Меню Рубрики

С точки зрения диалектики развитие это только прогресс

Развитие – это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью.

Развитие по своей направленности может быть прогрессивным(переход от низшего к высшему, от простого – к сложному) или регрессивным(переход от высшего к низшему, деградация).

Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций будет преобладать в конкретной ситуации.

Возникновение в материальной системе качественно новых возможностей, не существовавших ранее, как правило, свидетельствует о необратимостиразвития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе развития системы качественно иные отношения, структурные связи и функции, в принципе гарантируют то, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет.

Для развития характерны также свойства новизныи преемственности. Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние данной системы обусловливает саму возможность развития.

Развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще природе, обществу и сознанию.

Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит свое выражение в учении, которое называют диалектикой. В переводе с греческого этот термин означает «искусство вести беседу» или «искусство спора».

Диалектику в сегодняшнем её понимании можно представить как определённую систему категорий, связанных с основными законами развития. Эта система может рассматриваться либо как отображение объективных связей действительности, как определение бытия и его всеобщих форм, либо, наоборот, как основание, начало вещного мира.

Диалектика – теория и метод познания действительности, применяемый для объяснения и понимания законов природы, общества.

В философской традиции выделяется три основных закона диалектики, объясняющих развитие мира. Каждый из них характеризует свою сторону развития Первый закон диалектики — закон единства и борьбы противоположностей вскрывает в развитии его причину, источник (потому он называется основным). Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона необходимо обращение к категориям тождества, различия, противоположности, противоречия. Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. Закон подразумевает, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Развитие можно рассматривать в виде процесса становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.

Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определённым образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Количество определяется как внешняя для бытия определенность, относительно безразличная для той или иной вещи. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество выражается в категории меры. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведёт к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определённости.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако отрицание – это не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, прежде всего, связывают с прохождением в процессе развития трёх стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицание отрицания как логический процесс складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона раскрывается на примере роста растения. Например, зерно овса, брошенное в землю, прорастает в стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9350 — | 7298 — или читать все.

источник

Диалектика— учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на приём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах раз­вития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает воз­можность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилиза­ции. Развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы.

ПРОГРЕСС_РЕГРЕСС— наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.— тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.— диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций развития («моделей диалектики»).

Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистиче­ская, логико-гносеологическая модель диалектики.

Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-матери­алистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).

Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй по­ловины XIX —начала XX в., был английский философ Г. Спенсер (1820-1903).

Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности.

В западно-европейской философии сформировалась еще одна кон­цепция, называемая «творческий эволюционизм», или «эмердокентизм».

В литературе отмечаются следующие главные идеи этого течения. Во-первых, «творческая эволюция» строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается «взрывообразный», быстрый скачок. Во-вторых, новое качество высту­пает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой. В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформиро­вавшихся в итоге внезапных скачков.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция — «натуралистская». Это — диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дар­виновская концепция фактически соотносилась с частнонаучным по­нятием «эволюция», а не с всеобще-философским понятием развития. В этом плане она не могла иметь философского (в собственном смысле этого слова) статуса, поскольку не учитывала специфики социального развития. Тем более она не включала в себя исследования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анализи­ровала, в частности, тех понятий, логических средств, с помощью которых можно достигать адекватного отражения в мышлении разви­вающихся органических форм.

Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциен­тистская направленность — не в том плане, что отрицается значение науки вообще, особенно, для развития техники, производства, но в том, что наука подвергается резкой критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека и за «приписывание» диалек­тики природе.

Коснемся теперь равновесно-интеграционной концепции развития.

Теория равновесия начала складываться с XVII в. в целях объясне­ния общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподоблялось физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX в.), и общество стало рассматриваться преиму­щественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез» . Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто . Переход одного из низ в другое называется становлением . Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления» .

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее» или «нечто» . Налично сущее , выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

источник

Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

Номер выпуска: 46
Дата выхода: 11.11.2011, 14:00
Администратор рассылки: Калашников О.А. (Руководитель)
Подписчиков / экспертов: 53 / 31
Вопросов / ответов: 3 / 12

1. Бытие в философии – это
а) то, что вечно меняется;
б) то, что рождается и умирает;
в) то, что должно быть;
г) то, что существует.

2. В современном представлении материя – это
а) однородное мировое вещество;
б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;
в) единственная реальность;
г) первоначало мира.

3. Движение в философском понимании – это
а) любое взаимодействие;
б) перемещение в пространстве;
в) только качественные изменения;
г) только количественные изменения.

4. Пространство и время
а) существуют независимо друг от друга;
б) существуют в единстве и самостоятельно;
в) существовали до материи;
г) формы существования и координации материальных объектов.

5. С точки зрения метафизики развитие – это
а) движение по спирали;
б) необратимые качественные изменения;
в) только количественные измене ния;
г) регресс.

6. С точки зрения диалектики развитие – это
а) только прогресс;
б) только регресс;
в) движение по кругу;
г) необратимые качественные изменения.

7. Категории – это
а) названия объектов;
б) научные термины;
в) наиболее общие абстрактные понятия;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.

8. С точки зрения диалектики
а) общее породило единичное;
б) общее существует только в понятиях;
в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;
г) общее и единичное – стороны конкретного объекта.

9. Что верно?
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;
г) форма – способ существования содержания.

10. Фатализм утверждает, что всё предопределено
а) роком;
б) божественным предопределением;
в) судьбой;
г) всем вышеперечисленным.

11. Телеология рассматривает течение собы тий как результат действия
а) стечения обстоятельств;
б) божественного предопределения;
в) объективных законов;
г) человеческой воли.

12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случай-ности
а) случайность – это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;
в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.

13. Индетерминизм единственной основой процесса развития признаёт
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.

14. Сущность и явление
а) полностью совпадают;
б) существуют независимо друг от друга;
в) совпадают частично;
г) не предполагают друг друга.

15. Проблема человека является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как
а) гносеология;
б) онтология;
в) телеология;
г) антропология.
16. Сведение общественной составляющей человека к природным механизмам наблюдается в
а) социобиологии;
б) марксизме;
в) сциентизме;
г) неопозитивизме.

17. Общественный договор как источник формирования государства и общества называли
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в) Дж. Локк;
г) все вышеназванные философы.

18. Концепцию локальных обществ (цивилизаций) не развивал
а) К. Ясперс;
б) А. Тойнби;
в) Н. Я. Данилевский;
г) О. Шпенглер.

19. Человеческие ценности
а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;
б) всегда полностью сохраняют свою иерархию;
в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;
г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.

20. К ведению эстетики относятся
а) критерии нравственности;
б) критерии истинности;
в) критерии красоты;
г) критерии объективности.

21. С точки зрения современной науки сознание
а) возникает одновременно с рождением человека;
б) закономерно возникает на этапе мла денчества;
в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды;
г) генетически передаётся от родителей.

22. Язык и мышление
а) связаны между собой и тождественны друг другу;
б) связаны между собой, но не тождественны друг другу;
в) не связаны между собой;
г) частично пересекаются между собой.

23. С точки зрения диалектического материализма критерием истины выступает
а) практика;
б) логичность рассуждений;
в) мнение большинства;
г) рациональная интуиция.

24. Анализом понимания познанного занимается философское направление, на-зываемое
а) неопозитивизм;
б) прагматизм;
в) герменевтика;
г) гносеология.

25. К методам научного познания не относятся
а) методы получения знаний;
б) методы дополнения знаний;
в) методы развития знаний;
г) методы воплощения знаний в практику.

26. Научное познание
а) заменяет обыденное познание;
б) является формой обыденного познания;
в) продол жает обыденное познание как его этап;
г) является более высокой стадией познания.

27. Что верно?
а) все, что объективно истинно, то нравственно;
б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;
в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;
г) достижения науки не могут быть безнравственными.

28. Цивилизация с точки зрения цивилизационного подхода
а) не связана с понятием «культура»;
б) тождественна понятию «культура»;
в) одна из ступеней в развитии культуры;
г) более широкое понятие, чем культура.

29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте правильный ответ:
а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество;
б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации;
в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок;
г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общ е-ства.

30. Глобальные проблемы развития человечества возникли в
а) период Нового времени;
б) конце XIX века;
в) первой половине ХХ века;
г) второй половине ХХ века.

Дата отправки: 19.01.2009, 17:05
Вопрос задал: Степаньков Сергей Сергеевич
Всего ответов: 3
Страница онлайн-консультации »

Здравствуйте, Степаньков Сергей Сергеевич!
Я бы ответил так
1-г
2-б
3-в
4-г
5-в
6-г
7-в
8-б
9-г
10-в
11-б
12-а
13-б
14-б
15-г
16-а
17-а
18-а
19-г
20-в
21-в
22-б
23-а
24-г
25-г
26-г
27-б
28-г
29-г
30-г
Но все может бить и мои знания уже могут устареть (или подзабыться)
Удачи в освоении предмета.

Здравствуйте, уважаемый Степаньков Сергей Сергеевич!

Эксперты умирают, но не сдаются. Выкладываю тест.

1-г)— («бытие» часто используют для обозначения мира как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит). Википедия.
2-б) — ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают
существование материи, но сводят ее к «совокупности (комплексам) ощущений».
Материя, вещь, предмет, по их мнению, — это комплекс ощущений человека.
Именно ощущения человека создают, конструируют их).
3-а) — (высшая форма движения обладает по отношению к своим исходным основам относительной самостоятельностью, своеобразием. Например, биологические явления обладают свойствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления отличаются от биологических.
Учение о формах движения материи совершенствуется с прогрессом научного знания о мире).
4-б) — (Простра́нство-вре́мя — физическая модель, дополняющая пространство временны́м измерением и, таким образом, создающая новую теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом. В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение). Википедия
5-б) — (Для этой метафизики характерна завершенность и ясность в вопросе первоначала, а также сакральность в отношении процессов творения. Основное ее отличие от других подходов к происхождению мироздания — в недопустимости вольнодумия и дискуссий по вопросам, не освещенным Богом). Ислам
6-а) — (Диалектика — искусство спорить, вести рассуждение):
Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления;
Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет). Википедия.
7-г) — (Категории — о пределения в Интернете:
Категория — высказывание, обвинение, признак). Википедия.
8-г) — (если искусство спорить, то стороны конкретного объекта)
9-в) — (СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА — философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом).
10-г) — Признание однолинейной жесткой зависимости между причиной и следствием фактически означало утверждение фатальной предопределенности всего случающегося). Высказывание историков.
11-б) — (Ограниченность фенотипической изменчивости не вызывает сомнений. Как говорил Т. Хаксли, у китов нет тенденции к появлению перьев, а у птиц—к развитию китового уса).
12-г) — (Необходимость — случайность. Философские категории, выражающие два вида).
13-а) — (Сравнительная характеристика двух противоположных философских течений — детерминизма и индетерминизма. Сущно сть и диалектическая связь философских категорий «форма-содержание», их место и значение в познании мира. Соотношение правового и нравственного).
14-в) — (Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения). Философские определения.
15-г) — (Принципиальной задачей философской антропологии является
разработка проблемы сущности человека).
16-а) — (В этом процессе, материально-практическом и духовно-отраженном, общественная « составляющая» в био-социо-культурной сущности человека).
17-а) — ( трактат Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре» (1762).
18-) Нет ответа
19-б) — (Остаются в ечными человеческие ценности и человеческие пороки
— любовь и ненависть, добро и зло
). Академик Владимир ФРОЛЬКИС
20-а) — (Этикет деловой беседы относится , по своей сущности к этике- науке о морали и нравственности. . что очень способствует успешному ведению переговоров).
21-в) — (В процессе индивидуального развития известную роль, очевидно, играет созревание, не менее очевидно, что определенную роль в нем играет и обучение). С. Л. Рубинштейн.
22-а) — (Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, .
Язык и мышление два названия одной и той же вещи»)
23-б) — (Конкретная истина всегда связана с задачами познания и ограничена уровнем развития конкретно-исторической практики. Неполнота и конкретность, характеризующие
относительность истины, делают каждую объективную истину и абсолютной, и
относительной.
) В. П. Лега. Философия нового времени.
24-б) — (Л.В.Блинников — Краткий словарь философских персоналий.
Термин «прагматизм» означает направление в философской мысли)
25-б) — Не оспоримо
26-г) — (Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании)
27-а) — (То, что в субъективной форме есть нравственность, то в объективной — право). Так Кант пытался обосновать истину.
28-в) — (Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры).
29-г) — (укрепился постмодернистский взгляд на рассматриваемые нами процессы: практика показывает, что прогресс информационного общества (общества профессионалов) есть реальность: она может дать и дает определенные преимущества одним и может принести и приносит проблемы другим; она описывается принципиально разнообразно в рамках разных парадигм). А.В. Бузгалин,
— док тор экономических наук, профессор МГУ

30-г) — (На пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных).
Последний пункт открыт подробнее
Вот такие размышления. Удачи.

Консультировал: Andrei-pr
Дата отправки: 19.01.2009, 18:14
Консультировал: Tit
Дата отправки: 20.01.2009, 05:35

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:

в некотором царстве правил король. однажды он решилпровести эксперимент над заключенными. в одн из комнат посадим очаровательную принцессу, а в другую — тигра. на двери каждой комнаты повесим табличку, а заключенному будет кое-что сказано о них. если узник не дурак, он сумеет сохранить себе жизнь и впридачу заполучить прелестную невесту.
а что если в обеих комнатах тигры? — спросил узник
считай, не повезло — ответил король
а если в обеих комнатах по красавице? — поинтересовался узник
считай, подфартило.
ну, хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другой тигр, что тогда? — не успокаивался узник
вот тут то уже все зависит от тебя! не так ли?
да откуда же мне знать, где кто?
тут король указал на таблички :
1 — в обеих комнатах принцессы
2 — в этой комнате принцесса, а в другой тигр
— если в первой комнате тигр, то утверждение истино, а если приннцесса, то ложно. относительно второй комнаты все наоборот — если в комнате находится принцеса, то истино, а если тигр, то ложно — сказал короь

Здравствуйте, Шинкаренко Сергей Владимирович!

Посмотрим, может ли быть в первой комнате тигр.
Тогда утверждение о первой комнате И(в первой комнате тигр)->Л(в обеих комнатах принцессы)
Из истины не может следовать ложь.
Посмотрим, может ли быть в первой комнате принцесса.
Тогда утверждение о первой комнате Л(в первой комнате тигр)->Л(в обеих комнатах принцессы)
И(в первой комнате принцесса)->утверждение, что в обоих комнатах принцессы, ложно
Последнее утверждение должно быть истинным, то есть в первой принцесса, во второй тигр.
Тогда табличка на 2 комнате — ложь. Что и должно быть по утверждению короля.

Консультировал: Alexis (3-й класс)
Дата отправки: 20.01.2009, 15:24

Здравствуйте, Шинкаренко Сергей Владимирович!
1 — в обеих комнатах принцессы
2 — в этой комнате принцесса, а в другой тигр
— если в первой комнате тигр, то утверждение истино, а если приннцесса, то ложно. относительно второй комнаты все наоборот — если в комнате находится принцеса, то истино, а если тигр, то ложно — сказал короь

Есть два варианта: 1) П1 ∧ П2 и 2) П2∧Т1
Составляем формулы:
а) Т1⇒ 1 = П1 ∧ П2
б) П1⇒не 1 = не П1 ∨ не П2

в) П2⇒ 2 =П2∧Т1
г) Т2⇒не 2= не (П2∧Т1) = не П2 ∨ не Т1

а) явно ложно
б) П1⇒не П2 может быть и истиной, и ложью
в)похоже на правду, хотя в первой комнате может быть и другая принцесса, а совсем не тигр
г)явная истина (Т2⇒ не П2)
Поэтому я буду искать принцессу во второй комнате

Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так: Поскольку мир един, то и законы его развития должны действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга.

Можно ли согласиться с таким выводом? Аргументируйте ответ.

Здравствуйте, Посетитель — 338269! Законы развития известные нам: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количества в качество. На имеющемся уровне познания материи мы можем утверждать, что все существа схожи (не только мыслящие): они состоят из 6 кварков, 6 лептонов и 4 видов взаимодейтсвий. Поэтому существа похожи. Биологическая материя может быть на основе углерода, а может на основе кремния. Тут уже могут быть фундаментальные отличия. Пока всё.

Консультировал: Асмик Гаряка (Академик)
Дата отправки: 25.01.2011, 13:02

Здравствуйте, Посетитель — 338269!

Один из постулатов космологии гласит, что Вселенная однородна и изотропна. В этом смысле он действительно един. И законы справедливы всегда и везде.

1)Ну, во-первых, в вопросе не уточняется в каком смысле похожи. Если внешне — не обязательно. Скажем так, внешний вид инопланетянина может существенным образом зависеть от величины напряженности гравитационного поля на планете. Или от того, что является средой его обитания.

2)Если предположительно похожи ментальн о — тут еще труднее что-то утверждать.

3)Учитывая, что этап самого начального зарождения жизни на Земле практически не оставил следов и нам до конца не понятны законы и механизмы , которые лежали в его основе, трудно говорить что-то и утверждать наверняка (с самой Вселенной немного проще — мы можем наблюдать этапы развития Вселенной благодаря конечности скорости распространения света, то есть если обьект находится на расстоянии миллиард световых лет, то мы видим его таким, каким он был миллиард лет назад. Кроме того есть возможность ставить физические эксперименты, которые могут помочь продвинуться в понимании эволюции Вселенной. Кроме того физики-теоретики достаточно уверенно могут утверждать некоторые вещи. А вот что касается живого, то тут эксперименты пока не слишком могут помочь (хотя с каждым годом надеж все больше), теоретики так же не могут тут сказать ничего определенного ну и следов осталось, как я сказал мало или почти нету).
Таким образом утверждение сомнительно вплоть до того, что , например, в настоящий момент единственными мыслящими существами во Вселенной могут быть земляне.
Я бы сказал, что вывод слегка хромает благодаря механистическому, что называется, подходу в данном вопросе (если речь идет о неживой материи, то все действительно детерминировано законами физики).
Что не всегда применимо и оправдано , если речь идет о живой материи.

Консультировал: Эксперт Андрей provisor_andrey@mail.ru (Х Заблокирован)
Дата отправки: 12.10.2010, 15:56

Здравствуйте, Посетитель — 338269!
Законы развития мира — это фундаментальная система отношений, которая реализуется в существовании и действительности субстанции, являющейся носителем и источником этой системы отношений. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину, направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию, субординацию. Источник саморазвития детерминирует закон единства, борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т. е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития, самодвижения предмета как имманентного ему. Содержание закона единства, борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности, противоречия. Категория тождества выражает о динаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Тождество полюсов, таких как светлое — темное, теплое — холодное и т.п., определяется самим фактом существования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной, качественной определенностью. Последняя влечет за собой отличие, неодинаковость, непохожесть, асимметрию, отрицание друг в друге вплоть до взаимоисключения противоположных полюсов. Этот аспект существования предмета выражает категория различия. Доводя различие элементов, тенденций развития некоторой целостности до предела, мы мыслим их как противоположности, как стороны существования этой целостности, непосредственно несовместимые друг с другом. Вместе с тем они образуют системное единство, определяемое всей совокупностью взаимосвязей как внутри рассматриваемой целостности, так, ее внешних взаимодействий со средой. Такое единство, одновременно проявляющееся в тождестве, различии противоположностей, выражает катего рия противоречия. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают, переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое.

Консультировал: Alexander Babich (Профессионал)
Дата отправки: 12.10.2010, 16:14

Здравствуйте, Посетитель — 338269!

В дополнение — отрывок из книги С. Хокинга «Краткая история времени»:

Можно выдвинуть несколько возражений против привлечения сильного антропного принципа для объяснения наблюдаемого состояния Вселенной. Во-первых, в каком смысле можно говорить, что все эти вселенные существуют? Если они действительно изолированы друг от друга, то события, происходящие не в нашей Вселенной, не могут иметь наблюдаемых следствий в нашей Вселенной. Поэтому нам следует воспользоваться принципом экономии и исключить их из теории. Если же эти вселенные – просто разные области одной и той же вселенной, то научные законы должны быть одинаковы в каждой области, потому что иначе был бы невозможен непрерывный переход из одной области в другую. Тогда области отличались бы друг от друга только начальными конфигурациями и сильный антропный принцип сводился бы к слабой формулировке.

Второе возражение против сильного антропного принцип а – это то, что он направлен против хода всей истории науки. Развитие науки шло от геоцентрических космологии Птолемея и его предшественников через гелиоцентрическую космологию Коперника и Галилея к современной картине мира, согласно которой Земля является планетой среднего размера, обращающейся вокруг обычной звезды внутри обычной спиральной галактики, которая в свою очередь является всего лишь одной из миллиона миллионов галактик в наблюдаемой части Вселенной. Тем не менее, согласно сильному антропному принципу, все это гигантское сооружение существует просто ради нас. В это очень трудно поверить. Наша Солнечная система безусловно является необходимым условием нашего существования; те же самые рассуждения можно распространить на всю нашу Галактику, чтобы учесть звезды раннего поколения, благодаря которым произошел синтез тяжелых элементов. Но, по-видимому, нет никакой необходимости в том, чтобы все эти другие галактики, да и вся Вселенная были такими однородными и одинаков ыми в больших масштабах в любом направлении.

Можно было бы не беспокоиться насчет антропного принципа, особенно в его слабой формулировке, если бы удалось показать, что из разных начальных конфигураций Вселенной лишь некоторые могли развиться во Вселенную, как та, которую мы наблюдаем. Если это правильно, то Вселенная, возникшая из случайных начальных условий, должна содержать в себе гладкие и однородные области, пригодные для развития разумной жизни. Если же для того, чтобы получилось то, что мы видим вокруг, требовался чрезвычайно тщательный выбор начального состояния Вселенной, то вряд ли в ней оказалась бы хоть одна область, в которой могла зародиться жизнь. В горячей модели большого взрыва было слишком мало времени для передачи тепла из одной области в другую. Это значит, что для объяснения того факта, что температура микроволнового фона одинакова в любом направлении наблюдения, необходимо, чтобы в начальном состоянии Вселенной ее температура была везде в точнос ти одинаковой. Кроме того, требовался и очень точный выбор начальной скорости расширения, потому что для избежания повторного сжатия скорость расширения должна оставаться достаточно близкой к критическому значению. Следовательно, выбор начального состояния Вселенной должен производиться очень тщательно, если горячая модель большого взрыва применима до самого момента начала отсчета времени. Почему начало Вселенной должно было быть именно таким, очень трудно объяснить иначе, как деянием Бога, которому захотелось создать таких живых существ, как мы.

Консультировал: F®ost (Модератор)
Дата отправки: 12.10.2010, 16:32

Здравствуйте, Посетитель — 338269!

Посетитель — 338269:
Я поддержал ответ Alexander Babich и добавил бы, что человек ограничен в своем восприятии мира и мыслит категориями трехмерного мира (хотя многие утверждают что время — это четвертый элемент), возможно что существуют и четырехмерные и пятимерные и т.п. измерения, которые мы и не можем даже представить, это тоже самое, что попросить описать цвета незрячему человека, а глухому найти отличие в нотах. Так что все это теория и теорий прямо противоположных тоже много, т.е. что существует единственная разумная форма жизни во вселенной – это человечество, и все эти теории имеют право на существование.

И еще приведу одну ссылку — Вся правда о космосе, тоже интересно написано.

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 12.10.2010, 17:40

Здравствуйте, Посетитель — 338269!

Законы развития определяют жизнь как сложную самовоспроизводящуюся структуру, а разум(в широком смысле) — это тенденция к усложнению, упорядочению, повышению уровня организации систем. В широком смысле разум предстаёт как некое начало, явление, противоположное тенденциям к распаду, хаотизации и увеличению энтропии. К сожалению, когда заводят речь о том, какими должны быть разумные существа, живущие на других планетах, то, очень часто, совершенно необоснованно, почему-то приходят к уверенности, что эти существа должны быть похожи на людей, обладать теми же знаниями и даже жить лишь на планетах, близким по своим условиями к Земле и быть сходными с людьми внешне. Это, естественно, глупости. Разум как явление Вселенной есть очень широкое понятие и может и меть огромный диапазон проявлений, при этом нет абсолютно никакой гарантии, что те знания, те ценности, которые существуют у нас на Земле, будут иметь какие-то аналоги у существ внеземной цивилизации.
Даже когда мы ведем речь о земных организмах, те обстоятельства, которые сформировали возникновение нашего вида, уникальны и никогда не повторятся. Современные обезьяны отличаются от тех древних обезьян, от которых произошел человек разумный. Исторические обстоятельства, позволившие нашему виду сформироваться таким, какой он есть, ушли в прошлое, и даже если потомки каких-то из ныне живущих видов разовьются когда-нибудь в существ, не менее разумных, чем мы, совершенно невероятно, что они будут во всем такими же, как мы.
URL >>

Консультировал: Sergey V. Gornostaev (Специалист)
Дата отправки: 12.10.2010, 17:54

Здравствуйте, Посетитель — 338269!

Нет, нельзя. В силу того, что невозможно экстраполировать модель осознания нами мира на всю вселенную. Видение человеком мира коррелирует с его познаниями о этом мире (которые вероятно далеки от совершенства), т.е. случайные составляющие, влияющие друг на друга. Следовательно, наше представление о мире и законах по которым, как мы считаем, этот мир живет – имеют описательный характер в образах и терминах которые мы для себя и определили, что не гарантирует истинность суждений.
Отсюда следует, что не возможно говорить не только о единстве мира но даже утверждать что мир существует в единственном числе не верно. Следовательно, дальнейшие утверждения не имеют смысла.

Формально, брать за основу углеродную форму удобно, но удобно для нашего понимания, которое базируется на материализме и не допускает иного. Но, совсем не обязательно что бы разум имел форму, а форма была разумной

источник

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах раз­вития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает воз­можность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилиза­ции. Развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы.

ПРОГРЕСС_РЕГРЕСС— наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.— тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.— диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций развития («моделей диалектики»).

Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистиче­ская, логико-гносеологическая модель диалектики.

Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-матери­алистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).

Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй по­ловины XIX —начала XX в., был английский философ Г. Спенсер (1820-1903).

Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности.

В западно-европейской философии сформировалась еще одна кон­цепция, называемая «творческий эволюционизм», или «эмердокентизм».

В литературе отмечаются следующие главные идеи этого течения. Во-первых, «творческая эволюция» строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается «взрывообразный», быстрый скачок. Во-вторых, новое качество высту­пает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой. В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформиро­вавшихся в итоге внезапных скачков.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция — «натуралистская». Это — диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дар­виновская концепция фактически соотносилась с частнонаучным по­нятием «эволюция», а не с всеобще-философским понятием развития. В этом плане она не могла иметь философского (в собственном смысле этого слова) статуса, поскольку не учитывала специфики социального развития. Тем более она не включала в себя исследования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анализи­ровала, в частности, тех понятий, логических средств, с помощью которых можно достигать адекватного отражения в мышлении разви­вающихся органических форм.

Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциен­тистская направленность — не в том плане, что отрицается значение науки вообще, особенно, для развития техники, производства, но в том, что наука подвергается резкой критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека и за «приписывание» диалек­тики природе.

Коснемся теперь равновесно-интеграционной концепции развития.

Теория равновесия начала складываться с XVII в. в целях объясне­ния общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподоблялось физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX в.), и общество стало рассматриваться преиму­щественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным.

39. Синергетика как общая теория самоорганизации. Предмет синергетики. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы.

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.

Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распростра­няются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекуляр­ной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций».

Г.Хакен и И. Пригожин делают акцент, прежде всего, на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в раз­личных материальных системах, могут быть подразделены на два типа:

во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса,

и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.

Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристи­ками второго типа в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинейность.

Природные процессы принципиаль­но неравновесны и нелинейны; именно такие процессы синергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов позволяет синергетике претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоста­вимой с теорией систем и кибернетикой.

Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на устойчивость, поря­док, однородность. Все эти установки как бы характеризуют парадигмальное основание и способ подхода к изучению природных процессов традиционной науки.

Синергетический подход акцентирует внимание ученых на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Это доминантный взгляд на мир, который должен характеризовать науку будущего.

Синергетика – одно из ведущих направлений современной науки, представляющее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре. Формирование синергетического мировоззрения в контексте естествознания рассматривается многими авторами как вызывающее парадигмальные трансформации современной естественнонаучной традиции и интерпретируется в качестве новейшей научной революции.

Развитие синергетики реализует себя в нескольких направлениях, в силу чего синергетическая исследовательская традиция представлена в современной культуре в нескольких различных версиях своей интерпретации, в силу чего могут быть зафиксированы и различные модели методологического осмысления синергетической исследовательской стратегии:

модель, предложенная школой Г. Хакена;

модель, связанная с именем И. Пригожина (Брюссельский Свободный университет и американская синергетическая школа);

модель российской школы синергетиков во главе с С.П. Курдюмовым (НИИ им. М.В. Келдыша и Института математического моделирования РАН, Московский государственный университет и др.).

Фундаментальным свойством исследуемых синергетикой объектов выступает их сложность. Под сложностью синергетика понимает способность к самооргнизации, усложнению свойств пространственно временной структуры на макроскопическом уровне в силу происходящих на микроуровне изменений. Так, например, классическим эмпирическим полем синергетических исследований выступает механика жидких сред и, прежде всего, неравновесная гидродинамика.

Основные свойства самоорганизующихся систем — открытость, нелинейность, диссипативность.

Главная идея синергетики — идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации является образование петли положительной обратной связи системы и среды. При этом система начинает самоорганизовываться и противостоит тенденции ее разрушения средой. Самоорганизующиеся системы — это обычно очень сложные открытые системы, которые характеризуются огромным числом степеней свободы. Однако далеко не все степени свободы системы одинаково важны для ее функционирования. С течением времени в системе выделяется небольшое количество ведущих, определяющих степеней свободы, к которым «подстраиваются» остальные. Такие основные степени свободы системы получили название аттракторов. Аттракторы характеризуют те направления, в которых способна эволюционировать открытая нелинейная среда. (В закрытой системе аттрактор один, и он определяется вторым началом термодинамики — максимальная энтропия.) Иначе говоря, аттракторы — это те структуры (и цели), по направлению к которым протекают процессы самоорганизации в нелинейных средах. Для наглядной иллюстрации понятия аттрактора часто используют образ конуса «воронки», который втягивает в себя траектории эволюции нелинейной системы.

В процессе самоорганизации возникает множество новых свойств и состояний. Очень важно, что обычно соотношения, связывающие аттракторы, намного проще, чем математические модели, детально описывающие всю новую систему. Это связано с тем, что аттракторы отражают содержание оснований неравновесной системы. Поэтому задача определения аттракторов — одна из важнейших при конкретном моделировании самоорганизующихся систем.

40. Понятие энтропии, хаоса, бифуркации, диссипативных структур. Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных явлений и процессов.

Синергетика (от греч. synergetike — содружество, коллективное поведение) — наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок.

При этом под самоорганизацией понимается появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры, т.е. образование структуры происходит не за счет внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки.

Самоорганизация, по определению автора науки, немецкого физика Германа Хакена, — «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного, кооперативного (синхронного) действия многих подсистем».

Синергетика родом из физических дисциплин — термодинамики, радиофизики. Но ее идеи носят междисциплинарный характер. Они как бы подводят базу под совершающийся в естествознании глобальный эволюционный синтез. Поэтому ученые в синергетике видят одну из важнейших составляющих современной научной картины мира.

Равновесная термодинамика занимается процессами взаимопревращения различных видов энергии. Ею установлено, что взаимные превращения тепла и работы неравнозначны. Работа может полно­стью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально не­возможно. Это означает, что во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность -«стрела оптимальности»!

Знаменитое второе начало термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему».

Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики) в принципе не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме.

Но в реальности такого никогда не происходит. Вот эту-то односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало. Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие — энтропия. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы.

Поэтому более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: «При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает».

Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная (с постоянной энергией) система стремится перейти в состоя­ние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это — наиболее простое состояние системы, или состояние термоди­намического равновесия, при котором движение частиц хаотично.

Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно полному хаосу.

Понятие хаоса в синергетике трактуется неоднозначно, поскольку содержание этого понятия зависит от точки зрения, с которой оно рассматривается. Так, согласно второму закону термодинамики, состояние хаоса в сложной системе наступает в тот момент, когда в ней устанавливается тепловое равновесие. В таком состоянии величина энтропии, как меры беспорядка, достигает максимального значения. В состоянии равновесия исчезает разность энергетических потенциалов между элементами системы, разрушаются структурные связи, прекращается движение, исчезают диффузные потоки. Элементы системы как бы перестают замечать друг друга. Такой хаос соответствует состоянию пассивности, равнодушия, сужению сознания. В космогонических учениях великим Хаосом называется первоначальная материальная субстанция, из которой боги, применяя Силу и Разум, строят различные миры. В теории самоорганизации хаос — это совокупность элементов, из которых под действием внешних сил может возникнуть диссипативная структура, способная к самоорганизации.

В синергетическом смысле хаос рассматривается как беспорядок, а хаотизация — как процесс нарушения взаимодействия, как разрушение структурных связей в системе. Если термодинамический хаос ассоциируется с пассивностью как ограниченностью, депрессией, то хаос синергетический — с активностью как нежеланием подчиняться условиям, ограничивающим степени свободы. Отсюда следует, что хаосу присущи не только негативные, но и позитивные качества.

Понятие порядка также определяется неоднозначно. С одной стороны, порядок означает наличие структурных уровней в системе, их иерархическую организацию, установление закономерных связей между уровнями и подуровнями системы. Наличие порядка позволяет системе достаточно быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, приводя в действие механизмы самоорганизации. В то же время любой порядок — это одновременно и ограничение степеней свободы структурных элементов, составляющих сложное целое. Таким образом, порядок способствует выживанию системы, но лишает ее определенных степеней свободы.

Достигшая критических параметров система из состояния сильной неустойчивости как бы «сваливается» в одно из многих возможных новых для нее устойчивых состояний. В этой точке (ее называютточкой бифуркации) эволюционный путь системы как бы разветвляется, и какая именно ветвь развития будет выбрана — решает случай! Но после того, как «выбор сделан», и система перешла в качественно новое устойчивое состояние — назад возврата нет. Процесс этот необратим.

Многие ученые — синергетики хорошо знают смысл слова бифуркация, но немногие догадываются о том, что это слово являетсяключевым для понимании смысла синергетики.

Бифуркация-разделение, раздвоение, разветвление чего-либо на два потока, на два направления.Не на три, на четыре, . а именно на два!!

Таким образом, бифуркация прямо указывает на источник — закономерность двойственности (двойственные отношения -«Ян-Инь», «мужское-женское», . и т.д.), порождающей Единый закон эволюции двойственного отношения.

Диссипативные системы—сильно неравновесные. В них возможны неустойчивые состояния. В таких системах на определенном для каждой системы удалении от состояния равновесия флуктуации вместо того, чтобы затухать (как в равновесных системах), наоборот усиливаются и завладевают всей системой, вынуждая ее эволюционировать к новому режиму. Эти явления возникают в так называемой нелинейной области, в которой свойства системы моделируются нелинейными уравнениями.

_*Величины флуктуаций резко увеличиваются вблизи так называемых точек бифуркации (см. ниже) по сравнению с неравновесными состояниями, далекими от точек бифуркаций, и тем более по сравнению с равновесными состояниями. Гигантские флуктуации, чередуясь, создают впечатление хаоса, но на самом деле система прощупывает, какая из флуктуаций наиболее соответствует как состоянию самой системы, так и внешним условиям. Любая из них по стечению обстоятельств, а не в силу детерминированного выбора может стать началом эволюции системы в совершенно неожиданном направлении.

Диссипативные структуры являются результатом противоборства двух противоположностей: накачки энергии средой в систему и оттока энергии за счет теплопроводности или излучения; притока массы реагирующих веществ и рассеяния их за счет диффузии или стока продуктов реакции. Иными словами, диссипативные структуры возникают на потоке энергии или массы (а также информации).

источник

Консультировал: Асмик Гаряка (Академик)
Дата отправки: 12.10.2010, 19:24

Популярные записи

Дают ли отсрочку после коррекции зрения
Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение
Личность человека с точки зрения философии
Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе
С точки зрения аристотеля политика была
Вещества с точки зрения зонной теории
Портит ли зрение чтение при плохом освещении
Стоимость ночные линзы для восстановления зрения