Меню Рубрики

Постигнуть невозможно остроты зрения полярных птиц на расстоянии

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Админу
5 дней 1 час 56 мин назад

Друзья
11 дней 13 час 27 мин назад

Общение и флуд
21 день 1 час 17 мин назад

FAQ по созданию fb2
32 дня 1 час 45 мин назад

Блог любителей Аниме
85 дней 23 час 27 мин назад

Отзывы:
    Valkyrie о книге: Александра Лисина — Тёмные времена. Враг
    В поисках годноты опять вернулась к Лисиной.
    Что могу сказать? Язык у неё чудесный. Стиль, продуманность сюжета, характеры персонажей. Вай! Все это на месте.
    Вот это та вещь, которую стоит читать, когда хочешь добротного фэнтези с красивым слогом и приключениями.

    Хотя, глядя на то сколько здесь книг, и вспоминая её Игрока, я впадаю в уныние. Как бы все не растянулось в кошмарную тягомотину томов эдак на дцать.
    Я уже прослеживаю определенную тенденцию, которая в сериях меня жутко бесит.

    Автор слишком затягивает с интригой. Тут их несколько на самом деле, и если гендерную я оставлю в покое, то развитие остальных порой доводило меня до трясучки.
    То, что Белик — темная лошадка, было ясно с первых строк. И не только для читателя, для всех! Но, автор любит переливать из пустого в порожнее, из-за чего все остальные персонажи кажутся порой непроходимыми идиотами.

    Особенно обидно за темного, который вроде бы ни одно столетие землю коптит, но так ума и не набрался. За что, Лисина, за что ты сделала его таким идиотом на фоне ГГ? Я за версту чую её всесильную Мэрисьючность, оправданно да, но не надо перебарщивать! Так сюжет не строится. Когда персонаж показывает свою силу открыто, её должен заметить не только читатель. Если остальные персонажи не замечают, они придурки! Спрашивается, как таких вообще на важную миссию послали? Ладно люди, но эльф! ЭЛЬФ!

    Выглядит как-то так:
    — Пс, эй мужик, посмотри на того странного паренька. Сомнительный да?
    — Не, просто ребёнок!
    — Мужик, ты видел как у него глаза сверкали? Подозрительно, не находишь?
    — Не, свет так падает. Ерунда. Он просто ребёнок.
    — Эй, эй, да ты посмотри! Он ходит бесшумно! С нечеловеческой силой лошадь завалил!
    — Бывает.
    — Мужик, ну ты же подслушал разговор, который намекает на то, что он убил оборотня! Ни на какие мысли не наводит?
    — Какого оборотня?
    — Ну ты глянь, глянь! На этого чувака яды не действуют, он твою жопу пару раз в бою уже успел спасти! Он крутой воин!
    — ПРОСТО РЕБЁНОК, Я СКАЗАЛ!

    И вот это нежелание замечать очевидные вещи ни на что кроме тупости я списать не могу! Особенно, когда персонажу несколько сотен лет!

    Это был самый главный минус книги. Если так дальше продолжится, очевидно, впечатление моё скатится в худшую сторону.
    А пока хорошо. Первую часть определенно стоит прочесть, и если вас ничего не смутит, советую!

    Gaidelia об авторе Янина Логвин
    добавьте пожалуйста книгу
    «Небо выше облаков»

    Ykirykyk о книге: Эйвери Блесс — Подружка невесты или. ветеринара вызывали?
    Чем-то напоминает сериал «Динотопия», где разумные динозавры и люди вполне успешно уживались. Характеры героев, конечно, для соответствия жанру,- присыпаны пудрой сахарной. Но история читабельная и потраченного времени не жаль

    Gaidelia о книге: Юлия Резник — Мой папа — суперзвезда
    не очень, особенно концовка, где чуть не «шведская» семья.

    источник

    Охота на зазевавшегося тюленя отняла не много времени. Ранним утром мы снова остановились, уперщись в непроходимый лед, наполнявший с западной стороны пролив Аллен-Юнга. Похожие на фантастические башни и стены, освещенные косыми лучами солнца, высокие торосы уходили в глубокую даль. Место было подходящее для медвежьих прогулок, и скоро дежурившие на мостике бодрствовавшие люди заметили подвигавшегося по дальним торосам первого зверя.

    Медведь на сей раз шел особенно неторопливо. Наверно, он позавтракал жирным тюленем и шел, чтобы промяться. Мы видели, как он, лениво раскачиваясь, взбирается на торосы и любуется снежной сверкающей панорамой. Стоявший во льдах корабль только на время привлек внимание прогуливавшегося медведя. Задрав высоко голову, стоя на вершине тороса, он долго обнюхивал воздух. Медведю, видно, не хотелось сворачивать с привычной дороги, и, окончательно раздумав, он неспешно спустился и повернул вправо. «Я сегодня сыт, и мне незачем рисковать и приближаться к этой черной подозрительной штуке!» — объяснял его равнодушный и сытый вид. Показав переваливавшийся, обросший желтой бахромой зад, перебравшись через груду торосов, медведь выбрался на ровную, залитую солнцем площадку и, завалившись на спину, на глазах охотников стал кататься по голубоватому снегу. Казалось, он принимает солнечные и снежные ванны. Охотникам хорошо было видно, как шагах в восьмистах от ледокола переваливается с боку на бок его тяжелая туша, а над нею чернеют подошвы задранных кверху лап.

    — Точно блинов нажрался, — смеясь и любуясь медведем, дразнившим наших охотников, сказал проходивший по палубе матрос.

    Напрасные надежды охотников скоро вознаградились появлением второго зверя, двигавшегося необыкновенно быстро. Он шел за первым и, казалось, спешил догнать своего ленивого друга. Заметив корабль, зачуяв доносившийся из камбуза соблазнительный запах, медведь изменил курс и напрямик направился к борту. Он шел не останавливаясь, с высоко поднятым носом, как собака по дичи. Решительное поведение голодного зверя, соблазненного запахом кухни, не оставляло сомнений, что он подойдет вплотную.

    Собаки, дежурившие у железной камбузной двери, заметили двигавшегося по льду медведя и, сбившись у поручней, подняли отчаянный лай. Лай этот еще больше растравил аппетит проголодавшегося мишки. Он подошел к краю лужи и, остановившись в пяти шагах от борта, стал обнюхивать воду и осматриваться, точно соображая, откуда удобнее взобраться на палубу корабля. Сверху отлично были видны каждое его движение, каждая прядь его густой сливочно-желтой шерсти. Покачиваясь на коротких лапах, маленькими черными глазками он внимательно разглядывал толпившихся на борту людей и свирепо лаявших, ошалевших от ярости собак. Зверь был так близко, что до него можно было достать концом спущенной с борта веревки.

    После того как медведь был застрелен, я спустился на лед, чтобы подстрелить пару слоновокостных чаек. Эти птицы обладают невероятной способностью на громадном расстоянии учуивать добычу. Постигнуть невозможно остроты зрения полярных птиц, на расстоянии нескольких миль способных видеть выброшенный за борт кусок тюленьего сала или медвежьего мяса. Они появляются везде, где промышляют медведи, и кормятся остатками медвежьих трапез. По обилию белых чаек безошибочно можно было определить присутствие медведей. Несколько птиц с жалобными криками (крики этих чаек иногда до бешенства доводили путешественников) носилось над снегом. Две чайки сидели на острых окончаниях покрытых снегом торосов, белизной своего оперения совершенно сливаясь со сверкающей белизной снега.

    Мне удалось подкрасться, и двумя выстрелами я свалил обеих. Тотчас оставшиеся в живых птицы стали виться над местом охоты.

    Выполняя просьбу Григория Петровича, собиравшего зоологический материал, я убил еще пару кружившихся надо мною белых чаек, упавших в прозрачную лужу, и, собрав добычу, вернулся на ледокол.

