Меню Рубрики

С точки зрения современного человека пирамиды бессмысленны зато величественны прекрасны и совершенны

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Когда кто-то, увидев нечто его поразившее, привычно произносит: «Это же восьмое чудо света!», — окружающие прекрасно понимают: в смысле, что замечательно и потрясающе. То есть всем ясно: предыдущие семь — настоящие чудеса, а, значит, восьмое — не хуже.

Но попроси любого и каждого назвать эти семь предыдущих. В девяти из десяти случаев (а может, и в девяносто девяти из ста) он будет некоторое время думать, а потом скажет примерно так: «Ну пирамида Хеопса… а дальше я не помню». Не помнить — извинительно. Не знать вообще — стыдно, потому что есть в мировой культуре вещи, о которых всякий интеллигентный человек, начиная с 12—13-летнего возраста или даже раньше, знать просто обязан.

Для начала чудеса света перечислим.

2. Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона).

4. Статуя Зевса Олимпийского.

5. Галикарнасский мавзолей.

7. Александрийский (Фаросский) маяк.

Но почему же именно семь, а не десять или пять, или сколько-то там ещё?

Из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 — одно из них. Кто-то говорит, что 7 — число дней смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полная и новолуние — а все вместе 28). Другие утверждают, что 7 — это число видимых на небосклоне планет (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера плюс Солнце и Луна). Третьи убеждены, что всё намного проще, поскольку почти каждое земное млекопитающее имеет 7 шейных позвонков, о чём уже сотни тысяч лет назад прекрасно знали древние люди, которым приходилось делить добытую пищу среди членов своего племени.

Кто был автором идеи назвать чудесами света именно эти семь творений рук человеческих, тоже точно не известно (хотя на этот счёт существует несколько предположений), но начиная с IV века нашей эры с ним никто не пытался спорить. Мы тоже не станем этим заниматься. Итак, первое чудо —

Пирамиды — единственное чудо из заветной семёрки, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.

Пирамиды служили усыпальницами царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это происходило в точности — неизвестно. Одни историки говорят, что строителями были бесправные рабы, другие — что на возведении пирамид за кормление трудились египетские крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно также в точности, каким способом втаскивали гигантские глыбы наверх по мере роста пирамиды. Какой-либо техникой, кроме блоков и рычагов, строители в то время не располагали. Кто-то из исследователей предположил даже, что затаскивали блоки по специальным насыпям из песка — и если это действительно было так, то общий объём проделанных работ колоссально возрастает… Как бы то ни было, работа гигантская и удивительно точная: блоки сложены так, что между соседними не втиснется лезвие ножа. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато величественны, прекрасны и совершенны. Поэтому и сегодня они неизменно поражают всех, кто их видит.

Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона)

Легенда гласит, что царь Вавилона Навуходоносор II, правивший в VIвеке до нашей эры, решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (древнее государство на западе современного Ирана), оазис — точную копию её родины.

Согласно другой легенде, сады построила царица Семирамида, и назвали их её именем. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы засыпали толстым слоем плодородной земли, в которую посадили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы, и деревья разных пород. Для полива этих садов сотни рабов качали воду из Евфрата.

Триста лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства. Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.

Древнегреческий город Эфес на полуострове Малая Азия (территория современной Турции) его жители посвятили богине Артемиде. В VI веке до нашей эры они решили построить своей покровительнице величественный храм — Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген, но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм — гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, — был построен. Увы, простоял он не более ста лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив таким образом увековечить своё имя.

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.

Читайте также:  Во сколько лет начинает падать зрение

В 263 году нашей эры готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.

Статуя Зевса Олимпийского

V век до нашей эры. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия.

Высота сидящего на троне бога достигала 17 метров. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда о том, что когда Фидий закончил свой труд, то подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент раздался удар грома, и по мраморному полу перед троном пробежала трещина.

Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большин-ство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями в Константинополь, хотя религия языческих богов уже сменилась христианством и изображения прежних кумиров были не в чести. В Vвеке нашей эры пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал добычей огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов, и примерно в 360 году до нашей эры строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея продолжила его вдова, царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была закончена лишь при внуке Мавсола. Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 и высотой 46 метров. Мраморные колонны и статуи, выложенные белым мрамором ступени, поднимающиеся в зал для жертвоприношений в честь царя… Историки и писатели древности единодушно описывали гробницу Мавсола как необыкновенно прекрасное сооружение.

Мавзолей простоял около 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. Разрушили же чудо света окончательно не силы природы, а крестоносцы, захватившие в XV веке побережье Малой Азии. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

В 305 году до нашей эры остров (и город) Родос вознамерился захватить полководец Деметрий. Как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь одержанной победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.

Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных кораблей) разнеслась по всему Средиземноморью.

К сожалению, простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.

Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое из них выглядит впечатляюще.

Александрийский (Фаросский) маяк

Маяк на острове Фарос, открывавший вход в порт основанного Александром Македонским города Александрии (современный Египет), был построен в 280 году до нашей эры. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.

Маяк не только указывал путь судам. Одновременно он был и крепостью, где размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи. На башне античные инженеры установили систему увеличивающих зеркал, с помощью которой наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как они появлялись в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, потому и попала в список чудес.

Уходили в историю сменяющие друг друга империи и государства, ветшал и маяк. Окончательно он был разрушен в XIV веке нашей эры. К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось.

В те далёкие времена Земля казалась немыслимо огромной. Каждая цивилизация полагала себя единственной в мире. Древние греки и римляне ничего не знали о великих цивилизациях Китая, Индии, Японии. И ни те, ни другие не представляли себе, что на планете существует громадный континент, названный потом Америкой.

Недавно через интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие около 100 миллионов пользователей Cети. Вот что они решили:

1. Великая Китайская стена.

4. Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан в Мексике.

6. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.

7. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Ну что ж! Каждое из этих творений достойно преклонения перед их создателями и заслуживает отдельного описания, поэтому и говорить о них следует отдельно.

Интересно бы знать, что войдёт в следующую «семёрку чудес» из нашего времени лет через пятьсот. Атомная бомба? Первый спутник? Компьютер? Интернет? Суэцкий и Панамский каналы? Насыпные острова в океане из обыкновенного бытового мусора?

Или нечто иное, замысел чего только зреет в мозгу нового гения?

источник

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.

2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.

3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.

4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.

5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово (словосочетание).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.

4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.

5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.

6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.

7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.

8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Они бесхитростно удивлялись тому, что за КРАСОЧНЫМИ неживыми полотнами кроется так много мыслей и подробностей.

2. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ, прекрасны и совершенны.

3. Я пришёл к нему, в БЕДНУЮ комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг.

4. В ряде стран действует ЭТИЧЕСКИЙ кодекс, ограничивающий возможность показа на телевидении реальных сцен насилия и смерти.

5. Нападающий, получив мяч, резко УКЛОНЯЕТСЯ всем телом в сторону, чтобы избежать столкновения с защитником.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Она терпеть не могла стрелять деньги у матери, а тем более у отца, который дневал и ночевал на работе, чтобы зарабатывать эти деньги.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление имени числительного 1) А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 2) Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Трое спортсменок выступили очень удачно.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян.
6) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.
7) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
8) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям.
9) Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) арб..траж, спец. алист, л..гушка

2) в..рона, тр..пинка, насл..ждение

3) попл..вок, заск..чить, скл..нение

4) взап..рти, наб..райте, разр..стись

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) меж..здательский, дез..нфекция, пред..дущий

2) с..емочный , меж..языковой, об..явленный

3) пр..остановить, пр..следовать, пр..дводитель

4) пред..ставить, в..зобновить, п..дробно

5) об..ятия, с..обезьянничать , контр..атака

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) скле…нное (стекло), замен…шь

2) беспоко…вшийся (о друзьях), пове…вший (ветер)

3) кол…щие (предметы), (гости) дремл. т

4) стел…щийся (туман), навал…тся (неудачи)

5) (песни) слыш..тся, (доходы) увелич..тся

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) попроб..вать, переоборуд..ванный

3) перешаг. вать, раскраш. вать

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, н(1)чего н(2) вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и н(3) получить н(4)чего от книги.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

2. И тогда (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

3. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ длинной информации пассажирам было объявлено, что (В)СВЯЗИ со снегопадом все авиарейсы задерживаются.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Для освещения театральной сцены использова(1)ы софиты, расположе(2)ые по её бокам и наверху, а также специальные приборы для рассея(3)ого света и прожекторы, дающие свет направле(4)ым лучом.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.

2. Деревья шумели то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

3. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

4. Серые и беловатые камни и жёлто-зелёный мох обозначились с прозрачной ясностью на золотистом восходе.

5. Для дружбы не нужно ни подарков ни одолжений.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец (1) вскрыв (2) переданный ему (3) конверт (4) сел за стол и углубился в чтение письма.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Небо над нами (1) казалось (2) ещё глубже и синее. Столетние сосны замыкают дорогу и (3) кажется (4) не хотят пускать вперёд поезд.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обошли камень вокруг и увидели (1) что боковая поверхность его изборождена глубокими складками (2) которые при известной доле воображения складывались в черты человеческого лица (3) словно камень лежал здесь на склоне оврага (4) и век за веком о чем-то мучительно думал.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов (1) и ему казалось (2) что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства (3) где живут чародеи (4) и богатыри сказок.

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Современное Приволжье когда-то было землей Волжской Булгарии, в северной части этого государства и построили крепость, в ней сошлись в один узел торговые караваны из разных частей света: Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. (2)Крепость получила название «казан», а точно так же называли и называют сейчас котел с толстыми стенками. (3)Вам это кажется странным? (4)Значит, вы ничего не слышали об основании Казани и об истории ее названия.

(5)Одна из легенд гласит: населенный пункт назвали в честь реки Казанки. (6)Есть и более прозаичное объяснение: сын местного правителя захотел набрать в речке воды и уронил туда свой котелок.

(7)На месте постройки населенного пункта, по мнению других, зарыли казан, символизирующий собой благополучие и достаток. (8)Есть и совсем сказочные версии основания Казани — они также связаны всё с тем же котлом.

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст.

(4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше.

(6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.

(9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.

(10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл. (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь?

(25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

(36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

* Фазиль Абдулович Искандер (1929—2016 гг.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Обнаружив мелочь в кармане, рассказчик вернулся к музыканту, чтобы снова дать ему денег.

2. Рассказчик дал денег нищему потому, что музыкант играл специально для него.

3. Ранее рассказчик много раз проходил мимо этого музыканта, не давая ему денег.

4. Человек должен делать добро бескорыстно, не ожидая благодарности в ответ.

5. Добро и благодарность необходимы человечеству для духовного развития.

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст.

(4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше.

(6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.

(9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.

(10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл. (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь?

(25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

(36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

* Фазиль Абдулович Искандер (1929—2016 гг.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

План-конспект урока в 10 классе на тему «Смысловые отношения между словами: омонимы, паронимы»

Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы.

Самостоятельное изучение параграфов 4 и 5 на страницах 15-17. Ученики записывают в тетради определения, разновидности рассматриваемых явлений, если они есть, примеры.

Ответы на вопросы по записям в тетради и материалу из учебника.

Какие слова называются омонимами?(Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но разные по значению. Слова-двойники.)

Какие причины появления омонимов в языке существуют?(1) врезудьтате распада многозначного слова; 2) в результате заимствований; 3)в результате звуковых изменений, происходящих в языке.)

Какие еще разновидности омонимии выделяют?(Омоформы, омофоны, омографы)

Как отличить многозначные слова от омонимов?(Значения многозначных слов связаны между собой в отличие от значений омонимов. В словарях значения многозначных слов приводятся в одной словарной статье под номерами, значения омонимов – в разных словарных статьях, каждая из которых нумеруется. Не всегда четко можно разграничить многозначные слова и омонимы, которые возникли в результате распада многозначного слова, так как их значения еще сохраняют слабую связь. С другими омонимами дело обстоит проще.)

3. Закрепление материала(1 часть).

Упражнение на различение многозначных слов и омонимов.(Работа со словарями)

Запишите слова, разделив их на две группы: 1) многозначные; 2) слова, имеющие омонимы.(Находят слова в словаре, зачитывают их значения, делают устный вывод и записывают. Коллективная работа.)

Ключ, метр, доклад, лук, кисть, игла, клуб, лев, расцвести, корень.

Ответ: 1)доклад, кисть, игла, расцвести, корень; 2) ключ, метр, лук, норка, клуб, лев.

Ответы на вопросы по паронимам:

1) Какие слова называются паронимами?(Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные или близкие по звучанию.)

2) Что такое паронимический ряд?(Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи).

5. Закрепление материала(2 часть).

Упражнение на употребление омонимов.

Составьте и запишите словосочетания с данными паронимами так, чтобы их смысл прояснился.

Абонент – абонемент, эффектный – эффективный, жесткий – жестокий, представить – предоставить, понятный – понятливый, ветреный – ветряной.

Ответ: телефонный абонент – библиотечный абонемент, эффектный наряд – эффективный метод, жесткий диван – жестокий человек, представить доклад – предоставить отпуск, понятный текст – понятливый ученик.

Выполнение заданий ЕГЭ на определение омонимов и паронимов.

(А5)В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Точными выстрелами из миномета он уничтожал ВРАЖЕСКИЕ цели и помогал нашим бойцам идти в наступление.

Близнецы так похожи, что их не РАЗЛИЧИШЬ друг от друга.

Пожар, начавшийся на Купеческой улице, ОХВАТИЛ добрую половину города.

Он обязан приносить ЭСТЕТИЧЕСКОЕ наслаждение публике красивыми и эффектными выступлениями.

В старину по многим из полтавских рек было судоходство, но теперь их ПЕРЕГОРОДИЛИ плотинами.

(А5) В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Адъютант с ПОЧТИТЕЛЬНЫМ и бесстрастным видом отдал честь.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ технологий по выращиванию тюльпанов в Голландии проверена временем.

Я застал его вечером в общежитии в самом БЕДСТВЕННОМ положении.

КОРЕННАЯ система папоротникообразных растений почти целиком состоит из придаточных корней.

Музыкант исполнил ОТРЫВОК из «Лунной сонаты» Бетховена.

(А5) В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счете.

У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.

Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость – всё это черты характера.

Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника.

Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.

(А5) В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Больному следует ОГРАНИЧИТЬ употребление соли.

Ничего не шевельнулось в этой КАМЕННОЙ душе.

Большинство заданий пособия не только имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ характер, но и хорошо продумано.

Бородин участвует в БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ концертах в пользу студентов.

В день отъезда – очень ПАМЯТЛИВЫЙ для семьи – с самого утра не было солнца.

(А5) В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

2. Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

3. У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

4. Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

5. Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

(А5) В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.Они бесхитростно удивлялись тому, что за КРАСОЧНЫМИ неживыми полотнами кроется так много мыслей и подробностей.
2. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ, прекрасны и совершенны.
3. Я пришёл к нему, в БЕДНУЮ комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг.
4. В ряде стран действует ЭТИЧЕСКИЙ кодекс, ограничивающий возможность показа на телевидении реальных сцен насилия и смерти.
5. Нападающий, получив мяч, резко УКЛОНЯЕТСЯ всем телом в сторону, чтобы избежать столкновения с защитником.

Домашнее задание – упр. 13, 19; самостоятельное изучение параграфов 6 и 7 на стр. 18-20.

источник

Цели: Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы. Повторение темы: Лингвистические словари русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Фразеологический словарь, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №1). (Презентацию можно взять у автора).

  1. человек, который противится нововведениям (К).
  2. направление развития (Т).
  3. система взглядов на природу и общество (М).
  4. одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  6. антоним к слову “идентичный” (Р).
  7. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  8. антоним к слову “лаконичный” (М).
  9. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  10. синоним к слову “первенство” (П).

Ключ открывается полностью на слайде №2.

  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Эпигон
  6. Различный
  7. Баллада
  8. Многословный
  9. Эмансипация
  10. Приоритет.

Сообщение подготовленного ученика по теме “Словарь иностранных слов”

  1. Сообщение учителем темы, целей урока.
  2. Лексика: основные понятия.Демонстрация слайда № 3.
  3. Работа по повторению материала.

По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

  1. Хлопотный, трудный (канительный)
  2. Прихоть, причуда (каприз).
  3. Суть, сущность (квинтэссенция).
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
  5. Любезность, похвала (комплимент).
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
  7. Определенно, предметно (конкретно).
  8. Установление, утверждение (констатация).
  9. Отвратительный, страшный (кошмарный).
  10. Преклонение, почитание (культ).

Учащиеся делают выводы по способам отнесения слов, пришедшим в русский язык из других языков. Сообщение подготовленного ученика по теме “ Словарь синонимов”

Задание. Составьте пословицы. (Материал демонстрируется на слайде № 4)

  1. Два медведя в одной берлоге
  2. Худой мир
  3. Бояться волков
  4. Либо полковник
  5. Кто языком штурмует
  6. Не узнав горя
  7. Наше дело: что же делать
  8. Не надо и беса
  9. Где я лисой пройду
  10. Федюшке дали денежку
  11. Лей на него масло
  12. Лучше не дари
  13. Грязь не сало
  14. Заработанный ломоть
  15. Нынче люди таковы
  16. Где пирог с грибами
А. ваше дело: как же быть
Б. не уживутся
В. скажет: деготь
Г. там и мы с руками
Д. либо покойник
Е. не много навоюет
Ж. унеси что с чужого двора — вором назовут
З. не узнаешь и радости
И. коли ты здеся
К. лучше доброй драки
Л. Там три года куры не несутся
М. а он алтын просит
Н. да после не кори
О. потер, она и отстала
П. лучше краденого каравая
Р. быть без грибов.

Ключ: 1 – Б, 2 – К, 3 – Р, 4 – Д, 5 – Е, 6 – З, 7 – А, 8 – И, 9 – Л, 10 – М, 11 – В, 12 – Н, 13 – О, 14 – П, 15 – Ж, 16 – Г.

Сообщение подготовленного ученика по теме “Словарь живого великорусского языка В.И. Даля”

Задание. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Перечень крылатых высказываний — на слайде № 5)

А) То, что порождает ссору.
Б) Непонятное, загадочное существо, странный человек.
В) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
Г) Мир поэзии, поэтов.
Д) Неразлучная супружеская пара.
Е) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Ж) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
З) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
И) О запутанном стечении обстоятельств.
К) Правосудие
Л) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.
М) Дар врагу с целью его погубить.
  1. Ахиллесова пята.
  2. Геростратова слава.
  3. Дамоклов меч.
  4. Кинуть в Лету
  5. Муки Тантала.
  6. Одиссея
  7. Пегас
  8. Прокрустово ложе
  9. Сфинкс
  10. Фемида
  11. Фортуна
  12. Цербер
  13. Бочка Данаид
  14. Гордиев узел
  15. Елисейские поля
  16. Между Сциллой и Харибдой
  17. Немезида
  18. Парнас
  19. Пиррова победа
  20. Прометеев огонь
  21. Троянский конь
  22. Филемон и Бавкида
  23. Химера
  24. Яблоко раздора

Ключ: А – 24, Б -9, В – 8, Г – 18, Д – 22, Е — 12, Ж – 4, З — 20, И – 14, К — 10, Л -23, М – 21.

Сообщение подготовленного учащегося по теме “Крылатые выражения”

Задание. Подберите синонимы.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Сообщение по теме “Словарь синонимов”.

Задание. Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 — 22, 12 — 23.

Сообщение по теме “Словарь антонимов”

Задание. Упражнение № 86. ( Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М. Просвещение, 2004. — 350с.)

Прочитайте фразеологизмы. Почему они написаны не по-русски? Переводятся ли они? Что обозначают? Из какого языка заимствованы? Составьте с ними предложения. При затруднении обращайтесь к словарю иностранных слов.

Alma mater, a priori, carte blanche, post faktum, post scriptum, salto mortale, status qwo, yolens nolens.

Ключ. Данные фразеологизмы не переводятся.

  • Alma mater (лат.) – университет (обычно в речи студентов и лиц, окончивших университет). НТВ – это моя журналистская альма-матер.
  • A priori (лат.) – независимо от опыта, не опираясь на знание фактов, заранее, предварительно. Понятно, что перед законом, в котором “все запрещено”, априори виновны все.
  • Carte blanche (фр.) – чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить такой бланк текстом. Вот почему, оказавшись в дипломатическом тупике, премьер-министр, который сдерживал свой гнев, предоставил карт-бланш членам правительства.
  • Post faktum (лат.) – после того, как что-либо уже произошло. Главный офис Porsce был проинформирован о программе скидок пост фактум, и в настоящий момент там крайне недовольны ценовой политикой своего американского отделения.
  • Post scriptum (лат.) – приписка к оконченному и подписанному письму. В постскриптуме он просил меня быть повнимательнее к сестре и матери.
  • Sflto mortale (итал.) – разновидность акробатического прыжка в воздухе с поворотом через голову вперед или назад; (перен.) – резкая перемена в действиях, поступках. Яхта совершила настоящее сальто-мортале, обернувшись вокруг своей оси на 360 градусов.
  • Status qwo (лат.) – фактическое или правовое положение, существующее или существовавшее в какой-либо определенный момент (в международном праве). Однако сохранять статус-кво НАТО спустя 15 лет после окончания Холодной войны — не консервативная, а реакционная мера.
  • Yolens nolens (лат.) — волей-неволей. Клиент мой человек пожилой, страдающий ревматизмом, сырой… Ходить по невестам, хлопотать у него нет сил, так что volens nolens ему приходится действовать через третье лицо. (А.Чехов)

Демонстрация слайда № 6. Слова-паронимы

10 задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

  • Драматический — …(драматичный).
  • Дружеский — …(дружелюбный).
  • Существо — …(сущность).
  • Единственный — …(единый).
  • Злой — …(злостный).
  • Искусно — …(искусственно).
  • Подпись — …(роспись).
  • Заглавный — …(главный).
  • Наследие — …(наследство).
  • Гнездовье — …(гнездо).
  • Безответный — …(безответственный).
  • Пустошь — …(пустырь).

11 задание. Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

  1. По лужам потянулись ледяныеиглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
  2. Существует класс рыб с костнойтканью в скелете и чешуе.
  3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.
  4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
  5. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, — сказал старик.
  6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
  7. Густой туман оделдолину, горы, поэтому дороги не было видно.
  8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
  9. В политике двойныестандарты неприменимы.
  10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
  1. Друзья были обескуражены ледянымприемом, который был оказан им в этом доме.
  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
  4. Есть вечныечеловеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
  6. Этот человек производит двойное впечатление.
  7. Игорь оделна малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
  9. Ведущийинформативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.
  1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.
  2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.
  3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.
  4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков.
  5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.
  6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.
  7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.
  8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.
  9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
  10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.
  1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный практический интерес.
  2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
  3. У известного композитора двойная фамилия.
  4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.
  5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.
  6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.
  7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.
  8. Я бесхитростно удивлялась тому, что закрасочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.
  9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.
  10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
5. “Твое горе — не горе … , дело житейское”, — сказал старик.
9. В политике двойные стандарты не применимы.
10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит двойственное впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.
6. Читатель, конечно. Подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.
7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.
9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

  1. Подведение итогов урока. Выводы.
  2. Домашнее задание: Подготовить примеры с лексическими недочетами и ошибками.

источник