Меню Рубрики

Особенности реабилитации инвалидов с патологией органа зрения

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболевания­ми и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме пато­логии значительна, и поэтому реабилитация инвалидов вслед­ствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Са­мым трагическим финалом тяжельж заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время врожденные и наследственные заболевания глаз, заболевания зрительно-нервного аппарата.

Основными инвалидизирующими заболеваниями являют­ся глаукома, миопия, заболевания хрусталика, атрофия зри­тельного нерва и сосудистые нарушения. Глаукома характеризу­ется тем, что не только часто приводит к инвалидности, но и является основной причиной полной слепоты (инвалидность 1-й группы). Миопия (близорукость) характеризуется тем, что приводит к инвалидности преимущественно в молодом возрас­те. Самой частой причиной инвалидности при миопии является отслойка сетчатки. Причиной реабилитации при сосудистьж за­болеваниях чаще всего является тромбоз и эмболия централь­ной артерии, вены сетчатки и их ветвей.

Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепьж разработана Всероссийским обществом слепьж (ВОС). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство — это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Обще­ство способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертньж комиссий. Обязанностью этих комис­сий является не только определение трудоспособности боль­ных, но и разработка для них программ реабилитации, конт­роль за реализацией этих программ.

Инвалиды 1 или 2 группы вследствие заболевания и трав­мы органа зрения получают права и льготы, установленные специально для слепых — возможность раньше получить пен­сию по старости (мужчины — по достижении 50 лет и стажа работы не менее 15 лет, женщины — по достижении 40 лет и стажа работы не менее 10 лет). Слепые освобождаются от упла­ты подоходного налога по месту работы, им установлен 6-часо­вой рабочий день, они имеют право бесплатного проезда внут­ригородским транспортом.

Основной метод социальной реабилитации больных — ра­циональное трудовое устройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановитель­ных процессов в поврежденном органе и в организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разру­шающие такой важный путь компенсации дефекта, как так­тильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрублению кожы пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабови­дящих являются и те, которые связаны с токсическими воздей­ствиями на орган зрения, центральную нервную систему. На МСЭК лежит и обязанность проведения профориентации боль­ного с патологией органа зрения, с тем чтобы он получил спе­циальность, труд по которой был бы адекватен его возможнос­тям, с учетом характера главной патологии, и соответствовал его способностям и склонностям. Такой труд, обеспечивающий социально-трудовую реабилитацию слепых и слабовидящих ин­валидов по зрению, организован в учебно-производственных предприятиях ВОС (УПП ВОС). В России действуют более 200 УПП ВОС. Рациональное трудоустройство инвалидов по зре­нию в УПП ВОС обеспечивается специальным перечнем пока­заний и противопоказаний для выполнения ими различных ви­дов производственной деятельности, в зависимости от характе­ра инвалидизирующего заболевания, его течения, степени ут­раты зрения, особенностей конкретного производства. Перечень разработан ЦИЭТИНом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.

Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия «инвалид» и новые критерии определения инвалидности.

«Инвалид» — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)».

Медико-социальная экспертиза — определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. «О порядке признания граждан инвалидами», инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. — до 18 лет) — категорию «ребенок-инвалид».

Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.

На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.

Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цели реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.

С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.

Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.

Зрение — сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:

  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных о зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.

Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения.

Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.

Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.

Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.

Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.

Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:

  1. — низкая,
  2. — средняя,
  3. — высокая степень слабовидения,
  4. — практическая, или абсолютная, слепота (табл. 26.1).

Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.

В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.

Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.

Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.

У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.

Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.

При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.

Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.

У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.

При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.

Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.

В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых — развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos — слепой) — совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.

Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.

источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:00, доклад

Для этой цели используют электростимуляцию, воздействия магнитного поля, электромагнитного и лазерного излучений, а также периодические воздействия излучением жизненно важных фрагментов солнечного спектра.

Поскольку характеристики состояния зрительного анализатора у каждого пациента различны, режимы энергетических воздействий необходимо подбирать индивидуально. Для этого в процессе воздействия электрическим сигналом периодически изменяют величину его напряжения и период воздействия, при облучении электромагнитным полем или лазерным излучением изменяют частоту и амплитуду напряжения, а при излучении жизненно важных фрагментов солнечного спектра изменяют частоту и длительность световых вспышек, т. е. осуществляют варьирование параметров соответствующего энергетического воздействия для обеспечения оптимальных условий этих воздействий для каждого конкретного пациента.

Электростимуляцию осуществляют с помощью приборов типа «Фосфен» путем воздействия на глазное яблоко через кожу посредством электродов.

Для воздействия электромагнитным излучением можно использовать электромагнитный стимулятор типа «АВИМП».

Стимуляцию лазерным излучением осуществляют с помощью приборов типа «Макдэл-00-00-08», «Лазерные очки» и «Спекл», формирующих рассеянное и сфокусированное излучение и снабженных специальным аппаратно-программным комплексом варьирования резонансной частоты света и его интенсивности.

Облучение глаза жизненно важными фрагментами солнечного спектра проводится на приборе типа «Биоритм», представляющем собой источник белого света с набором различных цветовых фильтров. Методика облучения состоит в том, что на глаза пациента надеваются очки с плотно прилегающим к лицу шлемом, в которых происходит засвет глаза вспышками различной частоты и длительности, определяемыми для каждого пациента индивидуально, например, частоту переключения световых вспышек выбирают пропорциональной частоте пульса пациента.

После каждого энергетического воздействия и интегрально за период воздействия проводят измерение отклика на это энергетическое воздействие с помощью методов электрофизиологии, в соответствии с динамикой которого уточняется методика индивидуальной реабилитации.

Количество сеансов тех или иных энергетических воздействий также подбирается индивидуально и с учетом техники безопасности при работе с каждым видом излучения. Критерием оценки результатов в процессе реабилитации является восприятие первого зрительного образа у слепых, расширение поля зрения и повышение остроты зрения у слабовидящих и улучшение электрофизиологических показателей.

После каждого энергетического воздействия ведут тренинговые программы, что повышает эффективность реабилитации в процессе динамического состояния органов зрения как за счет каждого отдельного вида тренинга, так и за счет накопления.

Развитие резервных способностей глаза осуществляется методами тренировок на компьютере с помощью разработанных авторами программ, а также тренировок зрения с использованием разработанных авторами квазиоптических очков. На компьютере пациент обучается распознаванию предметных образов по их форме, цвету, виду.

Развитие резервных способностей центральных отделов зрительного анализатора осуществляется путем тренинга по распознаванию образов и знаков на компьютере в сочетании с письменным их воспроизведением, коррелирующим со звуковым, цветовым и др. взаимодействием.

Включение дополнительных органов чувств (анализаторов) осуществляется последовательно в соответствии с адекватными распределениями резонансных частот, как показано, например, в таблице соответствия звуковых, вкусовых, осязательных и обонятельных восприятий образов с частотой энергетического воздействия.

Такого рода комплексное воздействие с учетом различных органов чувств усиливает входящий сигнал воздействия, что создает условия, близкие к оптимальным по эффективности его восприятия.

Для дальнейшей стимуляции воздействуют психологическими методами посредством биоэнергетических посылов в соответствующую чакру .

Обучение пациента через сочетанные анализаторы обеспечивает активизацию механизмов зрительного восприятия за счет активизации тех отделов мозга, которые были у пациента ранее блокированы, т. е. заторможены, путем создания мотивированного поведения.

Зрительное восприятие организуется за счет следующих моментов: подачей «команд» на то, чтобы пациент смотрел, и созданием заинтересованности пациента путем демонстрации зрительного образа, представляющего для него интерес, например, нотных знаков для музыканта, что дополнительно позволяет подключить резервные способности коры головного мозга пациента.

Указанные воздействия проводят до улучшения характеристик пациента, т. е. до тех пор, пока происходит их стабилизация, затем делают перерыв и через 20-25 недель снова проводят диагностику. Как показывают статистические данные характеристики за этот период несколько снижаются (на 5-7), затем цикл воздействий повторяют, в результате чего характеристики стабилизируются. Проверку целесообразно проводить 1 2 раза в год.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых всемерно способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мер главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых — развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации 6 выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (typhlos — слепой) — совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Реабилитации значительно способствуют психологическая коррекция инвалида, преодоление психологического комплекса неполноценности. Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах- интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строятся с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осуществляется и трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и равных прав для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни.

4.Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.

Социально-бытовая и социально- средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

— для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)

— для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

— для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)

— для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства (светр в современном произЗаключение

Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

1. Введение.
2. Заболевание глазных органов:
• Виды глазных заболеваний;
• Профилактика заболеваний органов зрения.
3. Современные методики реабилитации органов зрения.
4. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

источник

Нарушение зрения. Слепота – одна из значительных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 м., т.е. придерживаясь определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн. чел. имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. не способны сосчитать пальцы на расстоянии 6 м. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272 801 чел., из них 220 956 – тотально слепые.

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Наиболее трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время – врожденные и наследственные заболевания глаз, зрительно-нервного аппарата.

Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС. В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство – это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка программ реабилитации, контроль за их реализацией.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающихся как органа зрения, так и иных анализаторных систем. Поэтому вся комплексная программа реабилитации инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов. В связи с развитием повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений происходит с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В некоторых физических упражнениях, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора.

Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5 – 8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнения для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют три группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущий – двигательный анализатор. Для слепых существуют две группы упражнений: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации инвалидов с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и обшей работоспособности. В связи с этими особенностями психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями должны быть разнообразными: уроки физической культуры; занятия в секции по избранному виду спорта и ОФП (общая физическая подготовка); УГГ; физкультурные паузы; прогулки – пешие, велосипедные, лыжные; бег в течение 10 – 30 мин; плавание, купание; подвижные игры; самостоятельные занятия доступным видом спорта; специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; участие в различных соревнованиях; занятия ЛФК.

Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия ЛГ различной направленности. Во-первых, это занятия, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, тренировки зрительно-моторных реакций, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, нужно включать занятия, направленные на развитие обшей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем что у инвалидов данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей происходит медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35 %, соответственно основная часть составит 50 и заключительная – 15 %.

В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей физические упражнения применяют в разной последовательности и дозировке. Так, в зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей-инвалидов по зрению для занятий подразделяют на две группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Детям первой группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т. п. Для детей второй группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит спортивной составляющей медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх.

В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза – гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве, социально-бытовой ориентации и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи, а также другими коммуникативными средствами. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителей денежных купюр и уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки- поводыря.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может – испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентации и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться имеют важное значение в труде, учебе и других сферах деятельности.

Основной метод социальной реабилитации больных – рациональное трудоустройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрубению кожи пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическим воздействием на орган зрения, центральную нервную систему.

Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по различным специальностям в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционно популярными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Нарушение слуха. Различают следующие категории больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи – это люди рано оглохшие или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, – поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата; задержку в формировании прямостояния; нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие – инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Существуют следующие причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода) и приобретенные (до трех лет) – менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Среди причин, способствующих росту инвалидности по слуху, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

По данным ВОЗ, нарушения слуха имеют около 300 млн. чел., что составляет примерно 7 – 8 % всего населения планеты; около 90 млн чел. страдают тотальной глухотой. В Российской Федерации, по данным МСЭ, число впервые признанных инвалидами в связи с заболеваниями уха в 2000 г. составило 5,8 тыс. чел. – 0,4 на 10 тыс. населения; повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. чел. Однако точных данных о числе лиц с нарушением слуха нет.

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, цель которых – реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.

Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.

Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Приведенные далее выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

■ Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

■ Слушайте, поддерживайте и действуйте.

(Норман Кюнк, американский адвокат)

В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.

■ бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

■ оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

■ обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

■ организация телевизионных передач с субтитрами;

■ создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

■ выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

■ оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 5607 | Нарушение авторских прав

источник

Слепота — значительное снижение зрения вплоть до его отсутствия. При трактовке слепоты как медико-социального понятия подразумевается состояние, при котором резко снижено или утрачено зрение обоих глаз.

Различают слепоту врожденную и прибретенную. К врожденной относят слепоту, возникшую вследствие нарушения внутриутробного развития органа зрения. Приобретенная слепота может возникнуть в результате различных заболеваний глаз, как локальных, так и обусловленных общими заболеваниями организма и интоксикациями, а также при повреждениях органа зрения, заболеваниях и повреждениях цнс.

При поражении коры головного мозга в области зрительного центра в затылочной доле развивается кортикальная слепота.
Абсолютную слепоту, возникшую без видимых анатомических изменений в глазном яблоке, обозначают термином «амавроз» (греч. атаигоз — темный, слепой). Причинами амавроза в большинстве случаев являются врожденная патология (врожденный амавроз) или приобретенные заболевания ЦНС, а также функциональные расстройства, например, при истерии (истерический амавроз).

По уровню зрения различают частичную, или неполную (практическую), слепоту и абсолютную, или полную, слепоту. При частичной слепоте сохранено остаточное зрение от светоощущения до 0,05.

При абсолютной слепоте острота зрения равна нулю и утрачено даже восприятие света.

Нарушения зрения, когда минимальный показатель остроты зрения (с коррекцией) равен или более 0,05, а максимальный — менее 0,3, обозначают как слабовидение.

В зависимости от причины слепота может быть излечимой (возможно частичное или полное восстановление зрения) и неизлечимой.

Причины слепоты в отдельных странах различны, что в значительной степени обусловлено разным уровнем развития, а также социально-экономическими, географическими и демографическими особенностями. В развивающихся странах основными причинами слепоты являются трахома, онхоцеркоз, ксерофтальмия (особенно у детей), кератомаляция и катаракта, в развитых странах — глаукома, диабетическая ретинопатия, атрофия зрительного нерва, макулодистрофия, катаракта, близорукость и тапеторетинальные дистрофии

В России число слепых и слабовидящих 275 000, среди которых 128 000 полностью или практически слепых и 147 000 слабовидящих. Почти 10 000 слепых и слабовидящих — дети до 18 лет. Основными причинами слепоты и слабовидения являются глаукома, дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, ретинопатия недоношенных, патология сетчатки, в том числе диабетическая ретинопатия.

Причины слепоты и слабовидения различны в разных возрастных группах Основными причинами детской слепоты и слабовидения служат атрофия зрительного нерва, дегенеративная близорукость, высокая амблиопия, ретинопатия недоношенных, патология сетчатки, дефекты развития органа зрения, врожденная катаракта.

У лиц в возрасте 18—40 лет среди причин слепоты и слабовидения преобладают дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, последствия травмы глаз.

В более старшей возрастной группе основными причинами слепоты служат глаукома, дегенеративная близорукость, дистрофия сетчатки, диабетическая ретинопатия, катаракта.

Социальные последствия тяжелых нарушений органа зрения могут привести к инвалидности, которая служит одним из интегральных показателей здоровья населения.

Основными причинами инвалидности вследствие патологии органа зрения в России являются глаукома, последствия травм глаза, дегенеративная близорукость, заболевания сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва, катаракта.

В России профилактика слепоты и инвалидности по зрению, медико-социальная помощь лицам с тяжелыми зрительными нарушениями рассматриваются как одна из важных государственных задач, к решению которой привлечены научные и практические медицинские учреждения офтальмологического профиля, службы медико- социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации инвалидов, Всероссийское общество слепых и другие ведомства и общественные организации.
МСЭ лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях концепции инвалидности и МСЭ.

Эти положения отражены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.01.95), в котором содержатся новые трактовки понятий «инвалидность», «инвалид» и новые позиции определения инвалидности.

В соответствии с ними «инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»
«Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей).

Ограничения жизнедеятельности в зависимости от тяжести нарушения здоровья, социальных факторов, способности инвалида осуществлять ту или иную жизнедеятельность ранжируются на 3 степени выраженности.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 «О порядке признания граждан инвалидами», инвалидность определяется учреждениями МСЭ. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности устанавливается инвалидность. Пили III группы, а лицу в возрасте до 16лет (с 1999г.-до 18 лет) — категория «ребенок-инвалид».

Критерии определения инвалидности изложены в Постановлении Минтруда, социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97, где также представлены классификация основных категорий жизнедеятельности, их ограничений по 3 степеням выраженности и классификация нарушений основных функций организма с рубрикацией на 4 степени выраженности.
На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной зашиты.

Реабилитация инвалидов
— процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Вопрос о направлении в бюро МСЭ и установлении инвалидности рассматривается после проведения всех диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Определение инвалидности базируется на оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. Тщательное рассмотрение этих факторов необходимо для правильного клинического и социального диагнозов, клинического и социального прогнозов, выяснения реабилитационного потенциала, имеющегося у больного, формирования индивидуальной программы реабилитации.

В целях объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, данные функциональных и лабораторных методов исследования, проводят осмотр больного и беседу с ним, изучают представленные документы.

Освидетельствование лиц с патологией органа зрения на предмет определения инвалидности осуществляется в специализированных офтальмологических бюро МСЭ или бюро общего профиля.

Офтальмологическая экспертиза имеет специфические особенности.

Зрение — сложнейший психофизиологический процесс, необходимый для нормальной жизнедеятельности человека. Поскольку’ 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор, он имеет первостепенное значение среди других сенсорных систем интегрированной деятельности человека.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз определяют с учетом:

  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катамнеза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных нарушений органа зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • оценке возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

В числе социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, условия и характер трудовой деятельности, размер заработной платы, психологические особенности больного и личностную установку на труд, возможность социальной адаптации, нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности и выносится суждение о способности освидетельствованного лица к жизнедеятельности. При этом учитывают все медицинские, социальные и психологические факторы.

Ограничения жизнедеятельности, вызванные зрительными расстройствами, можно определить при правильной диагностике клинической (нозологической) формы заболевания, изменений структур глазного яблока, анализе зрительных и иных функций зрительного анализатора, определении клинического прогноза, адаптации к зрительному дефекту, состояния иных сенсорных систем, важных для частичного замещения или компенсации нарушенных зрительных функций.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от остроты зрения и поля зрения.

При визометрии — исследовании остроты зрения оценивают способность заметить, различить, опознать, для чего применяют буквенные таблицы, политесты, оптотипы, двухразрывные кольца, штриховые миры, нистагм-аппарат и др.
Ценную информацию о разрешающей способности глаза дает исследование контрастной чувствительности с применением визоконтрастометрии, результаты которой позволяют судить и о частотно-контрастных характеристиках, и о разрешающей способности глаза

Для исследования поля зрения используют современные методы кинетической и статической периметрии. При различных формах офтальмопатологии встречаются разнообразные нарушения периферических границ поля зрения, а также скотомы в его центральных зонах, что уменьшает способность к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации.

Зрительные определяются при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ выраженность их нарушений оценивается по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции

К этим функциям относятся световая чувствительность (темновая адаптация), цветоощущение, состояние бинокулярного зрения, острота зрения вблизи, аккомодация. зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях ЦНС, расстройствах мышечного аппарата глаза, патологии зрительно-нервного аппарата даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление, низкая зрительная продуктивность снижают способность к работам зрительного профиля, в том числе требующим постоянного использования компьютеров.

Способность к выполнению работ зрительного профиля, связанных с постоянным использованием компьютерной техники, ограничена у лиц с высокой аметропией, одноглазием. нистагмом
Важное значение имеют данные о состоянии гидродинамики и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к труду, связанному с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой

Таким образом, оценка способности освидетельствуемого к обучению (в том числе приобретение профессии) и к трудовой деятельности основана на соответствии всех параметров его клинико-функционального состояния требованиям, предъявляемым к нему характером и условиями обучения и труда, в том числе санитарно-гигиеническими и психофизиологическими факторами учебной, трудовой деятельности, содержанию и объему выполняемой работы или учебного процесса.

Особенно важны показатели ЭФИ при заболеваниях зрительного нерва, сетчатки в случаях, когда визуальные методы исследования (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не выявляют изменений.

Столь же необходимы данные ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно. Наряду с контрольными методами исследований зрительных функций результаты ЭФИ дополняют суждение о достоверности показаний освидетельствуемого и его способности к осуществлению жизнедеятельности.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом международной классификации зрительных расстройств (Международная классификация болезней X пересмотра) позволяет рубрицировать тяжесть его нарушений на 4 степени:

  • I — малая степень слабовидения,
  • II — средняя степень слабовидения;
  • III — высокая степень слабовидения;
  • IV — практическая или абсолютная слепота.

Значение различных показателей и соответствующие критерии оценки нарушения функций приведены в таблице.
Комплексная оценка всех вышеперечисленных позиций позволяет установить инвалидность и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности, а также определить нуждаемость инвалида в социальной защите, включая реабилитацию.

Инвалидность I группы устанавливается преимущественно при ограничении жизнедеятельности, обусловленной полной или практической слепотой.

Инвалидность II группы определяется в основном при ограничении основных категорий жизнедеятельности в связи с высокой степенью слабовидения.

Инвалидность III группы устанавливается главным образом при ограничении способности к профессиональной деятельности, обусловленной слабовидением средней или малой степени либо иными умеренными зрительными нарушениями.

При определении инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают, как указано выше, многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогнозы.

Помимо определения инвалидности, в задачи бюро МСЭ входит формирование индивидуальной программы реабилитации больных. В проведении реабилитационных мероприятий инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, предприятия, сами инвалиды и их семьи, а также правления и предприятия Всероссийского общества слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических. социологических, педагогических, профессионально-трудовых программ, поэтапное и взаимосвязанное применение которых всемерно способствует восстановлению здоровья, трудоспособности и социальной интеграции незрячих.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых: развитие мобильности. сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники приспособлениями, приборами и системами, компенсирующими частичную или полную потерю зрения.

Реабилитации способствует психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности. Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих для социально-трудовой реабилитации осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строятся с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики.

В школах-интернатах осуществляется и трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних учебных заведениях и по их окончании работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных (со зрячими) возможностей получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в производстве и общественной жизни общества, полноценной социальной интеграции.

источник