Меню Рубрики

Роль зрения и слуха в движениях и передвижениях человека

Основными видами передвижения человека являются ходьба, бег и прыжки. Между этими видами передвижения общее то, что их выполняют при вертикальном положении тела (прямостоянии) при обязательном отталкивании ногами от опоры. Чтобы человек мог успешно использовать данные передвижения, у него должно быть хорошо развитое чувство равновесия. Наиболее устойчивый вид передвижения — обычная ходьба. Во время ходьбы человек, поочередно передвигая ноги, все время опирается на землю. Во время бега человек, отталкиваясь от опоры, отрывается от нее и как бы летит по воздуху. Поэтому в беге тело человека менее устойчиво, чем при ходьбе. Чтобы увеличить устойчивость тела при беге, надо бежать с большой скоростью. Наименее устойчивый вид передвижения — прыжки. В них не только имеется фаза полета, но и фаза приземления, во время которой устойчивость тела слишком мала. Чтобы сохранить равновесие после прыжка, необходимо дополнительное напряжение мышц. В жизни человеку приходится пользоваться различными способами ходьбы, бега и прыжков. Например, ходить боком и спиной вперед, бежать в гору и под гору, прыгать через лужи и канавы. Чтобы с этим успешно справляться, необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, помогающими развивать равновесие.

Зрение — восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. В физической культуре и спорте зрение помогает ориентироваться при выполнении физических упражнений, устранять допущенные ошибки при выполнении двигательных действий. Бинокулярное или стереоскопическое зрение — это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Бинокулярное зрение позволяет оценивать в каждый момент взаимное перемещение объектов наблюдения, траекторию движения и представлять путь продолжения движения. Эта сложнейшая функция органа зрения помогает футболисту определить по полету мяча место в пространстве, куда нужно поместить ногу для остановки мяча или удара его с лета. Хоккеист ставит клюшку в точке, находящейся на траектории быстролетящей шайбы, и с точностью отражает шайбу. Нужно иметь в виду, что оценка траектории полета и ответные действия спортсмена осуществляются в доли секунды. Реакция игрока на пас, выбор вратарем правильной точки в воротах для принятия мяча или шайбы во многом зависит от остроты (качества) бинокулярной зрения спортсмена.

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слуха. Благодаря органам слуха учащиеся на уроках физической культуры слышат команды, распоряжения и указания учителя, а спортсмены — замечания и методические указания тренера, а также замечания судей. При занятиях физической культурой и спортом важная роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам.

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ величины, формы и цвета предметов, их взаимное рас положение и расстояние между ними. Например, спортсмен, выполняя те или иные технические приемы (например, передачу мяча в волейболе, футболе, баскетболе и т.п.) регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому буде передан мяч, скорость его передвижения.

Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражении, формирует слуховые ощущения. Например, в физической культуре и спорте для овладения ритмом движений, своевременностью приложения мышечных усилий применяют звуковые сигналы. Они помогают занимающемуся ориентироваться в пространстве, способствуют более правильному выполнению упражнения, помогают оценить собственные действия.

Понижение слуха у занимающихся физической культурой и спортом, сопровождающееся нарушением слуховой ориентации, ведет к тому, что их реакция на звуковой сигнал запаздывает, это может явиться причиной травмы.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями совершенствуются функции и согласованность взаимодействия зрительного и слухового анализаторов.

источник

Эффективность технико-тактических действий и их зависимость от хорошего периферического зрения волейболистов. Восприятие звуков различных частот. Точные и дифференцированные, пространственные, временные и мышечные восприятия при передвижении спортсменов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство ЗОРФ государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования БМК

Тема: «Роль органов чувств в регуляции движений»

Дисциплина: Физическая культура с основами валеологии

Выполняли: студентк 5 курса, 512 гр,

Руководители: Панфилова Н.А.

Волейбол — популярная игра во многих странах мира, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

Основной частью игры являются строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные способы ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты.

Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

В своей работе мы и постараемся отразить роль органов чувств в регуляции движений.

Зрение — процесс, обеспечивающий восприятие света. Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую часть видимого спектра отражает или поглощает предмет. Когда клетки сетчатки, колбочки и палочки, подвергаются воздействию света с длиной волны от 400 нм (фиолетового) до 750 нм (красного), в них происходит химическая реакция, вследствие которой возникает нервный сигнал. Этот сигнал достигает мозга и порождает в бодрствующем сознании ощущение света.

Глаз человека имеет сферическую форму, диаметр его около 25 мм. Стенка этой сферы (глазного яблока) состоит из трех основных оболочек: наружной, представленной склерой и роговицей; средней, сосудистого тракта, — собственно сосудистой оболочки и радужки; и внутренней — сетчатки. Глаз имеет вспомогательные структуры (придатки) — веки, слезные железы, а также мышцы, обеспечивающие его движения.

