Меню Рубрики

С точки зрения современного человека пирамиды бессмысленны

Когда кто-то, увидев нечто его поразившее, привычно произносит: «Это же восьмое чудо света!», — окружающие прекрасно понимают: в смысле, что замечательно и потрясающе. То есть всем ясно: предыдущие семь — настоящие чудеса, а, значит, восьмое — не хуже.

Но попроси любого и каждого назвать эти семь предыдущих. В девяти из десяти случаев (а может, и в девяносто девяти из ста) он будет некоторое время думать, а потом скажет примерно так: «Ну пирамида Хеопса… а дальше я не помню». Не помнить — извинительно. Не знать вообще — стыдно, потому что есть в мировой культуре вещи, о которых всякий интеллигентный человек, начиная с 12—13-летнего возраста или даже раньше, знать просто обязан.

Для начала чудеса света перечислим.

2. Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона).

4. Статуя Зевса Олимпийского.

5. Галикарнасский мавзолей.

7. Александрийский (Фаросский) маяк.

Но почему же именно семь, а не десять или пять, или сколько-то там ещё?

Из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 — одно из них. Кто-то говорит, что 7 — число дней смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полная и новолуние — а все вместе 28). Другие утверждают, что 7 — это число видимых на небосклоне планет (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера плюс Солнце и Луна). Третьи убеждены, что всё намного проще, поскольку почти каждое земное млекопитающее имеет 7 шейных позвонков, о чём уже сотни тысяч лет назад прекрасно знали древние люди, которым приходилось делить добытую пищу среди членов своего племени.

Кто был автором идеи назвать чудесами света именно эти семь творений рук человеческих, тоже точно не известно (хотя на этот счёт существует несколько предположений), но начиная с IV века нашей эры с ним никто не пытался спорить. Мы тоже не станем этим заниматься. Итак, первое чудо —

Пирамиды — единственное чудо из заветной семёрки, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.

Пирамиды служили усыпальницами царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это происходило в точности — неизвестно. Одни историки говорят, что строителями были бесправные рабы, другие — что на возведении пирамид за кормление трудились египетские крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно также в точности, каким способом втаскивали гигантские глыбы наверх по мере роста пирамиды. Какой-либо техникой, кроме блоков и рычагов, строители в то время не располагали. Кто-то из исследователей предположил даже, что затаскивали блоки по специальным насыпям из песка — и если это действительно было так, то общий объём проделанных работ колоссально возрастает… Как бы то ни было, работа гигантская и удивительно точная: блоки сложены так, что между соседними не втиснется лезвие ножа. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато величественны, прекрасны и совершенны. Поэтому и сегодня они неизменно поражают всех, кто их видит.

Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона)

Легенда гласит, что царь Вавилона Навуходоносор II, правивший в VIвеке до нашей эры, решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (древнее государство на западе современного Ирана), оазис — точную копию её родины.

Согласно другой легенде, сады построила царица Семирамида, и назвали их её именем. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы засыпали толстым слоем плодородной земли, в которую посадили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы, и деревья разных пород. Для полива этих садов сотни рабов качали воду из Евфрата.

Триста лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства. Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.

Древнегреческий город Эфес на полуострове Малая Азия (территория современной Турции) его жители посвятили богине Артемиде. В VI веке до нашей эры они решили построить своей покровительнице величественный храм — Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген, но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм — гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, — был построен. Увы, простоял он не более ста лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив таким образом увековечить своё имя.

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.

В 263 году нашей эры готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.

Статуя Зевса Олимпийского

V век до нашей эры. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия.

Высота сидящего на троне бога достигала 17 метров. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда о том, что когда Фидий закончил свой труд, то подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент раздался удар грома, и по мраморному полу перед троном пробежала трещина.

Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большин-ство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями в Константинополь, хотя религия языческих богов уже сменилась христианством и изображения прежних кумиров были не в чести. В Vвеке нашей эры пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал добычей огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов, и примерно в 360 году до нашей эры строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея продолжила его вдова, царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была закончена лишь при внуке Мавсола. Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 и высотой 46 метров. Мраморные колонны и статуи, выложенные белым мрамором ступени, поднимающиеся в зал для жертвоприношений в честь царя… Историки и писатели древности единодушно описывали гробницу Мавсола как необыкновенно прекрасное сооружение.

Мавзолей простоял около 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. Разрушили же чудо света окончательно не силы природы, а крестоносцы, захватившие в XV веке побережье Малой Азии. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

В 305 году до нашей эры остров (и город) Родос вознамерился захватить полководец Деметрий. Как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь одержанной победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.

Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных кораблей) разнеслась по всему Средиземноморью.

К сожалению, простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.

Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое из них выглядит впечатляюще.

Александрийский (Фаросский) маяк

Маяк на острове Фарос, открывавший вход в порт основанного Александром Македонским города Александрии (современный Египет), был построен в 280 году до нашей эры. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.

Маяк не только указывал путь судам. Одновременно он был и крепостью, где размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи. На башне античные инженеры установили систему увеличивающих зеркал, с помощью которой наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как они появлялись в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, потому и попала в список чудес.

Уходили в историю сменяющие друг друга империи и государства, ветшал и маяк. Окончательно он был разрушен в XIV веке нашей эры. К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось.

В те далёкие времена Земля казалась немыслимо огромной. Каждая цивилизация полагала себя единственной в мире. Древние греки и римляне ничего не знали о великих цивилизациях Китая, Индии, Японии. И ни те, ни другие не представляли себе, что на планете существует громадный континент, названный потом Америкой.

Недавно через интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие около 100 миллионов пользователей Cети. Вот что они решили:

1. Великая Китайская стена.

4. Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан в Мексике.

6. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.

7. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Ну что ж! Каждое из этих творений достойно преклонения перед их создателями и заслуживает отдельного описания, поэтому и говорить о них следует отдельно.

Интересно бы знать, что войдёт в следующую «семёрку чудес» из нашего времени лет через пятьсот. Атомная бомба? Первый спутник? Компьютер? Интернет? Суэцкий и Панамский каналы? Насыпные острова в океане из обыкновенного бытового мусора?

Или нечто иное, замысел чего только зреет в мозгу нового гения?

источник

О пирамидах без подростковой наивности

Существует немало версий о том, кто строил пирамиды, как их строили, я же хочу коснуться только одного вопроса — для чего их строили. Поняв это, можно строить дальнейшие предположения, кому было нужно их строить.

Версий о целях строительства пирамид существует множество, однако и в официальной, и в неофициальных проявляется прямо-таки детская наивность. Поэтому начать хотелось бы с короткого пассажа о здравом смысле.

Представьте себе, сколько нужно ума, таланта, организаторских способностей, ресурсов, чтобы возвести такое сооружение, как Великая пирамида. Могло ли это делаться с какой-то недалекой или отвлеченной от реальности целью? Как может ум, столь умело и рационально выбирающий средства, выбирать далеко не рациональные цели? Именно так дети судят о поступках взрослых.

Прошу прощения, если мои слава кого-то заденут, но у меня сложилось впечатление, что исследователям аномальных явлений не особенно нужны ответы как таковые, разгадки, им скорее необходимо ощущение своей причастности к чему-то недоступному и таинственному. И там, где они не могут понять простых практических целей, почему-то часто видят «глубокий сакральный смысл».

В этой статье я хочу показать, что главная цель постройки этих сооружений — это возможность даже в далеком будущем их найти и опознать, как искусственные сооружения. Что предпринят целый комплекс мер, чтобы после любых будущих катаклизмов, изменений климата, воздействий разрушающих факторов любой природы эти сооружения через максимально продолжительный период времени можно было бы идентифицировать как искусственные.

У естественных возвышенностей не встречаются совершенно ровные грани. Пирамидальная форма не только подчеркивает искусственность сооружения, но и является наиболее устойчивой к землетрясениям.

Соблюдение правильных пропорций так же призвано подчеркнуть искусственность сооружения. И в этом нет больше никакого скрытого смысла. Ведь в самом соблюдении пропорций нет никаких стандартов, типы пирамид самые различные, их вершины не похожи одна на другую.

Почему пирамиды именно четырехгранные? Потому, что такую пирамиду можно было сориентировать по сторонам света. Зачем это делать? В этом тоже нет никакого тайного смысла — чтобы ее выделить как искусственное сооружение. Ведь она могла покрыться слоем почвы, зарасти лесом. Так и было с боснийской пирамидой, которую до недавнего времени считали просто горой. И она имеет этот качественный признак — соблюдена правильная ориентация.

Как правило, пирамиды располагаются группами, в определенном порядке. И этот порядок может позволить их выявить даже в случае почти полного разрушения. Есть такое выражение» за примером далеко ходить не надо. А давайте «сходим» далеко. Эти пятигранная и овальная «горы» на Марсе выглядят в плане их естественного происхождения несколько подозрительно. Но учитывая, что они еще и расположены рядом, а «лик» ориентирован по меридиану…

Это просто должно «бросаться в глаза».

Нижняя половина облицовки Великой пирамиды состоит из правильной формы, обработанных и тщательно подогнанных гранитных блоков. С одной стороны — это важный силовой элемент сооружения. Но с другой — даже в случае полного разрушения пирамиды, обработанные каменные блоки из привозной породы недвусмысленно укажут, что здесь было искусственное сооружение.

Здесь тоже можно вспомнить о боснийской пирамиде, обнаружение таких блоков подтвердило ее искусственное происхождение (по крайней мере для тех, у кого нет сложных отношений со здравым смыслом).

Пирамиды из каменных блоков не строили в средних и высоких широтах, там, где земля зимой промерзает. Вода, проникшая в стыки блоков, при замерзании расширяется и это приводит к преждевременному разрушению сооружения, хотя, разумеется, что предусмотреть все изменения климата вперед на тысячи лет строители не могли. Однако этот фактор учитывался и при выборе высоты пирамиды: наблюдается закономерность — чем дальше расположены пирамиды от экватора, тем они «приземистее».

Добавлю еще кое-что о пользе четырехгранной формы пирамид, а также их ориентации по сторонам света. Предлагаю немного пофантазировать, ведь предмет статьи к этому очень располагает.

Предположим, что некто подлетает к нашей планете, на которой по каким-то причинам исчезла жизнь, и запускает спутник по низкой круговой орбите под углом 45 градусов к экватору, с четырьмя радарами, два из которых, ориентированные в противоположные стороны, сканируют поверхность Земли строго по долготе, а два другие, аналогичным образом, строго по широте. На экранах локаторов спутника ровные грани пирамид дадут яркий сигнал. Останется только совместить координаты засветок со всех радаров, и в довольно короткий срок появится подробная информация о потенциально искусственных объектах пирамидальной формы.

С этой фантастической точки зрения пирамиды, если они находятся рядом, следовало бы располагать «ступенькой», чтобы они не мешали радарной засветке друг друга ни по линии север-юг, ни по линии запад-восток.

Я не утверждаю, что все пирамиды подчиняются этому правилу, но совпадение любопытное. Не все пирамиды имеют ориентацию по современным сторонам света, но сдвига полюсов планеты строители предусмотреть не могли. Еще с той же точки зрения, в принципе, и не обязательно строить четырехгранную пирамиду, а в некоторых случаях срезать с горы только две перпендикулярно ориентированные плоские грани — это не снизит эффект радиолокационного обнаружения. Храм Луны в Перу (Трухильо) расположен рядом с гигантской пирамидальной горой, у которой ровные только две грани.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Не удивлюсь, если для облегчения идентификации применялись и другие технические решения, о которых мы пока даже и представления не имеем. Если так старательно привлекается внимание к месту, следовательно, там что-то хранится, и это нечто достойно поисков.

У предлагаемых неофициальных версий о целях строительства этих сооружений, которые в основной массе сводятся к предположениям, что пирамиды представляют собой некие энергетические установки или устройства дальней связи, есть общий недостаток. Достаточно вспомнить, насколько изменились за какой-то век средства связи и объекты энергетики. Нет никакого смысла строить ГЭС с запасом прочности на много тысяч лет — грамотный инженер никогда не допустит такого бессмысленного распыления ресурсов. Средства же связи морально устаревают буквально на глазах, и строить такую «антенну» тем более бессмысленно. А ведь руководители строительства пирамид не производят впечатления дилетантов.

Стоит ли напоминать, что прогресс никогда не стоит на месте, и моральное устаревание любых технических решений — процесс неизбежный. Поэтому никто не станет затрачивать огромные ресурсы на строительство объекта, который должен сохраниться много тысяч лет, если не будет уверен, что это техническое решение и через столь длительный срок морально не устареет. Давайте зададимся вопросом, какое техническое решение останется актуальным пусть даже через миллион лет? Ответ только один — этим техническим решением являемся, в том числе, и мы с вами, как носители генетической информации. Как для любого живого существа важнейшими инстинктами являются инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, так и для любой цивилизации важнейшей задачей является сохранение и передача потомкам своего генетического достояния. И у колонии бактерий, и у высокоразвитой цивилизации в равной мере природой заложено неумолимое стремление к генетической экспансии, любыми средствами и любой ценой.

Может ли ДНК сохраняться столь долгий срок, если известно, что период ее полураспада составляет 521 год. Если бы не существовало способа защитить ДНК от распада, то распространение жизни во вселенной было бы просто невозможным. Можно, конечно, считать, что жизнь зародилась на Земле и мы единственные во вселенной, но это личное дело каждого.

Вернемся к описанной выше гипотетической ситуации. Возродить вновь на планете жизнь, используя собственные, «привозные» генетические материалы, будет крайне сложной задачей. В отличие от них, земные ДНК «настроены» на определенное соотношение химических элементов в океане, атмосфере и почве, количество солнечной радиации, спектр излучения, силу тяжести и атмосферное давление, и множество других факторов, которые индивидуальны на каждой планете.

Почему же мы до сих пор не находили такого рода послания из прошлого? Возможно, что и находили, но не понимали, что это такое. Я сейчас имею ввиду так называемые клерксдорпские шары. Это сферические либо дискообразные объекты размером в несколько сантиметров с продольными углублениями и бороздами наподобие насечек, которые находят в отложениях пирофиллита близ города Клерксдорп в Северо-Западной провинции ЮАР. Они обнаружены шахтерами в пирофиллите на месторождении, где этот минерал добывается. Возраст отложений составляет приблизительно 3 миллиарда лет.

На мой взгляд, это неплохие кандидаты на роль контейнеров с генетическим материалом. Некоторые источники утверждают, что клерксдорпские шары сделаны из никель-железного сплава, и что волокнистый материал внутри некоторых из них на воздухе превращается в пыль. Однако очевидно, что из такой древней «посылки» извлечь что-то полезное уже не получится.

Можно предполагать, что предусмотрен достаточно легкий способ нахождения и извлечения контейнеров, но при этом их нелогично располагать очень близко к поверхности пирамиды. Контейнеры должны быть защищены от любых жестких космических излучений, а также их не должен повредить и краткосрочный нагрев поверхности пирамиды до температур в несколько сотен градусов. Видимо, не смотря на различные типы пирамид, должно существовать некое общее правило размещения контейнерв. Увы, можно строить и дальше, еще более беспочвенные догадки.

Использовались ли уже «посылочки»? Множество археологических артефактов указывают на то, что такие же люди, как мы, уже задолго до нас жили на нашей планете, исчезали с лица ее и появлялись вновь в том же виде. Внезапно и необъяснимым образом в разных частях планеты появились культурные растения. Генетические исследования показывают, что все современные люди произошли от одной женщины, жившей примерно 120 тысяч лет назад.

Может быть я не прав, но у меня сложилось впечатление, что из различных версий исторических событий люди склонны выбирать ту, которая более всего льстит их самомнению. И ее делают научным «фактом».

Левашов Правда о пирамидах

Николай Левашов — О египетских пирамидах

Сергей Салль: Древние пирамиды по всему миру

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

источник

Огромные сооружения, строительству которых нет разумного объяснения, стоят веками на краю пустыни, интригуя и немного пугая своим величием.

Сколько бы человечество не задавало себе вопрос: зачем они здесь? Ответа все равно нет.

Когда говорят о сверхусилиях, потраченных на постройку этого чуда света, и начинают придумывать ради чего и зачем. Возникает мысль, а строим ли мы, что-то, что выходит за рамки нашего умения на сегодняшний день, даже ради того, чтобы утереть нос потомкам?

Обычно, все сооружения века сопоставимы с открытиями и ресурсами этого времени, что не находит отражения в строительстве пирамид. Явно, что на их возведение были потрачены большие ресурсы и применены неразгаданные до наших дней технологии. Их создание должно было преследовать четкие цели. Нам, пленникам своего времени, трудно их установить.

Есть предположения, что пирамиды — скрытые источники, энергии или средство связи с другими мирами. Но стоило ли создавать высокоразвитой цивилизации такие громадины из камня – материала, который вряд ли будет популярным в будущем.

Если вспомнить долларовую купюру, на которой изображена пирамида, то сразу в сознании возникает надстройка с изображением всевидящего ока. Возможно, тамплиеры и знатоки Кабалы, были правы, и пирамиды использовались для наблюдения за землянами.

У пирамид майя наверху был храмовый алтарь, где осуществлялись жертвоприношения. Возможно, это их вторичное предназначение, выдуманное жрецами, которые хотели быть поближе к богам, поэтому разместили повыше, на месте приборов и оборудования, жертвенники, которые тоже имели почти такое же значения, т.е. служили для связи с богами.

Автор одной из версий о происхождении пирамид, считает, что это были центры управления, куда собиралась информация о процессах, происходящих в окружающем пространстве. Он идет дальше и предполагает, что с помощью этих приборов можно было программировать окружающее пространство, увеличивая вероятность совершения выгодных процессов. В верхней части располагались приспособления, запускавшие работу матричной системы, которую нельзя был остановить, но можно было создать вариативность процесса и растиражировать его.

Отсюда эти вечные дежавю или парные случаи, когда уже имевшее место событие имеет вероятность повторения. Поэтому же принципу действуют магические обряды, когда создается матрица события или его модель, а потом происходит воплощение ее в физический мир. На такое изобретение не жалко средств и сил. Любая цивилизация вложила бы в этот проект все свои знания и возможности.

Известно, что на территории Китая также существует не один десяток пирамид, но их не рекламируют на каждом углу. Возможно, китайцы что-то знают об их предназначении, и постараются использовать их.

Напомним, что пирамиды стали находить по всему Земному шару как на суше, так и под водой. Сейчас одно такое строение откапывают в Боснии.

Автор данной версии поясняет, почему он считает пирамиды угрозой человечеству. Он напоминает, что у каждого человека в организме существуют носители инфекционных заболеваний, которые при определенных условиях могут дать знать о себе. Это невидимые убийцы, механизм работы которых надо только запустить.

Фантастическое предположение, что именно пирамидам суждено запустить механизм уничтожения человеческой расы, возбуждает интерес и трепет перед этими величественными строениями. Возможно, это и будет чистка человечества, о которой говорит большинство мировых религий.

источник

О пирамиде Маслоу слышал каждый человек, посещавший хоть раз психологические курсы и бизнес-тренинги. Остается один вопрос: «Как ее применить в повседневной жизни и работе?». Об этом мы поговорим в данной статье.

Пирамида Маслоу представляет собой небольшую модель человеческих потребностей, расположенных по уровню важности. Она была разработана психологом Абрахамом Маслоу, жившим и имевшим практику в Америке. Помимо этого, им было выпущено несколько книг, в которых полностью раскрывались идеи автора.

По мнению Маслоу, нельзя считать, что человек стремится удовлетворять исключительно физиологические потребности, о чем говорили психологи ранее. В природе человеческих потребностей существует определенная иерархия. После естественных, определяемых физиологией, нужд идут потребности высшего типа, напрямую влияющие на действия и мысли каждого человека.

Американский психолог выделил несколько уровней потребностей:

  1. Физиология.
  2. Безопасность.
  3. Любовь, принадлежность.
  4. Потребность в уважении, признание обществом.
  5. Познание.
  6. Эстетические потребности.
  7. Самоактуализация.

Все их можно объединить по видовым группам. Одни отвечают за физиологию человека, другие за стремление к безопасности, третьи отвечают за социализацию в обществе, четвертые говорят о престиже, а пятые возносят духовную сторону жизни.

Ученый утверждает, что потребности можно разделить на низшие и высшие. Удовлетворение первых обязательно. Это необходимо для банального выживания человека. Самые низкие потребности проявляются и у животных.

Удовлетворить высшие потребности не так-то просто. Для этого следует создать подходящие условия. Но их реализация укрепляет физическое и психологическое здоровье. Только 2% людей достигают вершины пирамиды, остальные же зависают по пути. Только удовлетворив предыдущую потребность, можно приступить к следующей.

Объединить потребности в пирамиду пришло на ум другому ученому – Филипу Котлеру и сделано это было после смерти Абрахама Маслоу. Ему пришло на ум преобразовать человеческие потребности, переведя их в сферу маркетинга.

Этот уровень роднит человека и животное. Сюда можно отнести насыщение едой, сон, отдых, жажду, сексуальный инстинкт. Касаемо последнего Маслоу вносит поправки, утверждая, что секс – не единственная причина, по которой человек принимает решение найти себе пару.

Стремление к безопасности проявляется человеком еще в раннем возрасте. Ребенок начинает плакать, когда мама надолго покидает его. Для закрытия потребности в еде человек ищет работу, которая будет приносить ему доход. Но и здесь стремление к безопасности берет свое – наличие социальных гарантий, стабильность компании играют не последнюю роль при трудоустройстве.

  • Принадлежность, любовь.

Данное желание заставляет людей объединяться в группы по интересам, заводить друзей, создавать семейные ячейки.

За основу семьи можно взять любой инстинкт – физиологический, стремление к безопасности, желание познать жизненный смысл через заботу о близком человеке. Выбор происходит на основе общей удовлетворенности человека, сформированности его личности, успешного закрытия предыдущих потребностей.

Чем сильнее ребенка любили в детстве, тем больше у него шансов вырасти психически здоровым человеком, создать собственную крепкую семью.

От закрытия данной потребности зависит самооценка человека, его нужность и полезность обществу.

Формирование личности зависит не от фальшивого уважения, а от реальных заслуг человека. За основу берутся спортивные успехи, карьера, творчество. Отсутствие должного признания зачастую становится главной причиной подачи заявления на увольнение. Именно по этой причине важно определить вектор своего развития и двигаться по нему.

Очень интересно наблюдать, как маркетологи играют с данной человеческой потребностью в своих целях. Они подменяют уважение, заслуженное трудом, внешней атрибутикой. Подмена понятий ведет к тому, что человека начинают ценить не за достижения, а за брендовую одежду или использование люксовой косметики.

  • Познание, понимание.

Ее другое название – когнитивная. Данная потребность разительно отличает человека от животного. Она строится на стремлении узнать новое, а не только на страхе, что он не сможет сориентироваться в непредвиденной ситуации.

С самого раннего детства ребенок познает мир через прикосновения, пробуя игрушки на вкус. Взрослый человек реализовывает потребность через путешествия, религию, философию, чтение книг, в противном случае он может впасть в длительную депрессию. Это касается и тех, кто длительно занимается монотонной, скучной работой.

К эстетической потребности можно отнести желание разукрасить этот мир новыми красками. Человеку становится физически невыносимо находится в сером, скучном мире. Видение прекрасного заложено в каждом человеке с рождения, однако некоторым удается развить эту способность сильнее. Кто-то украшает свой дом, самостоятельно создавая дизайнерский интерьер, другие выплескивают все в творчество.

Именно на этой потребности построен мир моды, красоты. Без нее не смог бы существовать шоу-бизнес.

  • Самоактуализация.

Это развитие собственной личности, высший уровень потребностей. Для гармоничного развития личности человеку жизненно необходимо раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, реализовать свои цели, способности.

На первый взгляд все кажется вполне логично, но это не совсем так. Сам ее создатель говорил, что потребности могут меняться местами, в зависимости от конкретного человека. Ведь многим из нас встречались люди, которые полностью посвятили себя построению успешной карьеры, забыв про семью и любовь.

Не всегда полное закрытие предыдущей ступени гарантирует переход на следующую и наоборот. Например, великие творцы очень часто жили в нищете и голоде, но не оставляли любимого занятия. Сам Маслоу объясняет такие примеры тем, что у подобных людей предыдущие потребности были максимально закрыты в детстве, поэтому они смогли ими поступиться во взрослом возрасте.

Помимо этого, возможно падение вниз, если одни из расположенных там потребностей не были полностью удовлетворены ранее. Жаркие споры вызывает постановка сексуального инстинкта на первое место. Примеры святых людей доказывают совершенно противоположное.

Изучение пирамиды достаточно интересный процесс, однако не надо брать ее за основу, ведь каждый человек уникален.

Однако не стоит недооценивать выводы американского ученого.

Изучение пирамиды позволит человеку:

  • Разобраться в своей личности, понять какие потребности уже удовлетворены полностью, а где имеется значительный недостаток.
  • Расставить жизненные цели и приоритеты. Понимая их, достигать целей получится быстрее и эффективнее.
  • Выбрать интересное направления будущей деятельности, в котором можно построить карьеру, добившись успеха.
  • Более чутко относиться к пожеланиям близких людей, понимать их потребности, направлять.

Как уже говорилось ранее, пирамиду Маслоу активно применяют маркетологи, создавая новые ценности, которые впоследствии возжелает целевая аудитория. Помимо этого, она будет полезна руководителям и бизнес-тренерам. Правильная мотивация подчиненных способна вывести процесс организации работы на новый уровень, без значительного вложения денежных ресурсов.

Если рассматривать идеальную ситуацию, каждый сотрудник должен иметь стабильный оклад, помня о потребности стремиться к безопасности, дополнительные бонусы и возможность создавать или участвовать в различных социальных объединениях (корпоративы, спортивные соревнования). Любые виды поощрений будут говорить о признании, а индивидуальные задания поспособствуют развитию творческих способностей.

источник

Пирамида потребностей Маслоу известна, пожалуй, не меньше пирамиды Хеопса. О ней нередко упоминается в разнообразных пособиях по психологии и менеджменту. Бытует мнение о том, что Маслоу не создавал эту пирамиду. Он лишь занимался изучением биографий самых успешных людей планеты. На основании полученных наблюдений ему удалось вывести любопытные закономерности человеческих потребностей. К этой теории мы вернемся позже. А сейчас подробнее рассмотрим, что же собой представляет пирамида человеческих потребностей Маслоу. Для начала представим описание всех ее уровней.

Они являются фундаментом рассматриваемой пирамиды. Эти потребности присущи всем живым организмам на Земле. Их удовлетворение столь необходимо человеку по той причине, что от этого зависят его шансы на выживание. К примеру, люди не могут обходиться без еды, воды, кислорода. Неудивительно, что многие называют такие нужды инстинктивными. Тем не менее, если они не удовлетворены, то нет стремления к более высоким целям. Это отражает пирамида Маслоу. Физиологические потребности заставляют людей трудиться, а полученные средства тратить на еду, одежду, обустройство быта. Вряд ли человек, испытывающий сильную жажду или голод, станет тратить последние деньги на билет в театр.

Рассмотрим, что включает на втором уровне пирамида потребностей Маслоу. Речь пойдет о желании быть защищенным и достичь стабильности. В пример можно привести младенцев. Малыши, чья осознанность пока находится на минимальном уровне, после удовлетворения жажды и голода инстинктивно стремятся получить защиту. И успокоить их в большинстве случаев может только тепло матери. То же самое мы можем наблюдать со взрослыми людьми. Если отклонений в психике у человека не наблюдается, желание обезопасить себя проявляется в довольно мягкой форме – он оформляет страховку, врезает надежные замки и т. п.

Пирамида Маслоу включает и третью ступень. На ней находятся общественные потребности, проявляющиеся в том, что люди стремятся войти в какой-либо коллектив, обзавестись друзьями. Они хотят быть любимыми и, конечно же, любить. Социальная среда предоставляет прекрасную возможность почувствовать свою значимость и принести пользу окружающим. Вот почему большинство людей стремится наладить отношения со знакомыми, найти себе партнера не только для создания семьи, но и для ведения бизнеса, и даже для обсуждения интересующих их вопросов.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

В случае полного удовлетворения предыдущей потребности воздействие окружающих на индивида минимизируется. На первый план выходит стремление к уважению, престижу, признанию собственных возможностей и талантов. Индивид становится уверенным в своих силах только после того как получит признание от близких, коллег и т. п.

Человек завоевал любовь и уважение окружающих? В таком случае ему с большей долей вероятности удастся реализовать свой потенциал. Пирамида Маслоу завершается потребностью в духовном насыщении. Люди на этом этапе стремятся к творчеству, посещению музеев, выставок, театров. Еще одним характерным признаком индивида, сумевшего подняться на пятую ступень, является поиск смысла жизни, борьба за справедливость и познание окружающего мира. Подобные потребности Маслоу считал наивысшими. А теперь рассмотрим еще два альтернативных уровня.

Люди по природе своей являются любопытными. Дети начинают знакомиться с окружающим их миром, ползая везде и всюду. Их особенно интересуют вещи, запрятанные подальше. Потребности в понимании и познании А. Маслоу описывал следующим образом:

— Феномен, называемый любопытством, наблюдается и у некоторых высших животных. К примеру, обезьяны, обнаруживая незнакомые предметы, стараются разобрать их на детали, засунуть пальцы во все возможные щели и т.п. В такой ситуации наблюдается исследовательское поведение, не связанное ни со страхом, ни со стремлением к комфорту, ни с физиологическими потребностями.

— В истории человечества имеется множество примеров самоотверженного поиска истины, вызывающего непонимание общества, гонения и даже угрозу жизни.

— Все психологически нормальные индивиды стремятся к необъяснимому, таинственному, загадочному. В то же время понятия и явления, поддающиеся стопроцентному объяснению, навевают скуку.

— Потребности в знании и понимании у детей выражаются ярче, чем у взрослых. Причем подобное стремление развивается не в результате внешнего воздействия. Оно является естественным следствием взросления.

— Принимаясь рассуждать о познании, мы нередко забываем о том, что этот процесс – не абсолютный синоним обучения. В результате неверной трактовки он оценивается лишь с точки зрения результата. При этом забывается о тех чувствах, которые возникают в процессе постижения, озарения. А ведь человек доподлинно счастлив тогда, когда ему удается хоть на мгновение прикоснуться к высшей истине.

Некоторые индивиды действительно нуждаются в получении эстетического удовольствия. Если они оказываются в окружении некрасивых вещей или людей, то заболевают в буквальном смысле этого слова. Самым эффективным лекарством от всех недугов для них является красота. В настоящее время указанная потребность изучена мало. Вот что можно о ней сказать:

— У некоторых людей ярко выражен творческий потенциал. Доминирующими при этом являются креативные потребности. Нередко они становятся даже важнее физиологических.

— Индивиды с повышенными эстетическими потребностями готовы ради своих идеалов и ценностей не только терпеть муки и лишения, но и пойти на смерть.

Каждая ступень пирамиды представляет собой один уровень потребностей. Более выраженные нужды находятся ниже, а менее выраженные – выше. Не удовлетворив (хотя бы частично) базовые потребности, продвигаться вверх по пирамиде крайне сложно. Выше мы подробно рассмотрели все ступени. Если перечислять их вкратце, то это физиология, безопасность, социальность, признание и познание. Альтернативные уровни – любопытство и эстетика. Они играют не меньшую роль в мотивации поведения личности.

Уже упоминалось, что физиология – это базовая ступень пирамиды. Как утверждал Маслоу, человек в идеале должен достичь наивысшего уровня примерно к пятидесяти годам.

Пирамида потребностей Маслоу, как принято считать, была выстроена самим ученым. Однако это не так. Абрахам Маслоу посвятил всю свою сознательную жизнь рассмотрению вопросов самореализации людей. Но пирамида в привычном для нас виде была составлена не им. Иерархия потребностей в виде диаграммы была впервые опубликована в издании учебника Столпа. Это произошло в 1975 году, а Маслоу ушел из жизни на пять лет раньше.

Пирамида Маслоу, несомненно, выстроена на основании логических умозаключений. Однако современные исследователи пришли к такому выводу: актуальной потребностью является та, которая пока не удовлетворена на данный момент. Согласитесь, что сытые люди вряд ли станут бороться за дополнительный кусок хлеба. А человек, не стремящийся к общению, будет избегать надоедливых собеседников. Тот, кому не нужен престиж, не займется изменением своего поведения и привычек, чтобы удовлетворить потребность, которой у него, собственно, нет.

Как считает большинство современных психологов, какой бы структурированной ни была пирамида потребностей Маслоу (рисунок представлен в статье), ей непросто отыскать практическое применение. Ориентируясь на эту схему, можно скатиться до крайне неподходящих обобщений. Если не обращать внимания на статистику и рассматривать каждого индивида по отдельности, встает вопрос о том, настолько ли мы безнадежны, к примеру, в условиях продолжительного недоедания. И так ли невыносимо тому, кто не признан окружающими? Пирамида Маслоу не учитывает тот факт, что многие люди добиваются желаемого именно благодаря неудовлетворенным потребностям. Чего только стоят безответные чувства!

Если принимается за основу рассуждений пирамида потребностей Маслоу, то становится совершенно непонятным, как изможденные заключенные концентрационных лагерей могли успешно организовывать подпольную антифашистскую деятельность. Или как, к примеру, некоторые гениальные писатели и художники творили в абсолютной нищете.

Имеются сведения о том, что пирамида Маслоу самим психологом подвергалась критике. Изучая его поздние работы «К психологии бытия» (1962 г.) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971 г., опубликована посмертно), можно встретить мысли самого автора о том, что он выступает за серьезный пересмотр концепции мотивации и личности.

Пирамида потребностей Маслоу (фото см. в статье) нередко критикуется специалистами разных уровней. Прежде всего, ставится под сомнение целесообразность самой идеи иерархичности и невозможность индивидов один раз удовлетворить все свои потребности навсегда. Наиболее резко пирамида потребностей Маслоу (картинки, представленные ниже, отражают ее суть) критикуется следующим образом: «Согласно этому психологу, люди – животные, которые все время чего-то хотят».

Еще один упрек заключается в невозможности применять рассматриваемую концепцию распределения человеческих потребностей в бизнесе и маркетинге. Однако здесь можно возразить, напомнив о том, для чего именно размышлял над концепцией мотивации и личности Абрахам Маслоу. Пирамида потребностей появилась по той причине, что автор стремился найти ответы на вопросы, которые не освещались ни в бихевиоризме, ни во фрейдизме. Теория, разработанная ученым, является не методикой, а скорее философией.

Пирамида Маслоу (примеры пяти базовых уровней были приведены выше) не является простой классификацией потребностей. Предполагается, что человеческие нужды подчинены определенной иерархии. Так, выделяются базовые и более возвышенные потребности. Мы проходим через все уровни, при этом наблюдается действие следующего закона: базовые желания доминируют. Потребности более высокого уровня выходят на поверхность и становятся мотивами поведения в той ситуации, когда все нижележащие уже удовлетворены.

При этом важно учитывать одну особенность. Так, формы проявления потребностей у разных людей могут кардинальным образом отличаться. Это касается и стремления быть признанным и любимым. К примеру, одному человеку вполне достаточно установить доверительные отношения с детьми, а другой будет непременно стремиться стать влиятельным политическим деятелем. Подобный диапазон в пределах одной потребности может наблюдаться на любом уровне пирамиды. Для того чтобы вас не постигло разочарование в жизни, следует прислушиваться к своим желаниям, должным образом их интерпретировать и стараться удовлетворять наиболее адекватным способом.

Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу. Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности. Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.

Пирамида потребностей по Маслоу (кратко ее уровни были рассмотрены выше) нередко используется и в этой профессиональной сфере. Некоторые опытные маркетологи утверждают: руководствуясь представленной иерархией человеческих стремлений, удается выявить, потребности какого уровня обслуживаются конкретной компанией. Не секрет, что деятельность той или иной фирмы находится в прямой зависимости от динамики и состояния удовлетворяемых рынков потребностей. Например, когда экономика находится в кризисном состоянии, нужды потребителей стремительно опускаются на нижние уровни небезызвестной пирамиды.

Что касается потребностей в еде, то они вечны. То же самое можно сказать и о медицинских услугах. А вот стремление следовать модным тенденциям нивелируется по мере снижения доходов. Базовый принцип стратегического планирования любого вида деятельности – необходимость держать руку на пульсе нужд рынка. Если наблюдается тенденция развития одной из потребностей, имеет смысл настраиваться на ее обслуживание.

Как отмечал Джон Шейлдрек, уровни пирамиды потребностей Маслоу актуальны только для людей. Применять постулаты данной теории к крупным компаниям бессмысленно, поскольку поведение организаций отличается особой сложностью, и для его анализа следует вооружаться иными теоретическими инструментами.

Умозаключения Маслоу по поводу человеческих потребностей, как считают специалисты, могут пригодиться в процессе составления долгосрочных прогнозов или планов. Принимая во внимание степень удовлетворенности потребностей разных социальных групп, легче прогнозировать, какие именно желания будут доминирующими в долгосрочной перспективе (через год, пять и даже более лет). Базируясь на полученных данных, можно эффективным образом разрабатывать и выводить на рынок определенные услуги и товары.

Имеется ли у вас убежденность в том, что дети являются смыслом жизни? Если ответ положительный, то вам, несомненно, будет близка идея о существовании альтернативной пирамиды потребностей. В ходе научных исследований психологи установили, что забота о детях, уход за ними, обучение, кормление и тому подобное является потребностью, находящейся в глубинах подсознания. Ее удовлетворение считается естественной составляющей человеческой сути.

Американскими психологами был предложен собственный вариант рассматриваемой пирамиды. Как отметили исследователи, хотя реализация является, без сомнения, значимым мотивом, она не может считаться ведущей с точки зрения эволюционной теории. Подавляющее большинство действий, перечисленных Маслоу в его теории, отражают основные биологические нужды, базирующиеся на получении статуса в целях привлечения партнера и последующего продолжения собственного рода. Как отметил один из участников проводимых экспериментов – Дуглас Кенрик – среди фундаментальных стремлений людей главным является желание завести потомство. Именно поэтому воспитание детей можно считать базовым уровнем в пирамиде потребностей современного типа.

Стремления в большой степени определяют поведение людей. Для понимания человеческой природы важно учитывать потребности разных уровней. В таком случае удастся найти объяснение большинству поступков людей.

источник

Спор по поводу смысла жизни еще более оживился после того, как
Стивен Вайнберг в своей книге «Три первые минуты» выдвинул
провокационное утверждение. Он пишет: «Чем более постижимой
нам кажется вселенная, тем более она кажется лишенной смысла.
Попытка понять вселенную является одной из тех немногих вещей,
которые поднимают человеческую жизнь над уровнем фарса и при-
дают ей некоторую трагическую изящность». Вайнберг признался,
что из всего, что было им написано, данное высказывание вызвало
самую бурную реакцию. Позднее он вызвал еще один спор своим
комментарием: «С религией или без нее, хорошие люди могут вести
себя хорошо, а плохие — плохо; но для того, чтобы хорошие люди
поступали плохо, — нужна религия».

Вайнберг, похоже, получает некое дьявольское наслаждение,
вызывая яростные прения и подшучивая над заявлениями тех, кто
претендует на некоторое постижение космического смысла вселен-
ной. «На протяжении многих лет я был жизнерадостным ханжой в
философских вопросах», — признается он. Подобно Шекспиру,
он считает, что весь мир — сцена, «но трагедия состоит не в том,
что так написано в сценарии, а в том, что этого сценария нет во-
обще».

Вайнберг вторит словам своего коллеги, ученого из Оксфорда,
биолога Ричарда Докинса, который заявляет: «Во вселенной, где
правят слепые физические силы. одни будут страдать, а другие пре-
успевать, и вы не сможете обнаружить в этом ни ритма, ни причины,
ни даже справедливости. Вселенная, которую мы наблюдаем, облада-
ет именно теми свойствами, которых и следует ожидать в том случае,
когда в основе ее нет ни проекта, ни цели, ни добра, ни зла — ничего,
кроме слепого безжалостного равнодушия».

В сущности, Вайнберг бросает вызов ученому миру. Если люди
считают, что в существовании вселенной есть некий смысл, то что
это за смысл? Когда астрономы вглядываются в космические про-
сторы, где гигантские звезды, намного больше нашего Солнца, рож-
даются и умирают во вселенной, которая продолжает стремительно
расширяться на протяжении уже миллиардов лет, трудно понять,

каким образом все это может быть так точно организовано, чтобы
дать смысл человечеству, обитающему на крошечной планетке, вра-
щающейся вокруг малоизвестной звезды.

Хотя эти заявления вызвали много жарких споров, очень немно-
гие ученые приняли вызов. Однако, когда Алан Лайтман и Роберта
Броэр провели интервью с рядом выдающихся космологов, чтобы
выяснить, согласны ли они с мнением Вайнберга, примечательно,
что лишь единицы согласились с его суровой оценкой вселенной.
Одной из ученых, твердо принявших сторону Вайнберга, оказалась
Сандра Фабер из Ликской обсерватории и Калифорнийского уни-
верситета в Санта-Круз. Она сказала: «Я не верю, что Земля была
создана для людей. Эта планета сформировалась в результате есте-
ственных процессов, и жизнь и разумные существа появились как
часть дальнейшего развития этих естественных процессов. Я считаю,
что таким же образом — в результате какого-то естественного про-
цесса — сформировалась и вселенная, а наше появление в ней было
полностью естественным результатом действия физических законов
в нашей конкретной ее области. Я думаю, здесь подразумевается су-
ществование некой движущей силы, которая имеет цель, выходящую
за пределы человеческого существования. В это я не верю. Поэтому
я считаю, что полностью согласна с Вайнбергом в том, что вселенная
совершенно бессмысленна с точки зрения человека».

Но гораздо большее число космологов посчитало, что Вайнберг
неправ, что вселенная все же обладает смыслом, даже если его нельзя
выразить.

Маргарет Геллер, профессор Гарвардского университета, говорит:
«Моя точка зрения заключается в том, что вы проживаете свою соб-
ственную жизнь и она коротка. Суть в том, чтобы набрать настолько
богатый опыт, насколько это только возможно. Это то, что я пытаюсь
сделать. Я пытаюсь заниматься чем-то созидательным. Я пытаюсь
учить людей».

Для некоторых смысл вселенной действительно состоял в том, что
это творение Божье. Дон Пейдж из Университета Альберты, бывший
ученик Стивена Хокинга, сказал: «Да, я бы сказал, что определенно
существует некая цель. Мне неизвестны все цели, но я считаю, что
одной из них для Бога было создание человека, чтобы общаться с ним.
Целью более крупного масштаба было то, что создание Бога прослав-

ляло бы самого Бога». Он видит творение Божье даже в абстрактных
законах квантовой физики: «В некотором смысле эти физические за-
коны кажутся аналогичными той грамматике и тому языку, которые
избрал Бог».

Чарльз Мизнер из Мэрилендского университета, один из первых
ученых, которые занялись анализом общей теории относительности
Эйнштейна, разделяет мнение Пейджа: «Мне кажется, что религия
трактует очень серьезные вещи, такие, как существование Бога и
братства людей. Они представляют собой серьезные истины, кото-
рые мы когда-нибудь научимся воспринимать — возможно, на дру-
гом языке и, возможно, в других масштабах. Поэтому я считаю, что
там скрыты подлинные истины, и в некотором смысле величие все-
ленной полно смысла, и нам на самом деле следует чтить ее Создателя
и благоговеть перед ним».

Вопрос о Создателе поднимает следующий вопрос: может ли на-
ука сказать что-либо о существовании Бога? Теолог Пауль Тиллих
однажды сказал, что физики — единственные в мире люди, которые
могут говорить слово «Бог» и при этом не краснеть. И действитель-
но, физики выделяются из всех ученых тем, что занимаются одним из
величайших вопросов человечества: существует ли великий проект?
Если это так, то где же архитектор? Который из путей к истине явля-
ется верным — рассудок или откровение?

Струнная теория позволяет нам рассматривать субатомные ча-
стицы как ноты, взятые на вибрирующей струне; законы химии соот-
ветствуют мелодиям, которые можно сыграть на этих струнах; законы
физики соответствуют законам гармонии, которые управляют этими
струнами; вселенная представляет собой струнную симфонию; а за-
мысел Бога можно представить как космическую музыку в гиперпро-
странстве. Если эта аналогия правомерна, то сразу же возникает следу-
ющий вопрос: есть ли композитор? Была ли эта теория создана кем-то
таким образом, чтобы в нее вписалось все разнообразие возможных
вселенных, которые мы видим в струнной теории? Если вселенная по-
добна точно настроенным часам, то где же часовщик?

В этом отношении струнная теория проливает некоторый свет на
следующий вопрос: былли у Бога выбор? Всякий раз, когда Эйнштейн
подходил к созданию своей космической теории, он всегда задавался
вопросом: каким образом я бы создал вселенную? Он склонялся к

Читайте также:  Стильные очки для зрения для девочки 10 лет

мысли о том, что, возможно, у Бога не было выбора в этой ситуации.
Струнная теория, кажется, подтверждает верность такого подхода.
Когда мы пытаемся соединить теорию относительности с квантовой
теорией, то приходим к теориям, которые наводнены скрытыми, но
роковыми изъянами: расхождения, которые разрушают всю строй-
ную систему, и аномалии, которые нарушают симметрии теории. Эти
расхождения и аномалии можно преодолеть только путем привле-
чения мощных симметрии, и М-теория обладает самой мощной из
них. Таким образом, возможно существование единой уникальной
теории, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к такой
теории.

Эйнштейна, который часто подробно писал о Старине Боге,
спросили о существовании Господа. По его мнению, существовало
два типа божеств. К первому типу относился персонифицированный
Бог, который отвечает на молитвы: это Бог Авраама, Исаака, Моисея,
Бог, по велению которого расступаются пучины и происходят чуде-
са. Однако это не тот Бог, в которого обязательно верит большинство
ученых.

Однажды Эйнштейн написал, что верит в «Бога Спинозы, ко-
торый проявляет Себя в упорядоченной гармонии всего сущего, а
не в Бога, который обременяет себя судьбами и деяниями существ
человеческих». Бог Спинозы и Эйнштейна — это бог гармонии, бог
рассудка и логики. Эйнштейн пишет: «Я не могу представить себе
Бога, который поощряет и наказывает объекты своего собственного
творения. Точно также я не могу поверить в то, что личность пере-
живает смерть собственного тела».

(В дантовском «Аде» первый круг у самого входа в ад населен
людьми с доброй волей и характером, которые не смогли полностью
постичь Иисуса Христа. В первом круге Данте встречает Платона и
Аристотеля и других великих мыслителей и светочей науки. Как заме-
чает физик Вильчек: «Мы подозреваем, что, возможно, большинство
современных ученых окажется в этом первом круге ада».) Марка
Твена тоже скорее всего можно встретить в этом знаменитом первом
круге. Твен однажды определил веру как «веру в то, о чем даже пол-
ный дурак знает, что это не так».

Лично я, с чисто научной точки зрения, полагаю, что, вероятно,
самый сильный аргумент в пользу существования Бога Эйнштейна

или Спинозы берет начало в теологии. Если в конце концов струнная
теория найдет свое подтверждение как теория всего, то тогда нам
придется задаться вопросом о том, откуда взялись сами уравнения.
Если единая теория поля поистине уникальна, как считал Эйнштейн,
то нам придется задаться вопросом о том, откуда взялась эта уни-
кальность. Физики, которые верят в Бога, считают, что вселенная
настолько прекрасна и проста, что ее основополагающие законы не
могут быть случайными. Иначе вселенная могла бы быть полностью
беспорядочной или состоящей из безжизненных электронов и ней-
трино, неспособной создать какую-нибудь жизнь, не говоря уже о
разумной.

Если же, как считают некоторые физики, в числе которых нахо-
жусь и я, основополагающие законы реальности могут быть описаны
в уравнении не больше дюйма длиной, тогда вопрос заключается в
следующем: откуда взялось это уравнение?

Как сказал Мартин Гарднер: «Почему падает яблоко? Вследствие
закона тяготения. Откуда закон тяготения? Из определенных уравне-
ний, являющихся частью теории относительности. В случае если фи-
зики когда-нибудь добьются успеха и напишут конечное уравнение,
из которого можно вывести все физические законы, все еще можно
будет спросить: «откуда взялось это уравнение?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

С чего начинаются первые шаги человека? С ощущения опоры под ногами. Чтобы человек начал двигаться и расти, ему сначала нужно на что-то опереться. Опора – необходимое условие устойчивости личности. Когда есть опора, появляется потребность и желание движения. Один из самых известных представителей современной гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, полагал, что человек – это «желающее существо», которое не бывает полностью удовлетворено имеющейся данностью. Как только одни желания и потребности оказываются удовлетворёнными, на смену им приходят другие. Маслоу предположил, что в системе потребностей существует иерархия, и они осознаются и удовлетворяются последовательно – от низших к высшим. То есть, по мысли Маслоу, развитие человека – это движение вверх по лестнице желаний и обретение опоры во всё более сложных потребностях.

Я решила разобраться, что является опорой для движения вверх — с точки зрения последователей учения Древнего Китая. Первые попытки связать гуманистическую психологию и синкретичную даосскую науку, в которой астрономия, медицина и психология были единым целым, не увенчались успехом. В древнем китайском знании не нашлось информации о желаниях и потребностях. Зато привлёк внимание факт, что в пирамиде потребностей Маслоу – 5 уровней, столько же, сколько элементов в философской картине мира, созданной китайским мыслителем Фу Си, разделившим различные природные, психологические и физиологические феномены на пять групп и установившим взаимосвязь между всеми составляющими мироздания.

Показалась интересной мысль – найти пять китайских опор для духовного роста и движения. Так началось моё расследование тайны человеческих желаний и поиск их корней.

К удивлению, обнаружилось, что в системе У-Син, то есть, «Пять Первоэлементов» или «Пять Стихий», есть коррелят У-Чан, который переводится «Пять устоев». «Устои» — это и есть опоры, исходные, основополагающие начала. Принципиальная разница между западной и восточной идеей состоит в том, что в китайском прототипе психологии не могло быть иерархии, поскольку все элементы системы равны, взаимосвязаны и находятся в единстве и борьбе, порождая друг друга или противоборствуя. Пять элементов даосской философии, порождающие друг друга, выстраиваются в круг, и принцип пирамиды для такого мировоззрения – чужеродный. Тогда я решила погрузиться в глубинный смысл двух систем, чтобы с помощью древних устоев повысить устойчивость современных базовых ценностей!

Чтобы разобраться в хитростях восточной модели и всё-таки найти точки соприкосновения двух систем, я обратилась к своему наставнику, наследнику традиций Древнего Китая, Мастеру Дао Цзи Сяогану. Первое, на что обратил внимание Мастер – иерархия ценностей, предложенная Маслоу, условна. С точки зрения Сяогана, если высшая потребность, самоактуализация, начинает удовлетворяться, то и все «низшие» потребности удовлетворяются более полно, осознанно и качественно. Чтобы придать пирамиде китайский смысл, Мастер предложил добавить в пирамиду цвет. Высшую потребность он предложил обозначить, например, жёлтым цветом, а все остальные – фиолетовым. Цвета выбраны случайно. Оттенок желтизны должен проникать во все 4 фиолетовые уровня, постепенно уменьшаясь. Низший уровень потребностей, физиологический, должен быть «самым фиолетовым», с лёгким оттенком желтизны. Тем самым подчёркивается, что духовность высших побуждений минимально связна с физиологией.

Вторая мысль Мастера показалась мне особенно важной. В отличие от концепции последовательного осознания и обретения потребностей, наследник древнего китайского знания предположил, что все ценности, обозначенные Маслоу, равны по значимости. Более того, только осознавая потребность самоактуализации и реализуя личностный потенциал, индивидуум может наиболее полно удовлетворять все потребности более низкого порядка. С точки зрения даосской философии базовым и первичным является именно осознавание единства и равноценности духовного и материального — без расставления приоритетов.

Форма пирамиды, дополненная цветовой символикой, не удовлетворила Мастера Цзи. Тогда он предложил провести аналогию между потребностями и устоями, расположив и те, и другие в форму креста. Эта форма используется в даосской философии гораздо реже, чем форма круга, зато была унаследована последователями Фен Шуй. В этой форме стихия Земля располагается в центре, а четыре остальные стихии занимают положение в соответствие со сторонами света и священными животными — Север (Вода, Черепаха), Юг (Огонь, Фэн Хуан (Феникс)), Восток (Дерево, Дракон) и Запад (Металл, Тигр).

Я начала размышлять о связи потребностей и устоев с фундамента пирамиды Маслоу, поскольку в даосской версии последовательность имеет условное значение.

Первая ступень пирамиды – потребность в удовлетворении физиологических потребностей. К первичным потребностям относятся факторы, которые существенны для выживания: пища, питьё, кислород, сон, сенсорный контакт, физическая активность и секс. Мастер Цзи предложил пометить эти потребности в центр креста и привязать их к стихии Земля и органу селезёнка. Основные потребности, значимые для поддержания жизни, еда и питьё. У каждого из пяти плотных иньских органов есть полая янская пара.

Парой селезёнки является желудок. Поэтому вполне логично, что «желудочные» ценности легли в основу западной пирамиды и оказались в центре восточной системы.

Устой, соответствующий стихии Земля и паре селезёнка-желудок – доверие (синь). Для первых шагов доверие предельно важно: уверенность в прочности опоры придаёт решимости. Вполне естественно, что Земля – это первая опора в прямом и в метафорическом смысле.

Вторая ступень пирамиды – потребность в безопасности: долговременное выживание и стабильность. Маслоу полагал, что когда физиологические потребности удовлетворяются в достаточной мере, значение приобретают потребности безопасности и защиты. Удовлетворение этих потребностей связано с наличием организации, стабильности, закона и порядка. Если задача индивидуума, осознающего физиологические потребности, — выживание, то с переходом на новый уровень он осознаёт важность долгосрочного выживания, которое возможно исключительно при наличии определённого порядка. Эта ценность существует и в даосской системе. Порядок (ли) – устой, соответствующий стихии Огонь и паре сердце – тонкий кишечник.

Можно и в этом случае поразмышлять о неслучайности образов. Если Земля важна для уверенной поступи и устойчивой опоры, то Огонь важен для долгосрочного выживания. В первобытные времена именно огонь был фактором защиты человека от опасностей окружающего мира – холода и диких животных, представляющих угрозу жизни. Всё логично!

Обратимся к третьей ступени пирамиды западных ценностей – потребность принадлежности и любви, присоединение и принятие. На этом уровне развития личность пытается установить отношения привязанности в семье и в группе близких людей. Поскольку возможны различные понимания слова «любовь», важно уточнить, что Маслоу не поддерживал идею Фрейда о сексуальной основе любви и трактовал любовь как взаимопонимание и уважение, то есть, расширил смысл этого слова от переживания, связанного с одним избранником, до вселенского чувства, основанного на духовности, а не на влечении плоти. Вопрос корреляции ступени пирамиды и устоя в этом случае не возник, потому что в даосской системе есть ценность, точно повторяющая потребность третьего уровня пирамиды – любовь (жень), и связана она со стихией Дерево и парой органов печень – желчный пузырь. Некоторые переводы предлагают вариант «милосердие», видимо, именно для того, чтобы исключить двусмысленность понимания.

Символично, что стихия Дерево связана с любовью близких людей, духовной привязанностью женщины и мужчины, с родственными узами. Возникает ассоциация с генеалогическим древом, историческими корнями личности, которые укрепляют её в стремлении двигаться вверх, в достижении новых духовных высот. На этом этапе расследования мне начало казаться, что пирамида Маслоу – не что иное, как даосский крест, в котором каждому устою присвоена особая ступень, в соответствии с воззрениями современного западного общества. Слишком много совпадений обнаружилось там, где изначально не было замечено ни малейшего сходства!

Четвёртая ступень пирамиды – потребности самоуважения: значимость, компетентность. С точки зрения Маслоу эта потребность имеет два вектора: уважение к самому себе и уважение со стороны окружающих. Первый вектор опирается на ощущение компетентности, уверенности, независимости и свободы. Человеку важно осознавать, что он способен справиться с задачами, которые ставит перед ним жизнь. Уважение окружающих — это престиж, признание, статус, высокая оценка заслуг. Совокупность обоих векторов придаёт индивидууму уверенности в себе, взращивает в нём чувство собственного достоинства, осознание важности своего существования и действительной значимости деятельности.

На этом этапе разгадывания китайской головоломки пришлось включить логику. Осталось только два первоэлемента и два соответствующих им органа – Вода и почки, Металл и лёгкие. Поскольку почки играют особую роль в жизнедеятельности организма, то стихия Вода должна либо располагаться в основании пирамиды, либо венчать её. Поскольку в основание легла Земля, то вопрос решился сам собой. Почки – аккумулятор всей энергетической системы, от них «питаются» все внутренние органы. И если в почках снизился объём энергии, то постепенно все органы начнут давать сбой. Поэтому вполне закономерно водрузить Воду на вершину пирамиды ценностей. Оставалось разобраться, какой устой соответствует Металлу и попытаться обнаружить сходство этого устоя с четвёртой ступенью пирамиды Маслоу.

Но тут-то меня и поджидала неожиданность! В очередной раз я столкнулась с проблемой непереводимости китайских понятий. Дело в том, что картина мира древних китайцев так сильно отличается от европейской картины мира, что в китайском языке обнаруживается множество понятий, у которых нет российских словесных эквивалентов. Сяоган затруднился с переводом иероглифа, соответствующего четвёртому устою, на русский язык, и перешёл к описанию феномена: «Это качество характеризует человека, который делает добро, когда есть необходимость в добре. Его не надо просить, он сам чувствует, что должен сделать». Я поискала переводы в российских источниках: «справедливость». Мастер Цзи отверг этот вариант и продолжил ассоциацию: «Принцип «один за всех и все за одного» соответствует этому устою». Ещё одна попытка Мастера объяснить смысл иероглифа «и» свелась к описанию качеств личности, которая готова пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью, ради интересов группы. В сознании возникали понятия «честь» и «совесть». В конце концов, возник криминальный образ «жизнь по понятиям». Мастеру мои ощущения показались близкими к правде, если отсечь криминальную составляющую. Неожиданная ассоциация перестала казаться дикой и неуместной, когда пришло озарение, что шпаги мушкетёров и холодное оружие бандитов, так же, как и благородное оружие других защитников справедливости – это элементы стихии Металл! Ну конечно! Металл – символ справедливого возмездия, знак особой силы и власти, особого статуса. Всё сходится! Металл – символ значимости. Деньги – это символ статуса и успеха, а денежный эквивалент – тоже металл, золото.

Мы так и не нашли точного перевода китайского понятия «и», соответствующего ощущениям Мастера. Возможно, такого слова просто нет в русском словаре. Тем не менее, на мой взгляд, относительно близкими можно считать выражения «внутренний закон» и «кодекс чести». По сути, оба словосочетания близки к понятиям «уважение» и «самоуважение». И если рассматривать уважение – как воздаяние по справедливости, то и на сей раз всё сходится.

Наконец, мы совершили восхождение к истине и добрались до вершины пирамиды! Пятая ступень в иерархии потребностей Абрахама Маслоу – потребность в самоактуализации или желание человека достигнуть того, чего он может достичь. Это максимальное использование духовных даров: природных способностей, талантов и личностного потенциала. Путь самоактуализации – внутреннее самосовершенствование, основанное на осознании своих возможностей. Этой ступени в даосской системе соответствует стихия Вода и пара органов — почки и мочевой пузырь. Пятый устой, который соответствует высоте своего западного коррелята – мудрость (чжи).

Возникает ощущение несоответствия, сопровождающееся вполне логичным вопросом: почему пирамиду духовного совершенствования венчает орган, который может показаться самым «нечистым» из пятёрки? Фильтр организма, расположенный анатомически ниже остальных иньских органов системы У-Син, оказался в одной связке с высочайшей добродетелью.

Разгадка парадокса – в понимании значения почек древними китайскими философами. Почки – аккумулятор витальной энергии, гарант здорового функционирования всех органов и систем. Если падает энергия в почках, все остальные органы постепенно тоже теряют свою силу. Кроме того, почки связаны с мозгом, соответственно, именно от них зависит эффективность работы сознания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самоактуализация связана с мудростью, а мудрость невозможна без баланса энергии в почках. И если размышлять о сакральном смысле стихии, символизирующей обсуждаемые связи, то Вода – основа жизни физической так же, как Мудрость – основа жизни духовной. А если вспомнить об уникальном свойстве воды – накапливать и фиксировать энергию-информацию, которое делает воду проводником благодати во многих религиозных таинствах, то высочайшее место Воды в иерархии осознаётся как единственно возможное и заслуженное.

Путь завершён. Мы лишь едва прикоснулись к тайнам мироздания, закрытым для большинства праздно любопытствующих и доступным самым пытливым. Не будем срывать с истины все покровы и оставим неразгаданным то, к чему мы пока не готовы. Однако уже теперь можно попробовать превратить устойчивую, но неподвижную треугольную западную конструкцию в движущийся «механизм», который предполагает не последовательное обретение благ, а одновременное удовлетворение всех потребностей во взаимосвязи.

Для меня как для наблюдателя важно следующее: высшее знание – едино. Все, кто прикасается к нему, становятся проводниками. Свет истины озаряет учения великие и малые. И мы имеем прекрасную возможность любоваться многочисленными отблесками источника и действовать, доверяя самим себе!

Хотите узнать об этом во всех подробностей? Смотрите запись видеосеминара «Дао Женщины: как следовать пути с удовольствием»

источник