Меню Рубрики

С точки зрения природоохранного законодательства животный мир включает

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»). И, в первую очередь, здесь важно правовое регулирование указанной проблемы.

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном мире — кодифицированный Федеральный закон «О животном мире» 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира. Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования животного мира и среды его обитания, содержатся в Федеральном законе «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны — объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), — но и на многих других ее представителей.

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами.

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.

Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
  • подпадающие под действие международных договоров;
  • относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы — общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.

Право пользования животным миром — это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира.

Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о животном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование животным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).

Объектами права пользования животным миром являются объекты животного мира — организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).

Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.

Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о животном мире не определяются конкретные сроки пользования или их предельные размеры.

Пользование животным миром может осуществляться двумя способами — с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

По целевому назначению выделяются следующие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона о животном мире):

  • охота;
  • рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
  • добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естественной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологических коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);
  • извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей природной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а пользователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане — владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);
  • изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследования) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В первом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бесплатно, во втором — по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);
  • получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной среды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 Закона о животном мире).

Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользования животным миром — товарное выращивание, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).

Основаниями возникновения права пользования животным миром являются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия — разрешение специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности) или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, видах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.

Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (акватории).

При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:

  • плату за пользование животным миром;
  • штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания. Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицензии (ст. 53 Закона о животном мире).

Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий. Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

  • пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
  • пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;
  • собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
  • выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
  • заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
  • вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;
  • на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
  • предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
  • оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

  • осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
  • соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
  • применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
  • не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
  • осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
  • проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
  • оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
  • обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
  • применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

  • отказ от пользования;
  • нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;
  • возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
  • использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
  • ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.

Правовая охрана животного мира — это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения — охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  • задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  • производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
  • хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
  • применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

  • организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;
  • сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
  • охрана среды обитания животных.

Содержание этих направлений раскрывается применительно к следующим основным требованиям (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе — в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) — фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира — акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность — административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

источник

Животный мир, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 03.12.2008 г.) «О животном мире», в качестве объекта правового регулирования рассматривается как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Животный мир РФ — это государственная собственность (федеральная и субъектов РФ), следовательно, дикие животные, обитающие в природной среде, не являются предметом каких-либо гражданско-правовых сделок. Однако животные, изъятые из естественной среды их обитания, могут находиться в частной, муниципальной или иной собственности. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам — физическим и юридическим лицам, причем как российским, так и иностранным.

Виды пользования животным миром четко указаны в ст. 34 Федерального закона «О животном мире», и классифицируются по целям (охота, рыболовство, использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности и др.), способам (с изъятием животных из среды их обитания или без изъятия) и условиям пользования (бесплатное и платное).

Основаниями возникновения права пользования животным миром являются специальные разрешения — лицензии, — которые выдаются компетентными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира:

для граждан — именная разовая лицензия;

для юридических лиц — в соответствии с решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ выдается долгосрочная лицензия.

Пользователь должен также заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для использования объектов животного мира, с органом исполнительной власти соответствующей территории.

Законодательством определена правовая регламентация охоты и рыболовства. Существуют следующие ее виды: промысловая, спортивная или любительская.

Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников, осуществляемую на основе договоров или нарядов на отстрел (отлов) животных с целью заготовки продуктов охоты (шкур, меха, мяса и др.).

Право на спортивную или любительскую охоту имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, при определенных условиях, установленных законом:

сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием;

уплатившие государственную пошлину;

имеющие разрешение на пользование охотничьим ружьем и получившие путевку (лицензию) на производство охоты.

Таким образом, документами, удостоверяющими право на охоту, являются охотничий билет, путевка и лицензия.

Правовые меры охраны животного мира призваны обеспечить сохранение и воспроизводство животных и их популяций, а также естественную среду их обитания. Особой охране подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенных в Красную книгу РФ.

Меры юридической ответственности за нарушения экологических требований по рациональному использованию и охране животного мира отражены в следующих нормативных актах:

Федеральный закон РФ «О животном мире» (ст. ст. 55, 58);

КоАП РФ (ст. ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34—8.38, 10.6—10.8, 10.11);

Вред, причиненный животному миру, возмещается в соответствии со специально установленными законом таксами — денежными суммами за один экземпляр животного определенного вида, независимо от его размера и возраста, а при их отсутствии — по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8823 — | 7530 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Право пользования животным миром и его виды.

Животный мир как объект использования и охраны.

§ 1. Животный мир как объект использования и охраны

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» (далее — Закон от 24 апреля 1995 г.). Как сказано в ст. 2 этого Закона, целью правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания является обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создание условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Помимо Закона от 24 апреля 1995 г. отношения в области охраны и использования животного мира регулируются иным законодательством России и субъектов Федерации. Правовое регулирование этих отношений согласно ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство в области охраны и использования животного мира и среды его обитания базируется на положениях ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ.

Полномочия субъектов Федерации в данной сфере довольно обширны. К их ведению, в частности, отнесены: установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции; предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к их собственности; согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами (например, запрещение или ограничение лесопользования и водопользования в местах обитания редких зверей и птиц, рыбы ценных видов); организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; создание государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий и акваторий в пределах своей компетенции; организация и ведение государственного учета численности объектов животного мира и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Надо сказать, что субъекты Федерации активно пользуются своими правами в области охраны и использования животного мира, принимая по этим вопросам свои законы и другие нормативные правовые акты. Например, в Республике Марий Эл приняты Правила производства охоты на территории Республики Марий Эл, утверждены шкала и таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду, размеры платы за пользование дикими животными по лицензии. Постановлениями правительства в республике созданы и функционируют 10 государственных природных заказников, в том числе биологических: «Емешевский» (по охране сурка — байбака); «Пекшеевский» (по охране и воспроизводству глухаря); «Васильсурские дубравы» (по охране ценных охотничье — промысловых животных) и т.д. В целях охраны и сохранения численности охотничье — промысловых видов животных правительством принимались постановления об ограничении, а в некоторые годы и о полном запрете добычи их на территории республики. Принимаемые меры привели к некоторой стабилизации численности ряда животных: лося, медведя, зайца — беляка.

Животный мир является составной частью природной среды, неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. В ст. 1 Закона от 24 апреля 1995 г. дано следующее определение животного мира: это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных в неволе либо в полувольных условиях, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно — ветеринарные и зоологические требования по их содержанию. Несоблюдение этих требований влечет административную и уголовную ответственность, животные подлежат конфискации в судебном порядке.

Животный мир на территории России является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Как сказано в ст. 4 Закона от 24 апреля 1995 г., к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения (заповедниках, заказниках, национальных парках и т.д.); населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов Федерации. Такими видами животных являются лоси, олени, кабаны и ряд других, которые нередко меняют места обитания, покрывая значительные расстояния в поисках кормовых угодий и переходя административные границы областей, краев, республик. Мигрирующими объектами животного мира являются птицы, а также некоторые виды проходных и полупроходных рыб и ряд видов водных животных. К ним, в частности, относятся осетровые, лососевые рыбы, угорь, сазан, судак и другие, морские млекопитающие — киты, дельфины, каланы, тюлени.

В целях охраны и сохранения устойчивого биологического разнообразия животного мира Правительство РФ по согласованию с субъектами Федерации вправе относить определенные виды животных к федеральной собственности и по другим критериям.

§ 2. Право пользования животным миром и его виды

Определяя виды и способы пользования объектами животного мира, законодательство о животном мире исходит из закрепленного принципа такого использования его объектов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность к его воспроизводству и устойчивому развитию.

Охота — добывание диких зверей и птиц, одна из древнейших отраслей производственной деятельности человека. Охотничья фауна Российской Федерации богата и разнообразна, она насчитывает более 100 видов пушных зверей, 20 видов копытных, 150 видов охотничьих птиц.

Государственный охотничий фонд составляют дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, постоянно или временно населяющие территорию Российской Федерации и отнесенные Правительством РФ к объектам охоты. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, определен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289.

Порядок производства охоты и ведения охотничьего хозяйства установлен настоящим Федеральным законом, иными нормативными актами Российской Федерации, действующими в субъектах Российской Федерации, Законами об охоте и охотничьем хозяйстве, Правилами охоты, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями специально уполномоченных государственных органов управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Правовым актом, регулирующим весь комплекс отношений в процессе производства охоты, являются действующие в субъектах Российской Федерации Правила охоты. Применительно к конкретному региону ими определяются порядок предоставления права на охоту; понятие и границы охотничьих угодий, сроки, способы охоты; права и обязанности охотников; перечень запрещенных для добывания видов животных и другие условия производства охоты.

Промысловая охота ведется охотниками — промысловиками, охотничье — промысловыми и другими охотничьими хозяйствами различных видов и организационно — правовых форм собственности. Любительская и спортивная охота — виды отдыха и развивающегося на ее основе охотничьего туризма.

Гражданам РФ право охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками, ловчими птицами предоставляется по достижении 18 лет при вступлении в члены общества охотников и сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьем оружием и уплате государственной пошлины. Охотник должен иметь оформленное в установленном порядке разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

В районах промысловой охоты штатным охотникам — промысловикам охотничье — промысловых хозяйств, охотникам из числа коренного населения право на охоту предоставляется независимо от вступления в члены общества охотников и при снижении возраста. Иностранным охотникам право на охоту предоставляется после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращения с охотничьим оружием. Удостоверением на право охоты является надлежаще оформленный охотничий билет, выданный государственным органом управления охотничьим хозяйством или общественной охотничьей организацией, а для иностранного охотника — охотничий билет иностранного охотника.

Право на охоту и ведение охотничьего хозяйства предоставляется юридическим лицам на основании долгосрочной лицензии с выделением в установленном порядке определенной территории и акватории, гражданам на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества животных, в определенном месте или на конкретный срок. Приоритет в предоставлении права на охоту и выделение охотничьих угодий на конкретной территории предоставляется российским юридическим лицам и гражданам.

Перечень видов животных, отнесенных к объектам охоты, изъятие из среды обитания которых без лицензии запрещено, определен Приказом Госкомэкологии России от 23 ноября 1999 г. N 714. К таким животным относятся, например, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, дикий северный олень, косули, снежный баран, серна, муфлон.

Добывание животных, отнесенных к объектам охоты, допускается разрешенными орудиями и способами. Применение общеопасных и истребительных способов и орудий добывания животных запрещается. В охотничьих угодьях общего пользования охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном действующими Правилами охоты. В закрепленных за охотпользователями угодьях охота производится по разрешениям организаций, за которыми они закреплены. Закрытыми для охоты угодьями являются: территории государственных природных заповедников, государственных природных заказников, зеленых зон и другие территории, запрещение охоты на которых установлено Правилами охоты.

Закон обязывает охотпользователей принимать меры к созданию необходимых условий для охраны и воспроизводства охотничьих животных, не совершать действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания. В целях увеличения численности охотничьих зверей и птиц на территории охотничьих хозяйств и в охотугодьях проводятся мероприятия по улучшению кормовых и защитных свойств охотничьих угодий, подкормка охотничьих животных в тяжелые периоды года, борьба с вредными хищниками, снижение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на охотничью фауну, выпуск в охотничьи угодья зверей и птиц, борьба с заболеваниями животных.

Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности севера и Дальнего Востока, если исконная среда обитания и традиционный образ жизни их связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области производства охоты наделяются особыми правами, установленными ст. ст. 48 и 49 Федерального закона «О животном мире».

Рыболовство определяется указанным Федеральным законом как деятельность, включающая лов рыбы, добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Российская Федерация использует водные биологические ресурсы внутренних водных объектов: рек, озер, водохранилищ; внутренних морских вод; территориального моря; континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Основную часть пищевода, медицинской, кормовой, технической продукции дает промышленная добыча и переработка водных биологических ресурсов.

Действующим законодательством промышленное рыболовство и рыбоводство, за исключением товарного рыборазведения, допускается на основании лицензии.

Выдача лицензий юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится Государственным комитетом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Полномочия по лицензированию рыболовства и рыбоводства Госкомрыболовство России вправе передавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В лицензии определяются установленная квота вылова (добывания) водных биологических ресурсов, срок, место и другие условия промысла.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации порядок промышленного рыболовства и добывания морских биологических ресурсов регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. и Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ и принятыми в их развитие постановлениями Правительства РФ, приказами Госкомрыболовства России и международными соглашениями.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» к живым ресурсам континентального шельфа, принадлежащим Российской Федерации, относит так называемые «сидячие виды» — организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (ст. 4).

Право пользования живыми ресурсами континентального шельфа предоставляется физическим и юридическим лицам Российской Федерации, а также физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам, компетентным международным организациям. Выдача лицензий (разрешений) производится Госкомрыболовством России с уведомлением Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и Министерства обороны РФ.

Преимущественное право на использование живых ресурсов континентального шельфа имеют представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока, постоянно проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации, и российские предприниматели, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.

Живые ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации включают все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов».

Правила промысла и других видов пользования живыми ресурсами исключительной экономической зоны Российской Федерации разрабатываются Госкомрыболовством России с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью. Правила промысла, общие допустимые уловы в исключительной экономической зоне РФ утверждаются Правительством РФ. Выдача лицензий на вылов рыбы и другие виды пользования живыми ресурсами производится Госкомрыболовством России.

Российские и иностранные юридические лица, ведущие промысел и осуществляющие другие виды пользования живыми ресурсами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязаны соблюдать правила вылова и лимиты вылова (добычи) живых ресурсов, выполнять другие условия лицензии (разрешения); не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц охраны; представлять отчеты об объемах вылова (добычи), сроках, районах промысла, а также выполнять другие требования, установленные Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Любительский и спортивный лов рыбы, добыча других водных животных и растений для личного потребления разрешается во всех водоемах, за исключением государственных природных заповедников, рыбопитомников и других водоемов, на которые оформлены лицензии на спортивное и любительское рыболовство или промышленное рыболовство (лицензированные водоемы). Любительский и спортивный лов рыбы, добывание (сбор) водных беспозвоночных и растений на водоемах общего пользования разрешаются всем гражданам.

Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, выделено в самостоятельный вид пользования животным миром. К ним относится большая группа животных, которые не имеют промыслового значения, но добываются для использования в научных целях, отлавливаются для получения продукции жизнедеятельности (змеи), имеют коммерческий спрос.

Согласно Закону добывание указанных животных допускается по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. За приобретение права пользования ими установлена плата. Ее конкретные размеры определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом местных особенностей и видов пользования указанными животными на основании предельных размеров платы, утвержденных Правительством Российской Федерации. Правила, сроки, перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания указанных животных устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений и биофильтров — создает условия для сохранения и устойчивого развития жизни на земле.

В сложном процессе образования почв наряду с физическими факторами (температурой, ветром, атмосферными осадками, растительностью) задействованы животные организмы — почвообразователи. Жизнедеятельность червей, муравьев, термитов обеспечивает плодородие почв. Развитие энтомофильных растений требует поддержания жизнедеятельности насекомых — опылителей. В европейской флоре покрытосемянных растений насекомыми опыляется 80% растений. Урожай плодовых, овощных, таких зерновых культур, как гречиха, зависит от опыления их насекомыми. Птицы и муравьи, являясь санитарами окружающей природной среды, уничтожают очаги вредителей леса. Рыжий муравей, уничтожая в огромных количествах гусениц, имеет исключительно важное значение для защиты леса.

Использование полезных свойств указанных объектов животного мира обеспечивается установлением экологически безопасных условий их существования: нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды, привлечением к ответственности юридических лиц и граждан, виновных в совершении экологических правонарушений.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Дикие животные являются не только частью природных систем, но и широко используются в научных и экономических целях. Ученые ведут изучение объектов животного мира для выведения новых форм и улучшения породности домашних животных как объекта для создания разного рода технических систем (бионика). Животные используются для показа в зоопарках, для изготовления учебных пособий и экспонатов музеев. Дикие животные являются важным звеном «индустрии туризма», миллионы людей в мире посещают национальные парки, чтобы полюбоваться зверями и птицами в состоянии естественной свободы.

Природа оказывает большое влияние на духовный мир человека. Особенно важно воспитывать молодое поколение в понимании значения охраны богатств природы и животного мира. Природа — источник восстановления нарушенного душевного равновесия, духовного совершенствования человека. Недаром большинство людей связывают свой отдых с природой.

Согласно Закону такие формы использования объектов животного мира, как наблюдение, мечение, фотографирование и иные методы их исследования, осуществляемые без изъятия из среды обитания, допускаются без специального разрешения и бесплатно. Вместе с тем Закон оговаривает, что указанные формы исследования и использования объектов животного мира не должны наносить вреда животному миру или среде его обитания, нарушать прав пользователей животным миром и другими ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, владельцев животного мира.

К сожалению, известны случаи, когда животным и среде их обитания наносился вред при съемках фильмов. Эффектные кадры с лесными пожарами, наводнениями приводили к гибели животных, уничтожению деревьев и кустарников.

Использование объектов животного мира путем наблюдения, фотографирования может быть запрещено на тех участках государственных природных заповедников, где исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. В периоды высиживания птенцов, появления молодняка закрытыми для данного вида пользования животным миром могут быть государственные природные зоологические заказники. В национальных парках в заповедной зоне фотографирование, наблюдение за животными запрещается. Для фотоохоты здесь выделяются специальные зоны: познавательного туризма, рекреационная и другие. Чтобы исключить фактор беспокойства, в национальных парках создаются специальные укрытия для наблюдения и фотографирования животных.

Изъятие объектов животного мира из среды обитания для использования в научных, культурных, просветительных и других целях допускается по специальным разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и может быть платным.

Особый порядок установлен для добывания в указанных целях объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 утверждены Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ.

Человек издревле использует мед, воск диких пчел, белый пух птиц (гаги) для утепления одежды, собирает яйца птиц (кайры) и другие продукты жизнедеятельности объектов животного мира.

Закон разрешает пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира без изъятия их из среды обитания, без их уничтожения и нарушения среды их обитания. Известно, что живущие колониями арктические птицы гибнут при беспорядочном сборе их пуха и яиц, покидают гнезда.

Порядок сбора продуктов жизнедеятельности объектов животного мира устанавливается государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и должен предусматривать меры по предупреждению гибели животных и нарушению их мест обитаний.

Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.

Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

§ 3. Правовые меры охраны животного мира. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:

нарушении порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконном ввозе в Российскую Федерацию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;

нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;

нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившем ущерб животному миру;

уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

нарушении правил китобойного промысла;

ввозе в Российскую Федерацию и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

уничтожении или повреждении аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

нарушении установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

сокрытии или искажении информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, —

несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. имеющие непосредственное отношение к теме составы правонарушений и санкции за их совершение предусматриваются в ст. ст. 7.11, 8.1 — 8.5, 8.12 — 8.15, 8.25 — 8.34.

Практика показывает, что на эффективность административной ответственности в области обеспечения качества окружающей среды влияют:

недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП срока);

слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного взыскания (тем более, что местом рассмотрения дел об административных правонарушениях является, как правило, место их совершения, а не место жительства или работы);

необеспечение реальности исполнения постановлений (по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой своевременно не исполняется);

неадекватность взыскания содеянному (прежде всего ввиду незначительности сумм штрафов, установленных в законодательстве; законодательство зарубежных стран предусматривает более значительные штрафные санкции, оказывающие надлежащее воздействие на правонарушителей);

отсутствие стабильности и последовательности административной карательной практики (вследствие малозначительности штрафов — главного средства административного воздействия — координации этой деятельности в масштабе страны не осуществлялось должным образом: наблюдаются шараханье в правоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных регионах и даже в пределах территории субъекта Российской Федерации);

слабое знание должностными лицами и гражданами законодательства об административных правонарушениях (отсюда, например, следуют повсеместные нарушения 15-дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

низкий авторитет правоприменительных органов (это проявляется, в частности, в недостаточном числе добровольного исполнения постановлений, уклонении от исполнения).

При определении эффективности административной ответственности за природоресурсные правонарушения целесообразно выяснять два вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок и выявленных правонарушений по годам и различным субъектам Российской Федерации свидетельствуют о значительном разрыве в большинстве случаев между проверками, выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой латентности (неизвестности, невыявляемости) правонарушений.

В УК РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с причинением вреда животному миру:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др.

В ст. 55 Закона «О животном мире» говорится о гражданско — правовой ответственности за нарушение законодательства о животном мире. За причинение имущественного ущерба животному миру указанными правонарушениями виновные несут гражданско — правовую ответственность (т.е. возмещают ущерб) даже независимо от привлечения их к административной или уголовной ответственности. Статья 56 посвящена гражданско — правовой ответственности за причинение ущерба животному миру. Статья устанавливает равную ответственность в случае нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания как юридическими лицами, так и гражданами.

Ущерб может причиняться различными виновными действиями: незаконное изъятие объектов животного мира; гибель от загрязнения и разрушения среды обитания; гибель в процессе лесхозработ и др.

На практике нередко бывает так, что отсутствуют таксы и методики по исчислению ущерба по отдельным категориям объектов животного мира и среде обитания, поэтому Закон предполагает, что в таких случаях ответственность по возмещению ущерба определяется, как правило, по решению суда, по фактическим затратам, необходимым на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, при этом с обязательным учетом нанесенных убытков, включая упущенную выгоду.

Таким образом, Закон способствует предотвращению нанесения ущерба животному миру. Однако и сама жизнедеятельность объектов животного мира может быть связана с нанесением животными ущерба сельскому, лесному, водному хозяйству.

Лесопользователи, пользователи животным миром обязаны принимать меры по предотвращению такого рода ущерба (регулирование численности диких копытных животных — лосей и кабанов, вести добычу волков, серых ворон, создавать искусственные преграды, не допуская концентрации животных близ сельскохозяйственных угодий, железнодорожных и автомобильных дорог), а также вовремя ставить в известность специально уполномоченные органы власти о необходимости проведения мероприятий по предотвращению ущерба, например, вести отстрел кабанов «на потравах», регулировать численность чаек, цапель в прудовых хозяйствах.

В случае невозможности предупредить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира, убытки в установленном Законом порядке возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. Во всех остальных случаях разбирательства неминуемо должны пройти через суд, если о претензиях заявлено сторонами.

Закон, например, предполагает взыскание ущерба с пользователей животным миром, если они не приняли реальных необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. Однако часто причиной ущерба является нерадивость либо злоупотребление служебным положением должностных лиц специально уполномоченных государственных органов, которые необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному, лесному хозяйству, либо составляют неправильные методики, устанавливают неверные способы и сроки добычи.

В таких случаях должностные лица соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания несут ответственность за возникший конкретный нанесенный ущерб. В данных случаях пользователи животным миром и природными ресурсами, в частности, на основании ст. 40 Закона вправе «предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями (указанных) юридических лиц».

Закон установил, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства, безвозмездно изымаются у юридических лиц и граждан (у владельцев) либо конфискуются и даже могут быть возвращены в среду обитания, если это позволяет физическое состояние животного. В иных случаях все объекты животного мира, безвозмездно изъятые и конфискованные у владельцев, подлежат реализации на основе требований гражданского законодательства (особенно важно учитывать разделы вещного права).

Реализация объектов животного мира, изъятых из природной среды с нарушением законодательства, осуществляется возмещением ущерба государству за действия, связанные именно с незаконным изъятием объектов животного мира из природной среды. Так, например, шкуры незаконно добытых бобров проходят оценку у товароведов, специалистов охотничьего хозяйства, их изъятие оформляется у незаконного владельца (браконьера, перекупщика) специальным актом описи и оценки. Конфискация осуществляется по решению специально уполномоченных органов, а в определенных случаях — по решению суда (если владельцем заявлен протест).

Реализация, как правило, происходит после оценки через специально созданные магазины, ателье, пушно — меховые холодильники.

Перед незаконным владельцем объектов животного мира, изъятых с нарушением законодательства из природной среды, специально уполномоченным государственным органом может быть поставлен вопрос о возмещении всех расходов, связанных с процедурами изъятия, хранения, оценки (наем специалистов).

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 2354 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник