Меню Рубрики

Презентация на тему коррекция зрения у детей

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  • Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  • Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  • Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  • Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
  • Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

    Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

    Зрительные маршруты и гимнастики.

    В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

    В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

    Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

    Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

    Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

    Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

    Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

    Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

    Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
  • источник

    «Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей»
    презентация по коррекционной педагогике на тему

    Презентация предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах комбинированной направленнности.

    Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей Выполнила: тифлопедагог МБДОУ Д / с «Солнышко» Уфимцева А. Н.

    По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации более миллиона детей страдает различными заболеваниями глаз .

    Профилактические мероприятия соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; использование наглядных пособий, методических учебников и книг, соответствующее санитарным нормам и правилам; чередование занятий детей с отдыхом; проведение зрительных гимнастик для глаз; контроль правильной позы детей во время занятий; систематические прогулки и игры на свежем воздухе; организация рационального питания; исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

    Для чего нужна зрительная гимнастика ? Цель зрительной гимнастики — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот- расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

    Общие правила проведения зрительной гимнастики : Всегда снимать очки; Сидеть(стоять) прямо, не напрягаться; Следить за дыханием; Сосредоточить все внимание на глазах; После упражнения хорошо потянуться, часто поморгать.

    Виды зрительных гимнастик: упражнения для снятия усталости глаз, укрепления глазных мышц, тренировку и массаж хрусталика, улучшение кровообращения и т.д

    Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

    Виды зрительных гимнастик: офтальмологические паузы с использованием стихов: Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, Посмотреть вверх. А внизу растет крапива, Посмотреть вниз. Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево- вправо Слева – тыква, справа – клюква, Посмотреть влево-вправо Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх Выбрать ничего не смог Зажмурить глаза И без сил на землю слег. Поморгать 10 раз

    Виды зрительных гимнастик : зрительные гимнастики с использованием офтальмотренажеров : Зрительные гимнастики с использованием сигнальных меток:

    Что такое пальминг ? Расслабление посредством наложения ладоней на область глаз ( от английского слова palm — ладонь). Автор данного термина- один из ведущих американских офтальмологов Уильям Бейтс

    Цель пальминга — достичь максимального расслабления глазных мышц. Показателем того, что расслабление достигнуто, является абсолютная чернота перед глазами без малейших световых пятен, черточек или искорок.

    Условия выполнения: Перед выполнением пальминга следует с силой потереть ладони друг о друга, так, чтобы они разогрелись; Во время пальминга шея должна находиться на одной прямой с позвоночником, тело располагается таким образом, чтобы оно могло достичь максимального расслабления; Пальцы, запястья и руки максимально расслаблены; Убрав руки от лица по завершении пальминга , не открывайте сразу глаза — выждите 3-5 секунд, и только потом их откройте; Не давить на глаза; Сложить ладони так, чтобы они не пропускали свет; Не напрягать ладони, а добиваться полного расслабления; Минимальное время для выполнения упражнения пять минут; Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

    Поза для проведения пальминга

    Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или.

    материал предназначен для родителей (консультация) в рамках работы кружка «Играя- лечись!» (2013-2014 учебный год. Октябрь).

    Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое).

    Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ».

    Профилактика гриппа.Памятка для родителей.

    Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников из детских образовательных учреждений.Побег – это признак неразвитого еще логического аппарата, можно сказать, детская игра в прятки. Но она хоч.

    Рекомендаций по преодолению и профилактике дислексии, которые разработаны в отношении дошкольников с речевыми нарушениями, в частности, ОНР, с ведущей правой рукой, для ребенка с правоплушарной органи.

    источник

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Проект «Нарушение зрения. Профилактика нарушений зрения.»

    Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

    Глаз — самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии.

    Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.

    Первый осмотр новорожденного офтальмологом должен проводиться ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте.

    Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

    Амблиопия— различные по происхождению формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.

    косоглазие любое нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете.

    НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ — БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Зрительные расстройства связаны с факторами питания ,витаминной недостаточностью, природными условиями, климатом. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.

    Основным принципом учебного процесса в классах с нарушениями зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической активностью. Для детей группы профилактики создаются небольшие классы по количеству детей, чтобы можно было разместить всех детей на удобном, хорошо освещаемом месте. Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемая близорукостью). Для учителя в списке «групп профилактики» указываются данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться (только для работы, вблизи, постоянно, для дали).

    Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных расстройств в классах обычной школы В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли впервые систематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенные трудности.

    Учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения

    Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

    Обязательно нужно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 -1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий. Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях. Но многие родители пренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в кружках, танцами, музыкой и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в том числе и зрительного анализатора.

    источник

    Презентацию на тему Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Детские презентации. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 44 слайда.

    Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №98 «Хрусталик» г. Вологда Учитель-дефектолог Лаптева С.Л.

    «Глаза – самый ценный и удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются зеркалом души» «Глаза – это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительного внимания»

    Познакомить аудиторию с методами профилактики и лечения заболеваний органов зрения у детей

    Вступление Факторы развития близорукости Меры предупреждения близорукости Значение проведения упражнений для глаз Направленность упражнений для глаз Комплекс оздоровительных упражнений для глаз «Зрительная гимнастика» Упражнения в стихах для самых маленьких Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы Зрительные гимнастики с использованием специальных таблиц и тест – объектов Коррекционные зрительные физкультминутки Этапы офтальмологического лечения Коррекционные упражнения Темы консультаций и рекомендаций для родителей

    Зрение — прекраснейший дар природы, позволяющий познавать и видеть окружающий мир. Половина биоэнергии, потребляемой организмом, тратится на зрение; 90% всей информации об окружающем человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу, а отдыхают они лишь во время сна. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.

    Факторы развития близорукости

    Плохая освещенность рабочего места Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий Неправильная посадка детей во время чтения и письма Неправильное чередование учебы и отдыха

    Меры предупреждения близорукости

    Приучать детей к правильной посадке при чтении и письме Создать такой режим дня, чтобы не было переутомления Обеспечить хорошее освещение рабочего места Регулярное проведение специальных упражнений для глаз

    Значение проведения упражнений для глаз

    Тренируют мышцы, управляющие движениями глаз Активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода Хорошо снимают умственное утомление

    Улучшение и сохранение зрения

    Профилактика близорукости и дальнозоркости

    Оздоровительный комплекс упражнений для глаз «Зрительная гимнастика»

    Тренировка и укрепление глазодвигательных мышц

    Снижение визуального напряжения

    Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз). Быстро моргать в течение 1-2 мин. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против нее. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа.

    Гимнастика в стихах для самых маленьких

    Раз — налево, два — направо, три — наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного точки возле своих глаз. Сил дадим им много — много, чтоб усилить в тыщу раз!

    Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы

    Глазной тренинг с использованием специальных таблиц

    Использование тест — объектов

    Зрительные гимнастики с использованием специальных таблиц

    — это элемент двигательной активности, такой перерыв в занятии, который позволяет снять мышечное напряжение и статическую нагрузку, связанную с сидением. Значение физкультминуток еще более возрастает с дошкольниками, имеющими зрительную и речевую патологию. Эти дети, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе занятий им особенно необходима двигательная зарядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность, а у детей со зрительными нарушениями, кроме того, уменьшается, снимается напряжение с глаз. В коррекционных физкультминутках дети прослеживают движения рук, траекторию полета насекомых, имитируют различные виды движений, учатся ориентироваться в пространстве.

    «Дождик» «Новоселье у зимы» «Зимний лес» «Солнышко» «Кошка» «Самолет» «Жук» «Мама» «Урожай» «Игра»

    Направления лечебно – восстановительной работы в учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

    Общеоздоровительные мероприятия, лечение сопутствующих заболеваний, организация жизненного режима с учетом зрительных нагрузок. Офтальмологическое, в том числе и аппаратное лечение. Поддерживающая лечение коррекционно – педагогическая работа, включающая соблюдение зрительного режима, а также организацию специальных коррекционных упражнений, необходимых на определенных этапах лечения.