Наружная оболочка глаза обладает главным образом защитной функцией. Бoльшую часть этой оболочки составляет склера (от греч. sclзros — твердый). Она непрозрачна, белок глаза — ее видимая часть. В передней части глаза склера переходит в роговицу. Склера и роговица образованы соединительной тканью и содержат клетки и волокна. Роговица очень упруга и прозрачна, кровеносных сосудов в ней нет. Спереди ее покрывает плотно прилегающий гладкий эпителий, который является продолжением эпителия конъюнктивы, покрывающего белок глаза. Предполагают, что прозрачность роговицы связана с правильным расположением волокон, из которых она по большей части состоит. Эти волокна очень тонки, имеют практически одинаковый диаметр и расположены параллельно друг другу, образуя трехмерные решетчатые структуры. Прозрачность роговицы зависит также от степени ее увлажненности и присутствия слизи. Кривизна роговицы — основной фокусирующей ткани — влияет на остроту зрения: оно ухудшается, если радиус кривизны не везде одинаков.

Сосудистый тракт. Это средняя оболочка глазного яблока; она насыщена кровеносными сосудами, и ее главная функция питательная. В собственно сосудистой оболочке, в самом внутреннем ее слое, называемом хориокапиллярной пластинкой и расположенном вплотную к стекловидному слою (мембранам Бруха), находятся очень мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие питание зрительных клеток. Мембраны Бруха отделяют сосудистую оболочку от пигментного эпителия сетчатки. Сосудистая оболочка сильно пигментирована у всех людей, кроме альбиносов. Пигментация создает светонепроницаемость стенки глазного яблока и снижает отражение падающего света.

Спереди сосудистая оболочка составляет одно целое с радужкой, которая образует своего рода диафрагму, или шторку, и частично отделяет переднюю часть глазного яблока от значительно большей задней его части. Обе части соединяются через зрачок (отверстие в середине радужки), который выглядит как черное пятно.

Радужка (радужная оболочка) придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределения пигмента в радужке и строения ее поверхности. Голубой цвет глаз обусловлен черным пигментом, упакованным в гранулы. В очень темных глазах пигмент распределен по всему веществу радужки. Разное количество и распределение пигмента, а не его цвет определяют карий, серый или зеленый цвет глаз. Кроме пигмента радужка содержит много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при аккомодации глаза к различной освещенности. Передний край сосудистой оболочки в том месте, где он прикрепляется к радужке, образует от 60 до 80 складок, расположенных радиально; их называют ресничными (цилиарными) отростками. Вместе с расположенными под ними ресничными (цилиарными) мышцами они составляют ресничное (цилиарное) тело. При сокращении ресничных мышц изменяется кривизна хрусталика, (делается более круглым), что улучшает фокусировку изображений близких предметов на светочувствительной сетчатке.

Хрусталик. Позади зрачка и радужки находится хрусталик, который представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, поддерживаемую многочисленными тонкими волокнами, прикрепленными близко к его экватору и к краям упомянутых выше ресничных отростков. Вещество хрусталика состоит из плотно сгруппированных прозрачных волокон. Кривизна поверхности хрусталика такова, что проходящий через него свет фокусируется на поверхности сетчатки. Хрусталик помещен в эластичную капсулу (сумку), которая позволяет ему при ослаблении напряжения поддерживающих волокон восстанавливать свою первоначальную форму. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, что снижает способность ясно видеть близкие объекты и, в частности, затрудняет чтение.

Передняя и задняя камеры. Пространство перед хрусталиком и местом его прикрепления к ресничному телу за радужкой называется задней камерой. Она соединяется с передней камерой, располагающейся между радужкой и роговицей. Оба этих пространства заполнены водянистой влагой — жидкостью, сходной по составу с плазмой крови, но содержащей очень мало белков и отличающейся более низкой и вариабельной концентрацией органических и минеральных веществ. Водянистая влага постоянно сменяется, но механизм ее образования и замены до сих пор точно неизвестен. Количество ее определяет внутриглазное давление и в норме постоянно. Местом образования водянистой влаги служат ресничные отростки, покрытые двойным слоем эпителиальных клеток. Проходя через зрачок, жидкость омывает хрусталик и радужку и меняет свой состав в ходе происходящего между ними обмена. Из передней камеры она проходит сквозь ячеистую ткань в месте соединения роговицы и радужки (называемом радужно-роговичным углом) и попадает в шлеммов канал — круговой сосуд в этой части глаза. Далее по сосудам, называемым водными венами, водянистая влага из этого канала попадает в вены наружной поверхности глаза. За хрусталиком, заполняя 4/5 объема глазного яблока, находится прозрачная масса — стекловидное тело. Оно образовано прозрачным коллоидным веществом, которое представляет собой сильно измененную соединительную ткань.

Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, прилегающая к стекловидному телу. В ходе эмбрионального развития она формируется из отростка головного мозга и по существу является специализированной частью последнего. Это самая главная в функциональном отношении часть глаза, так как именно она воспринимает свет. Сетчатка состоит из двух основных слоев: тонкого пигментного слоя, обращенного к сосудистой оболочке, и высокочувствительного слоя нервной ткани, который, подобно чаше, окружает бoльшую часть стекловидного тела. Этот второй слой сложно организован (в виде нескольких слоев, или зон) и содержит фоторецепторные (зрительные) клетки (палочки и колбочки) и несколько типов нейронов с многочисленными отростками, связывающими их с фоторецепторными клетками и между собой; аксоны т.н. ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.

Место выхода нерва представляет собой слепую часть сетчатки — т.н. слепое пятно. На расстоянии около 4 мм от слепого пятна, т.е. очень близко к заднему полюсу глаза, имеется вдавление, называемое желтым пятном. Наиболее вдавленная центральная часть этого пятна — центральная ямка — является местом наиболее точной фокусировки световых лучей и наилучшего восприятия световых раздражений, т.е. это участок наилучшего видения. Палочки и колбочки, названные так по их характерной форме, расположены в слое, наиболее удаленном от хрусталика; их светочувствительные свободные концы вдаются в пигментный слой (т.е. направлены от света). У человека в сетчатке имеется ок. 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Эти фоторецепторные клетки распределены неравномерно. Центральная ямка и желтое пятно содержат только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а палочек — возрастает. Периферическая часть сетчатки содержит исключительно палочки. Слепое пятно не содержит фоторецепторов. Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета; палочки — сумеречное, ночное зрение. Пигментный слой состоит из эпителиальных клеток с длинными отростками, заполненных черным пигментом — меланином. Эти отростки отделяют палочки и колбочки друг от друга, а содержащийся в них пигмент препятствует отражению света. Пигментный эпителий насыщен также витамином А и играет значительную роль в питании и поддержании активности фоторецепторов.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Эффективность технико_тактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание — определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников. «Зоркий глаз» во время ходьбы или бега ориентация по зрительному сигналу.

Слух — способность воспринимать звуки. Слух зависит от: 1) уха — наружного, среднего и внутреннего, — которое воспринимает звуковые колебания; 2) слухового нерва, передающего полученные от уха сигналы; 3) определенных отделов головного мозга (слуховых центров), в которых импульсы, переданные слуховыми нервами, вызывают осознание исходных звуковых сигналов. Любой источник звука — струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека — вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха. Большинство звуков, с которыми мы сталкиваемся каждый день, довольно сложны. Они порождаются сложными колебательным движениями источника звука, создающими целый комплекс звуковых волн. В экспериментах по исследованию слуха стараются выбрать как можно более простые звуковые сигналы, чтобы легче было оценить результаты. Много усилий тратится на то, чтобы обеспечить простые периодические колебания источника звука (по типу маятника). Получающийся в результате поток звуковых волн одной частоты называется чистым тоном; он представляет собой регулярную, плавную смену высокого и низкого давления.

Границы слухового восприятия. Описанный «идеальный» источник звука можно заставить колебаться быстро или медленно. Это позволяет выяснить один из главных вопросов, возникающих при исследовании слуха, а именно какова минимальная и максимальная частота колебаний, воспринимаемых человеческим ухом как звук. Эксперименты показали следующее. Когда колебания совершаются очень медленно, реже 20 полных колебательных циклов в секунду (20 Гц), каждая звуковая волна слышится отдельно и не образует непрерывный тон. С увеличением частоты колебаний человек начинает слышать непрерывный низкий тон, похожий на звук самой низкой басовой трубы органа. По мере дальнейшего возрастания частоты воспринимаемый тон становится все выше; при частоте 1000 Гц он напоминает верхнее до у сопрано. Однако и эта нота все еще далека от верхней границы человеческого слуха. Только когда частота приближается примерно к 20 000 Гц, нормальное человеческое ухо постепенно перестает слышать. Чувствительность уха к звуковым колебаниям различных частот неодинакова. Оно особенно тонко реагирует на колебания средних частот (от 1000 до 4000 Гц). Здесь чувствительность так велика, что сколько-нибудь существенное ее увеличение оказалось бы неблагоприятным: одновременно воспринимался бы постоянный фоновый шум беспорядочного движения молекул воздуха. По мере уменьшения или увеличения частоты относительно среднего диапазона острота слуха постепенно снижается. По краям воспринимаемого диапазона частот звук, чтобы быть услышанным, должен быть очень сильным, настолько сильным, что иногда ощущается физически прежде, чем слышится.

Звук и его восприятие. Чистый тон имеет две независимых характеристики: 1) частоту и 2) силу, или интенсивность. Частота измеряется в герцах, т.е. определяется количеством полных колебательных циклов в секунду. Интенсивность измеряется величиной пульсирующего давления звуковых волн на любую встречную поверхность и обычно выражается в относительных, логарифмических единицах — децибелах (дБ). Необходимо помнить, что понятия частоты и интенсивности применимы только к звуку как внешнему физическому раздражителю; это т.н. акустические характеристики звука. Когда мы говорим о восприятии, т.е. о физиологическом процессе, звук оценивается как высокий или низкий, а его сила воспринимается как громкость. В целом, высота — субъективная характеристика звука — тесно связана с его частотой; звуки высокой частоты воспринимаются как высокие. Также, обобщая, можно сказать, что воспринимаемая громкость зависит от силы звука: более интенсивные звуки мы слышим как более громкие. Эти соотношения, однако, не являются неизменными и абсолютными, как часто считается. На восприятие высоты звука в некоторой степени влияет его сила, а на воспринимаемую громкость — частота. Таким образом, изменив частоту звука, можно избежать изменения воспринимаемой высоты, соответствующим образом варьируя его силу.

«Минимальная заметная разница». И с практической, и с теоретической точки зрения определение минимальной улавливаемой ухом разницы в частоте и силе звука — весьма важная проблема. Как надо изменить частоту и силу звуковых сигналов, чтобы слушающий это заметил? Выяснилось, что минимальная заметная разница определяется скорее относительным изменением характеристик звука, нежели абсолютными изменениями. Это касается и частоты, и силы звука.

Необходимое для различения относительное изменение частоты различно как для звуков разных частот, так и для звуков одной частоты, но разной силы. Можно сказать, однако, что приблизительно оно равно 0,5% в широком диапазоне частот от 1000 до 12 000 Гц. Этот процент (т.н. порог различения) несколько выше в области более высоких частот и значительно выше при более низких. Следовательно, ухо менее чувствительно к изменению частоты по краям диапазона частот, чем при средних значениях, и это часто замечают все, кто играет на рояле; интервал между двумя очень высокими или очень низкими нотами кажется меньше, чем у нот в среднем диапазоне.

Минимальная заметная разница в том, что касается силы звука, несколько другая. Для различения требуется довольно большое, около 10%, изменение давления звуковых волн (т.е. около 1 дБ), и эта величина относительно постоянна для звуков почти любой частоты и интенсивности. Однако, когда интенсивность раздражителя низка, минимальная заметная разница значительно увеличивается, особенно для тонов низких частот.

Обертоны в ухе. Характерное свойство почти любого источника звука — то, что он не только производит простые периодические колебания (чистый тон), но совершает и сложные колебательные движения, которые дают несколько чистых тонов одновременно. Обычно такой сложный тон состоит из гармонических рядов (гармоник), т.е. из самой низкой, основной, частоты плюс обертоны, частоты которых превосходят основную в целое число раз (2, 3, 4 и т.д.). Таким образом, объект, колеблющийся с основной частотой 500 Гц, может также производить обертоны 1000, 1500, 2000 Гц и т.д. Человеческое ухо в ответ на звуковой сигнал ведет себя сходным образом. Анатомические особенности уха обеспечивают много возможностей для превращения энергии входящего чистого тона, хотя бы частично, в обертоны. А значит, даже когда источник дает чистый тон, внимательный слушатель может услышать не только основной тон, но и едва воспринимаемые один или два обертона.

Взаимодействие двух тонов. Когда два чистых тона воспринимаются ухом одновременно, могут наблюдаться следующие варианты их совместного действия, зависящие от природы самих тонов. Они могут маскировать друг друга, взаимно уменьшая громкость. Это чаще всего происходит, когда тоны не сильно различаются по частоте. Два тона могут соединяться друг с другом. При этом мы слышим звуки, соответствующие либо разнице частот между ними, либо сумме их частот. Когда два тона очень близки по частоте, мы слышим единый тон, высота которого примерно соответствует данной частоте. Этот тон, однако, становится то громче, то тише, поскольку два слегка несовпадающих акустических сигнала непрерывно взаимодействуют, то усиливая, то гася друг друга.

Тембр. Объективно говоря, одни и те же сложные тоны могут различаться по степени сложности, т.е. по составу и интенсивности обертонов. Субъективной характеристикой восприятия, в целом отражающей особенность звука, является тембр. Таким образом, ощущения, вызванные сложным тоном, характеризуются не только определенной высотой и громкостью, но и тембром. Некоторые звуки кажутся богатыми и полными, другие — нет. Благодаря прежде всего различиям в тембре мы среди множества звуков узнаем голоса различных инструментов. Ноту ля, взятую на рояле, легко отличить от той же ноты, сыгранной на рожке. Если, однако, умудриться отфильтровать и заглушить обертоны каждого инструмента, эти ноты нельзя будет различить.

Локализация звуков. Человеческое ухо не только различает звуки и их источники; оба уха, работая вместе, способны довольно точно определять направление, откуда идет звук. Поскольку уши расположены с противоположных сторон головы, звуковые волны от источника звука достигают их не совсем одновременно и воздействуют с несколько разной силой. За счет минимальной разницы во времени и силе мозг довольно точно определяет направление источника звука. Если источник звука находится строго спереди, то мозг локализует его вдоль горизонтальной оси с точностью до нескольких градусов. Если источник смещен в одну из сторон, точность локализации чуть-чуть меньше. Отличить звук сзади от звука спереди, а также локализовать его вдоль вертикальной оси оказывается несколько труднее.

Шум часто описывают как атональный звук, т.е. состоящий из различных. не связанных между собою частот и потому не повторяющий достаточно последовательно такого чередования волн высокого и низкого давления, чтобы получалась какая-то определенная частота. Однако фактически почти любой «шум» имеет свою высоту, в чем нетрудно убедиться, слушая и сравнивая обычные шумы. С другой стороны, любой «тон» имеет элементы шероховатости. Поэтому различия между шумом и тоном трудно определить в этих терминах. В настоящее время наблюдается тенденция определять шум скорее психологически, чем акустически, называя шумом просто нежелательный звук. Уменьшение шума в этом смысле стало насущной современной проблемой. Хотя постоянный сильный шум, без сомнения, приводит к глухоте, а работа в условиях шума вызывает временный стресс, все же он оказывает, вероятно, менее длительный и сильный эффект, чем ему иногда приписывают.

Аномальный слух и слух животных. Естественным стимулом для человеческого уха является звук, распространяющийся в воздухе, однако на ухо можно воздействовать и другими способами. Всем, например, хорошо известно, что звук слышен под водой. Также, если приложить источник колебаний к костной части головы, за счет костной проводимости появляется ощущение звука. Это явление весьма полезно при некоторых формах глухоты: небольшой передатчик, приложенный непосредственно к сосцевидному отростку (части черепа, расположенной сразу за ухом), позволяет больному слышать звуки, усиливаемые передатчиком, через кости черепа за счет костной проводимости.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Конечно же, волейболист должен воспринимать звуки различных частот, обладать исключительным слухом.

Одно из важных особенностей двигательной деятельности волейболистов — это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия при передвижении.

Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.

По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для бега характерны стартовые ускорения и резкие изменения направления с последующими остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим движением. При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад. Более быстрым способом передвижения на небольшое расстояние является скачок, который применяется в большей степени при защитных действиях.

Подачи. В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.

Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу, при подачах очень важен орган зрения и слуха. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются

Степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. Руки выносятся перед лицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением мяча игрок начинает встречное движение выпрямлением ног, туловища и рук. При выполнении ударного движения в момент соприкосновения с мячом пальцы рук сначала амортизируют встречный полет мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук Передачи выполняется за счет разгибания рук в локтевых суставах и движения туловища назад-вверх, с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночного столба.

Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке.

Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.

Значение мышечной релаксации

Расслабление (релаксация) мышц — это уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединённой суставом, противостоит другая, прикреплённая к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в другую сторону. Такие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами. Почти каждая крупная мышца имеет своего антагониста.

Способность к самопроизвольному снижению избыточного напряжения во время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет большое значение в быту, труде, спорте, поскольку благодаря ей снимается или уменьшается физическое и психическое напряжение.

В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости, оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно мешает излишняя напряжённость скоростным движениям: она сильно снижает максимальную скорость.

Например, если волейболист не умеет расслаблять мышцы, не нужные для выполнения данного упражнения, результат становится ниже. Излишнюю скованность могут вызвать могут вызвать различные психологические факторы, такие как присутствие зрителей, незнакомая обстановка, субъективно-личностные причины и т.д. Между тем постоянная специальная работа, направленная на воспитание расслабленных, свободных движений всегда приводит к положительному результату. Следует знать и о том, что психическая напряжённость всегда сопровождается мышечной, но мышечная напряжённость может возникнуть и без психической.

Напряжённость. Мышечная напряжённость может проявляться в следующих формах:

Тоническая — повышенная напряжённость в мышцах в условиях покоя.

Скоростная — мышцы не успевают расслабляться при выполнении быстрых движений.

Координационная — мышца остаётся возбуждённой в фазе расслабления из-за несовершенной координации движений.

Чтобы овладеть расслаблением в каждом из этих случаев, необходимо освоить специальные методические приёмы.

Преодолеть тоническую напряженность можно с помощью направленных упражнений на повышение эластических свойств мышц, т.е. на расслабление в покое и в виде свободных движений конечностями и туловищем (типа свободных махов и потряхиваний). Иногда тоническая напряжённость временно повышается в результате утомления от предшествующей нагрузки. В таких случаях полезны лёгкая разминка (до появления испарины), массаж, баня, плавание или купание в тёплой воде.

Справиться со скоростной напряжённостью можно, повысив скорость перехода мышц в состояние расслабления после быстрого сокращения. Но! Эта скорость обычно меньше, чем скорость перехода от расслабления к возбуждению. Именно поэтому при увеличении частоты движений рано или поздно (что лучше) наступает такой момент, когда мышца не успевает полностью расслабиться. Чтобы увеличить скорость расслабления мышц, используют упражнения, требующие быстрого чередования расслаблении и напряжений (повторные прыжки, бросание и ловля набивных мячей на сближённом расстоянии и т.п.).

Общую координационную напряжённость, свойственную начинающим разучивать движения и не занимавшимся физическими упражнениями, можно преодолеть, используя специальные приёмы. Так, например, обычная нацеленность начинающих на немедленный результат мешает борьбе с координационной напряжённостью.

Можно также использовать специальные упражнения на расслабление, чтобы правильно сформировать собственное ощущение, восприятие расслабленного состояния мышц; обучать произвольному расслаблению отдельных групп мышц. Это могут быть контрастные упражнения — например от напряжения сразу к расслаблению; сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общее правило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой дыхания, а расслабление — с активным выдохом.

Необходимо выполнять и частные рекомендации: следить за мимикой лица, на котором ярче всего выражается напряжение. При выполнении упражнения рекомендуется улыбаться, разговаривать, это способствует снятию излишнего напряжения. Чтобы преодолеть координационную напряжённость иногда полезно тренироваться в состоянии значительного утомления, которое заставляет концентрировать усилия лишь в необходимые моменты.

Итак, из всего, что было сказано выше следует вывод, что заниматься спортом необходимо систематизировано, при чём надо выбирать как саму систему тренировок, так и питание, для восстановления затраченной на упражнения энергии. Необходимо также учитывать и такой метод тренировок как мышечная релаксация, слуховые и зрительные тренировки, которые является сильнейшим инструментом в движении к поставленным целям.

Нагрузки разделяются на несколько типов. В основном деление идёт по количеству затраченной энергии на совершение упражнения и по интенсивности нагрузки. В различных соревнованиях, на разных дистанциях стоит применять разные мощности нагрузок для достижения высоких спортивных результатов.

роль орган чувство регуляция движение

1. Кузнецов А.К.. «Физическая культура в жизни общества». М.:1995 г.

2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. «Энциклопедия физической подготовки»

3. Пономарёв Н.И., А.В. Коробков «Физическое воспитание»

Совершенствование выполнения завершающего удара на основе количественной и качественной информации о направленности предварительных действий и надежности выполнения технико-тактических действий атакующего характера. Двигательные действия футболистов.

курсовая работа [24,3 K], добавлен 10.03.2012

Течение восстановительных процессов в организме спортсменов после выполнения разнохарактерных тренировочных нагрузок. Характеристика средств и методов восстановления спортивной работоспособности. Организация подготовки спортсменов-волейболистов.

дипломная работа [55,1 K], добавлен 22.09.2011

Характеристика соревновательной деятельности, контроль и оценка ее показателей. Влияние функциональных особенностей спортсменов-игровиков на параметры их соревновательной деятельности. Компоненты технико-тактических действий нападающих высокого класса.

курсовая работа [67,3 K], добавлен 13.09.2016

Значение периферического зрения при игре в баскетбол для достижения высоких спортивных результатов. Определение поля зрения у юных баскетболистов в 13-14 лет, установление его взаимосвязи с тактическим мышлением и овладении техникой во время игры.

дипломная работа [413,0 K], добавлен 11.04.2012

Понятие, принципы педагогического контроля, особенности и принципы его реализации в соревновательной деятельности спортсменов. Моделирование и модельные характеристики в гандболе. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов.

дипломная работа [331,4 K], добавлен 22.06.2014

Общее представление о координационных способностях волейболистов — свойствах человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 28.02.2011

Основы физической, психологической и тактической подготовки спортсменов. Измерение психического состояния юных волейболистов путем анализа ситуативной тревожности и волевой саморегуляции. Формирование в тренировочном процессе моральных качеств игроков.

дипломная работа [86,3 K], добавлен 11.03.2012

Цели питания с биологической точки зрения. Анализ особенностей питания спортсменов. Режимы питания и тренировок в различных видах спорта. Основные требования к режиму и рациону питания в дни соревнований. Специальные пищевые добавки для спортсменов.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 15.06.2015

Анализ соревновательной деятельности. Оценка технико-тактической деятельности. Изучение методик статистического анализа соревновательной деятельности в волейболе. Описание показателей соревновательной работы волейболистов Югорского колледжа-интерната.

дипломная работа [3,4 M], добавлен 27.10.2010

Методология изучения двигательных движений боксера. Общая характеристика двигательных движений. Классификация движений в боксе. Особенности двигательных движений на различных боевых дистанциях. Основа совершенствования техники.

дипломная работа [53,5 K], добавлен 26.07.2007

источник

Зрение, слух, обоняние и др. виды чувствительности входят в состав чувственного познания, разные уровни которого – ощущение, восприятие и представления – образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию человека.

Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, чем у зрячих, анализаторных систем.

У нормально видящих предметы и явления окружающего мира воспринимаются визуально. При нарушенном зрении сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и, соответственно, пространственных представлений. Кроме того, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно. Это не исключает, но затрудняет формирование навыков пространственной ориентировки. В этой связи нарушение зрительной функции, играющей ведущую роль в ориентировке зрячих, выдвигает на первый план у слепых другие анализаторы.

Ведущая роль того или иного органа чувств в ориентировке детей с нарушенным зрением определяется характеристикой самого пространства (его протяжённостью, заполненностью), а также степенью нарушения зрения. Так, дети, имеющие значительные остатки зрения, широко опираются на них в процессе ориентировки. Развитие пространственного зрения у детей в процессе коррекционной работы позволяет им видеть форму предметов объёмно и отличать на расстоянии друг от друга те или иные предметы, ориентируясь на них при передвижении.

