Меню Рубрики

С точки зрения построения воспитательного процесса воспитание это

Личность человека формируется под влиянием различных факторов, одним из важных из них является воспитание.

В науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». С позиции психологии воспитание — процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей во внутренний, психический план личности: в ее убеждения, установки, поведение.

В настоящее время в педагогике существует более 30 моделей, концептуальных подходов воспитания, представленных такими авторами как В.Г. Бочарова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, В.М. Коротов, А.В. Мудрик и др. У исследователей воспитание, как правило, рассматривается как общественное явление, как педагогическое явление, как воспитательный процесс.

Как общественное явление воспитаниехарактеризуется особенностями генезиса, своеобразием соответствующего этапа общественно-исторического развития общества. Оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, религия, мораль. «Воспитание как общественное явление — это передача накопленного опыта от одного поколения к другому»[21]. «Воспитание как педагогическое явление — это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок»[22]. Многие концепции рассматривают воспитание как процесс управления, организации воспитательного воздействия, формирования. Большое внимание при этом уделяется созданию благоприятных для этого условий, к которым относят воспитательную среду, личность воспитателя и т.д.

Мы за основу берем определение воспитания П.И. Пидкасистого, считаем, что здесь гармонично отражены позиции педагога и учащихся, суть их взаимодействия, задачи времени. С точки зрения П.И. Пидкасистого процесс воспитания — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Авторским коллективом в составе Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, И.А. Зимней был проведен анализ существующих концептуальных подходов и концепций воспитания. Этот анализ свидетельствует, что большинство авторов определяют задачи воспитания как «воспитаниесовременного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности»[23].

Процесс воспитания наполнен содержанием. В основе определения содержания воспитания лежат идеи: реализм цели воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; культура жизненного самоопределения ребенка; личностная направленность воспитания; опора в воспитании на детский интерес, чувство товарищества, романтику, стремление к творчеству; коллективистская направленность.

Суть воспитательного процесса — сформировать в ребенке умение реализовать себя в трех главных ролях в жизни: гражданина, работника, семьянина. Содержание включает в себя формирование ценностных отношений, семейных отношений, культуры общения, жизненного самоопределения, а также интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он целенаправленный (цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику); многофакторный (на него воздействуют и в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием сложность данного процесса); длительный и непрерывный (результат системы работы, подчиненной одной цели, переходящий в самовоспитание); комплексный (единство цели, задач, содержания, форм и методов); носит двусторонний характер (заключает в себе связь, идущую в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю). Процесс воспитания — это последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделяются следующие этапы: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.

Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее традиционными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т.д.

В настоящее время в России нет единой концепции воспитания. Разработаны подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы. Закон «Об образовании» (1996) свидетельствует о ряде элементов, которые составляют основы современной государственной политики воспитания. Ее цель — стимулирование саморазвития личности. Базовое образование и культура личности определены как основа для ее дальнейшего развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Акцент в данном подходе делается на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободе и стимулировании деятельности детей, самоорганизации и развитии интересов[24].

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

&Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.А. Селивановой. — М., 1998.

&Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М., 1998.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Концепция системного построения процесса воспитания ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова ) В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания ( целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности , в котором нужно выделить какой — то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепциироль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности,

использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

— построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; —

е)культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

источник

Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.

Принципы воспитания

1) личностный подход в воспитании:признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при​знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич​ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи​таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос​питательной деятельности на всю совокупность знаний о че​ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую​щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отно​шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

Средовой подход в воспитательной деятельности,

т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей,в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этни​ческими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими ус​ловиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания,которая предпола​гает обязательный учет половозрастных особенностей уча​щихся.

6) культуросообразность воспитания,т.е. опора в воспи​тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации ­ пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

Имплицитная концепция воспитания (Автор: И. С. Кон).

Понятие —Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

Цель —Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).

Принципы —Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.

Содержание —имплицитных концепций воспитания во многом определяет позицию человека, как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности, и проявления субъективности в процессе социализации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10559 — | 7323 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Вопрос 1 из 25

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого пони­мания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого, или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания будем использовать следующую схему:

1. Название концепции, ее автор(ы), наименование публикации, в которой изложены основные положения.

2. Определение понятия «воспитание».

3. Цель и принципы воспитания.

4. Содержание воспитательного процесса.

6. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально положения концепции изложены в книге «Воспитание? Воспитание… Вос-питание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Понятие ”воспитание”.

Воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А.Караковский, Л.И.Новикова и Н.Л.Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, раз­нообразную творческую деятельность.

— в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

— развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

— самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания.

Разработчики концепции полагают, что и в современном poссийском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков,- пишет В.А.Караковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.

1.Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой зада­чи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

2.Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

3.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

4.Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

5.Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся:

а) личностный подход в воспитании:

-признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

-уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

-при­знание их социальных прав и свобод;

-ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

-отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

-опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, предполагающая обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

— построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А.Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечелове­ческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, лицемерия и демагогии, как в нем. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику созна­ния его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека — это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется. Значит, дети — главный признак семьи. В тече­ние многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И чтобы в сознании людей семья вновь стала нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и на­правлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Вос­питательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — развитию личности ученика. В широком смысле знания — это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Глубина — это понимание сущности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь и первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят наиболее ценные мыслительные операции. Прочность знаний предполагает их быстрое и точное воспроизведение, что дается, в основном, тренировкой и памятью. Разнообразие знаний — это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это знания, приобретаемые добровольно, из интереса, любознательности или выгоды. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера — высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Шекспир и Пушкин пришли к одному выводу: причина всех человеческих бед — в невежестве. Интеллигентность — антипод хамству и невежеству. Сегодня это особенно актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Идет мощная коммерциализация духовной сферы, в особенности искусства. Прагматики грубо срывают с него покров таинства высокого творчества, деформируют эстетические вкусы молодежи, подсовывая ей порнографию и жестокость.

Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре.

Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам кра­соты и гармонии, — она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает «эффект маятника», школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека — жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок — естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Вначале это некая метафора, миф, сказка. Потом настает время накопления информации. В ранней юности образ мира нередко окрашен в романтические тона. В старших классах наступает пора реализма, основанная на научном познании. По мере постижения действительности образ мира все усложняется, приобретая множество дифференцированных признаков. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценностью. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания — преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное — создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

— первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

— второй путь — формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

— третий путь — разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Возможен и четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности Ноябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Человек
Семья
Труд
Знания
Культура
Отечество
Земля
Мир

Механизм воспитания.

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

— наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее ме­сте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

— событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

— формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

— педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность кото­рой строится на основе гуманистических ценностей.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой — выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего пер­востепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими идами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитатель­ных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедея­тельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностичес­кий аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.

Первая группа – критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

Вторая группа — критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы.

Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

1.Караковский В.А. Стать человеком. — М.,1993.

2.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.,2000.

3.Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование. — 1991. — № 11; Педагогика. — 1992. — №3-4. — С.11-19.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 1359 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя?

Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н.Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного — реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.

Профессиональное умение общаться с детьми – это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В.П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя.

А.И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:

А) формирование личности и управление ею;

Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе – к социализации.

Поэтому современный педагог – воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В.М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов.

Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.

Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:

А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;

Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;

В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.

О.С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни.

Н.И. Диреклеева рекомендует шесть направлений: здоровье, взаимодействие, нравственность, интеллект, досуг, семья.

В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы.

Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие.

Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками.

Возвращаясь к трудам Н.И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная – недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю.П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы.

Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.

Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности.

Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.

В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:

1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.

2. Системно-ролевая теория формирования личности.

3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.

4. Воспитание ребёнка как человека культуры.

5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.

6. Самовоспитание школьника.

7. Воспитание на основе потребности человека.

8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.

Концепция системного построения процесса воспитания.

Авторами данной концепции являются Людмила Ивановна Новикова, директор 825 школы Москвы, профессор Владимир Абрамович Караковский и Наталья Леонидовна Селиванова.

В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.

Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.

Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям:

1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.

2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.

3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.

4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:

источник

Тестовые задания для воспитателей, обучающихся по программе курсов повышения квалификации: «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»

для воспитателей, обучающихся по программе курсов повышения квалификации:

«Современные подходы к организации воспитательной деятельности
в учреждении дошкольного образования»

Целью выполнения тестовых заданий является определение уровня усвоения знаний по программе курсов.

• Вам будут представлены тестовые задания в количестве 27 вопросов

• внимательно познакомьтесь с вопросом и отметьте ответ на бланке.

Учреждение — МБОУ Свозовская НОШ (дошкольная группа)

Должность – воспитатель группы кратковременного пребывания

Необратимость, направленность, закономерность — это понятия, связанные с процессом …

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка предполагает:

а) субъект-субъектные отношения;

б) объект-субъектные отношения;

в) объект-объектные отношения.

Какой характер носит предметная среда ДОУ по отношению к ребёнку

Аксиомой является положение о том, что игра является ведущим видом деятельности.

б) возможность индивидуального подхода;

в) коллективная деятельность, предполагающая общение со взрослым и сверстниками.

Основными частями программы индивидуальной программы с ребенком являются

а) обоснование актуальности программы, психологический портрет ребенка

б) цель и задачи программы

в) содержание деятельности, план работы

г) ресурсное обеспечение программы

e) Что еще? Работа с родителями

Выделите основные два принципа организации содержания предметно-развивающей среды дошкольного учреждения:

Педагогическая технология – это…

А) конкретный план действий, создание инструкции, четкого алгоритма.

Б) система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная целями и задачами, гарантирующая достижение конкретных результатов в обучении, воспитании и развитии воспитанников.

В) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Г) составной элемент метода обучения или воспитания, который имеет по отношению к нему частный характер

Планирование воспитателя включает в себя следующие виды планов (допишите недостающее):

С точки зрения теории системного построения воспитательного процесса, воспитание – это

Б) создание условий для формирования личностных качеств

В) управление процессом развития личности

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:

А) Образовательное учреждение

б) возможность индивидуального подхода;

в) коллективная деятельность, предполагающая общение со взрослым и сверстниками.

Педагогическая технология – это…

А) конкретный план действий, создание инструкции, четкого алгоритма.

Б) система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная целями и задачами, гарантирующая достижение конкретных результатов в обучении, воспитании и развитии воспитанников.

В) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Г) составной элемент метода обучения или воспитания, который имеет по отношению к нему частный характер

Планирование воспитателя включает в себя следующие виды планов (допишите недостающее):

С точки зрения теории системного построения воспитательного процесса, воспитание – это

Б) создание условий для формирования личностных качеств

В) управление процессом развития личности

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:

А) Образовательное учреждение

Описание системы мониторинга эффективности педагогической деятельности включает в себя элементы:

А) критерии и показатели эффективности педагогической деятельности,

Б) алгоритм осуществления индивидуальной работы с ребенком,

В) формы и способы анализа и оценки,

Г) план осуществления диагностических процедур.

Критериями технологичности являются…

А) педагогическое моделирование деятельности воспитателя

Б) оценка уровня воспитанности

В) прогнозирование желательных результатов

Расположите этапы проектирования педагогической деятельности в нужной последовательности

[4 ] анализ полученных результатов, [2 ] разработка модели проекта деятельности, [3 ] реализация проекта деятельности, [ 1 ] моделирование, погружение в проблему.

Если педагогическая цель – это предвидимый результат педагогической деятельности, то задачи – это…

А) направления педагогической деятельности,

Б) критерии и показатели результата

В) частные цели, отражающие логику шагов в деятельности педагога по достижению искомого результата,

Г) постулаты, отражающие принципы деятельности педагога.

В Законе РФ «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-I (в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 12-ФЗ) под образованием понимается:

А) процесс всестороннего гармоничного развития личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Б) процесс получения знаний за счет централизованного обучения группы людей в течение определенного периода времени.

В) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Определите верную последовательность шагов при разработке и реализации воспитателем своей индивидуальной образовательной программы:

[ 1] диагностика уровня профессионализма [ 4] реализация индивидуальной образовательной программы [3 ] поиск ресурсов развития [ 2] программирование профессионального развития

К нормативно-правовым документам федерального уровня, регламентирующим образовательный процесс в ДОУ относятся:

а) закон «Об образовании» Российской Федерации;

б) Всеобщая декларация прав человека;

в) постановление «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

г) областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в годах»;

д) устав образовательного учреждения.

К какому виду дошкольных образовательных учреждений относятся эти задачи: 1) обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу; 2) обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста; 3) обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям ДОУ?

б) детский сад компенсирующего вида;

в) детский сад для детей раннего возраста.

Какие программы могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования:

Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период – это…

а) социальная ситуация развития;

б) ведущий вид деятельности;

Какой философский принцип провозглашает максимальный учет всего комплекса знаний о человеке в интересах его целенаправленного постижения и развития?

Определите правильную последовательность действий в алгоритме мониторинга эффективности педагогической деятельности:

[ 6 ] оценка, анализ имеющихся результатов [ 2 ] определение рекомендаций к педагогической деятельности [ 4 ] подбор методов, планирование мониторинга [ 5 ] осуществление мониторинга [ 3 ] определение цели, критериев и показателей исследования [ 1 ] выявление проблем и противоречий

Укажите верную формулировку закономерности образовательного процесса:

а) результативность воспитания и обучения зависит от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром;

б) результативность воспитания и обучения зависит от возрастных особенностей детей;

в) результативность воспитания и обучения зависит от уровня развития общества

Какой подход провозглашает рассмотрение процесса воспитания с учетом особенностей его участников?

Ведущим видом деятельности дошкольников является:

Цели обучения и воспитания должны определяться …

а) в зоне ближайшего развития ребенка;

источник