Меню Рубрики

Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни

Люди давно селятся вместе, образуя деревни, посёлки и города. Вместе жить удобнее.

Сейчас большая часть населения живёт в городах. В России городское население составляет более 100 млн человек, т. е. примерно 2/3 всего населения страны.

Что же такое город? Для многих детей и взрослых он стал всем — и домом, и местом работы, и местом отдыха.

Многие рождаются, живут и умирают в городе. Кажется, что город — это благо, это хорошо. Ведь здесь сосредоточены достижения науки, искусства, производство самых разных вещей, тут много интересных людей.

Однако город для некоторых людей становится и бедой. Городская обстановка развивает отчуждённость, изолированность, одиночество. В сельской местности люди лучше знают соседей и внимательнее относятся друг к другу. Они живут в экологически более чистой среде, а городские жители этого лишены.

Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни:

• сельские жители должны быть мастерами на все руки, чтобы поддерживать своё хозяйство, а многие горожане, обычно специалисты в узкой области, оказываются беспомощными, когда надо поменять прокладку в водопроводном кране или починить розетку;
• городские жители чаще всего проживают в многоэтажных и многоквартирных домах, которые устроены намного сложнее сельских; в городских квартирах есть холодная и горячая вода, канализация, бытовой газ, большое количество бытовой техники; насыщение городских жилищ различными приборами и оборудованием значительно повышает риск возникновения опасных ситуаций;
• сельские жители живут, как правило, в отдельных одноэтажных домах; не всегда эти дома обеспечены холодной и горячей водой, канализацией, бытовым газом;
• горожане, в отличие от сельских жителей, редко работают рядом с домом, поэтому каждый день по дороге на работу и домой они подвергаются опасности как пешеходы, пассажиры или водители;
• сельские жители знают обычно не только ближайших соседей, но порой и всех в селе, а горожане часто не знают даже соседей по лестничной клетке, это помогает преступникам легко проникать в дома и уходить незамеченными;
• горожане чаще подвергаются опасности там, где собирается много людей (на стадионе, на концерте), так как даже незначительное происшествие в таком месте может привести к панике и давке;
• стихийные природные бедствия (наводнения, землетрясения) в городах могут привести к тяжёлым последствиям и большим жертвам из-за тесной застройки многоэтажными зданиями;
• в городах обычно расположено много различных предприятий, и некоторые из них (особенно химические комбинаты, нефтеперегонные и машиностроительные заводы) значительно ухудшают экологическую обстановку, что пагубно отражается на здоровье горожан.

Города стали средоточием различных ситуаций, уносящих большое количество человеческих жизней: транспортных аварий, распространения наркотиков, крупных пожаров, взрывов, обрушений, массовой паники, социальных конфликтов. Здесь стали популярными собаки как охранники людей и жилья. Ввозят и разводят собак бойцовых, сторожевых пород, обладающих повышенной агрессивностью и злобностью. Они могут быть опасными для жителей городов. Так, в Англии после несчастного случая с питбуль- терьером (собака напала на ребёнка и загрызла его) разведение этой породы было официально запрещено.

Источником серьёзной опасности может стать появление в общественных местах собаки в сопровождении ребёнка. Поэтому в ряде населённых пунктов (в частности, в городе Москве) приняты правила, запрещающие сопровождение собак детям до 14 лет.

Большое скопление людей в городах приводит к высокому ритму жизни, увеличению количества автомобилей, развитию всех видов транспорта, энергетики, промышленности. На дорогах городов за день случается не одна сотня дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают десятки людей, многие гибнут. Насыщенность города электрическими, газовыми, коммунальными и промышленными коммуникациями также приводит к большому количеству различных аварий и катастроф.

Для многих крупных городов спасением стало метро, помогающее решить транспортную проблему. Однако метро — предприятие повышенного риска, где необходимо быть особенно внимательным и собранным. Опасность может возникнуть и в толпе в час пик. Множество других опасностей поджидает на улице, во дворе, дома.

Одна из таких опасностей — пожар. Он возможен и в сельском доме, но выбраться из небольшого одноэтажного дома довольно просто. В городах при пожаре в многоэтажном здании опасности подвергается сразу много людей, эвакуировать их с верхних этажей очень трудно, а порой невозможно. Городские пожары часто приводят к опустошительным последствиям и большому числу жертв. Так, пожар на Московском шинном заводе привёл к серьёзной экологической проблеме для окрестных жителей. Недаром решением правительства Москвы создана служба спасения. Работы у неё хоть отбавляй. В день спасатели оказывают помощь десяткам людей в Москве и области.

Обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, называется чрезвычайной ситуацией. Такие ситуации рассматривать пока не будем. Их вы будете изучать в старших классах. В этом учебнике вы познакомитесь с опасными ситуациями, при которых возможна или уже случилась угроза жизни и здоровью хотя бы для одного человека, его имуществу, жилищу или природной среде.

В опасных ситуациях не всегда можно надеяться на спасателей: им ещё надо доехать до места, куда их вызвали, по заполненным автомобилями городским улицам. Так что начинать оказывать помощь пострадавшим должен тот, кто находится рядом.

Большинство существующих опасностей кажутся нам далёкими и не касающимися нас. Однако они есть. Поэтому надо научиться их узнавать, предугадывать и избегать, а попав в опасную ситуацию, верно действовать и никогда не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода уже нет и все средства испробованы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. С какими опасными ситуациями человеку приходилось сталкиваться раньше и какие могут подстерегать его сейчас? Каковы причины этих опасных ситуаций?
2. Какие опасные ситуации возможны в городских условиях?
3. Какую ситуацию называют чрезвычайной? А опасной? Приведите примеры таких ситуаций.
4. Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности?
5. Чем отличается жизнь городского жителя от жизни сельского?
6. Всегда ли вы выполняете правила безопасности? Если не всегда, то почему?
7. Вместе с родителями составьте карту опасностей вашего района. Отметьте на ней улицы с оживлённым движением, станции метро, крупные предприятия, ваш дом, школу, линии электропередачи, коммунальные сооружения и пр. Отметьте также путь вашего движения из дома в школу и обратно, дома, где живут ваши друзья, указывая места переходов через улицы.
8. Расскажите, чем отличается проживание в изображённом на рисунке доме от проживания в городской квартире.

источник

Городской, деревенский… Сколько раз в своей жизни мы слышали и сами произносили эти понятия, не особо задумываясь над их глубинным смыслом! Для нас это слова-антонимы, значение которых мы усвоили с детства. Однако знаем ли мы точно и основательно, в чем разница между жителями этих двух «населенных пунктов»? Казалось бы, ответ однозначный – да. Но как показали обзоры данной темы в интернете и личный опыт авторов, это далеко не всегда так. Как правило, понимание того, чем отличается городской образ жизни от сельского, основывается на нескольких стереотипах, которые не являются исчерпывающими и определяющими. Надеемся, что наша статья поможет читателю разобраться в данном вопросе. Заранее предупредим, что речь пойдет о жизни в достаточно развитых и процветающих городах и селах.

Казалось бы, спорное утверждение. И, наверное, горожане в десятом поколении будут возмущены до глубины души. Однако если заглянуть в дальнее далеко, это, безусловно, так. Когда первобытный человек вышел из пещеры и построил первые шалаши, то это было жилье вовсе не городского типа, а именно сельский поселок, где на первом месте стояли земледелие, содержание домашних животных и скота, охота. Причем такой образ жизни длился тысячелетиями. Поэтому как бы кто ни гордился своей городской родословной – корни ее выросли из деревни.

Однако вернемся из далекого прошлого в сегодняшнее настоящее. Каковы основные характеристики современного села? Их трудно не заметить.

Деревня, поселок – это всегда небольшое сообщество людей, проживающих на относительно малой территории. Например, во многих республиках бывшего СССР до сих пор действует норматив – если число живущих в одном населенном пункте (имеется в виду село, деревня) переваливает за 10 тыс. человек, то он получает статус ПГТ (поселок городского типа), то есть почти город. Опять же – нигде в мире вы не встретите село размером с Париж или Москву. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эти города (как и подавляющее большинство других) тоже когда-то начинали с маленьких деревушек. Перечислим некоторые основные приметы, присущие в обязательном порядке сельским поселениям.

  • Отсутствие крупного производства. Конечно, есть много заводов, комбинатов и мощных промышленных комплексов, расположенных далеко от городов, но все жилые и нежилые постройки вокруг них имеют статус как минимум ПГТ или же специализированного городка.
  • Обязательное наличие натурального хозяйства. Во многих сегодняшних селах строятся современные мало- и многоэтажные дома со всеми городскими удобствами. Однако основной жилой фонд любого сельского поселения – это частный дом с подворьем и участком земли под посадки.
  • Финансовая составляющая. Сейчас многие селяне работают не на земле, как это было в недалеком прошлом. Они трудятся на небольших, но достаточно современных предприятиях разной специализации, которые во множестве созданы в нынешних селах. Эти заводики, мастерские, отдельные производственные цеха ничем не отличаются от подобных предприятий в городе. Однако следует признать, что средняя зарплата по селу ниже, чем в городе, а в некоторых местах – довольно существенно. И это статистика не только по СНГ, но и по всему миру.
  • На селе вы не встретите академиков или конструкторов космических кораблей. За редким исключением, не работают здесь также и великие артисты или выдающиеся архитекторы. И вызвано это не отсутствием талантов (с этим как раз все в порядке), а отсутствием материальной базы для труда и творчества подобных личностей. В деревне вы не найдете Большого Художественного театра или НИИ Травматологии мозга. Здесь нет Национальных библиотек и Третьяковских галерей. Плохо это или хорошо – вопрос открытый. Но то, что это непрактично, понятно без слов.
  • И еще. Лет 20-25 назад можно было бы написать о некомфортном проживании на селе (на территориях бывшей страны Советов). Сейчас эта тема уже не актуальна. При сегодняшних технологиях можно обеспечить себе условия не хуже, чем в городе, – даже в глухой тайге. Все зависит от наличия соответствующих финансов. На Западе данная проблема была решена много десятилетий назад.

к содержанию ↑

Остановимся также немного на духовной составляющей современного села. А она занимает немалое место в деревенском образе жизни.

  • Сельское население более дружное, чем городское. Обусловлено это тесными связями между членами этого общества. Родственные, соседские отношения здесь гораздо крепче, чем в условиях мегаполиса.
  • На селе люди более-менее равны по социальному статусу, нет больших культурно-материальных разрывов между членами сельского социума. Сельская интеллигенция (врачи, учителя и т. д.) значительно ближе к простым селянам, чем их городские собратья к так называемым работягам.
  • Жизнь, духовное общение между односельчанами течет размерено, стабильно и доверительно. Сам ритм подобной жизни способствует более искренним отношениям между людьми, их высокой способности к взаимовыручке и состраданию. Недаром все мы знаем фразу: «У соседа загорелся амбар, и мы тушили его всей деревней». Однако никто не слышал, например, такого выражения: «Загорелась соседняя девятиэтажка, и мы тушили ее всем микрорайоном». Невозможно себе представить, чтобы во время пожара на селе его жители собрались в кучу подальше от пламени, фотографировали его на мобильники или делали селфи на фоне огня, не думая при этом даже о какой-то мизерной помощи приехавшим пожарным. К сожалению, в городе это в порядке вещей.
  • У жителя села любовь к своей малой родине значительно сильней, чем у горожанина. И хотя многие могут сказать, что это спорное утверждение, так как немало деревенской молодежи уезжает в город и всеми силами старается там закрепиться, есть не меньше примеров, когда из маленького городка человек переезжает в столицу или большой региональный центр и напрочь забывает, откуда он, и десятилетиями не вспоминает город своего детства. Деревенский житель в большинстве своем всегда помнит, откуда он родом, и при первой возможности едет к родным березкам хотя бы на несколько дней.

Монстр, красавец, фантастический, безжалостный, равнодушный… Эти, и не только, эпитеты можно услышать в сочетании со словом город. И надо признать, что все они правомерны. Город – это сын деревни, сын своенравный, взбалмошный, совсем не похожий на своего родителя. И отличие городского образа жизни от сельского бросается в глаза любому человеку, приехавшему сюда из далекой деревушки. Огромный, ненасытный, поглощающий все, что дает земля, наделенный всеми известными пороками – он иногда может показаться наказанием, посланным людям за их грехи. Но не будь города, никогда бы человечество не поднялось на сегодняшнюю ступень цивилизации. Все глобальные достижения нашего мира создавались в городах, и это непреложный факт. Города необходимы для развития человеческого сообщества, во всяком случае на сегодняшней исторической ступеньке. Рассмотрим более подробно признаки, характеризующие типичный городской пейзаж.

  • Огромные, многоэтажные жилые муравейники, где в одном подъезде зачастую проживает больше людей, чем в некоторых крепких деревнях. Заводы, фабрики, крупные промышленные и торговые объединения – органическая черта любого более-менее развитого городского поселения.
  • Продвинутая медицина, наука, большие учебные комплексы (институты, университеты, академии и т. д.) – опять же исключительно городская привилегия.
  • Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре. Как известно, это понятие объединяет в себе наличие транспортной системы, школы, медучреждения, сервисные комплексы, услуги бюджетных организаций, торговые объекты и т. д. То есть, проще говоря, все то, что делает жизнь человека за порогом его дома проще и комфортней, можно отнести к инфраструктуре. К сожалению, даже в современных и процветающих селах многие элементы такой системы оставляют желать лучшего.
  • Большая проблема для любого села и даже небольшого районного городка – выбор специальности и устройство на работу по ней. В большом, богатом городе этот вопрос стоит значительно менее остро. При настойчивости, способностях и сильном желании горожанин почти всегда способен найти себе работу по вкусу и специальности.
  • Город переполнен всевозможными развлечениями. Театры, выставки, многочисленные спортивные зрелища, концерты – все это является вполне обычными, естественными вещами для горожанина, а для деревенского жителя скорее относится к разряду экзотики, редкого праздника…
  • Политические события, культурные и обычные революции, коренные реформы всегда начинаются в городах и уже оттуда распространяются по всей территории страны.
  • В городе очень сильны контрасты в межличностном общении социумных групп. Например, в какие-то переломные, кризисные моменты рабочие одного или нескольких заводов могут объединиться и организованно выступить с насущными требованиями, оказывать друг другу моральную и материальную поддержку. Здесь мы видим определенную схожесть с сельской общиной. Однако те же самые рабочие могут жить в одном многоэтажном и многоподъездном доме и толком даже не знать, кто обитает с ними на одной лестничной площадке. В деревне это в принципе невозможно. Там не только знают досконально все о своих соседях, но и зачастую имеют такие же сведения обо всей улице, а то и обо всей деревне.
  • Разобщенность горожан давно уже стала притчей в языцех. Случаи, когда, к примеру, в соседней квартире умирает одинокий человек и лежит там неделями, а то и месяцами, – не редкость. Соседи начинают реагировать только на неприятный запах, и то далеко не всегда. Мы привели этот мрачный пример лишь для того, чтобы показать, насколько люди, проживающие в городе, далеки друг от друга в плане общения, несмотря на гораздо более скученное проживание по сравнению с деревенскими жителями.
  • Ритм жизни в городе несравним с деревенским темпом. Он значительно выше, более суетлив и до предела наполнен стрессами. Неудивительно, что по статистике, несмотря на более высокий уровень медицинского обслуживания, горожане в среднем живут меньше, чем их сельские сограждане.

Примечание. В очень редких случаях некоторые вышеперечисленные факторы присутствуют и в деревне, но это исключение из правил, только подтверждающее правило.

Выше мы описали наиболее, по нашему мнению, характерные признаки городского и сельского образа жизни, хотя следует признать, что это далеко не исчерпывающий анализ. Теперь попробуем свести все это в одну таблицу и сделать некоторые выводы.

Город Село
Наличие крупных промышленных объектов. Масса работающих, выполняющих какую-то узкую функцию приводит к обезличиванию их взаимоотношений Мелкие мастерские и цеха – основная промышленность в сельской местности. Соответственно, отношения между работниками на них почти «родственные»
Широкие возможности в учебно-образовательном плане дают юному поколению горожан относительную свободу в выборе будущей профессии и, соответственно, позволяют стремиться к более высоким целям Как правило, на селе выбор для молодежи в плане дальнейшего развития небольшой. Либо ехать в город, получать специальность, нужную для сельского хозяйства, тем самым ограничивая творческий потенциал своей личности, и возвращаться на «малую родину». Либо выбирать то, к чему лежит душа, и пытаться остаться в городе для воплощения своей мечты, что совсем не так просто, как, к примеру, для коренного горожанина
Хорошо развитая инфраструктура. С одной стороны, повышает темп жизни и коэффициент полезного действия, с другой – увеличивает стрессовые риски Часто бывают ситуации, когда время тратится совершенно непродуктивно и при всем желании ничего нельзя поделать. Однако при этом все течет неторопливо и количество потраченных нервов значительно меньше, чем в «городском варианте» (см. пример ниже)
Городская медицина, как правило, значительно превосходит сельскую, что, как ни странно, приводит горожан к более бережному отношению к своему собственному здоровью. Хождение по врачам – одно из любимых занятий определенной группы городских жителей, особенно в преклонном возрасте Не очень качественная медицина не особо влияет на здоровье сельчан и не вызывает у них резких нареканий. Хорошая экология, относительно чистые продукты делают свое дело в оздоровлении сельских граждан лучше любого дипломированного врача. Сельчане в массе своей здоровей горожан, да и живут дольше
Множество доступных развлечений и услуг. Это позволяет частично снимать стресс, накопленный за день, неделю, месяц. Хотя некоторые «игрища», наоборот, его увеличивают. Однако масса разнообразнейших мероприятий вызывает определенную пресыщенность и зачастую не способствует здоровью Подавляющее большинство «городских» видов отдыха недоступно сельским жителям ввиду их элементарного отсутствия. Однако в этом есть и положительный момент. Приезд известного исполнителя или музыкальной группы вызывает бурю положительных эмоций и запоминается до конца жизни
Работа. Гораздо больше возможностей в карьерном и профессиональном плане. Широкий выбор специальностей. Но есть минус. Такая доступность вызывает некоторое несерьезное отношение к работе у многих горожан (в первую очередь молодых), легкомысленность, что, конечно, не улучшает производительность и качество труда Выбор профессий на селе невелик. Да и вакансий не так много. Поэтому, как правило, деревенские относятся к своей работе ответственно и серьезно. И неважно, где они работают – в городе или на «малой родине». Общеизвестно, что работник, приехавший из деревни, наиболее исполнителен и надежен
Огромная скученность населения и в то же время – его разобщенность и замкнутость. Принцип «мой дом – моя крепость» никто не отменял, и в современных городах он воплощен в полной мере и даже получил дальнейшее развитие – «что происходит за стенами моей крепости, меня совершенно не касается» На селе еще сохранились остатки былой патриархальности прошлых столетий. Все друг друга знают, живо интересуются даже самыми незначительными событиями внутренней жизни своего сельского сообщества и обсуждают их. Во многих деревнях до сих пор не закрывают днем входные двери, что для города совершенно немыслимо
Высокий ритм жизни с большим количеством стрессовых ситуаций. В городе у человека всегда возникает масса проблем независимо от его желания. Соответственно, у многих горожан вырабатывается определенный стиль жизни, общения – нервно-агрессивный. Это своего рода защитная реакция на постоянные внешние раздражители На селе ритм жизни гораздо спокойней и неторопливей. В большинстве своем селяне добродушны и открыты. С ними легко установить контакт и редко встретишь необоснованную агрессию. Попав в городские условия, им нередко приходится достаточно тяжело на первых порах именно из-за неспособности жестко реагировать на какие-то, с их точки зрения, мелочи

Внимательный читатель может спросить: «Какое отношение имеет все вышеперечисленное к теме статьи – в чем разница между городским и сельским образом жизни?» Самое прямое. Например, наличие высокоразвитой инфраструктуры позволяет горожанину загрузить свой день более полно, чем тому же сельчанину.

Допустим, чтобы попасть к какому-то узкому специалисту-врачу или сдать специфический анализ, сельскому жителю, скорее всего, придется выбираться в райцентр, а то и в ближайший крупный город. На это у него может уйти весь день. Тому же горожанину все это можно сделать за пару часов. То есть у него останется еще масса времени на другие дела. И соответственно они планируют свой день. У одного (сельчанин) это 1-2 дела – и день подошел к концу. У другого (горожанин) это может быть десяток дел, а вечером еще поход на хоккей.

Однако при этом следует учитывать, что за свой спрессованный, высокопродуктивный день горожанин платит большим нервным напряжением и более высокой возможностью попадания в стрессовые ситуации. В то же время сельский житель при любом раскладе пострадает меньше, так как у него подобных ситуаций значительно меньше. Это яркий пример влияния места проживания на образ жизни проживающего.

