Меню Рубрики

С социологической точки зрения политика это

1. Предмет, категории и функции социологии политики

2. Политика как социальный институт

3. Структура и функции политики

4. Социологические исследования политической системы и ее институтов

7. Социология политических партий и партийных систем

Предмет, категории и функции социологии политики

Политика — многогранное понятие, изучением которого занимаются многие науки. Ведущими среди них политология, изучающая все вопросы, связанные с политикой, прежде всего проблему утверждения и функционирования политической власти в обществе, а также функционирование и развитие связанных с властью политических институтов, философия — изучает происхождение и развитие государства, закономерности перехода от одного типа государства к другому, теория государства и права — формы правления и режимы власти; правоведение — функционирование институтов права, их зависимость от политики, теория международных отношений — изучает взаимоотношения государств на международной арене.

После первой мировой войны и в социологии выделяется отрасль, которая поставила себе целью изучать отношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами. Эта отрасль социологии — социология политики.

Основателями социологии политики принято считать М. Вебера, разработал собственную концепцию власти, доказав, что именно власть (а не богатство как у Маркса) является основным фактором социального неравенства, исследовал роль бюрократии в политической системе; итальянских социологов-политологов Г. Москута, В. Парето, разработавшие теорию политических элит, проанализировали связи элиты и массы, немецкого ученого Р. Михельса, исследовавший проблему соотношения демократии и олигархии, способствовал становлению теории политического лидерства.

По окончании Второй мировой войны социология политики вышла на современный ступень развития, особенностью которого является не только анализ теоретических основ политической социологии, но прежде, эмпирические исследования социальных аспектов политической жизни. Так, современная социология политики, благодаря прежде американским исследователям, занимается изучением особенностей развития демократических процессов в мире (С. Липсет), влияния массовых коммуникаций на политические процессы (Г. Ласуелл), взаимодействия среднего класса и политической элиты (Ч. Миллс), социальных конфликтов в политике (немецкий ученый Р. Дарендорф).

Социология политики — это специальная социологическая теория, изучающая социальные механизмы функционирования власти, влияние общества и отдельных социумов на политические процессы, взаимозависимость политической жизни и других сфер общественной жизни, политических и других социальных институтов.

Сферой социологических исследований политической жизни является функционирование власти и обусловленных ею социальных процессов, деятельность политических партий и организаций, политического поведения различных категорий людей и различные аспекты взаимоотношений государства и общества. Социология политики изучает последствия социальных изменений, а также влияние политических институтов на социальные процессы и структуры. Содержание политической жизни представляет собой реализацию политических интересов социальных общностей — наций, классов, социальных групп, а также организаций, представляющих их партий, общественно-политических объединений и т.п..

Социология политики в отличие от политологии, всегда изучает политические процессы и явления, опираясь на такие характерные социальные черты как-то тип общества, его социальная структура и социальная стратификация, характер социальных институтов и социальных отношений, политическая свобода и активность отдельных индивидов.

Большое значение в исследовании политических процессов из социологического угла зрения является учет таких явлений как политическая активность социумов, а также уровень осведомленности граждан с политическими процессами в обществе, их понимание. Иначе говоря, социологические исследования политики невозможны без учета таких аспектов как политическое сознание и политическое поведение.

Таким образом, предметом социологии политики является политическое сознание и поведение людей, которые воплощаются в деятельности государств и общественно-политических организаций, а также механизм влияния социальных общностей и образованных ими политических институтов на процессы функционирования политической власти.

Среди основных методов исследования политической жизни, которыми чаще пользовалась социология политики с момента своего возникновения и пользуется сейчас, можно выделить следующие:

• изучение влияния экономики, культуры и других факторов на политические процессы;

• анализ роли социальных общностей (классов, социальных групп, наций) в политической жизни;

• структурно-функциональный анализ политических институтов (государств, партий, общественных организаций);

• системный анализ больших и малых политических структур;

• комплексный анализ политического управления и руководства обществом;

• анализ политической динамики;

• методы политического планирования и прогнозирования.

Основные категории. К ним относятся политика, власть, политический интерес, политическое сознание, политическое поведение, политические отношения.

Политика — (греч. умение управлять государством) — это сфера деятельности людей, классов, социальных групп, наций, которая связана с завоеванием, содержанием и использованием власти, прежде всего государственной.

Ядром политики является власть.

Власть — это реальная способность социального субъекта осуществлять волю над другими людьми, реальная способность изменять под своим влиянием с помощью различных средств поведение других людей.

К средствам осуществления власти относятся закон, насилие, авторитет, убеждения. Иными словами, властью можно назвать реальное влияние на других людей, способность заставить других людей изменить свои взгляды, желания, убеждения, поведение и действия в соответствии с интересами и потребностями субъекта власти, т.е. заставить других людей делать то, что нужно субъекту власти . Таким образом, власть выражается через политический интерес ее субъекта. Политические интересы формируются на основе политического сознания, которая, как уже было сказано, является одним из основных предметов исследований политической социологии.

Политическое сознание — это теории, идеи, взгляды и другие компоненты общественного сознания, в которых индивид, социальная группа, класс, нация, общество в целом осознают свои политические интересы, формируют политические цели и задачи.

Иначе говоря, политическое сознание — это осознание реального состояния политической сферы и своих собственных политических интересов.

Политическое поведение — это активность индивидов, групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации.

Итак, основой осуществления политического поведения является срез активности политического субъекта, или отсутствие подобной активности.

Наконец, важной категорией социологии политики являются политические отношения, которые являются прямым предметом исследования отрасли, поскольку является одной из форм выражения социальных отношений. Это логично, ведь у субъектов политических отношений проявляются отличия в создании ими политики, их политической активности и сознания. Такие различия позволяют утверждать о социальном характере политических отношений.

Политические отношения — это вид социальных отношений, что проявляется во взаимодействии различных социальных общностей (наций, народов, классов) и созданных ими организаций в процессе формирования, утверждения и реализации политической власти.

Социология политики призвана выполнять следующие функции:

• теоретико-познавательную, связанная с выработкой научной информации о политических процессах и явлениях;

• прогностическую, которая проявляется в прогнозировании политических изменений, выделении зон политической напряженности, предотвращения возможных конфликтов;

• прагматическую, связанную с разработкой путей, методов, способов обеспечения социального согласия различных социальных групп, движений сил; разработкой технологий предотвращения кризисных ситуаций; поиском путей выхода из конфликтов, возникших;

• социализации, связанной с привлечением граждан к демократической системе политических ценностей.

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 1502 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Социология политики — это отрасль социологии, изучающая политику как социальный институт, социально-политические отношения, функционирование и распределение власти в обществе, взаимосвязь политической с другими сферами общественной жизни. В качестве специальной социологической теории утвердилась в 20- 30-х годах XX века в трудах представителей Чикагской школы

Ч. Кули, Ф. Гиддингса, Ф. Зпанецкого, П. Лазарсфельда, Г. Лассу- элла, которые разработали методику и инструментарий социологического анализа политических процессов.

Политическая социология широко оперирует такими категориями, как политика, политическая власть, политическая система, политические институты, политическая культура, политическая социализация, политическое сознание, политическое поведение и др.

Базовая категория политической социологии — политика обычно трактуется как деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулирования общества.

Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полней) и «politics» (политике). Первый из них характеризует деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй озпачает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и прекращение конфликтов.

Политика может быть классифицирована по направленности и сферам общественной жизни.

По направленности политику разделяют па внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов паций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.

Оба направления политики взаимодействуют между собой. Внутренняя политика в целом определяет содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну и ту же задачу — сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.

В условиях глобализации современного мира, сопровождающейся усилением взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни, грань между внутренней и внешней политикой становится все более условной. Поэтому политика нередко рассматривается как целостное явление, без разделения ее на внутреннюю и внешнюю.

По сферам общественной жизни различают политику экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, экологическую, религиозную и т. д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т. д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т. д. Политика в сфере духовной жизни может подразделяться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т. д.

Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов — людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам — субъекты, объекты и ресурсы.

Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т. д.).

Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.

Самый общий объект политики — это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие.

Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.

Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.

Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т. д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.

Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократически хгосударств.

Наконец, ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:

  • 1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
  • 2) человеческие — люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;
  • 3) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;
  • 4) временные — мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.

Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроу ровепьу характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации — партии, профсоюзы, группы интересов и т. п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем политики связапы ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.

Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

источник

Современные представления о социологии политики складывались в процессе эволюции политической мысли, накопления знаний, совершенствования методов политической практики.

Если наука о политике (политология) исследует политическую жизнь во всех ее многообразных проявлениях от сущности власти, ее природы и до конкретных форм ее проявления и институализации, то социология политикиотрасль социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни политических институтов, с другими социальными институтами. Социология политики изучает проблемы, связанные непосредственно с государством, политическими партиями, общественными объединениями и движениями и т.д.

Сущностную основу политической жизни, как и всей политики, составляет вопрос о власти и об ее использовании. В этой связи с позиции социологии следует рассматривать политическое сознание и политическую деятельность, которые представлены, во-первых, деятельностью государства и олицетворяющих его политическую сущность партий, учреждений и организаций и, во-вторых, деятельностью общественных и добровольных объединений и организаций, частично выполняющих политические функции, и, наконец, деятельностью социальных групп, слоев, отдельной личности.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Без преувеличения можно сказать, что главным для социологии политики становится исследование личности как субъекта политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, личность в то же время, в зависимости от конкретных обстоятельств, самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяет

ту или иную степень воплощения политических отношений любого общества.

Содержание политической жизни представляет особую форму реализации интересов политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и даже отдельного человека по сознательному использованию власти, которая направлена на удовлетворение политических интересов.

Зная особенности взаимодействия социально-политических субъектов и предлагая сценарий развития событий, социология политики обозначает границы принимаемых решений и тем самым определяет меру политической ответственности. В этом смысле социология политики является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерий приемлемости политических решений. Другая сторона этой функции социологии политики состоит в обеспечении правильности принимаемых политических решений, когда принятое решение должно соответствовать интересам основных участников политического процесса, и ориентирована на наиболее благоприятные для них варианты развития событий.

Социология политики не только выявляет интеграционные социальные механизмы, анализирует условия их укрепления и развития, но и поставляет информацию, необходимую для конструирования новых механизмов интеграции.

Подпадая под власть общественного мнения, социология политики может легко утерять свой объект, а тем самым не выполнить одну из основных своих функций — поддержания в обществе общественного согласия и соответствующего ему политического порядка.

Социология политики формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знания границ, действенности принимаемых решений и условий функционирования тех или иных политических ролей, приобщает граждан к демократической системе политических ценностей, способствует политической социализации личности.

Центральными проблемами социологии политики являются вопросы: каким образом взаимодействие соци-

альных общностей отражается на характере и способах функционирования политических институтов, в какой мере политическое нормирование воздействует на устойчивость структуры, как характер процессов институциа-лизации общности меняет ее статус в обществе, какова социальная база того или иного политического порядка. «Собственными» объектами социологии политики являются события, процессы, субъекты социальной сферы. Однако социология политики исследует и те объекты, которые имеются в экономической, политической и духовной сферах.

Социологии политики — это наука о взаимодействии социальных общностей, политических институтов и граждан по поводу отношений власти и политического влияния в обществе. Основная задача ее состоит в том, чтобы выявить, при каких социальных условиях формируется тот или иной политический порядок и каковы социальные основания его воспроизводства. При этом в разряд условий попадают, во-первых, взаимодействия социальных общностей; во-вторых, структура социальных институтов, типы и формы социальных движений; наконец, характер традиций, обеспечивающий воспроизводство данного социального и политического порядка. Совокупность условий и образует различные социальные механизмы политических процессов.

Предметом социологии политики является исследование социальных механизмов власти и влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных фазах его функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и естественные, определяющие характер политического процесса. Таким образом, многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого политического порядка, является тем специфическим признаком, благодаря которому предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от предметов других политологических дисциплин.

Основной трудностью в исследовании феномена власти является ее многомерность и амбивалентность; в

рамках каждого социального института имеется свой способ властвования.

Выделяются три вектора измерения пространства политической власти. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет — «ось представительства». Второе измерение представляет собой многообразные отношения политического субъекта и социальных институтов общества, властвующей элиты -«институциональная ось». На третьей оси откладываются «технологии» решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем — «ось политической деятельности». Природа каждого из этих измерений определяется целой системой объективных и субъективных обстоятельств.

Отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества факторов социальной среды. Глубже отразить характер этих отношений поможет понятие «политического рынка», которое подразумевает особую форму обмена. Исходным ресурсом, подлежащим обмену на политическом рынке является возможность. Лица, претендующие на статус политического субъекта, предлагают членам своей общности некоторые программы решения общественных проблем. Программа — это уже оформление неких возможностей.

Анализ показывает, что отношения представительства и влияния возникают в результате обмена такого рода ресурсом, как возможность. Парадоксально, но факт: власть, одна из мощных и даже грозных реалий общественной жизни, вырастает из чего-то, казалось бы, эфемерного и трудноуловимого — из обмена возможностями. Модель политического рынка отражает онтогенез политической власти в рамках представительных институтов.

Анализ политических стратегий показывает, Что власть может использоваться различными политическими субъектами как для созидания, так и для разрушения. Поэтому возникает необходимость такого мощного стабилизатора, как. государство, благодаря которому обществу обеспечивается минимум условий, необходимых для его развития.

Республика Беларусь — одно из новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР — унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституцией утвержден принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом является Верховный Совет Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. При нем создается Кабинет Министров Республики Беларусь, который реализует полномочия исполнительной власти на высшем уровне (до принятия Конституции 1994 года и выборов Президента эти функции выполнял Совет Министров Республики Беларусь).

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального гражданского самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, который избирается Верховным Советом из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 человек. Срок полномочий членов Конституционного суда — 11 лет.

В результате демократизации общественно-политической жизни в Беларуси сформировалась многопартийная система. Политические партии, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, способствуют выявлению политической воли граждан, участвуют в выборах, оказывают влияние на формирование общественного мнения.

На 1 января 1996 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 34 политических партии. Наиболее крупными по численности из них являются Партия коммунистов, Аграрная партия,

Белорусская социал-демократическая Грамада, Объединенная гражданская партия. В Верховный совет тринадцатого созыва избраны депутаты, представляющие 16 политических партий.

Большое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение, под которым понимается один из наиболее доступных и оперативных способов репрезентации социальным субъектом своих потребностей и интересов с целью повлиять на поведение других социальных субъектов и ситуацию в целом. В общественном мнении воспроизводятся образцы доминирующей политической культуры, выступающие как самоочевидные истины. Не попасть под полное влияние общественного мнения и вместе с тем уметь вовремя и правильно его услышать — в этом искусство политика.

В последнее время на Западе на формирование общественного мнения все большее влияние оказывает такая специализированная деятельность как public relations. Цель этой деятельности состоит в управлении политическим субъектом информацией о своих действиях, намерениях и целях. В результате в общественном мнении формируется адекватный образ политика. Воздействие на общественное мнение различных социальных групп осуществляется через самые разнообразные каналы, начиная от межличностного общения и заканчивая средствами массовой информации. Общественное мнение — необходимый элемент демократии, благодаря чему различные социальные группы населения получают доступ к системе управления.

В социологии политики важное место отводится анализу политической культуры как совокупности образцов поведения и деятельности, обеспечивающих передачу накопленного опыта от поколения к поколению и тем самым способствующих устойчивости политических отношений под воздействует времени. Вместе с тем политическая культура выступает как нормативный механизм, обеспечивающий регуляцию поведения и деятельности. Воспроизводство и регуляция политических отношений происходит и на уровне общества в целом, и в рамках социальной общности или группы, и на индивидуальном уровне — все это вбирает в себя политическая социализация.

Под политической социализацией понимается приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, позволяющим ему адаптироваться к политической жизни общества. Обычно социализация осуществляется на основе общепринятых норм и образцов, вошедших в сферу политической культуры. Политическая социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, воздействие социально-политической среды на индивида, а с другой — формирование политической индивидуальности, предполагающей свободный выбор и ответственность за принятые со стороны индивида решения.

Результатом политической социализации является готовность индивида к участию в политической акции, т.е. определенный уровень социальной мобилизации. Эта готовность проявляется и на уровне знаний, представлений об основных, принципах функционирования политической системы, и на уровне приверженности к фундаментальным принципам общества, и на уровне политических навыков, позволяющих индивиду переходить от слов к делу. Те члены общества, которые не смогли мобилизоваться, поставляют материал для маргинальных слоев общества. В этом смысле политическая социализация -это еще и механизм естественного отбора таких субъектов, которые готовы принять на себя ответственность за судьбы страны. При этом необходимо подчеркнуть, что социальная мобилизация предполагает довольно высокий уровень идентификации индивида с политическими институтами и интересами общества в целом.

В связи с начавшимися переменами все население страны вынуждено было начать процесс ресоциализации, т.е. коренной смены политических ценностей и ориентиров, а также навыков участия в политической жизни. Одна из сложностей политического реформирования как раз и состоит в том, что одновременно с созданием новых политических отношений необходимо осуществлять процесс обучения населения владения ими. При этом необходимо отметить, что господствующий тип политических отношений воспроизводится на основе соответствующего типа социализации населения.

Итак, политическая культура представляет собой сложившийся механизм воспроизводства политических

отношений как в масштабе общества, так и на уровне социальных групп. Сущность политической культуры состоит в приобщении индивида к политическим ценностям общества и формировании политической индивидуальности. Усвоение как общих для всего общества моделей поведения и деятельности, так и специфических для данной социальной среды происходит в рамках политических субкультур, взаимодействие которых порождает все мно-гоцветие политической жизни.

В самом общем виде политический процесс представляет собой переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени. Под событием мы подразумеваем некоторое нарушение регулярности, обычного состояния вещей, которое оказывает воздействие на последующее состояние политической реальности. Например, августовский (1991 г.) путч в Москве оказался крупнейшим событием, привлекшим внимание всей общественности, он значительно ускорил все политические события в стране.

Важнейшим методологическим требованием при исследовании политических процессов является различение трех подходов к политике. В рамках структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) политический процесс понимается как результат совокупного функционирования как всей политической системы, так и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое.

Источником измерения является сама социальная (в широком смысле) среда, вызывающая ответные реакции органов политической системы. Дисфункция политической системы и невозможность ее устранить порождает политический кризис, который приводит или к устранению дисфункции и перестройке системы, или же к ее разрушению. Преодоление кризиса означает переход политической системы на новый этап развития, предполагающий более высокую степень ее адаптированное™ к социальной среде.

Что имеется в виду под функциональным характером политических процессов в рамках этого подхода?

Прежде всего то, что процесс возникает как реакция органа политической системы на воздействие социальной среды. Следует учитывать и то, что орган политической системы может функционировать, так сказать, непроизвольно, вне зависимости от состояния среды, в силу определенной заданное™. В этом случае происходят псевдополитические процессы, похожие на политические лишь с формальной стороны. Основные функциональные процессы связаны с поддержанием целостности и порядка в обществе. Для этого возникают институциональные и неинституциональные формы социального контроля, блокирующие аномальные общественные процессы. А вместе с тем формируются каналы социальных взаимодействий, в рамках которых реализуется социальная активность.

Иной тип функционального процесса — внесение в социальную среду соответствующих норм и образцов, задающих определенный ролевой набор, интериоризируе-мый членами общества. Усвоение этих ролей способствует поддержанию политической системы на уровне индивида. И, наконец, последний тип процесса в рамках этой парадигмы — это поддержание целостности политической системы, повышение ее статуса и роли в обществе. Эти процессы связаны с утверждением властных полномочий и авторитета органов власти. Результатом функционирования политической системы является интеграция общества через структуры власти и влияния, а уровень интегрированности общества выступает как показатель результативности всей политической системы в целом. Механизмом политических процессов в этом случае выступает институциональная среда общества.

Если представители функционального подхода рассматривают политический процесс с точки зрения общества в целом, то в рамках конфликтного подхода (Р. Да-рендорф, Л. Козер и др.) политические процессы выступают прежде всего как процессы борьбы, соперничества и соглашения относительно материальных ресурсов и социальных статусов в обществе. При этом политический процесс раскрывается с точки зрения участвующих в них субъектов. Поэтому для описания политического процесса нужно знать, какие субъекты в нем участвуют, их статус,

цели, ресурсы и стратегию поведения. Анализ характера взаимодействия политических субъектов раскрывает нам содержание таких процессов, как консолидация политических силг монополизация и концентрация власти, завоевание влияния и формирование социальной базы поддержки, мобилизация социальных ресурсов и т.п.

Результатом всех этих политических процессов является изменение соотношение сил на политической аре не, появление новых политических субъектов и новых отношений между ними. Главными событиями при эток выступает победа или поражение в соперничестве с противником. Символическое закрепление этих событий служит важным средством укрепления социальной базы политического субъекта. В ходе взаимодействия различны политических субъектов формируется «политическое со общество», куда входят прежде всего политики, а также журналисты, исследователи, политические менеджеры и т.п., т.е. все те, кто профессионально занимается политической деятельностью или обслуживает ее.

Ядром политического сообщества является политическая элита — наиболее влиятельные политики и их помощники. Сформировавшись, политическое сообщество обретает свой собственный интерес, независимый от интересов избирателей, и на основе этого интереса возникают единые правила «политической игры».

Конфликт между управляющими и управляемым п задает содержание и основную направленность политических процессов.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

И, наконец, в рамках поведенческой модели (И. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) политические процессы предстают как поведение и деятельность людей, направленные на овладение и использование власти в личных и общественных интересах. С одной стороны, содержание политических процессов определяется механизмами социализации и изменениями в ценностной структуре общества, а с другой стороны — способами и формами политического участия индивида. В данном случае политические процессы оцениваются с социокультурной точки зрения как реализация прототипов культуры на материале политики. Источником развития в рамках

этой модели выступает девиантное поведение, характеризующееся определенным способом рассогласования целей и средств их достижения. При этом предполагается, что цели заданы образцами культуры. Основным показателем политических процессов здесь выступает уровень включенности индивида в политические отношения. Проблемы соотношения политики и морали, политической ответственности, цены политических решений и т.п. целесообразно обсуждать в рамках данной модели, ориентированной на индивида и его деятельность.

Анализ различных моделей политического процесса показывает, что его природа многообразна и многоуров-нева. И вряд ли одно представление политического процесса, скажем, функциональное, можно свести к другому. Каждое из этих представлений имеет равную ценность, свой язык описания и логику анализа.

Политический процесс имеет двухслойную структуру: первый слой представляет собой официальные акты и действия, нормативно определяющие и расстановку политических сил, и характер их деятельности; второй слой -это неофициальные взаимодействия политических субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти. Политическая реформа представляет собой объединение и координацию реформирования различных политических процессов в едином информационно-политическом пространстве. Трудность этого объединения состоит в том, что различные социально-политические субъекты созревают к восприятию тех или иных идей, а также к способности действовать не одномоментно, и это обстоятельство зачастую является причиной политического противостояния.

Существуют политические процессы, которые длятся на протяжении одного или нескольких поколений. Эти процессы носят исторический характер. Процессы, начавшиеся в нашем обществе в конце 80-х годов XX столетия, по своим масштабам и значению — исторические, оказывают сильное воздействие на мировой политический порядок и характер политических отношений в будущем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Объект и предмет политической социологии

2. Политические системы и ее функции в обществе

3. Основные проблемы современной политической деятельности в зеркале социологии

Список использованной литературы

Политическая социология — это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике — политологией. Она считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, — она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, — политическая социология как самостоятельная отрасль научных знаний в начале XXI века несомненно станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов политики.

Политическая социология — отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп. В отличие от политологии, которая исследует влияние политических институтов и политических процессов на общество, политическая социология, напротив, исходит из общества и изучает его влияние на государство, формальные политические институты, связанные с распределением и осуществлением власти, на разнообразные политические процессы. В рамках политической социологии исследуются политическое поведение больших и малых социальных групп, из политические ценности и политические ориентации, роль общественного мнения в политике, социальная база политических режимов и политических партий, а также другие проблемы.

1. Объект и предмет политической социологии

Политическая социология — сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 20-30-е годы XX века американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной, прежде всего, ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории политики и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников политической социологии: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы политики и назвал ее «королевой наук». Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Воден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно политической социологии внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса, а потом, уже в XX веке, изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером, В. Паретто, Г. Лассуэлом. Причем политическая социология не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так, например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована политической социологией в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.

Специфика политической социологии заключается в том, что она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентации.

Политическая социология — это наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук. Поэтому она определяется иногда как дочерняя дисциплина социологии и политологии.

После разделения политической науки и социологии встает вопрос о наведении мостов через пропасть, их разделяющую, — мостов интердисциплинарных. Политическая социология является одним из таких связующих мостов. Она — междисциплинарный гибрид, в котором должны сочетаться социальные и политические объясняющие переменные.

Как рассматривают предмет этой науки современные исследователи, какие точки зрения наиболее часто встречаются в этой связи, какие тут возможны подходы?

1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социологической теории, которая проблеме власти отводит центральное место(Ежи Вятр).

2. Как наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах общества (Моррис Яновиц).

3. Как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами (Сеймур Mapтин Липсет).

4. Как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов политической деятельности и политического сознания (по аналогии с подходом Дж. Н. Смелзера к определению экономической социологии).

5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения. Политическая социология, — отмечают Ж. Т. Тощенко г и В. Э. Бойков, — призвана ответить на вопрос: как осознаются индивидом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, система властных отношений, их политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество взаимодействует с политическими институтами, структурами.

6. Как наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее огромное воздействие на свою окружающую среду.

Как бы ни отличались подходы к предмету политической социологии, ясно, что речь идет об изучении влияния социальных отношений (социальной сферы) на политические (политическую) и политических на социальные, иначе говоря, о диалектике их взаимодействия и взаимовлияния. Последнее проявляется в политической деятельности и политическом поведении людей, составляющих те или иные социальные общности и имеющих свои специфические интересы, содержание которых предполагает создание и функционирование специальных политических и общественных структур, институтов, организаций.

Политические социологи должны сосредоточиваться на рассмотрении того, как общество воздействует на государство, изучая силовое поведение во всех его проявлениях и во всей совокупности инструментов, с помощью которых оно реализуется. Это практически делает политическую социологию тождественной всей социологии. На практике, однако, политические социологи пытаются концентрировать внимание на силовом поведении в той степени, в какой это позволяет понимать специфику и способ работы политической системы.

Мы исходим из того, что политическая социология — это отрасль социологии, концентрирующаяся главным образом на анализе взаимодействия политики и общества. При этом политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций. Мы рассматриваем политику как особую совокупность социальных действий, отраженных или формируемых в многочисленных и разнообразных организационных контекстах.

Как таковая политика связана с проблемами организаций, правил, обязательных между членами этих организаций, с процессом выработки правил. Политическая социология рассматривает эти проблемы с точки зрения процессов, подчеркивающих факт выработки правил. Она необходимо предполагает решение проблемы социального порядка, поскольку принимаемые правила в любом случае должны быть обязательными.

В политической социологии взаимозависимость между социальным классом и избирательным выбором, между экономическим развитием и политической стабильностью и т. п. показывает тип явлений, нуждающихся в объяснении. Объясняя, необходимо показывать, как эти взаимозависимости могут быть предсказаны или выведены из совокупности более общих теоретических предпосылок. Политические социологи более заинтересованы в построении теорий относительно событий, чем в самих событиях. Здесь они противоположны историкам, в основном сосредоточивающимся на частных событиях (Гражданская война в Америке, французская революция и т. д.). Это не означает в целом, что они не интересуются прошлым. Напротив, многие блестящие работы посвящены толкованию прошлой политической жизни и т. д., дают исторические основания текущей политической ситуации, углубляя их исторической перспективой (работы К. Маркса — II том «Капитала», социологические исследования Макса Вебера, работы Моска об элите, исследования Липсета, посвященные изучению процесса национального строительства в США). Обращение к прошлым фактам дает им основания для создания моделей социальных процессов.

источник

С.П. — отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. — политологией. С.П. считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям П. и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, С.П. как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов П.

С.П. — сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории П. и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников С.П.: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы П. и назвал ее «королевой наук». Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно С.П. внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса , а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером , В. Парето , Г. Лассуэлом. Причем С.П. не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована С.П. в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.

Специфика С.П. заключается в том, что она рассматривает П. через анализ социальной структуры , через деятельность социальных институтов , общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.

Что же такое П., с точки зрения социологии? Отвечая на этот вопрос, М. Вебер утверждал: «Политика. означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Всякий, кто занимается П., тот стремится к власти над другими людьми и их группами. Выступая в качестве самостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственным углом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе и личности и политологии как науки о П., но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ее специфический интерес — изучение процесса функционирования и распределения политической власти в государственно-организованном обществе.

Исходной категорией С.П. является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятием соответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ее особенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) — экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализе политического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти.

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система — базисная категория С.П. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные «правила политической игры», которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.

В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и современные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо «культуры подчинения» превалирующей становится «культура участия», а «подданные» превращаются в «участников». Второй тип — это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре «подчинения — участия». Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б) консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующие (Бразилия).

С.П. уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.

2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.

3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.

4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.

5. Политическое рекрутирование — процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в П.

6. Политическая социализация — функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.

7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например изменение соотношения политических сил).

8. Функция сохранения системы — совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.

Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим — это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Существует три основных типа политических режимов — тоталитарный, авторитарный и демократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный политический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике или культуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью.

Возникает вопрос: с точки зрения С.П., что же такое власть?

В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.

Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.

Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность , т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типа легитимности власти.

Первым типом легитимности власти, согласно М. Веберу, является «авторитет вечно вчерашнего», или традиционное господство, передаваемое по наследству, когда сын князя после смерти отца становится князем, принц (сын короля) — королем, царевичем — царем и т.д. В таком случае вера в легитимность наследственного монарха подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитания власти и подчинения ей.

Вторым типом легитимности власти является харизматический. Он основан на харизме, т.е. вере в исключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильное влияние на окружающих людей, подчинять их своей воле. Харизматическая легитимность свойственна основателям мировых религий и пророкам — Иисусу Христу, Будде, Магомету, выдающимся полководцам — Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, политическим партийным вождям — Ленину, Сталину, Гитлеру. Харизматический вождь чаще всего обожествляется, наделяется в общественном мнении неоспоримым авторитетом, сверхъестественными, волевыми и иными качествами. «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников, апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев» (М. Вебер).

Третий тип политической легитимности представляет собой демократическая, или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый политический интерес, который выражается в демократических процедурах выборов по общепризнанным правилам президента или другого высшего должностного лица, в результате чего граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Серьезное внимание С.П. уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность — это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:

1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.

2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.

3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.

4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.

Французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.

Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными из них являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четко сформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкие массы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной и обоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальной теории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групп людей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формы общества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей в борьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.

Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки для возникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатывают независимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, часто высоко эффективным элементом политической борьбы.

В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что выражается в политических дебатах и готовности принимать участие в политических митингах, шествиях и демонстрациях, партия политическая является специализированной, организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целей и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политических институтов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленное членство (что подтверждается и специальными атрибутами — партийными удостоверениями), наличие политической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентации деятельности.

В процессе осуществления действий в политической сфере важную роль играет политическая культура. Она представляет собой ценностно-нормативную систему идей, идеалов, стандартов поведения, обычаев и традиций, посредством которых определяется содержание и смысл политических явлений и процессов, направляется и регулируется деятельность государства, политических движений и партий, социальных групп, общественных организаций и отдельных личностей. Политическая культура включает в себя определенную совокупность ценностей, таких, например, как свобода, равенство, суверенитет народа и т.п. Такие ценности в современных обществах находят свое правовое оформление и обеспечение в Конституции страны, а также в системе культуры общества, в существующих в нем обычаях и традициях. Но в политической культуре существует и второй слой — нормативный, который имеет большое значение для понимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства.

Политическая культура не дается человеку в готовом виде один раз и навсегда, она формируется в процессе политической социализации. Этот процесс включает в себя усвоение человеком культурных ценностей и ориентаций в сфере политики, определенных требований и стандартов поведения, позволяющих ему адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные политические функции. Американские социологии Д. Истон, Л. Коэн, Р. Линтон, Т. Парсонс трактовали этот процесс как процесс усвоения человеком социальных ролей, которые необходимо выполнять в сфере политики, во взаимодействии индивидов и групп с политической системой и ее институтами. Другое социологическое направление, развиваемое преимущественно в Германии (Ю. Хабермас — , Н. Луман — ), интерпретирует политическую социализацию как процесс аккультурации, т.е. освоения человеком новых для него культурных ценностей, и связанного с этим формирования политического сознания и поведения.

Политическое поведение людей реализуется в политических процессах, которые раскрывают развитие, изменение, динамику политической системы, ее институтов, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности, в осуществлении отношений господства и подчинения. Одной из усиливающихся тенденций развития политических процессов во многих странах мира, в том числе в таких различных, как США и Россия, на протяжении последних десятилетий 20 ст. становится упадок политической активности граждан.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

источник