Меню Рубрики

Рассказ о мире с точки зрения астронома

Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы.

Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «номос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она делает всё новые открытия.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Вселенная и солнечная система

С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.

С помощью схемы перечислите планеты: а) в порядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы.

Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. ».

О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь уже в древности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.

С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!

Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров!

А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднимается выше 37°, у нас бывает жар. При 100° кипит вода, при 1500° плавится сталь. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15—20 миллионов градусов.

Внимание! Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то недолго — 1—2 минуты.

Обсудим

    Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Проверь себя

  1. Что изучает астрономия?
  2. Что такое Вселенная?
  3. Что такое Солнечная система?
  4. Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
  5. Коротко расскажи о Солнце.
  6. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Астрономия — наука о небесных телах. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — одна из планет Солнечной системы.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: астрономия, астроном.
  2. Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет.

А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

  • Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы — кометах, астероидах. Подготовь сообщение.
  • На следующем уроке

    Узнаем подробнее о планетах Солнечной системы. Научимся объяснять причины смены дня и ночи и времён года.

    Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.

    источник

    Подробное решение часть 1 Мир глазами астронома по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

    • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

    Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звезды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

    Ответ. Рассказ о Вселенной

    Мы живем в окружающем нас мире. С точки зрения астрономов мир – это и есть Вселенная или по—другому — Космос. В старину астрономов называли звездочетами. Люди наблюдают за звездами на протяжении всей истории своего существования и накопили много полезных знаний, который применяют в своей жизни.

    Наша Вселенная не имеет начала и конца. Она безгранична. Никто не может сказать, когда появилась Вселенная и когда исчезнет. Вселенная наполнена множеством самых разных небесных тел. К ним относятся звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты. Все они находятся в постоянном движении. Перемещаются с разной скоростью и направлением.

    Земля – это тоже небесное тело. Но она кажется маленькой песчинкой в безбрежном пространстве Вселенной. Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца. Солнце – обычная звезда. Все небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца составляют Солнечную систему.

    У Земли спутник Луна, который в свою очередь вращается вокруг Земли. Вся жизнь во Вселенной подчиняется строгим законам природы.

    Вселенная и солнечная система

    Часто говорят: «Земля – наш космический дом, наш космический корабль» почему о Земле можно так сказать?

    Ответ. Земля является частью Вселенной или космоса. Земля — это дом для всех людей, живой и неживой природы, которая окружает человека. Наш корабль населен растениями и животными. Между ними, как на корабле распределены обязанности. Кто—то производит кислород, кто—то готовит пищу, а кто—то убирает отходы. На Земле человек находит все, что нужно для его жизни – тепло, пищу, строит уютные жилища. Земля защищает нас от метеоритов, космических бурь и других опасностей. Мы находимся в определенном пространстве, за границы которого можно выйти только на космическом аппарате.

    В то же время мы не стоим на месте. Мы движемся вокруг Солнца с точно заданной скоростью. При движении мы обращаем внимание на другие небесные тела, чтобы избежать столкновения с ними. Наш корабль точно соответствует своему назначению и своим обитателям.

    Ответ. Астрономия (Закон звезд — от греческих слов: «Астрон» – звезда, «Номос» – закон) – наука о Вселенной, изучает небесные (космические) тела, их происхождение, развитие и движение.

    2. Что такое Вселенная?

    Ответ. Вселенная (космос) – это необъятное пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела. Небесные тела: планеты, звезды, кометы, астероиды, метеоры, метеориты. Во Вселенной все тела находятся в постоянном движении и движутся с огромной скоростью. Наша планета Земля — тоже часть Вселенной. Рядом с нами находятся Солнце – обычная звезда, Луна – спутник Земли, планеты, которые также вращаются вокруг Солнца.

    3. Что такое Солнечная система?

    Ответ. Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела, такие как планеты, кометы, астероиды, космическая пыль. Солнце является источником света, тепла, энергии.

    4. Как можно изобразить Солнечную систему с помощью модели?

    Ответ. Чтобы изобразить Солнечную систему с помощью модели, можно нарисовать в центре модели круг, который будет изображать Солнце и 8 окружностей вокруг круга (орбиты планет) так, чтобы каждая последующая была больше предыдущей. На каждой окружности нарисовать планеты, по удалению от Солнца – Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Необходимо придерживаться размеров Солнца и планет. Солнце – огромная раскалённая звезда. Самая маленькая планета – Меркурий, размеры Венеры и Земли приблизительно равны, Марс почти в 2 раза меньше Земли. Нептун немного меньше Урана. Юпитер – самая большая планета. Сатурн больше Урана, но меньше Юпитера.

    5. Коротко расскажи о Солнце?

    Ответ. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное и раскалённое небесное тело, излучающее тепло и свет. Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца больше массы Земли в 109 раз. С Земли Солнце кажется небольшим, потому что находится на огромном расстоянии около 150 миллионов километров. На поверхности Солнца очень высокая температура (примерно 6000 градусов), внутри Солнца температура предположительно15—20 миллионов градусов.

    6. Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение?

    Ответ. За Солнцем можно наблюдать только через защитные тёмные очки и только 1—2 минуты. Наблюдать за солнцем невооруженным глазом , в бинокль, подзорную трубу, телескоп категорически запрещается, потому что это опасно для зрения. Солнце светит очень ярко и наш глаз не приспособлен для наблюдения за ним без защитных приспособлений.

    С.8 Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы – кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

    Солнце – это центр нашей Солнечной системы, от него зависит очень многое, что происходит на Земле. Поэтому интересно узнать, что из себя представляет Солнце, что там происходит.

    Солнце – это обычная звезда, её возраст около 5 миллиардов лет, температура поверхности 5500ОС, расстояние от Земли – 149,6 млн. км. В центре Солнца температура достигает 14 млн. градусов.

    Солнце даёт Земле тепло и свет, поддерживает жизнь на нашей планете.

    Солнце – это огненный газовый шар, диаметр которого в 109 раз превосходит диаметр Земли. Внутри такого шара могло бы поместиться более миллиона небесных тел размером с Землю.

    На поверхности Солнца имеются пятна, происходят яркие вспышки и взрывы колоссальной силы. Солнечные вспышки и взрывы выбрасывают в космос огромную массу электрически заряженных частиц, что воздействует на атмосферу Земли. Когда потоки электрически заряженных частиц достигают Земли, они создают в нашем небе изумительные «занавеси» мерцающего света, которые видны в приполярных областях и называются полярными сияниями. Мощные взрывы, происходящие на Солнце, таят в себе и опасность. Потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца, выводят из строя электростанции, разрушая их оборудование. Солнечные вспышки опасны и для космонавтов: не следует выходить в открытый космос, когда они происходят. Частицы, выбрасываемые вспышкой и несущие большую энергию, могут нанести вред организму человека. На Земле тоже не следует долго находиться под палящими лучами Солнца. Можно получить сильные ожоги кожи и её заболевания, а также вызвать расстройство деятельности сердца и нервной системы.

    Существование Земли и жизни на ней напрямую зависят от Солнца. Возникает вопрос: как долго просуществует наше светило? Учёные пришли к выводу, что Солнце не будет существовать вечно, хотя впереди у него невероятно долгая жизнь. Сейчас Солнце находится в среднем возрасте. Учёные предполагают, что в течение последующих 5 млрд. лет Солнце будет медленно разогреваться и немного увеличиваться в размере. Когда весь водород в центральном ядре Солнца израсходуется, Солнце станет в три раза больше, чем теперь. Все океаны на Земле выкипят. Умирающее Солнце поглотит Землю. В конечном счёте, Солнце остынет, превратившись в шар, так называемый белый карлик.

    Но всё это произойдёт через миллиарды лет, на Земле сменится много тысяч поколений. Бурно развивающиеся наука и техника позволят человечеству открыть во Вселенной новые миры и планеты и заблаговременно освоить их для проживания и дальнейшего развития человечества.

    А сегодня следует бережно относиться к нашей планете, следовать советам и требованиям экологов. Ведь и от каждого из нас зависит сохранение жизни на Земле.

    Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

    Несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Эти одиночные странники могут удаляться на долгое время за пределы Солнечной системы и возвращаясь устремляться ближе к нашей планете, двигаясь преодолевая гигантские расстояния своей орбиты.

    Подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют «малые планеты». Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название «пояс астероидов». Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км. Так самый крупный из известных астероидов Церера имеет диаметр в 1000 км. Метеориты

    Падающие звезды — так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда «падающие звезды» метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они промелькают, словно искорка, чиркнувшая синеву ночного неба на доли секунд. Это и есть небольшие частички космической пыли, которые падают на Землю и, испаряясь в плотных слоях атмосферы, оставляют непродолжительный яркий след на звездном небе.

    источник

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома.

    Оказывается, многие явления на Земле можно понять, только если рассматривать её как космическое тело. Например, смена дня и ночи, чередование времён года объяснимы только исходя из космической природы планеты Земля. В древности астрономия оказывала человеку множество чисто практических услуг. Мореплаватель в открытом море не имел других ориентиров, кроме небесных светил; земледельцу они указывали сроки сезонов, связанных с сельскохозяйственными работами; всем людям давали ясные и надёжные способы счёта времени. Но и сегодня астрономия решает множество крупных задач и загадок, поскольку за пределами малюсенького по космическим меркам земного шарика располагается огромная, практически необъятная Вселенная. Исследование всего этого лежит на плечах астрономов. Сложная задачка, не правда ли?

    Так что же это за наука – астрономия? Само слово «астрономия» происходит от двух греческих слов «астрон» – звезда и «номос» — закон.

    Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Она изучает звёзды, планеты и их спутники, кометы и астероиды и многое другое. С точки зрения астронома, мир – это Вселенная, т.е. необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами.

    Как появилась наша Вселенная? Как она устроена? Какой она будет спустя миллиарды лет? Эти вопросы всё время интересовали учёных, породив множество интересных и загадочных теорий. Сегодня большинство астрономов пришли к общему согласию относительно того, что Вселенная, которую мы знаем, появилась в результате гигантского взрыва. Однако есть учёные, которые выдвигают и другие гипотезы возникновения Вселенной.

    Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Звёзды – это огромные раскалённые небесные тела, излучающие свет. Во Вселенной звёзды распределены не равномерно, а собраны в «звёздные острова» — галактики. Галактика — это крупное скопление звёзд.

    Во Вселенной существует множество галактик различного размера и формы. В одной из таких галактик, она называется Млечный Путь, находится звезда Солнце со своей планетарной системой.

    Расположено Солнце не в центре галактики, а почти на её окраине. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении по почти круговым (но всё-таки немного вытянутым) орбитам. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например, кометы и астероиды. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

    Солнце – единственная звезда Солнечной системы. Это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. Температура Солнца очень высокая. На его поверхности она достигает 6 тыс. тысяч градусов, а в центре – 15–20 млн градусов. Солнце – самое важное из всех светил для жителей Земли. Оно даёт свет и тепло, поддерживая жизнь на нашей планете.

    С земли Солнце кажется небольшим. На самом деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты.

    А масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы Земли.

    А почему же тогда Солнце кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой. Расстояние это составляет около 150 млн километров.

    Наше Солнце не является самой большой звездой во Вселенной. Тем не менее, светит оно очень ярко. Поэтому, смотреть на дневное Солнце в бинокль, телескоп или просто невооружённым глазом категорически запрещается — это может нанести непоправимый вред зрению. При любительских наблюдениях в бинокль или телескоп использовать затемняющий светофильтр, помещённый перед объективом, или специальные очки для наблюдения. Обычные солнцезащитные очки для этих целей не годятся.

    Что же нам требуется запомнить сегодня?

    Астрономия – наука о небесных телах. С точки зрения астронома, мир – это Вселенная. Вселенная – это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Во Вселенной существует огромное число галактик. Наша Солнечная система находится в галактике, которая называется Млечный Путь. Солнечную систему составляют Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. Земля – одна из планет Солнечной системы.

    источник

    На этом уроке мы попробуем взглянуть на мир глазами астронома. Нам предстоит многое узнать: что такое астрономия и телескоп, кто такие астрономы, что такое Вселенная и галактика Млечный Путь, какие планеты входят в состав Солнечной системы. Поговорим о представлениях древних о космосе и Солнце, о сведениях современной науки о нем.

    Сегодня мы попытаемся взглянуть на мир глазами астронома, ученого, который занимается астрономией.

    Астрономия – наука о Вселенной, изучающая небесные тела и системы, которые они образуют. Само слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Таким образом, это слово означает «закон звезд».

    Астрономия – одна из самых древних наук. Первых астрономов называли звездочетами (рис. 1).

    Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

    Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» (Источник)

    Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами – телескоп (рис. 3).

    Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

    В 1609 году он создал свою первую зрительную трубу с трехкратным увеличением (рис. 5). В том же году он построил телескоп с восьмикратным увеличением, а позже – с 32-кратным.

    Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

    Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

    Рис. 10. Компьютеризированный телескоп (Источник)

    Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo – наблюдаю) – научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

    Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт (Источник)

    Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж, положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

    Для астронома мир – это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

    В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

    Рис. 13. Галактика Млечный Путь (Источник)

    Одна из них – галактика Млечный Путь, состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце – не самая большая (рис. 14).

    Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

    Первая планета от Солнца – Меркурий, вторая – Венера, третья – Земля, четвертая – Марс, пятая – Юпитер, шестая – Сатурн,седьмая – Уран, восьмая – Нептун. Долгое время считалось, что Плутон – девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

    Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, древние скандинавы – Соль, а наши предки славяне – Ярило.

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца – 6 тысяч градусов, а в его центре – 15–20 миллионов градусов.

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
    2. Земля – это одна из планет Солнечной системы.
    3. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
    4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
    5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
    6. Земля движется вокруг Солнца.
    7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
    8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
    9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник

    • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;
    • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
    • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок,
    Постарайтесь все понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давать,
    Чтоб за работу получать
    Только лишь оценку «пять»!

    II. Сообщение темы и целей урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    — Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

    — Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

    АСТРОНОМИЯ: «астрон» — звезда и «номос» — закон.

    А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

    АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

    АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

    2. Знакомство учащихся с историей.

    — мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

    Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

    Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

    — С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

    Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

    Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

    Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

    — Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

    Голубой платок,
    Алый клубок
    По платку катается,
    Людям улыбается.
    /Солнце и небо/

    — Что Вы можете сказать о Солнце.

    — Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

    А как же произошло рождение Солнечной системы?

    Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

    — Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

    — Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

    Тексты раздаются на парты:

    Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — …… километров. Температура на поверхности Солнца — …… градусов, а в его центре — …… градусов.

    Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

    5. Планеты Солнечной системы.

    — Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу — Меркурий, Венера, Земля, Марс — называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

    Рассмотрим планеты Солнечной системы.

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

    Венера — вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

    Земля — из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

    — Кто уже догадался, как он называется?

    Луна — ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

    Марс — четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

    Юпитер — следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете — 150°С.

    Сатурн — вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура — 170°С. У планеты 18 спутников.

    Уран — в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

    Нептун — носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

    Плутон — так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

    Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Тест «Планеты Солнечной системы»

    1. Планеты Солнечной системы изучают:

    2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

    а) самая большая планета;
    б) самая маленькая планета;
    в) планета, равная по величине планете Земля.

    4. Есть ли у Земли естественные спутники?

    5. Какая планета носит имя богини красоты?

    6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

    7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

    а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
    б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
    в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    • Над чем вас заставил задуматься урок?
    • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
    • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

    VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

    источник

    1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.

    2. Сформировать представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

    3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.

    Оборудование: плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Тема урока записана на доске.

    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия.

    Ученики. Астрономы – люди, изучающие звезды. Астрономия – наука о звездном небе.

    Учитель. Вы правы. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.

    До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.

    Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.

    II. Работа над темой «Вселенная».

    Учитель. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.

    Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них – Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля. Рассмотрите иллюстрацию на доске. Почему глобус – модель Земли – изображен в виде домика?

    Ученики. Мы живем на планете Земля. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один большой пол – земная поверхность. У нас, у человечества, одна на всех великая лампа, она же и печка – это Солнце. Вот и выход, что Земля, земной шар – это действительно наш общий дом, который путешествует вместе с нами в космосе.

    Учитель. Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.

    Учитель показывает на доске плакат «Планеты Солнечной системы».

    Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение. (У учеников на столе лежат заранее подготовленные стихотворения.) Сейчас мы прочитаем его и подчеркнем названия планет Солнечной системы.

    Планеты у Солнца танцуют как дети:

    Меркурий заводит их хоровод,

    Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

    Встречаем мы Землю рядом с Луной

    И огненный Марс, что кружит за Землей.

    За ними – Юпитер, из всех великан,

    И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

    Последние три едва различимы,

    Мрачны и холодны, но их отличим мы.

    Уран и Нептун, и кроха Плутон.

    Ученики читают и подчеркивают названия планет Солнечной системы.

    Учитель. Назовите планеты Солнечной системы.

    Ученики. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Учитель. А что же такое Луна?

    Ученики. Луна – естественный спутник Земли.

    Учитель. Объясните, почему в стихотворении говорится, что «Меркурий заводит» хоровод планет.

    Ученики. Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу.

    Учитель. Как вы понимаете слова «последние три едва различимы, мрачны и холодны…»?

    Ученики. Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит невероятный холод и мрак.

    Разучить стихотворение про планеты, сопровождая движениями.

    III. Работа над темой «Солнце».

    Учитель. А сейчас откроем другую страничку нашего урока. Разгадав загадки, вы узнаете, о чем она.

    Людям улыбается. (Солнце и небо.)

    Катится по голубому блюдечку

    Золотое яблочко. (Солнце и небо.)

    Ученики отгадывают загадки.

    Учитель. Что вы можете сказать о Солнце после этих загадок?

    Ученики. Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое. Солнце имеет форму шара. Оно находится на небе, значит, это небесное тело.

    Учитель. Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. А что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений?

    Ученики. Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.

    Учитель. Верно. Это люди понимали еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки-славяне – Ярила. В честь Солнца слагались гимны. Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.

    Продолжать разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на с. 6, 7.

    Статья учебника, с. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.

    «Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара). Диаметр Солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца – … (6 тысяч) градусов, а в его центре – … (15–20 миллионов) градусов».

    Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

    Карточки сдаются учителю на проверку.

    Учитель. Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце?

    Ученики. Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз.

    V. Закрепление изученного. Итог урока.

    Учитель. Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня?

    Ученики. Астрономия, астроном.

    Учитель. Что же такое астрономия?

    Ученики. Астрономия – наука о космических телах.

    Учитель. Каким вы увидели мир глазами астронома?

    Ученики. Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе все движется. Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, но она играет важнейшую роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела.

    Учитель. На с. 8 учебника прочитайте вывод нашего урока.

    С. 4–8. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном).

    источник

    Урок 1. Мир глазами астронома

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Астрономия.
    2. Звёзды.
    3. Солнце.
    4. Планеты Солнечной системы.
    5. Смена дня и ночи.

    Астрономия – наука о небесных или космических телах.

    Астроном – учёный, изучающий небесные тела.

    Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

    Орбита – путь движения планет.

    Звезда – небесное тело, раскалённый газовый шар.

    Созвездие – группа звёзд, расположенных в звёздном небе.

    Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. С.4-20.
    2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.
    3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.
    4. Плешаков А. А .От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл., М.: Просвещение, 2017.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Первыми людьми, наблюдавшими за небесными светилами, были звездочёты. В современном мире таких учёных называют астрономами. Астрономия – это наука о небесных, или, космических, телах. В переводе с греческого языка «астрон» — звезда, «номос»- закон. Астрономия – самая первая и старейшая из всех наук. Об этом свидетельствуют рисунки, обнаруженные на стенах пещер и камнях. С точки зрения астрономов мир – это Космос или Вселенная. До сих пор, она таит много тайн и неразгаданных загадок.

    Вселенная или Космос – это необъятное пространство со звёздами, планетами, небесными телами. Планеты – это холодные небесные тела, не изучающие собственного света. А звёзды – это огромные, раскалённые газовые шары, излучающие свет. Звёзды бывают желтые, белые, голубые, красные. От чего зависит цвет звезды? Цвет зависит от температуры их поверхности. Самые яркие и раскалённые – голубые звёзды. Их температура около тридцати тысяч градусов. У белых звёзд температура на поверхности составляет около десяти тысяч градусов. У красных звёзд температура поверхности самая низкая – около трёх тысяч градусов.

    Во Вселенной огромное количество звёзд. Мы их видим крохотными светящимися точками, потому что они находятся на громадном расстоянии от Земли. Звёзды различаются по величине. Встречаются гиганты и карлики. Многие звёзды для удобства люди объединили в группы-созвездия, каждому присвоили название: созвездие Большой медведицы, созвездие Малой медведицы, созвездие Большой Пёс, Созвездие Телец и многие другие. В наше время всё звёздное небо разделено на восемьдесят восемь созвездий. Сорок семь из них названы в честь мифических героев. В давние времена звёзды служили компасом для путешественников и мореплавателей. По звёздам предсказывали погоду, узнавали время.

    Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в центре примерно 15-20 миллионов градусов. Человеку трудно представить такую температуру, так как температура нашего тела 36,6 градусов. При 100 градусах кипит вода в чайнике. При 1500 градусах плавится сталь. Учёные установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли! Если представить Солнце в виде апельсина, то Земля будет с маковое зёрнышко. Но в сравнении с размерами других звёзд Солнце – небольшая звезда, её называют жёлтым карликом. Солнце – центр Солнечной системы.

    Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. В неё входят восемь планет с их спутниками и космическими телами: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом, как зеркала.

    Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Диаметр её 4880 километров. Её считают самой маленькой и быстрой планетой, так как она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Получила своё название в честь римского бога торговли.

    Венера вторая от Солнца планета носит имя богини красоты и выглядит как яркая звезда. Она может сиять серебристым светом. Очень похожа на Землю, даже размером. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

    Третья планета от Солнца – Земля. Это сравнительно небольшая планета. Её диаметр 12 740 километров. У Земли есть один естественный спутник Луна. Луна – огромный, холодный, твёрдый шар, который движется вокруг Земли и вместе они обращаются вокруг Солнца.

    Четвёртой от Солнца планетой является Марс, названный в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, который окисляется и даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника Фобос и Деймос. Ночью температура опускается до минус 85 градусов.

    Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз, а масса в 318 раз больше Земли. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников, а в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера.

    Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из камней, обломков, глыб.

    Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

    Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна минус 200 градусов.

    Каждая планета имеет шарообразную форму, вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца по собственной орбите.

    Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Так происходит смена дня и ночи. Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в её собственной тени. Там стоит ночь. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году. Из-за наклона наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную часть, то южную. Поэтому происходит смена времён года.

    Днём солнечные лучи освещают нашу планету, и мы не видим сияние звёзд. Вечером после захода Солнца, нам открывается великая книга – звёздное небо- которую может читать каждый человек, имеющий достаточно знаний. Учёные разных стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере, Марсе, а многие космические тела были сфотографированы с близкого расстояния.

    источник

    На этом уроке мы попробуем взглянуть на мир глазами астронома. Нам предстоит многое узнать: что такое астрономия и телескоп, кто такие астрономы, что такое Вселенная и галактика Млечный Путь, какие планеты входят в состав Солнечной системы. Поговорим о представлениях древних о космосе и Солнце, о сведениях современной науки о нем.

    Сегодня мы попытаемся взглянуть на мир глазами астронома, ученого, который занимается астрономией.

    Астрономия – наука о Вселенной, изучающая небесные тела и системы, которые они образуют. Само слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Таким образом, это слово означает «закон звезд».

    Астрономия – одна из самых древних наук. Первых астрономов называли звездочетами (рис. 1).

    Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

    Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» (Источник)

    Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами – телескоп (рис. 3).

    Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

    В 1609 году он создал свою первую зрительную трубу с трехкратным увеличением (рис. 5). В том же году он построил телескоп с восьмикратным увеличением, а позже – с 32-кратным.

    Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

    Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

    Рис. 10. Компьютеризированный телескоп (Источник)

    Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo – наблюдаю) – научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

    Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт (Источник)

    Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж, положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

    Для астронома мир – это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

    В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

    Рис. 13. Галактика Млечный Путь (Источник)

    Одна из них – галактика Млечный Путь, состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце – не самая большая (рис. 14).

    Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

    Первая планета от Солнца – Меркурий, вторая – Венера, третья – Земля, четвертая – Марс, пятая – Юпитер, шестая – Сатурн,седьмая – Уран, восьмая – Нептун. Долгое время считалось, что Плутон – девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

    Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, древние скандинавы – Соль, а наши предки славяне – Ярило.

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца – 6 тысяч градусов, а в его центре – 15–20 миллионов градусов.

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
    2. Земля – это одна из планет Солнечной системы.
    3. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
    4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
    5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
    6. Земля движется вокруг Солнца.
    7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
    8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
    9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник