Меню Рубрики

Причины ухудшения зрения у школьников и способы ее профилактики

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза — удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей — большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации — чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость — это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость — это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм — это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие — это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 — 2 — х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем :

— использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— чередование занятий учащихся с отдыхом;

— контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

— организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

— организацию рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

— проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

-Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

-Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

-Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

-Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

-Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

-Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

-Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

-Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

-Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

-Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

-Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

А теперь по кругу смотрим,

Взгляд направим ближе, дальше,

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа : Нарушение зрения у школьников. Причины и профилактика. Выполнила: Ярова Гульнара. 9 б класс МОБУ СОШ с. Амзя

Задачи исследования: В процессе изучения различной литературы, узнать, как устроен глаз человека; Изучить какую роль играет глаз в жизни человека; Рассмотреть дефекты зрения; Установить основные причины ухудшения зрения; Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз; Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения; Сделать выводы; Оформить текст научной работы.

Методы исследования: Анализ различной литературы и материалов сети Internet; Опрос школьников. Проверка освещенности школьных кабинетов.Анализ результатов. Анализ результатов медицинских осмотров 2010-2014 годов ;

Актуальность выбранной темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение, выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя, сообщать эти правила другим. Объект изучения — глаз. Предмет изучения – глаз как оптический инструмент. Цель научной работы: Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения. А для этого необходимо понимать, как устроены органы зрения, и что можно делать для сохранения их здоровья. Новизна работы состоит в возможности научиться чему-то новому. Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителями биологии и физики при изучении тем, при проведении занимательных уроков по охране здоровья.

Что такое глаз? Глаз — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

Строение зрительного анализатора.

Причины ухудшения зрения: Врожденные или приобретенные заболевания; Неправильный режим дня; Дефицит движения,вредные привычки; Чрезмерные учебные нагрузки; Неограниченный просмотр телепередач, компьютер; Неправильная осанка;

Причины ухудшения зрения: Недостаток витаминов А, В, C, D и Е Недостаток освещения Засоренность организма

Близорукость по Гельмгольцу Симптомы близорукости: быстрая утомляемость глаз; повышенная чувствительность глаз к свету; частые головные боли; расплывчатость объектов, находящихся на большом расстоянии. Причины возникновения близорукости: Возрастные изменения зрения; Наследственность; Работа, требующая пристального внимания; Работа за компьютером; Изменение зрения в результате травм.

Дальнозоркость по Гельмгольцу Симптомы дальнозоркости: размытые близко расположенные предметы; быстрая утомляемость глаз; развивающееся косоглазие; воспаление глаз. Причины возникновения дальнозоркости: Наследственность; Возрастные изменения; Травмы головы,в частности, глаз; Длительная работа с мелкими предметами; Постоянное напряжение зрения.

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 30 человек Нет 13 человек Не знаю 7 человек При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 15 человек Пишите 10 человек Работаете с мелкими деталями 6 человек Играете на ПК 15человек Рисуете 4 человека Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 21 человек Не очень 20 человек Совсем не устают 9 человек Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 12 человек Отдыхаете 38 человек Занимаетесь ли вы спортом? — Да 26 человек — Нет 24 человек Часто ли Вы гуляете? — Один раз в день обязательно. 18 человек — Гуляю от случая к случаю, как получится. 15 человек — Гуляю только по выходным. 17 человек Знаете ли Вы, как сохранить зрение? — Да 21 человек — Нет 29 человек

Зрение: 31% учеников имеют плохое зрение 69% учеников имеют хорошее зрение

Причины ухудшения зрения (по мнению учеников) 36% компьютер, 15% телевизор, 5% вредные привычки 30% недостаточное освещение, 5% нехватка витаминов 4% переутомляемость, 5% неправильное питание

Сколько времени вы проводите за компьютером?.

При выполнении домашнего задания вы используете: 46% учеников, при выполнении домашнего задания, пользуются только верхним освещением 54% учеников пользуются комбинированным освещением (с использованием настольной лампы)

Снятие показаний люксметра (Прибор комбинированный «ТКА-ПКМ»)

Исследование классных кабинетов. Освещенность .

