Меню Рубрики

Реабилитация с ограниченными по слуху и зрению

В данной презентации рассматриваются основные методы реабилитации пациентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья по зрению

филиал №3 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы “Медицинский колледж №6” (филиал №3 ГБПОУ ДЗМ “МК №6”) Выполнил (а): Преподаватель основ реабилитации Цибизова А.В. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗРЕНИЮ. Цибизова А.В.

Цибизова А.В. Зрение – мощный источник информации. Различают врожденные и приобретенные нарушения зре­ния. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Причинами приобретенной слепоты являются невриты зри­тельного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Цибизова А.В. Различают больных со следующими нарушениями зрения . Слепые (незрячие) — люди с полным отсутствием зрительных ощу­щений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет раз­личать предметы, очертания которых они видят нечетко. Поздно ослепшие – наиболее трагический финал тяжелых заболеваний органа зрения. Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС (всероссийское общество слепых). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека – всеми видами реабилитации.

Цибизова А.В. Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС (всероссийское общество слепых) . В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека – всеми видами реабилитации. Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации по зрению должна строиться не только на учете утраченных функций, но и на использовании сохранившихся резервов компенсации (слуховой, тактильный стимулятор).

Цибизова А.В. У инвалидов по зрению нарушена пространственная ориентация и координация . Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических уп­ражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели. При реабилитации пациентов с нарушением зрения следует учи­тывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма : ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и об­щей работоспособности. Основные задачи реабилитации: улучшить физическое развитие, расширить дви­гательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Цибизова А.В. Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направлен­ности. Средства ЛФК: ОРУ Специальные упражнения – обучение пространственной ориентации при помощи слуха, обоняния, осязания. Для занятий в зале должен быть адаптированный инвентарь – озвученные мячи, тактильные бордюры, так как у таких пациентов развит слуховой и тактильный анализаторы. Инструктор должен четко давать команду, например, руку подняли – руку опустили. Формы ЛФК: Общая физическая подготовка УГГ Пешие прогулки Плавание.

Цибизова А.В. Особая роль в реабилитации принадлежит адаптивному спорту , основная функция которого – удовлетворение потребности личности к социализации, самореализации, достижению максимальных результатов. Международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по плаванию, легкой атлетике, вольной борьбе, дзюдо, лыжному спорту.

Цибизова А.В. Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве , социально-бытовой ориентации и самообслуживания . Незрячих обучают правилам пользования общественного транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой. Основной метод социальной реабилитации – рациональное трудоустройство. В России традиционно популярные профессии – массажист, композитор- аранжировщик.

Цибизова А.В. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит. Всегда называйте себя и других собеседников, если хотите пожать руку, скажите об этом. Если хотите помочь в пространственной ориентации, направьте незрячего, не тяните его, дайте ему возможность самому начать ориентироваться. Избегайте расплывчатых определений и инструкций. Прежде чем начать оказывать «помощь», поинтересуйтесь, нужно ли это человеку.

Цибизова А.В. Источники 1. Основы реабилитации для медицинских колледжей Л.В. Козлова, С.А. Козлов , Л.А. Семененко Ростов –на-Дону «Феникс» 2008 2. Основы реабилитации: учебное пособие для студентов учреждений среднего мед. проф. Образования М.А. Еремушкин Москва «Академия» 2011г. 3. Лечебная физическая культура и массаж В.А. Епифанов Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2014г. 4. www . minzdravsoc . ru 5. www . crc . ru 6. www . mednet . ru

источник

В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:

— ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;

— заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;

— система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры;

— усилитель акустический на телефонную трубку.

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:

— индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника;

— телефонная трубка с усилителем;

— световой сигнализатор дверного звонка;

— будильник со световой, вибрационной индикацией;

— телефон-принтер с памятью со встроенным экраном;

В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы.

Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.

Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не только создает проблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством РФ.

4. Инвалиды с нарушением зрения

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

— глубокое нарушение зрения обоих глаз;

— глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

— среднее нарушение зрения обоих глаз;

— глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов – язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.

На использовании функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации – способности определяться во времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает:

— способность к определению времени по общепринятым признакам

— способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.

— способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.

— способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.

— способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями.

4.1Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

— для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)

— для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

— для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)

— для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства (светр в современном произЗаключение

Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

источник

Медицинская реабилитация включает комплекс профилакти­ческих и лечебных мероприятий, направленных на восстановле­ние и преодоление нарушений функции слухового анализатора. Ведущее место среди них занимает профилактика детской глухоты и тугоухости, что включает такие медицинские меры, как генетические консультации для предупреждения на­следственной патологии слуха; профилактика эндогенных причин врожденной тугоухости в период беременности; профилактика и лечение инфекционных заболеваний у детей; профилактика и свое­временное лечение заболеваний лор-органов; профилактические осмотры и обследование детей с целью выявления факторов рис­ка, приводящих к развитию тугоухости; контроль над выпуском и применением ототоксических препаратов; санитарно-просветитель-ная работа среди населения.

Важным фактором современной медицинской реабилитации является полное или частичное восстановление нарушенной слу­ховой функции. Условно эти меры могут быть разделены на две группы — хирургические и нехирургические.

Хирургическое лечение тугоухости ставит своей целью рекон­струкцию звукопроводящего аппарата. Его возможности обуслов­лены развитием микрохирургии и восстановительной хирургии в отиатрии. Практический опыт последних лет достаточно убеди­тельно показал, что раннее оперативное вмешательство у абсо­лютного большинства больных дает лучший терапевтический эф­фект, чем длительное консервативное лечение или отсроченное по времени хирургическое воздействие.

Хирургические вмешательства, связанные с влиянием на слу­ховую функцию, делятся на слухосохраняющие и слухоулучшаю-щие. В отоларингологии накоплен значительный научно-практи­ческий материал по клинико-аудиологическим показаниям к функ­циональной хирургии уха. Главным показанием, например, для слухоулучшающих операций считается наличие костно-воздуш-ной проводимости не менее 30 дБ при снижении костной прово­димости не более чем 35 — 40 дБ в зоне речевых частот.

Профилактическая направленность слухосохраняющих операций состоит в предотвращении угрозы развития тугоухости. Они про-

одятся в случае прогрессирующего течения хронических гной-НЬ1Х отитов, которые из-за развития деструктивных процессов в «хе приводят к тяжелой тугоухости.

Слухоулучшающие реконструктивно-пластические хирургичес­кие вмешательства на органе слуха показаны при врожденных пороках его развития, а также в случае травматических повреж­дений. Радикальным видом таких операций, проводимых у па­циентов с нейросенсорной глухотой, является кохлеарное им­плантирование (КИ). При этой операции во внутреннее ухо че­ловека вводятся электроды, кохлеарные импланты, заменяю­щие волосковые клетки внутреннего уха и благодаря электри­ческой стимуляции слухового нерва обеспечивающие восприя­тие звуков.

Нехирургические меры воздействия подразделяются на медика­ментозные и аппаратные.

Основная задача медикаментозной терапии — сохранение слуха и обеспечение возможности его использования при электроакус­тической коррекции.

При наличии у человека остаточной слуховой чувствительно­сти наиболее распространенным средством нехирургической реа­билитации является слухопротезирование — использование слухо­вых аппаратов, обеспечивающих искусственное усиление звуко­вых сигналов с учетом диапазона воспринимаемых частот. Совре­менное развитие техники позволило создать качественно новые слухопротезные аппараты, способные усиливать звук не только в диапазоне речевых частот, но избирательно на тех частотах, кото­рые необходимы для наилучшего восприятия речи. Для некоторых пользователей слуховой аппарат, усиливая звук, не только обес­печивает достаточную разборчивость речи, но и уменьшает на­пряжение от прислушивания к речевым и неречевым сигналам. При этом важен правильный подбор слухового аппарата и режи­ма его работы с учетом как технических характеристик прибора, так и состояния слуха человека.

Знание клинических основ сурдопедагогики необходимо для решения проблем дифференцированного обучения детей и под-Ростков со слуховой недостаточностью, для разработки коррек-Иионно-развивающих программ педагогической помощи, вклю­чая развитие и использование слухового восприятия, формирова­ние устной речи.

Сурдопедагогика органически связана с возрастной и общей психологией, отражающей закономерности психической деятель­ности человека. Среди них для сурдопедагогики наиболее значимы:

теория деятельностной детерминации психики человека;

идеи о гетерохронности психического развития детей.

Особое значение также имеет учение о закономерностях пси­хического развития ребенка и его периодизации в онтогенезе, связанное с понятием «ведущая деятельность». В различные пери­оды своего развития каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению опыта, формированию и совершен­ствованию способностей. Сензитивные периоды представляют со­бой возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых психические функции ребенка наиболее чувствительны к воздействию и влияниям окружающего мира. Опираясь на эти идеи, сурдопедагогика определяет компенсаторные возможности развития детей с нарушенным слухом на этапах онтогенеза, а также эффективность и способы использования обходного пути форми­рования и развития у них словесной речи.

Для разработки и осуществления педагогической помощи та­ким детям и организации работы по развитию у них слухового восприятия необходимо психологическое обоснование особен­ностей процесса его становления и функционирования.

Наличие нормального слуха позволяет человеку обнаруживать и опознавать звуки в пределах 10 Гц—20 кГц, ориентироваться в пространстве, локализировать и анализировать источник звука, выявляя его избирательность и направленность. Вместе с тем глав­ное назначение слуховой системы состоит в восприятии речи как адекватного раздражителя, а слуховой анализатор человека вы­полняет системную задачу — воспринимать речь и контролиро­вать ее продуцирование.

Современная сурдопедагогика опирается на научные положе­ния специальной психологии — диалектическое понимание пер­вичных, вторичных и последующих отклонений в развитии детей; установление типа психического дизонтогенеза и др. Особую зна­чимость для решения задач образования лиц со слуховой деприва-цией имеют научные положения сурдопсихологии. На их основе определяются пути компенсации дефекта и научно обосновыва­ются особенности обучения и воспитания людей данной катего­рии.

Проблема компенсации нарушений — ведущая научная идея специальной психологии вообще и сурдопсихологии в частности. Специально организованное обучение и воспитание глухих и сла­бослышащих детей направлены на то, чтобы обеспечить наиболее полную компенсацию нарушенных психических функций. При нарушениях слуха такая компенсация возможна прежде всего бла­годаря формированию и развитию речи, словесной регуляции и вербализации, а также словесному опосредованию. В связи с этим обучение детей с нарушениями слуха словесной речи, по мнению Л. С. Выготского, центральная задача сурдопедагогики.

Практическая реализация ведущих идей теории компенсации Л С.Выготского в отечественной сурдопсихологии и сурдопеда­гогике получила развитие в трудах С.А.Зыкова, Т.С.Зыковой, Е.П.Кузьмичевой, Л.П.Носковой, Ф.Ф.Рау, Т.В.Розановой, д.Ф.Слезиной, Н.В.Яшковой и других.

При определении возможностей компенсации в детском воз­расте учитываются не только сформировавшиеся механизмы ком­пенсации, но и находящиеся в стадии становления, т.е. то, что Л. С. Выготский называл «зоной ближайшего развития». Компен­сация нарушенного слуха представляет собой глубоко своеобраз­ный процесс развития всех сторон личности ребенка, в основе которого лежит единство биологических и социальных факторов. При рассмотрении их диалектического взаимодействия опирают­ся на положения теории компенсации психических функций, име­ющие значение для развития детей с различными отклонениями, в том числе и с нарушенным слухом.

Основываясь на идее системного подхода к анализу дефекта, Л. С. Выготский предложил выделять в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни; и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социально­го развития. В структуре психического развития детей с нарушени­ем слуха выделяются:

первичный дефект — стойкое двустороннее нарушение слухо­вого восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;

вторичное отклонение — нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;

отклонение третьего порядка — своеобразное формирование всех познавательных процессов.

Л.С.Выготский подчеркивал, что в процессе развития меня­ются соотношения между первичными и вторичными отклонени­ями, между биологическими и социально обусловленными нару­шениями.

Если для преодоления первичных дефектов может оказаться полезным медицинское вмешательство, то вторичные и последу­ющие поддаются корригирующему педагогическому воздействию. При этом чем теснее связано вторичное отклонение с первичным Дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, у глухих детей отклонения в произношении находятся в тесной зависимости от На РУШений слуха, поэтому их исправление оказывается наиболее т РУДоемким.

Человек развивается на основе присвоения исторически сфор­мированных форм и способов деятельности и поведения. В сурдо­педагогике эти положения нашли отражение в исследованиях

С.А. Зыкова (1972, 1976, 1977) и созданной им коммуникатив­ной системе обучения глухих детей языку. В ее основу положены знание и учет социальных функций языка. В рамках данной систе­мы глухие дети овладевают речевой деятельностью «как средством общения с окружающими людьми», и на этой основе обеспечи­вается «формирование словесного мышления» 1 . В ходе обучения у них воспитывается потребность в словесной речи, формируется речевое поведение, умение вступать в контакт с окружающими, ведущим мотивом которого является желание выразить свои по­требности с помощью словесной речи.

Уровень компенсации зависит, с одной стороны, от характера и степени дефекта, от резервных сил организма, с другой — от внешних социальных условий. Л. С. Выготский отмечал, что ком­пенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, если он осознает свой дефект. При этом важ­ны понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование в себе самостоятельной, полноценной личности, готовой к реали­зации своих возможностей в самостоятельной продуктивной дея­тельности.

При организации обучения и воспитания детей, имеющих на­рушения слуха, сурдопедагоги ориентируются также на материа­лы психологических исследований, раскрывающих специфиче­ские закономерности их психического развития (И.М.Со­ловьев, 1966).

1. Упрощенность психической деятельности вследствие обеднен-ности внешних воздействий, ограничения взаимодействия со сре­дой, затруднения общения с окружающими.

Доказано, что при нарушении слуха у детей происходит каче­ственное изменение ощущений и сужение круга модальных ха­рактеристик — затруднены или невозможны функции восприя­тия физических параметров звука (частоты, интенсивности, дли­тельности, тембра), выделения его пространственных характери­стик (направления, степени удаленности в пространстве), а так­же ограничено познание звуковых особенностей предметов и яв­лений окружающего мира.

Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен. В силу этого детям со слуховым дефектом недоступно в полном объеме ощущение многообразия свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных взаимодей­ствий. Поэтому компоненты психики таких детей формируются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциональных соотношениях, что обнаруживается:

1 Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку: Учеб. пособие. — М-, 1977.-С. 13.

_ в несоответствии развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;

— в преобладающем значении письменной речи по сравнению с устной;

_ в превалировании импрессивной формы речи над экспрес­сивной.

2. Отличие в темпах по сравнению с нормально слышащими сверстниками.

Проявляется это в замедлении психического развития после рождения и его ускорении в последующие периоды онтогенеза. Такие изменения связаны с отклонениями в структуре психики. При этом если на начальных этапах онтогенеза эти отличия не­значительны, то на последующих этапах они постепенно нарас­тают. Сближению темпов развития неслышащих детей с нормой способствуют адекватные условия обучения и воспитания, сис­тематическое сурдопедагогическое воздействие. В связи с этим суть педагогической помощи таким детям состоит в необходи­мости создания оптимальных условий для их психического раз­вития, качественного изменения и расширения состава внешних воздействий. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза—дефицитарное развитие. Рас­смотрим обобщенную характеристику дефицитарного развития таких детей на основе системного подхода к анализу структуры дефекта.

Как уже отмечалось, у них наряду с первичным нарушением слухового анализатора очень рано возникают вторичные отклоне­ния. В первую очередь страдает формирование ближайшей, зави­симой от слухового анализатора функции — словесной речи. Ребе­нок, имеющий стойкое нарушение слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает устную речь и не получает речевых образцов в ограниченной, а порой и недо­ступной для него практике речевого общения. Кроме того, он не может контролировать с помощью слухового анализатора собствен­ное произношение. Все это отрицательно сказывается на овладе­нии сложной системой языка — его звуковым, лексическим и грамматическим строем.

На возникновение вторичных нарушений влияет степень наруше­ния слуха, т. е. степень выраженности первичного дефекта. Так, сла­бослышащие дети, которые имеют лишь частичную слуховую не­достаточность, в той или иной степени затрудняющую речевое Развитие, все же сохраняют возможность самостоятельного на­копления речевого запаса при помощи слухового анализатора, в силу чего они обладают и определенной возможностью самостоя­тельного овладения речью. Для глухих и ранооглохших детей, име­ющих лишь остатки слуха, характерно отсутствие словесной речи Н-^и немота, что является следствием наиболее значительного по-

источник

Социальная реабилитация глухих людей – важнейшее направление социальной реабилитации. Сегодня примерно 7 – 8 % всего населения планеты (около 300 млн человек, из которых 90 млн человек абсолютно глухих) страдают тяжелыми нарушениями слуха. В России на сегодняшний день более 20 тысяч человек являются инвалидами по слуху, 12 млн человек имеют нарушения слуха. Растет число детей и стариков с дефектами слуха.

Основным средством межличностной коммуникации большинства глухих и многих слабослышащих россиян является русский жестовой язык, причем различные группы инвалидов по слуху по-разному используют жестовый язык. К инвалидам по слуху, для которых первичным языком служит жестовый язык, относятся в основном дети глухих родителей, выпускники школ для глухих детей. Для другой части инвалидов по слуху первична русская словесная речь. Жестовый язык они используют как вспомогательное средство. К группе инвалидов по слуху, которые свободно владеют двумя языками – русской словесной речью и жестовым языком, – относятся выпускники школ для глухих и слабослышащих детей, дети слышащих или глухих родителей.

К причинам возникновения заболевания по слуху относят следующие:

· поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).

· осложения воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.);

· последствия токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (гентамицина, канамицина, линкамицина, мономицина, неомицина, стрептомицина и других препаратов аминогликозидного ряда),

· последствия механических травм и контузий;

Группа инвалидности по слуху определяется с учетом ряда показателей:

· требования по социальной защите или помощи;

· степень нарушения здоровья и расстройства функций организма;

· характер последствий травм или дефектов;

· степень ограничений жизнедеятельности или их сочетание.

· нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);

· нарушение способности к общению – установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

· способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

· способность к выполнению трудовой деятельности: уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии.

Глухие люди сталкиваются со следующими социальными проблемами:

· затрудненность в общении со слышащими людьми в повседневной жизни («Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей», – писала всемирно известная слепоглухая американская писательница Элен Келлер);

· трудности в получении информации;

· затруднения при просмотре телевизионных передач;

· трудности при посещении зрелищных массовых мероприятий;

· отсутствие возможности участия в обычной социокультурной жизни;

· нахождение в положении меньшинства, права и интересы которого игнорируются обществом;

· трудности в пользовании объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые не приспособлены для свободного доступа инвалидов к информации (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения не оборудованы табло с бегущими строками);

· отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах РФ;

· отсутствие синхронных субтитров в общественно-публицистических, познавательных, молодежных и других массовых передачах на телевидении;

Социальная реабилитация глухих – это комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, целью которых является реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни и изменение отношения общества к глухим, развенчание мифа об их ограниченных умственных и физических способностях.

Социальная модель реабилитации предполагает использование соответствующей корректной терминологии при обозначении группы людей, имеющих потерю слуха: глухой, слабослышащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха. Не желательно использование слов и понятий, создающих негативные стереотипы: глухонемой, тугоухий.

Большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина и др., 2005, С. 268 – 269):

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

· бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

· оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

· обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

· организация телевизионных передач с субтитрами;

· создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

· выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

· оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности;

· гарантии доступности качественного образования (общего и профессионального), при расширении круга специальностей на всех уровнях и изменении общественного отношения к данной группе лиц с особыми возможностями и потребностями.

Итак, социальная реабилитация людей с нарушениями слуха – это также важнейшая социальная проблема, ибо, как писал Л.С. Выготский, глухонемота – это по преимуществу социальный недостаток, который оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми и прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8389 — | 8014 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

· Патопсихологические особенности лиц с нарушением

Слуха и зрения

· Социально-медицинская реабилитация слепых

· Социально-медицинская реабилитация инвалидов по слуху

Патопсихологические особенности лиц с нарушением слуха и зрения.При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с на­рушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга — 35%; смешанного характера — 20 %.

У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбуди­мость, раздражительность, чрезмерная эффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямст­во, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантиз­мом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства. При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и по­вышенная принципиальность.

Патопсихологические изменения и проявления зависят от вре­мени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологи­ческим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Пси­хологическим фактом слепота становится только тогда, когда не­зрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.

Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появле­ния. Реакция у мгновенно ослепших людей — более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.

Выделены три этапа личностного невротического ре­агирования на появление слепоты.

1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни прояв­ляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенно­сти, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представле­ния о своем дефекте.

2. Реактивный переходный период с развитием невротического состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопа­тологическая симптоматика определяется депрессивными, тревож­но-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фобическими расстройствами.

3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на одиночество, беспомощность. Возможны суи­цидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в структуре личности.

Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: асте­ническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондриче­ским, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних пере­живаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших мо­гут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.

Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза без­действия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза заня­тия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие воз­можности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жиз­ненный путь.

Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зре­ния, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной депривацией и изоляцией.

Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адапта­ции с редукцией нервно-психических отклонений. Наблюдаются несколько типов патохарактерологического разви­тия личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуве­ренность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосу­дистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных пере­живаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состоя­ния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессив­ные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышен­ное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических рас­стройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунк­туальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.

Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Та­кие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетер­пимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Не­редко они обладают повышенным самомнением, демонстратив­ным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом.

При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспри­нимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенно­стей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устой­чивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровожда­ется эмоциональной невротической реакцией. Психологическая ре­акция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый харак­тер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоровья. Потеря слуха сопровожда­ется нарушением физического, душевного и социального благопо­лучия, расстройством биосоциальной адаптации. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возник­новение определенной социальной депривации.

В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болез­ненно, иногда — как закономерный процесс старения. В психиче­ском состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты — эмоциональная неустойчивость, частая смена настрое­ния: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию.

Есть и другая категория людей, с противоположным отноше­нием к своей болезни — аногностическим. Они отказываются за­мечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, — заяв­ляют, что «нечего кричать, они не глухие».

Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяют­ся на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяже­сти своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно вклю­чаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежела­ния изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.

В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мнению, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограни­чениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.

Тип реагирования на болезнь будет определять поведение боль­ного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном про­цессе.

Социально-медицинская реабилитация слепых. Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии ос­троты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым.К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств кор­рекции от 5 до 40%. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также неко­торых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.

Слепота — одна из важных социальных проблем. В мире насчиты­вается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять, как не­способность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитыва­ется 272801 человек, из них 220956 — тотально слепые.

Основные причины, способствующие росту инвалидности по зре­нию: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспече­ния медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не являет­ся неизменным. К прогрессирующим следует от­носить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незакон­ченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близоруко­сти, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует от­носить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а так­же такие непрогрессирующие последствия заболеваний и опера­ций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.

Возраст возникновения нарушения зрения и его характер опре­деляет степень ограничения жизнедеятельности. К основным ка­тегориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать лю­дей и объекты, соблюдать личную безопасность. Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизне­деятельности встречается со множеством трудностей: низкими воз­можностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособ­лениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельности обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничения­ми социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособ­лениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сферопризматическими очками, гиперокулярами, увеличивающими пристав­ками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методиче­ская литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зре­нию; не хватает специалистов-реабилитологов.

В настоящее время государство направляет свои усилия на со­здание такой социальной структуры, которая бы максимально обес­печивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в меди­цинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образова­нии, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законо­дательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксирова­ны в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.

Основными социально-экономическими и социально-демо­графическими показателями, характеризующими положение не­зрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считают­ся их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, обра­зование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной зашиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде все­го, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обуче­ния, на улучшение материального положения инвалидов и их се­мей.

Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зре­нию, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощ­ные из них — Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Ра­ботники интеллектуального труда). В данный период времени эти предприятия и территориальны первичные организации не могут осу­ществлять помощь инвалидам по зрению в полном объеме. В настоящее время в России существует четы­ре центра реабилитации слепых (Волоколамский, Санкт-Петер­бургский, Нижегородский, Бийский), где проводится комплекс­ная реабилитация:

— медицинская — направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

— медико-социальная — комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

— социальная — комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос­становление утраченных общественных связей; на восстановле­ние и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис­теме Брайля;

— психологическая — психологическое восстановление лично­сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло­виях слепоты;

— педагогическая — обучение и воспитание;

— профессиональная — профессиональная ориентировка, про­фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

— разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе­чение ими слепых.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-со­циальной реабилитацииинвалидов.

Решающий момент в психологической реабилитации восста­новление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного каче­ства, индивидуальной особенности.

В педагогическом процессеособое место занимает обучение на­выкам использования в работе компьютерной оргтехники, уме­нию ориентироваться в научной информации, эффективно ее ис­пользовать для решения практических задач.

Курс социальной реабилитацииобеспечивает овладение навыка­ми самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бы­товой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по си­стеме Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспор­том, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Профессиональная подготовкавключает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собст­венного дела. Набор специальностей и ремесел определяется до­ступностью для незрячих, общественным спросом на эти специ­альности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению.

Коррекционноенаправление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологиче­скую помощь при решении внутрисемейных проблем.

Информационно-просветительское направление предусматривает получение род­ными и близкими инвалида по зрению наиболее полной инфор­мации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвали­дов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, воз­можностях рационального трудоустройства, обучения в различ­ных учебных заведениях и о многом другом.

Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопро­вождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими сред­ствами по пространственному ориентированию, с рельефно-то­чечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и спосо­бами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зри­тельного контроля или его отсутствия.

Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результа­там его реабилитации.

Социальная реабилитация инвалидов по слуху. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 — 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по при­мерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек — дети и подростки.

Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в груп­пе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, ко­торые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у де­тей и взрослых — последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических пре­паратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреж­дений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Существуют различные классификации по степени потери слу­ха, среди которых самая распространенная — классификация, при­нятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).

Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV сте­пени.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1357 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Нарушение зрения. Слепота – одна из значительных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 м., т.е. придерживаясь определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн. чел. имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. не способны сосчитать пальцы на расстоянии 6 м. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272 801 чел., из них 220 956 – тотально слепые.

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Наиболее трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время – врожденные и наследственные заболевания глаз, зрительно-нервного аппарата.

Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС. В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство – это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка программ реабилитации, контроль за их реализацией.

Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающихся как органа зрения, так и иных анализаторных систем. Поэтому вся комплексная программа реабилитации инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов. В связи с развитием повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений происходит с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В некоторых физических упражнениях, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора.

Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5 – 8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнения для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют три группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущий – двигательный анализатор. Для слепых существуют две группы упражнений: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации инвалидов с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и обшей работоспособности. В связи с этими особенностями психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями должны быть разнообразными: уроки физической культуры; занятия в секции по избранному виду спорта и ОФП (общая физическая подготовка); УГГ; физкультурные паузы; прогулки – пешие, велосипедные, лыжные; бег в течение 10 – 30 мин; плавание, купание; подвижные игры; самостоятельные занятия доступным видом спорта; специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; участие в различных соревнованиях; занятия ЛФК.

Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия ЛГ различной направленности. Во-первых, это занятия, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, тренировки зрительно-моторных реакций, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, нужно включать занятия, направленные на развитие обшей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем что у инвалидов данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей происходит медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35 %, соответственно основная часть составит 50 и заключительная – 15 %.

В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей физические упражнения применяют в разной последовательности и дозировке. Так, в зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей-инвалидов по зрению для занятий подразделяют на две группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Детям первой группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т. п. Для детей второй группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит спортивной составляющей медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх.

В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза – гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве, социально-бытовой ориентации и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи, а также другими коммуникативными средствами. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителей денежных купюр и уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки- поводыря.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может – испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентации и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться имеют важное значение в труде, учебе и других сферах деятельности.

Основной метод социальной реабилитации больных – рациональное трудоустройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрубению кожи пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическим воздействием на орган зрения, центральную нервную систему.

Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по различным специальностям в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционно популярными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Нарушение слуха. Различают следующие категории больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи – это люди рано оглохшие или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, – поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата; задержку в формировании прямостояния; нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие – инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Существуют следующие причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода) и приобретенные (до трех лет) – менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Среди причин, способствующих росту инвалидности по слуху, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

По данным ВОЗ, нарушения слуха имеют около 300 млн. чел., что составляет примерно 7 – 8 % всего населения планеты; около 90 млн чел. страдают тотальной глухотой. В Российской Федерации, по данным МСЭ, число впервые признанных инвалидами в связи с заболеваниями уха в 2000 г. составило 5,8 тыс. чел. – 0,4 на 10 тыс. населения; повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. чел. Однако точных данных о числе лиц с нарушением слуха нет.

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, цель которых – реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.

Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.

Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Приведенные далее выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

■ Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

■ Слушайте, поддерживайте и действуйте.

(Норман Кюнк, американский адвокат)

В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.

■ бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

■ оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

■ обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

■ организация телевизионных передач с субтитрами;

■ создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

■ выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

■ оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 5621 | Нарушение авторских прав

источник