Меню Рубрики

Различные точки зрения на социальную экологию

Существует несколько определений социальной экологии.

Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Социальная экология делится на такие виды:

Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

Теоретические концепции и социальное движение

Социальная экология развивается и позиционируется как академическая область, а также как социальное движение. В последнем случае она теоретизируется каккритическая социальная теория.

В понимании зелёного активиста Мюррея Букчина, а также продолжателя его идей, например, Биэль Джанет, социальная экология направлена на критику текущих социальных, политических и анти-экологических трендов, и представляет собой перестраивающий (реконструирующий), экологический, коммунитарный (общинный) и этический подход к обществу, в котором живут люди на основе продвижения прямой демократии и конфедеративной политики.

Как совокупность идей, социальная экология предусматривает моральную экономику, которая предлагает выйти за рамки дефицита и иерархий, к новой гармонии отношений сообществ людей с миром природы, где признаются ценности разнообразия, творчества и свободы. М. Букчин полагает, что корни нынешних экологических и социальных проблем могут быть прослежены к иерархическим (или, в его терминах — «кирархических» (kyriarchical)) режимам общественной организации.

Социальные экологи утверждают, что системной проблеме иерархии не могут быть противопоставлены действия отдельных людей, «действия в одиночку», и в частности — этичное потребление (этичный консьюмеризм); этой проблеме в больших ньюансах соответствует этическое мышление и коллективная деятельности основанная на радикальных демократических идеалах.

Основные направления развития социальной экологии

К настоящему времени в социальной экологии выделились три основных направления.

Первое направление – исследование взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне – глобальная экология. Научные основы этого направления заложил В.И. Вернадский в фундаментальном труде «Биосфера», опубликованном в 1928 г. В 1977 г. вышла монография М.И. Будыко «Глобальная экология», но там в основном рассматриваются климатические аспекты. Не получили должного освещения такие темы, как ресурсы, глобальное загрязнение, глобальные круговороты химических элементов, влияние Космоса, функционирование Земли как единого целого и др.

Второе направление – исследования взаимоотношений с природной средой различных групп населения и общества в целом с точки зрения понимания человека как общественного существа. Отношения человека к социальному и природному окружению взаимосвязаны. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что ограниченное отношение людей к природе обуславливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу – их ограниченное отношение к природе. Это социальная экология в узком смысле слова.

Третье направление – экология человека. Её предмет – система вза­имоотношений с природной средой человека как биологического существа. Основная проблема – целенаправленное управление сохранением и развитием здоровья человека, населения, совершенствование Человека как биологического вида. Здесь и прогнозы изменения здоровья под влиянием изменений среды обитания, и разработка нормативов в системах жизнеобеспечения.

Западные исследователи также различают экологию человеческого общества – социальную экологию (social ecology) и экологию человека (human ecology). Социальная экология рассматривает воздействие на общество в качестве зависимой и управляемой подсистемы системы «природа – общество». Экология человека – делает акцент на самом человеке как биологической единице.

Цель и задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, она призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Законы социальной экологии такие же фундаментальные, как и законы физики. Однако предмет социальной экологии очень сложный: три качественно различные подсистемы – неживая природа, живая природа, человеческое общество. В настоящее время социальная экология – преимущественно эмпирическая наука, и законы ее нередко выглядят как предельно общие афористические утверждения («законы» Коммонера).

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. В кибернетике принята более широкая трактовка: закон – это ограничение разнообразия. Именно такая трактовка больше подходит к социальной экологии.

Социальная экология выявляет фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Адаптационные возможности биосферы не безграничны. Отсюда и «экологический императив»: человеческая деятельность ни в коем случае не должна превышать адаптационные возможности биосферы.

В качестве основного закона социальной экологии признан закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды.

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Среда и факторы среды, их классификация.

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться. В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком. К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития. В «Общей экологии» речь обычно идет о природной среде, окружающей природе, местообитаниях; в «Прикладной и социальной экологии» — об окружающей среде. Этот термин часто считают неудачным переводом с английского environment, поскольку отсутствует указание на объект, который окружает среда.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий). Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

источник

Выполнила: студентка группы №14

Проверила: Галицкая Ольга Станиславовна

В 60—70е годы стало очевидно, что круг проблем современной экологии необычайно расширился, что он давно уже не вмещается в рамки традиционной биологической науки — экологии, о которой впервые упомянул еще в 1868 г. немецкий биолог Э. Геккель в книге «Естественная история происхождения». Не вмещается хотя бы потому, что экологическая напряженность начинается еще в сфере технологии. Следовательно, и технология, и технические науки имеют прямое отношение к экологической проблеме. Но социально-экономическое начало — еще более широкая позиция, позволяющая масштабно и всесторонне очертить истинный круг интересов и проблем современной экологии.

Приоритетным названием стало иное — социальная экология. Этот термин, введенный в научный оборот советскими философами, получил достаточно широкое распространение как в СССР — России, так и на Западе. Под ним понимается междисциплинарный комплекс управления средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов.

Концепция социальной экологии тесно смыкается с сутью учения В. И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере — сфере разума — высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества. Именно неотделимость последнего от биосферы указывает, по Вернадскому, на главную цель в построении ноосферы. Задача заключается в сохранении того типа биосферы, в которой человек возник и может существовать как вид.

Итак, вопрос о термине «социальная экология» более или менее ясен. Однако о ее содержании и структуре продолжают спорить. Ясно, что социальная экология должна вобрать в себя соответствующие части естественных, общественных и технических наук. По такому принципу и построена схема Г. А. Бачинского — эколога из Львова.

Связи географии с экологией традиционны и многообразны. В 20—30х годах американские географы называли географию экологией человека, в 30х годах известный немецкий географ К. Тролль ввел термин «геоэкология» и уже в 60—70х годах он получил широкое распространение на Западе. Наконец, в 70х годах академик В. Б. Сочава писал об «экологии человека как о ключевой концепции в географии». Термин «геоэкология» можно объяснить так: географы имеют дело со структурой и взаимодействием двух главных систем: экологической (объединяющей человека и окружающую среду) и пространственной (связывающей один район с другим посредством сложного объема потоков). Синтез этих двух подходов и есть суть геоэкологии. Любая глобальная проблема не может быть решена без ее предварительной «регионализации», без детального рассмотрения становой и региональной ситуации, нахождения специфический путей решения ее в данном месте и в данных условиях (природных, экономических, социальных). Не случайно первые глобальные модели (Д. Медоуз и др.) критиковали именно за «тотальную» глобальность, за отсутствие «регионализации». Однако для максимальной генерализации, выявления всеобщих и актуальнейших проблем экологии возможен и другой подход — глобальный. Неразрывная связь таких подходов подчеркивается известным лозунгом, широко применяемым в современном мире — «мыслить глобально, действовать локально».

Социальная экология (или социоэкология) — комплекс научных дисциплин, рассматривающий взаимоотношения в системе «общество — природная среда» и разрабатывающий научные основы оптимизации жизненной среды человека. Терминология в данной области не вполне устоялась. С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других — это раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой и т. д. При этом в одних случаях социоэкология включает в себя экологию человека, в других — сама социоэкология является частью экологии человека. Тем не менее, социальная экология — признанное во всем мире научное направление. Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета. Этому способствовала перемена в понимании того, что экология — не только естественная, но и гуманитарная наука.

Принято считать, что объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного иерархического уровня. Совершенно очевидно, что наиболее крупной, глобальной социоэкосистемой является система «общество—природа», включающая в себя биосферу и человеческое общество с результатами его деятельности. Такая система возникла не сразу. Миллиарды лет геосфера Земли представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов. После возникновения жизни она трансформировалась в глобальную экосистему — биосферу, состоящую уже из двух взаимодействующих подсистем: природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической). Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменились вследствие жизнедеятельности организмов. Когда человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, способную влиять на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему. Отсюда следует, что глобальная экосистема не всегда представляла собой социоэкосистему.

Под окружающей человека средой чаще всего подразумевается совокупность условий и влияний. Если окружающую среду понимать широко, то к ней можно отнести многое: и планету Земля, и атмосферу, и даже космическое пространство. Иными словами, жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на все живые существа и деятельность людей.

При этом между природным и общественным компонентами жизненной среды человека существует диалектическая взаимосвязь. Она проявляется как во влиянии общественного компонента на природный, так и наоборот. Подобная взаимосвязь становится особенно очевидной при нарушении (деградации) одного из компонентов.

Однако в литературе по социальной экологии сложилось более «удобное» и, может быть, менее «наукообразное» определение среды человека — совокупность естественных условий и общественных творений, в которых человек живет как природное и общественное существо.Таким образом, среда человека имеет две взаимосвязанные части: естественную (природную) и общественную. Составными элементами первой являются атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы, с которыми человек связан не только физически, но и духовно. Составными же элементами второй части среды служат общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым человек реализует себя как общественное существо.

Читайте также:  Содержание собственности с экономической и правовой точек зрения

В этом проявляется действие одного из «не писаных» законов экологии: деградация одного компонента раньше или позже ведет к деградации другого.

Одним из ключевых понятий в социальной экологии является «качество среды». Как известно, обывательское представление о качестве среды жизни часто не имеет никакого отношения к социальной экологии, поскольку игнорирует вопрос об экологическом равновесии. Между тем подобного равновесия можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходить из осознания ограниченности возможности биосферы, т.е. существования невозобновляемых ресурсов, без которых жизнь людей становится невозможной. Не следует забывать о том, что понятие «качество среды» ассоциируется с качеством не только природной, но и общественной среды. Между тем качество последней в литературе исследовано явно недостаточно, хотя «загрязнение» общественной среды не менее опасно, чем загрязнение природной. В конце XX в. многие миллионы людей страдают от кризиса нравственных устоев, неуверенности, ощущения постоянной зажатости, неудовлетворенности самой жизнью и т. п.

Осознание экологического императива — необходимости принятия срочных мер для сохранения среды обитания человечества — произошло на Западе в начале 70х годов. В этом плане особенно важны два события, произошедшие в 1972 г.: Первая международная конференция по окружающей среде под эгидой ООН в Стокгольме и выход книги американского ученого Д. Медоуза с соавторами «Пределы роста».

В связи с истощением минеральносырьевых ресурсов, с «демографическим взрывом» и другими глобальными процессами необходимость глобального моделирования осознавалась и раньше. Однако появление социоэкологической составляющей, превращение ее в доминирующую линию глобальных моделей произошло именно в начале 70х годов и было обусловлено экспоненциальным ростом техногенного давления на среду, ее кризисным состоянием. Появление работы Д. Медоуза «Пределы роста» непосредственно связано с деятельностью международной научно-прогностической организации «Римский клуб», возникшей в 1968 г. Это очень необычное объединение («организация неорганизации», по словам одного из учредителей клуба), созданное и финансируемое крупными компаниями («Фиат», «Фольксваген» и др.) Необычность организации и в том, что в ней представлены все ведущие страны и культуры мира («транскультурность»). Клуб делает заказы на разработку определенных глобальных проблем группам ученых, которые затем представляют результаты своей работы в форме «отчетов Римскому клубу» и т. д. Именно с таким подзаголовком и вышла в 1972 г. книга Д. Медоуза и соавторов «Пределы роста» — первая глобальная модель, где основной идеей был прогноз экологического состояния нашей планеты. Логика книги достаточно проста: быстро растет население Земли (в ту пору, когда ежегодный прирост населения подходил к 1,9%, справедливо говорилось о «демографическом взрыве»), соответственно экспоненциально увеличивается производство продовольствия и истощается земля, растет промышленное производство и иссякают минеральные ресурсы. Быстро прогрессирует загрязнение окружающей среды, которое приведет в первые десятилетия XXI в. к серии катастроф. Приведет. если не остановить неуправляемый рост населения, промышленного и сельскохозяйственного производства.

источник

Пособие представляет собой сборник, в который включены лекции по дисциплине «Экология человека» на основе Государственного образовательного стандарта по подготовке студентов географов. Предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов, а также всех тех, кто интересуется проблемами экологии человека.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека (И. А. Ильиных) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Содержание, предмет и метод экологии человека

1. Место экологии человека в системе наук.

2. Цели и задачи экологии человека.

3. Определение дисциплины. Основные понятия экологии человека.

4. Различные точки зрения на предмет экологии человека.

5. Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека.

6. Методическая основа экологии человека.

7. Географические методы, используемые в антропоэкологических исследованиях.

При разработке лекции была использована следующая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 566 с.

2. Алексеев С.В. Экология. – СПб: СМИО Пресс, 2000. – 240 с.

3. Прохоров Б.Б. Экология человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

4. Эдокова Г.И. Методическое пособие по экологии человека. – Горно-Алтайск. 1994. – 107 с.

1. Место экологии человека в системе наук

Рассмотрение места экологии в системе наук совершенно естественно начать с философского осмысления проблемы воздействия факторов среды на человека. К настоящему времени сформировалось научное направление – философия человека. Его основатель И.Т. Фролов (1929–1999 гг.) писал: «…одним из путей развития научного исследования проблемы человека в наши дни является определение «стыковых», «пограничных» точек, в которых перекрещиваются социальные и биологические методы, имеющие своей целью преодолеть дуализм, их во многом пока что взаимоисключающий характер». Необходима единая комплексная наука о человеке, которая может служить, по мнению И.Т. Фролова, «регулятивным принципом для размышлений о современных проблемах исследования человека и его будущего в связи с развитием научно-технической революции. Эти проблемы связаны с необходимостью комплексного научного подхода к человеку, усиления взаимодействия между представителями различных наук, так или иначе изучающих человека, включая не только науки общественные и гуманитарные философию, социологию, этику, эстетику, педагогику, психологию и др., но и естественные – медицинские, психофизиологические, генетические».

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук.

Экология человека и демография. Обе дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии понятия – рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст – одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности того или иного региона.

Экология человека и социология. Социология изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей. Ряд социологических проблем может рассматриваться и в рамках экологии человека. К их числу относятся социальные группы и коллективы, этнические общности, экологические общности, профессиональные общности, социология народонаселения, социология образа и качества жизни, социология медицины и здравоохранения.

Экология человека и история. Из числа исторических наук для экологии человека наибольший интерес представляет археология регионов, палеоэкология и палеопатология, этнография отдельных стран и народов, этническая экология, этническая антропология.

Экология человека связана с гуманитарными науками. Гуманитарные науки занимаются изучением человека, как существа, обладающего душой и разумом.

Экология человека и психология. Экологию человека интересуют знания о душе человека. Знания о мотивах поведения людей помогают понять глубинные причины взаимодействия людей между собой и окружающей средой. Знания об особенностях психической организации людей помогают выявлять характер взаимодействия с внешней средой и устранять факторы, негативно действующие на психофизиологическое состояние человека.

Экология человека и биология. Биология является очень важной составной частью экологии человека, т.к. знания особенностей биологического уровня организации человека и взаимодействия человека с окружающей средой посредством тела помогают находить источники нарушений в человеческом существе, предсказывать последствия действия различных факторов окружающей среды на организм и исправлять нарушения, вызванные действием негативно влияющий на тело человека факторов. В экологии человека используются информация из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека и медицина. Экология человека тесно связана с медициной, особенно, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиеническая наука призвана изыскивать пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факторов среды путем научно обоснованного гигиенического нормирования содержания вредных веществ в окружающей среде.

Изучение взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без использования информации и методов исследования некоторых наук о Земле – географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии и др.

Экология человека неразрывно связана с экономическими науками.

Экология человека и экономика. Наиболее тесно связана экология человека с тематикой следующих направлений: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика окружающей среды, рекреационная экономика.

Экология человека и гражданское строительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы градостроительства и районной планировки: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий и др. К числу особых проблем относятся реконструкция и восстановление городов и населенных мест, благоустройство населенных мест. Некоторые исследователи даже ставят знак равенства между экологией человека и гражданским строительством.

2. Цели и задачи экологии человека

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества.

Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

3. Определение дисциплины. Основные понятия экологии человека

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А. Акимова, В.В. Хаскин).

Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П. Казначеев, А.Л. Яншин).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б. Прохоров).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровьеэто состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции.

Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек. Здоровье человекаэто функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.

Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:

• рождаемость – измеряется числом рожденных детей за один год на 1000 человек населения;

• смертность (в том числе младенческая – смертность детей первого года жизни) – измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;

• средняя ожидаемая продолжительность жизни различных возрастных групп – число лет, которое в среднем предстоит прожить представителю конкретного поколения при предположении, что смертность представителей данного поколения при переходе его из одной возрастной группы в другую будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах. В истории человечества этот показатель возрос с 21–23 до 80 и более лет.

• средняя продолжительность жизни – время жизни определенной человеческой популяции;

• возрастно-половая структура населения;

4. Различные точки зрения на предмет экологии человека

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Объект – (от лат. objectum – предмет) часть сущего, данная познающему субъекту в ощущениях.

Существует несколько определений предмета изучения экологии человека:

1. Экология человека является одной из частнонаучных дисциплин наряду с гигиеническими и другими науками. Предметом ее изучения служат некоторые частные закономерности взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Экология человека является общенаучной дисциплиной. Она изучает общие закономерности взаимодействия человека и окружающей среды путем обобщения данных частных наук.

3. Экология человека является частнонаучной дисциплиной особого рода. Она имеет дело непосредственно с объектом, изучает определенную сторону отношения «человек и среда». В тоже время она не стоит в одном ряду с частнонаучными дисциплинами, т.к. изучает особую сторону этого отношения, не раскрываемого другими науками.

4. Экология человека вообще не является научной дисциплиной в традиционном понимании этого слова. Экология человека – это метатеоретическая концепция (развернутая идея, система понятий) которая выполняет интегративную функцию и является общенаучной методологией исследования объективного отношения «человек – среда его обитания» частными дисциплинами.

По последним, более современным источникам, экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня – от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближайшим космосом может быть объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И. Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

5. Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека

Многообразие реальных конкретных задач жизнедеятельности человека определяет многообразие аспектов и подходов к экологии человека.

Выделяют 6 основных направлений:

1. Проблема народонаселения. В рамках этой проблемы изучается связь с демографией, популяционная динамика, соотношение популяционных ресурсов и роста населения, делаются оценки популяционного оптимизма, разрабатываются вопросы планирования семьи, контроля рождаемости, популяционной политики.

2. Проблема ресурсов. Изучаются водные, энергетические, пищевые и другие природные ресурсы планеты, их запасы и изменения в связи с деятельностью человека.

3. Воздействие человека на среду и защита среды. К данному разделу относятся исследования по изучению влияния индустриализации на окружающую среду, оценка уровня и последствий загрязнения. Формируются представления о средовом кризисе, так называемой экологической катастрофе, в настоящем и историческом аспекте, ставятся вопросы защиты среды.

4. Управление средой и средовая политика. Данное направление базируется на трех предыдущих. Основные исследования посвящены контролю среды, соотношению ресурсов, росту населения и потребностей общества (с выходом на экономику), планированию и управлению средой и популяцией, а также экологическим принципом экономического развития общества. Такие исследования определяют формирование средовой политики в региональном, национальном и международном масштабах, включая правовые аспекты этого вопроса.

5. Культурная экология. В этом разделе объединены работы на стыке экологии, культуры, антропологии, архитектуры, психологии и других наук. В этой области изучаются средовые ограничения развития культуры, культурная адаптация человека. Особое место занимает экология городов, проблема дизайна среды и жилища.

6. Социальная экология. В это направление входят исследования по экологии, социальной психологии и социологии. Определяющими сейчас являются экологические подходы к социальным наукам, устанавливается связь экологических и социальных систем, изучается психосоциальная среда и средовая психология, особенности адаптации в условиях быстрых социальных изменений, называемых научно-техническим прогрессом.

В медико-биологических исследованиях можно выделить два направления: «экологическая медицина» и «экологическая биология» (физиология, морфология, генетика человека). Первое направление изучает экологические аспекты здоровья человека, второе рассматривает взаимовлияние среды и биологии человека в эволюционном развитии.

Экологическая медицина занимается изучением медицинских аспектов среды и здоровья человека. В настоящее время основу этого направления составляют исследования по экологическим воздействиям на индивидуальное здоровье и их прогнозирование, по экологии человека и здравоохранению, по общим проблемам среды и здоровья, а также по средовой медицине (медицинская география, средовые болезни и средовое здоровье).

1. Медицинская география. Этот раздел является наиболее представительным из всех рассматриваемых направлений медицинской экологии, т.к. есть тенденция к изучению географических вариаций отдельных заболеваний, например, аллергии, рака, вирусных инфекций, наследственных болезней. Есть обобщающие работы по мировой географии болезней человека. Но районирование болезней еще не дает ключа к пониманию роли экологических факторов в их возникновении. В связи с этим в последнее время разрабатывается направление, которое занимается изучением, так называемых средовых болезней.

2. Средовые болезни. Изучение болезней во взаимосвязи с факторами внешней среды, а также клиническому течению болезней. Например, влияние среды на возникновение врожденных дефектов. Эпидемиология болезней в зависимости от факторов внешней среды.

3. Средовое здоровье. Проблемы здоровой среды. Традиционно к проблеме средового здоровья относят прежде всего исследования загрязненной среды. Специальные исследования ведутся по выявлению канцерогенов и мутагенов химической природы, в том числе среди ядохимикатов сельского хозяйства, и изучению экологии и эффектов регионального загрязнения. Уделяется внимание изучению производственной среды профессиональных заболеваний. Развивается медицинская климатология, в том числе горная медицина.

Эко биология человека. В исследованиях, относящихся к этому направлению, устанавливаются основные принципы по, так называемой, средовой биологии, изучается экология человека, как биологического вида, экологическая антропология. Отдельное направление представляет эволюционная биология человека, которая смыкается с эволюцией и изучает влияние среды на биологию человека от племенных групп до современного человека, находящегося под влиянием урбанизации и индустриализации.

На данном уровне следует выделить проблему адаптации человека к условиям среды. Исследователями рассматривается наука о здоровье как наука об адаптации человека.

Наряду с организменным уровнем активно изучается популяционно-генетический, дающий представление об эволюционных механизмах адаптации. Формируется направление «экологическая генетика». Проблема адаптации связана с исследованиями по средовой медицине, а в силу биосоциальной природы человека выходит за рамки медико-биологического уровня и стыкуется с социальным уровнем, в частности с социальной и культурной экологией. На этом стыке изучаются: биосоциальные взаимодействия в популяционной адаптации, биосоциальные основы адаптации, влияние социальной среды на здоровье, эффекты факторов урбанизации, психологическая адаптация и т.д.

6. Методическая основа экологии человека

Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.

являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т.п.

К этой же группе методов следует отнести мониторинг – периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды. Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных. Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и биотестирование – использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы – в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент – искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.

Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.

В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т.д.).

7. Географические методы, используемые в антропоэкологических исследованиях

Оценивание, моделирование, картографирование, районирование, прогнозирование.

Оценивание. Если объективные данные, выраженные в четкой количественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследователи используют метод оценок.

В основу его положена идея о том, что в условиях неопределенности лучше получить приближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться осуществить такое мероприятие, не имея никакой информации. Перед проведением любого оценивания необходимо четко определить:

• Что оценивать. Уточнить объект исследования;

• Для кого оценивать. В антропоэкологических исследованиях оценка осуществляется для человеческих общностей (в разных ситуациях могут быть разные общности, например, туристы, местное население и т.п.);

• С какой целью оценивать. Разработки по экологии человека могут понадобиться при проектировании промышленного предприятия, жилого квартала или нового города, для строительства санаторного комплекса. Оценка для каждого вида проекта будет выполнена по единой схеме, но акценты будут поставлены разные;

• Как оценивать. Составить алгоритм всей процедуры оценивания, обосновать его детальность и конкретные приемы. Например, для оценки степени воздействия кровососущих членистоногих на здоровье населения.

Интенсивность нападения иксодовых клещей. (Прохоров, 2003)

Неблагоприятные последствия для здоровья, а также экономический и психологический ущерб от нападения клещей, особенно в районах пионерного освоения, могут быть очень велики, т.е. клещевой энцефалит, например, приводит к стойкой потере трудоспособности или смертельному исходу.

Она связана с анализом более трех десятков параметров природной среды, из которых более 10 относится к климатическим факторам, а остальные характеризуют рельеф, геологическое строение, подземные и поверхностные воды, растительность и животный мир, наличие природных предпосылок болезней в регионе.

Антропоэкологическое таксонирование ( районирование ) – деление территории на более мелкие таксоны:

ареалирование – территория распространения какого-либо явления, выделенного на карте, например, где встречается клещевой энцефалит;

ареалирование – территория распространения какого-либо явления, выделенного на карте, например, где встречается клещевой энцефалит;

типология – объединение территориальных комплексов в типы, классы на основе сходства определенных черт;

районирование – выделение индивидуальных (неповторимых во времени и в пространстве) территориальных единиц:

аналитическое или компонентное (территория разделяется по какому-либо одному признаку, например, по интенсивности загрязнения воздуха диоксидом серы);

комплексное, когда исследуемая территория делится на основе использования нескольких показателей (например, по уровню заболеваемости и смертности населения от болезней органов дыхания, связанных с загрязнением атмосферы, или по интенсивности загрязнения воздуха широким набором поллютантов);

синтетическое или интегральное, позволяющее делить территорию на основании оценки сочетания различных групп показателей (например, по уровню техногенного загрязнения и состоянию здоровья населения).

Моделирование. Модель – условный образ и конструируется он исследователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры). Модель имеет практическое значение в том случае, если не доступно непосредственное изучение объекта. Например, модель последствий ядерного конфликта между США и СССР, созданная академиком Моисеевым. Ученые сделали свою модель достоянием общественности. Вероятно, благодаря этой модели, удалось избежать рокового события.

Дистанционные методы (аэрофотосъемка, космосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Аэрофотосъемки и космофотосъемки не могут непосредственно отразить демографическое состояние или здоровье населения, но могут указать на факторы, способствующие таким изменениям. Это позволяет прогнозировать изменения, происходящие в окружающей среде.

1. Как связана экология человека с гуманитарными, общественными и естественными науками?

2. В чем смысл выделения экологии человека в отдельную самостоятельную сферу научного знания?

3. С чем связано многообразие направлений в исследованиях по экологии человека?

4. На чем основывается методология экологии человека?

5. Для чего используются географические методы в исследованиях по экологии человека?

Вопросы для самостоятельной работы

1. География и экология человека.

2. Глобальные проблемы экологии человека.

1. Возможно ли создать единую методическую систему, позволяющую изучать весь комплекс отношений «человек – среда»?

2. «Человек – это микрокосмос». Как вы понимаете это утверждение?

3. Можно ли решить все проблемы человечества, если рассматривать человека только как биосоциальное существо? Может быть в человеке есть еще что-то, чего наука не понимает и не принимает, но это является управляющим в жизнедеятельности человека?

4. Каковы глубинные причины кризиса самого человека и окружающей его среды?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека (И. А. Ильиных) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

Объект социальной экологии

Как известно, под объектом науки понимают систему или процесс, которые существуют вне нашего сознания. Если под объектом основных естественных наук понимают диалектические саморазвивающиеся системы способом существования которых являются конкретные формы движения материи, то объектом экологических наук выступают корреляционные системы.

Коренное отличие этих систем от диалектических заключается, во-первых, в том, что в их основе нет единого процесса или формы движения материи. Во-вторых, они имеют сложное, часто даже социоприродное, содержание. По содержанию корреляционные системы разделяются на три группы. К первой группе относятся корреляционные системы состоящие из элементов различных диалектических систем. Так, например, социальная экология транспорта или сельского хозяйства изучают сложную систему, в которую, кроме этих социальных объектов, входят другие социальные элементы которые воздействуют на них (экономика политика), географические элементы (климат, рельеф, вода) и геологические условия местности.

Ко второй группе относятся системы, состоящие из диалектических систем и отдельных элементов других диалектических систем. Таковы, например, физико-географические ландшафты, в состав которых входит несколько биогеоценозов (диалектические системы, элементы географических систем (тепло, влага рельеф) и горные породы как литологическая основа ландшафта).

Третью группу представляют системы, которые состоят из диалектических систем носителей конкретные форм движения материи. К ним относятся, в первую очередь, такие астрономические системы как планеты. Каждая из планет представляет собой определенный набор конкретных форм движения.

Подходя к определению объекта социальной экологии, надо помнить о том, что ни одна наука никогда не начинается с полного представления о своем объекте. Их выяснение является сложным историческим процессом познания. Возьмите, например, развитие взглядов на объект биологии. Оно начиналось с представления о том, что отдельные организмы являются носителями жизни. На следующем этапе обращалось внимание на необходимость изучения организмов в единстве со средой обитания. Если для более полного описания поведения, образа жизни, размещения организмов этот известный нам экологический подход был необходим и давал хорошие результаты, но для раскрытия сущности жизни изучение корреляционных систем оказалось тупиковым направлением. Лишь только открытие биогеоценозов позволило установить объект биологии как материальный носитель биологической формы движения материи.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

В истории становления представлений социальной экологии о своем объекте исследования наметились три подхода.

Во-первых, под объектом социальной экологии понимается система состоящая из человека или различные социальных групп, с одной стороны и социальные и природные элементов, образующих среду их существования, с другой. Так уже. П. Сорокин рассматривал человека в единстве с такими элементами среды как другие люди, различные элементы материальной и духовной культуры, а также с элементами космической (неорганической) среды, к которым относятся географические условия местности тепло, влага освещенность и т. д. Решая проблемы адаптации иммигрантов к городской среде существования,. Р. Парк и. Э. Берджесс рассматривали человека и социальную группу в единстве с социальной средой города

Во-вторых, в истории становления представлений социальной экологии об объекте исследования дважды высказывалась мысль о существовании единой системы «общество-природа». П. Сорокин в начале XX века считал экологическими знания об адаптации общества к природной среде. А с середины XX века отечественные социальные экологи рассматривают эту же систему, но, в основном под углом зрения отрицательные воздействий общества на природу.

В-третьих представление об объекте социальной экологии, состоящем из отдельных элементов общества и природной среды существования. Эта точка зрения в основном развивалась частными науками, которые исследовали воздействие конкретных природных факторов на социальные явления. Этими вопросами занимались такие дисциплины как география транспорта география городов, политическая география и инженерная геология.

На наш взгляд исследования этих конкретных наук велись в плане идей, высказанных одним из членов Чикагской экологической школы. Р. Маккензи. Он считал, что социальная экология в качестве субъекта экологических отношений должна изучать не только человека и социальные группы в их корреляционной связи со средой существования, но и любое материальное или духовное социальное явление от политики и морали до культуры и техники.

Мы считаем возможным при определении объекта социальной экологии исходить из этих существующих точек зрения. Объект социальной экологии представляет собой сложную социоприродную систему с корреляционными системообразующими связями. Исходным объектом социальной экологии является система «общества и его экологическая среда». Это высший социологический уровень понимания объекта исследования в социальной экологии. При таком понимании объекта все остальные уровни социально экологического исследования, а, следовательно, и объекты которые их порождают, зависят от уровня развития исходной системы «общество — экологическая среда». Ведь сама человеческая личность, как совокупность общественных отношений, исторически меняется, меняются и формы её адаптации к социальной и природной среде. Или такое исторически меняющееся социальное явление как наука, которая адаптируется к природной среде в зависимости от развития общества.

Все это говорит о том, что система «общество — экологическая среда» есть главный объект исследования в социальной экологии.

Важным объектом социально-экологического исследования являются корреляционные системы, состоящие из человека, социальных групп, этносов и т. д. и социальной, и природной среды их существования.

И, наконец, особым объектом в социальной экологии выступают элементы материальной и духовной культуры общества. Искусство, мораль, политика, наука, религия, философия, с одной стороны и различные элементы материальной культуры — пища, одежа, жилище, транспорт и т. д, с другой стороны образуют корреляционную систему с социальными и природными факторами среды существования. Но в отличие от человека и различных социальных групп, они не сами адаптируются к факторам социальной и природной среды существования, их адаптация происходит только через посредство деятельности человека. В этом особенность данного уровня объектов социальной экологии.

Итак, объектом социальной экологии может быть любая система, состоящая из социального объекта и тех факторов социальной и природной среды к которым он адаптируется.

Необходимо отметить такую важную особенность объекта социальной экологии, как более быстрое изменение социальных компонентов этой системы по сравнению с природными компонентами. Так, человек вынужден быстрее адаптироваться к социальным факторам среды, которые изменяются быстрее природных. В целом любой объект социальной экологии меняется быстрее, чем объект биологической экологии.

Это относится и к отдельной стране, которая образует корреляционное единство с природными и социальными факторами среды существования. Причем социальными факторами существования отдельной страны являются другие страны. Здесь также адаптация к социальным факторам идет быстрее, чем к природным. Доказательством тому может быть экономическое и политическое влияние соседних стран на данную страну как субъект адаптации, которое исторически меняется быстрее, чем воздействие природных факторов на эту страну.

Все это говорит о том, что адаптация социальных явлений в корреляционной системе к её социальным элементам требует большего внимания, чем это уделяется в литературе.

Предмет социальной экологии

Под предметом любой науки понимают те свойства и закономерности, которые она изучает в своем объекте. Известно, что по мере развития науки расширяется и круг вопросов, которые составляют предмет её исследования. Поэтому, наличие различных точек зрения на предмет социальной экологии в отечественной и зарубежной литературе скорее говорит о процессе развития предмета этой науки, чем о наличии ошибочных представлений о нем.

Какие же точки зрения на предмет социальной экологии заслуживает внимания?

Во-первых, это представление о предмете социальной экологии как формах и закономерностях адаптации общества (человечество Земли) к природным условиям нашей планеты. В этом случае можно выделить общесоциологический уровень адаптации, что означает корреляционную связь общесоциологических законов с природной средой существования и частный социологический уровень как корреляционную связь отдельных сторон общественной жизни с природной средой существования.

Если на общесоциологическом уровне корреляция общества со свойствами природной среды проявляется как ускорение или замедление общественного прогресса, то на частном социологическом уровне адаптация общества к природным условиям проявляется в специфическом наборе отраслей сельского хозяйства и промышленности в специфике профессионально-технических отношений, в особенностях развития транспорта торговли и.т.д., в особенностях развития науки, искусства, политики и прочее.

Во-вторых, заслуживает внимания представление о предмете социальной экологии как формах и закономерностях адаптации человека и социальных групп к социальной среде существования, а также понимание предмета социальной экологии как закономерностей адаптации человека как личности и как биосоциального организма к социальной и природной среде существования.

При этом во всех названных выше случаях основным субъектом адаптации является человек. Без человека мертвы производительные силы, не существуют и не развиваются материальное или духовное производство. Все элементы материальной и духовной культуры как мы уже отмечали выше, адаптируются к фактам среды обитания только через деятельность человека. Только человек создает и изменяет социальных предметы, коррелируя их свойства с факторами среды существования, только человек размещает те или иные объекты на территории в соответствии с её характеристиками

При этом формы адаптации самого человека могут выражаться в виде его поведения, миграциях и расселении в определенном образе жизни. А также формами адаптации человека являются одежда, пища жилище. Адаптация общества в целом означает рациональное размещение на местности железных дорог и других путей сообщения, размещение и строительство городов, размещение отраслей сельского хозяйства и промышленности.

источник

Социальная экология является одной из древнейших наук. Интерес к ней проявляли такие мыслители, как древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор (500-428 гг. до н. э.), древнегреческий философ и врач Эмпедокл (487-424 гг. до н. э.), величайший философ и энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Главная проблема, волновавшая их, заключалась в проблеме взаимоотношений между природой и человеком.

Также исследованиями различных аспектов взаимодействия человека и природы занимались древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), известный ученый в области географии Эратосфен (276-194 гг. до н. э.) и философ идеалист Платон (428-348 гг. до н. э.). Стоит отметить, что труды и размышления этих древних мыслителей легли в основу современного понимания социальной экологии.

Социальная экология – это сложная научная дисциплина, которая рассматривает взаимодействие в системе «общество-природа». Помимо этого, сложным предметом изучения социальной экологии является взаимосвязь человеческого социума с природной средой.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Являясь наукой об интересах различных социальных групп в сфере природопользования, социальная экология структурируется на несколько основных видов:

  • Экономическая социальная экология – исследует отношения природы и общества с точки зрения экономического использования имеющихся ресурсов;
  • Демографическая социальная экология – изучает различные слои населения и поселения, которые одновременно проживают на всей территории земного шара;
  • Футурологическая социальная экология – сферой своих интересов выделяет экологическое прогнозирование в социальной сфере.

Как научное направление, социальная экология выполняет ряд ключевых функций.

Во-первых, это теоретическая функция. Она направлена на разработку важнейших и актуальных концептуальных парадигм, которые объясняют развитие общества с точки зрения экологических процессов и явлений.

Во-вторых, прагматическая функция, в которой социальная экология реализует распространение множественных экологических знаний, а также информации об экологической ситуации и состоянии общества. В рамках данной функции проявляется некоторая озабоченность о состоянии экологии, выделяются ее основные проблемы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В-третьих, прогностическая функция – она означает, что в рамках социальной экологии определяются как ближайшие, так и отдаленные перспективы развития общества, экологической сферы, а также представляется возможным контроль за изменениями биологической сферы.

В-четвертых – функция природоохранения. Она предполагает исследования влияния экологических факторов на окружающую среду и ее элементы.

Экологические факторы могут быть нескольких видов:

  • Абиотические экологические факторы – факторы, относящиеся к воздействиям со стороны неживой природы;
  • Биотические экологические факторы – влияние одного вида живых организмов на другие виды. Такое влияние может осуществляться внутри одного вида или между несколькими разными видами;
  • Антропогенные экологические факторы – их суть заключается в воздействии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Такое воздействие зачастую ведет к негативным проблемам, например, чрезмерное истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды.

Основной задачей социальной экологии является изучение актуальных и ключевых механизмов воздействия человека на окружающую среду. Также очень важен учет тех преобразований, которые выступают в качестве результата такого воздействия и в целом человеческой деятельности в природной среде.

Проблематика социальной экологии довольно обширна. На сегодняшний день проблемы сводятся к трем ключевым группам.

Во-первых, это социальные проблемы экологии планетарного масштаба. Их смысл заключается в необходимости глобального прогноза по отношению к населению, а также к ресурсам в условиях интенсивно развивающегося производства. Таким образом происходит истощение природных запасов, что ставит под вопрос дальнейшее развитие цивилизации.

Во-вторых, социальные проблемы экологии регионального масштаба. Они заключаются в исследовании состояния отдельных частей экосистемы на региональном и районном уровне. Здесь важную роль играет так называемая «региональная экология». Таким образом, собирая информацию о локальных экосистемах и их состоянии, возможно составить общее представление о состоянии современной экологической сферы.

В-третьих, социальные проблемы экологии микромасштаба. Здесь важное значение отводится изучению основных характеристики и различных параметров городских условий жизни человека. Например, это экология города или социология города. Таким образом, исследуется состояние человека в быстроразвивающемся городе, и его непосредственное личное воздействие на это развитие.

Как мы видим, самая основная проблема заключается в активном развитии промышленно-практических практик в деятельности человека. Это привело к увеличению его вмешательства в природную среду, а также к усилению его влияния на нее. Это привело к росту городов, промышленных предприятий. Но обратной стороной являются такие последствия в виде загрязнение почвы, водной и воздушной среды. Все это непосредственно влияет на состояние человека, на его здоровье. Продолжительность жизни во многих странах также снизилась, что является довольно актуальной социальной проблемой.

Профилактика данных проблем может производиться только путем запрета на наращивание технической мощи. Либо человеку необходимо отказаться от некоторых видов деятельности, которые связаны с бесконтрольным и пагубным использованием ресурсов (вырубка лесов, осушение озер). Такие решения необходимо принимать на глобальном уровне, ведь только общими усилиями предоставляется возможность в устранении негативных последствий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник