Меню Рубрики

Пределы творческого потенциала человека с точки зрения философии

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

Кафедра философии и социологии КГПУ им. В.П. Астафьева

Кожуховской Алены Сергеевны

Кафедра психологии и педагогики начального образования

1. Характеристика понятия «творчество»…………………………………….

2. Понятие «творчество» с точки зрения философии……………………….

2.1. Понимание творчества Н.А. Бердяевым……………………………….

2.2. Творчество в философии Павла Флоренского………………………

2.3. Творчество в философии Владимира Соловьева…………………….

Список использованных источников………………………………………

Проблема творчества является одной из традиционных, так называемых «вечных» проблем философии. Она уходит своими корнями в античную эпоху, в «осевое время» человеческой истории и даже дальше. Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще: проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания, проблеме возможности познания. Наконец, она связана с комплексом антропологических и эстетических проблем. Не удивительно поэтому, что попытки осмыслить суть творчества предпринимались на протяжении всей истории философии и очень многие мыслители так или иначе, частично или более глубоко, рассматривали эту проблему и находили свои решения проблем и ответы на вопрос, что же такое творчество.

Современный интерес к творческому процессу во многом обусловлен ростом инновационной компоненты в человеческой деятельности, требованиями НТР и прагматическим стремлением управлять воспитанием людей, способных творчески решать научные и технические проблемы.

С другой стороны, стремление проникнуть в тайну творчества имеет своей причиной заинтересованность в познании личности путем разоблачения секретов творческой деятельности как одного из ее фундаментальных проявлений, ведь именно этот вид деятельности активизирует личность наиболее полно и разносторонне.

Наконец, давно осознаваемая исключительная роль индивидуальности в истории человеческой культуры в различных ее областях: философии, науке, искусстве, религии, – приводит к необходимости рассмотрения этих двух личностных основ — мировоззрения и творчества — не отдельно друг от друга, а в их взаимосвязи. Ибо, думается, современный мировоззренческий кризис связан, с одной стороны, с кризисом личности, /обусловленным всеобщей унификацией на основе интегративных процессов в масштабах планеты и техногенным уклоном развития цивилизации, и, с другой стороны, с кризисом творчества, имеющим в основании духовный вакуум разобщения конкретных людей, заполняемый массовой культурой, подменяющей самостоятельную работу по приобщению индивидуума к экзистенциальному опыту человечества уже готовой парадигмой ответов на жизненно важные вопросы.

Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг.

Таким образом, целью данного реферата является исследование творчества………….. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– дать характеристику понятию «творчество»;

1. Характеристика понятия «творчество»

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи [13].

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество

Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Творчество человека у Августина Аврелия выступает, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Расцветом творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся в ней, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную – но в значительной мере случайную – комбинацию уже существующих элементов, как например, в теории познания Ф. Бэкона и особенно теориях Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма. Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф.В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, – гении – творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и потому опосредован его свободой. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, – высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества.

В идеалистической философии конца 19 – 20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном: творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще обыденного мира.

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, Творчество рассматривается с односторонне прагматистской точки зрения, прежде всего, как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определённой ситуацией. Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи. Другой вариант интеллектуалистичного понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией. Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание, сколько на математику, выступающую как так называемая чистая наука. Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму[1].

источник

Исследование сущности творчества и творческой деятельности были и остаются одним из центральных вопросов в философии. В разные исторические эпохи философские школы творчество и творческую деятельность осмысливали весьма разнообразно.

В Энциклопедии эпистемологии и философии науки творчество определяется как категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. [3]

«Всякий переход из небытия в бытие – это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами», – Платон (427 до н. э. – 347 до н. э.). [2]

Творчество имеет онтологический статус, так как представляет собой способ бытия человека в мире.

Творческие аспекты можно обнаружить не только в высших формах духовной культуры (науке, искусстве и т.д.), но и в любом деянии человека, хотя, разумеется, мера креативности у них разная. Л.В. Яценко в статье, вошедшей в сборник конференции «Теория и методология творчества: итоги и перспективы», излагает свою точку зрения на определение творчества. Яценко считает, что первоначальные определения творчества следует вводить не из высочайших созданий человеческого гения, а из обыкновенных, хотя в чем-то неординарных поступков. Так как в них проступают важные признаки творчества: прометеевское беспокойство и дерзание, отказ от конформизма, от адаптивного отношения к социальной и природной среде, рождение идеи, предваряющей реальные действия (целеполагание), свобода выбора, изменение не только внешнего, предметного, но и внутреннего экзистенциального мира. [8]

В кратком философском словаре под редакцией Алексеева А.П. творчество определяется как деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности. [4]

Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата.

Следует отметить, что творчество, а именно, творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях, т.к. творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Исследуя творчество как философскую категорию, необходимо обратиться к такому центральному свойству человеческого сознания как интенциональность. Интенциональность происходит от латинского intentio, что дословно означает «намерение», а в философии интенциональность понимается как – быть направленным на некоторый предмет, т.е. определяет вектор деятельности. В современную философию понятие интенциональности ввел Франц Брентано.

Если рассматривать творчество с позиции интенциональности, то типологизировать творчество по принципу направленности творческих векторов можно следующим образом:

1) интериоризированный тип творчества – вектор творчества направлен внутрь самого субъекта творчества (т.е. в субъективную реальность). Интериоризированный тип творчества есть творение своей самости, своей личности. Сущность интериоризированного творчества сводится к накоплению энергетического потенциала в недрах человеческой души.

2) экстериоризированный тип творчества – вектор творчества направлен наружу субъекта творчества (т.е. в объективную реальность). Экстериоризация является более редким творческим явлением, так как для того чтобы творить что-то вне себя (т.е. в объективной реальности) необходимо располагать энергетическим багажом, достаточным для этого рода деятельности.

Творчество часто определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее – материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. [1]

Если творческую деятельность трактовать как продуктивную, то следует выделить такие характерные признаки как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) – отличительный признак творчества.[10]

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. [5]

В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущ как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву). Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Распространенное выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития. [7]

В настоящее время категория творчества постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи его творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. [6]

Отметим, что проблема творчества первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo), происходила некоторая мистификация творчества. [7]

В настоящее время существует большое количество философских концепций, которые пытаются объяснить сущность и природу творчества. Все эти концепции можно разделить на два принципиально различных направления в исследовании вопросов творчества. Первое направление усматривает творчество в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека. Представители второго направления связывают творчество с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Например, Бердяев Н. и Флоренский П. в творческом акте видели средство приближения к божественному началу, Толстой Л.Н. напротив, пришел к выводу о том, что ложно всякое творение как порождение греха гордыни. Николай Бердяев разделял точку зрения о непознаваемости творчества: «Непостижимо, что есть творчество».

Исследователь трудов Платона Яковлев В.А. выявил, что в текстах Платона содержится достаточно большое количество прямых высказываний о природе и механизмах творчества. Определения творчества встречаются неоднократно в диалогах Платона. Как правило, он не анализирует понятие творчества специально, а вводит его в связи с изложением своих представлений о творении мироздания и человека, сущности человеческой деятельности, специфики искусства. Важно подчеркнуть, что, по Платону, творчество в принципе носит универсальный характер – творчество проявляется всякий раз, когда любое нечто обретает свое бытие. [13]

С учетом социальной принадлежности, творчество, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Так же, творчество включает в себя деструктивный элемент, в такой мере, в которой следует устранение, к примеру, тормозящего фактора и освобождение места для нового творческого решения. [10]

Творчество понимается в первую очередь как продуктивная деятельность. Главная характеристика продуктивной деятельности – это производство нового, а репродуктивной – повторение известного, существующего.

Понимание сущности творчества в средневековой философии тесно связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество рассматривалось мыслителями эпохи как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Так, например, Августин особо подчеркивает значение воли в человеческой личности. У Августина человеческое творчество выступает в первую очередь как творчество истории, так как именно история является такой сферой, в которой человек принимает участие в осуществлении божественного замысла о мире. Не разум, а воля и волевой акт связывают человека с Богом. Поэтому в средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом, что в свою очередь предвещает такое понимание творчества как уникального и неповторимого.

Средние века принуждают творческого субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу творческого акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. [3]

Отметим, что в средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния, а художественное и научное творчество наоборот рассматриваются как нечто второстепенное.

Эпоха Возрождения была проникнута идеей безграничных творческих возможностей человека, а творчество трактовалось в первую очередь как художественное, сущность же художественного творчества заключалась в творческом созерцании. Ренессансу характерен культ гения, а так же интерес к акту творчества и личности творца (художника).

В учении о продуктивной силе воображения Иммануил Кант специально анализирует творческую деятельность. Немецкий философ в своем учении утверждает, что творческая деятельность есть единство сознательной и бессознательной деятельностей.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения. [4]

Выдающийся представитель идеализма в новой философии, Фридрих Шеллинг, рассматривает творчество (прежде всего творчество художника и философа) как высшую форму человеческой деятельности (здесь человек соприкасается с абсолютом).

Мыслители эпохи Нового времени рассматривали творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляли ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно с этим, Дж. Беркли развивает теорию «креативного восприятия». Творчество является фундаментальной предпосылкой познания вообще, согласно теории «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (И.В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей). Экзистенциалисты в своих теориях трактуют творчество в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу). Теории «глубинной психологии» исходящие из теории З. Фрейда подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О. Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Г. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж. Дьюи). [3]

Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие. [2]

Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а становление личности рассматривал в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира. [9]

Критикуя современную культуру, Ф. Ницше видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека, критикуя современную ему культуру. [7]

Рассматривая категорию творчества в философии, следует особое внимание уделить русским философам, в частности Н. А. Бердяеву. Ключевая роль в философских концепциях Николая Бердяева, особенно в «Философии свободы» и «Философии творчества», принадлежала свободе и творчеству. Согласно Бердяеву свобода – это единственный источник творчества. В дальнейшем Николай Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация (невозможность преодолеть рабские оковы царства природы), трансцендирование (творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия). Свобода определяет царство духа. Дуализм в метафизике Бердяева – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Дословно «трансцендирование» обозначает выход за пределы, а трансцендентное – лежащее за пределами чего-либо (опыта, бытия, той или иной системы), запредельное.

О творчестве как философской категории, природе и сущности творчества размышляли представители различных эпох, но мы особо выделим «Теорию творчества» Энгельмейера П.К., «Философию свободы» и «Смысл творчества» Бердяева Н.А., «Философию творчества» Либиэра А. Проблему творчества отразили в своих трудах Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг, А. Бергсон, К. Маркс, С. Рубинштейн, Г. Уоллес, А. Пуанкаре.

Согласно Бергсону вся наша жизнь – это и есть творческая деятельность, вернее творческая эволюция. Анри Бергсон (важнейший представитель философии жизни) в «Творческой эволюции» выделил главные характеристики жизни: «длительность» и «жизненный порыв». Жизненный порыв по Бергсону это порыв к жизни, цели, творчеству и новым смыслам. Жизненный порыв является движущей силой развития, а жизнь – это бесконечное становление и развитие, непрерывная «творческая эволюция». [9]

Энгельмейер П.К. в книге «Теория творчества» (1910 г.) разрабатывает основы новой науки о творчестве – «эврилогии». В своем труде ученый разбирает проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве. Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю. Основное место в книге занимает «теория трехакта» [14], состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту.

«Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетит) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Значит, творчество выражается в прямом воздействии на окружающую обстановку. Творческая деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта: интуитивный, рассудочный и рефлекторный. В первом акте, под давлением первоначального желания, составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение». [4]

Проявления творческой деятельности многообразны. Долгое время под творчеством понималась только духовная деятельность (сфера искусств), одновременно выделялись и «творческие» профессии, такие как музыкант, художник и т.п. Но, это лишь узкая трактовка творческой деятельности, а по сути, область творческой деятельности широка. Генри Форд первым обратил внимание на данное «урезание» творческой деятельности. «Утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах… Положительно стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь на показ… Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний», – американский предприниматель и основоположник автоиндустрии США, Генри Форд.

«Творить – значит облегчать мысль, разгружать её, изобретать новые возможности жизни», Жиль Делез.

«Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам», Жан-Поль Сартр.

Отметим, что в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы, благодаря которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие. [1]

Заключение: Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата. Творчество – это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях. В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. В средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом. В средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния. В эпоху Возрождения творчество трактовалось в первую очередь как художественное. Мыслители эпохи Нового времени рассматривали творчество как изобретательную комбинаторику. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества. Ключевая роль в философских концепциях Николая Бердяева принадлежала свободе и творчеству. Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы.

источник

Основные характеристики человеческого существования — неповторимость, способность к творчеству, свобода.

Неповторимость — уникальность человека как живого существа.

Человек — особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического развития. Человек — биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, создавать символы, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

Современная философия выделяет существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; он обладает разумом и представлениями о ценностях; он постоянно развивается; взаимоотношение между сознанием и бессознательным достигает в нем драматического напряжения; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством.

Что представляет собой «специфически человеческое»? К. Ясперс в работе «Общая психопатология» подчеркивал, что в соматическом смысле, т.е. с точки зрения анатомии и терапии, человек для врача не отличается от животного. В психопатологии же проблема «человеческого», можно сказать, присутствует всегда; ведь любая психическая болезнь вовлекает в процесс своего развития как дух, так и душу человека.

Немецкий психиатр считал: очень сомнительно, чтобы животные были подвержены душевным заболеваниям. Правда, у животных существуют такие явления, как лошадиный норов, панические реакции, гипноз у животных, не имеющий ничего общего с гипнозом у людей. У животных также могут развиваться «симптоматические психозы», вызванные органическими поражениями мозга. У них случаются чувствительные, двигательные нарушения (например, бег по кругу), а также изменения нрава — беспричинная агрессивность, апатия и т.п. Кошки, похоже, бывают охвачены какими-то видениями: они «вцепляются» в пустоту, после чего медленно отводят лапы назад.

По мнению К. Ясперса, «функциональные» психозы в собственном смысле слова у животных не описаны (наличие истерии у них далеко не доказано). Шизофрения и циркулярное расстройство встречаются у людей всех рас, но у животных их не бывает никогда. «В той мере в какой человек выявляет свою специфическую человеческую природу, он не может быть сопоставлен с животными».

Человек уникален. Он привнес в мир некий элемент, чуждый животному миру, но в чем заключается этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической точки зрения человек — один из видов животных; и тем не менее его тело уникально — причем благодаря не только способности к прямохождению и некоторым другим свойствам, но и особой конституции, отличающей человека от всех остальных животных и предоставляющей ему больше возможностей за счет менее развитой специализации.

Кроме того, человек отличается от животных способностью использовать тело в экспрессивных целях. Психологически он совершенно оторван от царства животных. Животные, в отличие от человека, не смеются и не плачут, а сообразительность обезьян — это не разум и не мышление в истинном смысле слова, а всего лишь высокоразвитое внимание, которое у человека служит лишь предварительным условием способности мыслить, но далеко не тождественно мышлению как таковому.

Способность к творчеству-Творчество — процесс человеческой деятельности, в результате которого возникают новые материальные и духовные ценности. Это высшая форма активности и ключевая деятельность человека. В истории философии художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как «животное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд), как продукт коллективного бессознательного (Юнг).

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

В философской интерпретации творчество — это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется неповторимостью, уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность есть создание (и соответственно рождение) того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе. Творчество — это результат созидательной деятельности.

Однако внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно (то единственное) колесо, которое, возможно, соорудил сам тот безымянный гений, проявивший себя и созидателем, и творцом. Изобретенное колесо надо было воспроизводить в массовом масштабе. И это тоже деятельность, но, строго говоря, ее уже нельзя назвать творчеством.

Вообще разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Допустим, человек занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством. К примеру, князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот» тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное, дело можно привнести выдумку, нестандартность, оригинальность.

Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный человек способен творить. В русской истории многие храмы строили крепостные. Но речь идет о раскрепощенности духа. Сами эти мастера ощущали нескованность своих дерзаний. Творчество рождается из свободы. Как и почему рождается небывалое? Трудно сказать. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна и неизъяснима. Много написано о знаменитой Болдинской осени, когда, укрывшись в Болдино, А. С. Пушкин ощутил небывалый подъем духа. Почти каждый день он создавал строки, которые вошли в сокровищницу мировой поэзии.

В творческом акте, по мысли Н. А. Бердяева, человек выходит из «мира сего» и как бы прорывается в мир иной. В акте творчества создается нечто непривычное, зовущее нас в неизведанные дали. Творчество не есть приспособление к миру, тому, что уже существует, оно есть выход за грани повседневности, за сложившееся. Поэтому творческая жизнь — жизнь вечная, а не тленная. Вспомним строки А. С. Пушкина:

Пет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Творческий акт, подчеркивал Н. А. Бердяев, всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством1. Творчество не есть только борьба со злом и грехом. Оно создает новый мир, продолжает дело творения. «Было ли в мире творчество в религиозном смысле этого слова? Сам вопрос этот может показаться странным. Кто же сомневается в том, что было великое напряжение творчества в Греции или в эпоху Возрождения? На протяжении всей истории совершались творческие акты человеком, и в творческих ценностях видели цвет культуры. И все-таки можно сказать, что не было еще в мире религиозной эпохи творчества». По мнению Н. А. Бердяева, критико-гносеологическое обоснование творчества объясняет некоторые формы творчества и некоторые его стороны. Но творчество в целом, творчество в самых глубоких своих проявлениях остается неоправданным. Творчество во всех сферах культуры оказывается нормально и оправдано, когда оно классично, т.е. свободно от духа жизни.

понятие «СВОБОДА» в известных словарях

Свобода (freedom), потребность человека действовать в своих интересах без вмешательства или помех. К сожалению, практически любая характеристика свободы противоречива. Это обусловлено тем значением, которое ей придается. Джеральд Маккаллум высказал мнение, что все взгляды на свободу можно свести к единой формуле — А свободен от В,чтобы р (р здесь заменяет любой глагол) — и что все споры о свободе ведутся вокруг трех перечисленных субъектов суждения, а именно индивида, помех и действия или состояния, которое должно быть достигнуто. Это позволяет определить пункт, по которому возникает расхождение взглядов и который создает основу для построения любой концепции, хотя сам по себе убедительного ответа на вопрос не дает. Возможно, существует общее представление о свободе (в том формальном смысле, который обозначен выше), но вместе с тем налицо и множество ее концепций (т.е. путей заполнения приведенной формулы реальным содержанием). Исайя Берлин в своей знаменитой лекции пред-ложил различать два вида свободы: отрицательную, главной отличительной чертой которой можно считать отсутствие вмешательства со стороны других, и положитель-ную, основной характеристикой которой является способность индивида р. Особый акцент Берлин сделал на связь между положительной концепцией и готовностью принять «внутриличностное» понятие свободы, поскольку у него вызывает подозрение сама идея субъекта — носителя этих «внутриличностных» понятий, ибо можно подумать, что эти понятия находятся в прямой зависимости от «высокого» или «низкого» статуса субъекта. Вот три примера существенно различных концепций свободы. Первый: известны попытки отделить понятие свободы от способности. В большинстве социальных контекстов людей беспокоят проблемы вмешательства и помех, исходящих от других, отчего отдельные исследователи считают нужным разграничить «способность человека совершить какое-то действие» и наличие у него свободы для его совершения. Так, я свободен летать, как птица (никто в это действие не будет ни вмешиваться, ни ставить мне помех), но я не способен это сделать. Я могу совершить многое, что по закону мне делать запрещено. Если я случайно сломаю руку, то лишусь способности писать; если вы наденете на меня наручники, то я опять-таки лишусь свободы писать. Однако в двух последних примерах различие между способностью и свободой представляется менее очевид-ным, чем в первых двух, поскольку в обоих случаях препятствием является физическая невозможность. Понятнее ситуация с наручниками: я не свободен писать, потому что вы сделали меня неспособным сделать это, т.е. способность является условием свободы. Если, однако, это так, то отсюда следует, что если я не способен летать, как птица, то я, следовательно, и не свободен летать, как птица. Ясно, что как сам индивид, так и другие могут отрицательно воздействовать на физическую способность, причем разными путями (наручники — временная помеха, но некоторые условия неспособности необратимы), случайно и преднамеренно. (Предположим, что я преднамеренно сломал руку. Будет ли в этом случае связь между моей способностью писать и моей свободой такой же, как в случае, когда вы надеваете на меня наручники?) В концепции свободы, выдвинутой X. Штайнером, человек не свободен в том, и только в том случае, если его действию мешает другой человек. Отсюда индивид несвободен р только тогда, когда он неспособен р из-за кого-то еще, — концепция, ставящая свободу в зависимость от способности, но только в «межличностных» случаях. Вторая основная трудность возникает главным образом при сравнении «межличностной» и «внутриличностной» свободы. Некоторые исследователи, такие, как Штайнер, рассматривают свободу только в смысле «межличностных» отношений. Другие, однако, стремятся расширить диапазон ограничивающих свободу помех или препятствий, добавив к ним и те, которые возникают на основе «внутренних» склонностей. Предположим, что мне не повезло и я страдаю агорафобией. Никто не несет ответственности за мое состоя-ние — оно не было навязано мне никем другим, даже если эти другие в принципе способны помочь мне избавиться от него. Если мы говорим, что моя свобода расши-рится в случае исчезновения навязчивого страха, то, следовательно, мы признаем возможность существования «внутриличностной» свободы. И наоборот, если мы ог-раничим понятие свободы только «межличностными» случаями, мы можем констатировать, что я свободен находиться в открытом пространстве, но, по-видимому, психологически не способен заставить себя делать это. Третья проблема — это связь между свободой и ресурсами. Для того чтобы быть способным достичь некоторых целей или даже произвести какие-либо действия, человеку необходимо иметь доступ к составляющим этого действия, в первую очередь пространству и часто к деньгам. Говорить о ком-то, кто не имеет ресурсов, чтобы р, как о человеке, свободном произвести действие, — значит полагать, что если данный индивид получит необходимые ресурсы сейчас, то его свобода от этого не возрастет, возрастут лишь ресурсы, и многие ученые согласны с такой трактовкой ситуации. Другие считают необходимым различать формальную свободу и свободу реальную. В приведенном выше случае в формальной свободе индивида не произошло бы никаких изменений, расширилась бы его реальная свобода. Подобная же аргументация применяется и в случае с правами. Людей волнуют проблемы реальной свободы. Такой вывод влечет за собой еще одну проблему: есть ли смысл искать определение свободы в отрыве от причин, заставивших нас ценить ее? Некоторые психологи разделяют проблему на два отдельных вопроса, что такое свобода и почему мы ценим ее? Если, конечно, на самом деле ценим. Другие счи-тают подобное разделение несостоятельным. Например, во многих дискуссиях по поводу свободы говорится о ценности индивидуального выбора или автономии. Заключается ли смысл обладания свободой в расширении возможности выбора и автономии и не является ли их наличие самой свободой? Одно из решений данной проблемы состоит в том, чтобы обнаружить разницу между свободой в общем смысле и свободами частными, конкретными (хотя далеко не ясно, как следует собирать в единое целое различные «свободы»). Целая категория явно бесполезных свобод (например, свобода делать то, что я делать не хочу, или то, что я свободен делать, но у меня нет для этого ресурсов), возможно, окажется полезной для по-нимания ценности свободы. Мои желания могут меняться, я могу найти необходимые ресурсы, а понятие ценности свободы вообще (того, что делает возможным выбор и не противоречит автономии) можно с полным правом отнести и к свободам, которые условно считаются не имеющими никакой ценности. В результате возникло множество концепций этого понятия. Попытки разобраться в них, в свою очередь, порождают недовольство тем, что философский поиск различий маскирует идеологические предпочтения.

29. Человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. В античной философии предпринимались попытки обнаружить главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ. В решении этого вопроса среди мыслителей античности наблюдается относительное единодушие: большинство из них такое качество усматривали в разуме, способности мыслить. Некоторые философы к этому общему свойству добавляли и другие: Демокрит — подражание, коллективизм, взаимопомощь и развитую речь; Сократ — умеренность (знание, как обуздать страсть), храбрость (знание, как преодолевать опасности), справедливость (знание, как соблюдать божественные и человеческие законы); Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры; Аристотель — речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость. В Средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога.

Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэтому нормальный человек, по Канту, «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, по Канту, не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ — самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм, как природное свойство человека, но философ выступает против эгоизма, в каких бы формах он ни проявлялся. Датский философ С. Кьеркегор считал, что наука, рациональное знание не могут объяснить природу и сущность человека. В лучшем случае можно охарактеризовать его существование, но это следует делать и возможно сделать лишь на иррационально-чувственном уровне. Существование — это постоянное изменение отдельного человека во времени, выражающееся не в понятиях, а в чувствах, переживаниях. Человек ощущает свое существование не всегда, а лишь в момент выбора, в ситуации «или — или» (так назвал философ одну из своих работ). Кьеркегор выделял три уровня существования

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Вершиной социологической трактовки человека в XIX в. стала марксистская философско-антропологическая концепция. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова человек рассматривался в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природной и социальной средой. Человек — продукт эволюции вечной, несотворимой и неуничтожимой материи, он — биосоциальное существо, наделенное сознанием. Человек выделился из животного мира благодаря труду, умению создавать орудия труда. Для него характерны не только приспособление к окружающей среде, но и адаптирование природы, изменение ее в своих интересах. В своей сути человек — существо не природное, а общественное. Природная основа — лишь предпосылка человека, но его сущность заключается в том, что он есть совокупность всех общественных отношений.

Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Диалектика сущности и существования человека. Человек как всеобще-абстрактное родовое существо. Понятие родовой сущности человека, его сущностных сил. Человек как конкретно-единичное существо. Человек, личность, индивид, индивидуальность. Человек как «арифметический» индивид и как конкретно-единичный субъект, взятый в единстве своих всеобщих и индивидуальных качеств.

Созидание общества человеком как родовым существом.

Человеческий труд и его превращение из деятельности в бытие. Опредмечивание, овеществление, институциализация человеческой деятельности. Общество как овеществленная, институализированная, «застывшая» человеческая деятельность.

Человеческая духовность и ее материализация и институциализация. Общество как духовность, идеальность, «пересаженная» из человеческой головы и преобразованная в институты общественной жизни.

Коллективность, совместимость бытия, человека как родового существа. Овеществление, опредмечивание, институциализация человеческой коллективности. Общество как овеществленная, институализированная человеческая коллективность.

Общество как продукт жизнедеятельности человека как родового существа. Общество как мир человеческих значений. Тождество человека как родового существа и общества.

Созидание человеком как родовым существом общества: процесс и его противоречия.

Созидание человеком общества как тенденция к слиянию человека с обществом и растворенности в нем. Созидание человеком общества как процесс дистанцирования человека от общества. Единство и противоречивость слияния и дистанцирования в процессе человеческого созидания общества.

Созидание человеком общества как процесс его непрерывной объективации, реализации «вовне» своих сущностных сил. Созидание человеком общества как процесс непрерывной субъективации человека. Субъективность как особая реальность человеческого бытия. Человек и самосознание. Единство и противоречивость объективации и субъективации человека в процессе человеческого созидания общества.

Созидание человеком общества как процесс его непрерывной «расщепленности», обретения ролей, функдионализации в соответствии с богатством и разнообразием общества. Созидание человеком общества как процесс непрерывного воспроизводства тотальности его бытия. Единство и противоречивость «расщепленности» и тотальности в процессе человеческого созидания общества.Конкретно-единичный человек и общество.

30. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. (Человек в системе социальных связей. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.Генезис личностного начала в истории). «Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонииобщества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

2 Структура творческой деятельности 7

3 Мышление и творчество 9

4 Интеллект и творческие способности человека 12

5 Творческие способности человека: их пределы и условия 18

6 Понятие творческого мышления 19

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже XIX — XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества» [2, c. 119].

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.

Целью данной работы является рассмотрение понятия творчества, творческих способностей человека, их пределы и условия.

Для определения поставленной цели в данном реферате были использованы учебники по психологии таких авторов, как Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г., Дружинин В.Н., Обухова Л.Ф., Петровский А.В., Холодная М.А. и др.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [15, c. 193].

Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные) [14, c. 67].

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество.

Продукты творчества — это не только материальные продукты — здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности [11, c. 45].

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ [15, c. 122].

Таким образом, в данной работе была предпринята попытка изучения проблемы творческих способностей человека. Для этого были рассмотрены проблемы творчества, творческой деятельности, мышления, интеллекта, интеллектуальной одаренности, рассмотрено творческое мышление.

В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый вопрос охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое, машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.

Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость [4, c. 71].

Сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества, Москва: Наука, 1971, 392 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц., Москва: Мир, 1992, 421 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, СПб.: Питер Ком, 1999, 457 с.

4. Грэйс Крайг Психология развития, СПб.: Издательство «Питер», 2000, 338 с.

5. Лук Л.И. Мышление и творчество, Москва: Педагогика, 1976, 312 с.

6. Моляко В.А. Психология творческой деятельности, Москва: Высшая школа, 1978, 289 с.

7. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии, Москва: Владос, 1994, 401 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, Москва: Педагогическое общество России, 1999, 331 с.

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е.И.Рогов, Москва: ВЛАДОС, 1995, 339 с.

10. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! Москва: Знание, 1984, 344 с.

11. Петровский А.В. Психология развивающейся личности, Москва: Педагогика, 1987, 403 с.

12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб.: Изд-во «Питер», 2000, 536 с.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов н/Д.: Феникс, 1997, 399 с.

14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования, Томск: Изд-во Томского университета, Москва: Изд-во «Барс», 1997, 377 с.

15. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, Москва: Наука,1977, 481 с.

источник