Меню Рубрики

С точки зрения диалектики мера это

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

1. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество»и «различие»и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами — тождественностью и отличием. Тождественностьозначает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражи­телями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2.Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество— тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера— единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лы­сый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?». То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

3. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8823 — | 7530 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

У Аристотеля понятия меры не было в списке категорий. Как категория, мера впервые появляется у Гегеля. С помощью этой категории Гегель связывает в единое категории качества и количества, и, как результат, «навязывает» природе и обществу закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Результатом диалектики количества, согласно Гегелю, «есть не просто возвращение к качеству (как если бы последнее было истинно, а количество, напротив, неистинно), а единство и истина их обоих, качественное количество, или мера» 1 . Итак, мера, по Гегелю, есть не что иное, как качественно определённое количество, другими словами, мера — это определённое количество, с которым связано некое качество. Напомню, что определённое количество есть наличное бытие количества, и оно Гегелем определено как число.

Современный читатель, знакомый с атомистикой и основами ядерной физики, вполне может и согласиться с Гегелем, придав, данному им определению меры, собственный смысл: от количества протонов и нейтронов в ядре атома зависят его свойства, так же, как и от количества атомов, составляющих молекулу, зависят свойства этой молекулы. Вот, вроде бы, и получается «качественно определённое количество», или, иначе — определённое количество, с которым связано некоторое качество. Так же поступил и Ф. Энгельс, интерпретировав Гегеля по своему усмотрению. По поводу «величайшего триумфа», открытого Гегелем закона природы, Энгельс с восторгом замечает: «Возьмём кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон — тело, весьма определённо отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая даёт тело, качественно отлично от всех других из этих соединений! Как отличен веселящий газ (закись азота ЫгО) от азотного ангидрида (пятиокиси азота N205)! Первый — это газ, второй, при обыкновенной температуре, — твёрдое кристаллическое тело. А между тем всё отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими расположены ещё три других окисла азота (N0, N203, N02), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга» . Здорово! Но то, о чём говорит Энгельс, [1] [2]

приводя замечательные примеры из химии, не имеет никакого отношения к словам Гегеля о «качественно определённом количестве».

Не отвлекаясь на анализ примера Энгельса, с целью выяснения, что в нём есть «качество», и что есть «количество», и переходит ли именно количество именно в качество отметим лишь, что сам Гегель активно выступал против определённости качества экстенсивным количеством, т.е. против идей атомистов, объясняющих качественную определённость и изменчивость сущего. Позиция Гегеля по этому вопросу известна: «Интенсивная величина, или степень, отлична по своему понятию от экстенсивной величины, или определённого количества, и недопустимо поэтому, как это часто делают, не признавать этого различия и идентифицировать эти две формы величины, не различая их» 1 . С.А. Яновская [3] [4] поддерживает гегелевскую точку зрения на связь меры с интенсивной величиной, и критикует математику и механическое естествознание за использование идей атомизма и, соответственно, экстенсивных величин в описании качественного многообразия мира, полагая это возвратом в далёкое прошлое науки. «Механическое естествознание, — высказывает свою позицию С.А. Яновская, — таким образом, оказывается, стоит не только на исключительно количественной точке зрения, но и в области самих количественных определений односторонне признаёт только экстенсивные величины. Да это и понятно, интенсивная величина всегда связана с некоторой сущностью, специфичностью вещи или процесса, в то время как её проявление — экстенсивная величина — носит всюду однородный характер. Как интенсивные, величины отличаются друг от друга не только по степени их интенсивности, но и по её особому роду, как экстенсивные, они все однородны, тождественны между собой и могут отличаться лишь большим или меньшим количеством частей» [5] . Таким образом, атомизм с его экстенсивными величинами, а равно и вся химия не могут служить источниками примеров для подтверждения мысли Гегеля о мере как о качественно определённом количестве.

Уму, неискушённому в софистике и диалектике, довольно трудно понять, что же это такое «качественно определённое количество». В нашей повседневной речи (см., например, С.И. Ожегов,

Н.Ю. Шведова 1 ) слово «мера» используется в нескольких смыслах: либо как единица измерения, например, мера длины; либо как некая граница, например, чувство меры; либо как некое средство, например, мера предосторожности; либо как конкретная старая русская единица измерения сыпучих тел. Надо заметить, что похожим образом это слово использовалось и всеми философами до Гегеля. Так Дж. Локк говорит о мере, как о мериле, устанавливающем границы. У него «Божественный закон есть мера греха и исполнения долга» [6] [7] [8] , «гражданский за- кон есть мерило преступления и наивности» и т.д. Э.Б. Кондильяк в главе «Об измерениях» замечает: «Природа указала нам всякого рода меры, и потребность учит нас пользоваться ими. В каждой индивидуальной вещи она показывает нам единицу; и в этой единице мы имеем меру чисел. Ведь каковы бы ни были меры, которыми мы пользуемся, чтобы измерять вещи, нам нужно считать, а следовательно, единица есть первая мера» [9] . С точки зрения Шеллинга, «способность устанавливать для себя необходимую меру всегда считается превосходным качеством, одним из самых высоких» [10] [11] .

Очевидно, что слово мера вне рамок диалектики многозначно, но каждый раз оно используется в тексте с соблюдением закона тождества, принятого в классической логике. У Гегеля свой закон тождества, полагающий объединение и отождествление сразу всех смыслов. Его философскому мышлению претит ясность и адекватность понятий, а категорию признака он полагает упадком логики. В этой связи Гегель поясняет: «Обычное разделение понятий на ясные, отчётливые и адекватные принадлежит не учению о понятии, а психологии, так как под ясными и отчётливыми понятиями имеют в виду представления; причём под ясным представлением разумеется абстрактное, простое представление, а под отчётливым — такое представление, в котором выделен ещё какой-нибудь признак, т.е. какая-нибудь определённость, служащая указанием для субъективного познания. Нет более красноречивого признака внешнего характера и упадка логики, чем эта излюблен- ная категория признака» .

Соединив в единое все частные с фиксированным смыслом определения меры, Гегель и получил новую категорию, которая одновременно и качество, и количество (и даже более того — качественно определённое количество), и граница физическая (между морем и сушей, реками и горами, различными видами животных и растений), и граница нравственная («богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д. — имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению и гибели» 1 ), и процесс (который «не есть голая дурная бесконечность бесконечного прогресса» ), и т.д. Более того, все «ингредиенты» новой категории вошли в неё со всеми своими смыслами одновременно. И в этом случае ингредиент «качество» уже не только «видовое отличие сущности» или некоторая «тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество». Качество вошло составляющей в гегелевскую категорию «мера» всем многообразием своих смыслов- определений: это уже и свойства, и состояния (расположения), которые, согласно Аристотелю тоже называют качествами, но которые легко поддаются движению, быстро изменяются и не являются «видовым отличием сущности».

Мера указывает границу, будучи качественно определённым количеством, она ограничивает качество. В пределах данной меры (меры- границы) количественные характеристики объекта вполне могут меняться без «ущерба» для качества. Поясняя свою мысль о возможности «безболезненного» для качества изменения количества (до некоторого предела, которым и служит мера), Гегель приводит пример, который в дальнейшем используется всеми авторами учебников и монографий: «Так, например, температура воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар и, с другой, — в лёд. Когда происходит количественное изменение, оно кажется сначала совершенно невинным, но за этим изменением скрывается ещё и нечто другое, и это кажущееся невинным изменение количественного представляет собой как бы хитрость, посредством которой уловляется качественное» [12] [13] [14] . Похоже, что в этом примере Гегель предлагает нам забыть не только аристотелевское определение меры («видовое отличие сущности»), но и своё, в котором качеством он называет тождественную «с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество» 1 . Вода при повышении или понижении температуры в пределах, о которых говорит Гегель, не меняет своей сущности, а значит, и качества. Ведь вода — это вещество, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода. И в примере, приведённом Гегелем, изменяются лишь её агрегатные состояния (согласно Аристотелю, ещё менее продолжительнее, и менее устойчивее, нежели свойства), а сущность остаётся неизменной, будь это пар, жидкость, или лёд. Более того, испарение воды (превращение в пар) происходит при любой температуре (выше абсолютного нуля), а от температуры зависит лишь скорость испарения.

Существенной характеристикой гегелевской категории меры является её неопределённость. В одних случаях, полагает Гегель, мера хорошо известна, в других — неопределённа. Его пояснения выглядят следующим образом: «Различные виды животных и растений имеют как в своём целом, так и в своих отдельных частях известную меру, причём следует отметить ещё то обстоятельство, что менее совершенные органические создания, ближе стоящие к неорганической природе, отличаются от вышестоящих органических существ отчасти и большей неопределённостью их меры» [15] [16] [17] . При этом Солнечная система рассмат- ривается Гегелем как «царство свободной меры» . Что такое «свободная мера», Гегель не разъясняет. В этом случае (как, впрочем, и во всех других в исполнении Гегеля) непонятно в каком конкретно смысле используется слово «мера». Более того, даже бессмысленно искать какой- то «конкретный смысл», ведь в случае с диалектикой его нет и быть не может.

В результате категория меры, в исполнении Гегеля, превратилась в агрегат-конгломерат смыслов. При этом диалектическое использование этой категории позволяет (а часто требует) в начале повествования вкладывать один смысл (но какой именно не конкретизируется), а в конце — совершенно другой (отличный от первоначального, но опять «размытый»). Этот приём широко использовался (и продолжает использоваться) шулерами всех оттенков: и софистами и диалектиками. Впрочем, марксисты давно и хорошо знакомы с диалектикой- методологией «работы» таких понятий-конгломератов. Так, например,

П.В. Копнин, обращая внимание на методологические нововведения Гегеля в образовании понятий, вполне подтверждает наше наблюдение и замечает: «Положение о том, что понятие есть совокупность (точнее, даже целокупность) многообразных определений, что оно в своём развитии идёт от абстрактного к конкретному, является генеральной идеей гегелевской теории мышления, знаменующей совершенно новый подход к нему» 1 . Н.В. Карабанов также обращает внимание на диалектико-методологическую специфику образования и «работы» понятий: «Материалистическая диалектика углубила диалектическую трактовку понятия и открыла новые перспективы для изучения развивающихся научных понятий. Исходным пунктом здесь выступает принцип единства, тождества противоположностей, требующий понимания противоречивой природы понятия как единства различных и противоположных моментов, как целостной подвижной системы» .

Категория «мера» изначально конструировалась Гегелем для того, чтобы закон перехода количественных изменений в качественные и обратно «работал». «Работал» как надо и когда надо, ведь, по мнению Г егеля и всех его последователей, точно не известно, когда произойдёт изменение качества объекта (системы) при изменении количества чего- либо, характеризующего этот же объект (систему). Это изменение качества может произойти сразу же при минимальном (единичном) изменении количества, а может после накопления, аккумуляции элементарных количественных изменений. Диалектика принципиально не может ответить на этот вопрос. На него должны ответить «точные» науки. Диалектика предлагает лишь «наиболее общие законы». И для того чтобы у желающих отбить соблазн в опровержении этого закона, Гегелю необходимо было подстраховаться, что он и сделал, введя в оборот категорию меры со своеобразно-диалектическим содержанием, содержанием, позволяющим вытащить из него в нужный момент (как это делают фокусники в цирке) тот «ингредиент», который даст «полный отлуп» оппоненту. Сам Гегель следующим образом разъясняет «работу» введённой им категории: «Имеющееся в мере тождество качества и количества есть пока лишь в себе, но оно ещё не положено. Это означает, что каждое из тех двух определений, единство которых есть мера, проявляется также и для себя, так что, с одной стороны, количественные определения наличного бытия могут изменяться без из- [18] [19]

менений качества, а с другой — это безразличное возрастание и уменьшение имеет, однако, свою границу, переход которой изменяет и качество» 1 . Хороший закон: всеобщий, необходимый и очень конкретный, ведь, согласно ему, качество может либо изменяться при изменении количества, либо не изменяться. Третьего не дано! А поэтому попробуй нарушить этот закон, или опровергнуть! Не получится.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

источник

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез» . Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто . Переход одного из низ в другое называется становлением . Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления» .

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее» или «нечто» . Налично сущее , выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

источник

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные ( софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

. в общем ТРУБА ! Не хотел бы я быть философом 🙂

Законы диалектики ошибочны.

Диалектика марксизма очевидным образом пытается выкинуть СУБЪЕКТ из участия в РАЗВИТИИ. Но создание нового и более совершенного — это творческое действие субъекта, доступное ТОЛЬКО ему.
При этом необходимо выделить ДВА ВИДА РАЗВИТИЯ:
а) «Субъект-объект». Это ПОДЧИНЕННОЕ развитие — участие субъекта в развитии неживой материи (создание технических систем), где субъект улучшает неживой объект (идеальный пример — Альтшуллер Г.С. и созданная им ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач»)
б) «Субъект-субъект». Это ОСНОВНОЕ развитие — субъект улучшает субъект – т.е. субъект психологически улучшает сам себя или при поддержке другого субъекта (идеальный пример — это психотерапия с разработанными стадиями развития: Интегральное нейропрограмирование Ковалева С.В., и Интегральный подход Кена Уилбера). Без развитости субъекта невозможно развитие объективных технических систем — гопник не способен понять устройство сложной технической системы, а тем более ее создать.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Марксизм же СЛЕП в отношении необходимости развивать субъект, постулируя лишь развитие объекта (технических систем), и ни слова не говоря о развитии субъектов (психологических систем).

Рассмотрим законы диалектики:
1) «Единство и борьба противоположностей».
Нет такого. Есть АБСОЛЮТНАЯ ЕДИНАЯ ИСТИНА и борьба разных ЧАСТИЧНЫХ ВОСПРИЯТИЙ этой истины у разных субъектов (см. пояснения ниже). Для неживой же материи не существует борьбы с другой неживой материей. «Борьба» — это свойство, присущее только живому субъекту, к объективной материи не относящееся.

2) «Закон перехода количественных изменений в качественные»
Нет такого. Есть намеренная ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ новой более СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА (качества) — ничто не появляется само согласно 1-му закону термодинамики, а наоборот, только разрушается согласно 2-му закону термодинамики. К субъекту (к его работе над собой) это тоже относится – т.к. всё содержимое в пространстве сознания выступает для субъекта в качестве объекта: это ощущения, мысли, чувства, навыки, ценности, смыслы и т.д, которые субъект наблюдает как объекты.

3) «Отрицание отрицания»
Нет такого. Есть ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ и ВКЛЮЧЕНИЯ (закон Кена Уилбера).
Мерседес не является отрицанием жигули (он не отказался от колес или руля), а является улучшенной с помощью субъекта версией жигули, где основные элементы жигули были включены в мерседес (руль, колеса) и добавлены новые свойства, созданные субъектом и дающие превосходство мерседесу над жигули.

Пояснение по первому закону диалектики:
Существует Бесконечное Сознание, которое воспринимает весь Мир в его бесконечной полноте (Абсолют). И появляется ограниченное человеческое сознание (т.е. сжатый до точки вариант Бесконечного Сознания), которое увеличивает свою способность к более полному восприятию мира в течение своей жизни от нуля (при рождении) до бесконечности («обожение»). Это как с большой картиной и маленькой рамкой, которую мы кладем на картину — если рамка меньше картины, то она не охватит ее полностью — нужно расширять рамку. Порою (но не всегда) два разных ученых высвечивают две противоположные половины одной и той же картины, но считая что именно их половина и есть целая завершенная картина, они начинают отвергать другие важные части. Они абсолютизируют свою половину истины (картины) и игнорируют другую половину. Так возникают «идеализм» и «материализм», «эмпиризм» и «рационализм», и т.п. Выходом является учет всех частичных истин, как это сделал Кен Уилбер в своем Интегральном подходе.

Возможность развития сознания человека порождает динамику законов: постепенное увеличение способности воспринимать по 1-му закону приводит к 3-му закону: старое восприятие превосходится (преодолевается) и включается в новое, – это в свою очередь порождает 2-й закон: субъект получает способность создавать более сложные структуры благодаря более полному (глубокому) восприятию мира.

источник

Читая статью про анализ-синтез (тут http://www.liveinternet.ru/users/natalia_hamlet/post163254093/), увидев слово диалектика, я вдруг вспомнила (что странно, ведь у Гамлета диалектико-синтетическое мышление, об этом я помню), что, когда я училась в универе, я ходила в кружок «Диалектика» под руководством писателя, который выпустил книгу на данную тему. Я помню, что с упоением слушала информацию, так как была согласна, ведь я всегда пользовалась диалектическим способом обработки информации.

Вот, что я узнала за это время. Существуют 3 способа познания. 1 — схоластический, это вера. Когда мы маленькие мы верим родителям, потому что ничего еще не знаем. 2 — метафизика, это когда нам уже объясняют, что это «хорошо», а это «плохо», мы делим весь мир на «правильно» и «неправильно». Иного не существует. 3 — диалектический, когда мы видим и плохое, и хорошее (сторон может более 2-х), но пытаемся взять плюсы с обеих сторон (или более), и исключить минусы обеих сторон (или более). Это если кратко. Но более подробно хочу написать именно о диалектике.

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

источник