Меню Рубрики

Профессиональная деятельность с точки зрения психологии

Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исто­рически развивающаяся система и в то же время система, за­крепляющаяся в культуре вследствие общественного разделе­ния труда и трудовых функций. В научной психологической литературе профессия рассматривается как: 1) общность лю­дей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда; 2) область деятельности со мно­жеством трудовых постов; 3) работа и процесс деятельности; 4) качественная определенность человека; 5) реальность, раз­виваемая и преобразуемая, по образному выражению Е.А. Климова, «массовой положительной отсебятиной» про­фессионала.

Наиболее распространена трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности. Под предмет­ной областью труда принято понимать систему свойств и вза­имоотношений объектов, явлений, процессов, которыми че­ловек должен мысленно или практически оперировать на оп­ределенном трудовом посту. Предметные области труда зада­ются социальными нормами, которые складываются и разви­ваются в общественно-историческом масштабе, порождаются, создаются в деятельности людей. Профессия дает человеку возможность взамен затраченного труда получать необходи­мые средства существования и развития.

Главным направлением научных исследований взаимоот­ношения человека и профессии является установление и обес­печение соответствия между человеком и требованиями профессии. Исходные теоретические посылки психологического обеспечения такого соответствия были разработаны в начале XX в. преподавателем одного из американских колледжей Ф. Парсонсом. Согласно его взглядам, определенные профес­сионально значимые индивидуальные качества делают чело­века оптимально подходящим к требованиям единственной профессии. Степень соответствия индивидуальных качеств работника требованиям профессии определяет профессио­нальную успешность и удовлетворенность профессиональ­ным трудом. В современном понимании важнейшими психо­логическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:

1) понимание соответствия человека и профессии как гар­монии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельно­стью, осознание человеком своей работы как дела жизни;

2) разработка путей и средств обеспечения взаимосоответ­ствия;

3) изучение внутренних психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных индивидуаль­но-психологических особенностей до профессиональных ти­пов личности);

4) изучение факторов выбора профессии и построения ка­рьеры.

Проблема выбора профессии или начального этапа карье­ры была и остается одной из самых важных для человека. Отве­ты на вопросы, почему люди выбирают те или иные профес­сии, действительно ли они сами выбирают профессии и как степень правильности того или иного выбора может отразить­ся на их последующей карьере, были получены в ходе научно-исторического решения проблемы взаимосоответствия чело­века и профессии. Из огромного числа работ следует, что на выбор профессии влияют: социальная ситуация развития; осо­бенности ситуации выбора; наследственные и семейные фак­торы; опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта; представления о себе и индивидуально-психологические ха­рактеристики оптантов (людей, выбирающих профессию); степень субъектности выборов и т.д.

Таким образом, в психологии профессия преимуществен­но определяется через предметную область труда. Централь­ной психологической проблемой исследований взаимоотно­шений человека и профессии является их взаимосоответствие.

Список литературы

КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. 1996. С. 145-204.

Кондаков ИМ., Сухарев АВ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-истори­ческой перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62—72.

источник

Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии лично¬сти. Представители различных психологических направлений и школ основ¬ное внимание в своих исследованиях сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий формирования разных свойств личности и т. д. Динамический подход имеет целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности.

Жизнь человека в одном из своих измерений может рассматриваться как процесс реализации ее личностного смысла. В таком случае этот процесс может оцениваться по тому, насколько он «продвинут» в сторону приближения к своему идеалу – полному воплощению в жизнь личностного смысла. Мерой приближения результатов усилий человека к этому идеалу является УСПЕХ.

В русском языке это слово имеет несколько взаимосвязанных значений: удача в достижении чего — нибудь; общественное признание; хорошие результаты в чем-либо (в работе, учебе, у женщин, у мужчин и т. д.). На основе этих значений формируется понятие «успех». «Успех – это последовательное достижение намеченных личных целей», считают Т. Пауэл и Дж. Пауэл.

Успех, он определенным образом связан с карьерой. В переводе с итальянского «карьера» – это бег, жизненный путь, поприще.

Согласно большому энциклопедическому словарю, карьера имеет три взаимосвязанных значения:

1. продвижение в какой-либо сфере деятельности;

2. достижение известности, славы, выгоды;

3. обозначение рода занятий профессии.

В научной литературе различают: широкое понимание карьеры, как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, как переход от одного уровня профессионализма к другому; и более узкое, как должностное продвижение, достижение определенного социального статуса.

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отно¬шений общества. «Вне этих отношений, — пишет А. Н. Леонтьев, — человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует определя¬ется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться ина¬че как в деятельности конкретных людей» [5]. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, це¬ленаправленный труд, главные характеристики кото¬рого присущи и профессиональной (предметной) дея¬тельности [5].

В процессе профессиональной деятельности че¬ловек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и толь¬ко в системе общественного производства веществен¬ные орудия «оживают», обогащая возможности че¬ловека.

Профессиональную деятельность можно рассмат¬ривать как способ социально-экономического и ду¬ховного взаимодействия индивида и трудового коллек¬тива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит матери¬альные ценности, чтобы существовать, но он сущест¬вует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные цен¬ности) в определенной мере теряют для человека ви¬димость объективной необходимости и становятся целями, которые ставит себе индивид, — целями самоосуществления. Как отмечал В. И. Ленин, «реализовать себя, дать через себя самого объективность в объективном мире. » [6], это значит осознанно реализовать свои способности и возможности.

Итак, одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развитием производственных отношений в обществе, а с другой — субъективным отражением этих отношений личностью. К. Маркс различал деятельность, выполняемую как социальную обязанность и как естественную необходимость [7], когда последнее становится насущной потребностью свободно реализуемой человеком.

Прежде чем рассматривать остальные признаки профессиональной деятельности, необходимо остановиться на том, что означает понятие «профессия», так как именно оно раскрывает основную суть профессиональной деятельности. Единого определения понятия «профессия» не существует, оно многозначно; «. профессия — общность всех людей, занять данным видом труда» [8]; «профессия — это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей» [10]; «профессия — некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности» [10]. Профессией также называют «необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил чело¬века, дающую ему возможность существования и развития»; профессия характеризуется как «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку» [8]. Эти значения раскрывают со¬циальную, экономическую, правовую, психологиче¬скую и физиологическую сущность профессии как сложного многопризнакового явления, обусловлива¬ющего профессиональную деятельность субъекта труда.

Целесообразная деятельность, или труд, предмет и сред¬ства труда. Каждый из названных компонентов тру¬дового процесса как единого целого обладает мно¬жеством разнообразных признаков, обусловленных, с одной стороны, объективно-предметной реальностью, а с другой — субъективным отношением индивида к этим признакам. При этом каждый признак являет¬ся системой свойств, предопределяющих взаимосвязи между объективной предметной реальностью и чело¬веком или группой людей (например, бригадой) в процессе конкретной профессиональной деятельности. Так, у человека, исполняющего профессиональную деятельность, т. е. у субъекта труда, можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-ти¬пологические. Каждое из этих свойств имеет харак¬теристики, представленные в целом ряде психологи¬ческих, физиологических, медицинских и социологиче¬ских исследований.

Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и усло¬вия труда) также обладают разнообразными свойст¬вами, обусловливающими конкретную профессиональ¬ную деятельность человека. Этими свойствами явля¬ются: размеры, форма, фактура, нормативные харак¬теристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их исполнения, заложенные в профессиональной задаче; пространст¬венные, временные, информационные и операциональ¬ные характеристики орудий труда; санитарно-гигиенические, социально-психологические и морально-пра¬вовые характеристики условий труда, зафиксирован¬ные в документации технической, технологической, инструкционной и правовой.

Итак, можно заключить: профессиональная дея¬тельность — это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуще¬ствляющий взаимодействие всех компонентов систе¬мы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения в деятельности.

Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому «психологию интересует прежде всего деятельность индивидов, инди¬видуальная деятельность» [1], а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, ре¬шающих «конкретную профессиональную задачу».

Для психологии наиболее важным является изуче¬ние характера, формы и динамики отражения объек¬тивной реальности субъектом труда и факторов, обу¬словливающих конкретные типы этого отражения и профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельных, но взаимо¬действующих группы:

2) субъективные (субъектные) факторы.

К первой группе относятся: социальные, производственно-тех¬нические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессиональ¬ного труда.

Вторая группа факторов включает: лич¬ностные, профессионально-психологические, психофи¬зиологические и индивидуально-типологические каче¬ства субъекта труда. Изучение последних должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломля¬ется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психоло¬гические признаки труда и их градации, разработан¬ные Е. А. Климовым [4].

Первый признак — это осознание социальной ценности резуль¬тата труда. Уровень данного осознания определяет¬ся на основании:

а) степени представленности у субъ¬екта труда знаний о требованиях к результату труда;

б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу);

в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.

Второй признак — сознание обязательности вы¬полнения порученного дела в заданных нормах. Уро¬вень представленности данного признака определя¬ется на основании:

а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;

б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

Третий признак — сознательное применение ору¬дий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим харак¬теристикам:

а) степени теоретической подготовлен¬ности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда);

б) степени сформирован¬ное профессиональных умений и навыков;

в) адек¬ватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.

Четвертый признак — осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуще¬ствляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он ис¬пользует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценно¬стей. А также и на основании характера эмоциональ¬ного переживания отношений к людям труда цен¬ностям, которые они создали.

Изучение представленных психологических при¬знаков профессиональной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, ког¬нитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными уста¬новками, профессиональной направленностью и под¬готовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.

Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых происходит. Без решения этих задач невозможно успешность профессиональной деятельности.

Высокая практическая значимость иной проблематики обусловливает учение представителями различных наук в том числе и психологии. С точки зрения психологии, трудности изучения процесса профессионализации осложняются тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения [2]. Поэтому не выделяются уровни профессионализма, а учитываются только возраст и время работы по специальности.

1 Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1980

2.Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект;

3.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. МГУ,1987

4.Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практ.психол.; Воронеж:НПО «МОДЭК»,1996

5.Леонтьев А.Н. Избр.психол.произведения: В2т. М.: Педагогика,1983

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.,1955-1967

8.Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.:ин-т психологии РАН,1998

9.Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: Изд. Корпорация «Логос»,1994

10.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука,1978

источник

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип – трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности – функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством – методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами – внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и Некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями – сознания, личности, поведения, общения и другими, – яркий пример этого. Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения груда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются на первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого – деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержании.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания. В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо – это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность – это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность – это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (например, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение определенных знаний и пр.). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

  • предметности – направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;
  • адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации;
  • системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, – так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе – принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней – объективированной – характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего – собственно психологического – содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый – принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй – принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа – анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй – с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной – сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности – это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

источник

Глава 1. Профессиональные качества психолога…………………………. …5

Глава 2. Личностные качества психолога………………………………………9

Глава 3. Этика профессиональной деятельности психолога……………. …13

Профессиональная деятельность психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я – концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.[3]

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Цель — оценить профессиональные и личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки зрения профессиональной этики.

Задача данной темы — рассмотреть основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

Глава 1. Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.[2]

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

В области психологии специалист должен:

1.понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2.владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3.понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4.знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5.знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6.понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7.знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8.знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9.знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10.знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11.иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;

12.знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13.знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14.знать основные закономерности психологии образования;

15.знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17.знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18.знать основы психодиагностики психологического консультирования;

19.знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20.владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углублённых знаний и практических умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов.[3]

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

1. Восторженно — романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».

3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательного опыта их использования.

5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своём труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Профессиональное развитие – это личное дело психолога, его история и профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.

В отличие от этого профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.

Глава 2. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

источник

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню профессиональной пригодности к труду вообще и к конкретным профессиям в частности. Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют в конечном итоге повысить ее эффективность, надежность, безопасность, а также привлекательность труда и удовлетворенность им.

Психологическое изучение трудовой деятельности позволяет не только обосновать пути, методы и средства совершенствования деятельности, но также исследовать фундаментальные явления психики (формирование субъекта труда, развитие способностей, становление личности профессионала, механизмы регуляции функциональных состояний, проявления личностных особенностей в трудовом поведении и т. д.).

Отечественная психология одной из первых обратилась к изучению трудовой деятельности. Труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и других, посвященные рассмотрению общепсихологических проблем деятельности, заложили основы и развили представления о психологическом строении деятельности, ее морфологии, структуре, механизмах регуляции и принципах изучения. В дальнейшем интенсивно разрабатывались и прикладные аспекты психологии трудовой деятельности, а именно вопросы профориентации, профотбора, профподготовки, проектирования деятельности и другие (В.Д. Шадриков, Д.А. Ошанин, А.А. Крылов, С.А. Конопкин, В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, Е.А. Климов, Г.М. Зараковский, Г.С. Суходольский и др.).

Одним из направлений изучения психологических особенностей профессиональной деятельности, объединяющим как общепсихологические вопросы теории деятельности, так и ее прикладные аспекты, явилась разработка проблемы профессиональной пригодности субъекта труда, которая рассматривает, во-первых, индивидуально-психологические различия, отражающиеся на развитии свойств и качеств личности на этапах жизненного и профессионального пути, характере и степени проявления профессиональных способностей, структуре и динамике профессиональной мотивации. Именно состояние этих психологических свойств и качеств предопределяет уровень успешности профессиональной подготовки, адаптации к деятельности, проявления, формирования себя как профессионала и решения задач конкретной деятельности. В конечном счете это и обуславливает степень соответствия (пригодности) субъекта требованиям деятельности. Во-вторых, важным аспектом проблемы профессиональной пригодности является сущность самой конкретной деятельности, с которой соотносится субъект, – ее содержание, средства и условия, выступающие в системе требований к субъекту, характер изменения данных компонентов деятельности по мере развития профессий, уровень объективной и субъективной значимости трудовых задач и т. д. В-третьих, профессиональная пригодность проявляется в конкретных промежуточных или конечных результатах подготовки и реальной деятельности (успешности, производительности, надежности и т. п.), которые при соотношении их с эталонными, нормативными показателями при обретают оценочные значения для субъекта. Их важность определяется, с одной стороны, ролью оценок (объективных и субъективных) в регуляции деятельности на основе включения механизма обратной связи, а с другой стороны – влиянием этих оценок на решение различных социальных, экономических, профессиональных и других вопросов жизни и деятельности конкретного субъекта, на суждения о степени его подготовленности, перспективности, профессионализме.

Б.Ф. Ломов обращает внимание на то, что в психологии при изучении деятельности исследование ее предмета, средств, условий следует проводить лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы понять процессы, состояния и свойства субъекта. Он отмечает, что «нередко психические явления, возникающие и развивающиеся в процессе выполнения индивидом деятельности, рассматриваются как ее продукты. Действительным продуктом любой, в том числе и индивидуальной, деятельности является преобразованный (хотя и опосредованно – через деятельность других людей) в ходе ее выполнения предмет, материальный или идеальный» [159, с. 203]. Оценка этого предмета (его качества, величины и т. п.), его общественной и индивидуальной ценности, полезности, значения для профессионализации и т. д. выступает критерием профессиональной пригодности, уровня профессионализма субъекта.

Психология изучает роль и место системы субъективного отражения действительности в деятельности индивида (или группы людей). «С одной стороны, она рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, то есть рассматривает психическое как фактор деятельности» [159, с. 205].

Таким образом, профессиональную пригодность можно рассматривать и как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать заданные нормативы деятельности. Отсюда следует, что изучение закономерностей психической детерми нации процесса формирования и проявления профессиональной пригодности должно основываться на результатах исследований и анализа самой деятельности и ее субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, формах проявления этой связи, характере развития, методах диагностики и прогнозирования успешности их взаимной адаптации.

Проведено большое количество исследований психологических особенностей профессиональной деятельности [28, 68, 114, 134, 217, 256, 257 и др.]. В некоторых из них обоснованы теоретико-методологические принципы, положения, концепции, имеющие основополагающее значение для понимания сущности профессиональной пригодности, закономерностей развития, формирования данного свойства субъекта деятельности, особенностей его проявления и т. д.

Значительное влияние на развитие проблемы психологического содержания деятельности, общепсихологических взглядов на природу деятельности оказали работы Б.Ф. Ломова [153, 157, 160]. Им разработана концепция системного подхода в психологии и, в частности, определена система психологических категорий (личность, деятельность, отражение и др.), которая определяет закономерности формирования субъекта труда и проявления его активности. Одной из целей (результатов) отражения активности субъекта является, по мнению автора, его профессиональная пригодность, которую можно рассматривать как системное качество субъекта.

На основании анализа и обобщения результатов собственных исследований и работ других авторов Б.Ф. Ломов выделил ряд «образующих» компонентов системы деятельности, таких как «мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий» [159, с. 216]. Перечисленные компоненты не являются изолированными друг от друга «блоками» деятельности, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности, в ходе которой осуществляется преобразование ее предмета в продукт. Таким образом, каждый из перечисленных компонентов деятельности оказывает своеобразное влияние на формирование профессиональной пригодности, участвуя и проявляясь в регуляции процесса становления психологической системы деятельности. Механизм психической регуляции деятельности и, в частности, профессиональной пригодности субъекта к этой деятельности представляет собой многоуровневую и чрезвычайно динамичную систему. За внешне наблюдаемыми двигательными актами и показателями уровня достижения трудовых результатов, в которых в конце концов выражается любая деятельность, скрывается огромная и весьма сложная система процессов, связанных с формированием мотивов, целей, планов, оперативных образов и других компонентов (см. выше), она и составляет предмет психологического исследования деятельности.

Важной задачей изучения психологических особенностей деятельности является необходимость представить основные компоненты структуры деятельности как единую целостную структуру, при условии изучения системы деятельности в развитии, в плане ее генезиса. Эта задача успешно решена в разработанной В.Д. Шадриковым концепции системогенеза профессиональной деятельности [284, 287, 289]. Он показал, что процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, а затем – другие. Деятельность как бы «закладывается вся целиком», но в неразвитой форме. При этом развитие любой из составляющих на каком-либо определенном этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (не максимальным). Иначе говоря, развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом.

Концепция системогенеза деятельности выступает как единство системного, генетического и собственно психологического изучения деятельности. В ней формируется представление об идеальном объекте психологического анализа деятельности как системе – представление о структуре основных образующих деятельность с их многообразными взаимосвязями. Концептуальный и прикладной смысл понятия «психологическая система деятельности» заключается в том, что в нем не только раскрываются основные образующие деятельности, но и дается их целостная структура.

Большое значение для психологического изучения деятельности и психологической пригодности к ней имеют работы О.А. Конопкина [122, 123] по обоснованию механизмов осознанной регуляции деятельности. Важнейшую роль в процессе саморегуляции деятельности и достижении заданного уровня профпригодности выполняет принятая субъектом цель деятельности, которая отражает не только реальный или идеальный результат самого трудового процесса, но и нормативный уровень его достижения для конкретного субъекта. Этот уровень достижений является субъектной мерой, характеризующей уровень пригодности. Достижение предметной (объектной) меры пригодности зависит от субъектных возможностей (психологических, профессиональных) в достижении поставленной цели, заданных результатов деятельности.

Цель, являясь постоянно осознаваемым компонентом деятельности, выступает в то же время и ключевым звеном саморегуляции. Под ее непосредственным воздействием формируется «субъективная модель значимых условий деятельности» и «программа исполнительных действий». Большое место в схеме саморегуляции О.А. Конопкин отводит функциональному блоку «оценки результатов», включающему в себя систему оценочных критериев, информацию о рассогласовании критериев и результатов, оценку результатов и информацию о результатах. Этот блок является одним из основных в регуляции и коррекции рабочего поведения в целях достижения результатов, соответствующих критериям пригодности. Этот механизм регуляции деятельности делает ее не только «целенаправленной», но и «целедостигающей».

Предложенная Г.М. Зараковским и В.И. Медведевым [94] концепция психолого-физиологического содержания деятельности определяет ее четырехкомпонентный состав, который позволяет достаточно полно отразить те уровни регуляции деятельности, которые формируют ее внутренние средства и, в конечном итоге, определяют ту или иную степень профпригодности. Интенциональный компонент через «определенные потребности» и актуализацию мотивов обеспечивает формирование цели деятельности. Операциональный компонент представляет собой процесс преобразования информации и энергии, направленный через посредство орудия деятельности на ее предмет (внешний или внутренний – концептуальный). Активационно-регуляторный компонент посредством специфической и неспецифической активации, а также волевых усилий управляет процессами, протекающими в обоих названных компонентах. Базовый компонент включает в себя функциональные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, регуляцию его функций в соответствии с характером деятельности.

Авторы отмечают очень тесную взаимосвязь между указанными компонентами и формулируют представления о целостном контуре психолого-физиологической регуляции деятельности. Они также определили критерии психологического анализа содержания и структуры действий, которые можно использовать для оценки процесса формирования и проявления профессиональной пригодности: 1) характер задачи, которую решает субъект деятельности посредством данного действия; 2) содержание технологических операций, отразившихся в сознании субъекта; 3) комплекс объективных характеристик, которые можно зарегистрировать в процессе деятельности.

Важнейшим звеном системогенеза деятельности является формирование навыка. Как отмечает Б.Ф. Ломов, «по существу, понятием «навык» характеризуется сложившаяся система деятельности» [159, с. 227]. Можно утверждать, что это понятие в значительной степени отражает состояние такого системного качества (свойства) субъекта деятельности, как его профессиональная пригодность, ибо именно реализованный навык несет информацию о степени возможностей, подготовленности субъекта к достижению заданных, нормативных результатов деятельности.

Процесс формирования двигательного навыка, представляющего наибольший интерес с точки зрения предметно-практической деятельности, имеет несколько основных особенностей. Первая из них– это образование двигательных структур, объединяющих отдельные рабочие движения в единое целое (исполнительские, гностические и приспособительные движения). Вторая – формирование сенсорно-перцептивных структур, объединяющих образы сигналов, релевантных двигательной задаче (перераспределение роли разных анализаторов при формировании навыка – переход от внешнего контура регулирования к внутреннему). Третья – изменение соотношений уровней регуляции (от речемыслительного к сенсорно-перцептивному уровню).

Формирование структур и изменение соотношений уровней психической регуляции процесса овладения двигательными, а также перцептивными и интеллектуальными навыками характеризуют процесс формирования деятельности как системы в единстве ее моторных, когнитивных и регулятивных звеньев, где навык показывает уровень ее (системы) сформированности. Таким образом, уровень развития навыка, его структуры и регулятивных функций служит одним из критериев состояния внутренних средств деятельности в обеспечении профессиональной пригодности субъекта.

В последние два десятилетия исследования в области психологии профессиональной деятельности были направлены на изучение психологических механизмов регуляции деятельности, обоснование принципов и методов формирования профессиональной пригодности, поиск путей и способов психологического обеспечения работоспособности человека и т. д.

Одним из направлений развития психологической теории деятельности является изучение роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении его профессиональной надежности и пригодности. Многочисленные исследования показали, что состояние функциональных систем организма, степень развития и особенности реактивности профессионально важных функций и качеств человека прямо или косвенно влияют на уровень его работоспособности. Между функциональным состоянием и надежностью (следовательно и пригодностью) деятельности существует непосредственная причинно-следственная связь, что и определило использование понятия «функциональная надежность» человека в системе деятельности [50]. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне развития профессионально важных психологических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Психолого-физиологическое содержание проблемы функциональной надежности обуславливается наличием таких специфических для человека функциональных систем организма, его свойств, как реактивность, адаптивность, изменчивость в ответ на воздействие факторов внешней и внутренней среды. С позиций же включения человека в сферу деятельности, обеспечения адекватного приспособления к содержанию и условиям трудового процесса эти свойства должны обладать, с одной стороны, определенной устойчивостью, стабильностью, а с другой – достаточной пластичностью, приспособляемостью к факторам деятельности [174, 175].

Положения о функциональной надежности позволяют более конкретно провести анализ соотношения таких категорий, как функциональное состояние, работоспособность, профессиональная эффективность и надежность субъекта деятельности. Можно считать, что если в оперативном проявлении деятельности функциональная надежность отражает ситуационную взаимосвязь перечисленных категорий, то в долговременном плане устойчивый уровень их взаимосвязи является одним из основных показателей профессиональной пригодности.

Особенностью некоторых видов профессиональной деятельности является необходимость одновременного выполнения двух и более действий и операций, направленных на решение разных задач (совмещенная деятельность). Очевидно, что профессиональная пригодность, оцениваемая по критериям успешности выполнения каждой из задач в отдельности, при совмещенной деятельности не всегда такая же, как при выполнении отдельных задач. Совмещенная деятельность – это своеобразный и сложный вид деятельности, особенно, когда она происходит в экстремальных условиях.

В исследованиях В.А. Бодрова, Ф.Д. Горбова, Н.Д. Заваловой и других обращается внимание на то, что особенности нарушения профессиональной деятельности при совмещенном предъявлении задач обуславливаются степенью их приоритетности, модальностью сигналов, психологической структурой задач, пространственно-временными особенностями предъявления задач и другими факторами [34, 67, 89]. Материалы исследований дают основание высказать предположение, что решение задач, особенно имеющих сложную семантическую структуру, в условиях совмещенной деятельности осуществляется в основном по механизму ее последовательного процесса. Это представление соответствует высказанной А. Велфордом гипотезе об одноканальности центральных механизмов мозга при обработке двух различных стимулов, хотя множество входных сенсорных механизмов обладает способностью получения данных и их накопления в ограниченное время.

Положение о роли тренировки, профессионального опыта в развитии механизмов совмещенной деятельности, в частности в формировании «единых функциональных комплексов» различных структур (В.В. Чебышева), интегрального психического образа (Г.С. Береговой с соавторами, В.В. Козлов и В.В. Лапа), отражает взгляд на динамичность процесса регуляции этого вида деятельности, взаимодействие и объединение элементов психологической структуры отдельных задач. Следовательно, профессиональная пригодность к выполнению совмещенной деятельности формируется на основе психологической системы деятельности, существенно отличающейся от системы деятельности каждой из задач в отдельности.

В психологических исследованиях значительно вырос интерес к вопросам о роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, об особенностях его формирования и развития, использования связанных с его функционированием феноменов в процессе формирования профессиональной пригодности. Основной вклад в развитие этой проблемы сделан известными отечественными психологами Н.Д. Заваловой, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломовым, ДА. Ошаниным, В.А. Пономаренко и другими. Психический образ как феномен отражения предметной действительности выступает в качестве механизма психической регуляции деятельности на всех ее уровнях (сенсорно-перцептивном, представлений, речемыслительном). В связи с универсальной функцией образа в регуляторных процессах вполне очевидна его роль в обеспечении эффективности и надежности деятельности, профессиональной пригодности субъекта деятельности, которая связана как с особенностями формирования и функционирования психического образа в конкретных условиях деятельности, так и с коррегирующей функцией образа в проблемных ситуациях, при нештатных режимах и отказах техники. Многие из этих вопросов изучены в авиакосмической психологии и нашли наиболее полное отражение в ряде работ [91, 198].

Особенности формирования и возможные искажения психического образа на сенсорно-перцептивном уровне определяются характеристиками процесса отражения предметного мира в ощущении и восприятии внешних сигналов и теми закономерными их нарушениями, которые обуславливаются характеристиками субъекта, содержания и условий деятельности.

Психический образ на уровне представлений проявляется в процессах образной памяти, а также в воображении. По своему содержанию образ-представление предметен: в нем отражаются все те процессы, которые происходят в конкретной трудовой деятельности, но он в меньшей степени связан с объективной реальностью, чем сенсорно-перцептивный образ, а поэтому он не совсем четок и менее устойчив. Качество оперирования образом-представлением при регуляции деятельности зависит от уровня его обобщения, от степени схематизации предметного образа, от адекватности образа его предметному миру по опорным признакам. Таким образом, особенности структурирования и наполнения содержательными признаками определяют способность образа-представления осуществлять устойчивую регуляцию конкретных предметных действий. Эта способность проявляется в выполнении ряда сложных психических действий по мысленным комбинациям и рекомбинациям, композиции и декомпозиции, масштабным преобразованиям, вращениям и т. д.

В обеспечении надежности деятельности большое значение придается ее концептуальной модели, в которой субъектом деятельности отражаются объект и ситуация управления. Модель формируется на основе широких представлений, на знаниях способов действий, последствиях правильных и ошибочных решений и т. п. Недостаточность признаков для построения концептуальной модели, их содержательная обед-ненность могут сделать это внутреннее средство деятельности источником неадекватных, ошибочных действий.

Можно сказать, что психический образ предметного мира является одним из основных регуляторов профессиональной деятельности, а его адекватность, устойчивость, активность обеспечивают пригодность субъекта деятельности к выполнению профессиональных задач в штатных и экстремальных условиях.

Профессиональная пригодность субъекта деятельности зависит от особенностей развития ряда функциональных состояний и устойчивости к проявлениям их крайних форм (стресс, переутомление, десинхроноз и т. д.), что обуславливает необходимость изучения психофизиологических механизмов регуляции этих состояний. Особое внимание уделяется проблеме саморегуляции состояния человека. При изучении роли когнитивных и активационных компонентов в регуляции этого процесса Л.Г. Дикая и ее сотрудники установили, что с психологической системой профессиональной деятельности текущее функциональное состояние взаимодействует через активационный компонент деятельности, основной функцией которого является обеспечение оптимального энергетического уровня для освоения и выполнения трудовых задач [73–76]. Можно предположить, что чем адекватнее активационное воздействие на систему регуляции функционального состояния с точки зрения его соответствия характеру рабочей нагрузки, тем эффективнее будет проявляться функция энергетического обеспечения деятельности и успешнее она будет выполняться, что косвенно выявляет более высокий уровень профессиональной пригодности субъекта деятельности. Анализ структуры активационного компонента деятельности показал, что целенаправленно изменяя лишь уровень активации специфических и неспецифических систем, входящих в активационный компонент деятельности, можно оказывать регулирующее воздействие на эффективность той или иной деятельности.

Теоретический анализ существующих подходов и направлений в исследовании проблем управления психическими состояниями позволил определить некоторые основания и принципы систематизации способов, приемов и мотивов саморегуляции. К ним были отнесены принципы целостности, системности, активности, осознаваемости представления о структуре психической деятельности, о компонентах функционального состояния и механизмах регуляции активационных систем мозга. Выделена следующая направленность воздействия: 1) на системы неспецифической активации (непроизвольные, неосознаваемые человеком приемы саморегуляции); 2) на системы специфической активации (включая произвольные, но не осознаваемые приемы самовоздействия); 3) на личностный уровень регуляции (сознательный уровень самовоздействия, ориентированный в основном на когнитивные и мотивационно-целевые компоненты деятельности). Исследования показали, что для людей с преобладанием эмоционального типа саморегуляции характерны высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, наибольшие показатели нейротизма, напряженность в деятельности и общении, низкие адаптивные возможности и неустойчивость к действию экстремальных факторов. Лица с хорошо развитой волевой регуляцией успешно снижают уровень эмоциональной напряженности, они более продуктивны, активны и вследствие этого быстро исчерпывают свои резервы. Наиболее устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов и надежными в профессиональной деятельности оказались лица с развитой волевой саморегуляцией и сформированными приемами саморегуляции, направленными на восстановление психофизиологических ресурсов [77].

Л.Г. Дикая выдвинула гипотезу о том, что психофизиологическая саморегуляция функциональных состояний в опре деленных условиях становится самостоятельной психической деятельностью – это позволяет подойти к анализу функционального состояния как к результату взаимодействия двух психологических систем: профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния. Показано, что на определенном этапе адаптации преобладание мотива по саморегуляции состояния становится «несостоятельным» для эффективного выполнения сложной деятельности, в то время как в простых видах деятельности, наоборот, надежность работы тех же специалистов повышается.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что развитие механизмов саморегуляции функционального состояния, владение приемами саморегуляции является существенными признаками уровня профессиональной пригодности специалиста. Существенно и то, что различные типы саморегуляции свойственны разным категориям лиц, дифференцированным по некоторым индивидуальным особенностям личности, что определяет необходимость учета этого факта при формировании профессиональной пригодности и в процедурах психологического отбора специалистов.

Своеобразие динамики психических состояний человека, включенного в конкретную деятельность, определяется его личностными особенностями. Велика роль таких свойств личности, как тревожность, нейротизм, а также тип и направленность реакций во фрустрирующих ситуациях, что проявляется в доминировании в факторной модели психического состояния на конкретных этапах адаптации либо показателей состояний, либо показателей, относящихся к психологическому или социально-психологическому уровню анализа. И только в момент развития стрессовых состояний ведущими становятся психофизиологические показатели, оценивающие активационно-энергетический компонент психического состояния.

Данное направление исследований развивается в плане изучения личностной детерминации стрессогенных жизненных событий и анализа методов ее оценки. Показано, что ведущая роль целевой активности субъекта, задающей направленность и интенсивность адаптационных процессов, обусловлена прежде всего структурой мотивации. Эти результаты позволили объяснить различный характер динамики показателей деятельности и состояния в процессе адаптации к экстремальным условиям. Так, у субъектов с преобладанием мотивов избегания неудачи активность падает, субъект выбирает стратегию экономии физиологических резервов, в результате чего эффективность его деятельности снижается. У субъектов с преобладанием мотивов стремления к успеху, наоборот, происходит активизация энергетических ресурсов – субъекты выбирают рациональные стратегии распределения своих ресурсов и активации резервов, то есть более успешно адаптируются.

Все эти материалы подтверждают представления о существенной роли личностных особенностей в детерминации типов активности, поведении субъекта в различных, особенно экстремальных ситуациях профессиональной деятельности, что отражается на уровне профессиональной пригодности субъектов деятельности и проявляется в ее эффективности и надежности.

В регуляции профессиональной деятельности существенную роль играют процессы принятия решения, которые обеспечивают формирование и реализацию фактически всех компонентов психологической системы деятельности. Необходимость его выполнения, желательного исхода (особенно в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств) обуславливает высокую значимость принятого решения в обеспечении эффективности и напряженности деятельности.

Роль процессов принятия решения в регуляции деятельности зависит от их специфики и места в структуре трудового процесса. В.Д. Шадриков [287] обосновал параметры, определяющие эту специфику:

· ведущие детерминанты процессов решения (для моти-вационного блока – уровень притязаний, престижность профессии; для формирования программы деятельности – полнота информационной основы деятельности и т. д.);

· содержание решаемых задач, вид их неопределенное ти (личностно-мотивационная, информационная, операционная);

· • значимость вырабатываемых решений для личности; » характер преобладающих психических процессов при выборе альтернативы (преимущественно волевой, интеллектуальный или эмоциональный тип решений) и т. д. Важным условием регуляции деятельности является отработка способов подготовки и принятия решения на этапе ее освоения. А.В. Карпов [107] выделил три способа подготовки и принятия решения в зависимости от условий неопределенности выбора: 1) принимается максимальный критерий предпочтительности полностью детерминированного решения; 2) минимизируются критерии предпочтительности при большом дефиците времени и информации; 3) устанавливаются в условиях неполной информации инвариантные ситуации деятельности, однозначно определяющие конкретную программу действий.

Влияние процессов принятия решения на регуляцию профессиональной деятельности еще недостаточно изучено, что прежде всего обуславливается сложностью этих процессов. Попытка оценить эту сложность предпринята Г.М. Зараковским и В.Д. Магазаником [95], которые выделили три этапа в процессе принятия решения: интенционалъный, связанный с осознанием и переживанием ситуации неопределенности; операциональный (информационная подготовка решения), направленный на уменьшение неопределенности выбора и поиск критериев оптимизации выбора; санкционирующий, связанный с формированием уверенности в завершении информационной подготовки решения. Можно предположить, что для каждого этапа существуют свои показатели сложности: для первого – численное выражение неопределенности и значимости решения; для второго – длина алфавита сигналов, объем оперативного запоминания, величина потенциалов и обобщенность энграмм (следов памяти) и т. п.; для третьего – характер и сила переживаний, сложность «взвешивания» вероятностей достижения цели и т. д. Авторы обосновали комплекс показателей оцен ки указанных критериев сложности процессов принятия решений как один из механизмов регуляции деятельности.

Процессы принятия решений являются одними из наиболее сложных в регуляции деятельности, в адекватном и эффективном управлении трудовыми процессами. В то же время они имеют решающее значение в определении направлений самой деятельности, в реализации ее индивидуального стиля, в достижении ожидаемых или заданных результатов деятельности, что и обуславливает роль эффективных решений как критериев профессиональной пригодности специалистов.

Таким образом, все это свидетельствует о том, что уровень профессиональной пригодности субъекта деятельности определяется (непосредственно или косвенно) совокупностью психологических процессов, свойств и состояний, которые порождаются и проявляются в деятельности и оказывают на нее влияние. Воздействие психологических особенностей личности на профессиональную деятельность выявляется через систему ее психической регуляции, процессы личностной детерминации форм и уровней рабочей активности, систему мобилизации психолого-физиологических ресурсов организма и личности и их оперативных резервов и т. д. Индивидуальные особенности личности отражают своеобразие и многообразие форм психологической обусловленности характера профессиональной деятельности. Эти же особенности определяют в конечном итоге и уровень профессиональной пригодности конкретных субъектов деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник