Меню Рубрики

Почему люди болеют раком с точки зрения православия

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства – главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

– Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

– Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом – проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», – заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю – того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина – испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом – своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

– Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

– Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер – мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом – дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию – это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология – своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной – известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино – убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном – сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить – просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной – знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно – правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология – это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому – Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

– Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

– При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

– Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

– Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

– Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация – пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

– Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь – это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью – это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

– Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

– Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов – загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные – добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных – попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь – «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru

источник

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства.

…Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё!

…Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело…

Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой… Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!»

Старец не отвергал лекарства, но не отводил им первое место в деле лечения больного. Однажды он спросил меня: «Что такое лекарство?» Я ответил: «Некий химический состав, который мы принимаем, чтобы выздороветь». Мой ответ его не удовлетворил. «Скажи мне, что такое лекарство? Само это слово тебе ни о чем не говорит?» Я не нашелся, что сказать ему в ответ. Тогда Старец продолжил: «Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства».

Одной сестре Старец сказал: «Женщины, которые ревнуют своих мужей, очень часто заболевают раком. По этой причине заболевают даже жены священников. Причиной всех болезней являются раздражительность и нервозность. Они провоцируют образование даже камней в почках».

Я находился в келье Старца в Каллисии. Мы разговаривали о болезнях, и отец Порфирий говорил мне о том, что причиной болезней может быть как грех, так и сатанинское воздействие. Чтобы я лучше это усвоил, он рассказал мне следующую историю: «Однажды ко мне в полном отчаянии пришла женщина. Она буквально умирала от горя. Причиной этого был ее муж, который, по ее словам, страдал астмой. Она его жалела, но ничем не могла ему помочь и от этого сильно страдала. Но я увидел все это в ином свете и сказал ей: «Я помогу тебе, если ты согласишься делать то, что я буду тебе говорить». «Сделаю все, что Вы мне скажете», – ответила она. Тогда я говорю: «Итак, возвращайся к себе домой. Ты войдешь через парадную дверь и пройдешь в комнату, где лежит твой больной муж. Побудь с ним немного и посмотри, что он будет делать. Затем встань и скажи ему: «Я хочу ненадолго пойти на рынок кое-что купить». Однако на рынок не ходи, выйди через парадное крыльцо, обойди вокруг дома и зайди с черного хода на кухню. Она рядом с комнатой твоего мужа. Но будь осторожна, чтобы он тебя не обнаружил. Посиди там примерно с час и прислушивайся к тому, что будет делать твой супруг. Затем снова обойди вокруг дома и прямо пройди в его комнату. И снова обрати внимание на то, что он будет делать, когда тебя увидит».

Женщина поступила так, как я ей велел. На следующий день она зашла ко мне снова. «Ну что?» – спросил я ее. «Как только я прошла через парадную дверь, – сказала женщина, – и вошла в комнату мужа, он начал сильно кашлять, плевать на пол и жаловаться на то, что я его не люблю, совсем не жалею и оставляю одного, наедине с его недугом. Затем я сказала ему, что на часок отойду на рынок. Начался новый приступ кашля и новые жалобы. Обогнув дом, пройдя на кухню и прислушавшись, я обнаружила, что в комнате моего мужа царит полнейшая тишина. Прошел час, и я снова зашла к нему. Как только я открыла дверь, и он меня увидел, начался новый приступ кашля и жалобы, что целый час, пока меня не было, он не мог справиться с кашлем, звал на помощь и чуть было не умер, покинутый всеми».

«Теперь ты поняла, что происходит?», – спросил я ее. «У меня все смешалось, – ответила она, – я не знаю, что и думать». «Сейчас все объясню, – сказал я. – В твоем муже сидит бес. Я это увидел, когда ты вчера пришла ко мне. Бес навел на твоего мужа астму, чтобы с ее помощью расправиться с тобой. Будучи очень чутким и легкоранимым человеком, ты, видя его страдания и слыша его жалобы на то, что ты будто бы совсем о нем не безпокоишься, из-за своих переживаний совсем иссохла. Однако твой муж вовсе не выглядит обезпокоенным. Он кашляет, плюется и сетует только тогда, когда ты находишься рядом с ним, потому что этот удар направлен на тебя. Как только ты уходишь, он успокаивается».

Женщина смотрела на меня во все глаза, и потихоньку до ее сознания стал доходить смысл происходящего. Я сказал ей, как надо бороться с врагом и что надо сделать, чтобы и она, и ее муж смогли избавиться от демона. Женщина послушалась меня, и сейчас жизнь у нее в семье стала лучше».

На меня произвели глубокое впечатление, с одной стороны, человеконенавистническое коварство врага, а с другой – необыкновенная прозорливость Старца и успех его лечения. На мой вопрос «Геронда, эта астма была не настоящей, вымышленной?» он ответил: «Нет, это была настоящая, обычная астма, но причиной ее возникновения был диавол. Он использовал ее в качестве орудия убийства бедной женщины».

Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня поприветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден сказать ему:

– Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерзновением, не умолите Бога избавить Вас от этих болезней?

– Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

– Но почему? Вы же не просите у Бога ничего плохого?

– Потому что я не хочу принуждать Бога!

Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил замолчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал, как он боролся с болезнью – молчаливо и с полным спокойствием.

Одна девушка, духовное чадо Старца, в тот день, когда отцу Порфирию оперировали катаракту на глазу, взяла с собой других девушек, и они пошли в лес. Там, проливая потоки слез, девушки молились об исцелении своего Старца. Спустя какое-то время отец Порфирий пригласил к себе эту девушку и спросил: «Почему ты собираешь сестер и вы плачете обо мне в лесу?» «Потому что, Геронда, – ответила она, – мы хотим, чтобы Вы исцелились». И что же ей ответил Старец? «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо», – сказал он.

– Что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

– Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Таин, – одним словом, будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни.

Одна наша хорошая знакомая, очень благочестивая женщина, сильно заболела. Когда ей сказали о том, что необходима операция, она стала подавать записки священникам, монахам и по монастырям, чтобы за нее молились. Когда мы попросили и Старца помолиться о болящей, он сказал: «О! Сколько молитв о ее исцелении, как я вижу, восходит к Богу!» По молитвам Церкви операция прошла удачно, и эта женщина поправилась.

Отец Порфирий рассказывал:

– Как-то раз ко мне пришла одна монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я сказал ей:

– Давай я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

– Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать Вас, Геронда, – ответила она.

Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

Во время исповеди одной женщины моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

– Ты здорова? – спрашиваю я ее. – У тебя что-то есть.

– Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

– Иди сейчас в такой-то кабинет, это здесь рядом, к такому-то врачу, и попроси его от моего имени, чтобы он тебя осмотрел, а затем возвращайся и расскажи мне о результатах.

Читайте также:  Возврат подарков с юридической точки зрения

Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

Тогда я опустился на колени, сказал ей, чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем, осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль безследно исчезла.

Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм и говорит:

– Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой? Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она у нее была.

– Многое видят мои глаза, – закончил Старец. – Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей.

Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

– Я ждал тебя! Ты не поверила не только моим словам и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой будешь делать, благословенное чадо? Ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

Такими словами встретил Старец одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие тем, что она так маловерна. Затем он сказал:

– Ну, теперь расскажи мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

– То же самое, что говорили и Вы, Геронда. Дело плохо! Это рак! – Тут она разрыдалась.

– Что ты плачешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону. Или, может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё! Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не печальными и несчастными, а радостными и счастливыми. Ну давай я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда ты увидишь, как быстро твое здоровье пойдет на поправку.

Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Старец с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение. Его святой лик весь светился от радости. Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие, призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Болезнь была побеждена.

В один миг больная стала здоровой. Старец заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену. Вместо слез в них засветилась радость. Место отчаяния в них заняла надежда. Угрюмость уступила место улыбке, болезнь – здоровью и, наконец, смерть – жизни! Действительно, сколь прекрасны плоды веры.

– А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо? – осмелился я спросить, когда рассказ был закончен.

– Что ты хочешь? Она почти пропала, исчезла, улетучилась. Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять, на каком месте она была. Ты знаешь, Кто такой наш Бог? Кто Он?

– Создавший все и изменяющий все по Своему изволению.

– Верно! Так и есть. Благословение мое да пребудет с тобою.

Однажды отец Порфирий сказал мне:

– Когда я был молодым, то просил Бога дать мне раковую болезнь, чтобы я мог страдать из любви к Нему. Как-то зимой старцы послали меня за улитками. Шел снег, и я четыре часа собирал этих улиток. Мокрый, холодный как лед мешок с ними висел у меня за плечами. Так я заболел плевритом. У нас в келье не было ни хорошей пищи, ни лекарств. Я весь высох, остались только кожа да кости, и говорю старцам, что так я умру. Вскоре издалека приехал мой брат. Он положил мне на спину вытяжной пластырь, знаешь, что это такое?

– Это квадратный кусок кожи, его приклеивают к спине в том месте, где имеются скопления жидкости. Этот пластырь вбирает в себя всю жидкость от плеврита и разбухает, как губка.

Через неделю этот пластырь ножницами отстригли по краям вместе с кожей. Мои страдания были ужасны… От боли я пел: «От многих моих грехов…»

Затем на рану наложили пластырь на основе воска. Этот пластырь собирал гной, и его часто меняли. Каждая смена – новые страдания.

Поскольку я нуждался в усиленном питании, старцы послали меня на месяц в Афины. Поправившись, я немедленно вернулся назад. Но вскоре снова разболелся. Тогда я поехал в Афины на два месяца. Вскоре после того как я, здоровый, вернулся назад, болезнь снова свалила меня с ног. В конце концов, старцы, посоветовавшись, решили окончательно отослать меня из кельи. Проливая потоки слез, я попрощался с ними. Второй послушник старцев провожал меня до корабля. Мы оба все время плакали.

– Отец, – говорил я ему, – не плачь, я вернусь.

– Дитя мое, – говорил он мне в свою очередь, – не плачь, Пресвятая Богородица вернет тебя назад.

Как-то раз мы спросили отца Порфирия: «Часто люди исцеляются даже от неизлечимых болезней. Как это происходит?» И он ответил: «По вере». Мы спросили снова: «Что значит – по вере?» Старец сказал нам: «Когда больной пренебрежет медицинскими познаниями врачей и возложит все на Бога, тогда он побуждает промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении. И таким образом, он выздоравливает. Однажды пришла ко мне женщина, у которой был рак груди, и говорит: «Я ни к кому не буду обращаться, ни к врачам, ни к кому-либо еще. Воля Божия да будет». Тогда я ответил ей: «Если у тебя такая вера в Бога, то врачи тебе не нужны».

Когда после обследования врачи сказали мне, что у меня рак, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. Прошло столько лет, а Ты не забыл моей просьбы». У меня опухоль вот здесь, в гипофизе. Она растет и давит на оптический центр. Поэтому у меня стало падать зрение.

Одним глазом я немного вижу свет, а другим вижу людей, но лица уже не разбираю, вижу лишь силуэты. Язык у меня стал несколько толще и длиннее, так что он уже мешает мне во рту, и у меня изменился голос. Боли бывают страшные. Тогда я вооружаюсь терпением и начинаю молиться. Но при очень сильных болях даже молиться становится невозможно. Однако я не ропщу и не жалуюсь.

– Геронда, принимайте какие-нибудь болеутоляющие средства, тогда Вам будет легче.

– Болеутоляющее я не принимаю, но говорю себе то, что ты уже слышал: «Разве Христос не знает, что мне больно? Знает». Итак, я с терпением несу Крест Христов. Как ты на это смотришь? Я тебе все рассказал. Может быть, некоторые считают меня ненормальным? Мне нравится это безумие, но я не обязываю тебя делать так же, как я. Ты поступай так, как считаешь нужным, как можешь. А для себя я выбрал этот путь… Я люблю тебя, чадо мое, ты это знаешь?

– Да, Геронда, знаю. И я Вас люблю и прошу Бога, чтобы Он Вашими святыми молитвами помиловал меня.

– В болезни я прошу Бога, чтобы он умилостивился надо мной и простил грехи мои. Когда человек достигает состояния, которое он имел до грехопадения, тогда Бог не попускает ему болезней. Когда Бог захочет, то в один миг может сделать нас здоровыми. Но это непросто. И понимают это только те, кто может вместить.

«Теперь у меня стали отниматься ноги, они меня уже не держат. Я могу передвигаться только немного здесь, по келье. Еще я стал все забывать, ухудшилась память. Но я не прошу Бога о том, чтобы Он исцелил меня, а только чтобы Он простил мне мои прегрешения.

Часто я думаю о тебе и молюсь Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и за тебя. Звони мне почаще».

Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: «Боже мой, прости мне грехи мои», в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом. Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не безпокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает».

Так просто Старец объяснил мне, что болезнь тела является следствием болезни души, то есть следствием моих грехов. Полученное же вследствие смиренной молитвы прощение Богом грехов приносит душе исцеление, а со временем, когда Бог благоволит, исцеляется и тело. Старец подчеркивал, что мы должны молиться просто, не имея никаких задних мыслей. В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно – устранить ее причину.

Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его безкорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сначала Бог врачует корень – болезнь души, грех; а затем ветви – болезнь тела.

Однажды отец Порфирий сказал мне: «Благодаря болезням, когда мы безропотно их переносим, прося Бога о прощении своих грехов и прославляя Его имя, мы становимся лучше».

Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал:

– Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!

Когда здоровье больного после многочисленных молитв о нем его близких не шло на поправку, и он продолжал свое лечение, принимая назначенные ему врачами лекарства, Старец говорил: «Таблетки, дитя мое, сделают этого человека здоровым, потому что так хочет Бог».

«С чего начинает лечить врач? Сначала он молится, призывая помощь Божию, а уж затем дает лекарство.

Следует знать еще вот что: когда лекарства не помогают, это значит, что болеет не тело, но душа. А исцеление души мы можем обрести только лишь у Христа. Понимаете? Нашу душу исцеляет только Христос».

Однажды я зашел к своему врачу, чтобы проконсультироваться с ним о моей старой болезни. Он посоветовал мне через год провести еще одно повторное обследование, а затем лечь на операцию. Я пришел к Старцу и с волнением рассказал ему о совете врача.

Выслушав меня, он сказал: «Теперь все ясно. А я столько дней задавался вопросом: что это меня так терзает?» «Отец Порфирий снова принял на свои плечи бремя моей болезни», – подумал я. Затем он спросил: «У тебя уже была операция?» Я ответил, что нет. Тогда отец Порфирий говорит: «Зачем тебе нужна эта операция? Знаешь, часто бывает, что после хирургического вмешательства возникают осложнения. Я бы посоветовал тебе отказаться от операции и принять эту болезнь как жало в плоть».

Решив оказать послушание Старцу, через год, как было условлено, я пришел к врачу на обследование. После осмотра доктор сказал: «Ваше состояние не изменилось, болезнь не прогрессирует. Я предложил бы Вам не торопиться с операцией. Откладывайте ее, насколько это возможно, дольше. Приходите ко мне снова через год». Я подумал, что решение врача таинственным образом перекликается с благословением Старца. Не сказав доктору ни слова об этих своих мыслях, я ушел с твердым намерением больше сюда не приходить. Поэтому через год я не явился на очередное обследование. Однажды на приходском собрании я случайно встретился со своим врачом. Он сказал мне, что операция теперь не нужна, потому что недавно в Америке создали лекарство, с помощью которого можно окончательно излечить мою болезнь, и что скоро этот препарат появится и в аптеках Греции. Я вспомнил о Старце и, не имея возможности видеть его, мысленно его поблагодарил. Отец Порфирий пребывал уже в Небесных селениях.

Когда Старец после очередной болезни начал восстанавливать свои силы и стал принимать посетителей, я зашел к нему. Слова отца Порфирия, сказанные тихим, слабым голосом, изумили меня: «Когда я был молод, – сказал он, – то молился Богу о том, чтобы, если Он когда-либо попустит мне заболеть, этой Больница делает из нас инвалидовболезнью был рак. Ты знаешь, рак – это самая лучшая из всех болезней. Другие заболевания ты не принимаешь всерьез, надеешься, что скоро поправишься, и поэтому обычно внутренне ничуть не меняешься. Однако когда ты знаешь, что у тебя рак, тогда ты говоришь сам себе: «Вот и все. Вот и конец. Не надо себя обманывать. Теперь уже я ухожу». Люди не могут тебе помочь, ты в одиночестве стоишь пред Богом. Единственная твоя надежда – в Нем. Ты хватаешься за эту надежду и спасаешься. После моей неудачной операции на глазу и после применения огромных доз кортизона я ощутил в голове как бы взрыв. Мне показалось, что мой череп разорвало на мелкие части. Боль была страшная. Я подумал, что Бог услышал мое старое прошение, и это рак. Но, увы… Ты знаешь, я прекратил эту молитву о попущении мне рака после того, как рассказал о ней одному епископу, и он меня упрекнул, сказав, что за этой молитвой кроется эгоизм. Но боль была очень сильной. Это было прекрасно».

Рассказ отца Порфирия поверг меня в благоговейный ужас, особенно последние его слова: «Боль была очень сильной. Это было прекрасно». Как часто у меня не хватало сил следовать за Старцем.

Во время одной из наших встреч отец Порфирий, как любящий отец сыну, дал мне некоторые частные наставления. Вот что он сказал: «Внимательно относись к тому, что ты ешь. Не употребляй в пищу те продукты, которые, по состоянию здоровья, тебе вредны, и те, которые вызывают полноту. Не лежи подолгу в постели, а то снова заболеешь. Двигайся, не сиди на месте, занимайся чем-нибудь, но в меру. Больше ходи, не слишком быстро, однако и не слишком медленно, избегай подъемов и спусков, как бы малы они ни были. Совершай свои прогулки по ровной местности, не спеша, спокойно, чтобы не переутомляться. Выезжай за город. Я не буду говорить тебе, куда конкретно ходить на прогулки, иди, куда тебе нравится, только чтобы это было за Афинами, подальше от выхлопных газов, которые так вредят твоему здоровью. Не выходи на улицу, когда слишком холодно или слишком жарко. Когда же выходишь на холод, то закрывай нос и рот шарфом, чтобы не вдыхать холодный воздух. А когда жарко, ходи в панаме, чтобы не получить солнечный удар. Будь осторожен, избегай душевного волнения и не переживай о том, что будет. Я знаю, что на работе на тебя никто не оказывает давления, и внешне ты выглядишь спокойным, однако внутри сам себя терзаешь мыслями: как бы не отстать от других, как бы сделать больше и лучше. Ты обратил внимание на то, как ты сейчас стал внутренне спокоен, находясь на больничном и не работая уже несколько недель? Когда ты перейдешь на другую работу, тогда комплекс неуверенности в завтрашнем дне совсем пройдет. Читай книги святых отцов и молись. Но, прежде всего, – не переживай, тогда ты быстро пойдешь на поправку. Чем больше ты будешь любить Христа, тем больше будешь радоваться и тем меньше переживать. Все делай с любовью и благодарностью. Не перенапрягайся и не суетись. Принимай пока и свои лекарства, но настанет такой день, когда ты их выбросишь».

Как-то раз один знакомый Старца лег на операцию с грыжей. Однако, оказавшись в палате среди больных с более серьезными заболеваниями, он, поддавшись малодушию, не выдержал, собрал свои вещи и ушел, так и не сделав операцию. Затем он, доплатив еще за свое лечение, перешел в другую, лучшую больницу. После этого случая многие стали над ним смеяться, считая его поступок трусостью. Но отец Порфирий посчитал, что больной поступил разумно, предпочтя экономии денег и дешевой больнице более высокую оплату и уверенность, что он выбрал для операции самое лучшее из того, что было для него доступно. «А я, – сказал Старец, – считая себя мудрецом, попался, как безграмотный крестьянин». Так отец Порфирий неоднократно говорил об одной врачебной ошибке, в результате которой его здоровье сильно пострадало. «Одно дело, когда что-то тебе попущено Богом, и другое – когда ты терпишь вред по собственной невнимательности, это не должно иметь места».

Читайте также:  Возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь

– Один человек спросил Старца, от чего у него, как показало микробиологическое исследование крови, избыток холестерина. Отец Порфирий ответил: «От переживаний и от пищи».

– Мужчина, у которого были не в порядке нервы, спросил об этом Старца, и тот ответил: «Причину твоего недуга ищи в своей душе. В каком она состоянии?».

– Посетитель сказал Старцу: «Геронда, за последние годы, когда я стал больше молиться и прибегать к Таинствам Церкви, я почти освободился от своего комплекса неуверенности в завтрашнем дне». «Так и должно быть, – ответил отец Порфирий. – Благодать Божия помиловала тебя».

– У одного человека был редкий перелом костей запястья, и врач предложил ему сделать хирургическую операцию. Больной обратился за советом к Старцу. Отец Порфирий видел все нервные окончания, проходящие и переплетающиеся в точке перелома, и обратил внимание посетителя на то, что в случае неудачной операции он может стать инвалидом. Ввиду такой опасности этот человек отказался от операции. Спустя какое-то время его рука прошла и он забыл о своем переломе.

– Другому человеку Старец посоветовал отказаться от операции на предстательной железе во избежание в дальнейшем развития там раковой опухоли.

– Однажды вечером Старец беседовал на улице с группой посетителей. Речь зашла о загрязнении окружающей среды. Обратившись к женщинам, отец Порфирий сказал: «Вы, хозяйки, чтобы не заболеть, моете фрукты и овощи, а некоторые моют даже с мылом. Не так ли?» «Да, конечно», – ответили посетительницы. «Но вы не знаете того, что зло содержится внутри», – закончил свою беседу Старец.

Когда-то давно врач прописал мне одно лекарство, чтобы я принимал его ежедневно. Отец Порфирий в целом избегал чрезмерного употребления лекарств. Однако, несмотря на это, он уважал врачей и принимал лекарства как необходимое зло. Узнав, какое лекарство я принимаю, он неожиданно замолчал и, как казалось, задумался и стал молиться. Затем он сказал мне: «Прекрати принимать это лекарство». Этот неожиданный совет отца Порфирия привел меня в недоумение, однако я решил послушаться и сделать так, как сказал Старец. Я перестал принимать это лекарство.

Спустя какое-то время, поскольку болезнь не оставляла меня, я прошел комплексное клиническое обследование. Взяв благословение у своего духовника, я показал результаты обследования другому врачу, тоже духовному сыну моего духовника. После внимательного их изучения этот врач сказал, что, по его мнению, мне не следовало пользоваться тем лекарством, которое я употреблял на протяжении не одного года и которое прекратил употреблять лишь совсем недавно. Он рекомендовал мне другое лекарство. Им я и стал пользоваться. Тогда мне вспомнился отец Порфирий. Когда я вновь оказался у Старца и рассказал ему о своем обследовании и советах врача, он обрадовался и воскликнул: «Что ты говоришь? Ты прекратил принимать это лекарство? Вот видишь, и наука разделяет мое мнение. Я не врач и не знаю, каким образом, но в тот момент, когда ты говорил мне об этом лекарстве, я понял, что тебе нужно прекратить его принимать. Как мне открылось, так я тебе и сказал. И ты хорошо сделал, что бросил это лекарство. Но теперь надо, чтобы в твою душу вошел Христос, чтобы она преисполнилась Божественной любви и радости. Радость о Господе исцелит тебя. Когда ты бываешь уставшим, то можешь принять из-за немощи тела какое-нибудь лекарство. Тебе следует пройти полную исповедь, чтобы были исцелены тайные язвы твоей души. Это и тебе, и мне доставит великую радость. Сейчас я болею, но даст Бог, мы снова встретимся». Все сказанное Старцем произвело на меня большое впечатление, особенно его слова: «Радость о Господе исцелит тебя». Впервые я услышал о такой радостной перспективе лечения. Ведь речь идет не о традиционных способах лечения, а об исцелении не только тела, но и души.

— Геронда, а отчего так сильно распространился рак?

— Чернобыль и все подобное этому, думаешь, что — прошли бесследно? Оттуда все и идет. Вот тебе люди — все это их плоды… Народ страшно изуродован. В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя.

– Геронда, что значит выражение «доброго тебе Рая»?
– Доброго тебе пути в Рай.

– Геронда, а может быть, это выражение значит: «Желаю тебе оказаться в добром Раю»?
– Ты когда-нибудь слышала, чтобы кто-то говорил о Рае недобром?
Но, как бы там ни было, чтобы попасть в сладкий Рай, человек должен вкусить в этой жизни много горького.
Так он получит на руки «загранпаспорт» пройденных им испытаний.
Что же творится в больницах! Какие трагедии! Какая же у людей боль!
Сколько несчастных матерей, идя на операцию, думают о своих детках и терзаются беспокойством о семье!
Сколько отцов болеют раком, идут на облучение, и как они мучаются!
Эти люди не могут работать, а ведь им надо платить за жильё, ведь у них столько расходов!
Тут вон другие, находясь в прекрасном здравии, всё равно не могут справиться с расходами, а уж что говорить о тех, кто болен и при этом выбивается из сил, работает, чтобы хоть как-то справиться со своими семейными расходами.
Меня страшно давит человеческое горе. Сколько всего я слышу каждый день! Бесконечные мучения, трудности.
Целый день мой рот исполнен горечи от людского горя, а вечером я голодный ложусь немножко отдохнуть.
Я испытываю огромную телесную усталость, но вместе с тем получаю и внутреннее отдохновение.

– Геронда, болезнь всегда приносит человеку пользу?

– Да, она приносит огромную пользу всегда. Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога.
Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может!
Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое, великое благодеяние.
Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду.
Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, которая это золото очищает.
Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается».
Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью.
Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, – это немного терпения.
Бог попускает болезнь, для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной.
Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь.
Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу.
Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим даёт нам болезнь либо для того, чтобы мы восприяли за неё мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи.

– Плохо, Геронда. Время от времени у неё очень высоко поднимается температура, и это причиняет ей невыносимую боль.
Её кожа трескается, покрывается ранами, и по ночам она не может уснуть.

– Знаешь, ведь такие люди – мученики. Если не полностью мученики, то наполовину точно.

– А у неё, Геронда, вся жизнь – одно сплошное мучение.

– Значит и мзда, которую она получит, будет сугубой. Знаешь, сколько ей предстоит получить? Рай ей гарантирован.
Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби].

Сегодня приходила одна женщина с больными почками. Она уже много лет ходит на гемодиализ.
«Батюшка, – попросила она меня, – пожалуйста, перекрестите мне руку. На моих венах нет живого места, и я не могу даже нормально делать гемодиализ». – «Эти раны и язвы на твоих руках, – сказал я, – в жизни иной превратятся в алмазы большей цены, чем алмазы мира сего. Сколько лет ты ходишь на гемодиализ?» – «Двенадцать»,– ответила она.
«Стало быть, – ответил я ей, – ты имеешь право и на [духовное] «единовременное пособие» и на «минимальную пенсию».
Потом она показала мне рану на другой руке и сказала: «Батюшка, эта рана не закрывается. Через неё видно кость».
– «Да, – ответил я ей, – но через неё видно ещё и Небо. Терпи, желаю тебе доброго терпения.
Молитвенно желаю, чтобы Христос умножил в тебе Свою любовь и ты забывала о боли.
Конечно, я могу пожелать тебе и другого: того, чтобы твоя боль утихла, но тогда исчезнет и многая мзда.
Следовательно, лучше то, что я пожелал тебе сначала». От этих слов несчастная женщина получила утешение.

Когда тело претерпевает испытание, душа освящается.
От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос.
По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть.
Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду.
Я понимаю [свою боль] так, что [через неё] я расплачиваюсь за свою неблагодарность Богу, поскольку я не ответил подобающим образом на Его великие дары и благодеяния.
Ведь всё в моей жизни – это один сплошной [духовный] пир: и моё монашество, и мои болезни.
Бог во всем относится ко мне человеколюбиво, Он во всём ко мне снисходит.
Однако помолитесь, чтобы Он не записал мне всего этого на счёт [лишь] этой жизни, потому что тогда – горе мне, горе!
Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы ещё больше.
Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать [эту боль]. А воздаяние мне не нужно.

Когда человек в полном порядке в отношении здоровья, то это как раз значит, что-то у него не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть.
Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел.
Поэтому я говорю, что если у человека нет обязанностей [по отношению к другим], то ему лучше предпочитать здоровью болезни.
Будучи здоровым, человек остаётся в должниках, а вот от болезни, относясь к ней с терпением, – он получит мзду.
Когда я жил в общежительном монастыре, туда однажды приехал один святой епископ, очень старый, по имени Иерофей.
Он был на покое и подвизался в скиту Святой Анны.
Когда, уезжая, он садился на лошадь, у него задрались брюки и все увидели его страшно опухшие ноги.
Монахам, которые помогали ему сесть на лошадь, стало жутко.
Епископ понял это и сказал: «Это самые лучшие дары, которыми наградил меня Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал».

Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги.
Ведь от этих подвигов мы подвергаемся опасности тщеславия и похвальбы, не понимая этого, потому что нам может показаться, будто мы способны завоевать Рай собственной «кавалерийской атакой».
Знаете, сколько лет я испытываю боль?
Иногда её можно выносить, а иногда она невыносима. Боль, которую можно выносить – это стабильное состояние.
Знаете, сколько я натерпелся от бронхоэктаза и от сделанной мне операции! Потом начались все эти истории с кишечником.
Потом полгода я страдал от междисковой грыжи и испытывал сильную боль.
Я не мог делать столько поклонов, сколько делал раньше, и, несмотря на то, что мне было даже трудно за собой ухаживать, надо было помогать и приходящим ко мне людям.
Потом у меня в животе появилось что-то твёрдое, и мне сказали, что это грыжа. Когда я уставал, она начинала болеть и очень опухала.
Однажды, накануне праздника Святого великомученика Пантелеимона, грыжа распухла и болела.
Однако мне надо было идти в Пантелеимоновский Скит на всенощное бдение. «Пойду, и будь что будет», – решил я, потому что мне надо было обязательно быть на этом празднике.
Во время бдения мне хотелось немного присесть, но я подумал, что если я опущу сидение стасидии и сяду, то сядут все остальные.
Поэтому я предпочёл совсем не садиться и стоял.
После двенадцатичасового всенощного бдения я думал, что мое состояние очень ухудшится.
Едва я возвратился к себе в келью, как кто-то постучал в железное клепальце возле калитки.
«Открывай, отче!» – услышал я чей-то голос. Я засмеялся. «Ну, всё, – сказал я себе, – сейчас только успевай поворачиваться».
И действительно: вскоре пришли другие посетители, потом ещё и ещё.
А вечером, отпустив последних посетителей, я увидел, что моя грыжа. совершенно исчезла!
Но на следующий день, после того как я отдохнул, она снова появилась!
Потом она мне мешала и болела, но одновременно с этим она доставляла мне и радость.
Ведь Христос знал о моём состоянии, Он знал и о том, что пойдёт мне на пользу.
Поэтому Он оставил мне эту грыжу на пять лет. Знаешь, как я с ней намучился?

– Геронда, а помните, когда у Вас были проблемы с ногами?

– Это другая история. Я не мог стоять на ногах. И когда приходили люди, мне было нелегко.
Потом ноги прошли, но начались кровотечения. Врачи сказали, что это был язвенный колит. Открылась новая страница.
Семь лет кровотечений, болей. Но не расстраивайтесь, только молитесь о здравии моей души.
Я радуюсь, что Бог почтил меня и наградил этим даром, и не хочу, чтобы Он у меня его отнимал. Слава Богу, Он попускает, чтобы от болезней я получил пользу.
Таким образом мы сдаем экзамены на терпение. Сегодня одно, завтра другое.
«Терпения бо имате потребу». Ведь если не будем терпеть мы, люди, имеющие хоть сколько-то страха Божиего, то что останется делать людям мирским?

Однако я вижу, что многие миряне превосходят нас, монахов, в добродетели.
Мои родители рассказывали мне о том, что фарасиоты, заболевая чем-то, не сразу бежали к Халжефенди, для того чтобы он их исцелил.
Сначала они терпели боль. Они терпели, сколько могли – в соответствии со своим любочестием и терпением, потому что они считали благословением пострадать.
«Дай-ка, – говорили они, – я тоже помучаю немножко свою душу ради Христа, раз Христос испытал великие мучения, чтобы меня спасти».
Они шли к Хаджефенди за исцелением только тогда, когда видели, что болезнь мешала их работе и начинали страдать их домашние.
Видишь, какое у них было любочестие!
Раз уж эти люди, будучи мирянами, размышляли подобным образом и терпели, то как должно размышлять мне – монаху?
Христос сказал: «В терпении вашем стяжите души ваша». Смотрите: ведь милостыни Иова в то время, когда он имел все блага, были не столь угодны Богу, сколько Ему было угодно терпение Иова во время постигшего его искушения.

– Геронда, когда Вы говорите, что человек терпит боль, то Вы имеете в виду, что он совсем не показывает виду, что ему больно?

– В крайнем случае, он может дать окружающим немного понять, что ему больно.
Он может сказать им о своей боли, но не говорить о том, насколько эта боль сильна.
Ведь если он совсем скроет свою боль от других, то они могут соблазниться от каких-то его поступков.
К примеру, если монах мучается от боли и не может пойти на службу, то если он не скажет о своем состоянии другим, возможно, кто-то, не имеющий добрых помыслов, повредится.

– Геронда, какую боль Вы называете невыносимой?

– Боль, при которой текут слезы. Это не слезы покаяния и не слезы радования. К какой категории относятся эти слезы, как вы думаете?

– Может быть, Геронда, к категории мученичества?

– Конечно, – к категории мученичества.

– Геронда, когда я испытываю сильную боль, то мне трудно сказать слова «слава Тебе, Боже».

Читайте также:  Возраст земли с точки зрения науки

– Почему тебе трудно их сказать? Думай о том, что претерпел Христос Побои, уничижение, бичевание, распятие!
И Он вытерпел всё это «безгрешен Сый», для того чтобы нас спасти.
И ты, когда тебе больно, говори: «Ради Твоей любви, Христе мой, я буду терпеть».

– Геронда, что необходимо, чтобы преодолеть боль?

– Необходимо мужество, усилие.

– А как человеку преодолеть боль невыносимую?

– Если он человек мирской – то мирской песней, если он человек духовный – то духовным песнопением.
Однажды у моего отца поднялся сильный жар и началась страшная головная боль. Знаете, что он сделал?
Он наелся солёной селёдки, выпил стаканчик вина и затянул песню: «Проснись, мой несчастный, бесправный народ».
Потом он спел ещё несколько партизанских песен, и его голова прошла!
Так – для того чтобы боль рассеялась – и мы будем петь духовные песнопения!
Помню, как я однажды простыл, и у меня началась такая страшная головная боль, что голова раскалывалась.
Ну что же, я начал петь одно очень красивое песнопение, и головная боль ушла.
Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях.
Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает.
И вчера ночью я тоже не мог уснуть от боли. Я даже подумал о том, что если умру до рассвета, то потом для меня наступит один длинный день.
Ведь в жизни иной не бывает ни закатов, ни рассветов.
Но потом я принял. болеутоляющую «таблетку» – спел тропарь «Болезньми святых имиже о Тебе пострадаша умолен буди Господи и вся наша, болезни исцели. ».
Действие этой таблетки оказалось продолжительным, её хватило на всю ночь! У врачей есть такие таблетки?

– Геронда, говорят, что ночью боли усиливаются.

– Да, ночью человеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая, больные забывают о своей боли.
Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходит в боль, и им кажется, что она усиливается.
От болей во время болезни никуда не денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к боли неправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется.
А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех, кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.

– Геронда, боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим, какое внимание надо уделять боли?

– Надо испытать, насколько хватает твоих сил, и быть внимательным в соответствии с этим.
Особенно если речь идет о человеке пожилом.
Здесь необходимо внимание, потому что если продолжать гнать старый автомобиль с той же скоростью, с которой он ездил, когда был новым, то он разлетится на кусочки: колёса полетят в одну сторону, карбюратор в другую.
Когда у меня болела поясница, я не мог молиться по чёткам стоя. Увидев, что состояние немножко улучшилось, я попробовал встать: стоя помолился по четкам и сделал земные поклоны.
Поясница заболела снова. Я немного присел. Потом сказал себе: «А ну-ка, попробуй ещё раз».
Повторилось то же самое. Поясница опять заболела. Потом я уже воздерживался от стояния на ногах и поклонов, но мой помысл был спокойным.

– Геронда, если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий, то она меня не беспокоит.
Однако она беспокоит, если я знаю, что через боль проявляется серьёзная болезнь.

– Смотри, к примеру, больная поясница может не иметь для организма серьёзных последствий, однако эта боль сковывает, «парализует» человека, и он не может двинуться. А вот боли другого рода тело терпеть может.

– Геронда, боль ожесточает человека?

– Если человек не относится к боли духовно, то она может его ожесточить.
Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезнь становится праздником, торжеством.
Человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам.
Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.

– А разве человек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?

— Человек мирской очищается, но монах – нет.

Когда человеку больно за ближнего, это некоторым образом приводит Бога в умиление. Бог радуется, потому утешение. [Если бы этого божественного утешения не было], то человек не мог бы выдержать боль за своего ближнего.

– Геронда, как можно почувствовать чужую боль?

– Если ты тоже испытываешь боль, то ты думаешь о боли другого человека, встаёшь на его место и большую боль испытываешь не за себя, а за него.
То есть твоя собственная боль помогает тебе понять боль других.
А когда ты принимаешь свою собственную боль с радостью, то ты утешаешь и тех, кому больно.
Но, конечно, одно дело – это просто узнать, что кто-то заболел, а другое дело – заболеть самому. Тогда ты понимаешь больного.
Раньше, слыша слово «химиотерапия», я думал, что это «химиотерапия», то есть я думал, что раковым больным в качестве лекарства дают соки, натуральную пищу. Откуда мне было знать, что такое «химиотерапия»? Однако сейчас я понял, что это за мука.

– Геронда, а что переносится тяжелее – химиотерапия или облучение?

– Тяжелее? Одно другого не легче — и облучение, и химиотерапия. И хуже всего то, что все эти процедуры отбивают аппетит.
Тебе надо хорошо есть, но ты не можешь есть ничего. А врачи настаивают: «Тебе надо есть хорошо».
Надо-то надо, ну, а как тут будешь есть, если все эти химиотерапии и облучения отбивают аппетит и превращают тебя в труп!
Когда я проходил облучение, то, несмотря на то, что весь горел, совсем не мог пить воды.
Даже вода вызывала во мне отвращение. Меня начинало от нее рвать.

– Геронда, если бы Вы согласились на операцию чуть раньше.

– Что там «раньше»! Я о том, чтобы мне выздороветь, не молюсь, потому что, болея раком, страдаю с теми, кто испытывает страдание.
Я лучше понимаю тех, кому больно, и соучаствую в их боли.
Но, кроме того, болезнь духовно полезна и мне самому.
Я прошу только о том, чтобы быть в состоянии ухаживать за собой самостоятельно и помогать другим.
Однако пусть будет так, как хочет Бог.

Если у тебя есть болезнь и она тебя не занимает [то есть ты не обращаешь на неё внимания], то ты, если так можно выразиться, имеешь право просить Бога, чтобы Он улучшил состояние здоровья других людей. Но и тот человек, у которого ничего не болит, пусть хоть немного пострадает за тех, кто испытывает боль. Как говорили фарасиоты: «Я понесу твою котомку», то есть я возьму на себя твою боль, твою муку, твоё горе.

– Геронда, а каким образом они брали это на себя?

– Любовью. Если человек с любовью говорит кому-то: «Я возьму твою боль», то он её берёт.
Однако если он её возьмёт, потом необходимо много терпения, много мужества, много сил, для того чтобы её понести.
Некоторые люди приходят и говорят мне: «Геронда, я хочу взять на себя твою боль».
Некоторые говорят это действительно от мужества, однако некоторые трусишки сами не знают, что лепечут.
Сами они по первому пустяку бегут к врачу и очень быстро впадают в отчаяние.
Не могут вытерпеть свою собственную малую боль, а ещё говорят, что возьмут на себя боль мою!
Лучше бы уж они терпели свою собственную боль, с радостью принимали те скорби, которые Бог им попускает, и не просили, якобы от любви, взять на себя болезнь чужую.
Ведь если Бог вдруг исполнит их прошение, но они сами к тому времени уже забудут, о чем они Его просили, и станут роптать, то, может быть, они даже обвинят Бога в том, что с ними произошло.

источник

Мифов о раке много — от относительно безобидных до вполне опасных. Из-за неправильных упрощений и сфабрикованных исследований люди могут отказываться от обследований, лечения или просто испытывать паранойю.

На просветительском фестивале «Кампус», который регулярно проводит интернет-газета «Бумага», резидент Высшей школы онкологии Фонда профилактики рака Максим Котов рассказал о самых распространенных мифах о раке.

С разрешения коллег из «Бумаги» мы публикуем тезисы из выступления врача-онколога.

Для заразной болезни нужен возбудитель — бактерия или вирус — и путь передачи. Основные пути передачи — это контактный (через плохо вымытые руки) и гемоконтактный (через кровь, то есть медицинские и другие процедуры). Нужен также восприимчивый организм, то есть тот человек, который будет болеть. Но всё это к раку не относится.

При этом некоторые инфекции могут привести к развитию рака. Самым распространенным из них является вирус папилломы человека; вирус Эпштейна — Барр, один из разновидностей герпес-вируса; вирус гепатита B и C, который может привести к раку печени; герпес-вирус 8-го типа, достаточной редкий тип, вызывающий саркому Капоши, встречается редко и, как правило, у ВИЧ-инфицированных пациентов, у которых ВИЧ-инфекция достигла терминальной фазы СПИДа. Существует еще лимфотропный вирус человека, и он вызывает злокачественную опухоль крови.

Единственная бактерия, которая может привести к развитию рака, — Хеликобактер пилори. Она вызывает гастрит и язвенную болезнь желудка, что в дальнейшем может перерасти в рак желудка.

Самые распространенные онкологические заболевания — это рак шейки матки, рак прямой кишки и рак ротовой полости. Вирус Эпштейна как раз связан с раком носоглотки. К счастью, в Европе он встречается довольно редко. Это заболевание часто встречается в странах Юго-Восточной Азии и в Юго-Восточном Китае.

От перечисленных вирусов и бактерий можно защититься; от некоторых из них — при помощи вакцинации. Было доказано, что если мы будем вакцинироваться от гепатита В (в России эта вакцина входит в календарь прививок), то можем защищаться от гепатоцеллюлярной карциномы — в просторечии рак печени. В середине ХХ века провели исследование, где оценивалась частота развития рака печени среди детей от 6 до 14 лет, и было показано, что именно у детей это заболевание снизилось при введении вакцинации.

В 2007 году опубликовали результаты исследования в одном известном медицинском журнале, в котором показали, что эффективность данной вакцины, если мы будем ее применять для детей или подростков до начала половой жизни, составляет от 90 до 100 %. Это отличный способ для первичной профилактики рака шейки матки.

Кроме того, если у кого-то есть одна из перечисленных инфекций, это вовсе не означает, что у человека будет рак. Это просто повышает риск.

Сахар нужен любой клетке для получения энергии, будь то здоровая или раковая. В здоровой клетке сахар старается метаболизироваться с участием кислорода, поскольку это эффективно.

Существует очень сложный биохимический процесс — цикл Кребса. Из сахара мы получаем чистую энергию, которая называется молекулами АТФ. Если мы будем использовать таким образом сахар в клетке, то получим на выходе 36 молекул АТФ, что достаточно эффективно.

В раковых клетках есть такой феномен: биохимическое преобразование глюкозы проходит без участия кислорода даже в том случае, когда у клетки есть возможность получать кислород. Это способ менее эффективный, поскольку при помощи кислорода получается 36 молекул АТФ, а без него — всего лишь две. Для клетки это просто невыгодно.

В нормальной клетке — в зависимости от наличия или отсутствия кислорода — процесс идет по двум путям: либо гликолиз, либо цикл Кребса. А в опухолевой клетке — вне зависимости от того, есть кислород или нет — происходит гликолиз с образованием молочной кислоты, поэтому есть миф, что рак возникает из-за повышенной кислотности.

Как же сахар может привести к раку? Если мы будем употреблять сахар в больших количествах, то на фоне гиподинамии может развиться ожирение или сахарный диабет.

Если у женщины ожирение, то у нее в семь раз повышается вероятность возникновения рака матки, в два раза повышается риск развития рака пищевода, на 30 % — рака толстой кишки. Сам сахар не приводит к развитию рака, он приводит к состоянию, которое может привести к его возникновению. Но, опять же, если у человека ожирение — это не значит, что он будет болеть раком.

Современный человек постоянно пользуется гаджетами. И есть миф, что постоянное прикладывание аппарата к уху может вызвать злокачественную опухоль мозга.

Откуда это взялось? Во-первых, радиоволны, которыми обладает сотовая связь, действительно поглощаются биологическими тканями. Причем глубина поглощения зависит от частоты.

Ежегодно увеличивается число гаджетов — и количество звонков и сообщений, что значительно увеличивает электромагнитный фон в крупных городах. На графике электромагнитных излучений сотовая связь находится в диапазоне от 1,9 до 2,2 ГГц. Радиационное излучение намного выше.

Такие известные организации, как Американское общество онкологов FDA, контролирующее качество пищевых продуктов и лекарств, говорят, что телефон не является причиной возникновения опухоли головного мозга.

От чего зависит, как быстро рак приведет к смерти? Есть факторы, которые влияют на форму заболевания: это тип опухоли, то есть ее биология (рак желудка, рак кожи, рак головного мозга); его морфология (структура); распространенность опухоли (затрагивает она соседние органы или нет) и возраст пациента.

Но главным фактором риска является возраст, потому что с возрастом вероятность рака возрастает. Влияют и другие заболевания — например, ожирение.

В лечении онкологии фигурирует пятилетняя выживаемость (вероятность прожить какое-то определенное количество времени). Все слышали, что четвертая стадия — это плохо. Но что определяет стадии рака? Стадия прежде всего определяется выживаемостью. Чем выше стадия, тем ниже шанс у человека прожить пять и более лет. Если взять все виды злокачественных опухолей, то общая пятилетняя выживаемость составляет 60 %. То есть шанс прожить пять и более лет с раком в настоящий момент 60 %. Но данный показатель очень усреднен, поэтому сложно сказать, сколько каждый конкретный человек проживет с злокачественной опухолью.

Хорошей выживаемостью характеризуется рак кожи, рак щитовидной железы, рак яичка. В настоящий момент с современными методами лечения, химиотерапией, достаточно хорошая выживаемость у пациентов с раком молочной железы. Таким образом, рак не всегда приводит к смерти.

Главные факторы риска — это, прежде всего, возраст, которым мы не можем управлять. Затем — для определенных видов рака пол. Например, рак молочной железы, рак щитовидной железы и рак матки. Далее — употребление алкоголя: для опухолей ротовой полости, пищеварительного тракта, мочевого пузыря.

Среди факторов также хронические воспалительные заболевания, которые есть у многих. В частности, воспалительные заболевания приводят к раку кишки — например, язвенный колит. С ним вероятность рака толстой кишки будет выше по сравнению с теми людьми, которые этим не страдают. Еще к таким факторам относятся диета, солнечное излучение и радиация.

Существуют наследственные раковые синдромы. Они характеризуются тем, что, как правило, опухоль появляется намного раньше и появляется несколько опухолей в одном органе или несколько опухолей в разных органах. Если имеются подозрения на такие синдромы, то есть смысл проверить своих родственников.

Синдром Каллмана сопряжен с повышенным риском возникновения рака толстой кишки; синдром Карнея — рака толстой кишки. И если есть факторы риска, то и шанс возникновения рака повышается.

Единственные методы снизить заболеваемость рака — это скрининговые программы, когда по определенному графику на первый взгляд совершенно здоровые люди проходят определенное обследование. И ранняя диагностика, когда у человека есть уже какие-то симптомы, и диагноз надо ставить как можно раньше. Это два основные мероприятия, которые помогут нам бороться с раковыми заболеваниями.

Существует три метода лечения рака: хирургический, лечение при помощи химических веществ (это таргетные препараты, воздействующие на молекулярные мишени; иммунные препараты, которые воздействуют на иммунную систему и заставляют ее самостоятельно убивать раковые клетки; вакцины — активированные иммунные клетки, которых «учат» убивать раковые клетки) и методы лучевого лечения (та же самая радиация). Основные эффекты от лечения — это падение гемоглобина, выпадение волос, потеря аппетита, диарея, отеки, слабость, тошнота, рвота, нарушение сна, стоматиты и еще много побочных эффектов.

Когда врач и пациент обсуждают лечение, то они думают о двух вещах: продолжительность и качество жизни. Мы можем продлить жизнь на долгий срок, но качество жизни будет ужасное и пациент будет думать, зачем он вообще на это согласился. Здесь важен баланс.

Доказано, что 86 % людей хотят знать всё о своем злокачественном образовании: как оно появилось, как его лечить, какие методы лечения. Где-то 14 % пациентов полностью доверяют врачу. В основном пациенты хотят, чтобы решения по поводу их лечения решались совместно. И лечение не всегда хуже всего рака.

«Википедия» говорит нам, что ГМО — это «организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии». Когда в исходное ДНК — допустим, помидора, баклажана или капусты — встроили чужеродный элемент, который ему не присущ. С благородной целью. Например, есть генномодифицированный картофель, который не страдает от колорадского жука и устойчив к заморозкам.

Исследований, которые бы показали, что генномодифицированная еда может привести к развитию рака, на сегодняшний день нет. Опубликованные работы настолько плохого качества, что верить им нельзя.

Генномодифицированные продукты не приводят к раку. Таких исследований нет. Возможно, это кто-то когда-нибудь и докажет, тогда его статью опубликуют в Nature или в журнале Science.

источник