Меню Рубрики

Происхождение государства у славян различные точки зрения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Используя документызаполните таблицу: «Теории происхождения государства у восточных славян».

Теории возникновения государственности

Норманская теория

Русский летописец начала XIIв., Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись, которую называют « Повесть временных лет», легенду о призвании в качестве князей трех варягов− братьев Рюрика, Синсуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности своему правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменскиесловене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. Новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882г. Он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о варягах послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Байером Г.З., Миллером Г.Ф., Шлецером А.Л., приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На рубеже XVIII-XIXвв. Норманнистов поддержали Карамзин Н.М., Соловьев С.М. Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того – обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость.

Антинорманская теория

Горячим противником норманнской теории выступал М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Они считали, что варяги− это не этнос, и не нация, а конгламерат племен; варяги не дали государственности. В 860 году, летом, был подписан договор мира и любви между Русью и Византией, что дало возможность ведения торговли и экономики. К 860 г., в середине IX в., уже сложилась территориальная община феодальной формации. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько− нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь- страна несметных богатсв, а служба русским князьям- верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. П.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманнисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедитсльными доказательствами, чго есть все основания утвсрждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варяюв. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей-печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. Русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным – напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, «исторически» обосновать самостийность Украины, ее «историческое превосходство» над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви. Авторами антинорманской теории являются М.В.Ломоносов (XVIIIв.), Б.А.Рыбаков (XXв.))

Центристская теория

Историки XX векаА.Л.Юрганов, Л.А.Кацва, а также современные историки, пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам:

— норманны сами в то время не имели государственности;

— процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

— вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских славян

— Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Теории происхождения государства у восточных славян

Название теории Суть теории Сторонники теории
1.Норманнская (варяжская)
2.Славянская (антинорманнская)
3.Центристская

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 7018 | Нарушение авторских прав

источник

Концепции происхождения и прародины славян

Происхождение Древнерусского государства

Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности

Вопросы, связанные с происхождением терминов «славяне», «Русь», с этнической принадлежностью славян, с образованием государства у восточных славян на протяжении уже почти трех столетий вызывает многочисленные споры среди историков. Зачастую они принимают характер не только научных дискуссий, но политических споров.

Миграционная (пришли на Восточно-Европейскую долину)
«дунайская» (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский)
«прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)
Автохтонная
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. (Б.А. Рыбаков)
Старая норманнская теория Авторы: Немецкие ученые середины XVIII в., работавшие в России: Г.Миллер, Г.Байер, А.Шлецер Современная норманнская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в.
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: Восточные славяне в силу своей отсталости были неспособны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых сла­вяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо норманны вообще, выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманны и варяги — это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманнов называли славяне). Русы — одно из норманнских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей — скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманнскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: следует отметить, что старая норманнская теория считается ненаучной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, так же как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на ПВЛ. Современные норманнисты считают, что у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в 860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %.
Концепция академика М.В. Ломоносова Концепция академика Б.А. Рыбакова
Норманны ≠ Варяги; Варяги = Русы Основные положения: норманны и варяги — это разные народы: норманны — это жители Скандинавии, а варяги — это племена из Прибалтики смешанного балто-славянского происхождения. Русы – одно из прибалтийских племен (часть варягов). Название государства и правящая династия — не скандинавского, а балто-славянского происхождения. Само же государство возникло в силу исключительно внутренних причин. Основные аргументы: а) данные ПВЛ, где норманны и варяги упоминаются раздельно; б) норманны находились на той же стадии развития, что и славяне или даже ниже: у них почти не было городов (страну славян по количеству городов называли «Гардарикой»); в) название региона в Прибалтике: Пруссия и племени пруссов (тот есть поруссов — «живущих подле русов»), а также название речки Рось — притока р. Неман. Отсюда вывод: русы проживали в Прибалтике; г) легенда о новгородском старейшине Гостомысле, у которого якобы была дочь, выданная замуж за некоего прибалтийского князя, от которого у нее родилось 3 сына (по мнению Ломоносова именно они и были Рюриком, Синеусом и Трувором. Становится понятно, почему Гостомысл добивался приглашения именно этих князей: он не хотел терять своего влияния). Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы возникновения государства. Слабая сторона: явная надуманность многих аргументов и особенно легенды о Гостомысле Норманны = Варяги; Русы ═ Славяне Основные положения: норманны и варяги — один и тот же народ из Скандинавии. Никакого или почти никакого участия в образовании Древнерусского государства они не принимали. Русы — это часть пле­менного союза полян. Название государства — славянского происхождения, вопрос о происхождении правящей династии Рыбаков оставил открытым. Государство у восточных славян возникло исключитель­но в результате внутренних предпосылок. Основные аргументы: а) имена Синеус и Трувор — это написанные по древнеславянски слова sine hus и tru war («свой дом» и «верная дружина»). Отсюда вывод: раз не было братьев, то, скорее всего, не было и Рюрика, которого выдумал летописец, чтобы доказать, что государственность возникла в Новгороде, а не в Киеве, б) доля скандинавских вещей, найденных во время раскопок под Новгородом и Смоленском не превышает 5-7 %, что не позволяет говорить об активном участии скандинавов во внутриславянской жизни; в) название р. Рось — притока Днепра, где проживал племенной союз полян, частью которого и были русы. Сильная сторона: аргумент о Синеусе и Труворе, опора на современные данные науки. Слабая сторона: фактическое отрицание данных летописей и, прежде всего, ПВЛ, а также тенденциозное отношение к факту существования Рюрика.

Концепция профессора Г. Кузьмина:

Она занимает промежуточное положение между норманскими и антинорманнскими теориями.

Основные положения: норманны, варяги и русы — это разные народы неславянского происхождения. Норманны — это жители Скандинавии, варяги — жители южной Прибалтики, русы — потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная. Их вождь Одоакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Господство ругов в Италии продолжалось около 100 лет, пока они не были вытеснены оттуда лонгобардами. В поисках новой среды обитания руги разделились на две части. Одни стали продвигаться дальше на Восток, по пути давали название географическим объектам в честь своего племени (этим объясняется наличие названий на — рос, — рус, — рог в самых разных частях Европы). После того как они пересекли Карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева, руги приняли активное участие в создании Древнерусского государства. Они дали ему название (Русь) и правящую династию (у ругов уже был опыт государственности). Затем руги были полностью ассимилированы славянами.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

а) данные из ПВЛ — норманны, варяги и русы упоминаются раздельно;

б) данные из ПВЛ о том, что русы первоначально проживали в области Норик в верховьях Дуная (именно там в V-VI вв. проживали руги);

в) археологические раскопки в районе Новгорода и Киева показали, что в слоях VII – IX вв. обнаруживается аномалия погребального обряда. Она связана с преобладанием трупоположения (захоронение в земле), тогда как до принятия христианства у славян преобладал обряд трупосожжения (захоронение урн с прахом сожженного покойника в курганах -«могилах»). Отсюда вывод: в районе Новгорода и Киева проживали в VII-IX вв. неславянские племена, скорее всего — руги.

Концепция объясняет разбросанность названий на -рос, -рус, -рог в разных частях Европы (Германия, Швейцария, Прибалтика, Карпаты, Украина).

В районе Новгорода и Киева в V1I-IX вв. действительно могли проживать неславянские племена, но необязательно это были руги.

В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точную картину событий древнейшей истории славян (восточных славян) пока весьма трудно восстановить с максимальной достоверностью из-за почти полного отсутствия письменных источников того времени.

Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян. Образования государства у восточных славян имело свои особенности и это необходимо учитывать при рассмотрении многих последующих процессов социально-экономического и политического развития Руси – России.

Трактовка происхождения термина «Русь»

Скандинавская (В.О. Ключевский, В. Томсен)
Русы = норманны = варяги
От финск. Ruotsi — Швеция
От древнеисланд. Rohts – гребцы, мореходы
От названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева
Отечественная (М.Н.Тихомиров, Б.А. Рыбаков)
От лат. Varangos — телохранитель, воин
От древнесканд. Var – верность, обет, порука
Варяги = норманны («северные люди») – Собирательное обозначение скандинавов в древнерусских письменных источниках

Теории возникновения государства у восточных славян

Славянская Центристская Норманнская

Отрицается роль Древнерусское

варягов в образовании государство Государство

древнерусского возникло создано

государства и как результат норманнами

призвание их на княжение внутреннего (варягами) с

общественного согласия добровольного славян,

М.В. Ломоносов Большинство Г.Ф. Миллер Б.А. Рыбаков современных Г.З. Байер

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 4914 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

1.2.1. Возникновение государственности у

восточных славян

Государство — это политическая структура общества, имеющая следующие основные признаки:

    Наличие территории, первоначально с естественными границами

    Наличие аппарата управления

    Наличие налоговой системы

    Наличие аппарата принуждения( вооружённых отрядов, обеспечивающих защиту границ и следящих за порядком внутри государства)

    Причины возникновения государства

    Внутренние причины

    Изменение общины — переход от родовой к соседской

    Появление имущественной дифференциации, то есть социального расслоения населения.

    Появление необходимости у знати защиты имущества, привилегий, захвата новых земель, для чего необходим аппарат принуждения.

    Складывание частной собственности на землю

    Рост производительности труда, разделение труда, что тоже способствовало возникновению социального неравенства.

    Постепенное становление власти князя по мере роста его военного могущества. В результате этого создавался и укреплялся межплеменной центр – резиденция князя и его дружины.

    Внешние причины

      Защита от врагов, требующая объединения усилий

      Культурное и политическое влияние более развитых стран, появление желания пойти похожим путём, заимствовать их общественно -политические формы жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

      Развитие внешних торговых отношений, в результате которых знать начинает осуществлять контроль за торговыми путями и за самой торговлей.

      Особенности образования государства у восточных славян

      Процесс образования государства у восточных славян был длительным — несколько сотен лет.

        Особенностью образования государственности был то, что восточные славяне миновали рабовладельческий строй и сразу перешли к феодальному. Причины: суровые климатические условия препятствовали избытку сельхозпродукции, необходимой для торговли и обмена; не было надобности в большом количестве рабов, так как в зимнее время труд их был бы не нужен; приток рабов был невысокий, так как не сформировалось ещё государство, способное проводить агрессивную политику.

        В образовании государства играли роль не только славяне, но и норманны, финно-угорские племена.

        Теории образования государства у восточных славян

        Норманнская теория

        Представители: немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев.

        Основные положения:

          Восточные славяне в политическом отношении были отсталыми

          Государство на них создали норманны — жители Скандинавии. На Руси их называли варягами.

          Норманны либо были приглашены ( Байер и Миллер), либо были завоевателями (Шлёцер). По одной из легенд , словене, кривич и чудь , стремясь преодолеть меджоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов). «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами». Рюрик стал княжить в Новгороде, Трувор — в Изборске , Синеус — в Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один в 862-879г.

          Русы — одно из норманнских племён, отсюда и название государства — «Русь».

          Легенда о призвании новгородцев Рюрика с братьями ( по «Повести временных лет»)

          Имена первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга)- скандинавского происхождения

          Финское название Швеции-Ruotsi- созвучно с названием «Русь»

          Сильная сторона

          Опора на письменные источники, в первую очередь, на «Повесть временных лет» Нестора.

          Слабая сторона

          «Научить» другой народ государственности невозможно. Для этого должны быть внутренние предпосылки.

          Антинорманнская теория

          Представители:

          Основные положения:

            Норманны и варяги — это разные народы. Норманны — жители Скандинавии. А варяги — племена из Прибалтики.

            Русы — одно из прибалтийских племён. Название государства — балто-славянского происхождения.

            Государство возникло в силу внутренних причин.

            В «Повести временных лет» норманны и варяги упоминаются раздельно

            Норманны находились на том же уровне развития, что и славяне, возможно и ниже. Страну же славян называли Гардарикой, так как в ней было много городов.

            Один из регионов Прибалтики назывался Пруссия — «живущие подле русов».Приток реки Неман- река Рось. Всё это свидетельствует о том, что русы жили в Прибалтике.

            Сильная сторона

            Опора на внутренние факторы возникновения государства.

            Слабая сторона

            Надуманность многих аргументов.

            Концепция Б.А.Рыбакова( во многом схожа с антинорманнской теорией)

            Представители: Б.А.Рыбаков

            Основные положения:

              Норманны и варяги — один и тот же народ из Скандинавии.

              Почти никакого участия в образовании государства они не принимали.

              Русы — это часть племенного союза полян.

              Название государства- славянского происхождения.

              Государство возникло в результате внутренних причин.

              Имена Синеус и Трувор обозначают со скандинавского «свой дом» и «верная дружина». Никаких братьев не было, как не было, скорее всего, Рюрика. Летописец всё выдумал, чтобы доказать, что государственность возникла в Новгороде , а не в Киеве.

              Доля скандинавских вещей, найденных во время раскопок в Новгороде. Не превышает 5-7 %, что не позволяет говорить об их активном участии в жизни славян.

              Река Рось — приток Днепра, по берегам которого жили поляне. Русы — часть племени полян.

              Сильная сторона

              Опора на данные современной науки, аргумент о Синеусе и Трувере.

              Слабая сторона

              Фактическое отрицание данных, изложенных в «Повести временных лет», отрицание существования Рюрика.

              Вывод: в каждой теории есть достоинства и недостатки. Полностью понять, как возникало государство у восточных славян, очень сложно, так как почти нет письменных источников. Современны учёные полагают, что в образовании государства принимали участие не только восточные славяне, но и другие народы. Иноземные князья действительно были приглашены в качестве примеряющей силы, но признаки государства возникли в результате внутреннего развития. Данная теория называется «центристской» (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки).

              Этапы складывания государственности у восточных славян

                1-ый этап. 8-сер. 9 вв. Появление предпосылок государственности, складывание межплеменных союзов и их центров. Формирование системы полюдья — сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.

                2-ой этапе .2-ая половина 9 – середина 10 в.Ускорение процесса государственности , в котором заметную роль сыграли внешние силы- варяги и хазары. Образование двух государственных центров: Новгород – (первоначально Рюрик правил в Ладоге) и Киев (Аскольд и Дир, правили в Киеве в промежутке между 860 и началом 882 г.)

                3-ий этап. Образование единого государства – Киевская Русь, объединение Новгорода и Киева Олегом в 882 г.

                Дальнейшее развитие государства, расширение территории.

                Значение образования государственности у восточных славян.

                  Создавались благоприятные условия для развития ремёсел, земледелия, торговли

                  Формировалась социальная структура общества, властные функции осуществляли князь и дружина.

                  Мощный толчок получило развитие культуры

                  Началась складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

                  Создавались условия для обеспечения безопасности .

                  Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

                  Русь была словно связующее звено между Востоком и Западом, через неё совершался культурный и торговый обмен.

                  Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

                  источник

                  Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства

                  — Схожая общественная психология.

                  Б) Социально‑экономические предпосылки

                  — Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

                  — Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

                  В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

                  — Преобладание свободного труда над рабским.

                  В) Социально‑политические предпосылки

                  — Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

                  — Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

                  — Формирование племенных союзов.

                  Г) Внешнеполитические предпосылки

                  — Угроза нападения внешних врагов.

                  — «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

                  — Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

                  Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

                  Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

                  — Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

                  — Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

                  — Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

                  — Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

                  I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

                  В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

                  Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

                  Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

                  Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

                  Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

                  Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

                  Итоги княжения первых Рюриковичей:

                  а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

                  б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

                  в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

                  г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

                  Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

                  Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

                  2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

                  3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

                  4) династическая (родовая) княжеская власть;

                  5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

                  Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

                  — создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

                  — формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

                  — формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

                  — происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

                  II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

                  В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

                  Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

                  1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

                  2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

                  3) 988 г. — принятие христианства;

                  4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

                  5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

                  6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

                  Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

                  1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

                  Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

                  Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

                  Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

                  — завершение формирования территории государства;

                  — перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

                  — слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

                  — активная реформаторская деятельность великих князей;

                  — внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

                  — появление писаного кодифицированного права;

                  — широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

                  — расцвет древнерусской культуры.

                  III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

                  При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

                  Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

                  — организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

                  — ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

                  — устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

                  — ограничил взимание процентов при займе;

                  — продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

                  — организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

                  — занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

                  — написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

                  Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

                  — воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

                  — воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

                  — способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

                  — по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

                  После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

                  Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

                  Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

                  При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

                  Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

                  Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

                  Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

                  В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

                  Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

                  Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

                  Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

                  Причины принятия христианства:

                  1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

                  2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

                  3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

                  4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

                  Принятие христианства имело огромное историческое значение:

                  — способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

                  — сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

                  — христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

                  — повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

                  — ускорило развитие феодального способа производства;

                  — оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

                  Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

                  Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

                  Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

                  Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

                  Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

                  — завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

                  — слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

                  — замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

                  — активная реформаторская деятельность великих князей;

                  — внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

                  — появление писаного кодифицированного права;

                  — использование дипломатических методов решения международных проблем;

                  — рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

                  источник

                  Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.

                  В литературно-документальной летописи — “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне, к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу — радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, —вятичи; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи, к юго-западу от них — дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

                  Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

                  В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

                  Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.

                  В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистамии их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

                  Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

                  С опровержением варяжской теории выступил М.В. Ломоносов, который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в “Древней Российской истории” писал, что “славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.

                  Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.

                  Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

                  У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

                  Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:

                  1. первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);

                  2. второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);

                  3. третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.

                  Русь Периода Расцвета
                  Форму Русского государства IX-Х вв. историки определяют как дружинная, ведь господствующий слой состоял из верхушки княжеской дружины. В течение длительного времени она образовывала примитивный административный аппарат, стягивала дань и оказывала суд на местах. Существование этой формы государственности завершилось за Владимира Святославича (978-1015), прозванного впоследствии Великим. Со второй половины его княжения Русь приобрела признаки раннефеодальной монархии. Своей деятельностью он будто соединил две эпохи: поздний родоплеменную и раннюю феодальную.

                  Княжеская дружина перестала участвовать в государственных делах. На первый план выдвинулись бояре, прослойка которых состоял из тех же старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии.

                  Владимир возглавил государство все еще недостаточно консолидированной. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра на много дней конного пути, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы киевского князя и присваивали много дани, которая принадлежала ему. В течение 981-984 гг Владимир вернул в состав Руси земли племенных княжеств хорватов и дулебов, восстановил власть Киева над княжением радимичей и вятичей.

                  Около 988 г. Владимир провел административную реформу. Вождей основных племенных княжеств заменили 12 его сыновей. Так было сломано сепаратизм племенной верхушки, а Русь стала объединенной страной. Это значительно окрепло систему государственной власти на местах: во всех ключевых городах от имени киевского князя собирали дань, управляли и чинили суд его наместники (сыновья и старшие дружинники), которые, в свою очередь, имели в подчинении чиновников низшего ранга, хозяйничали в волостях .

                  Тогда же князь «стал ставить города по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И начал набирать мужей лучших от словенцев, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, ими населял города (пограничные), потому что была война с печенегами ». Была создана огромная по размаху (валы простирались почти на тысячу км) сложная и разветвленная система валов, крепостей, укрепленных городов, которая должна защитить Русь от печенегов.

                  Для противодействия набегам кочевников Владимиру необходима была сильная армия. Поэтому он ввел военную реформу, установив феодальную организацию войска — службу за право владеть землей. Это укрепило и собственную власть князя.

                  Владимира, который осуществил также судебную реформу, заслуженно называют первым реформатором Руси. Из летописи известно, что князь заботился о «Устав земляной», начал выработку устава (закона), который регулировал бы общественные правовые отношения, усовершенствовал действующий кодекс обычного права — «Закон Руский» — для приспособления его к требованиям времени. Владимиров «Устав земляной» продолжил политически-правовую линию, которую наметила своими «уставами» и «уроками» княгиня Ольга.

                  Первой же реформой князя была религиозная. Сразу по утверждении на киевском столе Владимир попытался внедрить повсеместномонотеистический культ, считая, видимо, что его единоличные верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог — Перун. (К тому славяне-язычники всего почитали Даждьбога — бога Солнца и добра, Перуна — бога грома, Сварога — бога неба, Дану — богиню воды, Стрибога — бога ветров, Велеса — бога скота, при этом местные племени культы выводили на ведущие позиции различных богов.)

                  Однако первая религиозная реформа была обречена на неуспех. Старая, отжила языческая вера не соответствовала новым отношениям в обществе, быстро обновлялся. Тогда Владимир решил ввести корне новую государственную религию. Его выбор пал на христианствоправославного (византийского) обряда. Кроме традиций, заложенных еще Аскольдом и княгиней Ольгой, властном Владимиру в этой вере не могло не понравиться подчинения церковного владыки светском обладателю.

                  Случай не заставил себя долго ждать. 986 г. византийский император Василий, против которого восстали земельные магнаты, попросил у могущественного киевского князя помощи. Владимир не отказал, но выдвинул условие: брак с сестрой императора Анной. Зато Василийпотребовал, чтобы правитель Руси крестился сам и ввел эту веру по всей своей земле. На таких условиях и был заключен русско-византийское соглашение.

                  Владимир отправил в Византию большой по тем временам (шеститысячной), хорошо вооруженный и дисциплинированный отряд отборных воинов. С их помощью Василий одолел врага, однако вероломный император попытался обмануть киевского князя и отказал ему в руке сестры. Разъяренный Владимир совершил стремительный поход в Крым, принадлежавший тогда Византии, и осадил город Херсон (окраина нынешнего Севастополя).

                  После получения русичами Херсона, который был главной житнице империи, Василий был вынужден спешно отослать сестру к победителю. Торжественный брак состоялся в этом городе осенью 989 г. Весной следующего года Владимир с женой вернулся в Киев и энергично принялся насаждать христианство. Василий (такое имя получил и руский князь, крестившись) по всей стране «приказал строить церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы».

                  В летописи события трех лет — 988, 989 и 990-го сведены под одной — 988-м, традиционно считается годом внедрения новой веры на Руси. Сначала были крещены только жители Киева, Новгорода и еще нескольких городов. Русские люди, которых обращали в новую веру насильно, неохотно отказывались от религии отцов и дедов. Поэтому христианизация растянулась на несколько столетий.

                  Введение христианства способствовало росту международного престижа государства, укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию культуры: распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и мастерские (скриптории), и вскоре страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе.

                  Распространению новой веры способствовало то, что церковная служба правилась славянском языке. Однако это вызвало и определенную культурную замкнутость страны, когда латиноязычную писательство оставалось долгое время неизвестным, а заимствования достижений европейской цивилизации происходило, главным образом, через славянскую литературу из Болгарии, Сербии и частично через собственные переводы греческих книг. Следует иметь в виду и то, что тогдашняя византийская элита, оторванная от общего течения мировой общественной мысли, находилась в состоянии нарастающего духовного кризиса. В дальнейшем внедрение византийской модели христианства обусловило устойчивую тенденцию отставания Руси от Запада во многих сферах общественной жизни, особенно после раскола христианства в 1054 г. на православную и католическую ветви.

                  Благодаря стараниям Владимира Русь стала крупнейшей по величине страной в Европе. Завершился процесс формирования ее государственной территории, определились границы, в целом совпадали с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Русь достигала междуречье Оки и Волги, на западе — Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере — Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге — Дона, Роси, Сулы и Южного Буга.

                  Эта могущественная империя состояла из различных племен, языков, религий и развивалась не как этническая, а как политическое государство. Русские люди составляли подавляющее большинство ее населения. Вместе с ними проживало более 20 других народов, в том числе тюркских (печенеги, торки, берендеи, половцы, каракалпаки), балтских (лить, пруссы, ятвяги), финно-угорских (чудь, весь, меря, мурома, мордва). Неславянские племена вливались в состав Руси основном мирным путем, ведь влияния славян способствовали их экономической, общественной и культурном развитии.

                  По Владимира Святославича завершился второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава.

                  Перестроена Владимиром государство в конце его жизни оказалось не таким уж сплоченной. Около 1012 замыслил недоброе против киевского князя воспитан им пасынок Святополк, наместник в Турове. В 1014 г. отказался платить дань собственный сын Ярослав, князь Новгородский. Летом следующего года, готовясь к походу, чтобы обуздать сына, киевский князь внезапно скончался. Между его потомками разгорелась кровавая борьба. В ней погибли Святослав и несовершеннолетних Борис и Глеб (за их убийство Святополк прозванный летописцами Окаянным, от имени библейского братоубийцы Каина, однако из скандинавской «Еймундовои саги» следует, что Борис и Глеб погибли от руки Ярослава).

                  В 1015 г. Ярослав князем в Киеве. Во время первого княжения ему пришлось отражать нападение многочисленного войска степняков. 1017 «пришли печенеги в Киев и врубалися в Киев, и едва вечеру одолел их Ярослав и победил печенегов».

                  1018 г. Святополк, который бежал 1015 в Польшу, захватил был Киев. И зимой Ярослав выбил его из города. Весной 1019 года Святополк вернулся вместе с печенежской ордой. Решающая битва произошла на р. Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу, который бился в первых рядах войска.

                  Ярослав Владимирович (1019-1054) приложил много усилий для восстановления централизованного государства, ослабла во время междоусобной войны и вторжений печенегов. Например, он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава — псковского князя, который стремился к самостоятельности.

                  В 1024 г. Ярослав столкнулся с братом Мстиславом, который княжил тогда в Чернигове, и разделил с ним по Днепру Южную Русь. После кончины Мстислава, в 1036 г. Ярослав стал, как пишет «Повесть», «самовладцем Русской земли».

                  Первоочередной задачей киевского князя была защита от печенегов. Ярослав продолжил фортификування южных рубежей и «начал ставить города по Роси». Но и эта защитная линия не помогла. 1036 огромная орда прорвала ее и окружила Киев. Князь с отрядами вышел из города. В результате «злой сечи» печенеги были окончательно разгромлены. А на месте победы над нападающими Ярослав приказал заложить Собор Святой Софии.

                  Основная масса печенегов после поражения откочевали в Византию, часть перешла на пограничную службу к русским князьям, другие остались в степи, присоединившись к менее воинственных торков (гузов), перекочевавших сюда с востока.

                  На протяжении почти всего княжения Ярослава русско-византийские отношения были дружественными. Однако 1043 вспыхнула война, вызванная сменой политического курса нового императора Константина IX Мономаха, начал препятствовать русским купцам. Морской поход руссов на Царьград был неудачным. Тогда Ярослав направил послов в Германии и ряда других европейских стран, сбивая коалицию против Византии. К тому же победители сами нуждались в помощи в борьбе против нашествия печенегов, и император начал искать пути примирения. Подписанное 1046 русско-византийское соглашение вскоре скрепил брак сына Ярослава Всеволода с цесаревны Марии.

                  1048 король Франции Генрих I посватался к дочери Ярослава Анне . Другая дочь Ярослава, Елисаветы, стала женой норвежского короля Харальда Сурового, еще одна, Анастасия, обручилась с венгерским королем Андрашем И. Киевский обладатель был связан союзным договором с польским князем Казимиром, за которого выдал сестру Добронеги. Другие сыновья Ярослава были женаты: Изяслав — с польской княжной, Святослав — с внучкой императора Генриха II. Женой же князя была дочь шведского короля Олафа Ингигерд. При дворе Ярослава подолгу жили английский и норвежский принцы. Все это принесло большой международный авторитет Русской государстве.

                  Много усилий приложил Ярослав для создания новых и развития существующих городов, прежде всего Киева. В стольном граде, площадь которого по сравнению с эпохой Владимира увеличилась в 7 раз, проживало около 50 тыс. жителей. Укрепленная часть Киева —детинец достигла 90 га. «Город Ярослава» окружили глубокие рвы, заполненные водой, и гигантские земляные валы, которые имели длину 3,5 км, высоту — 14 м, толщину в основании — около 30 м. На валах стояли высокие дубовые стены. Город украсили Золотые ворота. Вместе с расположенными вокруг ремесленно-торговым должностями площадь Киева составила 380 га.

                  С именем Ярослава связан расцвет русской культуры, прежде всего книжности. Сам князь «к книгам проявлял охоту, читая их и ночью, и днем». За это его и прозвали Мудрым. Тогда же в Киеве был утвержден митрополичью кафедру, а на Руси возникли монастыри. Митрополитом киевским Ярослав назначил Иллариона. Сделано это было без ведома константинопольского патриарха, что имело целью вывести отечественную церковную иерархию из-под контроля Византии.

                  Князь выступил инициатором проведения кодификационных работ, благодаря чему появился первый письменный сборник правовых норм «Русская правда ».

                  В княжение Ярослава строительство государства завершилось. Русь достигла зенита своего расцвета и могущества, сравнявшись с Византией и Германской империей. Стабилизировались государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. Был наконец преодолен местный сепаратизм. Полюдье все больше заменялось мягче, прогрессивными формами дани, что соответствовало прогрессирующей феодализации общества.

                  Умер князь на 76-году жизни и был похоронен в мраморном саркофаге в Софийском соборе. К сожалению, сыновья Ярослава не смогли поддержать государство на том уровне, на который она вознеслась за их деда и отца.

                  Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

                  источник