Меню Рубрики

С какого возраста проверить зрение новорожденного

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,
заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФ
Скрипец Петр Петрович

источник

Причина такого раннего осмотра – выявление аномалий глазного яблока, которые могут в дальнейшем помешать формированию полноценного зрения. Ведь зрение в таком возрасте очень низкое: ребенок видит лишь то, что находится на близком расстоянии, и со временем зрение малыша должно совершенствоваться. А для этого нужно, чтобы был доступ для проникновения изображения по маршруту: прозрачные роговица – хрусталик – стекловидное тело – внутренняя оболочка глаза – и зрительные нервы. По ним нервные импульсы идут в головной мозг. Если серьезные нарушения не будут выявлены в самом раннем возрасте, то для восстановления зрения возможности уже не будет, так как не будет сформирована связь между глазом и отделами головного мозга, отвечающими за восприятие информации.

Во время осмотра малыш не должен спать и быть в хорошем настроении. Для многих родителей, конечно, условия эти кажутся взаимоисключающими, ведь абсолютно доволен младенец тогда, когда он покушает, но тут же его тянет и ко сну. Поэтому оптимальным для осмотра врачом считается время через 40 минут после кормления (в это время ребенок сыт, и минимальна вероятность срыгивания). Если есть какие-то выделения из глазок, не нужно их промывать перед самым осмотром: их внешний вид для врача более ценен, чем ваше, даже самое подробное, описание. Соблюдайте дни, назначенные для диспансерного приема, когда принимают здоровых малышей, а значит, риск инфицирования в поликлинике минимален.

Малыша при этом обычно укладывают на пеленальный столик, но если ребенок беспокойный, допустимо и чтобы мама держала его на руках. Окулист должен визуально оценить симметричность глазных щелей, определить, нет ли выбухания или западения глазных яблок, нормально ли расположены веки (нет ли птоза – опущения верхнего века), смыкаются ли они полностью, нет ли покраснений, помутнений или выделений из глазок, чистые ли слизистые оболочки глаз. Также доктор измерит размер роговицы и оценит состояние слезных точек.

Офтальмолог оценивает реакцию зрачков на свет: закрывает ладонями глазки ребенка и наблюдает – уменьшаются ли зрачки при убирании ладоней. То же нужно сделать и с каждым глазом по очереди. Врач водит перед ребенком яркой игрушкой и наблюдает за реакцией – к этому возрасту ребенок уже должен фокусировать взгляд на предмете. По движению глазных яблок можно представить, не ли у ребенка грубых нарушений зрения.

В месячном возрасте очень важно не пропустить у ребенка заращение носослезного канала. Часто при такой проблеме мамы сами жалуются на выделения из глазок (в большинстве случаев из одного), но порой не замечают никаких проявлений неблагополучия.

Это факт
Расширенный зрачок – это вход для осмотра офтальмологом глазного дна. В раннем возрасте значение информации, которую можно при этом получить, переоценить невозможно. Для осмотра доступны сетчатка глаза, кровеносные сосуды глазного дна и место выхода зрительного нерва.

Для исключения этой патологии офтальмолог проводит специальную пробу: делает надавливающие движения в направлении снизу вверх в области между переносицей и внутренним углом глаза и смотрит, нет ли при этом выделений из слезных точек (их можно увидеть на слизистой оболочке нижнего века, под ресницами у внутреннего края века). Надавливание умеренное, это безболезненно для ребенка, и относятся детишки к нему спокойно. Если выделения появляются – значит, они скапливаются в носослезных каналах, то есть проходимость каналов нарушена. Родителям будут даны подробные рекомендации и назначен дополнительный осмотр малыша (обычно через неделю), чтобы оценить их эффективность. В подавляющем большинстве случаев в течение 1—2 недель все нормализуется. Изредка, если эффекта не наблюдается, офтальмолог будет направлять ребенка для бужирования – разрыва сращений в каналах специальным инструментом — в офтальмологическое отделение стационара, так как в условиях поликлиники такое вмешательство не предусмотрено.

Детальное исследование глазного яблока можно провести с помощью специального офтальмологического зеркала – офтальмоскопа. Ребенок при осмотре находится на руках у мамы, а врач посылает в глаз ребенку луч света в затененной комнате и много чего узнает.

Нет ли косоглазия? Детям раннего возраста часто присуще косоглазие, которое замечают даже окружающие. Но какое оно – может выявить лишь офтальмолог. Бывает косоглазие ложное: глазки выглядят косящими лишь за счет специфики детского лицевого скелета, в первую очередь за счет широкой переносицы, а также иногда и за счет излишне развитого участка слизистой оболочки у внутреннего угла глаза (так называемое третье веко). Врач направляет в глазки малыша луч света, отраженный от настольной лампы, и наблюдает, с какого участка глаз по отношению к зрачку происходит отражение: в норме, естественно, это должно происходить на обоих глазках симметрично. Если так и есть – значит, косоглазие, наблюдаемое при наружном осмотре ребенка, ложное. С возрастом за счет изменения черт лица – увеличения носика и изменения формы глазной щели – оно совершенно нивелируется. Если же и при осмотре в темной комнате диагноз косоглазие подтверждается, за ребенком нужно будет внимательно наблюдать. Конечно, поводов для паники в таком раннем возрасте нет: согласование в работе мышц, управляющих движениями глазных яблок, вполне может еще произойти и без каких-либо вмешательств, — но наблюдение понадобится очень тщательное.

Какое оно – глазное дно? Так называется внутренняя часть глаза, доступная осмотру врача с помощью офтальмоскопа – это сетчатка, сосуды (артерии и вены) и место выхода из глаза зрительного нерва – так называемый диск зрительного нерва. Для полноценного осмотра глазного дна малыша осмотр нужно проводить через расширенный зрачок. Для этого в глазки закапывают специальные капельки, расслабляющие мышцы и сужающие зрачок. Иногда это настораживает родителей, но совершенно напрасно! Без этой процедуры можно осмотреть лишь малую часть глазного дна – только то, что находится в центре, а значит, есть вероятность упустить массу важных моментов. Переносят детишки такое закапывание спокойно, осложнений препарат не вызывает, так как глаз устроен таким образом, что всасывание и попадание в общий кровоток при закапывании чего-либо в глазки крайне невелико. Для полного расширения зрачка потребуется около 30-40 минут. В это время врач обычно принимает другого пациента, а когда эффект будет достигнут (это могут заметить родители и самостоятельно – зрачки расширяются, и глазки из голубых или серых превращаются в черные), опять займется уже подготовленным к дальнейшему осмотру малышом.

Есть заболевания, при которых время буквально «на вес золота»: они несут опасность не только для зрения, но и для жизни ребенка. Так, крайне опасна ретинобластома – злокачественная опухоль сетчатки, доступная офтальмологу для выявления, но долго не проявляющая себя для окружающих. Лишь на поздних стадиях родители могут увидеть зеленоватое или белое свечение зрачка. А ведь при своевременном ее выявлении можно сохранить не только жизнь ребенка, но и глаз с остаточным зрением.

Это факт
Офтальмолог может первым обнаружить некоторые особенности, которые позволят заподозрить наличие у ребенка проблем совершенно не офтальмологического профиля – обменные нарушения, неврологическую патологию, последствия врожденных инфекций.

Опасно промедление и при врожденной катаракте (помутнении хрусталика) – необходимо выявить и удалить ее до 9-месячного возраста. Это дает шанс в дальнейшем пусть не полного, но достаточно высокого зрения. Если же операция сделана к этому возрасту не будет, то на восстановление зрения, к сожалению, надеяться будет невозможно: глаз сформируется без своей главной функции – видения окружающего.

Врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление) также требует раннего выявления, так как в этом случае необходимо неотложное хирургическое лечение. В случае своевременно проведенной операции вмешательство менее травматично, и зрение сохраняется более чем у 75% детей. При запоздалой диагностике на восстановление зрения могут рассчитывать менее 25% детей, а без вмешательства прогноз неблагоприятен – зрение утрачивается необратимо уже в первые годы жизни.

Обратитесь к офтальмологу, если заметили:

  • слезотечение и выделения из глазок;
  • раздражения и покраснения век или глазных яблок;
  • помутнения роговицы (бельмо) или хрусталика (белый зрачок);
  • опущение верхнего века;
  • косоглазие;
  • «плавающие» глазки – дрожание глазных яблок;
  • расширение глаз.

Какой-либо специальной подготовки ребенку проводить не нужно.

Наружный осмотр. Врач оценит расположение глаз, чистоту слизистых оболочек, наличие или отсутствие слезотечений, выделений, выбухания или западения глазных яблок, измерит размер роговицы и оценит прирост ее за год, проверит реакцию зрачков на свет и объем движений глазных яблок (с помощью слежения малышом за двигающимся предметом).

Осмотр в темной комнате. Если 1-месячные малыши в темной комнате чувствовали себя вполне комфортно, то годовички уже вполне способны оценить такой антураж — иногда, к сожалению, это их настораживает или пугает. Так что хорошо бы мамам иметь с собой в резерве что-то необычное, привлекающее внимание – например, игрушки с подсветкой или звуковыми эффектами.

Определение косоглазия. Если у ребенка в более раннем возрасте было выявлено «ложное косоглазие», в годовалом возрасте визуально оно обычно сглаживается.

Определение рефракции. Это одна из главных характеристик органа зрения. Этот термин означает соответствие оптической способности глаза его размеру и форме. Именно от этого в первую очередь зависит острота зрения. Ведь глаз – это система линз (роговица и хрусталик), которые должны фокусировать лучи именно на сетчатке – задней оболочке глаза. Только тогда изображение будет выглядеть реалистично, и острота зрения будет достаточной. У офтальмолога есть специальные так называемые скиаскопические линейки – это линейки с встроенными в них линзами различной силы и характеристиками (выпуклые и вогнутые). Врач прикладывает эти линзы поочередно к глазу ребенка, посылает одновременно в глаз с помощью офтальмоскопа (зеркальца) луч света и добивается отсутствия преломления – значит, сила линзы такова, как и преломляющая способность глаза малыша. В результате такого обследования офтальмолог, скорее всего, выявит, что у ребенка дальнозоркость. Пусть это ни в коем случае вас не пугает – такова возрастная норма!

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Это факт
У трети новорожденных встречается заращение носослезного канала. Как следствие развивается воспаление слезного мешка – дакриоцистит.

В медицинской карточке запись об этом будет выглядеть так:

ОД + 3,5 Д (OD – это oculus dextra – правый глаз)

ОS +3,5 Д (OS — это oculus sinistra — левый глаз)

Если у ребенка выявлены астигматизм (когда по разным осям глаза рефракция различна), высокая степень близорукости, различные рефракции правого и левого глаза, и если на фоне дальнозоркости развивается косоглазие, нужно будет проводить очковую коррекцию. Иначе постепенно будет развиваться амблиопия – утрата глазом способности видеть, хотя все условия для нормального его функционирования есть – нужна лишь коррекция. Лечение уже развившейся амблиопии (так называемого «ленивого глаза») сложное, и поэтому важно не допустить ее развития.

Исследование глазного дна. Отсутствие врожденных аномалий уже было установлено при предыдущем осмотре, сейчас врача интересует состояние сосудов глазного дна и зрительных нервов – чтобы убедиться, что условия для функционирования глаз оптимальны.

В этом возрасте есть возможность оценить, как сформировалась макулярная область сетчатки – ее центральная зона, которая будет определять остроту зрения и способность различать цвета. Нередко на глазном дне детей годовалого возраста выявляются застойные явления – расширенные вены, отечный диск зрительного нерва. Это признаки повышенного внутричерепного давления, что требует либо обращения к невропатологу, либо пересмотра им терапии. Редкие, но крайне опасные опухолевые заболевания, выявляющиеся при осмотре глазного дна, требуют неотложного выявления их природы и выработки дальнейшей тактики лечения – таких детей направляют в офтальмологический стационар.

Иногда и такие врожденные патологии, как катаракта и глаукома, выявляются только в годовалом возрасте. Лечение также проводится в условиях стационара.

источник

Очень часто те дефекты, которые касаются органов чувств, малыши воспринимают как норму. Не зная, как это у других, не сравнивая, ребенок растет и не жалуется на плохую слышимость или расплывшуюся картинку перед глазами. А тем временем разрушительные процессы, которые можно остановить в младенчестве, продолжают прогрессировать. Знать как проверяют зрение у детей нужно каждому родителю, чтобы предупредить или выявить болезнь в стадии зарождения.

80% всей информации человек получает через свою способность видеть. Детство — время изучения окружающего мира интенсивными темпами, поэтому крайне важно поддерживать здоровье глаз малыша.

На сегодняшний день у одного из десяти детей дошкольного возраста находят нарушения и каждый пятый ученик школы получил неутешительный диагноз от окулиста.

Своевременное реагирование даже на незначительные отклонения способно подарить ребенку полноценную жизнь в ярких красках. Важно помнить, что органы зрения после рождения проходят этап адаптации и становления. Малыш привыкает к свету, окружающей обстановке, учится фокусировать взгляд и задерживать свое внимание. В это время развивается соединительная ткань и мельчайшие составляющие глазного яблока. Помните о некоторых особенностях, присущих детскому зрению:

  • в разном возрасте требования к остроте меняются: чем младше ребенок, тем хуже он видит и это не патология, а норма;
  • глазки малышей быстро устают — не стоит усердствовать с тренировками, играми, а тем более мультфильмами;
  • проблему, обнаруженную на раннем этапе развития, легче устранить.

Своевременное реагирование на нарушение способно спасти зрение ребенка или хотя бы приостановить негативное воздействие болезни.

Исследование способностей для каждого возраста индивидуальна. Существует три применяемых вида анализа:

  1. Домашняя проверка. Помогает распознать в незначительном дискомфорте предпосылки заболевания. В младенчестве сводится к наблюдению, а в дошкольном и школьном возрасте приобретает черты тестирования способностей глаза.
  2. Врачебный осмотр. С помощью специальных таблиц выявляются патологии органов зрения, снижение остроты или нарушение функций. На сегодняшний день интернет-статьи пестрят заголовками, подсказывающим как проверить зрение ребенку в домашних условиях. Появились приложения, для которых возможна проверка зрения онлайн на компьютере для детей школьного возраста. Но стоит помнить, что такие методики способны выявить наличие или отсутствие явных проблем со зрением, но никак не поставить диагноз. Профессиональный осмотр является единственно правильным способом безошибочно проверить зрение ребенку.
  3. Специальное обследование. Назначается после выявления врачом подозрений на конкретное нарушение целостности, силы, четкости и других показателей, отклонений от здорового состояния органа зрения. Процедура проводится с помощью специального оборудования, приспособлений и растворов.

Впервые малыш встречается с обследованием органов зрения в роддоме. Манипуляции доктора в этот момент сводятся к осмотру для выявления лишь видимых физических дефектов. В дальнейшем планово ребенка должен посетить врач-офтальмолог в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Если обследование свидетельствует, что кроха здорова, родителям не о чем беспокоиться. Но, как показывает практика, 50% маленьких пациентов находятся в зоне риска, то есть по разным причинам предрасположены к нарушению функций зрительной системы:

  • мать, отец или близкий член семьи носят очки или сталкивались с другими проблемами зрения;
  • ребенок появился на свет раньше срока (недоношенный);
  • малыш был обвит пуповиной в утробе, получил травму шейного отдела или другие родовые травмы.
Самостоятельная проверка не гарантирует точное выявление проблемы, но явные отклонения от нормы поможет установить.

Зная с какими нюансами придется столкнуться во время развития грудничков и какова норма зрения у ребенка в 1 год, родители могут обезопасить малыша от скрытых стремительно развивающихся заболеваний и начать борьбу с ними как можно раньше.

Для младенца характерны определенные отклонения от нормы, которые не связаны с заболеванием. Например, слабость соединительной ткани приводит к косоглазию в первые десять дней жизни. Затем глазки адаптируются и приобретают нормальный вид. Но если вы заметили эту патологию уже после этапа становления, стоит обратиться к офтальмологу. Именно методом наблюдения и анализа проверяют зрение у самых маленьких:

  • фиксирует ли ребенок взгляд на игрушке (с 1 месяца);
  • реагирует ли на свет, закрывается ли от источника;
  • узнает ли родителей (2-3 месяц).

Существует также специальная табличка, которая помогает определить, здоровы ли органы зрения у малыша. Ее используют во время осмотра врачи, но вы также можете распечатать ее — белый лист, половина которого занята вертикальными полосами. Закрыв один глаз ребенка рукой, покажите ему табличку, затем второй по очереди. Здоровый малыш взглядом или рукой укажет на полосатую часть листа.

Узнать качество зрения у дошколят помогают таблицы, которые используют окулисты. Доктор Орлова разработала таблицу с изображениями растений, животных и символов, которые ребенок уже наверняка узнает. Заранее можно рассмотреть распечатку в непринужденной обстановке, объяснив название еще неизвестных фигур. Затем повесьте ее на стену и попросите ребенка назвать указанные вами картинки. Норма зрения у ребенка в 4 года — это распознание группы фигур с 10 строки сверху, находясь в пяти метрах от изображений. Одна ошибка в обозначении оставляет показатель в пределах нормы.

Таблица Головина применяется и для детей постарше, но ребенку дошкольного возраста показывают ее частично. Она представлена рядами незамкнутых колец. Используя эти кольца как часть картинки — в виде лопнувшего и целого шарика, поврежденного и нового колеса на машине, — доктора узнают, видит ли маленький пациент прерывистость круга.

С детьми, которые знают буквы, окулист проводит осмотр с помощью таблицы Сивцева. На ней ребенок может увидеть 7 элементов алфавита, расположенных в 12 строках. Распечатайте ее на 3 листах формата А4 для удобства обследования. Начиная сверху, указывайте на 1-3 символа в каждой строке и постепенно переходите к десятой. Норма зрения у детей школьного возраста — тот же результат, что и с таблицей Орловой, то есть ребенок должен хорошо видеть 10 строчку на расстоянии пяти метров.

Вернуться к оглавлению

Младенец появляется на свет с относительно низкой степенью видимости. Но каждый день, при правильном развитии и уходе, способность улучшается и преображается:

  • первые дни жизни — все предметы в виде пятен, дальше метра младенец глаз младенца ничего не воспринимает;
  • один месяц — черно-белое восприятие мира, сетчатка еще привыкает к принятию цветовой гаммы;
  • два-три — малыш учится фиксировать взгляд, узнает маму и папу, понимает, что такое смена обстановки;
  • четыре-шесть — ребенок узнает цвета и формы;
  • год — малыш активно изучает мир, но его способности можно охарактеризовать, как 50% от полноценных;
  • 5-6 лет — устанавливается полная острота зрения, как у взрослого человека, поэтому ребенок готов к школьным нагрузкам.

Таблица детально отображает показатель относительно возраста, где 1,0 — это 100%

Обычно к школе у ребенка обнаруживают первые нарушения на обязательном медосмотре. Понять, что не так со зрением, и взяться за устранение проблемы крайне важно перед началом учебного года, чтобы большой объем нагрузок с наступлением 1 сентября не усугубил ситуацию.

Кроме тех случаев, когда домашний осмотр показал заметное отклонение остроты зрения малыша от нормы, существует ряд симптомов, свидетельствующих о необходимости обратиться за помощью немедленно. Стоит как можно быстрее посетить офтальмолога, если ребенок:

  1. Садится очень близко к телевизору, компьютеру, а отреагировав на просьбу пересесть дальше, щурится.
  2. Читает книгу, переводя не только взгляд, но и голову, от строчки к строчке.
  3. Упрямо путается в оттенках и цветах даже в возрасте, когда положено их знать.
  4. Испытывает частые головные боли, не обусловленные каким-либо заболеванием.
  5. Страдает от покраснения, отечности глаза, любого рода выделений из слезных каналов и других физически явных признаков нарушения здоровья зрительных органов.

Любой родитель понимает, что без взаимодействия с опытным специалистом, домашние проверки малоэффективны, а в случае подозрения на заболевание — бесполезны. В месяц, годик или пять лет ожидания от зрения здорового ребенка разные. Так как проводится профессиональное исследование глаз на предмет нарушений во все периоды взросления детей?

Современные технологии позволяют производить контроль на высшем уровне даже у грудничков. Если в этом возрасте в глазе обнаружена опухоль, есть вероятность установки специальной пластины, препятствующей ее росту. Функции, которым нанесен вред, можно восстановить частично или вернуть полностью. В противном случае, если проблема найдена позже, развитие подобного заболевания лишает человека способности видеть вообще.

В перечень процедур, производимых офтальмологом при диагностике глаз младенца входит:

  • наружный осмотр;
  • проверка фиксации взгляда и слежения;
  • скиаскопия (исследование остроты зрения);
  • офтальмоскопия (диагностика глазного дна).

Выявленное в этот период косоглазие еще считается нормальным этапом физиологического развития соединительных тканей. В некоторых случаях доктор предлагает пройти более детальный осмотр определенной области.

Глазки здорового малыша уже передвигаются синхронно, а глазное дно схоже со взрослым. Способность видеть и различать предметы улучшается и возрастает до 30%. Эти параметры подтверждают:

  • внешний осмотр;
  • скиаскопия;
  • офтальмоскопия;
  • исследование подвижности глазных яблок.

На видео показан пример профессиональной диагностики ребенка до года

Годовалый ребенок проверяется на заболевания, присущие взрослым, так как отклонения от нормы приписать физиологии уже не выйдет: мышцы сформировались, орган адаптировался и продолжает стремительно развиваться. Окулист обследует ребенка на нарушения аккомодации.

Для этого применяются специальные аппараты ручного образца, так как усадить и зафиксировать ребенка в таком возрасте еще довольно трудно. Если есть подозрения на заболевания, применяют местный или общий наркоз. В два года, в случае подготовки к детскому саду, малыша усаживают за стандартные приборы, конечно, не без помощи родителей.

В этом возрасте острота зрения должна достигнуть 60-90%. Для малыша уже не будет трудным переносить занятия в детском садике, ведь органы зрения приближаются к состоянию взрослого человека. Кроме распространенных в применении таблиц, доктора используют в проверке скиаскоп и офтальмоскоп. При правильном позиционировании со стороны родителей и врача, для ребенка процесс превращается в забавную игру, а поликлиника не станет ассоциироваться со страхами и неизвестностью. В этом возрасте нужно быть готовым к:

  • таблице Орловой — целенаправленно познакомить ребенка с картинками дома, чтобы не спутать слабое зрение чада с растерянностью на приеме у врача;
  • первым очкам — не обязательно их придется носить всю жизнь, зато они могут оперативно исправить небольшую проблему;
  • борьбе с косоглазием — статистически, болезнь показывает себя в возрасте от 1 до 3 лет, и если на данном этапе лечение не помогло, следует прибегнуть к операции.

Это время — период окончательного становления всех функций зрения:

  • осознанное восприятие палитры оттенков;
  • запоминание мест и людей;
  • острая видимость на дальнем и близком расстоянии;
  • умение отдать предпочтение форме, цвету.

Проверку дети проходят в садах или на курсах подготовки к школе. В зависимости от знаний малыша для проверки подбирается соответствующая таблица: Орловой с картинками, Головина с незамкнутыми кольцами или Сивцева с буквами.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Обнаружив нарушения на плановом осмотре в школе или в больнице, медик отправляет маленького пациента к профильному специалисту на обследование. Применяемые в нем технологии и методики уже ничем не отличаются от взрослых:

  1. Диафаноскопия. Назначается при подозрении на образование опухоли, а также для опровержения или доказательства факта помутнения внутренней среды глазного яблока.
  2. Тонометрия. Проводится под общим или местным наркозом, впрочем, как и предыдущее обследование. Является распространенным, так как отображает показатель внутриглазного давления, а это одна из причин частых головных болей, на которую могут жаловаться школьники.
  3. Проба Веста. В обследовании применяется контрастный состав, безвредный для глаз. Спустя 5-7 минут после введения препарата на вате в носовом проходе должны проявиться следы раствора. Таким образом офтальмолог проверяет проходимость слезных каналов.
  4. Экзофтальмометрия. Помогает выявить тромбы, лимфомы, установить был ли прецедент кровоизлияния в глазу. Но также метод используется для выявления патологий в целом. Суть заключается в измерении степени выпуклости глазного яблока.
  5. Флюоресцеиновая проба. Предназначена выявить царапины, проколы, наличие инородных тел в роговице. Состав заполняет повреждения и врач может детально рассмотреть их через увеличительное стекло.
  6. Алгезиметрия. В этом случае для установления степени чувствительности роговицы применяют вату или специальный набор тончайших волокон.

Новые методики лечения, инновационные разработки и прочие успехи современности — не победа над общим ухудшением состояния здоровья, а его последствия. Одним из тревожных сигналов стало то, что нарушения перестали носить характер « возрастных». То, чем раньше болели только старики, нередко выявляют у подростков, детей и младенцев. Наиболее часто встречаемые проблемы:

  • нистагм — подергивание глаза. Лечится спазмолитиками, но редко устраняется полностью;
  • стробизм, также известен как косоглазие. Вызван дистрофией соединительной ткани;
  • дальтонизм — неспособность различать цвета. Проявляется с разной степенью тяжести, порой ребенок просто не видит один определенный оттенок;
  • птоз — опущение верхнего века. Проблема кажется косметической, но при закрытии глаза больше, чем на половину, вызывает нарушение развития органа зрения;
  • миопия, она же близорукость. Исправляется при помощи специальных занятий, правильно подобранных очков или линз, а также операцией. Нередко дефект уходит сам с возрастом;
  • гиперметропия или дальнозоркость. До пяти лет рассматривается как физиологическая особенность, которая проходит сама по себе. Позже нарушение можно исправить при помощи корректирующих очков;
  • астигматизм — проблемы в работе механизма фокусировки. Побороть недуг поможет лазерная коррекция или очки.

Стоит также выделить ряд заболеваний воспалительного характера, способных привести с серьезным нарушениям зрения. Определенные недуги повреждают отдельные структурные части:

  • дакриоцистит — слезный мешок и каналы;
  • конъюнктивит — слизистая оболочка глаза;
  • блефарит — ресничная кромка века;
  • кератит — роговица.

Существуют также болезни, влекущие за собой значительную или полную потерю зрения.

Выявление одной из этих проблем у маленького ребенка — не повод для паники. Зачастую лечение как раз таки наиболее эффективно в раннем возрасте.

Среди сложных патологий есть и те, которые лечатся долго, но успешно:

  • катаракта — помутнение хрусталика. Острота зрения становится ниже, а в сложных случаях сводится к нулю;
  • глаукома — повышение внутриглазного давления. Оставленная на самотек болезнь может привести к слепоте. Лечится с помощью препаратов и лазерной коррекции;
  • ретинобластома — злокачественная опухоль на сетчатке. Поддается удалению только при раннем выявлении;
  • ретинопатия — поражение сосудов, нарушающее кровоснабжение. Вызывает атрофию и в дальнейшем слепоту;
  • пигментный ретинит — потеря фоторецепторов. Болезнь наследуется и лечению не поддается.

Рассмотрев недуги зрительной системы, стоит узнать какие предпосылки были для их появления. В некоторых случаях показатель не зависит от нас, в других — его можно устранить, чем предотвратить пагубное влияние. Медики называют следующие причины нарушения функций рабочих органов зрения и факторы, повышающие риск заболевания:

  1. Генетическая предрасположенность. Основная причина возникновения проблем у маленьких детей — наследственность. К тем, у кого в родовом древе были члены семьи с серьезными проблемами, особое внимание с первых дней жизни. Во время взросления офтальмолог уделяет посещению их чаще, как и недоношенных деток, проводя осмотры с более широким диапазоном исследования.
  2. Травмы, в том числе родовые. Натальные травмы шейного отдела способны спровоцировать острое нарушение зрительных функций. В их число входит и обвитие пуповиной, и другие родовые увечья. Впрочем, малыша в любом возрасте после падения, ушиба, удара спины, шеи и непосредственно глаза лучше отвести к окулисту.
  3. Чрезмерная нагрузка. Такие переломные моменты в жизни ребенка, как поступление в детский сад и школу, часто являются периодами, опасными для зрения. Ненатренированные слабые глазные органы не справляются со свалившейся на них нагрузкой и острота зрения резко падает.
  4. Аллергия. Распространенной причиной аллергической реакции является пыльца растений, поражающая чувствительную детскую слизистую оболочку глаза. Также покраснение бывает вызвано зудом и почесыванием, которое маленький ребенок не может контролировать.

Не всегда нарушение легко выявить при наружном осмотре или тестировании остроты зрения. Доктор проходит сложный путь обследований и диагностических манипуляций, чтобы найти источник проблем. Есть ли поведенческие показатели болезни? Когда следует бить тревогу? Каковы симптомы ухудшения способности видеть у детей?

Наблюдая за малышом на протяжении дня, обратите внимание, нет ли у него:

  • скошенности глаза (постоянной или переменной);
  • частого или судорожного моргания;
  • заметного прищуривания;
  • нарушения координации;
  • жалоб на боли в голове;
  • чрезмерной сонливости и усталости;
  • головокружения во время чтения, неподвижных игр;
  • двоения в глазах.

Признаки заболевания не всегда очевидны и могут свидетельствовать и о других недомоганиях, но визит к офтальмологу не будет лишним даже в этом случае. Если вы наблюдаете у ребенка два или более из вышеперечисленных симптомов, посещение врача следует произвести как можно скорее.

Лазерная коррекция. Стоит знать, что это не операция. Воздействие лазером не причиняет вреда и способно вернуть зрение после нескольких манипуляций. Эффективным метод является для устранения астигматизма, гиперметропии и миопии. Уже через пару часов после процедуры, зрение возвращается в полном объеме, а через 3-5 дней глаза можно нагружать, как в здоровом состоянии.

Фотостимуляция. Процедура заключается в подаче ритмичных сигналов разных цветов на сетчатку. Стимуляция поднимает уровень реакции мозга и развивает зрительный аппарат в целом. Применяется метод для устранения таких серьезных заболеваний, как глаукома, а также борьбы с другими патологиями глазного нерва. Используется и для устранения близорукости, астигматизма.

Магнитотерапия. Помогает восстанавливать поврежденные или атрофированные ткани путем воздействия магнитного поля. Врачи используют данный метод в послеоперационной реабилитации, для пациентов с разрушенной структурой соединительной ткани глазных органов, при устранении последствий воспалительных процессов.

Электростимуляция. Электрический импульс приводит мышцы в тонус, а также восстанавливает нервные окончания. Метод успешно применяется при косоглазии, атрофии и миопатии. Назначается обычно курсом, а не разовой процедурой.

Очки. Оптические приспособления в этом возрасте часто носят корректирующий характер, с перспективой снижения диоптрий и снятия очков вообще. Лечащий врач подбирает линзы так, чтобы количество плюсов или минусов не вредили малышу, фиксируя минимальное значение в рецепте.

Линзы. Применяются с эстетической целью, но в подростковом возрасте именно этот аспект наиболее важен. Для стабильности психоэмоционального состояния тинейджера, родители спешат к офтальмологу за советом, когда же можно ставить ребенку линзы.

Раньше линзы разрешалось использовать с 14 лет, но с прогрессом в этой области и развитием науки в целом, на данный момент уже в 8-9 лет в лечении применяются мягкие линзы.

Но важно помнить, что ребенок должен уметь справляться с гигиеной рук, содержанием линз и нанесении их на глаза самостоятельно, хоть и знает, что вы всегда готовы помочь. Если он достаточно “взрослый” для этого, стоит обсудить вопрос с доктором.

Зрительная гимнастика. Ряд упражнений предоставляет врач, подробно поясняя каждое движение и ожидаемый эффект от него. Тренировки выполняют в первую половину дня, а перед сном рекомендуется проводить пальпацию (массаж пальцами) в области глаз. Педиатры и офтальмологи со всего мира предлагают свои методики выполнения гимнастики: Жданов, Норбеков, Комаровский и другие.

Для детского возраста ношение очков оправдано при близорукости и дальнозоркости, астигматизме и косоглазии. При этих заболеваниях оптические приборы способны полностью или частично восстановить зрение без приема препаратов и оперативного вмешательства. Если разница между глазками большая, одну линзу заклеивают, чтобы более слабый глаз развился.

Несмотря на всеобщие опасения, детям выписывают очки только с целью коррекции. Влияние, которое оказывает постоянное ношение оптики, не вызывает атрофии, так как аккуратно подбирается определенная острота зрения. Влияние его не негативно еще и потому что:

  • это лечебное мероприятие;
  • без очков малыш видит хуже;
  • расплывчатая картинка мешает восприятию.

Для ребенка с проблемами со зрением существует ряд ограничений и преград, но заботливым родителям удается подарить полноценное детство малышу при любых обстоятельствах. Стоит запастись терпением и научиться не обращать внимания на то, что малыш не может, подчеркивая его успехи и новые свершения каждый день. Социальная адаптация, психологическая поддержка и всесторонняя помощь — первое, что необходимо ребенку с нарушенными функциями.

Зрение помогает ориентироваться в пространстве, ощущать этот мир, поэтому последствия затронут весь организм и повлияют на поведение в целом.

С чем придется столкнуться, если у вашего ребенка диагностировали заболевание? Прежде всего страдает память:

  • двигательная;
  • непроизвольная;
  • долгосрочная.

Это связано со сложностями составления образов, которые как памятки отпечатываются в мозгу человека. Частичная дезориентация прогрессирует в ходе ухудшения остроты зрения.

Даже если ребенок видит слабо, его мир остается контрастным. Дома его должны окружать яркие предметы и игрушки. Таким образом вы поддерживаете здоровое цветовое восприятие и стимулируете развитие глазных органов.

Существует ряд рекомендаций, которые уже давно известны каждому родителю, но все же напомнить их стоит. Соблюдение простых правил помогут избежать обострения болезней зрения и ухудшения способности видеть:

  1. Освещение. Уделяйте этому внимание еще с грудного возраста. Источник света, будь то окно или люстра, должны находится за головкой малыша. В школьные годы не забывайте включать настольную лампу, помимо основного света.
  2. Мебель. Опять же, стоит начинать с младенчества. Кроватка должна быть установлена так, чтобы ребенок не косился все время в одну сторону. Когда чадо будет готово к занятиям — установите удобную парту и регулируйте высоту стула с ростом ребенка. В школьные годы не забывайте контролировать удобно ли сидит ученик, ровно ли держит осанку, не слишком ли низко склоняется над столом.
  3. Нагрузка. Младенец не видит и не воспринимает мультфильмы до 6 месяцев, не перегружайте его зрение! Для дошкольника компьютер и телевизор безопасен на протяжении получаса в день, не больше. Что касается кинотеатров, то во время просмотра 3D картины, будь то мультфильм или фэнтези, органы зрения ребенка сильно напряжены. Лучше не частить с походами на подобного рода сеансы.
  4. Отдых. Давайте расслабиться глазам посменно с периодами нагрузки. Прогуляйтесь по парку по дороге домой после школы, дайте сыну проехать на велосипеде пару кругов или сводите дочь на танцы, а уже потом садите ребенка за домашнее задание. Залог успешного расписания дня — смена рода деятельности.
  5. Гигиена. Кроме того, что нужно приучить ребенка не лезть в глаза грязными руками, не тереть их на улице и чаще умывать лицо, стоит также приучить малыша не смотреть на источник яркого света: солнце, лампа, сварка. Это обезопасит чувствительные глаза от шокового перенапряжения и повреждений.
  6. Питание. Здоровое зрение, как и организм, требует, чтобы рацион ребенка состоял из всех необходимых витаминов и минералов. В еженедельном меню должны быть свежие морковь и картофель, морепродукты и рыба, кукуруза и петрушка. Среди полезных ягод и фруктов: черника, черешня, персик и цитрусовые. Не стоит забывать про орехи, шиповник.

Известно, что на сегодняшний день у 78% выпускников средних школ зрение нарушено необратимо. Изменить ужасающую статистику могут только родители, которые поставят себе за цель поддерживать здоровое состояние органов зрения ребенка всеми силами. Помочь в этом должны домашние проверки, профессиональная поддержка и профилактика. Но даже если семья столкнулась с заболеванием, на данный момент существует множество методик и способов устранить проблему. Только помните, что успех применения лечения зависит от стадии, на которой был поставлен диагноз — чем раньше, тем лучше.

Советы опытного детского офтальмолога в коротком видео

источник