Демокрит утверждал, что Вселенная бесконечна и допускал существование множества миров во Вселенной.

Вершиной развития античной научной и философской мысли можно считать творчество великого философа-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он внес вклад в развитие всех наук своего времени: математики, физики, психологии, социологии, философии, метеорологии и других. Он предложил классификацию наук, дал определение «первой философии», создал основы формальной логики. Аристотель является дуалистом, полагая, что любая вещь состоит из материи и формы, создает учение о четырех причинах существования вещи.

Интересны космологические идеи Аристотеля. Он полагал, что Земля является шаром и находится в центре Вселенной. Мир состоит из двух областей: области Земли и области неба. В своей основе область неба имеет эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них – неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов (вода, воздух, земля, огонь). Вселенная является конечной. Аристотель выделяет разум мирового масштаба, полагая, что именно он является «перводвигателем», источником любого движения.

Поэтому для античной науки, особенно ее раннего этапа развития, характерны абстрактность, умозрительность, отвлеченность от конкретных фактов, космоцентризм. При этом космос понимается как окружающий человека мир, природа, огромный организм. Различается макрокосм и микрокосм, под которым понимается человек. Человек является частью макрокосма.

Эллинистический этап.

Эллинизмом называют трехсотлетний период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему континентальных областей в Азии и Африке, оказавшихся вследствие завоеваний Александра Македонского, под военно-политической властью македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры. Этот период начинается в 338 г. до н.э. (год военной победы Македонии над Грецией) и заканчивается в 30 г. до н.э. (римские войска оккупируют эллинистический Египет).

В этот период философия постепенно утрачивает свой творческий характер, усиливается ее самосознание, начинается эпоха саморефлексии. Утрачивается связь с науками, теоретический уровень снижается. Растет скептицизм и антифилософский мистицизм.

И все же наиболее удивляет в эпоху эллинизма невиданный расцвет наук, которые начинают отделяться от философии и получают предметное определение. Возникают новые центры культуры – Пергам, Александрия, сохранили свое значение Афины. В Афинах преобладала философия, в Александрии – наука. Особенно славятся Александрийская и Пергамская библиотеки.

При этом философы со своей стороны сделали для наук немало. Демокрит был одновременно философом и ученым. Сократ установил, что истинное знание должно выражаться в понятиях. Нет понятия – нет и знания. Платон установил, что научное знание недостижимо без идеализации предмета познания. Как идеалист, Платон такую идеализацию сделал безусловной, выдумав мир идеализированных сущностей-идей. Но если идеализацию понимать условно, как прием исследования конкретно существующих вещей, то такая идеализация в научном знании необходима. Аристотель установил, что научное знание требует знания общего (понятия) и причин.

Таким образом, эллинистическая наука была подготовлена и в теоретическом, и в социальном аспектах развитием древнегреческого интеллекта, логоса. Однако все же подлинный расцвет ряда специальных наук произошел лишь в начале эллинизма, когда реализуется тенденция к «отпочкованию» наук от философии и их дифференциации. Отныне у каждой науки появляется свой предмет, своя история, свои методы.

Рассмотрим кратко творчество наиболее выдающихся представителей эллинистической науки.

Архимед Сиракузский (287-212 гг. до н.э.)

Архимед из Сиракуз был выдающимся инженером, изобретателем, механиком. Он не был философом: его мало интересовали умозрительные проблемы и вопросы. В книге Архимеда «О сфере и цилиндре» мы находим выражение для поверхности сферы: поверхность сферы в четыре раза больше площади большого круга. Архимед исследует параболоиды и гиперболоиды;
тела, образованные вращением эллипсов; определяет число В области механики он создает основы статики и гидростатики. Архимед принимал участие в обороне Сиракуз при осаде города римскими войсками и в ходе данной обороны погиб.

Одним из самых выдающихся ученых не только эллинистического этапа, но и науки в целом является Евклид (первая половина III в. до н.э.).

Основная работа Евклида называется «Начала», она состоит из 13 книг.

В плане философии математики особенно интересна первая книга, которая начинается с определений, постулатов, аксиом. Евклид определяет точку как то, что не имеет частей. Линия – это длина без ширины. Прямая линия равно расположена по отношению к точкам на ней. Из постулатов Евклида видно, что греческий ученый представляет пространство как пустое, безграничное, изотропное, трехмерное.

В «Началах» Евклида мы видим завершение математики как стройной науки, исходящей из определений, постулатов, аксиом и построенной дедуктивно. «Начала» – вершина древнегреческой дедуктивной науки.

Основные постулаты геометрии Евклида сводятся к следующим:

1. От каждой точки до каждой другой можно провести прямую.

