Меню Рубрики

Различные точки зрения на сущность финансов функции финансов

По вопросу происхождения термина «финансы» существу­ют различные точки зрения. По мнению одних авторов, этот термин возник еще в ХIII — ХУ вв. в торговых городах Италии как понятие, обозначающее систему денежных отношений меж­ду населением и государством. По мнению других, этот тер­мин был введен французским ученым Ж. Боденом в 1755 г. Понятие «финансы» в дальнейшем трансформировалось и с ХVШ в. под этим словом стали подразумевать «совокупность государственного имущества и состояние всего государствен­ного хозяйства» (С. Витте). Первоначально понятие «финансы» рассматривалось в узком смысле, как формирование, использо­вание денежных фондов, имущества для удовлетворения госу­дарственных нужд.

Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

Финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сразу можно оговориться, что круг участников таких отно­шений достаточно широк, от государства в целом до единолич­ного предпринимателя, гражданина страны.

Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по-своему содержанию. Если деньги — это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы -это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП)с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной, категорией.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности госу­дарства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использо­ванием.

Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

1. распределительный характер этих отношений, который ос­нован на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

2. односторонний характер движения денежных средств;

3. в результате этих отношений могут создаваться как цент­рализованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

1. На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;

2. На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;

3. На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

Финансы выполняют три главные функции, которые так­же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их кратко.

1. Распределительная функция финансов

Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение)ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

источник

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Сущность и функции финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

4. Взаимосвязь финансов с другими категориями

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

2 Сущность и необходимость финансов

4 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств. Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.

На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:

1) денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением

2) в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями

3) в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов

Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.

Выделяют следующие предпосылки возникновения финансов:

1) отделение имущества монарха от казны и возникновение государства; Власть монархов была значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2) налоги в денежной форме приобретают преимущественный характер; И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией

3) формирование и использование бюджета стало носить системный характер. (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением)

Финансы в своём развитии прошли 2 этапа:

1 этап – неразвитые финансы. Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.

2 этап – развитые финансы. Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.

Современные подходы к определению сущности финансов значительно расширили содержание этого понятия.

Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:

1) Финансы — это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;

2) Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.

3) Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.

Обобщая вышеприведенные формулировки, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Выделяют два уровня финансов:

централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, которые аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основной централизованный фонд государства – это бюджет.

децентрализованные финансы – это денежные отношения, обслуживающие кругооборот фондов предприятия.

Финансы имеют как внешнюю форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая (внешняя) сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые движение которых происходит между субъектами экономических отношений. Содержательная сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, т.е. – движение стоимости произведенного в обществе продукта или обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом науки «Государственные финансы».

Главное назначение финансов – обеспечение физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности и государственных структур достаточным для осуществления их деятельности денежными средствами

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства.

ВВП (валовой внутренний продукт)– стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Ключевыми элементами определения сущности финансов являются понятия финансовые отношения и финансовая деятельность.

Финансовые отношения – отражают движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Инструментом финансовых отношений являются деньги. Обычно финансы отождествляют с деньгами, однако «финансы» и «деньги» — это две разные экономически категории с разным общественным назначением. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме. Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, работник платит налоги из своей заработной платы – это финансы, а если он приобретает на рынке какой-либо товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.

Финансовая деятельность субъектов проявляется в формировании ими доходов и осуществлении расходов.

В экономической науке выделяются следующие характерные признаки финансов:

1) обменно-распределительный характер отношений;

2) движение стоимости от одного субъекта к другому;

3) денежная форма отношений;

4) формирование доходов и осуществление расходов;

5) эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный характер перераспределения.

Сущность финансов проявляется в их функциях. В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов в отношении функций финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную (Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В., Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в литературе можно найти и утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие – функция использования денежных доходов, стимулирующая, регулирующая и т.д.

Обобщая существующие в экономической литературе мнения, можно выделить следующие функции финансов:

1 Фискальная функция(функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

— государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);

— ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);

— ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.)

2 Контрольная функция:проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Необходимость контроля вытекает из того, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для того, чтобы в процессе распределения и перераспределения ВВП отдельные субъекты финансовых отношений не присваивали не принадлежащую им часть, необходим постоянный, всеохватывающий финансовый контроль.

3 Распределительная функция: состоит в распределении перераспределении НД между производственной и непроизводственной сферами н.х., отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Эта функция выполняется в два этапа:

а) распределение первичных доходов среди участников материального производства (у физических лиц – это зарплата, у юридических лиц – прибыль, у государства – прибыль госсектора);

б)перераспределение, в результате которого образуются вторичные (производные) доходы (доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также выплаты и бесплатные услуги из централизованных фондов физическим лицам и ассигнования юридическим лицам, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.)

Сумма первичных доходов равна сумме национального дохода. Эти доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на группы:

— зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

— доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными слоями населения.

Перераспределение состоит в распределении и использовании централизованных фондов:

— общегосударственных (бюджет и фонды целевого назначения);

— ведомственных (фонды, которые создаются министерствами и ведомствами);

— корпоративных (фонды, которые формируются корпоративными объединениями).

Перераспределение включает 2 этапа:

— изъятие доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов;

— использование централизованных фондов и формирование вторичных доходов – доходов, полученных в непроизводственной сфере, а также выплат и бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований юридическим лицам. Этот этап перераспределения и называется вторичное распределение.

4 Регулирующая функция: связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредит) в процесс воспроизводства. Элементами регулирования являются финансовое и бюджетное планирование рынка ценных бумаг и денежной массы, однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Украине развита слабо.

Расширенное воспроизводство требует поддержки и развития отраслей народного хозяйства и территорий, инвестиций и воспроизводства рабочей силы.

Важная роль в расширенном воспроизводстве принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство (макро уровень) оказывает влияние на процесс воспроизводства.

2) через налоговую политику

1) Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путём соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Через госбюджет осуществляется межотраслевые и территориальные перераспределения ресурсов для выравнивания экономического и специального развития отдельных регионов.

2) Большое влияние на предприятия государство оказывает через налоговую политику: виды взимаемых налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая система в современных условиях, нацеленная на сокращение дефицита госбюджета, не стимулирует расширенное воспроизводство.

3) При переходе от командно-административной системы к рыночной резко сократились объёмы централизованных капитальных вложений. Поэтому наблюдается замедление темпов инвестиционной активности по этой причине и по причине кризиса неплатежей в народном хозяйстве, в связи с чем предприятия свёртывают капиталовложения. Но без увеличения инвестиций в украинскую экономику нельзя обеспечивать постоянный рост производства. Одним из путей решения этого вопроса является переход от возвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования имеет место преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

Привлечение иностранных инвестиций требует упорядочения и стабилизации законодательной базы в Украине.

Финансы играют большую роль в становлении и развитии любого предприятия, фирмы, корпорации, а также в повышении эффективности их работы. Главная задача хозяйствующих субъектов – рост активов предприятия и рачительное их использование.

С помощью финансов предприятия организует свою работу на основе коммерческого расчёта, осуществляет контроль своей деятельности. В этой связи в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ВозникновениеФинансовые отношения возникли задолго до того, как появился

финансовых термин «финансы» — в эпоху рабовладельческого государства,

отношений когда были уплачены первые обязательные платежи в денеж-

ной форме. Первой научной работой, посвященной финансовым отношениям, считается труд афинского философа Ксенофонта «Доходы города Афин» (на рубеже III—IV вв.).

Несмотря на то что финансовые отношения возникают одновременно с появлением государства, государство нельзя считать первопричиной финансов. Любые экономические отношения появляются в результате определенных закономерностей общественного развития, а не по воле или судьбе субъекта, хоть и такого важного, как государство.

Следует отметить, что первые платежи государству могли нередко носить и безденежный, натуральный характер. Можно ли в этом случае говорить, что существовали финансовые отношения? Очевидно, как у всякого современного языка есть свой праязык, так и у современных финансовых отношений был свой исторический прообраз — натуральные платежи.

Возникновение В научной литературе нет единства мнений о том, когда впер-

термина «финансы» вые стал использоваться термин «финансы» и из какого языка

он произошел. «Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1576 г. издал работу „Шесть книг о республике»» .

Также нет единого мнения о первоначальном значении слова «финансы».

Финансы как наука Впервые в российской печатной литературе понятие «финансы» о государственных было использовано в предисловии к изданной в 1767 г. Мо- доходах и расходах сковским университетом книге «Переводы из энциклопедии» .

В русский язык этот термин вошел в значении науки о государ-ственных доходах и расходах.

Не только в России, но и во многих других странах на протяжении XVI—XIX вв. понятие «финансы» трактовали как науку о государственных доходах и расходах . В России в XVIII— XIX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, в которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и у некоторых современных авторов. Так, советский профессор Э.А. Вознесенский (а вслед за ним и многие современные его последователи Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева, А.М. Ковалева), в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.

Выделяя в качестве главного признака финансов государственно-властный характер финансовых отношений, авторы входят в противоречие с признаваемым ими же объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений последние принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы — это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, определенными правовыми актами.

Финансы как наука С XIX века в экономической литературе понятие «финансы»

о капитале или как распространяется на денежные операции отдельных компаний

наука об управлении фирм, банков, а не только на государственные доходы и денежными расходы, При этом довольно часто отождествляются термины «банковский средствами, капитал» и «финансовый капитал». Финансы также рассматриваются денежными потоками денежная ф0рма капитала или как синоним капитала.

Из курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика» студентам уже известно, что каждому фактору производства соответствует свой рынок, в том числе такому фактору, как капитал, соответствует финансовый рынок. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка, управления финансами корпораций, рыночной оценке их стоимости . Нередко в литературе науку о финансах связывают с принятием инвестиционных решений и определением временной стоимости денег (приведенная стоимость денежного потока). При изучении дисциплин «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент» у студентов будет возможность познакомиться с основными гипотезами и методиками расчетов отдельных показателей в рамках данного подхода.

Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро- и микроуровне. Поэтому во многих современных зарубежных и некоторых отечественных экономических словарях и учебной литературе финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920—1930-е гг.

Финансы как С 1940-х годов отечественные экономисты начинают рассма-

совокупность тривать финансы как экономическую категорию. Впервые фи-

экономических нансы как систему экономических (производственных) отноше-

отношений ний определил В. П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов»1. С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Эти концепции представлены и в современной российской учебной литературе. Сторонники распределительной концепции (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, С.И. Лушин и другие) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленность последней с процессами производства, обмена и потребления. В рамках воспроизводственной концепции (Д.С. Моляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, действующая на всех стадиях общественного производства, в том числе на стадии обмена . Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. В рамках распределительной концепции основные виды финансовых ресурсов — прибыль и амортизационные отчисления — источник реинвестирования или инвестирования в нефинансовые и финансовые активы. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы — с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельности категории «финансы» как категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков , при которых не ставится задача разделения сущности явления и внешних форм его проявления.

Как изменялось представление о понятии «финансы» в разные исторические эпохи, показано в табл. 1.2.

Эволюция взглядов на термин «финансы» в разные исторические эпохи

Исторический период Трактовка термина «финансы»
XIII—XV вв. XVI—XIX вв. Конец XIX — начало XX в. Начало XX в. и по настоящее время в зарубежной литературе С 1940-х гг. в отечественной литературе (две концепции: распределительная и воспроизводственная) Денежный платеж, завершение денежного платежа Наука о государственных доходах и расходах Наука о капитале (или денежной форме капитала) Наука об управлении денежными средствами (денежными потоками) Наука о совокупности экономических отношений, имеющих специфические свойства

Таким образом, финансы — научный термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными научными философскими и экономическими школами.

Тем не менее хотелось бы отдать должное всем ученым, которые внесли свой вклад в развитие финансовой науки. Ученые западной школы XIII—XIX вв., философы, политики, экономисты, в том числе и основатели политической экономики, часть своих трудов посвятили проблемам налогов, государственных расходов XIII—XIX вв.: Фома Аквинский, Ф. Петрарка, Д. Караф, Бернардо, Ф. Гвиччардини, Дж. Ботеро, Н. Макиавелли, Т. Ман, Дж. Локк, Т. Гоббс, Гаутон, Д. Юм, В. Петти, Г. Баугильбер, С. Вобан, Дж. Стюарт, Л. фон Се- кендорф, С. Пуфендорф, И. Юсти, И. Зонненфельс, А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль, П. Леруа-Болье, К.-Г. Рау, Л. фон Штейн, A. Вагнер, Э. Сакс, Ф. Нитти, Э. Селигманн, Л. Косс.

Российские мыслители, ученые, юристы, государственные деятели, непосредственно занимавшиеся финансовой практикой XVIII —■ начала XX в., также отразили свой взгляд на представление о финансах, финансовой системе, финансовой политике. К ним относятся И.Т. Посошков, А.Я. Поленов, С.Е. Десницкий, М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, И#Я. Горлов, Ю.А. Гегемайстер, В. Кури, Д.П. Толстой, М.Ф. Орлов, Н.С. Мордвинов, B. А. Татаринов, Х.А. Шлецер, И. Шиль, М. Капустин, И.И, Янжул, И.Х. Озеров, Л.Ф. Ход- ский, В.А. Лебедев, С.Ю. Витте.

Зарубежные ученые, оказавшие существенное влияние на развитие теории финансов в XX—XXI вв. — И. Фишер, Дж.М. Кейнс, Дж. Хикс, Н. Калдор, Я. Маршак, Дж.Б. Уильямс, Б. Грэм, Г. Марковиц, Ф. Модильяни, М. Милер, Дж. Тобин, У. Шарп, Дж. Линтнер, Р. Рсшл, Р. Мертон, Р. Лукас, Р. Кооуз, Ф. Блэк, М. Шоулз, 0. Харт, Д. Крепе, М. Дженсен, Д. Даффи, Дж. Кокс, М. Рубенштейн, Ши-Фу Хуан, Р. Раднер, Л. Башелье, А. Коулс, П. Самуэльскон, Б. Мендельброт, Е. Фама, М. Кендалл, С. Гроссман, Дж. Стиглиц, П. Милгром, Н. Стоки, Р. Масгрейв, Р. Брейли, С. Майерс.

Выдающиеся отечественные ученые финансисты XX в.: Н.Н. Ровинский, Г.И. Болды-рев, Н.Н. Любимов, К.Н. Плотников, В.П. Дьяченко, А.М. Александров, Д.А. Аллахвердян, А.М. Бирман, Э.А. Вознесенский, И.Д. Злобин, З.Д. Винокур, М.К. Шерменев, Д.С, Моля- ков, Ф.В. Коньшин, Л.А. Мотылев, Н.В. Гаретовский, Л.И. Рейтман и другие.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике в результате функционирования финансовых отношений, осуществления финансовых операций у государства, организаций и домашних хозяйств образуются особые денежные ресурсы, которые называются финансовыми ресурсами. Таким образом, финансовые ресурсы — это материальные носители финансовых отношений. Соотношение между понятиями «финансы», «финансовые операции» и «финансовые ресурсы» представлено на рис. 1.7.

Читайте также:  Причины депрессии с точки зрения психологии

В настоящее время термин «финансовые ресурсы» широко используется в экономической науке, в практической деятельности организаций и государства, в международных нормативных правовых актах и правовых актах Российской Федерации, что подчеркивает важность понимания как самого термина, так и изучения состава финансовых ресурсов.

Рис. 1.7. Соотношение между понятиями «финансы», «финансовые операции», «финансовые ресурсы»

Ежегодно к проекту закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерством экономического развития РФ разрабатывается Баланс финансовых ресурсов Российской Федерации (Сводный финансовый баланс), который характеризует объем и использование финансовых ресурсов РФ и секторов экономики.

Широко употребляя этот термин, ученые и практики таки не пришли к единому мнению, что понимается под финансовыми ресурсами, каков их состав и т.п. Для усвоения этого вопроса необходимо сначала разобраться, что же такое ресурс вообще? Под более общим термином «ресурс» в словарях понимается запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Так, свободная энциклопедия «Википедия» дает следующее определение: «Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности», Справочно-информационный портал «Грамота.ру» определяет ресурс так: «. запасы, средства, которые используются при необходимости». Ресурсы бывают материальные, трудовые, природные, информационные и т.д. Необходимо определить признаки финансовых ресурсов, найти их место среди других видов ресурсов.

Признаки финансовых Прежде всего следует вспомнить, что финансы имеют денеж ресурсовхарактер, значит, и финансовые ресурсы всегда будут иметь

денежную форму в отличие от природных, информационных, трудовых ресурсов. Таким образом, финансовые ресурсы существуют только в денежной форме, это часть денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют бесхозно, сами по себе, они всегда имеют собственника, либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Например, финансовые ресурсы большинства коммерческих организаций находятся в собственности организаций, финансовые ресурсы государственных или муниципальных унитарных предприятий находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежат самому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Советском Союзе в условиях господства государственной собственности в учебниках, монографиях, сборниках научных трудов ученых-экономистов часто применялся термин «финансовые ресурсы общества», в котором не был определен конкретный собственник; это означало, что всеми финансовыми ресурсами так или иначе распоряжалось государство. Государство устанавливало, какие товары должно производить предприятие, как распределять полученную выручку от продажи товаров, государство изымало прибыль и амортизационные отчисления, решало, сколько и на каких условиях оставить предприятию финансовых ресурсов для формирования фондов экономического стимулирования для выплаты премий работникам. Это подрывало экономические интересы субъектов хозяйствования, у которых не было стимулов к увеличению финансовых ресурсов, снижало эффективность производства и т.п. В условиях развития рыночных отношений организации, домохозяйства, отдельные граждане получили дополнительные права и свободы (например, граждане получили право заниматься предпринимательской деятельностью; коммерческие организации после уплаты налогов в настоящее время сами решают, как им использовать свои финансовые ресурсы и т.п.). С предоставлением самостоятельности в использовании финансовых ресурсов возросла и финансовая ответственность субъектов за результаты своей финансовой деятельности, поэтому использование такого «собирательного» термина, как «финансовые ресурсы общества» в современных условиях стало вряд ли возможным. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении государства, организаций и домохозяйств, относится к финансовым ресурсам.

Следующий вопрос, на который следует ответить, все ли денежные средства, которыми располагает субъект (государство, организация или отдельное домохозяйство), являются его финансовыми ресурсами? Все финансовые ресурсы — это денежные средства, но не все денежные средства — это финансовые ресурсы.

Поэтому важным является выделение признаков финансовых ресурсов, которые позволят их выделить из общего объема денежных средств.

Например, коммерческая организация может на расчетном счете иметь определенную! сумму денежных средств. Вся ли эта сумма относится к финансовым ресурсам? Необходимо отметить, что и по этому вопросу ученые имеют разные точки зрения. Как было отмечено в предыдущих параграфах, до настоящего времени ученые не пришли к общему мнению по вопросам сущности финансов, выделения их специфических признаков. Поэтому и финансовые ресурсы, как материальные носители финансовых отношений, в настоящее время трактуются учеными по-разному.

Например, авторы учебника «Финансы» под редакцией С.В. Барулина дают следующее определение финансовых ресурсов: «Финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств экономики, которая потенциально может быть использована и фактически используется для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами хозяйствования (организациями и домашними хозяйствами). Финансовые ресурсы — одновременно все денежные ресурсы, и наоборот» . Как правило, такая «расширительная» трактовка состава финансовых ресурсов присуща сторонникам воспроизводственной концепции сущности финансов.

Не все денежные средства государства, организаций и домохозяйств можно отнести к финансовым ресурсам, Подученная выручка от реализации не может в полном объеме использоваться на нужды данного производства, она подлежит распределению внутри организации, между собственниками, часть средств поступает в виде налогов государству, часть средств размещается на финансовом рынке. Часть денежных ресурсов организаций направляется на возмещение материальных затрат и оплату труда. При распределении выручки от реализации из ее состава выделяется определенная сумма денежных средств, соответствующая материальным затратам организации, которые направляются на возмещение потребленных средств производства. И экономическая природа материальных затрат исключает возможность использования этой части выручки в качестве источника финансовых ресурсов. Однако у различных видов производственных фондов (основных и оборотных) имеется и различный механизм их воспроизводства.

Основные фонды многократно участвуют в процессе производства и постепенно (по мере износа) переносят свою стоимость на продукцию. Денежное выражение переносимой части стоимости основных фондов представляют собой амортизационные отчисления. В процессе воспроизводства эти средства обособляются от своего материального содержания, функционируют в составе других денежных средств. Именно это положение и составляет основное условие включения амортизационных отчислений в состав финансовых ресурсов.

Оборотные средства, напротив, постоянно обслуживают воспроизводственный процесс и не могут быть изъяты и использованы на другие нужды — на премирование работников, на финансирование научно-исследовательских работ и т.п. Поэтому амортизационные отчисления могут служить финансовыми ресурсами, а оборотные средства — нет; только излишек оборотных средств (например, если введены материал сберегающие технологии или сокращается объем выпускаемой продукции) может быть использован в качестве финансовых ресурсов. Справедливо и обратное, если организация нуждается в дополнительных оборотных средствах (например, произошло удорожание сырья и материалов), которой недостаток оборотных средств организация покрывает за, счет финансовых ресурсов.

Данное высказывание справедливо и для фонда оплаты труда, который организация формирует для выплаты заработной платы рабочих и служащих. И вряд ли сумма денежных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, может свободно быть использована организацией на финансирование других целей.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они могут использоваться на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под термином «финансовые ресурсы» в настоящее время понимаются денежные средства, находящиеся в собственности или распоряжении организаций, домохозяйств и государства и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Финансовые По качественному составу финансовые ресурсы субъектов

ресурсы — это не одинаковы. Поэтому в финансовой науке выделяют разные

доходы, поступления по своей экономической природе части финансовых ресурсов – доходы, поступления и накопления.

источник

Единой общепринятой точки зрения по поводу финансов не существует. В зависимости от экономических школ, точки зрения тех или иных ведущих ученых-экономистов существуют некоторые расхождения при определении сущности и функций финансов. Такое же положение наблюдается и в других областях теории экономических дисциплин, поскольку абстрагирование, выделение сущностных сторон экономических категорий дает возможность, исходя из общих посылок, несколько по своему каждому ученому определять эти сущностные стороны и взаимосвязи или акцентировать изучение категорий на отдельных группах связей.

Существуют и другие причины элемента расхождений в определении категорий. Финансы, являясь объективной экономической категорией, в то же время финансовые отношения закрепляются юридически и используются как инструмент политики государства. Поэтому при определении сущности и функций финансов могут учитываться идеологические и политические аспекты проявления этих категорий, что также в зависимости от тех или иных подходов к изучению категорий или явлений экономической жизни на различных этапах развития государства может вести к различным толкованиям одних и тех же предметов изучения.

Современные понятия сущности и функций финансов берет свое начало от западных экономических школ, где впервые были теоретически обобщены знания о финансах как объективной экономической категории. В СССР по идеологическим причинам изучались две финансовые дисциплины «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», а затем «Финансы социалистического общества». В экономике СССР денежным отношениям и стоимостным категориям отводилось второстепенное место. Некоторое время считалось, сто при социализме нет товарного производства. Поэтому изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э.А. и Бирман А.М. считали, что основным условием возникновения финансов является государство.

До тридцатых годов в России и СССР под финансами понимались лишь отношения, связанные с добыванием государством средств для его функционирования. Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.

В настоящее время существует много определений понятия и сущности финансов, которые по-разному интерпретируют данные вопросы. Одной из распространенных точек зрения, которой придерживаются ряд ученых Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др., что сущностный признак и основа понятия финансов заключается в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. Кроме такого общего определения финансов существуют более конкретные определения основного сущностного признака финансов (М.В. Федосов и С.Я. Огородник) как процесса распределения и перераспределения части стоимости совокупного общественного продукта. Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц в качестве объекта исследования финансов рассматривали чистый доход и его связь с процессами распределения и перераспределения.

Существуют различные точки зрения по вопросу сущности финансов, отнесения их к базисным или надстроечным отношениям. Сторонники первой точки зрения акцентируют внимание на финансах как объективной категории поскольку без финансов невозможно функционирование экономики, поскольку распределение представляет собой стадию общественного производства.

Если рассматривать внешнее проявление финансов в виде финансовой политики, то это служит поводом отнесения финансов к категории надстройки. Объективный характер финансов не означает, что они не подвержены воздействию субъективного фактора. Объективность экономической категории, экономического закона не означает, что люди не оказывают своего влияния на характер их проявления. Финансы объективная экономическая категория, то есть абстракция, теория и в то же время на практике это рычаг воздействия на экономику, используемый в субъективной деятельности людей.

Финансовой наукой не решен вопрос о границах финансовых отношений. Кроме точки зрения, что финансы возникают при распределении и перераспределении общественного продукта, существует точка зрения, что финансы категория воспроизводства в целом, включая и денежные отношения на стадии обмена, что является спорным моментом. Распределение и обмен разные стадии воспроизводства. Содержание категории финансы составляют отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости совокупного общественного продукта, а отношения купли-продажи принимают форму расчетов посредством денег, как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Большинство ученых-экономистов считают, что финансы представляют часть производственных (экономических) отношений, часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, являются:

1. Денежный характер финансовых отношений

2. Распределительный характер финансовых отношений

3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных фондов, принимающих вид финансовых ресурсов

4. Безэквивалентность отношений распределения, отличающие финансы от отношений купли-продажи

5. Безвозвратность и бесплатность, отличающие финансы от кредита.

По этим признакам можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса — на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Но ограничение места финансов распределительной стадией производства не означает ограничения действия финансов только этой стадией. Через распределение и перераспределение финансы активно влияют на все стадии воспроизводства.

По мнению экономистов Балобанова И.И., Балобанова И.Г., Вознесенского Э.А. Сычева Н.Г., Болдырева Б.Г. финансы выполняют функции формирования денежных доходов, функцию использования денежных фондов, контрольную функцию. Но подобные утверждения несостоятельны по следующей причине, что процесс формирования фондов денежных средств и их использование — это единый неразрывный процесс и он не должен разделяться.

Существуют и другие дискуссионные вопросы, что свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки теоретических проблем сущности и функций финансов.

источник