    Основные направления коррекционно-педагогической работы тифлопедагога

    I Коррекционно – развивающая работа Развитие зрительного восприятия Профилактика и преодоление вторичных отклонений Коррекция и развитие познавательной деятельности Коррекция и развитие несенсорных функций

    Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

    II Поддерживающая лечение коррекционная работа Соблюдение зрительного режима Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения

    Этапы офтальмологического лечения

    I этап – плеоптический: повышение остроты зрения до возрастной нормы (пристальное рассматривание и перцептивные действия с мелкими предметами) II этап – ортоптический: устранение косоглазия, тренировка аккомодации и глазодвигательных мышц (тренировка аккомодации, развитие глазодвигательных функций) III этап – диплоптический: восстановление бинокулярного слияния (выполнение соотносящих практических действий, развитие глазомерной оценки)

    Коррекционные упражнения на плеоптическом этапе лечения

    сортировка семян, косточек и др. группировка вокруг образца классификация по заданным признакам рассматривание предметов, изображений, цветных слайдов подбор парных картинок обнаружение ошибок в рисунках рассматривание через цветные фильтры, полупрозрачную бумагу упражнения с использованием электрифицированных игрушек составление целого из частей (картинки, паззлы) плетение ковриков игры с мозаиками, мелкими предметами обводка трафаретов по внутреннему и внешнему контуру

    Составление целого из частей

    «Сортировка» Обводка по трафарету

    Коррекционные упражнения на ортоптическом этапе лечения

    наблюдение за движущимися предметами рассматривание и узнавание движущихся предметов прослеживание взглядом за движущимися предметами (прокатывание мячей, шаров) прослеживание пути по дорожкам (сдвоенные, строенные, пересекающиеся, разно- и одноцветные) нахождение пути (лабиринты с препятствиями) постепенное соединение двух картинок до полного слияния и постепенное выведение из поля зрения наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал зрительная гимнастика с использованием горизонтальных и вертикальных рядов, постепенно увеличивающихся или уменьшающихся упражнения с рисованием упражнения на развитие зрительно – моторной координации

    «SPIROGRAPH» — ручной компьютер

    Развитие зрительно – моторной координации

    Коррекционные упражнения на диплоптическом этапе лечения

    упражнения на соотносящие практические действия с предметами (игры с конструкторами, вкладышами, шнуровками, нанизыванием и т.п.) попадание шариком в пробирку попадание длинной палочкой в кольцо попадание длинной указкой в середину названного предмета (игры «Тир», «Мишень») надевание кольца на конус посадка бабочки (на длинной веревочке) на цветок ловля рыбок удочкой с магнитиком попадание в цель (игры с мячом, с кеглями, в городки) прокатывание шаров, мячей в ворота игры со стереотренерами рассматривание картинок в стереопроекторе рассматривание трехплановых картин работа со светотеневыми отношениями тренировка механизмов восприятия удаленности и глубины через описание изображений и моделирование (составление макетов) тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации

    Упражнения на соотносящие практические действия

    Общие коррекционные упражнения (для всех детей с нарушениями зрения)

    на развитие зрительно – моторной координации на локализацию (развитие быстроты реакции при узнавании и выделении предмета из множества) на развитие различительной способности (по цвету, форме, величине, сравнение предметов и сюжетных изображений) на расширение поля взора (пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении при фиксированном положении головы) и поля зрения (пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении) на развитие аккомодации (процесс приспособления к ясному видению предмета на различном расстоянии) на развитие конвергенции (процесс сведения зрительных осей до их пересечения в точке фиксации) на развитие глазодвигательных функций для совершенствования центрального и периферического зрения на развитие зрительного внимания для снятия зрительного утомления

    Активизация зрительного внимания в процессе зрительного поиска «Подбери узор» «Кто там? Что там?»

    Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию с них напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.

    Консультирование родителей и рекомендации по темам:

    «Развитие зрительных функций и формирование личности ребенка» «Создание условий для игр и занятий дома» «Как самостоятельно улучшить зрение» «Гимнастика для глаз» «Упражнения для глазных мышц» «Строение и работа глаза» «Зрительные диагнозы» (косоглазие, близорукость, нистагм) «Возрастная динамика зрительных функций» «Как помочь детям с нарушением зрения» «Охрана зрения»

    Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. — Москва.: Эксмо, 2003 Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — Москва.: Экзамен, 2006 Кузнецова В.М. Минуты здоровья. — Мурманск.: НИЦ «Пазори», 2001 Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико — педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — Москва, 1998

    Лаптева Светлана Леонидовна Образование – высшее педагогическое Место работы – МОУ №98 «Хрусталик» Учитель – дефектолог (тифлопедагог) г. Вологда

    источник

    ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА МДОУ 82 Учитель-дефектолог Бессонова Н.Н. 2011. — презентация

    Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАртем Трифонов

    Презентация на тему: » ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА МДОУ 82 Учитель-дефектолог Бессонова Н.Н. 2011.» — Транскрипт:

    1 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА МДОУ 82 Учитель-дефектолог Бессонова Н.Н. 2011

    2 1. Период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. 2. Младенчество (от 0 до 1 года Неблагоприятные факторы: 1. ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), 2. нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) 3. ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге).

    3 КОНТРОЛЬ В РОДИЛЬНОМ ДОМЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВИТЬ ПРИЗНАКИ ВРОЖДЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ Катаракта проявляется сероватым свечением в области зрачка. Ретинобластома (злокачественная опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Врожденная глаукома Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при осмотре новорожденного, относятся: 1. нистагм 2. птоз (опущение) верхнего века.

    4 При осмотре малыша опытный офтальмолог может выявить заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Ретинопатия недоношенных заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. Атрофия зрительного нерва это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва.

    5 Родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительной функции: Можно проверить прослеживающие движения глаз малыша с помощью интересной игрушки. К 4месяцам малыш с хорошим зрением должен следить взглядом за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширения при его удалении.

    6 Первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, когда ребенку исполнится полгода. Обследование проводится по следующему алгоритму: Определение остроты Определение полей зрения. Осмотр придатков глаза. Осмотр оптических сред глаза и глазного дна. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы).

    7 С 6-месячного возраста родители могут проверить, видит ли малыш мелкие предметы (метод разработан А.А.Невской, Институт раннего вмешательства, Санкт-Петербург). С этого же возраста (6 месяцев) можно попытаться выявить возможные отклонения в полях зрения у малыша. СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:поля зрения должны быть одинаковыми с обеих сторон и составлять: 3040 градусов для ребенка 4 месяцев, 6070 градусов для ребенка 6 месяцев, 8090 градусов для ребенка от 8 месяцев и старше. ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: сужение полей зрения; их асимметрия.

    8 Очень важно понять, равноценно ли малыш пользуется зрением обоих глаз. Необходимо посадить ребенка на колени взрослого, дать ему интересную игрушку. Поочередно закрывать ладонью то один, то другой глаз ребенка, не дотрагиваясь до его лица. СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: есть ли попытка отвести руку взрослого или выглянуть из-за руки. ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: реакция на закрытие хуже видящего глаза может быть нейтральной.

    9 Следует насторожиться, если малыш довольно часто: промахивается, пытаясь поставить чашку или положить игрушку на стол; не замечает (задевает) косяк (край двери), проходя через дверной проем; спотыкается или оступается на бордюрах, ступеньках, порожках; рассматривает игрушки или картинки, наклоняя голову под определенным углом или приближая их к глазам. Можно проверить, есть ли у малыша отклонение взгляда, которое наблюдается при косоглазии (сходящемся и расходящемся). Для определения симметричности расположения зрачков понадобится обычный фонарик (лазерный использовать нельзя!). РЕАКЦИЯ: отражение света в глазах должно быть симметрично относительно средней линии лица. ПРИЗНАК НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: свет в зрачках отражается несимметрично.

    10 Диагностический метод разработан Н.Баррагой. Для этого понадобится яркий пляжный мяч (или другой предмет, хорошо знакомый малышу). РЕАКЦИЯ: малыш находит игрушку взглядом и решительно приближается к ней вплотную. ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: малыш не находит игрушку взглядом, не подходит к ней; он находит игрушку, но с очень небольшого расстояния ( см), подходит к ней нерешительно.

    11 Диагностический метод, разработанный Н.Баррагой. Для этого вновь потребуется яркий мяч. РЕАКЦИЯ: малыш прокатывает мяч, прослеживает его движение и подходит к нему, когда мяч остановится. ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: малыш не прокатывает мяч; малыш прокатывает мяч, но не в направлении взрослого; он не прослеживает движение мяча; он прослеживает движение мяча, но на каком-то расстоянии теряет игрушку из поля зрения и не подходит к ней.

    12 Диагностический метод разработан Н.Баррагой. Понадобится кукла. РЕАКЦИЯ: малыш указывает соответствующее место или называет отсутствующую часть. ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ : малыш не указывает соответствующее место и не называет отсутствующую часть.

    13 Дает объективную информацию о морфофункциональном состоянии зрительной системы ребенка. Безболезненная и абсолютно безвредная процедура. Отражает прием и переработку зрительной информации на корковом уровне.

    14 Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются: снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головная боль и боль в области глаз, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопление гноя во внутренних углах глаз и на веках.

    15 Ранняя психолого-педагогическая помощь осуществляется по запросу родителей (или законных представителей) и направлена на обучение ближайшего окружения -семьи. Специалисты службы ранней помощи : проинформируют родителей (или законных представителей) об особенностях развития ребенка, помогут родителям определить общий уровень развития ребенка, обучат приемам стимуляции познавательной и двигательной активности, составят программу его развития, дадут рекомендации, как организовать общение, игровую деятельность. Специализированные дошкольные учреждения (детские сады компенсирующего вида): проводят лечебно-восстановительную, коррекционно-педагогическую работу.

    16 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Л.И. Солнцева выделяет три стадии компенсации слепоты в раннем возрасте: Первая — у детей первого полугодия жизни, связана с полисенсорным характером восприятия Вторая – связана с самостоятельным передвижением ребенка и ориентировкой в пространстве.

    17 ПсихологиПедагогиДефектологи Специальная литература

    18 Для привлечения внимания ребенка с глубокими нарушениями зрения используются максимально яркие предметы: фонарик с хорошо сфокусированным лучом, лампа, флуоресцентные игрушки, блестящие предметы, картинки, предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок.

    21 В основе лежат тактильные и кинестетические ощущения. Для стимуляции используются тканевые поверхности с различной текстурой: шелковой, хлопчатобумажной, бархатной, вельветовой тюлевой и другой. Можно использовать лоскутные одеяла или специальные развивающие коврики.

    22 Развитие дифференциации слуховых сигналов и формирование слухового восприятия обеспечивают активность речевой деятельности ребенка, которая в дальнейшем становится важнейшим каналом компенсации слепоты.

    23 В ОССТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. Лечебные мероприятия: медикаментозное лечение; лазеротерапия; лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения; лечебная физкультура. К ОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ АМБЛИОПИИ И КОСОГЛАЗИЯ Плеоптическое (без участия специальных приборов). Повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Ортоптическое (аппаратное лечение). Уменьшение угла косоглазия. Развитие бинокулярного зрения. Плеопто-стереоскопическое (тренировка бинокулярного и глубинного зрения)

    24 Сенсорное воспитание: развитие зрительного восприятия и формирование предметных представлений, развитие слухового восприятия и внимания, развитие осязания. Развитие речи. Формирование различных видов деятельности: предметной и игровой, мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления), продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

    34 Фильчикова Л.И.,Бернадская М.Э.,Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие/ Л.И.Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В.Парамей. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», – 192 с. (Серия «Ранняя помощь»). Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок? /Журнал «Здоровье дошкольника» 5, 2008 Земцова О.Н. Серия развивающих пособий «Умные книжки»

    Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

    источник

    Наталия Давыдова
    Презентация «Особенности физического развития детей с патологиями зрения»

    В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

    Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).

    Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.

    Одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная помощь ребенку Учителю физкультуры следует знать, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники.

    Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

    Особенности физического развития детей дошкольного возраста 3–4 лет Особенности Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам: 1. Обычно физическое.

    Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.

    Презентация «Особенности образования детей с нарушениями зрения» Перед обществом поставлена благородная задача — найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время.

    Презентация «Особенности развития детей 4–5 лет» 1. Рост стал 102 см и более и увеличился на 4-5 см вес стал 16 кг и боле и увеличился на 1-2 кг. 2. Тело ребёнка изменило пропорции активно.

    Презентация «Особенности речевого развития детей 4–5 лет» Слайд 1 Особенности речевого развития детей 4-5 лет Слайд 2 У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом.

    Презентация «Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития дошкольников» Слайд 1. Проведение физкультурных досугов и развлечений – эффективные формы физического развития дошкольников Слайд 2. Актуальность: Детство.

    Протокол родительского собрания «Особенности физического развития и оздоровления детей младшего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 х. Трудобеликовского муниципального образования Красноармейский.

    Презентация к родительскому собранию «Особенности развития детей 6–7 лет. Подготовка к школе» В возрасте 6 -7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематичного школьного обучения. У них возрастает познавательная активность,.

    Родительское собрание «Особенности психо-физического развития детей 3–4 лет» Родительское собрание Младшая группа №2 «Гномики» Тема: «Особенности психо-физического развития детей 3-4 лет» Цели: ознакомить родителей.

    источник

    Презентация: «Профилактика зрения у детей дошкольного возраста». Автор: . Файл: «Профилактика зрения у детей дошкольного возраста.ppt». Размер zip-архива: 12204 КБ.

    Рекомендации учителя-тифлопедагога Перфильевой М.С

    Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

    И. М. Сеченов. Портрет работы И. Репина

    оно востребовано в познавательной, продуктивной и особенно в учебной деятельности детей в разные возрастные периоды их жизни.

    «Профилактика» происходит от греческого – «стоять на страже, сторожить, предотвращать».

    Поэтому важнейшим аспектом любого Государственного образовательного учреждения является профилактика появлений зрительных расстройств у нормально видящих детей и ухудшения зрения на фоне патогенных факторов у детей с нарушением зрения, что, в свою очередь, входит в систему охраны и укрепления здоровья ребенка.

    Гигиенические условия Общественная гигиена Гигиена занятий Питание Режим дня

    Учет возрастных особенностей развития детей при распределении зрительных нагрузок

    «Постоянная недостаточная освещенность мест бодрствования и занятий детей в дошкольных и школьных учреждениях является не только одной из причин раннего развития близорукости, но и может привести к астенопии – быстрому утомлению глаз во время зрительной работы». С. Аветистов

    Расположение предметов по отношению к окнам.

    Окраска потолка, стен и рабочих поверхностей

    Для пола – насыщенный серый;

    Для стен – светло-серый, светло-бежевый, светло-салатный;

    Для столов – светло-зеленый, цвет натуральной древесины

    Вертикальные рабочие поверхности (ковролины, доски и т.п.) – коричневый, светло-зеленый, темно-зеленый.

    Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий.

    Во время выполнения графических работ (рисование, письмо, аппликация и т.д.) источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. При чтении, рассматривании и т.п. источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность и не было ослепления глаз.

    Охранно-гигиенические требования: смешанное освещение не должно чувствоваться «как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирующих друг с другом световых потока» (С.В.Кравков); целесообразно предусмотреть раздельное включение светильников по рядам, чтобы в первую очередь освещать зону, наиболее удаленную от окон; применение незащищенных и «голых» ламп не допускается; при использовании дополнительного местного освещения глаза должны находиться в тени, т.е. не допускать неприятного слепящего действия источников света; обязательно устранять световые блики на экране (телевизора, монитора компьютера) и отражения источников света, которые сильно раздражают зрительный аппарат.

    естественному, поэтому важно соблюдать условия, повышающие уровень естественной освещенности;

    Зрительные нагрузки Своевременный отдых Достаточная двигательная активность Максимальное пребывание на свежем воздухе Наглядные пособия Мебель Посадка детей

    Дети 3-4 лет. четкость деталей предметного изображения -цвета и их оттенки должны быть -яркими и насыщенными. -изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах. -Для зрительного сравнения ребенком двух предметов с целью отличия подбираются предметные картинки упрощенной конфигурации с четко выделенными деталями, внешними признаками сравнения, размером для работы вблизи примерно 8*10см.

    Дети 2-3 лет. картинки с четко выделенным контуром, т.е. должна быть хорошо различима граница предметного изображения и фона -изображение не должно быть многоцветным -размер предметного изображения для восприятия вблизи- не менее 5 см. -При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, при этом дети должны быть от него на расстоянии 0,5-1,0 м.

    Образец должен иметь четкий контур, не бликовать и быть представлен в удобном для восприятии положении.

    рассматривание картины размером не менее 10-15 см с четко выделенными деталями для описания (цвет, форма, детали) -расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости на расстоянии 35-40 см от глаз.

    Дети 5-6 лет. Ребенок приобретает способность к более точному зрительному анализу сложной формы объектов и их изображений разных размеров, на разном расстоянии от глаз. Поэтому более напряженной зрительной работой для детей этого возраста является не рассматривание картины, а графические работы.

    обязательно переводим его взор вдаль: предлагаем посмотреть на какой-либо предмет (зрительный стимул), расположенный в глубине пространства

    Любопытная Варвара смотрит влево, Смотрит вправо, смотрит вверх и смотрит вниз, Посмотрела на карниз, а с карниза прямо вниз. 2. Для улучшения кровообращения глаз существуют следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы. Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя. Совершите 10-15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем-направо. Совершите 10-15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз и вниз-вверх. Совершите 10-15 круговых вращательных движений глазами слева – направо. То же самое, но справа-налево.

    продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз. желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.

    способствует возникновению и развитию близорукости! Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул должен быть на 3-5 см задвинут под стул Проверить правильное расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа

    Соответствие размера мебели и роста ребенка Мебель должна стоять в самой светлой части групповой комнаты на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Использование четырехместных столов нежелательно.

    «Если отец болезни неизвестен, то мать болезни — питание» .

    Ослабление зрения в ночных и сумеречных условиях («куриная слепота»)

    Повышенная нервозность, снижение умственной, физической и зрительной работоспособности

    Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, дрожжи, картофель, стручковые, все виды овощей

    Зрительные и общие симптомы при недостаточности в организме витамина

    Основные продукты питания

    Печень, желток куриного яйца, молоко, сливки, сливочное масло, рыбий жир, сыр Чедер, морковь, облепиха, шиповник, зеленый лук, петрушка, щавель, салат, абрикосы, плоды рябины

    Яблоки, дрожжи, все виды зерновых, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, мясо, печень

    Ухудшение зрения в сумеречных условиях, чувство жжения в глазах и веках, разрыв мелких сосудов глаз

    Напряжение и быстрое утомление глаз, возможно подергивание глаз

    Дрожжи, молоко, печень, капуста, зерновые, желток, рыба всех видов, почки, мясо

    Кровоизлияние в глазах, снижение тонуса глазных мышц, быстрая утомляемость глаз

    Высушенные плоды шиповника, рябины, красный перец, щавель, морковь, помидоры, картофель (особенно осенью), свежая белокочанная капуста, черная смородина

    сахара, хлеба, круп, консервированных продуктов и соков, сладких блюд: варенья, шоколада, пирожных, тортов. Также не рекомендуются сладкие газированные напитки. Постарайтесь включать в рацион питания вашего ребенка больше сырых фруктов, овощей и зелени. Старайтесь поддерживать еженедельный рацион питания ребенка на уровне, обеспечивающем поступление необходимых витаминов (см. таблицу). Помните, что избыток витамина А, поступающего в организм, может вызвать и отрицательные последствия. Поэтому применять этот витамин в виде таблеток или драже следует только по рекомендации врача. Витамины, и, прежде всего, Вз и С, разрушаются при нагревании, поэтому фрукты и овощи, в которых они содержатся, кипятить нежелательно. Лучше залить их кипятком и закрыть крышкой, а после остывания использовать овощной отвар для приготовления супа, а фруктовый для питья. Многие заболевания глаз возникают из-за недостатка в организме микроэлемента калия. Следует помнить, что калий содержится в мясе, рыбе, молоке, злаках, петрушке, и особенно его много в картофеле, черносливе, кураге и изюме. Известно, что при недостатке в питании витаминов, зрение ухудшается. Но это не значит, что только потребление большого количества продуктов, содержащих эти витамины, исправит положение. Цель рационального питания — разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов.

    Информационные сообщения беседы родительские собрания консультации и т.Д.

    Группы для детей с нарушением зрения

    Группы для детей с нарушением речи

    Режим дня Учебная нагрузка Тепловой режим Двигательный режим

    Аппаратное лечение: Ортоптическое, плеоптическое, диплоптическое Компьютерная коррекция Очковая коррекция

    Физиотерапевти-ческое лечение: Электросон, э/форез, Д.Арсонваль,амплиимпульс,КУФЛ,УФС,тубус, ОРК-21

    Оздоровительные профилактические мероприятия КУФО, фиточай, массаж, витаминизация Аромотерапия, бактерицидные лампы

    предметные представления, если первоначально они имеют возможность обследовать объемный предмет и лишь после этого они могут целостно воспринимать предметное изображение ранее обследованного предмета.

    делаю, я знаю». Древняя китайская мудрость.

    Предметная картинка должна быть яркой, с четко выраженным контуром и наиболее приближенной к действительности. Картина для рассматривания должна быть четкой, каждый объект должен быть хорошо виден, но не предлагайте для восприятия детям картины с множеством персонажей или с огромным количеством второстепенных деталей. Это влияет на качество восприятия.

    самая трудная задача педагогов. Начинаем с самого простейшего: ориентировке в макропространстве по цветным ориентирам. Здесь решаются и другие важные задачи:

    источник