2. Ограниченную прямую можно продолжить неопределенно.

3. Из любого центра можно описать окружность любым радиусом.

5. Если две прямые при пересечении с третьей образуют с одной стороны внутренние односторонние углы, сумма которых меньше двух прямых углов, то эти прямые пересекаются при достаточном продолжении с этой стороны.

В современном звучании пятый постулат выглядит так: «Через данную точку можно провести лишь одну параллельную данной прямой».

Все постулаты геометрии Евклида, кроме пятого постулата, были доказаны. Хотелось доказать пятый постулат, но попытки были неудачными. Наконец, К. Гаусс в 1816 г. высказал гипотезу, что этот постулат может быть заменен другим. Эта догадка была реализована в параллельных исследованиях независимо друг от друга Н.И. Лобачевским (1792-1856) и Я. Больяи (1802-1866). Из отрицания пятого постулата возникли неевклидовы геометрии. Б. Риман (1826-1866) своей теорией многообразий (1854) доказал возможность существования многих видов неевклидовой геометрии. Сам Б. Риман заменил пятый постулат Евклида на постулат, согласно которому вообще нет параллельных линий, а внутренние углы треугольника больше двух прямых углов.

В геометрии Евклида основной объект – прямые, а если мы возьмем кривую поверхность, то как на ней будут лежать прямые? Прямая – кратчайшее расстояние между точками А и В. Но что будет на сфере? К. Гаусс вводит понятие «кривизна поверхности». У прямой линии кривизна стремится к бесконечности.

Далее, Ф. Клейн (1849-1925) показал соотношение неевклидовой и евклидовой геометрий. Геометрия Евклида относится к поверхностям с нулевой кривизной, геометрия Лобачевского – к поверхностям с отрицательной кривизной, а геометрия Римана – к поверхностям с положительной кривизной.

Сравним основные показатели разных геометрий с помощью таблицы.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики геометрии Евклида, геометрии
Н.И. Лобачевского, геометрии Б. Римана

Основания различия Число прямых, параллельных данной прямой Сумма углов треугольника Отношение окружности к диаметру Мера кривизны
Геометрия Евклида 180°
Гиперболическая геометрия Н.И. Лобачевского ˂180° ˃ ˂0
Эллиптическая геометрия Б. Римана ˃180° ˂ ˃0

Римский этап.

Римский этапизвестен творчеством такого выдающегося ученого, как александрийский математик, астроном, механик Клавдий Птолемей (около 87-165). Он предложил геоцентрическую модель Вселенной, просуществовавшую около 1375 лет и сменившуюся гелиоцентрической системой Н. Коперника только в XV в.

В Центре Вселенной находится неподвижная Земля, ближе к Земле – Луна, далее располагаются Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Данная космологическая модель была математически обоснована и сыграла выдающуюся роль в мировоззрении поздней античности, Средневековья и Возрождения. Кроме того, данная модель обосновывала религиозную картину мира, согласно которой Бог является источником творения мира и человека, а земля является центром мироздания.

5.3. Средневековая наука: основные достижения

И ключевые персоналии

В средние века науке, как и философии, отводилась роль «служанки богословия». Это выражалось в том, что она привлекалась для иллюстрации и подтверждения религиозных истин. Догматические положения христианской философии оказали сильнейшее воздействие на процесс формирования всего концептуального аппарата средневековой науки, начиная с введения целого ряда постулатов (о творении мира из ничего, о существовании первой причины и т.п.) и заканчивая постановкой самих задач научного исследования.

Как показали исследователи средневековой науки, в науке этого периода можно выделить четыре больших направления[31]. Первое – физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. Второе – учение о свете, в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма.

Третий раздел – науки о живом. Они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни и содержали богатый эмпирический материал, трактуемый в свете идей Аристотеля.

Четвертый раздел – это комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах, а также алхимия.

Философские проблемы, рассматриваемые в этот период, несмотря на их определенную религиозность и метафизичность, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философии. К числу обсуждаемых философских проблем можно отнести проблемы универсалий (решение этой проблемы привело к появлению направлений номинализма, концептуализма, реализма). Также важными были вопросы, связанные с соотношением веры и разума, доказательства бытия Бога, философии истории (вспомним Августина и его работу «О граде Божьем»).

Со второй половины VIII в. научное лидерство переместилось из Европы на Восток. В IX в. на арабский язык были переведены «Начала» Евклида, работы Аристотеля, «Математическая система» Клавдия Птолемея. Мы наблюдаем прогресс в области математики, физики, астрономии, медицины. Строятся обсерватории, библиотеки. Научным центром является Багдад, где работает много ученых. переводчиков, мыслителей. Особые успехи достигнуты в астрономии и математике. Известны своими идеями Аль-Фараби (870-950), развивший логическое наследие Аристотеля; Аль-Бируни (973-1048) – энциклопедист-ученый, высказавший предположение о гелиоцентризме впервые на средневековом Востоке.

Известен своим творчеством Омар Хайям (1048-1131) – иранский ученый, философ, поэт. Вместо лунного календаря О. Хайям предложил солнечный календарь.

Известен Улугбек (1394-1449) – среднеазиатский ученый, астроном. Он изложил теоретически основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет.

На арабском Востоке работает выдающийся мыслитель, ученый, врач Ибн Рушд (лат. Аверроэс) (1126-1198), сторонник философии Аристотеля. Большинство философских сочинений Ибн Рушда представляет собой комментарий к трудам Аристотеля. Он сформулировал концепцию двойственной истины, согласно которой Бога и книгу природы, написанную Богом, можно познавать двумя путями: с помощью рациональной религии (доступна немногим образованным) и с помощью образно-аллегорической религии (доступна всем). Концепция двойственной истины признавала права «естественного разума» наряду с христианской верой.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Необходимо назвать арабского ученого, врача и астронома Ибн Сину (Авиценну), также представителя аристотелизма.

В IX в. страны Европы стали соприкасаться с богатством арабской цивилизации, а переводы арабских текстов на латинский язык стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.

Таким образом, естествознание в этот период еще не сформировалось, оно находилось в стадии «преднауки». Познавались отдельные явления, которые легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). Средневековую науку отличают тенденция к систематизации и классификации знаний, компилятивный характер научных теорий.

Становление современного естествознания началось с первых двух глобальных научных революций, происходивших в XVI-XVII вв.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные периоды развития греческой науки.

2. Какова роль арабской науки в становлении европейской науки?

3. Каковы особенности стиля мышления средневековой науки?

4. Каковы исторические и социальные предпосылки формирования научного знания?

5. В чем заключается средневековая проблема универсалий? Приведите аргументы сторонников номинализма, концептуализма, реализма.

6. В чем заключается проблема возникновения «научного знания»?

ЛЕКЦИЯ 6. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

ОТ КОПЕРНИКА ДО НЬЮТОНА

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1875 | Нарушение авторских прав

источник

Что такое античная наука? Что такое наука вообще? Каковы основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека — ремесел, искусства, религии? Удовлетворяет ли этим признакам тот культурно-исторический феномен, который мы называем античной наукой? Если да, то была ли античная, в частности ранняя греческая наука, исторически первой формой науки или у нее были предшественники в странах с более древними культурными традициями — таких, как Египет, Месопотамия и т.д.? Если верно первое предположение, то каковы были преднаучные истоки греческой науки? Если же верно второе, то в каких отношениях находилась греческая наука с наукой своих старших восточных соседей? Имеется ли, наконец, принципиальное различие между античной наукой и наукой Нового времени?

Возникновение науки

По поводу самого понятия науки среди ученых-науковедов наблюдаются весьма большие расхождения. Можно указать две крайние точки зрения, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Согласно одной из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI-XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук — процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.

Прямо противоположную картину мы обнаруживаем в Греции. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян в отношении знания того, что происходит на небе, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания — моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

И вот, обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений, можем ли мы найти в ней черту, принципиально отличающую ее от науки Нового времени? Да, можем. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент — экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени — Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, — такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII вв. заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.

античная эпоха наука философия

В античную эпоху подобного взаимодействия науки и практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира — в области архитектуры, судостроения, военной техники — не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось, в конечном счете, пагубным для античной науки.

Будучи по своему характеру более синтетической, нежели аналитической наукой, физика древней Греции и эллинистического периода являлась составной частью философии и занималась философской интерпретацией природных явлений. Вследствие этого метод и содержание физики носили качественно иной характер, чем возникшая в результате научной революции XVI и XVII в. в. классическая физика. Начинающаяся математизация физической стороны явлений послужила импульсом к созданию точной научной дисциплины. Однако специфический физический метод, который мог привести к формированию физики как самостоятельной науки, в античный период ещё не сложился. Эксперименты носили спорадический характер и служили более для демонстрации, нежели для получения физических фактов. Тексты, относящиеся к физическим явлениям, в латинском и арабском переводах сохранились приблизительно с 5 века до н.э., большей частью в позднем переложении. Наиболее важные произведения из области физических знаний принадлежат Аристотелю, Теофрасту, Евклиду, Герону, Архимеду, Птолемею и Плинию Старшему. История развития физики в античный период чётко разделяется на четыре периода.

Ионийский период (600-450 до нэ). Собственный практический опыт, а также заимствованный из древних культур привёл к возникновению материалистических идей о сущности и взаимосвязи явлений природы в составе общей науки и натурфилософии. Наиболее выдающимися представителями её были Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, а также Гераклит Эфесский, работы которых содержали довольно скромные, но эмпирически точные сведения из области естествознания. Им были известны, например, свойства сжатия и разжижения воздуха, поднятие вверх нагретого воздуха, сила магнитного притяжения и свойства янтаря. Традиции натурфилософии были продолжены Эмпедоклом из Акраганта, доказавшим вещественность воздуха и создавшего теорию элементов. Левкипп и Демокрит обосновали анатомистическое учение, согласно которому вся множественность вещей зависит от положения, величины и формы составляющих их атомов в пустом пространстве (вакууме). Противниками натурфилософского учения были пифагорейцы с их представлениями о числе как основе всего сущего. Вместе с тем пифагорейцы ввели в Физику понятие меры и числа, развивали математическое учение о гармонии и положили начало основанным на опытах знаниям о зрительных восприятиях (оптика).

Афинский период (450-300 до нэ). Физика продолжала оставаться составной частью философии, хотя в новых общественных условиях в структуре философских знаний всё большее место стало занимать объяснение общественных явлений. Платон применил своё идеалистическое учение к таким физическим понятиям, как движение и гравитация. Но самым выдающимся представителем философии того периода был всё же Аристотель, который разделял взгляды Платона, но многим физическим явлениям давал материалистическое толкование. Его физические теории касаются почти всех областей данной науки. Особое значение имеет его теория движения (кинетика) представляющая собой начальную ступень классической динамики. Ему принадлежат труды: «Физика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и исчезновении», «Вопросы механики».

Эллинистический период (300 до н.э. — 150 н.э.) Физическое познание достигло своего расцвета. Центром физики стал Александрийский музей, первый настоящий исследовательский институт. Теперь на первый план выступила математическая интерпретация физических явлений; одновременно физика обратилась к постановке и решению практических задач. Физикой занимались либо математики (Евклид, Архимед, Птолемей), либо опытные практики и изобретатели (Ктесибий, Фалон, Герон). Более тесная связь с практикой приводила к физическим экспериментам, однако эксперимент ещё не был основой физических исследований. Наиболее значительная работа велась в это время в области механики. Архимед обосновал статику и гидростатику с математических позиций. Ктесибий, Филон Византийский и Герон обращались прежде всего к решению практических задач, используя при этом механические, гидравлические и пневматические явления. В области оптики Евклид развил теорию отражения, Герон вывел доказательство закона рефлексии, Птолемей экспериментальным путём измерил рефракцию.

Завершающий период (до 600 н.э.) Характеризуется не развитием традиций предшествующих этапов, а стагнацией и начинающимся упадком. Папп Александрийский пытался обобщить достижения в области механики, и лишь некоторые авторы, такие, как Лукреций, Плиний Старший, Витрувий, оставались верными традициям древне-греческой эллинистической науки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

История возникновение и развитие науки

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

1.2 Научное познание и его специфические признаки

1.3 Строение и динамика научного знания

1.4 Методология научного познания

1.5 Методы эмпирического и теоретического исследования

Список использованных источников

наука эмпирический теоретический ученый

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом от человека к человеку — таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое, неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности, например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов и т.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

1. Человеческая жизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

В целом, отвергается не значение науки в функционировании системы «человек — общество — природа», а ее порой чрезмерные претензии на решение различных проблем.

Удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей — ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы — неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли.

Наука ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку, — изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

Наука в собственном смысле слова возникла в XVI — XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

Факторами возникновения науки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господства религии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI — XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.

Научная рациональность выражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII — XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки — господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон — автор афоризма «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XVIII — XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства — индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука — опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мы пользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научных контекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия, принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальным системам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечном счете связаны с практикой».

По своей сущности наука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладения жизнью» — как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек — природа», «человек — машина» и «человек — человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

источник

По вопросу о происхождении науки, о времени ее зарождения в науковедении существует, как минимум, две противоречивые точки зрения. Некоторые считают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что наука возникла в тот период, когда человек стал делать первые орудия труда. Другие относят происхождение науки к довольно позднему времени (XV—XVIII вв.), когда появилось экспериментальное естествознание. Прочие точки зрения исходят из разного понимания сущности науки — соответственно, из этого вытекают различные даты ее возникновения:

o если считать науку формой общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;

o если считать науку социальным институтом, то возникновение науки относится к Новому времени XVII—XVIII вв. (протонаука — период с IV в. до н. э. до XVI в. н.э.; преднаука — XVI до XVII вв.; собственно наука — XVII-XVIII в.);

o если считать наукой систему подготовки научных кадров, то наука возникла с середины XIX века.

Различное время рождения имеют и конкретные науки: математика возникла в период античности, естествознание — в Новое время, общественные науки — в XIX веке.

Для решения вопроса о времени возникновения науки необходимо выделить критерии ее появления: наличие социального запроса на научные знания; выделение особой группы людей, занимающихся наукой; возможность накопления научных знаний (на основе письменности); разработка познавательных приемов (сравнение, доказательство, анализ).

Совокупность таких условий действительно складывается в Древней Греции в VII—VI вв. (или, по мнению многих исследователей — позже, с IV в.) до н. э. Но возникновению науки в Античный период предшествовал этап развития человеческой культуры и цивилизации на Древнем Востоке. Однако и до цивилизаций на Древнем Востоке человечество обладало каким-то опытом, какими-то знаниями. Может быть, поэтому правомерно, говоря о доисторических временах, называть их периодом (или этапом) накопления знаний (пранаукой).

Для того, чтобы проследить процесс накопления знаний в доисторическую эпоху, необходимо исследовать антропогенез и знания первобытного человека о природе.

Возникновение человечества своими корнями уходит в период от 1 миллиона лет до 3 тысяч лет до н.э. Этот период принято подразделять на три крупных этапа. Первый из них — палеолит (древний каменный век — 1 миллион — 10 тыс. лет до н.э.) Второй этап — мезолит (средний каменный век — с 10-го по 5-е тысячелетие до н.э.) Третий — неолит (новый каменный век — с 5-го по 4-е тысячелетие до н.э.

Человек разумный появился примерно за 40 тыс.лет до нашей эры. Важными элементами развития человека были формирование речи, использование огня и орудий труда, появление всевозможных сообществ, в которых вырабатывались правила социальной жизни. В то время человек научился с помощью орудий труда использовать дары природы, но еще не умел воспроизводить ее плоды, занимаясь собирательством и охотой. По этим причинам его жизнь зависела от природных и климатических условий, а также от результатов умственной деятельности, позволявшей более эффективно организовать процесс борьбы за выживание.

Мезолит — переходный период от доисторического состояния к первой цивилизации. В этот период произошли качественные перемены в окружающем мире: изменился климат, а затем — флора и фауна. Выдающимся достижением мезолита стало изобретение лука и стрел. Их появление стало началом крупного технологического переворота, преддверием перехода от доисторической эпохи к той, которая утвердилась в историографии как мировая история.

В период неолита люди открыли первые технологии обработки камня: шлифование и сверление. Позже к обработанным такими способами каменным орудиям труда и охоты люди научились прикреплять рукоятки. Появились глиняная посуда, лодки, сети, начало зарождаться ткачество. Человек стал отрываться от обжитых мест, приступил к освоению новых земных пространств. Это явление в исторической науке получило название неолитической революции.

Под неолитической революцией (термин ввел английский археолог В. Чайлд) понимают крупнейшее глобальное изменение в производительных силах, сущностью которого стал переход от хозяйства присваивающего к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции люди стали использовать природные ресурсы в своих жизненных интересах.

В эпоху неолита в основном и сформировался современный человек с его способностями и потребностями, начальным объемом знаний, навыков и умений. Благоприятные природно-климатические условия явились важнейшим фактором, пpeдопределившим возникновение древних цивилизаций.

Прогресс производительных сил стал возможным благодаря появлению общественного разделения труда, которое прошло несколько начальных стадий:

— выделение земледелия и скотоводства;

— отделение торговли от ремесла.

Занятие земледелием, ремеслом и торговлей предполагало оседлый образ жизни людей. Это привело к появлению постоянных поселений, а позже — и городов. Развитие городов стало переломным этапом на пути становления цивилизации.

В условиях присваивающей экономики плотность населения была небольшой и определялась имеющимися природными ресурсами. В регионах с благоприятным климатом люди имели возможность создавать поселения, в которых жили зимой, а все остальное время были вынуждены вести кочевой образ жизни. В отличие от неолитических поселений появившиеся города обеспечивали более надежное существование людей. Они ограждали жителей от набегов кочевников, гарантировали безопасность в новой социальной среде, а также становились центрами ремесла и торговли. Для строительства укреплений, жилищ, культовых сооружений были необходимы специально подготовленные работники. В результате произошло очередное разделение труда — выделилось строительство.

Аграрный и ремесленный труд по мере своего развития начал приносить избыток в форме прибавочного продукта, который стал накапливаться как воплощение общественного богатства. Появилась потребность в распределении этого богатства, в знании природных и сельскохозяйственных циклов, в соединении их с обрядами и религиозными поклонениями. Возникла необходимость в охране поселений и имущества. В результате в обществе выделились слои, выполнявшие все эти общественные функции, включая присвоение себе большей, чем другие, части общественного богатства. Таким образом, появился правящий слой, в состав которого вошли гражданские и военные руководители, чиновники, а также служители культа. Это стало следующим крупным общественным разделением труда. Оно появилось в рамках формировавшихся государств, бравших на себя функции регуляторов общественных отношений. Этот процесс развивался уже в рамках нового, бронзового века (3-е тысячелетие до н. э. — начало 1-го тысячелетия до н. э.).

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Каменные орудия были трудоемкими в изготовлении, недолговечными и не надежными в применении. Общество, развиваясь, постепенно осваивало новые технологии и материалы. Открытие нового сплава меди и олова — бронзы — дало название следующему веку. Крупнейшими центрами бронзового века стали Египет, Шумер, Индия, Китай. В Европе центрами культуры того периода были критомикенская культура (остров Крит), мильярская культура (на Пиренеях), майкопская культура (на Северном Кавказе).

В бронзовом веке возникла многоукладная экономика, различные формы собственности: государственная, частная, общинная, личная. Важнейшим нововведением бронзового века было возникновение государства и права.

С 1-го тысячелетия до н.э. начался железный век. Он был ознаменован появлением античной цивилизации, существовавшей с VIII в. до нашей эры до середины V в. нашей эры. В эпоху железного века появилась активная политическая жизнь в городах-полисах Древней Греции. Главным достижением античности был расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы. В тот период произошло отделение умственного труда от физического благодаря скачку в производительности труда. Именно тогда возникли абстрактные науки — философия, астрономия, математика, история.

Сложилась традиция выделения греческой локальной цивилизации (период расцвета — V—IV вв. до н.э.) и римской локальной цивилизации (период расцвета — со II в. до н.э. до I в. н.э.).

Эпоха древних цивилизаций завершилась в середине V в. н.э., после того как Римская империя пала под натиском варваров.

Говоря о знаниях первобытного человека, нельзя не остановиться на едва ли не первом достижении науки: осмыслении человеком понятий «время», «число», «слово».

Один из крупнейших в XX в. историков науки Дж. Бернал назвал науку «мифологизированной техникой». Он обосновывал свою мысль тем, что наука развивается из . магии — попытки человека при помощи слова улучшить в свою пользу природу. Когда человек был слаб и не понимал окружающий мир, он считал, что комбинация слов имеет силу. Появились маги, колдуны, волшебники и т. д. — они по-своему защищали племя. Они и положили начало касте людей — хранителей знания. Существует парадоксальная близость (прежде всего, концептуальная) между наукой и магией. Ведь магия исходит из того, что одно событие неизбежно следует за другим. Аксиоматические основания магии, выходит, тождественны методологическим принципам современной науки. В науке, как и в магии, существует твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. У мага нет сомнений в том, что одни и те же причины будут неизбежно порождать одни и те же следствия. Совершение определенного обряда (заклинания) должно привести к определенному желаемому результату.

И магия, и наука построены на одинаковом принципе, а именно — на стремлении к установлению повторяющейся последовательности событий, которая подчиняется действию законов. Законы эти, в свою очередь, поддаются познанию. И у магии, и у науки существует общее стремление изгнать из природы непостоянство и случайность. Стихийные регуляторы заменяются субъективными регуляторами.

С разумной долей вероятности можно предположить, что на ранних этапах существования человеческого общества особого разрыва между духовной деятельностью (производством идей) и материальным производством не было. В сущности, элементы рассуждения у человека были уже тогда, когда он взял в руку камень. Различное применение камня и каменных орудий означает, что ум первобытного человека уже обладал возможностью абстрагироваться от несущественных, частных особенностей орудия. Процесс этот был медленным и длился десятки тысячелетий.

Явления природы, их действительные или кажущиеся влияния на судьбы людей, заставляли людей задумываться над первопричинами, чтобы избежать беды или заставить помогать себе.

Стремление осознать явления природы привело к созданию понятий, развитие которых завершилось созданием науки. Первые абстрактные понятия зародились в каменном веке.

Чтобы выжить, этносу было необходимо усвоить стереотип поведения. Для этого надо описать и сохранять традицию в пространстве и времени. Поэтому понятие времени было очень важным. Не сразу люди пришли к его пониманию. Люди искали причину постоянной повторяемости природных условий. Регулярное изменение погоды служило для них наглядным проявлением того, что в жизни постоянно что-то меняется, «вертится». Сначала стали учитывать временные циклы. День и ночь — повторяющийся цикл — сутки. Подобно этому, времена года, сменяясь, составляют большой цикл — год. Из-за этой простоты и очевидности первый известный людям счет времени — циклический. На Востоке была придумана система отсчета в 12 годов, каждый из которых соответствует зверю, изображаемому тем или иным цветом. Но этнос живет долго, и двенадцатилетнего цикла недостаточно.

В поисках выхода из этого тупика люди пришли к понятию о линейности времени, линейном его измерении. Это впервые зафиксировано в древнейшем еврейском документе — той части Библии, что называется Ветхим Заветом, в которой отсчет лет ведется от «сотворения» мира. Народы, принявшие понятие линейности времени, ведут отсчет от определенного события в историческом прошлом. Для древних римлян это был год основания Рима, для греков — год первой Олимпиады. Мусульмане считают началом времени бегство Пророка из Мекки в Медину. Христианское летоисчисление берет начало от рождества Христа. Монах Дионисий Малый (ок. 475—550), пришедший в Рим в 497 г. с севера по приглашению пятидесятого папы Анастасия II (496—498) должен был систематизировать все каноны и папские документы. Эта работа получила название «Диониссана». Дионисий уточнил дату рождения Христа и пришел к выводу, что он родился 25 декабря 753 г., считая от основания Рима, а 754 г. является первым годом новой эры. Так родилось понятие «до и после рождества Христа».

Современное гражданское летоисчисление, принятое в большинстве стран мира, — «сквозное», с главной точкой отсчета от рождения Иисуса Христа. Получаем «до» и «после» Р. X. (или нашей эры, что одно и то же). Дата рождения Христа явилась 1 годом новой эры. Она была введена в 525 г. При этом автор отталкивался от двух фактов священной истории: царствования царя Ирода и полного лунного затмения, которое наблюдалось в год рождения Иисуса Христа (новейшие исследования и астрономические расчеты, сделанные при помощи компьютеров, показали, что Дионисий Малый ошибся на 4 года в части расчета лунного затмения, которое наблюдалось с территории древней Иудеи, следовательно, рождение Иисуса Христа приходится не на 1-й год новой эры, а на 4-й год до нашей эры).

Линейное летоисчисление у берберов (народы Северной Африки) начинается с победы над войсками египетского фараона Рамсеса III, в настоящее время у них почти 3000-й год.

Второй тип времени — линейный — отличается от циклического тем, что подчеркивает необратимость времени. Создание первых календарей можно назвать первым достижением науки.

Англосаксонский монах Беда Достопочтенный (673—735) предложил вести отсчет времени не только от рождения Христова, но и до его рождения. Так появилась сплошная хронологическая линия — от создания Вселенной, через рождение Христа в современность. Следует особо подчеркнуть, что для культуры техногенных обществ вообще характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее. Для сравнения — в большинстве традиционных культур доминировало иное понимание: время, чаще всего, воспринималось как циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

На Востоке существовал еще один тип времени — колебательное движение — временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные промежутки времени. Китайцы называли это словом «превратность». Одна превратность неизбежно заканчивается другой превратностью. Время как бы останавливается в «крайней мертвой точке». Эта точка и есть то, что они называют «превратность» (например, неожиданное богатство или неожиданная нищета). Аналогичный подход — у древнегреческих философов, которые различали «хронос» и «кайрос». Хронос — формальное время, а кайрос — подлинное время, исполненное содержания и смысла. Хронос — это форма, способная вместить любое содержание, а кайрос как бы обладает качественным характером и преисполнен смысла (например, время революций, перемен). Время кайрос — это время, стерегущее эпохальные моменты истории.

Когда говорят о циклическом, линейном или прерывистом времени, необходимо помнить и о едином абсолютном времени, которое остается реальностью и не превращается в математическую абстракцию.

Математика появилась раньше письменности. Действия с обозначением предметов простыми символами обозначало первую возможность проводить простейшие операции — сложение и вычитание — без подсчета реальных предметов. Это было операцией противопоставления одной совокупности предметов другой. Вначале появилась стандартная совокупность — 10 пальцев двух рук, основа десятичной системы. Более сложные действия появились тогда, когда были введены величины, определяемые потребностями государства — общественные работы, рытье каналов, возведение пирамид, взыскание налогов и т. д.

Начало было очень сложным. Числа группировали и объединяли в большие единицы, обычно пользуясь пальцами одной руки или обеих рук — обычный в торговле прием. Это вело к счету, основанному на числе пять, потом — десять. Число 12, например, учитывалось как 10+2, что было довольно сложно.

В математике древнего Двуречья существовала шестидесятеричная система счисления. Она была позиционной, обеспечивала запись чисел, операции умножения, деления и оказалась прочным достоянием человечества. Наше современное деление часа на 60 минут восходит к шумерам, также как и деление окружности на 360 градусов, угла на 60 минут и минуты — на 60 секунд. Но в силу своей сложности эта система счисления уступила место более простой десятичной. Вавилонские шестидесятеричные дроби употреблялись потом в Европе до введения в XVI веке десятичных дробей, а в России встречаются еще в арифметике Магницкого, изданной в 1703 году.

Символы числа в своем развитии также подчиняются движению от сложного к простому. Например, ранняя греческая система счисления была десятичной, но способ записи чисел был буквенным. Этим способом пользовались пятнадцать веков. Знаки греческого алфавита последовательно применялись для обозначения наших символов 1, 2, . 9, затем при помощи символов — добавлений десятков, от 10 до 90, сотен и т.д. 24 букв греческого алфавита не хватало для записи всех чисел, и пришлось добавить в алфавит еще 3 архаичные буквы. Названные эволюции были сложными, поэтому переход к арабской системе записи чисел был также кульминацией упрощения в этом деле.

Письменностьосвобождала память и делала возможным приобщение к совокупной памяти человечества. Появление письменности — очень важный этап в развитии человечества. Впервые письменность создали в 4-м тысячелетии до н.э. шумеры, жившие в Месопотамии. Для обозначения слов они пользовались рисунками. Такое письмо называют пиктографическим. Спустя пять веков соседи шумеров — вавилоняне, ассирийцы и персы — преобразовали эти знаки в особый вид письма — так называемую клинопись. На специальных табличках из сырой глины тростниковым пером с треугольным концом легко выдавливались надписи. После этого таблички с надписями обжигались на солнце или на огне, и надписи сохранялись очень долго. Клинописные значки обозначали слоги. Этих значков было очень много, поэтому читать или писать умели только те, кто долго учился.

В древности письменность считалась даром богов. Вавилоняне приписывали изобретение письма богу Набэ — покровителю наук и богу писцов. У евреев было письмо «божественное» (Законы на каменных Скрижалях) и более позднее — «человеческое». В Библии изобретение букв приписывается третьему сыну Адама Сифу или первому пророку Еноху (седьмому от Адама). Индусы считали, что письму людей обучил Брахма. По исламской традиции, сам Бог был создателем письма.

Такое изобретение как письменность явилось способом преобразования речи в графику и не просто позволило передавать информацию и распоряжения в пределах системы, но и (главное) определять ответственность в случае невыполнения письменных приказов. Есть мнение, что первоначально письменность использовали не для выражения каких-нибудь идей, а для ведения записей количества имущества, зерна, посуды — кто, сколько и кому должен и т. д.

Эволюция сохранения и передачи информации посредством графического символа или знака также иллюстрирует закон упрощения. Исторически сложилось четыре типа письма: пиктографический, идеографический, словесно-слоговый (слоговый), буквенно-звуковой (алфавит).

Идеографический тип письма был связан с изображением описываемого события. Изображения — пиктограммы— обозначали целые сообщения. Идеографический письменный знак обозначал целое слово или его знаменательную часть. Такие идеографические системы были у древних египтян (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и у многих других древних народов. Необыкновенная сложность такой системы письма доказывается трудностями, которыми сопровождалась их расшифровка, не законченная, впрочем, и в наше время. Сложность идеографической системы письма заставила человечество постепенно отказываться от нее и переходить к слоговому письму, когда знаки обозначали отдельные слоги, что привело к самому порогу изобретения алфавита.

Изобретение алфавита предельно упростило способ фиксирования и передачи графической информации. Разложение звуков речи на отдельные составляющие и обозначение каждого звука собственным символом обусловливает четкость и простоту формы. Самый первый алфавит создали около 1300 г. до н.э. финикийцы, он состоял из 22 букв. Писали финикийцы справа налево. Алфавит оказался настолько простым, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. На его основе появились два новых алфавита: арамейский и греческий. Арамейским стали пользоваться в странах Востока. От него произошли алфавиты сирийский, еврейский, иранский и арабский. Во всех этих алфавитах буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками, а пишут справа налево.

Следует отметить, что история цивилизации знала 2500 алфавитов, и только около 50 дожили до наших дней. Удача или неудача алфавита зависела от простоты письменных знаков. Две первых славянских азбуки — «кириллица» и «глаголица» появились практически одновременно, однако последняя была намного сложнее по написанию, что и стало причиной отказа от нее. Можно изобрести знаки любой сложности, но практика предпочитает простые формы.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1567 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник