Меню Рубрики

С точки зрения современных научных представлений

Интеллектуальная составляющая любого мировоззрения – миропонимание, наше представление об окружающем мире, объяснение того, как он устроен и по каким законам существует, которое иначе называется картиной мира.

Научная картина мира – это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин.

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные прежде всего в области естественных наук. Поэтому современная естественнонаучная картина мира (СКМ) состоит из физической, химической и биологической картин мира, каждая из которых формируется основными концепциями (положениями, законами, выводами) одной естественной науки.

Исторически первая естественнонаучная картина мира сложилась в XVII-XVIII вв. на основе классического естествознания. Классический образ науки породил в массовом сознании культ научного знания и сформировал особое отношение к тому образу мира, который предлагается наукой: взгляд науки долгое время приравнивался к взгляду абсолютной истины. Научная картина мира понималась как точная копия реальности, существующей независимо от человека. Не учитывалось то, что наука – это подвижная, изменяющаяся система знаний, которая формируется человеком, а он не застрахован от ошибок и заблуждений.

На основе физики И. Ньютона и философии Р. Декарта сформировалась механистическая картина мира, долгое время считавшаяся абсолютно истинной и единственно возможной. Классическая наука исходила из вещно-объектной картины мира. В рамках механистической парадигмы Вселенная представала как хорошо отлаженная машина, действующая по законам строгой необходимости, а явления и вещи были связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей. Механистически понятая Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Материя в свою очередь состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой. Время в этой Вселенной абсолютно, однонаправлено и независимо от вещества. Такой взгляд на мир стал следствием абсолютизации законов классической механики И. Ньютона, отождествления причинности с необходимостью и отрицания объективного характера случайности в философии Р. Декарта, Б. Спинозы и французских материалистов XVIII в.

В рамках механистической парадигмы человек понимался как природное тело в ряду других тел. Подразумевалось, что мир природный, в котором нет ничего человеческого, можно описать объективно, и такое описание будет точной копией реальности. Местом человека в «часовом механизме Вселенной» было место одного из винтиков хорошо отлаженной машины. Тотально объективистский взгляд науки просто перестал замечать субъективное – человека, устраняя его из картины мира.

Во второй половине XIX в. начинают быстро развиваться гуманитарные и социальные науки, которые по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтуют с классическим образом научности. В философии возникает проблема обоснования нового класса наук, объединяемых понятием «науки о духе». Механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим и системным. В рамках системной парадигмы Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей; современное естествознание изучает взаимодействия, а не отдельные, замкнутые объекты; мир представляет собой неделимую реальность всеобщих связей, а не мозаику разрозненных элементов. И если образом мира в классическом естествознании был часовой механизм, то образом мира в неклассической науке может быть паутина или сеть.

Начало трансформации от механистической к органической, естественнонаучной картине мира положили открытия в физике: общая и специальная теория относительности А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э. Резерфорда, работы по квантовой механике Н. Бора, открытие принципа неопределенности В. Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное наполнение системной парадигмы происходило за счет новых данных, которые предоставляли психология, в рамках которой сформировалась концепция бессознательной психики, биология и генетика с их успехами в области постижения сущности жизни, астрофизика, изучающая закономерности существования мегамира, кибернетика и синергетика, описывающие поведение сложных открытых систем, и др. Развивающаяся наука XX в. перестала рассматривать мир как простой и ясный. Более того, она вынуждена была вернуть в этот мир человека. Взгляд современной науки перестал быть тотально объективистским. Как утверждал известный физик В. Гейзенберг, главным достижением современного естествознания стало разрушение неподвижной системы понятий классического естествознания и веры в возможность абсолютного познания.

Один из принципов новой научной парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Новая органическая парадигма отказывается от субстанциональной концепции пространства и времени в пользу реляционной. Согласно современному взгляду на мир материя не сводится к веществу, существуя как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны одновременно как взаимодействия частиц и как волновые процессы.

Связи между событиями и явлениями во Вселенной необъяснимы только с точки зрения ньютоновской причинности. Современное представление о детерминизме конкретизируют в следующих принципах: принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий; принцип причинности; принцип многообразия типов детерминации.

Принцип взаимосвязи явлений носит общий характер и выражает неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности является центральным и утверждает наличие между всеми явлениями и событиями мира отношений причин и следствий. Иными словами, одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое. Порождающее явление называется причиной, порождаемое – следствием. Причина выступает как активное и первичное начало по отношению к следствию.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду случайность. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несущественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено только к отношениям причинности.

Непричинные отношения – это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения.

Итак, окружающий нас мир состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям. Он имеет долгую историю, в общих чертах известную современной науке. Наиболее крупные научные открытия осуществлены во второй половине ХХ века.

Картина мира, предлагаемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Многие современные открытия в науке придают картине мира немножко «безумный» вид, но когда-то мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной». В то же время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества ей придают в основном главные принципы построения и организации современного научного познания, которые являются и принципами построения научной картины мира: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных систем, состоящая из множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

В общем под системой понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулу воды, радикально меняют свои обычные свойства). Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность – последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика и т.д.) Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны.

Глобальный эволюционизм – это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

Самоорганизация– наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние сходен для систем всех уровней.

Важной особенностью современной научной картины мира является признании историчности — принципиальной незавершенности любой научной картины мира.Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентаций, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.

Развивается и Вселенная. Однако, развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах, поэтому их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

ССЫЛКА: Смирнова И.В. Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа // Будущее клинической психологии: материалы Международной научно-практической конференции (8 апреля 2011 г.) / под ред. А.Ю. Бергфельд, С.В. Вайнштейн, С.А. Щебетенко; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011 – Вып.5 — 276 с. (стр.3-10). Тираж 100 экз.

Исторически сложилось так, что первые попытки объективировать знания о сновидении принадлежали школе психоанализа. Именно в «Толковании сновидений» З.Фрейд представил и раскрыл неотзывчивому научному миру сущность бессознательных психических процессов. Интерес Фрейда к сновидениям возник из того факта, что первичные процессы сновидений являются нормальными процессами, но которые, тем не менее, служат примером образования невротических симптомов. Термин «сновидение» значим для психоаналитической теории. Сам Фрейд обозначил место использования сновидений в теории и практике психоанализа так: «Толкование же сновидений есть Царская дорога к познанию бессознательного в душевной жизни» [1, стр.531].

В отличие от концепции сексуальности, которую З.Фрейд постоянно развивал, пересматривал, о чем свидетельствуют дополнения и изменения, появившиеся за долгие годы к первому тексту «Трех очерков по теории сексуальности», «Толкование сновидений», как отмечал Дадун Р. [4, стр.329], Фрейд не пересматривал, считая теорию сновидений окончательной и завершенной.

Современные психоаналитические словари содержат термин «сновидение» [2,3], что еще раз свидетельствует о важности данного феномена в психоаналитической теории и практике. «Сновидение – психическая активность во время сна… Психоанализ полагает, что сновидения имеют психологический СМЫСЛ, постичь который можно с помощью ИНТЕРПТЕТАЦИИ. Согласно исходным формулировкам Фрейда, сновидения имеют: ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, т.е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают, помнят, и СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое раскрывается путем интерпретации… Согласно фрейдовской теории сновидений как ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ, скрытое содержание является желанием, которое исполняется во сне в галлюцинаторной форме…» [2, стр. 182-183]. Желания должны быть замаскированы, завуалированы, т.к. во сне осуществляются в основном бессознательные желания, неприемлемые для бодрствующего Эго человека. « …Интерпретация сновидения, следовательно, сводится главным образом к переводу мышления первичного процесса в мышление вторичного процесса, к развитию сжатых, непоследовательных, преимущественно зрительных образов сновидения в логически стройный символизм языка». В целом определения сновидений в психоаналитических словарях соответствует теории сновидений Фрейда, не учитывая современные достижения психоаналитиков в области теории сновидений.

Серьезные публикации работ по теории и практике сновидений стали появляться в конце 40-х годов – начале 50-х. Наиболее яркий труд, по мнению Дадун Р., этого периода, Гезы Рохейма «Двери сновидения», в котором он, опираясь на обширные знания в области этнологии и мифологии, пытается осуществить новую попытку в изучении снов.

Сегодня психоаналитические труды, посвященные этой теме, весьма многочисленны. Среди наиболее интересных можно отметить книгу «Современная теория сновидений», где собраны самые значительные статьи ученых аналитических школ Европы и Америки за последние двадцать пять лет [5]. Уже опубликована работа российского психоаналитика С.В.Авакумова, преподавателя Восточно-Европейского института психоанализа, «Психология сновидения» [6]. В монографии С.В. Авакумов анализирует основные концепции сновидений и методы их исследования, особое внимание уделяет влиянию на характер сновидений патологических состояний, изучению особенностей сновидений людей обратившихся за психотерапевтической помощью.

Современные модификации психологической модели сновидения З.Фрейда.

Модель сновидений З.Фрейда имеет свои слабые места. К числу слабых сторон модели относится: вся модель построена на оппозиции сознательного и бессознательного и, следовательно, не объясняет возникновение сновидений у животных; сложный механизм работы сновидения, как целенаправленная маскировка бессознательных желаний, входит в противоречие с представлением о состоянии сна как регрессивном и низкоэнергетическом; модель не объясняет появление символов в снах у психоаналитических пациентов, которые осведомлены о значении данных символов [С.В. Авакумов 6, стр.60]. С тем, чтобы преодолеть противоречия были предприняты попытки ревизии модели сновидений З. Фрейда. Концепция Hall C.S. [13] пытается преодолеть противоречия с помощью теории когнитивного символизма.

Автор согласен с Фрейдом в том, что сновидения наполнены символическими объектами, сами сновидения необходимы для сохранения состояния сна, однако он расходится с ним в механизме формирования сновидений в частности появления символических объектов в нем – у Фрейда это способ маскировки запрещенных желаний, Hall настаивает на когнитивном характере их проявления. Так объектом символизирующим мать (или женщину вообще) может стать корова, как отражение ее (материнской) ранней оральной функции, составляющей суть матери для данного субъекта. Этот подход позволяет избежать наиболее уязвимого места в теории Фрейда – наличие во сне ментальной целенаправленной деятельности. Концепты уже присутствуют в психике субъекта и их привлечение не требует каких-либо специальных усилий.

Отчасти, как модификацию теории сновидений Фрейда можно рассматривать модель психического функционирования Биона [14]. Концепция Биона практически повторяет концепцию Фрейда с заменой понятий «первичный» и «вторичный» процесс на «альфа» и «бета» элементы. Прояснения Биона касаются теории Фрейда в частности особенностей и отличий сновидений лиц с психотической и пограничной личностной организацией в сравнении со сновидениями невротических и обычных людей, которое сводится к тому, что в первом случае в сновидениях имеет место большая представленность и меньшая замаскированность бессознательных процессов. В материалах Международной психоана­литической конференции можно найти статью Дж.Чивитарезе «О концепции Биона «Waking dream thought» (мысли сновидения наяву) [7] о продуктивном использовании парадигмы сна во время сеанса, посвященная расширенной бионовской концепции «Waking dream thought».

Использование манифестного содержания сновидения

для диагностики Эго-состоянии в структурном и объектном ответвлениях психоанализа

З. Фрейд писал о том, что «не нужно обращать внимание на то, что являет собой сновидение…» [9, стр.70]. Сегодня ситуация изменилась. Манифестное содержание сновидений является источником информации об репрезентации объекта, об защитных механизмах психики, о ведущих конфликтах психики.

За последние годы увеличился интерес научных исследований, которые интегрировали психоаналитическое изучение объект-отношений с психологией проективных тестов. В своих исследованиях, они показали, что основываясь только на анализе содержания представлений об объекте, клиницисты могут предварительно судить о независимом психиатрическом классе психопатологии субъекта. Например, Mayman M. показал эту закономерность на материалах теста Г.Роршаха[8]. Многочисленные современные теоретические, клинические и литературные исследования описывают схожие с «проективными» способы анализа манифестного содержания сновидений. Erikson[10] отмечал особую важность выискивания в манифестном содержании сновидения индивидуальных отличий в характере Эго-защит, восприятия и типа активности. Подход предложенный A. Krohn и Mayman M. [12] основан на концепции «репрезентации объекта», который тесно связан с представлениями Эго-психологии. Концептуальный уровень репрезентации объекта интегрирует представление об объекте следующих объект-теорий: М.Кляйн, В. Файербейера, Д.Винникота, О. Кернберга, Х.Когута. В качестве базовой использована концепция О.Кернберга – структурное ответвление теории объект-отношений. О.Кернберг представляет себе личностную структуру в основном как конфигурацию в различной степени усвоенных интернализаций объекта. Степень дифференциации и развития этих представлений об объекте зависит от природы процесса интернализации, которыми они были интегрированы. Наиболее примитивные интернализации ведут к опыту самого себя и других людей – как – либо высоко идеализированных, любо совершенно пустых и презираемых. Большинство продвинутых форм интернализации ассоциированы с более продвинутыми уровнями перцепции и когнетивной зрелости и сопутствуют хорошему пониманию ролей и функционирования других людей. Эти пути развития являются фундаментальными для более тонкого понимания взаимоотношений с другими людьми, их разными сторонами, их меняющимися представлениями о себе. Исследования показали, что манифестное содержание сновидения выражает такой важный аспект Эго — как индивидуальный набор интернализованных парадигм интерперсональных отношений личности. Изучение манифестного содержания сновидения, рассматриваемого как продукция проективного теста, возможно единственный способ отыскать различия в природе таких интернализаций. Основу оценивания составляет качество отношений с объектами сновидения, которое проявляется в динамике взаимодействий сновидца и фигур сновидения. Ведущей оцениваемой характеристикой является динамика взаимодействий фигур сновидения.

Пример. Описание сновидений: фигуры сновидения минимально взаимодействуют со сновидцем, только для удовлетворения его (либо наоборот) эмоциональных или инстинктивных потребностей. Активность сновидца направлена исключительно на себя. Люди взаимодействуют со сновидцем на уровне чувств, но без глубоких искренних отношений. Сновидческая активность направлена исключительно на себя… Уровень репрезентации объекта: опыт человека сконцентрирован вокруг своих нужд, которые другие люди прямо или косвенно удовлетворяют (мир человека населен частичными объектами). Достаточно низкий уровень представлений об объекте, нет еще представления о целостности объекта, понимания потребностей другой личности, ее своеобразия…

Современные представления о латентном содержании сновидения с точки зрения структурно-динамической модели психики.

В практической работе со сновидениями часто возникает проблема, что мы должны найти путем интерпретации. По З.Фрейду бессознательные мысли сновидения – это бессознательные желания, но работа с текстами основателя психоанализа и практическая работа показывают, что нет четкого понимания того, что мы должны найти в итоге Подробно резюмировав свои ассоциации к сновидению об Инъекции Ирме, Фрейд пишет, что завершил интерпретацию этого сновидения. В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд отмечает, что ассоциации к сновидению – это еще не латентные мысли сновидения. Сам основатель психоанализа признается, что не может сформулировать точные правила интерпретации и вынужден использовать такие неточные термины, как «маточный раствор» и промежуточные звенья. Из работ Фрейда, Джонса, Эриксона, Стюарта, Стейна, Эйслера можно увидеть, как редко в действительности интерпретируется бессознательное желание. И даже если принимать попытку удовлетворения желания за отправную точку, невозможно избежать трудностей в определении того, что следует интерпретировать как исполнение желания, а что как – защиту [Д. Спаньяд 5, стр.225 — 235].

J.A. Arlow и C. Brenner [11], в рамках их структурной психоаналитической теории, исключили особую роль бессознательного первичного процесса в сновидениях в смысле представления о сновидении как о схожем с невротическим симптомом явлением, и рассматривали его как продукт взаимодействия Эго и Супер-Эго на различных уровнях регрессии.

Важность этих представлений в клинической работе заключается в том, что анализ сновидений в клинике может предоставить больше, чем просто содержание бессознательных, инфантильных, сексуальных желаний.

Например, в сновидении клиенту снится, что он стремительно катится с горы на санях, ему становится страшно от быстрого спуска. Катастрофа неизбежна.

В процессе анализа сновидения выявляется бессознательное гомосексуальное желание, зародившееся в детстве и ожившее в аналитической ситуации. О чем еще может рассказать это сновидении сточки зрения современной теории сновидения? О том, что это желание не просто волнует пациента, а он глубоко напуган им, что их следствием будет физическое повреждение. Мы узнаем из ассоциаций клиента о защитах, которые использует клиент для сведения тревоги к минимуму. Защитные механизмы: проекция и контрфобическое поведение (он спроецировал свои ожидания телесного повреждения, свое чувство женоподобности на своего товарища; подчеркнул свой собственный стоицизм и любовь к спорту) и о том, что эти защиты выстроены против пугающих гомосексуальных желаний [5, стр.73-93].

Таким образом, анализ сновидений ведет к пониманию различных аспектов бессознательного психического функционирования, частью которых эти желания являются. Это понимание бессознательных страхов клиента, точек возникновения чувства вины, бессознательных защит Эго, понимание бессознательно смысла симптомов, бессознательный компенсаторный смысл черт характера.

В данной статье была сделана попытка отразить изменения во взглядах на психоаналитическую теорию сновидений. Современные научные представления о сновидениях в теории и практике психоанализа включают: модификации психологической модели сновидения З.Фрейда, использование манифестного содержания сновидения для диагностики Эго-состоянии в структурном и объектном ответвлениях психоанализа, современные представления о латентном содержании сновидения с точки зрения структурно-динамической модели психики.

источник

Появление механики больших скоростей, релятивистской механики Эйнштейна, отнюдь не отменило классическую физику Ньютона. Последняя оказалась следствием механики Эйнштейна при условии, что скорости движения малы по сравнению со скоростью света с. В свою очередь, законы макроскопической механики являются следствием законов квантовой механики, управляющих микромиром.

Кстати, как отмечалось в [ ], на эмоционально-лингвистическом уровне можно в шутку сказать, что Ньютон внес «новый тон» (new tone) в описание динамических законов природы, или вообще построил целый «новый город» в современной для того времени физике (new town), оправдывая тем самым свою знаменитую фамилию Newton. А на то, что соответствующие фундаментальные законы природы вообще должны представлять собой нечто принципиально единое и незыблемое как некий монолит или один единственный краеугольный камень, или, короче, просто один камень (ein Stein), обратил должное внимание как раз Эйнштейн, опять-таки как бы оправдывая, словно по воле Проведения, свою столь же знаменитую фамилию Einstein.

В современной постнеклассической физике замечено, что с каждым новым шагом развития ее основные законы и теории как бы упрощаются, становятся фундаментальнее. Все большее число известных ранее законов и положений становится следствием более общих. При этом старые утверждения как часть новых можно вывести, опираясь на законы формальной логики. Например, по мере того как развивалась физика число фундаментальных взаимодействий и фундаментальных частиц уменьшилось. Почему это происходит? Сейчас мы этого достоверно не понимаем, но это исторический факт. И этот факт интуитивно еще в XIV веке был осознан английским монахом и философом У. Оккамом и получил название принципа «бритвы Оккама». Его утверждение гласит: «Чем ближе мы находимся к некоторой истине, тем проще оказываются законы, выражающие эту истину». Что можно трактовать и так: не множь сущностей без надобности, т.е. объясняй факты простейшим способом. Это одна из аксиом науки. Возможно, число законов природы конечно, но способы познания их, т.е. наука, остаются при этом бесконечными. Как сказал Р. Фейнман: «Может быть вещь проста только тогда, когда ее можно исчерпывающим образом охарактеризовать несколькими различными способами, еще не зная, что на самом деле ты говоришь об одном и том же». Кроме того, познанные законы природы показали, что установление рамок, границ, в пределах которых действует та или иная физическая модель, также является своего рода фундаментальным законом. Как сказал Л. Ландау: «Главное в физике — это умение пренебрегать». По существу все физические теории, основанные на предыдущих надежно установленных и объясненных наукой наблюдениях, сузили круг тех вопросов, которые можно задавать природе. Как справедливо указывалось в [ ]: «Осознание новых ограничений стало признаком фундаментальных теорий».

В этом смысле можно представить некоторую образную, взятую из кристаллографических представлений, классификацию фундаментальных физических теорий или механик. Как предложил А. Зельманов [ ], в пространстве трех одинаково нормированных (чтобы не нарушать симметрию куба) универсальных мировых констант — гравитационной константы G, 1/c и постоянной Планка h — все механики составляют характерный куб фундаментальных физических теорий, располагаясь в его вершинах с соответствующими координатами: М(0, 0, 0); GM(G, 0, 0); RM(0, 1/c, 0); QM(0, 0, h); RGM(G, 1/c, 0); RQM(0, 1/c, h); QGM(G, 0, h); QRGM(G, 1/c, h) (рис. ).

Такая классификация позволяет также прогнозировать дальнейшее развитие физики как науки. Классическая механика Ньютона (М) не содержит никаких универсальных физических мировых констант и является первой фундаментальной теорией. Гравитационной механикой (GM) Ньютона является вторая фундаментальная теория, она содержит ньютоновскую универсальную мировую гравитационную постоянную G. Третьей фундаментальной физической теорией стала электродинамика Максвелла и связанная с ней СТО Эйнштейна или релятивистская механика (RM), где в качестве универсальной мировой постоянной рассматривается скорость света с — предельно возможная скорость распространения физических воздействий. Четвертой фундаментальной физической теорией, основанной на постулатах Бора, является квантовая механика (QM), содержащая универсальную мировую константу постоянную Планка h как минимально возможный квант действия. Пятой фундаментальной физической теорией стала ОТО Эйнштейна, т.е. релятивистская гравитационная механика (RGM), содержащая универсальные мировые константы с и G и учитывающая искривление гравитационного поля при скоростях, близких к с. Шестой фундаментальной физической теорией считается релятивистская квантовая механика (RQM), содержащая универсальные мировые постоянные с и h. И, наконец, еще две, которые, вообще говоря, еще только должны быть. Седьмая — квантовая гравитационная механика (QGM). В ней отчасти уже оперирует квантовая электродинамика с универсальными постоянными h и G. Восьмой, с точки зрения такой классификации последней, должна стать искомая пока квантовая релятивистская механика (QRGM), содержащая все три мировые универсальные постоянные h, c и G.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Заметим, что, вероятно, в связи с трехмерностью описания нашего пространства нам требуются только три необходимые независимые универсальные константы (и в этом суть аналогии с кубом), в качестве которых могут выступать любые эквивалентные им параметры, непосредственно связанные с экспериментом, но непременно три.

Интересно, что все эти механики взаимосвязаны подобно атомам в узлах кубической кристаллической решетки. Так, классическая ньютоновская механика (М), которая еще игнорирует универсальную гравитационного взаимодействия, конечность возможной скорости распространения всех физических воздействий и принципиально дискретный квантовый характер любого физического действия, является предельным случаем гравитационной (GM), релятивистской (RM) и квантовой (QM) механик, т.е. соответственно получается из них при . Аналогичным образом гравитационная (GM), релятивистская (RM) и квантовая (QM) механики представляют собой соответствующие предельные случаи релятивистской гравитационной механики (RGM), релятивистской квантовой механики (RQM) и квантовой гравитационной механики (QGM). Очевидно, что релятивистская гравитационная механика (RGM), релятивистская квантовая механика (RQM) и квантовая гравитационная механика (QGM) являются предельными случаями квантовой релятивистской гравитационной механики (QRGM).

Подведем теперь краткий итог рассмотренных выше идей современной естественнонаучной картины мира на основе постнеклассических физических представлений или той физики, которая, по терминологии И. Пригожина, является физикой существующего. Отметим еще раз, что эта современная естественнонаучная картина отличается более фундаментальным уровнем рассмотрения явлений природы. Современные физические теории имеют дело с самыми основными понятиями, свойствами, состояниями природы, такими как время, пространство, масса, заряд, поле, вакуум и т.д. Создана теория атома, объясняющая стабильность атомов, периодичность свойств химических элементов, образование химических связей различных видов, объясняющих многочисленные и разнообразные физические и химические явления. Установлено строение атома и составляющих его частиц. В итоге сформулирована последовательная концепция атомистического строения материи, согласно которой все сущее состоит из 12 фундаментальных фермионов: 6 кварков различных ароматов и цветов и 6 лептонов с различными лептоновыми зарядами. Все многообразие природных явлений объясняется взаимопревращением этих частиц и их взаимодействием, которые сводятся к четырем видам фундаментальных взаимодействий — гравитационному, сильному, слабому и электромагнитному. Предполагается, что переносчиками взаимодействия являются частицы — фундаментальные бозоны, фотоны, гравитоны. Предпринимаются попытки объединить эти взаимодействия в одно. Важно также, что результаты исследования микромира дают возможность по-новому осмыслить процессы мегамира — рождение и эволюцию звезд, галактик, всей Вселенной. Считается, что в окрестностях точки Большого Взрыва при Т >1032 К эти все взаимодействия были объединены.

Другим существенным моментом является то, что современная естественнонаучная картина Мира основана на фундаментальном вероятностном принципе обобщения закономерностей. Этот принцип, вытекающий из квантовой физики, можно распространять и на гуманитарный подход к изучению мира, т.е. использовать физические модели, в том числе статистические физические модели, для описания не только природы, но и социума и общества в целом. При этом природа, общество, Вселенная рассматриваются в развитии, во взаимодействии их сущностей. Так ОТО связала пространство и время, квантовая теория доказала условность разделения вещества и поля, выяснилась тесная взаимосвязь таких свойств объектов природы, как симметрия-асимметрия, хаос и порядок, дискретность и континуальность. Заметим, что классическое естествознание на разных этапах развития картин мира рассматривало физические модели описания объектов как замкнутых систем с линейными зависимостями описывающих их параметров. В современной картине мира рассматриваются уже более распространенные в природе открытые системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Для них характерны разнообразие, неустойчивости эволюции, нелинейные соотношения, процессы самоорганизации. Как отмечалось в главе 1.6, синергетический подход применим к объяснению самых разнообразных явлений в мире. Выяснилось, что нелинейность присуща не только чисто физическим процессам, но и большинству других — биологических, психологических, социальных, экологических, демографических, политических, экономических и т.д.

Поэтому в синергетической картине мира с единых позиций можно описать большинство глобальных процессов, используя нелинейность связей в различных моделях и системах. Использование методов и понятий синергетики позволяет прогнозировать эволюцию систем различной природы через процессы самоорганизации материи. Благодаря понятиям бифуркаций, возникновения новых упорядоченных структур из хаоса и возможности управления процессами через малые управляющие параметры можно более адекватно описывать природу самых разнообразных явлений, а в социально-экономических проблемах принимать правильные решения. Новые структуры возникают в точках бифуркации, когда еще не ясно, куда будет двигаться система, но тенденцию можно спрогнозировать или проанализировать выбором решений и путей развития. Можно сказать, что само научное знание развивается тоже как открытая система по законам самоорганизации. Важно также отметить, что постнеклассическое естествознание рассматривает мир как процесс и в синергетической картине он представляется глобальной иерархически организованной самоорганизующейся системой.

Окружающий человека мир, безграничный в пространстве и времени, дает грандиозную картину мироздания, в которой все связано со всем. Жизнь Природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека, жизнь и эволюция общества — все подчинено единым фундаментальным законам природы. Человек всегда пытался определить эту глобальную взаимосвязь всего со всеми разными способами и понять свое место, роль и предназначение в мире. Развитие науки, и прежде всего физики, как способа познания позволило построить некие модели — системы понимания и описания картины мира на основе существующего знания. На разных этапах развития человечества были механическая, электромагнитная, квантово-механическая, синергетическая картины мира. Естественно, что в целом это отражает лишь бесконечный процесс познания, приближения к единой эволюционной картине Мира и обусловливает принципиальную незавершенность научной картины мира. Современная наука пытается переосмыслить познанное, преодолевая необъясненные парадоксы и стереотипы мышления, создавая новую мировоззренческую парадигму.

В свое время представление о мире на основе классической механики, создавшее рациональный метод его объяснения, позволило объяснить и предсказать его развитие, но отделило человека и Бога от существующего мира. Лапласовский детерминизм тем самым выделил естественные науки из общего холистического понимания всего сущего. Физика отделилась от гуманитарного знания, последующее проникновение в природу вещей на основе естественных наук на самом деле позволило лишь увидеть глубину, сложность и неопознанность мира, хотя, конечно, это не означает прекращения попыток познать его!

В целом же оказалось, что на фундаментальном уровне природа едина и все грани в ней весьма условны и только лишь отражают последовательное приближение коллективного разума человечества к познанию мира. Об этом писал Н. Моисеев [ ]: «Очень многое нам не ясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами развертывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого Взрыва до настоящего времени, когда материя познает себя, когда ей присущ Разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие». Это единство всего сущего и его различных проявлений должно обусловливать и сближение, взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию мира. Соответственно при этом меняется также и роль исследователя в этом процессе познания: он сам становится неотъемлемой частью создаваемой им картины мира, которая вследствие этого по существу перестает быть только естественнонаучной. Поэтому возрастает роль нелогической компоненты мышления в познании, влияние интуитивных, близких художественному творчеству приемов в познании Истины. Правильнее считать, что современная картина мира должна строиться на базе парадигмы естественной и гуманитарной культур, целостного непредвзятого взгляда на мир. Результатом такого подхода может быть вывод, что наука есть основа взаимопонимания, искусство — основа мировосприятия, а их сумма есть основа гармонического восприятия всего мира, основа человеческого мироощущения. В представления современной естественнонаучной картины мира органично вписываются также идеи В. Вернадского о ноосфере как симбиозе человечества и остальной природы, обеспечивающей их коэволюцию, взаимодействие и способ существования.

Можно надеяться, что новый целостный взгляд на мир, общество, жизнь в рамках современной концепции естествознания позволит человечеству на пороге XXI века разумно решать глобальные проблемы демографического, экологического, политического и социально-экономического характера. Как сказал А. Эйнштейн, «Самое удивительное в природе это то, что можем ее понять» и «наша первейшая задача — научиться слушать природу, чтобы понять ее язык» ( И. Тамм), а «то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим» ( Е. Лец).

источник

В результате смены теорий меняется наше понимание Вселенной. Представления ученых о мире, его строении и развитии в каждую эпоху различны. Такую исторически определенную панораму знаний об объективной реальности называют научной картиной мира, понимая под этим совок-ть фундаментальных представлений того или иного времени о законах и структуре мироздания, целостную систему взглядов на общие принципы и законы устройства мира. Поскольку картина мира представляет собой системное и сложное образование, ее изменение нельзя свести к какому-то одному, даже очень крупному, открытию.

В истории науки можно выделить 3 научных революции, которые привели к складыванию определенных картин мира.

Первая, аристотелевская, произошла тогда, когда впервые появились определенные нормы и образцы научного знания. Для аристотелевской картины мира было характерно представление о Земле как центре мироздания, мир объяснялся умозрительно (они больше выдумывали, изобретали, чем изучали).

Вторая – ньютоновская. Наука этого времени стала ориентироваться на эксперимент, а основой для объяснения мира стала классическая механика.

Третья – эйнштейновская. Характерен анти-механицизм: с точки зрения современных естественнонаучных представлений, Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный.

Таким образом, научные картины мира менялись не раз – и кардинальным образом. Тем не менее, все рассмотренные картины мира были одинаково «законны», их нельзя считать ненаучными, — просто каждая из них соответствовала опред уровню развития человечества.

36. Категория «Бытие», ее роль в философии.

Все существующие в мире: вещи, люди, состояния, идеи-все это явл реальностью или действительностью. Человек в своей жизни сталкивается с 2-мя реальностями:

1.Объективная реальность — это действительность существующая вне человеческого сознания и от него не зависит(времена года).

2.Субъективная реальность-это действительность, которая существует в сознании человека и зависит от него.

Бытие, мозг, язык, разум явл. составляющими сознания, которые явл основой психологической деят-ти человека.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира явл категория бытия. Бытие — есть единство объективной и субъективной реальностей, т.е. это все то, что реально существует. Существуют 2 основные формы бытия: бытие природы и бытие человека. Бытие природы. Существует первая природа и вторая природа. Первая природа представляет собой естественную окружающую среду, которая в свою очередь делится на бытие отдельных представителей природы (приходящее) и бытие природы в целом (бесконечное). Особенностью бытия второй природы явл то, что она зависит от сознания людей, предается от одного поколения к другому. Бытие человека. Человек явл продуктом объективной реальности и создателем субъективной реальности. Следовательно, он явл переплетением 2-х реальностей. Человек – центр бытия. Существует 3 линии бытия человека: 1.Природно-биологическое бытие человека: тело среди тел природы, живое тело и оно подвластно законам жизни. Это бытие обеспечивает самосохранение, продолжение жизни, выживаемость чел-ва. Это бытие говорит о том, что чел-к мыслит и чувствует.

2.Духовное бытие чел-ка. Оно предполагает единство тела и духа, а следовательно, индивидуальное и общественное сознание. Итогом явл то, что чел-к носитель духовного.

3.Социальное бытие чел-ка, говорит о том, что чел-к живет в общ-ве, а, следовательно, ему присуще индивидуальное и общественное бытие.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 1663 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. И тому есть простое объяснение. Для философов самый интересный предмет исследования – это человек, строй и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» подразумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира. И первое, самоочевидное такое качество – это, конечно, наш разум, сознание. Здесь и лежат истоки знаменитой философской антитезы материального и идеального. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление идеального (разума, сознания) материальному (всему остальному). Поэтому категории «материя» и «сознание» неизбежно выдвигаются на первый план, образуют своеобразную ось философских размышлений независимо от того, признается ли этот факт открыто или нет.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория «материя».

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Понятие «материя», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некой общей, исходной основе, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».

На роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Не менее значимы были попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер («эйдосы» у Платона, «нус», то есть ум, у Анаксагора). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение.

Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего стали применять понятие «субстанция» (от латинского substantia – то, что лежит в основе). Категория субстанции в философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность. Конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа – субстанция – несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский материалист XVIII века Гольбах, который в работе «Система природы» писал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных формах материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом определении Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того , что воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения материи создавала возможности как для материалистической, так и идеалистической ее трактовки.

К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы — мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды — эфира. Физики с удовлетворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные им рамки.

Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило сказаться.

На благополучном, казалось, фоне «стройной теории» вдруг последовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В 1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 1901 г. Кауфманом показана изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, в 1905 г. Эйнштейном создается специальная теория относительности.

Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом — мельчайшая частица вещества. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: «материя исчезла». С другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение материи в «ничто». Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма — принцип неуничтожимости и несотворимости материи.

Наиболее удачное определение материи было в ту пору сформулировано В.И. Лениным. Анализируя данную ситуацию, Ленин по-новому подошел к определению понятия материи:

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»

Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Несмотря на кажущуюся простоту, это определение достаточно необычно. Своеобразие его заключается в том, что оно дается диалектически, то есть – через противоположность.

Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). И поэтому, сколько бы ни было впредь открыто таких видов материи, ее общее определение не должно быть поколеблено. Уровень общности ленинского определения материи – предельный.

Понятие о единстве материи с точки зрения современной физики

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.

Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы как одноименные (положительные) заряды, подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое — состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем случае — у атома водорода — ядро состоит из одной частицы — протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимодействия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно превращаются друг в друга и образуют особые целостности — нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном, а часть — в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейтрон — сложные образования. В них можно выделить специфические элементы — кварки, которые взаимодействуют, обмениваясь другими частицами — глюонами (от лат. gluten — клей), как бы «склеивающими» кварки. Протоны, нейтроны и другие частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.

Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле — биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как целостный объект (как и атом, молекулу и т.д.), где есть определенные элементы и связи между ними.

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Иными словами, система — это элементы и их структура.

Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу — в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул — от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков — имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т.д. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.

Согласно современным научным взглядам, глубинные структуры материального мира представлены объектами элементарного уровня. Это прежде всего элементарные частицы. За исключением электрона, исследования которого начались еще в XIX веке, все остальные были обнаружены в XX столетии. Их свойства оказались весьма необычными, резко отличающимися от свойств макротел, с которыми мы сталкиваемся в повседневном опыте. Все элементарные частицы обладают одновременно и корпускулярными, и волновыми свойствами, а закономерности их движения, изучаемые квантовой физикой, отличаются от закономерностей движения макротел, описанных в классической физике.

До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука разграничивала два вида материи — вещество и поле.

Еще в конце XIX-начале XX века поле определяли как непрерывную материальную среду, а вещество — как прерывное, состоящее из дискретных частиц. Однако развитие квантовой физики выявило относительность разграничительных линий между веществом и полем. Только на макроуровне, когда можно не принимать во внимание квантовые свойства полей, их можно считать непрерывными средами. Но на микроуровне поля предстают как состоящие из квантов, которые можно рассматривать в качестве частиц, обладающих одновременно и корпускулярными, и волновыми характеристиками. Например, электромагнитное поле можно представить как систему фотонов, а гравитационное поле — как систему гравитонов — гипотетических частиц, которые предсказывает квантовая теория. В то же время и частицы вещества — электроны и позитроны, мезоны и другие — уже в целом ряде задач физика рассматривает как кванты соответствующих полей (электронно-позитронного, мезонного и т.п.).

Элементарные частицы участвуют в четырех типах взаимодействия — сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном. Только два последних типа взаимодействий проявляют себя на любых сколь угодно больших расстояниях, и поэтому им подчинены процессы не только микромира, но и макротел, планет, звезд и галактик (макро- и мегамир). Что же касается сильных и слабых взаимодействий, то они характерны только для процессов микромира. Одним из самых удивительных открытий последней трети XX века было обнаружение того, что электромагнитные и слабые взаимодействия представляют собой стороны, различные проявления единой сущности — электрослабого взаимодействия.

Элементарные частицы можно классифицировать по типам взаимодействия. Адроны (тяжелые частицы — протоны, нейтроны, мезоны и др.) участвуют во всех взаимодействиях. Лептоны (от греч. leptos — легкий; например, электрон, нейтрино и др.) не участвуют в сильных взаимодействиях, а только в электрослабых и гравитационных. Гипотетические гравитоны выступают носителями только гравитационных сил. В сильных взаимодействиях многие адроны неразличимы, они как бы на одно лицо. Например, неотличимы друг от друга нуклоны — нейтроны и протоны, все П-мезоны (Пи-мезоны) выступают как одна частица. Но когда включаются электромагнитные силы, то нуклоны расщепляются на две составляющие, а П-мезоны на три (П°, П+, П-). Подобное расщепление позволяет рассматривать частицы как проявления некоторой глубинной структуры. Поиск таких структур составляет главную цель современной физики. На этом пути наука стремится обнаружить те глубинные свойства и состояния материи, которые в конечном счете определяют эволюцию Вселенной, особенности взаимодействия и развития ее объектов.

Первым большим успехом на этом пути было открытие кварковой структуры адронов. Кварки оказались весьма экзотическими объектами не только потому, что у них дробный электрический заряд (1/3 или 2/3 от заряда электрона, принимаемого за 1). Само взаимодействие кварков, осуществляемое благодаря обмену глюонами, таково, что увеличение расстояния между кварками внутри адронов приводит к резкому возрастанию связывающих их сил. Поэтому в отличие от ранее известных элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов и др.) кварки пока не обнаружены в свободном состоянии. Они оказываются как бы запертыми внутри адронов. Но в эксперименте их можно прозондировать: при столкновении частиц больших энергий внутри адронов обнаруживается несколько своеобразных центров, на которых происходит рассеяние частиц и которые физика отождествляет с кварками.

Кварки и лептоны выступают в качестве базисных объектов в системе элементарных частиц. Они являются главным строительным материалом для вещества нашего мира, поскольку ядра атомов существуют благодаря взаимодействию кварков, а формирование электронных оболочек вокруг ядра приводит к образованию атомов.

Современная физика пока еще не создала единой теории элементарных частиц, на пути к ней сделаны лишь первые, но существенные шаги. Выявление общих глубинных структур частиц, участвующих в сильных взаимодеиствиях, и установление единства слабого и электромагнитного взаимодействий стимулировали разработку идеи объединения сильных, электрослабых и гравитационных взаимодействий в рамках единой теории. Иными словами, речь уже идет об исследовании субэлементарного уровня организации материи, о выяснении единой природы всех элементарных частиц. По-видимому, именно в закономерностях этого уровня скрыты основные тайны нашей Вселенной, предопределившие особенности ее эволюции. Вообще для современной науки характерно, что чем глубже она проникает в микромир, тем больше возможностей открывается для понимания крупномасштабной структуры Вселенной. Последняя не является вечной и неизменной, а представляет собой результат развития материи, своеобразную реализацию тех потенциальных возможностей, которые были заложены в глубинах микромира.

Элементарный уровень организации материи включает наряду с элементарными частицами еще и такой необычный физический объект, как вакуум. Физический вакуум — не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых «виртуальных частиц».

Виртуальные частицы — это своеобразные потенции соответствующих типов элементарных частиц, их «вакуумные корни», частицы, готовые к рождению, но не рождающиеся, возникающие и исчезающие в очень короткие промежутки времени. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в «нормальные» элементарные частицы, которые живут относительно независимо от породившей их среды и могут взаимодействовать с ней.

Первые шаги по пути исследования субэлементарного уровня материи привели к принципиально новым идеям о качественном многообразии вакуума. Выяснилось, что физический вакуум способен скачком перестраивать свою структуру. Такие переходы из одного состояния к другому, связанные с резким изменением характеристик системы, в физике называют фазовыми (известным их примером служат переходы воды в пар и лед). Физический вакуум тоже оказался способным к фазовым скачкам.

Эти новые идеи современной физики микромира послужили опорой необычных представлений о развитии нашей астрономической Вселенной, о ее возникновении путем взрыва, связанного с массовым рождением элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Взаимодействие объектов субэлементарного уровня и возникающих на их основе элементарных частиц служит фундаментом для образования более сложных материальных систем. Из элементарных частиц строятся атомы, которые являются качественно специфическим видом материи.

Современная наука допускает возможность возникновения и сосуществования множества миров, подобных нашей Метагалактике и называемых внеметагалактаческими объектами.

Их сложные взаимоотношения образуют многоярусную Большую Вселенную — материальный мир с бесконечным разнообразием форм и видов материи. Причем не во всех этих мирах возможно то многообразие видов материи, которое возникает в истории нашей Метагалактики.

Итак, подводя итог сказанному, необходимо особо подчеркнуть, что материя представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им, что она находится в постоянном изменении, движении, переходит из одних относительно устойчивых материальных образований (качественных состояний) в другие, которые, будучи конечными, возникающими при определенных условиях и неизбежно исчезающими в следствии происходящих в них изменений, являются звеньями единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса.

В данном реферате мы рассмотрели понятия материя, её основные свойства и строение. Ключевым разделом реферата является понятие о единстве материи с точки зрения современной физики – здесь мы рассмотрели современные теории и исследования.

Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.

Кандыбо Г. В., Страшников В. М. Материя, движение, техника. — Минск, 1977.

Корухов В.В., Шарыпов О.В. Об онтологическом аспекте бесконечного // Философия науки. — 1998. — № 1 (2). — С. 27-51

Ахундов М. Пространство и время в физическом познании. — М., 1982 г

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 748 | Нарушение авторских прав

источник