Меню Рубрики

Рассказ о мире с точки зрения

Подробное решение часть 1 Мир глазами астронома по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звезды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. Рассказ о Вселенной

Мы живем в окружающем нас мире. С точки зрения астрономов мир – это и есть Вселенная или по—другому — Космос. В старину астрономов называли звездочетами. Люди наблюдают за звездами на протяжении всей истории своего существования и накопили много полезных знаний, который применяют в своей жизни.

Наша Вселенная не имеет начала и конца. Она безгранична. Никто не может сказать, когда появилась Вселенная и когда исчезнет. Вселенная наполнена множеством самых разных небесных тел. К ним относятся звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты. Все они находятся в постоянном движении. Перемещаются с разной скоростью и направлением.

Земля – это тоже небесное тело. Но она кажется маленькой песчинкой в безбрежном пространстве Вселенной. Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца. Солнце – обычная звезда. Все небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца составляют Солнечную систему.

У Земли спутник Луна, который в свою очередь вращается вокруг Земли. Вся жизнь во Вселенной подчиняется строгим законам природы.

Вселенная и солнечная система

Часто говорят: «Земля – наш космический дом, наш космический корабль» почему о Земле можно так сказать?

Ответ. Земля является частью Вселенной или космоса. Земля — это дом для всех людей, живой и неживой природы, которая окружает человека. Наш корабль населен растениями и животными. Между ними, как на корабле распределены обязанности. Кто—то производит кислород, кто—то готовит пищу, а кто—то убирает отходы. На Земле человек находит все, что нужно для его жизни – тепло, пищу, строит уютные жилища. Земля защищает нас от метеоритов, космических бурь и других опасностей. Мы находимся в определенном пространстве, за границы которого можно выйти только на космическом аппарате.

В то же время мы не стоим на месте. Мы движемся вокруг Солнца с точно заданной скоростью. При движении мы обращаем внимание на другие небесные тела, чтобы избежать столкновения с ними. Наш корабль точно соответствует своему назначению и своим обитателям.

Ответ. Астрономия (Закон звезд — от греческих слов: «Астрон» – звезда, «Номос» – закон) – наука о Вселенной, изучает небесные (космические) тела, их происхождение, развитие и движение.

2. Что такое Вселенная?

Ответ. Вселенная (космос) – это необъятное пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела. Небесные тела: планеты, звезды, кометы, астероиды, метеоры, метеориты. Во Вселенной все тела находятся в постоянном движении и движутся с огромной скоростью. Наша планета Земля — тоже часть Вселенной. Рядом с нами находятся Солнце – обычная звезда, Луна – спутник Земли, планеты, которые также вращаются вокруг Солнца.

3. Что такое Солнечная система?

Ответ. Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела, такие как планеты, кометы, астероиды, космическая пыль. Солнце является источником света, тепла, энергии.

4. Как можно изобразить Солнечную систему с помощью модели?

Ответ. Чтобы изобразить Солнечную систему с помощью модели, можно нарисовать в центре модели круг, который будет изображать Солнце и 8 окружностей вокруг круга (орбиты планет) так, чтобы каждая последующая была больше предыдущей. На каждой окружности нарисовать планеты, по удалению от Солнца – Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Необходимо придерживаться размеров Солнца и планет. Солнце – огромная раскалённая звезда. Самая маленькая планета – Меркурий, размеры Венеры и Земли приблизительно равны, Марс почти в 2 раза меньше Земли. Нептун немного меньше Урана. Юпитер – самая большая планета. Сатурн больше Урана, но меньше Юпитера.

5. Коротко расскажи о Солнце?

Ответ. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное и раскалённое небесное тело, излучающее тепло и свет. Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца больше массы Земли в 109 раз. С Земли Солнце кажется небольшим, потому что находится на огромном расстоянии около 150 миллионов километров. На поверхности Солнца очень высокая температура (примерно 6000 градусов), внутри Солнца температура предположительно15—20 миллионов градусов.

6. Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение?

Ответ. За Солнцем можно наблюдать только через защитные тёмные очки и только 1—2 минуты. Наблюдать за солнцем невооруженным глазом , в бинокль, подзорную трубу, телескоп категорически запрещается, потому что это опасно для зрения. Солнце светит очень ярко и наш глаз не приспособлен для наблюдения за ним без защитных приспособлений.

С.8 Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы – кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Солнце – это центр нашей Солнечной системы, от него зависит очень многое, что происходит на Земле. Поэтому интересно узнать, что из себя представляет Солнце, что там происходит.

Солнце – это обычная звезда, её возраст около 5 миллиардов лет, температура поверхности 5500ОС, расстояние от Земли – 149,6 млн. км. В центре Солнца температура достигает 14 млн. градусов.

Солнце даёт Земле тепло и свет, поддерживает жизнь на нашей планете.

Солнце – это огненный газовый шар, диаметр которого в 109 раз превосходит диаметр Земли. Внутри такого шара могло бы поместиться более миллиона небесных тел размером с Землю.

На поверхности Солнца имеются пятна, происходят яркие вспышки и взрывы колоссальной силы. Солнечные вспышки и взрывы выбрасывают в космос огромную массу электрически заряженных частиц, что воздействует на атмосферу Земли. Когда потоки электрически заряженных частиц достигают Земли, они создают в нашем небе изумительные «занавеси» мерцающего света, которые видны в приполярных областях и называются полярными сияниями. Мощные взрывы, происходящие на Солнце, таят в себе и опасность. Потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца, выводят из строя электростанции, разрушая их оборудование. Солнечные вспышки опасны и для космонавтов: не следует выходить в открытый космос, когда они происходят. Частицы, выбрасываемые вспышкой и несущие большую энергию, могут нанести вред организму человека. На Земле тоже не следует долго находиться под палящими лучами Солнца. Можно получить сильные ожоги кожи и её заболевания, а также вызвать расстройство деятельности сердца и нервной системы.

Существование Земли и жизни на ней напрямую зависят от Солнца. Возникает вопрос: как долго просуществует наше светило? Учёные пришли к выводу, что Солнце не будет существовать вечно, хотя впереди у него невероятно долгая жизнь. Сейчас Солнце находится в среднем возрасте. Учёные предполагают, что в течение последующих 5 млрд. лет Солнце будет медленно разогреваться и немного увеличиваться в размере. Когда весь водород в центральном ядре Солнца израсходуется, Солнце станет в три раза больше, чем теперь. Все океаны на Земле выкипят. Умирающее Солнце поглотит Землю. В конечном счёте, Солнце остынет, превратившись в шар, так называемый белый карлик.

Но всё это произойдёт через миллиарды лет, на Земле сменится много тысяч поколений. Бурно развивающиеся наука и техника позволят человечеству открыть во Вселенной новые миры и планеты и заблаговременно освоить их для проживания и дальнейшего развития человечества.

А сегодня следует бережно относиться к нашей планете, следовать советам и требованиям экологов. Ведь и от каждого из нас зависит сохранение жизни на Земле.

Несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Эти одиночные странники могут удаляться на долгое время за пределы Солнечной системы и возвращаясь устремляться ближе к нашей планете, двигаясь преодолевая гигантские расстояния своей орбиты.

Подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют «малые планеты». Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название «пояс астероидов». Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км. Так самый крупный из известных астероидов Церера имеет диаметр в 1000 км. Метеориты

Падающие звезды — так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда «падающие звезды» метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они промелькают, словно искорка, чиркнувшая синеву ночного неба на доли секунд. Это и есть небольшие частички космической пыли, которые падают на Землю и, испаряясь в плотных слоях атмосферы, оставляют непродолжительный яркий след на звездном небе.

источник

Сегодня мы узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.

Со словом «история» вы, наверное, встречались уже не один раз. В переводе с греческого это слово означает «рассказ о прошедшем». История есть у человека, у народа, у страны. Историю имеет наша с вами школа и наш город. И конечно, собственная история есть у каждого из вас. История окружает нас всюду. На улицах современных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире…Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадьба или замечательная древняя церквушка.

С точки зрения историка, мир – это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История – это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей.

Мир постоянно изменяется. Каждый день в нём происходят тысячи событий. Мы узнаём о них из передач телевидения, сообщений Интернета, из газет и журналов. То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем. События, которые происходят в настоящем, неразрывно связаны с прошлым. От этих событий во многом зависит и наше будущее. Историю образно можно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах (хранилищах документов), музеях, библиотеках, собирая по крупицам важные знания о прошлом.

Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник – время – охраняет вход. А ключи от него в руках учёных-историков. Учёные знают, что прошлое не ушло бесследно. О минувших временах поведают старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.

Конечно, многое пропало безвозвратно, истлело, разрушилось от времени, погибло при стихийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому дошедшие до наших дней памятники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России – Кунсткамеру – основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге в 1714 году.

Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.

Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. В далёкой древности слово «лето» имело значение года. Отсюда, например, слово «летоисчисление» или фраза «Сколько вам лет?» От лета к лету (т.е. из года в год) записывали люди в древности важные исторические события в книги. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «В лето …» (то есть «в году таком-то»), отсюда название — летопись. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, многое узнали о прошлом нашей Родины.

Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. «Архео» переводится с греческого на русский язык как «древний». Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.

Свои удивительные находки археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой. Раскопки – это трудная, но очень увлекательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При необходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Даже малюсенькая вещичка окажется на ладони археолога. Археологи находят остатки жилищ, старинную посуду, украшения и монеты, оружие и многое-многое другое. Это помогает узнать, какими были поселения людей, как они жили, как одевались, чем занимались и т. д.

Но ценные находки хранятся не только в музеях, библиотеках и архивах. При желании их можно отыскать в каждом доме. Это старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода и многое другое.

К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни. А это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в память от наших предков.

Что же нам нужно запомнить?

История – это наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Историческими источниками мы называем всё то, что свидетельствует о минувших временах: старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия городов и деревень, пословицы и поговорки, сохранившиеся в речи, и многое другое. Археология – одна из наук-помощниц истории. Она узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения.

источник

Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы.

Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «номос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она делает всё новые открытия.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Вселенная и солнечная система

С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.

С помощью схемы перечислите планеты: а) в порядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы.

Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. ».

О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь уже в древности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.

С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!

Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров!

А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднимается выше 37°, у нас бывает жар. При 100° кипит вода, при 1500° плавится сталь. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15—20 миллионов градусов.

Внимание! Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то недолго — 1—2 минуты.

Обсудим

    Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Проверь себя

  1. Что изучает астрономия?
  2. Что такое Вселенная?
  3. Что такое Солнечная система?
  4. Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
  5. Коротко расскажи о Солнце.
  6. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Астрономия — наука о небесных телах. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — одна из планет Солнечной системы.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: астрономия, астроном.
  2. Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет.

А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

  • Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы — кометах, астероидах. Подготовь сообщение.
  • На следующем уроке

    Узнаем подробнее о планетах Солнечной системы. Научимся объяснять причины смены дня и ночи и времён года.

    Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.

    источник

    Научное объяснение сотворения мира. Вера и наука говорят о создании мира одно и то же

    Мы часто слышим, что религия и наука противоречат друг другу. Учёный человек нашего времени не может верить в Бога, а верующий не может стать хорошим учёным. Как пример для такого утверждения часто приводят рассказ о сотворении мира в первой книге Библии «Бытие».
    Библия, конечно же, никогда не предназначалась для того, чтобы отвечать на потребности знаний о мире с точки зрения науки,- возражают некоторые Христиане учёным. Однако, как раз можно говорить. о науке!

    Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

    Это один из древнейших человеческих скелетов и реконструкция. Находка показывает, что древний человек выглядел не обезьянообразно, как утверждала Дарвиновская теория

    Рассказ о сотворении в первых главах Библии – это научная статья! Научная статья написанная научным языком того времени с использованием знаний того времени, которые вполне можно считать научными! Речь то идёт о писаниях, которые возникли 4 – 5 тысячелетий назад! Для своего времени это было наипрогрессивнейшее писание! А как же в наше время? Может быть наука шагнула значительно вперёд, чтобы оспорить эту древнейшую «научную статью» о сотворении? Посмотрим, как рассказывается о сотворении мира в Библии, и как говорит об этом современная наука.
    Быт 1:1 » В начале сотворил Бог небо и землю.»
    Современные учёны полагают, что много миллиардов лет назад вселенная началась со взрыва. Этот взрыв стал источником огромного выброса энергии. Свет, с точки сзрения физики и есть энергия!
    Быт 1:6 «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.»
    Наша солнечная система начала существовать около 5 млрд. Лет назад. Сначало образовалось облако газов и паров. Под давлением внешних частиц это облако начало сжиматься и вращаться. Сначала образовались кольца из пыли и газов, потом кольца стали превращаться в комки жидкой массы, которые постепенно увеличивались. Так образовались солнце и планеты.
    Быт 1:9 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.»
    Зсемля сначала была комком жидкой массы. Долгое время поверхность Земли была такой горячей, что вся вода сразу из неё испарялась. По мере того как поверхность Земли остывала, вода стала собираться в более низких местах.
    Быт 1:11 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так
    Пока вода на Земле была ещё тёплой, уже не кипящей, в ней образовались микроскопические живые клеточки. Постепенно из них образовались растения, живущие на влажной земле.
    Быт 1:14-15 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.»
    Остывающая Земля была окружена густыми слоями паров. И только по мере того, как растительность на Земле стала поглощать углерод и выделять кислород, образовалась ясная, прозрачная атмосфера и стали видны светила небесные.
    Быт 1:20 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной
    Первые живые существа возникли в воде. Прошли миллионы лет до того как они выбрались на сушу и появились амфибии. За этот же период некоторые из пресмыкающихся развили способность летать по воздуху. Это были предки тех птиц, которых мы теперь знаем.
    Быт 1:26-27 и 2:7) «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою
    Наш мир возник и всё в нём развивалось действием Божьей воли. Мы видим в книге «Бытие», что мир создавался Богом постепенно и жизнь в нём возникла постепенно. То, что для Бога было одним днём, то для земных людей является огромными периодами времени. Про создание человека сказано, что Бог произвёл его из «праха земного», то есть из чего-то, что уже существовало, но было бездушным и не было человеком. Все химические элементы, из которых состоит живая природа, находятся в Земле. Более того, слово «прах земной» на еврейском оригинале буквально означает «зола». А ведь наше Солнце и планеты прошли период радиоактивного распада веществ. На Солнце эти реакции до сих пор продолжаются. Наша Земля действительно является радиоактивной золой.

    Как Земля держится в пространстве?
    С древних времён люди строили предположения и догадки каким образом во вселенной расположена Земля? Из школьной программы мы помним изображения Земли на четырёх слонах или на черепахе. Видимо на слонах, потому, что должен был бы кто-то очень сильный её поддерживать, а на черепахе – потому, что люди видели медленное движение Земли относительно светил. Греческий учёный и философ IV века до Р.Х. Аристотель учил, что небесные тела крепились на поверхностях твёрдых прозрачных сфер, вставленных одна в другую. Он предполагал, что Земля является самой внутренней сферой, а на самой внешней сфере держаться звёзды.
    А Библия – ещё за 1100 лет до Аристотеля – сказала «Бог повесил Землю ни на чём» (Иов 26:7). Однако всеми восхваляемая наука продолжала утверждать теорию Аристотеля, пока, накоенц, в 1687 году Исаак Ньютон опубликовал своё открытие, что Земля держится в пространстве благодаря силе притяжения между Землей и Солнцем. Но уже прошло 3200 лет с того времени, как Библия с изящной простотой заявила, что Земля «висит ни на чём». А в другой книге Библии («Евреям») сказано, что Бог всё содержит Словом Своим. Таким образом более глубже высказывание о том, что Земля «висит ни на чём», а держит её повеление Бога таким образом.

    Квантовая физика располагает самыми новейшими открытиями. Квант — самое мелкое в природе, до чего на данный момент смог докопаться человек. Так вот квант – это волна! Звуковая волна! То есть всё, что нас окружает является по природе своей звуком! Поэтому так часто в первых главах Библии о сотворении говорится о том, что Бог говорил, создавая. А в Новом Завете Иисус учил Своих учеников тоже ГОВОРИТЬ, желая что-то изменить.

    Форма Земли.
    Согласно древним учёным – Земля плоская неподвижная платформа в центре вселенной. Концепция шарообразной Земли не имела широкого признания вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые мореплаватели даже боялись уплыть за край плоской Земли. Только с изобретением компаса кругосветные морские экспедиции доказали, что Земля круглая, а не плоская.
    Однако ещё за 2700 лет до этих экспедиций Библия сказала: «Он есть Тот, который воссядет над кругом Земли» (Исайя 40:22). Различные справочники отмечают, что слово, которое здесь переведено как «круг», можно перевести как «шар».

    Мудрость человеческая всегда оборачивается безумием: каждое крупное открытие в науке превращается в первую очередь в создание оружия или бомбы и подхлёстывает гонку вооружений. Учёные сначала выдвигают теории, потом через некоторое время опровергают их своими открытиями. А Библия была написана однажды и не переписывалась с тех пор. Ни одна из теории Дарвина на сегодня не состоялась, а знаменитый учёный Исаак Ньютон воскликнул: «Я знаю, что я ничего не знаю!» Человеческое знание – относительно, неполно и очень часто ошибочно. При всём научно-техническом прогрессе человечество не стало жить лучше, а только усугубило проблемы экологии, ресурсов и войн. В наши дни отнюдь не перестали продавать людей в рабство, не меньше людй гибнет от войн и голода, не меньше стало неизлечимых болезней. И это потому, что не знание изменяет человечество в лучшую сторону, а Господь Неба и Земли. И потому человеку важно не просто научиться писать и читать, но и быть воспитываемым в Божьей Истине и Благодати посредством Божьего Слова – Библии.

    источник

    На протяжении многих столетий вера и разум по-своему объясняли возникновение мироздания. Теперь наука ближе, чем когда-либо, подобралась к решению этой загадки.

    В начале было не слово, а взрыв. Это утверждение так же неоднозначно, как и любое другое в Библии. О том, что именно произошло на самом деле, в Псалмах сказано вполне определенно — Вселенная создана Господом: «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук». Данное утверждение побуждает нас задать некоторые очевидные вопросы. «В начале» — это когда? Что было до того, как появилась земля? И, самое главное, что стало причиной ее внезапного появления: произошло ли данное событие само собой? А, может, земля появилась в результате математически невероятного события или же в результате волевого акта? И если да, то кем она создана?

    Подобные вопросы — о происхождении времени и элементов, жизни и человечества — являются фундаментальными вопросами физики, астрономии, биологии и, в некотором смысле, самой религии. Нас интересует происхождение всего сущего, начиная от космоса и материков и кончая простейшими организмами и философией.

    Наука пытается понять, как все это возникло. Но чем настойчивее она ищет ответ, тем более расплывчатый вид обретают ее догадки. Однако, по мнению многих ученых мужей, такая расплывчатость придает больше радости, получаемой от ментального путешествия. Процитирую сэра Томаса Брауна, который в своем размышлении 1658 года о человеческой смертности «Погребение в урнах», пишет: «О том, какую песню пели сирены, или же, какое имя взял себе Ахилл, спрятавшись среди женщин, — об этих странных вопросах гадать не воспрещается». Вряд ли мы когда-нибудь узнаем о том, под какие песни сирен зарождались первые звезды, примитивные живые организмы или же первые человеческие мысли о потустороннем мире. Однако не возбраняется пофантазировать о том, какими они могли бы быть и даже время от времени порассуждать об их реальности.

    Сфера моих интересов — биология (и небольшая ее часть — генетика и эволюция улиток; но больше об этом упоминать здесь не буду). Данное научное направление, как и многие другие, покоится на фундаментальных достижениях в области химии и физики. Чтобы получить правильное представление об изучаемом мною предмете, большую часть полученных знаний можно описать первыми словами из Библии: «В самом начале. » — а все дальнейшие события, касающиеся Адама, Евы и их потомков, заключены в нескольких строках, которые помещены в самом конце главы. К счастью, мне не хватает знаний (и таланта), необходимого для того, чтобы описать, даже кратко, историю той эпохи. В Книге Бытия повествование, начинающееся со времени зарождения Вселенной и вплоть до появления человека разумного, уложилось почти в семьсот слов. Правда, я не могу быть столь же лаконичным, и поэтому моя статья, описывающая ту же самую эпоху, получилась более длинной. Краткий рассказ о Большом взрыве и о возникновении жизни — все это лишь пролог к тем событиям, в результате которых появился человек. Все это служит для людей напоминанием о том, что они живут в маленькой Солнечной системе на краю какой-то заштатной галактики; что человек, если иметь в виду его физическую оболочку, мало чем отличается от прочих живых существ; и самое главное, человек мало что знает о своем истинном месте в природе.

    Одно время считалось, что наш мир, порожденный Большим взрывом, — дом человечества и сам человек — все это находится в центре всего и вся; Солнце, Луна и звезды были созданы, лишь для того, чтобы осветить пути людские: «И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так». Космос преисполнен богословских наставлений. Вот, полная Луна — плоская, беззвучная, призрачная. В Средневековье христиане считали ее божественным телом, драгоценным камнем, занявшим на небесах подобающее место и воплощающим божественную гармонию, что резко контрастировало с несовершенством Земли, царством греха. Но в 1609 году Галилей с помощью телескопа положил конец этому умиротворяющему взгляду, ибо он разглядел на ней черные тени, которые отбрасывали лунным вечером горные вершины. А это свидетельствовало о том, что на Луне неровная поверхность, не сильно отличающаяся от поверхности Земли.

    Правдивые факты о происхождении Земли, и о том, как и когда «при общем ликовании утренних звезд» все сыны Божии «восклицали от радости», еще более удивительны, чем это себе могли представить ученые-книжники. Древний парадокс, заключающийся в том, что с неба светят звезды, а не какой-то всемирный огонь, — лишний раз доказывает тот факт, что космос расширялся, начиная от некоторой центральной точки, и оставил огромные лакуны между осколками, образовавшимися после первоначального взрыва. Следовательно, ее возраст должен быть конечным. Эта мысль отражена в Книге Бытия, но в своем современном виде ее ввел католический священник и физик Жорж Леметр. Он назвал место рождения Вселенной «космическим яйцом». Вопрос о том, что было до того, как появилось яйцо, — это все равно, что спросить: что находится к северу от Северного полюса. Данный вопрос свидетельствует о непонимании природы времени и пространства. В физике, как и в философии, слова бывают обманчивы.

    С самого своего возникновения космос был плотно сжат, но к настоящему времени он стал разреженным, и, по мере расширения вселенной, это разрежение увеличивается. Сейчас нам стало ясно, когда именно началось это расширение: как показывают измерения относительных координат сверхновых по отношению к их возрасту, знаменитый Большой взрыв произошел около 13,77 миллиардов лет назад. Отголоски этого взрыва до сих пор слышны во Вселенной. Они извещают нас о непростом прошлом, сложном настоящем и мрачном будущем.

    К моменту начала эйнштейновской революции считалось, что источником ионизации является радий и родственные ему элементы, залегающие внутри самой Земли. В 1910 году немецкий физик Теодор Вульф воспользовался аппаратом для измерения уровня ионизации (возникшего в том числе в результате ионизирующего излучения) наверху Эйфелевой башни (высотой 300 метров) по сравнению с уровнем ионизации у ее основания. Как и ожидалось, ионизация снизилась, но не так, как предсказывали данные измерений, проведенных между двумя точками, расположенными на поверхности Земли. Вульф предположил, что, возможно, какая-то часть излучения проникает из космоса. Эту гипотезу поначалу высмеяли, но вскоре австриец Виктор Гесс поднялся на воздушном шаре на высоту более пяти тысяч метров и обнаружил, что ионизация [при увеличении высоты] не падает до нуля, а наоборот растет, причем ее источник расположен над атмосферой (ученый зафиксировал трехкратное превышение ее уровня); она не сильно уменьшилась в момент полного затмения. Гесс обнаружил космические лучи. Это был первый намек на то, что Вселенная наполнена энергией, свидетельствующей о ее бурном рождении.

    В самом начале существовал квантовый мир неопределенности («замкнутое сферическое пространство-время нулевого радиуса»), в котором преобладали квантовые эффекты гравитации. Его огромная мощь стала причиной внезапного расширения. Нам в основном известна история вселенной через десять в минус сорок третьей степени секунд (когда элементарные частицы, сталкиваясь друг с другом, порождали материю и антиматерию) после ее рождения и до сего дня. В течение первых нескольких минут после момента рождения, нейтроны и протоны стали соединяться друг с другом, образуя водород и гелий, а также небольшое количество дейтерия и лития; через несколько миллионов лет, не позже, в результате соединения легких частиц появились более тяжелые элементы. Затем, раскаленная масса, появившаяся в результате начальных химических реакций, стала остывать под действием силы тяжести, образуя звезды и галактики, которые, как мы знаем, в настоящий момент разлетаются и время от времени даже взрываются.

    Что послужило причиной Большого взрыва до сих пор остается загадкой. Для верующих людей его причиной был Бог; однако для большинства ученых, подобная точка зрения является не ответом, но лишь предлогом для дальнейших исследований. Чем дальше идут в своих изысканиях те, кто изучают небо, стремясь с помощью науки описать реальность, тем больше их гипотезы выходят за грань понимания. Бесконечно ли множество других вселенных, некоторые из которых похожи на нашу? Почему скорость расширения вселенной, судя по всему, увеличивается, а не замедляется под действием силы гравитации? Где именно находятся не обнаруженные доселе девять десятых космического вещества, «темная материя» и «темная энергия», которые, должно быть, ускоряют или замедляют ее расширение? Этого мы не знаем. Но понимаем лишь то, что все объяснения должны подняться на недосягаемую интеллектуальную высоту, которую большинство из нас никогда не достигнет.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    источник

    Тип урока: комбинированный

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

    Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

    Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества.

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    . – строить рассуждения в форме простых суждений, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

    Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.

    К. – формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения;

    Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

    Способность к оценке своей учебной деятельности

    Основные понятия и определения:

    история, историк, ис­торический источник, архив, летопись, архео­логия, археолог.

    Подготовка к усвоению нового материала

    Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить приме­ры исторических источников.

    Вспомни, что такое настоящее, прошлое и бу­дущее. С каким памятниками истории и культу­ры вы знакомы?

    Слово «история» все, наверное, слышали. В пе­реводе с греческого оно означает «рассказ о про­шедшем». Заглянем в одну из библиотек. Каких книг здесь только нет! И многие начинаются со слова «история»: «История России», «История науки и техники», «История костюма».

    Своя история есть у человека, у народа, у стра­ны. Историю имеет твоя семья, твоя школа, твой город, твой родной край. И конечно, у тебя то­же есть собственная история.

    История окружает нас всюду. На улицах со­временных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире. Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадь­ба или чудесная древняя церквушка.

    Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

    Дом-музей В. Д. Поленова Воскресенская церковь

    Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиоте­ка, былина. Выслушай других ребят. Всем клас­сом составьте наиболее полный рассказ

    Изучение нового материала

    С точки зрения историка, мир — это неразрыв­ное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История — это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей

    Мы живём в мире, который постоянно меня­ется. Каждый день происходят тысячи событий. Мы узнаём об этом из передач телевидения, радио, сообщений Интернета, газет и журналов.

    То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем.

    События, которые происходят в настоящем, связаны с прошлым. От этих событий во мно­гом зависит и будущее. Историю можно образ­но сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее

    Часто историю называют памятью народа. Как жили наши предки? Чем мы похожи на них и чем различаемся? Как они заселяли, осваивали и защищали нашу страну? Ответы на эти и мно­гие другие вопросы даёт история

    Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в ар­хивах (хранилищах документов), музеях, библио­теках

    К истории обращаются художники, писатели, музыканты, кинорежиссёры. Каждый находит в ней то, что будет интересно и поучительно се­годня.

    Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник — вре­мя — охраняет вход, а ключи от него в руках учёных-историков.

    Учёные знают, что прошлое не ушло бесслед­но. О минувших временах поведают старинные сооружения, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и горо­дов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки

    сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.

    Конечно, многое пропало безвозвратно: истле­ло, разрушилось от времени, погибло при сти­хийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому все дошедшие до наших дней памят­ники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России — Кунсткамеру — основал царь Пётр Пер­вый в Санкт-Петербурге в 1714 году. Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.

    Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, много узнали о про­шлом нашей Родины

    Многие исторические источники были обнару­жены благодаря археологии. Слово «архео» пе­реводится с греческого на русский язык как «древний». Археология — наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука — одна из главных помощниц истории

    Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иног­да в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

    Как ведутся раскопки? Это трудная, но за­нимательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При не­обходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Так даже малюсенькая вещичка окажется на ладони архео­лога. Учёные находят остатки жилищ, разбитую посуду, оружие, украшения, монеты, печати, орудия труда и многое-многое другое. Это по­могает узнать, какими были города и поселе­ния, как жили люди, как они одевались, чем питались, каковы были их занятия и многое другое.

    Не только в музеях и архивах хранятся цен­ные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода.

    К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы долж­ны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.

    Осмысление и понимание полученных знаний

    1.Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

    2.Какие исторические источники расскажут о нашем времени?

    3.Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?

    4.Какие науки помогают археологам в их ра­боте?

    5.Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?

    История — наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исто-
    рические источники. Историческим источником мы называем всё то, что свидетельствует
    о минувших временах. Археология — одна из наук-помощниц истории

    1. Что изучает история? 2. Что такое истори­ческий источник? 3. Приведи примеры историче­ских источников. 4. Что такое археология? 5. По­чему археологию называют помощницей истории?

    Задания для домашней работы

    1.Запиши в словарик: история, историк, ис­торический источник, архив, летопись, архео­логия, археолог.

    2.Вспомни или узнай у взрослых, какие исто­рические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе

    Познавательные уроки 2 серия мир глазами историка


    источник

    если правильно будем вникать, показывают одно и то же.

    Мы живем в век удивительных успехов науки. К ней для познания мира, для служения народу, а также ради личной карьеры стремится молодежь. Молодой пылкий ум поражается логической красотой научных построений, захватывается азартом научных исканий и восторгается их результатами. Перед словом “наука” с почтением останавливается простой рабочий и крестьянин. Юноше кажется — раз сказано “наука говорит”, — значит, вопрос решен. Все это соблазняет атеизм использовать научные данные для борьбы с религией, и он старается повернуть развитие самой науки в нужном ему направлении. Не одно столетие атеизм говорит о наличии глубочайших расхождений и противоречий между наукой и религией в вопросах происхождения Вселенной и человека. Ясно, что это утверждение представляет не отвлеченный вывод одной из философских доктрин, а касается проблем, имеющих жизненное значение для каждого человека.

    В предлагаемом вниманию читателя очерке автор старается выяснить, действительно ли между религией (имея в виду христианство) и наукой имеются противоречия во взглядах на происхождение мира. Для решения поставленного вопроса применяется сравнительно-аналитический метод. Он заключается в анализе и сопоставлении библейских текстов с современными научными данными. Большая часть настоящего очерка представляет как бы фактический материал, из которого читатель сам может делать соответствующие выводы. “Изучайте факты, — писал Бюффон, — чтобы из них получить идею”.

    Когда хотят доказать противоречие между наукой и религией, то обычно вспоминают геоцентрическую теорию мироздания, в течение веков господствовавшую в сознании людей, неоднократно приводившуюся в сочинениях служителей Церкви. Эта теория возникла до Рождества Христова и как научно-философская доктрина была офор­млена в IV в. до Р. Х. Аристотелем, затем развита Гиппокритом (II в. до Р. Х.) и усовершенствована в III в. по Р. Х. знаменитым александрийским астрономом Птоломеем; под его именем она и известна в истории науки. Перечисленные имена творцов геоцентрической гипотезы показывают, что в своем возникновении она не связана с христианством, а отражает состояние науки античного мира. На геоцентрическом мировоззрении, в сущности говоря, застыла космогония древних. Лишь во всем оригинальная мысль пифагорейцев пошла своим путем. Из почитания огня они выдвинули идею центрального огня Гестии в середине Вселенной, вокруг которого вращаются небесные тела. Эти представления в IV в. до Р. Х. привели пифагорейцев из Сиракуз Гикета и Экфанта к гениальной догадке о вращении Земли вокруг своей оси, а веком позже Аристарха Самосского — к идее гелиоцентризма. Эта смелая идея была, однако, отвергнута древними, поскольку базировалась на недоказуемых предпосылках и не подтверждалась известными, понятными в те времена фактами, а самое главное — она не могла ответить на выдвинутое еще в IV в. до Р. Х. Аристотелем то возражение против гелиоцентризма, что при движении Земли вокруг Солнца должны быть заметны в действительности не наблюдаемые годичные смещения звезд, подобные видимому смещению предметов относительно друг друга при движении среди них.

    Лишь спустя 18 столетий, в XVI в. идеи гелиоцентризма были возрождены в новой форме и на новом основании Николаем Коперником, каноником Фрауенбургского собора 2 . Его сочинение, положившее начало новой эпохе в астрономии, было посвящено папе Павлу III. Оно создавалось при моральной поддержке епископа Кульского Тидемана Гизе и кардинала Канульского Николая Шанберга. Епископ Кульский уговорил Коперника опубликовать его творение и, получив рукопись, обеспечил ее быстрое напечатание (1543). В предисловии автор писал, что опровергнуть его (Коперника) “предприятие” можно, лишь “намеренно искажая какое-либо место Священного Писания”.

    Семьдесят лет гипотеза Фрауенбургского каноника беспрепятственно распространялась, не подвергаясь осуждению, пока не начал свою деятельность Галилео Галилей (1564–1642), величайший естествоиспытатель всех времен и народов. Профессор г. Пизы, он еще при жизни пользовался почетом и славой. Отстаивая гипотезу Коперника против одного иезуита, Галилей в 1613 г. выступил с резким полемическим сочинением. Спустя три года он под давлением иезуитов признал свое сочинение еретическим. Вслед за этим иезуитами были запрещены многие сочинения, где излагались идеи гелиоцентризма, но работа самого Коперника осталась вне запрещения: она подлежала лишь новой проверке. Таким образом, новая теория как таковая продолжала быть терпимой, хотя “некоторые кардиналы, — по словам Декарта, — объявили неприемлемым это учение”.

    Вскоре на папский престол взошел личный друг Галилея, кардинал Маффео Берберини, получивший имя Урбана VIII. С целью использовать его папскую власть для пропаганды своих взглядов, Галилей направился в Рим. Римский первосвященник принял его весьма любезно, осыпал подарками и направил письмо покровителю Галилея герцогу Тосканскому, в котором восхвалял познания, ум и благочестие Галилея. Не зная, по-видимому, хорошо ни системы Птоломея, ни системы Коперника, папа не был склонен к астрономическим диспутам и на попытки Галилея начать их отшучивался и добродушно возражал, что ангелы легко могут двигать звезды и что “Бог всемогущ и Его нельзя подчинить закону необходимости”. С хвалебным письмом папы Галилей вернулся обратно и написал диалог, в котором два действительно существующих друга Галилея объясняют его воззрения спорящему с ними дураку Симпличио. В уста последнего вкладывались слова папы, сказанные Галилею: “Бог всемогущ и Его нельзя подчинить закону необходимости”. Цензура дала разрешение на опубликование этого произведения, и оно увидело свет. В дураке Симпличио современники без труда узнали папу Урбана VIII. Нашлись доносчики: папа был раздражен, а Галилей был предан суду за еретические воззрения (нельзя же было судить за то, что папа чувствовал себя оскорбленным). Так гипотеза гелиоцентризма стала для инквизиции ересью. Просидев два дня в тюрьме, Галилей торжественно проклял гелиоцентрическую гипотезу и был выпущен на свободу. Галилей принял приговор инквизиции как раскаивающийся грешник; не забудьте — он был набожным, хотя и любящим спорить, сыном Церкви. Книга Коперника попала в список запрещенной литературы. Легенда украсила Галилея ореолом мученика и вложила в уста старца, измученного пытками, которым Галилей не подвергался, слова: “А все-таки она вертится”.

    Суд инквизиции выдавался и самой инквизицией, и современной нам антирелигиозной литературой за суд Церкви, а его постановления — за догму, поэтому стоит напомнить слова современника Галилея Декарта: “…Заключение инквизиции еще не догма — для этого должен еще собраться собор”.

    Теория Коперника, возникшая в связи с проблемой календаря, решительно расходилась с общепринятыми воззрениями своей эпохи. Она производила сенсацию, вызывала дискуссии, стала предметом шуток обывателей. Ее опровергали с профессорских кафедр, с нею боролись власть предержащие, стремясь защитить, как мы видели, свою репутацию от нападок не в меру ретивых сторонников гелиоцентризма. Однако теория Коперника победила, и ее основные положения стали излагать в начальной школе.

    Все новые научные теории с трудом входят в общественное сознание, ибо они требуют отрешиться от сложившихся представлений и пересмотреть установившиеся понятия.

    В нашем столетии подобную реакцию вызывала теория относительности Альберта Эйнштейна. До сих пор люди, не связанные с физикой, не могут принять ни сокращения размеров тела при его движении, ни замедления времени в поле тяготения, ни скорости света как мировой константы. Несмотря на достигнутые успехи (блестящее подтверждение предсказанных эффектов и количественное объяснение ранее открытых явлений), эта теория подвергалась неоднократным нападкам, а ее создатель — гонениям. В 1933 г., после прихода Гитлера к власти, Эйнштейна исключили из Прусской Академии наук, его имущество было конфисковано, а сам он был объявлен “вне закона”. Теория относительности была “запрещена” как “наука еврейская”, а за голову ее творца была обещана награда в 50000 марок. Только благодаря счастливой случайности Эйнштейну удалось эмигрировать и избежать худшей участи, чем участь Галилея. Развитие теории относительности позволило по-новому взглянуть на старый спор гелио- и геоцентризма, сторонников Коперника и Птоломея. С точки зрения теории относительности движение Солнца, Земли и других планет можно описать в системе координат, либо связанной с Солнцем (гелиоцентрическая система), либо связанной с Землей (геоцентрическая система), и нет никаких общих принципиальных оснований предпочитать одну систему другой.

    В общей теории относительности проблема координат формулируется так: “можем ли мы сформулировать физические законы таким образом, чтобы они были справедливы для всех систем координат, не только для систем, движущихся прямолинейно и равномерно, но и для систем, движущихся совершенно произвольно по отношению друг к другу? Если это можно сделать, то наши трудности будут разрешены. Тогда мы будем в состоянии применять законы природы в любой системе координат. Борьба между Птоломеем и Коперником, столь жестокая в ранние дни науки, тогда стала бы совершенно бессмысленной. Любая система координат могла бы применяться с одинаковым основанием. Два предложения — “Солнце покоится, а Земля движется” и “Солнце движется, а Земля покоится” — означали бы просто два различных соглашения о двух различных системах координат” 3 . Таким образом, спор между сторонниками геоцентрической и гелиоцентрической систем ни в коей мере не отражает не только противоречий между наукой и религией, но даже противоречий между наукой и Церковью. Это скорее противоречие между разными научными представлениями, затрагивающими некоторые общественные силы своего времени. Мало того, критиковать религиозные представления о строении мира даже на основании творений святых Отцов Церкви нельзя, ибо святые, по мнению Церкви, святы не по правильности своих мыслей, как у марксистов их классики, а по своей жизни. Свв. Отцы никогда не догматизировали своих воззрений на природу или своих толкований библейского рассказа о сотворении мира. В этих вопросах они проявляли необычайную осторожность. Свт. Григорий Нисский и свт. Афанасий Александрийский отрицали буквальное понимание 1 гл. Книги Бытия, а свт. Иоанн Златоуст и богословы антиохийской школы настаивали на нем. При существенном расхождении их взглядов по этим вопросам свв. Отцы никогда не порицали за это друг друга и никому не препятствовали производить самостоятельное исследование природы. Отцы Церкви в таких произведениях, как “Шестоднев” свт. Василия Великого или “Точное изложение православной веры” преп. Иоанна Дамаскина пытались раскрыть содержание священных книг с точки зрения своего времени, защищая их от нападок современной им отрицательной критики. Отрицающие религию на том основании, что космогонические представления деятелей Церкви IV или VIII в. не совпадают с нашими, уподобляются тому, кто вздумал бы отрицать марксизм только из-за того, что теория происхождения Земли Канта и Лапласа оказалась отвергнутой современной наукой.

    Священные книги, то есть Библия, по мнению Церкви, являются Боговдохновенными — следовательно, должны полностью приниматься каждым членом Церкви. Эту мысль очень четко выразил митрополит Московский Платон: “Богопросвещенный христианский богослов для утверждения всех истин веры Христовой не иное признает начало, как Едино Слово Божие или писания Ветхого и Нового Завета следовало бы правила и отцов и повести не иначе принимать, как когда они согласны со Словом Божиим и служат тому объяснением”.

    Таким образом, только священные книги могут служить доказательством наличия противоречия между научными и религиозными представлениями о возникновении мира и его устройстве. Однако священные книги занимаются главным образом взаимоотношением человека и Бога, а не законами внешнего материального мира и его историей. Исключением из этого является лишь начало первой книги Библии, называемой “Книгой Бытия”.

    Она была написана несколько тысячелетий назад. Вопрос — как возник мир — волнует человека чуть ли не с самого его появления на Земле, поэтому на него и должно было в какой-то мере ответить Писание. Это была задача величайшей трудности, ибо, если пользуясь результатами современных исследований, весьма трудно изложить историю Вселенной в популярной форме, то какую же силу провидения должен был иметь автор “Бытия”, чтобы, совершенно не имея никаких рациональных сведений о сотворении мира, изложить историю этого великого события в форме, понятной читателю, жившему более чем за тысячу лет до Рождества Христова.

    Язык человека слишком беден для того, чтобы точно изобразить величайшие картины космических явлений, представших духовному взору автора “Бытия”. Целые группы животного и растительного мира были тогда совершенно неизвестны, не было никаких точных данных о строении Земли, вещества, Вселенной, а поэтому библейское описание сотворения мира не могло быть изложено в точных (с современной точки зрения) выражениях: в нем говорится только о некоторых важнейших группах животных и растений, известных человечеству на заре его истории. При разборе библейского текста следует иметь в виду также изобилие образных и символических выражений, которыми восполняется недостаток средств для описания картины, видимой только духовным взором пророка.

    Мало того, современная развернутая форма изложения была бы практически бесцельной, так как в этом случае книга Бытия оставалась бы на протяжении тысячелетий непонятной.

    Сравнивая начало Библии с многочисленными легендами о сотворении мира разных народов, приходится признать, что ни у одного народа нет сказания об этом событии, сопоставимого по величественной и проникновенной красоте с первой главой книги Бытия.

    Библейское повествование о творении начинается следующими словами:

    Быт 1:1. В начале сотворил Бог небо и землю.

    В них указывается, что Началом и Творцом неба и земли является Бог. Это положение, как мы увидим ниже, распространяется на расте­ния, животных и человека. Более четко оно формулируется в первом члене Символа Веры, принятом на I Вселенском Соборе в Никее в 325 г.: “Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым”. Признание этого догмата является обязательным для каждого христианина. Таким образом, христианство считает Вселенную, небо, животных, растения и само вещество не извечно существующими, а имеющими свое начало от Бога-Творца как первопричины всего, “что начало быть”.

    Рассмотрим и научную космологическую модель Вселенной, разработанную в настоящий момент на основании достижений физики, астрономии и астрофизики.

    Создание общей теории относительности А. Эйнштейна привело в 1917 г. к возможности описать свойства мира как целого. Эйнштейн получил уравнения поля тяготения, решения которых должны были описывать состояние Вселенной. Однако оказалось, что уравнения не описывают стационарную Вселенную, то есть Вселенную в среднем неизменную в пространстве и времени. Представление о неизменности Вселенной как целого во времени было настолько укоренившейся точкой зрения, что даже такой новатор, как Эйнштейн, стал произвольно менять уравнения только с тем, чтобы спасти неизменность мира.

    Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

    В 1922 г. петроградский физик и математик А. А. Фридман показал, что уравнения Эйнштейна допускают решения, которые описывают расширяющуюся Вселенную. В такой Вселенной массы вещества удаляются от некоего центра и друг от друга. Наглядной моделью подобного расширения может быть поверхность раздувающегося резинового шара, все точки которой удаляются друг от друга по мере расширения шара.

    В 1929 г. последовало экспериментальное подтверждение всеобщего разбегания галактик американским астрономом Э. Хэбблом. Было установлено, что в спектрах далеких галактик линии, соответствующие сине-зеленой части спектра, смещаются в красную область, а в видимой части спектра наблюдаются линии, которые в обычных лабораторных условиях лежат в ультрафиолетовой области. Это так называемое “красное смещение” спектральных линий можно объяснить только эффектом Доплера: если светящийся объект удаляется от нас, то линии излучаемого им спектра смещаются в сторону инфра­красного конца спектра. Чем быстрее движется от нас источник, тем дальше в красную сторону сдвинуты его спектральные линии. Таким образом, теоретически предсказанная расширяющаяся Вселенная стала экспериментальным фактом. Закон Хэббла предсказывается теорией расширяющейся Вселенной, а попытки объяснить “красное смещение” другими эффектами (например, “старением” световых квантов) потерпели неудачу 4 . Космологическая теория расширяющейся Вселенной, выдержав испытание временем (около 70 лет) и подтвержденная наблюдениями, удовлетворительно описывает видимую Вселенную.

    Что говорит эта теория о прошлом Вселенной? Выводы, относящиеся к прошлому, однозначны. В настоящее время происходит расширение Вселенной, следовательно, раньше радиус Вселенной был меньше, а плотность вещества — больше. Был момент начала возникновения Вселенной, когда плотность была бесконечной, и можно оценить время, прошедшее с начала мира до настоящего времени. Оно равно 10–20 миллиардам лет. Таков примерный возраст Вселенной, оцененный еще Фридманом в 1922 г. Эта оценка совпадает с экспериментальным определением возраста галактик. По последним сведениям, во Вселенной нет звезд с возрастом более 15–20 миллиардов лет.

    Таким образом, и научная космологическая модель, и “модель Библии”, описанная в первом дне творения, отмечают начало возникновения видимого физического мира.

    Одним из основных вопросов, возникающих при рассмотрении расширяющейся Вселенной, является вопрос: а что было до начала мира? Наука не может ответить, что было до начала творения; к ответу на этот вопрос даже нет научного подхода.

    Сопоставляя первый день творения с последующим описанием развития мира, мы находим момент создания второго неба, названного “твердью” (Быт 1:8), которое связано с образованием планеты Земля. Тогда, если начало творения трактуется как начало возникновения Вселенной, то творение “неба и земли”, фигурирующее в первом дне, может быть истолковано как создание пространства и материи. Отметим, что современные научные представления, основанные на общей теории относительности, устанавливают взаимосвязь между физическим пространством и материей. Физическое пространство определяется материей, и нет ни материи без пространства, ни пространства без материи. Более того, геометрия пространства определяется материей. Одновременное возникновение “неба и земли” в “модели Библии” не противоречит этим представлениям.

    Вернемся к космологической модели Фридмана. Выводы из этой модели относительно будущего расширяющейся Вселенной зависят только от настоящего значения постоянной Хэббла, обратная величина которой есть время, и от средней плотности вещества во Вселенной. Теоретически существует некая критическая плотность материи, которая служит критерием геометрического строения Вселенной и ее будущности.

    Если действительная плотность меньше критической, то тяготение не сможет остановить расширения и радиус Вселенной будет неограниченно расти. В этом случае начальная скорость разлета велика, Вселенная бесконечна и расширение никогда не прекратится.

    Когда реальная плотность больше критической, то начальная скорость разлета вещества не слишком велика, а притяжение велико. Тогда расширение Вселенной должно смениться сжатием, а вместо “красного смещения” спектральных линий должно будет наблюдаться “фиолетовое смещение”.

    Оценка фактической плотности Вселенной очень трудна, так как сюда должны входить данные о плотности всех видов материи. К ним относятся: массы звезд, плотность пыли и частиц в межзвездном пространстве, различные виды излучений. Кроме того, по-видимому, надо учитывать и массы “черных дыр”. Пока оценки средней плотности Вселенной колеблются в широких пределах и в настоящий момент мы не знаем, по какому типу модели Фридмана развивается Вселенная.

    Итак, современная научная космологическая модель Вселенной, основанная на теории относительности и экспериментальных данных разлетания галактик, приводит ко Вселенной, ограниченной в пространстве и существующей конечное число лет.

    Но, признавая конечное число лет существования естественных закономерностей нашего мира, мы неизбежно приходим к необходимости предполагать такое время, когда воля Бога выражалась не в виде естественных законов, а иным образом. Выражение Божественной воли в явлениях, не подчиняющихся естественным закономерностям и законам, называется чудом. Следовательно, исходя из современных научных данных, приходится предполагать, что акт творения мира имел характер чуда.

    Принять факт начала мира человеку, чье мировоззрение сознательно или бессознательно связано с модными течениями мысли XIX века — трудно. Оно кажется ему явно нелепым. Признавая концепцию “бесконечной во времени и пространстве Вселенной”, он вступает в противоречие со всеми тремя типами модели Фридмана. Первые два типа описывают Вселенную, бесконечную в пространстве, но ограниченную во времени “снизу”, то есть имеющую начало. Третий тип соответствует Вселенной, бесконечной во времени, но ограниченной в пространстве. Чтобы спасти положение, атеистическим философам приходится вводить понятие Метагалактики, которое включает только часть Вселенной, доступной астрономическим наблюдениям. Тогда философы строят научные модели Метагалактики, а познание всей Вселенной принципиально невозможно.

    Итак, наука пришла к выводу, что видимая реальная Вселенная может быть удовлетворительно объяснена и описана лишь исходя из концепции Вселенной, ограниченной во времени и в пространстве, и наблюдаемые в природе закономерности действуют некоторое конечное число лет, а Библия утверждает более определенно, что “В начале сотворил Бог небо и землю”.

    Если в первом стихе отмечен только акт творения пространства и материи Вселенной, то, очевидно, в последующих стихах изложено развитие сотворенного мира. Рассмотрим современные научные представления об эволюции вещества Вселенной и сравним их с описанием Книги Бытия.

    Быт 1:2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

    В рамках модели расширяющейся Вселенной существует несколько моделей “молодой и горячей” Вселенной, которые рассматривают эволюцию материи, начиная с самых ранних этапов ее развития. В основу их положена модель Г. Гамова, которая позволяет непосредственно связать космологию и физику элементарных частиц. Элементарные частицы при определенных значениях температуры и плотности имели соответствующие энергии и взаимодействия, а их превращения определяли состав материи Вселенной.

    Итак, согласно модели Фридмана, имея вначале гигантскую плотность и фантастическую температуру, материя Вселенной начала расширяться. По мере расширения плотность и температура уменьшались и соответственно изменялись энергии элементарных частиц, их взаимодействия и превращения. Следовательно, изменялся состав материи Вселенной. По составу элементарных частиц развитие “горячей модели” Вселенной можно разбить на несколько эр, которые характеризуются интервалами плотности, температур и времени 5 .

    Первая рассматриваемая эра называется адронной (по названию тяжелых частиц). Она начинается с момента, когда стала “работать” модель Фридмана. Состав Вселенной в начале этой эры очень сложен и представлен частицами столь высоких энергий (ввиду гигантской температуры), что экспериментально они еще не обнаружены. Характерной особенностью адронной эры является сосуществование частиц и античастиц, то есть вещества и антивещества. Частицы и античастицы аннигилируют и возникают вновь, распадаются и рождаются в результате взаимодействий. Аннигиляция пары “частица-античастица” означает превращение их в излучение: световое, рентгеновские или гамма-лучи. Наряду с аннигиляцией происходит и рождение пар частиц и античастиц из излучения высокой энергии.

    При громадных энергиях, процессах аннигиляции и рождения частиц, материю в адронную эру в целом можно охарактеризовать как некую адронную плазму, представляющую бесформенную довольно однородную смесь частиц, античастиц и излучения.

    Поэтому этот период развития материи в “модели Библии” с полным основанием может быть описан словами: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною”. А слово “вода” может быть истолковано как однородная бесформенная жидкостная стихия, из которой впоследствии формируются различные формы материи. Именно в адронную эру возникают протоны и нейтроны, из которых потом строятся ядра элементов вещества. И в словах: “…и Дух Божий носился над водою” как бы подчеркивается уже готовая возможность творить дальше из бесформенного вещества, оставшегося после процессов аннигиляции.

    Быт 1:3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

    За счет аннигиляции и распада адронов во Вселенной образуется много лептонов (легкие элементарные частицы) и фотонов. В плотной лептонно-фотонной Вселенной адроны встречаются уже довольно редко, и этот второй период развития называется лептонной эрой. Все основные события теперь происходят с лептонами.

    В лептонную эру происходит дальнейшее превращение вещества в излучение, — аннигилируют электроны и позитроны. Лептонная эра заканчивается, когда проходят все аннигиляционные процессы. Она охватывает время существования Вселенной до 10 сек.

    Хотя процессы аннигиляции частиц, приводящие к образованию излучений, начали происходить уже в адронную эру, только к концу лептонной эры фотонов становится достаточно много и излучение начинает доминировать над веществом. Это значит, что в лептонную эру плотность излучения становится равной плотности вещества, а в дальнейшем начинает ее превосходить.

    Появление значительной доли излучения (света) в лептонную эру развития Вселенной может быть сопоставлено с текстом из книги Бытия: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”. Впрочем, этот текст может быть отнесен и к возникновению следующей, третьей эры — эры излучения.

    Из приведенных стихов Библии и их сопоставления со стихами 14–17 вытекает, что свет возник раньше Солнца. В цитируемых стихах обычно видят расхождение Библии не только с наукой, но и с мало-мальски здравым смыслом: на протяжении веков представление о свете неразрывно связывалось с Солнцем. Ему, как источнику света, воспевались псалмы, в Египте и Персии оно представлялось божеством, и отзвуки древнейших гимнов мы находим у современных поэтов.

    Это противоречие Библейского рассказа обычному житейскому опыту людей прекрасно иллюстрирует сцена из “Братьев Карамазовых” Достоевского: “…мальчик вдруг усмехнулся.

    — Чего ты? — спросил Григорий, грозно выглядывая на него из-под очков.

    — Ничего-с. Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну и звезды на четвертый день. Откуда же свет сиял в первый день?

    Григорий остолбенел. Мальчик насмешливо глядел на учителя”.

    Ем. Ярославский целую главу своей книги “Библия для верующих и неверующих” посвятил критике библейского рассказа возникновения света до Солнца, назвав ее “Да будет свет”.

    Однако сопоставляя библейский текст и научную модель эволюции материи во Вселенной, приходится признать, что существование излучения (света) до Солнца и звезд полностью соответствует современным научным представлениям, но совершенно парадоксально звучит в устах писателя, жившего несколько тысяч лет тому назад, если смотреть на Библию как на одну из древних легенд. Провидение Бытописателя предвосхитило современные данные физики и астрономии.

    Быт 1:4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

    Быт 1:5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

    Все аннигиляционные процессы закончились в лептонную эру и Вселенная вступила в новую фазу эволюции материи — эру излучения. Вселенная наполнена фотонами, а вещество в ней подобно небольшому осадку в мире яркого света. Плотность излучения в начале эры превосходит плотность вещества, но с расширением объема Вселенной плотность излучения уменьшается быстрее, чем плотность вещества, а к концу эры вещество оказывается основной составляющей материи Вселенной.

    В эру излучения начинается образование ядер гелия, и вещество во Вселенной представлено ядрами водорода и гелия и электронами, которые при достаточно высоких температурах составляли плазму и находились в тепловом равновесии с фотонами.

    По мере дальнейшего расширения Вселенной ее температура падает, и электроны начинают соединяться с ядрами водорода и гелия, образуя атомы вещества. При образовании атомов излучение уже не будет с ними взаимодействовать, то есть практически оно перестанет поглощаться и излучаться. Среда становится прозрачной для излучения, оно отделяется от вещества и уже не будет участвовать в эволюции материи Вселенной. Это происходит в конце эры излучения.

    С эрой излучения оканчивается дозвездный период развития Вселенной. Дозвездный период существует и в “модели Библии”, а конец эры излучения описан следующими словами: “И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы”. И в “модели Библии”, и в модели “горячей” Вселенной мы видим существование независимой субстанции — света — отдельно от материального источника. Кроме того, этот период творения заканчивается на важном этапе: созданы атомы вещества, из которых потом образовались все физические и биологические объекты видимой Вселенной.

    Последняя эра в модели развития материи Вселенной называется звездной и характеризуется дальнейшей эволюцией вещества — образованием плотных тел, дающих начало галактикам, звездам и планетам. Она начинается при возрасте Вселенной, равном миллиону лет, и продолжается сегодня.

    Примерно с конца эры излучения, с момента образования атомов нейтрального газа в действие вступают силы тяготения, которые создают неоднородные скопления вещества. Уплотняясь под действием сил тяготения, это вещество может разогреваться, ионизироваться и в конце концов образовывать звезды, планеты и галактики.

    В звездную эру образовались и наша Солнечная система, и планета Земля.

    Сравнивая второй, третий и четвертый дни творения, можно заключить, что Земля образовалась до Солнца. В этом атеисты обычно видят вопиющее противоречие между Библией и наукой. Действительно, теория возникновения Солнечной системы, созданная в XVIII–XIX вв. Кантом и Лапласом, в противоположность Библии утверждает, что Земля представляет лишь незначительную часть Солнца, отделившуюся от него в процессе длительного охлаждения. Точно так же теория Джинса, наиболее популярная в первой половине ХХ в. и вошедшая даже в учебники для средней школы, говорит о том, что планеты — и Земля в их числе — произошли от вещества, отделившегося от Солнца при прохождении около него какой-то крупной звезды.

    Таким образом, между библейским рассказом о происхождении Земли и космологическими гипотезами возникновения Солнечной системы XIX в. и первой половины ХХ в. действительно существуют расхождения — в этом отношении представители антирелигиозной пропаганды правы. Но познакомимся с дальнейшей судьбой этих гипотез. Работами советского астронома Пирейского в 30–40 гг. установлено, что все гипотезы, предполагавшие образование планет из вещества, отделившегося от Солнца, ошибочны в самой своей основе. Дело в том, что планеты вращаются вокруг Солнца с колоссальными скоростями, а само солнце вращается сравнительно медленно.

    Если бы планеты действительно представляли тела, оторвавшиеся от Солнца, то они вращались бы со значительно меньшей скоростью, или же Солнце вращалось бы со скоростью больше той, которая наблюдается, потому что количество движения (вращения) на единицу массы в этом случае должно было бы быть приблизительно одинаково для Солнца и планет.

    Академик О. Ю. Шмидт предложил новую гипотезу образования планет, которая предполагает, что Солнце, двигаясь в Галактике, встретило рой частиц, которые имели свои моменты количества движения и оказались захваченными Солнцем; затем произошел процесс слипания этих частиц во все более и более крупные тела и осреднение их (частиц) движения. Так постепенно образовалась наша планетная система вокруг Солнца как центрального тела 6 .

    Согласно Библии, Солнце появилось у Земли, когда последняя представляла не бесформенную массу, а оформилась как определенное небесное тело и имела зачатки жизни в виде растений. Библия не рассказывает о том, каким образом Солнце появилось около Земли, — она только констатирует этот факт.

    Сравнивая даже гипотезу акад. О. Ю. Шмидта с более ранними теориями, можно видеть, что она, хотя и не совпадает с библейским рассказом, но значительно ближе к нему, чем теория Канта-Лапласа или Джинса. Близкая к теории Шмидта гипотеза Си предполагает, что планеты были захвачены Солнцем как вполне сформированные холодные шары.

    Следовательно, если в течение XIX столетия можно было говорить о вопиющем противоречии между естественно-научными гипотезами и библейским рассказом о возникновении Солнечной системы, то в середине ХХ в. такое утверждение уже просто не соответствует действительному положению вещей.

    В данном вопросе не религиозные воззрения тормозили развитие науки, а научная теория Лапласа, приучившая людей более ста лет думать, будто уже точно раз и навсегда доказано, что планеты представляют собой частицы Солнца, оторвавшиеся от него в виде огненных капель и теперь остывшие.

    Итак, выше показано, что и космологическая, и “горячая” модели Вселенной, и космологические модели происхождения Земли имеют ряд общих черт с описанием возникновения и развития мира в “первом дне творения” Книги Бытия. Сопоставление научных моделей с “моделью Библии” показывает, что нет никаких оснований для критики библейского описания с точки зрения современных научных представлений. Библейское описание не противоречит им, и приходится только поражаться могучему дару предвиденья Бытописателя, изложившего Боговдохновенную “модель” возникновения и развития мира.

    Предлагаем вниманию читателей репродукцию гравюры неизвестного европейского художника XVI в., обошедшую множество изданий и, как считается, свидетельствующую о решающем прорыве человеческого разума в понимании строения Вселенной. По общепринятому мнению, здесь изображен человек, вырвавшийся из рамок геоцентрической модели мира и созерцающий космос.

    Рассмотрим, однако, это изображение непредвзято. Во-первых, “видимый” небосвод с солнцем, луной и звездами остается позади созерцателя, вне поля его зрения, и все небесные тела продолжают занимать свое место на небесной тверди. Во-вторых, некоторые детали (просторный плащ и особенно посох) характерны не для ученого мыслителя, а для паломника, странника по святым местам, ищущего духовного просветления, а не естественнонаучных сведений. В-треть­их, — что же открывается его взору? Сферы и колеса; и уместно предположить, что сферы эти взяты из учения Псевдо-Ареопагита, которое широко использовалось в богословии Запада, а колеса — из видения пророка Иезекииля (Иез 1:15–16; 3:13; 10:19).

    Тогда гравюра может “читаться” как изображение человека, чье сознание, оттолкнувшись от мира видимого, обращено к высшей реальности бытия. Но коль скоро мы сочтем, что более привычное ее толкование также справедливо, то тем более уместно проиллюстрировать ею статью о. Глеба Каледы, который всем своим опытом ученого и пастыря опровергал тезис о несовместимости научного и религиозного подхода к миру и его явлениям.

    1Творения. Ч. III. М., 1852, с. 48.

    2Н. Коперник. Об обращении небесных сфер // Коперник. Изд. АН СССР. 1947, с. 190.

    3Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1948, сс. 197–217.

    4Теория А. Фридмана блестяще изложена академиком Я. Б. Зельдовичем в “Успехах физических наук”, т. 80, вып. 3, 1963.

    5Харрисон Э. Ранняя стадия развития Вселенной. М., 1969, с. 3.

    6Шмидт О. Ю. Возникновение планет и их спутников. Труды Геогр. Ин-та АН СССР. М.–Л., 1950, № 11 (138).

    Возможно вам будет интересно:

    источник