Меню Рубрики

Работа с детьми с ослабленным зрением

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  • Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  • Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  • Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  • Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
  • Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

    Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

    Зрительные маршруты и гимнастики.

    В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

    В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

    Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

    Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

    Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

    Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

    Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

    Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

    Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
  • источник

    Юлия Лушанова
    Консультация «Организация зрительной работы для детей с нарушениями зрения»

    Охрана и развитие зрения частичнозрячих, слабовидящих и дошкольников с функциональными нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия) – одна из важнейших целей стоящих перед тифлопедагогами, воспитателями и родителями ребёнка. Она достигается путём проведения широкого комплекса взаимодействующих между собой лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий.

    По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0 до 0,04. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04).

    Тотально слепые дети безусловно используют в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную образовательную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 входят в категорию слабовидящих, и уже могут активно работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

    Важнейшими аспектами организации зрительной работы дошкольника с нарушением зрения являются:

    Рационально организованное рабочее место позволяет обеспечить воспитаннику правильную рабочую позу. Правильная рабочая поза определяется следующими правилами:

    стул задвигается за край парты на 10 см, расстояние между телом и столом – кулак;

    правило трех прямых углов: спина – бедро, бедро – голень, голень – стопа (при необходимости может использоваться подставка для ног);

    голова наклонена, спина ровная, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула;

    обязательное использование подставки для книг с регулируемым углом наклона, угол наклона: 15-20 градусов (не устают мышцы шеи, улучшается освещенность, обеспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста);

    расстояние от глаз до текста составляет примерно 30-35 см, при необходимости ребенку предлагается воспользоваться лупой;

    В помещениях, где занимаются дети с нарушениями зрения необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение рабочих мест. Искусственное освещение помещений и рабочих мест может быть общим и местным. В качестве источников общего освещения используют потолочные люминесцентные светильники, местного освещения на рабочем месте – лампы накаливания или люминесцентные. Свет на рабочее место должен падать слева спереди, исключая затенение, не создавая слепящих бликов. Освещенность на рабочем столе слабовидящего ученика должна составлять 500 люкс, при проведении практических и лабораторных работ – 1500 люкс. Освещенность лестниц, туалетных и раздевальных комнат, столовой рекомендуется не менее 300 люкс.

    Установлено, что при понижении освещенности на 70-150 люкс острота центрального зрения резко снижается. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма (форма и конфигурация букв кажутся размытыми, расплывчатыми, учащиеся начинают напрягать мышечный аппарат глаза, что приводит к нарушению функции адаптации зрительной системы (страдает фиксация взора, прослеживание).

    Необходимая степень освещенности во многом зависит от характера зрительного нарушения:

    при миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки требуется повышенная освещенность – 700-1500 люкс;

    при катаракте – 200-400 люкс;

    Дети со светобоязнью должны быть удалены от источников света.

    Детей с близорукостью сажают ближе к наглядному материалу (1 ряд дети с низкой остротой зрения 0,4; 2 ряд – дети с остротой зрения 0,4/0,6; 3 ряд – дети с остротой зрения 0,6/1,0).

    Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру.

    Детей с сходящимся косоглазием за дальние столы.

    Если у ребенка окклюзия правого глаза, он сидит справа от педагога.

    Если у ребенка окклюзия правого глаза, то он сидит слева от педагога.

    Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

    Леворуких детей с нарушением зрения, детей со светобоязнью не следует сажать близко к окну в яркий солнечный день, так как возрастает резкость тени от пишущей руки.

    З. Г. Ермолович отмечает, что непрерывная зрительная работа слабовидящих детей не должна превышать 8-10 минут, частичнозрячих — 5 минут. Воспитатель, учитель-дефектолог (тифлопедагог, организуя образовательный процесс детей, имеющих заболевания сетчатой оболочки и зрительного нерва, должны в обязательном порядке получить консультацию врача-офтальмолога об индивидуальных допустимых зрительных нагрузках для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

    Так, практика обучения детей, имеющих в зрительном диагнозе нистагм, свидетельствует об их быстрой утомляемости. При нистагме глаза постоянно совершают самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды, из-за чего изображение на сетчатке всегда расфокусировано. Темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное.

    Цель зрительной гимнастики – снять зрительное утомление и подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе.

    Зрительная гимнастика составляется из специальных упражнений. Различают три основных группы упражнений зрительной гимнастики:

    Гимнастика, для снятия зрительного утомления (по содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т. п. Во многих современных брошюрах вслед за У. Бейтсом такие простейшие упражнения для снятия визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности определяются как релаксационный комплекс (Г. Г. Демирчоглян);

    Гимнастика, направленная на укрепление аккомодационных мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали); Упражнение «Метка» (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);

    Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.

    При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

    Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

    В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.

    1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т. д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

    2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

    3. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомые и т. д.

    4. Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты

    5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

    6. Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

    7. Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

    Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.

    Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.

    При первичном ознакомлении детей с программным материалом («Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т. д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (мягкость, твердость или упругость, запах и вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

    Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт», сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии – узнавать их даже на некотором расстоянии.

    Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного возраста.

    Предметы должны быть удобны для зрительного и осязательного обследования.

    Традиционной, легко узнаваемой формы.

    Основные детали должны быть чётко выражены и выделены цветом.

    Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы.

    Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

    Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет.

    Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

    Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности

    При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм.

    Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.

    Средний размер картин и рисунков для индивидуального пользования должен быть 27х18см; размеры букв для наборного полотна – не менее 12 см в высоту и не менее 2 см в ширину. При изготовлении текстовых пособий необходимо помнить, что дети с остротой зрения 0,2 и выше свободно различают буквы высотой 5,6 мм с расстояния 33 см.

    При работе вдаль (например, фронтальное рассматривание предметной картинки) размер объекта значительно увеличивается, при этом дети располагаются на расстоянии от него 0,5-1,0 м.

    Нецелесообразно изображать предметы на одной стороне листа одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами.

    Подряд показывается не более 1-2 изображений;

    Поверхность изображения должна быть матовой, без бликов;

    Использование приёмов, обеспечивающих лучшую видимость:

    Фонирование (индивидуальные фоны например, листы из плотного цветного картона или двухсторонние фланелеграфы размером приблизительно 25 х 35 см).

    Контурирование, чтобы усилить резкость границ (однако следует обращать внимание на то, чтобы контурная линия не «поглощала» бы изображение, особенно мелкие детали предмета).

    Дополнительное подкрашивание мало насыщенных цветов для усиления яркости цветовой характеристики поверхностей.

    Минимальным числом и малой площадью перекрытий одного изображения другим.

    Уменьшение количества второстепенных деталей.

    Выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях.

    Чем младше ребёнок, тем актуальнее для его восприятия простых форм и основных цветов (красный, желтый, зеленый и синий светлых тонов).

    Расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка) на расстоянии от глаз рекомендованном врачом-офтальмологом.

    Выбирая книги для слабовидящих детей, следует ориентироваться не только на размер шрифта, количество знаков, но и на качество бумаги, она не должна интенсивно отражать световой поток и, как следствие, бликовать, осложняя процесс различения.

    Изображение можно перевести в аппликацию и обследовать руками.

    Требования, предъявляемые к графическим пособиям

    Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления.

    Рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию.

    Пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет.

    Особенно точно должна быть передана форма предмета, т. к. является главным информационным признаком.

    Правильное соотношение частей и пропорций.

    Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

    Следует отметить, что при обследовании наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, обследовать с помощью осязания. В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли её предварительно рассмотреть. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

    Правильная организация зрительной работы детей с нарушением зрения способствует значительному продвижению в развитии наглядно-образного мышления зрительного восприятия. У детей формируется не только зрительное представление о предметах и явлениях, но и повышается острота зрения на амблиопичном глазу, а это и есть результат эффективно организованной работы педагога с детьми с нарушением зрения.

    1. Гайдукевич С. Е., Григорьева Т. А., Баль Н. Н., Зыгманова И. В., Миненкова И. Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб. -метод. пособие / С. Е. Гайдукевич, Т. А. Григорьева, Н. Н. Баль, И. В. Зыгманова, И. Н. Миненкова; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Мн. : БГПУ, 2006. – 98 с.

    2. Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. – М. : Физкультура и спорт, 1988.

    3. Как беречь глаза: Практические советы в помощь педагогам школ, воспитателям дошкольных учреждений. / Составители: Котлярова И. И., Яхницкая Л. К. – Мн. : Технопринт, 1999. 6. Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по

    4. Е. Н. Подколзина, Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения, — Дефектология №6, 2005, стр.

    Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения Подготовила: Николаева Екатерина Валерьевна Опыт работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной.

    «Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения» Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения. ___ Процесс воспитания детей непрерывен. Большие.

    Консультация «Возможные проблемы, возникающие в работе с родителями, воспитывающих детей с тяжелым нарушениями зрения» , возникающие в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелым нарушением зрения Возможные проблемы в работе с родителями, воспитывающими.

    Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

    Сценарий музыкального экологического развлечения «Путешествие на лесную полянку» для детей с нарушениями зрения 4–5 лет Путешествие на лесную полянку Развлечение[/b] 1. Входит почтальон с письмом. Почтальон: Это д/с. 50? Вам письмо! Воспитатель: Интересно,.

    источник

    Ахметшина Илюса
    Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида

    В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

    В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

    Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

    • Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.

    • Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

    Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

    1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

    2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

    3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

    4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

    5. Выработка бинокулярного зрения.

    6. Развитие стереоскопического зрения.

    Организация коррекционно-педагогической работы

    При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

    Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.

    С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

    • Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;

    • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;

    • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;

    • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;

    • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;

    Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

    • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

    Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.

    Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.

    В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

    Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

    Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

    Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.

    Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

    В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.

    Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.

    Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

    Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.

    В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

    В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

    В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

    Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

    источник

    Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и вре­мени возникновения нарушений зрения, а также от своевременно­го начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются огра­ниченность знаний и представлений об окружающем мире с пре­обладанием общих, неконкретных сведений; при достаточном формальном словарном запасе нередко наблюдается недостаточ­ная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тор­мозят развитие двигательных навыков и умений и определяют

    малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотип­ные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопы­вания и др.

    Для детей с дефектами зрения характерны также малая психи­ческая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

    Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный ха­рактер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на ос­нове полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, ося­зательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зре­ния, обязательно использовать в познании окружающего мира ос­таточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.

    Важным условием успеха педагогической коррекционной ра­боты является сочетание ее с медицинскими мероприятиями, пре­жде всего необходим ранний и правильный подбор очков, дина­мическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

    Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабови­дящих значительно больше, чем тотально слепых.

    Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хру­сталика глаза (катаракта). Среди различных видов поражений хру­сталика преобладают врожденные катаракты, обусловленные на­следственными факторами (в частности, обменными заболевания­ми), внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например бо­лезнью Дауна.

    Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводя­щей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное вре­мя находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содер­жание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосу­дов сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно об­наружить уже на второй-третьей неделе после рождения при обследовании глазного дна. Для предупреждения этой формы па­тологии органов зрения акушеры и микропедиатры должны тща-

    тельно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислород­ной палаты.

    Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто па­тология зрительного нерва является следствием общих заболева­ний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболе­ваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому ро­дителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зри­тельного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызы­вает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он пере­нес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследо­вании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.

    У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косо­глазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косо­глазие — это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное зна­чение в психическом развитии ребенка.

    От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажу­щееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия мо­жет создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия не­обходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.

    Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.

    Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящее­ся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.

    При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.

    В настоящее время разработаны разнообразные методы лече­ния косоглазия, включающие как специальные тренировочные

    упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

    Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значе­ние имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разре­шать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть теле­визор.

    При наличии у ребенка патологии сетчатки проводится комп­лексное медикаментозное лечение, направленное, главным обра­зом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функ­ции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорас­ширяющие и другие препараты.

    Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирур­гическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных меро­приятий, проводимых в семье.

    Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или сла­бовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижени­ем интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста не­обходимо активизировать функционирование всех сохранных ана­лизаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение 1 .

    Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зре­ния, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важ­но постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущения­ми: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пас­сивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к воз­никающим при этом ощущениям.

    Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелы­ми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ре­бенка как можно раньше следует учить ощупывать различные

    Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Об-во слепых, 1988. С. 67.

    предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.

    Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специ­альных занятий по развитию речи. При этом следует обратить осо­бое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреж­дать так называемую «попуганную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.

    Особо следует обратить внимание на узнавание частей собст­венного тела и развитие начальных пространственных представле­ний. Важное значение имеет развитие моторики и физическое вос­питание.

    В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития 1 . Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя по­этапную подготовку к игре с использованием специальных психо­технических и игровых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольно­сти психических процессов у детей с нарушениями зрения».

    Важное значение в коррекционной работе с детьми с наруше­ниями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она про­водится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи у этих детей 3 .

    Наименее выражены речевые нарушения на первом уров­не сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

    На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составле­нии предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонемати­ческий анализ не сформирован.

    На третьем уровне отмечается недостаточность активно­го и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесен­ность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграм-

    1 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и мето­дика проведения. М.: Советский спорт, 1992. С. 92.

    ‘ Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Лого­педия. М.: Просвещение, 1989. С. 393-399.

    матична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопро-изношения. Фонематический анализ и синтез не развиты.

    На четвертом, самом низком уровне ребенок поль­зуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и син­тез не сформирован.

    Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смы­словой стороны речи. Характерным признаком является своеоб­разный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.

    Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объем­ности и окраски, использование рельефных картинок, специаль­ных наборов игрушек для их тактильного опознания.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8988 — | 7235 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Особенности работы с детьми с наршением зрения

    Дети с нарушениями зрения находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей, в связи с этим, специалистами проводятся активная работа по адаптации детей к социуму, которая имеет зрительные нарушения. Знакомство начинается в условиях зоны групп: приемная, туалетная комната, игровая комната, спальня. Для того чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует о значении различных помещений групп, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх перед незнакомым ему пространством.

    Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

    По рекомендации врачей — офтальмологов в зависимости от периода восстановительного лечения, педагог должен проводить разное дидактические игры и упражнения, направленные на активацию и стимуляцию зрительных функций ребенка.

    Роль зрительной функции в жизни человека невозможно недооценить. Всю что видит человек, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушения зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требуют более тщательного изучения.

    Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затрудненно выделение свойств и качеств предмета.

    Гимнастика для глаз является важным моментом с целью профилактики нарушения зрения. Выполнение упражнений позволяет снизить напряжение с глуз и укрепить глазные мышцы. Упражнения позволяют, активировать кровообращение в области глаз, хорошо снижают умственное напряжение.

    Специальные упражнения для глаз можно вносить в различные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре физкультминуток.

    Основные особенности и отличия учреждений, где находятся дети с нарушением зрения, заключаются в организации лечебно-восстановительной работы по коррекции органов зрения детей и постоянного контроля за изменением зрения.

    Образовательная программа специализорованных учреждений

    Дети с нарушениями зрения находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей, в связи с этим, специалистами проводятся активная работа по адаптации детей к социуму, которая имеет зрительные нарушения. Знакомство начинается в условиях зоны групп: приемная, туалетная комната, игровая комната, спальня. Для того чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует о значении различных помещений групп, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх перед незнакомым ему пространством.

    По рекомендации врачей — офтальмологов в зависимости от периода восстановительного лечения, педагог должен проводить разное дидактические игры и упражнения, направленные на активацию и стимуляцию зрительных функций ребенка.

    Роль зрительной функции в жизни человека невозможно недооценить. Всю что видит человек, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушения зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требуют более тщательного изучения.

    Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затрудненно выделение свойств и качеств предмета.

    Гимнастика для глаз является важным моментом с целью профилактики нарушения зрения. Выполнение упражнений позволяет снизить напряжение с глуз и укрепить глазные мышцы. Упражнения позволяют, активировать кровообращение в области глаз, хорошо снижают умственное напряжение.

    Специальные упражнения для глаз можно вносить в различные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре физкультминуток.

    Основные особенности и отличия учреждений, где находятся дети с нарушением зрения, заключаются в организации лечебно-восстановительной работы по коррекции органов зрения детей и постоянного контроля за изменением зрения.

    «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

    Поступление в детский сад для ребенка является первым шагом к самопроизвольному формированию представлений общественных отношений вне домашних условий.

    Незнакомое окружение, непривычная обстановка, также другие требования все это вызывает страх у ребенка.

    Дети с нарушением зрения находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. В связи с этим, специалистами проводится активная работа по адаптации детей в социуме, которые имеют зрительные нарушения. Знакомство начинается в условиях зоны групп: приемная, туалетная комната, игровые зоны, спальня.

    Для того, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует рассказать об назначении различных помещений группы, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх у ребенка перед незнакомым ему пространством.

    Данные действия желательно проводить в игровой форме. При работе педагогу следует учитывать состояние зрительного анализатора и возможность формирования зрительных функций педагогическими средствами.

    По рекомендациям врачей офтальмологов, а зависимости от периода восстановительного лечения, педагог должен проводить с детьми разные дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию и стимуляцию зрительных функций у ребенка [2, с. 26].

    Роль зрительных функций в жизни человека невозможно недооценить. Все, что человек видит, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушение зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требует более тщательного изучения.

    Актуальность данной проблематики ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понимать в дошкольном периоде значимость того, что зрение является важным фактором для жизни человека.

    Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затруднено выделение свойств и качеств предметов.

    Для детей актуализируется педагогическая потребность, которая заключается в научении педагогом видеть ребенком окружающий мир согласно общепринятым эталонам, соотносить свою индивидуальность, особенную картину с общепринятой. Решение данных проблем – функциональная обязанность педагога. Вся система коррекционно-развивающей работы должна быть построена с учетом развития зрительного восприятия, развития у ребенка навыков зрительного обследования. Дети в дошкольном периоде учатся определять цвет, форму, величину предмета; анализировать его строение; определять с помощью зрения, из чего сделан предмет, его предназначения. У ребенка в данном периоде образуется система представлений о предмете, об окружающей действительности. Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание является верным также и для здоровья глаз. С целью предотвращения различных инфекционных заболеваний следует тщательным образом промывать глаза.

    Очки являются важным моментом для ребенка патологией зрения. Чистота стекол чрезвычайна актуальна для адекватного представления об окружающем мире. Ребенок дошкольного периода должен уметь самостоятельно следить и поддерживать чистоту стекол очков, в более младшем возрасте следить за чистотой очков должны родители и педагоги. По научным исследованиям установлено, что почти 80 % зрения восстанавливают очки.

    У ребенка дошкольного периода формируется осознанное соотношение к зрительной работе. С целью сохранения зрительных функций следует соблюдать основные требования к рабочему пространству:

    1. Уменьшать нагрузку на глаза. Недопустимым считается рассматривание иллюстрация, чтение книг, выполнения графическим заданий при плохом освещении, а также в позе лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см.
    2. Дома для занятий следует отводить осветленное место у окна.
    3. В вечернее время суток следует пользоваться лампой мощностью 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить его следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза, чтобы оставались в тени.
    4. Телевизор следует смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра должна не превышать 60 минут в старшем дошкольном возрасте и 30 минут в младшем дошкольном. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.
    5. Дети должны иметь четкое представление о том, что длительное зрительное напряжение может привести к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.
    6. Нельзя допускать прямого попадания солнечных лучей и света яркой лампы в глаза, поскольку это может привезти к снижению остроты зрения.
    7. Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, упражнений, рассмотрении картинок, чтении книг сидя за столом.
    8. Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

    Перечисленные требования следует соблюдать не только детям с нарушением зрения, а также нормально видящим дошкольникам. Выполнение данных правил является гарантом для сохранения и улучшения зрительных функций у ребенка [3, с. 61].

    Гимнастика для глаз является важным моментом с целью профилактики нарушения зрения.

    Выполнение упражнений позволяет снизить напряжений с глаз и укрепить глазные мышцы. Глаза при этом получают возможность свободно двигаться, поскольку тренируются мышцы, которые управляют движения глаза.

    Упражнения позволяют активизировать кровообращение в области глаз, хорошо снимают умственное утомление.

    Гимнастика для глаз также важна для детей дошкольного периода.

    Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц. Следует выполнять около 5-6 минут:

    1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять 5-6 раз с интервалом в 30 секунд;
    2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Повторять по 8-10 раз;
    3. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа и потом снова вдаль. Повторять по 8-10 раз.

    Известен тот факт, что при систематической зрительной релаксации, соблюдении зрительного режима и выполнении гимнастики для глаз, можно улучшить все зрительные функции, а также предупредить развитие патологии в младшем дошкольном периоде. Особенна значима эта роль для ребенка с функциональными расстройствами органа зрения. Поскольку в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок смотрит и работает только амблиоптичным глазом, которому свойственна утомляемость по сравнению со взрослым человеком.

    Значительно повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, соответственно, ухудшается общее психофизическое состояние. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. У ребенка может пропасть интерес к занятиях, ухудшается общее самочувствие, падает работоспособность. С целью оптимизации учебного процесса каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного периода при патологии зрения следует организовать отдых для глаз.

    Такой отдых также является эффективным и для детей дошкольного периода. Для этого требуется проводить 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, с помощью гимнастики для глаз и других видов упражнений.

    Специальные упражнения для глаз можно вносить в разные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре в форме физкультминуток.

    Выполнение общеразвивающих упражнений в совокупности с движениями глаз может оказать общее укрепляющее влияние как на организм ослабленного ребенка, выполняя профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз [3, с. 79].

    Основные особенности и отличия учреждений, где находятся дети с нарушениями зрения, заключаются в организации лечебно-восстановительной работы по коррекции органов зрения детей и постоянного контроля за изменением зрения.

    В МБОУ С(К)-НШ ДС № 3 в г. Нерюнгри РС (Я) основными видами работы с детьми нарушениями зрения являются лечебно-восстановительная и профилактическая виды работ. Коррекционный процесс в учреждении строится на основе ряда программ:

    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И., 2003 год. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду;
    • Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе под редакцией Плаксиной Л.И.

    Методическое сопровождении коррекционных программ осуществляется на адаптированном материале следующих пособий:

    • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения;
    • Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
    • Григорьева Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
    • Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.

    Лечебно-восстановительную коррекцию в учреждении осуществляет медицинский коллектив, в состав которого входят врач-педиатр, врач-офтальмолог, медицинские сестры.

    В учреждении проводится компьютерное лечение, плеоптическая, оптическая и ортоптическая коррекция органов зрения детей, ведется просветительская работа с коллективом педагогов и родителей.

    Лечение детей с амблиопией проводится методом прямой и переменной окклюзии в сочетании с засветами импульсной вспышкой с цветными фильтрами (общий и локально), а также на БО-58, с последующей зрительной нагрузкой и гимнастикой для мышц глаза. Дети с косоглазием, миопией, амблиопией, спазмом аккомодации получают лечение на компьютере по трем программам «Relax», «Contur», «e-Ye-P», а также на синоптофоре, аккомодатконвергенцтренере, амблиотренере.

    Особенность лечебно-восстановительной работы заключается в следующем:

    • всесторонняя диагностика нарушения зрительных функций у ребенка, что позволят определить степень, характер и причины дефекта;
    • проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, которые необходимы для восстановления нарушения зрительных функций у ребенка;
    • комплексное медико-педагогическое воздействие, которое позволит стимулировать дальнейшее формирование зрительных функций;
    • преодоление первичных, вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.

    Врач направляет и контролирует выполнение специальных профилактических мероприятий в условиях дошкольного учреждения. Он производит лечение и осуществляет контроль за выполнением зрительных нагрузок.

    Специальное оборудование при лечении оказывает способствующие функции, что позволяет облегчить и улучшить в дальнейшем степень усвоение общеобразовательного материала.

    Медицинская коррекция зрения подразумевает под собой профилактическое лечение: медикаментозное–применение медикаментозных препаратов; местное применение – мази, закапывания. Лечение направленно на стабилизацию патологических процессов, что по возможности позволит устранить осложнения, развивающихся на фоне основного заболевания и предотвращения образования новых заболевания.

    Для детей со зрительной патологией следует придерживаться современного и правильного подхода в выборе очков.

    Закрепление результатов осуществляется педагогами в процессе всех видов детской деятельности путем соблюдения зрительных нагрузок, строгого выполнения рекомендаций врача-офтальмолога, соблюдения офтальмо-гигиенических требований при подготовке и проведении уроков, общеобразовательных и коррекционных занятий.

    Цель коррекционно-образовательной работы с(к)-нш дс № 3 в г. Нерюнгри заключается во всестороннем развитии ребенка и подготовке его к школе. Вся работа воспитателя ведется согласно рекомендациям врача-офтальмолога. Каждый вид деятельности, занятия имеет, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, которая вытекает из совместного с врачами-офтальмологами плана работа. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе реабилитации детей дошкольного периода в условиях специализированного дошкольного учреждения.

    Комплексная работа, которые содержатся в специальных приемах по коррекции зрительного восприятия, повышают уровень обучения, обеспечивая нормальные условия для развития ребенка.

    Дошкольное специализированное учреждение работает по следующим направлениям:

    1. Развитие зрительного восприятия у ребенка в обычных жизненных условиях. В условиях ДОУ создается определенная среда, при которой теряется сила генетических предпосылок восприятия. В итоге зрения в определенных жизненных условиях может начать восстанавливаться обычными динамическими темпами;
    2. Развитие мелкой моторики и осязания. Важное чувство для ребенка с плохим зрением. При помощи действенных методик, которые включают в себя комплекс мероприятий, благодаря которым дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В данном случае е ребенка формируется шанс в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Мелкая моторика направлена на развитие умственных способностей, что в значительной степени также позволяет определить дальнейшую жизнь ребенка;
    3. Ориентация в пространстве. Специальные программы позволяют ребенку даже с плохим зрением ориентироваться в пространстве, и как следствие полноценно развиваться;
    4. Бытовое и социальное ориентирование. Еще одно важное условие для детей с нарушением зрения. Дети привыкают к жизни в обществе, в итоге они умеют вести себя и чувствовать комфорт даже в социальной среде с детьми с хорошим зрением.

    Основные принципы организации деятельности в условиях специализированного учреждения состоят в следующем:

    1. Анализ особенностей и индивидуальностей каждого ребенка;
    2. Исследование и коррекционная помощь;
    3. Адаптация обучающихся программ с учетом особенностей зрительного восприятия;
    4. Дифференцированный подход к ребенку, с учетом состояния зрения;
    5. Обеспечение усвоения материала общеобразовательного характера;
    6. Специализированные офтальмологические условия;
    7. Медико-психологическая реабилитация.

    Таким образом, весь персонал данного специализированного учреждения работает с целью формирования у ребенка чувства полноценности, что позволят в дальнейшем добиться жизненных целей у ребенка даже с низким зрением.

    источник