При глубоких нарушениях зрения важную роль в ориентировке приобретают слуховые ощущения. Нарушение зрения не ведёт к понижению слуховых ощущений (речевых, звуковых, шумовых). Слух слепых развивается в целом нормально и при условии его активного применения обеспечивает мобильность, способность с наибольшим эффектом перемещаться в пространстве, усваивать пространственные характеристики.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

У слепых и слабовидящих звуковые ощущения и восприятие, полученные благодаря сохранному слуху, имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи слепые узнают настроение, характер собеседника. Звук, изданный упавшим предметом, является своеобразным сигналом для выбора направления движения в пространстве.

Повышение слуховой чувствительности при нарушенном зрении возникает благодаря более активной работе слухового анализатора вследствие усиленной тренировки, обучению ориентировке с опорой на речевые и неречевые сигналы. Использование слуха позволяет детям с нарушенным зрением локализовать источник звука в пространстве, установить местонахождение предмета, его характеристики.

У слепых важную роль играют кожный анализатор. С помощью кожной чувствительности дети с нарушенным зрением распознают предметы окружающей действительности, которые служат для данной категории дошкольников ориентирами при передвижении в пространстве.

При воздействии раздражителя на кожу возникают различные ощущения: тактильные, температурные, вибрационные, болевые, которые в той или иной мере используются слепыми при ориентировке в пространстве.

Развитие тактильной чувствительности у слепых детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности ребёнок воспринимает форму, размеры, фактуру предметов, наполняющих окружающую действительность. Изменение и повышение тактильной чувствительности происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые наиболее активно задействованы в осязании. Наиболее отчётливо повышение кожной чувствительности проявляется на поверхности кончика языка, шее, на ладонной поверхности пальцев рук.

Помимо повышения остроты осязания, необходимой для пространственной ориентировки, у слепых за счёт тактильной чувствительности имеется повышенная способность дифференцировать термальные и болевые раздражители.

Температурные ощущения дают определённую информацию о месте пребывания ребёнка, но недостаточно полную. При ориентировке в пространстве ребёнок с нарушенным зрением может опираться на предметы, которые имеют как постоянные, так и изменяющиеся температурные характеристики. Температурные ощущения приобретают определённую значимость в познавательной деятельности (например, при характеристике качеств и свойств предметов).

Болевые ощущения выполняют сигнальную функцию, предупреждая об опасности, которая в ряде случаев может возникать при освоении пространства.

Вибрационные ощущения чаще могут быть использованы при ориентации и передвижении в пространстве при помощи технических средств и приспособлений (например, лифт, эскалатор).

Деятельность двигательного анализатора становится у человека ведущей уже на первых этапах жизни. Благодаря данному анализатору возникают статические и кинестетические ощущения.

Статические ощущения отражают положение тела в пространстве. В основе процесса пространственной ориентировки и сохранения равновесия лежит статическая чувствительность. Статические ощущения позволяют принять соответствующую позу при перемещении и ориентировке в пространстве. Статическое чувство индивидуально, поддаётся тренировке, изменяется с возрастом. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности, поэтому на названное чувство негативно влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения.

Важное значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют ребёнку выбрать удобную позу для осуществления игровой или учебной деятельности. У детей с тотальной слепотой статическая чувствительность повышается в результате тренировок, при обучении ориентированию в пространстве.

В целом же вестибулярный аппарат у слепых и частично видящих информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность.

Кинестетическая чувствительность обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. С помощью кинестетических ощущений человек может контролировать работу рук и ног, оценивать расстояние и направление движения, ощущать усталость своего тела, свойства предметов – массу, упругость, твёрдость. Эти свойства дают определённую необходимую для ориентировки в пространстве информацию.

При нормальном зрении формируется зрительно-моторная координация. На взаимосвязь кинестезии со зрением впервые указал И.М. Сеченов, который назвал двигательный анализатор «дробным анализатором времени и пространства». Чувствительность двигательного анализатора у слепых ниже по сравнению с нормально видящими. В то же время слепые в качестве измерителей используют размеры своего тела, руки, локтя и кисти. Для ориентировки в пространстве дети с нарушенным зрением должны использовать шаги. Мышечно-суставные ощущения, возникающие во время ходьбы, позволяют детям с нарушенным зрением оценивать пройденное расстояние.

Кинестетические ощущения повышают двигательные рабочие функции и осуществляют контрольные функции.

В целом большей частью утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. При этом говорить о ведущей роли тактильно-кинестетической чувствительности в ориентировке в пространстве можно лишь в отношении тотально слепых. Что касается слабовидящих, то у них в процессе ориентировки в пространстве ведущая роль принадлежит остаточному зрению. Вместе с тем взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мышечно-суставные, обонятельные, вибрационные, статические, зрительные (у части детей) ощущения достаточно подробно информируют ребёнка с нарушенным зрением об окружающем пространстве, благодаря чему дети при известном навыке могут успешно решать задачи выбора, сохранения направления движения и обнаружения цели.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема 4: « Какое значение имеют слух и зрение при выполнении движений»

Цель урока: рассказать о роли зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении различных движений

Задачи урока: развивать двигательные навыки, фантазию, внимание.

Тип: обучающий, развивающий

Метод: игровой, соревновательный

Инвентарь: гимнастический мат,

Построение, задачи урока, ТБ при занятиях в спортивном зале — 4 мин

Беседа-дискуссия о роли слуха и зрения при выполнении различных движений. Предлагается выполнить упражнение, закрыв глаза, только слыша задание учителя. Затем, выполнить движение только видя, что показывает учитель. Сравнить выполненные движения, работу анализаторов: слуха и зрения. Сделать вывод, что человеку необходимо видеть и слышать, чтобы правильно выполнять те или иные задания, движения.

— ходьба, следить за осанкой, работой рук, ног;

— бег медленный темп, корпус ровно, руки согнуты в локте, работают вдоль туловища, следим за дыханием;

— ходьба восстановление дыхания упр. «шарики» набираем воздух вдох руки через стороны вверх, спускаем воздух (выдох) руки плавно вниз.

-команда «налево, в колонну по четыре», размыкание

Комплекс упражнений стрейчинга №1. 6 мин

1.И.п. – о.с. 1-2-3 «растем» — подняться на носки руки вверх – тянемся. 4- и.п.

2. И.п.- о.с «ай-ай-ай» -1-2 медленные наклоны головы вправо-влево;

3. И.п.- о.с., руки вдоль туловища. 1-2-3 — обняли себя за плечи. Постояли в таком положении несколько сек.

4. И.п. – стойка ноги шире плеч, спина прямая, живот втянут. 1-2-3 – обе коленки повернули внутрь. Постояли в таком положении несколько сек. 4 – и.п.

5. И.п. – о.с. 1-2-3 – подняли левую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постояли в таком положении несколько сек. 4- и.п. 5-6-7- подняли правую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постоял в таком положении несколько сек. 8- и.п.

6. И.п. – сидя на полу, руки на поясе. 1-2-3 – наклон вперед, касание носков ног. Зафиксировать такое положение несколько сек. 4 – и.п.

7. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1-2-3- поднимаем согнутые в коленях ноги к груди. Удерживаем такое положение несколько сек. 4 – и.п.

8. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки за головой. 1-2-3 – постепенно поднимаем туловище к коленям. Задержаться в таком положении несколько сек. 4-5-6 постепенно возвращаем туловище в и.п.

9. И.п. — «шарики» — восстанавливаем дыхание

Данный комплекс упражнений представляет собой совершенно новый способ решения задач физического воспитания. Эти упражнения направлены на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата. Стрейчинг – это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

комбинированная эстафета: 9 мин

из упора сидя кувырок вперед, в упор сидя

проползти на животе по лавочке, подтягиваясь руками, ноги согнуты в коленях

прыжок через лавочку — препятствие

бросок малого мяча в корзину, точность

бегом к следующему участнику, сам становится в конец колонны

Подведение итогов эстафеты.

Организационно-методические указания: неправильно выполненное задание + 1 штрафное очко. В четвертом задании, чем меньше попаданий, тем больше очков. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

вспомнить сказки, герои которых помогали друг другу, например: «Бременские музыканты», «Теремок»

Статические упр. Вспомните лето. Мимика кто-то грустит, что оно закончилось, кто-то вспоминает радостные моменты (радость на лице, грусть).

Пришла зима пантомима. Как можно показать приход зимы. Мы замерзли, играем в снежки, катаемся на лыжах, коньках, ловим рыбу (зимняя рыбалка).

За столом. Прием пищи вкусной, невкусной. Кушаем арбуз

Загадка: кто утром на четырех, днем на двух, вечером на трех ногах (человек: младенец, взрослый, пожилой) дать задание трем учащимся выполнить пантомиму на загадку.

Ролевые упр. бабочка-кошка, надоедливый комар и грибник, лягушка плывет, встреча царевича и царевны возле дуба.

Заключительная часть: 5 мин

Игра «Что изменилось». Играющие сидят на скамейках. Водящий стоит с закрытыми глазами в 5-6 м. спиной к ним и медленно считает до пяти. В это время дети пересаживаются, меняются местами, принимают различные позы (наклоняют голову, сгибают ногу и т.д.). Закончив считать водящий поворачивается к играющим и старается запомнить расположение игроков и их позы. Затем снова поворачивается спиной к играющим. Сидящие игроки опять что-то изменяют . Повернувшись водящий старается определить происшедшие изменения. Если он заметил изменения, то садиться на скамейку – и назначается новый водящий.

Игра позволяет с большей эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведение ребенка и благодаря эмоциональному воздействию способствует «снятию» неблагоприятных психических состояний.

подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим — вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы.

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.,2003.

Климанова Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками III класс. – //Физическая культура в школе, 2008 №№ 3,4.

Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. М., 2005.

Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.

Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей. – М., 2005

Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. – М., 1978

Шарбанова С.Б. А.И.Федоров Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физкультуры.- М.,

источник