Итак, можно утверждать, что каждый характерный признак города или деревни напрямую влияет на жителей этих социумов. Конечно, есть свои недостатки и достоинства и у городского, и у сельского образа жизни, но где жить – каждый выбирает сам.

источник

Особо употребительной для описания личности горожанина оказалась типология К. Юнга по характеру отношения к миру и людям: интроверты (внутриличностное дистанцирование от мира) и экстраверты (личностная открытость миру). Вначале сложилась точка зрения, что городская жизнь способствует формированию интровертивного типа личности в силу множественности, интенсивности и противоречивости внешних воздействий. Однако социально-психологические наблюдения и эксперименты показали, что это не столь однозначно, что поведение горожанина ситуативно и обусловлено множеством обстоятельств. Кроме того, вопрос о типе личности горожанина связан с вопросом, кого считать «типичным горожанином», по каким основаниям его выделять. В то же время, очевидно, существующая специфика городской среды накладывает отпечаток и на тип личности горожанина.

Проблема возникла после того, как стало очевидно, что межличностное взаимодействие в городах отличается от традиционных семейно-родовых, общинных, товарищеских и других известных форм межличностного взаимодействия. Первоначально был выдвинут тезис, что отличия носят негативный характер, т.е. межличностные отношения в городах качественно хуже, беднее, даже примитивнее, чем в традиционном обществе. Этот тезис психологов в значительной степени был подготовлен высказываниями авторитетных социологов. Ф. Тённис говорил о формализации личностных отношений в городах; Э. Дюркгейм сетовал на ослабление моральных принципов; М. Вебер писал о снижении глубины и интимности межличностных контактов; Ч. Кули полагал, что в больших городах вообще ослабляются первичные межличностные контакты; Г. Зиммель считал, что духовная жизнь в больших городах характеризуется чрезмерным прагматизмом и расчётливостью. Безусловно, их суждения были не беспочвенны, поэтому появился тезис о негативных социально-психологических последствиях урбанизации в области межличностных отношений: отчуждение личности, морально-психологическая пустота межличностных контактов, деиндивидуализация и, как следствие, немотивированное насилие в межличностных отношениях и др. Однако эмпирическое изучение межличностных контактов ослабляло этот тезис и ориентировало на изучение структуры и механизмов взаимодействия коммюнити как городских сообществ особого рода [44].

По результатам экспериментов, проведенных в городах, различающихся по размеру (Санкт-Петербург, Самара, Сызрань), можно предположить, что по мере роста города качественно изменяется характеристика группового сознания горожан, а именно: усиливается «демократичность» города, позволяющая городским жителям быть более свободными в своих суждениях; ухудшается эмоциональная сфера города; растет «жесткость» соблюдения социальных норм; увеличивается доля «личностных» городских потребностей (связанных с отношениями между людьми и социально- политическим статусом города) по сравнению с «индивидными» и «субъектными»; меняется представление жителей о городском пространстве, психологическое районирование городских территорий не всегда совпадает с административным делением и выявляет наиболее и наименее предпочитаемые районы с точки зрения разных критериев и др [46].

Содержание жизни сельского поселения преимущественно исчерпывается «территориальными событиями» – хозяйственными делами на конкретной территории: земледельческой, охотничьей, пастбищной и т.п. Содержание жизни, события пространства большого города выходят по своему значению далеко за пределы его территориальных границ. В работе «Большие города и духовная жизнь» Зиммель отмечает, что человек не исчерпан пределами его тела или области, которую он непосредственно заполняет своей деятельностью, но лишь суммой влияния, которое он оказывает во времени и в пространстве, — так и город равен совокупности оказанного им за его ближайшими пределами влияния. Это только и есть его настоящий объём, в котором выражается его бытие. Каждый человек наполняет своей субстанцией и деятельностью непосредственно свое место. Если между людьми нет взаимодействия, то пространство между ними — это, «практически говоря, — ничто». В то мгновение, когда оба они вступают во взаимодействие, пространство между ними оказывается заполненным и оживотворенным [49].

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения, город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

1) в межличностных отношениях в основном превалируют кратковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная избирательность;

2) небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

3) высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения;

4) большое количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок;

5) социальный статус жителя города отличается неустойчивостью, большая социальная мобильность;

6) слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализовывают возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, аккуратны в общении, подготовлены к случайностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни.

Различные альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Мы выделили лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии самопроизвольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может прививать растущему человеку способности к восприятию, созерцанию, наблюдению.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т. е. соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная связь представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять» их на себя. Все это очень сильно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он начинает использовать предоставляемые городом возможности [51].

Выводы по I главе

1. Особенностью подросткового возраста является переход от детства к самостоятельной, взрослой жизни. Происходят значительные изменения на физиологическом, психологическом, физическом уровнях.

2. В межличностном взаимодействии наиболее значимым становится общение с ровесниками, которое осуществляется на качественно ином уровне, чем в предыдущих возрастных периодах. Именно в этом возрасте оказывается значительное влияние со стороны сверстников.

3. Выявлено, что центральным новообразованием является «чувство взрослости», то есть подросток позиционирует себя уже не как ребёнка, но как взрослого и требует соответствующего отношения к нему со стороны сверстников, родителей, взрослых. Это чувство проявляется в стремлении оградиться от контроля и излишнего внимания старших.

4. Рассмотрена ведущая деятельность данного возраста, это интимно-личностное общение со сверстниками. В данном периоде происходит становление и разграничение по степени близости отношений: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.

5. Установлено, что психологическими особенностями межличностных отношений городских подростков является высокая частота и, как следствие, поверхностность контактов, повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. Городской подросток лучше ориентируется в окружающей действительности, за счёт большого количества информации и социальных контактов, как специфичной черты города.

6. В свою очередь отмечено, что для подростков проживающих в селе характерна открытость и искренность в общении. За счёт малочисленности населения и отсутствия социальных и культурных контрастов, степень близости межличностных отношений слабо дифференцируется. Чем меньший размер имеет населённый пункт, тем теснее общение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10057 — | 7508 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Конспект урока «Город как среда обитания человека. Характеристика жилища, особенности его жизнеобеспечения»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Город как среда обитания человека. Характеристика жилища, особенности его жизнеобеспечения

Цель урока: дать представление об основных источниках опасности в городе и жилище.

дать обучающимся представление о городе и жилище как месте проживания человека;

обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе;

выявить возможные опасные ситуации в городе и в собственном доме;

выяснить причины возникновения опасных ситуаций;

убедить обучающихся в необходимости соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

развивать аналитические навыки;

формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе;

учить адекватно вести себя в потенциально опасных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационный этап. Создание позитивного психологического климата

Предлагаю вам разбиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из вас будет выполнять роль обезьяны, второй – роль зеркала, в которое смотрит обезьяна. Обезьяна производит какие-то действия, зеркало должно их повторить. Затем обменяйтесь ролями.

1) Какая роль вам больше подходит? Почему?

2) Что нужно для того, чтобы правильно повторить движения другого?

Совершенно согласна; нужно быть внимательным к тому, что показывает другой человек. И для того, чтобы что-то повторить, нужно ещё и уметь слышать, что говорит другой. Потому я вас сегодня призываю быть внимательными, активными, принимать участие в нашем с вами разговоре, не стесняясь высказывать собственное мнение.

Предмет, который мы с вами начинаем изучать, очень важен.

Кто из вас знает, как он называется? (Ответ учеников)

Сегодня мы начинаем изучение нового предмета — ОБЖ. А начать урок я хочу со стихотворения:

В школе новый есть предмет –

В каждом классе он введен,

В пятом классе и в шестом,

Проверка на внимательность:

Как же расшифровываются буквы ОБЖ?

А как вы думаете, какая основная задача стоит перед вами?

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, причины их возникновения и способы защиты от них.

правильно действовать в опасной ситуации.

Вот этому мы и будем учиться на уроках ОБЖ.

Мотивация учебной и познавательной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Люди давно селятся вместе, образуя деревни, посёлки и города, потому что вместе жить удобнее. И всё же большая часть людей живёт в городе. Почему? Что такое город? Чем городской житель отличается от жителя села? Вот на эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Речь пойдёт о местах, которые являются средой обитания человека – городе и жилище.

Запишите тему урока…

Изучение нового материала

Что же такое город? С чем он у вас ассоциируется? (Ответы обучающихся)

Для многих детей и взрослых город стал всем — и домом, и местом работы, и местом отдыха.

А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни? (Ответы учеников)

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

В городах существует целая сеть торговых организаций;

Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

Создана система учебных заведений различного уровня;

Население обслуживают медицинские учреждения;

Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Вода, газ, электричество в квартирах

Сеть торговых организаций

Транспорт в разные районы города и за его пределы

Система учебных заведений

Система культурных, научных и спортивных учреждений

Службы для обеспечения безопасности населения

А как вы считаете, отличается ли горожанин от сельского жителя с точки зрения безопасности жизни? (Ответы обучающихся)

Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни:

Жители села, как правило – мастера на все руки, так как нужно постоянно поддерживать своё хозяйство. А вот горожане, в основном, компетентны в узкой области, а потому зачастую оказываются беспомощными, когда надо, например, потёк кран и нужно всего лишь поменять прокладку, или, например, нужно починить розетку.

Так как городские жители чаще всего проживают в многоэтажках, то там возникает немало проблем. Ведь городские дома устроены намного сложнее, чем сельские: в городских квартирах есть холодная и горячая вода, канализация, бытовой газ, большое количество бытовой техники. Также квартиры наполнены различными приборами и оборудованием, что значительно повышает риск возникновения опасных ситуаций.

Жители городов редко работают рядом с домом, поэтому каждый день по дороге на

работу и домой они подвергаются опасности как пешеходы, пассажиры или

Сельские жители знают обычно не только ближайших соседей, но порой и всех в

селе, а горожане зачастую не знают даже соседей по лестничной площадке, что

помогает преступнику легко проникнуть в дом и уйти незамеченным.

Жители городов очень любят бывать в местах скопления большого количества людей (на стадионах, концертах, парках и т.д.). Даже самое незначительное происшествие в таком месте может привести к панике и давке.

Стихийные природные бедствия (наводнение, ураган, землетрясение) в городах могут привести к тяжёлым последствиям и большим жертвам из-за тесной застройки многоэтажными зданиями. Опять же, некоторые аварийные ситуации, возникающие в одной из квартир, могут нанести вред другим жильцам многоквартирного дома.

В городах обычно расположено много различных предприятий, и некоторые из них (особенно химические комбинаты, нефтеперегонные и машиностроительные заводы) значительно ухудшают экологическую обстановку, что пагубно отражается на здоровье горожан.

Города стали средоточием различных ситуаций , уносящих большое количество человеческих жизней: ДТП, распространение наркотиков, крупные пожары, взрывы, обрушения, массовая паника, социальные конфликты.

Одной из опасных ситуаций для горожан стало стремление самих же горожан обезопасить своё жилище от ограбления. Люди стали заводить собак, причём популярными стали собаки бойцовых, сторожевых пород, которые обладают повышенной агрессивностью и злобностью. Известны случаи нападения собак на детей.

Большое скопление людей в городах приводит к высокому ритму жизни , резкому увеличению количества автомобилей, развитию всех видов транспорта, энергетики, промышленности. На дорогах городов за день случается не одна сотня ДТП, в которых гибнут как взрослые, так и дети. Насыщенность города электрическими, газовыми, коммунальными и промышленными коммуникациями также приводит к большому количеству различных аварий и катастроф.

Для многих крупных городов спасением стало метро, помогающее решить транспортную проблему. Однако метро — предприятие повышенного риска, где необходимо быть особенно внимательным и собранным.

Опасность может возникнуть и в толпе в час пик. Множество других опасностей поджидает на улице, во дворе, дома. Одна из таких опасностей — пожар. Он возможен и в сельском доме, но выбраться из небольшого одноэтажного дома гораздо проще. В городах при пожаре в многоэтажном здании опасности подвергается сразу много людей, так как эвакуировать их с верхних этажей очень трудно, а порой невозможно. Городские пожары часто приводят к опустошительным последствиям и большому числу жертв.

Обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, называется чрезвычайной ситуацией.

В опасных ситуациях не всегда можно надеяться на спасателей: им ещё надо доехать до места, куда их вызвали, по заполненным автомобилями городским улицам. Так что начинать оказывать помощь пострадавшим должен тот, кто находится рядом.

Большинство существующих опасностей кажутся нам далёкими и не касающимися нас. Однако они есть. Поэтому надо научиться их узнавать, предугадывать и избегать, а попав в опасную ситуацию, верно действовать и никогда не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода уже нет и все средства испробованы.

Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

А вспомните древнего человека. Легко ли ему было жить в пещере, где средством и освещения, и приготовления пищи, и обогрева служил костёр? Сможет ли современный человек долго прожить в таких условиях?

Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже мысленно вернувшись на 100 лет назад, в начало XX века, мы увидим, что в домах были печи, необходимый запас дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, однако туалет был на улице. Средством для умывания служил рукомойник, воду в который носили из колодца, сохраняя её в бочках или вёдрах.

Как думаете, легко ли было человеку создать комфортные условия быта? (Ответы учеников)

Что такое жилище? Назовите по одному слову, которое можно поставить рядом со словом «жилище» (дом, комфорт, уют, тепло)

Жилище — это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п. ), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.)

Есть такая поговорка «Мой дом – моя крепость». Согласны ли вы с ней? Всегда ли мы находимся дома в безопасности? (Ученики отвечают)

Практическое задание

Предлагаю вам разбиться на группы (по рядам) и в течение 2-х минут вспомнить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома.

1 группа – опасности на кухне; 2-я – в ванной; 3-я — в комнатах.

(Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 2 минут самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания)

У каждой опасной ситуации есть причины. Предлагаю дома подумать над этим вопросом и систематизировать ваши знания, заполнив таблицу « Опасные ситуации в жилище и их причины».

Домашнее задание: Учебник Смирнова п. 1.1 – 1.5 (читать), выучить конспект, заполнить таблицу

Опасные ситуации в жилище

Подведение итогов урока. Рефлексия

Какие правила ОБЖ вы можете сформулировать? (Ученики предлагают свои варианты)

Изучай виды и причины опасностей.

Учись предвидеть опасные ситуации.

Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Выбирай самый безопасный способ действия.

В трудной ситуации борись за себя.

Праздник жизни, а не скука!

Как в лесу не заблудиться,

Как под лед не провалиться,

Рада была познакомиться с вами. Приятно было с вами работать. Остаётся сказать: спасибо за урок! До новых встреч!

источник

Дата 03.05.2016
Размер 40 Kb.
Тип Урок
    Навигация по данной странице:
  • Форма урока
  • Упражнение – энергизатор «Зеркало и обезьяна»
  • 2. Изучение нового материала
  • 3) Просмотр документального фильма.
  • 4) Отличие горожанина от сельского жителя с точки зрения безопасности жизни
  • 3. Закрепление изученного материала: 1) Экспресс-опрос
  • 4. Домашнее задание
Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения
Тема урока: Особенности города как среды обитания человека

Автор: учитель ОБЖ Максимова Елена Николаевна

1. Особенности города как среды обитания.

2. Системы обеспечения безопасности города.

• источники и зоны опасности в современном городе;

• службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове;

б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Упражнение – энергизатор «Зеркало и обезьяна»

Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Один из пары – обезьяна. Которая смотрится в зеркало. Другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. Через некоторое время поменяйтесь ролями. Можно выполнять одновременно всем.

1) какая роль вам понравилась больше? Почему?

2) Что нужно для того, чтобы успешно повторять движение другого?

2. Изучение нового материала

1) Особенности города как среды обитания человека

Люди давно селятся вместе. Образуя деревни. Поселки и города. Вместе жить удобнее.

Сейчас большая часть населения живет в городах. В России всего население составляет более 100 млн. человек, т.е. 2/3 всего населения страны.

Что же такое город? Для многих детей и взрослых он стал всем – и домом, и местом работы и отдыха. Многие рождаются. Живут и умирают в городе. Кажется, что город – это благо, это хорошо. Ведь здесь сосредоточены достижения науки, искусства, производства самых разных вещей. Тут много интересных людей.

3) Просмотр документального фильма.

Однако город для многих становится и бедой. Городская обстановка развивает у людей отчужденность. Изолированность, одиночества. В сельской местности люди лучше знают соседей и внимательно относятся друг к другу. У них есть возможность каждый день побыть на природе. Отдохнуть, набраться сил. Городские жители этого лишены.

4) Отличие горожанина от сельского жителя с точки зрения безопасности жизни:

→ сельский житель вынужден быть мастером на все руки, что бы поддерживать свое хозяйство. А многие горожане, обычно специалисты в узкой области, оказываются беспомощными, когда надо поменять прокладку в водопроводном кране или починить розетку; к тому же городской дом устроен много сложнее сельского и не ко всем его хозяйствам живущие в нем имеют доступ;

горожанин редко работает рядом с домом, поэтому каждый день по дороге на работу и домой он подвергается опасности как пешеход или водитель;

→ сельский житель знает не только ближайших соседей, но порой и всех в селе, а горожанин часто не знает даже соседей по лестничной клетке. А это помогает преступнику легко проникнуть в дом и уйти незамеченным;

→ горожанин подвергается опасности там, где собирается много людей (на стадионе, на концерте), так как даже незначительное происшествие в таком месте может привести к панике и давке;

→ стихийные природные бедствия (наводнения, землетрясения) в городе могут привести к тяжелым последствиям и большим жертвам из-за тесной застройки многоэтажными зданиями;

→ в городе обычно расположено много различных предприятий, т некоторые из них (особенно химические комбинаты, нефтеперегонные и машиностроительные заводы) значительно ухудшают экологическую обстановку в нем. Что пагубно отражаются на здоровье горожан.

Города стали средоточием различных чрезвычайных ситуаций, уносящих большое количество человеческих жизней

Чрезвычайные ситуации уносящие человеческие жизни.

Аварии – опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу для жизни и здоровья людей и сооружений, повреждению и уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья, готовой продукции, к нарушению производст венного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.

6) Криминальные ситуации, распространение наркотиков, попыток самоубийства, крупных пожаров, взрывов. Обрушений, массовой паники, социальных конфликтов.

Увеличивая состояние благосостояние, люди бояться потерять его. Поэтому в городе стали популярны собаки бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобности.

(Показ слайдов популярных бойцовых, сторожевых собак).

Они могут быть опасными для жителей города. Так, в Англии после несчастного случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его эта порода была официально запрещена.

( выдержка из газеты «Томская неделя» «Случай на станции»)

Источником серьезной опасности может стать появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в ряде населенных пунктов (в частности, в городе Москве) приняты правила. Запрещающие сопровождение собак детям до 14 лет.

Большое скопление людей в городах приводит к высокому ритму жизни, увеличение количества автомобилей. Сильному развитию транспорта, энергетики, промышленности. На дорогах городов за день случается не одна сотня дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают десятки людей, многие гибнут. Насыщенность города электрическими. Газовыми. Коммунальными и промышленными коммуникациями также приводит к большому количеству различных аварий и катастроф.

Для многих крупных городов спасением стало метро, решившее их транспортную проблему. Однако метро – предприятие повышенного риска, где необходимо быть особенно внимательным и собранным.

( рассматривание открыток «Московский метрополитен»)

Множество опасностей поджидает нас на улице, во дворе, дома.

Одна из таких опасностей – пожар. Он возможен и в сельском доме, но выбраться из небольшого одноэтажного дома проще, да и потери меньше. В городе при пожаре в многоэтажном здании опасности подвергается сразу много людей, эвакуировать их с верхних этажей очень трудно. А порой невозможно.

Пожар в городе часто приводит к опустошительным последствиям и большому числу жертв. Так, пожар на Московском шинном заводе привел к серьезной экологической проблеме для окрестных жителей. Недаром решением правительства Москвы создана служба спасения.

Работы у нее хоть отбавляй. В день спасатели оказывают помощь десяткам людей. Существуют службы безопасности городские и районные.

7) ( Обсудить, и записать в тетрадь, какие службы безопасности знают)

1. Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01, 27-3-40

2. Служба охраны правопорядка (милиция) 02

3. Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03

Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть.

Очень важно, чтобы учащиеся в случаях авариях или опасной ситуации правильно запомнили порядок вызова соответствующей службы. (схема 1)

3. Закрепление изученного материала:

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях?

Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности?

Чем отличается жизнь городского жителя от сельского?

Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми?

Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации.

Класс делится на 2 команды, по одно из каждой команды бегут до телефона,

♦ набирают нужный номер службы безопасности,

♦ назвать свое имя и фамилию.

♦ сообщить куда прибыть и номер телефона.

Составьте со взрослыми карту опасного района, где вы живет, отметив на ней улицы с оживленным движением. Укажите на этой карте путь своего движения из дома в школу и обратно.

источник