Меню Рубрики

Развитие мышления с точки зрения психологии

Развитие мышления – это, как я считаю, одна из наиболее важных задач для любого уважающего себя человека, а возможно и самая важная, которую необходимо решать любыми способами, причем в течение всей жизни. Я не преувеличу, если скажу, что от того, насколько развитым является мышление человека, напрямую зависит качество его жизни. А в ближайшем будущем эта зависимость станет еще больше, потому что мир сильно меняется, в нем определенным образом обесценивается роль знаний, которые быстро устаревают и становятся все более доступными, а на первое место выходит умение этими знаниями пользоваться, и особенно важно и ценно – умение создавать новые знания. А сделать это можно только с помощью мышления, и не абы какого, а очень качественного, очень активного, очень живого и плодотворного мышления, которое, как вы знаете, является главным преимуществом человека перед остальными живыми существами на этой планете. И это преимущество, нам нужно развивать. В этой статье, дорогие читатели, я расскажу вам о том, что такое мышление, зачем оно нам нужно, какую роль оно играет в нашей жизни и как его можно развивать. Также в конце статьи я представлю вашему вниманию свою программу развития мышления, которую я специально разработал для тех, кто хочет развивать свое мышление вместе со мной.

Итак, мышление – что это такое? Надо нам с этим словом, понятием, разобраться, ведь должны же мы с вами понимать, что именно нам нужно развивать. Существуют разные определения этого слова, понятия, процесса, навыка. Я расскажу вам о том, что я считаю мышлением и как я его понимаю. Мышление – это процесс, который протекает в нашей голове в виде поиска информации, причем как существующей в нашей памяти, так и несуществующей, то есть такой, которую мы можем придумать. Этот процесс запускается посредством постановки вопросов и поиска на них ответов. Такой процесс позволяет нам не только вспоминать, но и выявлять и даже создавать причинно-следственные связи между различной информацией, так как вопрос – это связующее звено между ответами, которыми являются наши мысли. Каждая наша мысль – это некий островок реальности, как виртуальной, так и действительной, который позволяет нам ориентироваться в этом мире. И собирая эти островки друг с другом – мы можем сформировать целостную, насколько это возможно, картину мира. Постановка вопроса – это как раз собирание из этих островков реальности целостной картины мира, с помощью которой мы стараемся что-то понять, что-то найти, что-то придумать. Таким образом, наше мышление, если смотреть на него как на структуру, представляет из себя сложную архитектуру вопросов и ответов, которые связаны между собой процессами поиска, а эти процессы поиска – это уже мышление как процесс. Я под мышлением понимаю прежде всего процесс, а не структуру.

Следовательно, человек-мыслящий – это человек, который умеет задаваться вопросами и искать, вспоминать или придумывать на них ответы. Вообще, сама жизнь постоянно ставит перед человеком различные вопросы, решая или пытаясь решить которые, каждый из нас думает настолько хорошо, насколько много ответов на эти вопросы он находит. Если на каждый поставленный перед вами жизнью или другими людьми вопрос у вас есть только один ответ – ваше мышление не очень хорошо развито. Если вы сами не умеете задаваться вопросами и искать на них ответы, то это совсем плохо. В таком случае вы будете подобны роботу – в вас загрузят готовые инструкции [знания], которыми вы будете руководствоваться при принятии решений. В этом случае все будет зависеть от качества и количества загруженных в вас инструкций – знаний, информации, которые, как вы знаете, могут быть неполными, могут устаревать, могут быть ошибочными или даже намеренно искаженными. Поэтому не обладая развитым мышлением, вы даже при наличии у вас хороших знаний, можете быть крайне неэффективны и совершать в своей жизни массу ошибок. Поэтому я считаю, что мышление – важнее знаний. И если вы мыслите очень хорошо, то даже не обладая достаточными знаниями, вы сможете многое понять, многое сделать, многое решить, многое придумать. Давайте теперь посмотрим, каким бывает мышление.

Существует много классификаций мышления. Я укажу вам, на, как я считаю, три наиболее важных вида мыслительной деятельности, или лучше сказать, на способы мышления, так как говоря о мышлении, я вижу в этом способ достижения какой-то цели. Для меня мышление – это не столько способность человека воспринимать действительность, хотя и для выполнения этой задачи оно также предназначено, сколько способность на эту действительность влиять, изменять ее, улучшать. Я предпочитаю взирать на мир через действия.

Так вот, виды мышления или способы мышления, могут быть следующими:

1. Творческое мышление – это, пожалуй, самая высшая форма мышления, позволяющая человеку создавать что-то новое, уникальное, особенное, интересное. Мне кажется, что люди несколько недооценивают этот вид мышления, так как не понимают, когда и в каких ситуациях оно может быть использовано. Между тем создать что-то новое, пусть даже относительно новое, действительно, очень непросто. Я не скажу, что нужно родиться гением, чтобы творить, но я считаю, что по-настоящему творческого человека нужно специальным образом воспитывать. Конечно, в повседневной жизни мы все способны время от времени демонстрировать элементы творческого мышления – используя творческий подход для решения различных проблем и задач. Но вот чтобы постоянно обращаться к этому мышлению, для решения в том числе и грандиозных задач – вот на это способны немногие. При этом, как и многое другое в этой жизни – творческое мышление можно развить, а значит, ни для кого из нас такой способ мышления не является недоступным. А то, что оно может понадобиться вам в самых разных жизненных ситуациях – не вызывает никаких сомнений. Вы может быть и не собираетесь творить, придумывать что-то новое, чем-то удивлять мир, но я уверен, что в вашей жизни не раз возникали такие ситуации, в которых вы просто не знали, как вам поступить. Вот для решения таких ситуаций вам и пригодится творческое мышление, благодаря которому вы сможете придумать необычное, нестандартное, но очень эффективное решение стоящей перед вами задачи или проблемы. Да и вообще, мало ли в нашей жизни таких дел, таких вопросов, для решения которых требуется применить нестандартный подход? По-моему, мы постоянно с ними сталкиваемся. И тот, кто умеет мыслить творчески, всегда оказывается в выигрыше.

