Меню Рубрики

Положительные и отрицательные стороны информационных технологий с точки зрения психологии

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Н. Положительные и отрицательные стороны воздействия информационных технологий // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13017 (дата обращения: 26.03.2019).

Все люди задаются таким вопросом: – «Компьютер вредит или помогает?». Эта самая актуальная проблема, так как в каждой семье, в каждом доме, присутствует персональный компьютер, а то и не один. В современном мире без основных принципов и знании владения компьютером в условии постиндустриального общества находиться невозможно. Так как 21 век – это век новых современных технологий. Владение компьютером является неотъемлемой частью, так как в жизни и деятельности необходимо знать минимальные сведения, которые требуются человеку для полноценного пользование компьютером. Компьютер – это электронное устройство, предназначенное для хранения и обработки информации и представлении ее в удобном для человека виде. Технический прогресс несет не только пользу, но и много соблазнов. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии. Родители должны знать, что такие привычки могут перерасти в зависимость. Поэтому они должны детям ограничивать время и установить программы с ограниченным доступом. Для того, чтобы ребенок не мог посещать сайты для взрослых и не смотреть не нужную ему информацию. Дети на персональном компьютере могут познавать не только игры, но и изучать, что их интересует, например животные, растения, автомобили. Доктора рекомендуют садить ребенка за компьютер как можно позднее, обычно это 4 – 5 классы. А для малышей 5-6 лет развивающие игры и программы должны быть упражнениями прошел уровень и выключил. Часто оказывается, что родители компьютер ребенку покупают как игрушку, так как не могут проводить много времени с ним. А потом удивляются, почему кроме игр его уже нечего не интересует. И оказывается, что компьютер способный расширить возможности человека наоборот замедляет его развитие. В игре ребенок теряет контроль над временем, пространством, над самим собой тем самым полностью погружен в виртуальный мир. Избежать негативного влияния на ребенка бывает не просто. И родители должны научить ребенка самоконтролю. В этот помогут правила пользования тем же компьютером, поиграли 30 минут и отдыхаем.

Проводя за компьютером длительное время, замечаем, как постепенно ухудшается зрение. Временная близорукость, нарушения работы глазных мышц, снижения чувствительности зрения, жжения в глазах, боли во круг глаз и лба это симптом заболевания под названием синдром компьютерного зрения. Самый простой способ избежание усталости глаз, регулярно делать перерывы в работе. Что бы дать отдохнуть глазам. Периодически делать простые упражнения, например: круговые вращения глазами, быстро моргать, смотреть в одну точку на дальнем расстоянии, посидеть с закрытыми глазами. Эти простые упражнения помогут отдохнуть глазам и избежать временной близорукости.

Очень много зависит от того в каком положении сидит ребенок во время работы за компьютером. Ребенок сидит несколько часов подряд в неудобном положении. Это не только чревато усталостью и общим утомлением, но и может привести к развитию остеохондроза различных участков позвоночника. В связи с этим врачи придают большое значение поддержанию правильной позы при работе за компьютером. Соблюдение этого правила является – важным элементом профилактики такого рода заболеваний. Для того чтобы работа за компьютером не вредила здоровью, необходимо постоянно следить за положением своей осанки. Правильная осанка максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, намного меньше уставая. Считается, что при правильной осанке уши должны располагаться точно в плоскости плеч, а плечи – точно над бедрами. Голову следует держать ровно по отношению к обоим плечам. Когда вы смотрите вниз, голова не должна наклоняться вперед. Если в процессе работы вы постоянно горбитесь, нагрузка на позвоночник увеличивается, что приводит к чрезмерному растяжению мышц. Многие, глядя на экран монитора, вытягивают шею вперед. Часто это связано с тем, что монитор отодвинут слишком далеко. В результате нагрузка на мышцы основания головы и шеи возрастает примерно в три раза, сосуды шеи сдавливаются, ухудшая кровоснабжение головы. Впоследствии это может привести к головным болям и болям в руках, поскольку нервы, отходящие от спинного мозга в области шеи, протягиваются до кончиков пальцев. Особенно детям опасно долгое сидение за компьютером. Так как у них в этот период начинает формироваться осанка. Родители должны следить за осанкой ребенка и подобрать стул, стол, выбрать правильное расстояние до монитора, создать необходимые условия чтобы компьютер не навредил ребенку.

ИКТ (информационные компьютерные технологии) сейчас повсеместно используется и во время учебного процесса в школе, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, благодаря интернету. В школах вели программу «Сетевой город». Эта программа помогает как родителям, так и детям. Ребенок может в любое время посмотреть домашнее задания, а родитель проконтролировать успеваемость.

Такая неоднозначность во мнениях специалистов (педагогов, психологов, врачей) и представлениях родителей привела к разному восприятию компьютера большинством детей. Родители стремятся максимально развить в детях способности, считая, что если они на минуту позже познакомят ребенка с компьютером и информационными технологиями, то он будет отставать от сверстников. Другие, наоборот, боятся вредного воздействия компьютера и Интернета и ребенка к компьютеру вообще не допускают. До недавнего времени часто раздавались категоричные утверждения, что компьютер вреден для детей. Приверженцы запрета объясняли его тем, что излучение и мерцание экрана вредны для зрения и общего состояния здоровья ребенка, погружение в виртуальный мир уводит его от реальности, компьютерные игры для детей губят воображение, а самое главное – компьютер крадет у ребенка часы нормального человеческого общения, которое никогда не сможет заменить.

Не смотря на вышеперечисленные плюсы и минусы, компьютер нужен каждому. Каждый родитель должен объяснить своему чаду, как нужно пользоваться персональным компьютером. Рассказать, что долгое сидение вредит здоровью и нужно постоянно сменять вид деятельности. Для решения проблемы нами были разработаны правила нахождения ребенка за компьютером:

1) Необходимо правильно организовать рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60см от монитора, источник света нужно расположить слева от экрана.

2) Следить за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору.

3) Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка, поэтому обратить внимание на качество монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Лучше всего установить ЖК-монитор. Для отдыха глаз делать с ребенком специальные упражнения.

4) Подчеркивать словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка.

5) Показать, что используете компьютер только для дела.

6) Не использовать агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы, или хотя бы не играть в них при ребенке.

7) Не делать из компьютера тайны, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Таким образом, мы разработали вышеперечисленные правила для того, чтобы находясь за компьютером, ребенок не портил зрение, не получил искривление позвоночника, не нарушил психику, и ему было комфортно работать с компьютером и получать новые знания.

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


аттестационная работа Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии
Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 16.11.2012. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru:


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра информационных систем и технологий

Аттестационная работа по Современным информационным технологиям

студентки 1-го курса заочной формы обучения факультета педагогики и психологии направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика»
Калимуллиной Гюзель Вагизовны

Шуя, 2012г.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.
Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.
Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью. «Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта — — виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения. (О.Н.Арестова )
Д.Семпси среди психологических феноменов в среде Интернет называет раскрепощенность пользователей, их большее дружелюбие, чем в реальном мире, возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола.
Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:
? персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;
? потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;
? различные формы компьютерной тревожности;
? вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.
Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности.
У учащихся и студентов компьютерная тревожность возникает зачастую как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Преподаватели и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.
Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации — — основа устойчивости к стрессу [2,9].
В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее. Показателем актуальности этой проблемы является уже то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство.
Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции выделяют «опыт потока» — особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Однако, феномен «незаконченного действия», не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности, может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношении с окружающими. При этом типично переживание чувства власти, компетентности, сопровождающееся экстазом, своего рода «опьянением», наличие ощущения присутствия виртуальной реальности, стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности.
Однако, А. Е. Войскунский считает, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет–аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения. К. Мюррей полагает, что Интернет зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет–зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил.
Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий
При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оценивают свою компьютерную компетентность выше, чем девушки с примерно таким же опытом взаимодействия с компьютером. С. Фаренга показ, что как юноши, так и девушки относят обучение технологиям к преимущественно мужской сфере интересов. Стереотипы связанные с компьютером обнаруживаются уже у учеников начальной школы. В российском исследовании половых различий в применении Интернета установлено, что у женщин доминируют потребность в интеллектуальной и творческой самореализации, рекреации и преодолении коммуникативного дефицита. У мужчин больше выражена мотивация самоутверждения и познавательные интересы.
В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, по мнению С. Крука, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.
С.Маки предлагает оптимизировать образовательные программы на основе использования информационных технологий, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению. Под подходом к обучению подразумевается совокупность мотивов и стратегий, используемых учащимся или студентом для достижения поставленных образовательных целей. В исследовании выделяются следующие подходы к обучению:
Поверхностный подход, когда учащийся стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения. Запоминая фактический материал, обучающийся не особенно интересуется его содержанием и тем, как его можно будет применить в дальнейшей работе, имеет место механическое заучивание.
Углубленный подход к обучению характеризуется ориентацией учащихся на понимание, чтение ими большого количества литературы по изучаемой проблеме.
Подход, ориентированный на достижение, ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности. Приоритет отдается получению высоких оценок, независимо от того, интересен ли материал, правильно ли он понимается и где может быть использован. Главное — то впечатление, которое ты производишь на окружающих.
Подход, основанный на ориентации на обучение в течение всей жизни характеризует людей, стремящихся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, что позволяет им успешно адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире.
С. Маки показывает, как индивидуальный стиль обучения влияет на процесс обучения с использованием информационных технологий. Среди учащихся и студентов было проведено исследование, в котором им предлагалось ответить на вопрос, как влияют компьютеры на процесс обучения.
При поверхностном стиле обучения учащиеся чувствуют себя менее уверенно, при общении с компьютером, переживают, что компьютеры обезличивают процесс обучения: исчезает, непосредственный контакт с преподавателем и другими студентами.
Склонные к углубленному обучению студенты с удовольствием работают на компьютере, пользуются множеством компьютерных приложений. Компьютер у них, чаще всего, воспринимается не только в качестве инструмента познания, но и как объект изучения. При углубленном подходе к обучению студенты получают удовольствие от работы на компьютере, у них, как правило, самый низкий уровень компьютерной тревожности.
Склонные к обучению в течение всей жизни считают, что компьютеры позволяют увеличить доступ к информации. При углубленном стиле обучения учащиеся полагают, что компьютеры экономят время, позволяют работать более эффективно, расширяют доступ к информации.
Склонные к поверхностному обучению считают, что компьютеры увеличивают учебную нагрузку, хотя и они отмечают, что компьютерные технологии экономят время. А студенты, ориентированные на достижения, соглашаются с тем, что компьютеры позволяют экономить время и работать более эффективно, растет доступ к информации, но эти учащиеся обеспокоены тем, что применение информационных технологий увеличивает объем учебного материала.
Ответы на вопрос о способах овладения компьютерной грамотностью также разделились, в зависимости от стилей обучения. Склонные к углубленному обучению или к обучению в течение всей жизни предпочитают учиться самостоятельно с использованием руководств, онлайновых курсов. Поверхностно обучающиеся отдают предпочтение бучению компьютерной грамотности у преподавателей, однокурсников, технического персонала.
Специальной психолого-педагогической проблемой является диагностика одаренности в области информационных технологий, а также обучение талантливых учащихся, создание индивидуализированных программ. Специфика одаренности в этой сфере человеческой деятельности мало изучена. Традиционные представления связывают ее в основном с высоким уровнем развития логического мышления и с математическими способностями. С точки зрения Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского, подобный взгляд упрощает многоаспектную природу данного вида одаренности. Эти исследователи подчеркивают роль личностных, коммуникативных способностей и социальных факторов в формировании одаренности в области применения информационных технологий.
Проблемы компьютеризации детской игры
Компьютер прочно входит в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями, и особенно играми. Однако, отношение педагогов к использованию компьютера в детской игре, как виде деятельности, является, как правило, скептическим или негативным. Это отношение к компьютерным играм в общественном сознании происходит потому, что некоторые учителя и воспитатели не могут профессионально включить компьютер в систему образования с соблюдением всех необходимых условий эффективности его использования. К числу таких условий можно отнести знание природы детской игры и её особенностей, возможностей компьютера, соблюдение меры в работе с компьютерными играми, учет психологических особенностей компьютеризации детских игр.
Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, то есть при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память ребенка, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность. Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ.
Р.Вильямс и К. Маклин в соей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована:
? в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;
? как мотив, побуждающий к серьёзной работе;
? как средство моделирования исследовательской задачи;
? как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;
? как способ стимулирования определен
и т.д.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Положительные и отрицательные стороны использования
современных информационных технологий с точки зрения психологии

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [9].

Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью. «Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта — виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения. (О.Н.Арестова )

Д.Семпси среди психологических феноменов в среде Интернет называет раскрепощенность пользователей, их большее дружелюбие, чем в реальном мире, возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола.

Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:

персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;

потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;

различные формы компьютерной тревожности;

вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности [9].

У учащихся и студентов компьютерная тревожность возникает зачастую как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Преподаватели и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации — основа устойчивости к стрессу [2,9].

В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее. Показателем актуальности этой проблемы является уже то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции выделяют «опыт потока» — особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Однако, феномен «незаконченного действия», не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности, может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношении с окружающими. При этом типично переживание чувства власти, компетентности, сопровождающееся экстазом, своего рода «опьянением», наличие ощущения присутствия виртуальной реальности, стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности.

Однако, А. Е. Войскунский считает, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет–аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения [13]. К. Мюррей полагает, что Интернет зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет–зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил.

Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий

При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий [12, 13,14] выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оценивают свою компьютерную компетентность выше, чем девушки с примерно таким же опытом взаимодействия с компьютером. С. Фаренга показ, что как юноши, так и девушки относят обучение технологиям к преимущественно мужской сфере интересов. Стереотипы связанные с компьютером обнаруживаются уже у учеников начальной школы. В российском исследовании половых различий в применении Интернета установлено, что у женщин доминируют потребность в интеллектуальной и творческой самореализации, рекреации и преодолении коммуникативного дефицита. У мужчин больше выражена мотивация самоутверждения и познавательные интересы.

В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, по мнению С. Крука, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.

С.Маки предлагает оптимизировать образовательные программы на основе использования информационных технологий, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению. Под подходом к обучению подразумевается совокупность мотивов и стратегий, используемых учащимся или студентом для достижения поставленных образовательных целей. В исследовании выделяются следующие подходы к обучению:

Поверхностный подход, когда учащийся стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения. Запоминая фактический материал, обучающийся не особенно интересуется его содержанием и тем, как его можно будет применить в дальнейшей работе, имеет место механическое заучивание.

Углубленный подход к обучению характеризуется ориентацией учащихся на понимание, чтение ими большого количества литературы по изучаемой проблеме.

Подход, ориентированный на достижение, ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности. Приоритет отдается получению высоких оценок, независимо от того, интересен ли материал, правильно ли он понимается и где может быть использован. Главное — то впечатление, которое ты производишь на окружающих.

Подход, основанный на ориентации на обучение в течение всей жизни характеризует людей, стремящихся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, что позволяет им успешно адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире.

С. Маки показывает, как индивидуальный стиль обучения влияет на процесс обучения с использованием информационных технологий. Среди учащихся и студентов было проведено исследование, в котором им предлагалось ответить на вопрос, как влияют компьютеры на процесс обучения.

При поверхностном стиле обучения учащиеся чувствуют себя менее уверенно, при общении с компьютером, переживают, что компьютеры обезличивают процесс обучения: исчезает, непосредственный контакт с преподавателем и другими студентами.

Склонные к углубленному обучению студенты с удовольствием работают на компьютере, пользуются множеством компьютерных приложений. Компьютер у них, чаще всего, воспринимается не только в качестве инструмента познания, но и как объект изучения. При углубленном подходе к обучению студенты получают удовольствие от работы на компьютере, у них, как правило, самый низкий уровень компьютерной тревожности.

Склонные к обучению в течение всей жизни считают, что компьютеры позволяют увеличить доступ к информации. При углубленном стиле обучения учащиеся полагают, что компьютеры экономят время, позволяют работать более эффективно, расширяют доступ к информации.

Склонные к поверхностному обучению считают, что компьютеры увеличивают учебную нагрузку, хотя и они отмечают, что компьютерные технологии экономят время. А студенты, ориентированные на достижения, соглашаются с тем, что компьютеры позволяют экономить время и работать более эффективно, растет доступ к информации, но эти учащиеся обеспокоены тем, что применение информационных технологий увеличивает объем учебного материала.

Ответы на вопрос о способах овладения компьютерной грамотностью также разделились, в зависимости от стилей обучения. Склонные к углубленному обучению или к обучению в течение всей жизни предпочитают учиться самостоятельно с использованием руководств, онлайновых курсов. Поверхностно обучающиеся отдают предпочтение бучению компьютерной грамотности у преподавателей, однокурсников, технического персонала.

Специальной психолого-педагогической проблемой является диагностика одаренности в области информационных технологий, а также обучение талантливых учащихся, создание индивидуализированных программ. Специфика одаренности в этой сфере человеческой деятельности мало изучена. Традиционные представления связывают ее в основном с высоким уровнем развития логического мышления и с математическими способностями. С точки зрения Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского, подобный взгляд упрощает многоаспектную природу данного вида одаренности. Эти исследователи подчеркивают роль личностных, коммуникативных способностей и социальных факторов в формировании одаренности в области применения информационных технологий.

Проблемы компьютеризации детской игры

Компьютер прочно входит в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями, и особенно играми. Однако, отношение педагогов к использованию компьютера в детской игре, как виде деятельности, является, как правило, скептическим или негативным. Это отношение к компьютерным играм в общественном сознании происходит потому, что некоторые учителя и воспитатели не могут профессионально включить компьютер в систему образования с соблюдением всех необходимых условий эффективности его использования. К числу таких условий можно отнести знание природы детской игры и её особенностей, возможностей компьютера, соблюдение меры в работе с компьютерными играми, учет психологических особенностей компьютеризации детских игр.

Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, то есть при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память ребенка, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность. Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ.

Р.Вильямс и К. Маклин в соей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована:

в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;

как мотив, побуждающий к серьёзной работе;

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

как средство моделирования исследовательской задачи;

как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;

как способ стимулирования определенного типа мышления;

как средство организации работы детей и управления этой деятельностью;

как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков.

В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений, может быть введена короткая игра после каждого правильно выполненного задания. Это означает, что компьютер способен вознаграждать ученика, а честно заработанный перерыв становится источником мобилизации интеллектуальных усилий.

Для развития творческого мышления детей в процессе игры компьютер может выдавать только часть данных, вынуждая учащихся запрашивать машину или другой источник информации в поисках новых фактов. Так компьютер может возвратить утраченный интерес ребенка к чтению книги, поиске информации в энциклопедиях или словарях (возможно электронных и даже сетевых). Многие педагоги и психологи считают, что любимая игра способна снять психическое напряжение и восстановить связь с другими источниками информации, создавая тем самым целостное информационное пространство.

В детской игре компьютер может выполнять и вспомогательную роль, составляя не самый важный элемент игры, однако такой тип применения техники имеет вполне намеренный характер и подчеркивает, что решения всегда будут приниматься людьми, а не машинами.

Говоря о преимуществах компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е.Д.Маргулис [36] пишет о повышении мотивации, стимулировании инициативы и творческого мышления, включении в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретении опыта сотрудничества и совместной работы, установлении межпредметных связей, создании неформальной среды для учения. Это очень важно в современных условиях, когда падает интерес детей к обучению и дозированный способ подачи учебного материала не способствует целостности миропонимания, системности мировоззрение

Однако, далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка. Одним из главных условий использования компьютерной игры является заповедь – «Не навреди!» Для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей педагоги должны придерживаться следующих психологических условий:

включение в систему отбора компьютерных игр ценностных основ (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни);

достоверность и полезность компьютерной информации, содержащейся в текстах игр и заданий;

актуальность и значимость информации для ребенка, её востребованность;

красота и гармония средства подачи компьютером информации;

безопасность использования компьютера для физического состояния человека;

безопасность использования компьютера для психического состояния ребенка.

Компьютеризированная детская игра по своей организации не имеет аналогов в повседневной жизни ребёнка, поэтому овладение способами взаимодействия с компьютером определяется во многом динамикой протекания различных психических процессов.

Творческими составляющими любой деятельности, в том числе и детской игры, являются процессы целеобразования. Игровая деятельность характеризуется строением, мотивированностью участников игры, наличием правил игры, способов выполнения действий, игровой моделью.

В условиях компьютеризации игровой деятельности происходят существенные изменения в познавательной сфере ребёнка. Компьютер позволяет «уравновесить» неравномерность динамики развития психических процессов (восприятия, образного, вербального, логического мышления).

Персональные компьютеры, по распространенным на сегодня способам взаимодействия с ними, предопределяют индивидуализированные формы организации детской игры. В исследовании Е.Е.Лысенко обосновывается тезис о видоизменении стадии игры ребенка с предметом. Компьютер позволяет перевести действие с предметом на более обобщенный уровень. У ребенка появляется представление об условности, нереальности перемещения игровых элементов. Это означает, что освоение компьютера как средства требует полноценности уже сформированных у ребенка способов действия с реальными предметами на уровне наглядно-практического действия, т.е. обобщения.

Наблюдения И.Белавиной за детьми старшего дошкольного возраста показало, что:

дети по-разному относятся к компьютерным программам: с одними они охотно играют, а с другими после 3-4 предъявлений не хотят играть. Их привлекают новизна, занимательность, красочность, музыкальное оформление;

взаимодействие с компьютером должно быть организовано в тот короткий период, который регулируется медико-психологическими нормами и требованиями, иначе наблюдается психологическая перегрузка или возбуждение ребенка;

компьютеризированная игра не может проводиться ребенком полностью самостоятельно, без предварительного выполнения определенных вспомогательных действий взрослого по загрузке, перезагрузке программ, подготовке всей системы в целом;

компьютеризированная игровая деятельность имеет строгую последовательность действий и пауз, в течение которых происходит произвольная смена форм активности ребёнка.

При естественной форме организации детской игры наблюдаются несколько психологических типов поведения ребенка. Но чаще всего встречается наименее продуктивное поведение, двигающим моментом которого является любопытство как реакция на новый предмет. Ребёнок играет с компьютером, ориентируясь на простейшие способы взаимодействия с ним (нажал кнопку и увидел что-то). Любопытство здесь не переходит в любознательность, и интерес к игре проходит. Потребность в новизне быстро удовлетворяется, и ребёнок быстро переходит к другой программе. Действия наугад, бессистемные, не способствуют в таком случае образованию обобщенного способа действия и не формируют познавательную потребность – источник дальнейшего развития детской игры.

Результаты наблюдений за детьми младшего возраста показывают, что в большинстве случаев дети не умеют играть коллективно на компьютере. Вероятно, потребность в совместной деятельности может сформироваться лишь при систематической и целенаправленной работе учителя, воспитателя, умело организующей компьютерную игру ребенка. Детская игра, как правило, зарождается с совместной игры со взрослым, затем, по мере приобретения ребенком навыков работы с компьютером, его индивидуальная игровая деятельность перерастет в совместную деятельность, протекающую со сверстниками.

В компьютерной игре взрослый не только учит ребенка способам организации игры, но и стимулирует развитие любознательности, которая развивает интеллект, волю, пробуждает потребность в социальном одобрении окружающих продуктов игровой деятельности ребенка.

Если игра приобретает характер компьютерной деятельности, то компьютер способствует расширению содержания общих интеллектуальных навыков и умений, обогащению способов действия, формирует потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками, свободно владеющими приёмами игры с компьютером.

Таким образом, с одной стороны, игры с компьютером требуют наличия определенного уровня познавательной активности и её интенсивности, а с другой стороны — сам компьютер является важнейшим и мощным источником развития интеллектуальных чувств ребенка — любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств личности, эмоционально-эстетических чувств. Компьютеризация детской игры — дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.

Задания и вопросы для обсуждения по изученной теме

Обоснуйте положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.

Охарактеризуйте психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий. Сделайте подборку статей из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Информатика и образование» по данной проблеме.

Опишите психологические особенности обучения с применением современных ИТ.

Как Вы относитесь к компьютеризации детской игры? Играете ли Вы сами в компьютерные игры? Что Вас в них привлекает?

Что по вашему мнению необходимо для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей?

Проследите этапы развития у ребенка компьютерной игры. Какова роль взрослых при организации этой деятельности? Почему маленькие дети не умеют играть коллективно на компьютере?

1. Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. — 1983. — №2.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. — 1998. — №1.

3. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение —форма или метод? // Дистанционное образование. — 1998.- № 4.

4. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,1995.

6. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. — 2000. — №4.

7. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. — 2002. — №1.

8. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2000. — №1.

9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. — 2002. — №3.

10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. — М.:Педагогика, 1987.

11. Гершунский Б. С. Философия образования. — М., 1998.

12. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. — 2001. — №№3,8.

13. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. — М.:Можайск-Терра, 2000.

14. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. — М., 1998.

15. Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. — 1993. — №1.

16. Дубинина В.В. Информатика для малышей. — Казань:ИПК, 1993.

17. Духлянов В.Л., Мылова И.В. Информатика в младших классах (Машина Поста.) / Книга для учителя. — СПб.:ЛОМУУ, 1992.

18. Жорж Папи. Мини–Компьютер // газета «Начальная школа» — еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1996. — №№1. 12.

19. Жинкина А.Е:, Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков — пользователей Интернета. // Труды no социологии образования. Works on sociology of education: V. 5. Вып. VII / Под ред. B.C. Собкина. — М.:Центр социологии образования РАО, 2000.

20. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. — 2000. — №2.

21. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.:Просвещение: Владос, 1994.

22. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. — М.:Просвещение, 1990.

23. Зарецкий А.В., Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк. возраста. — М.:Просвещение, 1991.

24. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. — М.:ПЭМ, 1993.

25. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. — 2002.- №1.

26. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. — 2000. — №4.

27. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.

28. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. — 1996. — №1.

29. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.

30. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

31. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. — 1990. — №1.

32. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept

33. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. — М.: Педагогика, 1989.

34. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. — М.:Педагогическое общество России, 2000.

35. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. — 2000. — № 1.

36. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. — Киев, I998.

37. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. — 1986. — № 4.

38. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Информатика и образование. — 2002.- №3.

39. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. — М.,1991.

40. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. — 1997.

41. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. — Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.

42. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М.: Институт человека РАН, 1998.

43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.

44. Образование в Швеции. Интернет-источник www.kapustin.da.ru

45. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях / Приложение 2 решению коллегии Министерства образования Российской Федерации // Информатика и образование. — 1995. — №4.

46. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. — 2002. — №1.

47. Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. — М.:Педагогика, 1989.

48. Первин Ю.А.и др. Роботландия: Пособие для учителя. — М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

49. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. — М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

50. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей — М., 1997.

51. Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. — 1999. — № 7.

52. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О формировании межвузовской научно-технической программы». Интернет-источник de.unicor.ru/Mntp/prikaz.htm

53. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. — 2002. — №6.

54. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М.:Школа-Пресс, 1994.

55. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. — 2001. — №5.

56. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). — М.:Институт системного анализа РАН, 1997.

57. Фишер Т.Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. — 2002. — №8.

58. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. — М.:Просвещение, 1989.

59. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.:Владос, 1999.

Дата добавления: 2015-01-07 ; просмотров: 47 | Нарушение авторских прав

источник