Как правильно подобрать освещение стола? Свет на рабочем столе должен быть не слишком ярким, чтобы не ослеплять, но и не слишком темным, чтобы в процессе работы глаза не напрягались. Желательно, чтобы освещение было равномерным, исключая дискомфорт при переводе взгляда от более яркого предмета к более темному. Наиболее целесообразно комбинированное освещение. Свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Используя смешанное освещение (дневное и искусственное) в комнате, обратите внимание на то, чтобы световые потоки не воспринимались глазом как раздельные. Отсутствие перепадов в свете – будет идеальным для здоровья. Если Вы проводит много времени за компьютером, учтите, что местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана компьютера и увеличивать освещенность экрана. Исключите из поля зрения во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Стараясь правильно расположить источники света на рабочем столе, помните, что немаловажную роль играет используемый вид ламп.

Правила по охране зрения: Не трите глаза грязными руками; Умывайтесь ежедневно с мылом; Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа); Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут; Не читайте в транспорте; Не читайте, не рисуйте лежа в постели; Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева; Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей; Ешьте продукты,богатые витаминами; Гуляйте чаще на свежем воздухе.

Гимнастика для глаз Упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза и улучшают кровообращение: Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек); Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза); Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза); Быстро-быстро моргать (1 мин); Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).

Растираем ладони до ощущения тепла в них! Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо — влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз). Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте. Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты. Помассируйте виски круговыми движениями. Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд. Поморгать широко открытыми глазами. Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей. Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

1. Телевизор. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. 3. Чтение. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

Название витамина, минерала Для чего служит Симптомы при недостатке Где содержится А Необходим для нормальной работы сетчатки Ухудшение зрения при плохом освещении Печень, желток, молоко, сливки, сливочное масло, морковь, томаты, абрикосы, семечки подсолнуха С Поддерживает тонус мышц Снижение тонуса глазных мышц, кровоизлияния в глазах, быстрая утомляемость глаз Белокачанная капуста, картофель (особенно осенью), красный и зеленый перец, морковь, помидоры, листовые овощи, яблоки, черная смородина В 1 Тиамин Способствует нормальной работе нервной ткани Повышенная нервозность, снижение умственной и физической работоспособности Мясо, печень, почки, дрожжи, орехи, цельное зерно (кукуруза, рожь, пшеница), мед, овощи

Перспективы использования Данный материал может использоваться: На уроках физики; На уроках биологии; На уроках ОБЖ; На уроках физкультуры; На классных часах; На родительских собраниях; Выпуска буклетов и листовок.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

Читайте также:  Зрение человека в большей степени зависит от состояния сетчатки так как в ней расположены с

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Первый раз ребенок посещает офтальмолога в ходе плановой диспансеризации в возрасте одного месяца, затем в 6 месяцев и в 1 год. И в это время у 4-5% малышей выявляются врожденные патологии глаз, такие как миопия и астигматизм. Но уже к 11-13 годам этот процент радикально меняется: снижение остроты зрения, по данным Минздрава РФ, наблюдается у 15-17% школьников. И эти цифры растут с каждым годом.

Причин ухудшения зрения у детей дошкольного возраста множество, но первостепенную роль отводят физиологической усталости глаз и нарушению аккомодации. Насыщенная программа обучения в детском саду и школе, развивающие игры и просмотр мультфильмов на компьютере – все это способствует развитию близорукости.

Но насыщенный график ребенка лишь создает предпосылки, а истинными врагами хорошего зрения являются:

  • плохое освещение;
  • неверный подбор мебели для занятий;
  • наследственность;
  • дефицит витаминов и минералов в рационе;
  • отсутствие режима работы и отдыха.

Сыграть свою роль способны и некоторые заболевания – ОРВИ, сахарный диабет и другие.

Поэтому профилактика снижения зрения у детей сводится к организации рабочего пространства и режима отдыха, отслеживанию рациона и обогащению его витаминами и минералами. Кроме того, школьникам необходимо посещать офтальмолога не реже одного раза в год, а при выявлении симптомов миопии – каждые полгода.

Освещение, положение тела в пространстве во время чтения и работы с мелкими деталями, расстояние от глаз до книги – факторы, которые для детей чрезвычайно важны.

  • Парта и стул должны соответствовать росту ребенка. Расстояние между глазами и лежащей книгой обязано быть 30-35 сантиметров.
  • Во время чтения, рисования и письма важно обеспечить в меру яркое освещение, падающее на стол слева (для правшей).
  • Дети устают быстрее взрослых. Поэтому интервал их занятий должен чередоваться в соответствии с возрастом: для детей 2-5 лет оптимальный рабочий период – 15-20 минут, за ним следует 10 минут активной игры или разминки. Первоклашкам предписывается трудиться 35 минут с 15-минутным перерывом, и только в 9-10 лет нагрузка возрастает до академического часа.
  • Аналогичные временные рамки устанавливаются и для занятий на компьютере, просмотра мультфильмов и видов творчества, связанных с мелкой работой.

Для детей с нарушением зрения в 15-минутные перерывы будет полезным использование упражнений, тренирующих мышцы глаз. Идеальный комплекс поможет подобрать офтальмолог клиники «Оптик-центр», но вы всегда можете использовать действенные и простые приёмы:

  • Чередование взглядов вдаль и рассматривания предметов вблизи. У многих школьников миопия обусловлена нарушением аккомодации глаза, и это упражнение способно помочь в борьбе за сохранение остроты зрения.
  • Зажмуриваем глаза, а затем широко раскрываем их. Такая тренировка улучшит кровоснабжение и расслабит мышцы глаз.
  • Рисование картинок в воздухе. Попросите, чтобы ребенок следил за вашей рукой глазами и чертите ею геометрические фигуры, соблюдая максимальную амплитуду. Упражнение способствует улучшению аккомодации и помогает противостоять прогрессирующей близорукости.

Особое внимание следует уделить питанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно, если ребенок стал хуже видеть вдаль. Причины миопии нередко кроются в дефиците витаминов А и группы В, фолиевой кислоты, минералов – селена, цинка, марганца. Поэтому важно включать в рацион цельнозерновые продукты, зеленые овощи и фрукты, листовые культуры. Не забудьте и о знакомых с детства «лекарствах» – моркови и чернике.

Ребенок школьного возраста может сам пожаловаться, что плохо видит с доски. Способствует быстрому выявлению патологии и ежегодная диспансеризация. Намного сложнее распознать патологию у дошколят, которые не могут сами сообщить о проблеме. Тревожными симптомами для родителей должны стать следующие особенности поведения:

  • малыш часто мигает, трёт постоянно глаза;
  • ребенок плохо видит вдаль, щурится глядя в окно или рассматривая какой-то предмет;
  • быстро устаёт от рисования, лепки, теряет интерес.

У детей до года миопия сигнализирует о себе расходящимся косоглазием.

При выявлении этих симптомов нужно незамедлительно обратиться к врачу.

План обследования детей дошкольного возраста и учеников начальных классов включает в себя:

  • опрос и выяснение жалоб;
  • авторефрактометрию или скиаскопию с помощью офтальмоскопа, определение рефракции;
  • осмотр глазного дна после медикаментозного расширения зрачка;
  • определение характера движения с помощью четырехточечного цветотеста;
  • определение объема движения глазных яблок;
  • определение угла косоглазия;
  • измерения внутриглазного давления;
  • биомикроскопия (осмотр переднего отрезка глаза с помощью щелевой лампы);
  • рекомендации и назначение лечение.

При выявлении ухудшения зрения ребенку, как можно раньше подбираются очки. И родителям нечего опасаться: все современные детские модели изготавливаются из пластика, который не станет источником острых осколков в случае детских потасовок. Альтернативой очкам для детей от 6 лет может стать «ночная коррекция» – ортокератология. Суть ее заключается в использовании специальных линз только в ночное время, которые корректируют форму роговицы и восстанавливают зрение на весь следующий день.

У школьников миопия зачастую носит временный характер и обусловлена нарушениями аккомодации глаза. Поэтому офтальмолог нередко назначает два визита с разрывом в неделю и назначением капель. При временных нарушениях повторная проверка ухудшения зрения вдаль не выявит.

Радикальных методов лечения близорукости у детей нет. Лазерная коррекция допустима только с 18 лет. Поэтому основным методом борьбы с падением зрения становятся очки. Их постоянное ношение избавляет детские глазки от повышенной нагрузки, способствует стабилизации процесса.

Помимо очков детям назначается физиотерапия – электрофорез с дибазолом, магнитотерапия, электростимуляция и ряд других методов. Рацион ребенка обогащают витаминами – фолиевой и никотиновой кислотой, препараты кальция.

Ныне существует целый ряд способов коррекции и стабилизации зрения у детей. Врачи клиники «Оптик-Центр» помогут вам подобрать эффективные и надежные варианты.

источник

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
  • стресс;
  • наследственность.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Читайте также:  Зрение человека урок в 4 классе

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

  1. Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
  2. Расслабление с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
  3. Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
  4. Моргание – не менее 100 раз.
  5. «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
  6. «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
  7. «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

источник

Работа посвещена профилактике нарушения зрения у детей начального школьного звена.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации города Нижний Тагил

МАУ ДО «Городская станция юных натуралистов»

Профилактика нарушений зрения детей начального школьного звена

Исполнитель: Головнина Екатерина Алексеевна,

обучающаяся МБОУ ДОД ГорСЮН,

учащаяся 4 « а» класса МБОУ СОШ № 95

Руководители: педагоги ДО МАУ ДО ГорСЮН

Головнина Татьяна Владимировна

  1. Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.. 5
  1. Строение глаз и его мышечного аппарата. ……………………… 5
  2. Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста. …………………………………………………………… 7
  1. Материалы и методы исследования……………………….. ………….10
  2. Результаты исследования. …………………………………………..… ..11
  3. Проектная часть…………………………………………………………17
  4. Выводы. …………………………………………………………………. .20

«Школьная пора – серьезное испытание для детских глаз»

Детский офтальмолог доктор

медицинских наук Игорь Азнаурян.

По данным НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8 – 10 % детей, к окончанию школы показатель достигает 25 – 30 %. Возникает близорукость (миопия) из-за сильного перенапряжения глаз, когда ребенок долгое время сосредоточен на близких предметах: книги, тетради, альбомы для рисования, а также изображение на экране компьютера [1].

На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе все актуальнее становиться проблема профилактики близорукости у детей школьного возраста, а именно начальной школы.

Сегодня, практически в каждом доме есть компьютер, дети часами сидят у монитора и играют в различные игры, выполняют различные задания, а также общаются в социальных сетях, что отрицательно сказывается на их зрении. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движения, а теперь еще и близорукостью [8].

Учителя начальных классов школы, обратили внимание на то, что за время обучения у многих учеников резко падает зрение, следовательно, наша работа является актуальной в сложившейся ситуации. Некоторым школьникам, врач ставит диагноз близорукость (миопия). Мы решили выяснить, почему это происходит, и оказать учителям, родителям и самим обучающимся, методическую и практическую помощь.

Цель работы – выявить причины возникновения нарушений зрения у детей и предложить основные меры профилактики для улучшения зрения учащихся начальной школы.

  • Изучить особенности зрения у детей начального школьного возраста;
  • Выделить причины ухудшения зрения у детей – школьников начального звена.
  • Выявить осведомленность детей о состоянии своего зрения.

Объект исследования – учащиеся начальной школы.

Предмет исследования – особенности зрения детей начальной школы и профилактика нарушений зрения.

Гипотеза . Можно предположить, что количество заболеваний глаз у детей начальной школы сократиться и уровень зрения детей повысится, если:

— дети и их родители будут информированы о правилах и основных законах гигиены глаз и профилактики нарушений заболеваний;

— предложенная нами гимнастика У.К. Бейтса будет активно использована как во время учебной деятельности, так и дома.

  1. Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.
  1. Строение глаз и его мышечного аппарата

Зрение человека (зрительное восприятие) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой , и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Важнейшим органом зрения является – глаз . Именно зрение позволяет ученикам писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности. Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимание, могут развиться различные отклонения от нормального зрения [5].

Человек получает более 85 % информации об окружающем мире благодаря зрению. Чтобы в нашем сознании сформировался четкий зрительный образ предмета, световые лучи от него должны пройти через сложную оптическую систему глаза [4]. В центре переднего отдела глаза находиться чуть выпуклый прозрачный слой – роговица. Она соединена с белковой оболочкой и покрывает почти всю внешнюю поверхность глаза.

Роговица – первая линза, через которую проходит световой луч. У нее постоянный фокус, и она никогда не меняет позиции или формы.

Средняя оболочка глазного яблока носит название сосудистой, она насыщенна кровеносными сосудами, и ее главная функция – питательная.

Под сосудистой оболочкой находиться радужная оболочка. Именно радужная оболочка придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределение пигментов в радужке и строения ее поверхности. Кроме пигментов в радужке много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при различном освещении. За радужной оболочкой располагается хрусталик. За хрусталиком, заполняя 4/5 глазного яблока, находиться прозрачная масса – стекловидное тело. Свет, пройдя через стекловидное тело, попадает на сетчатку глаза – внутреннюю оболочку глаза. Это самая главная оболочка глаза, так как именно она воспринимает свет.

Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он без труда может вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева – на право), горизонтальной (вверх – вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступившими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу, самолет и т.д. [7, 9]. Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину глаза перемещаются скачкообразно, совершая до 40 скачков в минуту, причем длительность одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды. Помимо таких скачков глаза непрерывно совершают небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в сек). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассмотрении мелких предметов. Как только пристальное рассмотрение заканчивается, исчезают и сами колебания. Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную – они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии. Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.

В сетчатки глаза находятся особые рецепторы (воспринимающий аппарат) и специальная оптическая система, которая фокусирует световые лучи и обеспечивает четкое изображение видимых предметов на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Световые лучи, прежде чем попасть на сетчатку, проходят через несколько преломляющих поверхностей: переднею и заднею поверхности роговицы, хрусталик и стекловидное тело.

Ясное, чёткое видение разно удаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика [7].

  1. Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста

Самыми распространенными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Основными причинами этих заболеваний является не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависит от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов [2].

Характерные симптомы данных болезней:

Близорукость -снижение зрения вдаль (т.е. плохо видны объекты, которые находятся далеко от нас).

Дальнозоркость -снижение зрения вблизи ( т.е. плохо видны объекты, которые находятся вблизи от нас).

Астигматизм — искажённое, нечёткое, «прыгающее» зрение и вдаль и вблизи.

Для всех этих болезней характерны усталость и боли в глазах при нагрузке.

Если ребенок будет с усилием рассматривать предметы, мышцы глаза напрягаются и зрение ухудшается.

Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы, в связи с бурным внедрением в нашу жизнь современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей [4,5].

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой ребёнка, когда он долго непрерывно смотрит телевизор? [6]

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости [8].

Читайте также:  Зрение человека орган зрения орган слуха

Близорукость ребенка это не только оптический дефект, который легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются и внутриглазные структуры, особенно страдает сетчатка, что впоследствии может привести к безвозвратному снижению зрения.

Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников (рис. 1 приложение № 1). К возрасту 10-12 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур [9, 3].

При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой (рис. 2. Приложение №1). На глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Практически все новорожденные имеют детскую дальнозоркость около 3 диоптрий. Однако по мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на сетчатку. В некоторых случаях, в силу различных причин, детская дальнозоркость может быть выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, детям приходится напрягать свои глаза [10,3].

Астигматизм у детей — это такой оптический дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса и часто ни один из них не расположен там, где ему положено быть. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм (рис. 3 приложение № 2) [3,10].

Последние два случая дефектов встречаются реже, чем близорукость.

Таким образом, зрение ребенка нужно беречь с самого раннего возраста. Существует достаточно много средств профилактики нарушений зрения.

  1. Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 95, в период с сентября 2012 по декабрь 2012. Повторное исследование — в сентябре 2013 года.

Перед проведением исследования нами была проведена беседа со специалистом – врачом — офтальмологом центра «Микрохирургия глаза» заведующей нижнетагильского отделения – Субботиной Надеждой Михайловной. В ходе этой беседы мы выяснили, что за последние несколько лет увеличился процент детей страдающих ослаблением зрения в начальной школе, а именно, в середине и в конце учебного года. Мы решили проверить данный факт, провели глубинное интервью с учителем начальной школы Бирюковой В.В. (приложение № 3) и школьным врачом Кокоулиной О.В. (приложение № 2), а также составили анкету для учащихся класса (приложение № 4).

Анкетирование проводилось в 3 «а» классе МБОУ СОШ № 95, в исследовании принимало участие 27 человек.

Анкетирование проводилось дважды: в сентябре – начало учебного года, когда нагрузка на зрение детей не значительна, и в декабре – когда нагрузка по предметам увеличена и начинается подготовительный этап к полугодовым контрольным работам, а также некоторые дети посещают репетиторов и дополнительные занятия, участвуют в олимпиадах различного уровня.

Сравнив результаты анкетирования (анкеты в приложении), проводимого в сентябре и результаты анкет, проводимых в декабре, и сентябре 2013 года, мы получили следующие результаты:

Причины ухудшения зрения у учащихся начального звена

источник

Профилактика нарушения зрения направлена на предотвращение глазных заболеваний и сохранение нормальной зрительной функции. Таких целей можно достичь только при помощи комплекса мер, применяемых регулярно. Профилактические мероприятия направлены на предупреждение развития близорукости, нейтрализацию вредного излучения компьютерных мониторов, нормализации режима отдыха и нагрузки на глаза. Необходимость плановых осмотров у офтальмолога — важное условие своевременного выявления всевозможных патологий зрения.

Профилактика снижения остроты зрения заключается в устранении причин, вызывающих развитие глазных болезней. Среди факторов, способствующих развитию таких патологий необходимо выделить следующие:

  1. Нарушения глазного кровообращения — вызвано наличием внутренних заболеваний. Выявить это расстройство может только врач при осмотре. Возникновению недостаточного кровоснабжения способствует привычка читать полулежа или лежа.
  2. Сухость поверхности глазного яблока — следствие напряженного просмотра информации с экрана монитора или смартфона, длительного чтения книг. Сосредоточенный взгляд является причиной снижения частоты морганий, что вызывает пересушивание оболочки глаза.
  3. Патология сетчатки глаза, вызванная перенесенной травмой, наследственным фактором, некоторыми вирусными заболеваниями и старением организма.
  4. Продолжительное зрительное напряжение. Этот фактор обусловлен недостаточным или избыточным освещением. При работе за компьютером в темном помещении глаза страдают от яркого света монитора на фоне общей темноты. При чтении с тусклым светом лампы глаза испытывают излишнее напряжение.
  5. Слабость мышц, изменяющих кривизну хрусталика. Длительная фиксация взгляда на предметах, находящихся на одном расстоянии способствует развитию этого нарушения. Такое состояние возникает при работе с мелкими деталями, продолжительном просмотре телевизионных передач или работе на компьютере.
  6. Несоблюдение режима отдыха и переутомление глаз.
  7. Стрессовые состояния и бессонница.

Ухудшению зрения способствуют некоторые болезни, устранить которые не всегда возможно. Поэтому важно отнестись ответственно к своему здоровью и не допускать прогрессирование патологий, соблюдая рекомендации врача. Перечислим, при каких состояниях может развиваться патология глаз:

  • мигрени (головные боли) в возрасте до 40 лет — может вызывать кратковременную потерю зрения в одном глазу;
  • гипертоническая болезнь;
  • гипотония;
  • инфаркт миокарда;
  • инсульт;
  • ишемическая невропатия — чаще встречается у пожилых пациентов (старше 65 лет);
  • отек глаза;
  • воспалительные процессы (воспаление зрительного нерва);
  • вирусные заболевания (герпес, гриппозный иридоциклит, корь, ветряная оспа).

Нередко в результате осложнений вышеперечисленных болезней страдает сетчатка, зрительный нерв, что может привести к стойкому ухудшению зрения и создать угрозу его полной потери. При существующей патологии глаз (катаракте, глаукоме), дальнозоркости и близорукости вероятность дальнейших осложнений возрастает.

Причины проблем у школьников

Причины ухудшения зрения у школьников являются следствием наследственных заболеваний и нарушений режима отдыха глаз. Увлечение компьютерными играми, длительный просмотр мультфильмов негативно сказывается на здоровье глаз ребенка. Начало обучения в школе создает непривычную нагрузку на детский зрительный аппарат. Если рабочее место школьника не оборудовано лампой с плафоном, стулом и столом, подстраивающимся под рост, то вероятность порчи зрения возрастает.

Родители должны обеспокоиться, если их ребенок начал часто тереть глаза, щуриться, его голова находится в неестественном вынужденном положении. Дети, имеющие проблемы со зрением, быстро устают при работе с книгами, при письме, наклоняют голову слишком низко. При некоторых глазных заболеваниях наблюдается отклонение одного глаза, наблюдаться боязнь яркого освещения и слезотечение.

Многие пользователи ПК и смартфонов отмечают падение зрение после длительной работы с гаджетами. Причина всех нарушений заключается в следующих отличиях естественного изображения от экранного:

  • для естественного изображения характерна непрерывность, в то время как экранное состоит из точек (пикселей);
  • экран производит мерцающее свечение, так как пиксели гаснут и включаются с заданной частотой;
  • естественное изображение отраженное, а компьютерное — самосветящееся;
  • обычное изображение не обладает четкими границами, в то время как пиксельное отличается плавным переходом яркости;
  • картинка на мониторе имеет меньшую контрастность.

Пользователи компьютером испытывают большую нагрузку на глаза, которая усиливается необходимостью постоянно менять фокусировку при перемещении взгляда с клавиатуры на экран. Частота морганий у человека, работающего за компьютером, снижается на 80%, что обуславливает сухость глаз и их раздражение.

Каждому человеку рекомендуется проходить ежегодный плановый осмотр у офтальмолога для своевременной диагностики возможных проблем со зрением. Перечислим тревожные симптомы, являющиеся веским основанием для срочного обращения к врачу-окулисту:

  1. Предметы приобретают расплывчатые контуры, изображение теряет резкость вблизи или на расстоянии.
  2. Зрение затуманивается или пропадает на некоторое время (пусть даже и мгновений).
  3. Яркое освещение вызывает болезненные ощущения в глазах.
  4. Появляются болезненные ощущения в глазных яблоках, склеры краснеют.
  5. Наблюдается слезотечение и зуд.
  6. Ухудшается зоркость в определенной области, например, боковое зрение.

При своевременном обращении к врачу и правильной постановке диагноза возможно предотвратить развитие тяжелых последствий и сохранить качество жизни с минимальными изменениями привычного уклада.

Профилактика ухудшения зрения заключается в ведении здорового образа жизни, нормализации режима отдыха и сна и снижении нагрузки на зрительный аппарат. Предупредить развития разного рода патологий глаз или улучшить состояние при имеющейся патологии можно, соблюдая ряд мер:

  1. Соблюдение периодичности перерывов. При сидячей работе рекомендуется вставать каждые 2 часа и прохаживаться, двигаться на протяжении 15−20 минут. Если человек сидит у компьютера, то перерывы следует делать каждые 40 минут. Важно стараться сфокусировать взгляд на дальние предметы.
  2. Регулярно делать упражнения для глаз. Оптимально находить время для такой зарядки 3 раза в день.
  3. Длительность ночного сна должна составлять 7−8 часов. За этот период глаза хорошо отдохнут и восстановятся.
  4. Рекомендовано использовать специальные очки для работы за компьютером.
  5. Соблюдать принципы здорового питания и принимать специальные витаминные комплексы для здоровья глаз.
  6. Рабочее место должно быть хорошо освещено, важно не вдаваться в крайности: не использовать слишком яркий или тусклый источник света.
  7. Следить за правильностью осанки, поскольку искривление шейного отдела позвоночника влечет за собой ущемление нервов, что приводит к зрительным нарушениям.
  8. Не следует читать неудобочитаемые плохо напечатанные тексты.
  9. Не прикасаться немытыми руками к лицу, не тереть глаза.
  10. Иметь индивидуальные гигиенические принадлежности.
  11. Использовать только качественную косметику и не давать ее в пользование другим лицам.

Восстановить испорченное зрение в ряде случаев практически невозможно, а в некоторых вероятно, но с большим трудом. Поэтому желательно позаботиться о здоровье своих глаз до того, как они пострадают от неправильного образа жизни и пренебрежения профилактическими мерами.

Сохранить нормальное зрение у ребенка — важная задача родителей, поскольку близорукость и дальнозоркость имеют свойство сильно прогрессировать в период бурного роста всего организма. Чтобы предотвратить возможные нарушения рекомендуется придерживаться таких правил:

  1. Нормализовать зрительные нагрузки, поскольку длительное перенапряжение органов зрения приводит к спазму глазных мышц и они перестают адекватно фокусироваться на разное расстояние.
  2. Расстояние от монитора компьютера до лица ребенка должно быть не менее 0,4−0,6 м, а до телевизора — 2−3 м.
  3. Правильная осанка при письме и сидении за столом должна быть выработана постоянным родительским контролем. Важно помнить, что расстояние от поверхности стола до глаз ребенка должно быть не менее 35−40 см. При этом следует следить за тем, чтобы спина была прямой, а плечи опущенными.
  4. Категорически запрещается читать книги и смотреть в экран планшета или смартфона в движущемся транспорте.
  5. Рабочее место должно быть правильно организовано: желательно использовать парту и специальный стул, подстраиваемые под размеры ребенка, и обеспечить нормальное освещение.
  6. Ребенку следует обеспечить активный образ жизни в соответствии с возрастом. Умеренная физическая активность на свежем воздухе считается лучшей профилактикой нарушений зрения.
  7. Правильно составленный рацион питания должен содержать в достаточном количестве витамины, А и С. Эти вещества содержатся в молочных продуктах, моркови, рыбе, мясе, ягодах (чернике, смородине), цитрусовых, кураге и яблоках.

Детский организм очень чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, поэтому следует с особенным вниманием отнестись ко всему, что может негативно повлиять на ребенка. Полезные навыки и привычки, правила здорового питания и образа жизни, усвоенные с детства, являются лучшим вкладом в будущее малыша.

При помощи лечебного питания можно улучшить состояние пациента с патологией глаз. Основные принципы такого рациона таковы:

  1. В ежедневном меню должны содержаться все необходимые вещества сбалансированно
  2. Для профилактики глазных болезней требуется включить в рацион продукты, богатые витаминами А, Е, В, С и В.
  3. Для здоровья глазных склер в рационе должна присутствовать источники кальция
  4. Важно присутствие в рационе таких минералов, как магний, железо, цинк и калий. Эти вещества содержатся в бобовых, печени, мясе, семенах тыквы, кунжута, чечевице, сырах, рыбе и петрушке и черном шоколаде.
  5. По согласованию с врачом можно начать прием витаминно-минеральных комплексов
  6. Полезно включить в рацион морковь, мякоть тыквы и сок петрушки как источники провитамина А.
  7. Гранатовый сок, отвар шиповника и мед также положительно влияют на состояние глаз

Восполнение дефицита витаминов и других полезных веществ положительно влияет не только на глаза, но и на общее состояние организма, нормализует обменные процессы и питание тканей, что помогает предотвратить возможные болезни в самом начале, устранив первопричину.

Чтобы поддерживать глазные мышцы в тонусе и сохранять остроту зрения, офтальмологи рекомендуют ежедневно выполнять упражнения для глаз. Перечислим необходимый минимум для зрительной зарядки:

  1. Без поворота головы перемещать глаза вправо и влево по 10 раз в каждую сторону.
  2. Перемещать глаза вверх и вниз также 10 раз.
  3. Столько же подходов сделать, вращая глазами по часовой и против часовой стрелки.
  4. Крепко зажмурить глаза и затем вновь раскрыть — 20 повторений.
  5. Описывать глазами воображаемую восьмерку.
  6. Быстро моргать на протяжении минуты, при этом не должно возникать чувство напряжения.
  7. Сделать легкий массаж, проводя пальцами по закрытым векам от носа (вблизи надбровных дуг) по направлению к вискам. В таком же направлении поглаживать нижние веки.
  8. В течение 15 минут закрыть глаза ладонями, расслабив их и как бы всматриваясь без напряжения в темноту.

Перед выполнением комплекса упражнений следует удостовериться, что отсутствуют противопоказания. Так, абсолютно недопустимо выполнять гимнастику для глаз людям, страдающим отслоением сетчатки, воспалительными офтальмологическими заболеваниями (блефаритом, конъюнктивитом) и после операции по коррекции зрения.

Профилактика зрения при работе с компьютером заключается в соблюдении следующих мер:

  • между монитором и лицом человека должно быть расстояние, равное вытянутой руке;
  • каждые 40 минут работы у экрана следует делать перерыв, поморгать, выполнить упражнения для глаз, пальминг, посмотреть вдаль и просто подвигаться;
  • при работе рекомендуется как можно чаще моргать, чтобы сократить риск пересушивания оболочки глаз;
  • сидя за компьютером необходимо следить за правильностью осанки, особенно за тем, чтобы в пояснице спина прогибалась немного вперед, не наклонять шею вниз;
  • угол наклона экрана должен быть тупым, то есть верхняя его часть располагается дальше, чем нижняя;
  • при выборе источника освещения следует отдать предпочтение настольным лампам с плафонами, располагая такой светильник нельзя допускать попаданию бликов на экран, а также тусклое или слишком яркое освещение.

Для того чтобы сохранить остроту зрения на долгие годы необходимо правильно организовывать свой отдых, посвящая его времяпровождению на природе, а не изучению социальных сетей. Ежедневная зарядка для глаз поможет сохранить тонус мышц, а правильное питание наполнит организм здоровьем. Ежегодный визит к офтальмологу поможет своевременно выявить отклонения и устранить их в самом начале.

источник