    Только второго августа, обойдя значительную часть архипелага Земли Франца-Иосифа, сделав необходимые наблюдения, «Седов» вернулся в бухту Тихую. Струганным деревом весело белели на берегу среди камней свежие стены. Валялись на земле пахнувшие смолой сосновые щепки.

    Работы оставалось немного, и мы последний раз съехали на берег, чтобы проститься с оставшимися на смену зимовщиками. Прощание было не менее торжественным, чем сама встреча. Вечером мы сидели за большим, празднично убранным столом. Новые хозяева угощали нас прощальным обедом.

    Ночью кое-кто из прощавшихся вернулся на ледокол в самом веселом настроении. Некоторые из подгулявших спутников, вернувшись с проводов, почувствовали желание немедленно принять морскую ванну. Один из наиболее упрямых любителей морских купаний, несмотря на уговоры, тут же спустился на плавающий у самого трапа лед. Мы долго следили, как он балансирует на мелких льдинах, тонувших и вертевшихся под его ногами. Увлекшегося купальщика, успевшего окунуться с головой, с помощью матросов наконец удалось водворить в каюту. Как и следовало ожидать, добровольное купание в морской воде с температурой ниже нуля не принесло любителю острых ощущений ни малейшего вреда. Через час он уже сидел в кают-компании как ни в чем не бывало.

    На следующий день «Седов» окончательно покидал бухту Тихую. На берегу белел новый домик; по камням с лаем катились провожавшие нас собаки. Люди в кожаных куртках — уже другие — с винтовками в руках стояли на вышке. С искренним сожалением смотрели мы на скалу Рубини, отражавшуюся в зеркальной глади. «Чудесные места, необычайные ощущения!» — думал почти каждый из нас. Тяжелые кайры, с трудом отрываясь от воды, рассыпались по зеркальной поверхности бухты. В последний раз посмотрел я на остров, сверкавший на солнце. Там, окруженный птицами, я сидел на камнях, смотрел и слушал, как живет своей таинственной жизнью полярный мир, обманчиво кажущийся застылым и мертвым. Островок Мертвого Тюленя, окруженный льдинами, темнел по левому борту. Стайка люриков, свистя крыльями, пронеслась над водой близко, как бы прощаясь.

    Мы опять у берегов Новой Земли — каменных и пустынных. Рядом стоит ледокол «Сибиряков». Он привез из Архангельска уголь, чтобы снабдить нас в далекое плавание.

    источник

    Острота зрения – это возможность глаза видеть раздельно две точки при максимальном их сближении. Размер изображения зависит от угла зрения, который образуется между узловой точкой глаза и 2 крайними точками рассматриваемого предмета. Остроту зрения обеспечивают колбочки, находящиеся в центральной ямке желтого пятна сетчатки.

    Эталоном нормальной остроты зрения принят угол зрения в одну минуту (Неаполь, 1909 год, Международный конгресс офтальмологов), которому соответствует величина равная 0,004 мм и соответствующая диаметру одной колбочки. Для раздельного восприятия 2 точек надо, чтобы в глазном дне между двумя колбочками была хотя бы одна промежуточная, она и будет препятствовать слиянию изображений.

    В чем же выражается разница в остроте зрения? Главное отличие — расстояние, с которого человек одинаково хорошо видит один и тот же объект. К примеру, люди имеющие зрение 1,0, могут прочитать номер машины приблизительно с сорока метров. В офтальмологии существует такое понятие, как диоптрии. В них выражают оптическую силу контактных линз и очков. Поэтому следует знать, что острота зрения и диоптрии (рефракция) — это разные показатели.

    Для выявления остроты зрения применяются специальные таблицы, которые состоят из отдельного ряда символов, различных по размерам. Ширину каждой буквы или знака видно с расстояния под углом зрения в одну минуту, а всю букву — под углом зрения в пять минут. В таблицах остроты зрения напротив каждого ряда стоят цифры. Ты, что справа она указывает остроту зрения читающего этот ряд. Цифра слева указывает расстояние, с которого данная строка видна под углом в 1 минуту. В таблицах Головина-Сивцева есть 12 рядов букв и разрезанных колец Ландольта.

    Для обследования детей дошкольного возраста применяется таблица остроты зрения Орловой, состоящая из рисунков знакомых детям предметов. К таблицам предъявляются определенные требования, чтобы исследование остроты зрения было наиболее правильным. Знаки (оптотипы) должны быть черного цвета и напечатаны на чистой белой бумаге. Освещение должно быть постоянным с яркостью 700 люксов, что достигается с помощью лампочки 40 Вт, которая распологается на расстоянии 25 см и прикрывается от больного непрозрачным щитком в осветительном аппарате Рота. Таблица остроты зрения должна быть размещена на стене напротив окна, на высоте 1,2 м от пола (для взрослых).

    Определение остроты зрения проводится с расстояния пять метров. Пациент садится спиной к окну напротив таблиц. Каждый глаз обследуется отдельно — сначала исследуется правый глаз, затем — левый. По очереди, начиная с первого ряда, окулист показывает буквы, предлагая больному их называть. Принято считать, что если при проверке человек видит предмет размером 1,4 мм при освещении 700 лк, то у него зрение 1,0. Т. е. это нормальный показатель для среднестатистического человека. Десятый ряд под углом зрения в 1 минуту видно с расстояния пять метров, что подтверждается цифрой напротив этого ряда, расположенной слева. Определение остроты зрения записывают так: VIS OU = 1,0. Если левым глазом больной видит только первый ряд, показатель записывается так: VIS = 0,1. Вместо букв первого ряда можно показывать на фоне черного щитка широко расставленные пальцы, предлагая больному перечесть. Если больной видит их ближе 0,5 м, то его остроту зрения записывают так: VISUS = пересчета пальцев.

    В таких случаях когда пациент не видит их количество ближе 0,5 м, проводится движение руки перед глазом в разных направлениях напротив источника света. Если больной правильно называет направление движения руки, показатель записывают так: VISUS = движения руки. Когда обследуемый не способен определять направление движения руки, то проводится исследование светоощущения. Для этого настольную лампу ставят слева и немного позади от больного на уровне его головы. Зеркальным офтальмоскопом наводят на глаз яркий пучок света. Наводя в глаз это луч с разных направлений (справа, слева, сверху, снизу), определяют способность отдельных участков сетчатки воспринимать яркость. Когда больной правильно указывает направление пучка света, то это записывается так: VISUS = 1 / ∞ P. L. C. Отсутствие правильной проекции записывается: VISUS = 1 / ∞ P. L. IC. Полное отсутствие светоощущения записывается так: VISUS = 0 (ноль).

    Фазовая динамика формирования понятий здоровыми учениками и учениками, имеющими нарушения остроты зрения, одинакова. Но понятия детей с нарушением зрения количественно и качественно отличается от понятий детей массовой школы. Острота зрения (норма 1) в пределах 0,05-0,2 резко влияет на формирование зрительных представлений. Эти ученики ограничены в восприятии предметов, удаленных от глаз на расстоянии больше 5 метров. Это приводит к тому, что у них формируются понятия на основе словесного описания, которые не подкреплены зрительным образом. Это приводит к схематичности, бедности понятий. Есть серьезные нарушения в представлении величин отдельных предметов, пространственных соотношений. Дети с остротой зрения более 0,2 не относятся к тем, у кого есть строгая закономерность между остротой зрения и формированием понятий. С возрастом влияние остроты зрения на формирование представлений уменьшается. В 4-м, 5-м, 6-м классах она оказывает существенное влияние, а с 7-го класса уже ее роль ослабевает. Если острота зрения больше 0,2, она не влияет прямо на сохранение представлений. В основном причина, вызывающая понижение зрения, не влияет на формирование понятий. У учеников с дефектами зрения установлена предметная бедность, фрагментарность понятий, недостатки в отображении формы и величины объектов. Серьезные нарушения понятий влияют на мысленные операции в сложных ситуациях.

    С первого дня рождения зрение человека дает ему познавать все окружающее. Глаз имеет форму шара, он защищен плотной оболочкой, которая называется склерой. Передняя ее часть — радужная оболочка, под радужной оболочкой размещен хрусталик. В роговице имеется отверстие — зрачок, диаметр которого в зависимости от освещенности может изменяться от 2 мм до 8 мм. Задняя часть склеры покрыта сетчатой оболочкой. Способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета называют инерцией зрения. Новорожденный с первой недели жизни считается зрячим, если у него есть реакция зрачка на свет и общая подвижная реакция. Со второй недели младенец способен на кратковременное наблюдение за движением предмета. Со второго месяца жизни малыш реагирует на грудь мамы. На третьем узнает мать и фиксирует глазами предметы. Слепой младенец может реагировать только на звук. Для обследования детей 3-5 лет применяются таблицы Орловой, которые состоят из рисунков разных размеров.

    У детей в раннем возрасте зрительные функции пластичны и поддаются влиянию, поэтому коррекция зрения, а именно специальные упражнения, во многих случаях позволяет восстановить нормальное зрение. Но подходить к этому надо достаточно серьезно не только в детском саду, но и в домашних условиях. Упражнения выполнять систематически и последовательно, правильно чередовать различные виды деятельности ребенка с отдыхом для глаз. Использовать яркие игрушки, предметы, чтобы ребенку было интересно заниматься полезным делом. Такая коррекция зрения начинается с выполнения упражнений по расслаблению скелетных мышц. Самая удобная для этого — «поза кучера». Ребенок сидит на стульчике, кисти висят свободно, ноги на ширине плеч, плечи немного сгорблены, голова лежит на груди. В такой позе расслабляется самое большое количество мышц. Очень эффективным и полезным упражнением для достижения максимальной степени расслабления глаз является «пальминг» (прогревание зрительного тракта теплом руки).

    Больной и окулист располагаются друг против друга на расстоянии 70-100 см и закрывают глаза: пациент — левый, окулист — правый, либо наоборот. В разных направлениях врач перемещает руку с растопыренными пальцами, предлагая пациенту сказать о появлении пальцев, как только он их увидит. Рука при этом должна перемещаться в плоскости, находящейся на середине расстояния между ним и обследуемым.

    Если больной и окулист одновременно замечают появление пальцев, то это свидетельствует о нормальном поле зрения. Обследование поля зрения с помощью периметра называется «периметрия». Основное преимущество периметрии в том, что проекция поля зрения осуществляется на вогнутую сферическую поверхность сетчатки, что позволяет получить точную информацию о функции сетчатки на периферии.

    Периферическое зрение — это зрение человека периферическими участками сетчатки. Обследование проводится при помощи проекционных периметров, в которых световой объект проецируется на внутреннюю поверхность дуги или гемисферу. Периферия дополняет центральное зрение, улучшает возможности ориентирования в пространстве. Набор светофильтров и диафрагм, позволяет быстро и дозировано менять размер, яркость и цвета объекта.

    Сферопериметрия — дневное, сумеречное и ночное поле зрения.

    Кинетическая периметрия характеризуется простотой исполнения и сопоставляется с периметрией по Lister и по Goldman.

    Кампиметрия — способ обследования поля зрения на плоскости. Она позволяет определить центральные границы в пределах 30-40 °. Широко применяется для определения скотомы — слепого участка в поле зрения. Это область сетчатой оболочки глаза с частично изменённой или полностью выпавшей остротой зрения, окружённая относительно сохранными или нормальными световоспринимающими элементами глаза («колбочками» и «палочками»).

    Решетка Амслера — один из методов проверки особенности зрения, возможность протестировать мельчайшие изменения центрального и периферического зрения. Техника проведения:

    1. При необходимости надеть очки.

    3. Смотреть на точку в центре и сфокусировать взгляд на ней в течение всего периода исследования.

    4. Смотреть только в центр, убедиться, что видно только прямые линии, а все квадраты имеют одинаковый размер.

    По методике периметрии каждый глаз исследуется отдельно. Больному закрывают один глаз (сначала левый) и сажают спиной к окну перед периметром, который должен быть освещен и находиться напротив окна. Подбородок больной ставит на подставку периметра, упираясь в ее выступ нижним краем орбиты обследуемого глаза. Медсестра становится напротив пациента, наблюдает за ним, чтобы больной все время фиксировал центральную метку периметра. Больному объясняется, что он должен сказать о моменте появления предмета, который перемещается по дуге от периферии к центру, в поле зрения.

    Можно делать движения от центра к периферии. В таких случаях пациент должен немедленно сказать о моменте исчезновения объекта. Движение объекта должно быть плавным, без рывков, примерно 2-3 см/с. Для большей точности движение объекта можно повторить несколько раз. Отсчет проводят на дуге периметра, когда больной указывает момент исчезновения или появления объекта. Возвращая дугу периметра вокруг оси, постепенно исследуют поле зрения по 8-12 меридианам с промежутками 30-45°. Увеличение количества меридианов обследования увеличивает точность периметрии, но одновременно затягивается время исследования. На современных проекционных периметрах регистрация полученных данных осуществляется автоматически. При отсутствии такой возможности запись результатов периметрии проводится на чистом листе бумаги, где от руки заготавливается схема из 8 меридианов и против каждого записывают данные периметрии.

    При использовании комбинированных очков с микропризменными линзами не происходит значительного уменьшения освещенности и остроты образа, который наблюдает пациент через линзу. Очень эффективным для лечения амблиопии при анизометрии и косоглазия является методика с использованием оптических элементов, которые влияют на снижение остроты зрения фиксирующего или доминирующего глаза. Для этого используются соответствующие нормированные ослабители остроты зрения, которые представляют собой прозрачную пластинку диаметром 30-40 мм и толщиной 0,5-2,0 мм, изготовленную из оптического стекла или пластмассы. На нее нанесен соответствующий микрорельеф таким образом, что интенсивность света уменьшается на строго определенную величину. Офтальмологическая практика показывает, что целесообразно иметь градуированные степени уменьшения: 10, 20, 30, 40, 50, 60 и 80%. Пластинки могут непосредственно закрепляться на внутренней поверхности сферической линзы или стекла в форме сферической линзы, которая затем устанавливается в очную оправу и используется пациентом при постоянном ношении очков.

    Так называемый «компьютерный синдром» все чаще приводит к потере остроты зрения в современном мире. Согласно статистике, 80% пользователей страдает этим недугом. Не так давно появились новые проблемы зрения под названием «компьютернозависмый синдром», то есть синдром усталости глаз у тех, кто работает с электронными гаджетами. А это не только компьютеры, но и вся современная техника. Уже доказано пагубное влияние синего спектра излучения, которое получает человек при работе с такими устройствами. Для лучшего понимания, синий спектр — это наиболее короткая волна, которая негативно влияет на зрительный аппарат.

    К тому же изображение на экране монитора состоит из пикселей, которые сразу не увидишь глазами. Но наш мозг воспринимает их, что в конечном итоге его утомляет: столько мелких точек надо собрать в голове и подать в аппарат зрения, как некий объект! Получается, что такие действия — постоянный стрессовый фактор, в результате которого появляются раздражительность и бессонница. В группу риска входят люди в возрасте от 15 до 34 лет, потому что они больше связаны с электронными приборами, переходя от одного к другому: от монитора компьютера к телевизору, от телевизора до планшету, затем к мобильному телефону. Такое непрерывное изменение не позволяет человеку оторвать взгляд.

    источник

    Если бы человек обладал таким же зрением, как и орел, то он смог бы с высоты 10-этажного здания увидеть, как муравей ползет по земле, вы смогли бы разглядеть выражения лиц баскетболистов, сидя на самых дальних местах в зрительном зале. Объекты, находящиеся непосредственно в поле вашего зрения, были бы очень ярко окрашенными, показывая немыслимое количество оттенков.

    Чем больше ученые узнают об орлином зрении, тем более удивительным оно им кажется. Благодаря развивающимся технологиям, некоторые преимущества их зрения со временем могут испытать и люди.

    Орлы и другие хищные птицы могут видеть в 4-5 раз дальше, чем обычный человек. Исследователи проводили специальные эксперименты для того, чтобы протестировать зрение орлов: птицы должны были пролететь по длинному туннелю в сторону двух экранов телевизора. Один из экранов показывал красивый рисунок, поэтому птицы, естественно, обращали внимание на него, исследователи же, в свою очередь, проверяли остроту их зрения, измеряя расстояние, с которого орлы начинали лететь в правильном направлении.

    По словам Уильяма Ходоса (William Hodos), выдающегося профессора университета штата Мэриленд, изучавшего остроту зрения птиц с 1970 года, две особенности глаз орлов способствуют такой остроте их зрения. Во-первых, их сетчатка более плотно покрыта конусообразными клетками, которые различают светлые оттенки, тем самым это помогает им различать более мелкие детали. В данном случае можно провести параллель с камерой: чем выше плотность пикселей, тем сильнее разрешающая способность камеры.

    Во-вторых, их глаз устроен таким образом, что он может обнаруживать больше света, чем человеческий. «Наши клетки, которые обнаруживают свет, лишь немного выпуклые, клетки же орлиного глаза имеют очень большую выпуклость. Некоторые исследователи полагают, что благодаря этому, глаз работает как телеобъектив, что и придает ему дополнительное увеличение поля зрения», — говорит Ходос.

    Более того, орлы, как и все птицы, обладают сильным цветовым зрением. Они видят цвета более яркими, чем мы, они могут различать больше оттенков, также они видят ультрафиолетовые лучи, эта способность у них развилась для того, чтобы помочь распознавать отражающую эти лучи мочу мелкой добычи. Однако, нет никакой возможности узнать, как выглядят эти цвета, а также цвет ультрафиолета. «Это то же самое, что попытаться объяснить слепому от рождения человеку, как выглядит красный или любой другой цвет», — продолжает Ходос.

    Орлиное зрение не изменит то, как мы видим большинство окружающих нас ежедневных вещей. То есть, оно не повлияет на нашу способность читать с экрана компьютера, а также найти молоко в переполненном холодильнике, однако, в данном случае, мы будем воспринимать мир и использовать наши глаза по-другому. У нас появится новая сила и новые полномочия: мы сможем использовать появившуюся возможность для охоты.

    Помимо того, что мы смогли бы видеть дальше и воспринимать цвета четче, у нас почти в два раза увеличилось бы поле зрения. Обычно, человеческое поле зрения – это обзор на 180 градусов, орлиный обзор – это 340 градусов, что обеспечило бы преимуществами в самообороне и в охоте. С орлиным зрением мы бы постоянно поворачивали свои головы. Чтобы найти добычу или любой другой интересующий нас объект, нужно постоянно периодически поворачивать голову в сторону, что сместить «телеобъектив» в поле зрения. После обнаружения объекта, в дело вступает стереоскопическое зрение (объединение точек зрения обоих глаз для того, чтобы измерить расстояние) с целью калибровки скорости движения к объекту.

    Однако, охотничье мастерство, все же сопровождается некоторыми недостатками. «Большая часть объема мозга птиц посвящена визуальной обработке информации, чего нельзя сказать о других животных, вероятно из-за этого, у них не очень хорошо развито чувство обоняния и вкуса», — говорит Ходос. Трудно сказать, как в таком случае работал бы когнитивный процесс у человека. «Судя по всему, у птиц есть области, которые кажется, работают как кора головного мозга (отвечает за память, язык и сложные мысли), но это спорный вопрос». Однако, с точки зрения их способности решать проблемы они вполне соответствую тому, на что способны большинство млекопитающих. У многих птиц превосходная память.

    источник

    Острота зрения (visus) – это способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. Угол, образованный крайними точками рассматриваемого объекта и узловой точкой глаза, называется углом зрения. За норму, соответствующую остроте зрения 1,0, принимается угол зрения, равный 1 минуте. Следовательно, острота зрения – величина обратно пропорциональная углу зрения.

    К причинам, влияющим на остроту зрения, относятся: аномалии рефракции, помутнение преломляющих сред, заболевания зрительного анализатора, состояние глазодвигательного аппарата, ширина зрачка, возраст пациента.

    Определение остроты зрения (визометрия) осуществляется субъективными методами (основанными на ответах пациента) и объективными (основанными на результатах исследования).

    При исследовании остроты зрения субъективным методом применяют печатные таблицы (Сивцева-Головина, Орловой, кольца Ландольта), проекторы знаков, транспарантный аппарат ПОЗД-1.

    Методика исследования остроты зрения следующая. Пациент сидит лицом к таблице (экрану) на расстоянии 5 метров от него. Один глаз прикрыт непрозрачным щитком или ладонью. Пациенту показывают и просят назвать знаки, соответствующие остроте зрения 1,0. Если он все их называет верно, то показывают более мелкие знаки. Так продолжают до тех пор, пока обследуемый не начнет ошибаться. Если пациент ошибался уже в знаках соответствующих остроте зрения 1,0, то показывают более крупные знаки, следующие за ними.

    Остроту зрения оценивают по ряду, в котором пациент, правильно называет все знаки. При исследовании по таблицам допускается 1 ошибка в VII-X строчках. При использовании проекторов знаков расстояние до экрана можно варьировать от 3 до 6 метров, а пациент находится рядом с прибором, и ошибок в ответах не допускается.

    Таким образом, можно проверить остроту зрения от 0,1 до 1,0-2,0.

    Исследование остроты зрения ниже 0,1 проводится разными способами в зависимости от снижения зрительных функций:

    1. Определение расстояния, с которого пациент читает оптотипы I ряда. Попросить пациента подойти к таблице и определить расстояние, с которого он видит первую строчку. Рассчитать Vis по формуле Снеллена-Дондерса

    ,

    где — расстояние, с которого пациент видит первую строчку,

    — 50 м, т.е. расстояние, с которого оптотипы первой строчки видны под углом зрения в 1 минуту.

    2. Проверка способности считать пальцы. Пациенту демонстрируют пальцы на темном фоне (толщина пальцев приравнивается к толщине оптотипов первого ряда) и определяют расстояние, с которого он правильно их считает. Vis рассчитывают по формуле Снеллена-Дондерса.

    3. Определение остроты зрения, используя оптотипы Поляка (при Vis=0,09–0,01). Они представляют собой набор кольцевых и линейных оптотипов (рис.25). Их показывают пациенту с разных расстояний, обозначенных под каждым тестом, и просят назвать направление линий или разрыва кольца. Каждому расстоянию соответствует определенная острота зрения.

    Рис. 25. Оптотипы Б.Л.Поляка для измерения остроты зрения ниже 0,1

    Нистагмовизометрия – метод, основанный на регистрации непроизвольных ритмических движений глазного яблока, т.е. нистагма. Оптокинетический нистагм (ОКН) возникает при наблюдении ряда однородных объектов, быстро перемещающихся в поле зрения. Он может быть вызван у всех людей за исключением тех случаев, когда острота зрения резко снижена, отмечается сужение поля зрения, а также при заболеваниях центральной нервной системы. Таким образом, ОКН возникает в тех случаях, когда глаз различает отдельно движущиеся предметы. Это и было положено в основу метода нистагмовизометрии.

    В настоящее время наиболее широкое применение получил прибор «Малыш».

    Он представляет собой прямоугольный корпус с экраном 10х10 см. Тест-объекты – движущиеся в горизонтальном или вертикальном направлении чередующиеся светлые и темные полосы разной ширины (от 2 до 50 мм). Пациент может находиться от экрана на расстоянии от 0,5 до 3,3 метра.

    Исследование начинают с минимальной ширины полосы (2 мм) и максимального расстояния (3,3 м). Если у пациента ОКН отсутствует, увеличивают ширину полосы и, в случае необходимости, уменьшают расстояние. При появлении ОКН снимают на цифровом табло показания остроты зрения, которые рассчитаны на основании данных ширины полосы и расстояния до экрана. Этот метод можно применять при остроте зрения 0,01-1,0.

    Электро-энцефалографический метод основан на изменении биопотенциалов (a-ритма) в затылочных долях человеческого мозга. В ситуациях, когда человек не фиксирует взгляд, отмечаются высокие пики a-ритма, при появлении фиксации они снижаются.

    Перед началом исследования пациента просят смотреть на световой фон без знаков и начинают запись фоновой электро-энцефалограммы (ЭЭГ) от затылочных долей головного мозга. Затем на этом фоне показывают тесты определенной величины. Если пациент видит знаки, то биопотенциалы меняют свой характер, что отражается на ЭЭГ. На основании этих данных определяют остроту зрения.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9443 — | 7440 — или читать все.

    источник

    546. Почему под водой определить, откуда исходит звук, значительно трудней чем в воздушной среде?

    Решение. Простая задача на обратное правило АРР-ВС. Сравниваем узлы пересечения двух систем – «звуковая волна» и «среда распространения волны». Ситуация 1-2. Волна одна и та же, а среды разные – воздух и вода. Скорость распространения волны зависит от упругих свойств среды, иначе говоря, от ее плотности. А плотность воды намного больше плотности воздуха. Поэтому в воде скорость звука в несколько раз быстрее, чем в воздухе. Ну и что? Теперь вспомним правило АСФ. Как работает система «бинауральный слух», позволяющая определять местоположение источника звука? Она анализирует разницу между временем прихода звука в левое и правое ухо. В зависимости от результата этого анализа мы поворачиваем голову до тех пор, пока мозг перестанет улавливать разницу. В этом случае мы будем смотреть прямо на источник звука. В воде же скорость звука настолько велика, что указанная разница уменьшается и мозг уже не может определить ее с достаточной точностью.

    547. У человека, не страдающего каким-либо специфическим заболеванием органа слуха, верхний порог частоты воспринимаемых звуков составляет 8 000 Гц.

    Можно ли предположить, что у этого человека увеличена скорость пульсовой волны?

    Решение. Если вопрос показался Вам лишенным смысла, обратите внимание на следующее. Между двумя какими-либо явлениями может полностью отсутствовать непосредственная связь. Это значит, что сами по себе они друг на друга никак не влияют. Однако каждое из этих явлений может быть по своему связано с некоторым третьим явлением. Для врача важно уметь выявлять такие взаимосвязи. Мы еще раз произносим это ключевое слово – связи.

    Итак, совершенно ясно, что между частотными порогами слуха и скоростью пульсовой волны нет никакой прямой связи. Тогда поищем третий фактор. Верхний порог слуховых частот составляет 20000 Гц. Значит у данного человека порог снижен. Поскольку заболевания слуховой системы отсутствуют, остается предположить, что дело в возрасте – старые люди обычно перестают слышать очень высокие звуки. В то же время в старости, как правило, возникают атеросклеротические изменения в стенках сосудов (хотя и не абсолютно обязательно). Стенки становятся более жесткими, а это приводит к увеличению скорости пульсовой волны. Следовательно, высказанное в условии задачи предположение вполне правомочно, хотя и не безусловно верно.

    548. При изменении расстояния до рассматриваемого предмета кривизна хрусталика автоматически (рефлекторно) изменяется таким образом, чтобы изображение предмета на сетчатке оставалось резким. Можно ли сказать, что в данном случае происходит регулирование по отклонению? Если да, то в чем оно выражается?

    Решение. Правило АСФ. Регулирование по отклонению состоит в сравнении текущего значения регулируемого показателя с требуемым и устранении возникающих различий (ошибки рассогласования). В данном случае требуется получить резкое (не расплывчатое) изображение точки. Без аккомодационного усилия эта точка будет выглядеть как расплывчатое пятно. Это и становится раздражителем для возникновения регуляторной реакции. Кривизна хрусталика будет меняться до тех пор, пока изображение пятна не превратится в точку. Разумеется, все это происходит очень быстро.

    549. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна» писал поэт. Пользовался ли он боковым зрением, когда увидел «бесчисленное» количество звезд?

    Решение. Правило АСФ. Боковое зрение обеспечивается палочками, а центральное – колбочками, расположенными в центре сетчатки. Более чувствительны к свету палочки. Следовательно, благодаря им мы можем видеть и относительно слабо светящиеся звезды. Таким образом, используя боковое зрение (периферические зоны сетчатки), можно увидеть больше звезд, чем только центральным зрением.

    550. Если бы размеры колбочек были в несколько раз больше, чем на самом деле, как изменилась бы при этом острота зрения?

    Решение. Правило АСФ. Для того, чтобы лучи от двух максимально сближенных точек воспринимались раздельно (это и характеризует остроту зрения), необходимо, чтобы они попали на разные колбочки, разделенные хотя бы одной невозбужденной. По условию задачи возможности для этого уменьшились бы и, следовательно, острота зрения снизилась.

    551. У испытуемого вызывали рефлекс ДаниниАшнера (глазо-сердечный) при открытых глазах. Он заявил, что при этом предметы стали двоиться. Не свидетельствует ли это о какой-то патологии?

    Решение. Правило АРР-ВС обратное, поскольку известны различия полученных результатов, нужно установить их причину. Ситуация 1-2. Система «свет» по-разному действует на системы «глаз в обычном состоянии» и «глаз при надавленном глазном яблоке». Различия между узлами пересечения состоят в том, что в одном случае глазное яблоко в обычном состоянии, а в другом – в деформированном. Если одно глазное яблоко деформировано, или деформированы оба, но в разной степени, то лучи, идущие от одной и той же точки, попадают на неидентичные (диспарантные) точки обеих сетчаток. В естественных условиях это происходит, если лучи идут от разных точек. Поэтому и возникает при надавливании ощущение двух предметов. Без надавливания лучи от одной и той же точки попадают на идентичные элементы обеих сетчаток и в мозгу мы получаем изображение одной точки. На этом примере еще и еще раз убеждаемся в том, что, если организм ставят в искусственные условия, то в них он продолжает работать по своим генетически закрепленным программам. Это может приводить к неожиданным результатам, сущность которых необходимо понимать. Не случайно мы говорили об этом в главе об эволюционном подходе при выработке умения мыслить физиологически.

    552. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но в то же время отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

    Решение. Применяем обратное правило АРР-ВС. Разница узлов пересечения ясна из условия. Она связана с элементом, определяемым словом «постоянно». При постоянном воздействии тактильного раздражителя происходит адаптация рецепторов и раздражение перестает восприниматься. Поэтому мы не ощущаем кольца. Прикосновение же лапок мухи, хотя и слабое, но внезапное. Порог для такого раздражения пока еще весьма низок, поэтому оно вызывает ощущение.

    553. При передаче информации в сенсорных системах используется, в частности, принцип частотной модуляции. Можно ли утверждать, что одна и та же группа рецепторов передавала в двух разных экспериментах одинаковую информацию, если в каждом случае были зарегистрированы пачки импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой пачке было одинаково?

    Решение. Правило АСС. Анализируем структуру системы «передача информации пачками импульсов». Частотная модуляция состоит в том, что при передаче разной информации изменяется не только суммарное количество импульсов, но и их распределение в каждой пачке. Например, одно и то же количество патронов за минуту можно израсходовать, стреляя и длинными, и короткими очередями, и «вперемешку». Следовательно, утверждение задачи неправомерно.

    554. В системе регулирования величина выходной переменной поддерживается на постоянном уровне путем сравнения текущего значения этой величины с заданным значением и исправления в случае необходимости возникающей ошибки рассогласования. В этом состоит действие отрицательной обратной связи. Высказывается взгляд, в соответствии с которым возможно использование и другого принципа регулирования. Он заключается в том, что специальный задающий элемент отсутствует, но тем не менее отрицательная обратная связь существует и работает. Что же в таком случае сравнивается? Постройте на примере системы терморегуляции схему, отражающую реализацию такого принципа. В качестве измерительных элементов используйте холодовые и тепловые рецепторы.

    Решение. Вам потребуется четкое понимание сущности процессов регулирования и структуры системы регулирования. Для этого вернемся к рис. 9,4.

    УЭ – гипоталамические центры терморегуляции. ОУ – процессы теплопродукции и теплоотдачи. ИЭ – терморецепторы. И, наконец, ЗЭ – задающий элемент, клетки гипоталамуса, посылающие информацию о заданной температуре тела, которую необходимо поддерживать. Регулируемая величина РВ – температура тела.

    Теперь нам нужно построить такую систему, в которой задающий элемент отсутствует, но тем не менее температура тела поддерживается

    на определенном уровне. Что же в таком случае должен сравнивать блок сравнения, чтобы управляющий элемент мог выдавать необходимые команды? Очевидно, такие величины, которые тоже отражают изменения температуры тела, но не прямо, а косвенно.

    В условии задачи упомянуты тепловые и холодовые рецепторы. Ясно, что их работа, а именно, частота поступающих от них импульсов зависит от температуры тела. Значит, будем сравнивать соответствующие частоты. Для этого нарисуем график, отражающий зависимость частоты импульсации обоих видов рецепторов от температуры (рис. 10.1). Как известно, при повышении температуры до определенного предела частота импульсации тепловых рецепторов растет, а Холодовых падает. Точка пересечения обеих кривых соответствует уровню температуры, который следует поддерживать. В таком случае блок сравнения будет сравнивать частоту импульсации от обоих видов рецепторов, а управляющий элемент – выдавать такие команды, после выполнения которых частота обеих импульсаций становится одинаковой.

    По современным представлениям подобная схема вряд ли реально существует в организме, но задача позволит Вам проверить понимание общих принципов работы систем регулирования.

    555.Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то будут они усилены или ослаблены по сравнению с обычным состоянием?

    Решение. Это простая задача, но она наглядно показывает преимущества работы по правилам по сравнению со столь распространенным угадыванием.

    Сначала построим систему «ощущение вкуса». Правило АСФ. Элементы системы «вкусовое вещество во рту», «растворение этого вещества слюной», «проникновение растворенных частиц вещества к вкусовым рецепторам (вкусовым почкам)», «раздражение вкусовых рецепторов», «ощущение вкуса». Теперь применим прямое правило АРР-ВС. Вариант 1-2. Чем отличаются узлы пересечения при спокойном состоянии и сильном эмоциональном возбуждении? Разумеется, таких отличий много, но мы уже знаем, что искать нужно те, которые могут быть непосредственно связаны с элементами, входящими в узел пересечения. В таком случае выбираем элемент «растворение вкусового вещества слюной». Как известно, при сильном волнении слюноотделение тормозится. Поэтому в сухой полости рта вкусовые ощущения будут заметно ослаблены.

    556.В сетчатке глаза имеются биполярные клетки, которые обеспечивают связь фоторецепторов (палочек) с зрительными центрами, находящимися в мозге. Каждая из этих клеток может образовывать синапсы с несколькими палочками. Данное явление называется синоптической конвергенцией. Оно способствует повышению чувствительности глаза к слабому свету. Почему это происходит?

    Решение. Итак, если бы не было синаптической конвергенции, то биполярная клетка получала бы сигналы только от одной палочки, а не от нескольких.

    В этом случае чувствительность глаза к слабому свету была бы ниже. Ситуация позволяет применить правило АРР-ВС. Вариант 1-2. Свет воздействует на две разные системы – реальную и предполагаемую. Узлы пересечения отличаются наличием и отсутствием синаптической конвергенции. Какова же ее роль?

    При действии слабого света рецепторный потенциал, возникающий в одной отдельной палочке, может оказаться слишком слабым, чтобы возбудить биполярную клетку и вызвать ПД, распространяющийся по зрительному нерву. Если же биполярная клетка подвергается воздействию рецепторных потенциалов одновременно от нескольких палочек, то происходит,, пространственная суммация, обеспечивающая возникновение ПД даже при слабом световом воздействии. Если Вы четко представляете механизм возникновения ВПСП в нейронах, то решение можно было получить и по аналогии с этим процессом (задача 254).

    557. Ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Как Вы объясните Это?

    Решение. Когда мы слышим слово «ночь», то самая близкая ассоциация – палочки. Это еще одна задача на ту же тему. Применим обратное правило АРР-ВС. Сравним узлы пересечения в двух ситуациях – смотрим прямо, смотрим не прямо. В первом случае свет проходит вдоль оптической оси глаза и падает на сетчатку в центральной ямке. Во втором случае свет падает на периферические участки сетчатки. Именно в них находятся палочки, обладающие более высокой чувствительностью к слабому свету.

    Задачи для самоконтроля

    558. Глаз лягушки видит немного, но он прекрасно приспособлен к ловле Насекомых – основной их пищи. Все насекомые подвижны. В сетчатке глаза лягушки есть специальные детекторы, четко выделяющие движущийся предмет. Но неподвижные объекты лягушка просто не видит. Летом лабораторным лягушкам требуется много корма. Ловить и запускать в лягушатник живых мух хорошо в мультфильме, но не в научных лабораториях. Можно приучить лягушек питаться маленькими кусочками мяса. Но даже гору такой закуски лягушки не увидят, поскольку она неподвижна. Как же ученые вышли из затруднительного положения?

    559. Как ни странно, но глаз человека подобен лягушачьему в том отношении что и мы перестаем видеть неподвижную точку, если она хотя бы несколько секунд действует на одни и те же элементы сетчатки. Однако этого не происходит и, как известно, можно весьма долго созерцать неподвижный предмет, «упулившись» в него. Как же это получается?

    560. Хрусталик глаза у рыб имеет форму шара. В отличие от хрусталика млекопитающих он не может существенно изменять свою форму, что необходимо для рассматривания объектов на разных расстояниях. Следовательно, у рыб такая возможность ограничена. Испытывают ли они в связи с этим какие-нибудь неприятности?

    561. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть всего несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?

    562. Известный революционер и террорист Камо (Тер-Петросян), попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражавшееся в отсутствии боли. Он хохотал, когда ему прижигали кожу, кололи ее иголками и т.д. Однако у тюремных врачей все же возникли сомнения. На чем они основывались?

    563. Почему самые разнообразные раздражители и к тому же различной модальности вызывают в рецепторных клетках единообразный ответ – возникновение рецепторного потенциала?

    564. Задача для полностью самостоятельного ответа, требующая некоторого остроумия. Если на рецепторы, обладающие фоновой импульсацией, наносить слабое раздражение, то возникающий ответ трудно обнаружить, так как он будет мало отличаться от фона. Предложите способ, позволяющий выделить полезный сигнал, то есть, отличить ответ на воздействие от спонтанной импульсации.

    565. Человек смотрит на группу людей и одновременно фотографирует ее. Отображение этой группы возникает и в мозгу, и на фотопленке. В каком случае имеет место обработка информации и в чем это выражается?

    566. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно им задать, дабы убедиться, что причина дальнозоркости у них одинаковая или разная?

    567. Один испытуемый некоторое время держал руку в сосуде с водой, а затем перенес ее в сосуд с водой температурой 20 градусов. Вода показалась ему холодной. Другой проделал аналогичный опыт, но ему вода в 20 градусов показалась теплой. В чем причина разных ощущений?

    568. Человек страдает тугоухостью. Если при нем играют на скрипке или заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что сделать, чтобы он услышал хотя бы один из этих звуков?

    569. Можете ли Вы найти нечто общее между ощущением горького вкуса хинина и борьбой с «закладыванием» ушей в самолете?

    570. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У. зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретную причину этих различий.

    571. Если Вы решили задачу 559, то продолжите решение и подумайте, как в изящном эксперименте можно доказать наличие в деятельности зрительной сенсорной системы того явления, которое имелось в виду в задаче 559?

    572. Если слезные железы перестают функционировать, то роговая оболочка пересыхает и подвергается различным заболеваниям. Дело может кончиться даже слепотой. Предложите способ компенсации отсутствия слезной жидкости у такого больного.

    573. Перед Вами несколько человек. Как определить, кому из них была сделана операция по поводу удаления катаракты?

    574. При переходе из темного помещения на яркий свет или наоборот проходит некоторое время, пока глаза приспособятся к новым условиям освещения.

    Адаптация к темноте протекает дольше, чем к яркому свету. Почему?

    575. В отличие от других тканей глаза хрусталик в течение жизни у многих людей постепенно дегенерирует. Это может привести к помутнению его – катаракте. Потребуется операция. Почему такие изменения свойственны именно хрусталику (и роговице) в большей степени, чем другим тканям глаза?

    576. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?

    577. КЧСМ является более низкой для слабых вспышек света. Определяли раздельно КЧСМ для палочек и колбочек. В каком случае величина КЧСМ оказалась выше?

    578. Резонансная теория слуха Гельмгольца предполагала, что восприятие различной высоты звука основано на том, что в зависимости от высоты звука возникают колебания различных участков основной мембраны – резонируют и возбуждаются волокна основной мембраны, имеющие различную длину. Однако эта теория была опровергнута и заменена другой (теория бегущей волны). Известны однако, опыты в лаборатории И. П. Павлова, в которых разрушение различных участков кортиева органа приводило к выпадению условных рефлексов на звуки соответственно низкой или высокой частоты. Не подтверждает ли это справедливость резонаторной теории?

    579. Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения, животные продолжают правильно проходить все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте?

    580. Вкусовые сосочки содержат большое количество АХЭ. К какому типу рецепторов они относятся, первично- или вторичночувствующих?

    581. Чтобы проверить, заряжена ли батарейка, электроды ее полюсов прикладывают к языку. На чем основан этот старинный способ?

    Решения задач для самоконтроля

    558. Задача не столь научная, сколько развлекательная. Действительно, как заставить лягушку увидеть неподвижный кусочек мяса? С лягушкой мы ничего сделать не сможем. Так уж устроила природа ее зрительную систему, что неподвижный предмет на сетчатку ее глаза не действует и никаких ПД в ней при этом не возникает. Значит, заставим кусочек мяса двигаться. Ученые придумали специальную кормушку в виде небольшой вращающейся карусели, по периметру которой были размещены кусочки мяса. Лягушки увидели пищу, сказали «спасибо» и дело пошло на лад.

    559. Если Вы не помните, о каком механизме идет речь, на помощь придет решение предыдущей задачи. Ситуация аналогичная, с той разницей, что, если предмет неподвижен, то двигаться должен глаз. И, действительно, глазное яблоко постоянно совершает очень мелкие, так называемые саккадические скачки. Благодаря этому изображение неподвижной светящейся точки все время попадает на различные элементы сетчатки. В специальных экспериментах были зарегистрированы такие постоянные микроперемещения глазного яблока при рассматривании тех или иных неподвижных предметов.

    В этой задаче еще раз иллюстрируется принцип адаптивности. Он проявляется в том, что, если не удается устранить затруднения, связанные с принципиальными особенностями какого-либо механизма, то создается дополнительный механизм, позволяющий компенсировать эти затруднения. Вспомним синтез сурфактанта в легких. Если нельзя устранить поверхностное натяжение в альвеолах, потому что их внутренняя поверхность должна быть влажной, то на помощь приходит синтез сурфактанта. Если нельзя заставить фоторецептор постоянно реагировать на одно и то же раздражение, значит, необходим механизм, позволяющий направлять это раздражение в разные фоторецепторы.

    560. Если хрусталик не может в значительной степени изменять свою форму, то нарушится аккомодация. Для шаровидного хрусталика это означает, что не удастся получить на сетчатке резкое изображение удаленных предметов. Но жаловаться на это рыбам не приходится. Дело в том, что вода по сравнению с воздухом является средой весьма мутной и на большом расстоянии в ней и так ничего рассмотреть he удастся.

    561. Если Вы знакомы с фотографией, то решение приходит по аналогии. Для того чтобы увеличить глубину резкости, т. е., обеспечить отчетливое изображение и близких, и удаленных предметов, объектив диафрагмируют, то есть, суживают его диаметр. В нашем случае нужно смотреть на текст через небольшое отверстие в бумаге или через окошко, образованное большими и указательными или средними пальцами обеих рук.

    562. Правило АСФ. При болевом воздействии возникают субъективные и объективные реакции. Субъективные – это ощущение боли и вызываемое им поведение. Такие реакции можно подавить усилием воли. Но, кроме того происходит и возбуждение СНС. Оно обусловливает ряд вегетативных проявлений, в том числе расширение зрачков. А с этим Камо ничего не мог сделать. Боли как будто не ощущал, а зрачки расширялись.

    563. Потому что все они изменяют проницаемость мембраны рецепторной клетки для определенных ионов, что приводит к возникновению рецепторного потенциала.

    564. Решение самостоятельное. Если не получается, попробуйте решить задачу коллективно.

    565. Обработка информации – это выделение из общего ее потока какой-то части, наиболее важной для системы, воспринимающей информацию. Очевидно, что мозг обрабатывает информацию – мы видим и слышим только то, что нас интересует. На фотопленке же фиксируется все без исключения и, следовательно, обработки информации не происходит.

    566. Правило САС. Причиной дальнозоркости может быть или слишком короткая продольная ось глаза, или ослабление аккомодации в пожилом возрасте. Поэтому вопрос должен звучать примерно так «носили ли Вы очки в молодости?»

    567. Правило АРР-ВС. Прежде чем применить его, обратите внимание на еще одно важное положение, иллюстрируемое данной задачей. Реакция физиологической системы на какое-либо воздействие зависит не только от параметров этого воздействия, но и от функционального состояния системы в этот момент. В свою очередь это состояние во многом зависит от предшествующих воздействий. В нашей задаче конечные воздействия одинаковы – вода с температурой 20 градусов. Почему же у испытуемых возникали разные ощущения? Значит, неодинаковыми были предшествующие воздействия. Первый испытуемый сначала держал руку в холодной воде, а второй – в горячей. Аналогичным образом, если Вы войдете в одну и ту же комнату с ярко освещенной солнцем улицы, или из подвала, то в первом случае комната покажется темной, а во втором – светлой. Это связано с адаптацией сенсорных систем к определенному уровню раздражения.

    568. Правило АСФ. Восприятие звуков может происходить за счет воздушной проводимости и костной проводимости. При тугоухости ухудшается воздушная проводимость, например, за счет нарушения нормальной подвижности слуховых косточек. Однако может сохраниться костная проводимость. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на какой-либо участок головы (лучше всего на сосцевидный отросток) звучащий предмет. Его колебания будут передаваться не только по воздуху, но и костям черепа, а от них рецепторному аппарату внутреннего уха и звук может быть услышан. Камертон можно приставить к голове его ножкой, а колеблющиеся струны скрипки – нельзя.

    569. Конечно, напрашивается правило САС. В чем сущность закладывания ушей в самолете? При поднятии на высоту атмосферное давление снижается. Это приводит к тому, что нежные стенки евстахиевых труб спадаются и давление на барабанную перепонку со стороны наружного уха не уравновешивается давлением со стороны среднего уха. Чтобы избавиться от связанных с этим неприятных ощущений, можно попытаться восстановить проходимость евстахиевых труб. Для этого повышают давление в полости рта, делая усиленные глотательные движения. Итак, в первом случае производилось глотание. Перейдем ко второму. Хинин – классический пример горького вещества. Рецепторы, воспринимающие горький вкус, сконцентрированы в области корня языка. Их раздражение обычно происходит при проглатывании горького вещества. Таким образом и во втором случае тоже имел место акт глотания.

    570. Ответ «у слепого повышена тактильная чувствительность» правилен, но носит слишком общий характер. Применим правило АСФ. В чем сущность «чтения» азбуки Брайля? В том, что при ощупывании букв необходимо четко определять взаиморасположение выпуклых точек. Это связано с пространственным порогом различения. Чтобы быстро определить положение близко расположенных точек, порог различения должен быть достаточно низким. Это и наблюдается у слепых людей, у которых, как известно, тактильная чувствительность значительно повышается, частично компенсируя утрату зрения.

    571. Эта задача близка к задаче № 559, но есть и существенное различие. В задаче 559 требовалось доказать, что глазное яблоко при рассматривании даже неподвижных предметов совершает постоянные, так называемые саккадические скачки. В данном же случае нужно показать в эксперименте, что, если изображение светящейся точки падает на одни и те же элементы сетчатки, то через несколько секунд мы перестаем видеть эту точку.

    Решение по сути изобретательское. Попробуем найти его с помощью правила АРР-ВС. Ситуация 1-2. В одном случае – естественные условия, в другом – эксперимент. В узле пересечения элементы «светящаяся точка» и «фоторецепторы, воспринимающие изображение точки». В естественных условиях благодаря саккадическим скачкам изображение падает на разные фоторецепторы. В эксперименте нужно добиться, чтобы свет от точки воспринимали одни и те же фоторецепторы. Устранить саккадические скачки невозможно. Как же тогда выполнить условие задачи? Нужно чтобы светящаяся точка перемещалась вместе с глазным яблоком. Для этого на роговицу приклеивают микролампочку. Ее свет будет падать на одни и те же фоторецепторы независимо от скачков глазного яблока. И тогда после включения лампочки испытуемый перестает ее видеть уже через несколько секунд.

    572. Понятно, что глаз нужно увлажнять какой-то другой жидкостью. Капать весь день из пипетки утомительно и в общем мало реально. Делать автоматические устройства – сложно, дорого и опять-таки неудобно для больного. Нельзя ли добиться, чтобы жидкость сама поступала в глаз, причем постоянно? Оказывается, можно. Был выдан патент на подобный способ. В конъюнктивальную полость подшивают проток околоушной железы и теперь в глаз поступает слюна. Правда, такой больной будет «плакать» во время еды, но зато глаз спасен.

    573. Правило АСС. Сущность операции в том, что удаляют помутневший и не пропускающий свет хрусталик. Главная роль хрусталика – обеспечение аккомодации. Максимальная ее сила – 10 диоптрий. Если удаленный хрусталик не заменен искусственным, то для компенсации его отсутствия приходится носить очки с очень сильными линзами. Они имеют большую толщину, что хорошо видно со стороны.

    574. Поразмыслив, приходим к выводу, что ситуация достаточно сложная и поэтому придется применить последовательно два правила. Сначала используем обратное правило АРР-ВС. Вариант 1-2. Система «глаз» приспосабливается к воздействию элемента «свет после темноты» быстрее, чем к воздействию элемента «темнота после света». Для выяснения причин этого различия необходимо построить соответствующие узлы пересечения. А для этого используем дополнительно правило САС.

    В чем различия в реакциях глаза на сильный и очень слабый свет? Их достаточно много, поэтому постараемся выбрать те, которые имеют наиболее близкое отношение к вопросу о темновой и световой адаптации.

    На ярком свету работают колбочки, а в сумерках (темноте) – палочки. На свету родопсин распадается, а в темноте синтезируется. Теперь сравним узлы пересечения. Элемент «свет после темноты» взаимодействует со следующими элементами системы «глаз» – «колбочки с пониженной возбудимостью» (из-за предшествовавшей темноты) и «повышенное количество родопсина» (из-за усиления его синтеза в предшествовавшей темноте). В свою очередь элемент «темнота после света» взаимодействует с элементом «палочки с пониженной возбудимостью» (из-за предшествовавшего яркого света) и «пониженное количество родопсина» (из-за его распада при предшествовавшем ярком освещении).

    Колбочки повышают свою возбудимость значительно быстрее, чем палочки. (Эта важная информация могла быть Вам неизвестна). А родопсин необходим для восприятия света. Эти два обстоятельства и объясняют, почему темновая адаптация протекает медленней, чем световая.

    575. Правило АСФ. Питание всех тканей осуществляется через систему капилляров. Но есть структуры, к которым предъявляются совершенно особые требования по сравнению со всеми другими в организме. Это – роговица и хрусталик. Они должны быть прозрачными и пропускать свет. Если бы их питание происходило, как и везде, через капилляры, то из-за красного цвета крови мы бы постоянно видели красную пелену. Поэтому прозрачные ткани глаза получают все, что им нужно, не через кровь, а из внутриглазной жидкости, заполняющей переднюю камеру глаза. В нее же удаляются продукты обмена. Все это осуществляется путем диффузии. Такой тип питания менее надежен, чем при помощи кровоснабжения. Поэтому в хрусталике и роговице чаще возникают возрастные нарушения метаболизма, приводящие к их помутнению.

    576. Правило АСФ. Овальное окно передает колебания слуховых косточек перилимфе. Круглое окно обеспечивает возможность смещения перилимфы под влиянием колебаний мембраны овального окна, так как мембрана круглого окна также способна выпячиваться. Если бы обе эти мембраны стали жесткими, то перилимфа не могла бы смещаться, так как жидкость несжимаема. Таким образом в обоих случаях не могло бы в конечном счете происходить раздражение волосковых клеток кортиевого органа и не происходило бы восприятие звука.

    577. Правило САС. В чем состоит основное различие палочек и колбочек применительно к условию задачи? Палочки более активны при низкой интенсивности освещения, а колбочки – при высокой. Поэтому КЧСМ для палочек будет ниже, а для колбочек – выше.

    578. Если применить правило АСС, то можно прийти к выводу, что Гельмгольц был прав. Действительно, различные участки кортиевого органа обеспечивают восприятие звуков разной высоты. Но это еще ничего не говорит о механизме избирательного реагирования основной мембраны на звуковые волны разной частоты. Поэтому нужно использовать правило АСФ, которое основано на анализе не структур, а процессов. В эндолимфе возникает бегущая волна. Ее параметры зависят от частоты действующего звука. В зависимости от характера этой бегущей волны происходит выбухание различных частей основной мембраны, что определяется ее упругими свойствами. В результате возбуждаются разные волосковые клетки и возникает ощущение высоты звука. Этот механизм называется пространственным кодированием.

    579. Правило АСФ. Какие сенсорные системы организма работают при движении в лабиринте? Прежде всего зрительная. Но при прохождении каждого поворота возникают угловые ускорения и, следовательно, включается вестибулярная сенсорная система. Отчасти здесь участвует и проприоцептивная сигнализация. Нейроны соответствующих отделов КБП запоминают последовательность поворотов и их местонахождение. Если дополнительно разрушить у животного вестибулярный аппарат или связанные с ним отделы КБП, то ориентация в лабиринте полностью исчезнет.

    580. Правило АСФ. АХЭ расщепляет АХ, который является медиатором, осуществляющим связь между рецепторными клетками. Таким образом наличие АХЭ характерно для вторичночувствующих рецепторов, каковыми и являются рецепторы вкуса.

    581. Правило АСФ. Электрический ток вызывает деполяризацию мембран рецепторных клеток. Кроме того, он может вызвать электрофоретическое движение ионов. В результате возникает возбуждение во вкусовых сосочках языка и ощущение кислого вкуса.

    Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1861 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    источник

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики