Меню Рубрики

Профилактика и коррекция зрения упражнения для детей

90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

— Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

— Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

— Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

— Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».

Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

7. Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

« Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  • Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

источник

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Ещё одна полезная статья от врача-офтальмолога о такой проблеме зрительной функции, как дальнозоркость у детей.

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.
  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

источник

«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Венера Галимова
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.

Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. Они способствуют активизации и восстановлению зрения.

Представленные зрительные гимнастики направлены на улучшение работы глазодвигательных мышц, снятие и предупреждение переутомления зрительного аппарата.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

— индивидуальный подход в зависимости от возраста;

— постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

— сочетание с двигательной активностью.

Тема Название гимнастики Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога

Моргают глазами.

Что растет на нашей грядке?

Моргают глазами

Моргают глазами.

Моргают глазами.

Разрослась на грядке густо.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

Фруктовый кисленький барон.

Сколько фруктов, посчитали?

Моргают глазами.

Закрывают глаза.

Открывают глаза, отвечают – 4.

Много фруктов есть на свете!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Быстро моргают глазами.

Сильно зажмуривают глаза.

Угостим честной народ. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Зажмуривают глаза.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами 8 раз.

Закрывают глаза.

Двигают глазами влево – вправо.

Двигают глазами вверх – вниз.

Быстро моргают глазами.

Есть над нашей ёлкой шишки,

Рядом есть – берлога мишки.

Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд.

Зажмуривают глаза.

Может с крыши, может с неба

Сыплет, будто из мешка? Смотрят вверх, смотрят вниз.

Смотрят вправо, смотрят влево.

Моргают глазами.

Широко открывают глаза.

Посмотри – ка вокруг, сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят.

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза.

Смотрят влево – вправо. (2 раза)

Быстро моргают глазами.

Я в красной шапочке расту

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.).

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

Готовим кузовочки! Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Лист кленовый, лист резной,

Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога.

Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Прослеживание траектории «полёта» листа.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, осень в золото одета!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Зажмуривают глаза.

Открывают глаза.

«Осенний лес» Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

Глазки ты закрой, открой

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Закрывают, открывают глаза.

Наше тело «Глазки»

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

Моргают глазками.

Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду.

Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно.

Моргают глазами.

«Части тела» Глазки вправо, глазки влево.

Глазки закрываем.

Глазки заставляй моргать.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Смотрят на «кончик носа» — вниз.

Руки в стороны — вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки.

Закрывают глаза, спокойно дышат.

Моргают глазами.

Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке.

Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх — вниз, прослеживают их взглядом.

Говорит дорожка – два вышитых конца.

Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз

Моргают глазами.

Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом, дети прослеживают их взглядом:

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазками.

Только в книжку заглянула,

Закрывают глаза на 5 – 10 сек.

Справа по дорожке мама с братиком любят гулять.

Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят.

Там вдали отец с сестрой я гляжу.

И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. Смотрят снизу вверх.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Кто живёт в моей квартире?

Вот и вся моя семья! Моргают глазами.

Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.

Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.

Моргают глазами.

Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо.

Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной.

источник

Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.

Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.

Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры.

Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте.

В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.

Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.

Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений.

Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки.

Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.

Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий.

Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний.

Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования.

Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается.

Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.

В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.

  • Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево. Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.

  • Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз. Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
  • Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.

Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.

  • Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры. Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
  • Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.

Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.

Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.

Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века. Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа.

Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.

Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.

Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия). Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз.

При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг». Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками.

Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.

Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.

Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка. Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.

Одним из эффективных способов является использование карандаша. Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.

Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.

Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм.

В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер.

Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.

Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития.

Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка.

Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.

Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.

Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.

После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие.

Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд.

Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.

Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру.

В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно.

После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.

На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.

Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица.

Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе.

Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.

Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.

Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно.

Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние.

Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.

При наличии серьезных нарушений рекомендуется выполнять данный комплекс каждый раз после высоких зрительных нагрузок.

Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10.

Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут.

Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.

Читайте также:  Влэк можно ли пройти с плохим зрением

Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.

Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.

Следующий вид – «Точечная гимнастика». Предложенные варианты направлены на восстановление остроты зрения. Для гимнастики нужно использовать лист бумаги, на котором нарисованы точки (10 штук). Интервал между ними должен быть не более 5 мм. Если зрение слабое, можно увеличить расстояние до 7 мм.

Лист нужно расположить на расстоянии 35 см от глаз. Ребенок должен не только видеть все точки, но и иметь возможность их пересчитать. Нужно постепенно отодвигать бумагу. Расстояние, на котором ребенок не смог рассмотреть точки, необходимо записать. В дальнейшем лист нужно перемещать ближе и дальше от ребенка.

Последней методикой является «Зрительная дуга». Особенность этого вида заключается в том, что он подходит для восстановления зрения у детей разного возраста. Кроме этого, действие методики направлено на устранение компьютерного синдрома.

Ребенка следует посадить на стул перед окном. Вначале взгляд должен сосредотачиваться на коленях. Постепенно ребенку следует фокусироваться на всех интересных предметах и объектах, которые находятся вокруг него.

Движения нужно повторить 2-3 раза, двигаясь по дуге.

Чтобы ребенок смог точно описать предметы, находящиеся вокруг него, особое внимание необходимо уделить артикуляционной гимнастике, ведь проблемы с речевым аппаратом не менее серьезны, нежели нарушения органов зрения. Если артикуляционная гимнастика должна проводиться с маленькими детьми (3-4 года), лучше всего дополнить занятия стихами и играми. Также существует множество различных сказок, которые будут интересны детям.

Не менее эффективными являются различные статические упражнения для языка. Во время выполнения тренировки «Птенчики» ребенок должен широко открывать рот, при этом сохраняя язык в расслабленном состоянии.

Упражнение «Лопаточка» предусматривает открытие рта. В отличие от предыдущего способа, здесь язык должен лежать в расслабленном состоянии на нижней губе.

Также во время проведения артикуляционной гимнастики можно использовать различные динамические упражнения.

Вариант электронной гимнастики для глаз смотрите в следующем видео.

Одной из составляющих профилактики зрения является гимнастика для глаз. Специальные упражнения помогают сохранить эластичность глазных мышц, улучшить кровообращение и питание органов зрения. Это сбережет здоровье и позволит избежать дорогостоящей операции, ношения очков или линз.

Главное правило профилактики зрения – гимнастика для глаз должна быть регулярной. Только тогда она даст результаты, восстановит кровообращение, снимет усталость и сухость, укрепит мышцы. Рекомендуется делать по 2 подхода в течение дня, не стоит делать сразу много повторов – это еще больше напряжет глаза.

  1. В положении сидя закройте глаза и максимально расслабьтесь. Представьте, что к носу прикреплен карандаш. Рисуйте или пишите им, совершая движения носом в воздухе.
  2. Сложите ладони чашечками и накройте ими закрытые глаза. Между руками и лицом не должно быть щелей. Зрачки находятся на уровне середины ладоней. Немного посидеть так, расслабившись.
  3. Руки согнуть в локтях, кисти с разомкнутыми пальцами расположите ниже уровня глаз. Далее плавно поворачивайте голову вправо-влево, глядя сквозь пальцы и не концентрируя взгляд на чем-то конкретно. Делать сначала с открытыми, затем закрытыми глазами от 20 до 30 раз.
  4. Представьте перед собой большие часы. Следите за воображаемой стрелкой, отмечая каждую цифру. Сначала упражнение выполняется по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Линия должна получиться ровной и непрерывной. Каждый день диаметр циферблата нужно увеличивать.
  5. Держа голову ровно, глазами горизонтально рисуйте восьмерки – сначала в одну сторону, потом в другую. Цифру делайте максимально большой, но напряжения это упражнение вызывать не должно.
  6. К носу поднесите небольшой предмет и сфокусируйте на нем зрение, чтобы косые мышцы глаз максимально напряглись. Затем расслабьтесь.
  7. Наклейте на оконное стекло маленький листочек бумаги размером с почтовую марку на уровне глаз. Далее выберите удаленный неподвижный объект за окном. Во время упражнения по очереди переводите взгляд с листочка на выбранный предмет вдали и обратно. Расстояние между окном и лицом должно составлять около 30 см.
  8. Некоторое время рисуйте глазами различные геометрические фигуры.

Полезен для здоровья массаж ушей. На них расположено множество активных точек, воздействуя на которые, можно оздоровить организм в целом. Этот массаж станет эффективным дополнением упражнениям для глаз, профилактикой сохранения остроты зрения.

Лучше всего делать его по утрам, сразу после подъема. Он поможет быстрее проснуться, активирует работу мозга, прояснит взгляд. Выполняют такие действия:

  1. Активно растереть ушную раковину, двигаясь от мочки к верхушке и обратно. Выполнить 8 раз.
  2. Прижать ладонями уши, сделать по 8 круговых движений вперед и назад.
  3. Взяться пальцами за середину раковины, слегка оттянуть ее назад и в сторону. Сделать 8 раз на обоих ушах.
  4. Сильно прижать ладони к ушам, затем резко отпустить. Повторить 8 раз. Это действие нельзя выполнять, если барабанная перепонка повреждена или отсутствует.

После гимнастики и массажа рекомендуется выполнить упражнение на расслабление, быстро поморгать. Не стоит тереть глаза. Этот комплекс предназначен для сохранения зрения у здоровых людей. При наличии определенных заболеваний или предрасположенности к ним рекомендуется выполнять гимнастику, предназначенную для каждого конкретного случая.

Миопия (близорукость) характеризуется фокусированием изображения перед сетчаткой. Человек плохо видит объекты вдали, предметы для него теряют очертания, расплываются. Во избежание таких проблем следует делать гимнастику для глаз, в частности, такие упражнения для профилактики близорукости:

  1. На 5 секунд зажмуриться, затем на такое же время открыть глаза. Сделать 6-8 раз.
  2. Указательными пальцами прижать кожу под бровями со стороны внешних уголков глаз. Медленно опустить веки, затем поднять. Сделать 8 раз.
  3. Указательным пальцем следует прижать внешний уголок глаза, безымянным – внутренний, а средний расположить в верхней точке глазницы. Медленно поморгать в таком положении 8-10 раз.

Кроме гимнастики для глаз, профилактика близорукости может включать воздействие холодом. Во время утреннего и вечернего умывания следует 10 раз плеснуть в закрытые глаза ледяной водой. Это улучшает кровообращение и тонизирует кожу.

При дальнозоркости изображение фокусируется позади сетчатки глаза. В результате человек предметы вдали видит гораздо отчетливее того, что находится рядом. Профилактика дальнозоркости включает такую гимнастику для глаз:

  1. Следует удобно сесть, расслабиться и смотреть прямо. Затем повернуть голову налево, одновременно перемещая взгляд. Вернуться к исходному положению. Повторить от 5 до 10 раз.
  2. Поднять руку к уровню глаз. Далее пальце нужно рисовать круг, сначала по часовой стрелке, затем против. Взгляд должен следить за пальцем. Выполняется 7 раз в каждую сторону.

Для повышения остроты зрения очень полезно читать тексты, напечатанные на бумаге. Если проблемы со зрением уже имеются, то делается это без очков. Книгу или журнал располагают на таком расстоянии, чтобы чтение создавало небольшое напряжение в глазах. Длиться упражнение должно от 15 до 30 минут.

При глаукоме повышается давление внутри глазного яблока. Нередко это сопровождается гипертонией. Гимнастика для глаз поможет для профилактики и лечения глаукомы. В терапевтических целях выполняйте упражнения через 2 часа после использования капель. Применяют такой комплекс действий:

  1. Следует выпрямить руки прямо перед собой. Далее постепенно приближают ладони к лицу, шевеля пальцами. Взгляд от рук не отводить.
  2. Голову держать ровно. Медленно перевести взгляд влево, досчитать до десяти, вернуться в исходное положение. Аналогично посмотреть направо. Сделать 10 раз.
  3. На протяжении двух минут быстро моргать.
  4. Прикрыть глаза веками, помассировать их кончиками пальцев круговыми движениями в течение минуты. Это упражнение для глаз полезно в целях профилактики, чтобы сохранить хорошее зрение. Благодаря нему улучшается кровообращение, проходит усталость.
  5. Поочередно фиксировать взгляд на переносице, в центре лба, на кончике носа.
  6. Кончиками пальцев слегка прижать верхние веки, затем не спеша отпустить. Сделать 7 раз.
  7. Медленно моргнуть 5 раз, затем опустить веки и начать вращение головой. В процессе открыть по очереди оба глаза.

Также в целях профилактики глаукомы выполняют общеукрепляющие упражнения для глаз. Полезно завершить гимнастику массажем лица.

Для этого сначала провести пальцами по надбровным дугам от точки над переносицей к вискам. Затем погладить лоб, двигаясь от бровей к волосам. В завершение помассировать круговыми движениями виски 2 минуты.

Не рекомендуется сильно давить на кожу, тереть ее. Касания должны быть легкими и нежными.

Катаракта проявляется помутнением хрусталика. Это заметно по зрачку. Он постепенно светлеет, пока в результате прогрессирования болезни не становится совершенно белым. Хрусталик уже не преломляет свет и человек теряет зрение.

Упражнения для глаз полезны в целях профилактики катаракты. Они стимулируют кровоток, способствуют увлажнению слизистой оболочки глазного яблока. Рекомендуется выполнять такие действия:

  1. Поднятие век перед зеркалом. Сначала сразу оба, затем по одному.
  2. Прижать пальцами внешние уголки глаз и оттянуть, сузив щель. В таком положении 10 раз с усилием поднять и опустить веки.
  3. Прикрыть глаза веками и поморгать минуту.
  4. В положении стоя поднять полусогнутую в локте руку, выставить указательный палец. Затем медленно опустить и поднять палец, следя за ним глазами. Сделать 10 раз.
  5. Упражнение из тибетской методики. Нужно смотреть на горящую свечу, пока не потекут слезы.

Профилактика катаракты будет особенно эффективной, если после гимнастики для глаз принять душ, хорошо растереться полотенцем. Завершать комплекс желательно воздушными ванными.

При наличии офтальмологических проблем следует проконсультироваться у специалиста. Только врач сможет подобрать необходимый комплекс упражнений, который не навредит здоровью. Абсолютно противопоказана гимнастика для зрения в таких случаях:

  1. После лазерной коррекции упражнения выполняют не ранее, чем через полгода.
  2. При воспалительных процессах в глазах, инфекциях выполнение упражнений может спровоцировать распространение болезни на лицо через выделяемую из глаз жидкость.
  3. Отслоение сетчатки – активные движения глазным яблоком ускоряет этот процесс, что приводит к ухудшению зрения.

За последние годы нагрузка на зрение сильно возросла и сохранение его остроты – серьезная проблема. Важно приучить детей к профилактике, выполнять гимнастику для глаз вместе с ними. Приобретенные в детстве навыки они заберут во взрослую жизнь и сохранят ясный взгляд до глубокой старости.

1068
Татьяна Курицкая
21.03.2018

Нельзя однозначно утверждать, что острота зрения у детей падает только из-за какого-то одного фактора, например, из-за частого «общения» с современными компьютерными гаджетами. На ухудшение зрения могут влиять различные причины, на некоторые из которых очень сложно влиять, если причина состоит в наследственности. Рассмотрим основным причины ухудшения зрения у детей.

Если хотя бы у одного из родителей имеется офтальмологическое заболевание, рекомендуется посетить с ребенком врача. Во-первых, доктор назначит профилактику для глаз. Во-вторых, если при обследовании зрения обнаружено заболевание, на ранней стадии сохранить 100-процентное зрение намного легче.

Усиленная нагрузка на глаза

Переутомление в детском саду или даже дома является угрозой для зрительного органа. Ребенок может просто утомлять свои глазки длительным чтением, компьютерными играми, планшет и мобильный телефон с множеством приложений просто притягивают ребенка и он часами может без отрыва смотреть в экран.

Слишком долгое пребывание перед экраном телевизора или компьютера

В современном мире у ребенка с малых лет появляются различные гаджеты. Ребенок может не заметить, что проводит достаточно большое количество времени за просмотром разных мультфильмов, телепередач, а также за игрой всевозможных игр. Поэтому родителям нужно обратить на это внимание.

Недостаток витаминов

Мне приходится очень много работать за компьютером, часов по 10 в день. Все началось еще со старших классов школы, когда у нас дома появился первый компьютер. Позже у меня появился свой собственный, потом другой более мощный, теперь вот ноутбук. Без него уже тяжело представить неделю моей жизни. Как быстро мы ко всему привыкаем!

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

Человек может страдать близорукостью и дальнозоркостью. Нужно знать, что из себя представляют эти заболевания, потому что для каждой патологии подбирается своя зарядка для глаз для восстановления зрения или его сохранения.

Близорукость (миопия) — это дефект, при котором картинка концентрируется перед сетчаткой глаза. Проще говоря — это когда человек видит хорошо вблизи и плохо — удаленные предметы. Вещи на расстоянии выглядят для него расплывчатыми, смазанными.

Дальнозоркость (гиперметропия) — это когда удаленные образы концентрируется за сетчаткой глаза. Иными словами, человек не очень хорошо видит вещи вблизи, но хорошо вдалеке.

Занятия зрительной гимнастикой следует осуществлять около трех раз в день по 5 минут каждое.

Ниже приведен список упражнений для глаз.

Многие детские сады сегодня включают в свои программы коррекционные занятия, ориентированные на улучшение зрения, а некоторые учреждения даже выделяют специализированную группу, занятия в которой включают комплекс упражнений для улучшения зрения.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста в разных группах детского сада представляет собой комплекс упражнений, подобранный в соответствии с возрастными особенностями. В подготовительной группе советуют проводить упражнения, координирующие работу глазных мышц, которые также улучшают кровообращение, снимают утомление и вызывают расслабление.

Эти упражнения просто выполнять, следуя рекомендациям воспитателя:

  • Примерно пару секунд нужно сосредоточенно смотреть перед собой.
  • На уровне глаз, на расстоянии около 30 см, следует поставить указательный палец, пару секунд смотреть на него, затем опустить взгляд вниз – проделанное упражнение повторяют 3-5 раз.
  • Закрыв глаза, совершают вращательные движения глазными яблоками в течение нескольких секунд.
  • Закрыв глаза, выполняют подушечками пальцев массаж век легкими вращательными движениями, чередуя их с движениями «вверх-вниз» глазными яблоками.
  • Устанавливают ноги на ширине плеч, опустив голову, смотрят на левую ногу, затем, подняв голову, переводят взгляд наверх, в правый угол комнаты. После опускают голову и смотрят на правую ногу, затем поднимают голову и смотрят на левый верхний угол комнаты.

На занятиях по окружающему миру для улучшения зрения можно предложить детям не просто наблюдать за окружающей природой, а отыскать самое высокое дерево или деревья, задержать на нем взгляд, пытаясь рассмотреть его. Затем нужно перевести взгляд на землю и рассмотреть в мельчайших деталях, что лежит вокруг, после можно посмотреть на небо и пофантазировать, на что похожи облака.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста для средней и младшей группы содержит самые простые, соответствующие возрасту детей упражнения.

Обычно при проведении упражнений для тренировки зрения в средней группе используется игровая форма, а также физкультминутки, цель которых – научить ребенка делать необходимые для глаз упражнения, запомнить их и выполнять самостоятельно. Подобные упражнения сопровождаются стихами либо песенками, что способствует быстрому их запоминанию.

Кроме этого, существуют и стандартные комплексы упражнений для улучшения зрения в старшей группе.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста не только поможет улучшить зрение, но и расслабит уставшие глаза. Повторять весь комплекс под счет воспитателя необходимо до 5 раз в течение разминки.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста проводится также в стихотворной форме, в соответствии с временем года или даже погодой.

  • Ценность зрения, к сожалению, чаще всего постигается лишь тогда, когда его острота уже снижена и единственное, что может компенсировать этот недостаток – ношение оптических очков или контактных линз.
  • Но если сделать упражнения для профилактики нарушений зрения своей полезной привычкой, то проблем со зрением можно избежать и даже замедлить процесс снижения его остроты, если нарушения уже возникли.
  • В качестве одного из средств комплексного лечения близорукости или дальнозоркости, такая гимнастика для глаз окажет неоценимую помощь.

Наши органы зрения нуждаются в разностороннем подходе: однообразных упражнений, какими бы эффективными они ни были – недостаточно.

Комплекс упражнений, разработанный офтальмологами для профилактики нарушений зрения, позволяет активировать и нормализовать самые важные функции глаз и другие процессы, влияющие на здоровье нашей оптической системы.

Чтобы зрение не пострадало из-за переутомления, каждые 45-60 минут делайте перерыв на 5 минут, в течение которых сделайте следующие упражнения:

  1. Скосите глаза вправо, словно пытаетесь заглянуть себе за спину, не поворачивая головы. В крайней точке задержитесь на 1-2 секунды, после чего повторите движение влево. Всего сделайте по 3-4 движения в каждую сторону.
  2. То же упражнение, но без паузы в крайней точке: «бегайте» взглядом влево-вправо в течение 30 секунд.
  3. Представьте, что вы можете рисовать взглядом. Нарисуйте геометрические фигуры, напишите свое имя и создавайте самые разнообразные, невидимые другим, шедевры. Но не забывайте, что эти «картины» должны охватывать все поле зрения, а не находиться в одном его ограниченном участке.
Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

Тренировка аккомодационной способности глаза – это надежный способ предупредить развитие близорукости и дальнозоркости, а также замедлить прогрессирование этих состояний, если они уже возникли.

  1. Выберите какой-либо предмет на расстоянии не более 30-35 см. от глаз, и сфокусируйте взгляд на нем в течение 15-20 секунд. После этого переведите взгляд на объект или предмет, находящийся вдали от вас и так же сконцентрируйтесь на нем. Удобнее всего иметь под рукой собственный «тренажер»: наклейте на оконное стекло небольшой кусочек цветного скотча, который будет служить вам «близким предметом», а любой объект за окном – «дальним». Подойдя вплотную к подоконнику, смотрите на кусочек скотча, а затем переведите взгляд на дерево, фонарный столб или что-то другое за окном. Сменяйте объект в поле зрения 8-10 раз, задерживаясь взглядом на каждом из них по 15-20 секунд.
  2. Возьмите в руку книгу и держите ее на расстоянии, на котором четко видите печатный текст. В течение 30-40 секунд приближайте книгу к лицу, старясь максимально долго сохранять фокусировку и четкость изображения. Таким же образом отводите книгу дальше от глаз, «провожая» взглядом текст. Повторите серию из 5-6 приближения и отдалений.
  3. Описывайте взглядом концентрические круги, сужающиеся к центру. Это похоже, как если бы вы отслеживали взглядом витки спирали. Повторите упражнение 5-6 раз, сужая «спираль» по часовой стрелке и затем расширяя ее в обратном направлении, против часовой стрелки.

Слезная пленка, которая постоянно находится на поверхности глазного яблока, защищает его от пересыхания и повреждения микроскопическими инородными телами (пылью, частицами шерсти и пр.).

Эта спасительная жидкость каждый раз «обновляется», когда человек делает моргающее движение веками. Но при работе с компьютером и просмотре ТВ эти движения становятся реже, что приводит к пересыханию глаз.

Именно недостатком слезной жидкости обусловлено ощущение жжения и «песка» в глазах.

Если вы проводите много времени у монитора, следующие упражнения помогут не допустить пересыхания глаз:

  1. Часто и быстро моргайте в течение 1-2 минут, глядя вниз.
  2. Посмотрите вверх и, не опуская верхних век, постарайтесь поднимать нижние. При правильном выполнении упражнения вы должны ощущать дрожание нижних век.
  3. Закройте глаза и сильно сожмите веки на 4-5 секунд. Затем широко откройте глаза и быстро поморгайте.

Это не ошибка: проблемами, возникшими в шейном отделе позвоночника, обусловлена немалая часть нарушений зрения. Именно в этом участке пролегают кровеносные сосуды, которые транспортируют питательные вещества и кислород в области мозга, ответственные за обработку зрительных образов.

Поэтому уделять внимание только глазам, оставив «за кадром» возможный источник проблем со зрением – нерационально. Выполняйте следующие упражнения без какой-либо привязки ко времени или чувству усталости – это разминка, которая займет пару минут, но обеспечит множество полезных эффектов:

  1. Быстро и резко поднимайте плечи как можно выше, затем так же резко «роняя» их вниз. Сделайте 8-10 повторов. При этом задействованы мышцы у основания шеи – наименее подвижный участок, в котором чаще всего возникают патологические застойные явления.
  2. Сядьте прямо, подбородок вперед и вверх. Последовательно наклоняйте голову влево, вперед, вправо и назад, после каждого наклона возвращаясь к исходному положению. Сделайте по 3-4 полных цикла по часовой стрелке и против.

  • Старайтесь заниматься гимнастикой для глаз в проветренном помещении: ваши органы зрения получают кислород непосредственно из воздуха. Поэтому позаботьтесь, чтобы это был именно кислород, а не частицы табачного дыма или другие вредные вещества в воздухе.
  • Следите за своей осанкой не только во время упражнений, но и в процессе чтения, письма, просмотра телепередач и пр. От состояния позвоночника зависит многое, в том числе – острота зрения.
  • Перечисленные упражнения подойдут для профилактики нарушений зрения как у взрослых, так и у детей. Ребенку будет особенно интересно заниматься такой гимнастикой вместе с родителями, и позволит с ранних лет сформировать у малыша привычку заботиться о зрении.

Выполнение полного комплекса упражнений не займет у вас более 10 минут. А забота о глазах позволит «отложить» проблемы со зрением на долгие годы.

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  • Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  • Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий.

    Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.

    Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.

    Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.

  • Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  • Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

    Упражнения для зрения направлены на то, чтобы укреплять мышцы зрительных органов. Специалисты рекомендуют делать гимнастику утром или перед сном в вечернее время. Каждое из нижеописанных движений повторяют от 5 до 30 раз, постепенно увеличивая нагрузку. Плавно выполняйте упражнения, не делая никаких рывков, не используя при этом линз либо очков.

    Упражнения для расширения поля зрения выполняют следующим образом:

    • стараться зрачками чертить круг с максимальной амплитудой против часовой стрелки и в обратном направлении;
    • как можно шире смотреть вверх, а затем вниз;
    • смотреть по сторонам изо всех сил, переводя взгляд то в одну, то в другую сторону;
    • рисовать выпуклую дугу, затем пытаться чертить вогнутую дугу и обвести зрачками ромб;
    • глазами пытаться нарисовать квадрат, а затем бантики;
    • чертить зрачками английскую букву S — сначала представить её себе в вертикальном положении, а затем она принимает горизонтальное положение;
    • мысленно представлять себе квадрат и переводить взгляд по обеим его диагоналям;
    • глазами рисовать дуги, воображая их сначала по часовой стрелке, а затем обратно в вертикальном положении;
    • пытаться как можно ближе свести зрачки, глядя на палец;
    • моргать так часто, как только можно.

    ПОДРОБНЕЕ ПРО: Пленка на сетчатке глаза лечение народными средствами

    Упражнения для зрения для детей и взрослых с целью его коррекции представлены несколькими видами:

    Для первого упражнения берется почтовая марка или другая картинка и крепится на стекло. За окном выбирается удаленный мелкий предмет, к примеру, антенна телевидения. Смотреть нужно на эти объекты поочередно, переводя взгляд. При увеличении нагрузок можно добавить другие объекты, находящиеся на разной удаленности от вас.

    Массаж глаз проводится следующим образом: открываем широко глаза, имитируя испуг. Зажмуриваем веки на 5 секунд очень сильно, находясь при этом в прямом положении. И так повторяем от 5 до 10 раз. Рекомендуют также использовать гидромассаж для глаз. Для этого ополаскиваем их утром в теплой и холодной воде, и вечером в обратном порядке.

    Рисование заключается в мысленном представлении приятной картинки. Для этого закройте глаза и прикройте их теплыми ладонями.

    Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.

    Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

    Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

    Проведение упражнений для глаз показано:

    • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
    • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
    • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
    • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

    Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

    1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
    2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
    3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
    4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
    5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

    ПОДРОБНЕЕ ПРО: Миопия высокой степени лечение — Всё о глазах

    Чтобы улучшить зрение, упражнения для глаз должны быть нацелены на улучшение микроциркуляции их тканей. Этот фактор играет не последнюю роль в качестве человеческого зрения. Использование элементов массажа включают упражнения для развития зрения и для профилактики недугов.

    Рисуйте восьмерки массажными движениями. Используйте указательный и большой палец для движения от нижнего внутреннего края глаз через бровь к верхнему уголку.

    Между массажами, которые выполняют до 15 раз в день, проделывайте следующие движения:

    • движение зрачками влево и вправо, сверху и вниз;
    • резкое зажмуривание и расслабление глаз;
    • вращение зрачков по часовой стрелке и мысленное рисование геометрических фигур;
    • переведение взгляда из удаленных предметов на приближенные вещи;
    • интенсивное моргание.

    Каждый человек, решивший попробовать гимнастику для глаз, должен для себя определить желаемый эффект, это профилактика, лечение или улучшение функции глаз.

    К примеру, если вам необходима профилактика после работы за компьютером, то используйте технику расслабления. А если проблемы с изображением уже существуют, то сосредоточьтесь на восстановительной гимнастике.

    Главное в этом деле – это терпение и систематичность.

    1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
    1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном.

      Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко.

      Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы.

      На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.

      «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками.

      Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.

      «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами.

      За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.

      «Часики».

      Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.

      «Приближение».

      Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем.

      Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.

    1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
    1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом.

      Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.

    1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
    1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

    Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

    Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

    Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.

    У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

    У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

    Сегодня многие проводят за компьютером большую часть рабочего времени. Это требует максимального напряжения глаз, от чего мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

    Даже если человек обладает стопроцентным зрением, ему все равно необходим полноценный отдых для глаз. В этом поможет специальная гимнастика для глаз.

    – Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать, – рассказывает врач-офтальмолог – Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

    7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения:

    Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

    Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

    Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

    Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

    Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

    Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

    источник