2. Критическое мышление – это следующий по значимости и важности вид мышления. Хотя некоторые люди ставят этот способ мышления на условно первое место. Я к их числу не принадлежу, но тем не менее считаю, что роль критического мышления в нашей жизни огромна. Что же это за мышление такое? Если говорить коротко, то критическое мышление – это такой способ мышления, благодаря которому человек ставит под сомнение любую поступающую к нему информацию, независимо от ее источника. Также он ставит под сомнение собственные убеждения и правильность своего мировоззрения. Очень, согласитесь, разумный подход к жизни, в которой крайне опасно слепо кому-то доверять. И хотя это непросто – постоянно во всем сомневаться, ибо тогда многое надо будет проверять и над многим нужно будет задумываться, что не всегда представляется возможным, все же этим следует заниматься всегда, когда для этого есть возможности. А то ведь у нас как бывает – если какая-нибудь авторитетная личность что-то сказала или написала, значит нужно принимать эти слова на веру, даже не задумываясь не только над возможной ошибочностью этих слов, но и над их намеренным искажением. В действительности, этого делать не следует. Неважно, кто и что говорит или пишет – сомневаться нужно во всем. Только в меру, чтобы не стать параноиком. Проще говоря – автор, кем бы он ни был, может ошибаться или намеренно лгать. И мы должны допускать такую возможность, независимо от авторитета этого автора. Есть мнение, согласно которому, переход того или иного общества к критическому уровню мышления – это необходимая предпосылка для начала его цивилизованного развития. Я с этим полностью согласен и добавлю, что критическое мышление – это показатель зрелости психического развития человека. Точнее, один из показателей.

3. Логическое мышление – это тоже крайне важный для человека способ мышления. Это такое мышление, без которого человек не сможет адекватно воспринимать реальность и принимать правильные решения. Не будем сейчас говорить о значимости логического мышления, в сравнении с другими способами мышления, ибо мнения тут могут быть разные, но совершенно очевидно, что умение мыслить логически в нашем обществе является явным признаком здравомыслия. Можно сказать, что без здоровой логики в этой жизни не обойтись. Хотя есть люди, которым каким-то образом удается это делать. Но это не суть важно. Логика важна для нас, без нее нормально мыслить невозможно, поэтому у меня эта форма мышления идет третьей по счету. Логическое мышление позволяет человеку правильно понимать причину и следствие. Чтобы объяснить вам его суть, я не стану сейчас рассказывать о законах логики, о них мы с вами отдельно поговорим. Я лучше проведу аналогию с природой. Вот скажем, кинув в землю семя – вы ожидаете, что оно прорастет, и это логично. Здесь причина и следствие подчиняются законам природы, а вместе с этим и законам логики. Дальше можно рассуждать и над более сложными вещами, требующими больших познаний и состоящими из более длинных логических цепочек. Допустим, можно сказать, что за летом следует осень, за осенью зима, а за зимой весна, а затем опять лето – это логичное рассуждение. Такой может быть логическая цепочка, состоящая из нескольких звеньев, связанных между собой логическими выводами. А вот если вы скажете, что после лета наступает зима, или весна, то это нелогично. Понимаете, в чем заключается смысл логического мышления? В выявлении тех закономерностей, которые существуют в этом мире. Можно еще сказать, что логика позволяет понять законы бытия. Правда на понятийном уровне она не всегда безупречна, и некоторые мысли людей попадают в логический тупик, из которого не могут выбраться. Тем не менее, в большинстве ситуаций большинство людей руководствуются именно логикой в своих рассуждениях и размышлениях, даже когда она у них крайне неэффективная. Логика как раз тем и интересна, что ее используют практически все люди, независимо от того, знают они законы логики или нет. Поэтому логическое мышление обязательно нужно развивать, чтобы пользоваться им ни как получится, а как надо.

Давайте, друзья, пока на этом остановимся. Есть, конечно, и другие способы мышления, такие как аналитическое мышление; системное мышление; интуитивное мышление; латеральное мышление; стратегическое мышление; образное мышление и другие виды, формы, способы мышления. Мы обо всех этих способах мышления поговорим с вами в отдельных статьях – внимательно их все изучим, выясним, как, то или иное мышление следует развивать и как им пользоваться.

А пока давайте задумаемся над тем, что у всех этих способов мышления общего, что их все объединяет и с помощью чего человек может развивать свое мышление, независимо от его формы? Вот я подумал над этим вопросом и пришел к выводу, что общим у них у всех является способность человека задаваться определенными вопросами и умение искать на них ответы, ну и, разумеется, рано или поздно находить их. Выше, давая определение мышлению, я объяснил это более подробно. А определенные вопросы потому являются определенными, что в зависимости от того, какой именно способ мышления вы хотите развить, вам следует задаться подходящим под него вопросом. Например, когда вы тренируете аналитическое мышление – вы разделяете что-то, какой-то объект или какую-то мысль на части и изучаете эти части. Следовательно, вопросы здесь будут примерно такого рода: “Как это устроено или из чего это состоит?” и так далее. А вот если мы хотим мыслить логически, то нам нужно научиться определять причинно-следственные и следственно-причинные связи, путем постановки следующих вопросов: “Как и/или почему?” Если мы системное мышление развиваем, тогда перед нами встают такие вопросы как: “Какими функциями обладает тот или иной объект, какова его конструкция, структура, каков его жизненный цикл и частью чего он является?”

Понятно, что вопросов может и должно быть больше, ведь чем больше вопросов, тем качественнее мышление. Я вам привел очень простой пример того, как протекает мыслительный процесс в нашей голове, чтобы показать, что любая форма мышления состоит из подходящих под нее вопросов, некоторые из которых мы, кстати, можем даже не осознавать. Скажем, если мы просто на что-то смотрим, на какой-то объект или процесс, и испытываем какие-то эмоции, то совсем необязательно, что мы будем эти эмоции осознавать, объясняя себе свое состояние посредством постановки вопросов, таких как: “Что именно я вижу и почему меня это пугает или радует?” Весь этот процесс постановки вопросов и поиска на них ответов, может проходить в нашем подсознании, поэтому мы и не можем ничего объяснить, но мы можем испытывать определенные чувства и эмоции, то есть, просто переживать их. А вот когда мы начинаем задаваться вопросами и искать на них ответы, то есть, уделяем этому процессу свое внимание, вот тогда мы переводим этот процесс на уровень сознания, что позволяет нам управлять им и контролировать его. А управляя этим процессом и контролируя его – мы можем его и развить, тренировать, совершенствовать. Вот поэтому под развитием мышления я понимаю – осознанный, а значит и волевой процесс постановки перед самим собой правильных вопросов, ну, по возможности правильных, и поиск на них ответов. Ниже мы с вами поговорим об этом более подробно. А пока давайте посмотрим, какое значение имеет мышление в нашей жизни.

Теперь давайте поговорим о том, какое значение имеет мышление в нашей жизни. А оно, друзья, огромно. Никакие знания не дадут человеку того, что может дать ему хорошо развитое мышление, по той простой причине, что, не имея достаточно развитого мышления, человек не сможет воспользоваться даже очень полезными знаниями. И наоборот, хорошо развитое мышление позволит человеку извлечь максимум пользы даже из небольшого количества информации.

Честно сказать, я не понимаю тех людей, которые не придают мышлению серьезного значения. Ведь жить не думая, на мой взгляд, очень рискованно. В мире, где тратятся гигантские средства на пропаганду, рекламу, маркетинг, не уметь мыслить, все равно что быть безоружным в диких джунглях, где тебя в любой момент могут съесть дикие животные. Как вот, к примеру, можно обойтись без критического мышления, что-то читая, смотря, слушая, когда для тебя могут что угодно написать, что угодно тебе могут показать и рассказать, а следовательно, и к чему угодно побудить? Или как обойтись без логики, которая позволяет человеку делать правильные выводы из поступков других людей и из своих собственных поступков, которая помогает ему задумываться о последствиях тех или иных его решений? А аналитическое мышление, разве можно без него в чем-то разобраться и что-то по-настоящему понять? Ну и так далее. Нам постоянно приходится использовать различные способы мышления для адекватного реагирования на внешние и внутренние раздражители. При этом под адекватностью я понимаю не столько этичность, сколько практичность поведения человека. А это, как показывает жизнь, во многих случаях разные вещи. Другими словами – нельзя выбрать для себя какую-то одну, общепризнанную и много раз проверенную модель поведения и придерживаться этой модели в течение всей жизни – нельзя постоянно использовать одни и те же решения в различных ситуациях. Жизнь настолько сложна, что постоянно требует от нас нестандартного или хотя бы немного измененного подхода к той или иной ситуации, которая в чем-то обязательно будет отличаться от предыдущих ситуаций. Другими словами – жизнь часто ставит перед нами новые вопросы, к которым старые ответы не всегда подходят. Да даже просто поиск правильного шаблонного решения требует от человека развитого мышления. И если мы не в состоянии проявить живость ума, когда это необходимо – мы совершаем ошибки, которые приводят нас к самым разным последствиям, в том числе и очень тяжелым. Ошибки, в любом случае неизбежны, это понятно, но имея развитое мышление – вы будете совершать их гораздо реже. И что особенно важно и ценно – вы будете учиться на них.

Вообще, мотивация к тому, чтобы развивать свое мышление и в целом развиваться – у разных людей может быть разная. Кому-то хочется просто жизнь свою улучшить, кто-то какие-то свои великие идеи хочет в жизнь воплотить, а кого-то быть может что-то не устраивает. Я считаю, что неважно, чем мотивируется человек, когда к чему-то очень сильно стремится, особенно в вопросе развития себя и своих способностей. Главное, на мой взгляд – это активность человека – она обязательно должна быть в его жизни, потому что она означает, что человек живет, а не просто присутствует на этом празднике жизни. Вот сколько мне доводилось встречать людей, которые были чем-то недовольны, которые ссылались на несправедливость этого мира в своих рассуждениях, которым что-то не нравилось. Но на мой вопрос о том, что они делают, чтобы что-то изменить – они ничего конкретного не отвечали. Обычно все заканчивалось тем, что человек убеждал меня, но в первую очередь себя, что от него ничего не зависит. Но это не так. На самом деле от каждого из нас может зависеть многое. Но при этом понятно, что одного желания мало. Если человек хочет на что-то повлиять, чтобы что-то изменить – он должен стать сильной личностью. А чтобы стать сильной личностью – он должен ее в себе развить. А чтобы ее в себе развить, ему нужно развивать именно те свои качества, которые для любого человека являются самыми важными. Если вы посмотрите на то, как устроен наш мир, то вы поймете, что для человека важно быть умным, если он хочет быть сильным. Не будем сейчас останавливаться на том, что значит быть умным, это мы обсудим в другой статье, но совершенно очевидно, что развитое мышление – это признак большого ума. Согласны? Уверен, что согласны. Тогда что может вас останавливать перед тем, чтобы не начать развивать его любыми доступными вам способами?

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Так что мышление – это наша сила, великая сила. И ее нужно развивать и приумножать. Вы только подумайте, какие возможности открываются перед тем, кто обладает очень хорошим мышлением, и может комбинировать старыми идеями и генерировать новые для реализации в жизнь любых своих желаний. Конечно, чтобы воспользоваться имеющимися у тебя возможностями, одного только мышления недостаточно, нужно еще и мотивацию хорошую иметь, чтобы следовать намеченным целям, а она, как я уже сказал выше, может быть любой. Но без мышления, даже сама постановка цели становится крайне сложной задачей. Поэтому давайте теперь поговорим о том, как развить мышление.

Существует множество способов развития мышления, начиная с решения различных задачек и головоломок, к которым мы привыкли с детства, и заканчивая придумыванием чего-то принципиально нового, для чего необходимо задействовать свои творческие способности. В целом, в зависимости от того, какую задачу решает человек, у него будет развиваться тот или иной вид мышления. Но опять-таки, если говорить о чем-то, что будет общим для развития любого вида мышления, то мы с вами снова придем к нашему волшебному рецепту – к умению задавать и задаваться вопросами и умению искать и находить на них ответы. Чтобы начать это делать, я считаю, необходимо поставить под сомнение те представления о мире, которые мы имеем. Мы с вами знаем об этом мире не все, и это очевидно, а что-то мы знаем неправильно, в чем-то ошибаемся, это тоже не подлежит сомнению. Но при этом, многие из нас не знают о том, что они чего-то не знают и что-то не понимают. Вот в чем проблема. Понимаете – это начальный уровень развития человека – когда он не знает о том, что многого не знает и не понимает. Вот когда человек находится на этом уровне, то крайне важно вытащить его из той зоны его интеллектуального комфорта, в которой он находится. С этого шага может начаться и часто начинается его развитие. А развитие человека – это в первую очередь развитие его мышления.

Кто-то из вас может спросить – зачем вытаскивать человека из того состояния, в котором ему хорошо и комфортно. А я вам скажу зачем. Затем, что у всего в этой жизни есть своя цена, в том числе и у невежества, в том числе и у недостаточно хорошо развитого мышления. И надо сказать, что цена эта порой бывает очень высокой. Посмотрите, сколько ошибок разной степени серьезности люди совершают в своей жизни, и к каким страданиям они их приводят. Некоторые из этих ошибок ставят крест на всей жизни человека. А несчастная жизнь, загубленная судьба – это, на мой взгляд, слишком большая цена за то, чтобы не думать ни о чем и ничего не знать. Поэтому важно найти правильную мотивацию для каждого человека, чтобы побудить его к развитию своего мышления. Задача, сразу скажу, непростая, но выполнимая. Я с нею не раз справлялся. И эта статья, тоже кого-нибудь из вас обязательно побудит к работе над своим мышлением.

Не знаю, как вы, друзья, а я постоянно сомневаюсь в качестве и полноте своих знаний. Я знаю, что многого не знаю, и знаю, что все то, что я знаю, я не до конца понимаю. Поэтому в моей жизни полно вопросов, которые я задаю самому себе и другим людям, чтобы узнать и понять больше. Это тяжелая умственная работа, но это такая работа, делая которую, человек делает себя сильнее. Каждый заданный вами вопрос, как самому себе, так и другим людям – делает вас сильнее. Самый лучший вариант – это когда вы сами себе задаете вопрос и ищите на него несколько, подчеркиваю – несколько ответов. Наш мир чудовищно сложно устроен, и если вы знаете на тот или иной вопрос только один ответ – вы очень многого не знаете и не понимаете. Возможно, вам кажется, что задаться вопросом и найти на него ответ – это просто. А вы попробуйте это сделать – придумать правильный вопрос, то есть такой, на который не так просто найти готовый ответ в своей памяти, а затем найти на него несколько ответов, которые не будут теми шаблонными ответами, которые вам когда-то запихнули в голову. Затем попробуйте из этих ответов выбрать наиболее правильный и снова придумать для него правильный вопрос, чтобы еще лучше понять то, что вы хотите понять. Это занятие перестанет казаться вам простым уже на третьем-пятом ходу [у разных людей по-разному], поскольку все шаблонные вопросы и ответы, которыми вас пичкали с детства, к этому времени просто-напросто закончатся.

Люди, которые развивают свое мышление вместе со мной по моей программе [о ней будет сказано ниже], чаще всего испытывают трудности с поиском ответов на мои вопросы уже на четвертом ходу наших рассуждений. Кто-то, конечно, и до десятого хода доходит без особых проблем, но в большинстве случаев люди быстро начинают буксовать, понимая, что многого они не знают и не понимают, и даже то, что они понимают, является не совсем верным или не совсем полным знанием. При этом я не запрещаю людям пользоваться абсолютно любыми источниками информации, например, тем же интернетом, в котором, как считается, есть любая информация. Пожалуйста, пользуйтесь – ищите любую информацию, любые подсказки, пользуйтесь любыми шпаргалками, пользуйтесь всем, что поможет вам прийти к нужным ответам. И все равно у людей возникают проблемы. А знаете, почему они возникают? Нет, не потому что человек чего-то не знает – мы все чего-то не знаем, но при желании можем узнать, о чем угодно, если проделаем необходимую умственную работу. Проблемы возникают потому, что большинство из нас не учат думать – нас учат запоминать, а затем по команде воспроизводить необходимые знания, действия. А думать и знать – это совершенно разные вещи. Нам и то, и другое нужно. Но уметь думать, для нас важнее, чем просто что-то знать. Поэтому если мне зададут вопрос по такой теме, в которой я практически ничего не понимаю, я просто задамся вопросом о том, где мне нужно найти нужную информацию, как понять, что она нужная, какому человеку какой вопрос задать, как затем его ответ проанализировать и так далее и тому подобное. То есть, я буду думать – я буду задаваться различными вопросами и искать на них ответы. И в конечном счете я найду ответ на тот вопрос, на который я ответа изначально не знаю. Вот это, друзья, именно то, что нам необходимо в себе развивать – умение самообучаться с помощью мышления.

Давайте немного пофантазируем, чтобы понять, насколько это важно – запустить процесс развития мышления, чтобы потом уже развивать его постоянно, так сказать, по привычке. Вот как вы думаете, какую задачу будет в первую очередь выполнять сверхинтеллект, когда он появится, будь он хоть искусственным, хоть естественным? Он будет использовать свои интеллектуальные способности для собственного развития, то есть, он будет приумножать свое достоинство, свою силу – интеллект. Согласны? Это же логично. То, что делает тебя сильнее и дает тебе большие возможности – имеет смысл развивать в первую очередь. И я считаю, что и человеку, если он считает себя умным, необходимо использовать свой ум для улучшения, усиления, развития своего ума. А для этого нам нужно научиться задаваться вопросами и искать на них ответы. Вот как бы, все очень просто на словах. А на деле, конечно, надо реально напрягаться, чтобы развивать свои мозги. Но главное, что есть методология, с помощью которой можно это делать, вот что важно. Потому что если вы не хотите развиваться, не хотите становиться умнее, а значит и сильнее, но и не надо – это ваше право. Никто вас не заставляет. Я во всяком случае не настаиваю. Не будете развиваться вы, будут развиваться другие. И сами понимаете, кто потом будет иметь более качественную жизнь. Гораздо хуже, если человек хочет, но не может развиваться, потому что не знает, как ему правильно это делать. Вот тут ему надо помочь – надо показать ему те методы, с помощью которых он может развивать свое мышление. Я вот, многого не знаю, и вы тоже многого не знаете, ну так спрашивается, какая у нас проблема в том, чтобы что-то узнать? Давайте узнаем все, что нам надо. То же и с пониманием – мы ведь с вами многое не понимаем, но стоит нам поставить перед собой, хотя бы один правильный вопрос, и он может привести нас к таким открытиям, что у нас просто челюсть отвалится. Главное – начать. Надо начать сомневаться в том, что мы знаем достаточно, что наши знания правильные и что нам ничего больше знать не нужно. Как только вы нарушите эту привычную для вас гармонию, нужные вопросы сами полезут в вашу голову.

Я считаю, что наша жизнь – это очень интересная и в то же время достаточно сложная игра, в которой наше главное оружие – это наш интеллект. Заметьте, в ней, в нашей жизни, постоянно происходит огромное количество самых разных событий, которые ставят нас перед выбором – какое решение принять. И чтобы его принять, это самое решение, нужно, знаете ли, подумать, хорошенько подумать. Потому что многие из тех решений, которые мы принимаем, руководствуясь своими инстинктами – оказываются в той или иной степени ошибочными. Возможности инстинктов сильно ограничены, потому что они просто отстали от жизни. А вот наше мышление – это современный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Таким образом, на любую ситуацию в нашей жизни, нам необходимо смотреть как на определенную комбинацию обстоятельств, при которых вы занимаете определенную позицию, подобно тому, как в шахматах бывают различные комбинации и позиции. И у вас всегда есть множество вариантов того, как поступить, вы всегда можете выбирать, какое вам решение принять в каждой конкретной ситуации. При этом, имейте в виду, что тупиковых ситуаций не бывает. Если вы чувствуете, что зашли в тупик, что ваша ситуация безнадежна, то это означает только то, что вы просто не видите выхода, не видите нужного решения. Необходимо быть достаточно гибким, чтобы найти этот выход, чтобы увидеть подходящее решение. А чтобы быть гибким – нужно развивать мышление. А чтобы его развивать – нужно, как вы уже знаете, научиться задаваться правильными вопросами и искать на них самые разные ответы, некоторые из которых будут достаточно правильными для вас, то есть, подходящими вам в какой-то конкретной ситуации. А сейчас давайте поговорим о том, как вы можете развивать мышление вместе со мной.

Так вот, дорогие друзья, теперь я расскажу вам о том, каким образом я могу помочь вам развить свое мышление. Как вы понимаете, все эти разговоры об умении задавать и задаваться вопросами и искать на них ответы – основаны не на пустом месте. Я уже давно над этим всем работаю и дошел до того, что создал специальную программу, которая позволяет очень эффективно развивать мышление. Не скажу, что она прямо такая уж новая и супер-уникальная, но своя изюминка в ней есть. И заключается эта изюминка в том, что вопросы, которые я задаю людям, в процессе нашего с ними общения – очень глубокие и чаще всего нестандартные, необычные, на которые не так-то просто найти ответ. При этом, чтобы этот ответ найти, не нужно копаться в энциклопедиях и справочниках – нужно просто подумать. То есть, не знания вам нужны для развития своего мышления, хотя и они тоже, а в большей степени умственная активность, которая позволяет проводить очень сложные манипуляции с уже имеющимися знаниями.

Почему я считаю, что важен именно такой подход? Вот давайте с вами обратим свое внимание на то, как многие из нас поступают в большинстве случаев, когда надо решить какую-то задачу, ответить на какой-то вопрос, принять какое-то решение, разобраться с какой-нибудь проблемой. Мы [большинство из нас] в качестве ответа обычно выдаем то, что есть у нас в голове и более или менее подходит в качестве ответа, в качестве ответного действия, в качестве ответной реакции. Так ведь? Другими словами – мы подставляем шаблонные ответы под разные вопросы. Мало того, многие из нас и сами вопросы, которые встают перед нами, часто воспринимают шаблонно, то есть, совершенно не задумываясь над ними. И это, согласитесь, не признак мышления. Вернее, это не очень эффективное мышление, которое нас часто подводит. А знаете, почему мы так поступаем? Потому что, во-первых, нас так учили, а во-вторых, потому что нам так проще – думать не надо. Думать ведь сложно, порой очень сложно. Вот и выдаем мы автоматические ответы на любые ситуации, по сути, не отвечая на внешние раздражители, а просто реагируя на них. Вот я это безобразие с помощью своего метода исправляю – я побуждаю человека думать, мыслить, размышлять, ломать свою голову, напрягать извилины. Я приучаю людей к тому, чтобы всегда стараться сначала подумать, а только потом принимать решение и что-то делать. Благо, в большинстве ситуаций в нашей жизни, время на то, чтобы подумать, у нас есть. Таким образом, с помощью моего метода, люди приучаются давать осознанные, обдуманные ответы на все те вопросы, которые другие люди и жизнь ставят перед ними.

Как я занимаюсь с людьми по своей программе? Все начинается с того, что мы с моим клиентом, учеником, собеседником, выбираем тему для обсуждения – речь может идти о чем угодно, что имеет отношение к людям, к их поведению, поступкам, желаниям, проблемам и так далее. Другими словами, выбираемая для обсуждения тема должна быть прямо или косвенно связана с людьми, с психологией, поскольку в других областях я менее компетентен, а чего-то и вовсе не знаю. Но имейте в виду, что сама методология мышления, которой я обучаю, может использоваться везде, в любых областях, в любых науках. Так как те же ученые, чтобы они не изучали, мыслят именно так, как я учу – они задаются вопросами и ищут на них ответы или придумывают их. Ну а я, естественно, обучаю мышлению на основе той области знаний, в которой хорошо разбираюсь, то есть, на основе психологии, на основе поведения людей. Поэтому человеку нужно выбрать тему близкую к этой области, например, он может обсудить со мной какие-то свои психологические проблемы или житейские задачи, которые ему нужно решить, или это могут быть просто интересные для него вопросы, с которыми он хотел бы разобраться и которые имеют отношение к людям, к их поведению и так далее. Главное, повторю, чтобы то, что человек хочет обсудить со мной – имело отношение к нашей повседневной жизни, к людям, к психологии, и не требовало специфических знаний из других наук, которыми или он, или я, можем не обладать. Не то, чтобы это мешало развитию мышления, ведь мы можем задаваться любыми вопросами и можем на большинство из них найти ответы, но нам просто придется искать нужные знания в других областях, осваивать их, проверять, обдумывать, находить им применение и так далее. У меня, конечно, широкие познания о мире, и я их постоянно расширяю, но все же они не настолько широкие, чтобы я мог знать все. А изучать другие науки, у меня, к сожалению, времени нет. Основа моих знаний – это психология и ряд других смежных с ней наук. Поэтому именно на этой основе я и выстроил свою программу развития мышления. Но повторю, я обучаю в первую очередь – методологии мышления, я учу находить, оценивать, проверять, анализировать, использовать, применять, создавать знания. А вы уже потом сможете использовать эту методологию для решения каких угодно вопросов и задач, в любых других науках, в любых областях.

Так вот, выбрав тему для обсуждения – мы, собственно, начинаем ее обсуждать, вернее, исследовать, изучать. Например, если речь идет о какой-нибудь психологической проблеме, то мы ее изучаем с помощью правильно поставленных вопросов, на которые мой собеседник ищет ответы, либо в своей голове, либо из внешних источников, либо даже придумывает эти ответы, опираясь на уже имеющиеся у него знания. Главное – обосновать свой ответ, а еще лучше, найти несколько ответов, выбрать из них самый правильный и объяснить этот выбор. На основании данного мне человеком ответа – я готовлю для него следующий вопрос, который будет углублять нас в этот ответ или расширять его, затем процедура повторяется, и таким образом мы с ним размышляем, находим все новые и новые ответы, проясняем для себя все новые и новые вещи, выводим на уровень сознания новые или уже имеющиеся у человека знания. Процесс этот непростой, но очень интересный. Потому что благодаря ему человек может многое переосмыслить, многое понять, многое увидеть, многое осознать. Ведь часто мы даже не знаем, какими знаниями мы обладаем, на чем они основаны, как они сказываются на нашем поведении и чем они вообще могут быть нам полезны или вредны. Также мы можем не знать о том, каких знаний нам не хватает, где их взять, как проверить, как применить и так далее. А тут сразу все начинает проясняться, благодаря развитию мышления, так как человек начинает обращать внимание на то, на что раньше по тем или иным причинам не обращал. Он выявляет причинно-следственные связи во всем, что пытается понять, изучить, исследовать, что позволяет ему контролировать разные процессы, управлять ими в своих интересах. Мышление, друзья, как и знания – это великая сила, и если эту силу освоить, то возможности человека многократно возрастут. Ведь если хорошенько подумать, то можно решить практически любую проблему, любую задачу. Главное, приучить себя думать. Что я и помогаю людям сделать.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Моя основная задача заключается в том, чтобы не столько даже научить [это вы, я уверен, и сами умеете делать], сколько приучить вас думать, для чего мне нужно хорошенько и главное правильно загрузить ваши мозги, чтобы они привыкли к определенным нагрузкам и определенной работе. В этом смысл моей программы развития мышления.

Любой человек стремится к пониманию, систематизации и организации окружающего мира, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Это одна из врожденных потребностей человека – одна из его возвышенных потребностей. Я предлагаю вам ее удовлетворить.

Дорогие друзья, в настоящий момент мои услуги не доступны на сайте, поэтому при желании и необходимости вы сможете позаниматься со мной по представленной в этой статье программе чуть позже.

источник

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он при-

держивался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)» 1 .

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11—12 до 14—15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое 2 .

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным 3 . В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутрен-

‘Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.. 1981. — С. 47.

2 Более подробно теории развития детского интеллекта, включая концепцию Пиаже, рассматриваются во втором томе учебника.

^Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.,»1981.

ними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А.Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, В.ВДавы-дов, А.В.Запорожец и многие другие.

П.Я.Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы ин-териоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете — на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

Четыре параметра, по которым преобразуется действие при его переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. По первому из указанных параметров действие может находиться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность и освоенность.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом:

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, — считал П.Я.Гальперин, — означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия 1 .

4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».

5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

С рождения ребенку даны понятия, и этот факт в современной психологии считается общепризнанным. Как же формируются и развиваются понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс 2 . Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей.

Сущность методики, которую применили Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров (она получила название методики «двойной стимуляции»), сводится к следующему. Испытуемому предлагается два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по от-

‘См.: Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.

2 См.: Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двоимой стимуляции // Хрестоматия по обшей психологии: Психология мышления. — М., 1981.

ношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, а другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется.

Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На нижнем плоском основании каждой фигуры, скрытом от взора испытуемого, написаны незнакомые слова, обозначающие усваиваемое понятие. Данное понятие включает в себя одновременно несколько из указанных выше признаков, например, размер, цвет и форму.

Экспериментатор на глазах у ребенка переворачивает одну из фигур и дает ему возможность прочесть написанное на ней слово. Затем он просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая их и пользуясь только признаками, замеченными на первой показанной экспериментатором фигуре. Решая эту задачу, ребенок вслух должен объяснить, на какие признаки он ориентируется, подбирая к первой фигуре вторую, третью и т.д.

Если на каком-то шаге испытуемым допущена ошибка, то экспериментатор сам открывает следующую фигуру с нужным названием, но такую, на которой есть признак, не учтенный еще ребенком.

Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с одинаковыми названиями и определять признаки, входящие в соответствующее понятие.

С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу), коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака), цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие — совершенно иных признаков, причем все они входят

в одну и ту же группу), псевдопонятие (внешне — понятие, внутренне — комплекс).

3. Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым, в этом плане вполне согласуются с теми данными, которые в своих работах по развитию детского интеллекта приводит Ж. Пиаже. С подростковым возрастом у него тоже связан переход детей к стадии формальных операций, которая, по-видимому, предполагает умение оперировать настоящими понятиями.

В заключение рассмотрим информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития, связанную с информационно-кибернетической теорией мышления. Ее авторы, Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем: 1. Система обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой. 2. Система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленной деятельностью. 3. Система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:

1. В то время когда организм практически не занят обработкой извне поступающей информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает результаты ранее поступившей информации, предшествующей умственной активности.

2. Цель этой переработки — определить следствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Так, например, имеются системы, которые управляют записью предыду-

щих событий, разделением этой записи на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части и определением этой согласованности от элемента к элементу.

3. Как только подобная согласованная последовательность замечена, в действие вступает другая система — та, которая порождает новую.

4. Формируется система более высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.

И так далее. Так можно представить себе, к примеру, формирование логических структур.

До сих пор мы рассматривали естественные пути индивидуального развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в области психологии мышления привели ученых к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.

Одна из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм»). Его проведение основано на следующих принципах:

1. Для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально, создается специальная группа людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение «группового эффекта» — весомой прибавки в качестве и скорости принятия нужного решения по сравнению с индивидуальным его поиском.

2. В подобную рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам, в совокупности необходимым для нахождения оптимального решения (один, например, больше склонен высказывать идеи, а другой — их критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взвесить ее последствия, другой, напротив, реагирует медленно, но зато тщательно продумывает каж-

дый свой шаг; один стремится к риску, другой склонен к осторожности и т.д.).

3. В созданной группе за счет введения специальных норм и правил взаимодействия создается такая атмосфера, которая стимулирует совместную творческую работу. Поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она ни казалась. Допускается только критика идей, а не высказавших их людей. Все активно помогают друг другу в работе, особенно высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по группе.

В условиях так организованной групповой творческой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.

4. Индивидуальная и групповая работа чередуются друг с другом. На одних этапах поиска решения задачи все думают вместе, на других — каждый размышляет в отдельности, на следующем этапе все снова работают вместе и т.д.

Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана и использовалась до сих пор в основном при работе со взрослыми. Однако нам думается, что она была бы весьма полезной и для развития мышления у детей, а главное — для сплочения детского коллектива и формирования у детей разного возраста необходимых в современной жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Природа и виды мышления.

1. Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.

2. Виды мышления, их особенности.

6. Аутистическое и реалистическое мышление.

7. Индивидуальные особенности мышления.

Т е м а2. Творческое мышление.

1.Определение творческого мышления.

2. Условия продуктивности творческого мышления.

3. Факторы, препятствующие творческому мышлению.

4. Понятие интеллекта по Дж.Гилфорду.

5. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

6. Связь между коэффициентом интеллекта и жизненными успехами.

Т е м а 3. Теории мышления в психологии.

1. Ассоциативная теория мышления.

2. Понимание мышления в бихевиоризме и в гештальтпсихологии.

3. Логическая теория мышления (С.Л.Рубинштейн).

4. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

5. Информационно-кибернетическая теория мышления.

Те м а 4. Развитие мышления.

1. Альтернативные подходы к развитию мышления.

2. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже.

3. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

4. Теория развития понятий по Л.С.Выготскому.

5. Информационная теория когнитивного развития.

6. Стимулирование развития мышления с помощью техники брейнстор-минга.

Темыдля рефератов

1. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

2. Психология творческого мышления.

3. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10553 — | 7322 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Мышление – это процесс обработки информации человеком и высокоразвитыми животными, направленный на установление связей и отношений между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Мышление состоит в выявлении существенных (т.е. не данных непосредственно, устойчивых, значимых для деятельности, обобщенных) свойств и отношений. Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, служит его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, цель мышления – анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этого предмета в памяти. Т.е. память и восприятие – процессы, которые непосредственно связаны с объектами. Понять же связи между объектами и их отношения непосредственно невозможно. Нельзя это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того, чтобы узнать, что зимой всегда холодно, необходимо наблюдать это явление неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года.

Тот факт, что опыта одного человека может быть недостаточно для точного и объективного суждения, связан с поисками надындивидуальных критериев, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и представляет собой кристаллизацию опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой, человек для доказательства объективности и достоверности своих выводов обращается к иным видам индивидуального опыта, кристаллизованным в культуре: искусству, этическим нормам и т.д.

В психологии различают понятия задачи и проблемной ситуации. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей, т.е. задача — это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги, и т.д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно — это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию.

Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда), это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей.

В смысле психологической структуры выделяют объективную и субъективную задачи. Объективная задача характеризуется поставленными требованиями и заданными условиями (т.е. характеристиками, не зависящими от субъекта). Субъективная задача – это объективная задача в понимании субъекта. Она характеризуется целью, которую ставит перед собой субъект, и используемыми им средствами её достижения.

В зависимости от рассматриваемых характеристик выделяют несколько классификаций видов мышления:

По степени новизны продукта, который получает субъект познания :

Продуктивное

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

Репродуктивное

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования.

Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое (логическое)

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По характеру решаемых задач :

Теоретическое

Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.

Практическое

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

По подчиненности мыслительного процесса логике или эмоциям :

Рациональное

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели.

Эмоциональное (иррациональное)

Иррациональное мышление — бессвязное мышление, течению мыслей вне логики и цели. Процесс такого нерационального мышления нередко называется — чувством. Если девушка задумалась, ей что-то показалось, и хотя четкой логики в своих рассуждениях она не видит, он может сказать «Я чувствую». Особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Тем более, если ее впечатление ее порадовало или испугало – тут точно чувство.

В качестве примеров иррационального мышления можно привести искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализацию (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

По мотиву, побуждающему мыслительный процесс :

Аутистическое

Аутистическое мышление направлено на удовлетворение желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. У здорового человека проявляется в виде фантазий, сновидений. К функциям аутистического мышления относятся удовлетворение мотивов, реализация способностей, воодушевление.

Реалистическое

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, на познание, регулируется логическими законами.

По характеру логики познания :

Понятие пралогического мышления введено Л. Леви-Брюлем. Терминами «пралогическое» и «логическое» Леви-Брюль обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т.д.

Логическое мышление ориентировано на установление логических отношений.

Пралогическое

Пралогичесоке мышление характеризуется незавршенностью основных логических законов: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире.

Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. Природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир. Для пралогического мышления характерны отсутствие случайностей, непроницаемость для критики, нечувствительность к противоречиям, бессистемность знаний.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека.

Наглядно-действенное

Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта, действия. Наглядно-действенное мышление оно существует и у высших житвотных и систематически изучалось такими учеными, как И. П. Павлов, В. Кёлер, и др.

Наглядно-образное

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое

Мышление рассуждающее, словесно-логическое выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.

Творческое и критическое мышление представляют собой два вида мышления одного и того же человека, которые вступают в борьбу друг с другом.

Творческое мышление — мышление, результатом которого является открытие нового или усовершенствование старого.

Критическое

Критическое мышление проверяет открытия, решения, усовершенствования, находит в них недостатки, дефекты и дальнейшие возможности применения.

Выделяют следующие мыслительные операции:

Разделение предметов на части или свойства.

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

Объединение частей или свойств в единое целое.

— Абстрагирование

Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Соединение вместе предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.

Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» — универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт.

Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.

Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.

Экспериментальные исследования мышления в гештальтпсихологии. Этапы развития мыслительного процесса.

Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.

Феномен инсайта был открыт В. Келлером при исследовании интеллекта шимпанзе. Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келлер создавал такие «проблемные ситуации», в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы «двухфазными», т.к. состояли из двух частей.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.

Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.

Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.

Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):

1) Принятие задачи и изучение условий.

2) Применение старых способов решения.

3) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).

4) Инсайт, «ага-реакция» (сопровождается позитивными эмоциями).

5) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).

К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.

В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.

Исследование развития понятийного мышления в школе Л.С.Выготского. Методика Выготского-Сахарова.

Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Н. Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.

К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.

После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.

Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».

Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.

Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник