Меню Рубрики

Презентации по физике глаз зрение очки

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

Тип урока: изучение нового материала по теме «Световые явления».

  • Учащиеся должны повторить и обобщить знания по теме «Линзы;
  • oцeнить свои умения применять знания об оптических системах;
  • познакомиться с устройством глаза и назначением отдельных его элементов;
  • познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения научиться применять знания из биологии к объяснению механизма зрения;
  • систематизировать имеющиеся знания об оптических системах и расширить их.

Ученик должен научиться

  • применять знания и умения, полученные в курсе биологии, к решению физических задач;
  • усвоить понятие расстояние наилучшего зрения, «близорукость» и «дальнозоркость», усвоить знания о бинокулярном зрении, поле зрения на уровне применения их в знакомой ситуации.

Оборудование и пособия: модель «Строение глаза», мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, магнитная доска, презентация по теме «Глаз и зрение» (см. Презентация).

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы урока в рабочие тетради. (Слайд 1)

Входной тест: (Слайд 2) (см. Приложение 1)

Линзой называют.
а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
б) Прозрачное тело.
в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.

На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

а) 1.
б) 2.
в) 3.

Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
а) F;
б) О;
в) Д.

В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
а) мм;
б) кг;
в) дптр;

Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

Фронтальный опрос (Слайд 3)

  • Что изображено на рисунке 1, обозначенное «1»?.
  • Что обозначено точкой «О»?
  • Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз?
  • Как называется линия обозначенная «2»?
  • Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)
  • Какие два луча используют для построения изображения в линзах?
  • Какие изображения даёт: а) собирающая линза? б) рассеивающая линза?

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым» фотоаппаратом.

Всё пространство вокруг человека заполнено различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет или видимое излучение – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн.

Познакомимся со строением глаза. (Слайд 5)

  • глазного яблока, соединенного
  • зрительным нервом с головным мозгом, и
  • вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). (Слайд 6)
  • Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой.
  • Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей.
  • За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет.
  • В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
  • За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик.
  • Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.
  • За хрусталиком расположено стекловидное тело.
  • Задняя часть склеры – глазное дно — покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (Слайд 7)

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Характеристика изображения

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного) (Слайд 8)Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Фотоаппарат представляет собой устройство, принцип действия которого подобен действию человеческого глаза. (Слайд 8)

Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации)

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio — приспособление). Благодаря аккомодации чело­веку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика — на сетчатке глаза.

Однако при очень близком расположении рассматриваемого пред­мета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле.. (Слайд 10-13)

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. . Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат.

Отклонения зрения (деферкты)

В процессе старения организма в глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Слайд 14)

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. (Слайд 15) При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. (Слайд 16)При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

(Слайд 17) Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. Было замечено, что предметы, помещенные в воду внутрь таких шаров выглядят больше, чем на самом деле. Хозяева пытались привлечь посетителей необычайно большими плодами и фруктами. (Слайд 18)Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки. Известный итальянский ученый Леонардода Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область. Прошло немало времени, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки .

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.

Какие же линзы следует применять в очках?

(Слайд 19) При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

(Слайд 20) При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз — положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости»).

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).
  2. Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Сделаем «Гимнастику для глаз»:

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Переводи взгляд с ближних предметов (рама окна) на дальние предметы (на линии горизонта). Делай круговые движения глазами: по часовой стрелке и против.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

На карточках (см. Приложение 2)

Упражнение № 1. «Игра в прятки»

  1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.
  2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.
  3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.
  4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.
  5. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 2. «Сквозь пальцы».

  1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.
  2. Разомкните пальцы.
  3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы.

Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.

Упражнение № 3. Основной комплекс для укрепления мышц глаза.

  1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.
  2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 4

  1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и останавливаемся в верхней точке (на 12-ти).
  2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6).
  3. Закрываем глаза на несколько секунд

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

Гигиена зрения. (Слайд 22)

  1. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как постоянно меняется кривизна хрусталика.
  2. Не рекомендуется держать книги на расстоянии ближе 30 см, потому что мышечный аппарат глаза сильно напрягается.
  3. Читать, писать в хорошем освещенном помещении, освещение должно падать слева.
  4. В школьных мастерских при работе на станках, надевать защитные очки, так как инородные предметы могут попасть в глаза.
  5. Очень вредное действие на зрение оказывает курение, алкоголь, наркотики. Они поражают зрительный нерв, что приводит к потере зрения.

Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость. Обо всем этом мы узнали благодаря биологии, истории, и конечно физике.

Чтобы выяснить как вы усвоили новый материал, мы выполним тест.

Тест: (Слайд 23) (см. Приложение 3)

Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица

На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
а) адаптацией;
б) аккомодацией;
в) иллюзией зрения

При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами

При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.

Тест выполненный на листах, проверяется учащимися (меняются).

  • 5 прав. ответов – «5»
  • 4 прав. ответа – «4»
  • 3 прав. ответа – «3»
  • 2 прав. ответа – «2»

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Гигиена зрения».

§ 6-7 стр.185-188 (Слайд 24) Доклады: Фотоаппарат, Проекционные аппараты, Лупа, Телескоп, Микроскоп

Список литературы:

  1. Перышкин Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Перышкин. – М .: Дрофа, 2013.
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М .: Просвещение, 2012.
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2011.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2010.
  5. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983.

источник

Презентация на тему «Глаз и зрение» 8 класс. Учитель МОУ БСОШ №7 Абрамова Т.И.

Глаз имеет почти шаро образную форму. Он защищён плотной оболочкой – склерой . Передняя часть склеры – роговая оболочка прозрачная. Дальше располагается радужная оболочка , которая у разных людей имеет разный цвет.

Читайте также:  Влияет ли состояние печени на зрение

Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок , диаметр которого может изменяться от 2 до 8мм.

За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу , — хрусталик , он окружён мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.

Задняя часть склеры – глазное дно – покрыто сетчаткой. Сетчатка состоит из тончайших волокон, которые как ворсинки устилают глазное дно. Они представляют собой разветвленные окончания зрительного нерва, чувствительные к свету.

Как получается и воспринимается глазом изображение? Свет , падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле, благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение предмета .

Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.

Волшебное свойство глаза: Кривизна хрусталика , его оптическая сила могут изменяться . Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика, потому что мышцы, окружающие его, расслаблены. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна и оптическая сила увеличиваются.

Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией глаза.

Два глаза это преимущество?! Увеличивается поле зрение. Мы можем различать какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

Глаз нормальный Если глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке , лежащей на сетчатке

Близорукость Фокус , т.е. точка в которой собираются лучи, при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза .

Дальнозоркость. Фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой глаза .

Из турецкой сказки про Ходжу «Однажды ночью Ходжа в волнении разбудил жену и говорит: — Ай, жена, подай мне поскорее, пока я не разгулялся, мои очки! Жена дала ему очки, но спросила о причине беспокойства. — Мне снится красивый сон, но кое-что я не могу разглядеть,— заметил Ходжа». Вопрос: Как происходит коррекция зрения при помощи очков? Свой ответ иллюстрируйте чертеж

Разработка урокана тему «Глаз и зрение. Фотоаппарат». УМК Перышкин А. В.

Интегрированный урок по физике, биологии и экологии «Глаз. Особенности зрения человека» рекомендуется проводить в 11 классе. Данный урок может проводить как учитель физики самостоятельно, .

Конспект урока по теме «Глаз и зрение » и презентация к нему.

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы.

Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике «ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ»: план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация.

В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе.

источник

Презентация разработана учителем физики и ученицей 8 класса Абрамовой Яной в коррекционной школе VII вида, где обучаются дети с задержкой психического развития.

Близорукость и дальнозоркость.

Выполнила: Веретенникова В.

орган зрения животных и человека. Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?

  • Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов (рис. 95). Попав на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания. По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

  • Изображение наблюдаемого предмета формируется:
  • 1)в зрачке
  • 2)на сетчатке глаза
  • 3)в хрусталике глаза
  • 4)в радужной оболочке глаза.
  • Первым, кто это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Р. Декарт (1596—1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконном ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

Близорукость и дальнозоркость .Очки.

  • Близоруким людям необходимы очки с рассеивающими линзами. Пройдя через такую линзу, лучи света фокусируются хрусталиком точно на сетчатку. Поэтому близорукий человек, вооруженный очками, может рассматривать удаленные предметы, как и человек с нормальным зрением.
  • Особой формой дальнозоркости является старческая дальнозоркость или пресбиопия. Она возникает потому, что с возрастом снижается эластичность хрусталика, и он уже не сокращается так хорошо, как у молодых людей. Дальнозорким людям можно помочь с помощью очков с собирающими линзами

  • Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.

  • Дальнозо́ркость (гиперметропи́я) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.

источник

Презентация для школьников на тему «Очки» по физике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Автор: Александрова З.В. Из истории оптики, или Просто очки

Линзы известны человечеству более 4500 лет, о чем свидетельствуют археологические находки. Отдельные попытки использовать природные прозрачные материалы для коррекции недостатков зрения известны давно. Еще древнеримский император Нерон (I в. до н.э.) приводил в трепет своих приближенных, когда подносил к глазу изумруд и пристально наблюдал за происходящим. Без истории предмета – нет теории предмета ?

Очки – вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову. А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств для коррекции зрения не существовало вовсе.

Твердых доказательств тому, что очки были изобретены на Востоке, не существует. Но в XV веке они уже были известны в Китае. Так, например, султан Малакки Парамесвара отправил их в 1411 году в дар китайскому императору Ион Ло. Малакка располагалась на пути торговли с Западом, откуда, по всей вероятности, и появились эти 10 пар очков, подаренные императору. Очки Китая и Японии

Монокли, в отличие от увеличительных стекол, – настоящие средства коррекции зрения, линзы которых работают точно так же, как и в очках. Однако монокль нужно было держать перед глазом рукой, и поэтому владельцами моноклей не могли быть люди, занятые ручным трудом. Монокли предназначались только для среднего и высшего сословия, и потому во многих странах прочно ассоциировались с надменностью и высокомерием. Монокли

Это изделие, похожее на небольшой лорнет, в действительности является моноклем, потому что в нем только одна линза настоящая. Вместо второй вставлено зеркальце, которое при надлежащем положении позволяло видеть происходящее сбоку, глядя вперед. Ручка-футляр сделана из черепахи.

Пенсне В конце XIX — начале XX века пенсне (от фр. pince nez — «сожми нос») превзошли по популярности очки с заушниками, и стали на какое-то время самым распространенным типом очков. В основе конструкции пенсне лежит тот же принцип, что и у старинных очков с арочной переносицей: фиксацию очков на носу обеспечивает арочная пружина, соединяющая правую и левую половинки оправы.

Зрение человека Глаз может четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях. Эта способность глаза называется аккомодацией и объясняется способностью хрусталика изменять с помощью мышц кривизну своей поверхности. Но одновременно видеть отчетливо близкие и удаленные предметы мы не можем. Каждый глаз обладает аккомодацией в определенных пределах, ограниченных двумя точками – ближнего и дальнего видения. У нормального глаза дальний предел аккомодации – бесконечно удаленная точка.

Близорукость (миопия) – это дефект глаз, при котором лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой. Дальнозоркость (гиперметропия) – это дефект глаз, при котором истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой.

Слово «астигматизм» состоит из греческого «stigme», что значит «точка», и частицы-отрицания «а». Таким образом, астигматизм — это болезнь глаз, при которой напрочь «отсутствуют точки». При астигматизме световые лучи после преломления в оптической системе глаза не сходятся в одну точку, а проецируются на сетчатку в виде нескольких точек, отрезков разной длины, кругов или овалов. В результате вместо нормального изображения получается что-то деформированное и нечеткое. Причем человек, страдающий астигматизмом, одинаково плохо видит как близкие, так и удаленные предметы.

Усталость глаз Слезоточивость Уменьшение ясности видения Близорукость

Компьютер испускает электромагнитное излучение, причём из бытовых приборов по силе этого излучения с ПК могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим так много времени, а электромагнитное излучение уменьшается с увеличением расстояния от источника до объекта.

Использовать жидкокристаллический монитор Использовать монитор с защитным покрытием По возможности сократить время работы за компьютером и почаще прерывать работу Позаботиться о равномерном использовании искусственного света Делать зарядку для глаз

Полностью задерживают губительные для глаз УФ-лучи и основную долю вредного коротковолнового фиолетово-синего света Повышают четкость и улучшают контрастность изображения Способствуют активному восстановлению (релаксации) функционального состояния клеток тканей глаза, в том числе светочувствительных клеток, и замедляют процесс их старения Без очков В очках Водительские очки

Без очков В очках Компьютерные очки рекомендуются людям любого возраста при длительной работе за компьютером. Очки предназначены для защиты глаз от вредных излучений монитора в ультрафиолетовой и фиолетово-синей части спектра, воздействие которых усиливается при использовании освещения люминесцентных ламп. Длительность работы с применением данных очков контролируется индивидуально и зависит только от состояния комфортности. Компьютерные очки

Статистика исследований Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется. Из каждых 100 детей примерно 90 рождаются с дальнозоркостью, 3 – с близорукостью, 7 – с нормальным зрением.

Специальные упражнения для предупреждения болезни глаз 1. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. (Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.) 2. И.п. – сидя. Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальца. Повторить в течение 1 мин. Расслабляются мышцы, улучшается кровообращение век. 3. И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз.

Очки или линзы? Преимущество контактных линз в том, что при правильном их подборе значительно улучшается изображение на сетчатке глаза, расширяется поле и повышается острота зрения, восстанавливается бинокулярное зрение, стираются ограничения, вызванные ношением очков. Линзы позволяют вести более активный образ жизни. Но есть и неоспоримые недостатки: дороговизна, постоянное раздражение конъюнктивы глаза, потребность в частой смене линз и др.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: во время учебы, отдыха, работы. Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Берегите богатство, которым наградила вас природа! Берегите зрение. Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить. М. Волошин

Спасибо за внимание! Домашнее задание: § 66, задача №3, стр. 271 (Касьянов В.А. Физика. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006).

источник

Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемvvolschphysics.ucoz.ru

Презентация на тему: » Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.» — Транскрипт:

1 Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.

2 Глаз. Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая по своему действию аналогична оптической системе фотоаппарата. Глаз имеет почти шарообразную форму и диаметр около 2,5 см. Снаружи он покрыт защитной оболочкой 1 белого цвета – склерой. Передняя прозрачная часть 2 склеры называется роговицей. На некотором расстоянии от нее расположена радужная оболочка 3, окрашенная пигментом. Отверстие в радужной оболочке представляет собой зрачок. В зависимости от интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр приблизительно от 2 до 8 мм, то есть действует подобно диафрагме фотоаппарата.

Читайте также:  Влияет ли сидение за компьютером на зрение

3 Между роговицей и радужной оболочкой находится прозрачная жидкость. За зрачком находится хрусталик 4 – эластичное линзоподобное тело. Особая мышца 5 может изменять в некоторых пределах форму хрусталика, изменяя тем самым его оптическую силу. Остальная часть глаза заполнена стекловидным телом. Задняя часть глаза – глазное дно, оно покрыто сетчатой оболочкой 6, представляющей собой сложное разветвление зрительного нерва 7 с нервными окончаниями – палочками и колбочками, которые являются светочувствительными элементами.

4 Зрение. У глаза существует расстояние наилучшего зрения, то есть расстояние от предмета до глаза, при котором удобнее всего (без чрезмерного напряжения) рассматривать детали предмета (например, читать мелкий текст). Это расстояние у нормального глаза условно полагают равным 25 см. При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость) Расстояние наилучшего зрения у близорукого глаза меньше, а у дальнозоркого больше, чем у нормального глаза.

5 Аккомодация. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией. Область аккомодации глаза можно определить положением двух точек: дальняя точка аккомодации определяется положением предмета, изображение которого получается на сетчатке при расслабленной глазной мышце. У нормального глаза дальняя точка аккомодации находится в бесконечности. ближняя точка аккомодации – расстояние от рассматриваемого предмета до глаза при максимальном напряжении глазной мышцы. Ближняя точка нормального глаза располагается на расстоянии 10–20 см от глаза. С возрастом это расстояние увеличивается.

6 Очки. Для исправления дефекта зрения служат очки. Для дальнозоркого глаза необходимы очки с положительной оптической силой (собирающие линзы), для близорукого – с отрицательной оптической силой (рассеивающие линзы).

7 Для наблюдения удаленных предметов оптическая сила линз должна быть такой, чтобы параллельные пучки фокусировались на сетчатке глаза. Глаз должен видеть через очки мнимое прямое изображение удаленного предмета, находящееся в дальней точке аккомодации данного глаза.

8 Очки для «ближнего зрения» (например, для чтения) должны создавать мнимое изображение предмета, находящегося на расстоянии d = 25 см (то есть на расстоянии наилучшего зрения нормального глаза), на расстоянии наилучшего зрения данного глаза. Вследствие сужения области аккомодации у многих людей очки для ближнего зрения должны обладать большей (по модулю) оптической силой по сравнению с очками для рассматривания удаленных предметов.

источник

Презентация к уроку физики по теме «Глаз и зрение»

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум William Blake, Уильям Блейк.

«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор, или зрительную систему.

  • оптическая система, проецирующая изображение;
  • система, в оспринимающая и «кодирующая» полученную информацию для головного мозга;
  • «обслуживающая» с истема жизнеобеспечения.

  • Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза – склерой.
  • Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
  • Радужка – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой – значит, в ней мало пигментных клеток, если карий – много). Выполняет ту же функцию, что и диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

  • Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
  • Хрусталик – «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен – может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском.
  • Стекловидное тело – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ.

  • Сетчатка – состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида – колбочки и палочки. В этих клетках происходит преобразование энергии света в электрическую энергию нервной ткани.
  • Склера – непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц.
  • Сосудистая оболочка – выстилает задний отдел склеры; к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка отвечает за кровоснабжение внутриглазных структур.
  • Зрительный нерв – передает сигналы от нервных окончаний в головной мозг.

Свет , преломляясь в оптической системе глаза, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, обратное (перевернутое) изображение рассматриваемого предмета.

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии.

Оптимальное расстояние 25 см

  • Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино.
  • Можно различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас.
  • Увеличивается поле зрения.

Нормальный глаз собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

Близорукость – недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.

Дальнозоркость – недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней.

Первые очки появились в конце XIII века.

Для исправления близорукости применяют очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами.

Для исправления дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами.

  • Читайте только при хорошем освещении.
  • При дневном свете рабочий стол должен стоять так, чтобы окно находилось слева.
  • При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром.
  • Не следует смотреть телевизор слишком долго.
  • После каждых 40-45 минут работы на компьютере необходима пауза.

1. Изображение наблюдаемого предмета формируется:

2. Изображение, возникающее на сетчатке глаза, является:

3. При наблюдении ярко освещенного предмета:

4. Расстояние наилучшего зрения равно:

6. При близорукости изображение формируется:

7. При дальнозоркости изображение формируется:

8. Очки с какими линзами могут исправить зрение при дальнозоркости, а какие при близорукости?

9. Какие недостатки зрения исправляют очки с указанными ниже диоптриями?

  • + 2 дптр;
  • — 0,25 дптр;
  • — 4 дптр;
  • +1,5 дптр

10. Изображение окна на стене комнаты можно получить при помощи очков:

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБМАНЫ И ИЛЛЮЗИИ

«Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что воображение и бессознательное суждение мозга участвуют в процессе зрения.

Параллельны ли горизонтальные линии?

Буквы на самом деле параллельны друг другу

Какая из красных линий длиннее?

Американский индеец или эскимос?

Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?

Иллюзия Akiyoshi Kitaoka, 2004

Возникает ощущение, что картинка колышется.

Бесконечная лестница, идущая вверх

  • Диск «Физика. Основная школа. 7-9 классы: часть I » (М.: Просвещение)
  • Диск «Физика. Библиотека электронных наглядных пособий. 7-11 класс» (М.: Кирилл и Мефодий)
  • Сайт http :// salon.ladycity.ru
  • Материалы Интернета (картинки)

Презентация подготовлена по материалам сайта

http :// www.psy.msu.ru / illusion /

На сайте можно найти еще много интересных иллюзий.

  • Сайт Елены Камзеевой http ://elenaek2.narod.ru/index15.htm
  • Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. –М.: Просвещение, 1974
  • Компакт-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  • http :// www.harunyahya.ru / Books /magnificence_ru11.php
  • http :// jtdigest.narod.ru /dig2_01/ glaza.htm

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова» Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Урок разработан учителем физики Т.Е. Хоченковой Рязань 2014 г. 8 класс

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет.

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз. Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной коры головного мозга. Глаз — орган восприятия светового раздражения у человека.

Строение глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза 1. Склера Защищаетсодержаниеглаза,обеспечиваетжесткость. 2. Роговица Пропускает и преломляет свет 3. Радужная оболочка Меняет размеры зрачка, регулирует поступление света в глаз 4. Зрачок Отверстие в радужке, через которое проходит свет 5. Хрусталик Обеспечивает фокусировку лучей света на сетчатке 6. Цилиарная связка Меняет радиус кривизны хрусталика 7. Стекловидное тело Поддерживает форму глаза, пропускает свет 8. Сосудистая оболочка Снабжает кровью сетчатку, препятствует отражению света от внутренних поверхностей глаза

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза 9. Сетчатка (палочки, колбочки) Содержит фоторецепторные клетки 10. Зрительный нерв Проводит импульсы от сетчатки в мозг 11. «Слепое пятно» Место на сетчатке, не обладающее светочувствительностью 12. «Желтое пятно» Область наибольшей остроты зрения

Глаз как оптическая система Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемого предмета. Диафрагма Хрусталик Образ на сетчатке Объект Линза объектива Образ на фотопленке Радужка Оптическая система глаза напоминает фотоаппарат.

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза. Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика при помощи натяжения или расслабления ресничного тела. Когда ресничное тело натянуто, хрусталик растягивается и его радиусы кривизны увеличиваются. При уменьшении натяжения мышцы хрусталик под действием упругих сил увеличивает свою кривизну. Свойства глаза Изменение оптической силы глаза

Преимущества формирования изображения от двух источников Увеличивается поле зрение. Мы можем различать , какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Мы видим предметы объёмными, а не плоскими. Два глаза – преимущество? Бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект). Практическая работа №1. Определение бинокулярности зрения Возьмите авторучку и держите её вертикально, посмотрите на панораму прямо за ней. Если вы сначала закроете один глаз, затем второй, то увидите, что ручка в любом случае закрывает какую-то область пространства. Но если посмотреть обоими глазами, то всё, что ранее было «спрятано», теперь вполне обозримо.

Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , отсутствуют фоторецепторы) Палочки (воспринимают форму предмета) Сетчатка Колбочки (отвечают за цветовое восприятие) Жёлтое пятно (место напротив зрачка с наибольшей плотностью колбочек, место наивысшей остроты зрения) Свойства глаза по различению цветов

Практическая работа №2 Определение слепого пятна. Цель: определить положение слепого пятна на сетчатке. Ход работы: На листе белой бумаги вы видите рисунок в виде черного кружка и крестика, расположенных на расстоянии 7 см друг от друга. Прикройте рукой правый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите левым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока черный кружок не будет виден. Теперь закройте левый глаз, правым смотрите на кружочек, приближая и удаляя листок, пока не будет виден крестик. Анализ полученного результата: чем можно объяснить данное явление? Вывод: изображение попало на слепое пятно, поэтому мы его не видим.

Проверка зрения Зрение проверяют в кабинете врача-офтальмолога. Проверка зрения включает исследование способности различать детали вблизи и на больших расстояниях, поля зрения (определение его дефектов) и возможности различать цвета. Остроту зрения проверяют как на большом расстоянии (зрение вдаль), так и отдельно на близком расстоянии (зрение вблизи). Для проверки остроты зрения вдаль пациенту демонстрируют набор букв или специальных символов различных размеров.

Нормальное зрение Если глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

Дефекты зрения: близорукость Недостаток зрения — хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке , а перед ней. БЛИЗОРУКОСТЬ — заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки вследствие слабости цилиарной мышцы, нарушения кровообращения в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза или слишком большой длины оси глазного яблока.

Читайте также:  Влияет ли цвет глаз на зрение в темноте

Недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. При дальнозоркости входящие в глаз параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке, а за ней. Дефекты зрения: дальнозоркость Результат слабой преломляющей силы оптических сред глаза или слишком короткой длины оси глазного яблока. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ – врожденное заболевание, особенность строения глазного яблока: это либо короткий глаз, либо глаз со слабой оптикой.

Исправление дефектов зрения Близорукость Дальнозоркость Исправляется очками с рассеивающими линзами. Исправляется очками с собирающими линзами.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого. На картинке изображены цифры “1” и “3” (отвечают “13”). Люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят цифру “6”. Дефекты зрения Таблицы Рабкина. Тест на нарушение цветового восприятия.

Астигматизм – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз. Дефекты зрения Астигматизм — особый вид оптического строения глаза. Явление врожденного иногда приобретенного характера. Обусловлен неправильностью кривизны роговицы; представляет собой не поверхность шара, а отрезок вращающегося эллипсоида.

Профилактика утомления глаза Для профилактики утомления глаза можно использовать лечебную и/или расслабляющую гимнастику. Особенно это актуально для детей, так как до 18 лет глаз продолжает развиваться, и для людей, много времени проводящих за компьютером или перед телевизором. Упражнения для глаз достаточно просты: движения глаз вверх – вниз, вправо – влево, вращения; смотреть 5 – 10 с на близкий предмет, а затем — на дальний предмет.

Оптические иллюзии «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».

у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В них нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости к такому глазу неприменимы. Зрение у насекомых

Зрение у животных у самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике. у орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км. у хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной плоскости. Это помогает оценивать расстояние до добычи. у травоядных – панорамное зрение, глаза расположены по бокам головы, из-за этого поле зрения намного шире, но изображение плоское, не стереоскопическое.

Вариант 1. Вариант 2. №1. Какие части глаза образуют оптическую систему? № 1. Что общего в строении глаза и устройстве фотоаппарата? № 2. Как отличить очки для дальнозорких людей от очков для близоруких людей? № 2. На каком «экране» создает изображение наш глаз? Какое это изображение – действительное или мнимое? №3. Хрусталик человеческого глаза может изменять свою кривизну. Для чего это нужно? № 3. Ученица пользуется очками с оптической силой + 2дптр. Каково фокусное расстояние линз в этих очках? Какой недостаток зрения они исправляют? № 4. Врач порекомендовал Сергею носить очки с оптической силой: –1дптр. Какой недостаток зрения у Сергея? Каково фокусное расстояние линз этих очков? № 4. В каком случае фокусное расстояние хрусталика больше: когда вы читаете книгу или когдасмотрите телевизор? № 5. Где формирует изображение близорукий глаз? Какими линзами оно исправляется? № 5. Где формирует изображение дальнозоркий глаз? Какими линзами оно исправляется?

Итоги урока Дополнительное задание: В данной таблице перепутаны определения и их соответствия. Нужно их правильно сопоставить. Хрусталик Самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств Очки При таком недостатке глаза изображение формируется за сетчаткой Аккомодация Находится зазрачком, похож на собирающую линзу Дальнозоркость Устройство корректирующее недостатки зрения Зрение Иногда называют«живым фотоаппаратом» Глаз Способность глаза приспосабливаться к видению и на близком и на далеком расстоянии

Спасибо за урок! Домашнее задание 1. Сообщение по теме «Особенности зрения у насекомых и животных». 2. Практические задания по выбору.

Рефлексия 1. Что вам понравилось больше всего на уроке? 2. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? 3. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке? 4. Чем ценен для вас изученный материал? 5. Испытываете ли вы эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока? Урок интересный, я все понял , у меня все получилось; Урок интересный, но были затруднения; Урок неинтересный, и я мало что понял. Светофор

источник

Глаз – орган зрения Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор, или зрительную систему.

Основные функции глаза: оптическая система, проецирующая изображение; система, воспринимающая и «кодирующая» полученную информацию для головного мозга; «обслуживающая» система жизнеобеспечения.

Строение глаза Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза – склерой. Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью. Радужка – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой – значит, в ней мало пигментных клеток, если карий – много). Выполняет ту же функцию, что и диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Строение глаза Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Хрусталик – «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен – может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Стекловидное тело – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ.

Строение глаза Сетчатка – состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида – колбочки и палочки. В этих клетках происходит преобразование энергии света в электрическую энергию нервной ткани. Склера – непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. Сосудистая оболочка – выстилает задний отдел склеры; к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка отвечает за кровоснабжение внутриглазных структур. Зрительный нерв – передает сигналы от нервных окончаний в головной мозг.

Оптическая система глаза Свет, преломляясь в оптической системе глаза, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, обратное изображение рассматриваемого предмета.

Иллюзии зрения Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк

Аккомодация Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии.

Расстояние наилучшего зрения Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см.

Зачем нужны два глаза? Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино. Можно различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Увеличивается поле зрения.

Нормальный глаз Нормальный глаз собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

Близорукость Близорукость – недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.

Причины близорукости Избыточная оптическая сила глаза. Удлинение глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркость Дальнозоркость – недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней.

Причины дальнозоркости Понижение оптической силы глаза. Уменьшение длины глаза вдоль его оптической оси.

Исправление дефектов зрения Первые очки появились в конце XIII века.

Интересные факты об очках В XV веке оптические устройства «дорожные очки» применялись не для коррекции зрения, а для защиты от солнца и пыли. Дирекция Гамбургского зоопарка регулярно платит посетителям изрядную компенсацию за вещи, украденные обезьянами. Чаще всего обезьяны утаскивают очки в тот момент, когда посетители наклоняются к прутьям клетки, чтобы прочитать предостерегающее объявление: «Осторожно, вы рискуете лишиться очков!» Петухам на датских птицефермах надевают делающие их близорукими пластиковые очки, чтобы петухи хуже видели других петухов и реже дрались. Как-то раз несколько советских физиков-теоретиков, будучи на симпозиуме в одном из советских же городов, засиделись за ученым спором настолько, что пропустили ужин. После долгого стука в дверь столовой им все же открыли, выдали по тарелке щей и куску хлеба и вытолкали. Добравшись до номера, бедняги-физики вспомнили, что забыли взять ложки. Из столовой все уже ушли, просить у разозленной коридорной было бессмысленно, и тогда был найден выход: физики съели злополучные щи своими очками! В Древнем Китае очки обязательно надевали судьи для того, чтобы нельзя было прочитать их мысли.

Исправление близорукости Для исправления близорукости применяют очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами.

Исправление дальнозоркости Для исправления дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами.

Гигиена зрения Читайте только при хорошем освещении. При дневном свете рабочий стол должен стоять так, чтобы окно находилось слева. При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром. Не следует смотреть телевизор слишком долго. После каждых 40-45 минут работы на компьютере необходима пауза.

Зрение и правильное питание Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно D и A. Витамин D содержится в таких продуктах, как говяжья и свиная печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Витамином А наиболее богаты печень трески, говяжья и свиная печень, желток куриного яйца, сливки, сливочное масло. Каротин – вещество, из которого организм человека синтезирует витамин А – в больших количествах содержится в моркови, сладком перце, облепихе, шиповнике, зеленом луке, петрушке, щавеле, абрикосах, шпинате, салате.

Изображение наблюдаемого предмета формируется: в зрачке; на сетчатке глаза; в хрусталике глаза; в радужной оболочке глаза.

Изображение, возникающее на сетчатке глаза, является: действительным, прямым, уменьшенным; действительным, перевернутым, уменьшенным; действительным, прямым, увеличенным; мнимым, прямым, уменьшенным.

При наблюдении ярко освещенного предмета: свет заставляет зрачки расширяться; зрачки сужаются в результате действия мышц, управляющих хрусталиком; зрачки сужаются, чтобы защитить глаза от излишнего воздействия света; мышцы, управляющие хрусталиком, изменяют его толщину.

Расстояние наилучшего зрения равно: 2 см; 10 см; 15 см; 25 см.

Аккомодацией глаза называется: смещение хрусталика глаза; расширение или сужение зрачков; изменение фокусного расстояния оптической системы глаза; изменение положения сетчатки, на которой формируется изображение.

При близорукости изображение формируется: перед сетчаткой; на сетчатке; на радужной оболочке; за сетчаткой.

При дальнозоркости изображение формируется: перед сетчаткой; на сетчатке; на радужной оболочке; за сетчаткой.

Очки с какими линзами могут исправить зрение при дальнозоркости, а какие при близорукости?

Какие недостатки зрения исправляют очки с указанными ниже диоптриями? + 2 дптр; — 0,25 дптр; — 4 дптр; +1,5 дптр

Изображение окна на стене комнаты можно получить при помощи очков: для близорукого глаза; для дальнозоркого глаза.

Источники информации Диск «Физика. Основная школа. 7-9 классы: часть I» (М.: Просвещение) Диск «Физика. Библиотека электронных наглядных пособий. 7-11 класс» (М.: Кирилл и Мефодий) Сайт http://salon.ladycity.ru Материалы Интернета (картинки)

Чем смотрит человек? «Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что воображение и бессознательное суждение мозга участвуют в процессе зрения.

источник